Сущность и содержание спортивной этики. Спортивная этика

Спортивная этика как наука - это часть общей этики, в ней рассматриваются, изучаются и анализируются профессиональные особенности морали, порожденной спецификой учебно-тренировочного процесса, своеобразием спортивной борьбы и сложностью взаимоотношений людей, причастных к спорту. В этом качестве ее стали рассматривать совсем недавно.

Предметом изучения спортивной этики является мораль как совокупность норм, ценностей, идеалов, установок, которые регулируют поведение людей, причастных к спорту, и являются важнейшими составными элементами спортивной культуры.

В контексте сказанного можно выделить следующие предметные области спортивной этики как науки:

  • - нравственные категории, характеризующие личность участников спортивного процесса;
  • - нравственные отношения в спорте;
  • - нравственное воспитание в спорте.

Выделим наиболее значимые нравственные категории, характеризующие личность участников спортивного процесса: нравственные принципы, нравственное сознание, нравственная деятельность, нормы поведения, установка.

Поведение человека во многом базируется на нравственных принципах , отражающих нравственную сторону его личности. В основе отношений между субъектами спортивной деятельности лежат общечеловеческие моральные принципы: честность, порядочность, справедливость, чувство долга, патриотизм, коллективизм, человечность, почтительность, разумность, мужество и честь и др. Вместе с тем в спорте можно наблюдать свои специфические принципы. Так, в сборных командах любой страны отмечается дух патриотизма, в командных видах спорта большое значение имеет принцип коллективизма, в любом виде спорта существует негласное правило - на соревнованиях отдать все силы ради победы.

Нравственное сознание как элемент спортивной этики - это восприятие личностью общепринятых норм нравственности; взаимоотношений в спортивном коллективе; идей, представлений, идеалов, функционирующих в спортивном сообществе. Это совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств, потребностей. Целостность нравственного сознания обеспечивается нравственными принципами и нормами, важнейшей из которых является ценностная ориентация. Под ценностной ориентацией подразумевают способность нравственного сознания в самых различных жизненных ситуациях направлять действия личности. Ценностная ориентация обеспечивает единство сознания и поведения, целенаправленность в моральном выборе, регулирует действия личности в сложных ситуациях, которые возникают в спортивной деятельности.

Нравственная деятельность в области спорта - это реализуемая на деле мораль; это совокупность, система нравственных поступков, направленных на повышение этической культуры. Многочисленные исследования показывают, что успех в спорте определяется трудолюбием, дисциплинированностью, добросовестностью и другими позитивными моральными качествами. Специфика спорта предполагает преодоление трудностей, способность побеждать свои слабости в трудные моменты соревнований, сохранять уверенность в себе, хладнокровие.

Нормы поведения в обществе существуют в виде запретов и негласных предписаний. В сфере спорта они могут изменяться в зависимости от вида спорта, национальных особенностей. К примеру, невозможно сравнивать поведение зрителей на теннисных кортах и на футбольных стадионах. Ритуалы, принятые в восточных единоборствах, не имеют аналогов в других видах спорта. Вряд ли придет в голову баскетболисту при входе поклониться залу, как это обязательно должен сделать тхэквондист.

Установка означает готовность к совершению определенной деятельности, направленность на удовлетворение актуальной потребности. В сфере спорта формируются специфические установки, являющиеся основанием морального выбора, они соответствуют ценностям, связанным с моральным поведением. Для примера можно взять готовность спортсмена подстраховать своего товарища во время выполнения упражнения в тяжелой атлетике или гимнастике.

Нравственные отношения в спорте представляют собой особый вид общественных отношений, рассматриваемых с точки зрения их нравственного качества, моральной ценности их мотивов и результатов. Речь идет об отношениях в спортивной сфере и между личностями (между спортсменами, тренерами, болельщиками и т. д.), и между личностью, с одной стороны, и командой, обществом, государством, страной - с другой, а также между отдельными командами, спортивными обществами, федерациями, странами.

Успешность протекания различных спортивных процессов (тренировочные занятия, подготовка к соревнованиям, тренировочные сборы, организация и проведение соревнований и т. д.) во многом зависит не только от профессионализма каждого из участников этих процессов, но и от их нравственного уровня.

Можно выделить следующие взаимоотношения между участниками спортивных процессов:

  • - взаимоотношения тренеров с воспитанниками, со своими коллегами, с руководящими спортивными работниками, со спортсменами других (чужих) команд, с болельщиками, с судьями, с прессой;
  • - взаимоотношения спортсменов с тренерами, между собой в условиях внутригрупповой или внутрикомандной конкуренции, со спортсменами других команд, с болельщиками, с прессой, с судьями, с обслуживающим персоналом;
  • - взаимоотношения болельщиков со спортсменами, с болельщиками других команд, с судьями;
  • - взаимоотношения судей со спортсменами, между собой, со зрителями, с прессой.

На характер этих взаимоотношений влияет ментальность участников спортивного процесса, обусловленная их принадлежностью к той или иной стране, национальности, их индивидуальные личностные различия, а также особенности вида спорта.

Основной целью нравственного воспитания спортсменов является становление нравственной культуры личности, предполагающее формирование моральных норм, нравственных убеждений, правил поведения и взаимоотношений как в спортивной деятельности, так и в повседневной жизни. Главную роль в этом многотрудном деле играет тренер, осуществляя нравственное воспитание в тесной связи с другими видами воспитания.

Нравственные убеждения формируются в процессе обретения личностью нравственного опыта поведения. Поэтому определенное значение имеет влияние семьи, товарищей по спорту и учебе, средств массовой информации, особенно телевидения. Нельзя также игнорировать и самовоспитание, которое совместно с воспитанием представляет собой одну из сторон единого процесса формирования и развития личности, затрагивающего весь духовный мир человека, с особой ролью в этом процессе психической сферы.

Более подробно о нравственном воспитании спортсменов пойдет речь в последней главе пособия.

Принципы [ | ]

Принципы фейр-плей включают в себя:

  • Уважение к сопернику
  • Уважение к правилам и решениям судей - принимать все решения судей и оспаривать их корректно в отдельном порядке
  • Допинг и любое искусственное стимулирование не может быть использовано
  • Равные шансы - все спортсмены на старте соревнований могут одинаково рассчитывать на победу
  • Самоконтроль спортсмена - сдерживая свои эмоции, уметь адекватно воспринимать любой исход поединка

Данные принципы конституируют спортивное поведение и отрицают победу любой ценой .

Организация [ | ]

Движение фейр-плей в мировом масштабе возглавляет СИПСС - Международный совет по спортивной науке и физическому воспитанию (ICSSPE The International Council of Sport Science and Physical Education) основанный в 1958 году. Существует множество различных организаций, которые на всех уровнях поддерживают fair play.

При всех крупнейших национальных олимпийских комитетах и крупнейших мировых федерациях по отдельным видам спорта, таких как FIFA (UEFA), IAAF , FIVB и других, есть специальные подразделения, пропагандирующие и отстаивающие идеи фейр-плей .

Основные задачи организаций «фейр-плей» на всех уровнях:

История [ | ]

Происхождение понятия не связано со спортом, а скорее с этическими средневековыми понятиями, восходящими к правилам рыцарских поединков . Впервые словосочетание fair play используется у Шекспира в хронике «Король Джон» .

Современная трактовка понятия относится к становлению современного спорта, как состязания в рамках установленных правил в викторианской Англии XIX века. Тогда спорт был большей частью увлечением средних и высших сословных классов. Для них занятие спортом было скорее развлечением, не приносившим дохода. Тогда и сложился определённый екс джентльмена , для которого главным являлся процесс, а не результат .

Дальнейшее развитие понятия относится к развитию современного Олимпийского движения в конце XIX века. Гуманистические идеи, заложенные бароном Кубертеном , несли в современный спорт бескорыстное, чисто соревновательное, начало, способствующее развитию спортсмена и человека как гармоничной личности.

Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.

Современная трактовка [ | ]

К середине XX века проявилось диалектическое противостояние спорта и «честной игры». С одной стороны античное идеалистическое представление о спортсмене, совершенствующем себя как личность. С другой - циничный подход к спорту: победа любой ценой, используя обман, допинг и предвзятое судейство . Современное постиндустриальное общество всё реже ассоциирует спорт с игрой и развлечением. Наоборот, в общественном сознании спорт ассоциируется с бизнесом и политикой .

