Клубы семейного чтения в школьной библиотеке. Программа клуба семейного чтения "тропинка"

Именно с семьи начинается мир для ребенка. Здесь он делает свои первые шаги, выговаривает первые слова, знакомится с первыми книжками. Именно папа и мама листают малышу странички с яркими картинками, рисунками, учат переживать, удивляться, восхищаться первыми литературными героями, их судьбами и приключениями. Если родители и ребенок часто берут в руки книгу, то в семье царит духовное единство, мир и любовь. Читательская атмосфера должна стать семейной традицией. Ведь именно из книги можно брать пищу для души и сердца. Важно, чтобы книжки не превращались просто в источники информации или средства развлечения, а играли общеобразовательную и культурную роль.

Не только воспитатели в садике и учителя литературы в школе должны прививать любовь к чтению. Этим еще на самых ранних этапах развития ребенка должны заняться родители. Чтобы воссоединить усилия родителей и специалистов, во многих населенных пунктах ведется работа в библиотеке семейного чтения. Библиотекари приглашают родителей на различные мероприятия, чтобы повысить интерес детей к книгам. Что ж, предлагаем вам познакомиться с целями совместных занятий с родителями, примерной программой семейного чтения в библиотеке, ожидаемыми результатами. Подобную совместную работу библиотеки и родителей можно назвать комплексной.

Причины, из-за которых следует внедрять семейное чтение в библиотеке

В последнее десятилетие исследователи отмечают формирование следующего отношения к чтению у детей и взрослых:

  • Возрастает количество детей, которые читают только произведения школьной программы.
  • С каждым годом все меньше молодежи проводит свободное время за чтением литературы.
  • Проникновение ребенка-дошкольника в культуру книг происходит все медленнее.
  • У взрослеющих к чтению все слабеет.
  • На круг чтения детей и подростков влияет массовая культура, что приводит к популярности детективов, ужасов, повестей по мотивам телесериалов.
  • Много детей читают только для развлечения.

Важность семейного чтения в школьной библиотеке

Давайте поговорим о пользе. Но для начала выясним, что же это такое - семейное чтение в библиотеке? Мероприятия непрерывного психолого-педагогического процесса совместного чтения детей и родителей с последующим анализом, обсуждением - это и есть понятие семейного чтения. Анализ произведений может быть устным, письменным, игровым. Подобные мероприятия проводились еще во времена египетских фараонов. Исследователи нашли одну запись на папирусе того периода, где написано обращение отца к сыну с просьбой направить свое сердце к книгам.

Во времена античности семейное чтение также широко практиковалось. Один из римских правителей сам написал "Историю Рима" и изучал ее со своим сыном. Применялась такая практика и в Средние века, и в эпоху Просвещения. В XIX веке чтение в семье было распространено в дворянских семьях. Современная практика уже совмещает чтение домашнее с библиотечным. Профессиональные библиотекари приглашают вместе с детьми их родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Разрабатывается целая программа семейного чтения в библиотеке. Для чего это нужно?

Последнее время утрачивается роль чтения в обществе, падает престиж образования и знаний, молодежь ориентируется на некнижные формы культуры. А из книг черпаются общекультурные, эстетические, эмоциональные потребности. Грамотность молодежи с каждым годом падает, а также снижается уровень необходимых навыков чтения и письма. У большинства детей не сформировано осознание ценности и значения книжек, газет, журналов, электронной информации. Поэтому чтение в семейной среде играет особую роль. Совместно прочитанный рассказ или повесть, его обсуждение делают членов семьи более близкими, объединяет их духовно. К сожалению, все меньше семей обзаводятся домашними библиотеками. Таким образом, у нечитающих родителей вырастают безграмотные дети. Повысить детское чтение можно только в тандеме школы, библиотеки и семьи.

Наряду с деловым, нормативным, учебным, развлекательным, самообразовательным чтением, семейное занимает особое место. В ходе такого процесса ребенок получает различные навыки и умения, приобретает основу читательской культуры. Ведь семья - это первый и главный посредник между книгой и ребенком. Там формируется интерес к книге, развивается читательский вкус. В России работа библиотеки семейного чтения имеет глубокие корни. Она включает комплексную программу, различные формы работы с детьми и их родителями. Не зря программу для семейного чтения в библиотеке часто называют "Теплый дом".

