Как создать домашний медиацентр: программы и устройства. VLC: воспроизведение мультимедиа «из коробки»

Подробное руководство по прокачке iTunes. Часть 4

AppleScript - язык сценариев, встроенный в Mac OS Х. Он позволяет легко автоматизировать повторяющиеся задачи, но пользуются им лишь единицы. Если вы продвинутый пользователь iTunes (или считаете себя таковым), то вам даже не придется учить этот язык. Многие полезные скрипты доступны в Интернете. Вам нужно только загрузить файл скрипта и скопировать его в папку iTunes Scripts.

Если вы регулярно используете скрипты, то для быстрого запуска можете настроить клавиатурные сокращения

Управление медиатекой

Если у вас внушительная коллекция музыки, то на приведение ее в порядок может уйти немало времени. Скрипты помогут справиться с этой задачей с минимальными затратами и усилиями.

Один из самых эффективных скриптов для профилактики медиатеки iTunes называется . Он занимается поиском песен в медиатеке, которых физически нет на компьютере. Каждые 500 треков появляется диалоговое окно, сообщающее о прогрессе, а по завершению процедуры лог-файл покажет список удаленных записей. На нашу тестовую медиатеку с 12 000 треками скрипт затратил чуть меньше минуты.

Другой полезный скрипт называется . Он собирает песни, исполнители которых имеют всего одну песню в медиатеке iTunes. Конечно, чаще всего находятся песни из разных коллекций и подборок, однако мы нашли несколько хитов, купленных в iTunes Store и благополучно забытых в медиатеке.

Правка тегов и другое

Вместе с профилактикой медиатеки iTunes существует несколько скриптов, исправляющих ошибки в метаданных. Очень часто iTunes загружает неточные теги при импорте треков с CD, например с перепутанными названиями песен и имен исполнителей. Скрипт поможет решить проблему. Запустите скрипт, укажите ошибочные теги для замены, а скрипт исправит все неточности. Будьте очень внимательны – отменить операцию невозможно. Если вы нашли ошибки в написании метаданных, то посмотрите на и . Оба скрипта исправляют неправильный регистр названия песен и имен исполнителей. Может оказаться полезным и , удаляющий заданное число символов с начала или с конца тегов, например для записей вида “01 трек”, “02 трек” и т.д.

Скрипты для iTunes можно задействовать и в управлении воспроизведением. позволяет прослушать выбранные треки в автоматическом режиме с нужной позиции и заданный промежуток времени. Его можно использовать, например, для быстрого знакомства с новым альбомом, прослушивая по 10 секунд каждой песни, начиная со второй минуты.

Экспорт плейлистов


Поиск исполнителя и альбома в Википедии из iTunes с помощью

Следующий скрипт позволяет экспортировать информацию из iTunes. Несмотря на то, что это можно сделать с помощью команды Файл –> Медиатека –> Экспортировать плейлист (см. также ), файл на выходе получается слишком сложный и громоздкий. Вместо этого мы рекомендуем использовать скрипт , который экспортирует список исполнителей и альбомов (и, опционально, связанные треки, несмотря на то, что экспорт длится очень долго) в документ HTML, открывающийся обычным браузером. Скрипт имеет несколько особенностей работы: для наилучшего результата рекомендуется поменять порядок треков в списке “Альбом по исполнителям” и не дать скрипту открыть браузер по окончанию процедуры. Просто щелкните Done и откройте готовый HTML вручную.

Еще один вариант экспорта предлагает . Скрипт экспортирует до 28 треков из плейлиста на сайт papercdcase.com, который преобразует полученную информацию в формат PDF для использования в качестве обложки альбома CD. Любителям оригами.

Резервное копирование медиатеки iTunes


Аддоны к iTunes, которые рассматривались в третьей части нашей статьи, не могут повлиять на содержимое папки iTunes. Они изменяют только внешние данные, рейтинги или обложки, не затрагивая базу. В свою очередь скрипты для iTunes настолько разнообразны, как по сложности, так и по степени риска для вашей медиатеки, что потенциально грозят потерей треков или базы данных медиатеки. Мы не пытаемся вас запугать. Скрипты для iTunes отличная идея, экономящая время и силы. Но перед тем, как начать работу с ними, настоятельно рекомендуем сделать резервную копию всей информации. Папка iTunes, с музыкой, видео и другим цифровым контентом, а также база данных расположены в директории Музыка внутри папки вашей учетной записи.

