Новости компании. Три экземпляра ТН необязательно будут одинаковыми у всех сторон перевозки

Наша организация покупает ТМЦ путем самовывоза со склада поставщика силами сторонней организации-перевозчика. Поставщик в первичных документах в строке "Грузоотправитель" указывает нас, ссылаясь на то, что на момент загрузки товара в автомобиль перевозчика собственником товара является уже наша организация, то есть грузоотправитель- это юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от имени собственника груза.Мы с этой точкой зрения не согласны, считая, что грузоотправителем является организация-поставщик. Поясните, кого-указывать грузоотправителем при покупке товара со склада поставщика, если забирает либо транспортная компания, либо сам покупатель.

Если покупатель забирает груз самовывозом и привлекает для доставки стороннего перевозчика. Заказчиком перевозки, грузоотправителем и грузополучателем в этой схеме выступает покупатель.

Вместе с тем, по мнению опрошенных специалистов ФНС, поставщик может записать себя грузоотправителем в ТОРГ-12 и счете-фактуре. Ведь именно он передает товары покупателю со своего склада. То есть, по сути, самостоятельно отправляет груз. Но независимо от того, кто будет записан грузоотправителем, покупатель или продавец, инспекторы не вправе отказать в вычетах НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Какие сведения о грузополучателе и грузоотправителе продавец должен указать в счете-фактуре на отгрузку

Строки 3 «Грузоотправитель и его адрес» и 4 «Грузополучатель и его адрес» продавец заполняет только при реализации товаров.

Если продавец и грузоотправитель – одно и то же лицо, в строке 3 поставщик может написать «он же». Если вместо этого продавец вновь укажет свои данные (полное или сокращенное наименование, почтовый адрес), нарушением правил составления счетов-фактур это не является (письмо Минфина России от 1 сентября 2009 г. № 03-07-09/44).

Если продавец и грузоотправитель – разные лица, то в строке 3 указывают полное или сокращенное наименование и почтовый адрес грузоотправителя, как в его учредительных документах.

Строку 3 «Грузоотправитель и его адрес» можно заполнить на основании аналогичного реквизита накладной по форме № ТОРГ-12 (письмо Минфина России от 25 мая 2012 г. № 03-07-14/54). В частности, такой вариант применяется, если продавец поставляет товары на условиях самовывоза (письмо Минфина России от 15 сентября 2014 г. № 03-07-РЗ/46026).

В строке 4 «Грузополучатель и его адрес» продавец указывает полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с его учредительными документами и его почтовый адрес. Такой порядок действует независимо от того, будет грузополучатель и покупатель одним и тем же лицом или нет.

Горячая линия. Северо-Запад

Спорные вопросы расчета НДС и оформления счетов-фактур

Надежда Чамкина, государственный советник РФ 2-го класса

На несколько отгрузок можно составить один счет-фактуру

Кто будет грузоотправителем при самовывозе

- При закупке товаров мы сами забираем их со склада продавца. Но в счете-фактуре по строке «Грузоотправитель и его адрес» продавец написал не свои, а наши реквизиты. Разве это правильно, раз мы забираем товар со склада продавца?

- Да, все верно. Грузоотправителем в счете-фактуре может быть и покупатель. Подтверждает такую позицию и письмо ФНС России от 21.01.10 № 3-1-11/22@ .

- Договор на перевозку мы не заключали. Товар со склада продавца мы забираем своим транспортом. Это что-то меняет?

- Нет, ведь по договору у продавца нет обязательств по доставке, транспортировке и передаче товара перевозчику. А значит, нет оснований рассматривать продавца в качестве грузоотправителя.

- Данные о грузоотправителе в товарной накладной отличаются от данных в счете-фактуре. В первичке грузоотправителем назван продавец. Это не помешает нам заявить вычет НДС?

- Нет, я считаю, что такие расхождения не критичны. Неточность в данных грузоотправителя не мешает идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров, их стоимость, ставку и сумму НДС. А значит, такой недочет в оформлении не может быть основанием для отказа в вычете налога у покупателя. Основание - пункт 2 статьи 169 НК РФ.