Именно семью во всем мире рассматривают как социальную ценность. Семейные отношения формируют личность человека. Сотрудники сельских и поселковых библиотек хорошо знают многие семьи и стараются через книгу повлиять на их взаимоотношения. Именно они становятся социальными педагогами, организаторами семейного чтения в библиотеке. В школьной библиотеке это тоже возможно. Девизом такого комплексного подхода к изучению книг можно взять: "Создадим страну читателей!"

Факторы значимости чтения с родителями

Интерес к возрождению семейного чтения в детской библиотеке в последнее время возрастает. Чтение рассматривается в качестве развивающей среды. Его значимость имеет свои факторы:

  • Еще с детства малышам рассказывают сказки, читают маленькие библейские рассказы, затем - мифы, стихи о природе и животных. Это самый древний и проверенный способ воспитания человека еще до того, как он выучит алфавит. Читательскую деятельность и культуру формируют на слушании и говорении.
  • Такое чтение способствует углублению детского внимания, формированию потребности в книгах. Если такую потребность заложить ребенку с детства, то он и в зрелом возрасте будет много читать.
  • Мероприятия семейного чтения в библиотеке - залог раннего и правильного овладения родной речью. Раннее чтение помогает ребятишкам расти коммуникативными людьми. Ведь пассивную речь детей (молчание) нужно развивать.
  • На основе книг формируется эмоционально-эстетическое восприятие мира. Звучащие слова сильно влияют на детей, учат торжествовать, радоваться, грустить, печалиться, шутить, смеяться. Слова дают детишкам яркие, эмоциональные впечатления.
  • В результате совместного чтения развивается способность воспринимать художественные образы. Дети включают воображение, наглядные представления. Они учатся радоваться и печалиться вместе с литературными героями.
  • не только малышам, но и людям старшего возраста. Важно не просто слушать, но и воспринимать и пересказывать прочитанное. Пожилым людям такие занятия помогают легче перенести одиночество и передать детям свой опыт. Также взрослые могут таким образом наблюдать за духовным развитием детей.
  • Совместные чтения в библиотеке помогают социализации подрастающего поколения. Создается почва для обмена мнениями, происходит эмоциональное обогащение.
  • Подобные занятия служат профилактикой старения, стимулируют активную умственную деятельность.

Не зря считается, что библиотека - территория семейного чтения. Она является альтернативой всех видов изучения книг. Эту практику активно внедрила библиотека семейного чтения Ломоносова (городка возле Санкт-Петербурга). Квалифицированные сотрудники этой библиотеки оказывают всяческую помощь семьям в выборе книг. Мероприятий по данной семейной программе здесь проводится множество: различные краеведческие конкурсы, литературные чтения, занятия подросткового клуба "Юнта".

Услуги библиотеки для чтения семьей

Что же может предложить библиотекарь в рамках семейного чтения:


Цели подобных мероприятий

Чего же можно добиться в результате подобных мероприятий в библиотеке? Вот какие цели ставят перед собой библиотекари:

  • приобщить детей и родителей к совместному чтению;
  • развивать творческие способности детей;
  • удовлетворять людей разных поколений;
  • повысить духовное и нравственное развитие семьи;
  • поддержать семейное чтение;
  • ориентировать членов родни на совместное общение в ходе изучения книг;
  • помочь обрести взаимопонимание и общие интересы;
  • увеличить эффективность чтения.

Задачи совместных чтений

Целевая программа развития библиотеки семейного чтения может ориентироваться на выполнение следующих задач:

  • изучать информационные потребности читателей, анализировать и разрабатывать актуальные темы для информирования;
  • ориентировать старших на совместное общение с ребенком в процессе чтения;
  • способствовать дружбе взрослых и детей с книгой, добиваться их взаимопонимания;
  • совершенствовать педагогическую образованность, психологическую и методическую подготовленность родителей;
  • развивать у детей способность самостоятельного мышления после прочитанного;
  • помочь посмотреть детям и родителям на чтение как на средство межличностного общения;
  • развивать творческие способности молодого поколения;
  • координировать деятельность со школами и учителями;
  • использовать все активные библиографические формы и методы работы;
  • изучить и внедрить передовой библиотечный опыт.