Спорт - это выражение ненависти друг к другу… Это последняя возможность, которую наша цивилизация предоставляет двум людям для физической агрессии. Спорт - наиболее близкая к войне область человеческой деятельности

Несмотря на глубокие противоречия идеи фейр-плей, большинство специалистов не видит ей альтернативы. Без свода этических законов спорт теряет свой смысл и привлекательность. Фейр-плей аксиологически оправдывает спорт, переводя его из потребительской сферы в область высших духовных ценностей человека .

Примеры [ | ]

Примером истинно спортивного поведения стал поступок капитана сборной СССР по футболу Игоря Нетто . В матче группового турнира чемпионата мира 1962 года сборная СССР встречалась со сборной Уругвая, и в одном из эпизодов советская команда забила гол, причём мяч влетел в ворота уругвайцев через дырку в сетке, сбоку от штанги. Сборная Уругвая выразила протест решению судьи засчитать гол, и в дело также вмешался Игорь Нетто, который показывал, что забитый советской командой мяч не должен быть засчитан. Судья после разговоров с уругвайцами и Нетто отменил взятие ворот. Однако команда СССР всё же выиграла этот матч .

Первым спортсменом, награждённым за честную игру, стал итальянский бобслеист Эудженио Монти , который несколько раз помогал выигрывать олимпийское золото своим соперникам, чиня их бобы и даже снимая детали со своего.

Культурное влияние [ | ]

Термин фейр-плей устойчиво вошёл во многие языки, давно уже не только как спортивное, но как научное и философское понятие. Часто используется в заголовках СМИ , политике и кинематографе.

  • Fairplay - название компьютерной технологии, разработанной компанией Apple Inc
  • Известный новостной сайт fairplay.co.uk
  • Фильм Fairplay (Франция, )

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

e-mail: [email protected]

Практически без всяких оговорок мы можем говорить, что спорт занимает значимое место в жизни современного человека. Это утверждение справедливо как в отношении занимающихся спортом, так и тех, кто им не занимается. Спорт во втором случае неизбежно вторгается в жизнь через экраны телевизоров в новостных сообщениях с чемпионатов и олимпиад, символику на улицах городов и даже спортивную одежду, ставшую для многих повседневной. Спорт сливается с повседневностью широких масс людей как практика и как зрелище, во многом оставаясь неизвестным феноменом в своей профессиональной части и прозрачным во внешней, зрелищной, а также повседневной, представленной любительским спортом. Возможны и другие важные и фундаментальные оппозиции уже в первом подходе к изучению спорта, однако мы остановимся на первом утверждении о близости спорта к жизни людей, поскольку даже в небольшой исторической перспективе здесь возникает проблема.

Конечно, речь должна идти о возникновении спорта в том его виде, каким он является сейчас. Целый ряд исследователь отмечает, что спорт в его современном виде возникает в Англии ХУШ-Х1Х веков. Кристиана Айзенберг анализирует ситуацию того времени, связанную с наймом спортсменов высшими слоями общества для участия в состязаниях: «... богатые джентльмены брали на службу и посылали на состязания бегунов, боксеров и наездников. Это не было способом удовлетворения потребности в сословном представительстве, как у представителей знати континентальной Европы, которые посылали так называемых «предшественников», чтобы занять место для своих паланкинов или карет. Приглашение атлетов для работы было в гораздо большей степени реакцией на неформальное принуждение к трате денег»1. С позиции Т. Веблена, на которого опирается процитированный нами автор, спорт рождается из необходимости демонстративной траты и потребления благ, служившего показателем социального статуса. С сугубо культурной точки зрения спорт являлся зрелищем, развлечение для ограниченного социального слоя общества - аристократии. И это было нечто новое по сравнению с родственными феноменами рыцарских турниров средневековья или уходящих с исторической эпохи дуэлей, сменившихся боксом как средством самозащиты и благородным способом решения споров.

То же, что касается этики в возникшем явлении, то очевидно в среде аристократии заключаемые на исход поединков и соревнований пари регулировались принятыми в высшем сословии нормами. В среде же самих спортсменов, по словам К. Айзенберг, таких норм еще не возникло, поскольку они стремились к наибольшей выгоде, то прибегали к различным уловкам, чтобы обмануть своих нанимателей и побольше заработать. Как раз такое поведение спортсменов привело к необходимости создания правил и норм в этом виде деятельности: «Такая коррупционная практика вынудила джентльменов принять меры для регулирования и организации спорта. В боксе в 1740-е годы были приняты так называемые правила Броутона, в которых, чтобы уберечь атлетов (или вложенные в тренировки капиталы), предписывалось использовать перчатки с мягкой подкладкой за-

Белгородский государственный институт искусств и культуры

В.О. МЕЗИНОВ

В статье рассматривается проблема возникновения и развития спорта как специфического феномена культуры Нового времени. Этика спорта анализируется в сравнении с трудовой этикой, а также влиянием на спорт политики и войны.

Ключевые слова: спорт, этика, политика, война, борьба.

1 Айзенберг К. Спортсмен / / Логос 3(54) 2006. - С.4-5.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26

прещались удары ниже пояса; кроме того, в них были зафиксированы общие условия состязаний и боксерам запрещалось заключать явные пари на собственные бои. Примерно в это же время, около 1750 года, возник Жокейский клуб как объединение хозяев конюшен беговых лошадей, заводчиков и других имеющих отношение к состязаниям аристократов, которые вскоре издали правила скачек...»2. Иными словами регламентация спорта и отношений в нем была в определенном смысле внешней, связанной с защитой интересов нанимателей атлетов.

Вместе с тем, останься спорт таким, развлечением для узкого круга аристократии, он никогда не стал бы частью повседневности для широких масс. Уже в середине XIX века спорт становится интересен для зарождающегося и быстро развивающегося среднего класса, который стремился подражать аристократии и желал приобщиться к показному потреблению. При этом спорт становится более доступным и все более разнообразным: «Если знатные джентльмены XVIII века занимались преимущественно скачками, крикетом и боксом, то новопришедшие представители третьего сословия «изобрели» большое число других видов спорта: греблю, плавание, легкую атлетику, гольф, лаун-теннис, борьбу, конькобежный спорт и т.д.»3. Приход в спорт буржуазии меняет также ценностные смыслы и этические нормы, поскольку спорт как развлечение становится все более «серьезным» делом. Спорт приобретает в широком смысле педагогические коннотации: «. джентльмены буржуазного происхождения рассматривали свой спорт не только как развлечение и возможность для заключения пари и общения, но и как повод к физическим упражнениям. Связанные с этим теории о «здоровом духе и здоровом теле», о мужественности и о «мускулистом христианстве» стали ядром воспитания в так называемых Public Schools элитных интернатах, университетах Оксфорда и Кембриджа, а также христианского воспитания молодежи»4. К. Айзенберг пишет о преемственности спортивной этики при изменении социального и классового состава самого спорта и, в частности, сохранении ценности благородства. Спортсмен становится атлетом, человеком с совершенным телом, но также исключительными моральными качествами, благородства, беспристрастности, самодисциплины. Из перечисленного качества благородства и беспристрастности, безусловно, аристократического «происхождения», другие являются новыми и буржуазными по своей природе. Особенно дисциплина, которая приходит в спорт далеко не сразу. Долгое время спортсмены не знали регулярных тренировок, самодисциплины в подготовке к соревнованиям и в жизни. Сложный вопрос о беспристрастности, столь ценившейся в аристократических кругах. Делавший ставки должен был принимать проигрыш невозмутимо. В последующем спортсмены могли следовать этой норме в силу своего происхождения и воспитания, но в самом спорте эта норма не стала строгой и общеобязательной.

Другое дело с самодисциплиной и дисциплиной вообще. Она стала общеобязательной и распространилась на все виды спорта. Тем более что дисциплинированность соответствовало трудовой и предпринимательской этике капитализма. М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» проанализировал этические истоки капитализма и среди них дисциплина занимает важное место. Христианская аскеза протестантских сект трансформируется в самодисциплину, выражающуюся в нескольких аспектах: «Морального осуждения достойны успокоенность и довольство достигнутым, наслаждение богатством и вытекающие из этого последствия - бездействие и плотские утехи - и прежде всего ослабление стремления к «святой жизни». И только потому, что собственность влечет за собой эту опасность бездействия и успокоенности, она вызывает сомнения. Ибо «вечный покой» ждет «святых» в потустороннем мире, в земной жизни человеку, для того чтобы увериться в своем спасении, должно делать дела пославшего его, доколе есть день. Не бездействие и наслаждение, а лишь деятельность служит приумно-

2 Айзенберг К. Спортсмен // Логос 3(54) 2006. - С.5.

