Л. д

Л. Д. Столяренко

Психология делового общения. Шпаргалка

Учебное пособие

1. Общение, его структура, функции, виды, средства

1.1. Определение и функции общения

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция); интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника (регулятивная функция); перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимопонимания).

Общение – процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей .

Можно выделить восемь функций общения:

1) контактная , цель которой – установление контакта с собеседником;

2) информационная – прием-передача сведений, обмен мнениями, замыслами, решениями и так далее;

3) побудительная – стимуляция партнера, направляющая его на выполнение определенных действий;

4) координационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5) перцептивная – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.);

6) эмотивная – обмен эмоциями между партнерами и изменение эмоционального состояния с его помощью собственных переживаний и состояний;

7) статусная – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества;

8) преобразовательная – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.

Таким образом, общение – многоаспектная деятельность человека. Данная многоаспектность, как показывает В.С. Кукушин, проявляется в следующих социальных функциях общения.

Во-первых, общение творит Человека. Испокон веков люди понимали, что человек не может существовать без общества. Самым большим наказанием считалось изгнание из общины. Отделяя человека от общества, мы разрушаем самого человека. Поэтому мера личности – это мера его участия в общественных коммуникациях. Общение творит человека!

Во-вторых, общение развивает человека, дает ему возможность самореализации, служит основой познания друг друга и самосовершенствования. Сопоставление себя с другим осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы и установки. В результате человек самосовершенствуется.

В-третьих, общение обеспечивает взаимодействие людей. Общение всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

В-четвертых, общение обеспечивает психологический комфорт личности. Оно спасает человека от одиночества и непонимания окружающими. Именно по этой причине люди в более зрелом возрасте держат дома кошек, собак (чего не делали в молодости), и в общении с ними, в заботе о них находят частичное удовлетворение.

В-пятых, общение развивает речевую технику («культуру речи»). «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний», – полагал Марк Туллий Цицерон.

В-шестых, служит основой профессиональной деятельности. А некоторые профессии самым непосредственным образом связаны с общением: психолог, юрист, политик, педагог, переводчик, менеджер, врач, социальный работник, официант, контролер и кондуктор на транспорте, продавец, актер, диктор радио и телевидения и другие. От умения общаться этих людей, от их культуры общения зависит не только наше общее и материальное благополучие, но и наше настроение и здоровье.

В-седьмых, общение дает человеку одухотворение и радость. Оно является надежным и эффективным средством от депрессии, печали и тоски. Особенно, если общение строится на доверии и выходит за рамки деловых вопросов и концентрируется на духовных, межличностных аспектах.

1.2. Классификация типов общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько типов.

1. Материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

2. Кондиционное общение (обмен психическими или физиологическими состояниями). При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

3. Мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. Мотивационное общение служит источником его дополнительной энергии.

4. Деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). Деятельностное общение совершенствует и обогащает собственную деятельность индивида.

5. Когнитивное общение (обмен знаниями). Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Когнитивное общение выступает как фактор интеллектуального развития.

По целям общение делится на следующие виды:

1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма). Биологическое общение связано с удовлетворением основных биологических потребностей.

2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

По средствам общение может быть:

1. Непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу, – руки, голова, туловище, голосовые связки и т. д.)

2. Опосредствованное (связанное с использованием специальных средств и орудий). К формам опосредованного общения можно отнести рекламу, наглядную информацию, или, например, меню в ресторане, несущие основную информационную нагрузку.

3. Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения).

4. Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

1.3. Виды общения

В зависимости от целей собеседников и степени учета личностных особенностей выделяют следующие виды общения:

1) «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивное общение , когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3) Формально-ролевое общение , когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4) Деловое общение представляет собой процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. В деловом общении учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Редактор: Волкова Д.

Издательство: Феникс, 2018 г.

Серия: Среднее профессиональное образование

Жанр: Классическая и профессиональная психология

В учебнике излагаются психологические основы общения, взаимодействия и управления людьми с учетом их темперамента, характера, психосоциотипа, позиции в общении. Рассматриваются закономерности лидерства и руководства, условия и критерии эффективной деятельности менеджера. Анализируется этикет и этика деловых отношений.
Учебник освещает методы управления коллективом и пути преодоления конфликтов, содержит психологический практикум.
3-е издание.

