Если вы пытаетесь помочь своему зависимому близкому. Как помочь зависимому

Нельзя помочь человеку, который уверен в том, что ему помощь не нужна. Однако можно помочь принять решение выздоравливать.

Специалисты много лет работающие в сфере лечения и реабилитации химически зависимых свидетельствуют о том, что практически не бывает случаев, когда больной приходит на лечение от объективно «плохой жизни», в которой ему «есть на что» употреблять. Как правило, дома благоприятная обстановка, есть, где жить, есть что кушать, милиция не докучает, здоровье в порядке и вот однажды утром он проснулся, просветлел лицом и решил пойти лечиться. Такого не бывает! У зависимых нет совести во время употребления. У зависимых нет контроля во время употребления, нет сострадания и сопереживания к близким, когда они ищут новую дозу. Они не думают, где вы берете деньги, которые им даете, сколько у вас долгов и какое у вас здоровье, с каким настроением пребываете вы! Они думают только о том, как удовлетворить свою непреодолимую тягу - зависимость .

Лучше собрать один раз нужную сумму денег на центр с высококвалифицированными специалистами , где уделяют внимание не только лечению, но и психологической реабилитации, работе с созависимыми, чем регулярно и абсолютно бесполезно тратить деньги на выводы из запоев, докторов нетрадиционной медицины, стараться справиться своими силами, теряя надежду, здоровье и силы.

Многие семье уже не имеют денег на лечение своего любимого, родного и дорогого наркомана или алкоголика, потому что большую часть заработанного отдавали на его употребление и неэффективное лечение. Пока этого не произошло и с вами - прекратите участвовать и способствовать употреблению вашего сына, внука, мужа, отца. Вы сохраните ценное время своей и его жизни, которое можно потратить с пользой на борьбу с проблемой, пройти лечение в центре, где есть реальные результаты.

В случае химической зависимости происходит серьезное поражение не только физической, но и духовной сферы человека. Чаще это относится к качеству взаимоотношений с семьей, обществом, самим собой, и всем миром. По мере развития заболевания, у зависимого эти естественные отношения и связанные с ними ценности заменяются более тесными отношениями с химическим веществом и становятся первостепенными. Все остальное утрачивает свою значимость. Обычно, близкие к химически зависимым люди считают, дескать, если бы он меня любил, то отказался от своей пагубной страсти. Но это не так. Снижение ценности семейных отношений происходит не по его доброй воле - это еще одно проявление болезни.

А еще нужно понимать, что алкоголизм и наркомания - неизлечимы до конца. Алкоголики и наркоманы не бывают бывшими… НО, в процессе реабилитации, учатся осознавать этот факт, получая необходимую помощь от терапевтов, психологов, выздоравливающих зависимых и достигают состояния ремиссии или «чистоты» - полного НЕупотребления. Достижение и удержание этого состояния может длиться долгое и очень долгое время. Бывшие алкоголики и наркоманы не говорят о себе: «Я вылечился», для них это всегда процесс . Процесс сохранения своей целостности, чистоты... и не- зависимости . Они говорят: «Я выздоравливаю». И проделывают очень важную работу над собой каждый новый день.

Строго говоря, уговоры близких редко способствуют принятию больным осознанного решения направиться на лечение. Один из вариантов - это помощь сотрудников центра реабилитации, которые при участии других членов семьи проведут работу с зависимым с целью создания мотивационного кризиса. А подкрепить его надо тем, что создать зависимому трудности с употреблением. Только планомерная работа консультантов по химическим зависимостям и членов семьи, могут привести зависимого в центр реабилитации и, следовательно, дать шанс оставаться трезвым и живым, воспитать детей, увидеть внуков, принести пользу обществу, заново почувствовать вкус собственной жизни без объекта зависимости.

Задайте себе вопрос: вы участвуете в его УПОТРЕБЛЕНИИ или в его ВЫЗДОРОВЛЕНИИ?

