Логистика в управлении цепями поставок кратко. Управление цепями поставок (scm)

Supply Chain Management , SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепями поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

  • SCP - (англ. Supply Chain Planning ) - планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.
  • SCE - (англ. Supply Chain Execution ) - исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

Управление цепями поставок (SCM)

  • Управление цепями поставок (Supply Chain Management - SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов. Сущностью понятия "управления цепочками поставок" является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.
  • Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

Состав систем SCP

  • Прогноз продаж компании - прогнозирование недельных/дневных продаж товара;
  • Управление запасами - оптимизационное планирование гарантийного запаса, текущего запаса и т. д. с учётом выбранной модели управления запасами для каждой товарной категории;
  • Управление пополнениями - оптимизационное планирование поставок внутри логистической сети компании с учётом планируемых продаж, поставок от производителя, наличия остатков, транспортных мощностей, различных ограничений и бизнес-правил.

Производители SCM-решений

  • 7Hills Business Solutions
  • I2 Technologies
  • HighJump Software
  • Manhattan Associates
  • Infor
  • Management Dynamics Inc
  • Kewill
  • Beroe-inc
  • Kinaxis
  • CDC Software

См. также

  • Управление запасами
  • SSTD - Единая система решения корпоративных задач
  • EAM -системы - системы управления основными фондами предприятия
  • ECM -системы - системы управления информацией предприятия
  • ERP -системы - системы для планирования ресурсов предприятия
  • CPM -системы - системы для управления эффективностью предприятия
  • CRM -системы - системы управления взаимодействием с клиентами
  • MES -системы - производственные управляющие системы
  • WMS -системы - системы управления складами
  • СЭД - системы электронного документооборота

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Системы управления цепочками поставок" в других словарях:

    Система управления цепями поставок (англ. supply chain management, SCM) организационная стратегия и прикладное программное обеспечение, предназначенные для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля… … Википедия

    SCM аббревиатура Supply Chain Management системы управления цепочками поставок; System Capital Management украинская компания; Software Configuration Management управление конфигурацией программного обеспечения; Service Control Manager … … Википедия

    управление цепочками поставок - Здесь цепочка поставок это глобальная сеть, которая преобразует исходное сырье в продукты и услуги, необходимые конечному потребителю, используя спроектированный поток информации, материальных ценностей и денежных средств. Исследователи выделяют… … Справочник технического переводчика

    ГОСТ Р 53633.8-2012: Информационные технологии. Сеть управления электросвязью. Расширенная схема деятельности организации связи (eTOM). Декомпозиция и описания процессов. Процессы уровня 2 eTOM. Стратегия, инфраструктура и продукт. Разработка и управление цепочками поставок - Терминология ГОСТ Р 53633.8 2012: Информационные технологии. Сеть управления электросвязью. Расширенная схема деятельности организации связи (eTOM). Декомпозиция и описания процессов. Процессы уровня 2 eTOM. Стратегия, инфраструктура и продукт.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) как научная дисциплина изучает ресурсы промышленных, логистических и торговых предприятий, а также принимаемые людьми решения в отношении процессов межорганизационного… … Википедия

    - (сокр. от англ. Warehouse Management System система управления складом) система управления, обеспечивающая автоматизацию и оптимизацию всех процессов складской работы профильного предприятия. Содержание … Википедия

    - (сокр. от англ. Customer Relationship Management System, CRM система) корпоративная информационная система, предназначенная для автоматизации CRM стратегии компании, в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и… … Википедия

    Оптовые запасы - (Wholesale Inventories) Определение оптовых запасов, торговые и складские запасы Информация об определении оптовых запасов, торговые и складские запасы Содержание Содержание Виды запасов и их характеристики Торговые и складские запасы Принципы… … Энциклопедия инвестора

    APS (сокр. от англ. Advanced Planning Scheduling усовершенствованное планирование) концепция производственного планирования, главной особенностью которой является возможность построения расписания работы оборудования в рамках всего предприятия.… … Википедия

    - (продукции) это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта. Жизненный цикл продукции (ЖЦП) включает период от… … Википедия

Книги

  • Логистика во внешнеторговой деятельности , И. И. Кретов , К. В. Садченко , В пособии рассмотрены экспортно-импортные логистические операции, затронуты наиболее проблемные вопросы в логистике и порядок их разрешения на практике. Приводятся практические примеры… Категория: Финансы Серия: Маркетинг и менеджмент Издатель: Дело и Сервис , Производитель: Дело и Сервис ,
  • Логистика во внешнеторговой деятельности. Учебное пособие , Кретов Игорь Иванович , Садченко Кирилл Вадимович , В пособии рассмотрены экспортно-импортные логистические операции, затронуты наиболее проблемные вопросы в логистике и порядок их разрешения на практике. Приводятся практические примеры… Категория:

В начале 1980-х годов американскими специалистами в области менеджмента и логистики был предложен, а впоследствии применен термин «управление цепью/цепями поставок».

Системы управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management , SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Выделяют шесть областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

SCP – (Supply Chain Planning ) – планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.

