Проблемы реализации функций планирования в таможенных органах. Планирование в таможенных органах

Формирование и реализация функций планирования в таможенных органах обеспечивается на основании Приказа ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации». Этот документ является основным при реализации планировании деятельности в таможенных органах.

Планирование деятельности таможенного органа включает в себя:

ѕ оценку оперативной обстановки в регионе деятельности, ее изменения и динамику;

ѕ оценку результатов ранее запланированных и проведенных мероприятий;

ѕ определение основных направлений и задач таможенного органа на планируемый период;

ѕ определение основных организационных, оперативных и иных мер, необходимых для решения основных задач, рациональное распределение и использование имеющихся сил и средств;

ѕ определение форм взаимодействия отдельных подразделений при выполнении планируемых мероприятий;

ѕ установление конкретных сроков исполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение.

Исходя из представленного документа при разработке плана одним из основных критериев, которое должно соблюдаться это, прежде всего соответствие целевой установки. Одна из основных целей, которая на сегодняшний день ставит перед собой ФТС России остается пополнение доходной части. В настоящее время более 50% бюджета страны пополняются силами таможенных органов РФ.

План должен быть реальным, равномерно распределенным по полугодиям, кварталам, предусматривать резерв времени для решения внеплановых вопросов.

Планы таможенных органов должны охватывать все структурные подразделения и содержать следующие разделы :

ѕ организационные мероприятия;

ѕ мероприятия по обеспечению действенного таможенного контроля и исполнению доходной части Федерального бюджета;

ѕ правоохранительная деятельность;

ѕ кадровая работа и социальное обеспечение;

ѕ тыловое обеспечение.

Разработанный проект плана должен отвечать следующим основным требованиям:

1. Обоснованность и реальность плана - это учет анализа обстановки и конкретных задач, стоящих перед таможенным органом, его структурным подразделением, конкретным сотрудником, вытекающих из особенностей основных функций, а также требований нормативных и иных документов ФТС России.

2. Преемственность или непрерывность. План должен исходить из результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений.

3. Стабильность плана. Устойчивость намечаемых мероприятий достигается, прежде всего, правильным определением задач установленных ФТС РФ, включающих необходимость разработки многочисленных планов и выполнение уже запланированных мероприятий. Отмена или перенос планового мероприятия является исключительной мерой. Корректировка плана может осуществляться только при наличии серьезных изменений обстановки в регионе деятельности или прямых предписаний вышестоящих таможенных органов.

4. Конкретность плана. В плане должны содержаться четкие и ясные формулировки с определением точных сроков и конкретных ответственных лиц. Нельзя включать в план мероприятия, которые носят "дежурный" характер и выполнение которых известно заранее, а также механически переносить требования приказов и указаний вышестоящих таможенных органов. Руководители таможенных органов и структурных подразделений несут персональную ответственность за обеспечение действенного контроля и проверку фактического исполнения предусмотренных мероприятий.

Планирование представляет процесс взаимной увязки целей и задач деятельности таможни с имеющимися ресурсами, обеспечения единства и согласованности действий всех ее подразделений. Таможни и таможенные посты планируют свою деятельность поквартально.

В целом система планов деятельности таможенных органов РФ приведена на рис. 1.

Рис. 1. Система планов деятельности таможенных органов Российской Федерации

Составления годового плана работы Регионального таможенного управления также определён Приказом ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации» .

Работа Регионального таможенного управления строится в соответствии с планом работы на календарный год.

Проект плана разрабатывается на основе предложений, поступающих от таможен и структурных подразделений аппарата управления, с учетом сложившейся обстановки во внешнеэкономической деятельности региона, результатов анализа и прогнозирования работы таможенных органов РТУ, на основе разработанных методик.

Предложения таможен, подразделений аппарата управления, согласованные с курирующими заместителями начальника управления, до 1 декабря предшествующего года представляются в Организационно-инспекторскую службу РТУ для обобщения, анализа и внесения в проект плана работы РТУ.

После письменного согласования заместителями начальника управления доработанный с учетом внесенных поправок и замечаний проект плана, не позднее 20 декабря предшествующего года, представляется на утверждение начальнику управления.

Общий контроль за выполнением плана работы РТУ возлагается на Организационно-инспекторскую службу РТУ, который информирует начальника управления о ходе выполнения пунктов плана с представлением своих предложений по итогам работы за квартал, полугодие и в целом за истекший год.

