Stug iii звезда не становится ведущее колесо.

данного набора находятся нижняя часть корпуса, пара одинаковых литников шасси, литник с верхней частью корпуса без рубки. Эта часть является общей с наборами StuG III Ausf.B и Panzer III Ausf.F производства «Звезды». Отличаются литники верхней части рубки и нового длинноствольного орудия. Отсканированное содержимое коробки с данным набором можно рассмотреть на рисунках (1-5). Качество отливки низкое - много облоя, есть утяжины, соединения деталей с литниками очень толстые. Перед сборкой придется поработать надфилями. Характерный брак прессформы присутствует в каждой коробке - ведущие звездочки необходимо буквально выпиливать из куска облоя. Гусеницы условно можно назвать виниловыми. Сейчас их отливают из чего-то больше похожего на полиэтилен. Они более жесткие и с них соскальзывает краска. Возможно, этот состав более долговечный и не усыхает со временем, как винил. Из недостатков набора следует отметить также отсутствие запасных траков и буксировочного троса.

А теперь о приятном. Главное достоинство набора: используя только пластик из коробки, можно собрать 4 разных модификации данного штурмового орудия. Похоже, что это многообразие сразу было продумано и заложено в проект данного набора, но при покупке прессформ «Звездой» схему сборки существенно сократили.

Сравнительные внешние отличия модификаций C/D и E хорошо видны на рис.6.

StuG III C/D

С мая по сентябрь 1941 г. изготовлено 50 самоходных орудий модификации С и 150 модификации D. Отличия модификации D от C были следующими: более качественная броня лобовой части и наличие электрозвонка для подачи сигналов командиром самоходки водителю. Данные отличия никак не влияют на внешний вид и сборку модели. Сами немцы наличие и потери этих самоходок учитывали в одной графе, а модификацию писали через дробь: «C/D».

Сборка модели StuG III C/D:

    Ходовая собирается одинаково для всех модификаций от C до F. Надо обратить внимание, что рычаги торсионной подвески разделяются на правые и левые. Направляющее колесо (ленивец) ставится поздней версии, со спицами.

    Соответственно собирается и поздний механизм натяжения гусеницы (тяга с отверстием посередине).

    В крыше рубки протачивается отверстие под прицел чуть больше, чем сразу в отливке. Люк возле прицела ставится не с отверстием, а пятигранный (деталь 25 литника С) Закрытый уголок люка на крыше рубки остается на месте, его срезать не надо. Отличия установки прицела для разных модификаций показаны на рис.7.

    Лючки доступа к трансмиссии перед рубкой ставятся с большими петлями (деталь 24 литника С). Был ли вариант более ранних лючков, как у модификации StuG III Ausf.B, я не знаю. Такая деталь присутствует на литнике С под номером 15. Из экзотических вариантов сборки видел историческое фото самоходки с рубкой от Ausf.B на корпусе от поздней модификации Ausf.F.

    Орудие собирается короткоствольное, StuK 37 L/24. Маска орудия собирается из двух деталей С1 и С2, ствол присутствует в центре литника С под вдавленным номером 29. Номер 29 на литнике присутствует еще раз на детали для крепления перископа, но там он выпуклый.

    На левый борт рубки приклеивается бронированный контейнер - деталь С16. Точка крепления антенны на этой детали должна находиться вверху справа.

    Перед бронированным контейнером приклеивается наклонный бронелист - деталь С17. Правый борт рубки прикрывает бронелист - деталь С18. На деталях С17 и С18 видны по паре отверстий - точки для крепления скоб. Скобы необходимо сделать из проволоки.

    Орудийный банник для орудия StuK 37 состоит из двух частей, деталь такого банника есть на литнике А под номером 23.

    Короб для укладки антенны устанавливается один, на левый борт.

    Для ведения войны на юге территории СССР, в Греции и Северной Африке выпускали тропический вариант. Для этого над моторным отделением делались вырезы для лучшей вентиляции, прикрытые бронеколпаками.

StuG III D командирский

Исторического фото такой модификации я не нашел, хотя есть упоминания в серьезных источниках. От линейной самоходки отличается наличием второго бронированного контейнера на правом борту. При сборке правый борт должен получиться симметричным левому борту - такой же контейнер и небольшой наклонный бронелист, вторая антенна и короб для ее укладки по-походному. Укороченный контейнер можно сделать из длинного контейнера для правого борта, вырезав кусочек из его середины и состыковав две части. Часть правого наклонного бронелиста тоже придется отрезать.

StuG III Е

Последняя модификация самоходки с короткоствольным орудием. С сентября 1941 г. по март 1942 г. изготовлено чуть менее трехсот единиц (272-284 по разным источникам).

На борта рубки крепятся два удлиненных контейнера, которые впоследствии остались у модификации F. Наклонные бронелисты по бортам рубки отсутствуют.

Лючки доступа к трансмиссии ставились с маленькими петлями (деталь Е1).

Крыша моторного отделения изготавливалось как в тропическом, так и в обычном исполнении.

С декабря 1941 г. в приказном порядке были внесены доработки, причем их должны были выполнить в полевых мастерских и для самоходок, уже поступивших в армию. Доработки заключались в следующем:

    На самоходном орудии размещался запасной кусок гусеницы (11 звеньев). Обычно для его крепления на лоб корпуса наваривалась металлическая полоса, и запасные траки служили также дополнительным бронированием.