Комментарий «УНП»

Ни в Налоговом кодексе, ни в Уставе автомобильного транспорта (Федеральный закон от 08.11.07 № 259-ФЗ) не сказано, кого надо считать грузоотправителем при самовывозе. Мы считаем, что при передаче товара на складе поставщика в накладной и счете-фактуре грузоотправителем корректнее писать продавца. Ведь именно он передает товары покупателю со своего склада. То есть, по сути, самостоятельно отправляет груз. Но независимо от того, кто будет записан грузоотправителем, покупатель или продавец, инспекторы не вправе отказать в вычетах НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Безупречный документооборот с новой транспортной накладной

Уже три месяца действует новая транспортная накладная, но никаких разъяснений о ее применении нет. Между тем именно она подтверждает расходы на перевозку и реальность операций. В ловушках и неясностях новой формы мы разбирались совместно с ее разработчиком – Минтрансом России.

Схема № 1. Перевозку заказывает поставщик

Схема № 2. Перевозку заказывает покупатель

Ситуация. Покупатель забирает груз самовывозом и привлекает для доставки стороннего перевозчика. Доставка происходит со склада поставщика. Заказчиком перевозки, грузоотправителем и грузополучателем в этой схеме выступает покупатель.

Грузоотправитель. При такой схеме доставки продавец не несет обязанностей по перевозке товаров. Считается, что он исполнил свои обязанности по поставке, когда покупатель или перевозчик забирает товар со склада (п. 1 ст. 223 , п. 2 ст. 458 ГК РФ). Таким образом, на момент отгрузки покупатель фактически является собственником груза. Покупатель – он же грузоотправитель – оговаривает условия и стоимость перевозки, заключает договор на перевозку и подает заказ-заявку. Он же, если иное не предусмотрено договором, составляет в трех экземплярах транспортную накладную (п. 6 Правил № 272).

В накладной покупатель заполняет пункты 1–2, 5 и 16 и передает все три экземпляра представителю перевозчика или продавца. Так как покупатель при отгрузке не присутствует, пункты 3, 4 и 6 с данными о грузе, сопровождающих его документах и месте отгрузки должен заполнить продавец. Для этого условия о заполнении накладной безопаснее включить в договор с поставщиком или перевозчиком.

Перевозчик. Представитель компании-перевозчика получает все три экземпляра накладной либо заранее от покупателя, либо при подаче транспорта у поставщика и заполняет свою часть документа. А именно пункты 8–13 и 15–16 транспортной накладной. Заполнить большую часть этих сведений в накладной может и грузоотправитель, если заранее получит от перевозчика необходимые для этого данные об автомобиле, водителе и т. д. При приеме груза представитель перевозчика ставит свою подпись в пункте 6.

Грузополучатель . Получатель груза – он же покупатель – при его приемке заполняет данные в разделе 7 транспортной накладной. Первый ее экземпляр он оставляет себе, второй – передает перевозчику. Первый экземпляр он может оставить себе или передать вместе с другими товаросопроводительными документами поставщику.

Причем безопаснее передать документ именно поставщику. Накладная потребуется ему, чтобы подтвердить факт доставки товара на налоговой проверке.

В российском законодательстве договор транспортной экспедиции имеет особое правовое регулирование, незнание существа которого может привести к существенному убытку для клиента экспедиторской организации. Рассмотрим некоторые проблемные вопросы взаимодействия клиентов с организациями-экспедиторами. На основе практического опыта и судебной практики по делам об экспедировании грузов дадим ряд рекомендаций, как защитить себя от возможного убытка и избежать проблем в связи с отгрузками товара (работ, услуг) через экспедитора.

Как известно, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Об этом сказано в п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ.

Классификация транспортно-экспедиторских услуг приведена в Национальном стандарте ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утвержден приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст).

Порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг, а также перечень экспедиторских документов установлены Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.

Оказание услуг по перевозке грузов предполагает наличие грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

В свою очередь, Распоряжением ОАО «РЖД» от 31 января 2005 г. № 119р утвержден Единый перечень работ и услуг, выполняемых за грузоотправителя и грузополучателя на железнодорожном транспорте на основании договора транспортной экспедиции. К ним, в частности, относятся:

  • оформление и представление железнодорожной станции заявок на перевозку грузов;
  • получение от железнодорожной станции разрешения (визы) на ввоз и погрузку груза;
  • заполнение накладной за грузоотправителя;
  • составление описи за грузоотправителя на перевозку грузов для личных (бытовых) нужд;
  • оформление переадресовки грузов;
  • предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на железнодорожных станциях отправления и т.п.

