Сценарий семейного праздника "Неразлучные друзья - взрослые и дети". Сценарий праздника «Неразлучные друзья-взрослые и дети

Мария Борейкина
Сценарий развлечения «Неразлучные друзья - взрослые и дети»

В зале сидят приглашенные бабушки и дедушки. Под музыку песни В. Шаинского «Вместе весело шагать» дети входят в зал и останавливаются у стульчиков. Вперед выходят ведущая и ребенок.

Ведущая. Дорогие бабушки,

Дорогие дедушки!

Сегодняшний праздник мы вам посвящаем

И концерт веселый

Для вас начинаем!

Ребенок. На устах улыбки,

На висках седины,

Взрослые и дети –

Мы всегда едины!

Ведущая. Так хочется, чтобы чаще

Были вместе взрослые и дети ,

Тогда будет лучше всем

Жить на белом свете.

Группа детей исполняет песню М. Танича, Б. Савельева «Из чего наш мир состоит?»

Ребенок. Осень озаряет

Ярким светом лица.

Будем мы сегодня

Вместе веселиться!

В исполнении детей звучит песня Алиевой «Осень в Саранске»

Ребенок. Бабушки и дедушки,

Мы вас уважаем,

Вами мы гордимся

И танец предлагаем.

Дети исполняют танец «КУКУШКА» .

Ведущая. Пусть взрослых тепло и доброта

Согреют доверчивые детские сердца,

На эту любовь непременно тогда

Откликнется нежная детская душа!

Ребенок. Хоть и не слушаемся вас иногда,

Дорогие бабушки и дедушки, мы вас любим всегда!

И хотим всегда, без сомнения,

Видеть вас в хорошем настроении!

Группа детей исполняет танец «ВАЛЬС ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ»

Ведущая. А теперь хотят ребятки

Загадать вам всем загадку.

Ребенок. Кто на свете много знает,

На ночь сказки нам читает,

У кого ушки всегда на макушке,

Все. Бабушки – старушки!

Дети исполняют песню «РУКИ ЗОЛОТЫЕ» .

Ведущая. Жизнь она продолжается,

Жизнь она не кончается.

Будут плыть в небе радуги,

Будет мир, будут праздники,

Группа детей исполняет танец : «ОСЕННИЕ ДОРОЖКИ» .

Ребенок. Ваши внуки дорогие

Пусть придут на смену вам.

И кораблик с капитаном

Пусть несется по волнам.

Танец : «КАПЕЛЬКИ» .

Ребенок. Нет, не смеем называть вас

Старыми и пожилыми.

Ведь ваше сердце и душа

Вечно молодые.

Группа детей исполняют песню Л. Квитка, Г. Вихаревой «Я с ней не знаю скуки»

Ведущая. А теперь только для вас

Звучит этот прекрасный вальс!

Дети исполняют «ЗАКРУЖИЛАСЬ ЛИСТВА ЗОЛОТАЯ» .

Ведущая. Пора, пора заканчивать,

Мы рады всем гостям,

Что выбрали вы время

И заглянули к нам!

Ребенок. Мы желаем всем вам не стареть и не болеть,

Все невзгоды и проблемы стойко преодолеть.

Ведущая. Пенсию побольше и вовремя получать

И с родными чаще праздники встречать.

Под фонограмму песни С. Намина «Мы желаем счастья вам» , дети дарят сувениры , сделанные своими руками, гостям.

Публикации по теме:

Всё, что понадобиться нам для работы. Вырезаем круглое отверстие в донышке коробки. Убеждаемся, что луковица хорошо размещается в.

С 21 по 25 марта на базе Тургеневской СОШ во время весенних каникул прошла неделя спорта под названием «Неразлучные друзья-взрослые и дети».

Проект для группы компенсирующей направленности «Неразлучные друзья-взрослые и дети» Матрица проекта 1 Название проекта «Неразлучные друзья – взрослые и дети» 2 Тема проекта «Все мы лучшие друзья» 3 Проблемное поле проекта.

Родительское собрание «Конфликты: взрослые и дети, как предупредить конфликт с ребёнком» Вступительная часть Каждый из родителей хочет, чтобы его ребенок был счастлив! А счастье во многом зависит от того, как человека "запрограммировали".

Сценарий конкурсной программы на День семьи «Неразлучные друзья - взрослые и дети». Под фонограмму песни «Взрослые и дети», музыка В. Шаинского, слова М. Танича, дети и родители заходят в зал. Все рассаживаются по местам.

Ведущий.

Зерно прозревает в земле,
Дитя прозревает в семье.
В семье человек вырастает,
И все, что потом обретает,
Приходит к нему не извне.

Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила одна семья. Семья огромная – 100 человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, он спросил старца, главу семьи: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?” Тогда старец взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано 100 раз одно и то же слово “понимание”.

До сих пор в деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников, а в центре этого иконостаса, на видном месте увеличенные портреты глав семейства: отца и матери. Родители и Родина – слова одного корня. Эти святые слова помогают нам понять, полюбить родной язык, родную природу, традиции своего народа.

Этот год в России объявлен Годом семьи. Ведь во все времена шли по жизни рядом молодость и мудрость, опыт и юношеский максимализм. Так будет всегда, пока есть на земле взрослые и дети.

Звучит музыка. Идет показ слайдов с семейными фотографиями.

Ученик.

Ты да я, да мы с тобой,
Ты да я, да мы с тобой,
Здорово, когда на свете есть семья.
Будем мы всегда неразлучны.
Дружба дарит нам к счастью ключик,
Дружба будет с нами навсегда.

Звучит песня “Взрослые и дети”.

Ведущий. Как нужна человеку родная семья, дом с теплом бескорыстным и светом. А главное в этом доме – мама.

Мама! Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в тебе самом, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Мама… Ты еще не умел говорить – она понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама учила тебя говорить, ходить. Она прочитала тебе первую книгу. От нее ты узнал, как зовут птиц. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама. И когда я задаю вопрос: с чего начинается любовь к Родине, ответ оказывается простым и естественным – с любви к матери.

