Профессия педагог-психолог. Преимущества профессии педагог-психолог

Профессия педагог-психолог


Дети в школе обычно очень радуются, когда на урок приходит психолог и предлагает ответить на вопросы опросного листа или поиграть в игру. Это намного интереснее, чем контрольная работа по математике. Педагог-психолог - это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.

Представитель этой профессии должен быть в каждом лагере, детсадовском учреждении, школе и других образовательных учреждениях. Педагог-психолог как профессия в нашей стране появилась около 20 лет назад. Именно в начале 90-х годов стали уделять больше внимания проблемным детям, подготовке ребят к школе. Проблемы бывают не только у взрослых и это надо понимать. Специалист может найти причину отставания в учёбе конкретного школьника, устранить её и тогда он сможет заниматься наравне со сверстниками.…

Эта профессия имеет огромное значение в жизни ребёнка и его родителей. Родители, даже если видят какие-то отклонения в развитии чада или проблемы в общении со сверстниками, зачастую не знают, как ему помочь. Не замечать проблемы - не выход, это только усугубляет моральную подавленность ребёнка. На помощь в решении сложных ситуаций приходит педагог-психолог, который на основе имеющегося опыта, знаний может повернуть происходящее в нужное русло. Каждый маленький человек это уже индивидуальность, которая сталкивается с недетскими проблемами - непонимание окружающих, проблемы в общении со сверстниками, отставание от школьной программы, излишняя зажатость или агрессивность, отклонения в личностном развитии. Если учителя не знают, как наладить атмосферу в коллективе, то психолог обязан оказать необходимую психологическую и педагогическую помощь не только ученикам, но и их родителям.

Педагог-психолог должен быть доброжелательным и терпеливым. Дети не всегда готовы идти на контакт с чужим человеком, поэтому понадобится приложить магию убеждения, много сил и терпения, чтобы человек раскрылся. Специалист должен вызывать доверие и искренне сопереживать, пытаться помочь. Ведь работа заключается в том, чтобы слушать и слышать проблемы других людей. У школьного психолога должен быть гуманитарный и аналитический склад ума, для того чтобы, например, придумать игру, завлечь в неё участников и сделать верные выводы.

Дети, как принято говорить, цветы жизни. С этими «цветами» психологи проводят почти всё своё рабочее время. У них тоже можно многому научиться. Наблюдать, как подросток мужественно справляется со своими проблемами, делает выводы и начинает жить спокойной жизнью - счастье для любого педагога-психолога. Главная проблема специалиста как это не парадоксально звучит - родители. Невозможно ребёнка оградить от проблем вне школы; мама и папа могут пить алкоголь, бить детей, на них невозможно повлиять и объяснить, как страдает их дитя.

Педагог-психолог должен получить высшее психологическое образование. Есть различные курсы повышения квалификации, переподготовки кадров.


Моя профессия педагог-психолог

(тематический классный час

с выпускниками Подосиновской средней школы

в рамках курса по профориентации)

Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу.
Л.Н. Толстой

Ф.И.О. Колесникова Светлана Валерьевна.

Место работы МКДОУ д/с «Подснежник» пгт Подосиновец.

Должности: инструктор по физической культуре и педагог-психолог.


Каждый из вас задаёт себе вопросы: «Кем быть?» и «Каким быть?». Ответы на них не даются просто, вызывают множество переживаний, потому что жизненно важны. У меня с этим все было гораздо проще… Есть такое высказывание: "Учатся только у тех, кого любят, любят тех, у кого испытывают успех!" Вот и я была влюблена в свою первую воспитательницу. И в дальнейшем уже не задумывалась кем мне стать – конечно же, воспитателем в д/с.

После окончания школы в 1994 году я поступила в Слободское педагогическое училище на воспитателя в дошкольных учреждениях и получила профессию воспитатель логопедической группы в детском саду. После его окончания, уже работая в д/с «Подснежник», решила не останавливаться на достигнутом и продолжила своё обучение заочно в ВГГУ г. Кирове на факультете дошкольная педагогика и психология. Имею квалификацию по диплому преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог дошкольного образования. Приобретённая профессия дала мне возможность работать педагогом-психологом в д/с. Так как на должности педагога-психолога в образовательных учреждениях могут работать специалисты с высшим психологическим образованием, прошедшие специальную подготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования. Педагог-психолог – это практический психолог, работающий в системе образования.

Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к необычной профессии, которую подарила мне судьба.

Как показывает практика, многие представляют себе профессиональную деятельность психологов весьма приблизительно, основываясь на мифах, порожденных обыденными мнениями, слухами, телепередачами. Альберт Эйнштейн, познакомившись и поговорив с великим швейцарским психологом Жаном Пиаже, воскликнул: «Насколько просто то, чем занимаюсь я, по сравнению с тем, чем занимаетесь Вы!». По иным версиям, его слова звучали так: «Теоретическая физика - это детская игра по сравнению с тайнами детской игры!». Другой вариант: «Господи, насколько психология сложнее физики!».

Психолог востребован в современном мире. Детские психологи работают в школах и детских садах, помогая детям быстрее и легче адаптироваться к новым условиям. Школьный психолог определяет готовность ребенка к школе, проводит индивидуальную работу с трудными детьми, занимается профориентацией старшеклассников, проводя разные тренинги. Психолог нужен предприятиям для адаптации молодых специалистов, наладить отношений в коллективе, исследования влияния факторов труда на психику человека, подборе персонала, мотивации и оценке персонала. Семейный психолог консультирует семьи с проблемами. Спортивный психолог настраивает спортсмена на победный результат и решает сопутствующие психологические проблемы. Клинический психолог работает в психиатрических больницах (помогая психиатру точнее поставить диагноз и участвуя в индивидуальной и групповой психотерапии), службах доверия, в реабилитационных центрах, где работает как психотерапевт с людьми, перенёсшими психологические травмы, запутавшихся в обстоятельствах, тяжелобольных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных, в случае необходимости подключая к лечению психиатра. В тюрьме психолог должен помогать заключенным адаптироваться к нормальной жизни после освобождения. Психологи могут найти себе яркое применение в политике и бизнесе.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии:

интересная творческая работа

возможность принимать участие в решении реальных проблем людей

необходимость постоянного профессионального совершенствования и в связи с этим - возможность личностного роста

возможность использования профессиональных знаний в повседневной жизни

познание и изменение себя, своего отношения к событиям окружающего мира

Минусы профессии:

душевная усталость, эмоциональное выгорание

сложности в принятии мировоззрения клиента и в стремлении обязательно дать полезный совет

переживание проблем клиента как своих собственных

Место работы

психологические центры

частные компании по психологическому консультированию

образовательные и медицинские учреждения

коммерческие компании и предприятия непсихологического профиля

телефоны доверия

Важные качества

высокий общий и эмоциональный интеллект

умение внимательно слушать и слышать человека

терпимость

умение сопереживать и успокоить

тактичность

ответственность

наблюдательность

эмоциональная устойчивость

оптимизм и уверенность в своих силах

креативность

Оплата труда

Зарплата психолога зависит от места работы и обязанностей психолога. Наиболее высокооплачиваемой является частная практика, где заработок также зависит от количества клиентов и консультаций.

Известные психологи

Известные психологи: Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд, Карл Г. Юнг, Вильгельм Райх, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Эрик Берн, Милтон Эриксон, Вирджиния Сатир, Абрагам Маслоу, Виктор Франкл, Эрих Фромм, Карл Роджерс и др.

Интересные факты

Психология сформировалась из основ таких наук, как астрономия, философия, оккультные науки. Первыми представителями «целителей душ» можно назвать знахарей, колдунов, шаманов. Положительный эффект от их «лечения» происходил, в большей степени, от силы внушения, чем от применения лечебных средств. И только в XVIII веке были предприняты первые попытки научно обосновать их влияние на человека. Основателем психологии как науки считается Вильгельм Вундт, который в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, где проводил исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

О психологах с юмором

Психически здоровых людей не бывает, бывают плохо обследованные!

Оптимист видит свет в конце туннеля. Пессимист видит поезд идущий навстречу. И только психолог видит двух идиотов, сидящих на рельсах!

Психолог как настоящий друг - это человек, который будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.

Я педагог-психолог в детском саду. По мнению выдающегося отечественного детского психолога Леонида Абрамовича Венгера, психолог в детском саду - это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Основная моя цель, как психолога в детском дошкольном учреждении это - охрана физического и психического здоровья детей, создание условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

Я помогаю воспитателям и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Психолог обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.