    На корме возле глушителей устанавливался металлический дефлектор для отражения струй выхлопных газов.

Иногда делалось быстрое решение этих двух доработок - кусок гусеницы подвешивали между задних буксировочных серег, гребнями к корпусу самоходки. В этом случае запасные траки служили также и дефлектором.

StuG III F

По разным источникам, с марта по сентябрь 1942 г. было изготовлено 359-366 штурмовых орудий StuG III Ausf.F. Они были вооружены длинноствольным орудием StuK 40 L/43. 31 самоходка получила орудие с длиной ствола не 43, а 48 калибров. Часть орудий была снабжена однокамерным дульным тормозом сферической формы. Средняя и поздняя модификации получили корпус с дополнительной накладной броней. На крыше рубки машин модификации F монтировалась надстройка с вытяжным вентилятором.

Модель из данного набора воспроизводит StuG III Ausf.F ранних серий выпуска (март-июнь 1942 г.). Всего самоходок такой модификации было выпущено чуть меньше двухсот. Сборка согласно прилагаемой к набору схеме получается близкой к исторической правде, хотя и несколько упрощенной.

Доработки в полевых условиях

В полевых мастерских экипажами проводились различные доработки штурмовых орудий. Наиболее типичными были следующие:

    Над моторным отделением наваривалось ограждение. При этом на корме самоходки перевозилось различное имущество экипажа. Зачастую заднюю стенку такого импровизированного «кузова» делали из вертикально закрепленного куска запасной гусеницы.

    Запасными траками бронировали не только лоб корпуса, но также и лоб и борта рубки. Есть историческое фото StuG III Ausf.F, у которого запасные траки приварены даже на корпус ниже поддерживающих роликов.

    Запасные опорные катки на момент выпуска заводом «Алькетт» крепились на надгусеничных полках, как и предлагается в схеме сборки модели. Однако экипаж часто размещал их над моторным отсеком или на бортах рубки в качестве дополнительного бронирования. Зачастую на машине было не 2, а 4-6 запасных опорных катков.

    Часто пространство между ребрами жесткости в верхней передней части рубки заливали бетоном и окрашивали в базовый цвет. Есть фото такой самоходки модификации E и нескольких модификации F.

    Иногда над фарами на надгусеничной полке и над прицелом приваривались защитные ограждения. Обычно это было несколько дуг из толстой стальной проволоки. Такими ограждениями были снабжены StuG III D, отправленные в Северную Африку. Штатное ограждение из проволоки над прицелом несколько позже получило самоходное орудие модификации F/8.

Описанные выше доработки иллюстрируют рисунки 8 и 9.

Варианты окраски

Обычно еще на заводе StuG III C-F были окрашены в темно-серый танковый.

Зимой их белили, есть множество исторических фото таких самоходок StuG всех модификаций.

Переходный период от серого к камуфляжу. Поверх базового серого иногда наносились камуфляжные пятна и полосы грязно-желтого цвета, есть фотографии нескольких машин Ausf.F и Ausf.E в такой окраске.

Уцелевшие к лету 1943 г. самоходки перекрашивали в панцероливе, иногда с нанесением поверх более темных волнистых линий.

Известны случаи, когда трофейные StuG использовались советскими войсками. Их перекрашивали в темно-зеленый цвет и наносили хорошо заметные звезды или серп и молот.

Особо хочу отметить «мелочи» при окраске:

    Банник сделан из дерева, но на торцах находятся стаканы из светлого металла. Конструкция в целом напоминает удилище из нескольких колен с винтовым соединением. Рабочая часть щетки банника обычно зачехлялось материей темного цвета.

    Внутри рубка окрашена белым, но внутренняя сторона всех люков была базового серого цвета, иногда светло-коричневая (видимо, просто покрыта грунтовкой). Белую внутреннюю сторону створок люков я видел только на снимках музейных экспонатов, которые перекрашивались уже после войны.

    Кольца за победы рисовали не только возле дульного тормоза на стволе, но и иногда перед орудийной маской, и даже на цилиндрической части орудийной маски. Иногда колец было больше десятка, а известный мне рекорд для StuG составляет 60 побед.

Рисунки 10,11 иллюстрируют различные схемы окраски.

Декали

Исторического подтверждения прилагаемым к набору декалям (рис.12) я не нашел. Более того, по найденным мною документам, у 203 StuGBrg силуэт слона на черном прямоугольнике был не красного, а белого цвета. Замена цвета на эмблеме на менее яркий была достаточно частым явлением, но подтверждения замены белой краски на красную в данной эмблеме я не нашел. Удачным может быть использование декалей от набора «Звезды» StuG III Ausf.B - в комплект этого набора входит черно-красная эмблема 191 StuGAbt. Есть историческое подтверждение, что StuG III Ausf.F с эмблемой 191 StuGAbt и черно-белым крестом, без тактических номеров участвовала в боях в 1943 г. на Восточном фронте. Окраска была с камуфляжными линиями поверх панцероливе.