Управление папкой со скриптами

1. Создание папки для скриптов iTunes


Если до этого вы ни разу не устанавливали скрипты для iTunes, то папки Scripts у вас не будет. Закройте iTunes и перейдите в Finder ~/Library/iTunes. Если папки Scripts там нет, создайте ее.

2. Установка и удаление скриптов iTunes


Управление скриптами производится с помощью обычного перетаскивания. Для установки скрипта перетяните его в папку, созданную на шаге 1, а для удаления – в корзину.

3. Просмотр и запуск скриптов в iTunes


Запустите iTunes. После установки первого скрипта вы увидите небольшую иконку в строке меню между пунктами Окно и Справка. Отсюда запускаются скрипты. Примечательно, что для часто используемых скриптов вы можете назначить клавиатурные сокращения (Системные настройки –> Клавиатура –> Сочетания клавиш программ).

Раньше большинство пользователей для управления своей медиатекой использовали встроенную оболочку в ОС Windows: Windows Media Center. В Windows 8 ее можно было установить дополнительно, а 10-я версия Windows вовсе лишилась возможности централизованно управлять мультимедийным контентом, не говоря уже об урезании воспроизведения DVD в «восьмерке».

В настоящее время множество пользователей Windows хранят свою библиотеку медиафайлов на жестких дисках персонального компьютера и подавляющее большинство из них хотели бы иметь возможность управлять своим мультимедиа контентом и беспрепятственно воспроизводить его на всех устройствах домашней сети вне зависимости от аудио- и видеоформатов коллекции. Особую популярность взыскал , который представляет собой , предоставляющую богатый мультимедиа функционал и доступ в Интернет. Современные «умные» телевизоры воспроизводят большинство файлов с USB-накопителей или из Сети, но давайте поговорим о медиаплеерах, которые станут основной программой для воспроизведения вашего медиаконтента на привычном компьютере.

VLC: воспроизведение мультимедиа «из коробки»

VLC – это бесплатный медиаплеер с богатыми возможностями для воспроизведения видео и музыкальных файлов без установки дополнительных пакетов кодеков. Данный плеер воспроизводит и фильмы на физических носителях: диски DVD и Blu-ray без защиты. Медиаплеер также способен декодировать HD-аудио форматы или передать их в виде битового потока на . Также он поддерживает воспроизведение , достаточно указать ему плейлист со списком каналов.

В качестве основного медиаплеера для воспроизведения видео я использую альтернативный вариант – Media Player Classic Home Cinema (MPC-HC), который имеет широчайшие возможности настройки и богатейший функционал. Чтобы беспрепятственно пользоваться этим медиаплеером необходимо разбираться в фильтрах, кодеках и форматах файлов, не говоря уже о многочисленных настройках. Желающим могу посоветовать статью для правильной в пакете кодеков K-Lite Mega Codec Pack.

Kodi – лучший медиацентр

Этот медиацентр – лучшая бесплатная программная оболочка для реализации многофункционального домашнего центра развлечений. Текущая 15 версия Kodi Isengard поддерживает работу не только на стационарном ПК, а также на мини-компьютере Raspberry Pi (1 и 2 версии) и устройствах с ОС Android. Kodi «кушает» все форматы файлов (кроме тех, которые использовали австралопитеки), но главное его преимущество – возможность объединения различных источников медиаконтента в один. Подробнее о возможностях и настройке Kodi читайте в . Благодаря различным дополнениям, которые можно установить непосредственно из оболочки (они хранятся в репозиториях) можно даже систематизировать свою аудиоколлекцию и фильмотеку, получив метаданные файлов из сети Интернет.

В качестве альтернативы Kodi могу порекомендовать – аналогичное решение для медиацентра на основе ПК, предназначенное для пользователей с большими коллекциями мультимедиа. Основное преимущество медиасервера Plex над Kodi – поддержка транскодинга при использовании приложения-клиента на устройстве воспроизведения. Установив медиацентр на компьютер, вы можете настроить свою медиатеку: найти описание к фильмам, постеры, рейтинги и другие данные. Также как и Kodi, Plex умеет распределять сериалы по сезонам и эпизодам и приводить в порядок любую музыкальную коллекцию. Стоит отметить, что медиацентр Plex является продолжением (старое название Kodi) и имеет схожий функционал. В медиацентре Plex грамотно реализовано транскодирование из одного формата в другой, поэтому программа станет хорошим медиасервером и альтернативой . Отличный вариант для воспроизведения медиатеки на смарт-телевизорах, а также поддерживает работу с Apple TV. Самый печальный момент во всем этом, расширенный функционал доступен только при покупке лицензии, но его бесплатных функций и достоинств хватает, чтобы конкурировать с Kodi.

