Горизонтальная карьера: примеры развития. Что такое горизонтальное и вертикальное развитие продуктов

Сегодня в условиях дефицита технических специалистов компании готовы применять любые способы для их привлечения и удержания. Какие же перспективы роста может предложить работодатель будущему работнику?

В некоторых компаниях для каждого ИТ-специалиста разрабатывается индивидуальный план развития в течение определенного периода времени. Составляется он HR’ами или руководителем совместно с сотрудником. В нём отражены все необходимые факторы, чтобы повысить эффективность работника IT-службы для дальнейшего перехода на новую, более высокую позицию. В основном такие действия и методы находят отражение в достаточно крупных IT-компаниях, которые заинтересованы во внутреннем росте специалистов, обеспечивая таким образом внутренний кадровый резерв. Более мелкие компании ориентируются на опыт IT-специалиста и амбиции, учитывая его собственное стремление развиваться и расти.

Рассмотрим возможный карьерный путь на примере роли программиста

Пути профессионального развития бывают различные. Это может быть вертикальный рост, больше зависящий от амбиций личности, или горизонтальный рост, предполагающий получение новых задач, знаний, возможностей, расширение функционала. Ведь даже переход из одного проекта в другой, изучение новых технологий, увеличение проектной команды, например, с 3-х до 5-ти человек, можно расценивать как профессиональный рост.

Рассмотрим типы развития программиста, но отметим, что приведенный пример - не правило, а лишь один из возможных вариантов, которых может быть много и которые также зависят от того, в какой компании работает специалист.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КАРЬЕРНЫЙ РОСТ

Junior Developer

Это самая первая ступень, с которой обычно начинают свой профессиональный путь программисты, часто еще находясь на обучении в ВУЗе. Обычно к начинающим разработчикам предъявляют требования такие, например, как высшее (незаконченное высшее) техническое образование, владение языками программирования на общем уровне.

На входе в компанию молодые специалисты редко могут рассчитывать на крупные проекты. Сначала придётся выступить в качестве исполнителя, попробовать себя в разных ролях. Вряд ли на этом этапе удастся реализовать в полной мере все свои амбиции, но именно в этот момент развиваются и отрабатываются необходимые профессиональные навыки.

Разработчик ПО (Developer)

Требования:

Обязанности:

  • Разработка (внедрение) программного обеспечения для деятельности компании.
  • Разработка новых и поддержка существующих проектов.

Если сотрудник хорошо себя проявляет и быстро учится, если у него хорошие отношения в коллективе, то, скорее всего, следующей ступенью в его карьере будет должность старшего или ведущего разработчика. Небольшое уточнение: специфика российских компаний заключается в том, что данные позиции в них, как правило, разведены и требования к каждой из них несколько отличаются. Часто это зависит от опыта программиста, от того, как долго он работает в качестве разработчика. В зарубежных компаниях подобной градации нет.

Старший разработчик/Ведущий разработчик (Senior Developer)

Требования:

  • Образование - законченное высшее (техническое, математическое, физическое).
  • Наличие практического опыта: от 2 лет (для старшего разработчика), от 3 лет (для ведущего разработчика) участия в коммерческих проектах компании в роли разработчика или стаж работы не менее двух лет вне компании в качестве программиста.
  • Владение Software Engineering Process, методами и инструментами анализа и проектирования.
  • Владение языками программирования, представление о web-сервисах, серверных технологиях, СУБД, операционных системах.

Обязанности:

  • Выполнение работы по детальному проектированию (созданию спецификаций) компонент на основе предоставленных общих спецификаций.
  • Выполнение работ по программированию и первоначальному тестированию порученных компонент.

Также отметим, что диапазон заработной платы для данной позиции довольно широкий. Уровень оплаты труда может зависеть и от стажа программирования, и от востребованности или редкости той или иной языковой платформы/БД.

IT-специалист, отлично владеющий не только профессиональными навыками разработки (программирования), но и обладающий потенциалом в области управления коллективом, имеющий хорошие коммуникативные навыки и знающий специфику работы в команде, может стать руководителем группы разработки.

Руководитель группы разработки (Team Leader)

Требования:

  • Образование - законченное высшее (техническое).
  • Опыт руководства группой разработчиков, состоящей не менее чем из 2 участников в течение не менее 3 месяцев.
  • Навыки управления: владение основами управления проектами; подготовка и проведение технических презентаций; развитые или природные навыки общения; умение идентифицировать проблемы и эскалировать их.
  • Владение Software Engineering Process, методами и языками структурного анализа и проектирования.
  • Знание концепций и технологий проектирования и разработки информационных систем, СУБД.