Комментарии пользователей:

Пользователь Павел Осипов пишет:

Добавляю фотографии, чтобы вы могли посмотреть и решить, подходит ли вам это издание

Добавляю фото для ознакомления

Чтобы скачать, выберите формат:

Отзывы читателей «Столяренко, Самыгин: Психология общения. Учебник для колледжей»:

Пользователь Павел Гришин пишет:

На мой взгляд, не самая удачная книга Алексея Шевченко, хотя иллюстрации А. Сиволодского, по-прежнему милые. Пять разворотов книги предоставлены «Сказке про мишку», ещё одной вариации, как мишка по лесу гулял. Так вот, как раз эта сказка настолько типична, что, в общем-то, совсем не обязательно иметь её в библиотеке. Нет новизны идеи, некоторые строчки выбиваются из ритмики стиха, ряд рифм не особо удачны. Белки и зайцы над медвежонком посмеялись, а ёжик рассказал медведице, что её медвежонок один гуляет по лесу. Мораль: дети не должны гулять по лесу без родителей. Сказка из разряда морализаторских.
А на двух разворотах книги размещены стихи-миниатюры про птиц (три стихотворения) и бабочек (одно), и вот на них как раз стоит обратить внимание. Можно их выучить и рассказывать детям в нужный момент наблюдений за природой или для знакомства с птицами и растениями.

ПСИХОЛОГИЯ

ДЕЛОВОГО

ОБЩЕНИЯ

И УПРАВЛЕНИЯ

Учебник Издание четверное, дополненное, и переработанное

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

Ростов-на-Дону

«Феникс»

2005

УДК 159.9:330(075.32) ББК 88.4я723 КТК 0968

Столяренко Л. Д. С 81

Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 416 с.-(СПО).

ISBN 5-222-07020-4

В учебнике излагаются психологические основы делового общения , взаимодействия и управления людьми с учетом их темперамента, характера, психосоциотипа, позиции в общении. Рассматриваются закономерности лидерства и руководства, условия и критерии эффективной деятельности менеджера. Анализируется этикет и этика деловых отношений.

Учебник освещает методы управления коллективом и пути преодоления конфликтов, содержит психологический практикум.

Предназначено для студентов колледжей, изучающих курс «Психология и этика деловых отношений», «Психология управления»; соответствует Госстандарту РФ.

УДК 159.9:330(075.32) ББК 88.4я723

ISBN 5-222-07020-4 © Столяренко Л. Д., 2005

© Оформление, изд-во «Феникс», 2005

1.1. Виды, функции общения

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция); интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника (регулятивная функция); перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимопонимания).

Общение - процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Выделяют следующие виды общения:

1) «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в неко--торых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получи-

4

ли от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5) Духовное. Межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.

6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт - «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие - «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатии - «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативное™ - «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации - «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации - «не ври»; 4) принцип целесообразности - «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть

индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости, а другой - на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную ситуацию общения. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта - оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.

В деловом общении предметом общения является дело.

Дело

Собеседник 1 / \^ Собеседник 2

Особенности делового общения заключаются в том, что

- партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

- общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

- основная задача делового общения - продуктивное сотрудничество.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь раз бираться в людях и на этой основе строить свои взаимоот-

Психология делового общения и управления. Столяренко Л.Д.

Ростов н/ Д.: Феникс, 2005 - 416 с.

В учебнике излагаются психологические основы делового общения, взаимодействия и управления людьми с учетом их темперамента, характера, психосоциотипа, позиции в общении. Рассматриваются закономерности лидерства и руководства, условия и критерии эффективной деятельности менеджера. Анализируется этикет и этика деловых отношений.

Учебник освещает методы управления коллективом и пути преодоления конфликтов, содержит психологический практикум.

Предназначено для студентов колледжей, изучающих курс "Психология и этика деловых отношений", "Психология управления"; соответствует Госстандарту РФ.