PowerDVD и WinDVD: лучшие плееры для воспроизведения Blu-ray на ПК

В отличии от медиацентра Kodi и плеера VLC, которые распространяются бесплатно, плеер стоит 4300 рублей (версия PowerDVD 15 Pro), а его аналог WinDVD Pro 11 от Corel – 6400 рублей. Данные медиаплееры обладают лицензий для воспроизведения защищенных Blu-ray с фильмами. Многие используют приложение AnyDVD, которое снимает защиту, но данное ПО нелегально.

Очень сожалею о прекращении поддержки от компании ArcSoft в июне 2014 года – данный медиаплеер был отличным конкурентом PowerDVD и WinDVD. Я лично практически не использую данные плееры (воспроизвожу ), но на HTPC у меня стоит PowerDVD, да и клиенты часто просят данные решения для использования в мультимедиа центрах. По-моему такие цены не оправданы, так как кроме функций для улучшения качества картинки и звука вы ничего не найдете, а необходимость их использования довольна спорна. WinDVD и PowerDVD можно похвалить за прекрасный интерфейс с поддержкой русского языка и компоновкой меню с большим количеством настроек изображения и звука.

Устройства для создания домашнего медиацентра

Различные приставки на OC Android и являются отличной альтернативой стандартному функционалу смарт-телевизоров. Подробнее об этом написано в одноименной статье . В рамках этого материала я посоветую не менее интересные устройства для домашнего медиацентра.

Amazon Fire TV Stick – эта приставка работает на базе ОС Android и легко подключается к любому телевизору в гнездо HDMI, связываясь с ним по Wi-Fi. Данный гаджет можно приобрести с предустановленным плеером Kodi по цене 3000 рублей. Устройство обладает доступом к магазину приложений Amazon и Netflix. Fire TV Stick является миниатюрной версией старшей «сестры» Fire TV. Малые габариты и возможность подключать HDMI-модуль напрямую в телевизор позволяют брать гаджет с собой. К качеству потокового вещания нет никаких нареканий. Огорчает лишь ограниченный набор интерфейсов: отдельного аудиовыхода нет, звук можно передавать только через HDMI. Кстати, отсутствует поддержка HD звука.

Мини-ПК для энтузиастов

Я завидую нынешним школьникам, которые могут копаться в доступных гаджетах подобного рода. является универсальным мини-компьютером, который можно использовать для различных целей при организации домашней сети, вплоть до . Также имеется версия Raspberry Pi 2 XBMC Media Center Kit, которая поставляется вместе с мультимедийной системой OSMC, основанной на Kodi, для воспроизведения контента с USB-накопителей. Учитывая, что гаджет основан на Linux, Raspberry Pi 2 можно использовать и как домашний сервер. Плюс ко всему, мини-компьютер поддерживает воспроизведение DTS-HD-MA.

Домашнее сетевое хранилище NAS

Потенциальные покупатели , сами не зная этого, редко сталкиваются или обращают внимание на возможность использования сетевого хранилища (Network Attached Storage) в быту, так как считают его установку в квартире или доме излишней и необоснованной. Да, можно сэкономить и или заказав сбоку у , но если вы заинтересовались готовым решением от производителей, то рекомендую дочитать этот материал до конца, чтобы узнать о возможностях использования NAS в домашней сети для оптимизации процесса воспроизведения коллекции медиафайлов с высоким уровнем безопасности хранения данных.

NAS: конвертация видеофайлов на лету

Например, модель Synology DS214Play способна конвертировать видео во время его воспроизведения, что позволяет комфортно просматривать вашу медиатеку на телевизорах Smart TV и устройствах iOS. Стоит отметить, что сетевые хранилища не имеют официальной поддержки формата DTS, но имеется возможность установки отдельно: достаточно скачать в интернете файл «FFmpegWithDTS-evansport-1.0-0005.spk» и вручную установить его с помощью центра пакетов Synology.

Основной особенностью этой модели является функция транскодирования видео «на лету», но на практике реальная работа обычно ограничивается просмотром видео в браузере и на устройствах с iOS. Synology DS214Play поддерживает установку двух жестких дисков и поддерживает установку разнообразного ПО, также есть возможность использования внешних дисков с интерфейсами USB 3.0 и eSATA. Из недостатков стоит отметить шумную работу вентилятора и отсутствие HDMI.

