Скоростная торпеда шквал. Как убить авианосец? Реактивная торпеда «Шквал

Дело в том, что российский подводный флот уже с конца 1970-х годов располагает оружием, по сравнению с которым обычные торпеды и обычная тактика настолько же архаичны, как лук и стрелы по сравнению с автоматами и пулеметами.

Первые упоминания об этом российском оружии в прессе были связаны со шпионским скандалом вокруг Эдмунда Поупа: он якобы пытался приобрести чертежи секретной суперторпеды. До того момента широкой публике не было известно о ней практически ничего (впрочем, и сейчас информации совсем немного) - даже ее название («Шквал») мало что говорило непосвященным.



Между тем, «Шквал» - оружие не новое. Разработки скоростной торпеды начались в 1963 году, а через год состоялись первые пуски прототипов на озере Иссык-Куль. Потребовалось еще 13 лет, чтобы доработать конструкцию, и в 1977 году на вооружение ВМФ СССР поступила скоростная ракета-торпеда «Шквал» (ВА-111). Однако, несмотря на столь почтенный возраст, до сих пор оружие не имеет аналогов, а многие детали остаются секретными.

Подводные «болиды»

Уникальность суперторпеды - в скорости. Однако разница между «Шквалом» и обычными торпедами огромна - такая же, как между болидом «Формулы-1» и Ford T: их максимальная скорость отличается во много раз. Скорость обычных торпед составляет 60−70 узлов, в то время как «Шквал» может развивать под водой скорость 200 узлов (370 км/ч, или 100 м/с) - абсолютный рекорд для подводного объекта.

В воде развить такую скорость непросто: мешает сопротивление среды - под водой оно примерно в 1000 раз больше, чем в воздухе. Для разгона и поддержания столь большой скорости торпеде требуется огромная тяга, ее нельзя получить от обычных двигателей и реализовать с помощью гребных винтов. Поэтому в качестве движителей «Шквал» использует ракетные ускорители. Стартовый ускоритель - твердотопливный, с тягой в несколько десятков тонн, он разгоняет торпеду до крейсерской скорости за 4 секунды и затем отстреливается. Далее начинает работать маршевый двигатель. Он тоже реактивный, на гидрореагирующем топливе, содержащем алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя использует забортную воду.

Однако даже реактивным двигателям не под силу постоянно преодолевать сопротивление водной среды на такой огромной скорости. Изюминка «Шквала» - в эффекте суперкавитации. На самом деле, «Шквал» - скорее ракета, чем торпеда (иногда его так и называют - «ракета-торпеда»), и она не плывет, а летит в газовом пузыре (каверне), который сама и создает.

Как работает суперкавитация

В носовой части ракеты-торпеды «Шквал» расположена специальная деталь - кавитатор. Это эллиптической формы плоская толстая пластина с заточенными краями. Кавитатор немного наклонен к оси торпеды (во фронтальном сечении он круглый) для создания подъемной силы на носу (на корме подъемная сила создается рулями). При достижении определенной скорости (около 80 м/с) вблизи края пластины кавитация достигает такой интенсивности, что образуется гигантский «пузырь», обволакивающий торпеду. При этом гидродинамическое сопротивление движению значительно уменьшается.

На самом деле, одного лишь кавитатора недостаточно, чтобы получить каверну нужного размера. Поэтому в «Шквале» используется дополнительный «наддув»: сразу за кавитатором в носовой части расположены отверстия - дюзы, через которые каверна «наддувается» от отдельного газогенератора. Это позволяет увеличить каверну и охватить весь корпус ракеты-торпеды - от носа до кормы.

Обратная сторона медали

Революционные принципы, положенные в основу конструкции «Шквала», имеют и свою обратную сторону. Одна из них - невозможность обратной связи, а стало быть, и отсутствие системы самонаведения: излучение гидролокаторов не может «пробить» стенки газового пузыря. Вместо этого торпеду программируют до запуска: в систему управления вводят координаты цели. При этом, разумеется, учитывают упреждение, то есть рассчитывают вероятное местонахождение цели в момент поражения торпедой.