Однако в Налоговом кодексе РФ определения понятий «грузоотправитель» и «грузополучатель» не содержится, поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ это понятие используется в целях налогообложения в том значении, в котором оно дается в иных отраслях законодательства.

Отношения, связанные с железнодорожными перевозками, регулируются Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 Устава грузоотправителем (отправителем) является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе. Таким образом, по поручению клиентов экспедитора отправителем груза может выступать третье лицо.

Грузополучателем (получателем) является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа.

Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257, установлено, что сведения об отправителе переносятся в таможенную декларацию из соответствующей графы транспортного (перевозочного) документа (транспортной накладной, коносамента и пр.) с указанием двузначного кода страны местонахождения отправителя по Классификатору стран мира, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378.

Следовательно, наименование в графе «Отправитель/Экспортер» таможенной декларации проставляется так, как указано в коносаменте, а не как отражено в контракте.

Более того, продавец, поименованный в контракте, и отправитель, указанный в коносаменте (таможенной декларации), могут вообще не совпадать. Это не считается нарушением существенных условий правил международной торговли и не влияет на возмещение НДС (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2007 г. по делу № А56-36620/2006, от 31 января 2005 г. № А56-16830/04).

Таким образом, из норм указанных документов не следует, что в качестве грузоотправителя в железнодорожной накладной и в качестве отправителя в таможенной декларации лицо указывается в связи с оказанием им услуги, именуемой «грузоотправительство».

Выполнение экспедитором функций грузоотправительства в рамках договора транспортной экспедиции рассматривалось арбитражным судом (Постановление Девятого ААС от 10 июня 2010 г. № 09АП-11017/2010-АК, 09АП-12769/2010-АК). Налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки был подан иск о занижении дохода по услуге «грузоотправительство». После проведенного разбирательства суд отметил следующее.

Как установлено ст. 779 ГК РФ, услуга — это совершение определенных действий или ведение определенной деятельности. Предъявление груза к перевозке является совершением определенного действия и обладает признаками услуги, которая является обособленным предметом оплаты в соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ.

Однако ст. 779 и 781 включены в главу 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ. Положением п. 2 ст. 779 ГК РФ установлено специальное правило, согласно которому правила главы 39 ГК РФ не применяются к услугам, оказываемым по договорам, предусмотренным главой 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ.

В силу ст. 801, включенной в главу 41 ГК РФ, предъявление груза к перевозке, если оно предусмотрено договором, является не услугой, а обязанностью экспедитора, исполняемой им в целях выполнения либо организации выполнения определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Таким образом, законодательство отделяет понятие услуги от понятия обязанности, исполняемой экспедитором в целях выполнения или организации выполнения услуги.

Следовательно, невозможно придать характер услуги по грузоотправительству той операции, которая в силу закона услугой не признается.

Согласно ст. 801 ГК РФ оплату услуг, оказываемых в рамках договора транспортно-экспедиционного обслуживания, экспедитор получает в целом за выполнение или организацию выполнения определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а не за факт исполнения обязанностей, надлежащее исполнение которых экспедитором должно привести к выполнению или организации выполнения указанных услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» указанную сумму за оплату услуг, оказываемых в рамках договора транспортно-экспедиционного обслуживания, клиент перечисляет в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Таким образом, обязанность выделять операцию по предъявлению груза к перевозке в обособленную услугу в целях расчета сумм оплаты услуг, оказываемых в рамках договора транспортно-экспедиционного обслуживания, законодательством не установлена и отнесена на усмотрение сторон договора.

В экономической литературе почти не обсуждается вопрос о правовых последствиях отнесения в состав налоговой базы по налогу на прибыль расходов по выполнению функций грузоотправительства в случаях, когда в договорах отсутствует информация об установлении обособленной тарифной стоимости операции по предъявлению груза к перевозке, но в актах об оказании услуг в составе расшифровки предоставленных услуг приводится информация о выполнении функций грузоотправительства.

Одним из основных критериев учета расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль является экономическая оправданность затрат. Согласно ст. 252 НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В вышеуказанном случае налоговые органы формально имеют право не признавать в качестве экономической оправданности затрат уплаченные экспедитору денежные средства за выполнение функций грузоотправительства в силу того, что эта операция по законодательству не является услугой.

