Афганская джоконда. История одной фотографии: «Афганская девушка» Стива МакКарри

Исследуя взаимоотношения мужчин и женщин Афганистана, невольно начинаешь подозревать, что большинство этих людей являются поклонниками БДСМ-тематики. И не скрывают этого. Что еще можно подумать после просмотра многочисленных видеороликов, на которых афганские мужчины плетьми или кнутами избивают женщин в общественных местах? И те не сопротивляются. Может, им это нравится?

В ситуации, когда любое общение между представителями разных полов жестко регламентировано, даже побои становятся формой проявления внимания. Хоть и довольно извращенного. Единственное, что смущает, такие развлечения в стиле садо-мазо часто видят дети, они становятся невольными зрителями «соблюдения норм шариата». Насколько это опасно для неокрепшей психики подростков? Вот вопрос.

Так было не всегда

БДСМ не всегда являлось повальным увлечением афганцев. Отношения между большинством мужчин и женщин в этой стране на протяжении многих веков были довольно стандартными, как во многих исламских государствах Азии. Первые разговоры о положении представительниц прекрасного пола в афганском обществе начались еще во второй половине XIX века. А в 1919 году жительницы страны получили право голоса.

Дальше – больше. В середине прошлого века местные женщины избавились от паранджи, а в 1960 году в Конституции Афганистана появилась норма о равных правах граждан, независимо от половой принадлежности. Но начавшаяся смута и гражданская война перечеркнули позитивные перемены. Боевые действия, бедность, отсутствие социальной и юридической защищенности, вдовство и сиротство – все это сделало афганских женщин зависимыми от мужчин. А когда возникает ось «подавление – подчинение», тут и проявляются дремлющие в некоторых людях извращенные наклонности. И не только у мужчин.

В 1996 году после десятилетий кровавых междоусобиц, разоривших и практически уничтоживших когда-то процветавшее государство, к власти в стране пришло движение "Талибан". Его сторонники извратили не только отношения между мужчинами и женщинами, но и основы ислама, которым они прикрывались для удовлетворения своих нестандартных потребностей. Массовые порки женщин и другие телесные наказания, все эти БДСМ-утехи талибы устраивали прилюдно, чтобы «подсадить» на садомазохистские развлечения как можно больше людей. И это им удалось.

К сожалению многих извращенцев духовно близкий им режим талибов потерпел поражение, просуществовав в Афганистане более 5 лет. В декабре 2001 года к власти в стране пришла так называемая переходная администрация. Но положение афганских женщин существенно не изменилось. Конечно, таких массовых зверств, как при талибах, уже не происходит, но проблем от этого не становится меньше.

Что им запрещено

Афганцы считают потенциальными грешницами 8-летних девочек. С этого возраста им запрещено видеть мужчин за исключением родственников. Выходить из дома без сопровождающего тоже нельзя. О том, чтобы водить машину, не стоит и думать. Все тело женщины, в том числе и лицо, должно быть скрыто от посторонних глаз. Возбраняется и громко разговаривать, находясь в общественном месте, чтобы своим приятным голосом не вводить случайных прохожих в искушение. Выходить на балконы своих домов и выглядывать в окна первых этажей зданий тоже возбраняется: повсюду грешники, которые только этого и ждут. Даже дома женщины не могут позволить себе нарядную одежду и косметику. Работать запрещено во избежание встреч с посторонними мужчинами.

Без права на медицинскую помощь

Одной из главных проблем афганских женщин является невозможность получить квалифицированную медицинскую помощь. Фактически любая болезнь смертельна, если ее не лечить.

Обращаться к врачу-мужчине афганка не может, ведь это грех. А женщин-врачей в этой стране катастрофически мало, поскольку часть из них была казнена талибами за нарушение законов шариата, а другая часть бежала за границу. Новых специалистов никто не готовил, потому что исламисты категорически запретили женщинам учиться.

Богатым мужчинам проще: они могут позволить себе отвезти больную мать или сестру в соседний Пакистан, где нет такой проблемы. А бедняки вынуждены наблюдать, как родственница долго страдает, а затем умирает в муках.

Известные случаи насилия

При талибах в Афганистане работали подпольные школы и больницы. Врачи и учителя, помогавшие женщинам на свой страх и риск, в случае доноса попадали в тюрьму или на виселицу. Многие представители местной интеллигенции были казнены.