SCE - (Supply Chain Execution ) - исполнение цепочек поставок в режиме реального времени.

Управление цепями поставок – это интеграция восьми ключевых бизнес-процессов:

1. управления взаимоотношениями с потребителями;

2. обслуживания потребителей;

3. управления спросом;

4. управления выполнением заказов;

5. поддержки производственных процессов;

6. управления снабжением;

7. упр. разработкой продукции и ее доведением до коммерческого использования;

8. управления возвратными материальными потоками.

Основные положения концепции SCM :

ü стоимость товара формируется на протяжении всей логистической цепочки и «проявляется» только на последней стадии – при продаже конечному потребителю;

ü на стоимость товара влияет общая эффективность операций, в том числе транспортных и маркетинговых, всей логистической цепочки, а не только конкретной продажи;

ü наиболее управляемой с точки зрения стоимости являются начальная стадия – производство, а наиболее чувствительной – последняя – продажа.

Преимущества управления цепочками поставок:

§ ускорение оборота, сокращение материальных запасов на складах и общей стоимости хранения продукции;

§ повышение удовлетворенности заказчиков с помощью онлайновой системы размещения заказов и настройки продуктов;

§ гибкость проектирования, а также высокая скорость вывода продуктов в серию и снятия их с производства в соответствии с требованиями заказчиков и рынка;

§ сокращение сроков разработки и вывода продуктов на рынок, что приводит к росту рыночной доли компании;

§ сохранение высокого качества продуктов, несмотря на передачу больших объемов работ внешним подрядчикам.

Модуль SCM присутствует в составе мощных современных интегрированных корпоративных систем управления, в частности систем ERP II/CSRP .

Планирование ресурсов, синхронизованное с покупателем CSRP (англ. Customer Synchronized Resource Planning, CSRP

CSRP использует интегрированную функциональность ERP и перенаправляет производственное планирование от производства далее, к покупателю. CSRP предоставляет действенные методы и приложения для создания продуктов с повышенной ценностью для покупателя. Главная задача таких систем - синхронизировать покупателя с внутренним планированием и производством

Выгоды успешного применения CSRP – это повышение качества товаров, снижение времени поставки, повышение ценности продуктов для покупателя и так далее, а в результате этого – снижение производственных издержек, но что более важно, это создание инфраструктуры приспособленной для создания продуктов удовлетворяющих потребности покупателя, улучшение обратной связи с покупателями и обеспечение лучших услуг для покупателей. Это не эффективность производства, которая будет обеспечивать временные конкурентные преимущества, скорее это способность создавать продукты, удовлетворяющие потребности покупателя и лучший сервис.

· DCM (Demand Chain Management - управление цепью спроса):

3. SCM (Supply Chain Management - управление цепью поставок);

4. CRM (Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с покупателями).

Управление цепью спроса - это единственное решение, которое сокращает разрыв между традиционными системами CRM и SCM путем синхронизации деятельности отделов продаж и маркетинга с операциями в цепи поставок (закупочной, производственной и распределительной логистикой).

Таким образом, управление цепочкой спроса - это объединение процессов управления цепочкой поставок и взаимоотношениями с покупателями, за счет которого достигается координация между созданием спроса на рынке, получением заказа от клиента и определением структуры поставщиков и субпоставщиков в зависимости от специфики покупательского спроса.


Логистический аутсорсинг

Термин «логистический аутсорсинг» означает передачу предприятием по контракту внешнему исполнителю базовых функций организации и управления потоковыми проц-ми. Направления осуществления лог-их процессов: собственными силами (инсорсинг «И») или с пом. привлекаемого лог-го оператора (аутсорсинг «А»).

Эффективное управление цепями поставок

Валерий Шабага, руководитель проектов
консалтинговой компании «А Дан Дзо»

Современный рынок диктует нам свои правила, и сегодня для получения прибыли недостаточно произвести качественный товар и обеспечить его маркетинговой поддержкой, необходимо еще выработать эффективную схему товародвижения. В разработке сбытовой политики предприятия логистика исполняет роль стратегического ресурса, а эффективное управление цепями поставок становится «волшебной палочкой».

Образование глобальных цепей, нарастание конкурентной борьбы послужили толчком для быстрого развития интегрированной логистики. Ведь неэффективная организация цепочки товародвижения зачастую становится причиной многих проблем торговых предприятий, например таких, как:

  • потери в ассортименте;
  • упущенная прибыль от нереализованных товаров;
  • дополнительные расходы на оплату штрафов;
  • дополнительные расходы на хранение товаров, не успевших к текущему сезону;
  • замораживание денежных средств в виде товаров, находящихся на длительном хранении, и уменьшение оборотного капитала;
  • потеря товарного вида для части товаров и распродажа товаров по сниженным ценам в следующем сезоне из-за изменения моды.

«Провалы» в ассортименте, уровень которых достигает огромных размеров, не выгодны ни розничной сети, ни производителю.

Эффективное управление цепями поставок очень сильно влияет на конкурентоспособность компании и позволяет сократить издержки в цепочке поставок, тем самым снизить себестоимость товара. Усовершенствовав стратегические процессы управления цепями поставок и превратив их в мощные активы, компании получают сильное конкурентное преимущество.