Дело в том, что при формировании налоговой базы для расчета налога на прибыль налогоплательщик может учесть расходы на оплату услуг сторонних организаций, произведенные в рамках заключенного договора. Но в рассматриваемом случае, если клиент в соответствии с актом об оказании услуг, где приводится подробная расшифровка работ (услуг), в том числе выполнение функций грузоотправителя, перечисляет денежные средства экспедитору за оказанные услуги, то эти расходы могут быть не признаны при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль как не соответствующие условиям договора из-за того, что исполнение обязанностей грузоотправителя в рамках заключенного договора транспортной экспедиции по своей природе не является услугой. Следовательно, у клиента отсутствуют экономически обоснованные расходы в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ.

Поэтому в целях минимизации налоговых рисков клиента рекомендуется не выделять в акте об оказании услуг расшифровку в части выполнения функции грузоотправителя.

В свою очередь, налоговые органы попытаются доказать факт занижения экспедитором дохода (выручки) от оказания транспортно-экспедиционных услуг в части исполнения обязанностей грузоотправителя. Занижение доходов по услуге «грузоотправительство» налоговый орган может обосновать, сравнивая выполнение этих функций для двух договоров транспортной экспедиции (клиентов), где в одном может содержаться информация об исполнении обязанностей грузоотправителя, а в другом — нет.

Согласно п. 6 ст. 40 НК РФ идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности выполняемых функций по грузоотправительству налоговые органы могут сравнивать расшифровку грузоотправительства различными контрагентами. Налоговые органы в силу п. 2 ст. 40 НК РФ при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Чтобы избежать обвинений в занижении дохода, необходимо соблюдать меры предосторожности, в том числе:

Обратите внимание: порядок налогового контроля цен по сделкам с 1 января 2012 г. принципиально изменится, так как исполнение обязанностей грузоотправителя в рамках договоров транспортной экспедиции в основном указывается между организациями одной связанной группы. Это требования Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». В целях налогового контроля появляется новый объект — контролируемая сделка, в отношении которой для целей налогообложения будет применяться соответствующая методология определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене.

С этой целью при определении рыночной стоимости транспортно-экспедиционного обслуживания в части исполнения обязанностей грузоотправителя необходимо:

1) обосновать признак однородности сделок;

2) при применении более высоких или более низких цен сопоставлять их с однородными услугами — при предоставлении более низкой цены требуется обоснование скидок и бонусов в виде оформленной и утвержденной маркетинговой политики;

3) описать распределение функций экспедитора и клиента, которые влияют на стоимость работ, услуг;

4) определить критерии экономических условий в целях обоснования различий экономических условий, позволяющих признавать сделки несопоставимыми.

Таким образом, работая с экспедиторами, важно помнить, что при неправильном оформлении актов об оказании услуг у клиентов могут возникнуть налоговые риски в части отражения расходов по выполнению функций грузоотправительства. В связи с этим необходимо знать опасные моменты сотрудничества и стараться организовать взаимодействие с экспедиторами таким образом, чтобы клиент был максимально защищен правильным оформлением документации и правильно сформулированными договорными условиями.

С целью минимизировать налоговые риски при определении рыночной стоимости транспортно-экспедиционного обслуживания в качестве внутренних мероприятий целесообразно разработать соглашение о разделении затрат, а при совершении сделок в качестве приложения к договору указывать выбранный метод ценообразования с объяснением причин выбора и причин, по которым другие методы не были выбраны. Также стоит закрепить перечень факторов, позволяющих обосновать несопоставимость условий сделок, и оформить их в виде приложения к договору транспортной экспедиции.

См. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 августа 2007 г. № А74-3208/06-Ф02-5122/07.

Хозяйство реализует зерно со своего склада на условиях самовывоза Покупателем. При отгрузке Продавец составил ТТН (СП-31), Товарную накладную ТОРГ-12, счет фактура не составляется.т.к. Продавец на ЕСХН. Покупатель транспорт нанимал, составил накладные, где указал Продавца грузоотправителем и настаивает на подписании документа Продавцом. Но ведь право собственности на товар перешло к Покупателю в момент отгрузки.Объясните,как сделать правильно.и какие последствия для Продавца могут быть в случае: подписания, отказа от подписи транспортной накладной, так считаю что отправителем должен уже выступать Покупатель,ведь это почти Договор на транспортировку.