1-ый ученик

О той, кто жизнь дарует и тепло,
Звучащая в напеве колыбельной.
О той, кто нас в терпенье беспредельном
Растит, лелеет, ставит на крыло.
О матери…

2-ой ученик

Мы сегодня, словно щеголи,
Перед вами у доски,
Но прекрасней наших мамочек
Все равно не станем мы.

3-ий ученик

Вы у нас такие славные!
Вы мамы – просто класс!
Потому нам всем так хочется
Быть похожими на вас!

4-ый ученик

Вам желаем счастья мы.
И откроем вам секрет:
Наших мамочек прекрасней
Во всем мире просто нет!

5-ый ученик

Родится стоит поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые слово “мама”,
Которого священней в мире нет.

6-ой ученик

И пусть за все воздастся щедро ей!
Собрав в букет любовь и откровенье,
Придите, дети, к матери своей
И станьте перед нею на колени.

Учащиеся исполняют вальс.

Ведущий. Крепка та семья, где муж с женой ладно живут. Так пословица говорит. Где муж – голова, а жена – сердце, там и семья счастлива. Супруги – это два человека, которые понимают и любят друг друга, все делают слаженно. Опора дома, его защита – это наши папы. Вот, что написали наши дети в своих сочинениях: “Папа научил меня не просто любить природу – общаться с ней. Я очень благодарен ему за это”. (Денис Л.), “Папа – это тот, кому веришь”. (Витя Ф.), “Я помню, как мы с папой пекли для мамы пирог. Правда, он немного подгорел, но это было здорово!” (Алина Б.) Дорогие папы, для вас звучит эта песня.

Звучит песня “Папа может”.

Жизнь человека только миг
В безбрежном времени Вселенной.
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
Все это так. Да вот беда,
Что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки.
Заставить нас забыть о них
Не должен злой народа гений.
Уйдя из памяти живых,
Исчезнет много поколений.
Одной мы связаны судьбой,
Одной семьей, единой кровью.
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков прольется.
И никогда не оборвется
Веков связующая нить.

Мы хотим сказать огромное спасибо тем, перед кем в долгу и маленькие дети, и взрослые. Это наши бабушки и дедушки.

Учащиеся исполняют народную песню “Семеновна”, танец “У околицы”.

Ведущий. Есть замечательная русская пословица о жизни человека. Начинается она словами: трижды человек дивен бывает. Первое диво – рождение на белый свет. В старинных семьях было много детей. Рождение каждого – радость. Вот как весна. Сколько раз ее встречают люди! Так и рождение человека. Мы хотим рассказать о больших дружных семьях, в которых более трех детей.

Ведущий называет многодетные семьи.

1-ый ученик

Большая семья собралась за столом.
Здесь каждый уже не считается ртом.
Про этих не скажешь: “Сидят едоки”.
За общим столом собрались мужики.

2-ой ученик

Вот в красном углу бородатый отец.
Он хоть и седой, но еще молодец.
По правую руку пристроилась мать,
Морщинки давно перестала считать.

3-ий ученик

Красивые снохи, как с русских икон.
В застолье порядок царит и закон.
Детишек без счету. Одна лишь беда,
Что это бывает, увы, не всегда.

4-ый ученик

Один в Красноярске, в Тольятти другой,
А младшенький самый осел под Москвой.
На месяц слетятся, и то через год.
Ну что тут сказать – беспокойный народ!

5-ый ученик

Грустят старики, но горды за детей.
Взрастили хороших и добрых людей.
А то, что разъехались дети везде,
Ведь люди кругом, не оставят в беде.

Звучит оркестр народных инструментов.

Ведущий. Изба детьми весела. Вся радость наша, все счастье наше в детях. О чем они мечтают?

Ученик.

Когда я буду взрослым, я буду очень грозным.
И скажут мои детки: “Нельзя ли погулять?”
“А час какой? Девятый? Пожалуй, поздновато,
А ну, скажу, ребята, сейчас же марш в кровать!”
Когда я буду взрослым, я буду очень грозным.
И скажут мои детки: “Нельзя ли поиграть?”
Скажу: “Весь день играли? Коробку поломали?
Катушку потеряли? Сейчас же марш в кровать!”

Звучит песня “Маленькая страна”:

Есть за горами, за лесами
Маленькая страна.
Там чудеса нас ждут и тайны,
Там жизнь любви полна.
В этой стране всегда сияет
Солнечный яркий свет.
Эта страна зовется детством,
В ней зла и горя нет.

В этой стране мы просто дети,
Но знаем, час придет,
И на крылатой колеснице
Мы совершим полет.
Мир взрослый, мир открытий чудных
Каждого ждет из нас,
Но возвращаться в сказку детства
Будем мы все не раз.

Припев.

Ведущий. Наш праздник нам хотелось бы закончить словами народной артистки СССР Ольги Волковой: “Мы перестали радоваться, и самое страшное – перестали удивляться. Удивляться всему: рождению ребенка, восходу солнца, приходу весны. Не хами пожилому, накорми его чем-нибудь вкусненьким, даже если у него нет зубов; перед смертью скажи последнее ласковое слово. Отдай свое время и удели внимание ребенку. Пожалей женщину. А женщина потерпи немного, если муж этого достоин. Повернись к своим друзьям. Вернитесь к традициям домашних посиделок, хождений друг к другу в гости, совместных праздников. Точка отсчета в процессе нашего возрождения – это дом, семья. В это я верю”.

И мы верим в то, что в ваших семьях будет все хорошо, что всегда в них будет добро и согласие, уют и покой, никогда не погаснет ваш семейный очаг. Здоровья вам и всех земных благ.

Звучит песня “Семейный маячок” (сл. О.Рощина, муз. Л.Беловой).

В Доме пахнет пирогами,
Чисто вымыты полы:
Здесь сегодня соберутся
Люди близкие мои.

Будут песни, будут шутки
И играть аккордеон,
И под бабушкины песни
Не умолкнет долго он.

Я люблю очаг семейный:
В нем и чисто и светло.
Что б там не было снаружи,
Мне уютно и тепло.