3 Там же. С.6.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26

жению славы Господней согласно недвусмысленно выраженной воле Его. Следовательно, главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени»5.

Наслаждение богатством и бесполезная трата времени выступают извращенным подобием мира потустороннего как вечного блаженства, которого земной человек еще не заслужил. Его жизнь должна состоять, напротив, из постоянного труда и забот о хлебе насущном. Точно также и для спортсмена, особенно во время соревнований, ценна не только каждая минута, но нередко секунда, отделяющая от победы. Не менее жестко регламентирована и остальная его жизнь. Если для протестантизма и формирующейся трудовой этики ценна каждая минута жизни для подтверждения «призвания», то для спортсмена это также верно. Спортивная аскеза и есть самодисциплина, также как представление о призвании. Следовательно, мы можем предположить родственность «духа капитализма» и «духа спорта». Трудовой этики капитализма и спортивной этики, объединенных аскезой - дисциплинированностью, а также состязательностью. С этой точки зрения возникновение современного спорта в Англии обоснованно. Наиболее развитая европейская культура эпохи Нового времени создает спорт, который являлся частью общего процесса, наряду с формирование промышленности и трудовой этики, возникновением буржуазии и пролетариата и целого ряда других.

Норберт Элиас в связи с этим предлагает различать спорт в широком смысле, как явление мировой истории, берущее свое начало в древности, и спорт в узком смысле как феномен, зародившийся в Англии Нового времени: «Если говорить о спорте в «широком» смысле, то он включает все состязания и физические упражнения, какие только можно встретить в тех или иных обществах; это же понятие в более узком смысле относится к определенному типу состязательных игр, возникшему в Англии и уже оттуда распространившемуся в другие страны. Этот процесс можно было бы назвать, правда не слишком благозвучно, «спортизацией» состязательных игр.»6. Сами же состязательные игры возникли довольно давно и Н. Элиас начинает свой анализ с Античности. Основной же критерий, на который он опирается в различии спорта в широком и узком смыслах, состоит в регламентации насилия. Подходя к анализу спорта как социолог, он отмечает различие условий возникновения и существования игр, целей участников, правил соревнования и многого другого. Состязательные игры древности, если говорить об общей тенденции, не носили самостоятельного значения, поскольку служили подготовкой к войне или носили ритуальный характер, а иногда и то и другое. Беспрецедентно низкий уровень насилия, достигнутый европейской цивилизацией, объясняет исчезновение прикладного аспекта из спорта. Точнее произошло разделение, специализация спорта и военного ремесла в силу усложнения обоих, а также по названным нами причинам культурного порядка. Это можно понимать как возникшее различие культурных практик7, а также этических ориентиров, свойственных им.

По крайней мере, из двух установок, свойственных спорту, состязательности и дисциплинированности, первая присуща только спорту. Но разделение не было полным. Уже итоги Первой мировой войны продемонстрировали, что спорт есть продолжение политики и он не так уж далеко ушел от своего архаического аспекта - связи с войной. Речь о прикладном аспекте спортивной подготовки нации к войне, а также об изменении восприятия спорта как продолжения борьбы - войны. Оба аспекта сходятся в том, что спорт перестает быть частным делом. «Восстание масс» захватило спорт в том смысле, что ему начинает придаваться большое значение уже не как развлечения или физической практики, направленной на укрепление здоровья человека. Спорт становится важным в силу его способности трансформировать людей и мобилизовывать массы. Он становится ча-

5 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С. 186.

6 Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема / / Логос 3(54) 2006. - С.44.

7 О культурных практиках насилия см. Борисов С.Н. Философское понимание насилия в контексте российского самосознания: доминирующие смыслы и неявные коннотации // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №16 (159). - Вып. 25. - Белгород, 2013. -

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26

стью идеологических машин обработки и манипуляции человеком и не только в тоталитарных государствах.

Помимо этого за годы войны множество людей прошло «спортивную социализацию», как о том пишет К. Айзенберг. Спорт заполнял промежутки между боевыми действиями на фронте для огромного количества людей, что не могло не сказаться на спорте послевоенном. Произошло смешение смыслов и норм войны и спорта: «... происшедшее в ходе войны смешение спортивных и солдатских добродетелей полностью преодолеть не удалось. На соревнованиях бросались в глаза небывалое до сих пор количество нарушений и грубость. А в общественном мнении спортивная конкуренция оставалась тем же, чем была на фронте, а именно «борьбой». Вместо «друга по спорту» теперь говорили «товарищ по спорту»8. Можно предположить, что такие изменения были характерны не только для Германии, о которой пишет К. Айзенберг, но также и для других стран. Они еще более усилились после Второй мировой войны, а взгляд на спорт как борьбу и продолжение политики окончательно устоялся за годы холодной войны. Спорт рассматривается не просто как спортивные достижения той или иной страны, только как собственно спорт. Он есть выражение потенциала нации, отражает претензии страны на мировой арене. И чем больше спорт не является просто спортом, тем более оберегаются спортивные нормы. И в первом моменте он проникает в жизнь практически всех людей, а во втором остается уделом профессионалов. Именно они соприкасаются с сугубо спортивными проблемами допинг контроля, критериев судейства и правил соревнований.

1. Айзенберг К. Спортсмен // Логос 3(54) 2006. - С.3-23.

2. Борисов С.Н. Философское понимание насилия в контексте российского самосознания: доминирующие смыслы и неявные коннотации // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №16 (159). - Вып. 25. - Белгород, 2013. - С. 5-15.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.

4. Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема // Логос 3(54) 2006. - С.41-63.

Список литературы

ETHICAL ISSUES OF SPORTS IN TERMS OF ITS DEVELOPMENT

Belgorod State Institute for Arts and Culture

The paper discusses the issue of development of sports as a specific phenomenon of the New Times culture. The ethics of sports is analyzed in comparison with the labour ethics, and also with the impact of the politicas and war on sports.

e-mail: [email protected]

Key words: sports, ethics, politics, war, competition.

8 Айзенберг К. Спортсмен // Логос 3(54) 2006. - С.і2.

Primi, et spolia

(«Кто пришел первым, тот и уносит добычу» – Плавт)

Профессиональный спорт представляет собой спортивно-предпринимательскую деятельность, которая за счёт высокой зрелищности состязаний даёт коммерческую выгоду для телевидения, спортивных организаций и самих спортсменов. Это позволяет им целиком посвятить себя спорту, совершенствуя свои навыки и сохраняя или даже повышая свою спортивную форму.

Самые высокие результаты на международном уровне показываются в спорте высоких достижений (олимпийский спорт) и в профессиональном спорте. Между этими разновидностями спорта существует целый ряд общих и специфических отличий. К числу организационных характеристик профессионального спорта относятся:

1. Выраженный коммерческий характер как видов спорта, так и технологии проведения соревнований. Правовое обеспечение (наличие специального законодательства, регламентирующего управленческие и трудовые отношения).

2. Стремление профессиональных клубов к созданию объединений (лиг, союзов и т. п.), в задачи которых входят проведение соревнований и отстаивание общих экономических интересов партнеров.

3. Функциональная ориентация на зрелищность и рекламу, на обеспечение приятного времяпрепровождения зрителей.

4. Источники финансирования.

5. Правовое положение спортсменов (социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, наличие контрактов, их содержание, возможность создания профсоюзов).

6. Вознаграждение спортсменов (количественные показатели и формы оплаты труда).

К специфическим характеристикам следует отнести:

1. Календари соревнований с акцентом на общую продолжительность и количественную насыщенность.

2. Критерии в классификации спортсменов: рейтинги спортсменов, стоимостные показатели, количество денег, заработанных за сезон, место в системе драфта и т. п. – в отличие от разрядов и званий в любительском спорте.

3. Нацеленность правил и условий проведения соревнований на усиление зрелищности и контакта соперников.

4. Особенности тренировочного режима, вытекающие из своеобразия спортивной деятельности и условий, оговоренных в контракте спортсмена.

Исторический экскурс

Первые упоминания о педагогах-профессионалах в сфере физического воспитания связаны с элитарной культурой Древнего Востока. В частности, об этом говорится в древнеегипетских источниках, относящихся ко времени за две тысячи лет до новой эры. При дворах сатрапов в Персии существовали школы, где обучали верховой езде, стрельбе из лука, метанию копья и нравственности.

