Птицы отличаются от других животных тем что. Класс птицы (Aves)

1-2- 3, на учителя смотри!

II . Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. Сообщение темы и цели урока

Определить тему нашего занятия вы сможете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица ) (слайд 1) – Так о ком же мы будем говорить? Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать – Цель нашего занятия – повторить и обобщить знания о птицах, их строении, повадках, среде обитания; прийти к пониманию важности заботы о природе, в частности о птицах. – Эпиграфом к сегодняшней беседе я взяла строчки М.М. Пришвина и И. Дружинина (слайд 2) Рыбе – вода, птице – воздух, зверю лес, степи и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. ( М. Пришвин)

В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке.
Не причини природе зла.
…Иди к земле хорошим другом
,
Её защитником иди.
Чтоб только пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце впереди.
(И. Дружинин )

III . Постановка проблемных вопросов. 1. Чем птицы отличаются от других животных? 2. Что позволяет птице летать? 3. Каких птиц называют перелётными, осёдлыми, кочующими?

IV . Этап актуализации знаний.

Птицы. Что мы о них знаем? Символом мудрости со времён античной Греции является сова.
Двуглавый орёл в гербе России – символ храбрости, силы.
Птицы населяют все материки и острова земного шара. В настоящее время в мировой фауне известно около 9000 видов птиц, а всего птиц на земном шаре приблизительно 100 миллиардов.
Самое древнее из известных ископаемых останков птицы имеет возраст около 150 миллионов лет. Учёные в слоях земной коры обнаружили окаменевшие кости скелета неизвестного существа, а рядом отпечатки его перьев. Они назвали эту птицу археоптериксом, что в переводе на русский означало «древнее крыло».
Учитель: В современном мире учёных, которые занимаются изучением жизни и повадок птиц, называют орнитологами. Орнитология – наука, изучающая жизнь и повадки птиц. (слайд 3) – Чем отличаются птицы от других животных? По каким признакам строения тела и образа жизни мы определяем птицу?

V . Этап изучения новых знаний. Практическая работа учащихся А) Практическая работа. (слайд 4) Учитель: У вас на столах лежат перья. Чем они различаются? (По форме, по цвету, по размеру)
– Каждое перо имеет стержень. Рассмотрите его.
– Положите перышки на ладонь. Подуйте. Что произошло?
(Перья летят, они лёгкие )
– Опустите перо в стакан с водой. Намокло ли оно?
(Вода скатилась капельками)
– Какой вывод сделаем?
(Перья защищают птицу от воды и сырости)
– Для чего нужны большие перья птицам?
(Чтобы летать)
– А маленькие? (
Для тепла) - А сейчас закройте глаза и представьте себе полет птицы. Вот птица взмахнула крыльями, начинает их опускать, крылья отталкиваются от воздуха, снова опускаются, и снова взмах. Тело птицы имеет обтекаемую форму, удобную для полёта. Перьевой покров сохраняет тепло и не даёт птице замёрзнуть даже в сильные холода. (Слайд 5 ) Вывод : Птицы – животные, тело которых покрыто перьями. Оно состоит из головы, шеи, туловища, конечностей (двух крыльев и пары ног). Только у птиц есть твёрдый клюв. Б) Определение птиц по их голосам Учитель: Давайте попробуем ответить на второй вопрос нашего урока: Какие они? Каких только звуков не издают птицы! Они могут петь, кричать, кукарекать, квохтать, гулить, ухать, гоготать, курлыкать, чирикать ( Звучит фонограмма пения птиц.) (Слайд 6) – Голоса каких птиц вы сейчас услышали? (Выслушиваются ответы детей: сова, дятел, орёл, воробей, журавль, гусь)
– Что вы знаете о птицах, их повадках, местах обитания? (
слайд 7 ) Птицы по способу питания делятся на группы: хищные (орёл, сова, ястреб), зерноядные (клёст, овсянка, кедровка), всеядные (ворона, жаворонок, галка); насекомоядные (синица, кукушка, ласточка); по месту обитания в окружающей среде: дикие и домашние (куры, утки, гуси) по способу перелётов: перелётные, кочующие, осёдлые Что значит перелётные птицы? Назовите перелётных птиц. (Жаворонок, грач, скворец, стриж, соловей, ласточка) Какие птицы прилетают к нам зимовать? (Снегирь, свиристель) Это зимующие птицы. Кочующие (поползень, снегирь, свиристель, чиж) Что значит осёдлые птицы? (Постоянно живут у нас, осели в определённом месте) Каких вы знаете осёдлых птиц? (Ворона, воробей, щегол, дятел, поползень, сорока, голубь, клёст, синица, галка) . Физминутка. Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, качают головой. Гордо прямо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся.

