Гидросамолеты «Каталина» в советской морской авиации в годы войны. Consolidated PBY “Catalina” Многоцелевая летающая лодка

Существуют образцы техники, надолго переживающие то время, в котором создавались. Один из таких – самолёт «Каталина». Проектировать его начали ещё в начале 30-х годов, а устаревшим сочли ещё до Второй Мировой – но это не помешало ему пройти всю войну от звонка до звонка. А после победы – успешно работать ещё десятки лет.

Кстати, изначально гидросамолёт не назывался «Каталиной». В те годы американские военные считали, что самолёту достаточно индекса. В буквах PBY были закодированы тип самолёта и завод-производитель. В честь тропического острова его назвали позднее, «с подачи» Королевских ВВС.

История создания

В начале 30-х годов американская фирма «Консолидейтед Эйркрафт» начала разработку нового патрульного бомбардировщика для перехвата морских конвоев в случае войны на Тихом океане. Руководил работами инженер Айзек Лэддон. Предыдущая летающая лодка фирмы – P2Y – оказалась для этой роли неподходящей.

Опытный самолёт XP3Y совершил первый полёт в марте 1935 года и сразу же был передан для испытаний флоту. Прототип настолько превзошёл предшественников по лётным качествам, что уже осенью его вернули для переоборудования в бомбардировщик, а через год самолёты PBY-1 получила первая эскадрилья.

Последующие «номерные» модификации самолёта, вплоть до PBY-4, отличались друг от друга в основном возрастающей мощностью двигателей. На поздних модификациях PBY-4 вместо небольших окон в хвостовых люках применили крупные выпуклые блистеры. На серии PBY-5 блистеры стали стандартными. Эта серия, выпускавшаяся с 1940 по 1943 год, стала первой действительно массовой.

Выпуск летающих лодок PBY-3 не превысил 66 единиц, а вот PBY-5 собрал более шести сотен.

Но ещё больше произвели амфибий PBY-5A, оснащенных трёхстоечным убирающимся шасси и протектированными баками. Последняя серия, PBY-6A, оснащалась радаром. Изменения, как правило, вносились по результатам боевого применения. Например, попытки использовать PBY-4 в качестве бомбардировщиков выявили их высокую уязвимость. Так и появились защищённые баки и броня.


Морская авиационная фабрика в Филадельфии производила существенно модифицированный самолёт, официально названный PBN-1 Nomad. С помощью дополнительных баков увеличили дальность, усилили крыло, изменили корпус. Большая часть «Кочевников» откочевала по программе ленд-лиза в Советский Союз, но некоторые изменения, в частности, изменённый хвост, применили и на PBY-6A.

Есть две истории, связывающие появление «Каталин» в СССР с именем Сигизмунда Леваневского.

Согласно первой, он договорился о закупке трёх самолётов, находясь с визитом в США. По другой, «Каталину» спешно арендовали для поисков пропавшего самолёта Леваневского в 1937 году. Так или иначе, в 1939 году в Советском Союзе наладили выпуск летающих лодок по лицензии.

Им присвоили обозначение «ГСТ» (гидросамолёт транспортный). Однако из-за сложной и трудоёмкой в производстве конструкции сборку довольно быстро прекратили. Эксплуатировались ГСТ в основном полярной авиацией. После нападения Германии на СССР из-за прекращения выпуска новые, но уже знакомые лётчикам «Каталины» серий PBY-5A и PBY-6A поставлялись по ленд-лизу.

Конструкция и лётно-технические характеристики

Самолёт имел цельнометаллический фюзеляж-лодку. Пять шпангоутов с водонепроницаемыми переборками делили лодку на шесть изолированных отсека. В переборках предусматривались герметичные люки. В носу лодки находились кабины – стрелка и пилотская. В следующем отсеке были места для радиста и штурмана. Пост борттехника разместили внутри пилона, на котором устанавливалось крыло. В хвостовой части находились места наблюдателей-бортстрелков и входные люки.

На пилоне устанавливался центроплан крыла, воспринимавший нагрузки, действующие на крыло во время полёта.

К центроплану крепились съёмные консоли. На «Каталины» ставились звездообразные моторы воздушного охлаждения различных марок. Так, на PBY-5 стояли двигатели «Пратт-Уитни» R-1830 мощностью 1200 л.с. каждый. На советских машинах ГСТ обычно устанавливали М-62 мощностью по 1000л.с. а после войны – АШ-82ФН.

Сравним «Каталину» с другими довоенными летающими лодками – советским дальним морским разведчиком Че-2 (МДР-6) и немецким гидросамолётом производства «Бломунд Фосс».

PBY-5A Че-2 BV 138 С-1
Взлётный вес, кг 16066 7200 17500
Максимальная скорость, км/ч 314 350 285
Дальность полёта, км 4030 2650 4300
Потолок, м 4000 8500 5000
Вооружение Пулемёты калибра 7,62 и 12,7мм, до 1800 кг бомб Пулемёты калибра 7,62мм, до 500 кг бомб 20мм пушки, пулемёты калибра 7,92мм и 13мм, до 300 кг бомб

Че-2, проигрывая по грузоподъемности и дальности полёта, имел лучшие скоростные качества, так что его пытались использовать даже для перехвата немецких торпедоносцев. Впоследствии конструктор самолёта Четвериков говорил, что главным достоинством «Каталины» стала именно её отличная приспособленность к эксплуатации в морских условиях.


Немецкие самолёты с тремя дизельными моторами были соперниками PBY в северных морях, ведя охоту на конвои. Им даже случалось встречаться с «Каталинами» в воздушном бою. В такой ситуации на их стороне было более мощное оборонительное вооружение. Но построено немецких летающих лодок было гораздо меньше, а до сегодняшнего дня ни одного не сохранилось.

Боевое применение

«Каталины» активно применялись почти на всех театрах Второй Мировой. Советские ГСТ в составе авиации Северного Флота охраняли от нацистских субмарин конвои с поставками. Британские самолёты боролись с «волчьими стаями» в Атлантике. С 1943 года противолодочные патрули стали совершать и бразильские летающие лодки, и именно PBY потопила немецкую подлодку U-199.

В списке заслуг «Каталин» – разведчиков – обнаружение японской эскадры перед битвой за Мидуэй, срыв внезапной атаки британского флота на Цейлоне, помощь в охоте за линкором «Бисмарк».

На Тихом океане получили известность эскадрильи «Чёрных кошек» – Они использовали «Каталины» для ночных ударов по японским судам. На этих самолётах стрелковое вооружение иногда усиливалось установкой 20мм автоматических пушек. До конца войны PBY использовали и в качестве поисково-спасательного самолёта. Только за половину 1943 года отряд всего из трёх амфибий спасли более 150 лётчиков. А после потопления крейсера «Индианаполис» «Каталине» удалось спасти 56 выживших моряков.


После войны вооружённые силы начали избавляться от летающих лодок, которые считались устаревшими. Тем не менее, страны Латинской Америки сохраняли их в строю до 1960-х, а в Дании «Каталины» летали даже до 1970-х.

С 1943 года авиакомпания Quantas стала использовать «Каталины» для пассажирских и грузовых рейсов из Западной Австралии на Цейлон.

Впоследствии разоружённые самолёты, способные взлетать с любого подходящего водоёма, доставляли людей и грузы, например, на Аляску и в дельту Амазонки.

Некоторые списанные амфибии продавались частным владельцам и переделывались в летающие «яхты». Одну PBY-6A использовал в своих экспедициях Жак-Ив Кусто. В 21 веке продолжают летать более 20 «Каталин». Многие из них трудятся в качестве пожарных самолётов.

