Способы мотивирования семьи к ведению зож. Меняем жизнь к лучшему: ищем мотивацию

Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.

Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов - возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Назовем главные из них:

О мотивация самосохранения", человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет;

О мотивация подчинения этнокультурным требованиям : человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами. В течение длительной социальной эволюции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось в определенном этносе от поколения к поколению в виде табу или традиций. Неподчинение требованиям рассматривалось как вызов обществу и подвергалось наказаниям. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально для этого оборудованных; нарушение этих норм чревато негативными последствиями;

О мотивация получения удовольствия от здоровья : эта простая гедоническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым. Например, дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, так как эти занятия улучшают кровообращение в организме, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, поскольку результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом;

О мотивация самосовершенствования : выражается в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Эта мотивация весьма существенна для выпускников средних и высших учебных заведений, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех;

О мотивация маневрирования : она сводится к тому, что здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным независимо от внешних условий;

О мотивация сексуальной реализации формулируется так: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А молодому человеку архиважно быть сексуально привлекательным;

О мотивация достижения максимально возможной комфортности, сущность которой сводится к тому, что здорового человека не беспокоит физическое и психологическое неудобство.

Люди, у которых все мотивации одинаково значимы, встречаются крайне редко. Более того, непомерная озабоченность такого человека своим здоровьем дает повод задуматься: а не слишком ли он занят проблемами здорового образа жизни и не приобрела ли эта озабоченность болезненный характер?

В течение жизни человек испытывает разные мотивации. В юношеском возрасте ведущими являются мотивы сексуальной реализации, самосовершенствования, маневрирования. Если юноша или девушка курит, то для них не годится такой мотив, как угроза здоровью в будущем, ибо будущее для них - это завтра, ближайшее воскресенье, конец семестра, а удовольствие - сейчас и здесь. Не подходит для них и ссылка на этнокультурные требования, поскольку этот мотив для них незначим. Более того, нарушая его, молодые люди испытывают удовольствие, считая, что таким образом они самоутверждаются. В этом возрасте мотивация сексуальной реализации уже сформировалась и может сыграть положительную роль в профилактике злоупотребления алкоголем, наркотиками и табакокурением, если умело доказать его пагубное влияние на сексуальную потенцию у юношей и детородную функцию у девушек.

Наблюдения показывают, что для молодых людей иногда теряет значимость мотивация самосохранения. Здоровье и сила мешают им быть осторожными в опасных ситуациях. Они считают: «Это может случиться с кем угодно, только не со мной!». Именно слабое чувство ответственности за свое поведение служит основной причиной венерических заболеваний после случайных интимных контактов, причиной втягивания в наркоманию, пьянство, ведущее к алкоголизму. Молодым людям в возрасте 18-25 лет кажется, что ресурс их личного здоровья не ограничен. Но это ошибка. Постарайтесь уберечься от нее - призывают ученые.

Есть ли мотивы здорового образа жизни у студентов?

Исследования показали, что студенты, как и старшеклассники, понимают ЗОЖ, в основном, как следование хорошо известным положениям: «Больше двигаться!», «Беречь нервы!», «Закаляться!», «Не пить!», «Не курить!», «Не употреблять наркотики!» и т.д. Однако перечисленные положения не стали для многих руководством в поведении. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по ЗОЖ насаждаются в назидательной, категоричной форме и не вызывают у молодых людей положительных эмоций; во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни; в-третьих, средства массовой информации в привлекательной форме рекламируют (культивируют) нездоровый образ жизни; курение сигарет и неумеренное употребление пива расцениваются как престижные атрибуты молодежной (и не только молодежной) субкультуры.

В связи с этим формирование мотивации ЗОЖ у школьников и студентов требует усилий. Поскольку эффект этих усилий проецируется на будущее и не каждый в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у учащихся культуры здоровья. Начинать надо с формирования установки на здоровый образ жизни.

Мотивация - это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности.

Например, человек говорит себе: «Я пойду в булочную». И идет. Легко ли ответить на вопрос, что именно заставило его совершить данное действие? На первый взгляд - да.

Хлеб кончился. Но на самом деле причин может быть множество: просто захотелось прогуляться, захотелось повидать хорошенькую продавщицу булочной, дорога в булочную проходит мимо спортплощадки, где тренируется 10-летний сын, да мало ли еще может быть причин. Приведенный бытовой пример при всей примитивности дает возможность задуматься о том, что, пытаясь объяснить ясную самоочевидную мотивацию, мы можем ошибиться. Для правильного вычисления мотивации нужно учитывать пол и возраст человека. Тот, кто просто идет в булочную за хлебом, может быть любого пола и возраста - от семи и далее, пока есть физические силы. Тот, кто собирается повидаться с хорошенькой продавщицей, вероятнее, все же мужчина, и вряд ли ему меньше двенадцати. А приглядеть за тренировкой 10-летнего сына могут родители в возрасте от тридцати до пятидесяти пяти. У людей старше и моложе редко бывают десятилетние дети.

