Понятие «труд», характерные свойства труда и его виды. Трудовая деятельность

ТРУД

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека, общества; это "...прежде всего , совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует между собой и природой. Веществу природы он противостоит как природы. Для того чтобы присвоить природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 188–189). Т. привлекал к себе со времен древности и рассматривался в самых различных аспектах (см. Практика). Последовательно науч. Т. как определяющей силы обществ. развития – заслуга марксизма (см. Исторический материализм), рассматривающего Т. как осн. форму жизнедеятельности человеч. общества, исходное условие его бытия, определяющий способ отношения человека к миру. "...В с я и с т о р и я есть не что иное, как образование человека человеческим трудом..." (Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, 1929, с. 632). Т. обусловил выделение общества из природы. Он лежит в основе всех др. сторон обществ. жизни, в т.ч. и различных духовной жизни.

Всякий процесс Т. включает в себя три момента: целесообразную деятельность человека, Т. и орудия Т. Труд есть сознательно осуществляемый процесс воздействия человека на предмет Т. с помощью заранее созданных орудий, в результате к-рого предмет Т. преобразуется в продукт Т. Результат процесса Т. обусловлен исходным материалом предмета Т., характером орудий Т., а также заранее поставленной целью и способом ее реализации. Целенаправленность человеческого Т. отличает его от инстинктивных действий животных. Цель предваряет во времени и регулирует сам процесс Т. "В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189).

Т. сыграл определяющую роль в происхождении человека. Рассматривая роль Т. в процессе перехода от человекообразной обезьяны к человеку, Энгельс подчеркивал, что человек обязан Т. в разделении функций передних и задних конечностей, в формировании специфически человеческих органов речи и мозга, в развитии всех познават. способностей. Преобразуя предметы в процессе Т., человек постигал их внутр. , осваивал логику их бытия. Познание и Т. т.о. изначально связаны между собой. Сознание – это неотъемлемый идеальный Т.: в нем зарождается и развивается, в нем же оно воплощается и объективируется (см. Идеальное). То, что в сознании выступает как , в Т. объективируется как материализованная форма. Характеризуя взаимоотношение субъекта и объекта в процессе Т., произ-ва, Маркс отмечал, что если , с одной стороны, "...является присвоением объектов субъектами, то, с – оно в такой же мере есть формирование объектов, подчинение объектов субъективной цели, превращение объектов в результаты и воплощения субъективной деятельности..." (Маркс К., там же, т. 46, ч. 1, с. 478).

Как целесообразная деятельность человека Т. начался с изготовлением орудий Т., произ-во и употребление к-рых составляет "...специфически характерную черту человеческого процесса труда..." (Маркс К., там же, т. 23, с. 191). В опосредствовании целей Т. применением все более разветвленной системы средств орудия являются моментом непосредств. отношения между человеком и предметом Т., они представляют собой искусств. органы субъекта, через к-рые он взаимодействует с объектом. В форме и функции орудий воплощены исторически выработанные обобщенные способы трудовых действий людей. Наличие этого социального и вместе с тем идеального содержания отличает орудия человеческого Т. от "орудий" животных. Определ. орудия диктуют человеку способ их применения, форму воздействия на предмет Т.: чем выше уровень развития орудий, тем больше их "требования" к человеку. От каменного рубила и до совр. логич. автоматов – таков орудий Т. Овладение навыками пользования орудиями Т. представляет собой процесс приобщения индивида к нормам культуры.

Т. в совр. условиях характеризуется значительно возросшим опосредованием взаимодействия человека с предметом Т. (широкое проникновение науки в процесс произ-ва – см. Научно-техническая революция), насыщением произ-ва механизмами и такими орудиями, как, напр., информационные управляющие устройства. Если раньше орудия Т. являлись как бы продолжением и усилением рук человека, то теперь кибернетич. устройства продолжают и усиливают работу человеческого мозга (см. Кибернетика). Трудовые функции человека все больше трансформируются в сторону творчества, управления и контроля.

В процессе Т. люди вступают в определ. связи и отношения между собой – производственные отношения, от характера к-рых зависит и характер Т. Труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве людей (см. Разделение труда). Т. связывает между собой его участников, опосредует их взаимное . В истории человеческого общества существенным образом менялись характер Т., его стимулы, обществ. его осуществления, отношение к нему со стороны различных социальных групп и классов. Возникнув в своей первонач. форме в условиях первобытного человеческого стада, Т. в процессе своей истории поднялся до коммунистич. форм, где он выступает как первейшая и определяющая потребность каждого человека (см. Коммунистический труд).