Кроме специализированных подразделений StuG, эти самоходные орудия были на вооружении и других частей. Например, есть фотография StuG III Ausf.F с тактическим знаком части СС «Дас Рейх» под Курском. Афтермаркет

Из дополнительных мелочей, способных улучшить эту модель, следует поискать сеточки моторного отделения и запасные траки. В качестве промежуточного решения, источником запасных траков и запасных катков может послужить еще один такой же набор, тогда запасных частей хватит для нескольких моделей. В этом случае рекомендуется просверлить гребни на внутренней стороне траков, навешиваемых в качестве брони.

Подводя итог, можно сказать, что недостатки пластика данного набора компенсируются богатством вариантов сборки модели.

Литература:

    Bruce Culver, Don Greer, Horst Scheibert «Sturmgeshutz III» (издание на немецком языке, 1977 г.).

    «Электронная энциклопедия танков, БТТ и артиллерии», студия KorAx, 2001 г.

    П.Чемберлен, Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков Второй Мировой войны».

    М.Свирин «Штурмовое орудие Sturmgeshutz III».

Вошедшие в иллюстрации фотоматериалы присутствуют в различных печатных изданиях и на Интернет-страницах и не являются эксклюзивными.

© Георгий Чернилевский, май 2005

Review/obz131.txt · Последние изменения: 2008/06/07 17:40 (внешнее изменение)

StuG III – это немецкая средняя по массе САУ класса штурмовых орудий. Была построена на базе танка PzKpfw III и активно применялась во . Была самым массовым представителем бронетехники Германии, выпускалась во множестве модификаций в течение всей войны.

История создания

История третьего Штуга началась в 1935 году, когда появилась идея создать машину «штурмовой артиллерии», для поддержки пехоты. Есть вероятность, что эту идею немцам случайно подсказали русские, обсуждая с компанией Даймлер-Бенц создание опытного образца САУ для Красной Армии. Эскиз даже был разработан, но советскую строну не устроила цена, и сделка не состоялась.

В 1936 году именно фирме «Даймлер-Бенц» заказали спроектировать бронированную машину для поддержки пехоты. Ее следовало вооружить 75-мм пушкой, а также полностью бронировать для защиты экипажа. При этом по высоте машина должна была быть не выше роста среднего солдата.

«Даймлер-Бенц» для разработки решили взять шасси танка Pz. III, тогда еще достаточно нового, а орудие поставить с первых модификаций . После сбора нескольких прототипов в 1937 году их отправили на отработку тактических приемов. Но отработка сильно затянулась, так что Sturmgeschütz III в Польской кампании поучаствовать не успели, и в серию вышли только в феврале 1940 года. Зато потом они модифицировались и производились на протяжении всей Второй мировой.


StuG III ausf A, первая модификация

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – штурмовое орудие;
  • Боевая масса – 23,4 тонны;
  • Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади, управления и боевое в центре;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы разработки – 1937;
  • Годы производства – 1940-1945;
  • Годы эксплуатации – 1940-1950;
  • Всего выпущено – 10500 машин.

Размеры

  • Длина корпуса – 6770 мм, такая же с пушкой вперед;
  • Ширина корпуса – 2950 м;
  • Высота – 2950 мм;
  • Клиренс – 385 мм.

Бронирование

  • Тип брони – литая и стальная катаная;
  • Лоб корпуса, верх — 25+30 / 85° мм/градус;
  • Борт корпуса – 30 мм;
  • Корма корпуса, верх — 30 / 30° мм/градус;
  • Днище – 19 мм;
  • Крыша корпуса — 16 / 78-87° мм/градус;
  • Лоб рубки — 50+30 / 9° мм/градус;
  • Маска орудия — 50+30 / 5° мм/градус;
  • Борт рубки — 30 / 0° + 8 / 30° мм/градус;
  • Крыша рубки — 10 / 78-90° мм/градус.

Вооружение

  • Пушка — Stuk 40 L/48 калибра 75 мм;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 24 калибра;
  • Боекомплект пушки – 54 снаряда;
  • Углы ВН — −10…+20° градусов;
  • Углы ГН – 12 градусов;
  • Прицелы — Перископические прицелы SfI ZF 1а и RbIF 36;
  • Пулемет — МG 34 калибра 7,92 мм.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе и пересеченной местности – 38 км/ч;
  • Запас хода – 155 км;
  • Удельная мощность – 12,8 л.с./т;
  • Тип подвески — Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,6 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,3 м;
  • Преодолеваемый брод – 0,8 м.

Модификации

StuG III активно использовался в течение всей войны, и чтобы он оставался актуальным, его регулярно модифицировали.