Вам, видимо, понятно, что если даже в таком простом примере, как мотивация похода в булочную, мы можем отыскать несколько вариантов, то, казалось бы, говорить о мотивациях здорового образа жизни и здоровья и вовсе трудно. Но здесь нам на помощь приходит уже знакомое понятие категорий, и мы можем выделить семь мотивационных категорий, объединяющих близкие мотивации. С самого начала нужно понимать, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Какие же мотивации лежат в основе формирования стиля здоровой жизни?

1. Самосохранение. Когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает. Например, человек, который хочет жить, никогда не пойдет по железнодорожному полотну навстречу мчащемуся поезду. Опытным путем человек выяснил, что его организм плохо реагирует на яичный белок:

Появляются зуд, сыпь. Человек не будет есть яйца.

Формулировка личностной мотивации может быть такой: «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».

Формулировка мотивации: «Я подчинюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других».

3.Получение удовольствия от самосовершенствования. Это простая гедонистическая мотивировка формулируется так: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».

Большая часть детей любит умываться потому, что изменение кровообращения лица вызывает приятные ощущения. Если вода слишком холодная или взрослые чересчур активно трут детскую кожу, то ребенок воспринимает умывание как наказание и старается его избежать.

4. Возможность для самосовершенствования. Формулировка: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».

5. Способность к маневрам. Формулировка:

«Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в сообществе и свое местонахождение».

Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую.

6. Сексуальная реализация. Формулировка:

«Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Учитывая то, что вам, уважаемый коллега, не более тридцати пяти лет, думаю, этот пункт в дополнительной расшифровке не нуждается.

7. Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство».

Случаи, когда семь мотиваций являются для человека одинаково значимыми, встречаются крайне редко. Более того, человек, для которого одновременно значимы все перечисленные побудительные причины укрепления и сохранения здоровья, дает повод задуматься: а не слишком ли он занят проблемой здорового образа жизни и не приобрела ли эта озабоченность болезненный характер?

Однако в течение жизни человек проходит через разные мотивации. В детстве это подчинение этнокультурным требованиям и получение удовольствия, в подростковом возрасте - возможность для самосовершенствования и способность к маневрам. Можно подросткам объяснить, что в будущем у них разовьется эмфизема (расширение) легких, если они сейчас не бросят курить. Но вряд ли их удается удержать от дурной привычки: будущее для подростка - это завтра, ближайшее воскресенье, конец четверти в лучшем случае. Не годится для них и ссылка на этнокультурные традиции. Эта мотивация для них не значима, более того, нарушая ее, подросток испытывает удовольствие от самоутверждения. А вот представление о сексуальной реализации уже начинает формироваться в пылком воображении, и подросток если и не сознается вслух, то задумается, когда вы спокойно, без ханжеских ухмылок скажите:

«Девочка, не сиди на холодных камнях, застудишь придатки, будут трудности с деторождением».

Для людей молодых, как ни странно, иногда теряет значимость первая мотивация: самосохранение. Здоровье и сила иногда лишают необходимой осторожности, снижают чувство ответственности за собственный организм. Именно это служит причиной венерических заболеваний после случайных интимных контактов, причиной втягивания в наркоманию, пьянство, ведущее к алкоголизму. Молодым людям в возрасте 18-25 лет кажется, что ресурс их личного здоровья не ограничен. К сожалению, это ошибка. Постарайтесь уберечь себя от нее.

Вопросы и задания:

1. Что такое мотивация?

2. Приведите бытовые примеры различных мотиваций.

3. Перечислите семь мотиваций здоровья и формирования стиля здорового образа жизни.

4. Дайте характеристику каждой мотивации в отдельности.

5. Как связаны мотивация здоровья и возраст человека?

Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать сформирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.

Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов -- возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Назовем главные из них:

Мотивация самосохранения: человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет;

Мотивация подчинения этнокультурным требованиям: человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами. В течение длительной социальной эволюции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось в определенном этносе от поколения к поколению в виде табу или традиций. Неподчинение требованиям рассматривалось как вызов обществу и подвергалось наказаниям. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально для этого оборудованных; нарушение этих норм чревато негативными последствиями;

Мотивация получения удовольствия от здоровья: эта простая гедоническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым. Например, дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, так как эти занятия улучшают кровообращение в организме, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, поскольку результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом;

Мотивация самосовершенствования: выражается в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Эта мотивация весьма существенна для выпускников средних и высших учебных заведений, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех;

Мотивация маневрирования: она сводится к тому, что здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным независимо от внешних условий;

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в различных уровнях поэтапно.

