Перо жар птицы значение. Кто такая жар птица

Мода на татуировки вечна. Люди издавна стремились украсить свое тело замысловатыми рисунками, напоминающими им о том или ином событии в их жизни. Некоторые, разумеется, не подразумевают в выбранной татуировке конкретный смысл, но это не значит, что изображение его не имеет. Одна из самых распространенных и красивых картинок на теле - мифическая Жар-птица. Тату подобной сказочной направленности призвано быть ярким орнаментом на теле человека, который в трудную минуту заставит улыбнуться и вспомнить о чем-то светлом.

Образ из русских сказок

Это волшебное существо на Руси считалось символом перерождения, новой жизни и даже воскрешения, что связывает его с заморским братцем - Фениксом. Свет и возрождение из пепла - основные черты живых огней, пришедших к нам из легенд. В древности эта птица была для славян неким божеством, которое отвечало за солнечный свет. Наши предки действительно считали, что их оберегает не кто иной, как Жар-птица.

Тату, как и само мифическое существо, также может отвечать за солнце только не на небе, а в душе человека.

Этот вымышленный персонаж был тесно связан с огнем, и не только из-за своего знойного внешнего вида. Как огонь может гореть вечно, переходя с одного полена на другое, так и Жар-птица была то умирающим, то вновь рождающимся магическим существом. Отсюда пошла древнеримская традиция наносить на монеты, поскольку считалось, что это символ нерушимости и вечной жизни государства.

Что касается более поздних времен, то во времена распространения христианства на Руси, символом вечной жизни души считалась именно Жар-птица. Тату с таким изображением также имеет жизнеутверждающее значение.

Существует множество примеров, когда татуировка в корни меняла характер человека, например, изображение черепа ничего хорошего не принесет, а картинка с котенком или щенком сделает своего обладателя более мягким и дружелюбным. Исходя из вышеперечисленного, можно с точностью сказать, что имеет положительное и ничего плохого своему хозяину не сулит.

Значение тату

Однако каким бы прекрасным ни был образ Жар-птицы в древнерусской культуре, трактовать его, как стопроцентно положительный, с точки зрения татуировок, нельзя. Первым и самым основным является бессмертие - здесь как раз и приходит на ум

Следующее толкование отличается от предыдущих. Примечательно, что, кроме прочего, космический символ бесконечности может отождествлять Жар-птица. Тату подарит владельцу мощную защиту от дурного влияния лишь в том случае, если сам человек вложит в нее такой смысл. Иначе она «сожжет» владельца, то есть изменит его сущность. Он может полностью поменять свои вкусы и стать совершенно другим человеком.

Как изображают Жар-птицу на тату?

Очень хорошо смотрится птица на руке в виде пестрого рукава. Она может быть разноцветной и переливаться всеми оттенками радуги или состоять из привычного ярко-оранжевого либо алого цвета. Нередко изображают в полете - она будто бы порхает с грудной клетки на руку своего хозяина, надежно охраняя его от сглаза. Неплохо выглядит на спине. Очень эффектно смотрится, когда яркие, будто бы огненные перья, украшают кожу.

Изображений великое множество, но лишь сам любитель рисунков на теле будет решать, какой будет его Жар-птица (тату). Фото с разными вариантами татуировок вы можете увидеть в статье.

Бояшева Карина

Цель работы «Образ Жар-птицы на страницах сказок» – выявить роль жар-птицы в русских народных сказках; провести наблюдения над этим образом в авторской сказке «Конек-горбунок» П. Ершова и показать актуальность образа этой волшебной птицы в наши дни.

Жар-птица – один из самых любимых персонажей детских сказок. Оперение диковинной птицы так ослепительно сверкает под лучами солнца, глаза жар-птицы похожи на драгоценные камни, а крылья – на большие языки пламени. Перья птицы светятся голубым светом. Одно перышко может запросто осветить большую комнату. Об ее оперение можно обжечься. Выпавшее перо еще долгое время светится и дает тепло. А когда оно потухает, то превращается в золото. Жар-птица ест золотые или молодильные яблоки, которые дают ей бессмертие и неземную красоту. Когда поет она свои чудесные песни, из ее клюва падают на землю большие круглые жемчужины. Считается, что пение жар-птицы может излечить больного человека и возвратить зрение слепому.

В русских сказках храброму герою, обычно требуется помощь сильного существа, несущего добро и жизнь и освещающего все вокруг. Таким добровольным помощником очень часто становится жар-птица. Но не каждый смельчак удостаивается такой чести сразу – нередко ему приходится выдержать не одно тяжелое испытание. (Сказки «Царь – девица», «Иван меньшой-разум большой»).