Жаль, что это ненадолго –
Все пройдет, как снег весной.
Только хочется мне видеть
Маму снова молодой.

Корабли уходят в море,
Ветер парус их напряг.
Чтоб прийти к далекой цели,
Нужен компас и маяк.

Так и мы идем по жизни
За далекою мечтой.
Пусть Семья нам будет вечной
Путеводною звездой.

Сценарий праздника, посвященного Дню матери «Фестиваль талантов «Взрослые и дети» 2015

Гости сидят в зале, стулья стоят около окна, импровизированная сцена у боковой стены. Дети – участники садятся в первый ряд, родители во второй ряд. Ведущая –

Ф1 «ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ»

Вед. - Наши дети - наши крылья за спиной,
наши дети - наши звезды над Землей.
Наши дети - наши счастье навсегда,
наши дети - и богатство, и года...
Наши дети - продолженье наше все,
наши дети - то, что Богом нам дано,
наши дети - посвящаем жизнь мы вам,
наши дети - наша радость, наше Я!

Вед. – Какое первое слово произносит ребенок? …Конечно, мама! Потому что мама - самый главный человек в жизни ребенка. Наш праздник открывает ……………………….

  1. 1. «МАМА»

Вед. – Наш праздник называется «Взрослые и дети». Сегодня мы снова собрались в этом зале, чтобы подарить друг другу хорошее настроение, взрослые смогут вспомнить свое чудесное детство, а дети – побыть рядом со своими любимыми родителями. И я предлагаю всем вместе отправиться в путешествие по стране «Мультляндии». И конечно, куда мы без наших дорогих воспитателей? Ведь они столько всего знают и всегда расскажут много интересного!

Е.Ю. - А вот смогут ли они ответить на один вопрос? (родители спрашивают, воспитатели ответ)

  1. 2. «ИЗ ЧЕГО ЖЕ, ИЗ ЧЕГО ЖЕ, ИЗ ЧЕГО ЖЕ...» Аm


1) Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из веснушек И хлопушек,
Из линеек и батареек
Сделаны наши мальчишки?

2) Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из цветочков, и звоночков,
Из тетрадок, и переглядок
Сделаны наши девчонки?

3) Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок, И картинок,
Из стекляшек, И промокашек
Сделаны наши мальчишки?

4) Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?

Из платочков, И клубочков,
Из загадок, И мармеладок
Сделаны наши девчонки?

Вед. – Итак, мы отправляемся! Да, детишки, будьте бдительны! У нас на горизонте жаркая
Африка и ее обитатели … Они уже сюда идут… …………. с мамой нам все о них расскажут…

3. «ПЕСНЯ БАРМАЛЕЯ» A

Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку гулять!
В Африке акулы, В Африке гориллы, В Африке большие крокодилы.
Будут вас кусать! Бить и обижать! Не ходите, дети, в Африку гулять!
Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите, дети, в Африку гулять!

В Африке разбойник, В Африке злодей, В Африке ужасный БАРМАЛЕЙ!
(Мальчик показывает мышку и Бармалей убегает)

Вед. – Не зря у мальчишек карманы, в них всегда столько полезного найдется. А девчонки – народ очень любознательный. Встречайте ………………… с песней «Про следы»

  1. 4. «ПРО СЛЕДЫ» «Ф»

Зверя по следам любого узнавать умею Я и жирафа, и корову, и жука, и воробья!
Чьи это следы петляют около лесных дорог? - Это по лесу гуляют нособраз и Дикорог)

Нет... не то..постойте... что-то...не другой ли зверь ходил...

Ааа!!! Это след от Крокомота! Или это Бегедил?

Нет, конечно... Да! Конечно! Будь уверен, не гадай! По поляне ходят снежной Попукан и Пелегай!
Зверя по следам любого узнавать умею Я И жукафа, и ворову, и, конечно, коробья!

Вед. – А у нас на пути королевство, кто же им управляет? Попробуйте угадать, в какой
мультфильм мы сейчас попадем?

Он носит корону, имеет войска, но гложет героя печаль и тоска:
Сбежала из дома любимая дочь, и некому в горе бедняге помочь!
(«Бременские музыканты»)

Кажется, разбойники что-то затевают… Об этом нам споют ………………. с мамами

  1. 5. «ПЕСНЯ РАЗБОЙНИКОВ» «Ф»

Говорят, мы бяки-буки, Как выносит нас земля? Дайте, что ли, карты в руки Погадать на короля.

Ой-ля-ля, Ой-ля-ля, Погадать на короля, Ой-ля-ля, Ой-ля-ля, Ех-ха!

Завтра дальняя дорога Выпадает королю. У него деньжонок много, А я денежки люблю.

Ой-лю-лю, Ой-лю-лю, А я денежки люблю. Ой-лю-лю, Ой-лю-лю, Ех-ха!

Королева карта бита Бит и весь его отряд. Дело будет шито-крыто - Карты правду говорят.

Ву-аля, ву-аля, Завтра грабим короля! Ву-аля, ву-аля, Завтра грабим короля!

Вед. – А в замке Король был опечален… Мы узнаем об этом от …………………. и ее папы

  1. 6. «ПЕСНЯ КОРОЛЯ И ПРИНЦЕССЫ» «Ф»
  2. Ах ты, бедная моя трубадурочка! Посмотри, как исхудала фигурочка!
    Я заботами тебя охвачу!
    Ничего я не хочу!!!
  3. Состоянье у тебя истерическое, Скушай, доченька, яйцо диетическое.
    Или может, обратимся к врачу?
    Ничего я не хочу!!!
  4. Ах, принцессочка моя горемычная, Скоро будут здесь певцы заграничные.
    Выбирай любого - все оплачу.
    Ничего я не хочу!!!

Вед. – А наутро король отправился прогуляться и, конечно его сопровождала вооруженная до зубов королевская охрана, ………………….. с мамой

  1. 7. «ОХ, РАНО ВСТАЕТ ОХРАНА» А

Почетна и завидна наша роль, Да наша роль, Да наша роль, да наша роль,
Не может без охранников король.
Когда идём, дрожит кругом земля, Всегда мы подле, подле короля.
Ох, рано встает охрана.

