Устройство двигателя самолета ан 124 описание. Особенности конструкции «Руслана»

Возобновление выпуска самого крупного в мире серийного транспортного самолета Ан-124 находится под вопросом. В конце декабря 2012 года Минобороны России составило список военно-транспортных самолетов, которые должны закупаться для нужд российских ВВС. Со ссылкой на свои собственные источники в военном ведомстве и авиапромышленном комплексе газета «Ведомости» сообщила о том, что выпуск на ульяновском предприятии «Авиастар» новых модификаций самого тяжелого военно-транспортного самолета Ан-124-300 «Руслан» был признан нецелесообразным.

Между тем «зеленый свет» был дан производству транспортных самолетов Ил-476 (Ил-76МД-90А), а также одобрены дальнейшие работы по созданию самолетов Ан-70, Ан-140Т и частично Ил-112. По последнему самолету военные выдвинули к ОАК ряд требований по доработке своего предложения. Стоит отметить, что даже если «Авиастар» лишиться контракта на тяжелые транспортники «Руслан», у него на руках останется крупнейший в российского авиапрома контракт на поставу 39 военно-транспортных самолетов Ил-476 на общую сумму в 140 млрд. рублей.


Ан-124 «Руслан» на сегодняшний день остается крупнейшим в мире серийным грузовым самолетом, хотя он был разработан еще в 1982 году в КБ Антонова.

Первоначально его планировалось использовать для перевозки мобильных пусковых установок МБР, а также тяжелой техники и личного состава, однако сейчас самолет по большей части выполняет гражданские задачи. Всего за 20 лет производства было собрано 56 машин. Ан-124 способен брать на борт до 120-150 тонн грузов, 880 солдат с полным снаряжением или 440 парашютистов-десантников. Общий объем его грузовой кабины составляет более 1000 кубических метров.

О необходимости возобновления выпуска тяжелых транспортных самолетов «Руслан» впервые заговорили в середине 2000-х годов. Основной причиной данного решения стало устаревание имеющегося парка транспортных самолетов данного типа, которые эксплуатируются преимущественно частными компаниями «Полет», «Волга-Днепр», «Авиалинии Антонова» и необходимостью их замены новыми бортами. Изначально самолет Ан-124 проектировался с летным ресурсом в 7 500 часов (самолеты изначально предполагалось использовать не так часто), но к 2006 году некоторые выпущенные экземпляры успели налетать по 15 000 часов.

В 2008 году аудиторская компания Ernst & Young и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) совместно подготовили бизнес-план, согласно которому планировалось возобновить выпуск самолетов Ан-124. Из данного документа следовало, что выпуск транспортников будет рентабельным при заказе от 40 самолетов стоимостью в 150-160 млн. долларов каждый. Согласно тому плану предполагалось, что ульяновское предприятие «Авиастар» будет производить по 2 самолета «Руслан» в год, начиная с 2012 года. Однако данные планы так и не осуществились, а начало производства все время переносилось – сначала на 2015, а затем на 2016 годы.

В настоящее время ОАК имеет опционы на выпуск приблизительно 70 самолетов Ан-124, из которых только 40 с большой долей вероятности могут быть оформлены твердым заказом. В свое время определенная ставка в обеспечении рентабельности выпуска тяжелого транспортного самолета была сделана на Минобороны России, которое практически в принудительном порядке должно было приобрести около 20 подобных самолетов для своих нужд, что предусматривалось программой госвооружений на 2011-2020 годы.

После этого военные никаких конкретных заявлений на этот счет не делали, а в начале 2012 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин, приехав в Ульяновск и посетив предприятие «Авиастар», говорил о возможности приобретения Минобороны порядка 10 самолетов «Руслан». Однако, похоже, военные так и не смогли определиться с теми задачами, которые должны были решать сверхтяжелые транспортные самолеты в российской военно-транспортной авиации.