Афганкам отрезали пальцы на руках и ногах, если они отваживались делать маникюр и педикюр. В декабре 1996 года 225 женщин были избиты плетьми по решению суда: сторонники "Талибана" задержали их за нарушение исламского дресс-кода. Члены религиозной полиции ходили по улицам городов с кнутами и избивали всех встречных женщин, осыпая их оскорблениями. Подпольно работающих афганок просто расстреливали на улицах. Казни женщин, среди которых были многодетные матери, устраивались как шоу для многотысячной аудитории.

Талибы призывали таксистов и продавцов наказывать женщин прямо в общественных местах за те или иные нарушения правил шариата. Поэтому на улицах, где играют дети, можно было увидеть такую картину: мужчину с плеткой окружили дамы в паранджах, которые по очереди поворачиваются к нему спиной, а тот их нежно похлопывает, «наказывает». При этом данный тип не приходится женщинам ни родственником, ни супругом. Вот такое развлечение.

Аиша Мохаммедзаи

Правда, один случай домашнего насилия над женщиной, который стал достоянием широкой общественности, стоит особняком. В 2010 году весь мир был шокирован фотографией 19-летней Аиши Мохаммедзаи, также известной под именем Биби Аиша. Снимок был размещен на обложке журнала Time. У девушки не было ни носа, ни ушей. Их отрезал ее муж в наказание за побег из дома.

Эта афганка родилась в горной провинции Уразган. В 12-летнем возрасте ее выдали замуж за члена враждебного клана, чтобы остановить междоусобицу. Новая родня стала отыгрываться на девочке за все неприятности, причиненные ее семьей ранее. Первые два года, предшествовавшие браку, Аиша жила на конюшне. У ее мужа было 10 братьев, все они регулярно избивали невестку, издевались над ней, пользуясь беззащитностью и полным бесправием подростка.

В возрасте 18 лет, не выдержав домашнего насилия, девушка смогла сбежать от мужа и его родни. Разумеется, ее вскоре поймали и посадили в тюрьму города Кандагара. После возвращения к законному супругу на семейном совете было принято решение: отрезать Аише в наказание за побег нос и уши. Так и было сделано. Несчастную оставили одну в горах умирать, истекая кровью, но она выжила.

Сейчас у девушки все наладилось, насколько это возможно после перенесенных издевательств. Ей сделали серию пластических операций в США. Аиша живет в штате Мэриленд у приемных родителей, пытаясь справиться с психологической травмой.

Подложные сыновья

Афганская женщина оправдывает свое существование в этом мире только рождением сына. Мать мальчика поощряется обществом, ведь она подарила своему мужу наследника. Напротив, если в семье нет сына, а есть только несколько дочерей, то такую супружескую пару соседи и родственники осыпают насмешками, как неполноценных.

Во избежание сурового людского суда некоторые семьи идут на хитрость: одну из дочерей они «превращают» в сына. Просто одевают как мальчика, дают мужское имя и заставляют вести себя в обществе соответственно. Таких детей обычно называют «бача-пош». Их довольно много. Девочки быстро учатся скрывать от сверстников свой настоящий пол, они ходят в школу вместе с мальчиками, играют в футбол. Никто и не догадывается ни о чем.

Когда бача-пош подрастает, ее «превращают» обратно и выдают замуж. Такие резкие перемены могут негативно сказаться на психике, но кого это волнует? Главное, чтобы соседи больше не судачили и не показывали пальцем на супругов, которые не смогли произвести на свет сына.

Обложка журнала National Geographic за июнь 1985 года стала самой знаменитой за всю историю издания. Автор снимка, фотожурналист National Geographic Стив Маккарри сделал ее в 1984 году, собирая материал об афгано-советской войне. Задачей Маккарри было освещать положение беженцев, которых было очень много на афгано-пакистанской границе.

Блуждающего по лагерю Насир-Баг Маккарри заинтересовал шатер, использовавшийся в качестве помещения для начальной школы. Подойдя к учительнице, фотограф попросил разрешения ненадолго остаться в шатре и сфотографировать нескольких учеников. Учительница согласилась, и Маккарри привлек взгляд одной из девочек лет двенадцати. Журналист спросил у учительницы, кто она.