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно, и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофессиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам.

Важнейшей задачей физического воспитания является воспитание крепких, здоровых людей, в полной мере овладевших навыками и умениями по физической культуре.

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей, коммуникабельности, ощущении своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. В функциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки.

Приведенное содержание критериев может быть расширено и детализировано в зависимости от потребностей личности.

Что мы понимаем под мотивацией здоровья и здорового образа жизни? Прежде, чем ответить на этот вопрос, рассмотрим само понятие «мотивация».
Итак, мотивация - это побуждение к действию. Мотив – это причина, заставляющая нас производить действие. Мотивом могут служить как положительные эмоции, так и отрицательные. Мы можем представлять себе как мы будем счастливы после достижения определенной цели или можем ощущать неполноценность настоящего положения, которое мы хотим исправить.

Чтобы человек действовал ему нужна мотивация. Мотивация вызывается мотивом. Мотив вызывает желание. Человек должен захотеть действовать определенным образом. Он должен захотеть результат. Иначе никак. Ничто не заставит человека действовать просто так, если он не видит в этом никакой пользы для себя.

Мотивация здоровья – это побуждение к действиям, имеющими своей целью поддержание здоровья или его улучшение. Проблема в том, что человек не может хотеть быть здоровым, если он здоров в данный момент и не испытывает никакого дискомфорта. Вы не можете хотеть быть в Париже, если вы уже в Париже. Это не будет вашей целью. Но вы можете испытывать дискомфорт от того, что вы сидите в каком-нибудь захолустье и у вас нет денег на поездку или вам так понравилось в Париже, что вы сделаете все, чтобы туда вернуться.

То же самое со здоровьем – больше всего вы хотите быть здоровым, когда вы болеете. Когда мы здоровы мы просто не осознаем всей прелести нашего нынешнего состояния! И как результат, ведем образ жизни, который отнюдь не способствует укреплению здоровья или его поддержанию.

Как развить мотивацию?

Говоря о мотивации здорового образа жизни, в первую очередь люди должны научиться понимать, что их здоровье – величина непостоянная. Здоровье подобно цветущему растению: если за ним не ухаживать как следует, не поливать, не удобрять, то вскоре оно зачахнет, его цветы завянут, листья падут и потребуется немало усилий, чтобы вернуть его в прежнее состояние, если это вообще будет возможно.

Во-вторых, помочь человеку правильно относиться к себе можно вложив эти правила в его еще маленькую детскую головку. А какие правила ребенок усваивает лучше всего? Правильно, те, что выполняют люди, которые являются для него авторитетами, а точнее, его родители. А дальше, на протяжении жизни – друзья, единомышленники и близкое окружение.

В группе (фитнес, рассылки, форумы) всегда легче поддерживать в себе мотивацию, особенно во время ее «падения». А это время всегда приходит. Энергия, циркулирующая в группах помогает «поднять» мотивацию и дает человеку новые силы для продвижения.

Еще один действенный способ поддержать в себе мотивацию – визуализация желаемого. Представьте то, к чему вы хотите прийти, конечный результат, и осознанно идите к цели.

Примите на себя ответственность за свои действия. Если вы уж что-то решили, то сделайте это. Конечно, нам сложно постоянно удерживаться на одной волне, мы жалеем себя и часто даем себе поблажки. Это нужно принять как факт и понять, что за вас никто ничего делать не собирается.

Находите и фиксируйте в себе любые отговорки, которые будут соблазнять вас на то, чтобы отказаться от задуманного. Несущественные смело отбрасывайте, а существенные учитывайте и в соответствии с ними корректируйте дальнейшие действия для достижения лучшего результата наиболее приятным путем.

Виды мотивации

Среди различных мотивов можно выделить следующие:

Мотив сохранения

Особой активности здесь не требуется. Цель – сохранить то, что уже есть. Вы просто не совершаете тех действий, которые могут причинить вред вашему здоровью.

Предотвращение болезни

Мы страдаем, когда болеем. Мы вынуждены ходить в поликлинику, принимать лекарства, смириться с некоторыми физическими ограничениями, тратить время на физиопроцедуры и т.д. Все эти занятия не из приятных и желание их избежать часто является мощным стимулом для здорового образа жизни.

Работоспособность

Болезнь является серьезным препятствием в учебе и карьере. Работодатель скорее примет на работу здорового человека, чем того, кто имеет проблемы со здоровьем, т.к. его частые болезни будут препятствовать получению прибыли предприятия, создавать проблемы с графиком работы и необходимость выплачивать пособия по временной нетрудоспособности.