Появление профессиональных атлетов связывают с древнегреческими Олимпийскими играми (IV в. до н. э.), когда среди олимпийцев сформировалась прослойка борцов и кулачных бойцов, занимавшихся спортом профессионально. Система местных соревнований-агонов со значительными призами позволяла представителям низших классов, занимающимся профессиональным спортом, обеспечивать себе безбедное существование.

С упадком греческой цивилизации центр профессионального спорта перемещается на территорию Римской империи. Первые поединки борцов-профессионалов состоялись в Риме в 186 г. до н.э. Именно в Древнем Риме спортсмены-профессионалы впервые создают организации – прообразы современных профсоюзов, из которых наиболее авторитетным было «Товарищество атлетов, увенчанных победой на священных играх».

В эпоху Средневековья профессиональный спорт находился в упадке. Его бурное развитие начинается в Новое время, с зарождением буржуазной культуры, обеспечившей новые перспективы для коммерческого использования способностей спортсмена и открывшей возможности спортсмена выгодно продать свой талант. Именно начало XVIII в. приято считать временем зарождения современного профессионального спорта. В это время в Англии и США появились профессионалы в конном спорте, в состязаниях борцов, бегунов, кулачных бойцов, гребцов, несколько позднее – в игровых видах спорта. Особую популярность приобрели конные скачки и поединки профессиональных боксеров с использованием тотализатора. Уже к середине XVIII в. началась практика манипуляций с результатами скачек и боёв, позволявшая менеджерам и антрепренёрам получать значительные суммы денег.

С середины XIX в. спорт стал социальным феноменом. Аристократия начала регулярно заниматься спортом для собственного удовольствия. Такой спорт назвали любительским, исходя из того, что любитель – это тот, кто участвует в каком-либо виде деятельности исключительно ради удовольствия и развлечения. Аристократы не допускали к своим соревнованиям тех, кто мог иметь заметное превосходство в силе и мастерстве, обусловленное их профессией, – то есть рабочих. Соответственно спорт, которым занимались рабочие, получил статус профессионального. Постепенно классовое противоречие между любительским и профессиональным спортом начало исчезать, однако появилось новое различие – денежное вознаграждение. Если любительство – спортивная деятельность, не преследующая цели извлечения материальной прибыли, то занятия спортом для профессионала, напротив, выступают основным источником заработка.

В XX в., когда большое развитие получила культура досуга, спортивные состязания и наблюдения за ними стали популярными развлечениями для зрителей и профессиональной деятельностью для спортсменов. Профессиональные спортсмены высокого уровня зарабатывают большие гонорары, а также получают доходы, рекламируя различные товары, и становятся знаменитостями.

В профессиональном спорте, наряду со спортивным результатом, в первую очередь ценится коммерческий успех, зависящий от отношения зрителей, спонсоров и телевидения. Система профессионального спорта состоит из взаимосвязанных подсистем, является открытой системой, взаимодействующей с внешней средой, системообразующим фактором которой является зрелищность. В её основе лежат внешняя привлекательность, эффект сопереживания и отождествления со спортсменами, непредсказуемость результата, сохранение интриги до конца соревнования, постоянное внесение элементов новизны (изменение правил, систем розыгрыша и т.п.). Зрелищность обеспечивают 4 основных компонента: участники, организаторы, органы управления, средства массовой информации.

В 1981 году понятие «любительство» было исключено из Олимпийской хартии, и в Олимпиадах, стали участвовать сильнейшие профессиональные спортсмены мира. В дальнейшем Олимпийский конгресс 1994 года в Париже поддержал концепцию президента МОК Х.А. Самаранча о профессионализации и коммерциализации спорта, но одновременно призвал не допустить того, чтобы дух коммерции пришел на смену Олимпийским идеалам. Для регулирования происходящего в профессиональном спорте образуются общие и узкоспециальные организации и ассоциации, которые объединяют спортсменов, тренеров, судей, а иногда и болельщиков.

То, что спорт превратился в бизнес и источник благосостояния, сильно влияет на суть состязаний. Ввиду требований зрелищности или удобства судейства часто изменяются спортивные правила. Так, в 60-е годы XX в. Американская баскетбольная ассоциация с целью оживления игры и повышения интереса у зрителей ввели в обиход трёхочковые броски, позже ставшие частью баскетбольных правил во всём мире. С 1970 года на профессиональных теннисных турнирах в целях сокращения времени матчей система, предполагавшая обязательную разницу в два гейма для победы в сете, вытесняется так называемым тай-брейком – решающим геймом, разыгрываемым при равном счёте 6:6 в сете. В конце XX в. в волейболе, где до этого можно было заработать очко только на своей подаче, в целях увеличения зрелищности была введена система «ралли-пойнт», по которой каждый розыгрыш мяча стал приносить очко – сначала в решающей, пятой, партии, а с 1998 года и в остальных партиях матча.

Спортивная этика в условиях профессионализма

Профессиональная этика представляет собой систему принципов, норм и ценностных аспектов, регулирующих отношения в сфере определенного вида профессиональной деятельности.

Доктор философских наук М. Я. Сараф, считает, что существуют нюансы в оценке высших ценностей в системах общественной морали и профессиональной этики. В первой высшими нравственными ценностями являются человек и все, что направлено на развитие и совершенствование человеческих отношений и человека, независимо от его рода занятий и социального статуса. Приоритетом выступает достоинство человека как такового. В профессиональной же этике высшей ценностью представляется лишь то, что ведет к профессиональному успеху, к получению высшего результата в этой сфере деятельности. Здесь рассматривается не отношение человека к человеку, а отношение коллеги к коллеге в условиях их совместной профессиональной деятельности.

По мнению М. Я. Сарафа, если в профессиональном спорте успех будет связан с гуманистическими ценностями и определяться благородными идеалами, то на их основе будет формироваться и его этика. Вместе с тем во имя успеха здесь готовы к нарушению этих идеалов или даже отказу от них. К примеру, с точки зрения общечеловеческой морали всякого рода скандалы и скандальное поведение противоречат нормам человеческого общежития. В профессиональном же спорте они допускаются в качестве антуража, своего рода рекламы, то есть условий, способствующих успеху деятельности

Каково же содержание общих принципов спортивной этики в условиях профессионализма? Поскольку этика регулирует отношения между субъектами деятельности, то прежде всего спортивная этика требует от них создавать, поддерживать и укреплять спортивные отношения (в том числе и спортивное поведение), объективно способствующие достижению высших результатов. Она требует уважительного отношения к партнерам, и особенно к зрителям, которые являются основным источником денежного притока.

Спортивная этика не допускает обмана между участниками спортивных отношений. Исключение составляют секреты, всегда имеющие место в областях высокоэффективной производственной, коммерческой деятельности, отраслью которой является профессиональный спорт. Речь идет о технических, технологических, фармакологических секретах, о новинках в методике тренировки и т. д.

Спортивная этика требует от участников спортивных отношений соблюдения корпоративной чести, то есть достойного представления своего клуба, своей организации, публичной демонстрации их престижа.

Спортивная этика требует проявлять солидарность, когда дело касается обеспечения, защиты интересов и прав товарищей по профессии, независимо от их клубной и национальной принадлежности.

Спортивная этика не позволяет использовать ценности спорта (славу, имя, цвета и знаки клубов) для антигуманистических, антиобщественных или преступных целей.

Спортивное поведение

Gratiam magis quam amare divitias

(«Добрая слава лучше богатства» – Публилий Сир)

Поведение спортсмена в быту, на тренировочных занятиях, в отношениях с товарищами, соперниками, тренерами, судьями обусловлено спецификой спортивной деятельности. С точки зрения спортивной этики наиболее интересным представляется поведение спортсмена в процессе спортивных соревнований, где эмоциональное состояние достигает наивысших показателей. Именно здесь можно выделить принципы нравственного спортивного поведения:

1. Уважительное отношение к сопернику.

3. Отрицание допинга и любого искусственного стимулирования.

4. Равные шансы – все спортсмены на старте соревнований могут одинаково рассчитывать на победу.

5. Самоконтроль спортсмена – сдерживая свои эмоции уметь адекватно воспринимать любой исход поединка.