Видео

В 1932 г. Бюро аэронавтики ВМС США выдало требования к новой патрульной летающей лодке, призванной существенно расширить возможности флота по ведению дальней морской разведки. Самолет должен был иметь дальность полета 4800 км, крейсерскую скорость 160 км/ч, а максимальная взлетная масса ограничивалась 11 350 кг. Согласно требованиям, на машине следовало установить два мотора «Пратт энд Уитни» XR-1830-58. Фирма «Консолидэйтед» стала одной из нескольких, принявших участие в конкурсе. Разработку такой машины под фирменным индексом «модель 28» возглавил А. Лэдден. В аэродинамическом отношении она представляла собой моноплан с крылом, поднятым над фюзеляжем-лодкой на объемистом пилоне (настолько широком, что в нем организовали рабочее место бортмеханика) и подкрепленным парными подкосами. Двигатели с тянущими винтами устанавливались на передней кромке крыла. В составе оборонительного вооружения предусмотрели три пулеметные установки: носовую шкворневую и две в бортовых люках за крылом. Два подкрыльевых узла обеспечивали подвеску бомб либо торпед. Конструкция «модели 28» была цельнометаллической. Фюзеляж выполнили по схеме полумонокок с работающей обшивкой. Подкрыльевые поддерживающие поплавки выполнили убирающимися (в убранном положении они образовывали законцовки крыла). В целом же в проект заложили столько новинок, что на конструкцию «модели 28» даже выдали патент.

Расчетные характеристики «модели 28» по многим параметрам превосходили задание, и в октябре 1933 г. флот заказал опытный образец, получивший обозначение XP3Y-1. Ввиду необходимости освоения ряда новых технологических процессов (в первую очередь изготовления крупногабаритных штампованных деталей) постройка прототипа велась довольно медленно. XP3Y-1 впервые поднялся в воздух 21 марта 1935 г. Испытания показали, что летные данные нового гидросамолета превосходят самые оптимистические ожидания: дальность полета достигала 6900 км, максимальная скорость - 275 км/ч, практический потолок - 5760 м. Некоторых доработок потребовало хвостовое оперение и днище лодки, а в остальном машина получилась прекрасной. Конкурент - «Дуглас» XP3D-1 -имел схожие летные характеристики, но стоил 110 тыс. долларов, в то время как XP3Y-1 - 90 тыс. долларов. Последний фактор стал определяющим при выборе победителя в конкурсе: в конце июня 1935 г. ВМС заказали у фирмы «Консолидейтед» первую серийную партию в 60 новых летающих лодок. Классификация при этом из чисто патрульной (P) стала патрульно-бомбардировочной (PB). Прототип доработали в эталон серии, получивший обозначение XPBY-1. На нем установили серийные моторы R-1830-64, носовую шкворневую стрелковую установку заменили турельной, а также добавили нижнюю люковую пулеметную установку. Переделанная машина возобновила испытания 21 мая 1936 г., показав ещё более высокие летные данные - максимальная скорость составила 295 км/ч.

В октябре 1936 г. начались поставки серийных «Каталин». Производство продолжалось до 1945 г., а кроме США, они строились также в Канаде и СССР. Фирма «Консолидейтед» выпустила 2394 самолета (2159 на заводе в Сан-Диего и 235 -в Новом Орлеане), «Нэйвел Эйркрафт Фэктори» в Филадельфии - 155, канадский филиал «Боинг» в Ванкувере - 362, завод «Кенедиен Виккерс» в Монреале - 369 и советский завод № 31 в Таганроге - 27. Таким образом, общий объем производства составил 3307 единиц (в публикациях встречаются и другие, несколько отличающиеся цифры).

Основные модификации летающих лодок Консолидейтэд PBY Catalina

  • Consolidated PBY -1 - 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» R-1830-64 (900 л.с). Стрелковое вооружение - 4 7,62-мм пулемета «Браунинг (1 в носовой турели, 2 в боковых и 1 в нижней люковой установках); на некоторых экземплярах в боковых установках монтировались 12,7-мм пулеметы. Масса бомбовой нагрузки - 1814 кг (4 454-кг бомбы); возможна подвеска двух торпед. Экипаж - 7 человек. С октября 1936 г. по июнь 1937 г. изготовлено 60 самолетов.
  • Consolidated PBY -2 - изменена конструкция хвостового оперения, внесены некоторые другие усовершенствования. Силовая установка и вооружение аналогичны PBY-1. С июня 1937 г. по январь 1938 г. выпушено 50 единиц.
  • Consolidated PBY -3 - аналог PBY-2 с двигателями R-1830-66 (1000 л.с.) и усиленным планером. С января по август 1938 г. изготовлено 66 экземпляров.
  • Consolidated PBY-4 - двигатели R-1830-72 (1050 л.с). Установлена пневматическая противообледенительная система. С мая 1938 г. по июнь 1939 г. изготовили 33 самолета, включая прототип XPBY-4 (впоследствии переоборудованный в XPBY-5A).
  • Consolidated PBY -5 - двигатели R-1830-82 (1200 л.с.) или (с мая 1942 г.) R-1830-92 такой же мощности. Стрелковое вооружение - 2 7,62-мм пулемета в носовой турели и нижней люковой установке, 2 12,7-мм пулемета в боковых блистерах; с конца 1942 г. в носовой турели устанавливались 2 7,62-мм пулемета. Установлена бронезащита рабочих мест экипажа. В ходе производства в состав бортового оборудования этой и последующих модификаций введены устройства опознавания «свой-чужой», детекторы магнитных аномалий и РЛС, что существенно расширило возможности по обнаружению подводных лодок. Экипаж -9-10 человек. Выпускался с сентября 1940 г. по июль 1943 г., изготовлено 833 машины.
  • Consolidated PBY -5 A - амфибийный вариант PBY-5 с убирающимся трехколесным шасси. Введены протектированные топливные баки. С октября 1941 г. по январь 1945 г. выпущено 743 самолета. 105 машин передано ВВС Армии США под обозначением ОА-10. Британское обозначение - «Каталина» Mk.III и Mk.IV.
  • Consolidated PBY -6 A - аналог PBY-5A поздних серий с оперением по типу PBN-1 и усиленным крылом. С января по май 1945 г. выпущено 175 самолетов. 74 единицы переданы ВВС Армии США под обозначением ОА-10В.
  • Consolidated PBN -1 «Номад» - развитие PBY-5 производства «Нэйвел Эйркрафт Фэктори». Существенно изменена форма лодки, сделав гидросамолет более быстроходным. Увеличена высота вертикального оперения, усилено крыло. Применена новая носовая убираемая турель с 1 12,7-мм пулеметом. С февраля 1943 г. выпущено 155 самолетов.
  • Consolidated РВ2В-1 - лицензионный вариант PBY-5 производства канадского филиала фирмы «Боинг», отличавшийся наличием обтекателя антенны РЛС над кабиной экипажа. Выпущено 240 самолетов. Британское обозначение - «Каталина» Mk.IVB.
  • Consolidated РВ2В-2 - развитие РВ2В-1 с хвостовым оперением от PBN-1. До марта 1945 г. выпущено 67 самолетов. Британское обозначение - «Каталина» Mk.VI.
  • Consolidated PBV -1 - вариант PBY-5A производства фирмы «Кенедиен Виккерс». Выпущено 380 самолетов, из них 150 поставлено Королевским канадским ВВС под обозначением «Кансо» А и 230 - ВВС Армии США как ОА-10А. Кроме того, 55 самолетов PBY-5A выпустил канадский филиал фирмы «Боинг».
  • Consolidated «Каталина» Mk . I («модель 28-5МЕ») - аналог PBY-5 для Великобритании. Двигатели - R-1830-S1C3-G (1200 л.с). Стрелковое вооружение - 6 7,7-мм пулеметов (по 1 в носовой и нижней установках, по 2 в боковых блистерах). Изготовлено 99 самолетов.
  • Consolidated «Каталина» Mk . I B и Mk.IV -варианты PBY-5A для Великобритании. Изготовлено 145 (75 Mk.I и 70 Mk.IV).