Та рассказала, что родную деревню девочки атаковали советские боевые вертолеты, ее родителей убили и она вместе со своими братьями, сестрами и бабушкой вынуждена была бежать, две недели пешком через горы добираясь до пакистанской границы. Маккарри сделал снимок Гулы, а вот имени ее не узнал.

Фото было сделано на цветную пленку без дополнительного освещения, сама «фотосессия» длилась всего несколько минут. Только по приезде в Вашингтон, занимаясь проявлением пленки, Маккарри понял, насколько необыкновенной получилась фотография. «Это был один из тех невероятных, поразительных моментов в работе фотографа, когда все складывается как нужно», – рассказывал он уже позже, в 2002 году.

Фоторедактор National Geographic, впрочем, не сразу оценил старания Стива Маккарри и поначалу не хотел ставить афганскую девочку на обложку, считая ее слишком «тяжелой». Но потом уступил и не прогадал: фотография девочки с пронзительными зелеными глазами стала самой узнаваемой за всю историю существования журнала. Имя ребенка было неизвестно, поэтому фотографию назвали просто: «Афганская девочка». Позже снимок стали называть «Афганской Моной Лизой», он стал символом афганского конфликта и проблемы беженцев всего мира.

©Flickr

В поисках Афганской девочки

Более 17 лет имя и личность девочки оставались неизвестными. Все это время Афганистан был закрытым для западного мира, и только в 2001 году, после того как талибанское правительство было свергнуто американскими властями, можно было начинать поиски (в 1990-х годах Маккарри предпринимал попытки узнать имя девочки, но все они оставались безуспешными).

Гула Шарбат была обнаружена командой National Geographic в возрасте около 30 лет (свой точный возраст женщина не помнит). Маккарри узнал ее сразу же, да и самой Гуле не составило труда вспомнить эту съемку: за всю жизнь ее фотографировали только три раза. Позже ее личность была подтверждена при помощи биометрии, которая показала полное соответствие радужной оболочки глаза изображению на фотографии. Свою знаменитую на весь мир фотографию женщина впервые увидела лишь в январе 2002 года. До этого она, конечно, даже не догадывалась, что знаменита на весь мир.

Та самая обложка журнала National Geographic / ©Flickr

После того как Гула была найдена, Маккарри сказал: «За последние 17 лет, по-моему, не было ни одного дня, чтобы я не получил какое-нибудь письмо, e-mail или телефонный звонок по поводу этой девочки. Одни хотели выслать ей денег, другие – удочерить ее. Были и письма от мужчин, которые хотели найти ее и жениться».

Гулу нашли в районе между городами Джелалабад (Афганистан) и Пешавар (Пакистан). Ее точное место жительства не разглашается по просьбе самой Гулы и ее мужа. Сама женщина придерживается строгих правил, поэтому попросила у мужа разрешения поднять паранджу, чтобы ее сфотографировали во второй раз.

Помимо этого Шарбат Гула снялась в документальном фильме «В поисках Афганской девочки», впервые показанном в марте 2002 года. Во время поисков командой National Geographic было создано благотворительное общество под названием «Фонд афганских девушек», позже переименованное в «Фонд афганских детей».

В июне этого года знаменитому снимку «Афганская девочка» исполняется ровно 30 лет.

Афганская девочка в 12 лет и в возрасте около 30 лет / ©Flickr

И мы, в Creu, решили рассказать историю этой фотографии.

Стив Маккари (Steve McCurry) сделал свою самую известную фотографию, «Афганская девочка», в лагере пуштунских беженцев в Пакистане. Сам снимок был назван «самой известной фотографией» в истории журнала National Geographic, и её лицо стало известным после помещения фотографии на обложку номера журнала за июнь 1985 года.

Афганка (пуштунка) по национальности, Гула осиротела во время советской бомбардировки Афганистана и в 1984 году была отправлена в лагерь беженцев в Пакистан.

Собирая материал об афганско-советской войне, Стив Маккарри, фотограф National Geographic проник в Афганистан, а затем посетил лагеря беженцев, которых было очень много на афганско-пакистанской границе. Как-то утром, идя по лагерю, Маккарри увидел шатёр, который использовался как начальная школа. Внимание Маккарри привлёк взгляд одной из девочек. Учительница рассказала, что девочка вместе с родственниками около двух недель добиралась до лагеря пешком через горы.