Ветер перемен, или как выжить в кризис

Политика сбыта и управления цепочками поставок попадает под сильное влияние экономической ситуации в стране и в мире. Как известно, экономике свойственно циклическое развитие, чередующееся с периодами кризисов и подъемов. К сожалению, периоды экономических кризисов доминируют в нашей стране и поэтому именно на этой стадии макроэкономического цикла следует особенно четко расставлять акценты в управлении цепями поставок. Цепи поставок достаточно сильно подвержены воздействию кризиса и рецессий. Значительное падение объемов продаж и прибыли, как правило, является следствием нестабильности в экономике страны.

Основной удар выражается в серьезнейшем падении объемов продаж и прибыли, увеличении колебаний спроса и поставок, возросших рисках банкротства партнеров и всеобщей нехватке наличности. Одними традиционными методами борьбы с этими явлениями здесь не обойтись, поэтому эффективные ответные меры сейчас активно применяются многими компаниями в мире. К таким мерам относятся:

  • пересмотр и рационализация конфигурации цепей поставок с целью увеличения гибкости и оптимизации расходов;
  • оценка надежности поставщиков с целью уменьшения рисков неплатежей и срывов поставок;
  • оптимизация оборотных средств (уменьшение уровня товарных запасов);
  • ускорение перехода от собственно производства продукции к предоставлению инновационных услуг для защиты прибыли и сохранения рыночных позиций.

Инициативы по совершенствованию логистических процессов становятся ключом к решению острых экономических проблем. Наиболее рациональными мерами являются:

  • достижение ювелирно точной сегментации поставщиков и клиентов, большей точности прогнозирования и выстраивания логистики, производства, закупок под прогнозы спроса путем пристраивания всей сети поставок;
  • стратегическая оптимизация логистики, включая постоянную оптимизацию комплексной цепи поставок от поставщиков до конечных пользователей;
  • переход к бережливому производству;
  • оптимальное управление запасами, направленное на повышение оборачиваемости товара, включая технологии совместного с поставщиками планирования пополнения запасов;
  • реализация БСМ-проектов с быстрой окупаемостью в противовес многомиллионным инвестициям в высокотехнологичные программные продукты, которые имели место в прошлые годы;
  • сильнейшими в управлении цепочки поставок остаются компании рынка высоких технологий, а также рынка товаров с быстрой оборачиваемостью, вынужденные работать напрямую по всей длине цепи поставок от поставщика до потребителя.

Цепи поставок vs маркетинг

Гибкость цепей поставок, а именно способность продолжать экономически эффективное функционирование даже в период непредсказуемых и значительных колебаний спроса, является главным фактором успеха. Глобальная рецессия резко лишает возможности прогнозировать далее, чем на три месяца. Поэтому в периоды кризиса гибкость становится более критичным фактором. В данной ситуации чрезвычайно важны эффективное интегрированное планирование в рамках всей цепи в совокупности с быстрым реагированием на коротких интервалах времени.

В условиях растущей конкуренции становится невозможным достижение успеха одними расходами на традиционный маркетинг. Сложность оценки степени обратной связи от традиционного маркетинга приводит к необъективной оценке результатов и бесперспективности процесса планирования. В результате становится невозможно определить, какими средствами достигнута конечная цель – привлечение покупателя, так как непонятно, какие инвестиции в рекламу считать оправданными и эффективными, какие методы использовать для оценки этой эффективности. Даже привлекая покупателя и не имея адекватных операций, компании сделают напрасные маркетинговые траты, так как они будут стимулировать спрос, который не в состоянии удовлетворить. Не случайно сервисная составляющая в стоимости продуктов имеет значительную долю.

Управление цепями поставок приобретает в деятельности компаний такую же важность, как когда-то маркетинг. Цепь поставок существует лишь потому, что существует спрос на товар со стороны потребителя. Компании признают неоднородность потребителей и предлагают на рынке не один товар, а целый ассортимент, нацеленный на разные сегменты рынка. Товары эти могут отличаться по целому ряду параметров – новизна, имидж, цена, качество, срок хранения и т. д. Так же, как и конфигурация, параметры цепи поставок определяются разными характеристиками товаров – эти параметры при необходимости изменяются на протяжении жизненного цикла товара, т. е. его развития от «рождения» (выведения на рынок) до «смерти» (исчезновения с рынка). Скорость реагирования на изменения в спросе более важна на стадии вывода товара на рынок, когда высока связанная с новым товаром неопределенность. В то же время на стадии «зрелого» товара стабильный спрос и большие объемы продаж диктуют приоритет надежности и сокращения издержек над скоростью поставки и гибкостью.

Параметры цепи поставок

С одной стороны, эффективное управление цепью поставок при необходимости предполагает наличие общих для всех участников цепи показателей деятельности, которые позволяют отслеживать развитие цепи в правильном направлении. С другой – показатели деятельности должны учитывать как специфику товара, так и стадии его жизненного цикла.