VI . Этап применения изученного.

    Ребята, где можно встретить птиц? (Варианты ответов детей: на улице, в лесу, у реки…) (слайды 8, 9, 10)

    Очень часто птицы являются героями произведений (в сказках, рассказах, стихах, баснях..) Вспомните некоторые из них.

    Соловей – Андерсен «Соловей»

    Гусь – С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

    Петушок – А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

    Ласточка – Г. Андерсен «Дюймовочка»

    Сова – А. Милн «Винни Пух и все, все, все»

    Лебедь – Г. Андерсен «Гадкий утёнок»

    Утка – Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»

    Воробей – К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

    Стриж – В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

    Ворона – А. Крылов «Ворона и лисица»

VII . Этап контроля и самоконтроля

Проверим, как вы усвоили тему урока. Откройте тетрадь на с.. Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -). (Взаимопроверка)

Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по заданию?

VIII . Этап коррекции

Ребята, взгляните на фотографии следующего слайда. Что их объединяет?

(Люди должны помогать птицам зимой, подкармливать их).

Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».( Слайд 11 )

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

О чём заставляет задуматься это стихотворение? Какие важные вопросы затрагивает? (Дети высказывают свои мысли.) Как вы можете помочь птицам? (Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц …)

Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотрели,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв -

Стая жадных воробьёв.

А в пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний -

Путешественник - скворец...

Вот и зимушки конец. Сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу. С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших. Люди расточительно относились к природе. Срывали растения, распахивали, сжигали земли. Много разных зверей и птиц истребили люди. На одних усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, третьих выловили хищники. В конце концов люди поняли, что если не помочь природе, животных будет гибнуть ещё больше. Чтобы этого не случилось, составили официальную – Красную книгу. Идея этой книги – спасти весь животный и растительный мир. Красная книга состоит из цветных иллюстрированных страниц. (показ Красной книги)

IX . Этап подведения итогов занятия. Подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие птицы? Вывод : Птицы – животные, тело которых покрыто перьями. Оно состоит из головы, шеи, туловища, конечностей (двух крыльев и пары ног). Только у птиц есть твёрдый клюв.) Какая отличительная особенность у этих животных? (Есть перья) Учитель: Ребята, а теперь, прежде, чем подвести основной итог урока, послушаем Гнётову Дашу. Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я.
Здравствуй, Родина моя!
На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют,
И Землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
- Зачем нужны птицы? Какое значение птиц в жизни человека? (объект охоты: мясо, яйцо, пух, перо; защитники урожая: поедают насекомых, уничтожают грызунов; певчие и декоративные птицы: доставляют удовольствие.) – Что случится, если птицы на земле вдруг пропадут? (Выслушиваются ответы детей) - Почему надо заботиться о птицах? (Птицы – наши друзья)

Дополнительный материал. А знаете ли вы, что…

    Лебедь выводит птенцов в дождь.

    У дятла самый длинный язык.

    У пингвина крылья покрыты не перьями, а чешуёй.

    Орёл летает выше всех.

    Птичка колибри может летать хвостом вперёд

    Колибри – самая маленькая птичка.

    Птицы страус, киви, пингвин – летают.

    Самая большая птица – африканский страус.

Используемая литература :

1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.– М.: ВАКО, 2006.– 160с
2. Классные часы 1–4 класс / сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.– 287с
3. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов \ Пер. К.Мишиной, А. Зыковой.– М.: Эксмо, 2006.– 512с.