Основные направления деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотрены «Положением о психологической службе образования»:

- Психологическое просвещение

Цель: повышение психологической культуры педагогов и родителей, обеспечение информацией по психологическим проблемам;

- Психологическая профилактика

Цель: формирование у педагогов и родителей потребности в психологических знаниях; создание благоприятного эмоционально-психологического климата; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта;

- Психологическая диагностика

Цель: выявление индивидуальных особенностей ребенка; определить причины нарушений в воспитании и обучении;

Психологическая диагностика проводится в течение всего учебного года. Если результаты контроля воспитателей над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад показывают, что малыш «не справляется», в соответствии с возрастом, то провожу дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, направляю родителей с малышом либо к неврологу, либо к нейро-психологу, либо к невропатологу.

Также в течение года изучаю отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.

Помимо плановой диагностики провожу и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. С помощью специальных тестов выявляю причину. Развелись родители - то, как перенес или переносит это ребёнок, можно выявить при помощи специальных методик. Отдельный вид диагностики - это комплексная оценка готовности ребенка к школе.

- Развивающая и психокоррекционная работа

Цель: активное воздействие на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка;

Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью в детском саду планирую и провожу с ребенком коррекционные занятия. Предварительно обязательно ставя в известность родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, тоже требует проведения с малышом серии коррекционных занятий. Коррекционная работа зависит от результатов, полученных в ходе обследования детей, исходя из конкретных потребностей, определяю основное направление коррекции.

Специфика моей работы такова, что я должна владеть значительным количеством разнообразных методов, приемов и уметь комбинировать их в самых разнообразных вариантах в зависимости от обстоятельств его деятельности. Порой деятельность практического психолога сродни искусству. Я должна быть готова в любой момент импровизировать, менять упражнения и изобретать новые.

Каждый новый учебный год выбираю для себя направление, на которое в течение года буду делать основной акцент.

Например, мне наиболее актуальной представляется тема социализации. Эту задачу я осуществляю через программу Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М. «Тропинка к своему Я!», направленную на формирование социальных компетентностей детей 4 – 6 лет. В занятия включаю доступные и интересные для дошкольников формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности, использую сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения. Тем самым развивается память, мышление, речь, закладываются основы социальной зрелости, определяется дальнейшее развитие, успешная адаптация. «Отработав» это направление, я могу взять новое, а может, продолжу и дальше накапливать опыт по данной теме.

Так, некоторые педагоги-психологи, совершенствуясь в каком-либо направлении, достигают в нем такого мастерства, что коллеги из других садов рекомендуют их своим родителям для решения определенных проблем.

- Психологическое консультирование

Цель: оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.

Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые - провожу в течение года по темам, которые актуальны для детского сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся консультации для воспитателей. На них, как правило, обращаю внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.

Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так.

Наиболее частыми темами обращений являются: адаптация к детскому саду; возрастные кризисы детей; тревожность и страхи дошкольников; агрессивность и непослушание детей; подготовка к школе (психологическая, интеллектуальная); и многие другие.

А теперь хотелось бы сказать о наиболее распространенных «мифах» о психологах в детском саду. Большинство родителей резонно полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в детском саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с детсадовским психологом. А уж если малыш попадает на коррекционные занятия, то родители - сторонники этого взгляда - порой даже скандалят или просто просят прекратить занятия ребенка с психологом. Чтобы развеять этот миф, подчеркну, что психолог в детском саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.

Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Я могу только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту.

Моя работа требует огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств. Нужно постоянно развиваться! Практические психологи могут повысить свою квалификацию, пройдя аттестацию на соответствующую квалификационную категорию.

Важным способом профессионального совершенствования психологов является активное участие в жизни психологического сообщества. Я являюсь руководителем методического объединения педагогов-психологов ОУ района.

Современному специалисту–психологу - практику - следует постоянно следить за новыми изданиями и публикациями, самому предлагать свои материалы в «цеховые» журналы и газеты, выносить свои идеи и полученные результаты на обсуждение коллег.