Удовольствие от хорошего самочувствия

Имеет место тогда, когда человеку приносит удовольствие его здоровое состояние, его способность физически совершенствоваться, заниматься спортом, танцами.

Подчинение общественным требованиям

Заключается в соблюдении требований и традиций, которые передавались из поколения в поколение народом, с целью оградить себя от неблагоприятных факторов. Пользование туалетом для отправления своих физиологических потребностей есть пример такого подчинения.

Возможность сексуальной реализации

Сексуальные возможности как мужчин, так и женщин напрямую зависят от их здоровья. Быть сексуально привлекательным очень важно для человека и поэтому является серьезным мотиватором поддержания своего здоровья.

Обычно у человека преобладает одна мотивация, иначе можно подумать, что он чрезмерно озабочен своим здоровьем. Вид мотивации зависит от возраста индивида. В молодом возрасте мотивации, пророчащие хорошее самочувствие в будущем, мало чем могут помочь. А вот тема сексуальной реализации весьма актуальна и может заставить задуматься перед очередной бутылкой пива или сигаретой. В любом случае, если человек с детства не усвоил ценность и правила здорового образа жизни, то во взрослом возрасте его будет трудно образумить, пока он не столкнется с определенными проблемами здоровья. Окружающее общество часто воздействует на молодых людей совсем другим способом, говоря им, что алкоголь и наркотики это то, что делает их счастливыми. Таким образом, выбирая общество мы выбираем образ жизни.

Чтобы заинтересовать человека в здоровом образе жизни необходимо выполнение следующих требований:

  1. 1 Цель должна быть по настоящему стоящей: человек должен видеть, что он выигрывает от этого
  2. 2 Желание быть благополучным
  3. 3 Желание быть хозяином своей жизни
  4. 4 Смотреть на мир положительно
  5. 5 Уважение к себе, разрешить себе наслаждаться всеми благами жизни

Если вы все-таки решили перейти на сторону здоровья

На этом нелегком пути вас будет ожидать внутренняя борьба, лень, неверие в себя и множество других трудностей. Чтобы помочь вам с ними справиться приведем несколько советов:

  • Цель должна быть реальной и конкретной. Определите для себя реальную цель и время, за которое вы ее достигните. Разбейте свою большую цель на много маленьких и легко выполнимых. Двигайтесь небольшими, но уверенными шажками.
  • Результат не будет моментальным. Имейте терпение. Заранее подготовьтесь к тому, что вы захотите все оставить в самое ближайшее время из-за того, что не будете видеть продвижения. Но продвижение будет, главное не отступать и не поддаваться собственным слабостям.
  • За усилием должна следовать награда. Так вы будете закреплять свои старания и успехи. Делайте себе приятные подарки за килограмм сброшенного веса, за месяц без алкоголя или неделю без сигареты. Это может быть поход на концерт, новая вещь в гардеробе, диск любимой группы и другие вещи которые вам нравятся.
  • Сравнивайте себя нового с собой прежним. Почаще оценивайте насколько здоровее вы стали с тех пор, как начали заниматься спортом, правильно питаться, бросили курить. Не бойтесь гордиться собой.
  • Создайте окружение, которое будет вас поддерживать. Хорошо если среди ваших друзей или коллег по работе найдутся желающие похудеть, бросить курить или ходить в тренажерный зал. Вы также будете оказывать им поддержку и благодаря общим усилиям вы вместе обязательно придете к цели.

В статье рассматриваются возможности физической культуры в формировании у студентов потребности в здоровом образе жизни, приобщения их к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья.

Современное образование вступает в новый этап своего развития, когда основная цель направлена на качественную подготовку специалистов, в соответствии с мировыми образовательными стандартами. Обеспечение высокого уровня качества образования является особенно важным в плане устойчивого развития общества в условиях интенсивных социально-экономических, научно-технических и профессиональных изменений.

Здоровье студентов является актуальной проблемой, ведь оно определяет будущее страны, научный и экономический потенциал общества. Поэтому здоровье учащейся молодежи относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Несмотря на это, в современном мире имеет место стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья; уменьшается количество здоровых детей, а количество хронических форм заболеваний, наоборот, увеличивается.

Существует несколько причин сложившейся ситуации. Но одним из главных факторов неблагополучия здоровья, на наш взгляд, является недостаточный уровень мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья самих студентов.

Мотивация - сложный психологический феномен и с точки зрения разных авторов включает в себя не одно понятие. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Педагогу необходимо выявить и показать причины, которые должны повлиять на выбор студента в пользу активной деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья.

Выделим три основные группы мотивов, которые помогут студентам осознать необходимость регулярных занятий физическими упражнениями.