Вы устали в одиночку сражаться с проблемой зависимого в вашей семье? Звоните и мы бесплатно дадим вам консультацию по телефону, ответим на все интересующие вас вопросы о процессе приема и оформления на реабилитацию.

Созависимость - патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека.

Чаще этот термин применяют в отношении к родственникам алкоголиков, наркоманов и людей с другими зависимостями.

Жизнь с зависимым человеком - это бесконечное «сражение» за спасение своего родного человека, наперекор всем трудностям и неудачам. Победить получается не у многих. Остальные же превращаются в созависимого - няньку, даже не подозревая, что только вредят своей чрезмерной опекой. Понятно, что и полное бездействие совсем не поможет. Так что же делать?

Жизнь как на вулкане

Нет ничего более непредсказуемого, чем жизнь с зависимым. Никогда не знаешь, когда он придет, в каком состоянии и придет ли вообще. В случае, если он все же не явился, возникают мысли: где искать, куда звонить, все ли в порядке. Со временем весь мир исчезает. В маленьком мирке под названием «семья» поселяется только боль, страх и ожидание. Появляется основное правило: «не верь!»

Не будьте нянькой

Зависимость - это болезнь, которую трудно осознать и принять. Как ни странно, все становится еще труднее, если зависимого человека начинают опекать, нянчатся и заботятся о нем, берут ответственность на себя за его поступки, покрывают, тем самым создавая условия для дальнейшего развития его болезни. У няньки появляется цель в жизни - защищать, следить за состоянием своего «подопечного», вдруг его что-то расстроит и он снова бросится во все тяжкие.

Нужно понимать, что у зависимого человека, сколько бы вы ему времени не посвящали, на первом месте всегда будет его зависимость. И это не потому, что вы мало для него делаете или он вас не любит. Любит, конечно, но все равно отодвинет вас на второй план. Ваш родной, любимый человек будет манипулировать вами, лгать, давить на жалость, только бы получить желаемое. Он даже позволит вам думать, что вы его полностью контролируете, разрешая спасать себя вновь и вновь, только это будет всего лишь вашей иллюзией.

Остановитесь! Перестаньте строить из себя мученика, подумайте о себе, о своих потребностях и своих интересах. Не создавайте комфортные условия для его жизни. Пусть несет ответственность за себя сам. Если вы действительно хотите помочь своему близкому человеку, избавляйтесь от своей созависимости! Постарайтесь больше уделять внимания себе, детям, внукам… переключитесь на что-то и отпустите его в свободное плавание.

Чего делать нельзя:

1. Не обвиняйте зависимого в том, что он источник всех ваших бед, чтобы тем самым вызвать у него чувство вины.

2. Не говорите ему какой он «несчастный». Пусть понимает, что избавление от зависимости, прежде всего, нужно ему самому.

3. Не опекайте чрезмерно, а поддерживайте его.

4. Не подстраивайтесь под него, иначе он станет вашим кукловодом.

5. Не верьте всему, что он вам говорит: все осознал, готов меняться, лечиться, вернуться на работу, восстановиться на учебе, начать все с чистого листа - это совсем не значит, что он именно так и поступит. Ко всем обещаниям и клятвам относитесь спокойно.

Но как бы то ни было, даже соблюдая все правила, самостоятельно помочь зависимому не удастся. Как правило, требуется профессиональная помощь. Если человек готов изменить свою жизнь, если САМ просит о помощи, не бойтесь обратиться к врачам или в центры реабилитации, где создана специальная программа. Находясь рядом с такими же зависимыми, проходя все этапы реабилитации, люди иначе начинают смотреть на жизнь. У них меняются жизненные ценности, эмоциональное состояние, они начинают по-другому жить со своей зависимостью.

Я другой

Важно помнить, что бывших наркоманов и алкоголиков не бывает. Поэтому, поведение с выздоравливающим человеком должно быть особенное.

