Технология продукции общественного питания предметы. Кем работают выпускники направления

Сегодня мы рассмотрим вопрос, который задают многие.
Инженер – технолог общественного питания.
Технолог общественного питания.
Чем одна должность отличается от другой?
Какие должностные функции возлагаются на специалистов этих профессий?
Чем они отличаются друг от друга?

Давайте разбираться!

Во - первых сразу хочу Вам пояснить, что инженер – технолог или технолог в пищевой промышленности и инженер – технолог или технолог общественного питания – это два разных направления.
Сегодня мы рассматриваем общественное питание!
И как в знаменитом мультике « Вовка в тридевятом царстве», где в помощниках у него « двое из ларца одинаковых с лица», так и у нас в общественном питании, здесь технолог и другой технолог, только с добавлением инженер.
Правда, что бы Вас совсем запутать есть ещё в общественном питании и
Технолог – калькулятор.
Так что наше общественное питание по круче мультика будет, у нас « трое из ларца одинаковых с лица»
Ну шутки в сторону.



Инженер-технолог общественного питания
Основные функции в работе:


Инженером-технологом,
Технологом,
Заведующими производством,
Заведующими столовой,
Научными сотрудниками на предприятиях и в контрольно-производственных лабораториях общественного питания.

Инженер – технолог специальности обучают высшие учебные заведения.

Технолог общественного питания

Основные функции в работе:

  1. Должен знать организацию производства, правила размещения оборудования на предприятии, внедряет новое оборудование и обучает рабочий персонал работе с новым оборудованием
  2. Должен знать правила составления меню. предлагает новый ассортимент блюд с целью повышения спроса.
  3. Распределяет обязанности между поварами и контролирует их работу, и качество готовой пищи, проверяет нормы выхода блюда.
    4. Разрабатывает новые рецептуры, оформляя соответствующие нормативные документы, составляет технологические карты новых блюд.
    5. Изучает новые тенденции на рынке общественного питания и координирует работу в соответствии с ними, внедряет прогрессивные технологии в производство.
    6. Контролирует соблюдение санитарных норм, должен знать все основные санитарные документы по общественному питанию.
    7. Осуществляет своевременное снабжение производства сырьем, инструментами, инвентарем и так далее.
    8. Принимает участие в переподготовке и повышении квалификации производственных кадров с учетом требований современности.

Специалисты данного профиля работают:
Технологом,
Заведующими производством,
Заведующими столовой,
Сотрудниками в контрольно-производственных лабораториях общественного питания.
Технолог общественного питания специальности обучают колледжи, техникумы.

Технолог-калькулятор общественного питания

Основные функции в работе:

  1. Контроль за выходом блюд и соблюдением технологии их производства.
  2. Принимает активное участие в разработке новых блюд, работая над сборником рецептур.
    3. Составляет технологические и калькуляционные карты.
  3. Контролирует приход и расход продуктов на предприятии осуществлять внутренний анализ их движения.
    5.Своевременно устанавливает цены на готовые блюда с учетом изменений в рецептуре, вносить соответствующие поправки в калькуляционные карточки.
    6. Должен знать и вести нормативно-служебную документацию, контрольные журналы, составлять товарные отчеты, взаимодействуя с финансовым директором и бухгалтером предприятия.

Специалисты данного профиля работают:
Технологом - калькулятором
Технологом,
Заведующими производством,

Технолог - калькулятор общественного питания специальности обучают колледжи.

Мы рассмотрели основные функции в работе трёх специальностей.
Можно сделать вывод что:
1. Инженер технолог в общественном питании – специалист с высшим профессиональным образованием его знания, более обширны в плане физических, химических, структурно-механических, микробиологических изменений продуктов в процессе приготовления блюда, он может всё это проверить и рассчитать. Но надо заметить что практически все эти расчёты проходят в лабораторных условиях. В своих функциональных знаниях он может выполнять работу как технолога, так и технолога – калькулятора.
2. Технолог общественного питания общественного питания – специалист со средним профессиональным образованием. Функционально может выполнять работу технолога – калькулятора, должен знать изменения продуктов в плане физических и структурно-механических изменений продуктов в процессе приготовления блюда.
3. Технолог – калькулятор – специалист с начальным профессиональным образованием. Функционально выполняет только работу выше изложенную.