Физиологические - это желание улучшить свои функциональные возможности, устранить недостатки фигуры.

Психологические - воспитание характера и силы воли, самовоспитание и самосовершенствование.

Социальные - достижение успеха и признания со стороны друзей, чувство собственного достоинства и самоутверждение.

В высших учебных заведениях традиционными теоретическими формами для поднятия уровня мотивации к занятиям физическими упражнениями являются лекционные занятия, беседы о здоровом образе жизни, конференции, проводимые кафедрой физического воспитания. Практические формы включают в себя участие в спортивно-массовых мероприятиях, физкультурных праздниках и фестивалях, проводимых вузом, занятия в спортивных секциях, а также помощь в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Приобщение студентов к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья, это конечно процесс воспитания, направленный на осознание большой роли физической культуры в жизни любого человека.

Перед высшим образованием стоит сложная задача - создать благоприятные условия для образовательной деятельности, дополняя содержание учебного материала знаниями, умениями и навыками с целью формирования у студентов ориентированного подхода к здоровому образу жизни, мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья.

Для решения этой проблемы необходимо эффективно распределять объем и структуру учебного материала в учебных планах, правильно скоординировать применяемые технологии обучения, соблюдать цикличность в организации учебной деятельности.

Сохранение и укрепление здоровья студентов как педагогический процесс определяется сложными, множественными и разнонаправленными факторами, что затрудняет обнаружение в нем закономерных связей .

Для того чтобы понять, как сформировать потребность в сохранении и укреплении здоровья у студентов высших учебных заведений, необходимо знать кто в большей степени влияет на формирование правильной мировоззренческой позиции студентов о своем здоровье.

Это - сам студент, его семья, его окружение, преподаватели вуза, тренеры и организаторы спортивно-массовой работы в вузе.

Теоретическая часть дисциплины «Физическая культура» предлагает традиционные формы занятий, повышающих мотивацию студентов к укреплению своего здоровья. Это и лекционные занятия, и консультации по здоровому образу жизни, беседы по профилактике вредных привычек, конференции, семинары о пользе физических упражнений и повышении двигательной активности студентов.

Практическая часть дисциплины «Прикладная физическая культура» включает в себя не только практические занятия, но и участие в различных спортивных мероприятиях, организованных вузом, занятия в спортивных секциях, помощь в организации физкультурных праздников и фестивалей.

Приобщение студентов к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья - это еще один важный момент в процессе обучения и воспитания, который закладывается в юном возрасте и остается на всю жизнь.

Сегодня, образовательное учреждение высшего образования обладает огромным влиянием на сознание и подсознание студента, на формирование его личностных качеств. Вузы имеют возможность правильно направлять, помогать, управлять действиями студента в отношении здорового образа жизни и здоровья в целом. Здоровый образ жизни человека формируется общественными проявлениями и самим индивидом.

Занятия физической культурой и спортом являются одним из главных составляющих здорового образа жизни студента. Основной особенностью физической культуры является влияние на эмоциональное состояние человека, которое выражается в появлении чувства бодрости, радости, удовлетворенности, оптимистического, жизнерадостного настроения.

Физические упражнения укрепляют нервную систему, улучшают кровоснабжение головного мозга. Благодаря этому нервные клетки получают в достаточном количестве необходимые питательные вещества и кислород, и, следовательно, лучше выполняют свои сложные функции.

В настоящее время возросло число сердечнососудистых заболеваний. Многие исследователи обратили внимание на эмоциональные стрессы и их влияние на кровообращение в организме человека. Систематическая физическая работа, высокий уровень физической активности снижают опасность отрицательного влияния эмоциональных стрессов на сердечнососудистую систему.

Длительное ограничение двигательной активности (гипокинезия) изменяет регуляцию кровообращения, ухудшают состояние сердечной мышцы и сосудов, что повышает риск возникновения повышенного артериального давления и нарушения сердечной деятельности во время стрессов .

Регулярные занятия физическими упражнениями связаны со снижением состояния тревоги и депрессии. В большинстве исследований, в которых изучали взаимосвязь между физическими нагрузками и психическим благополучием, использовали нагрузки аэробной направленности. Было установлено, что только нагрузки достаточной продолжительности и интенсивности могут привести к положительным психологическим эффектам. Привлечение студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями поможет им преодолеть негативные последствия перенапряжения, улучшить состояние своего здоровья, отказаться от вредных привычек.

Организация учебного процесса по физической культуре в вузе должна обеспечить возможность освоения студентами знаниями и умениями в применении физических упражнений для повышения уровня своего физического развития и физической подготовленности в соответствии с индивидуальными способностями, личными установками, потребностями и интересами.