Куда идёт король, большой секрет, Большой секрет, большой секрет,
Большой секрет, большой секрет, А мы всегда идём ему вослед.
Величество должны мы уберечь От всяческих ему не нужных встреч.
Ох, рано встает охрана.
Если близко воробей, мы готовим пушку. Если муха, муху бей, взять её на мушку.

Вед. – Пора нам отправляться в следующую сказку. Про главного героя этой сказки я загадаю загадку.
В шляпе с круглыми полями и в штанишках до колен
Занят разными делами, лишь учится ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка, как зовут его? (Незнайка.)
А мы с удовольствием послушаем песню из мультфильма про Незнайку и его друзей в исполнении Маргариты Бережных и ее мамы. Подскажете мне название?

  1. 8. «В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК» Fm

Вед. – Наше путешествие продолжается. В лесу на сказочной поляне стоит дом, а в этом доме живет поживает медведь. Но последнее время появилась у него подружка – маленькая Маша, такая хозяйственная, веселая, прямо как ………………

  1. 9. «ПРО ВАРЕНЬЕ» «Ф»

Тут у нас столпотворенье. Это я столпотворю. Это варится варенье, То есть я его варю.
Что на грядке уродится, Что на дереве растёт - Всё для дела пригодится И в варенье попадёт

Наберу-ка кореньев, Сыроежек натащу, Даже шишечным вареньем Я медведя угощу.
Ох, сегодня настроение У меня варенное. Ты варись мое варенье Необыкновенное.

Вед. – Скучать мишке с Машей не приходится. А вот следующий наш герой с удовольствием пообщался бы с кем-нибудь. Смотрите сами

  1. 10. «ПЕСНЯ ВОДЯНОГО» (…………….. с мамой)
  2. 11. «ЧАСТУШКИ БАБОК ЕЖЕК» G
Я - Водяной, я – Водяной, Поговорил бы кто со мной, А то мои подружки, Пиявки, да лягушки - фу какая гадость! Эх, жизнь моя жестянка!!! А ну её в болото! Живу я как поганка А мне летать, А мне летать, А мне летать охота!! Я - Водяной, я - Водяной! Никто не водится со мной Внутри меня - водица. Ну что со мной водиться? Противно! Эх, жизнь моя жестянка!!! А ну её в болото! Живу я как поганка А мне летать, А мне летать, А мне летать охота! Вед. – Какая сказка обходится без Бабы Яги! У нас сегодня их 2. Сейчас прилетят …………….. и ее мама.

Растяни меха, гармошка, Эх, играй-наяривай, Пой частушки, бабка Ёжка, Пой, не разговаривай.

Я была навеселе И летала на метле, Хоть сама не верю я В эти суеверия.

Шла лесною стороной, Увязался чёрт за мной, Думала мужчина, Что за чертовщина.

Повернула я домой, снова чёрт идет за мной, Плюнула на плешь ему И послала к лешему.

Самый вредный из людей Это сказочник-злодей, Вот уж врун искусный, Жаль что он не вкусный.

Растяни меха, гармошка, Эх, играй-наяривай, Пой частушки, бабка Ёжка, Пой не разговаривай.

Вед. – Бедняжка я и замарашка, к золе привыкла и к печам.

Мне днем бывает очень тяжко и я мечтаю по ночам.

Но я не плачу, я не плачу, я улыбаюсь и терплю.

Я верю в счастье и удачу и всех жалею и люблю.

Догадались, о ком идет речь? Сейчас мы как раз попадем на сказочный бал, вместе с Золушкой – ……………. и ее мамой.

  1. 12. «ДОБРЫЙ ЖУК» A
  2. 13. «РАЗ МОРОЗНОЮ ЗИМОЙ»
Жил на свете добрый жук, Старый добрый друг. Никогда он не ворчал, Не кричал, не пищал, Громко крыльями трещал, Строго ссоры запрещал. Встаньте дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! Ты мой друг, и я твой друг, Старый верный друг! Полюбили мы жука - Старика - добряка, - Очень уж душа легка У него, весельчака. Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! Ты мой друг, и я твой друг, Старый верный друг! Вед. – А наш путь лежит через зимний лес. В лесу происходят разные чудеса. Одну историю нам расскажут ………………. с мамой, папой и сестренкой ………... Раз морозною зимой Вдоль опушки лесной Шёл медведь к себе домой В тёплой шубе меховой. Шёл он, шёл к своей берлоге По просёлочной дороге И, шагая через мост, Наступил лисе на хвост. Подняла лисица крик - Зашумел тёмный лес. И медведь с испугу вмиг На сосну большую влез. На сосне весёлый дятел Белке домик конопатил И промолвил: "Ты, медведь, Должен под ноги смотреть!" С той поры медведь решил, Что зимой надо спать, По тропинкам не гулять, На хвосты не наступать. Он зимою безмятежно Спит теперь под крышей снежной, И доволен неспроста, Что родился без хвоста.

Вед. – Спит медведь зимой в берлоге и не подозревает, что веселятся все лесные жители – новый год в лесу. А какой самый известный мультфильм, в котором герои – волк и заяц? В этот мультфильм мы попадем с помощью …………. и ее папы. Но давайте представим, что наступает новый год, в зале стоит елка, не хватает только… Деда Мороза со Снегурочкой. Дед Мороз уже идет, надо звать … Снегурочку!

  1. 14. «РАССКАЖИ СНЕГУРОЧКА»

Расскажи, Снегурочка, Где была? Расскажи-ка, милая, Как дела?
- За тобою бегала, Дед Мороз, Пролила немало я Горьких слёз.

Припев:

Ждёт моих подарочков Ребятня. И тебе достанется От меня!
- Наконец, сбываются Все мечты. Лучший мой подарочек - это ты!

Припев:
- А ну-ка, давай-ка, плясать выходи!
- Эх! Нет, Дед Мороз, Нет, Дед Мороз, Нет, Дед Мороз, погоди!

Вед. – Зима – любимое время года для тех, кто любит заниматься спортом. А что кричат болельщики во время игры в хоккей? Шайбу! Шайбу! А болеть мы будем за ……………….. и его семью!