  • Ausf.A – первая серийная машина на шасси Pz.Kpfw.III Ausf.F. Было создано 36 штук, 6 переделано из Pz.Kpfw.III Ausf.G. Применялись в мае-июне 1940, позже отправились в учебные соединения;
  • Ausf.B – похож на предыдущую модель, но с широкими гусеничными траками и опорными катками, с механической коробкой передач. Было построено 300 штук, использовались до конца 1942;
  • Ausf.C – с новым бронированием носовой части, без прицела наводчика и с обновленной конструкцией люка водителя для выдвижения прицела за закрытым любом. Создано 50 машин;
  • Ausf.D – аналогичен предыдущему варианту, но имел внутреннее переговорное устройство. Построено 150 машин, некоторые переделаны в командирские;
  • Ausf.Е – обновленный вариант, с дополнительным бронированием. Построено 284 машины, некоторые переделаны в командирские, с добавлением стробоскопических приборов;
  • Ausf.F (Sd.Kfz 142/1) – имел еще более усиленное бронирование и другое орудие — 7.5 cm StuK 40 L/43. За счет этого гораздо эффективнее боролся с британскими и советскими танками. В 1942 создано 366 машин;
  • Ausf.F/8 – машина с корпусом танка Pz.Kpfw.III Ausf.J и накладными бронелистами. Построено 250 штук;
  • Ausf.G – последний вариант Штуга с предприятий MIAG и Alkett, выпускался с 1942 по 1945. Всего построено целых 7720 единиц. 142 было собрано на шасси Pz.Kpfw.III Ausf., еще 173 переделано из Pz.Kpfw.III. Корпус был как у предыдущей модели, но бронирование улучшили, командиру добавили башенку с перископом;
  • StuH 42 — САУ с гаубицей 105-мм;
  • StuG (Fl) – самоходная огнеметная установка, созданная в 1943. Было собрано не так уж много машин, в боях они, по документам, не применялись, и в 1944 их преобразовали в StuG III Ausf.G.

StuG III Ausf.G

Машины на базе Stug III

  • Munitionspanzer auf StuG 40 Ausf. G – транспортер боеприпасов. Не имел пушки, иногда на крышу ставился кран, чтобы было легче загружать выгружать боеприпасы. Был не слишком широко распространен;
  • В Советском Союзе из трофейных Штугов сделали несколько десятков СУ-76И, с более высокой рубкой и наклонными бронелистами. Машины активно использовали в 1943-1944, хотя часто трофейные StuG III воевали на стороне Красной Армии и без доработок.

Боевое применение

Впервые StuG III участвовали в боях в Голландии и Франции, весной и летом 1940 года. В целом они хорошо себя проявили, но стало ясно, что для эффективной поддержки пехоты нужно увеличить количество подразделений Штугов.

Обычно из Штугов составляли батареи – по шесть машин, среди которых были боевые САУ и командирская полугусеничная бронемашина Sd.Kfz.253, а также транспортер боеприпасов Sd.Kfz.252.

К концу осени 1940 Штугов произвели достаточно для создания дивизионов. В этот период они воевали в Югославии и Греции, и до кампании на Восточном фронте немцы потеряли только один Sturmgeschutz III.

После 1941 года

В 1941 ситуация серьезно поменялась, и подразделения со Штугами стали нести потери, хотя их количество в армии только увеличивалась за счет активного производства. StuG III в 1942 воевали в Африке, и после поражения под Эль-Аламейном потеряли почти все САУ.

Специально подготовленные для условий пустыни StuG.III Ausf.F/8 в начале 1942 года отправили в Неаполь, а потом в Тунис, где они активно воевали, но в итоге сдались союзникам.

Разумеется, третьи Штуги активно участвовали в операции Барбаросса, причем в достаточно большом количестве. Затем они постоянно воевали на Восточном фронте – в основном это были машины модификации В. Достаточно эффективны они были при штурме укрепленных районов. Танки и противотанковые орудия Красной армии пробивали лобовое бронирование с трудом, а низкий силуэт затруднял попадание. Так что до конца 1941 на Восточном фронте вермахт потерял меньше ста САУ. Примерно тогда же трофейные StuG III стали использоваться Красной армией.


StuG III Ausf E, захваченный Советской армией

Очень важную роль сыграли StuG III/40 в третьем штурме Севастополя, после которого город пал. Именно экипажи Штугов прорвались к зданию «Панорамы» и поставили на нем флаг Третьего Рейха. Правда, потери в этой битве тоже были понесены большие.

Много Штугов немцы потеряли и при Сталинградской битве. После этого батареи стали комплектовать машинами разных модификаций, добавляя StuН 42 для эффективной борьбы с полевыми укреплениями.

В битве на Курской дуге участвовало 455 StuG III/40. Было потеряно достаточно много машин, причем многие из них не поддавались ремонту. Тогда же советские войска стали создавать СУ-76И из трофейных Штугов, но вскоре это прекратили делать в пользу своих САУ из-за нестабильного потока трофеев и сложного ремонта.

В 1944-1945 годах военная промышленность Германии уже не могла производить достаточно Штугов, чтобы восполнить их потери – заводы были разрушены авиацией союзников. Так что в итоге к концу Второй мировой этих машин осталось очень немного.

Вообще САУ StuG III, по оценкам специалистов, оказалась очень удачной. Она эффективно боролась с танками из засады благодаря низкому силуэту, а бронирование позволяло ей уничтожать танки противника намного раньше, чем противник мог подбить саму САУ.

Уже после Второй мировой StuG III активно использовали на Ближнем Востоке и в некоторых странах Европы. Последние боевые действия, в которых участвовали Штуги – это Шестидневная война 1967 года.


Разрушенный StuG III

Танк в культуре

Штуг 3 можно встретить в нескольких играх, посвященных Второй мировой войне и танкам, например, «В тылу врага», «Company of Heroes 2» и, конечно же, в World of Tanks» и «War Thunder».