Обязанности:

  • Руководство небольшими проектами или проектными командами в составе больших проектов.
  • Решение технических задач.
  • Подготовка и принятие проектных решений, участие в их реализации.
  • Руководство частью проектной команды, отвечающей за специфический перечень задач, в которую входят специалисты различного профиля (эксперты, аналитики, проектировщики, программисты).

Следующая ступень – менеджер проекта . На эту должность может претендовать человек, который сможет сочетать в себе навыки как проектно-технической деятельности, так и управленческой работы. И, несмотря на то, что существуют варианты, когда менеджером проекта становится человек, не имеющий опыта разработки, лучше с обязанностями справляются всё же именно технические специалисты.

Наряду с переходом в руководители проектов есть возможность и перехода в архитекторы. Сложно сказать порой, к какому же типу роста относится данная роль, поскольку по уровню компетенций она, безусловно, не менее ответственная. Но при этом здесь скорее говорится о развитии в части экспертизы, наработке знаний в технологиях, более глубоком погружении в саму технологическую и стратегическую часть проекта.

Далее путь менеджера проекта зависит только от того, в какой области он хочет себя проявить. Менеджер проекта может перейти в другой проект, более крупный, либо стать менеджером программы (Program Manager), который руководит сразу несколькими командами. Существует вариант развития до должности директора по разработке , который отвечает за всю разработку, осуществляемую в компании. Есть еще один путь - развивать и совершенствовать себя до позиции IT-директора , занимающегося уже вопросами IT в целом (в частности, инфраструктуры), но это уже сильно зависит от желания самого специалиста продолжать работать в области знакомой ему разработки или выйти за ее пределы.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ КАРЬЕРНЫЙ РОСТ

Вертикальный карьерный рост – не единственный вариант развития. Многие IT-специалисты оттачивают профессионализм и совершенствуются в горизонтальном направлении, расширяя свой функционал, выполняя новые задачи, становясь более универсальными работниками.

Так, программисты могут перейти и попробовать свои силы в архитектуре, детальном дизайне или в аналитике. Опыт разработчика может послужить хорошей базой для новой экспертизы в случае перехода в архитекторы. Как уже упоминалось, это можно рассматривать и как перемещение на ступень вверх.
Что касается аналитики, то туда программисты попадают не слишком часто. А связано это в основном с тем, что аналитики по своей сути – коммуникаторы, программистам же больше нравится разбираться с кодом, находить наиболее правильные и оптимальные решения.

Сегодня обсудим вертикальное развитие лидеров. Сейчас эта тема популярна. Её также называют повышением управленческой зрелости.

Если вы слышали о бирюзовых организациях со спиральной динамикой развития, то знаете, что вокруг этого понятия сейчас много хайпа, споров и противоречий. Всё сомнительно, потому что часто темпы и эффективность развития организации зависит от того, как развиваются первые лица компании.

Поэтому тема вертикального развития становится всё более актуальной. А в ведущих бизнес-школах она переведена на уровень дисциплины.

Что такое вертикальное развитие лидера?

В отличие от горизонтального развития, которое представляет собой накопление знаний, навыков, экспертизы и опыта, вертикальное развитие - изменение мировоззрения и набора установок, которые управляют поведением руководителя и его решениями.

Мы решили проявить инициативу и расширить этот подход отдельными конкретными навыками и компетенциями, которые совокупно влияют на повышение управленческой зрелости.

Мы насчитали до 12 таких навыков. В этой статье перечислим первые семь.

Теперь подробнее пройдёмся по каждому из навыков.

Управление талантами

Этот подход набирает обороты больше в корпоративном обучении, но мы рассматриваем его значительно шире.

Сюда входит управление своими талантами, талантами сотрудников и даже талантами клиентов.

Компания Бутсорг написала об этом в книге и очень хорошо показала в своём кейсе.

Они сделали акцент на сильные стороны стариков требующих ухода, поставили миссию компании - сделать стариков более независимыми от этого же ухода. От этого выиграли все.

Кейс вы найдёте на в на слайдах 39-44.