Журналы, ориентированные на практического психолога:

«Журнал практического психолога» (индекс 71808 по каталогу «Роспечать»)

«Психолог в детском саду» (индекс 81927 по каталогу «Роспечать»)

«Психология и школа» (индекс 81928 по каталогу «Роспечать»)

«Психологическая диагностика» (индекс 82159 по каталогу «Роспечать»)

«Журнал практической психологии и психоанализа»

«Московский психотерапевтический журнал»

«Психология на каждый день»

«Школьный психолог» (газета)

Современный психолог для поддержания высокого профессионального уровня должен постоянно читать книги по психологии.

Повысить уровень своей профессиональной подготовки, особенно в области практической психологии, сейчас можно в рамках курсовой подготовки в ИРО г. Кирова.

Конечно же, нельзя обойти владение компьютерными технологиями. У меня есть своя страничка в сети работников образования.

Ну что ж, на этом, вероятно, можно поставить многоточие. Думаю, этот разговор был для Вас интересным, позволил прикоснуться к моему миру, психологической профессии. Всегда буду, рада пообщаться ещё, выслушать ваши вопросы, за что заранее выражаю признательность.

Не чудотворец, не атлет,

Не жизненных задач решебник,

И он не супер - человек.

Он так же дышит, так же любит,

И так же чувствует, как все.

Он не вершит великих судеб,

Он все не знает о тебе.

Твои измерить может память,

Мышление, темперамент, речь.

Он может лишь чуть-чуть исправить,

Тебя от бед предостеречь.

Души твоей путеводитель,

Он лишь подсказка – не ответ,

Дорожный знак, ограничитель

Твоих ошибок, друг побед.

Гармонии в душе желая,

За вас не сотворит ее,

Советом в жизни помогая,

За вас ее не проживет.

Психолог? Нет, он не волшебник,

Не шарлатан, не чародей,

Он не святой, не тяжкий грешник,

Он – человек среди людей.

/Орехова Т.В./


Для того чтобы стать профессиональным психологом, необходимо иметь высшее образование по специальности «Психолог» или смежным с ней специальностям («Педагог-психолог», «Преподаватель психологии» и др.). Среднее специальное образование, полученное в педагогическом колледже, не дает права для самостоятельной психологической практики. Такие специалисты (как и бакалавры психологии) могут работать под руководством дипломированных психологов, выполняя лишь некоторые виды работ.

Данное требование связано, с одной стороны, со сложностью и многогранностью работы психологов при диагностике и консультировании. Для применения некоторых диагностических методов и методик (например, проективных) недостаточно даже высшего образования. К примеру, в США и странах Западной Европы для применения определенных тестов необходима соответствующая лицензия, получить которую можно, лишь пройдя длительную стажировку в специальных центрах. Кроме диагностики, для которой необходимо доскональное знание различных методов и методик, педагог-психолог проводит консультации. Консультирование, основанное на отдельных теоретических концепциях, например, гештальт-психологии, экзистенциальной психологии, нейролингвистическом программировании и др., также требует дополнительного обучения и получения соответствующего сертификата. Для успешного консультирования необходимы не только знание методов и приемов работы, но и высокий уровень общего и профессионального развития специалиста. Найти общий язык с детьми, говорить на интересующие их темы, быть авторитетом для детей, достигать запланированного эффекта - это далеко не полный перечень навыков, необходимых для эффективной работы.

С другой стороны, это требование связано с ответственностью, налагаемой на специалиста, поскольку заключения, которые он делает в ходе работы, касаются важнейших сторон человеческой личности и влияют на ее развитие.

В связи со сложностью этой профессии ее нельзя получить, обучаясь заочно. Возможна лишь очная или очно-заочная форма.

Дальнейшее обучение или специализация в отдельных областях психологии возможны в специальных центрах (например, центр «Иматон» в Санкт-Петербурге) у профессионалов, имеющих соответствующую лицензию. Для научной или педагогической деятельности в высшей школе возможно поступление в аспирантуру с последующим написанием и защитой диссертации.

Чтобы быть психологом, мало уметь красиво и быстро утешать людей.

Обучение специальности психология

Студенты овладевают знаниями из области медицины. На предмете анатомии рассматривают работу ЦНС, основы клинической психологии и нейрофизиологию. Зависимо от специальности, в набор «дисциплины специальности психология» входят:

  • психология личности,
  • общая психология,
  • зоопсихология,
  • этнопсихология,
  • социальная психология и проч.

