Сценарий развлечения медовый спас в детском саду. Яблочный спас

Цели: Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями; накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров; развивать внимание, речь, эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений.

Ведущая - Лето:
Добрый день, мои друзья!
Вас рада нынче видеть я.
Я – жаркое Лето, богатое Лето,
В душистый венок из цветов я одета.
Вас встречаю у ворот –
Праздник нынче всех вас ждет!
Дружно за руки беритесь,
Все за мною становитесь.
Всё я знаю, всё смогу,
Вас на полянку поведу!

Солнце светит,
Полянку согревает,
Медовый Спас сегодня
Детишек собирает!

Ведущая:

Спасы – праздники большие,
Да Великие такие.
Сейчас идет Спас медовый,
Расскажу о нем толково.

Медовым Спас называется потому, что соты в ульях наполнены до отказа мёдом, пасечники приступают к его сбору. А пчёлам пора устраиваться на зимовку.

На Руси в этот день всех медом угощали и чаи распивали.

Ребенок:

Первый я - Медовый Спас.
Я медку припас для вас.
Мед цветочный, мед гречишный,
Терпкий, золотой, отличный.

Ведущая:

- А кто же в природе нам мед добывает?

Дети: Пчелы!

Ребенок:
Работать малой пчелке

Нисколечко не лень.

С цветочка на цветочек

Летает каждый день.

На много километров

От дома путь идет,

Но умненькая пчелка

Всегда свой дом найдет.

По крохам собирает

Цветочный аромат,

И станет мед душистым,

Чему я очень рад. Н. Мигунова

Ведущая:
Чтобы нам медок собрать,
Надо пчелок всем позвать.

Все:
Пчелки подружки сюда прилетайте
Мед для ребяток скорей собирайте.

Летят пчелки 3 девочки .

1 пчела:

Надо славно потрудиться,
Чтобы вместе веселиться
Целое ведро собрать,
Чтобы деток угощать!

2 пчелка:
Только где же тут цветы необычной красоты?
Розовые кашки, колокольчики, ромашки
Розы, васильки, репей…
Позовите их скорей!

Ведущая: Пчелки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мед – липовый с липового цвета, гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов.
И с собой гостей чудесных я к вам в гости привела. Я загадки загадаю, что за гости – угадайте!

Ведущая загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок. Дети находят цветок и «высаживают» на клумбу.

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке,
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик.)

То фиолетовый, то голубой
На опушке цветок повстречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)

Вот шершавый стебелек,
В середине уголек,
Лепестки блестят, как лак,
Распустился красный (Мак.)

Колосится в поле рожь.
Там цветок найдешь
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек.)

В огороде у дорожки,
Стоит солнышко на ножках.
Только желтые лучи,
У него не горячи. (Подсолнух.)

Ведущая:
Эй, цветочки, расцветайте,
И лужок наш украшайте.
Посмотри, честной народ
Цветы-то встали в хоровод.

Танец цветов и пчелок под музыку «Вальс цветов» .

3 пчела:
Ох, как славно потрудились,
Да еще повеселились.
Медок в улей понесем
Песню дружно все споем.

Ведущая:
У нас на поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчелки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведерко с цветочным нектаром.

Игра «Кто быстрее».

Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу кладут большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром». Сначала первые участники-«пчелы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчелку» и обегают цветок уже вдвоем и т. д. последняя берет ведерко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернется с ведром.

Ведущая:
Вот сколько нектара собрали пчелки.
-
А кто же из лесных жителей мед обожает?

Дети: Медведь!

Хозяйка:
Пчелки в улей полетели
Зажужжали, загудели
Мед по сотам разливают
Соты воском заливают.
Вдруг услышали медведь…
К ульям крадется,
Этот мишка косолапый
Слажкоежкою зовется.

Медведь:
Я несу с собой колоду
Я хочу отведать меду.
Очень я медок люблю
Я ваш улей разорю!

Пчелки:
Мишка, не озорничай
Детям этот мед отдай.
Нынче ведь Медовый Спас,
Будет праздник тут сейчас.

Медведь:
Буду я тогда скучать,
Коль нельзя озорничать!

Ведущая:
Мишенька, ты не скучай
Лучше с нами поиграй.

Игра « У медведя во бору» .

Медведь:
Ох и ловкие детишки,
Озорные шалунишки
Быстро бегают, играют
На полянке не скучают.
Пчелки:
Мишка, с нами поиграй
Голосочек наш узнай.

Пчелки вручают Медведю ведро на нем написано «Мед» - медведь пьет медок .

Ведущая:
Пчелки, мед еще несите
Деток медом угостите.

Пчелки:
Наступил Медовый Спас,
Угостить хотим мы вас.

Ведущая:

Чтобы все вы подрастали
Умными, большими стали.
Ведь полезен всем медок,
Угощяйся-ка, дружок.

Входят зайчата.

1.Ради праздника такого
Угостить вас мы готовы
Пряники медовые из печи, готовые!