Мы разобрались с основными функциональными обязанностями трёх самых востребованных на рынке труда специальностей в общественном питании.
Далее я хочу написать про ЖИЗНЬ.
В нашем современном мире, жизнь делает свои корректировки.
Не одни руководитель общественного питания, не позволит себе раздувать штат и набирать отдельно заведующую предприятия,заведующую производством, технолога, калькулятора. Современные руководители хотят видеть одного человека который бы выполнял все эти функции.
Следовательно на плечи специалистов возлагается практически вся самая ответственная работа на предприятиях общественного питания. И если Вы специалист с высшим образованием, а работу научного сотрудника на предприятиях или в контрольно-производственных лабораториях общественного питания получат единицы, то в лучшем случае Вы пойдёте работать технологами или заведующими производством со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И напоследок несколько советов:
1. Если Вы только выбираете свой путь в этой жизни, и задумались об общественном питании, готовьтесь к увлекательной, насыщенной трудовой деятельности. Лёгким я его не назову, но полезным и нужным он будет всегда.
2. Если Вы молодой специалист и уже получили диплом инженера – технолога или технолога. Придя на своё новое место работы не забывайте что Вы пришли в коллектив. Не надо размахивать своим дипломом как Российским флагом. Теоретические знания это одно, а практика это совершенно другое. Докажите, что Вас не зря приняли на эту должность. Вас принимают на работу потому что повара и кухонные не должны знать того что знаете Вы. А вот Вам ещё предстоит доказать им, что Вы умеете делать то что делают они.
3. Если Вы отработали на должности технолога или заведующего уже несколько лет, и Вам уже кажется что, Вы всё знаете и умеете – то это не так. Общественное питание развивается с большой скоростью. Новые технологии в приготовлении блюд, новое оборудование, новые веяния и тенденции, всё это требует новых знаний и умений. Повышайте свою квалификацию.
4. Если Вы отработали в общественном питании всю свою трудовую деятельность – низкий Вам поклон. Ваш багаж знаний на столько велик и ценен, что грех его забирать на пенсию. Обучайте, не скупитесь своими знаниями, молодым специалистам этого очень не хватает. Наверняка и у Вас когда то был свой наставник.

Ну вот теперь вроде и всё.
Если статья Вам понравилась и оказалась для Вас полезной, оставляйте свои комментарии.
Получайте статьи себе на почту оставив свой e-mail.
До скорой встречи.

Технолог общественного питания — это специалист по разработке, производству и контролю за качеством кулинарной и кондитерской продукции на предприятиях общественного питания. Профессия подходит тем, кого интересует труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Работа технолога общественного питания является первичной в процессе приготовления пищи и определяет качество еды в общепите, ее безопасность и вкусовые качества. Технолог, зная технологию производства продуктов питания, рецептуру блюд, закладку продуктов, технику безопасности приготовления пищи, содействует тому, что сырье превращается в высококлассный продукт. От его добросовестности в определении качества исходных продуктов, соблюдения полноценной нормы их закладки зависит качество приготовленной еды, и, соответственно, престиж ресторана или столовой.

Специфика профессии

Работа технолога общественного питания заключается не только в работе с продуктами. Деятельность технолога гораздо шире и ответственнее.