Достаточно широко машина представлена и в стендовом моделизме – пластиковые сборные модели выпускаются в Китае, Японии и в России компанией «Звезда».


Модель StuG III фирмы Звезда

Память о танке

До наших дней сохранилось не так уж много StuG III. Машины на ходу есть в танковом музее Паролы в Финляндии, а также в частной коллекции Джона Филлипса. Неработающие танки выставлены во Франции, Финляндии, Швеции, Болгарии. Есть они и в России – в танковом музее Кубинки и в Музее Великой Отечественной войны в Москве. В основном это машины модификации Ausf, G.


StuG III Ausf.G в Кубинке

Фото и видео


StuG III Ausf.B
StuG III Ausf. C
StuG III Ausf.D
StuG III Ausf.F (Sd.Kfz 142/1)
StuG III Ausf.F/8
StuG III Ausf.Е
StuG III StuG (Fl), огнементый
StuH 42
StuG III в разрезе

Удачи и с Новым Годом!


Driver

Driver

Мы на ГТС с движком от трактора решили проблему с электро-вентиляторами.

В танковом конструктиве мощность, забираемая от двигателя на систему охлаждения, составляет от 3 до 15 % мощности двигателя. При низких показателях система получается переразмеренной, при высоких - компактной.

К примеру, мощность, потребляемая вентилятором Т-72, в зависимости от режима работы, забирает от 29 до 50 кВт.

Применительно к установке двигателя АТС-59, в конструктиве Штуга, можно ожидать, что система охлаждения для своей успешной работы будет забирать 10-20 кВт. А мощность штатного генератора - всего 1,5 кВт. Ну и представьте себе электродвигатель мощностью в 20 кВт для вентилятора, или гроздь электродвигателей поменьше.

Соответственно, установка маломощных электровентиляторов приведет к перегреву двигателя, а достаточной мощности (если их еще удастся установить) - к быстрой разрядке аккумуляторов. В противном случае танком нельзя будет пользоваться при полной нагрузке летом. Это будет не езда, а ползание.

Единственный выход для установки с маломощным электровентилятором - мощный и габаритный радиатор. Который, вкупе с более габаритным мотором, рискует не поместиться в МТО Штуга.

В общем, этот момент не настолько простой, как кажется.


Александр Павлов

Александр Павлов

  • Город: С-Петербург

    Несколько моментов, с которыми вы обязательно столкнетесь, и решение которых лучше предусмотреть заранее:

    1. Гусеницы - при сборке обязательно выровняйте по длине и количеству траков - обе гусеницы должны быть одинаковыми. В случае разницы в длине при одинаковом количестве траков машину будет стараться увести в сторону. Правда у АТС-59 система управления - двойной дифференциал, но я не помню, есть ли у него режим блокировки дифференциала при прямолинейном движении. Если есть - увод будет, если нет - не будет.

    Если нужны будут новодельные траки из правильной стали, в том числе и "осткеттен" - обращайтесь. Но они получаются довольно дорогие.

    2. Ведущее колесо Штуга больше по диаметру, чем ведущее колесо АТС-59. Если Вы планируете его копировать или использовать оригинальные, то увеличится скорость движения на низших передачах и при этом упадет крутящий момент, что особенно неприятно при маневрировании в стесненных или тяжелых условиях, движении на подъем. Проблема легко не решается - простой вариант - введение понижающего редуктора между ДВС и КПП поставит всё на место, но увеличит нагрузки на КПП и БР, вплоть до их поломки. По хорошему - нужно делать новые бортовые редукторы с правильным передаточным числом.

    3. Масса реплики должна уложиться в максимальную массу АТС-59 с грузом, иначе опять будет перегруз трансмиссии, особенно при резком торможении.

    4. Габаритные размеры двигателя АТС-59 гораздо больше размеров Майбаха, и просчитать компоновку МТО, включая систему охлаждения, нужно заранее.

    5. Не планируйте установку электровентиляторов для системы охлаждения - для танков это бессмысленно. Только механический привод от двигателя, и мощные крыльчатки. Система охлаждения танкового двигателя - это одна из основных проблем компоновки, с учетом того, что нужно обеспечить свободную циркуляцию очень большого объема воздуха через радиатор\радиаторы.

    Удачи и с Новым Годом!


    CveVap

    CveVap

    • Город: Апатиты

      Прикрепленные изображения


      Driver

      Driver

      Немного уточню. Двойной дифференциал это на АТ-С. На АТС-59 двухступенчатый планетарный механизм поворота. Ну и перегруза трансмиссии вряд ли стоит опасаться, всё же АТС-59 - тягач, который рассчитан кроме себя самого, таскать на крюке 14т, поэтому резерв там заложен хороший.

      Перегруз трансмиссии в случае чего? Если установить понижающий редуктор между ДВС и КПП - однозначно будет перегруз по крутящему моменту в сложных условиях. Если в случае перевеса - тоже, но при торможении. Тягач рассчитывается на скольжение гусениц в случае торможения с большим грузом на крюке, а в случае перегруза самого тягача либо будет невозможность быстрой остановки из-за пробуксовки тормозных лент, либо перегруз БР и соединительных валов, тормозов, особенно в случае применения немецких траков с развитыми грунтозацепами. Запас прочности у военной техники очень небольшой.