В русской народной сказке «Жар-птица», она наделена не только ослепительной красотой, но и олицетворяет добро, справедливость и честность.

Однако же перо жар-птицы приносит несчастье, как, например, в сказке «Иван-царевич и серый волк». И сама птица порой является источником страданий для людей. Из-за своей жадности героям приходится преодолевать тяжелейшие испытания.

Образ жар-птицы продолжает жить и в авторских произведениях. Например, в произведении П. Ершова «Конек-горбунок». Для героя эти птицы – скорее каприз природы неизвестного предназначения. Автор сказки показывает юным читателям, что красота – это не самое главное в жизни.

В наши дни образ жар-птицы продолжает жить повсюду. Мы видим его на сцене и вновь приходим к выводу, что красота всегда была основным критерием для творцов в искусстве. Звезда мирового балета Андрис Лиепа создал спектакль «Возвращение жар-птицы». Образ жар-птицы использовала наша команда в 2008 году на олимпиаде в Пекине. Дизайнер Алена Ахмадуллина, вдохновившись легендами о жар-птице, создала коллекцию одежды. А на берегу Финского залива, в 40 километрах от Санкт – Петербурга, планируется создать город-сказку «Жар-птица».

Для меня образ жар-птицы стал не только красивой фантастикой, но и нашей историей, пропущенной через сознание народа. В этой птице воплощены и идеалы людей, и их мечты, надежды. Жар-птица убеждает нас в том, что красота, доброта, сила, справедливость – это вечные ценности, которые мы должны беречь и передать следующему поколению.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Управление образования Волжского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №7»

Образ Жар-птицы на страницах сказок

Творческую работу

Выполнила:

Ученица 6 «Б» класса

Бояшева Карина

Руководитель:

Учитель русского языка

И литературы высшей

Краснова Надежда

Федоровна

Саратов-2010

Стр.

Введение…………………………………………………………………..

Глава 1. Образ жар-птицы в русских народных сказках………………

Заключение…………………………………………………………….…

Список использованной литературы……………………………………

Приложение………………………………………………………………

Введение

Нет на свете человека, который не знал и не любил бы сказочный, прекрасный образ жар-птицы. Почему же она является для нас одним из любимых персонажей? Я думаю потому, что под жар-птицей подразумевается что-то светлое, доброе, мечта, которая еще не всякому дается в руки, которую еще нужно заслужить, выстрадать. Ее можно сравнить со счастьем, потому что любое счастье, даже самое крошечное, не придет к тебе просто так. Его, как и жар-птицу, надо поймать за хвост, не обжечься, удержать. Иначе какое же оно счастье, если валится в руки по первому зову? Поэтому, наверное, в душе каждого человека живет надежда поймать счастье – жар - птицу в своей жизни. Этот сказочный персонаж служит олицетворением вечных сил. И хотелось бы, чтобы жар-птица стала еще и символом неумирающей детской литературы, той литературы, что питает человека вечной духовной силой.

Цель данной работы – выявить роль жар-птицы в русских народных сказках; провести наблюдения над этим образом в авторской сказке «Конек-горбунок» П. Ершова. Читая и анализируя сказки, я поняла, что жар-птица играет огромную роль в судьбе героев. Она не только несет на своих крыльях свет, красоту, доброту, но и олицетворяет собой сказочную силу и является добровольным помощником в тяжелых испытаниях.

Глава 1

Образ жар-птицы в русских народных сказках.

Никакая сказочная птица не может сравниться по красоте с героиней русских народных сказок жар-птицей. Согласно им живет жар-птица в тридесятом царстве.

Оперение диковинной птицы так ослепительно сверкает под лучами солнца, что человек не может долго смотреть на нее. Глаза жар-птицы похожи на драгоценные камни, а крылья – на большие языки пламени. Ее еще называют огненной птицей размером с павлина. Перья ее светятся голубым светом. Об ее оперение можно обжечься. Одно ее перышко может запросто осветить большую комнату. Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения жар-птицы. Оно светится и дает тепло. А когда перо потухает, то оно превращается в золото.

Жар-птица ест золотые или молодильные яблоки, которые дают ей бессмертие и неземную красоту.

Когда поет она свои чудесные песни, из ее клюва падают на землю большие круглые жемчужины. Считается, что пение жар-птицы может излечить больного человека и возвратить зрение слепому.