«Сессия» Маккарри, в течение которой была сделана фотография, продолжалась всего несколько минут. Только вернувшись в Вашингтон и занявшись проявкой плёнки, Маккарри понял, насколько фотография неординарна. «Это был один из тех невероятных, поразительных моментов в работе фотографа, когда всё складывается как нужно», - говорил он позже, в 2002 году. Стиву Маккарри представилась редкая возможность запечатлеть лицо афганской женщины, которое обычно закрыто паранджой.

Фоторедактор National Geographic не хотел использовать фотографию девочки, считая её слишком «тяжёлой», но в итоге уступил и поместил на обложку под названием «Афганская девочка», несмотря на то, что имя девочки не было известно. Фотография с изображением девочки с пронзительными глазами цвета морской волны, направленными прямо в объектив, стала символом афганского конфликта и проблемы беженцев по всему миру. Сама фотография была признана самой узнаваемой за всё время существования журнала. В 2002 году (через 17 лет после выхода того самого номера National Geographic), когда Гула была найдена, сам Маккарри сказал: «За последние 17 лет, по-моему, не было ни одного дня, чтобы я не получил какое-нибудь письмо, e-mail или телефонный звонок по поводу этой девочки. Одни хотели выслать ей денег, другие - удочерить её. Были и письма от мужчин, которые хотели найти её и жениться».

Личность девочки оставалась неизвестной более 17 лет. В январе 2002 года команда National Geographic во главе со Стивом Маккарри отправилась в Афганистан для того, чтобы найти девочку, изображённую на фотографии. Маккарри, узнав, что лагерь через некоторое время перестанет существовать, направил туда запрос, на который откликнулся один из жителей, знакомый с братом Гулы. Наконец Гула была обнаружена командой National Geographic в отдалённой части Афганистана в возрасте около 30 лет (она сама не знала точно, сколько ей лет): она вернулась в родную страну в 1992 году. Маккарри узнал её сразу же, а позже её личность была подтверждена при помощи биометрии, показавшей полное соответствие радужной оболочки глаза изображению на фотографии. Гуле не составило труда вспомнить эту съёмку - за всё время её фотографировали всего три раза. Свой ставший знаменитым портрет она увидела лишь в январе 2003 года и, конечно, не знала, что фотография получила такое широкое распространение и вызвала такую бурную реакцию.


Более свежие фотографии с её участием были сделаны для апрельского выпуска National Geographic 2002 года в статье о её жизни, причём Гула, придерживающаяся строгих правил, спросила у мужа разрешения поднять хиджаб, чтобы её сфотографировали снова. Сейчас у Гулы три дочери: Робина, Захида и Алия, четвёртая дочь умерла вскоре после рождения. Гула надеется, что её дети смогут получить образование, возможности закончить которое у самой Гулы никогда не было.

Шарбат Гула, лицом которой вот уже более 30 лет восхищается весь мир, впервые рассказала печальную историю своей жизни.

Лицо с обложки

Ее имя с пушту переводится как «цветочный шербет», но в жизни Шарбат было слишком мало радости и счастья, хотя, казалось бы, все это она должна была получить вместе с всемирной известностью, которую принесла ей культовая фотография, опубликованная на обложке National Geographic в 1985 году.

Безымянное лицо, увековеченное фотографом Стивом МакКарри и подписанное просто «Афганская девочка», вмиг облетело весь мир, став самым узнаваемым за всю историю журнала.

«О чём думает эта девочка? Чувствует ли она страх, злость, растерянность; возможно, её мучат внутренние противоречия, или она так демонстрирует свою красоту? Рассматривая фотографию, можно каждый раз обнаруживать что-то новое для себя. Чтобы оставаться в памяти, фотография, как и картина, должна нести такую неоднозначность» - с легкой руки Дэвида Шонауэра, бывшего главного редактора журнала American Photo, сравнившего фотографию неизвестной девочки с портретом Джоконды, ее стали называть «Афганской Мона Лизой».

Сквозь призму времени

Шарбат была еще ребенком, когда потеряла родителей во время афганской войны. «Мы с семьей жили в уезде Кот восточной провинции Нангархар, когда в 1979 году в Афганистан вошли советские войска. Было очень много разрушений», - вспоминает Шарбат…

Ее мать умерла, когда ей было восемь лет. Как и тысячи афганцев, семья Шарбат, спасаясь от непрекращающихся бомбежек, пошла по заснеженным горам, через границу, в более безопасный Пакистан. Здесь, на окраине Пешавара, они нашли приют в лагере для беженцев…

Ей было около 13-ти, когда двое репортеров National Geographic - журналист Дебра Денкер и фотограф Стив МакКарри, бродя среди моря палаток, зашли в одну, услышав там детских смех.

