Дидактическая игра птицы цель. Игра на внимание «Птицы»

Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
  • Углубить представления детей о причинах отлета птиц.

2. Развивающие:

  • Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
  • Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
  • Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
  • Развивать любознательность, активность, самостоятельность
  • Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Физическое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.
  • Беседы с детьми о птицах.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
  • Разгадывание загадок о птицах.
  • Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?», настольно-печатная игра «Наши соседи».
  • Выполнение налепа «Птицы на ветке».
  • Конструирование из кефирных коробок «Кормушки».
  • Заучивание стихотворений: «Воробьи и кот», «Березовый сок», «Валенки» Т. Шорыгиной; «Жаворонок» В. Жуковского; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Воробышки» С.Есенина; «Ворона» А.Барто; «Снегирь» Е.Демьянова.
  • Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; «Гаечки» М.Пришвина; рассказы из книги «Птицы. Какие они?» Т.Шорыгиной.

Материалы:

  • ИКТ (интерактивная доска) с подборкой материала.
  • Костюм фотоохотника.
  • Картонные медали «Друзья птиц».
  • Энциклопедия «Птицы».
  • Фотоснимки «Птицы».
  • Цветные карандаши, альбомные листы.

Ход НОД

Воспитатель: Вы обратили внимание на то, что на участке стало меньше птиц? Что с ними могло случиться? (ответы детей).

А почему от нас улетели птицы на юг? (ответы детей).

Как называются такие птицы? (ответы детей).

Ребята, но птицы не все улетели. Как называются те, которые остались? (ответы детей).

А они почему не улетели? Они не бояться зимы? (ответы детей).

А вы знаете, какие птицы зимующие, а какие перелетные? (ответы детей).

Сейчас мы поиграем и проверим.

Проводится дидактическая игра на интерактивной доске «Зимующие и перелетные птицы».

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Описание игры.

На странице расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы птицы смогли пережить зиму, под их перьями пух становится гуще, крепнет клюв для того, чтобы птицы смогли доставать насекомых в коре деревьев и щелях домов.

А как вы думаете, какие птицы улетели первыми?

Дети: Те, которые питались насекомыми, а насекомые спрятались.

Воспитатель: Сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы знаете, чем питаются зимующие и перелетные птицы.

Проводится дидактическая игра на интерактивной доске «Кто чем питается?»

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Задача: закрепить знание детей о питании птиц.

Описание игры.

На странице расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.

Воспитатель: Да, перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать себе его в зимних условиях. Зимующие птицы могут отыскивать себе спрятавшихся насекомых, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семечками хвойных. И все-таки тяжело птицам зимой, особенно в снегопад, метель, сильный мороз. Поэтому они стараются приблизиться к жилищам людей. А мы должны им помочь. Ребята, а как мы можем это сделать?

Дети: Кормушки сделать и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.

Раздается стук в дверь. Входит фотоохотник с фоторужьем.

Фотоохотник: Здравствуйте! Я правильно пришел туда, где ребята считают себя друзьями птиц?

Воспитатель: А Вы кто? И почему у Вас ружье?

Фотоохотник: Это фоторужье. При помощи его я наблюдаю за птицами, животными, растениями и фотографирую интересные моменты из их жизни.

Воспитатель: Дети, вы догадались, кто это?

Дети: Фотоохотник!

Фотоохотник: Ребята, а вы много знаете о жизни птиц?

Фотоохотник: Давайте это проверим. Предлагаю вам поиграть. Игра называется «В мире птиц».

Проводится игра на интерактивной доске «В мире птиц».

Дидактическая игра «В мире птиц»

Задача: закрепить знание детей о птицах.

Описание игры.

На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает стилусом на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.

Вопросы под рамками:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и лечинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)

По окончании игры фотоохотник хвалит детей и вручает им медали «Друзья птиц».

Воспитатель: Фотоохотник, а сейчас мы тебя приглашаем поиграть.

Проводится физкультминутка «Снегири».