Консолидейтед PBY Catalina Королевских ВВС Великобритании.

  • Consolidated «Каталина» Mk.II («модель 28-5МА») - аналог PBY-5 для Австралии. Выпущено 25, в т.ч. 18 для Австралии и 7 для Великобритании.
  • Consolidated «Каталина» Mk . IIA («модель 28-5МС») - аналог PBY-5, заказанный для Франции, но после поражения последней самолеты передали Великобритании. Изготовили 36 единиц.
  • «Модель 28-5 MN » - вариант PBY -5 для Голландской Ост-Индии. Изготовлено 36 единиц.
  • «Модель 28-5 AMN » - вариант PBY -5 A для Голландской Ост-Индии. Изготовлено 12 единиц.
  • «Модель 28-5АМС» - вариант PBY -5 A для Канады. Изготовлено 14 единиц.
  • ГСТ - вариант, выпускавшийся в СССР. Применялись 9-цилиндровые двигатели М-62ИР (1000 л.с.) либо 14-цилиндровые М-87А (950 л.с.) или М-88 (1100 л.с). Согласно одним данным, М-87А установлены на 5 машинах, согласно другим - только на двух. М-88 установлены на 6 самолетах. Стрелковое вооружение - 4 7,62-мм пулемета ШКАС (по одному в носовой, двух боковых люковых и нижней люковой установке). Завод № 31 в Таганроге в 1939-1940 гг. изготовил 27 единиц. Часть самолетов, переданных гражданской авиации, получили обозначение МП-7 .

Лётно-технические характеристики летающих лодок Consolidated Catalina

Характеристика PBY-1 PBY-2 PBY-3 PBY-4 PBY-5 PBY-5A PBY-6A PBN-1 ГСТ
Двигатели Пратт энд Уитни R-1830-64 Пратт энд Уитни R-1830-64 Пратт энд Уитни R-1830-66 Пратт энд Уитни R-1830-72 Пратт энд Уитни R-1830-92 Пратт энд Уитни R-1830-92 Пратт энд Уитни R-1830-92 Пратт энд Уитни R-1830-92 М-62ИР
мощность, л.с. 900 900 1000 1050 1200 1200 1200 1200 1000
Размах крыла, м. 31,7
Длина самолёта, м. 20,67 20,67 20,67 20,67 19,47 19,47 19,47 19,47 20,68
Площадь крыла, м.кв. 130
Масса пустого самолёта, кг. 6460 6600 7500 7600 8460 9485 9735 8745 6670
Масса взлётная, кг. 9860 12200 13800 15100 16065 15685 16525 12000
Скорость максимальная, км/ч 283 284 305 315 320 286 284 297 329
Практический потолок, м. 6370 6430 7435 7345 6585 4480 4400 4600 5500
Дальность полёта, км. 3385 3410 3480 3310 4560 4070 4055 4145 4500

Боевое использование самолетов Consolidated PBY Catalina

Вид спереди на летающую лодку "Каталина"

В ВМС США первые серийные PBY-1 поступили в состав эскадрилий VP-11 и VP-6 в 1936 г. С января 1937 г. обе эскадрильи дислоцировались в Пёрл-Харборе. Пять эскадрилий получили PBY-2, пять - PBY-3. Базировались они преимущественно на западном побережье США, на Гавайских о-вах и в зоне Панамского канала. После начала Второй мировой войны началось развертывание новых авиачастей на Атлантике, несших службу в рамках «нейтрального патруля». К августу 1940 г. американские эскадрильи «Каталин» дислоцировались на Ньюфаундленде, в Гренландии и Исландии. Применять оружие они могли только в 200-мильной зоне от побережья США, в океанских районах при обнаружении немецких субмарин передавалось сообщение открытым текстом для английских кораблей и самолетов. Действовали американские «Каталины» и в Карибском море, базируясь на Гуантанамо (о. Куба) и Пуэрто-Рико.

К моменту нападения Японии на Пёрл-Харбор на Гавайях дислоцировалось 7 эскадрилий «Каталин»: VP-11 и VP-12 с PBY-1, VP-23 с PBY-2, VP-21 и VP-22 с PBY-3, а также VP-14 и VP-24 с PBY-5. Утром 7 декабря 1941 г., ещё до начала налета, один из самолетов VP-14 обнаружил и атаковал неопознанную субмарину у входа в бухту Пёрл-Харбор, но сообщение об этом инциденте было проигнорировано. В результате налета японской авиации было уничтожено 27 «Каталин», ещё 6 получили повреждения. Тяжело пришлось и дислоцированным на Филиппинах (в Кавите) VP-101 и VP-102, располагавших 28 PBY-4. В результате налетов японской авиации и воздушных боев до 13 декабря 1941 г. в строю оставалось только 11 самолетов. Неделю спустя 10 исправных «Каталин» эвакуировали на Борнео. В январе 1942 г. к ним присоединилась переброшенная с Гавайев эскадрилья VP-22.

Эти эскадрильи, сведенные в 10-е патрульное крыло, участвовали в обороне Голландской Ост-Индии. Когда в марте 1942 г. остатки крыла вывели в Австралию, в нем оставалось только 4 гидросамолета. Два из них 27 апреля вылетели на Филиппины, чтобы вывезти с полуострова Коррегидор офицеров штаба генерала МакАртура (Коррегидор пал 6 мая 1942 г.).

В дальнейшем «Каталины» применялись на Тихом океане, главным образом, в качестве дальних морских разведчиков. Важнейшую роль в боях за Гуадалканал сыграли вооруженные этими гидропланами эскадрильи VP-11, VP-14 и VP-23. Их самолеты практически беспрерывно патрулировали пространство между Труком (главной японской базой) и Гуадалканалом. Привлекались они и для ночных торпедных и бомбовых ударов по японским кораблям. Постоянно разворачивались новые части - например, в сентябре 1942 г. на севере Австралии сформировали 17-е флотское крыло. Три эскадрильи его «Каталин» патрулировали акватории от Индийского океана на западе до Новой Гвинеи на востоке, прикрывали конвои, осуществляли поисково-спасательные операции.

С 1943 г. «Каталины» все шире начали привлекать для «вооруженной разведки» - патрульных полетов, совмещенных с ударами по обнаруженным морским целям. Значительных успехов в этом достигли экипажи VP-33, в сентябре-октябре 1944 г. отправившие на дно в районе Минданао-Целебес-Новая Гвинея вражеские суда общим тоннажем 100 тыс. брт.

Вели боевую работу «Каталины» и на Севере - с мая 1942 г. на Алеутских о-вах воевало 4-е патрульное крыло (эскадрильи VP-41 и VP-42, к которым вскоре присоединились VP-43, VP-62 и VP-63), вооруженное амфибиями PBY-5A.

После вступления США в войну активнее начали действовать патрульные гидросамолеты на Атлантике. Первая победа имела место 13 июля 1942 г., когда «Каталина» эскадрильи VP-3 потопила ПЛ U153. После высадки союзников в Северной Африке в ноябре 1942 г. эскадрильи VP-73 и VP-92 перебазировались в Марокко. На Средиземноморском ТВД они действовали до середины 1944 г.