«Я заметил девочку с удивительными глазами и сразу понял, что хочу сфотографировать именно ее», - вспоминал позже МакКарри.

«Та фотография принесла мне в прошлом больше огорчения, чем счастья. Она сделала меня знаменитой, но она же стала причиной моего ареста», - рассказывает Шарбат Гула спустя 30 лет.

В октябре прошлого года Шарбат Гула была арестована в Пакистане по обвинению в незаконном проживании и использовании фальшивых документов. Ее держали под стражей 15 дней, в течение которых она со страхом ждала суда и приговора, по которому ей грозило до 14 лет тюрьмы.

Освобождению Шарбат в немалой степени способствовало заявление фотографа Стива МакКарри, который с большим трудом нашел ее в 2002 году - спустя 17 лет после того, как портрет с обложки обессмертил и своего автора, и героиню.

«Да, это я»

Сама Шарбат не имела ни малейшего представления о том, что ее лицом восхищается весь мир: «Мой брат показал мне ту фотографию, и я сказала: «Да, это я». Я была очень удивлена, - с детства не любила фотографироваться».

Шарбат так ни разу не попросила денег в качестве гонорара за свою фотографию…

«Она и так страдала всю свою жизнь, а этот арест является вопиющим нарушением ее прав человека», - написал 66-летний МакКарри в своем Instagram.

«Нам было хорошо там, у нас были прекрасные соседи, мы жили среди своих же пуштунов», - вспоминает Шарбат Гула в своем первом интервью, передает BBC Türkçe.

Когда ее арестовывали, она сказала полиции, что была вынуждена пользоваться фальшивым удостоверением личности – «только для того чтобы иметь возможность воспитывать своих детей и продать дом».

Все 15 дней заключения она провела в тюремной больнице, где лечилась от гепатита: «Это было самое сложное и худшее событие в моей жизни».

Она говорит, что, несмотря на все что случилось, в конечном итоге пакистанские власти предложили им остаться в стране: «Но я сказала, что вернусь на родину. 35 лет вы позволяли мне оставаться здесь, а в конце получилось так, как получилось. Этого достаточно»

«Я хотела бы только иногда возвращаться в Пешавар для того, чтобы помолиться на могиле мужа и дочери. Они похоронены во дворе дома, где мы жили».

Ее муж, Рахмат Гуль, умер около пяти лет назад от гепатита, эта же страшная болезнь забрала у нее старшую дочь, которая, умирая, оставила бабушке двухмесячную внучку.

Новая жизнь

Сейчас Шарбат 44 года. После 35-ти лет вынужденной жизни на чужбине, она вернулась на родину, в Афганистан.

Здесь ее встретили как героиню – глава Афганистана Мохаммад Ашраф Гани встретился с ней в президентском дворце и вручил ключи от новой квартиры.

Позже с Шарбат встретился бывший президент страны Хамид Карзай: «Они очень уважительно, тепло приветствовали меня. Я благодарна им».

Она говорит, что не может вернуться в родную деревню, потому что сейчас там засели боевики ИГИЛ (запрещенной в РФ - прим. ред.).

«Вся наша жизнь была борьбой с трудностями – то с одной, то с другой, - говорит Шарбат. – Я мечтаю спокойно жить в своей стране, дать достойное образование детям, видеть, что они счастливы».

Сегодня Шарбат Гула живет в Кабуле со своим пятилетним сыном и тремя дочерьми. Ни один из ее детей не унаследовал необыкновенные глаза матери. Сама она говорит, что такой цвет глаз достался ей от бабушки.

В числе ее главных планов на будущее - благотворительная деятельность.

Повидав за свою жизнь немало горя, теперь Шарбат хочет помогать детям, которых, как и ее когда-то, беспощадная война оставила без родителей:

«Сначала мне была не по душе та известность, то внимание, которое мне принесла моя фотография. Но теперь, после всего, что я пережила, я поняла, что могу помогать многим людям. Я хотела бы открыть благотворительный фонд или больницу для бедных, вдов и сирот, - чтобы они могли там бесплатно лечиться. Это честь для меня, я счастлива и очень этим горжусь. Единственное, о чем я сейчас молю Бога – это мира для моей страны».