Технолог:

  • организует производство (размещает оборудование, обучает правилам пользования);
  • составляет меню;
  • распределяет обязанности между поварами и контролирует их работу;
  • проверяет нормы выхода блюд продукции;
  • внедряет прогрессивные технологии в производство продукции;
  • отвечает за исправность кухонного оборудования и качество готовой пищи;
  • разрабатывает новые рецептуры, оформляя соответствующие нормативные документы;
  • изучает новые тенденции на рынке общепита и координирует работу в соответствии с ними;
  • предлагает новый ассортимент блюд с целью повышения спроса;
  • контролирует соблюдение санитарных норм;
  • составляет технологические карты новых блюд (расчет количества продуктов, калорийности и т.д.);
  • осуществляет своевременное снабжение производства сырьем, инструментами, инвентарем и т.д.;
  • принимает участие в переподготовке и повышении квалификации производственных кадров с учетом требований современности.

Плюсы и минусы профессии

  • Постоянная востребованность на рынке труда, относительно высокий уровень зарплаты, авторитетная должность в общепите.
  • Высокая ответственность за результаты работ других людей (поваров, кондитеров); ответственность за результаты проверок надзорных органов: СЭС, Ветнадзора, органов сертификации, Госторгинспекции в части технологии и др.

Место работы

  • рестораны
  • кафе, кафетерии
  • столовые
  • мясоперерабатывающие комбинаты
  • рыбоперерабатывающие заводы (консервные)
  • молочные комбинаты
  • пекарни
  • кондитерские
  • заготовочные фабрики.

Оплата труда

Зарплата на 28.03.2019

Россия 30000—90000 ₽

Москва 40000—90000 ₽

Личные качества

  • высокая чувствительность к оттенкам запахов и вкусов
  • правильное цветоразличение
  • хороший объемный и линейный глазомер
  • тактильная чувствительность
  • хорошая память (кратковременная, долговременная, зрительная)
  • высокий уровень распределения и переключения внимания
  • чистоплотность
  • эмоциональная устойчивость
  • творческие способности
  • эстетический вкус
  • аккуратность
  • требовательность
  • коммуникабельность
  • организаторские способности
  • ответственность
  • физическая выносливость
  • честность, порядочность

Карьера

Карьерные возможности технолога общественного питания невелики. При достаточном опыте работы возможен карьерный рост до руководителя группы технологов. Для получения должности заведующего производством или управляющего пунктом общественного питания необходимо профильное высшее образование.

Зарплата технолога общественного питания зависит от места работы: уровень бюджетной столовой не сравнить с элитным рестораном. В среднем зарплата технолога в Москве составляет 50 тыс.рублей, в регионах примерно 30 тыс. рублей.

Обучение на технолога общественного питания

Курсы технологов-калькуляторов общественного питания также дают право на работу в должности технолога общепита и позволяют освоить самые современные технологии приготовления пищи (низкокалорийной, диетической, кухни народов мира и т.п.).

Проводит курс: «Технолог-калькулятор общественного питания ». Программа курса: 1. Введение в профессию (Должностные обязанности технолога-калькулятора; понятие технологии и технологических процессов в общественном питании; санитарные требования к хранению и кулинарной обработке продуктов; расчет сезонных отходов, виды разморозки; практические занятия в программе Store House). 2. Работа с документами (правильность оформления документов; акты списания; акты порчи; инвентаризационные ведомости; практические занятия в программе Store House). 3 Работа со сборником рецептур (технологические карты; калькуляционные карты; акты проработки; работа с таблицами; расчет сырья на полуфабрикаты и готовые блюда; потери при тепловой обработке, минимизация расходов).

  • Торгово-технологическом колледже. Республика Татарстан, г. Набережные Челны
  • История профессии

    Первыми технологами по контролю за качеством приготовленной пищи можно считать людей, которые дегустировали королевскую еду. Им короли доверяли безоговорочно. В настоящее время профессия технолога общественного питания востребована как никогда ранее в связи с развитием и расширением сети предприятий общественного питания.

    В России так называемые предприятия общественного питания в виде трактиров, корчм возникли в конце XVIII века наряду с возникновением кулинарии как науки. Контролировать качество пищи, приготовленной нанятыми людьми, приходилось хозяевам заведений. Таким образом возникла профессия технолога общественного питания.

    Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

    • Русский язык
    • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
    • Химия - по выбору вуза
    • Физика - по выбору вуза

    Пищевая промышленность - это отрасль, которая является важной не только потому, что она обеспечивает человека товарами первоочередной надобности. Благодаря ее работе происходит стимулирование многих других сфер. Например, для производства необходимо специальное оборудование, энергия, продукты химической промышленности.

    Специальность 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания» является важнейшей составляющей отрасли. Она предполагает организаторскую и управленческую деятельность, а также непосредственное участие в производственных процессах.

    Если вспоминать об исторических аналогах современной профессии, то можно вернуться в эпоху королей, когда их пищу пробовали дегустаторы. Роль современного технолога намного шире: она охватывает самые разные сферы, связанные с точками общественного питания, организацией их работы и культурой потребления еды.

    Условия поступления

    Цель направления - обучние будущего специалиста навыкам работы с продуктами, начиная от практической деятельности и заканчивая исследовательской и научной . Такая профессия неразрывно связана с техническими и точными науками, поэтому непременно проверяют уровень их знания у абитуриентов. Какие же предметы сдают поступающие:

    • математику (профильный),
    • русский язык,
    • химию или физику по выбору.

    Будущая профессия

    Выпускники курса смогут работать с продовольственным сырьем растительного и животного происхождения, выполняя его обработку и контролируя качество. В их ведении все технические моменты, начиная от выбора оборудования и заканчивая его эксплуатацией. Также они могут проектировать точки общественного питания, воплощать проекты в реальность и контролировать дальнейшую деятельность.

    Куда поступать

    Получить диплом бакалавра по специальности можно, окончив любой из нижеизложенных вузов Москвы либо других городов России:

    • Российский государственный торгово-экономический университет;
    • Московский госуниверситет пищевых производств;
    • Московский филиал Российской международной академии туризма;
    • Санкт-Петербургский государственный экономический университет;
    • Самарский государственный технический университет.

    Срок обучения

    Программу бакалавриата можно освоить за четыре года, поступив на очное отделение. На базе одиннадцатого класса выпускники выбирают также заочную, вечернюю либо смешанную форму: тогда предстоит учиться пять лет.

    Дисциплины, входящие в курс обучения

    Молодой специалист за время освоения программы познакомится с такими предметами:

    • санитария питания;
    • гигиенические нормы;
    • теплотехника, электроника и электротехника;
    • товароведение (продовольственная отрасль);
    • физиология питания;
    • аппараты пищевого производства и процессы;
    • проектирование предприятий.

    Приобретаемые навыки

    Молодой специалист сможет со всей ответственностью и компетентностью решать следующие задачи:

    • контроль качества сырья, его обработка, хранение и переработка;
    • производство полуфабрикатов;
    • создание реальных проектов предприятий и их реконструкция;
    • оформление разрешительной документации;
    • разработка планов и программ по введению инноваций;
    • контроль качества и соблюдения стандартов в сфере реализации;
    • документооборот, организация работы коллектива;
    • поиск недостатков в работе предприятия и решений по их устранению;
    • формирование потребительского спроса и прогнозы по вопросам объемов продаж.

    Перспективы трудоустройства по профессии

    Бакалавр с полным багажом знаний найдет без труда себе работу: он может работать на предприятиях разной формы собственности, деятельность которых связана с продуктами питания. Это рестораны и кафе, отели и специализированные цеха.

    Кем работают выпускники направления:

    Уровень оплаты труда такого специалиста всегда достаточно высокий. Но он отличается, в зависимости от места приложения профессиональных компетенций. Средняя зарплата составляет около 50 тысяч в отечественной валюте. Но она может быть в разы выше, если профессионал докажет свою состоятельность и будет работать в дорогом ресторане, например.

    Преимущества поступления в магистратуру

    Если студент продолжит учебу и приступит к освоению магистерской программы, он более детально погрузится в сферу, а впоследствии станет ценным и востребованным специалистом. Здесь уже детальнее изучаются вопросы, как построить и организовать работу предприятия, проконтролировать все нюансы, которые влияют на его эффективность.