Вот на ветках, посмотри 4 хлопка руками по бокам и
В красных майках снегири. 4 наклона головы.
Распушили перышки, Частые потряхивания руками,
Греются на солнышке. опущенными вниз.
Головой вертят, 2 поворота головы на каждую
Улететь хотят. строку.
- Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате,
За метелью, за метелью! взмахивая руками, как крыльями.

Воспитатель: Дорогой, фотоохотник, ты наверное устал. Присядь, отдохни. Ребята хотят кое-чем порадовать тебя. Они не такие хорошие фотографы, как ты, но зато очень любят рисовать. Сейчас они нарисуют для тебя своих любимых птиц.

Дети рисуют цветными карандашами на тему «Моя любимая птица». Выполненные рисунки дарят фотоохотнику.

Фотоохотник беседует с детьми по вопросам:

  • Почему ты нарисовал эту птицу?
  • Где ты ее встречал?
  • Что ты о ней знаешь?
  • Что хочешь о ней узнать? (Ответы детей.)

Фотоохотник: А я на прощание хочу вам подарить фотографии самых интересных моментов из жизни птиц, которые я наблюдал, и энциклопедию «Птицы».

Воспитатель: Спасибо, фотоохотник, тебе за твои фотографии. Мы с удовольствием будем их рассматривать и ждать новых.

Фотоохотник прощается и уходит.

Воспитатель: Дети, что нового вы узнали о птицах? (Ответы детей) А что удивило вас из того, что вы сегодня узнали? (Ответы детей.) Какие вопросы о птицах для вас были трудными и вы не знали на них ответа? (Ответы детей.) Что еще о птицах вы хотели бы узнать? (Ответы детей.)

Воспитатель: А новые знания мы получим из той книги, которую подарил нам фотоохотник.

Список используемой литературы:

  1. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?».
  2. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия».
  3. С. Д. Сажина «Технология интегрированного занятия в ДОУ».
  4. Н. В. Нищева «Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

Татьяна Дедловская

Дидактическая игра «Расскажи о птице » .

Цель. Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Материал. Предметные картинки из серии «Перелетные птицы » , набор графических схем.

Ход игры

Логопед предлагает детям рассказать о птице , используя схемы.

Например :

Это ласточка. Она черного цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой.


Дидактическая игра «Игра в слова»

Цель. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать слуховое внимание, мышление, память.

Материал. Предметные картинки : грач, ласточка, лебедь.

Ход игры

Дети рассматривают изображение одной птицы . Логопед предлагает хлопнуть в ладоши на слово, подходящее к описанию данной птицы .

Слова : перелетный , крупный, маленькая, лес, поле, озеро, летает, ловкая, черный, белый, белогрудая, быстрая, плавает.

Дидактические игры «Вот такие птицы»

Дидактическая игра «В мире птиц»

Задача: закрепить знание детей о птицах.

Описание игры.

На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает стилусом на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.

Вопросы под рамками:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и лечинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)

Упражнение «Нелепицы»

Послушай предложения. Расскажи чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

  • Птенцы высиживают яйца.
  • Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
  • Дети сделали для аистов скворечники.
  • Тело птицы покрыто шерстью.
  • Птенцы строят гнёзда.
  • Скворец живёт в будке.

Упражнение «Скажи одним словом».

Закончи предложения по образцу.

  • У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
  • У соловья звонкий голос, поэтому его называют … (звонкоголосым).
  • У сороки хвост длинный, поэтому её называют …. (длиннохвостой).
  • У сороки белые бока, поэтому её называют …. (белобокая).
  • У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют … (желтогрудая).
  • У вороны чёрные крылья, поэтому её называют … (чернокрылая).
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый)

Дидактическая игра «Летает – не летает».

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».

Дидактическая игра «Кто (что) летает?».

Цель: закреплять знания детей о животных и птицах.

Ход игры. Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Если назван предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят: «Летит». Если нет, то дети рук не поднимают. Если кто-то из детей ошибется, то выходит из игры.