Будучи решающей формой самоутверждения человека в мире, Т. имеет и нравственно-эстетич. . Т. как характеризует осн. бытия человека в мире. Эстетич. Т. выражается в чувстве радости, в наслаждении игрой физических и умственных сил человека, покоряющего природу и общество.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, гл. 5; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Плеханов Г., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, М., 1949; Нуаре Л., Орудие труда и его значение в истории развития человечества, пер. с нем., X., 1925; Ладыгина-Котс Η. Η., Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе), М., 1959; Бахта К., К вопросу о структуре первобытного производства, "Вопр. истории", 1960. No 7; Огурцов А. П., Проблема Т. в филосефии Гегеля, "Научн. труды Моск. технол. ин-та легкой пром-сти", 1960, сб. 15; Семенов Ю. И., Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962; Ρогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; Гурьев Д. В., Предшествовал труд сознанию?, "ВФ", 1967, No 2.

А. Спиркин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ТРУД - целесообразная деятельность человека, рассмотренная 1) под углом зрения обмена человека с природой - в таком случае в труде человек при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей; 2) под углом зрения социально-исторической ее формы. В таком случае он предстает в социальных утопиях как преходящая форма деятельности. Труд есть “...вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам” {Маркс К; Энгельс Ф. Соч., τ. 23, с. 195).

Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Благодаря ему развились функции рук и органов речи, произошло постепенное превращение мозга животного в развитый человеческий мозг, усовершенствовались органы чувств человека, расширился круг его восприятий и представлений. Как целесообразная деятельность труд начался с изготовления орудий, становился из-за разделения труда частным, односторонним, отчужденным и монотонным. Обязательными моментами процесса труда являются целесообразная деятельность, или собственно труд, предметы труда и средства труда. В процессе труда люди вступают в определенные отношения между собой - производственные отношения, характер которых определяет социальный характер труда, ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства. В условиях товарного производства труд имеет двойственный характер. С одной стороны, он является трудом конкретным (напр., слесаря, портного и т. д.) и создает потребительную стоимость товара. Вместе с тем в каждом товаре воплощен человеческий труд вообще, независимо от его качественных различий многообразных видов, абстрактный труд, создающий стоимость товара. Двойственный характер труда отражает объективно существующее

Свое название свое трутовики получили потому, что из них довольно длительный исторический период изготавливали трут - материал, для воспламенения которого достаточно одной искры.

Трутовики являются сырьем для изготовления трута

Люди уже довольно давно нашли ответ на вопрос, как сделать трут из трутовика. Трут из гриба до сих пор пользуется большой популярностью. Кроме таких полезных практических качеств трутовики имеют обширное применение и в медицине.

Применение трута из трутовиков

Наибольшую известность и популярность трутовик приобрел благодаря своим свойствам к быстрому воспламенению при попадании искры. В прошлом добыча огня в полевых условиях, на рыбалке, охоте или в походе была довольно проблематичным делом. Спичек и зажигалок в то время не было. Трут явился отличным решением этой проблемы. Даже в наше время его актуальность не утрачена. Спички могут отсыреть, а в зажигалке закончиться топливо. Искру довольно легко добыть в любых условиях. Для этого достаточно двух кусков зазубренного железа или двух камней гранитного или базальтового происхождения, которые при ударе друг о друга дают искру.

Трут не требует особых условий хранения, его достаточно упаковать в целлофановый пакет с застежкой и убрать во внутренний карман одежды. Благодаря своим малым размерам и незначительному весу трут из гриба не создаст никакого дискомфорта при ношении. После приготовления основы для костра необходимо с помощью огнива высечь на трут искру, раздуть огонь и положить трут в растопку костра. После раздувания трут в течение нескольких минут будет давать устойчивое пламя, достаточное для воспламенения топлива для разжигания костра.

Имея такое замечательное приспособление из гриба трутовика, можно согреться и обсушиться у костра даже в дождливую погоду или во время снегопада.