2.Медом поливали, в сахаре купали
Вот не пряник, а успех
Угостить хотим мы всех!

Медведь: С праздником всех поздравляю,
И от всей души желаю
Каждый день вам подрастать,
Спасы дружно отмечать!

Ведущая: Не сердиться, не браниться,
Только доброму учиться!
Песни петь и танцевать,
Праздник весело встречать!

(театрализованное представление)

Действующие лица:

2 крестьянки (ведущие);
2 внучки крестьянок;
Маша и Медведь (персонажи сказки «Маша и Медведь»);
4 девочки-пчёлки;
Мальчик-самовар;
Народный вокальный ансамбль

Звучат фанфары.

Ведущая 1: «Велика наша родная земля!» — так издавна говорили в народе. Простору на все четыре стороны много», немало на свете диковинных мест, но «лучше родной нет никакой!».
«Родина облачается небесами, подпоясывается зорями, застёгивается звёздами» вот какими словами говорили о родной земле, о той, «что всегда и в горсти мила», без которой человек, «что рыба без воды, что соловей без песни».
На Руси селом называлась та местность, где находилась церковь. Церковь
На сценической площадке участники театрализованной миниатюры.
Крестьянская семья.

1 ведущая: Ну, с зажином вас!
2 ведущая: Солнце ещё только встаёт! До вечерни нс одну сотню снопов свяжем.
1 ведущая (девочке) : А ты, Дарья, не стой, колоски следом подбирай, да связывай.
1 внучка: Да не получается!
2 ведущая: Ничего получится! А ты, Ольга, первый сноп заприметь.
2 внучка: Это ещё зачем, бабушка?
1 ведущая: Украсим его разноцветными лентами и в горницу поставим. С него обмолот начинать будем.
2 ведущая: А зерном тем корову накормить надо.
1 внучка: Зачем?
2 ведущая: Чтоб здоровой была, да приплод давала.
2 внучка: Ой, бабушка, а вон колосья-то среди поля пропустили.
2 ведущая: Вот и хорошо, будет из чего бороду деду свить.
2 внучка: Какому деду?
I ведущая: Который тут живёт. Холодно ему тут в лютую зиму, вот под бородой и коротает он её, приносит полю плодородие. Ну, да хватит разговоры разговаривать. С работой управиться сегодня надо пораньше.
I внучка : Что это с тобой, бабушка?
1 ведущая : Праздник сегодня.
I внучка : Что за праздник?
1 ведущая : В народе называют его поразному. Первый Спас, Медовый, или Маковый Спас, Спас на воде. Начинается он в первый день Успенского поста, 14 августа (1 августа по старому стилю). Это первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю Иисусу Христу.
I, 2 внучки (одновременно) : Расскажи, расскажи, бабушка!
1 ведущая : Припасла для вас
Я такой рассказ.
А вы — на праздник гостей собирайте,
Да звонкой песней созывайте!
Звучит песня «Праздники».
1 ведущая: Сколько к нам пришло народу!
Быть сегодня хороводу!
Песни пойте до утра,
А завтра нельзя — начало Успенского поста.
Много дел в поле, в огороде,
А пока побалуйтесь вы мёдом.
(авторские стихи)
Первый Спас — начало сева озимых. В народе говорили: «Спасов день пока¬жет, чья лошадка обскачет» (то есть покажет, кто раньше начал сеять). Медовым его называют потому, что в этот день на Руси «ломали» первый мед на пчельни¬ках. «Наш Спас много мёда припас». Потрудилась на славу «Божья работница» — пчелка. А кто главный в улье?
I, 2 внучки : Матка.
I ведущая : Правильно! В своём доме она — главная хозяйка, «хранительни¬ца домашнего очага». А вот во «….. улье» хранитель домашнего очага ……., старейший житель села, ему уже … лет. Когда в родительский дом приезжают двое детей, трое внучат, два правнука, то он на¬полняется жизнью и звучат задорные песни.

Звучит песня «Эх, гармошечка!».

Участник ансамбля «….»: Мы не случайно исполнили эту песню, ведь в вашем селе тоже есть гармонисты, и одного из них мы видим среди зрителей, он пришёл со своей гармошкой.

На сцену приглашается местный гармонист в его исполнении звучит песня.

Па сценическую площадку выходит 1 ведущая и дети с горшочками мёда.