Дидактическая игра «Назови птицу с нужным звуком».

Цель: развивать у детей фонематический слух, мышление.

Ход игры. Нужно придумать птиц, название которых начинается со звука (или в названии которого есть звук): [а], [к] и др. Кто больше назвал слов, тот и выиграл.

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Цель: учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры. Дети делятся на 2 группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются.

Дидактическая игра «Птицы (звери, рыбы)».

Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, цветы) и передает маленький мячик соседу, тот называет следующую птицу и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга.


Епифанова Юлия Александровна

Дидактическая игра «Птичья столовая»

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах (названия, предпочтения в еде).

Ход игры: На столе лежит изображение кормушки, на которой «сидят» птицы, воспитатель предлагает детям накормить их, выбрав картинку с изображением подходящего корма. Дети по очереди «кормят» птиц, если ребенок дал правильный ответ, забирает птичку себе. Когда все птицы будут «накормлены», подсчитывается количество верных ответов каждого игрока. Выигрывает тот, у кого больше всего птиц (количество птиц увеличивается в зависимости от знаний детей).

Дидактическая игра «Чей хвост?»


Цель: закрепить знания по теме "Зимующие птицы", создать условия для активизации словаря, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры:

Младший возраст. Воспитатель раздаёт детям туловища птиц, а затем поочерёдно показывает хвосты. Дети должны назвать «свою» птицу и подобрать для нее подходящий хвост.

Средний возраст. Воспитатель просит детей назвать, чей хвостик потерялся.

Старший возраст. Дети самостоятельно ищут «хозяина» хвоста и проговаривают название птицы, называют, чей хвост.

Дидактическая игра «Кто прилетел» (узнай по описанию)


Цель: Упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о зимующих птицах, изображённых на картинках. Развивать воображение, речь. Воспитывать внимание, наблюдательность.

Ход игры: Ведущий (взрослый или ребенок, стоя лицом к игрокам, берёт одну из карточек, составляет описательную загадку о птице, изображённой на картинке, не показывая и не называя ее. Играющие называют варианты отгадок. Ведущий отдаёт карточку тому игроку, который правильно назовёт птицу. Выигрывает тот игрок, у которого в конце игры оказывается больше всего карточек.

Дидактическая игра «Кто лишний?»



Цель: Учить различать зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, память, речь.

Ход игры: Участникам игры предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации с изображением птиц и сказать, какая лишняя, объяснить почему.

Спасибо за внимание!

методическая разработка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад села Купино Шебекинского района Белгородской области»
КАРТОТЕКА ЗАГАДОК, ИГР, УПРАЖНЕНИЙ И

ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

по теме "ПТИЦЫ"

(Из опыта работы воспитателя

«Приобщение детей к

Подготовила: Ишкова Т.И., воспитатель

2016 год

КАРТОТЕКА ЗАГАДОК, ИГР И ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

по теме «ПТИЦЫ»

для детей дошкольного возраста

Копилка загадок о птицах

Цель:
развитие логического мышления, памяти, речи. У них есть крылья, голова, Две лапки, клюв и перья. Все появляются с яйца. Слышны их песенки с деревьев.
(Птицы)
Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам, красногрудый? - Облетел я всю Сибирь. - Как зовут тебя?
(Снегирь)
На скале он строит дом. Разве жить не страшно в нём? Хоть кругом и красота, Но такая высота! Нет, хозяин не боится Со скалы крутой скатиться – Два могучие крыла У хозяина …
(Орла)
Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют. Не боится он простуды, С первым снегом тут как тут! (
Снегирь)
Хоть я не молоток – По дереву стучу: В нем каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный.
(Дятел)
Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.
(Сорока)
Гнездо своё он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песни, и полёт Вошли в стихотворения.
(Жаворонок)
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистей и нежней? Кто же это?
(Соловей).