Выделяют следующие параметры цепи поставок:

Скорость цепи – протяженность цикла от закупки сырья и материалов поставщиком товара до получения собственно готового товара потребителем. Скорость цепи иногда называется длиной цепи поставок и измеряется в днях.

Надежность цепи – степень соблюдения установленных сроков поставки.

Гибкость цепи – умение своевременно адаптировать цепь поставок в соответствии с изменяющимися запросами потребителя, например, изменяя долю продаж того или иного товара в портфеле в зависимости от спроса или выводя на рынок новые модификации товара. Хорошими индикаторами гибкости являются уровень и положение в цепи товарных запасов и частота случаев отсутствия товара в розничной части цепи.

Издержки цепи – общая стоимость функционирования цепи поставок, которая складывается из издержек производства, закупки, транспортировки, складирования, страховки, списания устаревших и испортившихся запасов, финансирования цепи и множества других.

Нет сомнения, что идеальная цепь поставки должна стремиться к достижению совершенства по всем указанным параметрам: по первой прихоти потребителя (гибкость) быстро (скорость) и точно в обещанный срок (надежность) доставлять ему товар, при этом почти бесплатно для всех партнеров по цепи (издержки). К сожалению, не вызывает сомнения, что этот сценарий несколько утопичен.


Увеличение надежности цепи требует более тщательного планирования и контроля, что автоматически увеличивает соответствующие инвестиции в технологию, обучение и координацию. Обеспечение скорости реакции заставляет компании содержать запасы, что увеличивает расходы на складирование и повышает риск списания устаревших запасов. Повышение гибкости требует внедрения технологий гибкого производства, что вызывает рост издержек на перенастройку производственных линий и увеличивает процент производственных потерь.

Таким образом, улучшение одного из этих параметров, как правило, ведет к ухудшению другого. Между тем выше уже было сказано о некоторых закономерностях в требованиях, которые потребитель и нацеленный на него товар предъявляют к конфигурации цепи поставок, а параметры цепи поставок определенным образом изменяются на протяжении жизненного цикла товара. Учет этих закономерностей позволит менеджеру по товару выделить критически важные на той или иной стадии жизненного цикла товара характеристики цепи. Если достижение совершенства по всем параметрам невозможно, то успех цепи поставок определяется правильным фокусом на правильных параметрах.

Таким образом, исходя из особенностей ситуации на российском логистическом рынке, принимая во внимание мировой опыт, а также учитывая цикличность развития экономики и жизненный цикл товаров, можно выделить следующие важнейшие аспекты, учет которых необходим для успешного управления цепями поставок:

  • описание и анализ комплексных динамичных цепей поставок;
  • своевременное опознание критических ситуаций в логистических бизнес-процессах и ликвидация узких мест;
  • развитие логистической стратегии для активного решения проблем;
  • воплощение развитых стратегий на оперативном уровне с помощью эффективного управления проектами;
  • управление логистическими рисками рынка и предприятий;
  • управление цепями поставок с учетом культуры разных регионов;
  • управление цепями поставок с учетом жизненного цикла товара и макроэкономической ситуации в регионе.

Истина рождается в опыте

Ни для кого не секрет, что высокие показатели работы предприятия являются результатом длительного труда и успех приходит путем проб и ошибок. Столь ответственную работу, как планирование управления цепями поставок, необходимо выполнить на высшем уровне, а это под силу только профессионалу. Хорошо известно, что для улучшения финансовых показателей предприятия необходим комплексный подход к его логистике. А багаж знаний, опыт консультантов и лучшая практика многих десятков предприятий – лидеров различных отраслей позволяет в ограниченные сроки раскрыть потенциал компании, сократить сроки получения и увеличить размер эффектов, получить синергетический эффект, а также снизить риски, сопутствующие любому нововведению.

Рассмотрим особенности поставок товаров от производителя до распределительного центра, расположенного в Московской области, и далее в розничную сеть. Проект по управлению цепочками поставок был разработан и реализован консалтинговой компании «А Дан Дзо» для торговой сетевой компании (одежда и аксессуары), имеющей более 150 магазинов в различных регионах России, число которых увеличивается ежегодно на 20–40 магазинов.

Примерно 50% товаров поступает из Китая и Индии, 43% товаров – от российских производителей и около 7% – из Европы (см. рис.1).

Для анализа возникающих ситуаций в организации и выполнении поставок будут использоваться и иные данные, полученные при выполнении других проектов.


Импортные поставки. Проблемы и решения

Продажи торговой компании, осуществляющей торговлю одеждой и различными аксессуарами, характеризуются ярко выраженной сезонностью, что вызывает неравномерность отгрузки товаров от иностранных и российских поставщиков (см. рис.2).

На рис. 2 отражены следующие периоды организации поставки товаров в торговую сеть «как должно быть»:

Разработка новой коллекции (осуществляется за 1 год до проведения продаж: зимой – для продаж в следующую зиму и летом – для продаж на следующее лето).

Производство новой коллекции (осуществляется производителями в течение 2–3 месяцев до начала поставки товаров на РЦ).


