Хенкель 111 боевое применение. Специальные модификации

Одним из самых знаменитых и интересных трофеев немцев после осуществления плана “Гельб” стал французский средний танк S35 Somua.


машины берет свое начало в январе 1932 года, когда французская армия выдала технические требования на танк типа АМС (Automitrailleuse de Combat - боевая бронемашина). Машина предназначалась не только для поддержки пехоты, но и для борьбы с бронетанковой техникой и укреплениями противника.

За работу рьяно взялась фирма Renault, но в 1934 году ТТЗ (увеличение бронирования, а вследствие этого - веса) пересмотрели, и она по сути оказались не у дел, как и другие фирмы. И чтобы выйти из, казалось бы, тупиковой ситуации, руководство кавалерии обратилось к фирме SOMUA (дочернее от Schneider). Контракт на разработку был заключен в октябре 1934 года.

И уже через 7 месяцев, к середине апреля 1935 года, опытный образец был готов и получил обозначение AMC SOMUA Type AC3. Такая скорость разработки и постройки в первую очередь объясняется тем фактом, что подвеска и трансмиссия частично были заимствованы у чешского танка Lt.35. Этому способствовали инженеры Schneider, которые некоторое время работали на заводах Skoda. По сути, промышленный шпионаж в действии.

Проблемы у нового танка возникли с силовой установкой. Несмотря на то, что фирма SOMUA выпускала для армии тягачи, их двигатели не подходили для нового танка. Проблему помогла решить фирма Javier Sabin. Заявленное вертикальное бронирование было от 25 до 35 мм, крыша МТО и днище от 12 до 20 мм. Хотя испытания в Кубинке трофейного S35 показали иные характеристики: лобовая часть 45 мм, толщина бортов составила 40-45 мм. Вооружение опытного танка (как и четырех предсерийных танков) состояло из 47-мм пушки SA34 и спаренного с ней 7,5-мм пулемета, и монтировалось все это в башне типа АРХ1. Серийные танки получили улучшенную башню модели АРХ 1СЕ с расширенным погоном и новую 47-мм пушку SA35 U34. Бронебойный снаряд с защитным наконечником которой, при скорости 671 м/с пробивал 40-мм лист брони, установленный под углом 30° с дистанции 500 метров, а обычный снаряд с того же расстояния пробивал 33-мм бронелист. Тем не менее башня так и осталась одноместной, что сильно осложнило жизнь командиру танка.

Прототип танка прошел испытания с 4 июля по 3 августа 1935 года. Военные высказали ряд замечаний и предложения, и после внесения изменений (второй этап, с 15 октября по 17 декабря 1935 г.) улучшений выявлено не было. Но потребность в новых танках у кавалерии была большая, и поэтому, не дожидаясь полного прохождения испытаний, был сделан заказ на 50 единиц. Танк получил официальное обозначение Char 1935 S (Танк 1935 S), хотя впоследствии более привычным стало другое название - SOMUA S35.


SOMUA S35

Первые серийные машины из-за спешки вышли с множеством дефектов. По сути, до апреля 1938 года шло дополнительное тестирование. В этом же месяце кавалерия все же приняла S35 на вооружение. Интересной особенностью было наличие дифференциального механизма поворота, управление осуществлялось штурвалом.

Это вылилось в то, что минимальный радиус поворота S35 был больше, чем у танков, имевших бортовые фрикционы, так как нельзя было полностью остановить одну гусеницу. При совершении других маневров данная специфика сохранялась, требовалась хорошая подготовка механика-водителя.

К 1 сентября 1939 г. французская армия располагала 270 танками S35, после объявления мобилизации, а затем и войны Германии, выпуск танков стал возрастать. К 25 июня 1940 г. фирмой SOMUA было выпущено 427 танков S35.

Боевое крещение, как и машины, о которых мы рассказывали в предыдущих статьях, S35 получил во время Французской кампании мая-июня 1940 года. Несмотря на качественное превосходство над немецкими танками, французам не удалось задержать немцев в приграничных сражениях. Например, в битве за Ханнут (Бельгия), проходившей с 12 по 15 мая, и в которой непосредственное участие приняли S35.