Домашний сервер на полке вашего медиацентра

Qnap HS-251 представляет собой сетевое хранилище и устройство для воспроизведения вашей медиатеки. Этот NAS оснащен HDMI-портом для подключения к телевизору, а на десерт в нем предустановлен медиацентр Kodi. Шума он не создает, так как корпус не оборудован вентилятором и внутри помещаются два жестких диска. Устройство довольно дорогое, цена без жестких дисков – 45 000 рублей. Недостаток домашнего сервера вытекает из преимущества – за тишину мы расплачиваемся довольно сильным нагревом, как корпуса устройства, так и жестких дисков. До того как мне удалось воспользоваться устройством я думал, что моя IPTV приставка Cisco сильно нагревается 😉

UHD-контент: кодек H.265 и разрешение 4K

Те, кто уже приобрел могут быть разочарованы не только отсутствием UHD контента. Все устройства, упоминаемые в статье не справляются с видеоматериалом в разрешении 4K. Проблема заключается в необходимости использования кодека следующего поколения – который применяется для воспроизведения видео 4K, способный обеспечивать лучшую компрессию по сравнению с H.264 при равном качестве изображения. Это касается и старых моделей Smart TV, у которых отсутствует поддержка соответствующего аппаратного обеспечения, то есть вычислительной мощности для воспроизведения H.265. Этот недостаток решается организацией потокового видео в 4K, но данные сервисы пока не получили распространения. Первый плеер UHD Blu-ray уже появился на рынке – им стал Panasonic за 200 000 рублей, а телевизоры 4K поддерживают H.265 начиная с поколения 2014 года.

My Movies Free – учет фильмов через облако

Это мобильное приложение специально создано для создания каталогов домашней медиатеки. С его помощью можно легко добавлять в базу имеющиеся у вас в коллекции фильмы, а информацию о них черпать из интернет-сервиса разработчика, в котором содержатся данные о более чем 800000 фильмах, выпущенных на DVD, Blu-ray и HD DVD для различных стран.

Удобно, что представление коллекции можно настраивать как в виде списка, так и в виде виртуальной полки или CoverFlow. К каждому фильму автоматически добавляется краткий обзор, настраиваемый список актеров со ссылками на роли в других произведениях. Также вы можете находить по названиям аудио дорожки и субтитры к нелокализованным фильмам.

Имеется и удобный просмотр трейлеров через встроенный плеер. В программе реализована продвинутая фильтрация и поиск по базе. Т.к. в каталогизаторе используется база IMDB, то большая часть информации приводится на английском языке.

Бесплатная версия поддерживает до 50 фильмов и 10 элементов в списках релизов. Также, из минусов стоит отметить, что для работы с каталогизатором требуется создание учетной записи на сервисе программы. Для доступа к базе также нужен Интернет. Полная версия этого приложения стоит 360 руб.

Фото: компании-производители

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение


УТВЕРЖДАЮ

Директор СПБ ГБПОУ

«Промышленно-технологический колледж»

__________________ / Г.Ф.Шорников /

«_____» ____________________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Пм 02.01«Хранение, передача и публикация цифровой информации»

Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) входящей в состав укрупненной группы профессий 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки 09.01.00 Информатика и вычислительная техника по профессии09.01.03Мастер по обработке цифровой информации.

Организация – разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Промышленно-технологический колледж»

Разработчики:

    ___________________ / А.А. Тимошенко /

    ___________________ / З.К.Шатова ____/

Рецензент:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотрено и одобрено

на заседании методической комиссии

профессиональных дисциплин

Протокол №___ от «___»______20_____

Председатель _________ / ___________/

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Хранение, передача и публикация цифровой информации 4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 8

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 16

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 19

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Хранение, передача и публикация цифровой информации

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования входящей в состав укрупненной группы профессий 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки 09.01.00 Информатика и вычислительная техника по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1.

ПК 2.4. Публиковать мультимедиа контент в сети Интернет.

Программа профессионального модуля может быть использована:

    в среднем профессиональном образовании по профессии ОКПР 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин при наличии основного общего образования.

    в дополнительном профессиональном образовании в области обработки цифровой информации при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

    в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки на базе родственной профессии).