Ожидаемые результаты

Правильный подбор библиотеки семейного чтения и занятия там дают следующие результаты:

  • повышается престиж книги в глазах подрастающего поколения;
  • чтение становится любимым занятием;
  • библиотеку уважают и почитают;
  • формируется любовь к чтению у самых маленьких посетителей;
  • возрождаются традиции семейных посиделок за любимыми книгами;
  • развиваются творческие способности детей.

Описание подобных проектов

Перед библиотекарями стоит серьезная задача - организовать такие занятия с родителями и детьми. Нужно создать комфортную атмосферу для подобного интеллектуального общения. Для этого книжный фонд нужно укомплектовать высокохудожественной литературой, где будут книги, периодика, электронные издания.

Организация библиотечного пространства сегодня очень важна. Современная библиотека должна быть разной и многоликой. В ней можно организовать "шумные" и "тихие" зоны, открытые пространства и уединенные места отдыха. Нужно продумать каждый уголок помещения, сделав его привлекательным для посетителей.

Библиотечное пространство делает уютным не только современный дизайн. Важно продумать и организовать интересный читателю фонд. Главное - правильно расставить литературу, чтобы к ней можно было свободно подойти. Самыми эффективными способами привлечения внимания читателей будут различные акции, выставки, вечера, круглые столы. Имидж библиотеки поднимет зрелищная информация.

Примерный план занятий в библиотеке с родителями и детьми

Продумать программу семейного чтения в библиотеке очень важно. Предлагаем вам помесячное примерное планирование подобных мероприятий:

  • В январе можно провести три мероприятия: урок семейной гармонии "Семейные портреты", библиоквест "В поисках страны здоровья", занятие с психологом "Знаем ли мы своих детей".
  • В феврале можно провести интеллектуальный бой "Вам слово, эрудиты", большой книжный фейерверк "Путешествие в мир новой литературы".
  • В марте уместно проведение читательской конференции "Самое главное слово - семья", брейнсторминга "Знаток художественной литературы".
  • Апрель - время для мероприятия-диалога "Традиции хранить и умножать", выставки творческих работ "Из поколения в поколение передаем мы чудные творения", медиа-обзора "CD в помощь обучению".
  • В мае можно провести праздник семейного чтения "Мы семья, а это значит - справимся с любой задачей", дискуссию "Семейное чтение - уходящая традиция или вечная ценность?".
  • В июне школьники с удовольствием примут участие в акции "Читаем всей семьей", в гурман-вечере сказок Пушкина "В синем небе звезды блещут".
  • В июле интересной станет конкурсно-развлекательная программа "Наша семья - книжкины друзья".
  • В августе можно провести выставку творческих работ "Мама, бабушка и я - рукодельная семья".
  • В сентябре можно воплотить в жизнь литературную шкатулку "Закружилась в небе осень", книжную выставку-совет "Семейный Читаймер".
  • В октябре желательно организовать фотоколлаж ко Дню пожилого человека "Когда душа в узоре времени", семейную игротеку "Супер-бабушка".
  • В ноябре проводится мероприятие ко Дню матери "Прекрасен мир любовью материнской", праздник национальной культуры "Природа в произведениях русских писателей и поэтов".
  • В декабре можно организовать день семейного общения в библиотеке "Я с книгой открываю мир", новогоднее конфетти "Сказочный снегопад".

Описание некоторых мероприятий

Многие библиотекари начинают работу по организации семейного чтения с проведения акции "Как пройти в библиотеку". Для этого они развешивают плакаты с приглашением прийти в библиотеку. Для взрослых распространяются специальные агитационные листовки, закладки-приглашения. На центральной площади района или площади иногда развешивают плакат "Кто куда, а я - в библиотеку". Традиции семейного чтения и методы их передачи очень разнообразны.