«Шквал» не умеет и поворачивать. Торпеда движется строго по прямой к заранее рассчитанной точке встречи с целью. Система стабилизации постоянно отслеживает положение торпеды и ее курс и вносит коррективы с помощью выдвижных рулей, едва касающихся стенок «пузыря», а также за счет наклона кавитатора - малейшее отклонение грозит не только потерей курса, но и разрушением каверны.

Замаскировать запуск «Шквала» невозможно: торпеда издает сильнейший шум, а газовые пузыри всплывают на поверхность, образуя отлично видимый след. Один из разработчиков, присутствовавший при испытаниях на озере Иссык-Куль, сказал нам: «На что похож запуск «Шквала»? Представьте себе, как будто бог морей Посейдон взял в руки хлыст: свист и грохот, а затем очень быстро убегающий вдаль прямой, как стрела, след от хлыста на водной глади».

Убийца авианосцев

Американцы иногда называют «Шквал» (впрочем, наряду с другими видами вооружений - ракетами «Гранит», например) «убийцей авианосцев». Действительно, одна из возможных задач «Шквала» - выведение из строя авианосца или даже всей авианосной группы (боеголовка торпеды предполагалась ядерной). Ведь, несмотря на отсутствие скрытности и «прямолинейность», уйти или защититься от «Шквала» (а тем более - от залпа двух таких торпед) практически невозможно: за 100 секунд подводного «полета» к цели крупное судно или подводная лодка не успеют ни изменить курс (или хотя бы погасить набранную скорость), ни принять какие-либо контрмеры. В результате погрешность попадания «Шквала» не превышает 15−20 м, что при такой мощной боеголовке смертельно.

Что такое кавитация?

Кавитация (от лат. «cavitas» - «пустота») - образование в жидкости полостей, заполненных газом, паром или их смесью (так называемых кавитационных пузырьков, или каверн). Кавитационные пузырьки образуются в тех местах, где давление в жидкости становится ниже некоторого критического значения.

При больших местных скоростях в потоке жидкости происходит понижение давления и начинается гидродинамическая кавитация. При повышении давления образовавшиеся пузырьки могут схлопываться, этот процесс сопровождается звуковым импульсом (гидравлическим ударом). Если в случайные моменты времени возникает и захлопывается множество пузырьков, то явление сопровождается сильным шумом. Кавитационный шум от гребных винтов - один из главных врагов подводных лодок (он способен выдать противнику местонахождение лодки).

Если кавитационная каверна схлопывается вблизи от обтекаемого тела, то многократно повторяющиеся удары приводят к разрушению (кавитационной эрозии) поверхности (лопастей турбин, гребных винтов кораблей и др.).

ТТХ «Шквал»
Калибр - 533,4 мм
Длина - 8 метров
Вес торпеды - 2700 кг
Мощность боеголовки - 150 кт в ядерном варианте, или 210 кг обычного ВВ
Маршевая скорость - 375 км/ч
Радиус действия - около 7 км, до 13 км (новая версия). Старая версия - 2 км.
Двигатель - прямоточный гидрореактивный двигатель

ТТХ «Шквал-Э»
Калибр, мм - 533,4
Длина, мм - 8200
Масса, кг - 2700
Дальность хода, км - до 10
Скорость на марше, м/с - 90-100
Угол после залпового разворота, град - ± 20
Глубина хода на марше, м - 6
Тип боевой части - фугасный
Масса БЧ (ТНТ эквивалент), кг - не менее 210
Вид старта - надводный или подводный
Глубина подводного старта, м - до 30
Двигатель прямоточный гидрореактивный

На смену «Шквалу» идет еще более мощная реактивная торпеда

Авторитетный военный блог bmpd сообщил, что саратовское КБ «Электроприбор» близко к завершению ОКР по созданию новой скоростной торпеды. Она должна стать «наследницей» знаменитого «Шквала», который способен развивать под водой скорость в 200 узлов, что эквивалентно 370 км/ч. Об этом аналитикам Центра анализа стратегий и технологий, которые ведут блог, стало известно в связи с представлением «Электроприбором» заявки на участие в конкурсе «Авиастроитель года» по итогам 2015 года, проводимом Союзом авиастроителей России.