1.2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

    управления медиатекой цифровой информации;

    передачи и размещения цифровой информации;

    тиражирования мультимедиа контента на съемных носителях информации;

    осуществления навигации по ресурсам, поиска, ввода и передачи данных с помощью технологий и сервисов сети Интернет;

    публикации мультимедиа контента в сети Интернет;

    обеспечения информационной безопасности;

уметь:

    подключать периферийные устройства и мультимедийное оборудование к персональному компьютеру и настраивать режимы их работы;

    создавать и структурировать хранение цифровой информации в медиатеке персональных компьютеров и серверов;

    передавать и размещать цифровую информацию на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети;

    тиражировать мультимедиа контент на различных съемных носителях информации;

    осуществлять навигацию по веб-ресурсам Интернета с помощью веб-браузера;

    создавать и обмениваться письмами электронной почты;

    публиковать мультимедиа контент на различных сервисах в сети Интернет;

    осуществлять резервное копирование и восстановление данных;

    осуществлять антивирусную защиту персонального компьютера с помощью антивирусных программ;

    осуществлять мероприятия по защите персональных данных;

    вести отчетную и техническую документацию;

знать:

    назначение, разновидности и функциональные возможности программ для публикации мультимедиа контента;

    принципы лицензирования и модели распространения мультимедийного контента;

    нормативные документы по установке, эксплуатации и охране труда при работе с персональным компьютером, периферийным оборудованием и компьютерной оргтехникой;

    структуру, виды информационных ресурсов и основные виды услуг в сети Интернет;

    основные виды угроз информационной безопасности и средства защиты информации;

    принципы антивирусной защиты персонального компьютера;

    состав мероприятий по защите персональных данных.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 441 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 90 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 45 часов;

учебной и производственной практики – 306 часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Хранение, передача и публикация цифровой информации , в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Наименование результата обучения

Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации.

Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети

Тиражировать мультимедиа контент на различных съемных носителях информации.

Публиковать мультимедиа контент в сети Интернет.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды

профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося, часов

Учебная,

Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

в т.ч. практические занятия,

ПК 2.1

Тема 1.

ПК 2.2

Тема 2.

ПК 2.3-2.4

Тема 3.

ПК 2.1-2.4

Тема 4.

Производственная практика, часов

Всего:

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Объем часов

Уровень освоения

ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации

МДК.02.01. Технологии публикации цифровой мультимедийной информации

Тема 1. Размещение и передача цифровой информации

Всего часов по теме

Внешние запоминающие устройства

Накопители на магнитных и оптических дисках: характеристики, технологии записи, физическая и логическая структура. Дисковые менеджеры. Сетевые накопители.

Обслуживание дисков

Очистка диска. Проверка файловой системы и поверхности диска. Дефрагментация диска.

Управление файловой системой

Файловые системы: функции, виды. Хранение файлов в локальной и глобальной компьютерной сети.

Архивирование данных

Сжатие информации. Архивный файл и программы-архиваторы.

Тиражирование мультимедиа контента

Тиражирование мультимедиа контента на различные съемные носители информации. Методы тиражирования дисков.

Распространение мультимедиа контента

Принципы лицензирования и модели распространения мультимедийного контента.

Практические занятия

Получение сведений о дисковой памяти

Управление и обслуживание дисками по заданным условиям

Управление размещением файлов на локальных дисках по заданным условиям

Архивирование данных по заданным условиям

С амо с т о я т е л ь н а я ра б о т а

Написать реферат на одну из тем:

    История и перспективы развития внешних запоминающих устройств

    Подготовка носителей информации к работе и уход за ними

    Запись информации на съемные носители

    Размещение цифровой информации на дисковых хранилищах локальной сети

    Передача и размещение цифровой информации на дисках персонального компьютера и локальной сети

    Тиражирование мультимедиа контента на различных съемных носителях информации

    Сети хранения данных

    Принципы лицензирования и модели распространения мультимедийного контента

Тема 2. Управление медиатекой цифровой информации

Всего часов по теме

Медиатека

Назначение, функции, ресурсы. Создание и структурирование цифровой информации в медиатеке персональных компьютеров и серверов.

Технические средства медиатеки

Периферийные устройства и мультимедийное оборудование к персональному компьютеру.

Программные средства для управления ресурсами медиатек.

Автоматизированные библиотечно-информационные системы.

Способы хранения структурированной информации.

Разработка, создание и использование систем управления базами данных (СУБД). Базы данных в Интернете.

Техника безопасности труда при работе с персональным компьютером, периферийным оборудованием и компьютерной оргтехникой.