Управление обещаниями

Управление обещаниями, как навык и компетенция, становится важным, когда внутри компании пытаются построить самоорганизующуюся коммуникацию между подразделениями.

Тут важно, какой результат ожидать от работы одного подразделения сотрудникам другого. Этот результат и называется обещанием. Есть технология, которая позволяет это чётко описывать.

Управление полярностями

Многие проблемы, которые есть в комплексных бизнес средах, не могут быть полностью решены.

Даже если мы говорим, что проблемы решаемы, всегда есть полярности. Это некоторые противоречия, разные стороны решения одной проблемы. И ни одна из них никогда не окажется полностью правой.

Поэтому руководителю важно увидеть в этих двух элементах одно целое. Это помогает получить более системное представление ситуации.

Когнитивная гибкость

Когнитивная гибкость помогает руководителю быть более зрелым и расти вертикально. Первый раз этот термин прозвучал именно так в топ-10 компетенций Давоса, которые прогнозируются для успеха к 2020-му.

По сути когнитивная гибкость - это способность удерживать в уме противоположные идеи, одновременно продолжая действовать.

Это важно, потому что информации столько, что даже самый компетентный руководитель не может всё удерживать. Но если он когнитивно гибкий, то сможет из мнений других людей, отличных от его мнения, сложить и увидеть целостную картину. Это ещё называют «helicopter view».

Управление разнообразием

Управление разнообразием тоже способствует вертикальному развитию лидера. В английском языке используют термин «diversity management». Возможно, вы о нём слышали.

Чем разнообразнее мышление у ваших сотрудников, тем выше креативность внутри команды.

Кроме этого, если вы прислушиваетесь к мнениям, отличным от вашего, то, как руководитель, сможете избежать управленческой слепоты и принимать более качественные решения.

Управление смыслами

Управление смыслами - ещё один важный навык или компетенция зрелых руководителей.

К сожалению, для слова «purpose» не совсем подходят российские аналоги. Но именно те управленцы, которые чётко понимают смысл своей деятельности имеют очень хорошие показатели по здоровью: у них на 75% ниже риск сердечно-сосудистых заболеваний и инсультов. Они выглядят значительно моложе ровесников и умеют придавать смысл деятельности сотрудникам в своей компании.

Управление энергией

Управление энергией (energy management) - компетенция №1 для управленческой зрелости. Потому что такой подход, как mindfulness - способность концентрироваться здесь и сейчас на одной задаче очень влияет на продуктивность управленца.

И управление энергией последователей, людей которые готовы вести за собой - решающий фактор в лидерстве. Поэтому управление своей энергией и энергией сотрудников компании - один из важнейших навыков в вертикальном развитии лидера.

Мы разобрали семь навыков и компетенций для вертикального развития лидера. В этой статье кратко затронули каждый из них, чтобы вы предварительно познакомились с темой. Каждый из этих навыков влияет на успех компании, а вместе они создают мощный инструмент для развития.

Сейчас мы готовим для вас новую большую статью о семи навыках зрелого руководителя. Чтобы не пропустить, подпишитесь на нашу

04.11.2009г.

Термин «карьера» происходит от латинского carrus - телега, повозка и итальянского carriera - бег, жизненный путь, поприще. Наиболее распространенноеопределение «карьеры» - продвижение вперед в определенной сфере деятельности, например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, денег. Под словосочетанием «сделать карьеру» понимается также достижение престижного положения в обществе и высокого уровня дохода. Однако «делать карьеру» не всегда означает постоянное восхождение по служебной лестнице –– часто, достигнув определенных высот, человек рискует стремительно «скатиться» вниз и потерять все, чего добивался долгое время.

Жизнь как карьера

Ошибочно полагать, что термин «карьера» относится сугубо к служебным видам деятельности. Иногда на вопрос работодателя «Сколько времени Вы планируете уделять личной карьере?» , соискатель затрудняется вразумительно ответить и начинает путаться. Он воспринимает определение «личная карьера» как синоним «личной жизни» и начинает рассказывать о своих планах, не касающихся вопросов профессиональной деятельности. С другой стороны, «личная карьера» воспринимается как возможность для развития индивидуальных качеств, например, коммуникабельности, внимательности, доброжелательности, гибкости и др. В этом случае Вы будете частично правы, когда ответите, что «при любой удобной возможности, не в ущерб прямым обязанностям, построите работу так, чтобы Ваши личностные позитивные качества отразились на положительных результатах деятельности компании». Но даже при таком ответе есть риск, что потенциальный работодатель сделает вывод о том, что для Вас возможность самореализации в коллективе важней, чем Ваши непосредственные обязанности. Поэтому, уважаемый соискатель, не стоит путать личную карьеру с вашей личной жизнью или вашими личностными качествами. Личной карьерой может быть как карьера менеджера (то есть, как именно Вы видите свою работу на этой должности), так и спортивная, военная, артистическая карьера, карьера учащихся и т.д.