Что за весенняя чёрная птица Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя чёрная птица Прямо на трактор чуть не садится?
(Грач)
На шесте - веселый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер. На крыльце поет отец- Он и летчик, и певец.
(Скворец)
Непоседа птица эта, Одного с березой цвета: Верещунья, белобока, А зовут ее…
(Сорока)
Я птица мирная, Хоть и бесквартирная. Гнёзда строить не мастак, Полечу я на чердак. Станет солнце пригревать, Так люблю поворковать (
Голубь
) Из-за гор высоких И морей глубоких, Из-за рек могучих И лесов дремучих К нам весной летят певцы Долгожданные…
(Скворцы)
У нее глаза большие, Хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днём. (
Сова)
Кто-то скачет вдоль дорожки, Семечки клюет и крошки. «Здесь не страшно, не робей!» - Крикнул другу…
(Воробей)
Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В тёплый край не улетаю, Здесь, под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (
Воробей
Каждый год я к вам лечу – Зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой Ярко-красный галстук мой
. (Снегирь)
Северные гости Клюют рябины грозди, Так нарядны и ярки, На головках – хохолки! (
Свиристели)
Кто в берете ярко-красном, В черной курточке атласной. На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит. (
Дятел
) Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (
Синичка
) Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома. Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками в болото.
(Аист)
Вот со странностями птица – Посудите, впрямь чудна: Днём спокойно отоспится, Ночью – бодрствует она.
(Сова
) Посмотрите – выше крыш Небо режет быстрый ….
(Стриж)
Так важно она по болоту шагает! И живность болотная прочь убегает. Ведь если лягушка укрыться не сможет, То этой лягушке никто не поможет!
(Цапля)

В лесу на ветке она сидит, Одно «ку-ку» она твердит, Года она нам всем считает, Птенцов своих она теряет. «Ку-ку» то там то тут, Как птицу эту зовут?
(Кукушка)
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины.
(Ласточка)
Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (
Воробей)
В небе осенью курлычут, За собою в небо кличут. Долго манят нас вдали… Кто скажите?
…(Журавли)
Символ мира – это он И отличный почтальон. А ещё и в дождь и в холод Путь домой отыщет
(Голубь)
Пёстренькая птичка В чужое гнездо снесла яичко
(Кукушка)
На головке - хохолок, Хвост - как желтый лоскуток. Зимовать к нам прилетели Что за птицы?
(Свиристели)

Дидактические игры по теме «ПТИЦЫ»

Игра
– это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
Назвать птицу.

Цель:
учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Материал:
картинки птиц (домашние птицы, воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Ход игры
Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет
Кто чей?

Цель:
развивать умственные способности, определять, чей птенец, активизация словаря детей.
Материал:
картинки домашних птиц и их птенцов.
Ход игры
Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им подобрать детенышей. Ребенок называет птицу и детеныша.
Чего не хватает?

Цель:
воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь; активизация словаря.
Материал:
картинки птиц без какой – либо части тела.
Ход игры:
Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.) / Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.
Четвертый лишний

Цель:
Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
Материал:
карточки с разнообразными объектами.
Ход игры:
Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор. Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.
Кто как разговаривает

Цель:
развивать слуховое и зрительное внимание, мышление. Материал: картинки домашних птиц.
Ход игры:
Перед детьми выставляются картинки домашних птицы Утка (кря-кря) – крякает; Гусь … .) - … . Петух ….) - …. Курица) - … .
Чья птичка дальше улетит?

Цель.
Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Материал:
Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
Ход игры:
Птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребёнок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).
Один – много

Цель:
закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление, умение употреблять существительные во множественном числе.
Материал:
картинки домашних птиц.

Ход игры:
детям предлагаются по очереди картинки с изображением одной птицы и картинки с изображением нескольких птиц, при этом задается вопрос «Кто это?» Цыпленок – цыплята Курица - …. Индюк - …. Гусь - …. Утенок - …. Гусенок - ….
Угадай птицу

Цель:

Ход игры:

Какой птицы не стало.