  1. 15. «ТРУС НЕ ИГРАЕТ В ХОККЕЙ»

Звенит в ушах лихая музыка атаки Точней отдай на клюшку пас сильней ударь
И всё в порядке если только на площадке Великолепная пятерка и вратарь
Трус не играет в хоккей Трус не играет в хоккей

Пусть за воротами противника все чаще Победной молнией пульсирует фонарь
Но если надо защищается блестяще Великолепная пятерка и вратарь
Суровый бой ведет ледовая дружина Мы верим мужеству отчаянных парней
В хоккей играют настоящие мужчины Трус не играет в хоккей Трус не играет в хоккей

Красивых матчей будет сыграно немало И не забудем не забудем мы как встарь
В сраженьях золото и кубки добывала Великолепная пятерка и вратарь
Суровый бой ведет ледовая дружина Мы верим мужеству отчаянных парней
В хоккей играют настоящие мужчины Трус не играет в хоккей, трус не играет в хоккей

(Показывают счет 15:0 и под аплодисменты уходят со сцены)

Вед. – В хоккей играют настоящие мужчины, а настоящие девчонки любят наряжаться, мечтают… Интересно, о чем они мечтают? Сейчас увидите. Встречайте - «2 ДЕВИЦЫ» самая маленькая нашу участницу. ………………..

Вед. – Ну вот и подходит к концу наше путешествие в сказочную страну «Мультляндию».

ОБЩАЯ ПЕСНЯ «Ты да я»


Здорово, когда на свете есть друзья.

Развалилась бы, наверное, Земля.
Если б жили все в одиночку, То давным-давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.

Ты да я, да мы с тобой… Ты да я, да мы с тобой…
Землю обойдём, потом махнём на Марс.

Где-то у оранжевой речки Там уже грустят человечки
Потому, что слишком долго нету нас.

Ты да я, да мы с тобой… Ты да я, да мы с тобой…
Нас не разлучит ничто и никогда.

Даже если мы расстаёмся, Дружба всё равно остаётся,
Дружба остаётся с нами навсегда.

Слова взрослого человека могут оказать влияние на жизнь человека подрастающего, задать ему некоторый жизненный сценарий. Не только слова родителей, но и обращения, внушения посторонних людей, которые стали значимыми для ребенка на определенном этапе жизни в силу сложившихся обстоятельств, могут повлиять на выработку им определенной стратегии в жизни.

Что такое жизненные сценарии?

Сценарий… Что означает это слово? Слово «сценарий» произошло от итальянского scenario , от лат. scaena – сцена. Это изложение сюжетной схемы, по которой разворачивается действие в театре импровизационного типа. Сценарий определяет основной порядок действия, ключевые моменты развития интриги и т.п. Непосредственный текст импровизационного представления создается самими актерами в процессе спектакля или репетиций; при этом жестко не фиксируется, а варьируется в зависимости от реакций и отклика зрителей.

Можно сказать, что мы живем по сценариям, в которых определен порядок поведения, но определен не жестко, мы реагируем на изменяющиеся условия, реакции других людей. Можем ли мы сами писать эти сценарии или бессознательно следуем чьим-то авторитетным словам, выполняем программу, написанную для нас значимыми людьми?

На наше поведение могут оказать большое влияние слова близких людей, особенно родителей.

На наше поведение могут оказать большое влияние слова близких людей, особенно родителей. Но важно отметить, что не любые слова становятся сценарными предписаниями, а те, которые сказаны в ситуации особого эмоционального напряжения, когда ребенок особенно чувствителен и внушаем. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» мы встречаемся с родительским предписанием, наставлением, которое и становится жизненным сценарием героя: При расставании (юного Павлуши Чичикова с отцом. Ред.) слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку; эта вещь надежнее всего на свете… Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном… и с тех пор его больше не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

В повести Дины Рубиной «На Верхней Масловке» описывается история молодого человека, поступки которого во многом были определены словами сотрудницы детской библиотеки: Помимо скверного характера было еще кое-что, некоторое неудобство, оставленное ему светлой страдалицей Серафимой Ильиничной. А именно: подслеповатый, упорный ее взгляд, и тихое: «Петечка, надо быть честным мальчиком». Дворовым был, не присмотренным, сыном телефонистки, что вечно в две смены, а придет домой – валится как подкошенная, и главная мечта жизни – отоспаться. Детская память легкая, многое затушевывается – жидкий чай в закутке библиотеки, твердый пряник с размоченным в чашке уголком, выбранные ею книжки, настойчиво и тихо формировавшие его ум, рассказы о лагерях, где она провела семнадцать лет, – многое забылось. Но вот это – «Надо быть честным мальчиком, Петечка» – въелось родимым пятном. Таскал с собой повсюду, как узелок с бедным скарбом, стеснялся и прятал: «Петечка, надо быть честным мальчиком». Просто до банальности. Но несколько раз это останавливало на том краю, с которого другие ступали.

Будучи взрослыми уважаемыми людьми – родителями, учителями, руководителями, – мы можем неосознанно прописывать сценарии жизни нашим любимым и не очень любимым подопечным, повторяя им определенные высказывания-послания: «Ну что тебе, больше всех надо?», «Плохо тебе придется с таким характером!», «Ты еще не дорос обсуждать эти проблемы», «Опять у тебя ничего не получилось!».

И вот уже один ребенок перестает стремиться вперед, а другой всегда готов к худшему, а третий может всю жизнь считать себя не доросшим до чего-то. Так как круг взрослых постоянно время расширяется, то ребенок слышит разные послания в свой адрес, иногда противоречивые. Какой сценарий он выберет, что западет ему в душу, чьи слова окажут решающее значение? Будут ли это слова родителя или постороннего, но близкого по духу человека?