Поставка товаров для весенне-летнего сезона (осуществляется поставщиками преимущественно в январе–феврале текущего года).

Поставка товаров для осенне-зимнего сезона (осуществляется поставщиками преимущественно в июле–августе текущего года).

Доставка товаров в розничную сеть для весенне-летнего сезона (осуществляется с РЦ в марте–июле текущего года).

Доставка товаров в розничную сеть для осенне-зимнего сезона (осуществляется с РЦ в сентябре–января текущего года).

Готовая одежда, обувь, аксессуары
Индия 35% Котка Лето
0% Зима
Китай 65% Котка Лето
100% Зима

Поставки из Юго-Восточной Азии распределяются по объему закупок следующим образом: из Индии поступают товары только для летней распродажи, а из Китая – для летней и зимней продажи (см. табл.).

Однако действительность чаще всего вносит свои и весьма существенные коррективы в планируемые компанией сроки поставки товаров. В зависимости от места отгрузки часть товаров (примерно 26%) прибывает в порт Котка в срок от 15 до 35 дней (грузы из Индии), более 55% грузов прибывают в срок от 35 до 40 дней и оставшиеся примерно 19% грузов – в срок до 50 дней (рис. 4).

На рис. 4 видно, что периоды доставки товаров от поставщиков из Китая и Индии до порта Котка (Финляндия) достаточно определенные по срокам и зависят главным образом от ряда причин. Так, задержка может произойти из-за погодных условий, по причине недостаточности судовой партии, дополнительной проверки контейнеров таможенными службами, в результате чего груз не успевают отправить с отходящим судном, и приходится ждать другого, и прочих обстоятельств. Любой океанский маршрут из Китая предполагает перегрузку с океанского судна на фидерные суда в крупном порту. В Котку фидерные суда доставляют грузы также из крупных портов (Роттердам, Гамбург и т. д.).


Следующий отрезок маршрута в доставке импортных товаров – это транспортировка контейнеров из порта Котка до распределительного центра торговой компании в Московской области с осуществлением таможенного оформления при пересечении финско-российской границы. Сама перевозка контейнеров из Котки в Московский регион занимает обычно 2–3 дня. Увеличение срока перевозки может быть вызвано только задержкой на границе из-за очередей, которые там время от времени возникают. Реальные же сроки доставки, включая время на таможенное оформление груза, приведены на рис. 5.


На рис. 5 видно, что только 6% грузов доставляется из порта Котка в РЦ в срок от 5 до 10 дней. Более 46% грузов доставляются за период от 10 до 40 дней. Более 47% грузов доставляются в период свыше 40 дней. Для доставки около 30% грузов требуется более двух месяцев.

Обычно некоторое время контейнеры перед отправкой до места назначения находятся в пункте их перевалки и с морского на сухопутный транспорт – в порту Котка. У торговой компании есть несколько дней на организацию перевозки контейнеров, и она заранее информирована о прибытии их в порт. Тем не менее сроки нахождения контейнеров в порту Котка разные (см. рис. 6).


На рис. 6 видно, что только около 49% всех контейнеров следуют через порт Котка без оплаты штрафов за сверхнормативное хранение и демередж. Более 22% контейнеров находятся в порту Котка от 30 до 109 дней. В зависимости от срока нахождения в порту величина штрафов увеличивается (см. рис.7).


На рис. 7 показано, что стоимость штрафов – непроизводительных расходов для торговой компании увеличивается в зависимости от времени нахождения контейнеров. От всего объема перевалки контейнеров через порт Котка за 12 месяцев только 48,6% контейнеров были без штрафных санкций. Для остальных контейнеров стоимость штрафов составляла от 2 до 5521 евро за контейнер. Суммарно на выплату штрафов за изучаемый период ушло более 150 тысяч евро.

Общие сроки доставки товаров по всему маршруту из Китая и Индии до РЦ торговой компании, расположенного в Московской области, указаны на рис. 8.


Из рис. 6 следует, что только 30,74% товаров доставляются в срок до двух месяцев. Примерно 35% товаров доставляются в течение двух-трех месяцев. Срок доставки для 34,26% товаров составляет от трех до восьми месяцев.

Таким образом, можно видеть значительные отклонения от плановых сроков поставки, указанных на рис. 2. При этом около 21% товаров практически не попадают в розничную сеть в текущий сезон из-за значительного времени их поставки.

Для торговой компании это оборачивается:

  • упущенной прибылью от нереализованных товаров;
  • дополнительными расходами на оплату штрафов;
  • дополнительными расходами на хранение товаров, не успевших к текущему сезону;
  • замораживанием денежных средств в виде товаров, находящихся на длительном хранении, и уменьшением оборотного капитала;
  • потерей товарного вида части продукции и ее распродажей по сниженным ценам в следующем сезоне из-за изменения моды.

Какие меры можно предпринять, чтобы этого избежать:

1. Найти производителя, находящегося вблизи от России, для минимизации сроков поставки.

2. Самой компании организовать производство товаров в России или в приграничных к России государствах.

3. Использовать другие виды транспортировки, исходя из анализа упущенных продаж.