Понятное дело, что родители, муж (жена), мать (отец), пережив стресс, волнуясь, могут пытаться контролировать своего близкого человека, подозревать и не доверять. Но это может только ухудшить ситуацию. Не нужно возвращаться к вопросам причин зависимости, не нужно вести диалоги о том «что было», наставлять и применять строгие меры по распорядку дня. Ответом вам будет грубость, раздражительность, агрессия. В конце концов человек начнет избегать всяческих разговоров, и, что самое страшное, может вернуться к тому, от чего так долго пытался отказаться. Старайтесь не вести поучительные беседы и не читать нотации. Возвращайтесь вместе к нормальной жизни, болтая «по душам» ни о чем.

Теперь ваша цель - помочь ему найти себя и поддержать на пути к выздоровлению:

Не напоминайте ему о прошлом и совершенных ошибках;

Уважайте его, будьте с ним на равных, ведь у него тоже может быть свое мнение;

Не делайте вид, что вообще ничего не было, но и не заостряйте на этом постоянно внимание;

Продолжайте поддерживать контакты с врачами или Центром, где человек проходил курс реабилитации;

Помните о созависимости: попросите о помощи, посещайте занятия в группах, общайтесь с созовисимыми.

Е сли кто-нибудь из ваших родственников находится в лапах зависимости, вы не понаслышке знаете о постоянной боли. Одной из страшных черт зависимости является ее влияние на близких и домочадцев. Причем, те из них, кто больше всех пытается помочь, берут на себя большую часть боли.

Забота о людях, борющихся с зависимостью, требует решительности и твердости, которые очень часто сходят на нет с течением времени. Избавление не приходит, ультиматумы игнорируются, прощение растоптано, терпение иссякает, и доверие сокрушено. Вам тяжело и больно, но вы не можете просто отвернуться. Вы не можете вычеркнуть любимого человека из своей жизни просто потому, что зависимость взяла над ним верх.

Как продолжать бороться? Как устоять в этом хаосе?

Твердая почва благодати посреди хаоса.

В таких знакомых и сильных словах апостола Павла содержится важная истина:

«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13). Когда мы читаем послания Павла, мы видим его «трилогию благодати», которую он преподает своим учениками, стремящимся верно следовать за Богом посреди сокрушающего дух мира. Вера, надежда и любовь становятся печатью прилежных последователей Христа (Кол. 1:3-5), помогают продолжать служение посреди испытаний (1 Фес. 1:2-3), остаются неизменными константами во времена тьмы (1 Фес. 5:6-8).

Если вы пытаетесь помочь своему близкому избавиться от уз зависимости, не забывайте о вере, надежде и любви.

Помни о вере

Вера помогает сконцентрироваться на главном во времена трудностей.

Вы искушаемы поверить еще одному обещанию, еще одному раскаянию, еще одной попытке избавиться от зависимости в реабилитационном центре или посредством усилия воли. Неминуемо будет искушение взять на себя роль решателя проблемы или целителя. Зависимые с удовольствием перекладывают ноши на своих помощников, возлагая на них ответственность за подотчетность и твердость, делая эти ноши неподъемными.

Но Бог заглядывает глубже, говорит яснее и действует сильнее любого из нас. Вы устаете, а Он никогда не спит. Вера возлагает ношу на Спасителя, Который укрепляет наши скромные силы и слабые руки, чтобы помочь находящемуся в зависимости пройти весь долгий пусть истинного покаяния и настоящих перемен. Когда вы искушаемы довериться собственным усилиям или словам, чтобы помочь зависимому избавиться от замкнутого круга собственных решений и действий, когда вам кажется, что вы можете самостоятельно убедить зависимого остановиться и одуматься, вспомните о Боге действующей благодати.

Помни о надежде

Жизнь рядом с зависимым неминуемо несет в себе боль. Нетрудно разглядеть боль в зависимости. Но что пугает, так это факт, что боль становится нормой жизни.

Любимый ребенок вкладывает все в расточительные и пустые устремления. Муж или отец потерял всякие ориентиры и пишет трагическую историю собственной семьи. В какой-то момент зависимость становится самой жизнью. Она становится той самой историей семьи, и, кажется, еще и семейным будущим.