На конкурс были поданы две работы, одна из которых посвящена «выполнению государственного оборонного заказа по созданию составных частей перспективных подводных аппаратов». И далее: «С 2013 года коллектив предприятия занимается разработкой, изготовлением опытных образцов и проведением испытаний составной части подводной ракеты, реализующей новые принципы управления пограничным слоем». Речь идет о торпеде «Хищник», сведения о которой крайне ограничены в связи с высокой степенью секретности данной разработки.

Любопытно, что созданием торпеды занимается предприятие, которое разрабатывает компоненты для самолетов военной авиации. И разработка выставляется на конкурс, учрежденный Союзом авиастроителей России. Дело в том, что данный тип вооружения называется ракетной торпедой. И ракетной частью этого изделия занимается КБ «Электроприбор». КБ создает для торпеды электрические узлы, обеспечивающие работу ракетного двигателя, и систему управления.

«Хищник» - это не первая отечественная ракетная торпеда. И в случае успешной трансформации научно-технических идей в боеспособное изделие станет четвертой в мире. Оружие, действительно, уникальное. Не случайно американцы долгое время не верили в возможность его создания, несмотря на получаемые данные от своей разведки о проведении сверхсекретной ОКР. Пока в 1977 году на вооружение ВМФ СССР не была принята торпеда ВА-111 «Шквал».

Разработка «Шквала» началась в 1960 году в НИИ-24 (ныне - Государственное научно-производственное предприятие «Регион», входящее в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»). Полученное ТЗ предполагало создание торпеды, имеющей маршевую скорость в 200 узлов (370 км/ч), дальность 20 км и запускаемой при помощи стандартного 533-мм торпедного аппарата.

Первый опытный образец торпеды был построен уже в 1964 году. Тогда же и начались его испытания на озере Иссык-Куль, а через два года - на Черном море в районе Феодосии. Испытания были признаны неудовлетворительными. И конструкторы, шаг за шагом, учитывая накапливаемый отрицательный опыт, создавали все новые и новые модели. Но и они не вписывались в жесткие рамки технического задания.

Лишь шестой опытный образец выдержал полный цикл испытаний и был рекомендован к серийному производству. В 1977 году торпеда была принята на вооружение подводного флота ВМФ.

Столь чудовищную скорость, в возможность развития которой в водной среде долго не верили американцы, была достигнута за счет кавитационного эффекта. Научными изысканиями в этой области в Советском Союзе начали заниматься в конце 40-х годов в одном из филиалов ЦАГИ. В результате в конце 50-х годов ученые создали строгую теорию кавитационного движения и сформулировали рекомендации по использованию его принципов при создании скоростных подводных аппаратов.

Сущность кавитационного эффекта состоит в том, что физическое тело (в данном случае - торпеда) перемещается в воздушном пузыре. Тем самым торпеда во время движения преодолевает сопротивление не воды, а воздуха. Пузырь, обволакивающий торпеду со всех сторон, создается парогазовой установкой, расположенной в носовой части.

При этом в роли движителя выступает не винт и не водомет, а реактивная струя твердотопливного реактивного двигателя. То есть, по сути, получается этакий подводный реактивный полет. Причем, двигательная установка у «Шквала» двухступенчатая. Вначале твердотопливный ускоритель разгоняет торпеду до скорости, необходимой для проявления кавитационного эффекта. После чего включается маршевый двигатель - гидрореактивный прямоточный.

Не менее серьезной проблемой, чем реализация кавитационного движения, для конструкторов стало создание подводного реактивного двигателя. Он кардинально отличается от тех, которые используются и в самолетах, и в ракетах. В качестве рабочего тела и окислителя в нем работает морская вода. А топливом является гидрореагирующие металлы.

По части скорости требования ТЗ были выполнены. Но дальность торпеды смогли довести только до 13 километров. Пуск осуществлялся с глубины в 30 метров. Торпеда «летела» к цели на глубине в 6 метров. Боеголовка первоначально была ядерной, имела мощность в 150 килотонн. Вес торпеды - 2700 кг, длина - 8200 мм.