Указанные выше предложения по переносу производств в близлежащие регионы, конечно, требуют экономического обоснования. И в рамках проекта, некоторыми статистическими данными которого мы поделились, эти экономические обоснования нами были получены как итог подробных расчетов.


Таким образом, если у вашей компании похожая география поставок, стоит попробовать и подсчитать все прямые и сопутствующие расходы, возникающие при производстве и поставках импортных товаров, и те преимущества, которые дает производство товаров не только в России, но и в Белоруссии и в Казахстане (единое таможенное пространство). Результаты могут не только убедить, но и превзойти все ваши ожидания.

Если же вы понимаете, что отказаться от существующих поставщиков не представляется возможным, стоит рассмотреть альтернативные варианты транспортировки – например, авиаперевозки. Не стоит отбрасывать этот вариант только потому, что он дороже тех, которые вы используете, – ликвидация упущенных продаж не только компенсирует все переплаты, но и принесет компании дополнительный доход.

С чем это связано? Кто такой логист и какие функции он осуществляет? Об этом и будет рассказано далее.

Кто такой логист?

Доставить нужную продукцию из одного пункта в другой согласно назначенным срокам - очень важная задача. Еще более важно сохранить товар целым и невредимым. Именно такой специалист, как логист, осуществляет управление цепями поставок и контролирует эффективную транспортировку и доставку нужной продукции. Сразу стоит отметить, что любая профессия в сфере логистики считается очень сложной и трудной. Так, чтобы стать качественным специалистом в сфере управления поставками, необходимо обладать очень развитым мышлением, знать иностранные языки, иметь отличные организаторские способности. Проследить за большим количеством разного рода товаров не так уж и просто, а делать это качественно - тем более.

Где должен учиться человек, чтобы получить возможность работать логистом и осуществлять управление цепями поставок? Какие есть у рассматриваемых специалистов обязанности? Об этом будет рассказано далее.

Необходимое для работы образование

В сфере логистики можно работать, имея как высшее, так и среднее образование. Однако количество обязанностей, прав, а также оплата труда в этом случае будут значительно отличаться.

Лицо, имеющее среднее профессиональное образование, способно работать лишь помощником логиста или менеджером. Осуществлять полноценное управление людям, не окончившим вуз, если и удастся, то с большим трудом. Стоит также отметить, что далеко не везде есть рабочие места для лиц, не имеющих высшего образования. Из-за узкой направленности, а также из-за ряда других факторов устроиться на рассматриваемую работу лицу, имеющему лишь среднее образование, будет не так уж и просто.

Совсем по-другому дела обстоят с лицами, все-таки имеющими высшее образование. Так, люди, окончившие экономические вузы по соответствующей специальности, имеют полное право устроиться на любое свободное рабочее место. Пожалуй, стоит выделить основные учебные заведения, где можно получить необходимое образование. Это (в Москве на Лубянке), МИИТ, МАДИ и знаменитый СПбГУ. В любом из этих вузов есть специальность, именующаяся как "Логистика и управление цепями поставок".

Что должен знать логист?

Как уже было сказано выше, специалист в сфере логистики должен обладать очень обширным багажом знаний. Какие именно дисциплины обязан качественно знать рассматриваемый работник? Вот лишь некоторые из них:

  • Основы экономических и математических методов.
  • Основы распределения, производства, складирования и др.
  • проектами.
  • Контроль над транспортировкой, разгрузочными и погрузочными работами.
  • Основы информационных систем и технологий.
  • Основы экономики.
  • Основы планирования поставок.
  • Управление рисками в сфере логистики.
  • Контроль над системами логистики и многое другое.

Специалист, на плечи которого ложится управление цепями поставок, должен знать действительно очень многие вещи. Более того, работник в сфере логистики обязан еще и постоянно самосовершенствоваться и дополнять свои знания. Связано это с тем, что технологии постоянно модернизируются, а потому работать на протяжении нескольких десятков лет с одними лишь университетскими знаниями логисту вряд ли удастся.

Необходимые для работы навыки

Безусловно, одних лишь знаний для осуществления своих рабочих функций логисту будет недостаточно. Специалист, в задачи которого входит логистическое управление цепями поставок, должен обладать также определенными навыками, умениями и чертами характера.

Что именно здесь можно выделить?

  • Знание нескольких иностранных языков. Довольно очевидно, что в работе, связанной с транспортировками, никак нельзя обойтись без переговоров с иностранными гражданами; тем более если компания иностранная.
  • Коммуникативные навыки. Знать несколько языков совершенно недостаточно, необходимо еще и уметь грамотно излагать свои мысли и требования. Относится это и к родному языку. Качественный специалист просто обязан обладать грамотной, ясной и четкой речью.
  • Работа с программным оборудованием. В век компьютерных технологий попросту нельзя обойтись без умений грамотно обращаться с программами. Особенно это касается работников, функции которых - управление логистикой, цепями поставок, транспортировка и т. д.

Стоит также отметить, что качественный специалист обязан также обладать такими чертами характера, как стрессоустойчивость, высокая работоспособность, организаторские функции и т. д.