Конечно, первые предписания дети получают в семье, но затем они подвергаются воздействию со стороны других значимых людей, и прежде всего учителей, поэтому очень важно выяснить суть вопроса, озадачиться своей ролью в жизни подрастающих людей. Я как-то раз услышала, как завуч по воспитательной работе говорила назидательным тоном провинившемуся подростку: «Я могу сказать, что из тебя выйдет в жизни: сначала тебя поставят на учет в детскую комнату милиции, потом ты начнешь пить, а потом попадешь в тюрьму». Чем не страшный сценарий жизни? Надеюсь, что данный сценарий не сбылся, во-первых, потому что отношения между подростком и завучем больше располагали к развитию контрсценария, вопреки словам данного человека; во-вторых, этот подросток отличался самостоятельностью мышления, внушению поддавался плохо.

В любом случае нашей детской внушаемости противостоит наша самоопределяющаяся личность. Это в какой-то степени помогает нам снимать с себя ответственность в отношении выбранных сценариев жизни людьми, на которых мы оказывали влияние. В.Леви в своей книге «Нестандартный ребенок» обращает внимание на это противостояние внушения со стороны других и самости человека: Внушаемость – ворота души: открытость другому, способность верить. Столь очевидная и беспредельная детская внушаемость сохраняется и у взрослого, но претерпевает сложные изменения, переходит на новые уровни. И врачебное внушение, и гипноз возможны лишь потому, что в каждом всю жизнь продолжает жить, страдать и надеяться внушаемое дитя. Но внушаемостью человек только начинается. В нас заложено и изначальное ее отрицание – САМОСТЬ, природная самобытность. Развиваясь вместе с нами, внушаемость делается все более избирательной, начинает сама себя сдерживать, опровергать, начинает осознаваться и – если только развитие не останавливается – переходит в управляемую САМОвнушаемость. Только так возникает существо мыслящее и способное к самоусовершенствованию – существо творческое – человек духовный».

Вот небольшой отрывок из повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», который очень наглядно показывает возможность десятилетнего ребенка противостоять обидным словам, не впитывать их, не делать своим сценарием жизни. В детстве бабушка постоянно говорила мне, что я – идиот, больной, клинический кретин, хуже всех, что ничего у меня не получится, и будь я проклят… При этом сам я всегда знал, что я – самый умный, самый здоровый и дайте мне только шанс, я всем это покажу. Вокруг была словно защитная скорлупа, которую не пробивали никакие нападки. Я мог плакать от обиды, потом садился где-нибудь в углу, и внутренний голос тихо говорил: старик, расслабься, ты не кретин, не больной и вовсе не хуже всех… все наоборот!

Да, ребенок может противостоять настойчивым бессознательным предписаниям (бабушка зла не хотела, просто так воспитывала), но не каждый обладает такой эмоциональной и личностной устойчивостью, не у каждого рядом есть мудрые родители, такие, как Елена Санаева и Ролан Быков.

Жизненные позиции

А теперь важно подробно рассмотреть психологические механизмы возникновения сценариев жизни.

Что же такое важное закладывается в нас в детстве и программирует нашу судьбу? Ответ дает транзактный анализ (transaction – сделка, соглашение) – наука о человеческом поведении. Основателем этого научного направления является американский психиатр Эрик Берн.

Первые предписания дети получают в семье.

Э.Берн выдвинул интересную идею, связанную с возникновением у человека жизненных сценариев. По Э.Берну, уже в раннем детстве человек имеет представление о себе и об окружающих его людях. Варианты оценки самого себя и других людей получили название жизненные позиции .

Я плохой, ты хороший

Это самая распространенная позиция, потому что каждый ребенок под влиянием критики, запретов и наказаний со стороны родителей проходит стадию самосознания: «У меня что-то не в порядке. Я плохой». А о всемогущих родителях думает: «У них все в порядке. Они хорошие». Ребенок становится неуверенным в себе и, хотя в целом он доброжелателен, очень самокритичным. В школе эта позиция может поддерживаться, если ребенок часто испытывает чувство стыда и вины за собственную неуспешность. А достаточно часто эти чувства и еще чувство тревоги развиваются в школе как суррогат учебной мотивации. Становясь взрослым, этот человек стремится к любви и признанию, зависим от поддержки и одобрения окружающих. У него нет чувства собственной значимости: что бы он ни делал хорошего, все равно считает себя плохим.

Я плохой, ты плохой

Выход из первой позиции в позицию «Я плохой, но и ты тоже» формируется при спартанском воспитании (или отсутствии родителей), когда мало ласки и «поглаживаний» родителей. Впоследствии человек отвергает все знаки внимания, даже исходящие от чистого сердца, часто замкнут, не любит ни себя ни других, никому не доверяет. С ним сложно общаться, так как он видит в других только плохое. Если демонстрировать ему свои достоинства, злится и мстит за это унижение. Общение с таким учеником является сложным: слишком много недоверия надо преодолеть учителю, слишком сложно бывает уделить достаточно времени и сил этому ребенку, чтобы выявить, а главное поддерживать изо дня в день позитивные особенности его личности.

Важно осознавать, что такие люди склонны к уходу в другую реальность (религия, виртуальность) и к самоуничтожению: алкоголь, наркотики, конфликты, обжорство, самоубийства.

Я хороший, ты плохой

Если родители, которые поначалу воспринимались как благополучные, в течение долгого времени обращаются с ребенком грубо и жестоко, то он переключается на эту позицию, ища любви и признания, старается во всем быть первым, чтобы показать свое превосходство. Плохо, если при этом ребенок имеет средние способности. Тогда самоутверждаться он будет путем унижения окружающих: оценивать, осуждать, поучать, наставлять, задавать много унижающих вопросов. Этот человек смотрит на жизнь через черные очки, ему всегда плохо, он считает, что все вокруг виноваты, кроме него. А если так – то можно поступать с другими плохо. Часто проявляет свое превосходство через конфликты. Личность с такой жизненной позицией психологически неблагополучна.