Важную роль сыграла немецкая тактика концентрированного удара, и по итогам боев было потеряно более 60 танков данного типа.

Участвовали танки S35 и в битве под Арасом, но успехи были достаточно скромные. А Шарль де Голь получивший в свое распоряжение 36 танков, отзывался о них следующим образом: “…Тем временем я получил на пополнение 3-й кирасирский полк, состоящий из двух эскадронов танков SOMUA. Однако во главе экипажей танков были командиры, которые никогда раньше не стреляли из орудий, а водители имели за плечами в общей сложности не более четырех часов вождения танка…”

К 22 июня 1940 года у французов оставалась примерно сотня танков SOMUA, 23 из которых оставили правительству Петена. Общее число трофейных танков составило 297 единиц. Эти машины получили немецкое обозначение Pz.Kpfw.739(f) и были частично модернизированы. А именно:

Поставлена немецкая радиостанция FuG5;

Командирская башенка получила двухстворчатый люк;

Полностью перекомпоновали боевое отделение, и башня все же стала двухместной.


Pz.Kpfw.739(f)

Несмотря на то, что танк уступал Pz IV по ходовым качествам, по бронированию и вооружению он вполне подходил для действий на фронте.

Танками S35 Somua оснастили пять танковых полков (100, 201, 202, 203, 204 Pz.Rgt. - Panzer-Regiment) и 10 отдельных танковых батальонов (Pz.Abt. 40, 202, 205, 206, 211, 212, 213, 214, 223, 301 - Panzer-Abteilung). В декабре 1940 года был создан 201 Pz.Rgt. двух батальонного состава.

Всего в танковом полку имелось 36 S35 и 82 Н-38/39. В январе 1941 года на территории Франции создается 301-й танковый батальон, а в феврале - 202-й танковый полк (из двух батальонов). А в марте 1941 года эти две части сводят в 100-ю танковую бригаду (Pz.Brig.100). Всего на данный период насчитывалось 295 танков (90 S35 и 205 Н-38/39).

Среди частей, которые имели на вооружение танк SOMUA, также были: отдельный танковый батальон “Wolf” (будущий 211 батальон), 100 учебный танковый батальон (обучение работы с трофейной бронетехникой), 201 и 202 танковые полки. А перед самым вторжением в СССР началось создание 101 бригады трофейных танков (состояла из двух танковых полков 203(Pz.Rgt.203) и 204 (Pz.Rgt.204).

К 1 июля 1941 у немцев было по меньшей мере 472 французских танков (из них 144 S35) в составе 101-й и 101-й танковых бригад в первой линии, не считая машин в 100 учебном батальоне, 211 и 204 полках.


Учебный S35

При формировании 22 танковой дивизии в сентябре 1941 года ее личный состав получил танки S35, но впоследствии они были заменены на чешские Pz.38(t). Был еще 203 танковый полк, из 23 танковой дивизии, но танки там заменили на Pz IV. А танки Somua отправили в Финляндию, где 211 полк (211 Pz.Abt) подчинялся командованию группы армий “Север”. Не все подразделения сражались на Восточном фронте. Часть танков и вовсе были переданы союзникам Германии: Болгарии (~6-7), Венгрия (2), Италия (32), Хорватия (20).

Помимо всего этого, танки S35 поступали на вооружение бронепоездов. К 22 июня 1941 года, для нападения на СССР было сосредоточено шесть штук. Бронепоезда №26, №27 и №28 имели в своем составе по 3 танка, №29, №30 и №31 - по два, всего 15 машин. Платформы снабжались аппарелями для “десантирования” танков.


Немецкий бронепоезд №28


Станция “Столбцы”(Минская область), лето 1941 года. Фото с форума fortification.ru

Первое боевое столкновение с частями Красной Армии случилось для “французов” в Брестской крепости, на Кобринском укреплении (Северный остров) у Восточного форта. Поначалу их применение виделось весьма туманным, т.к. командование не совсем понимало, как использовать бронепоезд № 28 в боях за город Брест и крепость. Ситуацию осложняло еще и то, что у танков полностью отсутствовали снаряды. Проблему устранили фактически накануне войны.