В русских сказках храброму герою, обычно требуется помощь сильного существа, несущего добро и жизнь и освещающего все вокруг. Таким добровольным помощником очень часто становится жар-птица. Однако не каждый смельчак удостаивается такой чести сразу – нередко ему приходится выдержать не одно тяжелое испытание.

В сказке «Царь – девица» главный герой Иван – купеческий сын. Мать его умерла, отец женился, а к сыну приставил дядьку, чтобы тот присматривал за ним. Однажды наш герой встретил царь – девицу и полюбил ее. Но следующая встреча их не состоялась, так как дядька, следуя указаниям мачехи Ивана, воткнул булавку в одежду и он крепко заснул. Когда Иван узнал дядькину измену, он отрубил ему голову и отправился на поиски возлюбленной. Встретив Бабу – Ягу и выпросив у нее трубу, наш герой вызывает себе на помощь жар-птицу. Прилетевшая огненная птица подхватывает Ивана царевича и уносит его прочь от злой ведьмы. Баба – Яга только и успевает, что выдернуть из хвоста жар-птицы несколько перьев. Помогла жар-птица Ивану, отнесла его к избушке, где жила старушка. Она то и помогла найти ему царь – девицу.

Отдельно нужно сказать про перья чудесной птицы. Перо жар-птицы приносит несчастье. В сказке «Иван-царевич и серый волк» главный герой выдергивает перо из хвоста жар-птицы, которая прилетает ночью в сад его отца клевать золотые яблоки. Увидев перо, царь больше ни о чем больше не может думать кроме жар-птицы, и в результате отправляет всех своих сыновей раздобыть чудо-птицу. Примерно такое же действие оказывает огненное перо на царя из сказки «Жар-птица Василиса-царевна». И для стрельца, преподнесшего в дар царю перо, этот подарок оборачивается чередой почти невыполненных заданий. Но как и в большинстве сказок, положительный герой проходит через все испытания и обретает счастье.

В русской народной сказке «Иван меньшой - разум большой» образ жар-птицы представлен нам, читателям, как образ птицы, не только охраняющей границы государства, но своим громким голосом собирающей рать. В этой сказке обычные люди старик со старухой, не имеющие детей, увидели прекрасную чудо-птицу и даже нашли ее гнездо, в котором лежало тридцать три яйца. Старик забрал яйца, из них вылупились тридцать три добрых молодца. Последним тридцать третьим был Иван меньшой - разум большой. Получается, что образ жар-птицы здесь представлен нам еще в образе матери прекрасных молодцев. Много испытаний приходится на их долю. И здесь им на помощь всегда приходит жар-птица. Жар-птица дает сигнал своим сыновьям, чтобы враги не застали врасплох.

  • Кликни-ка сюда на подмогу, чудо-птица, своих сыновей богатырей.

Встрепенулась жар-птица так, что сияние от нее озарило все кругом, подняла вверх голову и закричала тонким голосом. Только смолк ее крик, глядь – мчатся из ближних лесов на вражью рать тридцать два молодых богатыря. Впереди сам царь Иван меньшой. И дрогнула вражья рать. «Крепки границы! А если кто и пожалует - наша матушка, жар-птица, вмиг нам сигнал даст, - сказал Иван меньшой.

В русской народной сказке «Жар-птица», она наделена не только ослепительной красотой, но и олицетворяет добро, справедливость и честность. Попав в руки нечестным братьям Ивана-царевича, жар-птица превращается в ворону, показывая, что жар-птица не дается в руки злым и непорядочным людям. Только после того, как Иван-царевич вернулся домой и царю открылась правда, жар-птица приняла свой красивый облик.

Все сказки, в которых живет жар-птица, являются особенными – волшебными. Потому что жар-птица – это не только красивое великолепное существо, но порой она является источником страданий для людей. Из-за своей жадности героям приходится преодолевать тяжелейшие испытания. Я думаю, что во все времена многих из нас всегда будет поражать огненный свет, сыплющийся с крыльев жар-птицы, и мы будем восхищаться этой чудом

Глава 2

(по произведению П.Ершова «Конек-горбунок»)

Образ жар-птицы продолжает жить и в авторских произведениях. Например, в произведении П. Ершова «Конек-горбунок». Первое знакомство главного героя происходит с жар-птицей не сразу. Вначале он находит ее перо:

…огонек горит светлее,

Горбунок бежит скорее.

Вот уж он перед огнем.