      Спасибо за информацию и помощь, она мне очень пригодиться. По профессии я инженер, занимаюсь ремонтом самоходной и горнодобывающей техники. По Stug -3 Планирую позднюю версию G .Ходовые катки, ленивцы, звезды будут оригинал, траки тоже,одинаковое количество на обе стороны. Ну вот по такой схеме

      А торсионы? Общий вес, толщины металла?


В требованиях указывалось, что штурмовое самоходное орудие, предназначавшееся для непосредственной поддержки наземных частей, должно оснащаться 75-мм орудием с углом вертикального наведения до +25°. Важной особенностью обновленных требований являлся отказ от установки орудия на платформе с обеспечением максимально возможного сектора наведения по горизонту, вместо этого оно устанавливалось в лобовой части корпуса. К этому времени уже существовали опытные варианты шасси танка Pz.Kpfw.III, которое решили использовать для производства самоходок.

Конструкция штурмовых самоходных орудий Sturmgeschutz III (StuG III , официальный индекс Sd.Kfz.142 ) не представляла из себя ничего экстраординарного. Скорее наоборот – инженеры фирмы Alkett постарались обеспечить максимальную эксплуатационную надежность без особых нововведений и изысков. Корпус в целом соответствовал серийному танку, но толщина лобового листа брони в проекте составляла 50 мм. Фактически, корпуса прототипов изготовлялись из мягкой стали толщиной 14,5 мм. С левого борта устанавливался бронированный короб, конструкция которого менялась в зависимости от модификации.

Сверху устанавливалась приземистая надстройка сложной формы с наружными вертикальными панелями, в носовой части которой монтировалось 75-мм короткоствольное орудие 7.5cm StuK 37 L/24 с боезапасом из 44 выстрелов. Орудийная установка была сдвинута немного вправо, чтобы высвободить место для механика-водителя, который получил поворотный смотровой прибор, двойной перископ и смотровую щель в левом борту надстройки. Командир танка получил в своё распоряжение бинокулярный перископ, а наводчик – перископический прицел Rblf 32.

Ходовая часть для прототипов StuG III полностью заимствовалась от среднего танка Pz.Kpfw.III Ausf.B. Применительно на один борт она включала следующие элементы:

— восемь обрезиненных опорных катков с подвеской на листовых рессорах;

— три поддерживающих ролика;

— переднее ведущее колесо зубового зацепления;

— заднее направляющее колесо;

— мелкозвенчатая гусеница из стальных траков шириной 360 мм.

Силовая установка состояла из двигателя Maibach HL120TR мощностью 300 л.с. при 3000 об\мин. и преселекторная коробка передач Variorex SRG 328-145, обеспечивавшей десять передач вперед и четыре передачи назад. Средства связи ещё не включали внутреннего переговорного устройства, но для внешнего взаимодействия устанавливались приёмо-передающих радиостанции FuG15 или FuG16 оснащенные штыревыми антеннами.

Первый прототип StuG III Ausf.A был построен в 1937 году и в целом прошел испытания вполне успешно. Сразу же была построена серия из 5 предсерийных самоходок, которые к декабрю поступили в 1-й танковый полк для войсковой эксплуатации. В боевых действиях они участия не принимали, применяясь до 1941 года только для обучения личного состава, и впоследствии были разобраны. Во 2-й мировой войне и последующих локальных конфликтах использовались серийные модификации.

StuG III Ausf.A – первая серийная модель на шасси танка Pz.Kpfw.III Ausf.F и корпусом из броневой стали. Всего, в период с января по май 1940-го года, фирмой Daimler-Benz было построено 30 машин и ещё 6 переделали из танков Pz.Kpfw.III Ausf.G. Применялись в ходе кампании против Франции в мае-июне 1940 года в составе 640-й, 659-й, 660-й и 665-й батареи штурмовых орудий. Впоследствии отправлены в учебные соединения.

StuG III Ausf.B – модель аналогичная Ausf.A, но с гусеничными траками шириной 380 мм и опорными катками размером 520х95 мм (взаимозаменяемы с более ранними катками), а также новыми ведущими и направляющими колесами. Трансмиссия получила механическую 6-скоростную коробку передач. В период с июня 1940-го по мая 1941-го гг. фирма Alkett построила 300 машин, что дало возможность сформировать четыре дивизиона штурмовых орудий по три батареи в каждом. Впервые они были применены в ходе непродолжительной кампании в Югославии и Греции в апреле-мае 1941 года. Затем их перебросили на Восточный фронт, где последние самоходки этой модификации эксплуатировались до конца 1942 года.

StuG III Ausf.C – изменена бронировка носовой части надстройки и конструкция направляющего колеса. Также был демонтирован прицел наводчика и изменена конструкция люка над водителем, что позволило ему выдвигать прицел позади закрытого люка. В апреле 1941 года фирмой Alkett построено 50 машин отправленных на Восточный фронт.

StuG III Ausf.D – вариант аналогичный Ausf.C, но оснащенный внутренним переговорным устройством. В течении мая-сентября 1941 года фирмой Alkett построено 150 машин. Часть самоходок была переделана в командирский вариант. В основном применялись на Восточном фронте, но в 1942 году три машины были отправлены в Северную Африку и участвовали в штурме Тобрука и Газалы.