В общей сложности на Атлантике действовало более 20 американских эскадрилий, вооружейных «Каталинами». Наиболее успешной из них стала VP-84, базировавшаяся в Исландии. 1 ноября 1942 г. экипаж лейтенанта Р.С. Миллера повредил ПЛ U664, 5 ноября тот же экипаж уничтожил U408. 10 декабря другая машина этой эскадрильи потопила U611. VP-84 одной из первых успешно применила противолодочные торпеды Мк 24 «Фидо» с акустической системой самонаведения: 14 мая 1943 г. ими была потоплена U640, а 29 мая - U200. 25 мая обычными глубинными бомбами была уничтожена U467. 20 июня, снова торпедами «Фидо», удалось отправить на дно U388.

Наряду с морской авиацией, самолеты Консолидейтед «Каталина» поступали на вооружение ВВС Армии США, где обозначались ОА-10. Такие амфибии использовались в поисково-спасательных эскадрильях. В частности, в Великобритании базировалась 5-я эскадрилья, на Средиземноморском ТВД действовала 1-я. На Тихом океане работала 2-я эскадрилья. С апреля 1945 г. на Окинаве дислоцировалась 6-я поисково-спасательная эскадрилья, а на Марианских о-вах - 4-я.

Королевские ВВС получили в общей сложности 579 гидросамолетов Consolidated «Каталина» и «Кансо».

Первой строевой частью Берегового командования, освоившей новые американские машины, стала 209-я эскадрилья. Именно её самолет утром 26 мая 1941 г. обнаружил в Атлантике линкор «Бисмарк», уничтоженный на следующий день. Успех этой операции открыл путь к массовому внедрению «Каталин», и к концу года на них летали уже пять эскадрилий: 202, 209, 210, 240 и 413-я (канадская).

Главной задачей британских «Каталин» являлась борьба с вражескими подлодками. Первого успеха удалось достичь 25 августа 1941 г., когда экипаж флайт-офицера Э.А. Джюисса из 209-й эскадрильи обнаружил субмарину U452 и атаковал её глубинными бомбами. Поврежденная подлодка была добита надводным кораблем. А два дня спустя тот же экипаж совместно с другими самолетами принял участие в охоте за U570, в результате которой лодка стала британским трофеем. 30 октября 1941 г. «Каталина» из той же 209-й эскадрильи уничтожила подлодку U81.

С апреля 1941 г. совершала боевые вылеты на «Каталинах» 202-я эскадрилья, базировавшаяся в Гибралтаре. Первым её успехом стало уничтожение (совместно с надводными кораблями) итальянской подлодки «Галилео Феррарис» 30 октября 1941 г. Помимо противолодочного патрулирования, гидросамолеты этой эскадрильи широко

привлекались для перевозок срочных грузов и решения других задач. В июне 1942 г. на Средиземное море перебросили 240-ю эскадрилью. 7 июня самолеты 202-й эскадрильи потопили ПЛ «Вениеро», а 9-го жертвой 240-й эскадрильи стала «Заффиро». 14-15 февраля 1943 г. феноменальный полет продолжительностью 22 часа 20 минут выполнил экипаж флайт-лейтенанта Г.Р. Ширдона из 202-й эскадрильи. В ходе него была серьезно повреждена ПЛ U381, вынужденная прервать боевой поход, а 4 часа спустя потоплена ПЛ U620.

209-я эскадрилья с марта 1942 г. действовала с баз в Южной Африке. В ноябре 1942 г. к ней присоединилась 262-я эскадрилья, а в начале следующего года - 259-я и 265-я. Их самолеты осуществляли патрулирование прилегающих вод Атлантического и Индийского океанов. Первого успеха в этом районе удалось добиться 20 августа 1943 г., когда машины 259-й и 265-й эскадрилий у Мадагаскара потопили U197. 11 марта 1944 г. жертвой 262-й эскадрильи стала ПЛ UIT22.

На Дальнем Востоке к моменту вступления в войну Японии дислоцировалась 205-я эскадрилья. Её «Каталины» в первые недели войны совершали разведывательные полеты, пытались (без особого успеха) бомбить японские аэродромы, а с января 1942 г. действовали в интересах осажденного Сингапура.

С июля 1941 г. начались поставки «Кансо» в Королевские канадские ВВС. Первыми их получила 116-я эскадрилья, а затем - ещё 10 эскадрилий, базировавшихся как на атлантическом, так и на тихоокеанском побережьях страны, а с января 1944 г. 162-я эскадрилья дислоцировалась в Исландии. Первого успеха в борьбе с немецкими субмаринами «Кансо» добились 4 мая 1942 г., когда самолеты 5-й эскадрильи потопили U209 и повредили U438. Наиболее успешной оказалась 162-я эскадрилья, экипажи которой до конца войны уничтожили 5 немецких ПЛ. На «Каталинах» летало и несколько канадских эскадрилий в составе Королевских ВВС. В частности, 422-я эскадрилья в 1942 г. перевозила людей и грузы в Мурманск. 413-я эскадрилья с конца марта 1942 г. базировалась на о. Цейлон. Именно её самолет 4 апреля обнаружил приближающееся к острову японское ударное соединение.

В составе Королевских ВВС воевали на «Каталинах» и норвежцы. В июне-декабре 1942 г. их эксплуатировала 330-я эскадрилья, а с февраля 1943 г. - 1477-е звено, в мае того же года развернутое в 333-ю эскадрилью. Помимо противолодочного патрулирования (17 июня 1944 г. норвежцы потопили U423), эскадрилья занималась переброской на оккупированную территорию разведывательно-диверсионных групп и снабжением сил сопротивления.

В феврале 1941 г. начались поставки «Каталин» в Австралию. Ими вооружили 11-ю и 20-ю эскадрильи Королевских австралийских ВВС. После начала войны на Тихом океане они привлекались не только для патрульных и разведывательных полетов (некоторые из них продолжались 20-21 час), но и для бомбовых ударов по японской базе Трук (не слишком удачных), эвакуации гражданского населения из угрожаемых районов и решения ряда других задач. С апреля 1942 г. «Каталины» проводили минные постановки. В июле такими гидросамолетами вооружили ещё две эскадрильи - 40-ю (транспортную) и 42-ю (разведывательно-бомбардировочную). Вплоть до конца войны австралийские «Каталины» несли активную службу и оставались на вооружении ещё несколько послевоенных лет. В общей сложности Австралия получила 151 «Каталину» различных модификаций.

В апреле 1943 начались поставки «Каталин» (22 PBY-5 и 34 РВ2В-1) Королевским новозеландским ВВС. Первыми их получила 6-я эскадрилья, на которую возлагались задачи поиска и спасения. В составе Королевских ВВС действовала находившаяся в Западной Африке 490-я эскадрилья, также вооруженная «Каталинами».

Техобслуживание двигателей летающей лодки Consolidated PBY Catalina.

ВВС Голландской Ост-Индии до момента нападения Японии успели получить несколько «Каталин» из 48 заказанных. Ими вооружили два звена. После потери Ост-Индии остатки голландской авиации эвакуировали в Австралию, а «Каталины» вошли в состав Королевских австралийских ВВС. В марте 1942 г. «Каталины» получила 321-я (голландская) эскадрилья Королевских ВВС, базировавшаяся в Пемброук Док (Великобритания). В начале января 1943 г. она прибыла на Цейлон. В последующие годы 321-я эскадрилья патрулировала Индийский океан и прикрывала конвои, используя базы в Дурбане (Южная Африка), на о. Сокотра, Мальдивских о-вах и др. После завершения войны эскадрилья передислоцировалась в Голландскую Ост-Индию. Впоследствии 321-я эскадрилья выполняла транспортные и патрульные задачи на Новой Гвинее. Последние «Каталины» из её состава были списаны в 1958 г.