Я хороший, ты хороший

Эта позиция принимается зрелой личностью на сознательном уровне, часто это происходит в подростковом возрасте, когда человек способен осознать и оценить свои поступки, поступки других людей. Однако данная позиция может развиваться и с детства, если ребенок растет в позитивной обстановке, родители показывают ему, что он хороший, и сами демонстрируют свою хорошесть. Такой человек уверен в себе, доброжелателен, спокоен, самокритичен, воспитан в любви, без оценок, обзываний и ярлыков. Его не унижали, а поощряли за хорошее поведение, подбадривали, поддерживали. Он привык не поддаваться эмоциям, а думать, анализировать, оценивать вероятность, просчитывать варианты. Он уважает себя и других людей, в общении занимает партнерскую позицию.

Нашей детской внушаемости противостоит наша самоопределяющаяся личность.

Таким образом, в процессе влияния значимых взрослых, социальных воздействий со стороны общества и своего собственного выбора мы чаще или реже находимся в определенной жизненной позиции (я хороший+, ты плохой–; я плохой–, ты хороший+; я плохой–, ты плохой–; я хороший+, ты хороший+).

Наши жизненные позиции, конечно, нельзя назвать незыблемыми, неизменными, в процессе своей жизнедеятельности мы переходим из одной позиции в другую. Попробуйте вспомнить, в каких ситуациях, при общении с какими людьми вы ощущаете себя в каждой из этих жизненных позиций.

Хотя мы постоянно перемещаемся по квадратам Участка, но у каждого из нас есть любимый квадрат, в котором мы проводим большую часть времени. Эта позиция оказывает наиболее сильное влияние на наш жизненный сценарий.

Психологические роли

Следующим важным моментом в определении нашего сценария жизни являются психологические роли , которые мы играем в общении с другими людьми, Э. Берн назвал это тремя состояниями нашей личности: Родитель, Взрослый, Дитя . Во многом именно наши жизненные позиции определяют наши психологические роли. Эти состояния сосуществуют в каждом из нас одновременно, но проявляются только по очереди одно за другим в зависимости от того, с кем мы общаемся, какова ситуация взаимодействия.

В состоянии Родитель мы поучаем, оцениваем других, произнося слова: «ты должен», «так не делай», «это хорошо, а это плохо», но также и жалеем, опекаем, помогаем. То есть состояние Родитель может быть критическим и опекающим . Но в любом случае в этой роли мы общаемся со своим собеседником как с нижестоящим и нуждающимся в нашей заботе или контроле, отводим ему роль Дитя.

В состоянии Взрослый мы уверены в себе, спокойны; анализируем ситуацию, контролируем свои эмоции, выстраиваем равноправное взаимодействие с другими, уважая их точку зрения. В состоянии Взрослый мы уточняем информацию, спрашиваем, сообщаем о чем-то, используем слова: «по-моему», «я так считаю, а вы как думаете?».

В состоянии Дитя мы проявляем свои эмоции, в этом состоянии мы отдыхаем в дружественной компании, или покорно соглашаемся с требованиями начальства, или возмущаемся по поводу этих требований, как бунтующие дети. В этом состоянии мы усваиваем новую информацию, а также поддаемся внушению (вспомним отрывок из книги В.Леви).

Можно сделать небольшой тест и определить тенденцию преобладания состояния личности: Родитель, Взрослый, Дитя.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, я умею их подавлять.

3. Родители, как более взрослые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях.

5. Меня нелегко провести, обмануть.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем, наставником.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я человек увлекающийся.

17. Мой основной критерий оценки другого человека – объективность.

18. Мои взгляды постоянны, устойчивы.

19. Бывает, я не уступаю в споре просто потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

ОБРАБОТКА: подсчитайте сумму баллов по следующим трем группам номеров.

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (Д – «ДИТЯ»)

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В – «ВЗРОСЛЫЙ»)

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р – «РОДИТЕЛЬ»)

Расположите символы состояний (Д, Р, В) в порядке убывания суммы баллов.

Если у вас получилась формула ВДР, значит, вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру эмоциональны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать сохранять эти качества.

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики, так как назидания сочетаются с импульсивностью и непосредственностью, а логика и рассуждения, основанные на информации, уходят на последнее место.

Д во главе формулы – приемлемый вариант для человека науки, искусства. Но детская непосредственность хороша до определенных пределов.

Итак, с помощью этого небольшого теста мы можем обратить внимание, какая тенденция из состояний личности нам присуща. Сильная позиция Родителя (большой отрыв по баллам от других показателей) в поведении учителя может помешать его ученикам становиться взрослыми людьми, так как учитель в процессе общения отводит им роль Дитя, связанную с несамостоятельностью, потребностью в контроле и опеке. В состоянии Родитель критический мы можем своими нравоучительными установками задавать жизненные сценарии внушаемым детям, чья зрелая позиция Взрослого недостаточно сильна.

Не следует считать, что наша позиция Родителя несет только отрицательный заряд неравноправного общения, назидания и излишней опеки. Позитивным в Родительском состоянии является передача опыта, оптимальных моделей поведения, моральных убеждений. Все три состояния (Р, В, Д) значимы и важны в нашей жизни, они делают наше поведение более гибким. Но именно актуализация состояния Взрослого у учителя в процессе его общения с учениками способствует их взрослению, укреплению их позиции Взрослого.

Итак, ребенок получает от родителя, а затем и от других значимых лиц послания, на основании которых формирует представление о себе и о жизни, вырабатываются жизненные позиции и состояния личности. Наиболее часто проявляющиеся жизненные позиции и состояния личности так или иначе влияют на разворачивающиеся сценарии нашей жизни.

Типы жизненных сценариев

Э.Берном выделено несколько типов жизненного сценария .

Победители

Победители достигают поставленной цели в намеченное время. В жизни им многое удается осуществить. Разумеется, и у Победителей бывают неудачи и трудности, но даже поражения становятся у них фундаментом будущих побед. При этом Победители живут в ладу с собой и окружающими людьми. Они любят жизнь и умеют наслаждаться ею. Победители, как правило, открыты для общения, искренни и способны свободно выражать свои чувства. Большинство из них были желанными детьми и имели любящих родителей, которые не слишком ограничивали их свободу, позволяя развиваться и познавать новое. В детстве маленькие Победители часто слышали: «Ты хороший (умный, красивый)», «Я люблю тебя», «У тебя получится». Родители дали им самое драгоценное наследство: разрешение вовремя вырасти и быть счастливыми и успешными.

