Древние и современные цивилизации мира презентация. Презентация «Первые цивилизации

краткое содержание других презентаций

«Возникновение ранних государств» - Государство. Что такое государство. Типы государств. Когда возникли первые государства. Система. Новые орудия труда. Возникновение ранних государств. Когда появляются государства. Главный вопрос. Первые государства. Средства управления государством.

«Древний Восток и Античный мир» - Рим. Род. Современный человек. Крито-микенская цивилизация. Время Александра Македонского. Архаическая Греция. Египет. Темные века. Человек прямоходящий. Государства Востока. Хронология. Ранние цивилизации. Признаки цивилизаций Востока. Понятие «Античность». Распад античной цивилизации. Кризис полисов. Империя Александра Македонского. Эпоха эллинизма. Черты Римской империи. Периодизация первобытности.

«Великие цивилизации древности» - История Египта. Народ Майя. Тутанхамон. Страна Атлантов. Гробница Тутанхамона. Остров Пасхи. Календарь Майя. Великая китайская стена. Народность Майя. История и гибель Атлантиды. Нефертити. История Китая. Китай. Моаи. Моаи - каменные статуи из спрессованного вулканического пепла. Великая китайская стена - крупнейший памятник архитектуры. Жизнь фараона Тутанхамона. Древний Египет. Тайны человеческих цивилизаций.

«Вопросы по Древнему миру» - Древние шумеры пекли хлеб. В Вавилоне случился пожар. Виталий Симонов. Строители древнего Мохенджодаро. Цитата из энциклопедического словаря. Персидский царь Дарий I. Три возраста Окини-сан. Галикарнас. Персидский царь Дарий. Эрих Голлербах. Помещение. Список самых непопулярных профессий в науке. Эпитеты. Шумеры. Корней Чуковский. Древний мир. Гидроним. Раздаточный материал. Рим. Марко Поло. Александр Пушной.

«Первые цивилизации» - Дайте определение терминам. Древний Рим. Сравните особенности обоих типов цивилизаций. Признаки ранних цивилизаций. Типы цивилизации и их особенности. Проверим себя. Появление государств. Рассмотрим «европейский» тип цивилизации. Первые государства. Этапы формирования ранних цивилизаций. Древнейшие цивилизации. Почему ранние цивилизации назывались «речными» или ирригационными.

«Даты по истории Древнего мира» - Правление Хаммурапи в Вавилоне. Разрушение Ниневии – столицы Ассирии. Установление республики в Риме. Могущество Ассирии. Правление Октавиана Августа в Риме. Важнейшие даты по истории древнего мира. Взятие Вавилона персами. Поход македонского войска на Восток. Захват Египта персами. Первые государства в Китае и в Греции. Земельный закон Тиберия Гракха в Риме. Саламинская битва. Правление Юстиниана в Константинополе.

1 слайд

2 слайд

Древние цивилизации Востока Как называется эта эпоха? Первичные цивилизации так же называют… Основой хозяйственной жизни первичных цивилизаций было… Политическая власть в них была в форме… На нижней ступени социальной лестницы находились… На высшей… В эпоху древних цивилизаций преобладало…сознание. Какова главная особенность социального строя древней Индии? Где и когда возникает первая религия спасения? Ее название? Какие чудеса света возникли на древнем Востоке? Озаглавьте рисунки: Где и когда возникли древнейшие цивилизации?

3 слайд

Самопроверка В IV – III тыс. до н.э. в Египте и Месопотамии. Эпоха энеолита – медно-каменного века. Речными, ирригационными. Ирригационное земледелие. Деспотии – неограниченной монархии. Рабы. Правители и жрецы. Архаическое. Кастовый строй. В VII в. до н. э. в древнем Иране – зороастризм. Пирамиды Египта, висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Саркофаг египетского фараона Тутанхамона, барельеф с изображением ассирийских воинов, Вавилонская башня - зиккурат.

4 слайд

Законы Хаммурапи. Хаммурапи- шестой царь первой династии Вавилонии правил в 1792-1750 гг. до н.э. Он был выдающимся государственным деятелем, хитрым дипломатом, крупным полководцем и умелым организатором. За время своего правления ему удалось создать обширную державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Знаменитый памятник под названием «Кодекс Хаммурапи». Он был найден в 1901 г. французскими археологами при раскопках древней столицы Эламского царства города Сузы, восточного соседа Вавилонии.