Формат: doc / zip

Размер: 9 08Кб

/ Download файл

Оглавление:
1.1. Виды, функции общения
1.2. Общение как восприятие людьми друг друга
1.3. Структура и средства общения
1.4. Коммуникационный процесс
1.5. Общение как взаимодействие
1.6. Синтоническая модель общения
Основные умения общения
1.7. Манера общения, взаимодействия с людьми
1.8. "Я-высказывания"
1.9. Виды и техника слушания
1.10. Наши собеседники
1.11. Этапы общения
1.12. Деловая беседа
1.13. Деловые переговоры
1.14. Деловые совещания
1.15. Деловые дискуссии
Правила, которые помогут вам убедить собеседника
Законы аргументации и убеждения
Практикум
Контрольные вопросы
2.1. Этика делового общения
Вопросы для самоконтроля
2.2. Этикет и культура поведения делового человека 128
2.2.1. Культура общения по телефону
2.2.2. Работа с деловой корреспонденцией
2.2.3. Шесть основных заповедей делового этикета
Практикум
Ваш стиль делового общения
3.1. Детерминация поведения
3.2. Поведение человека в организации и типы сотрудников
3.2.1. Типы сотрудников
3.3. Психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении
3.3.1. Типология темперамента и акцентуаций характера
3.3.2. Характеристика психосоциотипов
Практикум
Контрольные вопросы
4. Руководство и лидерство
4.1. Менеджер и психологические требования к менеджеру
Биологические качества менеджера
4.2. Власть, авторитет менеджера и стили управления
4.3. Теории и типы лидерства
Природа лидерства
Мотивация лидерства и типы лидерства
4.4. Мышление руководителя и принятие решения
4.5. Основные правила (техника) делегирования
4.6. Распорядительная деятельность
4.7. Критерии оценки эффективности руководства
Практикум
Опросник УСК
Контрольные вопросы
5. Управление коллективом
5.1. Классификация и формирование групп
5.2. Социальная и социально-психологическая структура группы
5.3. Основные характеристики коллектива, его формирование и управление
Практикум
Контрольные вопросы
6. Типы конфликтов и управление конфликтной ситуацией
Краткие рекомендации по разрешению конфликтов
Выход из конфликта достичь?
Кодекс поведения в конфликте
табу в конфликтной ситуации
Практикум
Контрольные вопросы
Рекомендуемая литература

Название: Психология делового общения и управления.

В учебнике излагаются психологические основы делового общения, взаимодействия и управления людьми с учетом их темперамента, характера, психосоциотипа, позиции в общении. Рассматриваются закономерности лидерства и руководства, условия и критерии эффективной деятельности менеджера. Анализируется этикет и этика деловых отношений.
Учебник освещает методы управления коллективом и пути преодоления конфликтов, содержит психологический практикум.
Предназначено для студентов колледжей, изучающих курс "Психология и этика деловых отношений", "Психология управления"; соответствует Госстандарту РФ.

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция); интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника (регулятивная функция); перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимопонимания).
Общение - процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Оглавление:
1.1. Виды, функции общения
1.2. Общение как восприятие людьми друг друга
1.3. Структура и средства общения
1.4. Коммуникационный процесс
1.5. Общение как взаимодействие
1.6. Синтоническая модель общения
Основные умения общения
1.7. Манера общения, взаимодействия с людьми
1.8. "Я-высказывания"
1.9. Виды и техника слушания
1.10. Наши собеседники
1.11. Этапы общения
1.12. Деловая беседа
1.13. Деловые переговоры
1.14. Деловые совещания
1.15. Деловые дискуссии
Правила, которые помогут вам убедить собеседника
Законы аргументации и убеждения
Практикум
Контрольные вопросы
2.1. Этика делового общения
Вопросы для самоконтроля
2.2. Этикет и культура поведения делового человека 128
2.2.1. Культура общения по телефону
2.2.2. Работа с деловой корреспонденцией
2.2.3. Шесть основных заповедей делового этикета
Практикум
Ваш стиль делового общения
3.1. Детерминация поведения
3.2. Поведение человека в организации и типы сотрудников
3.2.1. Типы сотрудников
3.3. Психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении
3.3.1. Типология темперамента и акцентуаций характера
3.3.2. Характеристика психосоциотипов
Практикум
Контрольные вопросы
4. Руководство и лидерство
4.1. Менеджер и психологические требования к менеджеру
Биологические качества менеджера
4.2. Власть, авторитет менеджера и стили управления
4.3. Теории и типы лидерства
Природа лидерства
Мотивация лидерства и типы лидерства
4.4. Мышление руководителя и принятие решения
4.5. Основные правила (техника) делегирования
4.6. Распорядительная деятельность
4.7. Критерии оценки эффективности руководства
Практикум
Опросник УСК
Контрольные вопросы
5. Управление коллективом
5.1. Классификация и формирование групп
5.2. Социальная и социально-психологическая структура группы
5.3. Основные характеристики коллектива, его формирование и управление
Практикум
Контрольные вопросы
6. Типы конфликтов и управление конфликтной ситуацией
Краткие рекомендации по разрешению конфликтов
Выход из конфликта достичь?
Кодекс поведения в конфликте
табу в конфликтной ситуации
Практикум
Контрольные вопросы
Рекомендуемая литература

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология делового общения и управления - Столяренко Л.Д. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.