    Весомую роль играет практика, без которой невозможна магистратура. Студенты работают в лабораториях и на существующих предприятиях, отрабатывая конкретные навыки. Поэтому они умеют решать разнообразные задачи, включая нестандартные. Такие выпускники могут претендовать на посты директоров предприятий, заниматься преподавательской деятельностью.

    Баров стало неотъемлемой частью жизни любого человека. Еда и напитки, подаваемые в ресторанах и кафе, отличаются большим разнообразием. Человеку при посещении подобных заведений хочется получить удовольствие от вкусно приготовленной пищи. Немаловажно и умение красиво готовить, украшать еду и напитки, сервировать стол. Для того, чтобы добиться успеха в ресторанном бизнесе, необходимо знать технологию приготовления тех или иных блюд и напитков.

    Технология общественного питания - это как раз то, что необходимо для понимания всех тонкостей ресторанного бизнеса, приготовления пищи и культуры обслуживания.

    Технология продукции общественного питания, безусловно, включает в себя комплекс дисциплин. Прежде всего, это технология и правила приготовления различных блюд. В свою очередь, технология приготовления кулинарных блюд подразумевает знание различных способов обработки продуктов и рецептуры, нормативов ингредиентов, норм затрат на приготовление, а также готовых блюд.

    Следующий немаловажный аспект, который включает в себя технология продукции общественного питания, - это техническое оснащение процесса приготовления еды и напитков. Специалист в данной области обязательно должен знать приготовления пищи и уметь правильно и рационально эксплуатировать оборудование.

    Особое место в питания имеет контроль качества приготовляемых кулинарных изделий. Недопустимо также допускать порчу продуктов, так как это, в конечном счете, скажется и на прибыльности ресторанного бизнеса. Технология продукции общественного питания, помимо всего вышеперечисленного, включает в себя и культуру обслуживания клиентов.

    Ведь от того, насколько красиво и правильно сервирован стол, а также от того, в каком виде отпускаются приготовленные еда и напитки, во многом зависит атмосфера ресторана или кафе, а, значит, и отношение к нему клиентов. Обслуживающий персонал должен соблюдать все правила этикета и вежливости при общении с клиентами.

    Специалист в такой сфере, как технология продукции общественного питания, безусловно, должен обладать навыками и умениями, и использовать их в своей профессиональной деятельности по организации общественного питания и культурного обслуживания населения.

    Обязанности технолога общественного питания включают в себя:

    • Использование современных методов и технологий приготовления еды и напитков;
    • Разработку и внедрение оптимальных режимов производства продукции в современных местах общественного питания;
    • Разработку порядка работ, норм трудовых и материальных затрат на приготовление еды и напитков;
    • Ведение работы по оптимизации процессов производства и сокращению ;
    • Осуществление контроля над соблюдением технической дисциплины на всех участках работ, а также над правильной эксплуатацией используемого оборудования;
    • Осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм при производстве продукции, а также за соблюдением техники безопасности при работе;
    • Постоянный контроль качества еды и напитков, а также ингредиентов, используемых для их приготовления;
    • Изучение и применение международного опыта в области оказания услуг в местах общественного питания.

    Только профессионально осуществляя свою деятельность в области оказания услуг общественного питания населения, можно добиться успеха. Ведь необходимо помнить, что клиент всегда прав, и нужно стараться не только накормить человека, но и оставить о себе приятное впечатление.

    Рис. 1.3. Строение крахмального зерна:

    1 - строение амилозы; 2 - строение амилопектина; 3 - крахмальные зерна сырого картофеля; 4 - крахмальные зерна вареного картофеля; 5 - крахмальные зерна в сыром тесте; 6 - крахмальные зерна после выпечки

    При нагревании от 55 до 80°С крахмальные зерна поглощают большое количество воды, увеличиваются в объеме в несколько раз, теряют кристаллическое строение, а следовательно, анизотропность. Крахмальная суспензия превращается в клейстер. Процесс его образования называется клейстеризацией. Таким образом, клейстеризация - это разрушение нативной структуры крахмального зерна, сопровождаемое набуханием.