Для поддержания мотивации нужна целенаправленная работа по пропаганде физической культуры, здорового образа жизни среди студентов. Необходимо вовлекать студентов в физкультурно-оздоровительную деятельность с помощью нахождения новых форм занятий и интересных соревнований, где студенты смогут реализовать свои собственные потребности в движении.

От успешности формирования и закрепления в сознании принципов здорового образа жизни, зависит вся последующая деятельность человека.

Биография

Викторина

Заседание

Формирование у школьников

мотивации к здоровому образу жизни
В современных условиях проблема здоровья детей приобретает наиболее значимый характер. Здоровье ребёнка, определяется влиянием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям с другой стороны.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любого государства. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего. Будущее нашей страны – счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми – сделать их здоровыми. Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

Здоровье детей – многофакторная проблема. Оно определяется наследственностью и образом жизни ребёнка. Современная наука утверждает, что только 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20% — от экологии, 10% — от деятельности здравоохранения, а остальные 50% — от образа жизни человека. Понятие «образ жизни» включает физическую, психоинтеллектуальную и трудовую деятельность; двигательную активность; общение и бытовые взаимоотношения, привычки, режим, особенности работы.

Так как большую часть времени ребёнок проводит в школе, его здоровье зависит от условий пребывания в ней. Школа является местом активной деятельности ребёнка на протяжении 9-11 лет. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов. К сожалению, далеко не всегда это влияние положительно.

Развитие современного образовательного учреждения идёт по пути интенсификации физических и психических нагрузок на ребёнка. По данным НИИ педиатрии, лишь 14% современных детей практически здоровы. Соответственно 86% приходится на тех, у кого наблюдаются нарушения здоровья. Из них 50% имеют отклонения в развитии ОДС, 35-40% страдают хроническими заболеваниями, 80% детей поступают в 1 класс, имея различные отклонения в состоянии здоровья (от функциональных расстройств до хронических заболеваний). Причина – гиподинамия. Другими словами, недостаточная физическая нагрузка негативно влияет на здоровье школьников. Статистика показывает, что тенденция ухудшения состояния здоровья детей за последние 10-15 лет продолжает сохраняться. Это касается, в первую очередь, их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, осанки, увеличения темпов роста числа хронических заболеваний и других показателей.

Результатом обучения в школе сегодня являются не только сумма знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций, в число которых входит учебная самостоятельность. Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к ЗОЖ, занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы.

Наша роль педагогов состоит в формировании мотивации здорового и безопасного образа жизни учащихся.

Настоящую заинтересованность в здоровье, в активной жизненной позиции своих учащихся способен передать только по-настоящему заинтересованный в укреплении здоровья школьников педагог, воспитанный на основах гражданственности и социальной ответственности, активный сторонник здорового образа жизни.

Анализ подходов к определению сущности мотивации и рассмотрение особенностей здорового образа жизни позволяют нам определить собственное понимание мотивов здорового образа жизни.

Данный инновационный опыт предполагает определить средства, обеспечивающие реализацию поставленной цели посредством формирования позитивных установок на добровольческую деятельность у учащихся, оказание позитивного влияния сотворчеством на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. Только каждодневная кропотливая, систематическая работа может принести свои плоды.

Процесс формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни у школьников целесообразно рассматривать, как органичную часть целостного педагогического процесса, как взаимодействие внешних и внутренних факторов, проявляющихся в сотворчестве. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера школьника, его ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешним фактором в данном случае выступает образовательный процесс.

Таким образом, реализация процесса формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни школьников предусматривает такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, с другой стороны, – на изменение внутриличностной сферы школьников посредством сознательно – волевой работы по осмыслению, переосмыслению ими отношения к здоровому образу и к стилю своей жизни.

Практический опыт показывает, что дети способны самостоятельно не только формировать цели, но и воплощать их. Совместная с ними деятельность поможет понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и общественного здоровья. А инструментом может стать сотворчество, совместное постижение знаний, опыта – в неформальном, партнёрском взаимодействии детей и педагогов.

Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.

Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями. Это и есть фундаментальное ядро в формировании мировоззрения учащихся на принятие здорового образа жизни, а воспитание происходит в результате ежедневного кропотливого труда. Задача педагога – тщательно спланировать воспитательный процесс, направив его в нужное русло.

Мотивация здорового образа жизни

Что мы понимаем под мотивацией здоровья и здорового образа жизни? Прежде, чем ответить на этот вопрос, рассмотрим само понятие «мотивация».
Итак, мотивация — это побуждение к действию. Мотив – это причина, заставляющая нас производить действие. Мотивом могут служить как положительные эмоции, так и отрицательные. Мы можем представлять себе как мы будем счастливы после достижения определенной цели или можем ощущать неполноценность настоящего положения, которое мы хотим исправить.