Отказ от покупки новых Ан-124-300 можно трактовать двояко. С одной стороны, данное решение Минобороны РФ может свидетельствовать о том, что военные так и не смогли определиться с кругом задач, которые должен решать самый грузоподъемный в мире самолет в интересах военных. При этом для имеющихся задач военно-транспортной авиации России, по всей видимости, достаточно уже имеющихся «Русланов», ресурс которых после комплексной модернизации будет увеличен до 2030 года.

В свое время именно неспособность определить круг задач, которые должен был выполнять самый крупный серийный транспортный самолет, и стала причиной закрытия его серийного производства, естественно на фоне серьезных экономических проблем Украины и России. На Украине производство Ан-124 было остановлено еще в середине 90-х годов прошлого века, в России же ульяновский «Авиастар» собрал последний транспортник в 2003 году. В настоящее время в составе российской военно-транспортной авиации числится 22 «Руслана». При этом используются они весьма ограничено. Так в 2009 году лишь 4 из них выполняли полеты, занимаясь преимущественно транспортировкой правительственных грузов.

С другой стороны отказ от приобретения Ан-124-300 одновременно с намерениями приобрести 39 самолетов Ил-476 с возможностью увеличения данного заказа, может свидетельствовать о попытке Минобороны РФ поддержать исключительно отечественного производителя авиационной техники (в новой версии Ан-124 часть оборудования и двигателей украинского производства). В пользу этой версии можно отнести уже начавшийся процесс сокращения зависимости российской авиации (в настоящее время преимущественно вертолетной) от комплектующих производства Украины. Однако интерес России к транспортникам «Антонова» Ан-70 и Ан-140 плохо соотносится с этой версией.


При этом ульяновский авиапроизводитель без работы не останется. До конца 2014 года «Авистар» займется ремонтом военных «Русланов», а после этого перейдет к модернизации 22 Ан-124 до версии Ан-124-150М. В России только ЗАО «Авиастар-СП» обладает технологией выпуска данных самолетов, которые до сих пор востребованы на международном рынке крупногабаритных и сверхтяжелых авиаперевозок. Данная модификация предполагает установку новой системы БРЭО, увеличение грузоподъемности самолета до 150 тонн и сокращении численности экипажа транспортника с 6 до 4 человек. Предполагается, что модернизация «Русланов» в интересах Минобороны РФ будет использована в интересах восстановления выпуска Ан-124 различных модификаций в коммерческих целях.

Стоит отметить, что коммерческий потенциал у самолета есть, а значит есть и надежда на то, что выпуск их все-таки будет возобновлен. На сегодняшний день в сегменте тяжелых авиаперевозок доминируют две компании: российская «Волга-Днепр» и украинская «Авиалинии Антонова», которые располагают 10 и 7 самолетами «Руслан» соответственно. На мировом рынке данные компании работают вместе, оказывая свои услуги через 2 совместных предприятия: Ruslan SALIS GmbH (стратегические перевозки для ЕС и НАТО), а также Ruslan International (специализируется на гражданских перевозках). Услугами данных кампаний пользуются 18 стран, а главными клиентами являются Франция и Германия.

По информации газеты Berliner Zeitung, один перелет «Руслана» из Германии в Афганистан стоит порядка 250 000 евро, а по словам собственника компании «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева, один Ан-124 приносит до 200 млн. долларов прибыли в год. Данная цифра, конечно, не выглядит реалистичной, но спрос на услуги Ан-124 достаточно высок. Так в первом полугодии 2009 года данными самолетами было перевезено порядка 52,5 тысяч тонн разнообразных грузов.

Грянувший мировой финансово-экономический кризис практически не затронул рынка перевозки крупногабаритных, нестандартных грузов, объем которого в настоящее время оценивается в 1 млрд. долларов в год и растет ежегодно примерно на 10% в денежном выражении. Предполагается, что к 2020 году он достигнет 3 млрд. долларов, а к 2030 году, по оценкам компании «Волга-Днепр», может составить 7 млрд. долларов. Исходя из этого, российский авиаперевозчик прогнозирует потребность в «Русланах» к 2030 году на уровне 80-100 самолетов.