5 слайд

Приведите в соответствие преступления и наказания Ст.25. Если в доме вспыхнет огонь и человек, пришедший тушить его, обратит свой взор на пожитки хозяина дома и возьмет себе что-нибудь… Ст.195. Если сын ударит своего отца… Ст.196. Если человек повредит глаз кого-либо из людей… Ст.203. Если кто-либо из людей ударит по щеке кого-либо из людей… Ст.205. Если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей… Ст.218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть… Ст.229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так, что дом обвалится и причинит смерть хозяину… Ст.250. Если бык, идя по улице, забодает человека и причинит ему смерть… …то он должен отвесить одну мину серебра. …то это не основание для претензии. …то его должно убить. …то должно отрезать ему ухо. …то его должно бросить в огонь. …то ему должно отрубить руку …то ему должно отрезать пальцы. …то должно выбить его глаз. Вспомните, как называется этот принцип правосудия?

6 слайд

Попытайтесь продолжить правовые нормы и сформулировать особенности вавилонского законодательства. Ст.128. Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, … Ст.148. Если человек возьмет себе жену и ее постигнет проказа, а он вознамерится взять себе другую, то … Ст.186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, то… Ст.188. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит своему ремеслу, то … потребован обратно по суду. Ст.191. Если человек вырастит малолетнего, которого он усыновил, но создаст свой дом и потом получит детей и вознамерится изгнать воспитанника…

7 слайд

Соотнесите название религии с ее основными понятиями и символами. А)Зороастризм Б)Буддизм В)Даосизм Г)Конфуцианство Д)Иудаизм «четыре великие истины» принцип «не деяния» «пять добродетелей» «десять заповедей» карма, сансара, нирвана государство – семья Ахурамазда «срединный путь» Тора Авеста А В С D E F

8 слайд

Религии спасения Когда и почему возникли? Почему так называются? Что их объединяет? Почему существуют до сих пор?

9 слайд

История античной цивилизации В отличии от древневосточных цивилизаций в античной довольно быстро утверждалась… собственность. Античная система рабовладения характеризовалась…..(3) Существовало понятие гражданин, которое включало…(4) Большая роль народного собрания, система выборов, равенство перед судом – признаки …политического устройства. Однако и античная цивилизация переживала многие социальные противоречия, главными из которых были…(3) Религиозные системы греков и римлян были…. Главными ценностями античной цивилизации были…(4) Большую роль в формировании мировоззрения играла….

10 слайд

1.Полисная (общественная - частная). 2. Более широким применением труда рабов, более жестокой их эксплуатацией, отношением как к «говорящим орудиям труда». 3. Принадлежность к общине, участие в общественной жизни, защита от врагов, право пользования общинной землей. 4. Демократического; 5. Борьба демоса с аристократией, патрициев и плебеев, рабов и рабовладельцев; 6. Политеистическими; 7. Патриотизм, автаркия, почитание предков, агонистика; 8. Философия. Самопроверка

11 слайд

Сравните республиканское устройство Афин и Рима Республика - … Римская республика не была демократической, т. к. : … В римском судопроизводстве в отличии от Афин… Законы так же принимались по-другому….

12 слайд

Попытайтесь опровергнуть оценку исторической роли Александра Македонского Исчез Вавилон - величайший город, засыпанный песками и почвой. Через 2300 лет археологу Кольдевею с трудом удалось раскрыть мертвый город. Индия отделилась от империи Александра самой первой… Эллинизированные правители Бактрии и Парфии еще несколько столетий любовались античными скульптурами, портиками, ходили в театры и на ипподромы. А потом волна возрождения национальных традиций уничтожила остатки чуждой народу цивилизации. Греция и Македония, заваленные восточным золотом, испытали жесточайшую инфляцию, превратившую их в легкую добычу Рима. Попытка соединить чужие религии и этику в итоге обернулась разгулом языческой безнравственности, которую стыдливо стали называть эллинизированным вольнодумством.

Для эпохи Древнего мира основополагающими являются следующие явления: формирование родовых отношений, создание письменности, оформление религиозных культов. На основе родовых территорий формируются первые государственные образования. Появление письменности приводит к совершенствованию абстрактного мышления, выводит коммуникацию за пределы памяти одного человека, позволяет осознать связь времен и причинно- следственных закономерностей. Создание специализированной коммуникативной системы и переход от первобытной магии к религии освобождает изобразительное искусство от информационных функций. Эпохе Древнего мира соответствует модель «одномерной вселенной», в которой на первое место выдвигаются связи линейного типа.


