Глубоководная атомная подводная лодка спецназначения ас 31. Атомные глубоководные станции (АГС)

Проще изобрести велосипед, чем новую подводную лодку. Как ни крути, все равно получится длиннющая цистерна, поделенная на отсеки. Но ведь изобрели!

Об этой атомной мини-субмарине по сей день мало что известно. До 1986 года она даже не числилась во флоте, выполняя спецзадания Главного разведуправления (ГРУ) Генштаба. А первая малышка сошла со стапелей еще в начале 80-х, когда ничего подобного и близко не было у американцев и англичан. Разработки советских конструкторов опередили время на несколько десятилетий!
Всего их построили семь - атомных глубоководных станций (АС). Именно станций, потому что на борту у них не было вооружения. Совсем! Служили там исключительно офицеры, предназначались АС (официально, конечно) для «испытаний новых типов атомных реакторов». На самом же деле - для глубоководных работ, когда акванавты могли выходить в воду на глубине до километра. АС совместили в себе лучшие качества батискафов и подлодок. И это стало шоком для американцев, с ходу окрестивших секретные субмарины Х-Ray («Рентген»).
Янки попытались создать нечто подобное на базе модернизированной атомной подлодки «Майами». Но пьяный работяга спалил лодку вместе с секретами, за что и был приговорен к 17 годам строгача и выплате 400 млн. долларов…
«Я МАЛЕНЬКАЯ ЛОШАДКА»
Что делают АС в непроглядной тьме океанских глубин? Очень многое! Могут подключиться к подводным кабелям и скачивать информацию, месяцами лежа на дне (срок автономности до полугода). Похоже, именно эти малышки проводили операции по подъему секретного оборудования с упавших в море самолетов и вертолетов НАТО. Они же первыми обследовали место гибели «Курска», после чего было принято решение о подключении иностранных спецов к спасательной операции. Были и другие истории, о которых пока лучше помолчать…
О тяготах службы на мини-субмаринах тоже не нам судить. Но надо знать, что командир 29-й отдельной бригады подлодок спецназначения контр-адмирал Владимир Дронов и более десяти офицеров стали Героями России…
Но даже среди этих чудо-аппаратов особняком стоит станция проекта 10831. Она больше известна под народным именем, которым удостоили ее рабочие совсекретного 42-го цеха «Севмаша». Увидев на стапеле вместо привычной «трубы» цепочку огромных шаров-батискафов, кто-то из корабелов воскликнул: «Да это ж Лошарик какой-то!» - и прижилось…
Уж очень походило сооружение на одноименного героя мультика про игрушечную лошадку. Такая форма отсеков была выбрана потому, что шар лучше всего сопротивляется давлению извне. Благодаря этому «Лошарик» ныряет на глубину до 6 (шести!) километров. Лодку заложили еще в 1988 году, спустили на воду в августе 2003-го и только в 2010-м, после всех мыслимых испытаний и доработок, «Лошарик» (АС-12) был включен в состав Северного флота.
Длина лодки около 70 м, ширина 7 метров, полное водоизмещение 2000 т, скорость до 30 узлов! Атомный реактор размещен в одном из шаров, гребной винт в кольцевом обтекателе. Экипаж 25 офицеров. Оснащение: манипуляторы, драга (система очистки породы), телегрейфер (ковш с телекамерой), оборудование для сейсмического профилирования морского дна, включая устройство измерения глубины донных отложений и гидролокатор бокового обзора…
Для примера: в ходе экспедиции «Арктика-2012» «Лошарик» за 20 суток собрал 500 кг образцов породы на глубине до 3 километров.
СЛАДКИЙ СОН ПОДВОДНИКА
Официально «Лошарик» предназначен для решения научно-технических задач и спасения людей в экстремальных ситуациях. Но весь спектр его возможностей не оглашался никогда. Тем не менее, опираясь на открытую специальную информацию, можно почти уверенно заключить: «Лошарик» самая бесшумная подводная лодка российского флота.
На больших глубинах и на определенных скоростях она становится неслышимой и неуязвимой для вражеских кораблей. Причем в любой точке Мирового океана.
Разумеется, нет никакого смысла гонять ее за тысячи миль своим ходом. Потому и переделали ракетную подлодку «Оренбург» в БС-136 - базу станций: демонтировали ракетные шахты, удлинили корпус. И получили этакий плавучий ангар, куда «Лошарик» заходит снизу. Попутно был усилен и корпус бывшего ракетоносца, что позволило втрое - до 1000 метров - увеличить глубину погружения.
Называется это чудо техники скучно - комплекс 1083К. Но разработчики и корабелы удостоены за него Государственной премии. И ничего подобного нет в распоряжении других стран. Сейчас строится уже второй «Лошарик».
Написал я эту заметку, а ночью, видимо, в тему приснился сон. Как «Оренбург» привез «Лошарика» куда-то в район Гренландии и выпустил. А тот нырнул да и перекусил кабель от Атлантической группы гидрофонов SOSUS к центру обработки сигналов в Дэм-Нэк (эти гидрофоны американцев слышат любую нашу подлодку с момента выхода из базы). И тут же все АПЛ Северного флота незамеченными скользнули в Атлантику.
Сладок сон подводников…