I ведущая: Правду говорят в народе: «Кто пчеле рад, тот будет богат» и дом построил, и детей вырастил, и сад посадил, и сладко на душе от мёда, и поёт она под гармошку, и радостно становится, когда ребятня угощением пчеловода лакомится. Этот мёд нам предоставил ….. Вкусно!? (обращается к детям).
1 внучка: Ой, вкусно! Давай всех, кто к нам на праздник пришёл, тоже угостим.
2 внучка : Эй, Мишка, выходи
Людей мёдом угости!
К зрителям выходят персонажи русской народной сказки «Маша и Медведь» и угощают всех мёдом. Дети на сценической площадке благодарят пчеловода Анатолия Григорьевича Коваленко.
1 внучка: Дай, Господи, хозяину МНОГИЕ лета,
Многие лета-долгие годы!
2 внучка: А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
1 внучка: Божьих пчел водить, ярый воск топить-
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
1 ведущая: Угощайтесь, гости дорогие! «Спасовка-лакомка», «Медовый Спас — медовый стол», «У хорошего пчеловода нет плохого года», — так о празднике говорят в народе. Росу медвяной называют, уста — медоточивыми, а месяц — медовым.
1 внучка: А что такое медовый месяц?
1 ведущая: На этот вопрос знают ответ семейные пары, которые много лет прожили рука об руку.
На площадку приглашаются семейные пары,
которые прожили в браке 40, 45, 55 лет.
1 ведущая : В августе в селе ….родились:
На площадку приглашаются юбиляры (75, 80 лет).
1 ведущая: Дорогие юбиляры, вас поздравляет ваша односельчанка, которая приготовила особенные пироги.
По старым обычаям предков славяне пекут «мачники» — постные пироги с маком и мёдом. Мёд силу даёт, а мак от зла защищает. Жить вам в здравии, да согласии».
Юбиляры: А мы тоже приготовили подарок для ….. В честь малого водосвятия Медовый Спас называют еще и Спасом на воде. В этот день освящали новые колодцы, чистили старые, совершали крестный ход на реку, родники для освящения воды. Ваши пироги будут намного вкуснее с использованием святой воды. Здравия вам и благополучия (дарят бутылку со «святой водой»),
1 ведущая: Подарок есть и у нас
Песня прозвучит для вас!

Звучит песня «За деревней, за дубравой!»

На сценическую площадку выходит 1-я ведущая, внучки, девочки-пчёлки

I внучка: А вот и пчёлки прилетели.
1 ведущая: «Пчёлка — божья пташка». Если у кого заведутся пчёлы, это знак особенной Божьей милости к человеку. Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. «Без пчелы», — говорили в народе, — «не могла совершиться обедня». В старину верили, что мёд, продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. По легенде, пчёл на Русь «принесли странники соловецкие, в своих посохах святых».

1 пчёлка: Над селом мы все летали,
Краше места не видали.
Здесь усадьба одна есть,
Что и глаз нельзя отвесть!

2 пчёлка: Много там цветов растёт,
Значит, дел невпроворот.
Ну, сестрицы, не ленитесь,
В цветник к Ирине Георгиевне слетитесь.

3 пчёлка: Загудел пчелиный рой.
Мы спешим к тебе домой.
Соты мёдом наполняем
И хозяйку почитаем.

4 пчёлка: В гости всех мы приглашаем.
Медом нашим угощаем.
И в морозный зимний час Вспоминать мы будем вас.
(авторские стихи)

1 ведущая: О ком, о ком это вы здесь «жужжите»?
Пчёлки (вместе): Об …..
1 ведущая приглашает на сцену хозяйку лучшей усадьбы на селе.
1 ведущая: …, для вас мои внуки собрали особенный букет, который состоит из мяты, чабреца, календулы. Каждой из них народ приписы¬вал магическое значение, а засушенные цветы девушки вплетали в косы для укрепления волос.
Дети дарят букет лучшей хозяйке усадьбы.
Пчёлки: (вместе) На радость вам и на здоровье!
1 ведущая: А гостей на чай приглашаем!
Ароматным, сладким угощаем!
Вот наш русский самовар.
Рад ему и млад, и стар!
Среди зрителей появляется мальчик в костюме «Самовара»,
он угощает гостей чаем из трав.
1 ведущая: Пейте чай, да знайте, что на Руси с этого дня начинался сбор лекарственных трав. «Спас — всему час».

Звучит песня.

1 ведущая: «С первого Спаса - холодные росы». «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье». «Ласточка весну начинает, осень накликает». На первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети улетающим птицам кричали:
1 внучка: «Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы? Где твои детки? Где же твои сестрицы? Испей спасовой водицы! Улетать — не уле¬тай. До Спожинок доживай!».
1 ведущая: Прощаются с нами птицы. Говорим и мы вам до свидания, а ещё с радостью встретить два Спаса.
2 ведущая: Едва Медовый справлен Спас,
Светает Спас Преображенский.
Спас третий — с вечери Успенской.
Иванов день: всему свой час».
(Вячеслав Иванов)
1 ведущая: С Медовым Спасом! Радости и покоя! Пусть дни твои станут чистыми и светлыми! Всегда помни, что Создатель посылает испытания тем, кому желает блага. Так никогда не отступай же перед трудностями. И пусть покой, достаток и счастье не покидают тебя!
Благославляю этот час!
С праздником! Со Спасом вас!
Создатель все обиды вам прощает,
На жизнь в миру благославляет!
В пчелиной суете работ Вы отдохните от забот.
Медовый пряник, сбитень, квас Вам приготовил этот Спас.
Пусть будут помыслы чисты,
Как родники святой воды,
И медосочная роса Ложится прямо на уста!
Благославляю этот час.
С праздником! Со Спасом вас!