Чтобы человек действовал ему нужна мотивация. Мотивация вызывается мотивом. Мотив вызывает желание. Человек должен захотеть действовать определенным образом. Он должен захотеть результат. Иначе никак. Ничто не заставит человека действовать просто так, если он не видит в этом никакой пользы для себя.

Мотивация здоровья – это побуждение к действиям, имеющими своей целью поддержание здоровья или его улучшение. Проблема в том, что человек не может хотеть быть здоровым, если он здоров в данный момент и не испытывает никакого дискомфорта. Вы не можете хотеть быть в Париже, если вы уже в Париже. Это не будет вашей целью. Но вы можете испытывать дискомфорт от того, что вы сидите в каком-нибудь захолустье и у вас нет денег на поездку или вам так понравилось в Париже, что вы сделаете все, чтобы туда вернуться.

То же самое со здоровьем – больше всего вы хотите быть здоровым, когда вы болеете. Когда мы здоровы мы просто не осознаем всей прелести нашего нынешнего состояния! И как результат, ведем образ жизни, который отнюдь не способствует укреплению здоровья или его поддержанию.

Как развить мотивацию?

Говоря о мотивации здорового образа жизни, в первую очередь люди должны научиться понимать, что их здоровье – величина непостоянная. Здоровье подобно цветущему растению: если за ним не ухаживать как следует, не поливать, не удобрять, то вскоре оно зачахнет, его цветы завянут, листья падут и потребуется немало усилий, чтобы вернуть его в прежнее состояние, если это вообще будет возможно.

Во-вторых, помочь человеку правильно относиться к себе можно вложив эти правила в его еще маленькую детскую головку. А какие правила ребенок усваивает лучше всего? Правильно, те, что выполняют люди, которые являются для него авторитетами, а точнее, его родители. А дальше, на протяжении жизни – друзья, единомышленники и близкое окружение.

В группе (фитнес, рассылки, форумы) всегда легче поддерживать в себе мотивацию, особенно во время ее «падения». А это время всегда приходит. Энергия, циркулирующая в группах помогает «поднять» мотивацию и дает человеку новые силы для продвижения.

Еще один действенный способ поддержать в себе мотивацию – визуализация желаемого. Представьте то, к чему вы хотите прийти, конечный результат, и осознанно идите к цели.

Примите на себя ответственность за свои действия. Если вы уж что-то решили, то сделайте это. Конечно, нам сложно постоянно удерживаться на одной волне, мы жалеем себя и часто даем себе поблажки. Это нужно принять как факт и понять, что за вас никто ничего делать не собирается.

Находите и фиксируйте в себе любые отговорки, которые будут соблазнять вас на то, чтобы отказаться от задуманного. Несущественные смело отбрасывайте, а существенные учитывайте и в соответствии с ними корректируйте дальнейшие действия для достижения лучшего результата наиболее приятным путем.

Виды мотивации

Среди различных мотивов можно выделить следующие:

Мотив сохранения

Особой активности здесь не требуется.

Психологические основы формирования мотивации в здоровом образе жизни у дошкольников

Предотвращение болезни

Мы страдаем, когда болеем. Мы вынуждены ходить в поликлинику, принимать лекарства, смириться с некоторыми физическими ограничениями, тратить время на физиопроцедуры и т.д.

Все эти занятия не из приятных и желание их избежать часто является мощным стимулом для здорового образа жизни.

Работоспособность

Болезнь является серьезным препятствием в учебе и карьере.

Работодатель скорее примет на работу здорового человека, чем того, кто имеет проблемы со здоровьем, т.к. его частые болезни будут препятствовать получению прибыли предприятия, создавать проблемы с графиком работы и необходимость выплачивать пособия по временной нетрудоспособности.

Удовольствие от хорошего самочувствия

Имеет место тогда, когда человеку приносит удовольствие его здоровое состояние, его способность физически совершенствоваться, заниматься спортом, танцами.

Подчинение общественным требованиям

Заключается в соблюдении требований и традиций, которые передавались из поколения в поколение народом, с целью оградить себя от неблагоприятных факторов. Пользование туалетом для отправления своих физиологических потребностей есть пример такого подчинения.

Возможность сексуальной реализации

Сексуальные возможности как мужчин, так и женщин напрямую зависят от их здоровья. Быть сексуально привлекательным очень важно для человека и поэтому является серьезным мотиватором поддержания своего здоровья.