В настоящее время в Мали французскими вооруженными силами проводится антитеррористическая операция «Сервал». К проведению данной операции, которая получила одобрение совета безопасности ООН, подключились и российские грузовые самолеты Ан-124. Самолеты компании «Волга-Днепр» и ОАО «224 летный отряд» (данная компания связана с Минобороны РФ) осуществляют переброску в Мали личного состава и военной техники, в том числе и вертолетов французских войск. При этом это пример частного коммерческого сотрудничества, так как никаких официальных соглашений Минобороны с французской стороной не заключало.

У «224 летного отряда» есть действующее соглашение с Минобороны Франции об осуществлении перевозок грузов в их интересах. Данное соглашение было заключено еще в 2010 году сроком на 5 лет. Если же говорить о компании «Волга-Днепр», то она известна как один из ключевых перевозчиков вооружений. При этом все экипажи самолетов российские, отметил Руслан Пухов директор Центра анализа стратегий и технологий.

Интересные грузоперевозки «Руслана»:

В 1992 году Ан-124 перевез из ОАЭ в Швейцарию 52 тонны золота на общую сумму более 230 млн. фунтов стерлингов.
В 1993 году на трех самолетах Ан-124 в Москву было доставлено более 300 тонн различных грузов для подготовки концерта Майкла Джексона.
В 2001 году Ан-124 перевез из Канады в Ирландию железнодорожный локомотив, масса которого составляла 109 тонн.
В апреле 2005 года самолет применялся для транспортировки Аксумского обелиска в Эфиопию. Доставка была осуществлена в 3 этапа, во время каждого из которых перевозилась треть монумента общей массой в 160 т. и длиной 24 м.
Весной 2011 года самолет был использован для доставки на территорию Японии огромных насосов производства компании Putzmeister. Каждый из насосов установленный на 26-колесную платформу весил более 86 тонн. Данные насосы применялись для ликвидации последствий катастрофы на АЭС Фукусима-1.

Источники информации:
-http://lenta.ru/articles/2013/01/17/ruslan
-http://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/01/130114_un_support_france_intervention.shtml
-http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/entry1008150101.html
-http://www.aviastar-sp.ru/products_and_services/services/dorabotki_i_modernizatsiya

Ан-124 «Руслан» (изделие «400», по коду НАТО: Кондор) - транспортный тяжёлый дальний самолёт проектирования конструкторского бюро им. О. К. Антонова.

Самолёт создан по аэродинамической схеме четырёхмоторного турбореактивного высокоплана, имеющего стреловидное крыло и однокилевое оперение снабжён авиационными двигателями Д-18Т ОАО «Мотор Сич ». Есть две палубы: грузовая кабина на нижней палубе; кабина сопровождающих до 21 чел, кабина сменного экипажа, кабина экипажа на верхней палубе. Суммарный объём грузовой кабины 1050 кв.м.

Изначально самолет Ан-124 «Руслан» создавали непосредственно в военных целях: транспортировка мобильной пусковой установки межконтинентальной баллистической ракеты (тягач МЗКТ-79221), воздушные перевозки личного состава, транспортировка тяжелой техники. Помимо этой цели, второстепенной задачей являлась перевозка крупнотоннажных, нестандартных и крупногабаритных грузов.

Для обеспечения соответственного технического уровня «изделия 400» (первичное шифрованное название Ан-124) инженеры СССР разработали КЦП – комплексную целевую программу. Она была рассчитана на модернизацию эффективности самолета, а именно повышение аэродинамических характеристик, весовое совершенство, улучшение показателей прочности, ускорение техобслуживания и ремонта. Именно КЦП-124 обосновала фундамент для создания «Руслана».

В научной работе разных структурных отраслей было поставлено много задач по решению оптимальных характеристик самолета. Были задействованы разработчики электроники, создатели двигателей, металлурги, передовые ученые ЦАГИ, мастера станочного оборудования и многие другие. Вычислительная техника проверила около 540 возможных моделей самолета. Благодаря этому были совершены многие прорывы в авиастроении: созданы уникальные панели крыльев длиной до 28 метров, большие панели фюзеляжа, разработаны конструкционные материалы с усиленными свойствами, создан крепеж высокоресурсный. В итоге качество крейсерской аэродинамики увеличилось на 20%, отдача в весе повысилась на 10-15%, навигационная точность увеличилась в четыре раза, и самое главное, что на 15% снизился расход топлива в двигателях.