В рамках экспедиции «Арктика-2012» в подводных буровых работах на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане работала глубоководная атомная станция проекта 10830 «Калитка» «Лошарик». Лодка помогала корректировать бурильные работы с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континетального шельфа России


Северная часть архипелага Новая Земля в в Северном Ледовитом океане. Рамиль Ситдиков/РИА Новости

«Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклонённую за недостаточностью геологических образцов, и соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа», — рассказал «Известиям» собеседник из Минобороны. Он добавил, что теперь о «недостаточности геологических образцов» речи нет: за 20 суток «Лошарик» на глубине до 3 километров собрал более 500 обломков пород.

В титановом корпусе и с атомной установкой, батискаф «Лошарик» также оснащен манипуляторами, драгой, телегрейфером и гидростатической трубкой. Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш», так как батискаф получил некоторые повреждения, доказывая, что хребты Ломоносова и Менделеева, обладающие запасами нефти и газа в объеме более 5 миллиардов тонн условного топлива, принадлежат РФ.

В России помимо «Лошарика» на глубине 2-3 километра могут работать только глубоководные станции «Мир», уступающие ему автономностью.


ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.10830 / 1083К, ПЛА пр.10831 / "пр.210 Лошарик" - LOSHARIK
АС-12

Специальная атомная подводная лодка / атомная глубоководная станция 1 ранга / глубоководное техническое средство - компонент комплекса пр.1083К. Глубоководная атомная подводная лодка спроектирована СПМБМ "Малахит". Главный конструктор - С.М.Бавилин (после 2001 г., вероятно, Коновалов Ю.М.). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной ПЛА пр.10831 и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. После защиты эскизного проекта ПЛА пр.10830 оформлено Постановление СМ СССР о создании ПЛ пр.10831 с полисферическим прочным корпусом. Организовано выполнение ОКР по отработке технологии изготовления полисферического прочного корпуса и моноблоков легковесного заполнителя, а так же по созданию комплектующего лодку оборудования. Судя по всему, к 1988-1990 г.г. разработаны и утверждены технический и рабочий проекты лодки. Разработка проектов велась одновременно с макетированием размещения оборудования в сферических отсеках лодки. В 1991 г. при практически готовых блоках прочного корпуса лодки по техническому заданию заказчика выполнена корректировка технического проекта 10830 в части размещения в носовой части лодки дополнительного вооружения (вероятно, систем специального оборудования). Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса представлен и защищен в мае 1992 г.


Предположительно рисунок ПЛА АС-12 пр.10831 "Лошарик" - LOSHARIK. Обработка рисунка с памятного свидетельства о погружении в ходе экспедиции в сентябре 2012 г. (опубликовано в открытом доступе на сайте , обработано MilitaryRussia.Ru).

ПЛА-носитель БС-136 в районе Северного полюса, 27.09.2012 г. (опубликовано в открытом доступе на сайте ).

Предположительно на фото ПЛА пр.10831 АС-12 зав.№01210 "Лошарик" в Оленьей губе, Северный флот. Снято ориентировочно зимой 2010-2011 г. и точно не ранее 2008 г. (фото обработано, оригинал взят здесь - , опубликован 21.08.2011 г.).



Предположительно на кадре из документального видео испытания ПЛА пр.10831 зав.№01210 "Лошарик" в Оленьей губе, Северный флот. Снято ориентировочно в 2007-2010 г.г. (http://militaryrussia.ru/forum).

Создание задела для строительства подлодки проекта и подготовка производства начаты на ПО "Севмаш" видимо в 1988 г. Головная и пока единственная лодка проекта - АС-12 с заводским №01210 - заложена в "секретном" цехе №42 ПО "Севмаш" в г.Северодвинске 16 июля 1990 г. В середине 1990-х годов из-за нехватки финансирования строительство лодки по сути было заморожено и согласно сообщениям СМИ возобновилось только в 2000 г. Подлодка спущена на воду около цеха №42 ПО "Севмаш" 5 августа 2003 г. Подводная лодка-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург" была переоборудована из ПЛАРБ пр.667БДР К-129 (последней в серии) в 1994-2002 г.г. на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске.