Обычно у человека преобладает одна мотивация, иначе можно подумать, что он чрезмерно озабочен своим здоровьем. Вид мотивации зависит от возраста индивида. В молодом возрасте мотивации, пророчащие хорошее самочувствие в будущем, мало чем могут помочь. А вот тема сексуальной реализации весьма актуальна и может заставить задуматься перед очередной бутылкой пива или сигаретой. В любом случае, если человек с детства не усвоил ценность и правила здорового образа жизни, то во взрослом возрасте его будет трудно образумить, пока он не столкнется с определенными проблемами здоровья. Окружающее общество часто воздействует на молодых людей совсем другим способом, говоря им, что алкоголь и наркотики это то, что делает их счастливыми.

Таким образом, выбирая общество мы выбираем образ жизни.

Чтобы заинтересовать человека в здоровом образе жизни необходимо выполнение следующих требований:

  1. 1Цель должна быть по настоящему стоящей: человек должен видеть, что он выигрывает от этого
  2. 2Желание быть благополучным
  3. 3Желание быть хозяином своей жизни
  4. 4Смотреть на мир положительно
  5. 5Уважение к себе, разрешить себе наслаждаться всеми благами жизни

Если вы все-таки решили перейти на сторону здоровья

На этом нелегком пути вас будет ожидать внутренняя борьба, лень, неверие в себя и множество других трудностей. Чтобы помочь вам с ними справиться приведем несколько советов:

  • Цель должна быть реальной и конкретной. Определите для себя реальную цель и время, за которое вы ее достигните. Разбейте свою большую цель на много маленьких и легко выполнимых. Двигайтесь небольшими, но уверенными шажками.
  • Результат не будет моментальным. Имейте терпение. Заранее подготовьтесь к тому, что вы захотите все оставить в самое ближайшее время из-за того, что не будете видеть продвижения. Но продвижение будет, главное не отступать и не поддаваться собственным слабостям.
  • За усилием должна следовать награда. Так вы будете закреплять свои старания и успехи. Делайте себе приятные подарки за килограмм сброшенного веса, за месяц без алкоголя или неделю без сигареты. Это может быть поход на концерт, новая вещь в гардеробе, диск любимой группы и другие вещи которые вам нравятся.
  • Сравнивайте себя нового с собой прежним. Почаще оценивайте насколько здоровее вы стали с тех пор, как начали заниматься спортом, правильно питаться, бросили курить. Не бойтесь гордиться собой.
  • Создайте окружение, которое будет вас поддерживать. Хорошо если среди ваших друзей или коллег по работе найдутся желающие похудеть, бросить курить или ходить в тренажерный зал. Вы также будете оказывать им поддержку и благодаря общим усилиям вы вместе обязательно придете к цели.

Образ жизни человека, его составляющие. Виды мотиваций к ведению «Здорового образа жизни».

Составляющие здорового образа жизни

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

1) Режим труда и отдыха — необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Сон — обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Часы, предназначенные для сна нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

2) Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

а) Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека.

Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала.

Мотивация здорового образа жизни у школьников среднего звена.

Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, — около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни — юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

б) Следующая непростая задача — преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающее на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:

— потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

— нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм — одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред, как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом.

К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант — даже не пробовать наркотики.

3) Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание . Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон — равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, — мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна — избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон — соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию, и даже смерти.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Двигательная активность.

Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Таким образом, чтобы выполнять двигательный режим, необходима двигательная деятельность в объеме 1,3-1,8 ч в день. За счет использования двигательной активности с относительно высокой интенсивностью можно сократить ее продолжительность.

5) Закаливание:

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество — выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит организму надежный щит против многих болезней.

Широко известны различные способы закаливания — от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком — замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание — высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.

Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.

Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Закаливание — мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

6) Личная гигиена:

Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. В полном объеме они выполняются только при здоровой и чистой коже.

Уход за полостью рта и зубами требует, чтобы после еды рот прополаскивался теплой водой. Чистить зубы рекомендуется 2 раза в день. Зубная щетка не должна быть чересчур жесткой, а процедура чистки должна занимать не менее 2 мин. Чтобы сохранить зубы, важно, чтобы пища содержала достаточно кальция. Во время еды нужно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд. Нежелательно грызть орехи, косточки ягод и плодов, поскольку эмаль, покрывающая зубы, может дать трещину, после чего разрушение зубных тканей идет весьма быстро. Не реже 2 раза в год необходимо посещать врача стоматолога для профилактического осмотра зубов.

Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а ее гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деятельностью, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Спортивную одежду следует использовать только во время занятий и соревнований; ее необходимо регулярно стирать. Гигиена обуви требует, чтобы она была легкой, эластичной, хорошо вентилируемой, а также обеспечивала правильное положение стопы. В этом отношении лучшими качествами обладает обувь из натуральной кожи. Спортивная обувь, кроме того, должна защищать стопу от повреждений и иметь специальные приспособления для занятий соответствующим видом спорта