В 1982 году 24 декабря был совершен первый полет опытного экземпляра в Киеве. На вооружение авиации СССР самолет поступил в январе 87 года. Его подняла в воздух команда в составе летчиков-испытателей (В.И. Терский и А.В. Галуненко), бортинженеров (А.М. Щулещенко и В.М. Воротников), бортрадиста (М.А. Тупчиенко), штурмана (А.П. Поддубный). Всего построено 56 авиамашин. Главным конструктором всего проекта был В.И. Толмачев. Серийное производство было развернуто на Ульяновском АПК АО «Авиастар» и на КиАПО.

Ан-124 – это тяжелый дальний транспортный самолет. Он сумел вернуть СССР передовые места в области транспортной авиации. Следует отметить, что в 1985 году на «Руслане» был установлен 21 мировой рекорд. А в 87-м шестого мая экипаж В.И. Терского побил старый и установил новый мировой рекорд по полетной дальности в замкнутом маршруте.

Эксплуатация самолета началась в 1986 году. Аэрофлот в большинстве использовал его для маршрутов в Сибири, а именно для перевозки грузов больших размеров для разработок месторождений газа и нефти. В наше время Ан-124 используется двумя Российскими полками ВТА, а это 26 экземпляров, и шестью авиакомпаниями Украины и России.

В октябре 2006 года специальным комитетом по вопросам сотрудничества Украины и России было принято решение продолжить проект Ан-124. В августе следующего года было подписано соглашение о серийном производстве. Было решено, что до 2030 года компания «Волга-Днепр» приобретет более ста укомплектованных Ан-124-100М-150. На 13-й год планировалась поставка первых двух экземпляров. В 2008 году в июне ОАК закончили подготовку бизнес-плана возобновления производства «Русланов». На средину 2014 года было объявлено, что в связи с ухудшением политической ситуации и дипломатических отношений Украины с Россией дальнейшее сотрудничество в авиастроении не является целесообразным. Общая разработка самолета Ан-124 «Руслан» была полностью приостановлена.

Структура самолета Ан-124 «Руслан»

В основу взята схема турбореактивного четырехмоторного самолета с наличием стреловидного крыла и однокилевого оперения. Монтированы авиадвигатели Д-18Т. Складывается из двух палуб. Нижняя является грузовой кабиной (общий объем – 1050 м³), а верхняя делится на кабины экипажа, сменного экипажа и кабину сопровождающих (вместительность − до 21 человека).

Для нормированных и стабильных полетов «Руслана» были разработаны специализированные крепежи и усилена критическая норма крыла. Все это обеспечивалось ЭДСУ (электродистанционной системой управления) и установленным впервые на неманевренный самолет вычислительным оборудованием.

24 колеса, находящиеся на многостоечном шасси, обеспечивают использование самолета на грунтовых взлетно-посадочных полосах. Можно изменять угол наклона всего фюзеляжа и менять стояночный клиренс. Эти способности необходимы для более эффективных грузовых работ.

Грузовые отсеки герметичны. Впереди размещена кабина экипажа, отдел отдыха и кабина для сопровождающих. Главной задачей бортового оборудования является помощь при выполнении транспортных и десантных задач вне зависимости от периода суток, погодных условий, наличия у противника противовоздушной обороны и прямого задействования ее. К бортовому оборудованию относится прицельный и навигационный пилотажные комплексы, транспортно-десантное оборудование, специальный комплекс связи.

Самолет Ан-124 используется для выполнения задач блока НАТО, хоть и числится на вооружении ВВС России.

