"Психолог – профессия или призвание…" (размышление педагога-психолога Мусиной Екатерины Павловны). Специальность психология - вузы

Чего в настоящее время опасаются больше всего те выпускники школ, которым небезразлично собственное профессиональное развитие? Ответ прост: сделать неверный выбор. Одни из них прислушиваются к рекомендациям родителей. Другие выбирают профессию, исходя из прагматических соображений. Третьи следуют зову своего сердца. Особую популярность среди современных абитуриентов в последнее время получает психолого-педагогическое образование.

Особенности работы психологом

Однако для того, чтобы работать в данном направлении, очень мало только лишь интересоваться психологией на житейском уровне. Будущему психологу необходимо хорошо понимать: избранная работа напрямую связана с общением с людьми, постоянным самообразованием и профессиональным совершенствованием. Работники этой сферы отмечают: наступает у них гораздо быстрее, чем они могли предполагать на студенческой скамье. требует не только тщательного освоения теоретических дисциплин, но и наличия определенных личностных качеств. Это умение сострадать, сопереживать другому человеку; скромность и одновременно уверенность в себе.

Работа в корпорациях - достойный способ применения знаний

Поэтому того, кто твердо решил стать знатоком человеческой души, ждет нелегкий путь. Только лишь первый шаг - это получить психолого-педагогическое образование. Кем работать по данной профессии? Диплом психолога позволяет не только заниматься непосредственно консультированием клиентов. Можно и отклониться от этой дороги и пойти, например, работать в какую-либо коммерческую компанию на должность менеджера по персоналу. Для начала, скорее всего, придется довольствоваться малым - ведь студент-психолог может найти работу только ассистента данного отдела.

Зачем нужна психотерапия тому, кто сам консультирует клиентов?

Второй шаг заключается в необходимости каждого психолога - и будущего, и практикующего - самому проходить психотерапию. Для чего это необходимо? Программа психолого-педагогического образования предусматривает получение студентами диплома, а также прохождение практики. Но этого явно недостаточно для того, чтобы проводить консультации непосредственно с клиентами. Проходя психотерапию, студент или практикующий психолог сам оказывается на месте клиента. Таким образом, он приближается к пониманию той позиции, в которой будет находиться обратившийся за помощью.

С другой стороны, успешное психологическое консультирование вряд ли возможно у того специалиста, который сам обременен жизненными проблемами, застарелыми комплексами. Психотерапия самого психолога - важное дополнение к тем знаниям, которое дает психолого-педагогическое образование. Кем работать - консультантом по личностному и карьерному росту, в семейной сфере или даже с зависимыми клиентами - часто сам студент определяет в процессе такой психотерапии.

Профессия школьного психолога

Образовательная сфера - еще одно направление, в которой могут реализовать себя сегодняшние студенты-психологи. В зависимости от предпочтений можно работать в школе или же в детском саду. Те, кто выбрал направление «Психолого-педагогическое образование», имеют достаточно широкий спектр применения своих знаний.

Нужно помнить, что работа с детьми и подростками включает в себя также процесс взаимодействия с их родителями. Чаще всего посетителями школьного психолога бывают выходцы из И их родители большей частью гораздо сильнее отягощены всевозможными психологическими проблемами. Готовность работать с таким контингентом - непременное условие для работы в образовательных учреждениях. Однако это одна из наиболее проторенных дорог для тех, кто получает психолого-педагогическое образование. Психология образования - это та сфера, в которой всегда необходимо участие психолога, причем не только с проблемными учащимися. Иногда и преподавателю может понадобиться консультация у специалиста.

Частная практика

Еще один путь, правда, не самый легкий - это занятия частной практикой. В таком случае сам психолог берет всю ответственность на себя. Для этого ему необходимо решить немало вопросов, и здесь важным оказывается не только психолого-педагогическое образование. Нужно самому получить большое количество требуемых сертификатов, справиться со всеми формальностями. И самое главное - решить задачу по Конечно, если психотерапия будет эффективной, то нуждающиеся в помощи сами будут искать консультации хорошего специалиста. Если же нет - необходимо продумать, что в процессе психологического консультирования требует улучшения, какие еще стороны собственного характера нужно проработать, чтобы психотерапия была эффективной для клиентов.

Будущее профессии

Развитие психолого-педагогического образования в настоящее время обусловлено теми требованиями, которые выдвигаются обществом. Несмотря на научно-технический прогресс, человек все дальше и дальше уходит от собственной природы. С этим и связано большое количество проблем в самых разных жизненных сферах, с которыми сталкиваются жители, казалось бы, благополучных и экономически развитых стран.