StuG III Ausf.Е – обновленная серия с двумя удлиненными бронированными коробами, демонтированными наклонными 9-мм бронелистами сверху надстройки и уменьшенными крышками лючков на верхнем лобовом листе корпуса. В укладке перевозился 7,92-мм пулемет MG-34. В период с сентября 1941-го по февраль 1942-го года фирма Alkett собрала 284 из 500 первоначально заказанных машин. Часть была переоборудована в командирские самоходки и оснащены стробоскопическими приборами SF14Z. По отчетам на июль 1942 года имелось 616 самоходок StuG III всех вариантов, но уже спустя год их количество сократилось до 142.

StuG III Ausf.F (Sd.Kfz 142/1) – вариант с усиленным бронированием и орудием 7.5 cm StuK 40 L/43. Соответственно, установка новой артсистемы потребовала переделки надстройки и маски орудия. Требования к этому варианту самоходки были предъявлены ещё в сентябре 1941 года и обсуждены в OKW и OKH. Теперь StuG III мог более успешно бороться с любыми советскими и британскими танками, поскольку 75-мм орудие с длиной ствола 43 калибров обеспечивало пробитие снарядом Pz.Gr.39 бронелиста толщиной 91 мм под углом 30° на дистанции 500 метров. С июня 1943 года стали устанавливать орудия с длиной ствола 48 калибров, что при тех же параметрах обеспечивало пробитие 98-мм бронелиста. В период с марта по сентябрь 1942 года фирма Alkett построила 366 машин, не включая один прототип.

StuG III Ausf.F/8 – вариант с корпусом от танка Pz.Kpfw.III Ausf.J. Удлинена кормовая плита корпуса, улучшена вентиляция, к лобовым листам на болтах крепились 30-мм накладные бронелисты. В остальном этот вариант соответствовал Ausf.F, но с орудием 7.5 cm StuK 40 L/48. В период с сентября по декабрь 1942 года фирма Alkett построила 250 машин.

StuG III Ausf.G – последний вариант штурмового орудия, выпускавшийся на предприятиях фирм MIAG и Alkett в период с декабря 1942-го под апрель 1945-го года. В общей сложности было построено 7720 единиц (в ряде источников указывается также цифра 8423, но скорее всего это общее количество всех StuG III), из которых 142 собрали на шасси танков Pz.Kpfw.III Ausf.М и ещё 173 переделали от серийных Pz.Kpfw.III других моделей. Корпус остался от Ausf.F/8, но надстройка подверглась доработкам: борта стали наклонными, появился щиток для пулемета над люком заряжающего, командир получил башенку с перископами. На многих самоходках устанавливалась маска орудия типа Saukopf. С начала 1944 года стали устанавливать спаренный с пушкой пулемет и мортирку для ближнего боя. Впервые эти самоходки были использованы на Курской дуге и впоследствии воевали вплоть до конца войны.

StuH 42 – вариант самоходной установки оснащенной 105-мм гаубицей.

StuG (Fl) – в декабре 1942 года, в рамках увеличения программы выпуска StuG III взамен танков Pz.Kpfw.III, было принято решение о переоборудовании 100 шасси в самоходные огнеметные установки. Вскоре заказ был увеличен и к июню 1943 года планировалось собрать уже 220 StuG (Fl), на которых вместо пушки устанавливался огнемет Schwade и бак с огнесмесью. Тем не менее, этот план выполнен не был, а всего в мае-июне 1943 года удалось собрать только 10 машин на базе самоходок StuG III Ausf.F и StuG III Ausf.F/8. Никаких данных об их боевом применении не сохранилось и к 1944 году они были перевооружены и доведены до стандарта StuG III Ausf.G.

Кроме того, на базе трофейных StuG III различных модификаций в Советском Союзе было собрано несколько десятков самоходных установок типа СУ-76И (в зарубежных источниках утверждается, что на заводе в Свердловске собрали 181 такую машину). Стандартная надстройки при этом срезалась, а вместо неё устанавливалась более высокая рубка с наклонными бронелистами, в лобовой части которой устанавливалась 76,2-мм пушка С-1. Эти машины активно использовались в течении 1943-1944 гг., причем одна из них стала трофеем как минимум ещё дважды. Впрочем, в составе бронетанковых соединений РККА весьма охотно использовались серийные StuG III без столь серьёзных доработок.

Из союзников Германии самоходные орудия StuG III первой получила Финляндия. В течении 1943-1944 гг., в целях усиления наступательной группировки финской армии, немцы передали 59 машин модификации StuG III Ausg.G. Согласно финским данным только за 1943 года экипажи самоходок уничтожили 87 советских танков при потере только 8 своих машин, причем часть из них была уничтожена своими экипажами. Оставшиеся самоходные установки служили до начала 1960-х гг.

Румынская армия, понесшая огромные потери по южном направлении Восточного фронта, осенью 1943 года получила в качестве «компенсации» сразу 100 StuG III. В процессе боевого применения «расход» этих самоходок оказался насколько большим, что к февралю 1945 года их осталось всего 13 единиц, а до войны не дотянула ни одна из них.