В бой танки пошли 23 июня. Скорее всего их запросили для усиления штурмующих, т.к. использование «Штугов», днём ранее особых успехов не принесло. По имеющейся информации, два танка были подбиты на Кобринском укреплении у Северных ворот гранатами и из зенитного орудия (скорее всего это 76,2 мм орудие 3-К 393 ОЗАД), третий танк все же прорвался во двор цитадели и был подбит орудием из района 333 СП. Два из трех танков были эвакуированы. По другим данным, три танка использовались 26 июня, но также без особого успеха.


Танк Pz.Kpfw.739(f) у Северных ворот Брестской крепости


Танк Pz.Kpfw.739(f) при штурме Восточного форта

Сломить же сопротивление защитников Восточного форта удалось только, сбросив на форт 29 июня 1800 кг. авиабомбу.

В дальнейшем танки S35 использовались эпизодически. Это было осенью 1941, скорее всего, в районе Смоленска.


Танк Pz.Kpfw.739(f), Восточный фронт, сентябрь 1941 год


Танк Pz.Kpfw.739(f), Восточный фронт, подбитый на подступах к Москве, 1941 год

Весной 1942 года в составе 22-й танковой дивизии эти танки штурмовали Севастополь. А чуть позже в боях под Сталинградом, где один танк попал к нам в качестве трофея.


Трофейный Танк Pz.Kpfw.739(f)

К началу лета 1943 года на центральном участке Восточного фронта оставалось только два танка S35. Остальные несли службу во Франции (67), Югославии (43), в Скандинавии (32), и 15 единиц оставалось на вооружении бронепоездов.

211 батальон (211 Pz.Abt), который как писалось выше прибыл в Финляндию еще летом 1941 года. Танки S35 выполняли роль командирских машин во взводах, оснащенных Н-39. Большую часть времени машины находились в корпусном резерве, вплоть до лета 1944 г. находясь на Кандалакшском направлении в районе Куолоярви. Для отражения наступления Красной Армии финны и немцы были вынуждены использовать всю имеющуюся бронетехнику, и 211 полку пришлось туго.

В ночь с 9 на 10 сентября рота S35 была послана для усиления немецких частей на кандалакшском направлении. Передвигаясь по дороге Миоккалахти-Куолаярви немецкие танки попали в “засаду” трех советских Т-34-76, которых сами же немцы хотели заманить в засаду, но из-за темного времени суток советские танки просто проскочили опасный участок. Возникла неразбериха, и та и другая сторона приняла вражеские танки за свои. Экипажи “тридцатьчетверок” среагировали быстрее, и тут же первый S35 получает три снаряда, спустя минуту подожгли второй танк, экипажи остальных танков решили за благо покинуть свои машины и ретироваться. По одним данным советским частям досталось 6 неповрежденных танков, по другим 8. После беглого осмотра было принято решение включить уцелевшие трофейные танки в состав наступающих частей. Их заправили, снабдили экипажами из запасного полка и отправили в бой. Уцелевшие после боя танки были отправлены в Кубинку.

Помимо Восточного фронта, танки S35 засветились и на других фронтах. Немцы также переоборудовали 60 танков в гусеничные тягачи, которые использовались на обоих фронтах (Западном и Восточном).

Размеры:
Длина корпуса, мм - 5380.
Ширина корпуса, мм - 2120.
Высота, мм - 2630.
Клиренс, мм - 420.

Бронирование:
Тип брони: стальная литая, гомогенная.
Лоб корпуса (верх), мм/град. - 36 / 22°.
Лоб корпуса (низ), мм/град. - 36 / 0-90°.
Борт корпуса (верх), мм/град. - 35 / 22°.
Борт корпуса (низ), мм/град. - 25+10 / 0°.
Корма корпуса (верх), мм/град. - 25 / 30°.
Корма корпуса (середина), мм/град. - 35 / 0°.
Корма корпуса (низ), мм/град. - 25 / 30°.
Днище, мм - 20.
Крыша корпуса, мм - 12-20 / 82-90°.
Лоб башни, мм/град. - 56.
Маска орудия, мм/град. - 56.
Борт башни, мм/град. - 46 / 22°.
Корма рубки, мм/град. - 46 / 22°.
Крыша башни, мм - 30 / 72-90°.