Общепринятые стандарты

ФГОС «Психолого-педагогическое образование» - это тот стандарт, который является общим для представителей работников психологии в любой сфере, начиная с воспитателей в детских садах и заканчивая специалистами, консультирующими топ-менеджеров ведущих российских компаний. Поэтому с получением диплома психолога перед специалистом открывается немало возможностей. Однако поступая на необходимо тщательно взвесить все «за» и «против»: несмотря на обширность способов применения полученных знаний, профессия эта все-таки выставляет немало требований к будущему психологу.

Информация, которая была усвоена в вузе - это хорошая база для трудовой деятельности. Но теоретических знаний в этой работе всегда будет недостаточно. Поэтому нужно быть готовым к постоянному самообразованию и получению дополнительной квалификации.

Также необходимо постоянно совершенствоваться в знаниях житейской психологии. Они неотрывно связаны с теми насущными проблемами, с которыми сталкиваются люди, обращающиеся к психологу за помощью. Часто близкие люди или коллеги по работе предъявляют к своему другу или члену семьи, который получил психологическое образование, повышенные требования. "Ты же психолог, ты должен это знать", - говорят они. Однако стоит помнить: консультирование знакомых и членов семьи для психолога запрещено. Это выходит за рамки того "кодекса", который общепринят среди специалистов всех стран.

Педагог-психолог

Педагог-психолог является сотрудником образовательного учреждения, наблюдающим за поведением детей, их психологическим развитием, социальной адаптацией. Педагог-психолог проводит с детьми беседы, тестирования, психологические игры. Он помогает детям выйти из трудных жизненных обстоятельств, определиться с выбором профессии, больше узнать о своем характере.

История появления профессии Педагог-психологКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Сегодня педагоги-психологи должны быть в каждой школе, детском саду или лагере. Но так было не всегда. Эта профессия появилась два десятилетия назад, когда в начале девяностых годов внимание общественности было сосредоточено на проблемных детях, на подготовке детей к школе. Психологи действительно нужны в школах, ведь проблемы возникают не у одних взрослых. Только специалист может помочь ребенку и найти причины его отставания в учебе и конфликтов со сверстниками. А если причина найдена, то появляется и возможность ее устранения.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Для ребенка и его родителей деятельность педагога-психолога очень важна. Ведь родители часто не могут помочь своим детям, хоть и видят их проблемы в учебе и общении. Если на эти проблемы не обращать внимания, можно их усугубить. В этих сложных ситуациях может помочь только профессиональный психолог, знающий педагогику, имеющий опыт работы. Он понимает, что каждый ребенок является самостоятельной личностью, индивидуальностью. Сталкиваясь с недетскими проблемами, он может уйти в себя, замкнуться или, наоборот, проявлять агрессию. Часто даже учителя не могут найти подход к таким детям. Психолог в этом случае оказывает помощь не только детям, но и педагогам, родителям.

Особенности профессии Педагог-психологУникальность и перспективность профессии

Главное качество педагога-психолога - доброжелательность и терпеливость. Чтобы вызвать доверие у детей, чтобы они раскрылись, психолог должен приложить много усилий, убеждения и терпения. Он должен искренне хотеть помочь ребенку, не только слушать его, но и слышать. Гуманитарный склад мышления, аналитический ум помогут психологу придумать и организовать игру, вовлечь в нее всех ребят, сделать правильные выводы.

"Подводные камни" профессии Педагог-психологВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Хотя психолог почти все свое время работает с детьми и многому у них учится, главной его проблемой являются не они, а родители, вернее, «трудные» родители, которые злоупотребляют алкоголем, не обращают внимания на детей, не заботятся о них, а бывает, и бьют их. Повлиять на них бывает невозможно, иногда приходится через государственные органы лишать их родительских прав.

Где и как получить профессию Педагог-психологГде обучают профессии?

Педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование. Часто профессию педагога-психолога получают учителя, проходя соответствующее обучение в институтах переподготовки кадров.

Данная статья является результатом размышлений психолога-психотерапевта (по совместительству педагога-психолога) над проблемами реализации психолого-педагогического сопровождения, над актуальной потребностью системы белорусского образования в высококвалифицированных специалистах педагогах-психологах, над необходимостью осуществления качественно новой профориентационной работы в области практической психологии.