В период с 2004 по 2007 г.г. капитан 1-го ранга Опарин А.И. возглавлял заводские, государственные и глубоководные испытания специальной опытовой подводной лодки в Белом, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. По неподтвержденным данным подводная лодка к осени 2009 г. завершила программу государственных испытаний. По состоянию на начало 2010 г. возможно еще не принята в строй ВМФ России. В мае 2010 г. в части СМИ появилась информация о награждении государственной премией специалистов СРЗ "Звездочка", КБ "Рубин", "Малахит" и "Прометей" за "опытный глубоководный заказ 1083К".


Предположительно на фото ПЛА АС-12 зав.№01210 "Лошарик" пр.10831. Оленья Губа, 24.06.2010 г. (http://vkontakte.ru).

ПЛА-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург" (второй) в Оленьей Губе. Первое фото - 31.03.2005 г., второе - 19.03.2006 г. (фото - Den, http://fotki.yandex.ru).

ПЛА-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург" (второй) в Оленьей Губе. 26.08.2010 г. (http://4bos.net.ru).


Во многих источниках встречается наименование № проекта "210", что является сокращенным наименованием заказа - заводского № лодки. Так же в части источников сообщается, что шифр проекта "Лошарик" - является стихийным самоназванием и неофициальным наименованием. В части источников ПЛА пр.10831 соотносится с наименованием лодок НАТО - NORSUB-5.

Конструкция - конструкция ПЛА выполнена, вероятно, из титановых сплавов и, возможно, каких-то новых материалов. Прочный корпус полисферический - т.е. состоит из нескольких отсеков-сфер, соединенных между собой переходами. Один из отсеков занят ядерной силовой установкой. Пространство между сферами прочного корпуса и легким обтекаемым корпусом заполнено моноблоками легковесного заполнителя.

Двигательная установка - 1 атомный реактор с паропроизводящей установкой Э-17 и ТЗА мощностью не более 10000 л.с. разработки ОКБ машиностроения им. И.Африкантова (г.Нижний Новгород).

Ядерная энергетическая установка вероятно находится в одном из сферических блоков прочного корпуса и таким образом биологическая защита реактора осуществляется в том числе с использованием слоя забортной воды.

Механика - движитель - 1 основной гребной винт в кольцевой насадке (предположительно), несколько подруливающих колонок с электрическими двигателями.

ТТХ лодки :
Экипаж - 25 офицеров

Длина - 69 м (до 79 м по оценке)
Ширина - 7 м (?)
Осадка - 5 м (?)
Водоизмещение нормальное - 1390 т
Водоизмещение полное - 2000 т

Глубина погружения предельная - до 6000 м (не подтверждено)
Скорость подводного хода - 30 уз

Вооружение - отсутствует

Оборудование - обычное и специальное оборудование для обеспечения плавания подлодки и выполнения задач.


Предположительно вид из перископа ПЛА пр.10831 АС-12 зав.№01210 "Лошарик" в Оленьей губе, Северный флот.Фото сделано ориентировочно в 2010-2012 г.г. (http://vk.com).


Статус : Россия
- 2003 г. 5 августа - подлодка зав.№01210 в присутствии Главкома ВМФ России В.Куроедова спущена на воду около цеха №42 ПО "Севмаш".


ПЛА БС-136 пр.09786 в месте постоянного базирования в Оленьей губе, 24.05.2006 г. (опубликовано в открытом доступе на сайте ).


- 2010 г. июнь-июль - ПЛ АС-12 пр.10831 базируется в Оленьей Губе.

2010 г. - по непроверенным сведениями подводная лодка АС-12 должна была быть принята ВМФ России от промышленности.

Реестр ПЛА пр.10831 (версия на 26.10.2012 г., данные по базированию носят предположительный характер):


пп
Название Проект Завод.
Борт № Завод Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступлен. в строй Базирование
1 АС-12 10831 01210 220 (2012) ПО "Севмаш" 16.07.1990 05.08.2003 2010 г. ? 29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1)

По сведениям Интерфакса-АВН, «Лошарик» предназначен и для специальных операций. Строили корабль так долго из-за нехватки средств в 90-е годы. Деньги на достройку исправно стали поступать только в последние три года. Кстати, в начале 90-х, когда необходимость в спецоперациях на море, по мнению высшего руководства страны, отпала, а корабль был уже заложен, к финансированию проекта пытались привлечь американцев. «Лошарик» тогда стал бы чисто спасательным кораблем. Но американская сторона отказалась от участия в проекте.