«Семейство птиц» - В полёте вытягивают шею и ноги. Величиной с воробья (длина тела около 18 см). Мелкие птицы размером с воробья (длина тела 9,5-19 см). семейство птиц отряда воробьиных. Птица семейства вороновых. Журавли Аист Снегирь Синицы Ворон. Птицы. Семейство журавлеобразных Высота от 90 до 155 см. Певчая птица семейства иволговых.

«Животные птицы рыбы» - Муха. Звери Птицы Рыбы Насекомые. И каждый глаз состоит из величайшего множества глазков. Лось очень крупное животное с ветвистыми рогами. Стрекоза. Насекомые. Содержание. У рыб хорошее зрение. Звери – животные, тело которых покрыто шерстью. Птицы. Утка – кряква в полете издает характерное звонкое кряканье.

«Многообразие птиц» - Отряд ночные хищники. Иволга Снегирь Сойка. Фазан Перепел Тетерев. Отряд гусеобразные. Отряд страусообразные. Отряд куриные. Утка Гусь Лебедь. Казуар Страус эму. Отряд дневные хищные птицы. Африканские страусы. Казуар. Филин Сова Сыч. Отряд казуарообразные. Отряд воробьинообразные. Отряд пингвины. Многообразие птиц.

«Семейства птиц» - Рыжая цапля - самая красочная птица из семейства цаплевых. Немного о птицах. Птицы. Туканет. Голубая андигена. Рыжая цапля.

«Класс Птицы» - Гнёзда птиц. Нервная система птиц. Размножение и развитие птиц. Токование тетеревов. Мочеполовая система птиц. Строение и виды перьев. Голова Шея Туловище Конечности Тело птиц покрыто перьями. Строение скелета птицы. Внешнее строение птицы. Дыхательная система птиц. 6. Яичник; 7. Воронка яйцевода; 8. Яйцевод; 9. Рудимент правого яйцевода.

«Урок Птицы» - Игра – соревнование. Чёрненькая шапочка А станет светло - И полоска шарфика. Здесь так много интересного! Разнообразие птиц. Сверху – чёрное суконце Ходит вразвалочку, Снизу – белое полотенце. Тема урока: Что мы знаем о птицах. Осёдлые птицы. Птицы улетают. Одни летят стаями, другие косяком, третьи – клином.

Хоть птицы и принадлежат к царству Животных, но имеют ряд таких приспособлений и способностей, которые существенно отличают их от всех их «коллег» по таксону.

Определение

Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности видоизменились в крылья. С их помощью птицы летают. На Земле живут около 10 тысяч видов птиц.

Животные – это грандиозное царство живых организмов, в которое входит 34 типа и около 50 миллионов видов существ разного уровня организации.

Сравнение

Птицы – это теплокровные животные. Они умеют летать. Это умение определило морфологические и анатомические особенности этих организмов. Передние конечности птиц преобразовались в крылья. Дополнительными приспособлениями к регулированным полетам являются хвост и массивные, мускулистые ноги, помогающие животным при взлете и приземлении.

Животные могут быть теплокровными (птицы и млекопитающие), холоднокровными (рыбы, амфибии и рептилии). У большинства типов и видов животных кровь вообще отсутствует (губки, оболочники или плоские черви).

Тело птиц покрыто дифференцированными перьями, которые исполняют ряд функций – от обеспечения обтекаемости тела при полете до уменьшения потерь тепла маленького тела. Тело животных, кроме перьев, может быть покрыто эпидермой, чешуей, кожей, хитиновым покровом или защищено с помощью раковин.

Все кости птиц максимально облегчены, но прочны. Все отделы хребта, кроме шейного, отличаются сращением позвонков – это обеспечивает слитность и неподвижность тела птицы, важную для процесса полета. Только у птиц есть киль, а также длинная и весьма подвижная шея. Значительное количество типов и видов животных, кроме хордовых, вообще не имеют внутреннего скелета. Для членистоногих характерен внешний скелет.

Пищеварительную систему птиц открывает клюв. Обмен веществ у этих животных проходит в ускоренном режиме, чтобы обеспечить животных необходимой для полетов энергией. В таком же режиме «максимального КПД» работают кровеносная, дыхательная и выделительная системы уникальных летающих животных.