Психологи и их специализации

Еще в трудах А.Н. Леонтьева начала и середины 70-х годов 20 столетия не единожды отмечено, что «21 век - век психологии» (Леонтьев А.Н. Из дневниковых записей // Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв. В 2 т. 2. М.: Педагогика, 1983. С. 240-242).

И действительно, начало 21 века ознаменовано стремительным ростом и развитием практической психологии, которая внедряется во все сферы общественной, экономической и политической жизни людей.

Говоря о специализациях практических психологов, уместным является остановиться на следующем ниже неисчерпывающим себя списке.

  • Психолог детский - специалист, осуществляющий диагностику особенностей развития и психологической помощи, включая психокоррекцию. Детский психолог оказывает психологическую помощь детям, родителям и семье в целом. Поскольку проблемы и трудности ребенка тесно взаимосвязаны с образом жизни родителей, их отношением к ребенку и воспитанием, состоянием здоровья и психологическим климатом в семье, а также с общей семейной ситуацией.
  • Психолог организационный , или консультант по управлению, работает с организациями, управленческим составом, отдельными подразделениями для успешного развития последних, в условиях непрерывно меняющегося окружающего мира.
  • Психолог-консультант - психолог, осуществляющий психологическое консультирование. Такой специалист предоставляет компетентную информацию по запросу своего клиента для оптимального решения тех или иных жизненных, личных или деловых проблем.
  • Преподаватель психологии - теоретик (однако сегодня все чаще встречаются практические психологи, совмещающие преподавание), который помимо преподавательской деятельности имеет возможности для научно-исследовательской деятельности.
  • Спортивный психолог - это специалист, решающий такие задачи, как повышение эффективности тренировочного процесса спортсменов; создание психологических условий для достижения высоких показателей силы, ловкости и выносливости; психологическая подготовка к соревнованиям и многое другое.
  • Психолог-психотерапевт - это специалист, окончивший медвуз по специальности «Клиническая психология». Также психологом-психотерапевтом может являться практический психолог, который после окончания вуза прошел специальную подготовку в области психотерапии (например, психоанализ, психотравмотерапия, гештальт-терапия и др.), индивидуальной и групповой психотерапии, защитил супервизионно терапевтические сессии с клиентами и получил сертификат.
  • Педагог-психолог - это практический психолог, психолог-универсал, работающий в системе образования. Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
    - психодиагностика;
    - психологическое консультирование;
    - психологическое просвещение;
    - развивающая и психокоррекционная деятельность и пр.

Ремесленничество и мастерство

Основной проблемой сегодняшних дней является сложившаяся ситуация на рынке оказания психологических услуг, связанная с тем, что большое количество психологов посредственного уровня заполонили данную профессиональную нишу.

К таким специалистам применим термин «ремесленники», потому как обладают они низким уровнем своей компетентности, а следовательно, работают они правильно, но поверхностно. Они - просто исполнители.

И в действительности психологическая профессия очень престижна и может приносить стабильный высокий финансовый доход. Однако востребованными профессионалами-психологами могут быть лишь единицы. Это связано с тем, что наличие только высшего психологического образования не гарантирует последующей профессиональной успешности.

Мастерство психолога заключается в том, что он постоянно совершенствует свои знания и умения, неустанно стремится к личностному росту своей духовности и моральности, стремясь к совершенству и ведя за собой опекаемых им людей.

Что же можно посоветовать старшеклассникам 9-11 классов, желающим связать свою последующую учебную и профессиональную жизнь с психологией?
Как ориентировать ищущего свой путь молодого человека сделать не только правильный выбор, но и (с прицелом в будущее) увести его от ремесленничества?

Так сложилось, что все специализации, кроме педагога-психолога, субъективно являются сегодня более модными, высокооплачиваемыми. Однако именно от мастерства специалиста напрямую зависит его высокий уровень доходов, его слава и престиж, уважение и почитание.

Мастерство специалиста проистекает из его мудрости. Как утверждает американский психотерапевт Мэрилин Мюррей, мудрость - это знание +опыт.

В каждой из специализаций есть возможность профессионального роста, пополнения объема знаний в узкой области, приобретения опыта. Вот только, к сожалению, ни одна из специализаций, кроме «педагог-психолог», не позволит полноценно выйти из уровня «ремесленничества» на уровень «мудрый мастер». Сегодня «ремесленники» своим подавляющим большинством заполонили нишу психосопровождения человека.