Изменения в годовой план вносятся по итогам квартала начальниками таможен и руководителями подразделений аппаратов управления в виде мотивированных письменных предложений, которые направляются для рассмотрения и оценки с точки зрения целесообразности и обоснованности в Организационно-инспекционную службу РТУ. После изучения Организационно-инспекторская служба направляет материалы на утверждение начальнику РТУ.

В основу формирования годового и квартальных планов деятельности таможенных органов положен индикативный подход. Его суть состоит в установлении перечня параметров, характеризующих управляемый процесс, установлении их плановых значений, достижение которых составляет цель деятельности таможенных органов в планируемый период и установления мер обеспечивающих достижение цели.

Основу каждого из планов работы таможенных органов составляют плановые значения контрольных показателей эффективности деятельности соответствующего таможенного органа .

В настоящее время система показателей эффективности деятельности таможенных органов введена Приказом ФТС России «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России», на соответствующий год.

Совокупность введенных этим приказом показателей целесообразно классифицировать согласно видам деятельности, которые осуществляют таможенные органы, выделяя показатели:

ѕ фискальной деятельности;

ѕ правоохранительной деятельности;

ѕ деятельности по организации таможенного оформления и таможенного контроля.

Результаты деятельности таможенных органов характеризуется совокупностью данных показателей. При этом эффективность определяется степенью достижения плановых значений этих показателей и, следовательно, в существенной степени зависит от точности установления их плановых значений.

Точный расчет эффективности фискальной деятельности таможенных органов - достаточно сложная задача. Сложность эта заключается в расчетах и установлении объемов планируемой величины таможенных платежей, о чем свидетельствует табл. 1.

Таблица 1. Данные о формировании доходной части федерального бюджета Дальневосточным таможенным управлением по состоянию на 01.04.2015

нарастающий итог сначала 2015 года

план по импорту, млн. руб.

перечислено при импорте, млн. руб.

план январь-март, по импорту, млн. руб.

перечислено в январе-марте, при импорте, млн. руб.

Биробиджанская

Благовещенская

Ванинская

Владивостокская

Камчатская

Магаданская

Находкинская

Сахалинская

Уссурийская

Хабаровская

Хасанская

ИТОГО по ДВТУ

Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно сделать вывод, что в общем по ДВТУ план по формированию доходной части бюджета не выполнен, не смотря на то, что некоторые таможни, находящиеся в регионе деятельности ДВТУ перевыполнили свой план. Из них лидирующее место занимают Магаданская, Камчатская и Владивостокская таможни.

Введение

планирование таможенный контроль

Планирование - процесс, направленный на будущее, в ходе которого организация пробует определить ее положение в настоящее время и найти направление будущей деятельности с целью усовершенствования ее функционирования.

Во всякой организации обязанность за планирование возложена на руководителей высшего и среднего звена. Планирование осуществляется на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Выполняя разработку планов управления организацией обязательно нужно сравнить плановые характеристики со способностями и ресурсами необходимыми на их исполнение.

На наиболее низких уровнях, внутри организации, руководители среднего звена планируют решение задач, помогающих достижению целей всей организации. Сюда относятся создания графика работ, прогнозирование притязаний материально-технического обеспечения и т.д.

Планирование считается одной из важнейших функций управления деятельностью таможенных органов. Степень эффективности деятельности таможенных органов строится на основании достижении поставленных плановых значений контрольных показателей деятельности таможенных органов.

Цель представленной работы состоит в исследовании теоретических аспектов организационного планирования как причина повышения эффективности функционирования таможенных органов.

Для достижения цели в работе выделены следующие задачи:

1. изучить теоретические понятия организационного планирования;

2. ознакомиться с особенностями внедрения планирования в таможенных органах;

3. рассмотреть структуру контролирования таможенной деятельности.

Объект исследования является организационное планирование в таможенных органах. Предмет исследования в представленной курсовой это организационное планирование в таможенных органах.

Структурно курсовая работа состоит из: введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Планирование работы таможенных органов

Планирование -- это центральная функция управления, в результате которой в таможенных органах разрабатываются организационные начала бедующей деятельности. С помощью планирования выявляются цели и векторы развития системы, разрабатываются методы, с помощью которых исправляются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления разрабатывает планы последовательных действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.ВолчковаЛ.Т. Государственное управление. Словарь-справочник. - СПб.: Петрополис, 2001.