Трут не требует особых условий хранения, его всегда можно носить в кармане

Процесс приготовления трута

Процесс приготовления трута не требует привлечения специального оборудования и высоких технологий. Сделать трут из гриба трутовика можно в домашних условиях с использованием подручных предметов. Существует довольно простой рецепт, как сделать трут из этого гриба.

Для того чтобы сделать трут, понадобятся следующие материалы:

  • один крупный гриб трутовик или несколько средних грибов;
  • старая ненужная кастрюля;
  • кухонная плита любого типа, походный мангал или барбекю;
  • древесный уголь для мангала;
  • зола, собранная с кострища;
  • деревянный молоток или древко от лопаты.

При приготовлении трута необходимо заранее определиться, как сделать так, чтобы этот процесс не доставил лишних неприятностей окружающим. Дело в том, что при варке гриба трутовика выделяется не совсем приятный запах. Кастрюля после варки уже не пригодна для дальнейшего использования на кухне вследствие образования на ее стенках стойкой накипи, которую практически невозможно удалить. Поэтому, чтобы избежать неприятного разговора о порче имущества, необходимо заранее обзавестись списанной за ненадобностью кастрюлей. Сам процесс варки следует проводить на свежем воздухе, во дворе дома или в ближайшей лесопосадке. Чтобы избежать открытого огня и связанной с ним опасности пожара, нагревание кастрюли можно проводить на мангале или барбекю, используя в качестве топлива древесный уголь.

Варка трута в котелке на открытом воздухе

Технология изготовления трута

Как сделать хороший, надежный трут? Процесс изготовления трута состоит из следующих этапов:

  1. Обработка (чистка) трутовика.
  2. Приготовление раствора для варки трута.
  3. Непосредственно варка трутовой части гриба.
  4. Механическая обработка сваренного трута.
  5. Пропитка трута угольной пылью.
  6. Сушка трута.

Делать трут необходимо не пропуская ни одного этапа, иначе все усилия будут потрачены напрасно!

При обработке трутовиков необходимо отделить от них твердую внешнюю кожуру и трубчатые составляющие. Полученная сердцевина разрезается на куски размером с ладонь. После этого готовится раствор. Кастрюля на треть заполняется золой и заливается водой. По возможности нужно не допускать попадания в кастрюлю камней, крупных кусков золы, листьев и веток. Полученная субстанция перемешивается до однородного густого состояния. Далее в полученный раствор укладываются приготовленные части мякоти трутовика, и кастрюля помещается на огонь. Кипятить содержимое кастрюли необходимо не менее чем 1,5 часа. Во время кипячения трутовик становится мягким и пропитывается золой. Затем, после остывания, нарезанные труты извлекаются из кастрюли, а вода сливается. При этом слой золы, осевший на дне, нужно оставить. Она пригодится для того, чтобы сделать трут более горючим.

Остывшие на воздухе труты подвергаются механической обработке. Такая обработка напоминает приготовление отбивных, только молоток используется деревянный и с гладкой поверхностью. Если в хозяйстве нет такого молотка, то вполне подойдет толстая, тяжелая и гладкая палка. Процесс отбивания проводится до тех пор, пока куски трута не станут тонкими и мягкими. Затем отбитые труты укладываются в кастрюлю с золой, и кастрюля несколько раз энергично встряхивается. Это необходимо для впитывания трутами мельчайших частиц золы. Насыщение зольной взвесью следует проводить в течение суток, периодически встряхивая кастрюлю.

Заключительным этапом приготовления трута является его сушка. Труты извлекаются из кастрюли и укладываются на просушку. Влага из них не отжимается. Сушить труты нужно на поверхности, которая обеспечивает равномерное поступление воздуха ко всем их сторонам. Для этого можно использовать мелкую сетку, решетку, сено, солому или лотки для яиц. Когда труты несколько подсохнут, то их необходимо тщательно размять руками до тех пор, пока они не станут мягкими и податливыми на ощупь, как обыкновенная тряпка. Если отдельные куски не поддались этой процедуре и остались твердыми, то толку от них не будет. Их можно смело выбрасывать. После окончания разминания труты следует отправить на окончательную просушку. Когда они высохнут, их нужно уложить в герметическую упаковку.

Важно знать и о том, как сделать трут легким в разжигании. Искры нужно подавать на боковые, бархатистые части трута, которые образуются при разломе отдельных кусков . Так трут сразу начнет тлеть.

Труд - это «прежде всего процесс… в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». .