Птицы имеют развитый мозг и весьма высокий интеллект. Размножаются эти животные с помощью внутреннего оплодотворения, откладывая яйца, высиживая и обучая потомство.

Интеллект выше птичьего фиксируется лишь у представителей класса Млекопитающих. Для основной массы животных характерны внутреннее и внешнее оплодотворение, а также партеногенез. Общая масса животных может увеличивать количество особей живорождением, откладыванием яиц и яйцеживорождением.

Выводы сайт

  1. Понятие «животные» более объемно, чем понятие «птицы», а количество видов птиц намного меньше общего числа видов животных.
  2. Практически все птицы умеют летать, или же это делали их предки. Преобладающее количество животных не имеют этой способности.
  3. Птицы – это исключительно теплокровные существа. Животные могут быть тепло- и холоднокровными, а также вообще лишенными крови.
  4. Птицы способны летать с помощью крыльев, в отличие от остальной биомассы животного мира.
  5. Скелет птиц имеет ряд уникальных приспособлений, обеспечивающих способность к полету.
  6. Только у птиц есть перья и клюв.
  7. Основные жизненные системы работают у птиц в ускоренном режиме.
  8. В отличие от основной массы животных, у птиц зафиксирован интеллект.

Птица отличается от других животных строением пищеварительной системы, большей интенсивностью обменных процессов. Это связано с ее высокими скороспелостью и продуктивностью. За первые 50 сут жизни средняя масса мясных цыплят и утят по сравнению с массой при рождении увеличивается в 40 раз, гусят - в 35 раз.
У птицы в ротовой полости отсутствуют зубы, пищу она захватывает клювом и проглатывает целиком. У уток и гусей по краю клюва расположены поперечные кожные пластинки, которые помогают отрывать траву и отделять из жидкого корма твердые частицы.
Из ротовой полости корм, лишь слегка смачиваясь слюной, поступает в пищевод. У зерноядных птиц пищевод перед входом в грудную полость расширяется, образуя зоб. У гусей и уток на месте зоба имеется небольшое расширение пищевода. Попадая в зоб, корм под действием влаги и температуры набухает, размягчается, в результате часть питательных веществ переходит в растворимое состояние. Из зоба пища постепенно переходит в небольшой по объему железистый желудок и подвергается воздействию фермента пепсина и соляной кислоты. Затем она поступает в мышечный желудок, где с помощью твердой роговой оболочки и гравия основательно перетирается и смешивается с желудочным соком, поступившим из железистого желудка. Из мышечного желудка пища поступает в кишечник, где переваривается в слабокислой среде.
Пищеварение у птицы протекает значительно быстрее, чем у других животных. Например, у цыплят корм проходит через пищеварительный канал за 4-5 ч, у взрослой птицы -за 7-8 ч. Дольше задерживается в пищеварительном канале и подвергается воздействию ферментов цельное и грубо измельченное зерно. Значительно большую скорость прохождения и переваримость имеют мучнистые корма. Эту особенность пищеварения птицы учитывают при приготовлении комбинированных кормов, где все зерновые корма для лучшего смешивания сначала измельчают, а затем готовую смесь гранулируют. Диаметр гранул для взрослой птицы примерно равен размеру зерна пшеницы. Молодняку птицы гранулы предварительно измельчают и скармливают в виде крупки.
Птица хуже других видов животных переваривает клетчатку и органические вещества кормов. У кур коэффициенты переваримости клетчатки разных кормов колеблются от 0 до 20-25 %. Безазотистые экстрактивные вещества из кормов с низким содержанием клетчатки (3-5 %) куры переваривают на 80-90 %, а с высоким содержанием клетчатки (20-30 %) - лишь на 25-34 %. Гуси переваривают клетчатку зерна овса только на 10-12%. По действующим нормам предельное содержание клетчатки в рационах кур-несушек и цыплят не должно превышать 4-7 %, а в рационах индеек и гусей - 6-10 %. При недостатке клетчатки в рационах нарушается пищеварение, снижается продуктивность, что может явиться причиной расклева и гибели птицы.
В пищеварительном тракте птицы сложные органические вещества расщепляются до более простых соединений: белки до аминокислот, углеводы до моносахаридов, жиры до глицерина и жирных кислот. Всасываясь в кровь, эти вещества разносятся по всем органам и тканям тела, используются для создания новых и восстановления старых клеток, образования пищеварительных соков, синтеза ферментов, гормонов, витаминов. Одновременно с этим в организме постоянно происходит расщепление и окисление сложных органических веществ. Освобождающаяся энергия используется на поддержание температуры тела, работу мышц, синтез новых соединений.
Интенсивность обмена веществ зависит от физиологического состояния, возраста и продуктивности птицы, а также от количества и соотношения элементов питания, поступающих в организм. Для нормальной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы птица ежедневно потребляла определенное количество воды, протеина, жира, углеводов, минеральных веществ и витаминов.