Мифы одномерной вселенной, тотемные мифы и мифы инициации, в отличие от календарных мифов, обладают линейной композиционной структурой. Тотемные мифы повествуют о начале рода. В мифах об инициации воспроизводится ритуал приобщения взрослого члена общины к тайне своего происхождения от тотема- первопредка и обретения от умерших предков сокровенного знания. На базе «основного мифа» и мифов инициации в эпическом жанре литературы складывается классическая структура архисюжета. Эпос о Гильгамеше – первый пример архисюжета. Гильгамеш с львенком в руках Ок. 721–705 гг. до н. э. Сцена из эпоса о Гильгамеше на цилиндрической печати


Сидящий Будда из Катре. Эпоха Кушан. II в. В изобразительном искусстве Египта, Двуречья, Индии, Китая, Мезоамерики абстрактный принцип линии воплощается через развертывание ритуала поклонения мировому древу. В основу композиции произведений изобразительного искусства отныне кладется двучленность изображаемого – объект почитания и ритуал почитания. Для буддийской иконографии характерны симметричные композиции. В них Будду или заменяющие его изображения справа и слева фланкируют фигуры поклоняющихся. Стела Нарамсина, царя Аккада. XXIII в. до н. э.


Гробница Сети I. XIX династия. Долина царей, Луксор Изображения на потолке гипостиля Храм Хатхор в Дендере Гипостиль храма Хатхор в Дендере. Рисунок XIX в. В древнеегипетском искусстве происходит разрастание двучленной схемы до бесконечности фризовых образований за счет повторяющихся блоков ритуала почитания с персонажами, поклоняющимися или приносящими дары.


Развертка вселенной-линии путем все возрастающего перечня вещных феноменов в древнем искусстве проявляется в своеобразной боязни пустоты. В Египте пустоты заполняются ковром иероглифических надписей или декоративными элементами пейзажа. В Мезоамерике существуют примеры сплошного коврового покрытия целых архитектурных сооружений. Стела Хенену. XXI в. до н.э. Тутанхамон с женой в саду Рельеф на крышке ларца, XIV в. до н. э.


Архетип мировой горы стал общей базисной моделью для разных типов пирамид, зиккурата и ступ. В Древнем Египте луч и гора существовали как в раздельном, так и в слитном виде. Обелиск Сенусерта III в г. Иуну (Гелиополе) Ступы в Индии являются моделью сакральной для индусов горы Меру, расположенной в центре мироздания. В Мезоамерике актуальной была схема алтаря на вершине мировой горы. Великая ступа в Санчи. III в. до н. э. Пьедрас-Неграс. Культура майя. 600–810 гг. н. э. Реконструкция Т. Проскуряковой Пирамиды в Гизе. Египет


В композиции храмовых комплексов геометрическая абстракция луча реализуется в виде идеи страстного Пути Солнца по подземному миру. В связи с тем что в мифах творения развертка мира происходит от вод хаоса к небу, то есть снизу вверх, Священная Дорога тоже направлена от нижнего, земного, мира к верхнему, небесному. Дорога мертвых в Теотиуакане. II в. Аллея священных баранов к храму Амона в Луксоре. XIV в. до н. э. Аллея сфинксов к храму Амона в Карнаке. 1504–1492 гг. до н. э.




В Луксоре и Карнаке храм становится архитектурным оформлением двойного Пути Солнца – изначального, когда оно восстало из вод Нуна (хаоса), и ежедневного. Свое продвижение к небу Солнце начинало из погруженной в темноту камеры, где хранилась Священная ладья с фигурой бога. За ней следовали помещения, где обязательно был многоколонный зал, символизировавший «тростниковые поля», в водах которых зародилось солнце. Колонны храма Амона в Луксоре. XIV в. до н. э. Вид на храмовый комплекс Карнак. 1504–1492 гг. до н. э.