Вооружение:
Пушка 47-мм SA 35 U34.
Боекомплект: 118 снарядов.
Пулемёт: 1 × 7,7-мм mle.1931.

Подвижность:
Мощность двигателя, л. с. - 190 при 2000 об./мин.
Скорость по шоссе, км/ч - 37.
Запас хода по шоссе, км - 260.
Запас хода по пересечённой местности, км - 128.

Удельное давление на грунт, кг/см² - 0,75.
Преодолеваемый подъём, град. - 35.
Преодолеваемая стенка, м - 0,75.
Преодолеваемый ров, м - 2,15.
Преодолеваемый брод, м - 1,0.

Резюме: S35 как танк по сравнению с аналогами к началу Второй мировой войны отличался сравнительно высокими характеристиками вооружения и броневой защиты. 47-мм пушка SA 35 U 34 была способна эффективно поражать любые типы немецких танков, толщина брони которых в период Французской кампании не превышала 30 мм. При этом в её боекомплекте имелся сравнительно эффективный осколочный снаряд, вдвое превосходивший по заряду взрывчатого вещества советский 45-мм О-240 и уступавший в то время лишь снарядам 75-мм или 76-мм орудий.

Бронирование S35 при толщине вертикальных поверхностей корпуса около 40 мм рассчитывалось на защиту от противотанковых орудий первого поколения, имевших калибр около 37 мм.

Если брать за уровень именно 1940 год, то S35 был, наверное, лучшим средним танком. Совокупность неплохого вооружения и брони позволяет так сказать. Но с массовым появлением на полях сражений Т-34, S35 ушел в историю.

Источники
AFV Weapons Profile 36 Chars Hotchkiss, H35, H39, and Somua 35.
Trackstory 01 - Somua S 35.
Walter J. Spielberger - Beute-Kraftfahrzeuge und-Panzer der deutschen Wehrmacht (Band 12 der Reihe «Militarfahrzeuge»).
Бронеколлекция № 1998-04 (19). Бронетанковая техника Франции и Италии. Коломиец М., Мощанский И. 1939-1945.
Спасибухов Ю. Бронеколлекция № 2004-03 (54). Французские танки Второй мировой войны (часть 1).
Торнадо. Армейская серия 16. Бронетехника Франции 1940 г.
Военная летопись. Трагедия Бреста. Боевые действия на территории Белоруссии. 22 июня - 23 июля 1941 года.
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/f/.
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/france/somua_s35.htm .
http://fortification.ru/forum/index.php?topic=245.0.
http://photo.qip.ru/users/modeller11.photofile/200737469/all/?mode=xlarge.
http://samlib.ru/n/nikolaj_b_d/nnikolaj_b_dtrofei.shtml/stat.shtml.

До начала 30-х годов прошлого века во Франции танк рассматривался главным образом как средство поддержки пехоты. Соответственно этим взглядам распределялись средства и заказы. Однако со временем игнорировать тот факт, что Renault FT уже не является лучшим в мире танком, а скорость 17–20 км/ч - не предел для гусеничной машины, становилось всё труднее даже гордым победителям Первой мировой войны. Французская кавалерия, чья роль в рамках позиционно-окопной войны оказалась, мягко говоря, небольшой, в новых условиях увидела шанс повысить свою значимость и влияние. Сделать это было можно, превратив кавалерию в механизированные войска. Разрабатываемые для кавалерии танки в целях конспирации именовались «бронемашинами» и лишь с 1935 года получили новое и более соответствующее название «кавалерийские танки».