Светит поле словно днем;

Чудный свет кругом струится,

Но не греет, не дымится.

Диву дался тут Иван.

«Что, - сказал он, - за шайтан!»

Шапок с пять найдется свету,

А тепла и дыму нету;

Эко чудо – огонек!»

Умный конек –горбунок предупредил Ивана: «Много, много непокою принесет оно с собою». Не послушался Иван. А предостережения горбунка сбылись. Помимо тяжелых испытаний, которые пришлось пройти нашему герою, царь приказал ему достать жар-птицу:

  • Не достанешь мне жар-птицу

В нашу царскую светлицу,

То клянуся бородой,

Ты поплатишься со мной!»

Отправился Иван с горбунком за чудо птицей.

Когда он увидел стаю жар-птиц, от которых свет разлился над горой, то прошептал:

«Тьфу ты, дьявольская сила!

Эк их, дряни, привалило!

Чай, их тут десятков с пять.

Кабы всех переимать-

То-то было бы поживы!

Неча молвить, страх красивы!

Ножки красные у всех,

А хвосты-то - сущий смех!

Чай, таких у куриц нету.

А уж сколько, парень, свету –

Словно батюшкина печь!»

О чем нам рассказывает его реакция на диковинных птиц и те сравнения, которые он употребляет, описывая их?

Иван – крестьянский парень и на все смотрит с точки зрения пользы:

«Кабы всех переимать – то-то было бы поживы!» И сравнения его для описания чудесных птиц совсем будничные, взятые из домашнего быта: куры и «батюшкина печь». В его оценке и восхищение: » Неча молвить, страх красивы!» и ирония, потому что хвосты у жар-птиц «сущий смех». Для него эти птицы – скорее каприз природы неизвестного предназначения. Поэтому ему даже хочется напоследок «пугнуть» их:

  • Смотри-ка,

Вишь, надселися от крика!

И, схвативши свой мешок,

Хлещет вдоль и поперек.

Ярким пламенем сверкая,

Встрепенулася вся стая,

Кругом огненным свилась

И за тучи понеслась.

Царь, увидев жар-птицу, испугался, он подумал, что это пожар.

Это свет от птицы-жар, - ответил Иванушка.

Все произошедшее с Иваном, послужило для него хорошим уроком.

Автор сказки показывает юным читателям, что красота – это не самое главное в жизни. Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные сказочные образы обладают земной красотой.

Жар-птица – это ветер, облако, жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей.

Заключение .

В наши дни образ жар-птицы продолжает жить повсюду. Мы видим его на сцене и вновь приходим к выводу, что красота всегда была основным критерием для творцов в искусстве. Возродить духовность и красоту задумали наши современники - звезда мирового балета Андрис Лиепа. Он создал спектакль в красивых костюмах, назвав его «Возвращение жар-птицы» Премьера спектакля состоялась в наши дни в Мариинском театре, а затем на сцене Большого театра. В парижском театре «Шатле» спектакль имел такой успех, что под гром аплодисментов занавес поднимали пятнадцать раз.

Образ жар-птицы существовал в далеком прошлом. Наши предки считали, что жар-птица оказывает помощь в поиске кладов. И над сокрытым в земле кладом вовсе не огненный цветок распускает свой бутон, а сама сказочная птица садится на легендарное растение и ждет счастливчика, который ее найдет. Такие легенды приходят к нам из глубины веков.

Образ жар-птицы использовала наша команда в 2008 году на олимпиаде в Пекине. Главным элементом формы наших спортсменов была жар-птица. Мало того, что жар-птица – волшебный образ русских сказок, воплощающий мечту об удаче и благополучии, стремлению к победе, так она еще и на птицу Феникс похожа, которая в Китае считается птицей императора и символом счастья. Очень символично, что жар-птица в виде восьмерки: для китайцев это приемлемо и успешно, для нас – победоносно, просто и красиво.

Образ жар-птицы используют в наши дни и дизайнеры. Одна из них Алена Ахмадуллина представила свою коллекцию, которая похожа на сказку. Алену вдохновили легенды о жар-птице. Коллекция одежды настолько выглядела ярко и блестяще, что все модели могли бы легко сойти за жар-птиц.

Образ жар-птиц вдохновляет и архитекторов. На берегу Финского залива, в 40 километрах от Санкт – Петербурга, планируется создать город-сказку «Жар-птица». На площади почти в 300 гектаров появится огромный развлекательный комплекс. Здесь расположатся гостиницы, стадионы, океанариум. Город – сказка будет основан на известных русских сказочных образах. А самый главный образ – образ жар-птицы, заключен в названии этого чудо – города.