Вопрос о личной карьере потенциальный работодатель задает неспроста, ведь жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на деловую карьеру, является ее частью. Поэтому лучше всего сказать о том, что Вы готовы при необходимости пожертвовать частью личной карьеры в интересах компании. Конечно, не стоит перегибать палку и бравировать: мол «если надо, день и ночь буду на работе» . Рекрутер засомневается в том, что у вас все в порядке с личной карьерой (или даже в личной жизни), или придет к выводу, что чрезвычайное усердие вполне может быть вызвано тем, что Вы не можете уже долгое время найти работу.

Вертикаль и горизонталь

Часто соискатели на вопрос рекрутера«Почему Вы хотите работать именно в нашей компании?» отвечают: «У Вас есть перспектива карьерного роста». Кроме того, аналогичный ответ можно услышать и на вопрос, касающийся причин ухода кандидата с предыдущего места работы: «отсутствие карьерных перспектив». Далее потенциальный работодатель задет вполне логичный вопрос: «Каким образом Вы планируете карьерный рост?» . И вот тут многие претенденты на вакансию теряются, не могут дать четкого ответа. Некоторые все же отвечают, прибегая к помощи таких шаблонов как «хочу руководить отделом», «хочу быть директором». И уж совсем плохо дело, когда рекрутер спрашивает о том, какую карьеру предпочитает потенциальный кандидат: горизонтальную или вертикальную? Поэтому, уважаемый соискатель, чтобы избежать подобных недоразумений на собеседовании, не стоит забывать, что «карьера» подразумевает самые разнообразные варианты профессионального роста и продвижения по службе. Вообще же, существует два вида карьеры – горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная карьера

Горизонтальная карьера (карьера вширь) - это определение более широкого круга обязанностей и полномочий на своем месте работы. Умение делать то, чего другие не умеют. Именно поэтому обязанности работника при горизонтальном перемещении чаще всего меняются, а занимаемая должность остается на прежнем уровне. Кроме того это еще и возможность по совместительству руководить проектом или преподавать, в первую очередь в собственной фирме; вхождение в круг собственников фирмы. Горизонтальная карьера подразумевает и расширение полномочий, ответственности, повышение статуса, увеличение бонусов и прямой оплаты труда.

Чаще всего карьера вширь характерна для экспертов, научных сотрудников, консультантов, профильных специалистов, которые являются лучшими в своей области. Нередко они совмещают такую свою деятельность с работой в другой компании или в последующем открывают свои собственные фирмы.

«Активно зарекомендовали себя» в горизонтальной карьере и дизайнеры, программисты, журналисты, копирайтеры и др. Эти специалисты профессионально совершенствуется в рамках своей должности, но кресло начальника в ближайшем будущем они, как правило, занимать не собираются.

Вертикальная карьера

Вертикальная карьера - движение вверх по служебной лестнице. Иными словами, это повышение в должности с повышением уровня оплаты труда. В этом случае карьерный рост настолько очевиден, что порой его отожествляют с самим понятием «карьера».
Схема подобного вида карьеры внешне проста, но в то же время таит для особо рвущихся к самых верхам много опасностей. Среди них самые распространенные: готовность «идти по головам», пренебрежение к личной жизни, явное и тайное подхалимство перед вышестоящим руководителем и т.д. Лозунг таких людей обычно звучит как «Цель оправдывает средства». Но часто многие забывают пословицу «Из грязи в князи», сделав всего лишь полшага по служебной лестнице. Такие калифы на час обычно любят использовать малейшую возможность продемонстрировать свою власть в коллективе, за что в скором времени мгновенно падают с первых же взятых ими высот.

Итак, вот как может выглядеть вертикальная карьера финансиста. Выпускник финансового института работает некоторое время помощником бухгалтера, потом становится бухгалтером, затем заместителем главного бухгалтера, главным бухгалтером, финансовым директором заместителем генерального директора, генеральным директором. Но в то же время молодой человек может на определенной ступени своего карьерного роста «выйти из игры» исоздать собственную компанию. Может, наоборот, остаться в должности бухгалтера, финансиста.