Под Новый год часто взрослые вместе с детьми наряжают в библиотечном помещении елку, делают символ будущего года, который потом радует посетителей. Очень привлекают детей и взрослых различные выставки: "Любимые книги нашего детства", журнальная выставка "Кроха и я", "Мой ребенок", "Мамочкина школа". Сценариев библиотеки семейного чтения существует очень много. Неплохо было бы провести несколько экскурсий по книжным полкам. В помещении можно поместить специальный ящичек в качестве "Копилки книжных удивлений". В него дети и родители будут опускать записки, в которых зафиксируют интересные факты и события, удивившие их при прочтении книг.

Библиотекарю важно учитывать, что детям интересны произведения авантюрно-приключенческого характера, где присутствуют некие волшебные силы ("Гарри Поттер", "Хоббит"). В какой-то день семейного чтения в библиотеке детям можно предложить сравнить книгу с фильмом, чтобы доказать, что она более интересна, нежели кино. Детей можно заинтересовать чтением с помощью оригинальных парадоксов. Например, они должны дочитать до определенного места и найти ответ на поставленный интригующий вопрос. Часто экспериментируют с проведением дискуссий между детьми и взрослыми по поводу прочитанных страниц.

Бугурусланская централизованная районная библиотечная система

Староузелинская сельская библиотека

клуба семейного чтения

Староузелинской библиотеки

Масловская А. И.

Адрес: с. Старое Узели, ул. Заречная, д. 18 «а», Староузелинская библиотека

На базе, какого учреждения создан: Староузелинская библиотека-филиал ЦРБС.

Год создания: 2011 г.

Где проводятся заседания : в библиотеке.

Характер объединения : семейное чтение.

Цели объединения: формирование круга семейного чтения; создание пространства для диалога ребенка и взрослого; организация семейного досуга.

Традиции: совместное празднование дней рождений всех членов клуба.

Регулярность занятий : 1 раз в месяц.

Количество участников : 25 человек.

Фамилия, имя, отчество: Масловская Алена Ивановна.

Год рождения: 1960.

Место основной работы : Староузелинская библиотека

Занимаемая должность : библиотекарь.

Образование : средне специальное (педагогическое).

Цели и задачи клуба:

    Привлечение семьи в полном составе к систематическому чтению;

    Создание пространства для диалога ребенка и взрослого, организация семейного досуга;

    Информационная поддержка семьи;

    Оказание консультативной помощи в области детской литературы, детского чтения;

    Знакомство с творчеством писателей;

    Расширить кругозор детей через чтение.

    Привитие потребности в разнообразном и систематическом чтении.

Законы клуба:

    Закон доброго слова.

    Закон бережного отношения к книге.

    Закон уважительного отношения друг к другу.

    Закон справедливости.

Права и обязанности членов клуба:

    Совместное планирование работы клуба и участие в подготовке к заседаниям;

    Регулярное посещение занятий;

    Участие в различных библиотечных мероприятиях.

Управление клубом:

    Руководитель - библиотекарь Масловская Алена Ивановна.

Атрибутика клуба: эмблема

Пояснительная записка

Данная программа разработана с использованием элементов библиотерапии для детей от 4 до 10 лет. В основе программы использованы элементы библиотерапии, такие жанры детской литературы, которые дают наибольшей эффект, и благоприятно воздействуют на души детей.

    Поэзия – снимает агрессивное возбуждение;

    Веселые картинки и книги – отвечают насущным потребностям детской души;

    В сказках ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает в реальной жизни;

    Книги о природе и животных снимают напряжение, беспокойство.

Содержание деятельности: программа рассчитана на 4 года. Каждый год работы по программе проходит под девизом:

    1-й год: Первые шаги в культуре чтения «Путешествие в фольклорию»;

    2-й год: «Лучшие книжки – лучшие герои»;

    3-й год: «С книгой через века и страны»;

    4-й год: «Ты мира не узнаешь, не зная края своего».