Стив Маккари - это легенда мировой репортажной фотографии.Широкая общественность признала его одним из лучших современных фотографов, он обладатель многочисленных наград. Человек умеющий запечатлеть радость и горе, борьбу и победу.

После окончания коледжа, где он учился на архитектурном факультете, гражданин США Стив Маккэри два года работал в местной Пенсильванской газете, а затем уехал в Индию чтобы попытать счастья в роли свободного художника. Именно там, в Индии, он научился ожиданию и созерцанию жизни. Сам он описал это так "Если подождать, то люди забывают о камере и на поверхность выплывает душа".

Steve McCurry

Его карьера, по сути, началась в тот момент, когда он, замаскировавшись под местного жителя, пересёк пакистанскую границу и попал в подконтрольный повстанцам район Афганистана, как раз перед самым вводом туда советских войск. Когда он вернулся оттуда с несколькими катушками плёнки вшитыми под подкладку одежды, снимки, которые он принёс с собой облетели мир. Стив был первым человеком, показавшим, как выглядит этот, так называемый конфликт. Эти снимки принесли ему Золотую Медаль Роберта Капы за заграничный фоторепортаж, награда, которую присуждают за мужество проявленное фотографами во время поиска материала, а так же многие другие награды.

После этого Стив продолжал работать в местах гражданских и межнациональных конфликтов.

В списке стран: Ирак, Йемен, Камбоджия, Бейрут, Филлипины, Балканы и Афганистан, где он работает и сейчас.

Фотографии Стива Маккэри печатались во всех крупных журналах мира, однако пиком его мастерсва считается фотография афганской девочки-беженки, которая теперь признана одной из самых узнаваемых фотографий в мире, первым её напечатал журнал National Geographic. Фотография вошла в топ сто лучших снимков когда либо напечатанных в этом журнале.


Afghan Girl. Sharbat Gula

17 лет назад пуштунская девушка по имени Шарбат Гула, сама того не зная, стала очень знаменитой - ее лицо появилось на обложке американского фотожурнала National Geographic. Особенно выделялись ее глаза - необычно светлые с большими темными зрачками. Колорит добавляла красная шаль на плечах.

С тех пор эта фотография публиковалась бессчетное число раз - на открытках и плакатах, в журналах и фотоальбомах. Пару лет назад вышел сборник избранных фотографий National Geographic, на обложке которого вновь изображена Шарбат Гула.

И вот, 17 лет спустя, репортеры журнала отыскали Шарбат Гула в Афганистане. В 1984 ей было 13 лет, сейчас, стало быть, около 30.

Фотограф Стив Маккари заметил 13-летнюю Шарбат в лагере беженцев в Насир Баге, в Пакистане. Туда она попала вместе с родственниками после того, как ее отец и мать погибли во время вторжения советских войск. "Этот портрет для меня суммировал ее душевные раны, ее судьбу, вообще всю ситуацию при которой человек вынужден сняться с места и жить в лагере беженцев за сотни миль от своего дома", - рассказывает Маккари.

Все эти годы фотографу постоянно задавали вопросы о судьбе девушки, и за последние годы он, в попытках отыскать Шарбат Гулу, возвращался в Афганистан 10 раз. Наконец, он её нашел - неподалеку от своей родной деревни рядом с пакистанской границей. Чтобы избежать ошибок сотрудники журнала прибегли к разработанной ФБР технологии сканирования зрачка, который у каждого человека уникален.

Шарбат Гула вышла замуж вскоре после того, как Маккари сфотографировал ее в Пакистане, и родила четырех детей, один из которых умер во младенчестве. Наконец-то она увидела свою фотографию, но снимок ей не понравился. "Она была недовольна тем, что ее сняли в дырявой шали, - рассказывает один из управляющих National Geographic Дон Халькомбе. - Она до сих пор помнит тот день, когда случайно прожгла дырку над печкой".

Попади Маккари в Пакистан годом позже, мир вряд ли увидел бы эту фотографию - в 1985-ом Гула начала носить чадру.

Спустя столько лет Маккари сфотографировал ее вновь в длинном женском одеянии - бурке, а затем попросил ее поднять чадру. Глаза узнаются сразу!

Шарбат Гула со своей семьей.