Иисус дал нам дар для сокрушенного будущего, перед лицом которого мы оказываемся. Дар этот зовется надеждой. Это обещание, что Бог никогда вас не оставит, не позволит никому вырвать вас из Его руки. Он приготовил для вас место, где нет боли и слёз. Вы еще не там, но уже сейчас можете улавливать ароматы этого чудесного места и видеть отдаленный свет надежды.

Иисус приготовил вам славу в конце пути, и уже сейчас Он показываете ее проблески. Он и сам есть надежда этой славы (Кол. 1:27). Если у вас есть Христос, вам принадлежит будущая слава. Эта надежда есть шлем вашего спасения (1 Фес. 5:8), эта надежда хранит вас посреди сокрушения, не давая вам самому быть сокрушенным. И вам нужна надежда, ведь у зависимости может ее и вовсе не оказаться.

Помни о любви

Зависимого любить нелегко. Как любить того, кто думает только о себе и вступил на тропу саморазрушения. Трудно любить, когда ложь и обман – неотъемлемая часть отношений. Трудно любить того, кто просто нагло и бессовестно пользуется вашей любовью и добротой.

Библия говорит, что любовь покрывает множество грехов (1 Петра 4:8). Но есть ощущение, что любовь только подталкивает зависимого к еще большим грехам. Любовь к зависимому несет боль любящему сердцу. Любовь растаптывается грехом, грех словно насмехается над любовью.

Да, так и есть. Но в этом и смысл любви. Любовь была распята грехом. Распятая любовь стала противоядием греху. Любовь начинается там, где грех преобладает. Ни один зависимый не выберется по-настоящему из оков, если нет любви. Стать трезвенником можно и без любви, но такая трезвость не дает свободы. Любовь Христа, принесенная в жертву за их грех, Его искупительная благодать за их рабство, Его жизнь за их смерть – вот, что зависимому больше всего нужно от вас.

Лучшее, что вы можете дать зависимому – это уверенность в любви Христа, проявленной к нам на кресте. Жажда этой любви объединяет воедино зависимого и его помощника. Обоюдная нужда в любви Христа станет мостом вашего служения на долгом пути избавления.

Подписывайтесь:

Любовь поможет вам поверить зависимому еще один раз или твердо держать границы, которые вы вынуждены были установить. Любовь видит болезнь в зависимом и сострадает. Но эта же любовь позволяет вам увидеть в этой болезни и идолопоклонство. Любовь – это единственная сила освобождения, единственный двигатель перемен, который превратит зависимого в настоящего поклонника Бога. Вы это знаете, потому что с вами так и случилось

Помните о вере, надежде и любви. Вашему другу, родственнику это нужно гораздо больше, чем всё остальное, что вы могли бы предложить.

"Интервенция" - это буквально «вторжение». Это вторжение чужого, по отношению к наркоману или алкоголику, но здорового (хотя бы относительно здорового) сознания близких - в сознание тяжело больного зависимого человека для того, чтобы спасти ему жизнь. Интервенция похожа на аппарат «искусственного дыхания» («искусственной вентиляции»): на нем нельзя долго жить, но можно с его помощью перенести пик болезни, и тогда уже собственные легкие начнут работать как надо. Это своего рода «протез» на короткое время.

Зачем нужна интервенция? От наркомании и алкоголизма умирают. Когда своего желания жить не хватает, человек доживает свой короткий век, никому, да и самому себе уже не нужный. Поэтому требуется вмешательство извне. Даже если пациент и ложится в больницу на короткое время, тут же после выхода из нее он вновь начинает употребление, выздоровление не начинается. Нужно больного положить в реабилитационный центр, и это спасет его жизнь. Но своей мотивации выздоравливать у него нет - и тогда мотивация близких становится таким «протезом». Ее хватит на несколько дней, и уже начнет работать среда выздоровления и специалисты центра - тогда, возможно, будет успех.