Уважаемый соискатель! Еще раз хотим обратить внимание, чтобы не быть застигнутыми врасплох на собеседовании вопросами о карьере и видах карьеры, Вы должны четко представлять соотношение сил: «Ваши профессиональные способности, личностные качества и амбиции и возможности карьерного роста на предлагаемой должности». При этом очень важно определиться, в какую сторону Вам лучше развиваться: «вширь» или «в высоту»?И еще: иногда быстрое продвижение вверх приводит к быстрому падению. Поэтому не стоит забывать, что горизонтальная карьера на определенном этапе Вашей профессиональной деятельности может послужить отличным «трамплином» к восхождению по вертикале. Ведь опыт, умения, знания приобретаются и совершенствуются не количеством «повышений», а качеством работы по данной специальности.

Gospav

Xml:namespace>

Xml:namespace>

Xml:namespace>

Xml:namespace>

Xml:namespace>

Xml:namespace>

ФОТО Getty Images

Многим из нас хотелось бы думать о себе как о неповторимой личности. Однако наше сугубо индивидуальное развитие во взрослом возрасте (если оно вообще происходит) подчиняется общим закономерностям: мы можем двигаться только в строго определенном направлении - в сторону все большего осознавания, все большей целостности и свободы, проходя на этом пути определенные стадии. Впрочем, подавляющее большинство - 55% - находятся на одной из начальных четырех стадий развития. Означает ли все это, что, переходя от одной стадии к другой, мы идем от худшего к лучшему? Нет, это не история про «плохо» и «хорошо» или про то, что мы обязательно должны расти. Один из авторов модели вертикального развития, лингвист и психолог Сюзанна Кук-Гройтер считает, что гораздо лучше быть счастливым на той стадии, на которой находишься, проживать ее максимально целостно и наполненно. Однако нам стоит иметь в виду эту возможную перспективу, видеть эти ступеньки, отделяющие нас от самих себя - таких, какими мы могли бы быть.

Что такое вертикальное развитие?

«Все мы в ходе жизни накапливаем те или иные знания, умения, навыки, овладеваем новыми методами, но само по себе это накопление не приводит к качественным изменениям нашей личности, - рассказывает психолог Анастасия Гостева, прошедшая обучение у Сюзанны Кук-Гройтер. - Модель мира как операционная система, через которую мы воспринимаем реальность, остается прежней. Это развитие можно назвать горизонтальным». Вертикальное развитие описывает процесс, при котором ваша операционная система меняется на новую - более целостную, гибкую и в каком-то смысле мощную. У человека появляются новые способы целеполагания, бытия и мышления. Переход на следующую стадию определяется тем, какие аспекты внутренней и внешней реальности человек способен удерживать в своем внимании. Для того чтобы произошли глубокие, качественные изменения, то есть переход на новую стадию развития, у нас должно измениться восприятие себя и мира по трем ключевым параметрам:

  • Действие - уровень физического тела. Как я ставлю цели? Как я их достигаю? Где фокус моего внимания в процессе постановки цели - на себе или я замечаю других людей и большие системы?
  • Самоощущение - уровень эмоций. Насколько я осознаю свои эмоции и управляю ими, в покое и в стрессе? Насколько я способен считывать эмоции других людей и их влияние на общий контекст отношений?
  • Когнитивные модели - уровень мышления. Как я наделяю смыслом окружающую реальность и мое место в ней? Считаю ли я свое «Я» реально существующим или скорее конструктом, который изменчив и в каждый момент является результатом взаимодействия множества факторов?

Модель вертикального развития, включающая 10 стадий, - плод коллективной работы лингвиста и психолога Сюзанны Кук-Гройтер (Susanne Cook-Greuter) и психолога Роберта Кигана (Robert Kegan) из Гарвардского университета (США), а также специалиста по развитию организаций Билла Торберта (William R. Torbert).

Любой из нас наблюдал это на примере детей: ребенок пережил возрастной кризис - и перешел на качественно новую ступень. Он не просто приобрел новые знания и навыки, но его психика обрела способность воспринимать реальность через более сложные модели. Но как можно измерить эти изменения, есть ли для них объективный показатель? В свое время возрастной психолог Джейн Левинжер (Jane Loevinger) выдвинула гипотезу, что таким маркером для подростков является язык, точнее, языковые модели, которые они используют. Это предположение подтвердили результаты тестов, в которых девочки-подростки должны были продолжить незаконченные предложения.