Совместно с американскими эскадрильями на Средиземноморском ТВД вели боевую работу на «Каталинах» эскадрильи Свободной Франции VFP-1 и VFP-2 (по французской номенклатуре - 6FE и 8FE), сформированные, соответственно в конце 1943 г. и в апреле 1944 г. Для вооружения их по ленд-лизу передали 30 амфибий PBY-5A. С середины июля 1944 г. флотилия 6FE базировалась на о. Корсика, откуда принимала участие в высадке в Южной Франции. В октябре 1944 г. её передислоцировали в Марокко. Там уже действовала флотилия 8FE, в январе 1945 г. перебазировавшаяся в Западную Африку. В послевоенное время «Каталины» оставались на вооружении морской авиации Франции до 1953 г.

В 1943 г. 7 самолетов PBY-5 получили ВВС Бразилии, а в 1944 г. к ним присоединились ещё 15 PBY-5A. Самолеты служили в 1-й (Белем) и 2-й (Галеао) патрульных группах. Самым крупным успехом бразильских «Каталин» стало уничтожение (совместно с другими самолетами) ПЛ U199 31 июля 1943 г. В послевоенные годы «Каталины» в ВВС Бразилии применялись как транспортные в бассейне Амазонки. Последние летали до середины 70-х гг. В Латинской Америке «Каталины» служили также в Чили (3 PBY-5 и 7 ОА-10А, первые из которых поступили на вооружение в июне 1943 г.), Аргентине (18 «Кансо» А, закупленных с 1946 г.), Колумбии (13 PBY-5A, поступивших в послевоенное время), Мексики (4 PBY-5A), Перу (8 PBY-5A и 4 ОА-10А), Доминиканской Республики (6 PBY-5A и 2 OA-I0A), Кубы (2 ОА-10).

Дания в 1946 г. купила 6 «Кансо» А, а позже дополнительную партию PBY-6A. Они эксплуатировались в 721-й и 722-й эскадрильях, действовавших главным образом на Гренландии. Три PBY-5A приобрела Швеция. Эти амфибии, получившие местное обозначение Тр47, использовались в качестве поисково-спасательных. Несколько экземпляров PBY-5A служило в Индонезии.

Использование PBY Catalina в СССР

СССР получили три самолета «Каталина» как образец для лицензионного производства.

Первые гидросамолеты ГСТ поступили в ВВС Черноморского флота (80-я МРАЭ), а в июле 1940 г. начались их поставки на Север. К началу войны на Черноморском флоте находилось 11 ГСТ, а на Северном - 7 (в составе 118-го авиаполка). Кроме того, несколько машин поступило в гражданскую авиацию. После начала войны черноморские ГСТ вели разведку у берегов Румынии и Болгарии, а с осени 1941 г. перешли на ночные бомбардировки и транспортные полеты. К 1 января 1942 г. в строю оставалось 5 таких гидросамолетов, входивших в состав Севастопольской авиагруппы и занимавшихся перевозками в осажденный город. Три оставшиеся машины в конце апреля 1942 г. перебазировали в Геленджик. Они участвовали в эвакуации защитников Севастополя и снабжении крымских партизан. На Севере самолеты ГСТ привлекались для разведки и патрулирования, а также для транспортных перевозок. Помимо 118-го полка, они эксплуатировались во 2-й отдельной авиагруппе, получившей в августе 1941 г. несколько ГСТ (МП-7) из состава полярной авиации. В составе ВВС Северного флота один ГСТ дослужил до конца войны (в 16-м транспортном отряде). Полярная авиация ещё в 1946 г. эксплуатировала 4 таких самолета.

В июне 1944 г. начались поставки летающих лодок из США. В общей сложности СССР получил 137 PBN-1, 48 PBY-6A и, по некоторым данным, несколько PBY-5A. Первыми PBN-1 получила авиация Северного флота. Ими вооружили 118-й разведывательный авиаполк, а также несколько авиачастей ВВС Беломорской флотилии. Самолеты осуществляли противолодочное патрулирование и ледовую разведку. В августе 1944 г. 6 PBN-1 появилось на Балтике - в составе 29-й отдельной эскадрильи противолодочной обороны. В марте 1945 г. её расформировали, создав на её базе три новые эскадрильи - 15, 16 и 17-ю (в них числилось 11 PBN-1). На Черноморском флоте уже в конце войны PBN-1 получили 11-я и 82-я эскадрильи. По состоянию на 9 мая 1945 г. авиация Северного, Балтийского и Черноморского флотов располагала 107 PBN-1.

На Тихоокеанском флоте к 1 января 1945 г. имелось 28 PBN-1, а летом начались поставки PBY-6A. К моменту вступления СССР в войну против Японии в строю имелось 49 PBN-1 и 21 PBY-6A. Ими полностью вооружили 16-й ОМРАП, а частично -48-й и 117-й полки. 16-й полк вел разведку в Японском море, другие части - в Охотском море, Татарском проливе и у Сахалина. Помимо этого, американские гидропланы широко привлекались для высадки десантов в различные пункты Кореи, Китая, Южного Сахалина и Курильских о-вов.

Вплоть до 1952 г. PBN -1 и PBY -6 A оставались основными гидросамолетами советской морской авиации. Окончательно их сняли с эксплуатации в 1955 г., а в гражданской авиации - в 1957 г.

Впервые поднявшийся в воздух в 1935 г., гидросамолет Консолидейтед PBY«Catlina» оказался поистине замечательной машиной. Задуманный как дальний морской разведчик, он отлично подходил и на роль противолодочного самолета, применялся в качестве бомбардировщика-торпедоносца, а также транспортной машины. «Каталина» находилась в производстве практически до самого конца Второй мировой войны, а эксплуатировались в некоторых странах до середины 70-х гг.

В воскресенье прикупил вот такую "девчушку".

Не нарадуюсь! Буду собирать "вне очереди".

Давно мечтал взять, но не было нигде)))

Также давно жду Bv-138. Найду - заберу!

Ну а пока о черной кошечке подробнее...

Летающая лодка-амфибия «Каталина» фирмы «Консолидейтед» была одним из самых тихоходных боевых самолетов Второй мировой войны. Впервые взлетев в 1935 г., самолет уже устарел к началу войны, однако в 1938 г. самолет был признан Советским Союзом лучшим, чем созданные его собственными проектировщиками аналоги, и строился по лицензии в течение войны. Больше того, «Каталина» к концу войны выпускалась во многих новых модификациях и продавалась лучше новых разработок. «Каталин» было построено больше, чем любых других летающих лодок или гидросамолетов в истории.

Начало жизни PBY (под таким именем самолет был известен в вооруженных силах США) было положено в 1933 г., когда ВМС США выдали требования к новой дальней патрульной летающей лодке. В то время основным самолетом в этой категории был «Консолидейтед» P2Y, разработанный в Буффало Исааком М. «Мак» Лэддоном, талантливым проектировщиком морских самолетов и директором «Консолидейтед Эркрафт». Крыло новой машины отличалось от крыла P2Y наличием прямоугольной средней части и трапециевидных консолей и было цельнометаллической конструкцией с работающей обшивкой (элероны - с полотняной обшивкой). Характерной особенностью была установка крыльевых поплавков на разворачиваемых стойках с электроприводом; после уборки они являлись законцовками крыла.