Взаимодействие клуба в рамках программы

Основные формы работы клуба

Литературные турниры

семейные посиделки

Фольклорные праздники

игровые и конкурсные программы

громкие чтения и обсуждение прочитанного

творческие конкурсы

Ожидаемые результаты:

    Увеличение числа читающих семей;

    Грамотное руководство детским чтением;

    Повышение уровня культуры чтения.

1 –й год « Первые шаги в культуре чтения»

п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Ответственные

Здравствуй, Книжкин дом.

Устное наводное творчество

«Книжки малышам».

Поиграем в сказку

Русские народные сказки

«Сказочный калейдоскоп»

Книжкина больница

В гости к лету

«Мы играем и поем»

«Мои любимые стихи»

«Заточи карандаши - и рисуй,

черти, пиши!».

День рождение читателей

Снегурочка и её друзья

Громкие чтения

Литературная

игра с элемента-

ми сказотерап.

Игра-путешествие

Мастерилка

Литературная

гостиная.

Творческая

мастерская

Семейные поси-

Творческая

мастерская

Семейные посиделки

Сказочное представление

Июль-август

Сентябрь

библиотекарь

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь

библиотекарь

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

2 – й год «Лучшие книги – лучшие герои».

Название мероприятий

проведения

Ответственные

«Здравствуй, здравствуй

Книжкин дом».

«Как прекрасны эти сказки!»

(К.И.Чуковский)

Любимые стихи

Уральские сказки

По страницам любимых

Копилка знаний

Путешествие в страну

веселых рифм.

Избушка русских сказок

Как растили колоски,

чтобы намолоть муки?

Сказочное путешествие

Громкие чтения

Эстетический

Конкурс чтецов

Мастерилка

Конкурс рисунков

Игра – путеше-

Литературно –

творческое

Выставка книг.

громкие чтения

и обсуждения

Мастерилка

Утренник

Сентябрь

Октябрь –

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь,

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь,

3 –й год «С книгой через века и страны».

Названия мероприятий

проведения

Ответственные

«С книгой через века и

Фольклор – народная колыбель.

Путешествие на островок

Симфония сказок природы

«Волшебная ночь в книжной

лавке». (Ш.Перро).

«Синяя птица»

«Маленький принц».

«Сказки, рассказанные детям»

Классная классика

«Мы рисуем и поём – весело

Ожившая сказка в Рождество».

Игра – путеше-

Громкие чтения

и обсуждения

Эстетический

Литературная

гостиная

Выставка одной

Громкие чтения

и обсуждения

Семейные посиделки

Громкие чтения и обсуждение

Творческая

мастерская

Утренник

Сентябрь

Октябрь –

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь

библиотекарь

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь,

4 –й год «Ты мира не узнаешь, не зная края своего»

Наименование мероприятий

проведения

Ответственные

«Хорошая книга – мой спутник, мой друг».

Симфония красок русской

природы. (Зима).

«Весна пришла, просыпаться

Симфония красок русской

природы. (Весна).

Разноцветные страницы

(литература о родном

«Ребята, давайте жить

дружно!» (о творчестве

Валерия Левановского)

Симфония красок русской

природы. (Лето).

Путешествие в страну

«Журналию»

Русские писатели – детям.

Симфония русской природы.

«Любимый край, тебе я

посвящаю…»

«Мимо острова Буяна…

Снегурочка и её друзья

в гостях у 12 месяцев.

Музыкально –

эстетический

Семейные посиделки

Музыкально –

эстетический

Час весёлого

Урок вежливости

Музыкально –

эстетический

Игра – фантазия.

Громкие чтения,

музыкально –

эстетический

Тематическая

выставка

творческой

мастерской

Литературно –

музыкальное

путешествие

Праздничное

представление

Сентябрь

библиотекарь

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь

библиотекарь,

школа, РДЧ.

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь.