Согласно логике мифа первоначально происходило освоение низа и внутреннего ядра космоса. Путь первозданного Луча разворачивается в недрах земли или мировой горы. Пирамида – это модель мировой горы в чистом виде. В скальных храмах Египта и Индии сакральное ядро укрыто под толщей горы. Д. Робертс Интерьер храма Абу-Симбел 1830-е Храм Аджанта. Вихара – зал для общего собрания V в. Индия Заупокойный храм Хатшепсут. 1482–1473 гг. до. н. э. Дейр эль-Бахри, Египет


В Древнем мире принцип орнаментальности как основы композиционной и ритмической организации изобразительного искусства сохраняет свои позиции. Орнаментальность изобразительных композиций остается знаком космических сверхъестественных сил, которые вносят порядок во Вселенную. В Египте орнаментальность символизирует вечность посмертного существования. В Месопотамии синкретизм сюжетного и орнаментального начал указывал на идентичность макро- и микромира. В Индии восхитительно прекрасный, бесконечно изменчивый, неуловимо-скользящий узор бытия ткет обманчивая «майя». Переход роли образца вселенной от сосуда как вместилища бытия к архитектуре привел к размыканию круговой орнаментальной композиции и ее превращению в линейную. Обегающая сосуд спираль теряет свою четырехкратность, означающую замкнутый годовой или суточный цикл, и превращается в линию бесконечной плетенки.




Идея вертикального творящего луча в танце наиболее наглядно воплотилась в космическом танце Шивы. Согласно мифу Шива исполнял этот танец в срединной точке земли. «Космический танцор» изображается с четырьмя руками, попирающим правой ногой карлика Апасмару, демона невежества. В руках он держит барабан и пламя. Вся фигура окружена огненным кольцом. С точки зрения сакральной геометрии, акт творения реализуется круговой волной из одной точки на все четыре стороны. Танцующий Шива. XI в.



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Древние цивилизации. Художественная культура древних цивилизаций- важный период в истории человечества, давший миру великие творения искусства. Из глубины веков пришли к нам удивительные по красоте пещерные рисунки первых художников Земли, загадочные менгиры и кромлехи- прообраз будущих культовых сооружений, величественные пирамиды и храмы Древнего Египта и доколумбовой Америки, шумерская письменность Древнего Междуречья.

2 слайд

Описание слайда:

Периодизация истории человечества и его культуры. Каменный век (40-4 тыс. лет до н.э.) : палеолит (40-12 тыс. лет до н.э.), мезолит (12-8 тыс.лет до н.э.) , неолит (10- 4 тыс. лет до н.э.). В эпоху неолита медь вытесняет камень появляется бронза (сплав меди и олова) , а затем и железо. Эпоха бронзы и железа у народов начиналась в разное время (3-1 тыс.лет до н.э.)

3 слайд

Описание слайда:

Из каких источников учёные узнают о первобытной культуре? Источники наших представлений о первобытной художественной культуре: Археология-наука о древности, изучает прошлое на основании материальных остатков деятельности человека. Этнография- наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира,так называемое традиционное искусство. Лингвистика – наука о языке (или языкознание). Она обращается к пословицам, загадкам, сказкам.

4 слайд

Описание слайда:

Каковы особенности первобытной культуры? Первобытная культура синкретична – обряд, ритуал,обычай занимал важное место в культурном процессе всех людей.Все рисунки имеют одинаковую степень условности, сходство в деталях и технике исполнения. В нём не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главная причина такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. По мере совершенствования орудий труда формируется интеллект человека, это побудило в нём потребность к познанию законов Вселенной.Человек начал создавать предметы, всё более похожие на произведения искусства.

5 слайд

Описание слайда:

История первобытности началась с появления первых людей на земле. Они сделали много открытий. Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. ПЕРВЫЕ ХУДОЖНИКИ ЗЕМЛИ. Существовало ли первобытное искусство?

6 слайд

Описание слайда:

Ещё 150 лет назад этот вопрос вызвал бы недоумение и отрицательный ответ учёных. Но в1879 году археолог – любитель, испанский дворянин Марселино де Саутуола решил заняться раскопками в пещере Алтамира. Изображения животных были столь совершенны, что другие учёные не поверили и обвинили Саутуолу в обмане. 25 цветных рисунков бизонов натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчился в муках. Чёрные, коричневые, красные и жёлтые краски выглядели свежими, яркими, будто их только нанесли на камень. Это была настоящая живопись первых художников Земли Пещера Альтамира получила всемирную известность. Позже были обнаружены рисунки в пещерах во Франции, Монголии,на Южном Урале (Капова пещера)