Цельнометаллический фюзеляж отличался от других крупных летающих лодок размещением всего экипажа и оборудования на одной палубе; верх фюзеляжа имел полукруглое сечение. В носу находились швартовый отсек и прозрачное прицельное окно с жалюзи для защиты от морской воды. В носовой части на серийных самолетах размещалась смотровая башенка с круговым обзором, над ней находился пулемет. Два пилота сидели бок о бок в широкой кабине с большими окнами. Позади крыла слева и справа находились места пулеметчиков, каждый со сдвижным люком. В отличие от P2Y, хвостовое оперение было свободнонесущим, со стабилизатором, приподнятым на киле.

Вместо двигателей «Циклон» на «Каталине» установили два новых двухрядных двигателя «Твин Уосп» фирмы «Пратт-Уитни» с винтами изменяемого шага «Гамильтон Стандарт». Двигатели в новых мотогондолах со створками охлаждения установили в центроплане.

Британское Министерство Авиации приобрело один экземпляр «Модель 28-5» (PBY-4). На испытаниях в Феликстоу (под обозначением Р9630) самолет показал настолько хорошие характеристики, что был принят как стандартная патрульная летающая лодка для Берегового Командования. Под названием «Каталина» Mk.I - имя, позже принятое и в ВМС США, - 200 этих машин, идентичных последней модификации для ВМС США PBY-5 с двигателями R-1830-92 мощностью по 1200 л.с., были заказаны англичанами 20 декабря 1939 г. Они стали первым британским вариантом самолета. До сего времени ни одна летающая лодка (а фактически ни один американский морской самолет) никогда не заказывалась в таких количествах, и обширные британские заказы потребовали массового увеличения производства. Англичане развернули лицензионное производство на фирмах «Канадиан Виккерс» в Картервилле (Монреаль) и «Боинг оф Канада» в Ванкувере. Завод в Сан-Диего тоже удвоил свои производственные мощности; его объединили с соседним предприятием, на котором строились В-24.

PBY-5A. 22 ноября 1939 г. фирма «Консолидейтед» подняла в воздух прототип XPBY-5A с убираемым шасси с носовым колесом, переделанный из стандартного PBY-4. Эта амфибия оказалась самой удачной модификацией, несмотря на некоторое ухудшение летных характеристик. Последние 33 амфибии PBY-5 были срочно переделаны в PBY-5A, а в ноябре 1940 г. были заказаны следующие 134 амфибии. На 7 декабря 1941 г. (день налета на Перл-Харбор) ВМС США имели три эскадрильи PBY-3, две - с PBY-4, и не менее чем 16 эскадрилий летали на новых PBY-5. В этот день, еще до восхода солнца, экипаж одной из «Каталин» обнаружил перископ японской субмарины у Перл-Харбора, обозначил ее дымовой шашкой и навел эскадренный миноносец «Уорд», который потопил ее. Это были первые американские выстрелы на Тихом океане, за час до того, как начался удар с воздуха. К этому времени были заказаны следующие 586 амфибий PBY-5, a экспортные заказы увеличились на 18 машин для Австралии, 50 самолетов для Канады, 30 самолетов для Франции и 36 самолетов для Голландской Ост-Индии. В 1942 г. было выпущено еще 627 самолетов PBY-5A; 56 из них под обозначением ОА-10 поступили на вооружение ВВС США в варианте самолета поиска и спасения. Первая партия поставок по ленд-лизу для ВВС Британии включала 225 летающих лодок PBY5B («Каталина» Mk.IA) и 97 самолетов «Каталина» Mk.IVA с британским радаром ASV Мк.2 для обнаружения надводных целей. «Каталины» RAF обычно несли пулемет «К» (VGO) фирмы «Виккерс» в носовой части и спаренные 7,7-мм пулеметы «Браунинг» в блистерах средней части фюзеляжа.

К концу 1941 г. завод в Картервилле вышел на проектную мощность. Отделение «Канадиан Виккерс» поставило 230 гидросамолетов, заказанных как PBV-1A, но фактически переданных ВВС США под обозначением ОА-10А, а также 149 амфибий «Canso I» для ВВС Канады. Фирма «Боинг«, подключившаяся к выпуску позднее, построила 240 РВ2В-1, главным образом модификации «Каталина» Mk.IVB, для ВВС Британии, Австралии, Новой Зеландии, Канады.

PBN-1 Nomad. (Кочевник) С февраля 1943 года завод «Нзйвел эйркрафт фэктори» (NAF) в Филадельфии стал строить PBN-1 «Номад», отличавшийся в первую очередь очертаниями днища лодки. Носовую часть удлинили и заострили. При этом жалюзи, ранее закрывавшее прицельное окно бомбардира, пришлось заменить створками на петлях. Первый редан стал косым, второй переместился более чем на метр назад, за ним появился и третий. PBN-1, получила новое крыло, соответствующее взлетной массе 17 237 кг, - с увеличенной емкостью топливных баков и доработанными законцовками крыла и стойками поплавков. Все это существенно улучшило мореходность лодки и ее взлетно-посадочные характеристики. Новое оперение решило проблемы с путевой устойчивостью. Именно эти машины американцы в конце концов предложили СССР. В итоге практически все летающие лодки этой модификации попали в нашу страну.

Вооружение увеличилось до трех и более пулеметов калибра 12,7 мм (только подфюзеляжная стрелковая точка сохранила пулемет винтовочного калибра), носовая турель стала закругленной, ввели систему непрерывной подачи боеприпасов.

Всего завод NAF выпустил 138 самолетов PBN-1, 119 из которых (один пропал без вести при перегоне) поступили в СССР.

Боевое применение. «Каталины» RAF начали действовать весной 1941 г. в 209-й и 210-й эскадрильях. Одной из первых, находившихся на боевом дежурстве, была машина 209-й эскадрильи из Кэстл-Арчдейл (с экипажем под началом пилота Бриггса и инструктора-лейтенанта ВМС США), которая 26 мая 1941 г. летела далеко над Атлантикой. Внезапно они увидели гигантский военный корабль - это был линкор «Бисмарк», который уже в течение 31,5 часов уклонялся от английских боевых кораблей. Несмотря на сильный зенитный огонь, «Каталина» радировала координаты позиции линкора и следила за ним, пока другая «Каталина» из 240-й эскадрильи не сменила ее и не навела британский флот к месту нахождения немецкого линкора.

Помимо этого, почти все вылеты 650 «Каталин» Берегового командования имели целью противолодочное патрулирование. Многие полеты продолжительностью от 15 до 20 часов заканчивались в бухте Грязной (Мурманск) или в Архангельске и служили защите конвоев, идущих в Советский Союз. Единственным недостатком «Каталины» было то, что малая скорость самолета часто позволяла обнаруженной подводной лодке уйти на глубину. До 1943 г. субмарины отражали атаки зенитным огнем. Два командира «Каталин» заслужили «Крест Виктории» (высшая награда Великобритании), один посмертно, за атаки подлодок в почти невероятных условиях.

Не легче было и на Тихом океане, где с 7 декабря 1941 г. «Каталина» стала основным патрульным самолетом США. В боях за Алеутские острова многие «Каталины» взлетали перегруженными ночью, в снежные бури, со льдом на ветровом стекле. PBY стал первым самолетом в США (не считая устаревшего Дуглас В-18), оснащенным РЛС. Эти самолеты работали как торпедоносцы, транспортные самолеты и буксировщики планеров. Возможно, наиболее известными из всех «Каталин» были амфибии PBY-5А «Блэк Кэт», имевшие черное матовое покрытие. Действуя в западной части Тихого океана с декабря 1942 г., они по ночам обнаруживали радаром японские корабли всех классов и подбирали оставшихся в живых членов экипажей погибших кораблей и самолетов союзников, спасавшихся в лодках и шлюпках. В дополнение к РЛС, торпедам, обычным и глубинным бомбам, осколочным гранатам, «Черные кошки» часто несли корзины с пустыми пивными бутылками, чей жуткий свист при падении пугал японских артиллеристов и заставлял тратить впустую время в поисках неразорвавшихся бомб.