Е. Шарапова,
методист Центра культуры и досуга «МИР» Грибановского района

Post Views: 2 736

Цель:

Приобщать детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.

Задачи:

– Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.

– Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине.

– Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.

– Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.

Ход развлечения:

Звучит «Полёт Шмеля» Римский-Корсаков, в музыкальный зал вбегают дети в масках-шапочках «Пчела», кружат по залу и присаживаются на стульчики.

Презентация «Медовый Спас» (слайды 1, 2)

Август устали не знает, заглянув во все сады,

Он в корзины собирает золотистые плоды,

Груши, яблоки, малину, наклоняя ветки, рвёт,

А в бочонки и в кувшины льет густой душистый мёд.

Собираем в августе

Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит
И подсолнух зёрнами
Чёрными набит.

Самуил Маршак

Хозяйка пасеки: (слайды 3, 4)

Знаете ли вы – что август начинается,

Сразу Спасы открываются!

Есть первый Спас – Медовый,

Второй Спас – Яблочный и третий – Ореховый.

«Первый Спас медовый – будьте все здоровы!» (слайды 5, 6)

Есть пять причин съедать ложку мёда каждый день:

– Мёд улучшает пищеварение;

– Мёд поднимает настроение;

– Мёд помогает при простуде;

– Мёд содержит антиоксиданты;

– Мёд борется со старением.

На Руси в этот день всех мёдом угощали и чаи распивали, а кто же в природе нам мёд добывает? (пчёлы).

Летом пчёлы нектар собирали,

В мёд старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовёт

Насладиться, попробовать мёд.

Медовый (первый) спас празднуется 14 августа (или 1 августа по старому стилю) в первый день Успенского поста. (слайды 7-11) Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору мёда, т.к. соты полны свежим янтарным мёдом. В этот день в церкви освящают мёд нового сбора и только начиная с Медового спаса разрешается употреблять мёд в пищу. А так как раньше на Руси мёд был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мёд добавляли и в пряники, и блины, и пироги, и в компоты.

(слайд 12, 13) В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоёмы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому медовый спас также называют «мокрым».

После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас – ореховый. Со Спаса начинаются проводы лета; говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».

Хозяйка пасеки:

Дорогие гости, а какие поговорки и пословицы про мёд вы знаете? (Дети пожимают плечами) Не переживайте, я сейчас вас с ними познакомлю: (слайд 14)

– Где цветок, там и медок.

– В добром доме и вода что мёд.

– Был бы мёд, а мухи найдутся.

– На красивый цветок и пчела летит.

И пчела не на себя работает.

– Трудится, как пчела.

Одна пчела много мёду не наносит.

– Не зная горечи перца, не оценишь сладости мёда.

– Люди рады лету, а пчёлы – цвету.

Пчёлка, добрая хозяйка (слайды 15-19)

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Мёда принесёт в свой дом.

Пасечники для пчёлок много домиков строят. Называется пчелиный дом – улей. Пчёлки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мёд – липовый с липового цвета (слайд 20), гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов. Посмотрим, знаете ли вы цветы. Хозяйка пасеки загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок . Дети берут цветок и высаживают на клумбу (втыкают в вазу с песком). (слайд 21)

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке,

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик.)

То фиолетовый, то голубой

На опушке цветок повстречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)

Вот шершавый стебелёк,

В середине уголёк,

Лепестки блестят, как лак,

Распустился красный (Мак.)

Колосится в поле рожь.

Там цветок один найдёшь

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк.)

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножках.

Только жёлтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух.)

Посмотри, честной народ

Цветы-то встали в хоровод.

Хозяйка пасеки:

А теперь мы поиграем.

Игра «Собери цветок»

У команд части одного цветка василька или ромашки. Надо собрать цветок. Играют по 5 человек в каждой команде. Кто быстрее соберёт свой цветок.

Хозяйка пасеки:

На поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчёлки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведёрко с цветочным нектаром.

Игра «Кто быстрее»

Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу – большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром» . Сначала первые участники – «пчёлы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчёлку» и обегают цветок уже вдвоём и т. д. последняя берёт ведёрко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернётся с ведром.

Хозяйка пасеки:

Молодцы, хорошо потрудились. Устали? Отдыхайте, а я вам ещё загадки загадаю: (слайд 22)

Чей костюмчик золотой,

Кто в пыльце, летит стрелой,

Кто жужжит и слышен звук,

Ждёт кого цветистый луг? (Пчела.)

Любит делать мёд она,

Трудится так долго

От утра и до темна,

Непоседа… (Пчёлка.)

Жёлто-чёрная, в полоску,

А на брюшке есть игла.
Мёда нам, пыльцы и воску

Принесёт всегда… (Пчела.)

Кто в каждый встреченный цветок
Свой опускает хоботок,

А после в улей мчится пулей

И что-то прячет в уголок? (Пчела.)