Задачи разработки цели, построения будущей деятельности по осуществления цели, ее программирования осуществляется выполнением таких управленческих работ как: определение цели управления; выявление проблемы, препятствующей достижению цели; выработка и осуществление управленческих решений на достижение поставленной цели; исполнение организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана; утверждение его старшим начальником. Организационное планирование разрабатывается на всех уровнях управления: стратегическом (Федеральная таможенная служба РФ); оперативном (региональное таможенное управление); тактическом (таможни, таможенные посты). Помимо этого, оно соответствует существующим календарным циклам функционирования таможенной системы, а именно:

1. долгосрочное (от 5 и более лет),

2. среднесрочное (от 1 года до 5 лет)

3. текущее (до одного года).

Другими словами, управленческая деятельность по осуществлению этой функции управления требует широкого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Целостность, обоснованность решений и планов в большей степени выявляют окончательные результаты управления.

Изначально подготовленный и утвержденный план не свидетельствует о том, что его выполнение реально и возможно. Для выполнения должны существовать соответствующие условия -- их предполагает другая функция управления -- организация.

Под организацией принято считать основную функцию управления, в результате реализации которой и складываются условия для выполнения созданных в процессе планирования планов. Основная идея этой функции состоит в установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, реализации системы сил и средств, в определении единственно правильных форм и методов деятельности.Тимошенко И.В. Таможенное право России. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. С. 347

Реализация планирования осуществляется в конкретизации целей прогресса всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный плановый период времени, распределяет финансовые ресурсы, необходимые для решения поставленных задач. К целям организационного планирования, выразившегося в процессе практической деятельности относятся:

1. формулирование формы предстоящих плановых проблем, устройство системы предполагаемых опасностей или негативных возможностей развития предприятия;

2. аргументированность выдвигаемых стратегий, целей и задач, = планируемых осуществить поставленные задачи в предстоящий период;

3. разработка основных ресурсов для достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств приближающих к желаемому будущему;

4. определение потребности в ресурсах, принятие и разработка объемов и системы необходимых ресурсов и сроков, а так же их поступления;

5. проектирование внедрения образованных планов и непосредственный контроль за их реализацией.

Следующий классификацией будет выступать процесс организационного планирования, состоящий из следующих систем:

1. Сбор, оценка и анализ информации, которая включает экономические, правовые, социальные и политические факторы; перспективы роста и конкуренции на существующих и потенциальных рынках; финансовые перспективы в основных секторах экономики; слабые и сильные стороны организации.

2. Формулирование основной цели деятельности организации и конкретных задач, которые охватывают общие направления продвижения на рынке, корпоративные финансовые результаты, методы управления организации.

3. Принятие решения и формулирование программы действий: установление конкретных количественных показателей - доходы, расходы, структура активных операций, и т.п.; конкретизация путей решения их достижения; перечень необходимых мероприятий; принятие решений относительно приобретения и использование ресурсов, расширение или изменения организационной структуры; кадровое обеспечение.

4. Документирование: письменное оформление планов в такой последовательности - стратегия, тактический план, бюджет, финансовый отчет.

5. Координирование и утверждение планов: общий обзор, переговоры, координация отдельных планов, утверждение плана.

6. Контроль за выполнением планов: анализ доходов, расходов, результатов и эффективности планов; проверка соблюдения сроков выполнения; в случае выявления значительных расхождений - анализ причин и разработку корректирующих мероприятий; обеспечение руководства информацией о ходе выполнения плана.

По масштабу и уровню (иерархии) управления планы бывают стратегические (Разрабатываются на высшем уровне), тактические (разрабатываются на среднем уровне), оперативные (разрабатываемые на низшем уровне).

Целью разработки и реализации стратегических (долгосрочных) планов является определение основных направлений развития организации. Далее разрабатываются более конкретные:

1. тактические(среднесрочные)

2. оперативные (годовые, квартальные)

К стратегическому планированию относится разработка:

а) долгосрочных комплексных целевых программ, предусматривающих решение проблем в сфере основных функций организации, совершенствования функционирования организации

б) перспективных планов производственно-хозяйственной деятельности и планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Оперативное планирование включает разработку специальных планов деятельности организации, а также составление планов индивидуальной работы сотрудников организации.