Для меня образ жар-птицы стал не только красивой фантастикой, но и нашей историей, пропущенной через сознание народа. В этой птице воплощены и идеалы людей, и их мечты, надежды. Жар-птица убеждает нас в том, что красота, доброта, сила, справедливость – это вечные ценности, которые мы должны беречь и передать следующему поколению.

Список использованной литературы

  1. С.В. Кривушина «Загадочные существа». Издательство «Вече», 2001
  2. С.А. Токарев «Мифы народов мира». Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 1997
  3. Н. С. Будур «Сказочная энциклопедия» Москва «Олма-Пресс» 2005
  4. Русские народные сказки «Перо жар-птицы» Москва «Кристина и Ольга» 1994
  5. П.П. Ершов «Конек-горбунок» РИО «Самовар» 1990

Приложение

Жар-птица, в восточнославянской мифологии чудесная птица. Жар-птица является целью исканий различных героев русских сказок. Это птица, перья которой обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добывание жар-птицы сопряжено с большими затруднениями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь незлобивому младшему сыну. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо ее "так чудно и светло, что ежели принесть его в темную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч". Золотая окраска Жар-птицы, её золотая клетка связана с тем, что птица прилетает из другого ("тридесятого царства"), откуда происходит все, что окрашено в золотой цвет.

Жар-птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки "за тридевять земель". Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Жар-птицы и словацкой "птицы-огневика" с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с огневым конем-птицей. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в нашей, и в западноевропейской литературе рассказами "Физиолога" о чудной птице Феникс, возрождающейся из пепла.

Жар-птица, картина художника Виктора Королькова

Историческая справка.
Физиолог – сборник статей и сведений о животных и каменьях, получивший начало во II или III веке нашей эры, предположительно, в Александрии. Это памятник коллективного творчества. В основе его лежат наблюдения, принадлежащие классическим писателям, не без влияния восточных преданий. Подбор этих наблюдений сделан писателями христианскими, поставившими себе целью сближение их со Святым Писанием и христианским преданием. Физиолог состоит из отдельных глав числом до 50, дающих описание животных и птиц, насекомых, минералов и т.д. и перечисление их особенностей и свойств, с символическими толкованиями (свойства зверей, например, сопоставляются с христианскими добродетелями).


В Физиолог попали такие животные, как феникс, сирены, кентавры, горгона, единорог; перечисление свойств остальных животных и особенно символические толкования переносят читателя в совершенно сказочный мир. Тем не менее, Физиолог пользовался авторитетом в Московской Руси даже в XVII столетии. Славянские переводы Физиолога сохранились только в русских списках. Язык древнейшей редакции указывает на болгарское происхождение перевода (до XIII века). Сказания Физиолога отразились на некоторых древнерусских статьях в разных сборниках, отчасти также в народно-поэтических произведениях; физиологическая символика проникла и в памятники искусства (например, в иконографию). На Западе Европы Физиолог пользовался большой популярностью; в XIII столетии он был переведен с латинского на национальные языки Европы и вошел в состав средневековых энциклопедий. Символическая сторона его при этом несколько утратила свое значение, а сам Физиолог в средневековье принял форму естественнонаучного труда "Бестиария".

Уникальность русских волшебных сказок заключается в том, что в них соединены языческие и христианские представления об окружающем мире. Язычество – это вымышленное представление народа о мироздании. Оно связанно с обожествлением разнообразных сил природы: огня, воды, земли, животных, растений, небесных светил. Всё это широко отразилось в сказках. Время и место порой в сказке неопределенно, так же как и в мифах. Волшебная сказка полна мотивов, содержащих в себе веру в существование "потустороннего мира" и возможность возвращения оттуда. Древнерусская культура обращена к внутреннему миру человека. Для неё характерен «акцент не столько на познании мира, сколько на понимании его, извлечении человеческого смысла, постижении законов нравственной жизни человека». Герои сказок не переделывают мир, а с помощью стихий, животных, птиц, небесных светил находят счастье личное.