Обмен веществ в организме птицы протекает с использованием энергии, которая поступает с кормом. Продуктивность птицы на 40-50 % зависит от обеспеченности ее энергией. В птицеводстве энергетическую питательность кормов, кормосмесей выражают в мегаджоулях и килокалориях обменной энергии.
Обменная энергия - показатель энергетической ценности кормов и обеспеченности птицы энергией за счет питательных веществ рациона в зависимости от видовых различий и физиологического состояния.
В кормлении птицы выявлена определенная взаимосвязь между уровнем обменной энергии и сырого протеина в рационе. При недостатке обменной энергии сырой протеин используется организмом на энергетические цели, что сопровождается увеличением потребления и расхода корма на единицу продукции. При избытке обменной энергии в организме птицы происходит интенсивное отложение жира. Особенно нежелателен избыток энергии в кормах для ремонтного молодняка и кур мясных линии, так как при этом наблюдаются быстрое ожирение и резкое снижение яйценоскости взрослой птицы.
Соотношение обменной энергии и протеина в рационе птицы - энергопротеиновое отношение (ЭПО) показывает, сколько обменной энергии приходится на каждый процент сырого протеина. В 1 кг корма при оптимальном энергопротеиновом отношении обеспечиваются высокая яйценоскость кур в течение всего продуктивного периода и интенсивный рост молодняка.
Протеин оказывает большое влияние на здоровье, продуктивность птицы и качество продукции. Потребность в протеине зависит от физиологического состояния, условий кормления и содержания птицы. Как избыток, так и недостаток протеина нежелательны.
Протеиновую полноценность кормления птицы определяют не только по уровню сырого протеина, но и по содержанию аминокислот в комбикормах (см. прилож. 10). Установлено, что потребность птицы в протеине удовлетворяется на 40-45 % незаменимыми аминокислотами, а остальная часть компенсируется за счет заменимых аминокислот.
При несбалансированности по аминокислотному составу рациона может наблюдаться нарушение всасывания отдельных аминокислот. Например, метионин может тормозить всасывание лейцина и фенилаланина и наоборот. При повышении уровня лизина в рационе на 20 % резко снижается интенсивность роста цыплят и повышаются затраты корма.
В рационах птицы нормируют содержание лизина, метионина, метионина + цистина, триптофана, аргинина, гистидина, лейцина, изолейцина, фенилаланина, фенилаланина + тирозина, треонина, валина и глицина. При балансировании питательности кормосмесей по аминокислотному составу необходимо точно нормировать добавки препаратов синтетических аминокислот, так как потребность в аминокислотах зависит от уровня сырого протеина в рационе.
В действующих нормах кормления птицы потребность в обменной энергии и других веществах характеризуется содержанием их в 100 г полнорационного комбикорма (см. прилож. 11).
Потребность птицы в протеине зависит от доступности азота кормов, их аминокислотного состава, сбалансированности рациона, температуры окружающей среды и других факторов. В рационах, полноценных по аминокислотному составу, уровень протеина можно снизить на 5-10 %. Между использованием аминокислот в организме птицы и обеспеченностью рационов витаминами, особенно группы В, имеется тесная взаимосвязь. При недостатке витаминов нарушается обмен веществ, замедляется рост молодняка, снижаются яйценоскость, качество яиц и мяса птицы. Для гарантированного обеспечения потребности птицы в витаминах их дополнительно вводят в комбикорма (см. прилож. 12).
Из минеральных веществ в комбикормах прежде всего учитывают количество и соотношение кальция и фосфора. При дефиците кальция в комбикорма вводят мел, известняки, ракушку. Источниками фосфора и кальция служат костная мука, моно-, ди- и трикальцийфосфат, обесфторенный фосфат.
Балансирование рационов по натрию проводят за счет поваренной соли.
Потребность птицы в микроэлементах удовлетворяют путем гарантированных добавок марганца, цинка, железа, меди, кобальта и йода в виде солей, которые вводят в комбикорма, как правило, в составе витаминно-минеральных премиксов. В кормосмеси для птиц добавляют также специальные профилактические препараты, ферменты и антиоксиданты. (Aves) , класс позвоночных, объединяющий животных, которые отличаются от всех прочих животных наличием перьевого покрова. Птицы распространены по всему миру, весьма разнообразны, многочисленны и легко доступны для наблюдения. Эти высокоорганизованные существа чувствительны, восприимчивы, многоцветны, элегантны и обладают интереснейшими повадками. Поскольку птицы хорошо заметны, они могут служить удобным индикатором состояния окружающей среды. Если они процветают, значит, и среда благополучна. Если же их численность сокращается и они не могут нормально размножаться, состояние среды скорее всего оставляет желать лучшего.