Составления годового плана работы Регионального таможенного управления также был определен Приказом ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации»(утратил силу)Приказ ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации»//СПС Консультант плюс.

Работа Регионального таможенного управления строится в соответствии с планом работы на календарный год.

Проект плана разрабатывается на основе предложений, поступающих от таможен и структурных подразделений аппарата управления, с учетом сложившейся обстановки во внешнеэкономической деятельности региона, результатов анализа и прогнозирования работы таможенных органов РТУ, на основе разработанных методик.

Предложения таможен, подразделений аппарата управления, согласованные с курирующими заместителями начальника управления, до 1 декабря предшествующего года представляются в Организационно-инспекторскую службу РТУ для обобщения, анализа и внесения в проект плана работы РТУ.

По виду проблемы существуют три основных типа планов:

1. Планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. В рамках плана эти характеристики согласовываются и определенным образом ранжируются по тому или иному критерию, однако они никогда не связываются ни с конкретными способами достижения цели, ни с необходимыми для этого ресурсами. Планы-цели используются там, где очень велика неопределенность будущего.

2. Планы для повторяющихся действий (типичные), определяющие сроки, а также порядок их осуществления в стандартных ситуациях. В них обычно предусматриваются возможности, обеспечивающих маневр в случае возникновения типичных, стандартных ситуаций.

3. Планы для неповторяющихся действий, состоящие для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации.

По направленности и характеру решаемых задач планы делятся на перспективные и рабочие.

Перспективное планирование - наиболее сложный вид планировок, что требует научных знаний и большого опыта руководителей. Перспективное планирование связано с разработкой планов, срок действия которых превышает календарный год, т.е. включает долгосрочное и среднесрочное планирование. Отличительной чертой перспективного планирования также постановка в них сложных и больших целей и задач, для решения которых нужно не только значительное время, но и привлечения больших средств и сил. Мероприятия перспективного плана имеют, как правило, масштабный характер, является трудоемкими и долгосрочными и, соответственно, требуют для своего выполнения объединенных усилий многих органов и подразделений. Основания для перспективного планирования в таможенной службе:

1. Требования нормативных актов ФТС России;

2. Задача долгосрочных планов ФТС России по совершенствованию таможенного дела;

3. Проблемы регионального характера по таможенному делу.

Текущие и перспективные планы. Планирование должно включать текущие и перспективные вопросы деятельности таможенной службы. Таможенная служба при разработке текущих планов имеет учитывать будущие изменения экономического и социального характера, поскольку именно они обусловливают возникновение причин, которые оказывают положительноеили негативное воздействие на состояние таможенного дела. Органы таможенной службы должны учитывать в своих планах требования государственных долгосрочных программ социального и экономического развития.

Рабочее планирование осуществляется в виде разработки календарных (месячных, квартальных, полугодовых, годовых), а также целевых и личных планов работы. Рабочее планирование охватывает все уровни управления и направления работы. С помощью рабочих планов последовательно и целенаправленно обеспечивается выполнение задач, предусматриваются перспективными планами.

Важным элементом системы планов таможенной службы является типовые планы. Возможность разработки стандартных (типовых) решений и соответствующих им планов повышает надежность системы таможенной службы. Планы расстановки сил и средств в различных чрезвычайных обстоятельствах, во время розыска и задержания контрабанды и т.д. предусмотренные действующими ведомственными нормативными актами. Ценность таких специальных планов обусловлена тем, что они дают возможность не только заранее, в спокойной обстановке разработать расчет и расстановку сил и средств, но и подготовить личный состав к выполнению этих планов путем проведения учебных занятий и тренировок. Кроме того, типовые решения требуют меньше времени на их принятие и реализацию, а время на подготовку решения потраченное заранее.

Комплексные планы. Специфика системы таможенной службы требует постоянного соединения отраслевых и территориальных задач осуществления таможенного дела, что обусловливает необходимость комплексного планирования этой работы в рамках региона (области, города, района).

Формирование и реализация функций планирования в таможенных органах обеспечивается на основании Приказа ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации». Этот документ является основным при реализации планировании деятельности в таможенных органах.