Также следует отметить наличие дополнительных модификаций в этом самолете. Для специальных операций он имеет бортовые передвижные краны (БПК), способные поднять груз весом до 20 тонн, и швартовочное оборудование. Максимальный вес моногруза без особого разрешения достигает отметки 50 тонн.

Заправка обеспечивается централизованной системой. Это происходит под давлением и конкретно через четыре горловины, они находятся в правой и левой гондолах стоек шасси. Еще возможен вариант заправки самотеком сквозь две заливные горловины, они расположены на верхней части левой и правой консолей крыла.

Ан-124 способен перевезти около 440 десантников-парашютистов или около 880 солдат в полной амуниции. Но из-за проведенных опытов в 1989 году было принято решение ввести ограничение, поскольку изначально не были взяты в расчеты аэродинамические факторы.

Существующие модификации

    «Изделие 400» − первое зашифрованное название самолета, применялось во время проектирования и изготовления.

    Ан-124 – первоначальная модель военно-транспортного образца

    Ан-124-100 – транспортный самолет коммерческого образца

    Ан-124-100М – специальная модификация для Ан-124-100, включающая в себя наличие усовершенствованного бортового РЭО

    Ан-124-100М-150 – та же модификация, но экипаж уменьшен с шести человек до четырех, а нагрузка повышена до 150 тонн.

В настоящее время будущая судьба самолета связана не только с воздушно-транспортными перевозками, но и с космическими программами. Имеется в виду использование «Руслана» как стартовой платформы для запуска в воздухе ракет-носителей весом до трех тонн.

Изначально Ан-124 предусматривался как базовая модель для большого количества модификаций. Основными вариантами были грузопассажирские перевозки и самолет-заправщик. Из-за положительных прогнозов в коммерческих перевозках «Руслан» начали трансформировать в пассажирскую версию, способную перевезти более чем 800 человек на расстояние до десяти тысяч километров. И этот проект мог быть реализован, но не нашлось необходимости его создавать.

На данный момент существует только один бывший военный модифицированный самолет для коммерческих перевозок – Ан-124-100. АНТК и ЗАО «Авиастар» после проведения сертификационных испытаний получили Сертификат летной годности.

Авиакатастрофы

Во время испытательного полета на территории Украины (Киевская область, село Кодра) разбился Ан-124. Это произошло 13.10.1992 года. Из-за ряда негативных факторов, включая столкновение с птицей на взлете, самолет упал на лес. Погибли восемь летчиков-испытателей. В 93 году к трагедии привела ошибка экипажа. Не прочитав необходимых указаний для посадки в специфической местности «Руслан» врезался в гору около г. Керман. Восьмого октября 1996 года возле Турина разбился Ан-124. Причиной была ошибка экипажа и определенные недостатки в конструкции.

Самой крупномасштабной трагедией была авария 97 года в Иркутске. Самолет упал на жилые дома. Помимо потери Ан-124 и двух истребителей Су-27, погибло большое количество людей. К авиакатастрофе привел отказ трех двигателей и нарушение правил взлетной массы.

Многостоечное шасси, которое снабжёно 24 колёсами дает возможность эксплуатировать самолёт с грунтовых полос, а также менять угол наклона фюзеляжа и стояночный клиренс, что облегчает проведение разгрузочных погрузочных работ

Комплекс транспортного десантного оборудования, бортовая система автоматизированного контроля технического состояния оборудования и систем на 1000 точек, две силовые вспомогательные установки с турбонасосами и электрогенераторами снабжают автономность использования. Особенность конструкции самолёта - наличие двух грузовых люков в хвостовой и носовой части фюзеляжа, что ускоряет и облегчает процессы выгрузки и загрузки грузов.

Герметичен грузовой отсек. Над ним располагается кабина экипажа, пассажирская кабина и отсек для отдыха экипажа для сопровождающих. Бортовое оборудование предназначается для исполнения десантных-транспортно задач днём и ночью, в сложных и простых погодных условиях, при противодействии противника ПВО, продолжительном отрыве от аэродрома главного базирования и включает: типовой комплекс связи, пилотажный прицельно-навигационный комплекс, транспортно-десантное оборудование (допускается десантирование лишь посадочным методом). Самолёт Ан-124 имеет на вооружении воздущных сил России, но применяется для обслуживания задач блока НАТО. Самолёт для военных перевозок применяют для обеспечения частей НАТО в Афганистане и районах Средней Азии и в районе Персидского залива (для перевозки ракетного зенитного комплекса «Пэтриот»).