Торпеду немедленно назвали «убийцей авианосцев». Но справедливости ради к этой характеристике следовало бы приплюсовать и то, что лодки, вооруженные «Шквалом» с громадной долей вероятности должны становиться самоубийцами.

При громадной скорости у торпеды отсутствует головка самонаведения. Что вызвано двумя объективными обстоятельствами. Во-первых, какое-либо существенное маневрирование на такой скорости невозможно в связи с тем, что будет разрушен парогазовый пузырь. Во-вторых, торпеда издает сильные шумы и вибрирует, в связи с чем ГСН не сможет слышать никого и ничего, кроме своего реактивного двигателя. То есть, условно говоря, торпеда работает так же, как и артиллерийский снаряд.

Вполне понятно, что перед запуском реактивной торпеды учитывается курс корабля противника, его скорость и прочие факторы. То есть запуск производится с упреждением. Но оно невелико, поскольку 13 километров «Шторм» преодолевает за 130 секунд, это чуть больше двух минут. Крупному кораблю, а тем более авианосцу, непросто за это время совершить маневр, позволяющий избежать столкновения с торпедой. Непросто, но возможно. Поэтому на первой модификации торпеды устанавливалась 150-килотонная ядерная боеголовка. И лишь впоследствии, когда дело дошло до сокращения арсенала ядерного оружия, ее заменили фугасной весом около четверти тонны.

Выстрел ядерной боеголовкой со столь близкого расстояния мог уничтожить и саму подводную лодку. Была и еще одна опасность. Выпустив реактивную торпеду, лодка себя обнаруживала. След, который оставлял «Шквал» на поверхности воды, точно указывал на ее местоположение.

Малая дальность торпеды была чревата и еще одним неприятным обстоятельством. Для атаки авианосца или крупного корабля неприятеля подводная лодка должна была войти в зону противолодочной обороны. И это снижало шансы успешного проведения операции.

То есть при достижении конструкторами феноменальных технических показателей торпеда с практической точки зрения оказалась малоэффективной. Получилось своего рода оружие психической атаки. И, в конце концов «Шквал» сняли с вооружения, отдав предпочтение традиционным торпедам.

Идеи, заложенные в «Шквале», повторили конструкторы еще двух стран. В 2005 году Германия объявила о создании суперкаветирующей торпеды «Барракуда», развивающей скорость до 400 км/ч. А два года назад командующий ВМС Ирана заявил о торпеде, имеющей скорость в 320 км/ч. Но речь идет не о готовом к использованию оружию, а об образцах, проходящих испытания.

Вполне понятно, что «Хищник» - это не модификация «Шторма». Поскольку на то, чтобы повторить те же самые тактические ошибки, немного скорректировав их, никто бы денег не дал. А деньги выделены очень серьезные. Только лишь двум соисполнителям проекта «Хищник-М» (вышеупомянутому КБ «Электроприбор» и саратовскому заводу СЭПО-ЗЭМ) выделено более 1,5 млрд. рублей.

Поэтому следует ожидать, что у торпеды появится ГСН, и она сможет маневрировать. А также возрастет дальность пуска и скрытность торпеды. В 60-е годы технически это было нереализуемо. Но наука не стоит на месте. В период работы над «Хищником» лишь на одном «Электроприборе» было опубликовано 20 научных трудов, и был зарегистрирован целый ряд патентов.

Если все новые научно-технические достижения будут воплощены в металле, то тогда, действительно, должен появиться идеальный убийца авианосцев.



Оцените новость

"Российская Газета" со ссылкой ина Интерфакс, цитирует по этому поводу интервью с генеральным директором Корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Борисом Обносовым. Этот руководитель заявил, что испытания торпеды планируют провести в точно назначенный срок. Также Обносов сообщил, что параллельно со "Шквалом" его предприятие работает над созданием мини-торпед с искусственным интеллектом: нескоростных, но абсолютно незаметных.

Оружие России

Между тем, еще в ноябре 2017 г. RG.ru сообщил о грядущей модернизации ракето-торпеды "Шквал". Модернизация "Шквала" включена в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы, сообщил ранее глава корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Борис Обносов.