Планирование деятельности таможенного органа включает в себя:

1. оценку оперативной обстановки в регионе деятельности, ее изменения и динамику;

2. оценку результатов ранее запланированных и проведенных мероприятий;

3. определение основных направлений и задач таможенного органа на планируемый период;

4. определение основных организационных, оперативных и иных мер, необходимых для решения основных задач, рациональное распределение и использование имеющихся сил и средств;

5. определение форм взаимодействия отдельных подразделений при выполнении планируемых мероприятий;

6. установление конкретных сроков исполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение.

Исходя из представленного документа при разработке плана одним из основных критериев, которое должно соблюдаться это, прежде всего соответствие целевой установки. Одна из основных целей, которая на сегодняшний день ставит перед собой Федеральной таможенной службой России остается пополнение доходной части. В настоящее время более 50% бюджета страны пополняются силами таможенных органов РФ.Макрусев В. В. Таможенный менеджмент: учебное пособие. - M.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. С. 20

План должен быть реальным, равномерно распределенным по полугодиям, кварталам, предусматривать резерв времени для решения внеплановых вопросов.

Планы таможенных органов должны охватывать все структурные подразделения и содержать следующие разделыДемченко А.А Организационное планирование в таможенных органах РФ: учебно-методическое пособие. - М: РИО РТА, 2010. С.55

1. организационные мероприятия;

2. мероприятия по обеспечению действенного таможенного контроля и исполнению доходной части Федерального бюджета;

3. правоохранительная деятельность;

4. кадровая работа и социальное обеспечение;

5. тыловое обеспечение.

Разработанный проект плана должен отвечать следующим основным требованиям:

1. Обоснованность и реальность плана - это учет анализа обстановки и конкретных задач, стоящих перед таможенным органом, его структурным подразделением, конкретным сотрудником, вытекающих из особенностей основных функций, а также требований нормативных и иных документов ФТС России.

2. Преемственность или непрерывность. План должен исходить из результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений.

3. Стабильность плана. Устойчивость намечаемых мероприятий достигается, прежде всего, правильным определением задач установленных ФТС РФ, включающих необходимость разработки многочисленных планов и выполнение уже запланированных мероприятий. Отмена или перенос планового мероприятия является исключительной мерой. Корректировка плана может осуществляться только при наличии серьезных изменений обстановки в регионе деятельности или прямых предписаний вышестоящих таможенных органов.

4. Конкретность плана. В плане должны содержаться четкие и ясные формулировки с определением точных сроков и конкретных ответственных лиц. Нельзя включать в план мероприятия, которые носят "дежурный" характер и выполнение которых известно заранее, а также механически переносить требования приказов и указаний вышестоящих таможенных органов. Руководители таможенных органов и структурных подразделений несут персональную ответственность за обеспечение действенного контроля и проверку фактического исполнения предусмотренных мероприятий.

Планирование представляет процесс взаимной увязки целей и задач деятельности таможни с имеющимися ресурсами, обеспечения единства и согласованности действий всех ее подразделений. Таможни и таможенные посты планируют свою деятельность поквартально

В таможенной службе концепции разрабатываются постоянно, но большинство из них так и остаются проектами, что не соответствует важности и значению этого вида планов для развития.

И так, все вышеуказанные функции управления находятся в постоянной связи друг с другом и представляют собой одно целое. Другими словами, управление в таможенных органах -- это, единая конкретная, практическая деятельность по осмысленной организации всей оперативно-служебной деятельности, на каждом этапе и стадии, во времени и пространстве.

Классификация планов, применяемых в таможенных органах

Тема 9. Планирование и контроль в таможенных органах

Процентов за должность профессора.

1. Классификация планов, применяемых в таможенных органах

2. Подходы к планированию в таможенном деле

3. Ведомственный контроль в таможенных органах

4. Таможенная ревизия

В таможенных органах как части государственного сектора экономики широко применяются разнообразные планы и процедуры планирования.

Планирование – составная часть управления, заключающаяся в разработке и практической реализации планов.

Задачи, решаемые таможенными органами, требуют разного времени, различны по уровню компетенции, направлены на совершенствование технологий таможенного дела. Поэтому в своей деятельности таможенные органы используют не один вид планов, а их систему.

Классификация планов, составляемых в таможенных органах:

1. В зависимости от уровня планирования и от того, как сочетаются замысел и средства его достижения:

· стратегические планы (разрабатывает ФТС России);

· тактические планы (разрабатывают РТУ);

· оперативные планы (разрабатывают таможни и таможенные посты);

· планы совместной работы и личные планы (разрабатывают руководители подразделений или непосредственно должностные лица).