Ученица Левинджер Сюзанна Кук-Гройтер решила опробовать такие же тесты со взрослыми людьми, добавив к ним к ним новые вопросы (например, про секс). Каждая группа вопросов была направлена на тестирование определенной зоны: как я действую, как себя ощущаю и как я думаю про себя и про мир.

За 30 лет были проведены десятки тысяч таких тестов. Поразительно, что при всем разнообразии индивидуальностей ответы оказывались достаточно стандартными и соответствовали одной из стадий в модели вертикального развития.

При этом стадии не являются жесткими уровнями, подобными ступенькам лестницы. Скорее, они похожи на волны зрелости, которые накрывают нас и протекают сквозь нас с течением времени, и каждая из них глубоко меняет наше существо. Каждый из нас тяготеет к какой-то одной стадии, которая является «центром притяжения» в данный момент жизни, но в стрессе мы можем регрессировать на ранние стадии, а в какие-то моменты нам доступен опыт более поздней стадии - как пиковое и новое переживание.

Десять стадий роста

Оппортунист (5% взрослых)

Сфокусирован на собственных сиюминутных потребностях (в основном телесных) и самозащите. Оперирует понятиями «я хочу» и «мое», подчиняется своим импульсам. Живет по закону джунглей: кто сильный, тот и прав, выживает сильнейший. Обратную связь воспринимает как нападение. Не задумывается о последствиях, не испытывает вины. Незаменим на войне и в экстренных ситуациях. Первая стадия, на которой «Я» впервые осознает себя как отдельное, - и поэтому импульсивность и агрессивность часто связана с тем, что человек еще не очень понимает, как выстраивать здоровые границы.

Примеры: члены банд, мафии, солдаты удачи, военные.

Дипломат (12%)

Конформист, стремится к социально одобряемому поведению и поощрению. Он понял, что выживать в одиночку труднее, чем в коллективе. Ищет поддержки семьи, группы, церкви, корпорации, ожидая, что там его жизнь наделят смыслом. Ищет для себя авторитетную фигуру: уважаемого духовного лидера, хорошего начальника. Обратную связь воспринимает как неодобрение или напоминание о правилах, регламенте. Но именно Дипломаты - клей любой группы: они стремятся сохранять единство всегда, когда это возможно.

Примеры: последователи ортодоксальных религий, представители бюрократии, «вертикаль власти» и те, кто ее поддерживает.

Эксперт (38%)

В отличие от двух предыдущих, способен впервые посмотреть на себя со стороны. Уважает интересы группы, однако хочет выяснить, в чем его уникальность. И решает, что в уникальных навыках и знаниях. Стремится к лучшей жизни, опираясь на знания, экспертизу и упорный труд. Перфекционист. Плохой командный игрок. Аргументирует свою позицию и отбрасывает соображения других. У него есть ответы на все вопросы. Считает себя добродетельным, а остальных неправыми. Обратная связь воспринимается лично, и, если ее не дал эксперт, выбрасывается из головы.

Примеры: менеджеры-технократы, микроменеджеры, которые так фокусируются на деталях, что забывают о целом.

Достиженец (30%)

Сфокусирован на достижении результата, эффективности, реализации личных целей. Ключевые интересы - успех и независимость. Модель поведения: «Действуй в своих интересах и выигрывай!» Рационален и очень интересуется наукой - ему важно узнать, как устроен мир и он сам, чтобы лучше контролировать реальность. Обратная связь приветствуется, если это поможет достичь цели. Способен видеть множественность перспектив, разрабатывает стратегии, ставит задачи и готов рисковать. Начинает понимать собственную психологию. На этом этапе человек может впервые пойти к психологу или начать медитировать - потому что это сделает его более эффективным.

Примеры: финансисты с Уолл-стрит, топ-менеджеры крупных корпораций, предприниматели, ученые-новаторы.