По материалам

Consolidated

Во второй половине войны советская гидроавиация переживала тяжелый кризис. На 22 июня 1941 года военно-морские силы имели 859 гидропланов, а на 1 июня 1944 года 588 из них уже были потеряны. Наибольший ущерб пришелся на долю трех западных флотов. Так, в январе 1944 года на Черном море уцелело всего 15 летающих лодок, на Балтике-ни одной. Тяжелые потери первых лет войны практически никак не возмещались промышленностью. За всю войну советские заводы изготовили всего 39 самолетов Че-2 и КОР-2 (Бе-4). Из авиашкол и гражданской авиации получили еще 141 самолет (в основном типа МБР-2).

Качественный состав гидроавиации также не соответствовал требованиям времени. Подавляющее большинство составляли устаревшие МБР-2, тихоходные, слабо вооруженные, обладающие недостаточными радиусом действия и бомбовой нагрузкой. Более современный КОР-2 разрабатывался как катапультный разведчик для крупных боевых кораблей и также не годился для выполнения многих задач. Двухмоторных Че-2 и ГСТ в строю оставались единицы.

В то же время с переходом советских вооруженных сил в стратегическое наступление резко возросли потребности флота в современных гидросамолетах, способных успешно решать задачи противолодочной обороны, дальней разведки, спасательных и десантных операций. Не имея возможности обеспечить гидроавиацию отечественной техникой, пришлось обратиться за помощью к союзникам. До 1944 года гидропланы из Англии и США в нашу страну не поставляли.

Естественным кандидатом на поставки в СССР стала уже хорошо знакомая нашим летчикам летающая лодка Консолидейтед 28, к тому времени более известная под названием «Каталина», которое ей дали англичане.

Впервые попытку получить «Каталины» для советского флота сделали в 1942 году. Тогда хотели добиться предоставления американцами 60 самолетов-амфибий модификации PBY-5A для нужд Северного и Тихоокеанского флотов. Но неудачно.

После освобождения Таганрога от немцев нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов внес в ЦК ВКП(б) предложение возобновить производство гидросамолетов на местном авиазаводе. Воспользовавшись помощью фирмы «Консолидейтед», можно было начать выпуск современной модификации «Каталины». Оборудование для разрушенного предприятия хотели получить по ленд-лизу. Восстановление завода начали, но уже в октябре 1944 года решение изменили в пользу обещавшего более высокие летные данные ЛЛ-143, будущего Бе-6.

Однако попытки получить гидросамолеты из США продолжались. Выпускавшиеся в 1943 - 1944 годах модификации уже существенно отличались от прототипа нашего ГСТ. Мощнее стали моторы, сильнее вооружение, сдвижные люки по бортам уступили место каплевидным блистерам, значительно усовершенствовали оборудование. Долгое время основным был вариант PBY-5 и его амфибийный аналог-PBY-5A. С февраля 1943 года завод «Нзйвел эйркрафт фэктори» (NAF) в Филадельфии стал строить PBN-1 «Номад» (Кочевник). Именно эти машины американцы в конце концов предложили СССР. В итоге практически все летающие лодки этой модификации (118 из 138) попали в нашу страну.

Впервые обязательства союзников по предоставлению летающих лодок были внесены в IV протокол о поставках. Чуть позже еще 50 гидросамолетов вошли в «приложение III», охватывавшее поставки для ведения войны на Тихом океане. Для этих же целей 28 мая 1944 года советское правительство запросило еще 80 машин. Эта заявка также была удовлетворена.

К 16 июня 1944 г. в Советский Союз прилетели 24 лодки из 25. Один «Номад», подполковника Н.В.Романова, на борту которого находились Васильев и флаг-штурман Мосцепан, пропал без вести. До 28 июня советские и английские самолеты искали эту машину, но безуспешно.

Вторая партия PBN-1 отправлялась на Тихоокеанский флот.

28 октября первый PBN-1 прибыл в Севастополь. По той же трассе перегнали и четыре «Номада» для полярной авиации; перегонкой руководил И.П.Мазурук.

Практически сразу же после поступления в части американские гидросамолеты включили в боевую работу. Устойчивая и «предупредительная» машина легко и быстро осваивалась экипажами.

На Северном флоте американские лодки получил 118-й разведывательный полк (к 1 сентября 1944 года он имел 8 PBN-1), в ВВС Беломорской флотилии по несколько машин досталось 44-му, 53-му и 54-му смешанным авиаполкам, 20-й отдельной морской разведывательной эскадрилье. Самолеты осуществляли противолодочное патрулирование и ледовую разведку. Часть полученных из США PBN-1 имела радиолокаторы, что значительно повышало эффективность поиска. Вооружались они бомбами ПЛАБ-100, сбрасывавшимися с парашютом.

Для борьбы с подводными лодками в годы Великой Отечественной войны пробовали применять чуть ли не все типы самолетов, имевшихся в авиапарке ВВС ВМФ: Ил-4 и МБР-2, «Бостоны» и «Киттихауки», Пе-3 и Ил-2...Все они показали себя неудовлетворительно - то плох обзор, то слишком велика скорость (рвутся парашюты ПЛАБ-100), то мал радиус действия. И только PBN-1 угодил всем - его многочисленный экипаж имел хороший обзор, достаточно большой диапазон рабочих скоростей, мощное вооружение, прочный планер, возможность при необходимости садиться в открытом море, оборудование, значительно превосходящее по уровню отечественное.

Соответственно изменилась и эффективность патрулирования. На одну обнаруженную субмарину у североморских МБР-2 приходилось 170 самолето-вылетов, у PBN-1-только 40. Появление новых гидропланов позволило осматривать и те зоны, до которых МБР-2 просто «не дотягивались».

12 августа самолеты М.И.Козлова (из полярной авиации) и С.М.Рубаиа встретили немецкую подлодку у о. Белый. Рубан, не имевший на борту бомб, начал огневую дуэль: он обстреливал субмарину из пулеметов, та отвечала ему из орудия. На помощь прибыли экипажи В.А.Гуричева и С.В.Сокола. Лодка погрузилась, но на нее сбросили глубинные бомбы. По воде расплылось масляное пятно...Это была первая успешная атака советских «Номадов».

5 сентября совместными усилиями летающая лодка, тральщик Т-116 и охотник БО-206 у о. С.Кирова потопили подлодку U-362. 24 октября подобным образом при проводке конвоя ДБ-9 летчики ВВС Беломорской флотилии (МБР-2 и PBN-1) вместе с тем же Т-116 и

охотником БО-209 пустили ко дну еще одного врага. В апреле 1945 года «Номад» 118-го полка при проводке конвоя самостоятельно уничтожил немецкую подводную лодку, поразив ее глубинными бомбами. На 1 января 1945 года Северный флот обладал семью PBN-1 в 118-м полку. Еще 18 американских лодок находились в 44-м, 53-м, 54-м полках и 20-й эскадрилье ВВС Беломорской флотилии. Североморцы продолжали поиск немецких субмарин и после победы над Германией. Всего экипажи PBN-1 Северного флота и Беломорской флотилии совершили за войну 340 вылетов.