Спроектированный фирмой «Сомуа» танк по меркам второй половины 30-х был достаточно передовым. Прежде всего это касалось защищённости: S 35 стал одним из первых серийных танков с противоснарядным бронированием. Согласно справочным данным, S 35 имел 36-мм бронирование в скруглённой лобовой части; любопытно, что при исследовании трофейного танка S 35 в Кубинке намерили все 45 мм. Полуавтоматическая 47-мм пушка, которая была основным вооружением танка, могла успешно бороться практически со всеми танками вероятных противников предвоенного периода.

В предлагаемом фотообзоре представлен S 35 из английского танкового музея в Бовингтоне.

Общий вид танка с табличкой экспоната


Вид слева спереди


Левый борт. Поскольку машины в музее стоят близко друг к другу, фотографировать пришлось в несколько приёмов


Левый борт, часть вторая


Вид слева сзади


Вид справа сзади


Вид слева спереди. Рядом с танком 75-мм орудие «старшего брата» B1bis


К вопросу защиты фар французы подошли очень обстоятельно


Проушина для буксировки


Крупный план лобовой части танка с фирменной табличкой и номером


Открытый смотровой лючок механика-водителя


В боевой обстановке для обзора оставались только щели


Радисту щель полагалась только одна


Бортовые люки


Бортовой люк в задней части корпуса


Верхняя часть ходовой, виден поддерживающий каток


Из-за плотного расположения экспонатов корму тоже пришлось снимать по частям


Корма, правая часть


Буксировочный крюк


Нижний кормовой лист с технологическим люком


Ведущее колесо левого борта


Правый борт


Башня спереди сверху


47-мм пушка SA 35


Маски пушки и пулемёта крупным планом


Маски, вид слева


Командирская башенка


Башня слева спереди


Башня слева


Башня слева сзади


Башня сзади


Башня справа


Смотровая щель башни крупным планом


Вид сверху на командирскую башенку


Смотровая щель командирской башенки

Основным средним танком французской армии и, без сомнения, лучшим французским танком периода Второй мировой войны был S35.

История этого танка началась в 1934 году, когда были сформулированы требования к боевой машине для кавалерии. Согласно техническому заданию новый танк при массе в 13 т должен был вооружаться 25- или 47-мм пушкой, иметь броню толщиной 40 мм и экипаж из трех человек. Максимальная скорость должна была достигать 30 км/ч, а запас хода — 200 км при движении по шоссе или пять часов хода по пересеченной местности. Командование кавалерии обратилось с этим техническим заданием к дочернему предприятию компании «Шнейдер» фирме SOMUA (Societe d’outillage mecanique et d’usinage d’artillerie). Контракт на разработку проекта и изготовление опытного образца был заключен в октябре 1934 года.

СОЗДАНИЕ

Работа инженеров фирмы SOMUA продвигалась очень быстро — редкий случай для французского танкостроения тех лет. Спустя семь месяцев после подписания контракта — 14 апреля 1935 года — был готов первый опытный образец танка. Эта машина проходила испытания в течение июля 1935 года. 4 августа танк отправили обратно на завод для устранения недостатков. В ходе повторных испытаний, проходивших в октябре — декабре 1935 года, значительных улучшений выявлено не было. Тем не менее фирме был выдан заказ на первые 50 танков. Машина получила армейское обозначение Char 1935 S, но более она известна как SOMUA S35.

Первые четыре серийных танка в январе 1936 года были направлены в распоряжение 4-го кирасирского полка (4e Cuirassiers). Параллельно еще одна машина с 1 июля 1936 года по 3 марта 1937 года подверглась длительным широкомасштабным испытаниям, на основании которых были внесены значительные изменения в конструкцию трансмиссии, гусениц и систему вентиляции боевого отделения. И только в апреле 1938 года, изучив результаты эксплуатации первой партии машин в частях, кавалерия согласилась принять их на вооружение.

КОНСТРУКЦИЯ

Корпус танка собирался из четырех литых броневых деталей: двух нижних, образовывавших «ванну», в которой монтировались все агрегаты танка, и двух верхних — носовой и кормовой. Соединение сегментов корпуса осуществлялось при помощи болтов. Одноместная башня, установленная на S35, имела как ручной, так и электрический привод. На крыше башни со смещением влево на шариковой опоре была установлена командирская башенка. Командирская башенка имела смотровой люк с прибором наблюдения, щель и два отверстия, закрываемые броневыми заслонками.