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Когда же возникло искусство? «Оно не началось в строго определённый момент- оно постепенно вырастало, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.»(Н. Дмитриев)

9 слайд

Описание слайда:

Что же заставило первобытного человека рисовать, вырезать, лепить? Охоте принадлежали все мысли и чувства человека. Даже отдыхая, думал о хитром и коварном звере. Рисуя фигуру животного, человек «овладевал» животным,поскольку познавал его. «Жизненная необходимость образного познания и была причиной возникновения искусства»

10 слайд

Описание слайда:

Наиболее распространённым сюжетом первых рисунков являются одиночные изображения крупных животных: лошадей, львов, носорогов, оленей, бизонов – главных объектов охоты человека. Рисунки часто выполнялись в натуральную величину и демонстрировали знание особенностей строения тела и повадок животных. Вот почему говорят о реализме искусства первобытного человека. «одушевлённая реальность» ,.созданная по законам красоты. Г.В. Гегель (1770-1831) немецкий философ.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья… Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.» Лукреций 1 век до н.э. Римский поэт и философ.

13 слайд

Описание слайда:

К древнейшим изображениям относятся оттиски руки с широко расставленными пальцами.

14 слайд

Описание слайда:

Первым художникам Земли ещё были неведомы законы перспективы, а поэтому в их рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных.

15 слайд

Описание слайда:

Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства и виден объём животных, пластичность достигалась умелым распределением светлых и тёмных тонов. С помощью одной композиции воспроизведён целый сюжет.

16 слайд

Описание слайда:

Динамичная сцена охоты человека на оленей. Фигуры лучников в виде линий, но как неповторимы они. «Сражающиеся лучники»

17 слайд

Описание слайда:

Первобытная скульптура. Большей частью она представлена фигурками женщин, высеченными из мягкого камня, известняка, мамонтовой кости. Многочисленные женские статуэтки носили культовый характер и почитались как святыни. Палеолитические «Венеры»- это обобщённый образ хранительницы очага, символ плодородия. Несмотря на внешний примитивизм, они воспринимаются, как подлинное искусство, настоящий гимн Женщине матери.

18 слайд

Описание слайда:

В эпоху неолита появилась керамическая посуда, не имеющая аналогов в мировом искусстве. Предназначалась для хранения жидкости, она изготавливалась без помощи гончарного круга. См. с.13 учебник. Символы.

19 слайд

Описание слайда:

Истоки архитектуры. Переход к земледелию и скотоводству постепенно изменил образ жизни людей, у них появилась потребность в сооружении простейших жилищ в виде округлых шалашей из жердей или костей убитого мамонта, покрытых шкурами. Поселения превращались в деревни земледельцев, в эпоху неолита вырастают первые города и довольно сложные сооружения,не имеющие бытового назначения, а связанные с религиозными представлениями первобытного человека и были они огромного размера. Приписывают их возведение великанам, обладавшим невероятной физической силой. Например, древние греки считали, что каменные глыбы передвигались или перебрасывались с ладони на ладонь без особых усилий одноглазыми гигантами - циклопами. На самом деле сооружения возводили обычные люди, вооружённые простейшими приспособлениями: рычагами, брёвнами –катками, кожаными ремнями.

Следующее конкурсное задание творческого характера: учитель читает небольшое стихотворение, а затем задает к нему вопросы:

Про какого правителя говорится в стихотворении?

Какую преграду соорудил этот правитель от кочевников?

О какой заботе правителя о народе идет речь в стихотворении?

Какая известная армия была создана по указанию правителя?

Заключительные конкурсы о Древних цивилизациях мира

Миф о Тесее и Минотавре

Конкурс «Гонка за лидером » предлагает командам набрать очки, отвечая на такие вопросы:

Какие вам известны два важнейших изобретения Индии?

Как называется главный торговый путь в Европу из Азии?

В какой стране был изобретен алфавит?

Какой китайский напиток избавляет от усталости?

Для правителя какого государства было характерно ношение двойной короны?

Кто из мудрецов считал жизнью – страдание?

Частью чего являются Ветхий и Новый завет?

У какого мифического героя пятка была единственным уязвимым участком тела?

Подробный опорный конспект урока в форме игры по истории на тему «Древние цивилизации мир а» можно скачать в начале публикации вместе с красочной презентацией.