Комплекс "Шквал" принят на вооружение в 1977 году. Маршевая скорость подводной ракеты в 375 километров в час достигается за счет движения в кавитационной полости (паровом пузыре), снижающей сопротивление воды, и использования подводного реактивного двигателя на твердом гидрореагирующем топливе. Применение кавитации значительно снижает возможности для маневра, а вместо головки самонаведения в носу ракеты установлен приемник забортной воды, необходимой для работы двигателя. Первоначально "Шквал" оснащался термоядерной боевой частью мощностью в 150 килотонн, затем появился неядерный вариант с 210 килограммами взрывчатки.

topwar.ru публикует историю создания ракет о-торпеды, которая будет иметь значительно усовершенствованные ТТХ.

Исходно ВА-111 «Шквал», оснащавшаяся как обычными, так и ядерными зарядами, была прямоидущей (неуправляемой), имела дальность хода до 13 километров и развивала скорость до 100 метров в секунду под водой.

Подробно об этом изделии писал в 2012 г. портал "Военное обозрение". Создание ракето-торпеды начинается с постановления СВ №111-463 1960 года. Главный проектировщик ракето-торпеды - НИИ №24, сегодня известный как ГНПП «Регион». Эскиз проекта подготовили к 1963 году, тогда же проект утверждают к разработке. Проектные данные новой торпеды:
- дальность применения до 20 километров;
- скорость на марше почти 200 узлов (100 метров в секунду);
- унификация под стандартные ТА;

Принцип применения «Шквала»
Применение данной подводной ракеты заключается в следующем: носитель (корабль, береговая ПУ) при обнаружении подводного или надводного объекта отрабатывает характеристики скорости, дистанции, направление движения, после чего отправляют полученную информацию в автопилот ракето-торпеды. Что примечательно - ГСН у подводной ракеты нет, она просто выполняет программу, которую задает ей автопилот. Вследствие этого ракету невозможно отвлечь от цели различными помехами и объектами.

Испытания скоростной ракетной торпеды
Испытания первых образцов новой ракето-торпеды начинаются в 1964 году. Испытания проходят в водах Иссык-Куля. В 1966 году начинаются испытания «Шквала» на Черном море, возле Феодосии с дизельной подлодки С-65. Подводные ракеты постоянно дорабатываются. В 1972 году очередной образец с рабочим обозначением М-4 не смог пройти полного цикла испытаний из-за неполадок в конструкции образца. Следующий образец, получивший рабочее обозначение М-5, успешно проходит полный цикл испытаний и постановлением совета министров СССР в 1977 году под шифром ВА-111 ракето-торпеда принимается на вооружение Военно-Морского Флота.

Создание ракето-торпеды начинается с постановления СВ №111-463 1960 года. Главный проектировщик ракето-торпеды – НИИ №24, сегодня известный как ГНПП «Регион». Эскиз проекта подготовили к 1963 году, тогда же проект утверждают к разработке. Проектные данные новой торпеды:
- дальность применения до 20 километров;
- скорость на марше почти 200 узлов (100 метров в секунду);
- унификация под стандартные ТА;

Принцип применения «Шквала»
Применение данной подводной ракеты заключается в следующем: носитель (корабль, береговая ПУ) при обнаружении подводного или надводного объекта отрабатывает характеристики скорости, дистанции, направление движения, после чего отправляют полученную информацию в автопилот ракето-торпеды. Что примечательно – ГСН у подводной ракеты нет, она просто выполняет программу, которую задает ей автопилот. Вследствие этого ракету невозможно отвлечь от цели различными помехами и объектами.

Испытания скоростной ракетной торпеды
Испытания первых образцов новой ракето-торпеды начинаются в 1964 году. Испытания проходят в водах Иссык-Куля. В 1966 году начинаются испытания «Шквала» на Черном море, возле Феодосии с дизельной подлодки С-65. Подводные ракеты постоянно дорабатываются. В 1972 году очередной образец с рабочим обозначением М-4 не смог пройти полного цикла испытаний из-за неполадок в конструкции образца. Следующий образец, получивший рабочее обозначение М-5, успешно проходит полный цикл испытаний и постановлением совета министров СССР в 1977 году под шифром ВА-111 ракето-торпеда принимается на вооружение Военно-Морского Флота.