Серийные танки получили модифицированные башни АРХ1СЕ с расширенным погоном и новую 47-мм пушку SA35. Бронебойный снаряд этой пушки мог пробивать 40-мм лист брони, установленный под углом 30° с дистанции 500 м.

Боекомплект пушки состоял из осколочных гранат с головным взрывателем и бронебойных гранат без взрывателя.

Экипаж, состоявший из трех человек, размещался в носовой части корпуса, так как 2/3 длины танка занимал двигатель и необходимое для его работы оборудование. Посадка экипажа осуществлялась через люк в левом борту. За отделением управления размещалось боевое отделение, в котором располагался командир танка.

ПРИМЕНЕНИЕ

К моменту начала Второй мировой войны было изготовлено 270 танков S35, из которых 191 находился в войсках, 55 на складах и 24 на заводе.

Танками S35 оснащались полки механизированной кавалерии (по 48 в каждом) трех легких механизированных дивизий. В мае 1940 года S35 состояли на вооружении 4-го кирасирского, 18-го драгунского (1-я DLM), 13-го и 29-го драгунских (2-я DLM), 1-го и 2-го кирасирского (3-я DLM) полков. После начала активных боевых действий была предпринята попытка создать 4-ю DLM в составе 3-го и 7-го кирасирских полков, однако от этой идеи отказались и поэскадронно раздали полки в сражающиеся части. 3-й кирасирский полк в качестве подкрепления получила 4-я танковая дивизия генерала де Голля. 50 танков S35 имелись в 6-й легкой кавалерийской дивизии, расквартированной в Тунисе. Во время Французской кампании танки SOMUA ничем особенно себя не проявили. Они превосходили немецкие танки по броневой защите и вооружению, не уступали в подвижности, но все эти достоинства сводились на нет плохой подготовкой экипажей. Отсутствие на большинстве танков радиостанций затрудняло управление подразделениями в бою.

Большая часть из 297 захваченных немцами танков S35 под обозначением Pz.Kpfw.35S 739(f) была включена в состав танковых частей вермахта. Что касается союзников Германии, то 32 танка S35 достались Италии, 2 — Венгрии, 6 — Болгарии. После освобождения Франции в 1944 году была образована 1-я французская армия, в которую влились войска французских внутренних сил (FFI), освобождавших страну. Танковые полки FFI были частично оснащены отбитой у немцев французской техникой. Так, например, 13-й драгунский полк имел в своем составе один эскадрон из 17 танков S35.

Специальные модификации

Наиболее интригующей и необычной была модификация самолета, разработанная братьями Гюнтер в 1941 году, Этот самолет состоял из двух Не 111, соединенных друг с другом в пятимоторный буксир тяжелых планеров. К работам над Не 111Z (Zwilling - близнецы) приступили в начале 1941 года, когда вдруг выяснилось, что Люфтваффе не располагает достаточно мощным буксиром для транспортных планеров Ju 322 и Me 321, опытные образцы которых уже были готовы. Оба типа планеров создали в 1940 году, держа в уме план «See Loewe» (вторжение в Англию). Работы велись в такой спешке, что никто не задумался над тем, какой самолет нужен для буксировки этих монстров. Сначала попробовали использовать для этих целей Me 110, которых из-за больших потерь, постепенно снимали с вооружения. Но один Me 110 «не тянул», поэтому приходилось впрягать сразу три самолета, что требовало от пилотов большой выучки и слаженности. Поэтому генерал Э.Удет (Udet), посетив фирму Хейнкеля, поручил как можно быстрее создать на базе Не 111 самолет, способный буксировать тяжелые планеры в одиночку. Несмотря на то, что создать буксир нужно было быстро и с наименьшими затратами, испытания заняли три месяца. После окончания испытаний два опытных образна отправили в Рехлин, где они получили высокую оценку. Зимой 1941 года на заводе в Мариэне приступили к сборке первых пяти Не 111Z на базе 10 Не 111H-6 7*, а в конце зимы - начале весны 1942 года еще пять машин на базе Не 111H-16. В конце весны 1942 года все машины уже были в частях.