Почему же так произошло? На наш взгляд, это связано с тем, что как только дело касается человека, в его системном единстве множества составляющих (антропологические особенности, семейно-родовые составляющие, социальные связи, потребности, духовность), узкий подход не оправдывает себя, так как подходит к человеку однобоко.

Подход «с одной стороны» не учитывает, например, что психоэмоциональное состояние спортсмена зависит не только от его уверенности в своих силах и ловкости, но от его травматического детского опыта, уровня его самооценки, семейных проблем и прочего.

Поэтому уникальные знания и последующий практический опыт, цельную разноплановую практику может преподнести исключительный синтез педагогики и психологии - профессия педагог-психолог.

Профориентация: профессия «педагог-психолог»

Плюсы выбора специализации «педагог-психолог» очевидны.

  1. Это уникальная возможность за короткий срок в несколько лет стать универсалом, системно подходящим к решению любой задачи или проблемы, что расширяет горизонты возможностей дальнейшего профессионального роста, даже в такого мастера как «психолог-психотерапевт» или любого другого специалиста.
  2. Помимо финансового роста заработной платы школьного психолога в соответствии с категориями, незамедлительно появляется возможность дополнительного заработка, потому что такой универсал востребован всегда в онлайн-консультировании, индивидуальной психокоррекции в частных условиях, в преподавании психологии и мн. др.
  3. Это удовлетворение престижных потребностей в уважении и почитании, которые непременно будут удовлетворяться в виде благодарности от людей и признания общественности.
  4. Педагог-психолог, осознавая свою миссию, параллельно обогащая свои знания и умножая опыт, начинает творить, удовлетворять свои духовные потребности, а профессиональный продукт становится еще более чистым, более объективным, более эффективным.

Педагогическая миссия психолога

Миссия - это самая важная ценность любого профессионала! Человек, не осознающий своей миссии, живет поверхностно, не понимая смысла своего существования. Профессионал-психолог, не понимающий своего предназначения - «пустышка» и очень опасен.
Как он может повести за собой клиента, если не знает и сам, куда идет?

Осознание своей миссии дело нелегкое!

Подумайте: что такого вы сделали или почти что сделали, что навсегда изменило мир?
Вот Эдисон придумал лампочку, кроманьонец - колесо, Будда - нирвану.
На свете есть много людей, которые сделали вещи, которыми мы не просто пользуемся - это ключевые для цивилизации вещи. Убери их - и всё рухнет! Попробуйте представить себе мир, в котором нет электрического света! Нет лампочек в подъездах, повсюду нагажено, по улицам ходят люди с факелами, и фраза «город горел вечерними огнями» означает совсем не то, что сегодня. Нормально?
А теперь представьте, что наша цивилизация не додумалась до колеса! Что будет? Бензиновые санки с турбонаддувом, лошади, гидросамолеты, или человечество начнет расселяться не по поверхности планеты, а вглубь её. А лампочки-то нет, только факелы. А под землей нефть, и оттуда открытый огонь. Ну как, складывается картинка?
Так что людей, которые сделали что-то действительно важное, с большой натяжкой ещё можно назвать избранными. Какова твоя миссия, избранный? (Mr. Freeman, культовый анимационный веб-сериал)
Человеку просто необходимо сформулировать миссию. Профессионалу жизненно важно выйти за пределы своего «ремесленнического» бытия, устремившись к мастерству.

Какой же он, педагог-психолог?

Психолог-педагог зовет людей к росту и развитию, показывает, как это - не быть Жертвой, как становиться Автором своей жизни.

Психолог-педагог - тот, кто привносит в жизнь людей иногда забытый ими смысл, говорящий о том, что жизнь - бесценный подарок, сам факт которой есть величайшее счастье. (Н.И. Козлов, Психология и педагогика, http://www.psychologos.ru/)

Педагог-психолог - тот, который не ремесленник, неустанно транслирует окружающим здоровый синтез заявляемых гуманистических ценностей и поведения, поступков, соответствующих заявляемыми ценностям.

Целеполагание уже сегодня (упражнение)

Поставьте для себя цель, которую желаете достичь.

Затем начертите линию «протяженностью» в 10 лет и пропишите, что вы сделаете через 1 год, что приблизит вас к заветной цели, что через 3 года, 5,7 и так далее.

Моя профессия педагог-психолог

(тематический классный час

с выпускниками Подосиновской средней школы

в рамках курса по профориентации)

Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу.
Л.Н. Толстой

Ф.И.О. Колесникова Светлана Валерьевна.