библиотекарь,

библиотекарь

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь,

Идея создания семейного клуба родилась задолго до его открытия. С 2003 по 2007 год Добрянская центральная детская библиотека работала по целевой библиотечной программе «Дружит с книгой вся семья». За этот период был накоплен немалый опыт по организации семейного досуга в библиотеке, сформирован фонд психолого-педагогической литературы для родителей, появился круг неравнодушных в деле воспитания своих малышей мам и пап, бабушек и дедушек. В результате в 2008 году был разработан проект по созданию семейного клуба «Читайка», который получил грант на III Муниципальном конкурсе социальных и культурных проектов Добрянского района в номинации «Семья, как фактор, обеспечивающий социальное благополучие общества».
Открытие клуба состоялось 6 июня 2008 года с семейного праздника «Вечер знакомств». В программу вечера вошли: беседа о необходимости и важности семейных чтений, принятие Устава клуба, утверждение Программы занятий, веселое и сказочное путешествие «Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце».
На сегодняшний день в клуб входит 15 семей.
Основные цели клуба:
объединение усилий библиотеки и семьи в читательском развитии ребенка
пробуждение интеллектуальных и творческих способностей маленького человека
поддержка и развитие семейных чтений
Занятия клуба проходят два раза в месяц и основываются на трех принципах:
1. Привлечение малыша к книге, формирование у него основ литературного вкуса. В связи с этим принципом существует правило: при подготовке мероприятий используются только лучшие образцы детской литературы, которые способны научить маленького читателя сочувствовать, сопереживать, любить.
2. Применение игровых форм, развивающих все стороны личности ребенка: любопытство к окружающему миру, творчество, восприятие современной информации, умение общаться в семье и со сверстниками.
3. Активное участие родителей в подготовке и проведении мероприятий.
Наглядным примером клубной встречи, на которой работали все три принципа, может стать познавательный час «Удивительный мир природы». На мероприятии родители и дети знакомились с замечательными книгами о животном и растительном мире из серии «Моя первая энциклопедия». Увлекательный рассказ библиотекаря о книгах пробудил у детей интерес и желание прочитать их дома вместе с родителями. Мамы и бабушки активно участвовали в игровой викторине «Отгадай, кто я?». Завершением встречи стало практическое занятие по изготовлению поделок из природного материала, которые были выставлены на выставке «А вам слабо?».
Не менее познавательно и увлекательно прошел литературный час «От улыбки хмурый день светлей», одной из главных задач которого было привитие детям любви к поэзии. Путешествие в «страну Поэзии» вместе с папами и мамами, знакомство с Международным праздником детской поэзии «Веселая уточка» и стихами лучших современных авторов стало необычным для ребят. Дети и родители получили массу удовольствий и положительных эмоций, читая любимые стихи, участвуя в конкурсе «Как нарисовать человечка» и литературной игре «Девочка и эхо»
В рамках клуба проведены семейные праздники: «Моя любимая игрушка», «Дружная семейка», «Осень-рыжая подружка», «Лучше всех на свете мамочка моя». Ребята вместе с родителями очень любят бывать на этих праздниках. Среди них особый отклик в душе вызывает День матери, по доброй традиции отмечаемый в последнее воскресенье ноября.
В этот день в клубе «Читайка» прошло мероприятие «Лучше всех на свете мамочка моя». С участием детей и взрослых прошли веселые и шуточные конкурсы. Мамы проявили свои лучшие способности – вместе с детьми пели колыбельные песни, участвовали в веселых и шуточных играх: «Нежные руки мамы», «Узнай своего ребёнка». Ребята отгадывали загадки, а на лепестках ромашки писали о том, как они помогают своим мамам. Мероприятие прошло в теплой, дружеской обстановке за чашкой чая. Приглашенные родители общались и делились впечатлениями. В конце мероприятия ребята вместе с мамами смотрели мультфильм «Мама для мамонтёнка».
Содержательными и эффективными были и другие мероприятия клуба. Для организации и проведения некоторых из них были привлечены специалисты различных учреждений города. Так в проведении «Урока душевного прозрения» участвовала психолог из ДСОШ №2, которая дала интересные консультации детям и родителям, что было дополнением к чтению и обсуждению рассказов В. Осеевой и В. Сухомлинского. Час удивлений «Тайны любимых кукол» не получился бы таким наглядным и эмоциональным, если бы беседа не сопровождалась показом русских тряпичных кукол, изготовленных мастерицами творческого объединения городского культурно-делового центра «Орфей».
Чтобы каждая встреча в библиотеке была для ребят интересной, библиотекари использовали элементы театрализации. Например, при обучении родителей использовать загадку как метод и средство воспитания и обучения детей, помогали сказочные герои: Петрушка, Буратино, Чиполлино, Бабушка-Загадушка.
Свои творческие способности члены клуба отразили в оформлении стендов: «Слово ласковое - Добрянка», «Семейный клуб «Читайка», «Удивительный мир природы» и выставок: «Все начинается с семьи», «Любим с мамой мы», «Библиотека будущего», «Почитаем перед сном».
В 2013 году в плане семейного клуба «Читайка» предусмотрены такие мероприятия как: экскурсия «Давайте знакомиться!» (для новых участников клуба), обзор книг и журналов «Для вас, родители!», беседа «Первый шаг к книге», час игры «Поиграем малыш!», круглый стол с педагогом дошкольного учреждения «Первый раз в детский сад», творческая мастерская «Добрых рук прекрасное творение», увлекательное занятие «Желтый, красный, голубой», беседа-диалог с психологом «Время доброго общения», встреча с педиатром «Как стать Неболейкой», знакомство с новинками детской литературы «Большой мир маленького читателя».
В этом году клуб «Читайка» в Центральной детской библиотеке г. Добрянка отмечает свой 5-летний юбилей и планирует продолжать традиции семейного чтения.