Свои нравственные законы есть в каждом виде спорта. В частности, один из них касается строго обязательной формы одежды, которую необходимо соблюдать. Кроме того, одним из обязательных ритуалов является приветствие команд и спортсменов перед началом и по окончании соревнований. Как правило, на международных соревнованиях команды выстраиваются под гимн своих стран, затем по очереди жмут руки соперникам.

Поведение спортсменов и зрителей в разных видах спорта может существенно отличиться. Часто это объясняется историческими корнями. Так, теннис зародился и долгое время развивался как аристократический вид. Поэтому реакция зрителей на соревновательные ситуации в этом спорте коренным образом разнится с тем, что можно наблюдать на футбольном матче. Истоки футбола находятся в народной физической культуре с ее доступностью и простотой нравов. Здесь до сих пор можно видеть потасовки и брань как на соревнованиях, так и во время тренировочных занятий. В разных видах спорта и физических упражнений сложились традиции благородного поведения по отношению к соперникам и товарищам по занятиям. Приведем несколько примеров.

После футбольных матчей нередко игроки меняются футболками в знак особой расположенности к противникам. В случае травмы одного из игроков игроки другой команды, заметив это, намеренно останавливают игру, незначительно нарушая правила. После оказания медицинской помощи пострадавшему футболисту, игроки его команды обязаны оказать ответную любезность соперникам, передав им мяч. В официальном своде футбольных законов этого нет, это негласное правило честной игры. Воспитанный футболист, в единоборстве бивший соперника с ног, помогает ему подняться и приносит извинения.

Баскетбол

В баскетболе тоже есть свой кодекс чести: принято поднимать руку тому игроку, который получил замечание. Это экономит время проведения игры.

Легкая атлетика

В этом виде спорта сложилась традиция чествования бегунов марафона и многоборцев. По окончании соревнований все спортсмены бегут круг почета, держась за руки. Аплодисменты и поздравления коллег и болельщиков достаются не только победителям, но и аутсайдерам.

Единоборства

Во всех видах единоборств перед началом поединка борцы показывают свою готовность к честному бою, без оружия, когда они приветствуют друг друга. После боя судья поднимает вверх руку победителя, а борцы просят прощения и благодарят друг друга за поединок.

В теннисе перед началом розыгрыша площадки игроки пожимают руки друг другу и судье. Этот же жест обязателен и после завершения игры. Во время встречи, если мяч задел сетку, выигравший очко соперник поднимает вверх руку. Этим жестом он как бы просит прощения.

Авто- и мотогонки

Победитель обливает шампанским соперников, тренеров и механиков. Так он призывает всех разделить его радость и показывает уважение к остальным участникам. На пьедестале почета все победители жмут друг другу руки и поздравляют друг друга. После вручения медалей, чемпион приглашает призеров взобраться на верхнюю ступеньку для общей фотографии.

Эталоны спортивного поведения

Образцы спортивного поведения, к сожалению, чаще встречаются в любительском спорте. Тем не менее примеры благородства и уважительного отношения к сопернику, зрителям и судьям можно констатировать во многих видах спорта, в том числе – на соревнованиях самого высокого уровня. История спорта знает немало случаев, когда:

Теннисист помогает судье, показывая, что удар его соперника пришелся в пределах линии;

Боксер воздерживается от нанесения ударов по сопернику после того, как понимает, что тот, хотя и продолжает стоять, уже не в состоянии себя защитить;

Велосипедист в гонке на длинную дистанцию останавливается, чтобы помочь упавшему и повредившему свой велосипед сопернику, предоставив ему запасную деталь из собственной «велоаптечки»;

Тренер по футболу поощряет игрока за отказ от агрессивности по отношению к игроку соперника в ситуации, когда это позволяло забить гол.

Примеры проявления спортивной этики

Первым спортсменом, награждённым медалью Пьера де Кубертена стал итальянский бобслеист Эудженио Монти, который собственными руками несколько раз помогал выигрывать олимпийское золото своим соперникам, помогая им в ремонте поврежденных саней.

Примером истинно спортивного поведения стал поступок капитана сборной СССР по футболу Игоря Нетто. В матче группового турнира чемпионата мира 1962 года сборная СССР встречалась со сборной Уругвая. Нетто обратил внимание судьи на то, что забитый советской командой мяч влетел в ворота уругвайцев через дырку в сетке, сбоку от штанги, и не должен быть засчитан. Судья отменил взятие ворот (хотя команда СССР все же выиграла этот матч).

Игрок немецкой команды «Вердер» Франк Ордоневид совершил невиданный по футбольным понятиям поступок. В матче с «Кельном» он остановил игру в своей штрафной и признался судье, что сыграл рукой. Назначенный пенальти привел к поражению «Вердера».

Противоположный пример. В Италии на матче «Удинезе»–«Наполи» (1:0) 12.000 детей заняли места на фанатских трибунах хозяев поля. Эти трибуны были дисквалифицированы после игры, так как с детских мест доносилась нецензурная брань, в том числе, оскорбления в адрес голкипера гостей. Присутствовавший на матче Фабио Капелло (в то время – старший тренер сборной России по футболу) воскликнул: «Дети оскорбляют соперника – у Италии серьезные проблемы с этикой».

Югославский гроссмейстер Видмар в одном из турниров играл с Капабланкой. Партия была отложена в выигрышном положении для Капабланки. Когда Видмар записал свой ход и заклеил конверт, Капабланка спросил его, действительно ли он думает доигрывать партию. Видмар, несмотря на не совсем тактичный вопрос Капабланки, сказал, что сначала он проанализирует отложенную позицию и только тогда даст ответ.

Наступил день доигрывания. Появился Видмар. Он убедился, что сопротивление бесполезно, и ожидал своего партнёра, чтобы сообщить ему о сдаче. Минута шла за минутой, а Капабланка всё ещё не появлялся. Внезапно Видмар взглянул на часы и увидел, что секунд через десять флажок на часах Капабланки упадёт и ему Видмару, присудят формальную победу в партии, в которой он собирался сдаваться. Видмар, не колеблясь ни секунды, подбежал к столику в последний момент, когда судья уже собирался зафиксировать просрочку времени у Капабланки, и успел в знак сдачи партии опрокинуть своего короля. Английская печать назвала этот ход Видмара самым красивым из всех, когда-либо сделанных в шахматной игре.

Гимнастика

На Олимпийских играх в Афинах (2004 г.) после блестящего выступления российского гимнаста Алексея Немова на перекладине зрители устроили пятнадцатиминутную обструкцию судьям, которые выставили незаслуженно низкие оценки нашему спортсмену. Недовольство зрителей могло продолжаться еще долго, если бы Алексей не попросил зрительный зал успокоиться, чем помог следующему за ним американскому гимнасту Полу Хэму выступить достойно, завоевать серебряную медаль на этом снаряде и лишить Немова призового места.

Легкая атлетика

Андрей Павлов из Новосибирска на чемпионате мира по легкой атлетике в Токио лидировал в ходьбе на 50 км. Увидев, что его товарищ Александр Поташов сильно устал, он помог ему поддерживать нужный темп, понизив собственную скорость. Они финишировали одновременно, причем, фотофиниш вывел в чемпионы Поташова.

В 1956 году в Мельбурне была отменена дисквалификация олимпийского победителя в беге с препятствиями на 3000 метров, поскольку соперники, бежавшие непосредственно за ним, заявили, что он их не задерживал.

В декабре 2012 года в Наварре (Испания) проходили престижные соревнования в беге на 3000 м с препятствиями с солидным призовым фондом. Участвовали сильнейшие спортсмены мира, в том числе кениец Абель Мутаи, бронзовый призер Олимпийских Игр в Лондоне. В своей коронной дистанции Мутаи уверенно лидировал, но примерно за десять метров до конца дистанции остановился, ошибочно решив, что он уже пересек финишную черту. Мутаи начал хлопать болельщикам, не понимая на испанском подсказок о том, что конец дистанции только через десять метров. Бежавший вторым испанец Иван Фернандес Анайя настиг кенийца и мог бы легко закончить забег на первом месте. Но вместо этого, Анайя принялся толкать кенийца в спину и рукой показывать ему, где находится финишная черта. Когда после окончания дистанции Ивана Фернандеса Анайю спросили, неужели он не хотел победить, то 24-летний бегун из Витории (чемпион Испании в беге на 5000 метров) ответил следующее: «Я не заслуживал победы – отрыв был велик, и я не имел шансов догнать соперника, если бы он не ошибся. Мне важнее сохранить достоинство, чем выиграть».