Место работы МКДОУ д/с «Подснежник» пгт Подосиновец.

Должности: инструктор по физической культуре и педагог-психолог.


Каждый из вас задаёт себе вопросы: «Кем быть?» и «Каким быть?». Ответы на них не даются просто, вызывают множество переживаний, потому что жизненно важны. У меня с этим все было гораздо проще… Есть такое высказывание: "Учатся только у тех, кого любят, любят тех, у кого испытывают успех!" Вот и я была влюблена в свою первую воспитательницу. И в дальнейшем уже не задумывалась кем мне стать – конечно же, воспитателем в д/с.

После окончания школы в 1994 году я поступила в Слободское педагогическое училище на воспитателя в дошкольных учреждениях и получила профессию воспитатель логопедической группы в детском саду. После его окончания, уже работая в д/с «Подснежник», решила не останавливаться на достигнутом и продолжила своё обучение заочно в ВГГУ г. Кирове на факультете дошкольная педагогика и психология. Имею квалификацию по диплому преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог дошкольного образования. Приобретённая профессия дала мне возможность работать педагогом-психологом в д/с. Так как на должности педагога-психолога в образовательных учреждениях могут работать специалисты с высшим психологическим образованием, прошедшие специальную подготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования. Педагог-психолог – это практический психолог, работающий в системе образования.

Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к необычной профессии, которую подарила мне судьба.

Как показывает практика, многие представляют себе профессиональную деятельность психологов весьма приблизительно, основываясь на мифах, порожденных обыденными мнениями, слухами, телепередачами. Альберт Эйнштейн, познакомившись и поговорив с великим швейцарским психологом Жаном Пиаже, воскликнул: «Насколько просто то, чем занимаюсь я, по сравнению с тем, чем занимаетесь Вы!». По иным версиям, его слова звучали так: «Теоретическая физика - это детская игра по сравнению с тайнами детской игры!». Другой вариант: «Господи, насколько психология сложнее физики!».

Психолог востребован в современном мире. Детские психологи работают в школах и детских садах, помогая детям быстрее и легче адаптироваться к новым условиям. Школьный психолог определяет готовность ребенка к школе, проводит индивидуальную работу с трудными детьми, занимается профориентацией старшеклассников, проводя разные тренинги. Психолог нужен предприятиям для адаптации молодых специалистов, наладить отношений в коллективе, исследования влияния факторов труда на психику человека, подборе персонала, мотивации и оценке персонала. Семейный психолог консультирует семьи с проблемами. Спортивный психолог настраивает спортсмена на победный результат и решает сопутствующие психологические проблемы. Клинический психолог работает в психиатрических больницах (помогая психиатру точнее поставить диагноз и участвуя в индивидуальной и групповой психотерапии), службах доверия, в реабилитационных центрах, где работает как психотерапевт с людьми, перенёсшими психологические травмы, запутавшихся в обстоятельствах, тяжелобольных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных, в случае необходимости подключая к лечению психиатра. В тюрьме психолог должен помогать заключенным адаптироваться к нормальной жизни после освобождения. Психологи могут найти себе яркое применение в политике и бизнесе.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии:

интересная творческая работа

возможность принимать участие в решении реальных проблем людей

необходимость постоянного профессионального совершенствования и в связи с этим - возможность личностного роста

возможность использования профессиональных знаний в повседневной жизни

познание и изменение себя, своего отношения к событиям окружающего мира

Минусы профессии:

душевная усталость, эмоциональное выгорание

сложности в принятии мировоззрения клиента и в стремлении обязательно дать полезный совет

переживание проблем клиента как своих собственных

Место работы

психологические центры

частные компании по психологическому консультированию

образовательные и медицинские учреждения

коммерческие компании и предприятия непсихологического профиля

телефоны доверия

Важные качества

высокий общий и эмоциональный интеллект

умение внимательно слушать и слышать человека

терпимость

умение сопереживать и успокоить

тактичность

ответственность

наблюдательность

эмоциональная устойчивость

оптимизм и уверенность в своих силах

креативность

Оплата труда

Зарплата психолога зависит от места работы и обязанностей психолога. Наиболее высокооплачиваемой является частная практика, где заработок также зависит от количества клиентов и консультаций.

Известные психологи

Известные психологи: Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд, Карл Г. Юнг, Вильгельм Райх, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Эрик Берн, Милтон Эриксон, Вирджиния Сатир, Абрагам Маслоу, Виктор Франкл, Эрих Фромм, Карл Роджерс и др.