Остальные тактико-технические данные новой субмарины известны лишь очень узкому кругу специалистов. Однако после вывода из цеха секретная субмарина три дня простояла на открытом месте, несмотря на то, что американские спутники-шпионы постоянно контролируют огромную территорию «Севмаша».

Это связано с чисто технологическими процессами: нельзя лодку из цеха вывести прямо на воду. Ее необходимо подготовить, именно поэтому около трех суток она находилась на стапелях, — заявил «Известиям» и.о. заместителя гендиректора «Севмашпредприятия» по режиму Николай Богданов. — Во вторник вечером лодка была спущена на воду.

Работники предприятия утверждают, что в случае с «Лошариком» процедура спуска на воду была обставлена в лучших советских традициях. Присутствовали только представители заказчика, разработчики проекта субмарины из «Малахита» и специалисты «Севмаша», имевшие непосредственное отношение к строительству подлодки.

Во времена СССР было принято выводить готовые лодки из цеха ночью, — рассказал «Известиям» представитель Военно-морского флота России. — Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут подсчитать точное количество введенных в строй атомных субмарин, а во-вторых, не смогут сделать качественные снимки новых кораблей из космоса.

Правда, специалисты «Севмашпредприятия» отмечают, что по внешнему виду «Лошарика» ничего нельзя сказать о заложенных в проекте этой субмарины возможностях. Однако если взять атомные подводные лодки других проектов, разработанных конструкторами «Малахита», то можно предположить, что «Лошарик» — самая бесшумная и неуязвимая подводная лодка на российском флоте. Видимо, на определенной скорости (и глубине) она становится практически неуязвимой для гидроакустиков вражеских кораблей и может выполнять поставленные задачи незамеченной по всему Мировому океану.

Источники :
Дубницкий Д.Н. О Сергее Михайловиче Бавилине. //

Газета «Известия» сообщает , что в Минобороны отказались комментировать информацию о строительстве новой мини-субмарины, сославшись на секретность проекта, и изданию пришлось черпать информацию из неназванного «источника в оборонно-промышленном комплексе».

«Лошарик» во время последнего похода в Арктике показал высокую автономность и глубину погружения. Он может долго находиться на больших глубинах, поэтому необходим для геологических исследований и буровых работ на глубоководном шельфе. Новая лодка будет как минимум не уступать по эффективности", — сказал "источник" и рассказал об оснащении "лошариков" манипуляторами для донных работ по исследованию и сбору обломков затопленных спутников, разбившихся в океане самолетов, затонувших кораблей и использовании мини-субмарины для подводной разведки.

Знакомый с ситуацией высокопоставленный офицер флота сообщил газете, что лодка будет титановой. Новый атомный реактор для "Лошарика-2" совершенно секретно делают на одном из закрытых предприятий в Обнинске Калужской области.

Носителем "Лошарика-2" будет переделанная атомная подводная лодка "Подмосковье", которая с 1998 года проходит глубокую модернизацию в ЦС "Звездочка": ей уже удалили отсек для межконтинентальных ракет "Синева" и сейчас делают вместо него док-станцию для батискафа.


Источники - http://www.ridus.ru/

Продолжение:

(NATO – “Norsub-5”).

1. Количество подводных лодок проекта: 1.


2. Изображение проекта:


Фрагмент фотографии из статьи "Брызги Белого".

Сотрудники российской версии журнала «Top Gear» проводили фотосессию тестового автопробега автомобиля Mercedes-Benz GL 450 по берегу Белого моря для статьи "Брызги Белого". Случайно в объектив фотокамеры попала проходившая вдоль побережья атомная подводная лодка, которая большинством новостных информационных агентств была идентифицирована как глубоководная станция проекта 10831. Официальных подтверждений данной информации нет, поэтому эта фотография может считаться всего лишь предположительным изображением самой секретной подводной лодки России.


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

закладки

вступления в строй

СЕВЕРОДВИНСК: ПО «Северное машиностроительное предприятие» (1)

АС-12 (АС-31?)

1988
(16.07.1990?)

16.08.2003
(26.08.1995?)

Номер АС-12 впервые стал упоминаться в 2000 году в издании Ильин В.Е. и Колесников А.И. "Отечественные атомные подводные лодки". Однако на тот момент такое наименование носил АРС АС-12 проекта 1839 . На сегодняшний день наименование АС-12 упоминается практически во всех открытых источниках. В информации на сайте Отечественная гидронавтика и на портале Флот.сом указывается номер АС-31, который не использовался для других аппаратов специального назначения. В скобках указаны данные из издания Ильин В.Е. и Колесников А.И. "Отечественные атомные подводные лодки" (существует предположение, что скорее всего эта информация по датам относится к четвертому, недостроенному, корпусу ПЛ проекта 1851). Однако на сайте Википедии указывается другая информация по датам, которая имеет подтверждение в новостных лентах информационных агентств (подводная лодка 13 августа 2003 года была выведена со стапеля цеха № 42 завода «Севмашпредприятие», на торжественной церемонии вывода ПЛ со стапеля присутствовал Главком ВМФ Владимир Иванович Куроедов и представители КБ «Малахит», а спустя три дня был произведён спуск АПЛ на воду).