Определённое отношение человека к природе - первая сторона труда. Преобразуя внешнюю природу, человек вместе с тем преобразует и свою собственную природу. Изменение внешней природы есть в первую очередь приспособление предметов к потребностям человека.

Труд включает в себя следующие простые моменты:

  1. целесообразную деятельность, или сам труд;
  2. предмет труда,
  3. средства труда,
  4. результат труда.

Труд как преобразование природы созревает тогда, когда все его простые моменты сами создаются трудом, а не даны в готовом виде. Созревание труда - исторический процесс. Этот исторический процесс не вполне завершён, если труд совершается в обществе главным образом ради поддержания физического существования. Вполне зрелый труд - труд главным образом ради потребности в труде, при этом поддержание физического существования низводится на роль необходимой предпосылки труда. Как преобразование внешней природы труд - основное условие специфически человеческого существования. Его становление было фундаментальным процессом выделения человека из животного мира, образования современного биологического типа человека и человека в качестве общественного существа.

Процесс труда - это не только воздействие людей на природу. Чтобы производить материальные блага, люди вступают в определённые связи и отношения между собой - производственные отношения . Характер последних определяет социальный характер труда, ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства .

Таким образом, вторая сторона труда - общественный характер отношения людей друг к другу по поводу условий, процесса и результата трудового отношения к природе. Эта сторона труда развивается на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней. Единство сторон ближайшим образом реализуется в кооперации и разделении труда . Взаимосвязь этих сторон исторически изменялась, соответственно исторически изменялись и представления о труде. Труд и производство едины и отличны друг от друга. Труд - преобразование внешнего мира с точки зрения участия в нём человека, а производство - преобразование внешнего мира с точки зрения результата, продукта преобразования.

При разных типах исторического развития (доклассовом, классовом, бесклассовом) и в разных общественно-экономических формациях труд выступает в различных формах. При первобытнообщинном строе существует общий, общинный труд и общая, общинно-родовая собственность на средства и результаты производства. Здесь нет эксплуатации человека труда. Во всех классово-антагонистических обществах развитие труда совершается путём развития антагонистических противоречий: переход от менее развитых форм труда к более развитым - от труда раба при рабовладельческом строе к труду феодально зависимых крестьян при феодальном строе и к труду наёмного рабочего при капиталистическом строе - был одновременно переходом ко всё более развитым формам эксплуатации трудящихся, развитие культуры человечества шло при одновременном всё более развитом, тонком и изощрённом духовном и физическом калечении человека.

В условиях товарного производства труд имеет двойственный характер . С одной стороны, он является трудом конкретным (например, труд слесаря, портного и т.д.) и создаёт потребительную стоимость товара . И вместе с тем в каждом товаре воплощён человеческий труд вообще, независимо от качественных различий многообразных видов труда - абстрактный труд. В качестве абстрактного труд образует стоимость товара. Двойственный характер труда отражает объективно существующее противоречие между трудом частным и общественным. Труд при капитализме непосредственно выступает как труд частный и является скрыто общественным. Наличие частной капиталистической собственности на средства производства - причина разъединения людей. Труд каждого отдельного производителя - его частное дело. Поэтому труд отдельных товаропроизводителей при капитализме не может быть согласован в масштабе всего общества. В то же время достигнутый уровень общественного разделения труда объективно требует всесторонней связи между товаропроизводителями и вызывает зависимость их друг от друга. Но общественный характер труда при капитализме проявляется лишь на

Истории, как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт . Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.

В цели продукт труда существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта , однако главным критерием развитости труда являются орудия труда . В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения труда. Кроме того, в процессе труда возникают особые отношения между людьми - производственные отношения . Поскольку труд - деятельность общественная, коллективная , возникает потребность в средствах её организации . Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь , язык.

Дальнейшее развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий труда и производственных отношений. Эти характеристики труда существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу рассмотреть труд в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез).

Проблема возникновения человека мыслящего, творящего, способного к трудовой деятельности, совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа ; искать защиту от холода при изменении климата . Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки . Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования её неспециализированных навыков для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу. Все это приводит к тому, что человек смог действовать «по мерке любого вида» (Маркс К.).