На Балтике первый PBN-1 появился в августе 1944 года. Это была одна из машин, прибывших через север. Вскоре к нему добавился еще один. Американские летающие лодки передали в 29-ю отдельную эскадрилью ПЛО, до этого оснащенную смесью Ил-2 и Бе-4. Наконец количество «Номадов» в эскадрилье дошло до шести. Функции PBN-1 в этой части были все те же - охота за подводными лодками, но еще добавились спасательные операции, поиск сбитых над морем летчиков. Гидросамолеты обеспечивали подстраховку при всех крупных налетах на порты Германии. Так, 22 апреля был спасен пилот торпедоносца, сбитого восточнее маяка Хела. В марте 1945 года эскадрилью расформировали, зато создали три новых-15-ю, 16-ю и 17-ю, вооруженные только PBN-1 (в общей сложности 11 машин).

На Черноморском флоте первой осваивала «Номады» с июня 1944 года 18-я эскадрилья. Первый боевой вылет состоялся уже 7 июля: экипажи летчиков Коваля и Какаурова отправились на разведку. Эскадрилья была разбита на две группы, базировавшиеся в Одессе и Севастополе. Основными направлениями их работы являлись дальняя разведка над морем, противолодочное патрулирование и спасательные операции. Так, 19 августа капитан Коваль, сев на волну в 4 балла, спас пилота сбитого истребителя, в тот же день капитан Какауров подобрал другого летчика. 20 августа майор Мельников спас весь экипаж Пе-2 лейтенанта Огородникова, капитан Князев-экипаж еще одного Пе-2, лейтенанта Челенко, а попутно сбил атаковавший его летающую лодку-истребитель. На следующий день Какауров сам напал на вражеский гидросамолет и подбил его; дело закончили истребители охранения. Одного из членов экипажа немецкой машины вытащил из воды «Номад» капитана Седова.

Позднее PBN-1 получили 11-я и 82-я эскадрильи, но война на Черном море уже кончалась. 29 августа 1944 года капитан Князев сел в порту Констанцы с группой генерал-майора Желанова, которая должна была обеспечить сдачу захваченного румынами имущества бывших созников. В тот же день Князев привез парламентеров в Сулин. 8 сентября летающие лодки высадили десант в Варне. Один PBN-1 и один ГСТ выгрузили 60 человек из 393-го батальона морской пехоты. Десант в Бургасе был масштабнее: пять летающих лодок доставили из Констанцы 92 морских пехотинца из 384-го батальона. После потери баз в Болгарии и Румынии немецкий флот практически прекратил действия в этом бассейне. Тем не менее, черноморские авиаторы могут похвастаться выдающимся боевым эпизодом: лейтенант Паничкин ухитрился одним бомбовым ударом вывести из строя сразу две подводные лодки «кригсмарине», вынужденные в результате сдаться в плен.

Всего к 9 мая 1945 года три западных флота получили в общей сложности 107 PBN-1, что составляло 73% общего состава их гидроавиации. Ни один самолет не был сбит врагом, но девять машин числятся потерянными но небоевым причинам.

Первый PBY-5 был принят флотом в сентябре 1940 года. Второй принятый самолет, BuNo 2290, был передан Береговой Охране, где получил бортовой номер V 189. 15 сентября 1941 года ВМС США заключили с фирмой контракт на поставку еще 90 PBY- 5. Следуя примеру англичан, в октябре 1941 года ВМС США официально присвоили гидросамолету название «Каталина».

«Каталина» I раннего выпуска в стандартном камуфляже RAF – цвета Dark Slate Gray и Extra Dark Sea Gray на верхних поверхностях и белый на нижних.

Эволюция конструкции хвостовой части и размещение антенны радиокомпаса

«Каталина» I и II

Поставки заказанных Британией в 1939 году 106 летающих лодок Модель 28-5 начались в ноябре 1940 года. Получившие название «Каталина» I или II, в зависимости от незначительных различий в установленном оборудовании, эти самолеты перегонялись через территорию США гражданскими пилотами авиакомпании Америкэн Экспорт Эйрлайнз, а затем следовали на Бермуды, где британские экипажи готовили их к перелету в Англию. Первыми получили «Каталины» 209-я и 240-я эскадрильи британского Берегового Командования. Группа из шестнадцати опытных пилотов ВМС США, имевших большой налет на PBY, помогала своим английским коллегам осваивать новые машины. «Каталина» WQ-Z из 209-й эскадрильи, вторым пилотом которой был американец энсин J1.T. Смит, обнаружила немецкий линкор «Бисмарк» во время его прорыва в Северную Атлантику в мае 1941 года.

В 1940 и 1941 годах Консолидейтед получила значительные дополнительные заказы на свой, внезапно ставший популярным (и единственный доступный), морской патрульный самолет. Австралия заказала 18 «Каталин» I. Канада закупила 36 летающих лодок, получивших обозначение Canso, голландцы заказали 36 машин для своих сил в Ост-Индии, а 30 заказанных Францией «Каталин» после ее оккупации приобрела Великобритания. «Каталины» на экспорт выпускались Консолидейтед на той же сборочной линии, что и самолеты для ВМС США, и по конструкции не отличались от своих американских собратьев, за исключением оборудования (радиостанций, вооружения, средств спасения и т.п.), устанавливавшегося в соответствии с требованиями покупателей.

«Катталина» I с серийным номером W 8434 – последний самолет из первой партии по британскому контракту, поставлен в августе 1942 года.

В 1943-44 годах семь «Каталин» RAF использовались авиакомпанией Куантас Эйруэйз (Quantas Airways) на, наверное, одной из самых протяженных регулярных авиалиний – с Цейлона в австралийский город Перт. Летающие лодки покрывали это расстояние за 27 – 30 часов.

Последний серийный PBY-4, BuNo 1245, был оснащен трехстоечным шасси и получил новое обозначение ХРВY-5A, стае прототипом для будущих амфибий. За исключением шасси эта машина по конструкции не отличалась от обычных PBY-4.

Кабина бомбардира.

Место радиста

Бытовой отсек, вид против полета. Люк ведет в кабину стрелков.

Отсек хвостового стрелка

Передняя стоика шасси амфибии убиралась в герметичный отсек в носовой части фюзеляжа. PBY-5А на снимке несет камуфляж из цветов Blue Gray и Light Gray, использовавшийся в начале воины.

Амфибия «Каталина» PBY-5A

Весной 1939 года последний серийный PBY-4, BuNo 1245, был переделан в амфибию с убирающимся трехколесным шасси. Передняя стойка шасси убиралась в носовую часть фюзеляжа, а основные стойки – в ниши по бортам фюзеляжа, располагавшиеся между подкосами крыла. Масса пустой машины увеличилась приблизительно на 1000 кг. Получивший обозначение XPBY-5A прототип первый раз поднялся в воздух 22 ноября 1939 года. Оценив возросшие эксплуатационные возможности самолета, ВМС США изменили свой контракт от 20 декабря 1939 года, заказав 33 машины в варианте амфибии PBY-5A. Другие страны немедленно последовали этому примеру, изменив свои заказы так, чтобы часть самолетов поставлялась в модификации PBY-5A. 25 ноября 1940 года ВМС США заказали дополнительно 134 PBY-5A, а контракты на еще 30 и 22 машины последовали в нюне и октябре 1941 года соответственно.

В 1940 году канадское отделение фирмы Боинг, авиазавод которого располагался в Ванкувере, получило лицензию на выпуск PBY. Первые пятьдесят пять машин были амфибиями Canso А, собранными из деталей поставленных Консолидейтед.

Правая основная стойка шасси.

Левая основная стойка шасси.

Летающая лодка PBY-5