Огненные птицы в мифологии

С древнейших времен у самых разных народов птицы были посредниками между небом и землей. Исследователь славянской мифологии П.Трощин высказывает предположение, что первоначально «небо» и огромная птица «орел» обозначались у славян одним словом. В древности существовала уверенность, что через каждые десять лет орел бросается в пламя, затем в морскую волну, и вновь обретает молодость. У хантов считалось священным дерево, на котором орлы несколько лет подряд гнездились». Сокол у древних славян - первоптица и первобог мира. По легендам именно птица-СОКОЛ принесла на землю огонь - искру от солнца, и от зажжения дерева на земле появился небесный огонь. «Петух почитался у язычников птицею, посвящённой Перуну и очагу, и вместе с тем эмблемою счастья и плодородия, - пишет Афанасьев». Образ Жар - птицы восходит к образу Священной птицы – Огненной Вестнице Богов. На русских народных кубках 18 - 20 вв. Жар-птицу часто можно увидеть изображенной в образе Огненной – Огнеперой птицы, Ирийской Вестницы, чем-то напоминающей павлина. Жар-птица олицетворяла огонь, солнце, творческое начало.

Светлый образ Жар-птицы

Данная исследовательская работа опирается на тексты русских народных сказок, переработанных А. Н. Афанасьевым, сказку П. П. Ершова «Конёк – Горбунок».

Как описывается Жар-птица в сказках? Словесное описание очевидцами Жар-птицы следующее: «яркая, редкая, летает по воздуху, светится, переливается разными огнями» и т.д. - ну чем не павлин? Павлинов при княжеских дворах знали. Завозили таких птиц с Востока. Но почему эта малоизвестная простому люду птица была настолько популярна в народе? Что вызвало ее обожествление? И почему она названа «Жар» - то есть «горящий уголь»? Огненная птица?

Под все описания "Жар-птицы" попадает не только павлин. Все эти характеристики - описание... шаровой молнии. Уж такую-то "птицу", летающую по воздуху, светящуюся и переливающуюся огнями, в народе знали хорошо. Знали и побаивались.

Одна из скверных привычек Жар-птицы - оставлять на поле круги полегших злаков. Судя по русским сказкам, с давних пор крестьяне караулили злодейку. Однако от перепуганных сторожей, кроме невнятных описаний то ли ЖАР-птицы, то ли ШАР-птицы, ничего добиться не удавалось. «Огненно-красные и золотые перья, крылья - как языки пламени, а глаза сверкают, как алмазы...». Несмотря на ослепляющий свет, с давних пор было замечено, что "Жар-птица" не дает ни дыма, ни тепла.

Название Жар-птице дано по цвету оперения. Слово жар в обороте – старая форма прилагательного, употребляемого как определение. Оно образовано от жаркий «огненный, рудо-жёлтый» или «красно-жёлтый, оранжевый», то есть первоначально имело цветовое значение. В сказке окраска Жар-птицы золотая, и золотая клетка, и клюв, и перья. Символика здесь очевидна: Жар-птица – солнечная птица, небо – дом Солнца, золото – металл солнца.

В сказках Жар-птица выступает в роли похитительницы. Она питается золотыми яблоками молодильными, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по значению своему совершенно равными с живою водою. Возможно, поэтому считали, что её пение исцеляет людей.

И в сказке Ершова, и в народной сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» герой подбирает перо Жар-птицы, таким образом, он нарушает запрет.

В чем же заключается запрет, который нарушил герой? Где живёт чудо-птица и почему не каждый может туда попасть?

В русской народной сказке птица живёт в саду за каменной стеной, которая является границей между «своим» и «чужим» миром. В сказке П. П. Ершова Жар-птица живет в тридесятом царстве в саду у Царь-девицы. Это царство - сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена. Царь-девица живет в сказочном золотом дворце, этот мотив тоже взят из народного фольклора, точнее периода языческих поверий о дворце бога - Ярилы. Ершов уловил и воплотил в своей "волшебной сказке" самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.

Жар-птица создается народным воображением из представлений о небесном огне-пламени, и сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния. Необычный огненный цвет указывает на её принадлежность к иному, нечеловеческому миру, поэтому нельзя было подбирать перо Жар-птицы. «Тот» мир – это именно «тот свет», мир мёртвых. Главный участник событий сказки потому герой, что ему удаётся вернуться оттуда, откуда никто не возвращается.

Но ведь не каждому человеку дается в руки Жар-птица. Почему оказывается помощь в сказке третьему сыну? Что мы о нем знаем? В сказках - это младшие сыновья в семье. Старшие сыновья женились, получали свой надел, уходили из семьи, а младшие оставались со стариками. За ними оставалась та часть наследства, которая принадлежала даже не отцу, а всему роду, словом, то, что связано с предками.