4. История проекта:


Для отработки новых технических решений в области создания боевых подводных лодок нового поколения в г.Северодвинск была заложена «атомная глубоководная станция 1 ранга» АС-12 - исследовательская подводная лодка проекта 10831 , лишенная вооружения. Корпус АПЛ получивший на Западе обозначение NORSUB-5, выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения более 1000 м. Главная энергетическая установка номинальной мощностью 15000 л. с. имеет один реактор и один винт. Проект был разработан конструкторами КБ «Малахит» в 1980-е годы. Главный конструктор проекта - генеральный конструктор глубоководных технических средств, Герой России Коновалов Ю.М. Лодка вошла в состав Северного флота. Информация о АПЛ засекречена, история службы и современный статус обсуждаются в открытых источниках только предположительно.

Дальнейший текст дословно добавлен с новостной ленты сайта "Лента.Ру" от 29.10.2012 :

В конце сентября 2012 года состоялась исследовательская экспедиция "Арктика-2012", по результатам которой планируется подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной России арктической зоны. В экспедиции приняли участие ледоколы "Капитан Драницын" и "Диксон", а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 "Калитка" , более известная под прозвищем "Лошарик". Последняя занималась сбором грунта и образцов породы на глубине 2,5-3 километра на протяжении 20 суток.

Целью экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике. В середине октября 2012 года в интервью РИА Новости Юрий Кузьмин, главный инженер "Севморгео" - компании, организовавшей исследовательские работы, рассказал, что на глубине 2-2,5 километра были взяты три керна длиной 60, 30 и 20 сантиметров соответственно. Сбором образцов занимался "Лошарик". По словам источника газеты "Известия" в Министерстве обороны России, работы производились на глубине 2,5-3 километра.

Глубоководная станция первого ранга АС-12 ("Лошарик", заводской номер 210, обозначение НАТО - NORSUB-5) приписана к Северному флоту России, но не подчиняется его командованию. Корабль входит в состав Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны России, более известного как "Подводная разведка", и подчиняется только министру обороны. Корпус станции собран из высокопрочных титановых шарообразных отсеков, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки соединены между собой проходами и расположены внутри легкого корпуса.

Именно из-за особенности конструкции судостроители северодвинского предприятия "Севмаш" прозвали АС-12 "Лошариком" по аналогии с советским мультипликационным персонажем - лошадкой, собранной из шариков. Технические характеристики АС-12 засекречены. Предположительно, "Лошарик" имеет в длину 79 метров, в ширину - семь метров, а его полное водоизмещение составляет около двух тысяч тонн. Станция может погружаться на глубину до шести километров и развивать скорость до 30 узлов.

Одна из сфер глубоководной станции занята атомным реактором с паропроизводящей установкой Э-17 и турбозубчатым агрегатом с мощностью на валу в 10-15 тысяч лошадиных сил. Предположительно, корабль оснащен одним гребным винтом в кольцевом обтекателе. Вооружения на "Лошарике" нет. Станция оснащена манипуляторами, драгой (система очистки породы), телегрефейром (ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой. В состав экипажа станции входят 25 офицеров.

"Лошарик" способен находиться в погруженном состоянии несколько месяцев. Глубоководная станция имеет отсеки для отдыха экипажа, рабочие помещения и камбуз. В феврале 2012 года корабль прошел ремонт и подготовку к походу на Северный полюс. В частности, станция АС-12 получила дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна, включая профилограф (устройство измерения глубины донных отложений) и гидролокатор бокового обзора.

Проектированием корабля в 1988-1990-м годах занималось петербургское Морское бюро машиностроения "Малахит". Окончательный технический проект 10831 (1083К) был представлен и защищен в мае 1992 года. Строительство "Лошарика" велось в 42-м цехе "Севмаша", предположительно, с 1990-го по 2003 год. В середине 1990-х годов реализация проекта столкнулась с нехваткой финансирования. Российское руководство пыталось привлечь к проекту США. При американском финансировании "Лошарик" стал бы спасательным кораблем, однако США от участия в проекте отказались.