Нормативные документы по установке, эксплуатации и охране труда при работе с персональным компьютером, периферийным оборудованием и компьютерной оргтехникой.

Практические занятия

Создание баз данных. Обработка данных в БД.

Работа с базами данных в Интернет

Создание, структурирование и организация мультимедийной информации с помощью программы iTunes

Ведение отчетной и технической документации

С амо с т о я т е л ь н а я ра б о т а

Подготовка к практическим занятиям.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, вопросам составленным преподавателем).

Написать реферат на тему:

    Нормативные документы по установке, эксплуатации и охране труда при работе с ПК.

    Технические и программные средства современной медиатеки.

    Создание цифровой информации в медиатеке персональных компьютеров и серверов.

    Структурированное хранение цифровой информации в медиатеке персональных компьютеров и серверов.

    Назначение, разновидности и функциональные возможности программ для публикации мультимедиа контента.

    Управление медиатекой цифровой информации.

Тема 3. Публикация мультимедиа контента в сети Интернет

Всего часов по теме

Информационные ресурсы Интернета

Информационные ресурсы и сервисы Интернета: структура, виды. Основные виды услуг в сети Интернет. Поисковые системы и каталоги. Поиск информации в Интернете. Электронные библиотеки (книжные, музыкальные, киноресурсы) и энциклопедии (взрослые и детские). Электронное Правительство. Образовательные ресурсы. Сайты музеев, театров РФ и мира. Электронные кинотеатры. Электронные карты. Расписания транспортных услуг. Тематические порталы (политика, экономика, здоровье, туризм, спорт, образование, развлечения, социальные сети). Оn-line TV и радио. Новости. Прогноз погоды.

Подготовка мультимедиа контента для публикации в сети Интернет

Технические требования к публикуемой информации. Подготовка мультимедиа контента для публикации в сети Интернет.

Понятие, виды и работа с программами-браузерами

Разработка структуры сайта: главная страница, разделы, навигация, дизайн-макет.

Технологии WWW, HTML для публикации мультимедийного контента в Интернете. Понятие хостинга.

Программы для публикации мультимедиа контента

Программы для публикации мультимедиа контента: назначение, разновидности и функциональные возможности. Обзор программ «создания сайта с нуля»: текстовый редактор Блокнот, MacromediaDreamWeaver, технология uCoz, Joomla. Публикация контента в социальных сетях. Блоги. Публикация мультимедийного контента на FTP-серверах. Технология создания сайта с нуля.

Практические занятия

Навигация по web-ресурсам Интернета по заданным условиям. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ресурсами государственных услуг

Создание электронной почты. Работа с электронной почтой по заданным условиям. Создание и обмен письмами электронной почты по заданным условиям

Подготовка для публикаций в сети изображений по заданным условиям. Публикация изображений по заданным условиям

Подготовка для публикаций в сети видеофрагментов по заданным условиям. Публикация видео и аудиоклипов по заданным условиям

Подготовка и публикация презентаций по заданным условиям

Создание гиперссылок: внутренних, внешних, на электронную почту по заданным условиям

Публикация мультимедиа контента на Web-ресурсе с бесплатным хостингом по заданным условиям

Публикация мультимедиа контентав сети Интернет с помощью Macromedia DreamWeaver по заданным условиям

Публикация мультимедиа контента на Web-ресурсе с бесплатным хостингом uCoz.ru по заданным условиям

Публикация мультимедиа контента на Web-ресурсе с бесплатным хостингом Google по заданным условиям

С амо с т о я т е л ь н а я ра б о т а

Подготовка к практическим занятиям.

Оформление результатов практических занятий, отчетов по заданным критериям и подготовка к их защите.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, вопросам составленным преподавателем).

Создание сообщений на тему:

    Передача и размещение цифровой информации в глобальной сети.

    Размещение цифровой информации в глобальной компьютерной сети.

    Публикации мультимедиа контента в сети Интернет.

    Назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания веб-страниц.

Тема 4. Защита информации и информационная безопасность

Всего часов по теме

Информационная безопасность

Понятие информационной безопасности. Основные виды угроз информационной безопасности. Правовая охрана программ и данных.

Резервное копирование и восстановление данных

Резервное копирование: назначение, виды. Программы для резервного копирования и восстановления данных.

Защита информации

Правовые основы защиты информации. Средства защиты информации. Состав мероприятий по защите персональных данных.Принципы лицензирования. Типы лицензий (GNU, GPL, OpenLicence).