Похожа на пчелу, но не пчела

Четыре перепончатых крыла,

По спинке за полоской полоса,

С изящной тонкой талией (Оса.)

Кто с гуденьем сел на хмель?

Неуклюжий, толстый (Шмель) .

Молодцы! Хорошо отгадываете загадки.

Должно быть, у всех без сомненья

Хорошее настроение.

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Хозяйка пасеки:

Мы пчёлок позабавим, в игру поиграем «Ласточка и пчёлки».

Выбираем ласточку считалкой:

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Сели пчёлы на цветы

Мы играем – водишь ты.

Хозяйка пасеки: (слайды 23-28)

Славный праздник – Спас Медовый, всё сластить всегда готовый!

Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,

Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждёт!

Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!

Милости просим всех отведать угощения в Медовый Спас!

(Детей-пчёлок и гостей угощаем мёдом).

Просмотр мультфильма про пчёлку Майя.

Действующие лица:

Пасечник
Королева Медового Царства
Винни-Пух
Карлсон
Пчелки и другие герои мультфильмов

Звучит музыкальная пьеса «Народный праздник» А. Курченко.
На сценическую площадку выходит Пасечник.

Пасечник. Здравствуйте, ребята!
Сегодня в Медовом Царстве праздник — Медовый Спас. Знаете, что это за праздник? (Ребята отвечают)
А хотите, я вам расскажу о нем подробно? (Ребята отвечают)

К этому празднику пчела перестает носить взятки, приходится подрезать, «заламывать» пчелиные соты в ульях. Опытные пасечники говорят, что если не заломать соты, то соседние пчелы могут вытаскать весь мед. Вырезанные соты несли в церковь для освящения и на помин родителей. Отсюда название Медовый Спас или спас в меду.
Сегодня на празднике вы сможете подружиться с пчелками — труженицами, повеселиться, полакомится медом, поводить хороводы, поиграть.

Звучит «Полет шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Из-за пчелиных домиков выбегают Пчелки и кружатся по сцене в танце, вместе с ними Королева Медового Царства. Музыка стихает.

Королева Медового Царства. Здравствуйте, дорогие мальчишки и девчонки? Вы узнали меня? Кто я? (Ребята отвечают) Правильно, друзья! Я Королева Медового Царства. И очень рада, что сегодня с вами встретилась. Приветствую вас в Медовом Царстве. Сегодня у нас великий праздник. В старину именно с 14 августа начинали водить осенние хороводы. Как вы думаете, ребята, какие движения понадобятся нам для сегодняшнего хоровода. (Ребята отвечают) Правильно? Наш танец должен напоминать движения пчелок в полете! Давайте вместе с Пчелками покружимся в хороводах.
Пчелки помогают детям выстроиться в хороводы и под мелодию русской народной песни «Полоса моя, полосонька», «Выйду ль я на реченьку», «У зори-то, у зореньки» и др. кружатся с ребятами в хороводах. Музыка стихает, Пчелки возвращаются к ульям.

Королева Медового Царства . Ребята, сегодня к нам на праздник приглашены мульти-сладкоежки. Каких героев — сладкоежек из мультфильмов, вы знаете? (Ребята отвечают). А теперь встречайте… Самый большой любитель меда в мире! Винни – Пух!

(Появляется Винни-Пух. Прохаживаясь вокруг ульев, он напевает песенку.)

Винни - Пух. Мишка очень любит мед!
Почему? Кто поймет?
В самом деле, почему
Мед так нравится ему?

Добрый день, сладкоежки! Первый раз, меня пригласили в Мeдовое Царство. (Оглядывается) Боюсь, как бы пчелы не покусали… Со мной всегда какие-то истории приключаются. Однажды гуляя, по лесу, я вышел на полянку и увидел высокий — превысокий дуб, на самой верхушке которого кто-то громко жужжал…
…Я сел на траву под деревом, обхватил голову лапами и стал думать. Сначала я подумал так: «Это «жжжж» неспроста! Зря никто жужжать не станет. Само дерево жужжать не может. Значит, тут кто-то жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты не пчела? По-моему, так!» Потом я еще подумал, подумал и сказал про себя: «А зачем на свете, пчелы?». А? Ребята, зачем? (Дети отвечают) Для того, чтобы делать мед! По-моему так, а зачем на свете мед? (Ребята отвечают)
Для того, чтобы я его ел. По-моему, так, а не иначе! Мед я очень люблю, а еще очень люблю веселые игры. Ребята, хотите со мной поиграть? (Ребята отвечают)

Винни - Пух идет в зал к ребятам.

Винни – Пух. Давайте поиграем в мою самую, самую любимую игру «У медведя во бору». Знаете эту игру? (Ребята отвечают). Тогда я напомню, как в неё играть. Я — водящий. Я буду спать в берлоге (в условном месте). А вы, ребята, расположитесь на другой стороне площадки в своем доме. Пространство между вашим домом и моей берлогой — лес, или еще его называют бор. Вы пойдете в бор за грибами. Собирая их, напевайте:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь простыл,
На печи застыл!
И постепенно приближайтесь к берлоге.
Последние две строчки: могут звучать так:
А медведь сидит
И на нас рычит!
Я буду притворяться спящим. На последних словах вскочу и начну вас ловить. Вы же должны быстро убежать к себе домой или разбежаться в стороны, стараясь не попасть ко мне в лапы.
Кого я поймаю, тот выходит из игры, а с остальными ребятами мы продолжим игру… В конце игры все пойманные ребята хором поют нам веселую песню.