Кроме того, интервенция устроена так, что помимо желания самого зависимого человека, она все же производит некий переворот в его душе. Она «пробивает» стену защит, и правда становится ясной для него. Теперь он уже не сможет забыть ее, хотя бы и очень старался. Более того, и сама семья начинает понимать эту правду уже вся, как единый организм.

Какая же это правда? Вот какая: НАПРИМЕР, "Я тебя люблю. Ты для меня очень дорогой человек, и я очень ценю тебя. Но сегодня ты разрушаешь себя, и это разрушает мою жизнь. Тебе нужно выздоравливать.

Пример: дочь говорит папе: «Папа, я очень люблю тебя. Я всегда приходила к тебе, когда мне было трудно или плохо. И ты мне так помогал всегда. Но когда ты пьешь, я тебя боюсь. Недавно мы шли с Толей (ее парень) к дому, и ты шел навстречу, пьяный. Ты стал обнимать Толю, называть его «зятек », на нас все смотрели, и мне было так стыдно! Толя мне больше не звонит... Папа, тебе надо идти лечиться, чтобы перестать пить. »

В интервенции категорически нельзя: обвинять, сводить счеты, жалеть себя, жалеть его, "сливать» свои неприятные эмоции, поучать и стыдить. Надо: называть факты своим именем, выражать свою любовь и одновременно показывать, как эту любовь уничтожает зависимость. И потому вы с наркоманом и алкоголиком НА ОДНОЙ СТОРОНЕ - против болезни.

Кто может участвовать в интервенции? Все, кто знает этого человека, искренне хочет ему помочь, любит его - и пострадал от его зависимости, у кого есть ЛИЧНЫЙ опыт боли, связанный с наркоманией или алкоголизмом именно этого человека. В том числе и дети, конечно, старше 6 лет. Имеем ли мы право на это? Конечно, и даже обязаны: потому что мы его любим, и не хотим, чтобы он умер. Мы же вызываем к человеку «скорую», когда он без сознания, даже если он раньше отказывался от помощи врачей. Можно провести интервенцию под руководством специалиста, но если хорошо подготовиться, можно справиться и самим. Чем более правильно интервенция подготовлена и проведена, тем менее насильственно, мягко проходит она, и тем лучше результат.

Как это делается?

  • соберите команду значимых для алкоголика или наркомана людей, 6-8 человек (можно меньше): жена/муж, дети, родители, другие родственники, друзья (с которыми он не пьет), врач, консультант, священник (если зависимый человек верующий)...
  • соберите сведения о всех приемлемых для вас видах помощи, выберите оптимальные и сделайте так, чтобы все было готово; выздоровление должно не ограничиваться медицинской помощью, но включать более или менее продолжительную реабилитацию;
  • пусть каждый участник напишет факты, которые были их личным опытом, это будет их подготовка;
  • соберите команду, обсудите предложенные факты и нещадно отбросьте все то, что не является фактами любви или проявлениями зависимости;
  • расскажите команде основные факты о болезни, общие цели, проясните все недоумения, чтобы не делать это в процессе интервенции;
  • проведите репетицию интервенции, отрабатывая все детали и «сливая пену» эмоций;
  • проведите саму интервенцию.

Однажды, когда наркоман или алкоголик не ждет, и еще трезв (утром? в более приемлемое время?) он, выходя из спальни, обнаруживает всех в сборе, и ведущий просит его уделить им 30 мин., слушая и не перебивая, после чего все внимательно его выслушают, и он будет делать то, что захочет. Тот нехотя соглашается. Все по кругу начинают говорить, начиная с младших, причем ведущий прерывает каждого, кто, вопреки договоренности, начинает обвинять, стыдить, истерично плакать (просто плакать можно) и пр. Необходимо уложиться в указанный срок. Больше алкоголик или наркоман просто не сможет слушать! В конце ведущий высказывается сам и завершает так:

"Ты выслушал нас, спасибо. Ты видишь, мы все согласны в том, что тебе нужно идти лечиться. Мы нашли для тебя вот эти два варианта (кратко рассказывает). Мы будет очень рады, если ты согласишься на любой из них. Но если нет - «дальше следуетАЛЬТЕРНАТИВА: кто-то из особенно важных людей из команды говорит, как ОН поступит, если лечение не состоится. И это должно быть существенной потерей для зависимого человека».