Стратегический план – это система мероприятий, направленных на реализацию концепции развития таможенной службы. В нем также формулируются проблемы, цели и задачи развития таможенных органов.

Стратегию развития таможенной службы в рамках государственной таможенной политики, определяет ФТС России. Стратегий может быть несколько, они могут реализовываться одновременно в различных сферах и областях.

Тактический план развивает идею стратегического плана, дополняет систему его мероприятий конкретными заданиями и показателями. В нем установлены сроки исполнения мероприятий и ответственные службы, обозначен ожидаемый эффект.

Оперативные планы обычно разрабатываются в таможнях, но могут разрабатываться в любых таможенных органах: и в ФТС, и в РТУ и на таможенных постах. Как правило, по времени они приближены к событию. Это могут быть планы закупки предметов снабжения, планы проведения текущего или капитального ремонта и т.п.

2. В зависимости от длительности периода, в течение которого предполагается решить поставленные задачи, планы могут быть:

· долгосрочными (5 и более лет);

· среднесрочными (от 1 до 5 лет, обычно 2-3 года);

· текущими (до 1 года).

3. В зависимости от характера решаемых задач разрабатываются:

· организационные планы;

· планы развития;

· планы-задания.



Организационные планы составляют в целях упорядочения текущей деятельности, наилучшего выполнение таможенными органами их функций, а также для контроля и координации работ по подготовке и реализации планов.

В таможенной системе РФ применяют различные виды организационных планов, например:

· план организационных мероприятий;

· календарный план работы;

· план работы коллегии ФТС или РТУ;

· план командировок;

· план проведение ревизии.

Планы развития направлены на улучшение материально технической и социальной базы таможенных органов, подготовку кадров, оснащение таможенных органов техническими средствами, совершенствование информационных систем.

Планы-задания направлены на реализацию таможенными органами фискальной функции. В них устанавливаются суммы перечисления таможенных пошлин, налогов и сборов в доход федерального бюджета.

В системе таможенных органов планирование может идти как «сверху вниз» (от ФТС к РТУ, таможням и таможенным постам) так и «снизу вверх» (от таможенных постов и таможен к РТУ и затем к ФТС). Подход к планированию, когда планы формируются вышестоящим органом для зоны обслуживания в целом и затем распределяются по подведомственным учреждениям, называют централизованным.

Таким образом, можно говорить о четырех уровнях планирования в таможенном деле:

1. правительственный – для ФТС России;

2. уровень ФТС – для РТУ и таможен центрального подчинения;

3. уровень РТУ – для таможен;

4. уровень таможни – для таможенных постов.

Планирование работы ФТС России по основным направлениям деятельности осуществляется на основе Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и плана действий Правительства РФ по ее реализации, Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ, плана законопроектной деятельности Правительства РФ, планов заседаний Правительства РФ, нормативных правовых актов Российской Федерации и Минэкономразвития России.

Планирование деятельности ФТС России осуществляется преимущественно на основе программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

В таможенном деле при составлении планов могут применяться:

· проблемный подход;

· комплексный программно-целевой подход.

При проблемном подходе к разработке плана его содержанием является решение общих для многих или для всех таможенных органов проблем. Например, создание и обустройство необходимого количества пунктов пропуска и переходов для контроля за перемещением грузов и пассажиров через таможенную границу.

Комплексный программно-целевой подход предполагает решение в единстве многих проблем: социальных, экономических, технических и других.

Разрабатывается программа, которая обычно включает следующие разделы:

1. введение;

3. цели и задачи программы;

4. финансирование программы;

5. оценка эффекта от реализации программы;

6. организация управления программой и контроль;

7. мероприятия программы;

8. технико-экономическое обоснование и финансирование программы.

Программы обычно разрабатывают на 3-5 лет, иногда к их подготовке и реализации привлекают другие министерства, ведомства и организации. Составление программы предшествует большая и серьезная предплановая работа, в том числе разработка и утверждение концепций развития по отдельным направлениям деятельности таможенной службы.

Предплановые разработки предполагают:

· анализ ситуации в таможенном деле;

· формулировку проблем;

· разработку концепций развития или проектов будущего состояния объекта.