(Звучит музыка, ребята с Винни — Пухом играют в игру)

Пасечний. Устали? Отдыхайте. Сейчас мы с вами послушаем концертный номер.
(Идет номер художественной самодеятельности. На сценическую площадку выбегает Карлсон)

Карлсон . Спокойствие, только спокойствие, без паники! А есть ли у вас медовые пряники?

Пасечник (улыбаясь). А зачем тебе медовые пряники?

Карлсон. Вы забыли, что я самый лучший в мире пожиратель медовых пряников, печенья, клубничного варенья, плюшек, ватрушек, мармелада!… Помните, когда я был в гостях у Малыша, он подарил мне столько сладостей, что я не смог все съесть. Ребята, а вы тоже любите сладости? (Дети отвечают) Вы любите печенье? (Дети отвечают) А клубничное варенье? (Дети отвечают) А мармелад? (Дети отвечают) Ну, а мед? (Дети отвечают).

Королева Медового Царства. Постойте, постойте. Позвольте вас представить ребятам.

Карлсон. Нет-нет, я думаю, что здесь собрались дети, которые хорошо меня знают. Верно, ребята? (Дети отвечают) Так кто из вас скажет, как меня зовут? (Дети отвечают). А как вас зовут, ребята? Три, четыре… (Дети называют свои имена) Какие у вас красивые имена! Здесь действительно собрались славные ребята. (Поет и читает под музыку)

Счастлив видеть малышей и малышек,
Всех, всех, всех веселых ребятишек
Карлсон, который живет на крыше!
А тем, кто до меда охоч,
Карлсон всегда готов помочь!
Я задам сейчас загадки-
Крепко думайте ребятки,
Будет вам вознагражденье –
Очень сладкое угощение!
Пораскинь умом немножко –
И получишь сразу ложку!

На сцену выносят бутафорскую бочку, на которой яркими буквами написано «Мед». В бочке находится банка с медом для угощения ребят.

Загадки Карлсона

Кто там кричит в рассветный час:
«Ко-ко-ко — кормите нас!» (Куры)
Ответившему (или всеми ответившим) Карлсон дает ложку меда. Из гигиенических соображений запаситесь одноразовыми пластмассовыми ложками. Игра в загадки, которую потом будет проводить Винни — Пух, продолжается на тех же условиях.
Мы вымыли руки
И сели за стол.
А он неумытый обедать пошел.
И с ним бесполезна любая беседа:
Он вымоет лапки,
Но после обеда! (Кот)

Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок,
Холодок,
Дай лизну тебя разок! (Мороженое)

Это кто,
Это кто,
Скачет по тропинке?
У кого,
У кого,
Ножки, как пружинки?
У кого,
У кого,
На спине веснушки?
Знаем,
Знаем, у кого —
У речной… (Лягушки)

На солнце я похожий,
И солнце я люблю,
За солнцем поворачиваю
Голову свою. (Подсолнечник)

Винни-Пух. Карлсон, а можно и мне загадать ребятам загадки?
Карлсон. Конечно можно.

Загадки Винни-Пуха.

Все говорят,
Что похож я на папу.
Такой темно — бурый,
Такой косолапый…
Но только и папа
Похож на меня.
Такой же охотник до меда,
Как я!
О ком эта загадка? (Медвежонок)

Ходит по лесу, ревет,
Любит ягоды и мед. (Медведь)

Карлсон. Ну, что ты все про себя загадки загадываешь? Ишь, как себя любишь, больше меда, наверное…

Винни-Пух (весело смеется).
И еще одна загадка –
Кто играет с нами в прятки?
Коль окликнешь - то услышишь,
А увидеть — не увидишь. (Эхо)
Карлсон. Молодцы, ребятки, умеете разгадывать загадки. А кто у нас самый голосистый на празднике? (Ребята отвечают) Это мы сейчас проверим. Музыкант будет наигрывать мелодии песен, ваша задача — узнать мелодию и запеть песенку. Кто первый узнает, тому и сладкий приз.

Идет конкурс
Королева Медового Царства . Здесь действительно собрались славные ребятки! Надо же, вспомнили все песенки!
Идет к зрителям на площадку.