Противоположный пример. В похожей ситуации на одном из марафонов лидировавший кенийский атлет – практически уже победитель – радостно вскинул руки и перешел на шаг, и в этот момент из-под его руки вылетел бегун из Катара и выиграл соревнования.

Спортивное ориентирование

Датский спортсмен Ханс Оле Кеттинг, не задумываясь, сошел с трассы, чтобы оказать помощь получившему травму сопернику.

Настольный теннис

Анджей Грубба из Польши в финале престижного и очень денежного турнира Гран-При, ведя в пятом сете 19:17, отказался от очка, по ошибке засчитанного в его пользу. В итоге проиграл шведу Уве Вальднеру.

Плавание

Француз Мишель Пу не вышел на старт отборочного заплыва. Считал, что в олимпийский Сеул должен поехать другой, более сильный пловец.

Конный спорт

Вольфганг Бринкманн из ФРГ, завоевавший на Олимпиаде в Сеуле «золото» в команде, добровольно отдал свое место в личных соревнованиях вечному сопернику, который в конце концов получил «бронзу».

Фехтование

На олимпийских играх 1928 года французский фехтовальщик Люсьен Годен был задет рапирой противника. Когда судья провозгласил: «Не попал!», Годен вышел вперед и закричал: «Попал!». Результаты соревнования были вследствие этого пересмотрены не в его пользу.

Французский фехтовальщик Жан-Мишель Анри отказался от укола, засчитанного было арбитром в его пользу в поединке крупного турнира, входящего в зачет Кубка мира.

Стрельба из лука

На чемпионате России 1995 г. Елена Тутатчикова в финальных соревнованиях по стрельбе из лука по результатам спарринга с Ольгой Беловой выводится судьями в следующий круг соревнований. Подсчитав в перерыве свои результаты, Елена обнаруживает ошибку судей в подсчете, заявляет об этом в судейскую коллегию и выбывает из состязаний, лишив себя возможности продолжать борьбу за медали чемпионата.

Подводное плавание

У каждого общественно-культурного движения есть программы, документ, символика, девиз. Выделены и главные ориентиры, к которым устремлены единомышленники олимпийского спорта.

История олимпийского движения насчитывает более ста лет, но проблемы соблюдения этики и механизмы внедрения ценностей олимпизма в практику спорта и повседневную жизнь являются актуальными и сегодня. Инициатором возрождения Олимпийских игр с учетом требований современности, но с соблюдением этических принципов древних греков был выдающийся ученый, педагог барон Пьер де Кубертен.

Сам Кубертен говорил: «Олимпизм не учение, а духовное движение». С тех пор сотни ученых на протяжении многих десятилетий пытаются кратко сформулировать сущность олимпизма. А все же ничего не придумали лучше того, что сказано в Хартии: «Олимпизм - это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума», т.е. гармонично уравновесить в одной личности достоинства тела (его ловкость, силу и другие «двигательные качества»), могучую волю и просветленный разум. Сегодня олимпийская победа и ее творцы воспринимаются как национальное достояние.

Олимпийский спорт - это уникальное явление, основанное на сотрудничестве между государствами и разными народами. Участниками олимпийского движения являются: зрители, организаторы спортивных соревнований, тренеры, судьи, научные работники, врачи, специалисты по допинг-контролю, представители деловых кругов и средств массовой информации, инженеры, режиссеры и т.д.

Однако центральное место в олимпийском спорте принадлежит спортсмену, который является образцом для подражания, примером, а также служит стимулом, вдохновляет и заставляет юных спортсменов мечтать об участии в Олимпийский играх (Энциклопедия олимпийского спорта, 2004. С. 32).

Олимпийская этика современного спорта имеет логическую связь с историей соревнований древних греков и принципами их поведения, дошедшими до нас из глубины веков.

Есть своя священная атрибутика и у современного олимпизма.

В 1896 году в Афинах прозвучал впервые олимпийский гимн. За исключением Хартии, другим символам - переплетению колец, клятве суждено было появиться позднее. Е1апример, «Оду спорту» (Приложение 16) Пьер де Кубертен написал лишь 16 лет спустя, накануне стокгольмских Игр. «Rem verba sekventur», - любил повторять Кубертен изречение древних римлян. «Слово следует за делом». Страстная мысль просветителя диктовала порой одно, а жизнь корректировала плоды пылкого воображения. От Игр к Играм шлифовался куберте- новский кодекс олимпизма. Но духовный арсенал олимпийского движения вряд ли был бы столь многогранен, если бы не входила в него «Ода спорту» - глубоко лиричное и в то же время полное пафоса гражданственности поэтическое воплощение концепции Олимпийских игр современности.

Впервые олимпийская клятва прозвучала в 1920 г.

Олимпийская клятва - торжественное обещание, уверение. Олимпийскую клятву при открытии очередной Олимпиады произносит наиболее выдающийся атлет команды ее организаторов. Существуют две клятвы. Первая - от имени участников. Текст ее предложил Пьер де Кубертен. Правда, теперь клятва несколько изменилась. Вот как она звучит в наши дни: «От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, без допинга и наркотиков, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд».

Вторая - клятва спортивных арбитров. Она появилась на Играх 1968 г. в Мехико. И предложил ее наш Олимпийский комитет! Текст доходчивой и ответственной клятвы таков: «От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности во время этих Олимпийских игр со всей беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся в подлинно спортивном духе».

Слова об олимпийском девизе, прозвучавшие по-латински: «Си- тиус, альтиус, фортиус!», принадлежит французскому священнику Анри Дидону, директору одного из духовных колледжей. Во время открытия соревнований в колледже он, далекий человек от спорта, выразил в коротком изречении сущность спортивной борьбы, устремление современного олимпизма. Они очень понравились Кубертену. А скромный священник, конечно, и помыслить не мог, что три удачно выбранных слова обессмертят его имя. (Твой олимпийский учебник: учеб, пособие / В.С. Родиченко [и др.]. М.: Физкультура и спорт, 2008. С. 104-109).

Таким образом, олимпийский девиз - это краткое изречение, выражающее основную идею поведения или деятельности спортсмена. В данном случае - «Быстрее, выше, сильнее!».

Существуют принципы первого Кодекса чести спортсменов-олим- пийцев.

  • 1. Почетна и желанна многотрудная победа; случайная или легкая победа не приносит морального удовлетворения.
  • 2. Атлет всегда должен помнить, благодаря чьим усилиям он стал победителем; слова благодарности тренеру - признак хорошего тона.
  • 3. Не следует заострять внимание на отрицательных моментах соревнований.
  • 4. Необходима гармония физической силы и порядочности.
  • 5. Жажда награды нередко превосходит порядочность; пусть жажда славы не заставит свернуть с прямого пути.

Таким образом, нормы и требования Кодекса направлены на формирование гармонично развитой личности с глубокими морально- этическими убеждениями.

Однако существуют причины, отрицательно влияющие на соблюдение нравственности в спорте, можно выделить политизацию; коммерциализацию; профессионализацию. Они провоцируют типичные нарушения этики в олимпийском спорте: 1) применение допинга; 2) случаи коррупции в олимпийском движении; 3) агрессия и жестокость некоторых участников; 4) неправедные поступки некоторых олимпийцев; 5) нечестное судейство; 6) шовинизм, апартеид.

Допинг является серьезной угрозой олимпийской этике и честной игре. «Принимать допинг - означает умереть. Умереть физиологически при наступлении необратимых процессов в организме; умереть физически, как показали трагические факты последних лет, и умереть интеллектуально, духовно, соглашаясь мошенничать, признавая свое бессилие или недостаток воли честно использовать собственные возможности или сделать усилие, чтобы их превзойти; в конце концов, умереть морально, фактически поставив себя вне правил поведения, предъявляемых гуманным обществом», - заявил президент МОК Х.А. Самаранч на 94-й сессии МОК, которая состоялась накануне открытия XXI Олимпийских игр в Сеуле (Хоти, А. «Допинг и этика» - тема с традицией и, очевидно, без конца // Наука в олимпийском спорте. 2003. № 1. С. 106-107).