Ответ


Если покупатель забирает груз самовывозом и привлекает для доставки стороннего перевозчика, в ТТН грузоотправителем выступает покупатель.

При такой схеме доставки продавец не несет обязанностей по перевозке товаров. Считается, что он исполнил свои обязанности по поставке, когда покупатель или перевозчик забирает товар со склада ( , ГК РФ). Таким образом, на момент отгрузки покупатель фактически является собственником груза. Покупатель - он же грузоотправитель - оговаривает условия и стоимость перевозки, заключает договор на перевозку и подает заказ-заявку. Он же, если иное не предусмотрено договором, составляет в трех экземплярах транспортную накладную ().

В накладной покупатель заполняет пункты 1-2, 5 и 16 и передает все три экземпляра представителю перевозчика или продавца. Так как покупатель при отгрузке не присутствует, пункты 3, 4 и 6 с данными о грузе, сопровождающих его документах и месте отгрузки должен заполнить продавец. Для этого условия о заполнении накладной безопаснее включить в договор с поставщиком или перевозчиком.

Перевозчик. Представитель компании-перевозчика получает все три экземпляра накладной либо заранее от покупателя, либо при подаче транспорта у поставщика и заполняет свою часть документа. А именно пункты 8-13 и 15-16 транспортной накладной. Заполнить большую часть этих сведений в накладной может и грузоотправитель, если заранее получит от перевозчика необходимые для этого данные об автомобиле, водителе и т. д. При приеме груза представитель перевозчика ставит свою подпись в пункте 6.

Грузополучатель . Получатель груза - он же покупатель - при его приемке заполняет данные в разделе 7 транспортной накладной. Первый ее экземпляр он оставляет себе, второй - передает перевозчику. Первый экземпляр он может оставить себе или передать вместе с другими товаросопроводительными документами поставщику.

Причем безопаснее передать документ именно поставщику. Накладная потребуется ему, чтобы подтвердить факт доставки товара на налоговой проверке.

Грузоотправители в накладной и счете-фактуре должны совпадать

Названия грузоотправителя в счете-фактуре и накладной должны совпадать. Причем независимо от способа поставки. Так рассудил Минфин России в . В разных ситуациях порядок заполнения отличается.

Доставку заказывает покупатель

Из комментируемого письма не ясно, кто является грузоотправителем, если покупатель забирает товар сам со склада поставщика.

Поставщик доставляет товар с другого адреса

Если поставщик отгружает товар с отдельного склада, то грузоотправителем является поставщик, а не склад. По общим правилам, если грузоотправитель тот же, в счета-фактуры можно записать «Он же». Но в данном случае адрес отгрузки не совпадает с юридическим. Поэтому не ясно, как заполнить .

Образец 2. Поставщик доставляет товар со склада

Как определить грузоотправителя

Организация в качестве агента продает товары принципала по его местонахождению и оформляет на них документы. При этом возникают ситуации: 1) покупатель вывозит товары собственным автотранспортом; 2) покупатель нанимает перевозчика; 3) агент нанимает перевозчика. Кто является грузоотправителем в транспортных и товарно-транспортных накладных?

Отвечает
Е.Ю. Диркова,
генеральный директор ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»

Термин «грузоотправитель» следует использовать в значении, придаваемом ему специальным законодательством.

На основании статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» грузоотправитель - это лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Кроме того, в силу статьи 785 ГК РФ отправитель груза оплачивает перевозку. и накладные он подписывать не обязан и не может в них фигурировать.

В третьей ситуации агент является стороной договора перевозки. Поэтому он должен быть указан в качестве грузоотправителя во всех сопроводительных документах.

Несет ответственность грузоперевозчик. Вы предьявляете претензию продавцу, а он в свою очередь разбирается с перевозчиком. Также претензию подаете перевозчику.

Статья 34. Ответственность перевозчика, фрахтовщика

1. За невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Грузоотправитель также вправе потребовать от перевозчика возмещения причиненных перевозчиком убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. За непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования, фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование соответствующим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтователь также вправе потребовать от фрахтовщика возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. За несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, предусмотренных договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа договором перевозки груза не установлен, в размере:
1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
2) одного процента среднесуточной провозной платы, определенной в соответствии с установленным договором перевозки груза сроком перевозки, при перевозке в междугородном сообщении.
4. Грузоотправитель, фрахтователь в случае, указанном в части 3 настоящей статьи, также вправе потребовать от перевозчика, фрахтовщика возмещения причиненных ими убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
6. Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.