Подойдите ко мне все самые ловкие, осторожные, чуткие и внимательные, все кто хочет поиграть в замечательную игру «Пчелы».
Дети подходят. Королева Медового Царства выбирает несколько водящих. Они будут цветами. Остальных ставит в несколько кругов вокруг цветов - это сторожа, остальные ребята – пчелки.
Итак, ребята, объясняю условия игры: сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг цветов и поют:
Пчелки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечет?
Аль вас солнышком печет?
Летите за горы высокие,
За леса зеленые –
На кругленький лужок.
На лазоревый цветок.
Пчелы стараются забежать в круг, а сторожа то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из пчел удается проникнуть в круги и коснуться цветка, сторожа, не сумевшие уберечь цветок, разбегаются. Пчелы бегут за ними, стараясь «ужалить» и пожужжать в уши.

Королева Медового Царства. В народе есть пословица такая: «Одна пчелка немного меду натаскает»… Вот и живут пчелы семьями, большими и малыми — семья эта называется-рой. Давай, ребята, поиграем в игру «Пчелы и рой».
Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке громко жужжать, в этот момент они все являются пчелами. Как известно, пчелы собираются в рой - семью, состоящую из определенного количества пчел. В рое может быть любое количество пчел по желанию ребят. Играющим по команде ведущего, нужно будет создать рой, т.е. схватиться друг за друга. Сигналом к тому, чтобы рой вновь распался на отдельных пчелок, служит команда Королевы

Медового Царства:
Пчелка, гуди,
В поле лети,
С поля лети,
Медок неси!
Во второй раз:
Яры пчелушки,
Медоносушки,
Летите по волюшке…
Несите медок в сотушки!
Королева Медового Царства. Какие вы дружные ребята! Как настоящие пчелки. Хотите еще поиграть? В игры «Перелет пчелиного роя» смогут победить только самые дружные и ловкие ребята. Объясняю условия нашей эстафеты: в ней можно участвовать всем желающим. Для этого нужно объединиться в несколько команд, выбрать трех ребят, которые станут препятствиями на пути команды — пчелиного роя. Три человека от каждой команды встают на линии эстафеты на равном небольшом расстоянии друг от друга. Им не надо ничего делать, просто стоять, как препятствие. Остальная команда будет пчелиным роем.
Сколько таких роев у нас получилось?

Карлсон и Винни-Пух считают и называют количество «роев»

Стать роем легко: всем игрокам нужно выстроиться в колону и положить руки на плечи впереди стоящим. Капитан будет «головой» роя, замыкающий колонну — «хвостом». Рой готов к движению. Двигается он, как вы знаете, кружась и петляя. Нашему рою тоже придется кружить и петлять, не толкая «столбы» и не разрывая на кусочки свое «туловище» обогнуть поворотный флажок и двигаться обратно. Команда — победитель определяется по «хвосту» роя, т.е. последнему участнику. А теперь внимание! Старт!

Звучит «Полет шмеля». Ребята играют в игру. Каждому игроку победившей команды вручается шуточная медаль.
Пасечник, Королева Медового Царства, мультисладкоежки Винни-Пух и Карлсон, Пчелки выходят на сценическую площадку.

Пасечник. Пусть праздник Медовый Спас длится…
Королева Медового Царства. Не уставайте никогда дружить и веселиться….
Винни-Пух. (вместе.) Не жадничать, не лгать, не злиться…
Пчелки. (все вместе). И быть счастливыми всегда!

Составитель: зам. директора МБУК
«КДЦ» Токаревского района
Н.И. Замараева

Post Views: 2 383

Сценарий мероприятия для летнего лагеря «Яблочный фреш»

Цель: знакомство с православными и народными традициями при праздновании Яблочного Спаса.
Задачи:
- активизация познавательной деятельности, расширение представления детей о православных праздниках, народных традициях при праздновании Яблочного Спаса;
- развивать любознательность, активизировать творческую фантазию, способствовать сплочению коллектива, воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Оборудование: плакаты с поговорками и пословицами о яблоках.

Материал : яблоки примерно 7 кг, йогурт, 2 тарелки, 2 ножа, 2 разделочные доски, 2 таза с водой, 2 ложки, краски, кисточки, баночки для воды.

Литература: « Традиции. Обряды» ООО ТД « Издательства. Мир книги», 2008 г.

Ход мероприятия.

Здравствуйте, гости дорогие желанные. Будьте здоровы и счастливы, а наша встреча пусть будет веселой и радостной, потому что она посвящена православному празднику Яблочный Спас.
- Что вы знаете об этом празднике?
- Как его отмечают в ваших семьях?
-Какой Спас ещё отмечают православные?(14 августа - Медовый Спас; 19 августа - Яблочный Спас; 29 августа - Ореховый Спас)
- Все эти православные праздники имеют отношение к Иисусу Христу, Спасителю и названы в его честь - Спас.
Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Ночи после 19 августа становятся холоднее.
Верующие православные до праздника не едят яблоки и блюда из них. А в день праздника полагается не только есть, но и угощать яблоками близких и неимущих:
Преображение Господне,
В народе Спасом Яблочным зовут.
И праздник этот прославляя,
Плоды созревшие все в Храм несут,
где их и освещают.
Многие считают, что на Яблочный Спас яблоки становятся магическими, и если съесть в этот день яблоко, а перед этим загадать желание, то оно обязательно сбудется.
- Престольный праздник Яблочный Спас
Собрал сегодня в лагере всех нас
С программой нашей игровой,
Затейливой и озорной!
С песнями и плясками!
Играми и шутками!
- А называется наша программа «Яблочный фреш».
- Что такое фреш? (это свежевыжатый сок, который готовится любыми способами - руками, соковыжималкой).
- Сегодня все задания будут связаны с яблоками.
Так как у нас 2 отряда, значит- 2 команды. Нужно придумать названия командам, которые будут обязательно связаны с сортами яблок.
1 команда - «Шафран», 2 команда - « Грушовка».
-Выбираем командиров команд.
Сегодня у нас работают в жюри …(представить членов жюри).