В последние годы особенно актуальным стал вопрос о чистоте спорта, так как победа на крупнейших международных соревнованиях не только приносит известность спортсмену, его стране, клубу, федерации, но и сулит значительные материальные выгоды. В таких условиях спортсмены и их окружение подчас стремятся к победе любой ценой, сознательно нарушают установленные правила. Поэтому надежды на Фэйр плэй выглядят иллюзорными, если обратиться к динамике распространения наркотиков. Количество запрещенных препаратов составляет сегодня свыше 24 тысяч наименований. Обнаружить допинг удается не всегда, а его применение приводит к негативным последствиям.

Официальная статистика смертельных случаев от употребления допинг-препаратов спортсменами не ведется, однако существуют факты, подтверждающие это. Приведем неполный список жертв допинга. Указаны лишь те случаи, когда врачи смогли установить, что смерть наступила от приема стимуляторов.

Случаи применения допинга, которые привели к летальному исходу

Первым зафиксированным фактом смерти из-за применения допинга является смерть английского велогонщика Дэвида Линтона на соревнованиях во Франции от чрезмерной дозы кокаина с героином.

На Олимпийских играх в Стокгольме смертельный случай произошел с марафонцем от передозировки наркотических препаратов.

Во время велогонки умерли Кнуд Йенсен и Дик Говард вследствие употребления амфетаминов.

Во время велогонки «Тур де Франс» от передозировки амфетамина умер Томми Симпсон.

Оборвалась жизнь ватерполиста Билли Илвисакера от чрезмерного употребления кокаина.

От злоупотребления кокаином погиб американский баскетболист Лео Байес.

Погибли многоборец Беджит Дрессел и культурист Дэвид Синг вследствие употребления анаболитических стероидов; профессиональный футболист Дон Роджерс, который использовал кокаин

Это далеко не полный список жертв допинга. Еще несколько фактов для полноты картины.

  • 1968 год - проведены первые допинг-тесты на Олимпиаде в Мехико.
  • 1988 год - Бен Джонсон - первый спортсмен, который был лишен золотой олимпийской медали за применение допинга.
  • 2002 год - Лариса Лазутина и Ольга Данилова были лишены медали на Зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Данилова потеряла «золото» и «серебро», а Лазутина - «золото» и два «серебра».
  • 2004 год - Олимпиада в Афинах установила антирекорд по количеству допинговых дисквалификаций, которых было более 20.
  • 2008 год - от участия в Олимпиаде были отстранены сразу семь российских легкоатлеток.
  • 2012 год - в июне было проверено на допинг 608 кандидатов в российскую сборную.

Борьба с допингом в мире не прекращается ни на минуту, но, к сожалению, не прекращается и применение допинга. В отношении приема запрещенных препаратов наша страна достигла уровня мировых стандартов, а по некоторым позициям и превзошла их.

После зимней Олимпиады 2002 г. мировая общественность задалась вопросом: «Почему знаменитый норвежский биатлонист Уле- Эйнар Бьерндален вполне официально использовал допинг на основании справки врача о имеющейся бронхиальной астме?» Диагноз «астма» имели чуть ли не все лыжники и биатлонисты скандинавских стран. На летней Олимпиаде в Сиднее этой же «профболезнью» были поражены более 600 олимпийцев, из них 112 - из сборной США.

Между тем в мировой практике существуют и другие примеры. Известной финской биатлонистке К. Варне с помощью юристов удалось добиться отмены пожизненной дисквалификации за неоднократные случаи употребления допинга. Напомним, что в январе 2008 г. в ее крови второй раз был обнаружен допинг - эритропоэтин (ЕРО). Однако финские юристы выявили нарушения антидопинговых функционеров, которые вскрыли пробу «В» вне присутствия К. Варне, чем нарушили права спортсменки, и спустя год наказание было отменено.

Рост масштабов использования специальных веществ, в том числе в российском спорте высших достижений, скандалы вокруг результатов допинг-тестов множества знаменитых спортсменов задают всеобщий характер борьбе вокруг допинга. Будучи не новой для спорта в целом, морально-нравственная сторона этой проблемы становится все острее.

Согласно одному из последних отчетов Российского антидопингового агентства (РУСАДА), только в 2009 г. 61 спортсмен был дисквалифицирован за употребление запрещенных препаратов. Наибольшее количество- 14 человек - в тяжелой атлетике. Второе место делят легкая атлетика и пауэрлифтинг - по девять человек. Далее следует гребля (шесть спортсменов), велоспорт (пять спортсменов), спортивная гимнастика, бокс, биатлон и дзюдо (по два спортсмена). По одному атлету дисквалифицировано в баскетболе, гандболе, самбо, синхронном плавании, лыжном двоеборье, лыжных гонках, плавании, спортивной стрельбе, стрельбе из лука и в спорте для лиц с ограниченными возможностями (слепых). Пожизненно от большого спорта отстранены семь человек. Иногда уличенные в применении допинга видные спортсмены возвращаются в большой спорт. Так, в декабре 2010 г. на старт вышли отбывшие дисквалификацию известные биатлонисты Екатерина Юрьева и Дмитрий Ярошенко.

Важным шагом к положительному ответу на этот вопрос может стать разрешенная спортивная фармакология. Ее использование уже дало множество результатов, не отягощенных отрицательными последствиями. В частности, отвечавший в течение 20 лет (1980-2000 гг.) за фармацевтическое обеспечение сборных команд СССР и России профессор Р. Сейфулла создал десять препаратов, которые не являются запрещенными, но в то же время улучшают спортивный результат путем оптимизации внутренних резервов организма. Таким образом, необходим системный научный подход к развитию спортивной фармакологии, позволяющей без ущерба здоровью спортсмена развивать его физические и ментальные качества.

Победить эпидемию допинга в большом спорте можно, только вырвав с корнем сплетение его духовных причин. В каком направлении следует искать причины разнообразных следствий распространения допинга? Известный чешский философ спорта А. Хегенова считает, что «допинг не только не этичен, но является фундаментальной ложью». (Хегенова А. Спорт и его философское значение // Философия образования. 2010. № 1. С. 162).

Отсюда следует, что кроме педагогической, психологической и этической необходимо разработать антидопинговую духовную парадигму. Еипотетически ее основой может стать комплекс верований, идеалов, традиций, этических ценностей, систем табу, комплекс, опирающийся на духовно-нравственные установки прошлого и настоящего. В борьбе с допингом слабо используются возможности разъяснения, пропаганды и агитации против этого зла. Уровень знаний о вреде допинга для здоровья, о способах и средствах борьбы с ним у спортсменов, тренеров, педагогов, воспитателей крайне низок. Большой вред борьбе с допингом наносит отсутствие разработок по воспитанию спортсменов в духе неприятия допинговых препаратов, в духе олимпийских принципов Фэйр плэй.

Таким образом, на сегодняшний день проблема допинга является довольно сложной и неоднозначной. И она будет существовать в спорте до тех пор, пока ценностные ориентации общества будут сосредоточены в сфере материальных интересов. Пока спорт отражает социальные процессы, найдутся люди, которые ради победы представителя своей страны, федерации или клуба станут пичкать атлета всем, что необходимо для победы, и найдутся спортсмены, которые согласятся принимать любые, даже самые опасные вещества. Однако не меньше спортсменов умерло после завершения спортивной карьеры.

Актуально сегодня высказывание заслуженного тренера СССР В.А. Лонского: «Почему мы протестуем против применения допингов? Ведь они ускоряют нервно-мышечные реакции, позволяют компенсировать недостатки тренированности. Они вредны? Безусловно! Как кнут, заставляющий лошадь из последних сил тащить непомерную тяжесть, они заставляют неподготовленный организм работать на повышенных оборотах, за короткое время выкладывать все резервы, непомерно расходовать энергию. Поэтому в профессиональном спорте нередки тяжелые травмы и даже смертельные исходы на соревнованиях. Применение допингов делает спортивные соревнования бессмысленными, ибо подменяет соперничество людей соперничеством химических препаратов» (Лонский В.А. Что вам сказать про высоту? М.: Молодая гвардия, 1972 С. 70-71).

Настоящее наступление на допинг началось после проведения Международной конференции 20 августа 1998 г. по допингу в спорте. Участники конференции обсуждали следующие вопросы: «Защита атлетов», «Этика и профилактическое образование», «Правовые и политические аспекты», «Финансовые аспекты».

Итогом работы конференции стала Лозаннская декларация о допинге в спорте (февраль 1999 г.), в ней нашли отражение наиболее принципиальные положения по шести основным разделам: «Образование, профилактика и права спортсмена», «Антидопинговый кодекс олимпийского движения», «Санкции», «Международное независимое антидопинговое агентство», «Ответственность МОК, МСФ и Спортивного арбитражного суда», «Сотрудничество олимпийского движения с общественными организациями».