Поскольку мощности четырех моторов не хватало для буксировки тяжелого планера, в конструкцию самолета ввели дополнительную секцию крыла, на которой разместили пятый двигатель Jumo 211F-2 и дополнительные топливные баки. Машина продолжала оставаться легкой в управлении и была достаточно мощной для буксировки тяжелых планеров. Экипаж состоял из семи человек (вместо десяти в двух обычных Не 111H). Два пилота располагались по одному в каждой кабине, причем второй пилот одновременно исполнял обязанности штурмана. На пилотов приходилась основная тяжесть управления самолетом, особенно при взлете и посадке. Синхронизация двигателей и шасси требовала большого опыта полетов на Не 111, но самым главным была слаженность работы пилотов, поскольку каждый из них управлял своим шасси и своими двигателями (один двумя, другой тремя).

Сухой вес самолета составлял около 14000 кг, а взлетный с нормальным количеством топлива - 20000 кг. С четырьмя дополнительными топливными баками самолет мог держаться и воздухе до 10 часов, буксируя один Me 321 или три Go 242 на расстояния до 4000 км. Для облегчения старта с полевых аэродромов предусматривалась возможность установки на Не 111Z четырех ракетных ускорителей R-Geraet. Для полета хватало мощности трех двигателей, а горизонтальный полет мог осуществляется и на двух крайних двигателях, при условии симметричности тяги.

He 111Z сдал экзамен в трудных, полевых условиях так хорошо, что в RLM решили и 1944 году развить эту идею и создать дальний бомбардировщик Z-2 и разведчик Z-3. Бомбардировщик должен был нести 7000 кг бомб на расстояние 4000 км, а разведчик производить фотографирование объектов, удаленных на 6000 км. Оба проекта так и не были реализованы по экономическим и военным причинам.

Одним из главных недостатков Не 111 был его низкий потолок, не превышающий 6000 метров. С этим недостатком мирились, рассчитывая на новый высотный бомбардировщик, однако, когда в 1943 году стало ясно, что такой машины не будет, высотный бомбардировщик попытались сделать из «Мальчика на побегушках». Сначала серийные двигатели Jumo 211F попробовали форсировать, установив турбонаддув и новую систему охлаждения. Но испытания показали, что это не самый лучший вариант. Поэтому данный проект, получивший обозначение Не 111R-1, отвергли, и в начале 1944 года начали работы над следующим - Не 111R-2. R-2 получил двигатели DB 603 мощностью 1785 л.с. Эти моторы имели встроенный турбонаддув типа Hirth или TKL 15, благодаря чему самолет развивал скорость 500 км/ч на высотах 14000 метров. Но для испытаний взяли прототип Не 111 V32, оснащенный двигателями DB 601U и турбонаддувом ТК 9 АС, которые не позволили самолету достичь желаемых результатов. Поэтому всякие попытки создать высотный бомбардировщик на базе Не 111 были оставлены.

7* Некоторые источники утверждают, что всего выпустили 10 Не 111Z. Из них пять (2 прототипа и три серийных машины) на базе Не 111H-6 и пять на базе Не 111Н-16.

Heinkel He 111Z

Из книги Повстанческая армия. Тактика борьбы автора Ткаченко Сергей

Специальные обязанности повстанца Обычно повстанец воевал в составе роя как стрелок либо выполнял специальные обязанности: был наблюдателем, снайпером, автоматчиком, подносчиком боеприпасов, связным, находился в секрете, дозоре или на полевом посту.Наблюдатель. Для

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Специальные провокационные мероприятия В борьбе с украинским национально-освободительным движением репрессивный аппарат советской власти широко использовал группы специального назначения органов НКВД-МГБ. Они действовали под видом национальных формирований

Из книги Техника и вооружение 2012 10 автора Журнал «Техника и вооружение»