    Температура, при которой анизотропность большинства зерен разрушена, называется температурой клейстеризации . Температура клейстеризации разных видов крахмала неодинакова. Так, клейстеризация картофельного крахмала наступает при 55-65°С, пшеничного - при 60-80, кукурузного - при 60-71°, рисового - при 70-80°С.

    Процесс клейстеризации крахмальных зерен идет поэтапно:

    * при 55-70°С зерна увеличиваются в объеме в несколько раз, теряют оптическую анизотропность, но еще сохраняют слоистое строение; в центре крахмального зерна образуется полость ("пузырек"); взвесь зерен в воде превращается в клейстер - малоконцентрированный золь амилозы, в котором распределены набухшие зерна (первая стадия клейстеризации);

    * при нагревании выше 70°С в присутствии значительного количества воды крахмальные зерна увеличиваются в объеме в десятки раз, слоистая структура исчезает, значительно повышается вязкость системы (вторая стадия клейстеризации); на этой стадии увеличивается количество растворимой амилозы; раствор ее частично остается в зерне, а частично диффундирует в окружающую среду.

    При длительном нагревании с избытком воды крахмальные пузырьки лопаются, и вязкость клейстера снижается. Примером этого в кулинарной практике является разжижение киселя в результате чрезмерного нагрева.

    Крахмал клубневых растений (картофель, топинамбур) дает прозрачные клейстеры желеобразной консистенции, а зерновых (кукуруза, рис, пшеница и др.) - непрозрачные, молочно-белые, пастообразной консистенции.

    Консистенция клейстера зависит от количества крахмала: при содержании его от 2 до 5% клейстер получается жидким (жидкие кисели, соусы, супы-пюре); при 6-8% - густым (густые кисели). Еще более густой клейстер образуется внутри клеток картофеля, в кашах, блюдах из макаронных изделий.

    На вязкость клейстера влияет не только концентрация крахмала, но и присутствие различных пищевых веществ (сахаров, минеральных элементов, кислот, белков и др.). Так, сахароза повышает вязкость системы, соль снижает, белки оказывают стабилизирующее действие на крахмальные клейстеры.

    При охлаждении крахмалосодержащих продуктов количество растворимой амилозы в них снижается в результате ретроградации (выпадение в осадок). При этом происходит старение крахмальных студней (синерезис), и изделия черствеют. Скорость старения зависит от вида изделий, их влажности и температуры хранения. Чем выше влажность блюда, кулинарного изделия, тем интенсивнее снижается в нем количество водорастворимых веществ. Наиболее быстро старение протекает в пшенной каше, медленнее - в манной и гречневой. Повышение температуры тормозит процесс ретроградации, поэтому блюда из крупы и макаронных изделий, которые хранятся на мармитах с температурой 70-80°С, имеют хорошие органолептические показатели в течение 4 ч.

    Гидролиз крахмала. Крахмальные полисахариды способны распадаться до молекул составляющих их Сахаров. Процесс этот называется гидролизом, так как идет с присоединением воды. Различают ферментативный и кислотный гидролиз.

    Ферменты, расщепляющие крахмал, носят название амилаз. Существуют два вида их:

    α-амилаза, которая вызывает частичный распад цепей крахмальных полисахаридов с образованием низкомолекулярных соединений - декстринов; при продолжительном гидролизе возможно образование мальтозы и глюкозы;

    β-амилаза, которая расщепляет крахмал до мальтозы.

    Ферментативный гидролиз крахмала происходит при изготовлении дрожжевого теста и выпечке изделий из него, варке картофеля и др. В пшеничной муке обычно содержится β-амилаза; мальтоза, образующаяся под ее влиянием, является питательной средой для дрожжей. В муке из проросшего зерна преобладает α-амилаза, образующиеся под ее воздействием декстрины придают изделиям липкость, неприятный вкус.

    Степень гидролиза крахмала под действием }