Обязанности логиста

Как уже было сказано, сфера логистики невероятно обширна. Здесь трудится большое количество работников, осуществляющих самые разные функции. Однако возможность выделить наиболее обобщенные обязанности все-таки имеется.

Так, стоит отметить, что в рассматриваемой профессиональной среде за работниками закреплены следующие обязанности:

  • Работа с разного рода лицами. Сюда относятся клиенты, поставщики, операторы и т. д.
  • Работы с документацией.
  • Планирование заказов и поставок.
  • Переговоры с таможнями.
  • Управление запасами в цепях поставок.
  • Построение маршрутов и многое другое.

Функций у логиста действительно много. Однако зависит все, в основном, от имеющегося разряда и уровня квалификации.

Где можно работать?

Почти никаких проблем не должно возникнуть у выпускника образовательного заведения по специальности "Логистика и управление цепями поставок". Вузы зачастую сами предлагают студенту варианты вакантных мест. А в связи с тем, что рассматриваемая профессия сегодня является невероятно актуальной и востребованной, перед человеком, имеющим должное образование, откроется попросту множество самых разных возможностей трудоустройства.

И все же, где именно может работать рассматриваемый специалист? Можно выделить:

  • транспортные компании (РЖД, различные авиалинии и т. д.);
  • грузопереработку;
  • таможенные службы;
  • промышленные предприятия и многие другие места.

Управление поставками и логистика нужны практически на каждом производственном предприятии. И это громадное преимущество данной сферы: у человека, желающего связать свою жизнь с рассматриваемой трудовой деятельностью, совершенно точно не возникнет проблем с трудоустройством.

О карьере логиста

Что можно сказать о карьере рассматриваемого специалиста? Как и в любой другой трудовой сфере, повышение квалификации можно заработать лишь путем накопления должного опыта и совершенствования рабочих навыков.

Однако в сфере системы управления цепями поставок есть одна немаловажная черта. Если вкратце, то заключается она в том, что возможностей для так называемого самосовершенствования здесь просто масса. Так, специалист может усиленно изучать новые иностранные языки, разрабатывать собственные специализированные программы, улучшать свои коммуникативные навыки, доводить до автоматизма работу с документацией и т. д. Благодаря всему этому практически любой специалист, даже не имеющий высшего образования и работающий помощником, сможет достичь профессиональных высот.

О правах и ответственности логиста

Специалист в сфере логистики, как и любой другой работник, обладает определенными профессиональными правами. Что именно здесь можно выделить? Вот что закрепляет специальная должностная инструкция работника:

  • право на все установленные государством социальные гарантии и льготы;
  • право на своевременные выплаты зарплат;
  • право требовать у начальства всю необходимую для работы документацию;
  • право предлагать руководству идеи и предложения по усовершенствованию работы организации;
  • право отказываться от выполнения работ в случае очевидных нарушений, влекущих отсутствие оптимальных условий труда;
  • право повышать уровень своей квалификации;
  • право задействовать специалистов других профессиональных направлений для оказания необходимой помощи (но на условиях согласования с начальством).

Таким образом, довольно широкий спектр прав закреплен за специалистом, имеющим своей обязанностью управление цепями поставок. На предприятии, однако, логисты обладают и большой долей ответственности за все совершаемые действия. В особенности стоит выделить, что на работника налагается ответственность:

  • за правонарушения или преступления, совершаемые на рабочем месте;
  • за полное невыполнение или неверное выполнение собственных должностных обязанностей;
  • за пребывание на рабочем месте в нетрезвом состоянии;
  • за нарушение установленных правил безопасности.

Плюсы и минусы профессии

Профессия логиста имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков. Какие плюсы работы можно выделить? Сюда относятся, безусловно:

  • Востребованность и актуальность профессии.
  • Высокий доход.
  • Возможность практиковаться в разговорах на иностранном языке.
  • Постоянное самосовершенствование.

Возможно, есть у профессии и другие плюсы. Выше были названы лишь самые основные достоинства. А какие здесь можно выделить недостатки?

  • Работа в промышленной зоне (безусловно, можно найти работу и в чистом офисе; однако сама концепция управления цепью поставок выстроена так, что специальность практически неотделима от производства).
  • Достоинств у профессии, безусловно, больше. И это совсем не удивительно: логистика - это поистине престижная и важная сфера.

    Термин SCM (Supply Chain Management) используется на Западе уже больше 15 лет, но до сегодняшнего дня среди экспертов по логистике и общему менеджменту нет одного мнения по поводу определения этого понятия. Большинство рассматривают SCM с операционной точки зрения, понимая под SCM материальные потоки. Другие считают, что SCM это концепция управления, и наконец, третьи подразумевают под SCM внедрение этой концепции на предприятии.

    Наиболее часто встречающиеся определения SCM:

    SCM- это комплекс подходов, помогающий эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов. SCM, учитывая сервисные требования клиентов, позволяет обеспечить наличие нужного продукта в нужное время в нужном месте с минимальными затратами.