Интересной является и привязанность младшего сына к печке, что встречается во многих волшебных сказках. По древним представлениям Печь, домашний Очаг – основа и символ Дома и родового благополучия. Итак, попасть в «иной» мир и вернуться оттуда, позволено только тому, кто изначально связан с родителями и предками, именно ему даётся волшебный помощник. Но главный герой добивается успеха и благодаря своим личным качествам. В поисках Жар-птицы герой сказки преодолевает свой страх, сомнения, совершает ошибки, но всё равно идёт вперёд, добивается своей цели. В награду герой сказки получает не только волшебного коня и саму Жар-птицу, но и прекрасную царевну и царство в придачу. Даже внешность его меняется: он становится красивым, пригожим. Героям сказок здоровье телесное помогают приобрести стихии, здоровье духовное - перо жар-птицы - огонь радости, творчества, силы. Таким образом, исследование показало, что в русских народных и авторских волшебных сказках образ Жар-птицы олицетворяет добрую силу и является символом удачи, победы, воплощает мечту человека о счастье, даётся в руки только доброму человеку.

Образ Жар-птицы в быту и культуре русского народа

Славянин часто представлял себя вольной птицей и мечтал улететь за синее море. Мечта о свободе и счастье полностью сливалась с образом птицы. Птица эта, без сомнения, связана с солнцем: об этом говорит её оперение и свет, который исходит от неё. Солнце для древних людей являлось одним из главных богов-покровителей. По народным представлениям, жизнь зависит от сияния солнца, творческая, плодородная сила которого заключается в его ярких весенних и летних лучах. У славян птица с распростертыми крыльями символизировала солнце.

В русском фольклоре больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Светлые образы поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, в вышивке. Народный костюм по своему силуэту похож на птицу: широкие рукава-крылья, головной убор-хохолок, нагрудные и поясные украшения-оперения. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения - обереги в виде птиц являются самыми сильными. Позднее люди стали расписывать посуду яркими изображениями птицы, чтобы удача и счастье, дарованные Жар-птицей, не покинули их. Так Жар-птица стала хранительницей мира и воплощением мечты.

Славянская мифология - ключ к пониманию души русского народа, его истории и культуры. К огненным птицам, по воззрениям наших предков, относятся: орёл, так как его связывали с небесной силой, и он являлся символом победы, быстроты; сокол для древнерусского человека был воплощением красоты и удали, скорость его полёта сравнивали с быстротой молнии; петух считался символом солнца, огня, плодородия. Жар-птица олицетворяла огонь, солнце, творческое начало. Об этом говорит её оперение и свет, который исходит от неё. Возможно, это поэтический образ зари. Жар-птица - это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей.

Жар-птица – служит добру. Излучает необычный, волшебный цвет, который помогает людям в их земных делах. Множество испытаний и опасностей подстерегали на пути тех, кто дерзнул отправиться на поиски, ибо любой путь к существу, хранящему в себе огонь первоначального творения, тернист и непредсказуем. И этот долгий путь можно было попытаться пройти - в своем сердце, преодолевая и изменяя себя. Увидеть ее, преодолев множество испытаний, мог лишь отчаянный смельчак с чистой душой и сердцем, ведомый по жизни мечтой. Свет божественного сияния, окружавший Жар-птицу, ложился и на человека, наделяя его тем, чего он больше всего хотел в своем сердце: талантами, умениями, счастьем.

С древнейших времен, человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями – оберегами. Жар-птица для славянских народов была не только символом огня, но и символом счастья, удачи. Сказка всегда открывает широчайший простор для размышлений, сопоставлений. Результаты анкетирования среди учащихся показали, что для современного человека образ огня стал второстепенным, не таким значимым, исчезает значение божественности, оберега. Человек воспринимает эту птицу, как птицу, приносящую удачу, богатство.

Жар-птица в современном мире является символом счастья.

Русские народные сказки знакомят читателя с волшебными созданиями, обладающими невероятными способностями и любопытной биографией. Среди таких персонажей – , и Жар-птица. Миф о последней увлекателен, так как схож с легендой о птице , известной по мифологии зарубежных стран. Внешним обликом птица напоминает павлина. Сама пернатая среднего размера, а ее туловище украшает шикарный хвост размером с павлиний.

История происхождения

Жар-птица – воплощение сказки, олицетворение Бога, покровительствующего грозе и грому. Повелитель молний является в ее обличье, прилетая из тридесятого царства, жители которого поголовно богачи. Земли там несказанно плодородны, а люди не знают нужды, поэтому у птицы золотой окрас – символ благополучия.