Цель:
продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.
Материал:
карточки с изображением птиц, наборное полотно.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.
Птичий двор

Цель:
закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, утки, куры. Дети хором произносят звуки. «Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?» Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «Грру-грру-грру-грру!» «А сейчас послушайте стихотворение. Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они. Наши уточки с утра … Наши гуси у пруда … А индюк среди двора … Наши гуленьки вверху … А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споёт …! В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы: «уточки», «гуси» и др.
Собери птичью семью

Цель:
развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.
Материал:
карточки с изображением домашних птиц.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки, назвать всех птиц, а затем собрать птичью семью.
Кто как голос подает?

Цель:
развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь.
Ход игры:
Воспитатель называет известные птицы, а дети называют, как они издают звуки. Воробей - чирикает, ворона - каркает, голубь - воркует, синица - свистит, утка - крякает, соловей - поет, кукушка - кукует.
Четвёртый лишний

Цель:
развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей, учить понимать образный смысл загадок. 1. заяц, ёж, лиса, шмель; 2. трясогузка, паук, скворец, сорока; 3. бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5. пчела, стрекоза, енот, пчела; 6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7. таракан, муха, пчела, майский жук; 8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9. лягушка, комар, жук, бабочка; 10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
Счет птиц

Цель:
закрепление согласования числительных с существительными
Материал:
карточки с цифрами от 1 до 5, картинки с изображением птиц.
Ход игры:
Воспитатель показывает карточку с цифрой, а дети согласовывают существительное с числительным: Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.
Угадай птицу

Цель:
развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход игры:
Педагог называет определения, а дети должны угадать, о какой птице идет речь (как вариант игры – подобрать соответствующую картинку). Подумай, о ком можно так сказать: Серая, умная, громкоголосая – Пёстрая, хищная, большеглазая – Шустрая, белобокая, длиннохвостая – Длинноклювый, пёстрый, красноголовый – Маленький, красногрудый, черноголовый – Маленькие, шумные, коричневые – Желтогрудая, белощёкая, тонкоголосая – Краснопёрый, чернокрылый, с перекрещивающимся клювом.

Объясни словечко

Цель:
развивать логическое мышление, активизация словаря.
Ход игры:
Педагог предлагает разъяснить значение слов: красногрудый, - перелетные, - зимующие, кормушка, -бескормица, -черноголовый.
Что лишнее

Цель:
развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.
Материал
:карточки с набором из 4-х слов (картинок) : три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.
Ход игры
:Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок). Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки). Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему? ». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки). После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.
Кто потерял?

Цель:
продолжать знакомить детей в процессе игр с различными свойствами предметов, учить их учитывать эти свойства при выполнении игровых задач. Научить детей распознавать, какой птице принадлежат перья (петух, гусь, павлин, утка) из данной коллекции.
Материал:
картинки петуха, гуся, павлина, утки, изображения перьев данных птиц.
Кто где живет

Цель:
уточнить и расширить знания детей о птицах развивать речь детей, обогащать их словарь;
Материал:
картинки птиц, модули среды обитания птиц
Ход игры:
Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями «болото» - цапля, аист, журавль «водоем» - лебедь, дикая утка, чайка «лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд «город» - воробей, голубь, ворона «птичий двор» - курица, гусь, индюк.
«Покормите птиц»

Цель
: дать знания о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.
Ход игры
: дети получают большие карточки с изображением птиц. Воспитатель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц, и ставит вопрос: какая, птица любит полакомиться хлебными крошками, семенами арбуза, ягодами рябины

Подвижные игры по теме «ПТИЦЫ»

Подвижная игра «Воробышки и кот»