Традиционно практика проходится в консультационных центрах. Также в ВУЗах проходит переподготовка по специальности психология, для желающих испробовать себя в новой перспективной сфере.

Специальности на факультете психологии

Психология код специальности: 37.03.01.

Примечательно то, что вы можете выбирать между несколькими направлениями психологии, чтобы в будущем максимально раскрыть свой талант в ней.

Специальность педагогика и психология (педагогическая психология)

Психология и социальная педагогика специальность 19.00.07 добывается студентами с изучением взаимодействия групп, классов, их единиц в процессе развития. Есть 11 областей её исследований.

Направление имеет другие подвиды специальностей, к примеру, дошкольная педагогика и психология специальность может быть выбрана в качестве направления подготовки.

Специальность психология служебной деятельности

Будущие выпускники занимаются на курсах управленческих, естественно-научных, гуманитарных дисциплин. На специальных предметах отрабатываются навыки, необходимые для вакансий, которые откроются после окончания. В их числе:

  • психология общения и переговоров,
  • психология конфликта,
  • психология безопасности,
  • психология стресса,
  • психология кадрового менеджмента и проч.

Особый подвид - специальность психология управления подойдёт будущим руководителям, личным помощникам, тренерам.

Специальность военная психология

Военный психолог отличается от гражданских широтой профиля - он обучается множеству дисциплин из разных психологических сфер деятельности. К примеру, психодиагностика, психологическкя подготовка, психопрофилактика и психогигиена, психологическое противодействие противнику, психологическая реабилитация военнослужащих и проч. Специалисты обречены на постоянную живую, творческую и интересную работу.

В последнее время, профессиональная переподготовка по специальности психология осуществляется предпочтительно в этой сфере, ведь она наиболее актуальна при современном раскладе в мире.

Социальная психология специальность

Студенты в процессе осваивания специальности проходят разные практические занятия, тренинги, практику на месте возможной будущей работы. Изюминка обучения - «мастер-классы» от психологов-практиков, опытных профессионалов.

Специальность практическая психология

Практический психолог это, по сути, детектор лжи. Чтобы им стать, предстоит выучить «от корки до корки» разные предметы. 1-й курс - история, физиология ЦНР, культорология, правоведение, педагогика и проч. С 3-го курса - психодиагностика, история психологии, возрастная, экспериментальная, педагогическая и проч.

Специальность психология - вузы

Для трудоустройства, для эффективной реализации своих обязанностей, необходимо окончить магистратуру по специальности психология. Лучше всего, получать её в ведущих заведениях, регулярно обновляющих свои программы, ведь деятельность психолога больше практическая. К тому же, с кажым годом, человечество всё ближе к опусканию "занавеса", скрывающего ЦНР. В связи с этим разрабатываются новые методики взаимодействия с психикой. Безусловно, вы можете заниматься самообразованием, но за что тогда вы платите ВУЗу?

Вузы Москвы по специальностям психологии:

  1. МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА;
  2. НИУ «ВШЭ» ;
  3. РГГУ;
  4. ПМГМУ ИМ. И.М. СЕЧЕНОВА;
  5. РНИМУ ИМ. Н. И. ПИРОГОВА;
  6. МПГУ;
  7. РГСУ;
  8. МГППУ;
  9. МГПУ;
  10. ГАУГН.

Специальность психология вузы Санкт- Петербурга:

  1. СПбГУ;
  2. ИВЭСЭП;
  3. НИУД;
  4. БИЭПП;
  5. РХГА;
  6. СпбУ МВД РФ;
  7. СПбГИПСР;
  8. ЛГУ имени А. С. Пушкина.

Специальность спо психология

Увлекательная дисциплина «Основы психологии» изучается в каждом педагогическом колледже, а для получения профессии больше подходят ВУЗы со специальностью психология.

Колледжи специальность психология

А точнее, один колледж. Можно получить степень бакалавр психологии в колледже психологии ИГУМО (Москва). Также можно сделать это на факультетах различных институтов, о которых упоминалось выше.

Работа по специальности психология

Востребованная должность - психолог-консультант. Для неё знать и уметь нужно больше, чем может бакалавр. Выпускники занимаются исследовательской работой в составе коллектива.

Для бакалавров открыты двери средних школ (с окладом 20-25 т. р.), ВУЗов, консультационных и реабилитационных центров (также 20-25 т. р.), колледжей.