Антивирусная защита

Классификация компьютерных вирусов. Основные признаки присутствия на компьютере вредоносных программ. Антивирусные программы.

Практические занятия

Создание презентации о правовой охране программ и данных по заданным условиям

Резервное копирование и восстановление данных по заданным условиям

Знакомство с программами для восстановления ОС и данных по заданным условиям

Установка парольной защиты информации по заданным условиям

Дифференцированный зачет

С амо с т о я т е л ь н а я ра б о т а

Подготовка к практическим занятиям.

Оформление результатов практических занятий, отчетов по заданным критериям и подготовка к их защите.

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, вопросам составленным преподавателем).

Создание презентации на тему:

    Обзор современных мессенджеров.

    Обзор российских антивирусных программ.

    Обзор международных антивирусных программ.

    Применение электронно-цифровой подписи.

    Возможности систем управления WEB- контентом.

    Обзор программ для восстановления информации на жестком диске.

    Фишинг – особый вид компьютерного мошенничества.

    Борьба с фишингом в почтовых сообщениях.

    Смишинг и технологии защиты от него.

    Обезвреживание вируса на сайте

    Современные технологии передачи информации.

    Лучшие информационные ресурсы России.

    Проблема защиты интеллектуальной собственности в Интернете.

    Резервное копирование и восстановление данных.

    Вирусы и антивирусные программы.

    Выполнение мероприятий по защите персональных данных.

    Защита персонального компьютера с помощью антивирусных программ.

    Защита информации от несанкционированного доступа.

Подготовка к дифференцированному зачету.

Всего:

Учебная практика

Виды работ:

    Введение отчетной документации.

    Работа с мультимедийными контентами.

    Управление с программами для публикации мультимедиа контента.

    Управление с музыкой на персональном компьютере.

    Демонстрация фильмов с помощью проектора и копирование их на различные носители.

    Распространение мультимедийного контента.

    Создание цифровой информации на ПК.

    Хранение цифровой информации на носителях, на жестком диске.

    Создание, передача и размещение цифровой информации на дисках ПК.

    Создание передача и размещение цифровой информации на дисковых хранилищах.

    Создание цифровой информации и передача по беспроводной сети.

    Тиражирование мультимедиа контент на различных съемных носителях информации.

    Копирование мультимедиа контент на диски.

    Демонстрация мультимедийной информации.

    Открытие домашних страничек в ПК.

    Сеансовое и постоянное подключение к сети.

    Создание своей электронной почты.

    Использование форм публикации мультимедиа контент на различных сервисах в сети Интернет.

    Проверка жесткого диска с помощью специальных программ.

    Установка антивирусной программы.

    Очистка ПК от компьютерных вирусов и шпионских программ.

    Создание отчетной и технической документации.

Производственная практика

Виды работ:

1 . Создание цифровой информации в медиатеке персональных компьютеров и серверов.

2. Структурированное хранение цифровой информации в медиатеке персональных компьютеров и серверов.

3. Управление медиатекой цифровой информации.

4. Передача и размещение цифровой информации на дисках персонального компьютера и локальной сети.

5. Осуществление резервного копирования и восстановление данных.

6. Выполнение мероприятий по защите персональных данных.

7. Защита персонального компьютера с помощью антивирусных программ.

8. Передача и размещение цифровой информации в глобальной сети.

9. Тиражирование мультимедиа контента на различных съемных носителях информации.

10. Создание веб-страниц.

11. Публикации мультимедиа контента в сети Интернет.

12. Выполнение мероприятий по защите персональных данных.

Всего

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1 Требования к минимальному материально - техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие:

    Кабинета «Информатики и информационных технологий»

    Кабинета «Мультимедиа-технологий»

Технические средства обучения:

    Компьютер преподавателя с лицензионным программным обеспечением.

    мультимедийный проектор;

    проекционный экран;

Оборудование рабочих мест:

    Рабочие места по количеству обучающихся;

    Компьютеры на рабочем месте обучающихся с лицензионным программным обеспечением;

    Наушники и микрофон на рабочем месте обучающихся;

4.2.Информационное обеспечение обучения.

Основные источники:

    Курилова А.В. Хранение и, передача и публикация цифровой информации: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования – М.: Издательский центр «Академия»,2015. – 160с.

Дополнительные источники:

    Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Практикум по информатике: учебное пособие Ч.1 – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 320с. – Профессиональное образование).