Некоторые таможенные органы являются своеобразными полигонами, на базе которых отрабатываются методические вопросы подготовки целевых программ развития и модернизации таможенных органов, проводятся социально-экономические эксперименты.

Комплексный программно-целевой подход к планированию применяется в таможенных органах уже более 10 лет. Были, в частности, разработаны:

· Федеральная целевая программа развития таможенной службы России на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г.;

· Целевая программа развития таможенной службы РФ на 2001-2003 гг.;

· Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы.

Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы (далее – Целевая программа) была утверждена приказом ФТС от 20.12.2004 № 403 «О целевой программе развития таможенной службы на 2004-2008 годы».

Цель программы – повысить эффективность таможенного администрирования и создать благоприятные условия для работы участников ВЭД за счет повышение качества предоставляемых услуг.

Целевая программа обычно содержит следующие разделы:

1. Введение.

3. Основные направление деятельности ТО РФ.

4. Ожидаемый эффект от выполнения программы.

5. Финансирование программы.

6. Механизм выполнения программы.

Последним документом, реализующим комплексный программно-целевой подход в таможенном деле, является Концепция развития таможенных органов Российской Федерации (далее – Концепция), одобренная распоряжением правительства от 14.12.2005 № 2225-р.

Концепция определяет основные цели, задачи и направления развития таможенных органов.

Цель Концепции – определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством РФ.

Концепция содержит следующие разделы:

1. Общие положения

2. Цель, задачи и принципы развития ТО

3. Система мероприятий по реализации концепции

5. Реализация концепции

В Концепции охарактеризованы основные проблемы, связанные с деятельностью таможенных органов РФ и отражены мероприятия по их решению.

Реализацию концепцию планируется осуществлять в 2 этапа:

1. 2005 – 2007 годы.

2. 2008 – 2010 и последующие годы.

Приказом ФТС от 10.03.2006 № 192 утверждена Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, приказом ФТС от 10.05.2006 № 430 – Аналитическая программа ФТС России «Совершенствование организации работы с подакцизными товарами». Утвержден перечень структурных подразделений ФТС России, ответственных за выполнение федеральных целевых программ, межгосударственных программ, в исполнении которых принимает участие ФТС России, и ведомственных целевых программ (см. Прил. 4, 5).

Выполнение мероприятий, предусмотренных Федеральными целевыми программами и ведомственными целевыми программами, будет способствовать:

· уменьшению времени, затрачиваемого участниками внешнеторговой деятельности на таможенные формальности;

· увеличению пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации за счет ввода в эксплуатацию новых и модернизации существующих пунктов пропуска;

· обеспечению внедрения единых стандартов и правил таможенного администрирования, повышению качества обеспечения деятельности участников внешнеторговой деятельности, применению унифицированных таможенных документов и декларирования в электронной форме, что в итоге приведет к сокращению административных расходов;

· содействию реализации торговой политики с учетом социально-экономических и инвестиционных задач.

Комплексная реализация Концепции позволит сформировать современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решать социально-экономические задачи, создать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.

Исходными документами для планирования деятельности таможенных органов ФТС являются:

  • - Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
  • - Закон Российской Федерации "О службе в таможенных органах РФ";
  • - нормативные и иные документы вышестоящих таможенных органов;
  • - аналитические материалы, сформированные по методике анализа и оценки деятельности таможенных органов РФ.

Планирование деятельности таможенного органа включает в себя:

  • - оценку оперативной обстановки в регионе деятельности, ее изменения и динамику;
  • - оценку результатов ранее запланированных и проведенных мероприятий;
  • - определение основных направлений и задач таможенного органа на планируемый период;
  • - определение основных организационных, оперативных и иных мер, необходимых для решения основных задач, рациональное распределение и использование имеющихся сил и средств;
  • - определение форм взаимодействия отдельных подразделений при выполнении планируемых мероприятий;
  • - установление конкретных сроков исполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение.

Все мероприятия плана должны соответствовать целевой установке вводной части и содержать практические меры, направленные на безусловное выполнение заданий ФТС России по пополнению доходной части федерального бюджета, совершенствованию процедур таможенного оформления и таможенного контроля, усилению правоохранительной деятельности таможенных органов, укреплению кадрового состава подразделений таможенных органов, наращиванию материально - технической базы и т. д.