Как определить грузоотправителя. Покупатель забирает груз самовывозом и привлекает для доставки стороннего перевозчика. Доставка происходит со склада поставщика - читайте в статье.

Вопрос: Как правильно оформить ТТН, транспортную накладную. в ситуации:Мы купили у организации товар, у организации А. Она его растоможила, и продала его нам., а с таможенной зоны товар вывозила нам транспортная компания. Кого писать грузоотправителем нас или компанию А. Товар мы приняли на таможне.

Ответ: Если Вы заключили договор с транспортной компанией, то грузоотправителем в ТН и ТТН нужно указать Вас.

По правилам перевозки грузоотправителем является тот, кто ее заказал (п. 6 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272). Грузоотправитель - оговаривает условия и стоимость перевозки, заключает договор на перевозку и подает заказ-заявку. Он же, если иное не предусмотрено договором, составляет в трех экземплярах транспортную накладную (п. 6 Правил № 272). Кроме того, в силу пункта 1 статьи 785 ГК РФ отправитель груза оплачивает перевозку.

Поэтому, если Вы заказываете и оплачиваете перевозку, тогда Ваша компания является грузоотправителем. При этом товар может передается не с Вашего склада. Фактический адрес склада, с которого происходит отгрузка указываете в ТН в п. 6 «Адрес места погрузки».

Более подробно о заполнении транспортной накладной, когда грузоотправитель и грузополучатель одно лицо, смотрите ниже.

Обоснование

Как определить грузоотправителя

Организация в качестве агента продает товары принципала по его местонахождению и оформляет на них документы. При этом возникают ситуации: 1) покупатель вывозит товары собственным автотранспортом; 2) покупатель нанимает перевозчика; 3) агент нанимает перевозчика. Кто является грузоотправителем в транспортных и товарно-транспортных накладных?

Термин «грузоотправитель» следует использовать в значении, придаваемом ему специальным законодательством.

В накладной покупатель заполняет пункты 1-2, 5 и 16 и передает все три экземпляра представителю перевозчика или продавца. Так как покупатель при отгрузке не присутствует, пункты 3, 4 и 6 с данными о грузе, сопровождающих его документах и месте отгрузки должен заполнить продавец. Для этого условия о заполнении накладной безопаснее включить в договор с поставщиком или перевозчиком.

Перевозчик. Представитель компании-перевозчика получает все три экземпляра накладной либо заранее от покупателя, либо при подаче транспорта у поставщика и заполняет свою часть документа. А именно пункты 8-13 и 15-16 транспортной накладной. Заполнить большую часть этих сведений в накладной может и грузоотправитель, если заранее получит от перевозчика необходимые для этого данные об автомобиле, водителе и т. д. При приеме груза представитель перевозчика ставит свою подпись в пункте 6.

Грузополучатель . Получатель груза - он же покупатель - при его приемке заполняет данные в разделе 7 транспортной накладной. Первый ее экземпляр он оставляет себе, второй - передает перевозчику. Первый экземпляр он может оставить себе или передать вместе с другими товаросопроводительными документами поставщику.

Причем безопаснее передать документ именно поставщику. Накладная потребуется ему, чтобы подтвердить факт доставки товара на налоговой проверке.

Форма документа

Новая транспортная накладная: как ее заполнить, если доставка производится покупателем

Транспортная накладная. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве, в трех экземплярах (п. 9 Правил перевозки грузов). Если покупатель является заказчиком услуг (грузоотправителем), то он сам изначально оформляет три экземпляра накладной. До передачи их перевозчику покупатель заполняет строки «Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Наименование груза», «Сопроводительные документы на груз», «Указания грузоотправителя», «Прием груза» и «Дата составления, подписи сторон» (в части грузоотправителя). Далее все экземпляры передаются представителю перевозчика.

Перевозчик заполнит данные строк 8 «Условие перевозки», «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению», «Перевозчик», «Транспортное средство», «Оговорки и замечания перевозчика», «Прочие условия», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», 16 «Дата составления, подписи сторон».