    SCM представляет собой процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса с помощью получения оперативной информации о перемещениях товара. С помощью SCM решаются задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров и услуг.

    В цепочке поставок участвуют как сама организация, так и все поставщики, и потребители товаров. (Рис.1)

    Рис. 1. Участники «Supply Chain Management»

    Цепочка поставок представляет собой множество звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками. Цепочка поставок начинается с приобретения сырья у поставщиков и заканчивается продажей готовых товаров и услуг клиенту. Одни звенья могут полностью принадлежать одной организации, другие компаниям-контрагентам (клиентам, поставщикам и дистрибьюторам). Следовательно, в цепочку поставок всегда входят несколько организаций. (Рис.2)

    Рис.2. Цикл «Supply Chain Management»

    1.2. Управление цепочками поставок

    Каждая компания ставит перед собой всё больше новых задач в связи с быстрым развитием рынка, ужесточением конкуренции, с требованием в улучшении качества сервиса клиентов. Чтобы усилить свои преимущества, сохранить конкурентоспособность, современному предприятию нужно оптимизировать все процессы создания стоимости - от поставки сырья до сервисного обслуживания конечного потребителя. Для решения этих задач руководство компаний и обращается к SCM решениям.

    Управление цепочкой поставок (Supply Chain Management) включает в себя следующие этапы:

      Планирование (PLAN)

    В этом процессе выясняются источники поставок, производится расстановка приоритетов в потребительском спросе и обобщение, планируются запасы, выделяются требования к системе дистрибуции, а также объемы производства, поставок сырья, материалов и готовой продукции.

    Задача производить самостоятельно или покупать должна решаться на этом этапе. Решения, относящиеся ко всем видам планирования ресурсов и к управлению жизненным циклом товара, принимаются также на этом этапе. Эти процессы позволяют найти равенство между спросом и поставками для выработки направления действий, наилучшим образом соответствующих требованиям источнику, марке и доставке (Source, Make, Deliver).

      Закупки (SOURCE)

    В данной категории выявляются главные элементы управления снабжением, производится проверка качества поставок, оценка и выбор поставщиков, заключение контрактов с поставщиками. Сюда же входят процессы, связанные с получением материалов: приобретение, получение, транспортировка, сходный контроль, постановка на hold (хранение). Важно отметить, что действия по управлению поставками товаров и услуг должны соответствовать планируемому или текущему спросу.

      Производство (MAKE)

    К этому процессу относятся производство, выполнение и управление структурными элементами, управлением производственными мощностями (оборудованием, зданиями и т.д.), качеством производства, производственными циклами, графиком производственных смен и т.д. Также определяются специфические процедуры производства: контроль качества, собственно производственные процедуры и циклы, упаковка, хранение и выпуск продукции (внутризаводская логистика). Все составляющие процесса переработки исходного продукта в готовую продукцию должны соответствовать планируемому или текущему спросу.

      Доставка (DELIVER)

    Данный процесс включает в себя управления заказами, складом и транспортировкой. Управление заказами включает создание и регистрацию заказов, выбор конфигурации товара, формирование стоимости, а также создание и ведение клиентской базы и управление дебиторами и кредиторами. Управление складом предполагает действия по подбору и комплектации, упаковке, созданию специальной упаковки, ярлыка для клиента и отгрузке товаров. Инфраструктура управления транспортировкой и доставкой определяется правилами управления каналами и заказами, регулированием товаропотоками для доставки и управлением качеством доставки.

    Все эти процессы, управление запасами, транспортировкой и дистрибуцией должны быть приведены в соответствие с планируемым или текущим спросом.

      Возврат (RETURN)

    В этом процессе определяются структурные элементы возвратов товара (дефектных, излишних, требующих ремонта) как от сделанного к источнику (make к source), так и от доставки (deliver): определение состояния продукта, его размещение, запрос на авторизацию возврата, составление графика возвратов, направление на уничтожение и переработку.

    SCM процессы можно также распределить на две большие группы: Supply Chain Planning (SCP) и Supply Chain Execution (SCE). В SCP входит стратегическое планирование цепочки поставок или бизнес процессов в отдельных ее звеньях. SCE включает в себя реализацию планов и оперативное управление звеньями цепочки поставок, такими как транспорт или складское хозяйство.

    Оптимизация управления цепочки поставок может решить следующие задачи:

      Сокращение цикла планирования и увеличение горизонта планирования благодаря получению надежной и своевременной информации;

      Оптимизация расходов за счет возможности определения стратегических контрагентов, оптимального выбора закупаемых изделий, а также их поставщиков, поддержки взаимодействия с ними в режиме реального времени;

      Снижение производственных издержек через оптимизацию потоков продукции и оперативную организацию обмена информацией между контрагентами. Коммуникация в режиме реального времени между различными участниками цепочки поставок позволяет предотвратить образование «узких мест» в производственном процессе;

      Снижение складских издержек за счет приведения объемов производства в соответствие со спросом. Эта задача отвечает концепции управления снабжением Just-In-Time («точно вовремя»);

      Повышение качества обслуживания потребителей достигается благодаря оперативности и гибкости процесса поставки.