Основное место в плане необходимо уделять решению проблемных и ключевых вопросов, требующих проведения комплекса мероприятий.

План должен быть реальным, равномерно распределенным по полугодиям, кварталам, предусматривать резерв времени для решения внеплановых вопросов.

Планы таможенных органов должны охватывать все структурные подразделения и содержать следующие разделы:

  • - организационные мероприятия;
  • - мероприятия по обеспечению действенного таможенного контроля и исполнению доходной части Федерального бюджета;
  • - правоохранительная деятельность;
  • - кадровая работа и социальное обеспечение;
  • - тыловое обеспечение.

Планирование не должно носить эпизодический характер. После утверждения плана работы и начала его реализации сбор предложений на перспективное планирование должен продолжаться. Подготовка планов работы ФТС возлагается на организационно - инспекторский отдел, а в структурных подразделениях аппарата Управления - на руководителей подразделений. В таможнях разработка планов возлагается на организационно - инспекторские отделения, на помощников начальника таможни, а при их отсутствии - на заместителей начальников таможен по кадровой службе. Начальники и заместители начальников таможенных органов, начальники таможенных постов, начальники функциональных отделов несут личную ответственность за планирование деятельности вверенных им подразделений.

Исходя из изложенного, разработанный проект плана должен отвечать следующим основным требованиям:

  • 1. Обоснованность и реальность плана - это учет анализа обстановки и конкретных задач, стоящих перед таможенным органом, его структурным подразделением, конкретным сотрудником, вытекающих из особенностей основных функций, а также требований нормативных и иных документов ФТС России.
  • 2. Преемственность или непрерывность. План должен исходить из результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений.
  • 3. Стабильность плана. Устойчивость намечаемых мероприятий достигается, прежде всего, правильным определением ФТСальных задач, включающих необходимость разработки многочисленных планов и выполнение уже запланированных мероприятий. Отмена или перенос планового мероприятия является исключительной мерой. Корректировка плана может осуществляться только при наличии серьезных изменений обстановки в регионе деятельности или прямых предписаний вышестоящих таможенных органов.
  • 4. Конкретность плана. В плане должны содержаться четкие и ясные формулировки с определением точных сроков и конкретных ответственных лиц. Нельзя включать в план мероприятия, которые носят "дежурный" характер и выполнение которых известно заранее, а также механически переносить требования приказов и указаний вышестоящих таможенных органов. Руководители таможенных органов и структурных подразделений несут персональную ответственность за обеспечение действенного контроля и проверку фактического исполнения предусмотренных мероприятий.

Планирование -- это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Задачи выработки цели, моделирования будущей деятельности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как: определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; выработка и принятие управленческих решений на достижение поставленной цели; разработка организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана; утверждение его старшим начальником.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (региональное таможенное управление); тактическом (таможни, таможенные посты).

Кроме того оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы -- долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до одного года). Таким образом, управленческая деятельность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия -- их создает другая функция управления -- организация.

Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов.

Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.

В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов.

Функция управления "организация" в таможенных органах реализуется посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.

Под регулированием следует понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.

Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи. Оно может реализовываться путем поддержания взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивацией и стимулированием отдельных сотрудников и коллективов.

Реализация функции управления "регулирование" включает исполнение таких управленческих работ (операций) как анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования.

Сущность функции учета состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации о текущем состоянии управляемой системы, направлении и темпах ее движения, о достигнутых результатах и переменных проблемах.

Для того чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль.

Контроль -- это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.

Контроль за реализацией принятых решений направлен на выявление соответствия таможенной деятельности поставленным задачам, своевременное внесение в зависимости от изменений обстановки необходимых коррективов в ранее принятые решения и утвержденные планы.

Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.

Конкретные задачи и методы контроля производны от оперативно-служебной обстановки.

Контроль ведется в двух направлениях: с одной стороны, начальник таможенного органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой -- совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений.

Для реализации функции "контроль" требуется выполнить такие управленческие работы как определение объектов, сроков, методов контроля; определение исполнителей контроля и их подготовка; подготовка объекта контроля; осуществление контроля; обработка данных контроля и их реализация.

Контроль необходим не только при рассмотрении результатов исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом.

Все эти функции управления находятся в неразрывной связи друг с другом и представляют собой единое целое.

Таким образом, управление в таможенных органах -- это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.