Интересно
В Пентагоне на конец 70-х годов в результате проведенных расчетов ученые доказали, что большие скорости под водой технически невозможны. Поэтому военное ведомство Соединенных Штатов относилось к поступающей информации о разработках в Советском Союзе высокоскоростной торпеды из различных разведывательных источников как к спланированной дезинформации. А Советский Союз в это время спокойно завершал испытания ракето-торпеды. На сегодня «Шквал» признан всеми военными экспертами как , не имеющее аналогов в мире, и состоит почти четверть века на вооружении советско-российского ВМФ.

Принцип действия и устройство подводной ракеты «Шквал»
В середине прошлого столетия советские ученые и конструкторы создают совершенно новый вид вооружения - высокоскоростные кавитирующие подводные ракеты. Используется инновация – подводное движение объекта в режиме развитого отрывного обтекания. Смысл данного действия – создается воздушный пузырь вокруг корпуса объекта (парогазовый пузырь) и, вследствие падения гидродинамического сопротивления (сопротивления воды) и применения реактивных двигателей, достигается требуемая подводная скорость движения, превышающая в разы скорость самой быстрой обычной торпеды.

Использование новых технологий при создании высокоскоростной подводной ракеты стало возможным благодаря фундаментальным исследованиям отечественных ученых в области:
- движения тел при развитой кавитации;
- взаимодействия каверны и реактивных струй разного типа;
- устойчивости движения при кавитации.
Исследования по кавитации в Советском Союзе начинают активно прорабатываться в 40-50-х годах в одном из филиалов ЦАГИ. Руководил данными исследованиями академик Л.Седов. Принимал активное участие в исследованиях и Г.Логвинович, ставший позже научным руководителем в разработке теории прикладных решений по вопросам гидродинамики и кавитации применительно к ракетам, использующим в движении принцип кавитации. Как итог данных работ и исследований советские конструкторы и ученые нашли уникальные решения для создания подобных высокоскоростных подводных ракет.

Для обеспечения высокоскоростного подводного движения (около 200 узлов) требовался и высокоэффективный реактивный двигатель. Начало работ по созданию такого двигателя - 1960-е годы. Они проходят под управлением М.Меркулова. Завершает работы в 70-х годах Е.Раков. Параллельно с созданием уникального двигателя проходят работы по созданию уникального топлива для него и конструкции зарядов и производственных технологий для массового изготовления. Двигательной установкой становится гидрореактивный прямоточный двигатель. Для работы используется гидрореагирующее топливо. Импульс данного двигателя был в три раза выше современных ракетных двигателей того времени. Он достигался применением забортной воды в качестве рабочего материала и окислителя, а как топливо использовали гидрореагирующие металлы. Кроме того, для высокоскоростной подводной ракеты создавали и автономную систему управления, которая была создана под управлением И.Сафонова и имела переменную структуру. АСУ использует инновационный способ управления подводным движением ракето-торпеды, он обусловлен наличием каверны.

Дальнейшее развитие ракето-торпеды - увеличение скорости движения, становится затруднительным из-за значительных нагрузок гидродинамического типа на корпус изделия, а они вызывают нагрузки вибрационного типа на внутренние элементы аппаратуры и корпуса.

Создание ракето-торпеды «Шквал» потребовало от конструкторов быстрого освоения новых технологий и материалов, создания уникальной аппаратуры и оборудования, создания новых мощностей и производств, объединения различных предприятий многих отраслей промышленности. Руководство всем осуществлял министр В.Бахирев со своим заместителем Д.Медведевым. Успех отечественных ученых и конструкторов в воплощении новейших теорий и неординарный решений в первой в мире высокоскоростной подводной ракете явилось громадным достижением Советского Союза. Это открыло возможность для советско-российской науки успешно развивать данное направление и создавать перспективные образцы новейшего оружия с высочайшими характеристиками движения и поражения. Высокоскоростные подводные ракеты кавитирующего типа имеют высокую боевую эффективность. Она достигается за счет огромной скорости движения, что обеспечивает максимально короткое время достижения ракетой цели и доставки к ней боевой части. Использование ракетного вооружения под водой без ГСН значительно затрудняет противнику возможность осуществления противодействия данному типу вооружения, что позволяет использовать его в арктическом районе подо льдами, т.е., полностью сохраняет положительные стороны обычных ракет. Ракето-торпеды «Шквал» после принятия на вооружение существенно повысили боевой потенциал ВМФ Советского Союза, а после и Российской Федерации. В свое время была создана экспортная модификация высокоскоростной подводной ракеты «Шквал» - «Шквал-Е». Экспортный вариант поставлялся в ряд дружественных государств.