В первом разделе говорится о том, что Олимпийская клятва должна распространяться на тренеров и других официальных лиц, включать уважение к принципам единства, этики и честной игры в спорте, соблюдать полную открытость во всех видах деятельности по борьбе с допингом, за исключением тех случаев, когда конфиденциальность необходима для защиты основных прав спортсменов.

Что касается Антидопингового кодекса олимпийского движения, то его решили принять в качестве основы борьбы с допингом, который определяет использование как искусственных веществ, так и методов, потенциально опасных для здоровья спортсменов или способных улучшить их спортивные выступления.

Наступление на допинг МОК продолжил на своей 110-й сессии, которая прошла в Лозанне 11 - 12 декабря 1999 г. и на которой были приняты следующие решения.

  • 1. Клятва олимпийцев должна включать положение о спорте без допинга. Точный текст должен быть согласован с «Комиссией атлетов».
  • 2. Чтобы получить допуск на Олимпийские игры, каждый атлет должен иметь «паспорт» с информацией, позволяющей проводить эффективный допинг-контроль и следить за состоянием его здоровья. Такую систему должно внедрить ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство).
  • 3. Как организация, ответственная за допинг-контроль во время Олимпийских игр, МОК будет проводить внесоревновательный допинг-контроль атлетов параллельно с процедурой их аккредитации.
  • 4. В случае апелляции против санкций проба «В» должна пройти тест в лаборатории, отличной от той, где проверялась проба «А». Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) должно внедрить такую систему.
  • 5. Вид спорта, в котором не следуют Антидопинговому кодексу олимпийского движения, в частности не проводят внесоревнователь- ных проверок в соответствии с правилами ВАДА, не может оставаться в программе Олимпийских игр.

Что касается ВАДА, то его первым практическим шагом стало проведение 2073 тестов на допинг перед XXV11 Олимпиадой. Были выявлены 23 нарушителя. Во время Игр в Сиднее МОК проводил допинг- контроль и обнаружил 11 положительных проб. Все нарушители были наказаны. Шесть спортсменов лишились медалей, в том числе трое - румынская гимнастка Андреа Радучан, болгарская тяжелоатлетка Изабелла Драглева и германский борец Александр Ляйпольд - золотых.

Коррупционная деятельность некоторых участников проявляется в нечестном судействе. Руководствоваться принципами Фэйр плэй должны все субъекты олимпийского движения, в том числе и судьи. Зрители рассматривают необъективное судейство как личное оскорбление. Есть множество примеров, когда судьи влияли на исход соревнований.

Первый судейский скандал в фигурном катании произошел в Лондоне в 1908 г. - почти как спустя 94 года в Солт-Лейк-Сити, когда спортсменам вручили два комплекта наград - только было это в мужском одиночном катании. Чемпион был определен отдельно в фигурах на льду и отдельно в произвольном катании.

Вручению второй золотой медали россиянину Николаю Пани- ну-Коломенкину предшествовал ряд не менее скандальных событий. После того как Панин исполнил на льду одну из обязательных фигур

«восьмерку», швед выбежал на лед и закричал: «Разве это восьмерка? Посмотрите! Да она же кривая!» Но судьи высоко оценили мастерство Панина. После еще одной фигуры швед Сальхов повторил свою программу, и арбитры засомневались, оценки были снижены. И в итоге после обязательных фигур лидер соревнований - Николай Панин- Коломенкин снялся и уехал из олимпийского Лондона. Чемпионом после произвольного катания стал Ульрих Сальхов.

Лишь спустя полгода на церемонии закрытия Игр организаторы принесли Панину свои извинения. Сегодня о скандале забыли, и сейчас весь мир помнит, что в 1908 г. два фигуриста стали олимпийскими чемпионами в Лондоне - Ульрих Сальхов и Николай Панин-Коло- менкин (Фигурное катание в Санкт-Петербурге: история и современность. 2008. № 1. С. 3-5).

На Олимпийских играх в Афинах (2004 г.) чемпионом по спортивной гимнастике стал американец Поль Хамм, хотя корейский гимнаст Тае Енг Янг выступал лучше. Судьи «просчитались», а когда их ошибка была установлена - результат не изменили. В выступлениях гимнастов на перекладине судьи занизили оценку Алексею Немову, негодование болельщиков длилось 12 минут, пока Алексей их не успокоил. Судьи вынуждены были пересмотреть свое решение и поставить более высокий заслуженный балл.

Агрессия и жестокость некоторых участников имеют место в достижении успеха в соревновательной деятельности. Ведущие специалисты в области спорта высших достижений наиболее перспективными считают спортсменов с ярко выраженной «спортивной злостью», стремлением к доминированию (Платонов В.И., 2004).

Однако в спорте имеют место случаи неоправданной жестокости. Направленность на рекорды провоцирует некоторых спортсменов на игру на грани агрессии, стремление победить любой ценой. Так, на Олимпийских играх 1976 г. в Монреале выдающийся пятиборец Борис Онищенко встроил в свою шпагу тайную кнопку. Он фактически не наносил уколы сопернику, а соединял контакты пальцами на рукоятке шпаги - лампочка загоралась, и судья засчитывал победный укол. Разоблачение было позорным: сборную СССР дисквалифицировали, а «пятно» с флага советского спорта пришлось «смывать» еще долгие годы.

Неправедные поступки совершаются некоторыми спортсменами. Спортсмен является славой и гордостью своих стран, в их честь поднимается флаг страны и звучит гимн. Имеют место случаи нечестной игры в разных видах спорта. Это не может оправдать некрасивые поступки некоторых спортсменов. Так, например, в обувь подкладывается кнопка или битое стекло, подрезается «молния» или портятся ребра на коньках, подкручиваются шурупы и др.

Занятия спортом являются одним из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом без дискриминации любого рода и в олимпийском духе, основанном на взаимопонимании, солидарности, дружбе и справедливой игре. Любая форма дискриминации в отношении страны или личности по признаку расы, религии, политики, пола несовместима с принадлежностью к олимпийскому движению. Одной из составляющих концепции современного олимпизма является гуманистическая идея - равенство людей независимо от цвета кожи, расовой или национальной принадлежности и социального статуса.

Идея борьбы с апартеидом в спорте имеет давнюю историю. В 50-е годы Южно-Африканская Республика находилась под контролем белого меньшинства. Национальные спортивные федерации создались «только для белых». Спорт в ЮАР базировался на таких принципах:

  • спортивное движение белого и цветного населения организуется раздельно;
  • межрасовые соревнования в пределах страны запрещены;
  • спортивные соревнования цветного населения страны должны быть лишены возможности получить международное признание;
  • цветные спортсмены не могут наравне с белыми участвовать в международных соревнованиях.

Реакцией Международного Олимпийского Комитета на такую политику было лишение Южно-Африканской Республики (ЮАР) права принимать участие в Олимпийских играх 1964 и 1968 гг., а в 1970 г. - исключение НОК ЮАР их олимпийского движения. 10 декабря 1985 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) была вынуждена принять и ратифицировать Международную конвенцию против апартеида в спорте, в которой отмечалось:

  • апартеид является преступлением, нарушением принципа международного права, в частности цели и принципа Устава ООН;
  • апартеид, как и раньше, господствует в спорте и обществе, а так называемые реформы не привели к существенным изменениям;
  • необходимо обеспечить безусловную поддержку олимпийского принципа недопустимости какой-либо дискриминации на основе расовой, религиозной или политической принадлежности, а единственным критерием должны быть спортивные показатели (Энциклопедия олимпийского спорта, 2004. С. 23-33).

А это значит, что все спортсмены равны, у всех равные условия для соревнования, для победы. Воспитывать молодежь при помощи занятий спортом, без какой-либо дискриминации, в духе дружбы, солидарности и справедливой игры. И одновременно это движение, которое стремится укреплять - сотрудничество между спортсменами всех континентов.

В современном спорте шовинизм проявляется в оскорблении относительно национальной принадлежности. В финальном матче чемпионата мира по футболу 2006 г. Мазко Матерацци оскорбил Зинеддина Зидана относительно национальной принадлежности. Капитан французской сборной в ответ ударил итальянца, за что был удален с поля. Неэтичное поведение Матерацци и несдержанность Зидана обсуждались во всем мире.