Развитие общества и человека теперь напрямую связано с совершенствованием орудий труда. Производство орудий труда - процесс коллективный, который является его важнейшим, определяющим признаком. Животные могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия труда с помощью орудий труда. Даже самые примитивные орудия труда закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакрепленные «схемы деятельности». В орудиях труда, их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщенные способы трудовой деятельности. Орудия труда заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы труда. В процессе обучения овладение орудиями труда становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия труда были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления.

В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу», и предмет «разговора», то есть появилось, что сказать другим. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру, это и стало биологической предпосылкой возникновения речи.

Маятникообразное движение от биологического к социальному, от социального к биологическому убыстряется. Причины практически невозможно отделить от следствий. В результате природно-биологические закономерности отходят на второй план, человек приобретает законченную социальную форму, биологическая эволюция закончена и отныне человек живёт по новым, общественным законам, он даже ест и пьёт «по-человечески». В силу вступает социальный отбор, что проявляется в совершенствовании процесса труда, в передаче трудовых навыков последующим поколениям. Труд становится регулятором отношений человека с природой, процессом, отделяющим человека от природы и связывающим его с ней. Усложняющиеся в процессе труда формы общения, речь и мышление приводят к появлению нового типа организации жизни - к обществу.

Язык не просто фиксирует (для запоминания) определённые смыслы предметов, он активно участвует в процессе порождения этих смыслов. Таким образом, возникает новая надбиологическая, протосоциальная целостность. Труд связывает участников совместной деятельности в общность, опосредует их общение. Дальнейшее развитие человека представлено развитием общественных отношений и культурных форм их сохранения и развития. В процессе создания форм культуры, культурных способов саморегуляции общественной жизни человек и себя создаёт как её субъекта и творца, т. е. как общественного человека.

В труде и посредством труда удовлетворяются все потребности человека. Труд становится основным способом самоутверждения человека в мире. Производство, таким образом, есть основополагающий, сущностный признак человека и общества. В труде совершенствуются физические и духовные качества человека, формируются собственно человеческие культурные потребности. Таким образом, в труде создаются не только продукты потребления, но и сам деятель, субъект труда - человек. В этом плане с полным основанием можно сказать - «труд создал человека». Животное лишь пользуется природой и производит в ней изменения только в силу своего присутствия. Человек заставляет природу служить своим целям и тем самым господствует над ней. В развитии форм труда от примитивных, навязанных внешней необходимостью, до свободно-творческих нашёл свое отражение процесс прогрессивного развития человечества.

Хотя «трудовая» гипотеза объясняет многие аспекты антропосоциогенеза, современными учёными, в том числе и отечественными, она признаётся недостаточной. Одним из существенных аргументов является то, что генетика отрицает наследование приобретённых признаков . Эта ситуация стимулирует учёных к поиску новых версий возникновения человека.

Труд, это свойство исключительно человека разумного, в составе структурированных общественных структур. Цель труда - уменьшить энтропию окружающего мира.

Общественное рабочее время существует в этих товарах, так сказать, в скрытом виде и обнаруживается только в процессе их обмена. … труд есть не готовая предпосылка, а становящийся результат. … продукт процесса обмена. К. МАРКС К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. ГЛАВА I. с32 … денежная форма (деньги) … только форма проявления скрытых за ней человеческих отношений. К. МАРКС КАПИТАЛ ТОМ ПЕРВЫЙ ГЛАВА II. с100

Труд как экономическая категория и труд как явление принуждения

"Даром только птички поют", сказал в своё время Шаляпин , покидая СССР . Труд, с точки зрения большинства современных экономистов, осуществляется за плату. Заработная плата может расти и падать, поскольку растущая производительность труда не всегда приводит к росту зарплаты, смотри - Кривая Филлипса . Разнообразие форм исчисления заработной платы является косвенным следствием того, что ни одна из них не совершенна. Труд облегчает выживание, труд приносит деньги , увеличить количество денег в краткосрочной перспективе можно, объединившись в профсоюз . Труд может быть бесплатным, смотри рабство , смотри коммунизм . Полной противоположностью бесплатному труду является профессия рантье . Классический взгляд на труд как на физический процесс сильно изменился с началом НТР . Ничего физически не делающий учёный проделывает умственный труд, который может характеризоваться огромной производительностью труда . Но чаще оказывается, что учёный действительно ничего не делал, так как выдающиеся открытия совершаются не каждый день.