Дополнительная информация – иранский «Шквал»
В 2006 году Иран проводит учения в Оманском и Персидском заливах, которые вызывают «возмущения» в военных кругах НАТО. А после испытаний высокоскоростной подводной ракеты Пентагон не на шутку встревожился и был готов к применению «акции устрашения». Но вскоре появляется информация, что иранские высокоскоростные подводные ракеты «Hoot» - копия советской «Шквал». По всем характеристикам и даже по внешнему виду - это российская ракето-торпеда «Шквал». Из-за малой дальности ракету не относят к наступательному виду вооружения. Но применение её в Оманском и Персидском заливах будет для Ирана очень эффективным из-за достаточно небольших размеров проливов. Данное вооружение позволит полностью блокировать выход из Персидского залива, а ведь через него проходит большая часть нефти из региона. По мнению некоторых военных экспертов, советско-российская ракета «Шквал» попала в Иран из КНР. Китай получил «Шквал» от Советского Союза еще в 90-х годах.

Основные характеристики:
- масса - 2.7 тонны;
- калибр – 533.4 мм;
- длина - 800 сантиметров;
- дальность до 13 километров;
- маршевая глубина - 6 метров;
- возможная глубина старта до 30 метров;
- вес БЧ не меньше 210 килограмм;

P.S. В настоящее время подводная ракета «Шквал» в ВМФ РФ не используется. «Шквал» может быть обеспечен боеголовкой с ядерным зарядом (вес ядерной БЧ – 150 кг), что переводит «Шквал» в класс тактического ядерного вооружения.

Технотриллеры Тома Клэнси и голливудские фильмы навязывают читателям и зрителям мнение, что тактика подводной войны напоминает неторопливую шахматную партию. Однако эти представления давно устарели

Тактико-технические характеристики ракеты-торпеды «ШКВАЛ»

Секретное оружие

Дело в том, что российский подводный флот уже с конца 1970-х годов располагает оружием, по сравнению с которым обычные торпеды и обычная тактика настолько же архаичны, как лук и стрелы по сравнению с автоматами и пулеметами.

Первые упоминания об этом российском оружии в прессе были связаны со шпионским скандалом вокруг Эдмунда Поупа: он якобы пытался приобрести чертежи секретной суперторпеды. До того момента широкой публике не было известно о ней практически ничего (впрочем, и сейчас информации совсем немного) – даже ее название («Шквал») мало что говорило непосвященным.

Между тем, «Шквал» – оружие не новое. Разработки скоростной торпеды начались в 1963 году, а через год состоялись первые пуски прототипов на озере Иссык-Куль. Потребовалось еще 13 лет, чтобы доработать конструкцию, и в 1977 году на вооружение ВМФ СССР поступила скоростная ракета-торпеда «Шквал» (ВА-111). Однако, несмотря на столь почтенный возраст, до сих пор оружие не имеет аналогов, а многие детали остаются секретными.

Подводные «болиды»

Уникальность суперторпеды – в скорости. Однако разница между «Шквалом» и обычными торпедами огромна – такая же, как между болидом «Формулы-1» и Ford T: их максимальная скорость отличается во много раз. Скорость обычных торпед составляет 60-70 узлов, в то время как «Шквал» может развивать под водой скорость 200 узлов (370 км/ч, или 100 м/с) – абсолютный рекорд для подводного объекта.