Специальные подразделения во время советско-финской войны Кроме перечисленных выше назовем еще два подразделения специального назначения, которые использовались в тылу противника.7-й отдельный лыжный полк 1-го корпуса Финской народной армии (7-й ОЛП 1-го

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

Специальные, бронированные, транспортные Семен Федосеев Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных корпорацией «Защита».Фото автора, Р. Сорокина, а также корпорации «Защита». Проблемой защищенности транспортных машин военные и конструкторы озаботились

Из книги Гитлеровская машина шпионажа. Военная и политическая разведка Третьего рейха. 1933–1945 автора Йоргенсен Кристер

Книги и специальные выпуски: Альбом схем современного ручного стрелкового огнестрельного оружия и боеприпасов, стоящих на вооружении органов внутренних дел. Учебное пособие. М.: Моек, унив-т МВД России, 2005.Андрусенко И.М., Дуков Р.Г., Фомин Ю.Р. Мотострелковый (танковый)

Из книги Секретные инструкции ЦРУ и КГБ по сбору фактов, конспирации и дезинформации автора Попенко Виктор Николаевич

Специальные операции «Иностранных армий Востока» В конце 1941 г. абвер создал специальную часть из бывших красноармейцев под командованием русского белоэмигранта, полковника Сахарова. Базировалась она в Белоруссии, неподалеку от Орши, в местечке под названием Осинторф и

Из книги У-2 / По-2 автора Иванов С. В.

Глава 8. Специальные операции Кто смеет, побеждает. Девиз британских парашютно-десантных частей особого назначения (САС) По какой-то странной и необъяснимой причине регулярные вооруженные силы европейских стран питали глубокую и устойчивую неприязнь ко всему, что так

Из книги Французский легион на службе Гитлеру. 1941-1944 гг. автора Бэйда Олег Игоревич

Специальные фотоаппараты и фотоустройства В XX веке фотографирование стало едва ли ни самым распространенным видом сбора разведывательной информации. Фотосъемка осуществляется с помощью современной аппаратуры и при дневном освещении, и ночью, на сверхблизком

Из книги Спецназ России автора Квачков Владимир Васильевич

Из книги Учебник выживания войсковых разведчиков [Боевой опыт] автора Ардашев Алексей Николаевич

РАЗВЕДЧИКИ И ПЕРЕБЕЖЧИКИ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ Противостояние между легионерами и партизанами имело характер не только прямых вооруженных столкновений и действий спецгрупп в тылу противника, но и борьбы скрытой, между разведчиками и контрразведчиками. Французы

Из книги Бронеколлекция 1995 № 03 Бронетанковая техника Японии 1939-1945 автора Федосеев С.

Часть первая. Специальные действия в военном искусстве дореволюционной России Исследование истории специальных действий предполагает их периодизацию.Для этого необходимо:во-первых, найти признаки действий воинских формирований, по которым отнести такие действия к

Из книги Средний танк «Чи-ха» автора Федосеев Семён Леонидович

Часть вторая. Специальные действия в военном искусстве советского

Из книги автора

Специальные действия в советско-японской войне Специальные действия воздушных и морских десантов, а также армейских передовых подвижных отрядов, нашли широкое применение в ходе советско-японской войны в августе-сентябре 1945 года. В период с 18 по 27 августа со специальными

Из книги автора

Специальные упражнения для укрепления ударных частей рук, ног и адаптации к болевым ощущениям 1. Сгибание и разгибание рук в упоре, лежа на основаниях сжатых в кулак пальцев; на выпрямленных и разведенных пальцах.2. Тычки напряженными пальцами в песок или мелкий

Из книги автора

Специальные бронированные машины Химические машины На базе легких и средних танков в Японии создавались огнеметные танки, вооруженные двумя-тремя огнеметами и двумя пулеметами. Часть этих танков оснащалась плужными тралами, что превращало их в средство для штурма

Из книги автора

Специальные машины На шасси средних танков в Японии был построен целый ряд специальных машин для обеспечения действий танковых частей. Как и в случае с САУ, их номенклатура и основные характеристики отвечали насущным потребностям японских танковых сил, но выпуск был