  1. Человеческий труд, в принципе, не может быть свободным, т.к. основной целью трудового процесса для человека является получение материальных благ и только в очень редких случаях труд приобретает значение бескорыстного благотворительного акта. Труд человека является физической необходимостью и духовной потребностью. Труд – это смысл жизни человека. А заработная плата – это стимул к труду. И по-скольку труд является необходимой, обязательной, неотъемлемой частью жизни человека, то трудовому процессу изначально характерны свойства принуждения. Однако, труд как необходимость может рассматриваться с двух сторон:
    Во-первых, любой труд может иметь добровольную основу (т.е. человек осознает потребность в труде как в определенном роде деятельности).
    Во-вторых, труд может быть насильственной мерой (т.е. человек лишен права выбора в трудовой деятельности и в значительной степени экономически зависим).
    Так, если трудовой процесс проходит в условиях частного предприятия, то он, скорее, строится на добровольной основе, т.к. работник имеет свободу выбора между устройством на предприятие к одному или к другому частному работодателю, поэтому: работник частного предприятия обладает значительно большими экономическими правами и свободами, чем работник государственного предприятия, который постоянно испытывает определенную материальную зависимость от государства.
  2. В истории России прослеживается чёткая взаимосвязь между победами и поражениями в войнах и выбором дальнейшего пути – реформистского или же консервативного:
    1. Победы:
      1. Победа в Отечественной войне 1812 – смена либерального политического курса на курс реакционно-консервативный.
      2. Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – вступление на путь консервации, т.е. сохранения основных черт большевистского режима довоенного периода.
    2. Поражения:
      1. Поражение в Крымской войне 1853–1856 гг. – отмена крепостного права в России;
      2. Поражение в русско-японской войне 1904–1905 гг. – издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17.10.1905.
  3. Основными этапами увеличения (экономических) прав и свобод разных категорий общества в дореволюционной России были:
    1. Издание указа о вольности дворянства (1762);
    2. Отмена крепостного права (1861);
    3. Принятие «Фабрично-заводского законодательства» (1898);
  4. Основными причинами возобновления системы массового принудительного труда при большевиках явились:
    1. Отсутствие у населения каких-либо стимулов к труду (пятикратное уменьшение зарплаты рабочим в 1918 по сравнению с её уровнем в 1913);
    2. Мировой экономический кризис 1929 (свёртывание НЭПа и становление на путь репрессий);
    3. Ужесточение большевистского режима (усиление репрессивных мер как средство борьбы с оппозицией и как возможность трудового использования «дешёвой» рабсилы»).
  5. То обстоятельство, что система принудительного труда в СССР на протяжении нескольких десятилетий была столь глубоко внедрена в экономику страны, и экономика испытывала очень сильную зависимость от системы принудительного труда, имело сугубо отрицательное воздействие на развитие СССР в целом. Система принудительного труда в СССР имела ряд глобальных проблем для нашей страны:
    1. Экономические проблемы (расточительное, экстенсивное развитие экономики);
      1. Техническая отсталость (использование устаревшей техники при отсутствии нового оборудования);
      2. Экологические проблемы (нанесение существенного урона экологии страны при строительстве разного рода объектов);
    2. Политические проблемы (внутрипартийная борьба);
      1. Идеологические проблемы (борьба с оппозицией);
    3. Социальные проблемы (отсутствие нормальных условий труда);
      1. Демографическая ситуация (значительное снижение численности населения страны);
      2. Проблемы морали (уничтожение собственного народа).
  6. Однако, большевики понимали, что, помимо:
    1. Неквалифицированного труда заключённых (ИТЛ, 1929), стране необходим:
    2. Высококачественный труд специалистов («шарашки», 1930).
  7. Принудительный труд насильственного характера всегда является:
    1. Бессмысленным (так как человек утрачивает понимание осмысленности своего труда);
    2. Неквалифицированным (так как в трудовом процессе задействованы не специалисты) и некачественным (так как человеку не существенен результат его труда);
    3. Невыгодным и неконкурентоспособным (так как такого рода труд малопроизводителен и крайне убыточен).
  8. Основные последствия использования системы массового принудительного труда в СССР таковы:
    1. Сильное отставание нашей страны от развитых стран по многим показателям (промышленность, сельское хозяйство, наука, уровень жизни населения и др.);
    2. Кризис власти большевиков (отсутствие каких-либо альтернативных путей развития страны);
    3. Кризис общества (истощение общественных ресурсов);
    4. Распад СССР (нахождение путей развития государства и общества в глобальном реформировании устройства политической и общественной жизни страны).