В воде развить такую скорость непросто: мешает сопротивление среды – под водой оно примерно в 1000 раз больше, чем в воздухе. Для разгона и поддержания столь большой скорости торпеде требуется огромная тяга, ее нельзя получить от обычных двигателей и реализовать с помощью гребных винтов. Поэтому в качестве движителей «Шквал» использует ракетные ускорители. Стартовый ускоритель – твердотопливный, с тягой в несколько десятков тонн, он разгоняет торпеду до крейсерской скорости за 4 секунды и затем отстреливается. Далее начинает работать маршевый двигатель. Он тоже реактивный, на гидрореагирующем топливе, содержащем алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя использует забортную воду.

Однако даже реактивным двигателям не под силу постоянно преодолевать сопротивление водной среды на такой огромной скорости. Изюминка «Шквала» – в эффекте суперкавитации. На самом деле, «Шквал» – скорее ракета, чем торпеда (иногда его так и называют – «ракета-торпеда»), и она не плывет, а летит в газовом пузыре (каверне), который сама и создает.

Как работает суперкавитация

В носовой части ракеты-торпеды «Шквал» расположена специальная деталь – кавитатор. Это эллиптической формы плоская толстая пластина с заточенными краями. Кавитатор немного наклонен к оси торпеды (во фронтальном сечении он круглый) для создания подъемной силы на носу (на корме подъемная сила создается рулями). При достижении определенной скорости (около 80 м/с) вблизи края пластины кавитация достигает такой интенсивности, что образуется гигантский «пузырь», обволакивающий торпеду. При этом гидродинамическое сопротивление движению значительно уменьшается.

На самом деле, одного лишь кавитатора недостаточно, чтобы получить каверну нужного размера. Поэтому в «Шквале» используется дополнительный «наддув»: сразу за кавитатором в носовой части расположены отверстия - дюзы, через которые каверна «наддувается» от отдельного газогенератора. Это позволяет увеличить каверну и охватить весь корпус ракеты-торпеды – от носа до кормы.

Обратная сторона медали

Революционные принципы, положенные в основу конструкции «Шквала», имеют и свою обратную сторону. Одна из них – невозможность обратной связи, а стало быть, и отсутствие системы самонаведения: излучение гидролокаторов не может «пробить» стенки газового пузыря. Вместо этого торпеду программируют до запуска: в систему управления вводят координаты цели. При этом, разумеется, учитывают упреждение, то есть рассчитывают вероятное местонахождение цели в момент поражения торпедой.

«Шквал» не умеет и поворачивать. Торпеда движется строго по прямой к заранее рассчитанной точке встречи с целью. Система стабилизации постоянно отслеживает положение торпеды и ее курс и вносит коррективы с помощью выдвижных рулей, едва касающихся стенок «пузыря», а также за счет наклона кавитатора – малейшее отклонение грозит не только потерей курса, но и разрушением каверны.

Замаскировать запуск «Шквала» невозможно: торпеда издает сильнейший шум, а газовые пузыри всплывают на поверхность, образуя отлично видимый след. Один из разработчиков, присутствовавший при испытаниях на озере Иссык-Куль, сказал нам: «На что похож запуск «Шквала»? Представьте себе, как будто бог морей Посейдон взял в руки хлыст: свист и грохот, а затем очень быстро убегающий вдаль прямой, как стрела, след от хлыста на водной глади».

Убийца авианосцев

Американцы иногда называют «Шквал» (впрочем, наряду с другими видами вооружений – ракетами «Гранит», например) «убийцей авианосцев». Действительно, одна из возможных задач «Шквала» – выведение из строя авианосца или даже всей авианосной группы (боеголовка торпеды предполагалась ядерной). Ведь, несмотря на отсутствие скрытности и «прямолинейность», уйти или защититься от «Шквала» (а тем более – от залпа двух таких торпед) практически невозможно: за 100 секунд подводного «полета» к цели крупное судно или подводная лодка не успеют ни изменить курс (или хотя бы погасить набранную скорость), ни принять какие-либо контрмеры. В результате погрешность попадания «Шквала» не превышает 15-20 м, что при такой мощной боеголовке смертельно.
(Статья взята с сайта "Популярная механика")