Для глубоководной станции АС-12 производилась и переделка стратегической атомной подводной лодки проекта 667БДР "Кальмар" К-129 , которая стала носителем "Лошарика". Все работы по переделке К-129 производились судоремонтным заводом "Звездочка" в 1994-2002 годах. В частности, на атомной подлодке были демонтированы шахты баллистических ракет. Кроме того, была укреплена и конструкция подлодки, которая, по неподтвержденным официально данным, может погружаться на глубину до тысячи метров. Глубоководная станция "Лошарик" крепится к носителю снизу. К-129 в настоящее время числится в составе Северного флота России как БС-136 "Оренбург" .

Фотографии "Оренбурга", всплывшего на Северном полюсе в ходе экспедиции "Арктика-2012", были опубликованы в середине октября 2012 года. Внешний вид "Лошарика" засекречен, достоверных фотографий глубоководной станции в открытом доступе нет. Глубоководных станций, подобных АС-12 , в распоряжении других стран мира не имеется.

В ходе экспедиции в Арктическую зону у глубоководной станции были повреждены манипуляторы и система внешнего освещения. Техническое обслуживание "Лошарика" будет производиться в 42-м цехе "Севмаша". Помимо незначительного ремонта, на корабле будет выровнен корпус, деформированный большим давлением на глубине трех километров. По словам источника "Известий", устранить деформацию корпуса АС-12 намного сложнее, чем у обычной подлодки. Кроме того, в ходе ремонта будут проверены различные узлы и механизмы, в первую очередь, валы и гребные винты.

Помимо "Лошарика" работать на глубине нескольких километров могут только глубоководные станции "Мир" , однако они не приспособлены для длительного нахождения под водой. В частности, аккумуляторные батареи "Миров" обеспечивают работу станций только на протяжении 72 часов. Кроме того, манипуляторы "Мира" не могут обеспечить подъем со дна тяжелых предметов. За счет атомной силовой установки "Лошарик" может находиться под водой несколько месяцев. Во время экспедиции "Арктика-2012" станция АС-12 подняла со дна Северного Ледовитого океана около 500 килограммов образцов.

Все образцы пород, собранные в ходе экспедиции в Арктику, уже переданы во Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени Грамберга и Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени Карпинского. Результаты их исследования будут известны в начале 2013 года. Благодаря изучению кернов Россия намерена доказать принадлежность хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу.

глубина погружения рабочая: 1000 метров кораблестроительные элементы длина: 60,0 метров ширина: 7,0 метра осадка: 5,1 метра обитаемость экипаж: 25 человек

8. Источники:


Ильин В.Е., Колесников А.И. "Отечественные атомные подводные лодки", НПЖ Техника и вооружение, 06-07.2000г.
- Новостная лента сайта Лента.Ру от 29.10.2012
- Информация с новостных лент информационных агентств.
- Тимошенко М. "Ух ты, мы вышли из бухты", еженедельник "Красная звезда", 16.10.2014


Эта загадочная АПЛ получила свое наименование в честь героя советского мультфильма - игрушечной коняшки, состоящей из нескольких, соединенных друг с другом сфер. Строительство объекта 10831 началось в 1988 году, спуск на воду состоялся 26 августа 1995 года. Несмотря на то, что с тех самых пор прошло довольно много времени, мы практически ничего не знаем о данной АПЛ. Даже ее внешний вид был долгое время тайной (первую приемлимую фотографию Объекта 10831 по чистой случайности сделали журналисты Top Gear в 2015 году). Мы не имеем точной информации о подводной части «Лошарка» и можем строить свои гипотезы относительно нее, лишь на основании большого числа зернистых фотографий.


Принципиальная схема АПЛ проекта 10831 (с) www.hisutton.


КОНСТРУКЦИЯ

Внутреннее устройство корабля состоит из нескольких соединенных друг с другом сфер. Благодаря спутниковым снимкам доков Североморска мы можем предположить, что «Лошарик» состоит из 7 сфер. Сферы используются при создании глубоководных аппаратов, потому что они гораздо лучше выдерживают давление, чем цилиндры, применяющиеся при создании обычных АПЛ. Несмотря на то, что «Лошарик» имеет длину 70 метров, его внутреннее пространство минимально, из-за сфер, лежащих в основании конструкции. Есть предположение, что общий объем свободного места на субмарине равен 1000 кубических метров, внутри которых размещается экипаж, состоящий из 25 человек и изолированный ядерный реактор. Титановый корпус лодки обеспечивает погружение станции на глубину свыше 1000 метров. Предельная глубина погружения нам неизвестна, но в 2012 году, во время Арктического плавания, АПЛ погружалась на глубину свыше 2000 метров.


Знаменитая фотография Top Gear. Журналисты отдали честь морякам, моряки проигнорировали журналистов.