Самолёт снабжён разгрузочным погрузочным оборудованием, передвижными бортовыми кранами (БПК) общая грузоподъёмность до 20 тонн, Без специального разрешения допускают перевозить моногрузы, вес до 50 тонн. Самолёт снабжен системой централизованной заправки под давлением сквозь 4 заправочные горловины, которые расположены в правой и левой гондолах основных стоек шасси. Еще вероятна заправка самотёком сквозь 2 заливные горловины, которые расположены на верхних частях левой и правой консолей крыла.

Ан-124 способен на борт брать до 440 десантников-парашютистов или 880 солдат с целым снаряжением. Но опыты, начатые в 1989 году по сбросу манекенов парашютистов с самолёта заставили ввести на парашютное десантирование людей ограничения, которые обусловлены аэродинамическими факторами.

Попытки возобновить серийный выпуск Ан-124

Комитет по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской комиссии в октябре 2006 года решил продолжать реализацию проекта, имея в виду возобновление серийного производства. Компания «Волга-Днепр» собирается до 2030 года купить до ста модернизированных самолетов Ан-124-100М-150. При этом поставка двух машин приходится на 2013 год.

Ernst & Young и Объединенная авиастроительная корпорация в июне 2008 г. завершили разработку бизнес-плана по возобновлению выпуска самолетов Ан-124. Для начала производства в соответствии с этим документом потребовалось получить подтвержденные заказы не меньше чем на сорок машин. По мнению Виктора Ливанова, члена правления ОАК, сейчас есть спрос на самолеты, и до 2030 г. авиакомпаниям потребуется 71 лайнер. Если заказов будет набрано достаточное количество, то машины будут производиться на «Авиастаре», начиная с 2012 г., по 1-2 лайнера в год. Вместе с тем есть 2 незаконченных планера, которые планируют достраивать. В скором времени ожидается выведение пяти машин из распоряжения Министерства обороны. На то время стоимость Ан-124 – $150-160 млн.

Со стороны Министерства обороны поступили заказы на машины (три самолета) и от авиационной компании «Волга-Днепр» (сорок самолетов).

Объем рынка – 82 машины. На сегодняшний день есть опционы на 61 машину, причем 52 из них собирается купить Россия. Также среди числа заказчиков назвали Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Дмитрий Кива, президент КБ «Антонов», 29 сентября заявил, что компания вместе с U.S. Aerospace допустила к участию в тендере Министерство обороны США на поставку самолетов, общая сумма которого 50 млрд долларов. На тендере были представлены 3 разных модели самолетов: Ан-122-КС, Ан-124-КС и Ан-112-КС. В результате КБ «Антонов» выбрали на тендере еще в первом туре.

Вячеслав Богуслаев, председатель Совета директоров «Мотор Сич», 20 июля 2011 г. заявил, что программа восстановления производства Ан-124 на авиазаводе «Авиастар-СП» была отложена на 2016 год.

Украина и Россия 12 июля 2013 г. достигли договоренности (на уровне премьер-министров) о формировании совместной компании по производству АН-124-100. И уже в конце месяца появилась информация о том, что на авиазаводе возобновили производство Ан-124.

Владимир Шаманов, командующий ВДВ, в начале августа 2013 г. заявил о потребности ВДВ в таких самолетах, как Ан-124. Вместе с тем он отметил, что постройка самолета уже ведется в Ульяновске.

По итогам заседания межгосударственной комиссии Д. Мантуров (министр торговли и промышленности) и М. Короленко в присутствии В. Януковича и В. Путина подписали акт соглашения о реализации мер государственной поддержки серийного выпуска самолетов Ан-124, оборудованного двигателем Д-18Т, и их модификаций. Стоит отметить, что вопрос о возобновлении выпуска Ан-124 будет иметь положительное решение только в том случае, если удастся сформировать портфолио заказов, которое полностью окупит все затраты.