Индивидуалист (10%)

На этой стадии внимание впервые разворачивается внутрь, и человек задается вопросами, которые раньше могли его вообще не волновать: кто я? счастлив ли я? является ли моя жизнь моей в полном смысле этого слова? Индивидуалист вдруг обнаруживает, что в каждый момент времени он является частью большего контекста. Он погружается в изучение своего внутреннего мира в поисках уникальных даров или ответов на актуальные для себя вопросы. Получает удовольствие от жизни «здесь и сейчас». Учится принимать себя и, как следствие, начинает принимать других. Процесс для него нередко важнее цели. Личные свершения важнее социально одобряемых ролей. Ищет обратную связь, считая ее необходимой для своего развития. Ищет консенсус, стремится к диалогу. Считает, что все точки зрения имеют право на существование. Что нередко вызывает раздражение у тех, кто находится на более ранних стадиях развития.

Примеры: консультанты, специалисты помогающих профессий, «зеленые», постмодернисты, представители креативного класса, основатели интернет-стартапов.

Стратег (4%)

Очень хорошо осознает свои реакции, эмоциональные и телесные, и то, как они влияют на него самого, на его окружение и команду. Стремится жить полной и ответственной жизнью, реализуя весь свой потенциал на благо больших систем и своего высшего «Я». Интегрирует высшие ценности в повседневность. Планирует на срок от 1 года до 25, предвидя и более отдаленное будущее. Обратную связь считает необходимой для развития и постоянного переосмысления реальности. Уделяет огромное внимание личному развитию и помогает в развитии другим. Запускает серьезные системные изменения в мире. Обращает больше внимание на нерациональные источники информации - интуицию, вещие сны.

Примеры: Стив Джобс, создатели эко-индустриальных парков.

Алхимик (1%)

Обладает созерцательным, гармонизирующим мышлением. Способен осознать, что эго не имеет независимую природу - это продукт культурной и социальной жизнедеятельности. Смыслы порождаются людьми и не существуют сами по себе. И поэтому все, что он свидетельствует в своем ежедневном опыте, он не видит существующим отдельно от себя - и берет на себя полную ответственность за этот вроде бы «внешний» мир. Чрезвычайно чувствителен к состояниям других людей и систем, обладает огромной интуицией. Способствует глобальной социальной трансформации. Алхимик чувствует себя неразрывно связанным со всей планетой и всеми живыми существами и способен удерживать в своем внимании несколько временных линий одновременно.

Примеры: Махатма Ганди, Нельсон Мандела.

Объединяющий (0,1%)

Последняя из стадий, которые на данный момент удается выявить лингвистическими методами. Но многие исследователи, включая Кук-Гройтер, соглашаются, что это не последняя стадия развития. Объединяющий ощущает, что он является всем, он является ничем, и он все еще является кем-то - этим телом, этими эмоциями, этими мыслями, которые возникают и исчезают в потоке его восприятия. Способен видеть скрытые связи там, где они не видны другим. Они присутствуют сразу на многих уровнях реальности - личном, системном, планетарном - и впервые способны полностью выдержать парадоксальность мира, не пытаясь его изменить из эгоистических побуждений и - меняя самим фактом своего присутствия в нем.

Примеры: Шри Ауробиндо, Далай-Лама IV.

Поговорка «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» не всегда применима к гражданской жизни: не каждый работник жаждет занять руководящий пост. Одних отпугивает большая ответственность, другие не находят в себе управленческих навыков, а третьи просто не хотят менять что-либо в своей жизни. Но расти по иерархической лестнице можно не только вверх, но и вширь.

За зарплатой и статусом

Также не стоит забывать и о такой важной вещи, как социальный статус и признание. «Есть работники, равнодушные к карьерному росту, но их довольно мало, — говорит Владимир Цыплаков, специалист по поиску и подбору персонала холдинга «Империя Кадров» . — Безусловно, как символ успеха и реализации накопленного опыта статус руководителя привлекает многих, и большинство сотрудников рассчитывает на повышение. Как правило, специалисты рассматривают возможность карьерного и профессионального роста как преимущество при выборе работодателя».

Не хочу, не буду, не заставите!

И тем не менее стать «генералами» хотят не все. Как ни странно, даже в эпоху развитого капитализма находятся специалисты, которые громким должностям предпочитают линейные позиции, а управленческим талантам — свои профессиональные качества. В результате работник не движется вверх по иерархической лестнице, а разрастается вширь как профессионал. Это и называется горизонтальным ростом. Работая долгое время без повышения, но постоянно занимаясь самообразованием, получая новые навыки, оттачивая свое мастерство, сотрудник становится первоклассным специалистом, который по уровню профессиональной подготовки может дать фору большинству начальников и руководителей. Да, может быть, у такого сотрудника не будет громкой должности, однако его карьерный путь будет не менее удачен, чем у руководителя среднего или высшего звена.