СФЕРЫ ОТ НОСА К КОРМЕ

1 сфера (носовая) - Имеет люк. Вероятно обитаемая сфера корабля, поскольку у подводной лодки нет торпедных аппаратов.

2 сфера - Располагается в основании надстройки. Представляет собой камеру доступа, соединяющую носовые сферы лодки с надстройкой.

3 сфера - Возможно, содержит в себе перископ и систему выдвижных антенн.

4 сфера (центральная) - Находится под системой крепления субмарины. Возможно, используется в момент пристыковки «Лошарика» к материнской субмарине BS-136.

5 сфера - Имеет люк на основной палубе. Скорее всего, используется как обитаемое пространство.

6 сфера - Вероятно, здесь расположен атомный реактор АПЛ. Есть предположение, что на лодке нет прямого перехода из 5-ой сферы в 6-ую. Возможно, верхняя часть корпуса над сферой снимается для обеспечения сервисных работ над реактором.

7 сфера - Двигательный отсек. Здесь должны располагаться электрические батареи и резервный дизельный двигатель. Обратите внимание, что над сферой есть еще один люк, который доказывает изолированность 6-го отсека.


Спутниковый снимок Оленьей Губы(с) www.hisutton.


МЕСТО БАЗИРОВАНИЯ АПЛ

Вероятным местом базирования сверхсекретного «Лошарика» является Оленья Губа - база, расположенная в труднодоступном месте Кольского полуострова. Док, в котором стоит «Лошарик» (А) расположен по координатам (69°12"58"N, 33°22"42"E). Литерой B обозначена старая, но действующая субмарина проекта 1910 (класс "Кашалот").


Носитель "Лошарика" - АПЛ специального назначания Проекта 667 "Оренбург".


ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ

Корабль: АС-12 (Заводской номер 210)
Класс: Проект 10831 (НАТО: Norsub-5)
Заложена: 16 июля 1990 года
Спущена на воду: 26 августа 1995 года
Введена в состав ВМФ: 1997 году
Водоизмещение: 2000 тонн
Скорость: 10-11 узлов в погруженном состоянии (предположительно)
Глубина погружения: 1 км, согласно российским данным до 6 км.
Длина: 70 метров
Двигательная установка: 1 атомный реактор Э-17 мощностью 10-15 т.л.с.

Вот что пишет о "Лошарике" "Военное обозрение":

АС-12 также известная как «Лошарик» – это российская атомная глубоководная подводная лодка (согласно официально российской военно-морской классификации – атомная глубоководная станция). «Лошарик» не несет на своем борту никакого вооружения, по некоторым данным глубина погружения данной станции может достигать 6000 метров. Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», иногда указывается номер лодки 210, была создана конструкторами КБ «Малахит» в 80-е годы прошлого века. Главным конструктором уникальной лодки был Герой России Ю. М. Коновалов. Строительство «Лошарика» началось еще в 1988 году, однако в 1990-е годы из-за нехватки финансирования было остановлено и продолжено лишь в начале 2000-х годов.

Большинство россиян, да и весь остальной мир узнали об этой уникальной субмарине только в конце прошлого года. В конце сентября 2012 состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой планировалось подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной Российской Федерации арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка», которая более известна, как «Лошарик». Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км. на протяжении порядка 20 дней.

Целью данной экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа на территории Арктики. В середине октября 2012 года главный инженер «Севморгео» Юрий Кузьмин (компании, возглавлявшей исследовательские работы), в интервью РИА Новости говорил о том, что на глубине в 2-2,5 километра в море были взяты три керна длиной 60, 30 и 20 см. соответственно. Сбором данных образцов занимался «Лошарик». По другим данным работы производились на глубине в 2,5-3 километра, в любом случае – это существенно больше, чем глубина погружения обычных подводных лодок.

Во многих источниках встречается название данного проекта как «210», что является неверным, так как это обычное сокращение от заводского № подводной лодки (заводской номер 01210). Так же в некоторых источниках указывается, что шифр проекта – «Лошарик», но данное наименование является неофициальным и скорее стихийным самоназванием, которое однако получило активное распространение, в том числе и в СМИ. При этом в ряде источников лодка проекта 10831 соотносится с натовским наименованием лодок – NORSUB-5.

Скорее всего, к 1988-1990 году были созданы и утверждены рабочий и технический проекты подводной лодки. Разработка данных проектов велась совместно с макетированием размещения в сферических отсеках лодки различного оборудования. В 1991 году при уже почти полностью готовых блоках прочного корпуса лодки по техзаданию заказчика была проведена корректировка технического 10830. В частности в носовой части лодки было решено разместить дополнительное вооружение, скорее всего, речь шла о специализированном оборудовании. Откорректированный технический проект лодки был представлен и защищен уже в 1992 году.