Бугурусланская централизованная районная библиотечная система

Староузелинская сельская библиотека

клуба семейного чтения

Староузелинской библиотеки

Масловская А. И.

Адрес: с. Старое Узели, ул. Заречная, д. 6, Староузелинская библиотека

На базе, какого учреждения создан: Староузелинская библиотека-филиал ЦРБС.

Год создания: 2009 г.

Где проводятся заседания : в библиотеке.

Характер объединения : семейное чтение.

Цели объединения: формирование круга семейного чтения; создание пространства для диалога ребенка и взрослого; организация семейного досуга.

Традиции: совместное празднование дней рождений всех членов клуба.

Регулярность занятий : 1 раз в месяц.

Количество участников : 25 человек.

Фамилия, имя, отчество: Масловская Алена Ивановна.

Год рождения: 1960.

Место основной работы : Староузелинская библиотека

Занимаемая должность : библиотекарь.

Образование : средне специальное (педагогическое).

Цели и задачи клуба:

    Привлечение семьи в полном составе к систематическому чтению;

    Создание пространства для диалога ребенка и взрослого, организация семейного досуга;

    Информационная поддержка семьи;

    Оказание консультативной помощи в области детской литературы, детского чтения;

    Знакомство с творчеством писателей;

    Расширить кругозор детей через чтение.

    Привитие потребности в разнообразном и систематическом чтении.

Законы клуба:

    Закон доброго слова.

    Закон бережного отношения к книге.

    Закон уважительного отношения друг к другу.

    Закон справедливости.

Права и обязанности членов клуба:

    Совместное планирование работы клуба и участие в подготовке к заседаниям;

    Регулярное посещение занятий;

    Участие в различных библиотечных мероприятиях.

Управление клубом:

    Руководитель - библиотекарь Масловская Алена Ивановна.

Атрибутика клуба: эмблема



Пояснительная записка

Данная программа разработана и использованием элементов библиотерапии для детей от 4 до 10 лет. В основе программы использованы элементы библиотерапии, такие жанры детской литературы, которые дают наибольшей эффект, и благоприятно воздействуют на души детей.

    Поэзия – снимает агрессивное возбуждение;

    Веселые картинки и книги – отвечают насущным потребностям детской души;

    В сказках ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает в реальной жизни;

    Книги о природе и животных снимают напряжение, беспокойство.

Содержание деятельности: программа рассчитана на 4 года. Каждый год работы по программе проходит под девизом:

    1-й год: Первые шаги в культуре чтения «Путешествие в фольклорию»;

    2-й год: «Лучшие книжки – лучшие герои»;

    3-й год: «С книгой через века и страны»;

    4-й год: «Ты мира не узнаешь, не зная края своего».