Как и у других позвоночных – рыб, земноводных, рептилий и млекопитающих, – основу скелета птиц составляет цепочка мелких косточек – позвонков на спинной стороне тела. Подобно млекопитающим, птицы теплокровны, т.е. температура их тела остается относительно постоянной, несмотря на колебания температуры окружающей среды. От большинства млекопитающих они отличаются тем, что откладывают яйца. Признаки, специфические для класса птиц, связаны прежде всего со способностью этих животных к полету, хотя некоторые их виды, например страусы и пингвины, в ходе своей позднейшей эволюции ее утратили. В результате все птицы относительно сходны между собой по форме, и с другими таксонами их не спутаешь. Еще сильнее они выделяются благодаря своим перьям, которые не обнаружены ни у одного другого животного. Итак, птицы – это оперенные, теплокровные, яйцекладущие позвоночные, изначально приспособленные к полету.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ Современные птицы, по мнению большинства ученых, происходят от мелких примитивных пресмыкающихся, псевдозухий, которые жили в триасовом периоде приблизительно 200 млн. лет назад. Конкурируя с собратьями за пищу и спасаясь от хищников, некоторые из этих существ в ходе эволюции все более приспосабливались к лазанию по деревьям и прыжкам с ветки на ветку. Постепенно, по мере удлинения чешуй и превращения их в перья, они приобрели способность к планирующему, а затем и к активному, т.е. машущему, полету.

Однако накопление ископаемых свидетельств привело к появлению альтернативной теории. Все больше палеонтологов считают, что современные птицы произошли от небольших хищных динозавров, живших в конце триаса и в юрском периоде, скорее всего из группы т.н. целурозавров. Это были двуногие формы с длинными хвостами и мелкими передними конечностями хватательного типа. Таким образом, предки птиц не обязательно лазали по деревьям, а для формирования активного полета не было необходимости в планирующей стадии. Он мог возникнуть на основе хлопающих движений передних конечностей, вероятно использовавшихся для сшибания летучих насекомых, для чего, кстати, хищникам приходилось высоко подпрыгивать. Параллельно происходили преобразования чешуй в перья, редукция хвоста и другие глубокие анатомические изменения.

В свете этой теории птицы представляют собой специализированную эволюционную линию динозавров, пережившую их массовое вымирание в конце мезозойской эры.

Археоптерикс. Связать птиц с рептилиями позволило открытие в Европе остатков вымершего существа – археоптерикса ( Archaeopteryx litographica ), жившего во второй половине юрского периода, т.е. 140 млн. лет назад. Он был величиной приблизительно с голубя, имел острые зубы в ячейках, длинный, как у ящерицы, хвост и передние конечности с тремя пальцами, несущими крючковатые когти. Большинством признаков археоптерикс походил больше на пресмыкающееся, чем на птицу, если не считать настоящих перьев на передних конечностях и хвосте. Особенности его показывают, что он был способен к машущему полету, но только на очень короткие расстояния.