Например, жена говорит: «мне придется увезти детей к маме, потому что больше я не могу позволить им в этом участвовать. Я останусь с тобой на какое-то время, но потом и я должна буду поехать к детям. Я не хочу с тобой расставаться, но это оказывается единственным способом сохранить здоровье наших детей ».

Альтернатива должна быть абсолютно реальной и точно осуществиться, если наркоман или алкоголик не идет лечиться. Альтернатива - это не манипуляция, не «рычаг», с помощью которого семья пытается «повернуть» зависимого, а ЕСТЕСТВЕННОЕ СЛЕДСТВИЕ его болезни для семьи.

Если зависимый человек нехотя соглашается, его НЕМЕДЛЕННО нужно везти на лечение, потому что его согласие крайне хрупко. Может быть, мы все сговорились за его спиной против него, и это предательство? Да, мы сговорились за его спиной - но сказали тут же все это ему; и мы сговорились не ПРОТИВ его - а ЗА него. Поэтому это не предательство.

Неудачных интервенций, если они проведены правильно, не бывает, и всегда есть их плоды, хотя бы и отсроченные.

Подробнее ознакомиться с техникой интервенции можно, пригласив специалиста, или по специальной литературе, например, есть хорошая популярная книга Вернона Джонсона «Как заставить алкоголика или наркомана лечиться: метод убеждения».

Интервенция не является магическим средством, чтобы заставить алкоголика или наркомана выздоравливать, это всего лишь акция, и зависимость - длительный процесс, и потому для выздоровления тоже требуется длительный процесс для всей семьи. Кроме того, «протез» «живет» недолго, и собственная мотивация может не успеть сформироваться достаточно серьезной, чтобы потом после центра алкоголик или наркоман продолжал поддерживать свое выздоровление. Стоит ещё познакомиться с темой « ».

"Интервенция" даёт шанс, что ещё раз показывает: нет безнадёжных ситуаций! Ваш близкий может выздоравливать.

Еще в древности возникли виды игр, которые позже получили название азартных (от франц. hasard – случай, риск). Тогда они не имели такого губительного распространения, как в наше время. Занятия ими были в явном противоречии с теми нравственными ценностями, которыми люди руководствовались. В библейские времена люди старались жить по наставлениям мудрых. «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным» (Прит. 28: 20). Пророки обличали израильтян на протяжении нескольких столетий во многих грехах, но ни у одного из них нет упоминаний об азартных играх.

Страсть к легкой наживе была чужда также и представителям древних языческих обществ. У римлян была пословица: fructus honos oneris, fructus honoris onus (уважение плод труда, плод уважения труд). Были и другие моральные принципы, которые служили противоядием этому диавольскому изобретению. Известно, что участник азартных игр сразу же становится пленником своего увлечения, а древние говорили: «Bene vincit, qui se vincit in victoria» (дважды побеждает тот, кто властвует над собой). Законодатели и правители сознавали свою ответственность за людей, над которыми они были поставлены. В Риме в III веке до Р. Х. был принят закон Lex aleatoria (от лат. alea – игральная кость), который запрещал азартные игры. Другие виды игр (общественные, спортивные) дозволялись. Согласно древнеримскому праву, проигранные в недозволенные игры (они назывались alea, в отличие от дозволенных ludi, qui virtutis causa piunt) деньги могли быть вытребованы обратно проигравшим. В христианские времена законодатели ясно сознавали деморализующее влияние азартных игр и со всею строгостью запрещали их. В России особенно энергично правительство боролось с азартными играми в начале царствования императора Александра I.