Взаимодействие клуба в рамках программы





Основные формы работы клуба

Литературные турниры

семейные посиделки

Фольклорные праздники

игровые и конкурсные программы

громкие чтения и обсуждение прочитанного

творческие конкурсы

Ожидаемые результаты:

    Увеличение числа читающих семей;

    Грамотное руководство детским чтением;

    Повышение уровня культуры чтения.

1 –й год « Первые шаги в культуре чтения»

п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Ответственные

Здравствуй, Книжкин дом.

Устное наводное творчество

«Книжки малышам».

Поиграем в сказку

Русские народные сказки

«Сказочный калейдоскоп»

Книжкина больница

В гости к лету

«Мы играем и поем»

«Мои любимые стихи»

«Заточи карандаши - и рисуй,

черти, пиши!».

День рождение читателей

Снегурочка и её друзья

Громкие чтения

Литературная

игра с элемента-

ми сказотерап.

Игра-путешествие

Мастерилка

Литературная

гостиная.

Творческая

мастерская

Семейные поси-

Творческая

мастерская

Семейные посиделки

Сказочное представление

Июль-август

Сентябрь

библиотекарь

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь

библиотекарь

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

2 – й год «Лучшие книги – лучшие герои».

Название мероприятий

проведения

Ответственные

«Здравствуй, здравствуй

Книжкин дом».

«Как прекрасны эти сказки!»

(К.И.Чуковский)

Любимые стихи

Уральские сказки

По страницам любимых

Копилка знаний

Путешествие в страну

веселых рифм.

Избушка русских сказок

Как растили колоски,

чтобы намолоть муки?

Сказочное путешествие

Громкие чтения

Эстетический

Конкурс чтецов

Мастерилка

Конкурс рисунков

Игра – путеше-

Литературно –

творческое

Выставка книг.

громкие чтения

и обсуждения

Мастерилка

Утренник

Сентябрь

Октябрь –

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь,

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь,

3 –й год «С книгой через века и страны».

Названия мероприятий

проведения

Ответственные

«С книгой через века и

Фольклор – народная колыбель.

Путешествие на островок

Симфония сказок природы

«Волшебная ночь в книжной

лавке». (Ш.Перро).

«Синяя птица»

«Маленький принц».

«Сказки, рассказанные детям»

Классная классика

«Мы рисуем и поём – весело

Ожившая сказка в Рождество».

Игра – путеше-

Громкие чтения

и обсуждения

Эстетический

Литературная

гостиная

Выставка одной

Громкие чтения

и обсуждения

Семейные посиделки

Громкие чтения и обсуждение

Творческая

мастерская

Утренник

Сентябрь

Октябрь –

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь

библиотекарь

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь,

4 –й год «Ты мира не узнаешь, не зная края своего»

Наименование мероприятий

проведения

Ответственные

«Хорошая книга – мой спутник, мой друг».

Симфония красок русской

природы. (Зима).

«Весна пришла, просыпаться

Симфония красок русской

природы. (Весна).

Разноцветные страницы

(литература о родном

«Ребята, давайте жить

дружно!» (о творчестве

Валерия Левановского)

Симфония красок русской

природы. (Лето).

Путешествие в страну

«Журналию»

Русские писатели – детям.

Симфония русской природы.

«Любимый край, тебе я

посвящаю…»

«Мимо острова Буяна…

Снегурочка и её друзья

в гостях у 12 месяцев.

Музыкально –

эстетический

Семейные посиделки

Музыкально –

эстетический

Час весёлого

Урок вежливости

Музыкально –

эстетический

Игра – фантазия.

Громкие чтения,

музыкально –

эстетический

Тематическая

выставка

творческой

мастерской

Литературно –

музыкальное

путешествие

Праздничное

представление

Сентябрь

библиотекарь

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь

библиотекарь,

школа, РДЧ.

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь.

библиотекарь,

библиотекарь

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь,