Адмирал касатонов корабль проекта 22350. Главный ударный комплекс установлен на фрегат «Адмирал флота Касатонов

Фрегат «Адмирал флота Касатонов» является первым серийным фрегатом проекта 22350, строительство которого ведется на Судостроительном заводе «Северная верфь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию). Головным фрегатом данной серии является .

Приказом главнокомандующего ВМФ первому серийному кораблю присвоено имя «Адмирал Флота Касатонов». Первый заместитель главнокомандующего ВМФ СССР адмирал флота Владимир Афанасьевич Касатонов являлся родоначальником офицерской династии трех поколений, посвятивших свою жизнь службе в Военно-Морском Флоте России.

Проект 22350 (сторожевой корабль дальней морской зоны/фрегат) разработан Северным проектно-конструкторским бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 года (дата утверждения эскизного проекта).

Фрегаты данного проекта являются кораблями длиннополубачной конструкции, со сплошной надстройкой. Физические поля фрегата минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки (стелс) снижена эффективная поверхность рассеивания, что понижает радиолокационную и оптическую заметность корабля.

Фрегаты предназначены для ведения боевых действий в океанских и морских районах против надводных кораблей и подводных лодок противника, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

На вооружении фрегатов - корабельная артиллерийская установка А-192 калибра 130 миллиметров, пусковые установки для 16 противокорабельных ракет «Оникс» или «Калибр-НКЭ» и зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут».

Основные характеристики фрегата «Адмирал флота Касатонов» (бортовой номер 431): Водоизмещение 4500 тонн. Длина 135 метров, ширина 16 метров. Скорость хода до 29 узлов. Дальность плавания 4500 миль. Автономность 30 суток. Экипаж 180-210 человек.

Заложен на ССЗ «Северная верфь» 26 ноября 2009 года (заводской номер 922). 30 октября 2014 года на «Северной верфи» . 12 декабря 2014 года . Предназначен для Черноморского флота ВМФ России. По сообщению от 13 января 2016 года на фрегате основные малярно-изоляционные работы. По сообщению от 29 марта на фрегате и оборудование жилых помещений. По сообщению от 23 июня основные работы достроечного периода. По сообщению от 05 июня 2017 года на судоверфи на очередной этап заводских ходовых испытаний, которые проводятся в полигонах Балтийского флота.

Страна, имеющая выход в море, также должна иметь боеспособный флот, чтобы защищать свои берега. Так было всегда, начиная с гребных кораблей Древнего мира и заканчивая современными фрегатами, авианосцами и подводными лодками. Фрегат «Адмирал Касатонов» является представителем новой эры в российском кораблестроении.

Проект 22350

Создание нового поколения судов военно-морского флота России - это потребность сегодняшнего дня. Современный фрегат сочетает в себе противолодочные и артиллерийские характеристики боевого корабля. Он более универсален, быстр и многофункционален. На таком судне можно решать вопросы безопасности страны, проводя военную атаку на противника как находящегося под водой и в воздухе, так и на воде, и на суше.

Примером подобного боевого корабля является фрегат проекта 22350 «Адмирал Касатонов». фрегата позволяет вести массированный огонь как вблизи берега, так и в отдаленных морских зонах.

Славная история производства «Северная верфь» помогла ему выиграть тренд на постройку фрегатов по проекту 22350 для российского военно-морского флота. Два корабля из этого проекта уже спущены на воду и проходят испытания. Один из них - это фрегат "Адмирал Касатонов".

Вооружение российского фрегата «Адмирал флота Касатонов» превосходит оружие судов прибрежной зоны ВМС США, написал портал Business Insider. По мнению военного эксперта, сравнение является крайне некорректным. Ведь российский корабль предназначен для использования в дальней морской зоне, а американские - обычные сторожевики, правда, по полмиллиарда долларов каждый.

Источник фото: Минобороны РФ

«Адмирал Касатонов»

Вооружение строящегося фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов», отмечает Business Insider , превосходит вооружение кораблей прибрежной зоны серии LCS ВМС США. Американские суда, как и российские, сталкиваются с задержками при введении в строй, но вдобавок имеют проблемы с двигателями.

Фрегаты проекта 22350 - многоцелевые суда дальней морской зоны, строящиеся для перевооружения российского флота. Они предназначены для боевых действий против кораблей и подлодок противника, а также для отражения воздушных атак. Оригинальная надстройка судов (стелс) затрудняет их поиск радиолокационными системами. Водоизмещение фрегатов - около 4,5 тысячи тонн, скорость - 30 узлов, длина - 135, а ширина - 15 метров.

Головной корабль - «Адмирал Горшков» вошел в строй 43-й дивизии ракетных кораблей Северного флота 28 июля 2018 года.

«Это самый большой наземный военный корабль, построенный Россией с момента падения Советского Союза. Он также вооружен 130-миллиметровой пушкой на корме и 30-миллиметровой пушкой корабельного зенитного артиллерийского комплекса. Для сравнения, LCS ВМС США, как правило, оснащены только 57-миллиметровыми пушками», - поясняется в публикации.

Фрегат «Адмирал Касатонов» уже проходит заводские испытания и поступит на вооружение в 2019 году. Он оснащен двумя зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Палаш», противокорабельными и крылатыми ракетами, противолодочными торпедами и ЗРК «Полимент-Редут».

Помимо этого, на Северной верфи в Санкт-Петербурге идет строительство еще двух судов серии. Фрегат «Адмирал Головко», заложенный в 2012 году, в настоящее время уже готовят к спуску на воду. Ожидается, что он войдет в строй к 2020 году. Последний строящийся на данный момент корабль «Адмирал Исаков» заложили в 2013 году. Сейчас на верфи стыкуют блоки корпуса корабля.

Некорректное сравнение

Военный эксперт Алексей Леонков пояснил «360», что Business Insider сделал некорректное сравнение. «Адмирал Касатонов» - фрегат, предназначенный для решения широкого спектра задач на бескрайних просторах океана. А корабль серии LCS -сторож береговой обороны, его задачи ограничены.

«У него хорошая конструкция и высокая скорость - до 50 узлов, но вооружен он скромно: 57-миллиметровой пушкой МК-110, комплексом ПВО из 21 ракеты, двумя вертолетами и беспилотником», - сказал Леонков.

Вооружение нашего фрегата гораздо серьезнее: 130-миллиметровая пушка, тактическое ударное вооружение, противокорабельные комплексы «Оникс» или «Калибр», две зенитные артиллерийские системы «Палаш», комплексы ПВО «Редут» - аналогичные С-400, противолодочное вооружение - ракеты семейства «Калибр» и противоторпедный комплекс «Пакет-Э/НК».

«По вооружению наши фрегаты на несколько порядков превосходят американские корабли. Но сравнение крайне неудачное. Это все равно, что сравнивать лодочку с ракетным катером. Они даже по классу разные. Фрегат - второго ранга, а если океанской зоны, то, практически, первого ранга. А прибрежный сторожевик - корабль третьего ранга», - добавил эксперт.

По мнению Леонкова, название «невидимка» могло появиться из-за наличия на фрегатах комплекса радиоэлектронного подавления (РЭП). Это оборонный комплекс, затрудняющий поражение судов противокорабельным вооружением.

«Система „путает“ самолеты и корабли-носители и не дает им подбить фрегат. Но комплекс РЭП не делает судно невидимым. Он лишь затрудняет его поражение», - отметил Леонков.

Задержки

Все фрегаты проекта 22350 вводились в строй с опозданиями. У «Адмирала Горшкова», например, сгорел двигатель, были проблемы с поставками вооружения. Передача «Адмирала Головко» флоту сдвинулась на два года из-за задержки поставки энергетической установки, в которой используются газовые турбины украинского производства.

Но, по словам Леонкова, задержки при вводе фрегатов в строй, не являются причиной устаревания ни самих кораблей, ни устанавливаемого на них оборудования. Потому что при проектировании судов такого рода учитываются долговременный срок службы и возможность их модернизации. Корабль всегда можно усовершенствовать, адаптировать к современным условиям и даже сделать небольшое опережение на будущее.

«Взять, например, комплексы „Калибр“ или „Оникс“. Корабль может нести либо один, либо другой комплекс. Но все уже знают, что на смену „Оникса“ идет гиперзвуковая ракета „Циркон“. То есть, если возникнет необходимость, то „Оникс“ заменят на „Циркон“, и боевая мощь корабля возрастет», - сказал он.

Задержки у американской стороны другого рода. После постройки первых пяти судов серии LCS: Freedom, Independence, Fort Worth, Coronado и Milwaukee, выяснилось, что стоимость каждого составляет 500 миллионов долларов. Эксперты внимательнее изучили способности столь дорогостоящих судов.

«Выяснилось, что они ничего особенного не могут. Экипаж - 50 человек, много автоматики. Это - прекрасно. Но за такие деньги можно было построить два эсминца типа Arleigh Burke, у которых есть и „Томагавки“ и противоракетное вооружение», - заявил Леонков.

В свое время ВМС США намеревалось приобрести 60 таких кораблей до 2030 года. Заявлялось, что если они будут плавать вдоль берегов США, то ни одно вражеское судно мимо не проскользнет. Но, выяснилось, что проскальзывают, особенно бесполезны LCS против подлодок. Тогда командование ВМС США, оценив масштаб бедствия, сократило планы по закупке до 18 кораблей, которые планирует использовать не для боевых действий, а для проверок торговых судов. Но в этом случае сторожевики получаются слишком дорогими.

Борьба с подлодками

Тот же Business Insider недавно написал, что «ВМС США дополнительно потребовали миллионы долларов для покупки гидроакустических буев, обнаруживающих подводные лодки». В США И НАТО обеспокоены возросшей активностью российского подводного флота. Несмотря на то, что число субмарин ниже, чем во времена Советского Союза, сами суда становятся все совершеннее. В то же время ВМС США и их европейские партнеры, пишет издание, все еще могут выводить в море продвинутые подводные лодки, но понимают, что после холодной войны их флоты сокращаются, а противолодочные возможности ослабевают.