Интересные факты

Психология сформировалась из основ таких наук, как астрономия, философия, оккультные науки. Первыми представителями «целителей душ» можно назвать знахарей, колдунов, шаманов. Положительный эффект от их «лечения» происходил, в большей степени, от силы внушения, чем от применения лечебных средств. И только в XVIII веке были предприняты первые попытки научно обосновать их влияние на человека. Основателем психологии как науки считается Вильгельм Вундт, который в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, где проводил исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

О психологах с юмором

Психически здоровых людей не бывает, бывают плохо обследованные!

Оптимист видит свет в конце туннеля. Пессимист видит поезд идущий навстречу. И только психолог видит двух идиотов, сидящих на рельсах!

Психолог как настоящий друг - это человек, который будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.

Я педагог-психолог в детском саду. По мнению выдающегося отечественного детского психолога Леонида Абрамовича Венгера, психолог в детском саду - это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Основная моя цель, как психолога в детском дошкольном учреждении это - охрана физического и психического здоровья детей, создание условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

Я помогаю воспитателям и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Психолог обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.

Основные направления деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотрены «Положением о психологической службе образования»:

- Психологическое просвещение

Цель: повышение психологической культуры педагогов и родителей, обеспечение информацией по психологическим проблемам;

- Психологическая профилактика

Цель: формирование у педагогов и родителей потребности в психологических знаниях; создание благоприятного эмоционально-психологического климата; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта;

- Психологическая диагностика

Цель: выявление индивидуальных особенностей ребенка; определить причины нарушений в воспитании и обучении;

Психологическая диагностика проводится в течение всего учебного года. Если результаты контроля воспитателей над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад показывают, что малыш «не справляется», в соответствии с возрастом, то провожу дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, направляю родителей с малышом либо к неврологу, либо к нейро-психологу, либо к невропатологу.

Также в течение года изучаю отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.

Помимо плановой диагностики провожу и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. С помощью специальных тестов выявляю причину. Развелись родители - то, как перенес или переносит это ребёнок, можно выявить при помощи специальных методик. Отдельный вид диагностики - это комплексная оценка готовности ребенка к школе.

- Развивающая и психокоррекционная работа

Цель: активное воздействие на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка;

Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью в детском саду планирую и провожу с ребенком коррекционные занятия. Предварительно обязательно ставя в известность родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, тоже требует проведения с малышом серии коррекционных занятий. Коррекционная работа зависит от результатов, полученных в ходе обследования детей, исходя из конкретных потребностей, определяю основное направление коррекции.

Специфика моей работы такова, что я должна владеть значительным количеством разнообразных методов, приемов и уметь комбинировать их в самых разнообразных вариантах в зависимости от обстоятельств его деятельности. Порой деятельность практического психолога сродни искусству. Я должна быть готова в любой момент импровизировать, менять упражнения и изобретать новые.

Каждый новый учебный год выбираю для себя направление, на которое в течение года буду делать основной акцент.

Например, мне наиболее актуальной представляется тема социализации. Эту задачу я осуществляю через программу Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М. «Тропинка к своему Я!», направленную на формирование социальных компетентностей детей 4 – 6 лет. В занятия включаю доступные и интересные для дошкольников формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности, использую сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения. Тем самым развивается память, мышление, речь, закладываются основы социальной зрелости, определяется дальнейшее развитие, успешная адаптация. «Отработав» это направление, я могу взять новое, а может, продолжу и дальше накапливать опыт по данной теме.

Так, некоторые педагоги-психологи, совершенствуясь в каком-либо направлении, достигают в нем такого мастерства, что коллеги из других садов рекомендуют их своим родителям для решения определенных проблем.

- Психологическое консультирование

Цель: оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.

Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые - провожу в течение года по темам, которые актуальны для детского сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся консультации для воспитателей. На них, как правило, обращаю внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.

Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так.

Наиболее частыми темами обращений являются: адаптация к детскому саду; возрастные кризисы детей; тревожность и страхи дошкольников; агрессивность и непослушание детей; подготовка к школе (психологическая, интеллектуальная); и многие другие.

А теперь хотелось бы сказать о наиболее распространенных «мифах» о психологах в детском саду. Большинство родителей резонно полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в детском саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с детсадовским психологом. А уж если малыш попадает на коррекционные занятия, то родители - сторонники этого взгляда - порой даже скандалят или просто просят прекратить занятия ребенка с психологом. Чтобы развеять этот миф, подчеркну, что психолог в детском саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.

Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Я могу только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту.

Моя работа требует огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств. Нужно постоянно развиваться! Практические психологи могут повысить свою квалификацию, пройдя аттестацию на соответствующую квалификационную категорию.

Важным способом профессионального совершенствования психологов является активное участие в жизни психологического сообщества. Я являюсь руководителем методического объединения педагогов-психологов ОУ района.

Современному специалисту–психологу - практику - следует постоянно следить за новыми изданиями и публикациями, самому предлагать свои материалы в «цеховые» журналы и газеты, выносить свои идеи и полученные результаты на обсуждение коллег.

Журналы, ориентированные на практического психолога:

«Журнал практического психолога» (индекс 71808 по каталогу «Роспечать»)

«Психолог в детском саду» (индекс 81927 по каталогу «Роспечать»)

«Психология и школа» (индекс 81928 по каталогу «Роспечать»)

«Психологическая диагностика» (индекс 82159 по каталогу «Роспечать»)

«Журнал практической психологии и психоанализа»

«Московский психотерапевтический журнал»

«Психология на каждый день»

«Школьный психолог» (газета)

Современный психолог для поддержания высокого профессионального уровня должен постоянно читать книги по психологии.

Повысить уровень своей профессиональной подготовки, особенно в области практической психологии, сейчас можно в рамках курсовой подготовки в ИРО г. Кирова.

Конечно же, нельзя обойти владение компьютерными технологиями. У меня есть своя страничка в сети работников образования.

Ну что ж, на этом, вероятно, можно поставить многоточие. Думаю, этот разговор был для Вас интересным, позволил прикоснуться к моему миру, психологической профессии. Всегда буду, рада пообщаться ещё, выслушать ваши вопросы, за что заранее выражаю признательность.

Не чудотворец, не атлет,

Не жизненных задач решебник,

И он не супер - человек.

Он так же дышит, так же любит,

И так же чувствует, как все.

Он не вершит великих судеб,

Он все не знает о тебе.

Твои измерить может память,

Мышление, темперамент, речь.

Он может лишь чуть-чуть исправить,

Тебя от бед предостеречь.

Души твоей путеводитель,

Он лишь подсказка – не ответ,

Дорожный знак, ограничитель

Твоих ошибок, друг побед.

Гармонии в душе желая,

За вас не сотворит ее,

Советом в жизни помогая,

За вас ее не проживет.

Психолог? Нет, он не волшебник,

Не шарлатан, не чародей,

Он не святой, не тяжкий грешник,

Он – человек среди людей.

/Орехова Т.В./


Работа педагога-психолога часто остается в тени славы воспитанника, но осознание того, что ученик достиг успеха в жизни или в работе, учебе – лучшая награда и самая высокая степень признания учительского труда. Какие требования нужно предъявлять к себе, чтобы заслужить право учить и воспитывать других? Кто научит прикасаться к людским душам и освещать им правильную дорогу в жизни?

Педагогика и психология относятся к числу наиболее древних и значимых профессий. Педагогика - искусство воспитания, а психология - наука о душе. В такой трактовке эти профессии появились в Древней Греции, и с тех пор эти определения не подвергаются сомнению, как и важность профессии педагога-психолога. Конечно, каждый труд и каждая специальность важны для общества, но право прикоснуться к душе и повести ее по жизненному пути - огромная честь и ответственность для человека, решившего посвятить свою жизнь искусству воспитания человеческих душ.

Работа педагога-психолога часто остается в тени славы воспитанника, но осознание того, что ученик достиг успеха в жизни или в работе, учебе - лучшая награда и самая высокая степень признания учительского труда.

Какие требования нужно предъявлять к себе, чтобы заслужить право учить и воспитывать других? Кто научит прикасаться к людским душам и освещать им правильную дорогу в жизни?

Кто такой педагог-психолог?


Это сотрудник образовательной организации, который отвечает за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Учитывая знания, которые дают психология и педагогика и этимологию названия профессии (педагог - от греческого paidagogos (воспитатель/наставник); психолог - от греческого psyche (душа)), человека, владеющего этими знаниями, можно назвать, например, воспитателем человеческих душ. Такое определение профессии не будет звучать слишком пафосно - оно лишь подчеркивает значимость профессии и напоминает о степени ответственности за свою работу.