Создание задела для постройки подводной лодки и подготовка производства были начаты на ПО «Севмаш», скорее всего, еще в 1988 году. Головная и пока единственная лодка данного проекта – АС-12, имеющая заводской №01210 была заложена в «секретном» цехе №42 ПО «Севмаш», расположенном в городе Северодвинск. Произошло это 16 июля 1990 года. В середине 90-х годов по причине нехватки финансирования проект был временно приостановлен, при этом спуск достроенной лодки на воду произошел 5 августа 2003 года.

По словам работников предприятия, в случае с «Лошариком» процедура спуска лодки на воду проходила в лучших традициях Советского Союза. На церемонии присутствовали лишь представители заказчика проекта, разработчики уникальной подлодки из «Малахита» и сами специалисты из «Севмаша», которые имели непосредственное отношение к постройке лодки. Во времена Советского Союза было принято выводить готовые подлодки из цехов заводов ночью. Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут узнать точное количество введенных в строй атомных подлодок, а во-вторых, не смогут произвести качественные снимки новых советских лодок из космоса.

При этом специалисты «Севмашпредприятия» подчеркивают, что по своему внешнему виду новая российская подводная лодка мало что может сказать непосвященным людям, по внешнему виду «Лошарика» трудно судить о заложенных в этой субмарине возможностях. При этом если взять те атомные субмарины, которые были созданы конструкторами «Малахита», то можно сделать вывод о том, что «Лошарик» – это самая неуязвимая и бесшумная подлодка на всем российском флоте. Скорее всего, на определенной скорости, а вероятнее, глубине она просто практически неуязвима, в том числе и для гидроакустиков вражеских кораблей. Поэтому данная подводная лодка в состоянии решать самые сложные задачи во всей акватории мирового океана.

В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».

Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса.

Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем – лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков. При этом технические характеристики лодки засекречены. По имеющейся в свободном доступе информации лодка имеет в длину до 79 метров. Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн. Глубоководная станция, по информации некоторых источников, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров, и развивать максимальную скорость в 30 узлов.

Считается, что одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л. с. Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе. Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек – все офицеры.

В подводном состоянии «Лошарик» в состоянии находится несколько месяцев. При этом глубоководная станция обладает отсеками для отдыха экипажа, камбузом и рабочими помещениями. В феврале 2012 года субмарина прошла ремонт и подготовку к выполнению похода на Северный полюс. В частности, сообщается о том, что станция АС-12 была оснащена дополнительным батиметрическим оборудованием для сейсмического профилирования морского дна, включая гидролокатор бокового обзора и профилограф – специальное устройство применяемое для измерения глубины донных отложений.

Специально для глубоководной станции АС-12 была проведена и переделка атомной стратегической подлодки проекта 667БДР «Кальмар» К-129, которая стала носителем глубоководной станции. Все работы по переделке субмарины проводились на судоремонтном заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы. В частности на атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, помимо этого была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперь, по неподтвержденной информации, может погружаться на глубину до 1 километра. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу. В настоящее время лодка К-129 числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».

В свое время именно фотографии «Оренбурга», всплывшего на Северном полюсе во время экспедиции «Арктика-2012», были опубликованы в прессе. В то же время внешний вид «Лошарика» до сих пор засекречен, достоверных фотографий данной глубоководной станции нет в открытом доступе. В то же время можно утверждать, что и станций, которые бы были подобны АС-12, сегодня нет ни у одной из стран мира.

А это - с одного из форумов:

АС-12
История корабля:

Государство флага - Россия
Спуск на воду - август 2003
Современный статус - в составе Северного флота

Основные характеристики:

Тип корабля - атомная глубоководная станция
Обозначение проекта - 10831 «Калитка», иногда ошибочно 210
Разработчик проекта - СПМБМ «Малахит»
Главный конструктор - Ю. М. Коновалов
Классификация НАТО - NORSUB-5
Скорость (подводная) - 30 узлов
Предельная глубина погружения - 1000 м (по некоторым данным - 6000 м)
Автономность плавания - несколько месяцев
Экипаж - 25 человек (все офицеры)

Размеры:

Водоизмещение подводное - около 2000 т
Длина наибольшая (по КВЛ) - около 60 м

Силовая установка:

Атомный реактор с ППУ Э-17, мощность на валу 10-15 тыс. л.с.

Вооружение:

Отсутствует.

Что особенно доставляет - наши ее батискафом называют
Хороший такой батискаф с атомной силовой установкой и полной комплектацией личного состава и черт знает каким оружием чем на борту