Самоходные установки StuG III также поставлялись Болгарии, Венгрии, Италии и Испании, но в большинстве случаев успех их боевого применения германскими союзниками был весьма скромным. Несколько трофейных машин использовалось в составе НОАЮ в году войны, а их служба в послевоенной Югославии завершилась лишь в начале 1950-х гг.

Более интересно сложилась судьба трофейных StuG III, захваченных советскими войсками в конце войны. Большинство из них находилось в неходовом или небоеспособном состоянии, что предопределило их отправку на пункты сбора трофейной техники с последующей утилизацией. Там они ждали своего часа вплоть до 1948 года, пока между Израилем и арабскими странами не началась первая война. Интересно то, что бронетанковая группировка имелась только у арабов, причем несколько десятков танков Pz.Kpfw.IV и самоходных установок StuG III было передано советской и чехословацкой стороной, причем последняя неплохо на этом заработала. О применении StuG III точных сведений не сохранилось. После завершения первой арабо-израильской войны они ещё оставались на вооружении, но из-за отсутствия запасных частей и низкой подготовки технического персонала количество StuG III постоянно уменьшалось (часть из них разобрали, другую превратили в бронированные огневые точки на Голанских высотах), поэтому к началу «Шестидневной войны» 1967-го года ни одна из них не дожила.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАУБИЧНОЙ САУ
StuG III Ausf.F/8 образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 23400 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6770
Ширина, мм 2950
Высота, мм 2150
Клиренс, мм 390
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пугка 7.5cm StuK 40 L/48 и один 7,92-мм пулемет MG34
БОЕКОМПЛЕКТ 54 выстрела и 600 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел Slf ZF 1
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 25+30 мм / 85°
лоб корпуса (сред.) — 50+30 мм / 21-52°
лоб корпуса (низ) — 30 мм / 75°
борт корпуса — 30 мм / 0°
корма корпуса (верх) — 30 мм / 30°
корма корпуса (сред.) — 30 мм / 10°
корма корпуса (низ) — 30 мм / 65°
крыша корпуса — 10 мм / 78-90°
лоб рубки — 50+30 мм / 9°
борт рубки — 30 мм / 0° + 8 мм / 30°
корма рубки — 30 мм / 30°
крыша рубки — 10 мм / 78-90°
маска орудия — 50+30 мм / 5°
днище — 15 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maibach HL120TRM, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, максимальной мощностью 300 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков с торсионной подвеской, 4 поддерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
12-15 км\ч по метсности
ЗАПАС ХОДА 165 км по шоссе
95 км местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,30
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG15 и FuG16

Приветствую уважаемых коллег. Хочу представить модель немецкого штурмового орудия Stug III Ausf. B от фирмы Звезда в масштабе 1:35.

Sturmgeschьtz III (StuG III) — средняя (по массе) немецкая самоходная артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка Pz. Kpfw. III. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd. Kfz. 142.

Немного истории. Во время начальной фазы Второй мировой войны немецкое командование в 1939 году поставило вопрос о создании мобильной артиллерии, действующей в боевых порядках пехоты и расчищающей ей путь на поле боя путём уничтожения пулемётных гнёзд и буксируемых пушек врага огнём прямой наводкой. По сравнению с танками от боевой машины новой концепции не требовалось размещение вооружения во вращающейся башне, приоритетными направлениями были огневая мощь, малые габариты, хорошее лобовое бронирование и низкая стоимость производства. Фирме «Даймлер-Бенц» удалось удачно воплотить все эти пожелания в реальность — её конструкторы разместили короткоствольное (длина ствола 24 калибра) 75-мм орудие в броневой рубке на шасси танка PzKpfw III с усилением лобового бронирования до 50 мм (база имела только 30 мм). Первый крупносерийный вариант самоходки (конец 1940 г.) получил название StuG III Ausf. B и стал одним из самых массовых образцом немецкой бронетехники времён Второй мировой войны. Серьёзной слабостью StuG III было отсутствие пулемёта и низкая начальная скорость снаряда. В результате самоходка была беззащитна в ближнем бою и против танков с хорошим бронированием, поэтому самостоятельно StuG III применялись нечасто. Однако StuG III активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны и в целом получили хорошие отзывы немецкого командования: к началу 1944 на счету StuG III было около 20,000 танков противника. Все машины класса штурмовых орудий были дешевле в производстве, чем танки на тех же шасси. До конца войны было произведено свыше 10500 экземпляров в разных модификациях.

Набор от Звезды хорошо известен сообществу и, думается, нет особых причин его описывать. Качество примерно соответсвует стандартному средне-звездовскому. Собирал без особых доработок. Добавил проволочные поручни, проводку к фарам, кое-где недостающие сварные швы. По совету уважаемых коллег Coollabs и Alexziz доработал ведущие катки и закрыл изнутри отверстия в задних предкрылках (еще раз спасибо, друзья).

Окраска стандартная. Базовый цвет — танковый серый (плюс немного высветления белым), акриловая краска от Revell . Затем смывка акварелью и несколько фильтров (гуашь). Пыль и копоть имитировал с помощью натертых пастельных мелков. В конце слегка прошелся по модели