Славяне верили, что там же обитают представители божественного пантеона. Изобилие и безмятежность – ценность тех блаженных мест, плоды местных деревьев даруют дополнительные годы жизни, а вода обладает животворящей силой.


По легенде, невиданное существо кушает молодильные яблоки, несущие вечную молодость, бессмертие и привлекательность, и пьет живую воду. Волшебные песни Жар-птицы сопровождаются появлением молний и жемчуга из ее клюва. Хвост пернатой состоит из перьев, сияющих ярким светом.

Она – воплощение огня, поэтому в темное время суток свет от ее хвоста заменяет тысячи источников освещения. Передохнуть от изнуряющих перелетов птица может в золотой клетке. Поймать перо Жар-птицы мечтают смелые герои, верящие, что такой амулет приносит счастье и удачу.

Мифология

Считается, что Жар-птица принадлежит к той же стае, что и Феникс, Финист - Ясный сокол, Рарог. Все эти птицы – представители светлой стороны. Они излучают добро и тепло. Витающие в облаках волшебные создания отличаются праздностью, им нет дела до мирских проблем. Единственное, что занимает их, – это распевание песен.

Будучи птицей, создание относится к воздушной стихии. Но, олицетворяя огонь, имеет отношение и к нему. По легенде, Ирий был местом происхождения персонажа. Мир сказок таит опасность для существ с необычными способностями. Путешествуя по разным краям, Жар-птица иногда оказывалась в плену у героев вроде . Ее нередко брали в плен, чтобы привлечь в жизнь удачу.

Вольнолюбивая героиня, Жар-птица часто появляется в садах. Золотая клетка – нелюбимое место птицы, привыкшей к простору и полетам. Она боязлива и недоверчива, как любая птица, но крайне любопытна.


Наши предки верили, что Жар-птица исцелит от недугов и подарит долгие годы тому, кто верит в нее и слушает ее пение. Поняв, что наскучила владельцу, она покидает его, переставая дарить свою магию и песни. Желчь существа способна излечить болезни глаз. По легенде, горящее перо птицы излучает свет и тепло. Погаснув, оно становится золотым.

Птица почти ничего не боится, ведь она бессмертна. Завладеть ею без секретных уловок невозможно – она излучает жар и способна ранить. Сказочные герои умудряются завладеть птицей, положив в клетку ее любимое лакомство – яблоки. Трех плодов достаточно, чтобы Жар-птица обратила внимание на ловушку.


Образ Жар-птицы описан в сказках «Иван-Царевич и Серый волк», «Жар-птица и Василиса-царевна», «Конек-Горбунок» и т.д.

Экранизации

Владимир Самсонов выпустил мультфильм о Жар-птице в 1984 году. История, рассказанная постановщиком, не отличалась от сюжета сказки об и ловле Жар-птицы.


Кадр из мультфильма "Как поймать перо Жар-Птицы"

Вацлав Ворличек снял в 1997 году фильм под названием «Жар-птица». В картине чешского производства вместо Кощея появился злодей Скелетон, Ивана-царевича сменил принц Афрон, а Жар-птица воплощена при помощи картинок. Она появилась в нескольких кадрах и присутствовала в ленте номинально.

Современный мир сказки, с которым знакомятся российские дети, сильно отличается от советского. Режиссеры Георгий Гитис и Вячеслав Плотников в 2013 году выпустили мультфильм «Как поймать перо Жар-птицы», главным действующим лицом которого стал Иван-царевич.

  • В 1984 году на телеэкран вышел фильм-балет «Жар-птица» на музыку . Сюжет о птице, олицетворяющей Бога солнца, очень популярен в театре. Премьера состоялась в далеком 1910 году в хореографии Михаила Фокина. В первом балете партию Жар-птицы танцевала Тамара Карсавина.

Купол "Гранд-Опера"
  • В 1994 году знаменитый балетный танцовщик Андрис Лиепа выпустил фильм "Возвращение Жур-птицы", объединяющий три балета: «Шахерезада», «Жар-птица» и «Петрушка».
  • Жар-птица изображена на куполе знаменитого парижского театра «Гранд-Опера».
  • Образ птицы привычен геральдистам, так как персонаж присутствует на гербах русских городов и княжеств. Ее изображение популярно в тематических направлениях прикладного искусства. Птицу часто рисуют на матрешках, предметах, украшенных хохломской или гжельской росписью.