По мнению Марины Рудковской , горизонтальная карьера наиболее характерна для людей творческих — например, дизайнеров, художников, . Для таких работников самосовершенствование, стремление развиваться в выбранном направлении — приоритетная задача. Прежде всего, потому что им по-настоящему нравится то, чем они занимаются. Например, если журналист-новостник действительно любит свою работу, получает удовольствие от нахождения в самой гуще событий, постоянно знакомится с новыми людьми, то ему вряд ли придется по душе «сидячая» работа шеф-редактора. «Люди, увлеченные своей профессией, постоянно совершенствуются, — отмечает Марина Рудковская . — Мотиватором для них становится не карьерный рост, а достижение такого уровня мастерства, которому нет равных. А перспектива стать большим начальником оказывается не очень заманчивой, потому что означает изменение в должностных обязанностях и смену привычного уклада жизни».

Набор профессионального веса

Но любовь к своему делу испытывают не только представители творческих профессий. Вспомните хотя бы Акакия Акакиевича: даже несмотря на свое мизерное жалованье, чиновник находил в своей скучной работе переписчика истинное удовольствие. В каждую копию он вкладывал свою душу, у него даже были буквы-любимчики! Однако такой труд сложно назвать горизонтальным ростом: дальше любви к своему делу гоголевский герой не смог пойти. Настоящий профессионал растет вширь благодаря освоению новых процессов и выполнению новых для себя задач. «Например, менеджер по продажам может взять на себя задачи по ведению ценовой политики. Также можно взять дополнительную ответственность за какой-либо бизнес-процесс», — полагает Владимир Цыплаков .

«В нашей компании очень популярны кросс-функциональные проекты, когда сотрудники из различных отделов работают над выполнением одной задачи, — делится опытом Марина Рудковская . — Практически у всех участников таких проектов расширяется функционал, появляются новые обязанности и, что самое важное, им приходится осваивать смежные дисциплины. Успешный кросс-функциональный проект — серьезная заявка на продвижение по службе для лидера проекта».

О плюсах горизонтального роста

Хороший размер зарплаты. Достигнув определенных высот на профессиональном уровне, вы всегда можете рассчитывать на приличное вознаграждение за труд. Причем в большинстве случаев не важно, в какой сфере вы трудитесь. Например, действительно талантливый может иметь месячный доход, сопоставимый с доходом генерального директора небольшой компании.

Никто не сможет ограничить вас в профессиональном росте. Вертикальная карьера всегда имеет так называемый «потолок»: руководитель отдела, генеральный директор, президент компании. Причем пробиться на следующий уровень всегда намного сложнее. Профессиональный рост не имеет ни «потолка», ни «стен». «Горизонтальная карьера ограничивается только творческими планами и устремлениями самого работника, — считает Марина Рудковская . — Всегда можно подойти с новой стороны к развитию своего проекта, пройти курс обучения, исследовать еще новые методики, провести эксперимент».

Однако Владимир Цыплаков отмечает, что рамки все же возможны, но в пределах конкретной компании и должности. «В одних сферах деятельности это зависит от предполагаемых компетенций должности, а в других ограничение связано с человеческими возможностями. Однако если компания активно развивается, сфера ответственности, полномочия, обязанности сотрудника могут меняться», — считает эксперт.

Специалисты, выбравшие горизонтальный рост, редко испытывают проблемы с трудоустройством. Прекрасный специалист, постоянно занимающийся самообразованием и повышением своей квалификации — именно о таком сотруднике мечтают работодатели. «Стремление к карьерному развитию у соискателя не всегда является положительным фактором для рекрутера, — говорит Владимир Цыплаков . — Исключение составляют случаи, когда речь идет о вакантной должности “на вырост”, и сотрудника планируют повышать после некоторого испытательного периода».

Пенсия с чистой совестью. Зачастую путешествия по иерархической лестнице сопряжены со скандалами, ссорами, обманами и прочими моментами, которые совсем не красят человека. Одни готовы идти по головам к своей светлой мечте, другим же претит эта идея. Горизонтальный рост позволяет добиться успеха исключительно собственными силами и не прибегая к помощи не очень честных методов.