Существующие в обществе нормы поведения требуют от каждого человека соответствия определенным правилам. Воспитание личности, соответствующей общепринятым моральным нормам - главная задача педагога-психолога. Кроме этого, овладев профессией, понимая скрытые мотивы поведения людей, педагог-психолог помогает воспитанникам разобраться в себе, создать необходимую модель поведения, которая поможет в решении жизненных задач и проблем. В частности:

  • Каждая личность уникальна по своей природе, и порой этот фактор становится камнем преткновения в человеческих взаимоотношениях. Опытный педагог - психолог может определить природу межличностного конфликта и помочь найти взаимопонимание между людьми.
  • Каждая модель поведения личности обусловлена различными факторами - биологическими, социальными, психологическими. Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы провести анализ поступков человека, найти скрытые механизмы поведения и произвести их коррекцию. Что это значит? Воспитанник - полноценный участник воспитательного процесса , и психолог обязан объяснить ему, в чем состоит проблема так, чтобы вариант решения ее стал внутренним убеждением воспитанника или человека, обратившегося за помощью.
  • Педагог-психолог помогает человеку найти нужные и приемлемые в обществе способы достижения целей, помогает в организации необходимых условий для реализации.

Специалисты в области педагогики и психологии - востребованная профессия, приобретающая все большую популярность в различных отраслях, кроме тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основной задачей.

Сегодня педагоги- психологи востребованы:

  • в дошкольных и школьных учреждениях;
  • в социальных службах и правоохранительных органах;
  • в системе здравоохранения;
  • на различных предприятиях, где работа связана с определенными , и сотрудникам необходима профессиональная помощь.

Кроме того, педагог-психолог, в совершенстве владеющий навыками профессии, может работать индивидуально.

Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?

Знание психологии можно сравнить с мощным оружием, которое дает определенные преимущества человеку, владеющими ими. Но сила и умение оказывать психологическое воздействие на людей требует высокой духовной организации и чувства ответственности. Это - первое и самое важное качество, которое должно быть присуще педагогу-психологу.

Основное орудие труда для каждого педагога-психолога - слово. Чтобы донести до слушателя или воспитанника нужную информацию и сделать ее личным убеждением, необходим огромный лексический запас и знания из области литературы, искусства, истории, чтобы приводить свои доводы на известных примерах, ярко и образно. Педагог-психолог - всесторонне развитая и образованная личность; это - второе важное условие для успешной работы.

Специфика работы педагога-психолога заключается в том, что его услуги необходимы людям любого возраста, независимо от пола, социального статуса и т.д. В связи с этим специалист должен:


Постоянная работа с людьми, тем более с теми, кто испытывает определенные сложности в адаптации к социуму, требует стрессоустойчивости. Но еще более важно - любить людей и свою профессию: без внутренней потребности помогать людям разумнее будет поискать другое призвание в жизни.

Преимущества профессии педагог-психолог

Реальное и самое большое преимущество профессии педагог-психолог - чувство морального удовлетворения от своей работы. На высокую зарплату на этом профессиональном поприще можно рассчитывать только в том случае, если специалист оказывает услуги частным образом. По состоянию на начало 2017 года среднемесячная зарплата педагога-психолога в России составляла порядка 33 тысяч рублей.

Несомненным преимуществом этой профессии также является то, что педагог-психолог - это специалист-универсал, который может провести и психодиагностику, и психологическую консультацию, и психологическое просвещение, и психокоррекционные мероприятия и т.д. Другими словами, если специалист решит уйти из системы образования, то он с легкостью сможет реализовать себя в других смежных специальностях.

Дополнительным бонусом к профессии можно считать использование полученных знаний для общения с близкими и друзьями, налаживания своей личной жизни.

Недостатки профессии педагог-психолог

Специалист, ответственно относящийся к своей профессии должен быть готов к ненормированному рабочему графику - особенно это относится к сфере деятельности, связанной с детьми, медициной, работой в МЧС, где помощь психологов тоже часто играет важную роль. Соответственно, напряженные трудовые будни существенно влияют на личную жизнь, исключая порой из нее такое понятие, как свободное время, личные интересы и т.д.

Особую сложность в работе педагога-психолога вызывает необходимость выстраивания отношений не только с воспитанниками образовательного учреждения (или работниками предприятия), но и с родителями детей (или начальством). К большому сожалению, иногда добиться положительных результатов в работе с тем или иным ребенком можно только при условии тесного сотрудничества с родителями. А они не всегда готовы идти на встречу и прислушиваться к рекомендациям педагога-психолога.