Однако, неэффективная в долгосрочной перспективе, система принудительного труда и внеэкономического принуждения может быть очень эффективной в перспективе кратко- и среднесрочной. Так, постройка Канала имени Москвы и Беломоро-Балтийского канала руками заключённых обошлась вчетверо дешевле, чем предполагал проект, и без того учитывающий минимальные затраты на рабочую силу (зарплата инженерам, охранникам и т.д.) Большую прибыль приносили также лагеря Колымы, где добывалось золото, да и вообще вся система ГУЛАГа в первые два десятилетия своего существования.

Аскетизм - как высшая форма труда

Почти во всех религиях, философиях, культурах аскеза считается подвигом, высшей формой труда. И, наоборот, труд, направленный на излишнее материальное обогащение, имеющий целью погоню за «длинным рублём» считается греховным , безнравственным.

См. также

Ссылки

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Работа (труд)" в других словарях:

    Книжн. Работа, требующая неимоверных усилий. /i> Восходит к древнегреческой мифологии. БМС 1998, 454 …

    Книжн. Очень тяжёлая, изнурительная работа. БМС 1998, 485; ДП, 513; ШЗФ 2001, 72; БТС, 294, 1348 … Большой словарь русских поговорок

    Облагораживает человека. Виссарион Белинский Труд проклятие пьющего класса. Оскар Уайльд Я встречал очень мало людей, превозносивших тяжелый труд. И, странное дело, все они были те самые люди, на которых я работал всю жизнь. Билл Голд Обезьяна… … Сводная энциклопедия афоризмов

сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности. Т. включает в себя простые моменты: 1) целесообразную деятельность, или сам Т., 2) предмет Т., 3) средства Т., 4) результат Т. (Ф. Энгельс). Отсюда вытекают основные черты Т. человека: его опосредствующая роль в процессе обмена веществ между человеком и природой; его целесообразность; значение идеально представленного результата, который предваряет трудовой акт. Важно также подчеркнуть, что, воздействуя при помощи средств Т. на его предмет, человек изменяет этот предмет сообразно поставленной цели. Достигая ее,.человек удовлетворяет какую-либо из своих потребностей, а осознание цели связано с мотивом Т. Т. требует планирования: до начала трудовых действий человек должен установить их последовательность и время выполнения с учетом объективных условий и личностных возможностей. В планировании и осуществлении трудовых действий участвуют все познавательные процессы: восприятие, память, мышление и др. Причем, по мере усложнения техники роль этих процессов все больше возрастает. На пути к результату Т. встречаются препятствия, для преодоления которых необходимы волевые усилия и произвольное внимание. Без них Т. невозможен. Т. является источником чувств человека, в которых он высказывает отношение как к самому Т. и его элементам, так и к окружающим людям. В зависимости от этого у человека формируется та или иная степень удовлетворенности Т. Трудовая деятельность требует от человека предварительной подготовки. Поэтому в Т. важную роль играют знания, умения и навыки. Не овладев ими, человек не может трудиться. Т. формирует личность, он - главный ее воспитатель. В процессе Т. рождаются и развиваются жизненные установки личности, развиваются способности, укрепляется воля, складываются черты характера, совершенствуются те психологические процессы, которые участвуют в трудовой деятельности. В Т. человек вступает в разнообразные отношения с природой и другими людьми. Т. изначально обладает общественным характером и как деятельность присущ только человеку. Общение людей в процессе Т. происходит с помощью речи. Т. издавна принято делить на физический и умственный, хотя такое деление условно. Результатом физического Т. являются материальные продукты, результатом умственного Т.- идеальные продукты (мысли, идеи, знания и т. п.). Постепенно грани между этими видами Т. стираются; материальной базой этого процесса являются комплексная механизация и автоматизация производства. С точки зрения используемых орудий и средств Т. делится на ручной, механизированный и автоматизированный. Работники автоматизированного производства обычно называются операторами. Их труд носит специфический характер и имеет качественно различные формы осуществления трудовой деятельности (см. Типы операторской деятельности). Т. оператора предъявляет повышенные требования к психической деятельности человека. Необходимость ее изучения и привела к возникновению инженерной психологии.