«Существует два основных вида гидроакустических буев. Одни сбрасываются с самолетов-охотников, другие размещают на кораблях. Они отличаются способом сброса и принципом действия. На буе размещены заряды, когда его сбрасывают, заряды опускаются на разные глубины и взрываются. Возникает звуковая волна, которая отражается от расположенных под водой предметов и возвращается к бую. А он передает информацию самолету-охотнику или противолодочному кораблю», - рассказал эксперт.

Таким образом появляется возможность обнаруживать подлодки. У буев есть ограничения по глубинам, на которых они могут работать. Плюс перед сбросом надо быть уверенным, что субмарина находится неподалеку. Поэтому они не панацея для поиска подлодок, особенно, если те «уходят на глубину».

«Понятно почему американцы предлагают „накидать буев“. У них существуют станции дальнего обнаружения, расположенные по периметру восточного и западного побережья США - подводные датчики, фиксирующие передвижение под водой, и способные какое-то время работать автономно. Эти акустические подводные станции пытаются засечь выход наших субмарин в Атлантику и Тихий океан в районе их ответственности. Но в последнее время американцы перестали засекать современные российские подлодки. Поэтому они и хотят иметь побольше буев в запасе, чтобы просто кидать их вдоль линии возможного появления наших субмарин», - заключил Леонков.

человек поделились статьей

Кирилл Клейменов

Военные моряки приступают к испытанию новейшего корабля - фрегат «Адмирал флота Касатонов». В честь первого замглавкома советского Военно-морского флота, Героя Советского Союза, командующего Черноморским и Северным флотами. А еще этот фрегат называют «хозяин морей». Он способен уничтожить почти любую цель, защитить себя от авиации и радаров противника - и все это даже в шторм.

Новейший зенитно-ракетный комплекс «Полимент-Редут» предназначен для поражения любых, в том числе низколетящих целей вероятного противника. В 32 ракетные шахты загружать можно ракеты различной степени дальности - малой, средней и для стрельбы на дальние расстояния. Причем особенность установки в том, что все типы и классы ракет можно совмещать в зависимости от поставленных задач.

Но не только с воздуха. Отражать угрозу новейший фрегат «Адмирал Касатонов» способен с земли и воды. Противолодочные торпеды, артиллерийские установки, но главное оружие «хозяина морей» - так называют фрегат за способность выполнять любые задачи в дальней морской зоне - конечно, уже прогремевшие, на весь мир ракетные комплексы «Калибр».

Фрегаты этой серии, по сути, столь крупные корабли сопровождения, обороны и огневой поддержки, первые что строят в постсоветской России. Головной корабль проекта - «Адмирал Горшков» этим летом зачислен в состав флота. «Адмирал Касатонов», второй в проекте, уходит на испытания.

«Мы считаем, что по своим тактико-техническим характеристикам данный корабль не уступает кораблям НАТО, а по отдельным образцам вооружений военной техники даже превосходит. Отрабатывалось более 20 опытно-конструкторских работ, то есть новейших комплексов вооружения. Они прошли апробацию, прошли испытания с неплохим качеством», - сообщает начальник управления кораблестроения ВМФ РФ Владимир Тряпичников.

Перед выходом в море важна каждая деталь - даже имя фрегата полируют до блеска. Корабль почти незаметен для противника - корпус выполнен по технологии «стелс», собственное излучение минимально. Улучшены мореходные характеристики. Применять все виды вооружения можно даже в пятибалльный шторм - при волне около трех метров.

«Все очень просто в управлении, все оцифровано, аналоговая техника ушла в прошлое Личному составу проще обучиться на данной технике, в основном везде остались только клавиатуры и мониторы», - поясняет командир фрегата «Адмирал Касатонов», капитан 1 ранга Иван Рогатин.

На ходовом мостике суета - экипаж сформирован и прошел полный курс обучения. К слову, личный состав - контрактники и срочники - уже оценили и бытовые условия несения службы.

Стандартный матросский кубрик рассчитан на 24 человека. Условия пусть не домашние, но вполне себе комфортные; койки, шкафчики для личных вещей, есть даже ТВ, чтобы быть в курсе последний событий. И главное отличие от советских кораблей - вместо вентиляции, не всегда работающей, здесь полноценная система кондиционирования воздуха. Медицинский пункт словно маленькая больница. Здесь есть все, даже операционная.

«Как вы видите специально регулирующийся свет для настройки света исключительно на операционное поле, стол имеет множество модификаций, множество приспособлений для подвешивания капельниц», - рассказывает начальник медслужбы фрегата «Адмирал Касатонов» Антон Иванов.

На камбузе уже готовят обед. Экипаж на борту почти полгода, и за это время здесь сложились свои традиции. Каждую субботу моряки лепят пельмени. Как дома.

Можно и домой позвонить, но современные смартфоны здесь под запретом. Только старенькие кнопочные трубки, без фотокамер и интернета. Все-таки объект - секретный. В ближайший месяц моряки проверят работу энергоустановки, радиоэлектроники и связи, и конечно, вооружения. На морских арктических полигонах «Адмиралу Касатонову» и предстоят первые стрельбы. Нести боевую службу после успешных экзаменов он будет на Северном флоте.