Инвентарь
: маска кошки. На игровой площадке цветными шнурами, лентами, чертами земле обозначаются 2 линии длиной 3, 5-4 м параллельно друг другу. Расстояние между линиями 4-5 м. Несколько в стороне, на равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают за первую линию лицом ко второй линии - это воробышки в гнездышках. Педагог произносит: Вылетайте из гнездышек, воробышки! Поклюйте зернышек, воробышки! Быстро летайте, Крыльями махайте! Раз-два, раз-два, Крыльями махайте! Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны - воробышки расправляют крылышки, - разбегаются врассыпную на площадке между двумя линиями. Кошка просыпается, произносив «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом.
Примечания.
1. Пойманные воробышки не пропускают повторений игры, они вновь встают вместе с остальными детьми, занимают свои гнездышки. 2. На роль кошки педагог назначает более активных детей, меняя водящего при каждом повторении игры. 3. Напомнить детям, что, спасаясь от кошки, они должны убегать за противоположную линию, а не за ту, за которой они стояли первоначально.
Игра малой подвижности «Где спрятался воробей? »

Инвентарь:
пластмассовая или резиновая игрушка-воробей (высота игрушки 10-15 см) . Педагог заранее прячет игрушку на игровой площадке. Педагог встает в центре площадки, дети врассыпную встают около него. Педагог говорит: Скачет шустрый воробей Все быстрей, быстрей, быстрей! Крошки хлеба поклевал, Над землею полетал, На березе посидел. Кыш. Куда-то улетел! Вас прошу, мои друзья, Вы найдите воробья! После слов педагога дети идут искать игрушку. Тот, кто первый ее найдет, приносит игрушку педагогу.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички»
Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показывает движения. Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два! Скок-скок, скок-скок! Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс. Маленькие птички, Выполняют взмахи руками. Раз-два, раз-два! Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Хлопают в ладоши. Маленькие птички, Выполняют взмахи руками. Раз-два, раз-два! Топ-топ, топ-топ! Топают ногами, руки на пояс. Маленькие птички, Выполняют взмахи руками. Раз-два, раз-два! Разлетайтесь кто куда! Разбегаются врассыпную.
Примечание.
После слов педагога «Разлетайтесь кто куда! » дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.
Ветер и птицы

Цель
. Развитие координации движений.
Оборудование.
Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).
Описание игры.
Педагог распределяет детей на группы: одна группа – птички, друга – ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в сои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать. Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребёнок будет бегать при повторении игры, но если он окажется не внимательным, флажок передается новому победителю.
Подвижная игра «Голубь».

Цель:
упражнять в произношении звуков «Л» и «Р».
Ход игры
. Дети выбирают «ястреба» и «хозяйку». Остальные дети – «голуби». «Ястреб» становится в стороне, а «хозяйка» гонит «голубей»: «Кыш, кыш!» Они разлетаются, а «ястреб» их ловит. Затем «хозяйка» зовет: «Гули-гули-гули», и «голуби» слетаются к ней. Тот, кого «ястреб» поймал, выполняет его роль, а прежний «ястреб» становится «хозяйкой».
Подвижная игра «Птицелов»
Дети становятся по кругу, выбирается «птицелов» - водящий, ко-торому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу, голосу которой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами: Во лесу, во лесочке, На заснеженном дубочке Птицы сидели, Тихо песни пели. Вот птицелов идет - В плен нас возьмет.
Дети разбегаются, а «птицелов» пытается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали, изображает свою птицу голосом, а «птицелов» угадывает, какую «птицу» он поймал. Затем выбирается новый «птицелов».
Подвижная игра «Лягушки и цапля».

Цели:
упражнять в быстром беге и прыжках в длину; развивать физические качества – ловкость, быстроту.
Ход игры
. В середине площадки рисуется болото, в котором живут лягушки. По сторонам площадки нарисован ручей, в стороне – гнездо цапли. По сигналу ведущего «Лягушки прыгают в болоте!» играющие бегают и прыгают по площадке, изображая лягушек. По сигналу «Цапля идет!» «цапля», перешагнув ручей, прыгает и ищет «лягушек». «Лягушки», спасаясь от «цапли», перепрыгивают «ручеек», стараясь спрятаться. «Цапля» пытается поймать «лягушек».
«Сокол и голуби»