    Е.В.Михеева Информационные технологии в профессиональной деятельности, Издательский центр «Академия», Москва, 2010;

    Е.В.Михеева Практикум по информатике, Издательский центр «Академия», Москва, 2009;

Ресурсы сети Internet

    Мультипортал:http://www.km.ru

    Интернет-Университет Информационных технологий http://www.intuit.ru/

    Образовательный портал http://claw.ru/

    Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org

    http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов

    http://www.dreamspark.ru/-Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна.

    Софт платных и бесплатных программ для обработки видео, фото, аудио, создания слайд-шоу, анимации, http://www.photosoft.ru/?ks_cat=16

    Особенности разработки web-сайта:http://www.nw-web.ru/razrabotka_saita.html

    http://gootsite.narod.ru/ – создание сайтов

    Самсоучитель по HTML:http://htmlbook.ru/samhtml/tegi/atributy-tegov

4.3.Общие требования к организации образовательного процесса.

Изучение ПМ 02.01 «Хранение, передача и публикация цифровой информации» начинается на втором курсе в 4 семестре и изучается на протяжении двух семестров. Профессиональный модуль изучается параллельно с изучением учебных дисциплин общепрофессионального цикла.

Выполнение практических занятий предполагает деление группы по числу рабочих мест, оборудованных персональным компьютером.

Учебная практика по модулю проходит линейно одновременно с изучением теоретической части МДК.

Учебная практика рассредоточена из расчета 6 часов в неделю и проводится в мастерских ОУ.

Производственная практика проходит в организациях города и Ленинградской области любой формы собственности.

Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках ПМ является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.

В процессе обучения используются различные виды информационно-коммуникационных технологий.

Консультации обучающихся, проводятся согласно графику консультаций, составленному учебным заведением.

Текущий контроль освоения содержания МДК осуществляется в форме тестовых заданий, практических занятий и самостоятельных работ.

Формой аттестации МДК.02.01 является дифференцированный зачет.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие среднего или высшего профессионального образования, соответствующего профилю преподаваемого модуля.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: мастера производственного обучения должны иметь на 1 – 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Профессиональные компетенции

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля текущей успеваемости

ПК 2.1 . Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации.

Создание и структурирование, хранение цифровой информации в медиатеке персональных компьютеров и серверов;

Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации.

Практические работы № 5-8Контрольная работа 1

Самостоятельная работа № 2

ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети.

Создание и обмен письмами электронной почты;

Осуществление резервного копирования и восстановления данных;

Передача и размещение цифровой информацию на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети;

Осуществление антивирусной защиты персонального компьютера с помощью антивирусных программ;

Осуществление мероприятий по защите персональных данных;

Практические работы №10, 18-22

Самостоятельная работа № 4

Тест 3 тест 5

ПК 2.3. Тиражировать мультимедиа контент на различных съемных носителях информации.

Тиражировние мультимедиа контента на различных съемных носителях информации;

Практические работы № 1-4

Самостоятельная работа № 1

ПК 2.4 . Публиковать мультимедиа контент в сети Интернет.

Осуществление навигации по веб-ресурсам Интернета с помощью веб-браузера;

Публикация мультимедиа контента на различных сервисах в сети Интернет;

Практические работы № 9,11-17

Самостоятельная работа № 3

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к будущей профессии

Участие в профессиональных конкурсах

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Обоснованность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в процессе создания мультимедийного контента

Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Анализ деятельности обучающегося в процессе обучения по модулю

ОК 3. А нализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач

Самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Анализ деятельности обучающегося в процессе обучения по модулю

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Нахождение информации с помощью современных информационных технологий

Использование найденной информации для эффективного выполнения профессиональных задач

Анализ деятельности обучающегося в процессе обучения по модулю

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Демонстрация навыков использования информационно – коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Анализ деятельности обучающегося в процессе обучения по модулю

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Доброжелательное и адекватное ситуации взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

Успешная работа в учебной бригаде при выполнении производственных заданий

Анализ деятельности обучающегося в процессе обучения по модулю

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

Активное участие в военно-патриотических мероприятиях

Анализ деятельности обучающегося в процессе обучения по модулю

Промежуточная аттестация

МДК.02.01. «Технологии публикации цифровой мультимедийной информации»

Дифференцированный зачет

Учебная практика

Дифференцированный зачет

Производственная практика

Дифференцированный зачет

ПМ 02.01 «Хранение, передача и публикация цифровой информации»