Важным моментом в определении нашего сценария жизни являются психологические роли.

Да, именно люди с позицией «я хороший, ты хороший» чаще разыгрывают сценарий Победителя и способствуют активизации такого сценария у близких к ним детей.

Учителя со сценарием Победителя развивают в своих учениках уверенность и радость открытия, так как сам он открыт для жизни, принимает ее, радуется своей деятельности, внося в нее творчество и жизнелюбие. Ученики таким учителем любуются, стремятся ему подражать.

Непобедители

Основная масса населения относится именно к этой группе, изо дня в день они немного выигрывают и несильно проигрывают, частично достигают своих целей. Например, ребенок, в детстве мечтавший стать открывателем законов биологии, преподает биологию в школе. (Заметим, если этот самый ребенок с детства хотел стать учителем в школе, он является Победителем; дело здесь не в уровне притязаний, а в соотношении желаемого и реального.) Непобедители умеют быстро утешаться. Они далеко не всегда ощущают себя счастливыми, любимыми и успешными, но и в их жизни бывают светлые, радостные минуты. «Ты как все», «У людей и этого нет», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», – повторяли им родители, когда Непобедители были маленькими.

Сценарий Непобедителя часто связан с позицией «я плохой, ты хороший», позицией во многом депрессивной, с чувством собственной малозначимости. Сам того не сознавая, человек будет избирать неприятные чувства и поведенческие проявления, «подтверждающие», что свое место в мире он определил верно.

Детская позиция «я хороший, ты плохой» также может приводить к развитию сценария Непобедителя, хотя на первый взгляд это может показаться странным, ведь человек всегда стремится быть лучше других. Но, пытаясь возвыситься над другими людьми, он будет проживать свой сценарий главным образом из оборонительной позиции. При этом окружающие, скорее всего, будут воспринимать такого человека как подавляющего. Желание быть всегда первым может приводить к нарушению отношений с окружающими, которые не хотят быть приниженными. И тогда сценарий Победителя превращается в сценарий Побежденного.

Побежденные

В жизни это вечные аутсайдеры. Даже при самых благоприятных внешних обстоятельствах они зачастую ухитряются проиграть, заболеть, остаться без работы, спиться и т.д. При этом неудачи воспринимаются ими не как досадная случайность, а как нечто неизбежно-привычное. Даже если Неудачник добивается успеха, этот успех не делает его счастливым. «Ты все равно никуда не годишься», – звучит в его голове родительский голос. Мучительный душевный разлад, тоска, проблемы в отношениях с людьми – частые спутники Неудачников. В детстве их слишком мало любили. Плохо, когда ребенка необоснованно бранят, но еще хуже, когда его самого и его интересы игнорируют. «Ты тупица», «Ничего не можешь сделать как следует», «И зачем я тебя родила?» – говорят ему родители, порой, совершенно не задумываясь о последствиях сказанного. Бывает, что родитель-Неудачник передает сыну или дочери свой собственный сценарий: «Женская доля горька», «Ты будешь таким же несчастным, как твой отец».

К сожалению, очень часто люди (родители, учителя) со сценариями Побежденных бессознательно влияют на развитие аналогичного сценария у их подопечных.

Л.С. Выготский в 1926 году в своей книге «Педагогическая психология», обращая внимание на значимость личности учителя в деле развития и воспитания детей и на существующую проблему прихода в учительство людей состоявшихся (со сценарием Победителя), писал, что, к сожалению, часто школа является той пристанью, «в которую жизнь отводит поломанные корабли».

Сценарий Побежденного может быть связан как с позицией «я плохой, ты хороший», но чаще это проявление позиции «я плохой, ты плохой», блокирующее развитие способностей человека, его оптимальное взаимодействие с другими людьми.

Надо отметить, что и сам Э.Берн считал данную классификацию относительной. В целом, большинство людей живут по сценариям, представляющим смесь побед, поражений и беспроигрышного варианта.

Как изменить жизненный сценарий

И наши жизненные позиции, и наши излюбленные состояния личности, или психологические роли (Р, В, Д), и наши жизненные сценарии могут изменяться. Как правило, это происходит в результате инсайта (внезапного непосредственно-интуитивного осознания своего сценария), курса психотерапии или какого-то сильного жизненного потрясения. Но, не дожидаясь жизненных потрясений, при сложностях в прохождении личной психотерапии каждый взрослый разумный человек может при желании заниматься самоанализом своей жизни, относиться очень осознанно к тому, что происходит, не закрывать глаза на конфликтные ситуации и собственные негативные эмоции. Рост осознавания своей жизни поможет освободиться от негативных сценарных предписаний, от образа жертвы, понять, что и наши родители и учителя тоже страдали от эмоциональных травм, поэтому не могли удовлетворить наши потребности в заботе и доверии.

Мы можем изменяться, сознательно прорабатывая наши детские переживания и коллекционируя свои жизненные победы, приближаясь к позиции «я хороший, ты хороший» и состоянию Взрослого. Тем самым мы будем предопределять развертывание сценария Победителя и оказывать благотворное влияние на окружающих нас детей.

Именно потому, что сценарий жизни имеет динамично меняющееся содержание, он доступен сознательной корректировке. Но изменить свой сценарий может только носитель этого сценария.

А в завершение хочу обратиться к стихотворению неизвестного автора, цитируемому психологом Джеймсом Холлисом:

1.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я падаю в нее.
Я потерялся… Я беспомощен.
Я здесь ни при чем.
Чтобы вылезти, уйдет уйма времени.

2.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я притворяюсь, что ее не вижу.
Я снова падаю в нее.
Я не могу поверить, что оказался
в том же самом месте.
Но я здесь ни при чем.
Опять, чтобы вылезти, уйдет уйма времени.

3.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я прекрасно ее вижу.
Я снова в нее падаю… это привычка… но
Мои глаза открыты.
Я знаю, где нахожусь. Это моя проблема.
Немедленно вылезаю.

4.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я ее обхожу.

5.
Я иду по другой улице.