Цель
: упражнять детей в беге с увертыванием.
Ход игры:
На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются домики голубей. Между домиками находится сокол (водящий). Все дети – голуби. Они стоят за линией на одной стороне площадки. Сокол кричит: «Голуби, летите!» голуби перелетают (перебегают) из одного домика в другой, стараясь не попасться соколу. Тот, до кого сокол дотронулся рукой, отходит в сторону. Когда будет поймано 3 голубя, выбирают другого сокола.
«Перелет птиц»

Цель
: развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.
Ход игры:
Дети бегают по площадке – это «птицы». По сигналу воспитателя: «Ветер, буря!» дети подбегают к гимнастической стенке (пенькам) и быстро залезают на нее – прячутся. Затем воспитатель говорит: «Солнце выглянуло». Дети слезают и вновь бегают по площадке. Игра повторяется 4–5 раз.
Пальчиковые игры по теме «ПТИЦЫ»
Я зимой кормлю всех птиц Голубей, ворон, синиц, Воробьев и снегирей – Вот кормушка у дверей. Дам им булки, пшенной каши, Дам им зерна, семена. А синице дам я сало, Пусть клюет его она. Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц. Показывают одной рукой на кормушку. Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм. Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения. Воробьи – воробушки,
Серенькие перышки! Клюйте, клюйте крошки У меня с ладошки! Нет, с ладошки не клюют И погладить не дают. Как бы нам поладить, Чтоб дались погладить? Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик. Шевелят выпрямленными пальцами рук. Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот. Подуть на раскрытые ладони. Погладить тыльные стороны рук поочередно. Хлопки в ладоши. Потереть ладоши друг о друга. *** Тили-тели, тили-тели – С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж – Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели! Скрестить большие пальцы, помахать ладошками. Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками. Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.
Ну-ка, посчитай-ка!
Десять птичек – стайка. Вот ворона, галка тут, Здесь воробушки живут. Голуби воркуют, По теплу тоскуют. Сидя на снегу глубоком, Растрещалася сорока. Красногрудый снегирек Солнышку подставил бок. Свиристели прилетали, Всю рябину обклевали. А синица-озорница Со сестрицами резвится. Дятел дерево долбит, Молча клест в гнезде сидит Хлопки в ладоши. Ладони открыты, пальцы растопырены. Загибать пальцы поочередно.
Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли… В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник – посмотри – Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг, со всех краев – Стая жадных воробьев. В пятницу, в столовой нашей, Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Прилетело семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Было общее веселье. Удары кулачками друг о друга сверху. Раскрыть ладошки. Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев. Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ по теме «ПТИЦЫ»

«Воробей»

Цели
. Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания за воспитателем. Совершенствование умения выполнять прыжки на двух ногах. Закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выйти на ковер и встать в круг. Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за воспитателем. Воспитатель поощряет проявления инициативы и самостоятельности. Шустро скачет воробьишка, Прыгают по кругу на двух ногах. Птичка - серая малышка. По двору шныряет, По два поворота головы влево- Крошки собирает. Вправо на каждую строчку. ***
«Птички»
Летели птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились
Все люди дивились. Сели, посидели, Взвились, полетели Песенки запели. Имитируют движения по тексту ***
«Утки»

Цели.
Координация речи с движением. Совершенствование навыка договаривания словосочетаний. Расширение и уточнение глагольного словаря {качались, брызгались, плескались). Закрепление умения приседать без опоры. Развитие подражательности, творческого воображения.
Описание.
Воспитатель приглашает детей выйти на ковер, выразительно произносит текст и показывает детям, как следует выполнять движения. Дети делают упражнение вслед за педагогом и договаривают словосочетания. Воспитатель побуждает детей к произнесению текста. Особое внимание уделяется развитию подражательности. Ути-ути-утки, Вперевалку идут по кругу друг за другом. Уточки-малютки На волнах качались, Приседают. Встают, Брызгались, плескались. машут руками, как крыльями.