Святые отцы, которые глубоко проникали в тайны невидимого мира, считали азартные игры губительными сетями диавола. «Птица, – говорит преподобный Антоний Великий, – из страха быть пойманною на земле, летает по воздуху и строит себе гнездо для отдыха и сна в самых высоких местах; там она спит беззаботно, зная, что никто не может достать или поймать ее. Но известно, как ухитряется обмануть ее птицелов: приходит к тому месту, расстилает тенета и посыпает на виду семена; этой пищей сманивает он птицу с той высоты, она слетает и попадается в лов». О такой сети, которую расставляют духи злобы, говорится в 90-м псалме, который читается при бесовских напастях: «Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна» (Пс. 90: 3).

Путь к погибели начинается с неверия. Имеющий веру знает, что подателем всех небесных и земных благ является Бог. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Участник азартных игр верит не в Бога, а в случай, «фортуну», «счастье». Этим пользуется диавол, чтобы взять человека в плен. Германн в повести А.С. Пушкина «Пиковой даме» был научен традиционным жизненным понятиям. Он не играет в карты, говоря: «Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Но он был «скрытен и честолюбив», а в душе «он имел сильные страсти».

Этим и воспользовался диавол. Один из друзей его рассказал о своей бабушке, графине, которой известный алхимик и оккультист К.-Л. де Сен-Жермен (1708–1778) открыл «тайну» трех карт. Она получила крупный выигрыш. В повести выведено реальное лицо – Наталья Петровна Голицына, мать московского генерал-губернатора князя Дмитрия Голицына, действительно жившая в молодости в Париже. Рассказ этот вызвал в душе Германна мучительную борьбу между разумной трезвостью и мечтаниями, демонический источник которых открылся только тогда, когда произошла трагедия. «Что, если старая графиня откроет мне свою тайну! Или назначит мне эти три верные карты! Почему ж не попробовать своего счастия?..

Да и самый анекдот?.. Можно ли ему верить?.. Нет! расчет, умеренность и трудолюбие – вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!». Изумляет, насколько точно А.С. Пушкин показывает власть этой губительной силы, нашедшую путь к душе скупого и расчетливого человека. «Поздно воротился он в смиренный свой уголок; долго не мог заснуть, и, когда сон им овладел, ему пригрезились карты, зеленый стол, кипы ассигнаций и груды червонцев. Он ставил карту за картой, гнул углы решительно, выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман. Проснувшись уже поздно, он вздохнул о потере своего фантастического богатства, пошел опять бродить по городу и опять очутился перед домом графини ***. Неведомая сила, казалось, привлекала его к нему». С помощью ее воспитанницы Лизаветы Ивановны Германн проникает в дом, грозит графине пистолетом, чтобы узнать тайну, но старая графиня вдруг умирает.

Через три дня он идет на отпевание. «Имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков. Он верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь – и решился явиться на ее похороны, чтобы испросить у ней прощения». Ночью было ему бесовское явление, которое окончательно привело его к гибели: «Он услышал незнакомую походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями. Дверь отворилась, вошла женщина в белом платье. Германн принял ее за свою старую кормилицу и удивился, что могло привести ее в такую пору. Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним – и Германн узнал графиню!

– Я пришла к тебе против своей воли, – сказала она твердым голосом, – но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду». Германн проиграл и сошел с ума.

Ходячее мнение, что «новичку всегда везет», – это не просто один из игорных мифов, имеющий цель разрушить вполне естественную для человека психологическую защиту перед лицом опасности, которую он чувствует. В большинстве случаев так и происходит. Итог не всегда совпадает с математической вероятностью случайного результата. Эта игра имеет демоническую природу, а падшие духи могут воздействовать на события чувственного мира.

Человек, втянувшийся в азартные игры, становится одержимым. Алексей Иванович, от лица которого ведется повесть Ф.М. Достоевского «Игрок», говорит о себе: «Я, конечно, живу в постоянной тревоге, играю по самой маленькой и чего-то жду, рассчитываю, стою по целым дням у игорного стола и наблюдаю игру, даже во сне вижу игру, но при всем этом мне кажется, что я как будто одеревенел, точно загряз в какой-то тине» (Глава XVII).