Пусть веселья поток разольется!

Пусть самый серьёзный сегодня смеётся!
Пусть счастья улыбки сияют на лицах!
Пусть каждый смеётся и веселится!
1 конкурс - для капитанов «Хваленое яблоко».
Используя прилагательные, по очереди хвалите яблоко. Кто последний тот приносит команде очко.
- Жюри подводит итог 1 конкурса.
2 конкурс - «Сорт яблочка». Команды по очереди называют сорта. Кто последний назовет, тот и победил.
- Жюри подводит итог 2 конкурса.
3 конкурс - «Накорми друга» . Участвуют 2 пары от команды. Каждому по яблоку. Кто быстрее съест яблоко с закрытыми глазами.
- Жюри подводит итог 3 конкурса.
4 конкурс - «Пирамидка из яблок» . Из яблок нужно построить пирамиду. Выиграет тот, кто больше использует яблок, построив самую высокую пирамиду.

Жюри подводит итог 4 конкурса.

В нашем лагере среди ветвей
Поселился соловей.
Соловей не спит всю ночь,
Он поет и мы не прочь!
5 конкурс - «Песни и частушки про яблоки» . Кто перепоет соперника, тот и победил. («Яблоки на снегу», «Кони серые, кони в яблоках», «Эх, яблочко!» и т.д.)
6 конкурс - «Кулинарный поединок»
1) Приготовить салат из яблока и йогурта.
- Пока готовиться салат вспомним
7 конкурс - «Пословицы и поговорки о яблоках». Кто последний скажет, тот и победил.
-Наш салат уже готов, оценим его...
- Слово жюри.
- А теперь 2 часть этого конкурса. Кулинары остаются и еще по одному участнику от команд выходят. Завязываем девочкам глаза, по моей команде они начинают кормить ребят. Кто быстрее съест, тот и победил.
- Представляем слово жюри.
8 Конкурс - «Плавающие яблоки» . Нужно ртом поймать яблоки и так же положить их в тарелку. Кто больше поймает яблок за 3 мин., тот и победил.
- Слово жюри.
9 конкурс.
- В лагере нашем собрались ребята,
чтоб не только играть, но и танцевать!
« Танец с яблоками». Все встают парами, держат лбом яблоки. Под музыку начинаем танцевать, если яблоко упало, то пара выходит. Победит та команда, чья пара останется.
- Жюри подводит итог.
10 конкурс - «Собери яблоки» . По одному участнику от команды. Завязываем глаза. Нужно за 30 сек., как можно больше собрать яблок на игровом поле.
- Слово жюри.
11 конкурс - «Блюда из яблок» . По очереди называем блюда, которые можно приготовить из яблок. Начинает игру лидирующая команда.
- Жюри сообщит нам счет.
12 конкурс - «Яблоко в ложке». Играет вся команда. На вытянутой руке нужно пронести яблоко до черты и обратно.
- Слово жюри.
13 конкурс - «Цапля». Играет вся команда. Яблоко зажимаем в согнутом колене и прыгаем на одной ножке до черты и обратно.
- Жюри сообщит нам счет.
14 конкурс - «Художник». С закрытыми глазами рисуем яблоко. При оценке учитывается правильность формы и цвета.
- Подведем итог. Слово жюри. Итак, побеждает команда...
- Заглянули в старину мы
Может быть не до конца.
Праздник Яблочного спаса
Всем затронул нам сердца.
Всех не спеть частушек, песен,
Добрых слов всех не сказать.
Край Белинский наш чудесный,
Как и вся Россия-мать!
-В заключении нашего праздника мы с вами споем песню:
Будьте здоровы,
Живите богато
И яблоки ешьте
И в дома и в хате.
Мы славно гуляли
На празднике нашем,
Нигде не едали
Мы яблочек краше.
У вас в огороде
И в городе нашем
Пускай расцветают
Сады ещё краше.
Пусть будут в садах
Все яблоки сладки,
И в жизни пусть будет
Всё у вас гладко.
Ещё пожелать вам
Немного осталось:
Чтоб в день хоть по яблочку
Вам доставалось.
А если, на счастье,
И два вам прибудет,
То знайте, что доктор
Про вас позабудет!

Ваши повара испекли вам вкусные пороги с яблоками. В продолжение праздника будет чаепитие. Всех просим к столу!