Святитель Киприан Карфагенский пишет: «Умоляю вас, братья, бодрствуйте против ухищрений диавола и, заботясь о своем спасении, как можно усерднее противодействуйте смертоносному обману… <Диавол> лжет, чтобы обольстить, – льстит, чтобы вредить, – предлагает блага, чтобы причинить зло, – обещает жизнь, чтобы умертвить».

Человека, уловленного этой сетью, духи злобы губят постепенно. Если он был верующим, то охладевает к духовной жизни. Она становится у него формальной, холодной. Молитвенный труд кажется ему тягостным и ненужным. Он перестает ходить в храм.

На работе появляются первые признаки неблагополучия: отсутствие интереса, небрежность.

Часто посещает уныние. Характер становится раздражительным и немирным. Начинаются вымогательство денег у близких, постоянные просьбы дать «взаймы». С появлением серьезных долгов, которые растут как снежный ком, начинает рушиться весь жизненный уклад.

Приходит чувство безысходности и отчаяния. Такие же настроения появляются и у близких. Однако при всей бедственности положения близкие родственники и друзья не должны проявлять маловерие, а должны помочь несчастному. Христианство – религия воскресения. «За одно слово, за одну веру вошел он [разбойник] в рай прежде апостолов, чтобы ты знал, что не столько значила его праведность, сколько совершило человеколюбие Божие» (святитель Иоанн Златоуст).

Прежде всего нужна сугубая молитва тех, кого Господь поставил явить любовь к близкому человеку, оказавшемуся уловленным губительной сетью. В святом Евангелии Спаситель в притче о вдове и неправедном судье дал нам образ упорной и неутомимой молитвы: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18: 7).

Близкие должны помнить, что только искренняя любовь к страждущему может помочь ему обрести спасительную надежду, без которой не начнется его духовное исцеление. Озлобление против него лишь губит его. Он должен почувствовать, что в этом огромном, холодном мире, в котором он оказался погибающим, есть любовь и милосердие. «Когда диавол держит кого в рабстве греху, то преимущественно заботится о том, чтоб все более и более омрачать его духовным ослеплением, отгоняя от него всякий добрый помысл, могущий привести его в сознание пагубности своей жизни. И не только добрые отгоняет от него помыслы, которые могли бы подвигнуть его на покаяние и обратить на путь добродетели, но вместо их влагает помыслы злые и развращенные и тут же подстраивает подручные поводы к обычному ему греху и увлекает его часто падать в него или в другие более тяжкие грехи.

От этого бедный грешник делается все более и более омраченным и ослепленным. Ослепление это укореняет в нем навык и непреcтающий позыв все грешить и грешить, так что он, несчастный, влекомый от дела греховного к большему ослеплению и от ослепления в большие грехи, кружится как в водовороте, и прокружится так всю свою жизнь до самой смерти, если не привнидет особенная Божия благодать во спасение ему. Кто находится в таком бедственном состоянии, тому, если он пожелает от сего избавиться, надлежит немедля, как только придет ему благое помышление, или, лучше сказать, внушение, зовущее его из тьмы во свет и от греха к добродетели, тотчас принять его со всем вниманием и желанием; тотчас усердно приступить и к делу, взывая из глубины сердца к щедрому Подателю всякого блага: “Помоги мне, Господи Боже мой, скоро помоги, и не оставляй меня более в этой тьме греховной”.

Пусть не знает утомления, взывая таким или иным каким словом; но вместе с тем да взыщет и земной помощи, обратясь к знающим дело за советом и руководством, как бы успешнее освободиться от томящих его вражеских уз рабства греховного. Если этого невозможно сделать тотчас, пусть исполнит это, как только откроется возможность, не переставая прибегать к распеншемуся за нас Господу Иисусу и к Пречистой Матери Его, Богородице Приснодеве, благоутробно смилостивиться над ним и не лишить его скорой подобающей помощи. Да ведает он, что в этом неотлагании дела и скорой готовности последовать доброму внушению – его победа и преодоление врага» (преподобный Никодим Святогорец).