Юрий Слюсарь, замглавы Минпромторга РФ, 15 августа 2014 г. заявил, что совместный российско-украинский проект в связи с политической ситуаций неактуален, как и прочие совместные проекты в авиастроении.

Так, модернизация и ремонт самолетов Ан-124 в России теперь проходит только на «Авиастар-СП».

Характеристики самолета Ан-124

    Экипаж: 8 чел. (помощник командира, командир, старший бортинженер, бортинженер по АО, штурман, 2 оператора разгрузочо- погрузочных работ, бортрадист)

    Пассажировместимость: 28чел.

    Грузоподъёмность: 120000кг

    Длина: 69,1м

    Размах крыльев: 73,3м

    Высота: 21,08м

    Площадь крыльев: 628кв.м.

    Наибольший взлётный вес: 392000кг

    Вес топлива во внутренних баках: 212350кг (максимальная)

    Массовая отдача: 58 процентов

    Силовая установка: 4×ТРДД Д-18Т

    Тяга: 4×229,85 кН (23430 кгс)

    Вспомогательная силовая установка: 2×ГТД ТА-12

    Назначенный ресурс: 45 лет; 10000 типовых полётов; 50000 лётных часов

    Длина грузовой кабины: 36,5м

    Ширина грузовой кабины: 6,4м

    Высота грузовой кабины: 4,4м

    Объем грузового отсека: 1050кв.м.

    Размер грузовых люков:

    • передний: 6,4х4,4м

      задний: 6,4х4,4м

    Наибольшая скорость: 865км/ч

    Крейсерская скорость: 800-850км/ч

    Дальность полета: 4800км

    Наибольшая высота: 11600м

    Тяговооружённость: 0,41

Ан-124 видео

Военный транспортный самолет Ан-124 «Руслан» являлся самым крупногабаритным самолетом в мире (вплоть до появления в 1988 году ), а также лидировал по грузоподъемности. Пальму первенства смог отобрать только в 2005 году американский «Боинг-747-8Ф». Уникальная конструкция грузового отсека, высокая вместимость и надежность позволяют машине оставаться востребованной и в наши дни.

Годы выпуска «Руслана» 1987…2004, эксплуатируется он до сих пор, парк потихоньку устаревает, а замены ему пока нет.

История создания

Созданный в 1965 году первый в мире широкофюзеляжный армейский транспортный открыл новую страницу в соперничестве СССР и США за первенство в разработке самолетов высокой грузоподъемности.

Американским ответом стал транспортный Lockheed C-5 Galaxy, заметно превосходивший по всем характеристикам Ан-22. В 1966 году увидело свет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале разработки перспективных самолетов с грузоподъемностью не менее 100-120 т.

Для разработки новой машины первоначально предполагалось использовать фюзеляж «Антея», оснащенный стреловидным крылом и турбореактивными двигателями. Однако предполагаемые характеристики не устроили заказчика, и в середине 1968 года были готовы два новых проекта, один из которых имел обозначение Ан-124.

После детальной проработки технического задания, было решено полностью переработать концепцию и проект машины. Разработка чертежей самолета «проект 400» началась в 1976 году.

При разработке машины Ан-124 впервые использовался принцип комплексно-целевой программы, который предусматривал совместное улучшение всех компонентов, отвечающих за эффективность летательного аппарата.

Программа способствовала не только ускорению разработки самолета, но и дальнейшему развитию советской авиационной промышленности.

В результате комплексных работ удалось снизить расход топлива на 15%, а навигационную точность увеличить в 4 раза. Трудоемкость обслуживания Ан-124 сократилась в сравнении с «Антеем» в несколько раз.

Постройка первых экземпляров машины для статических тестов велась на авиационном заводе КиАПО в Киеве. Специально для сборки крупногабаритных самолетов Ан-124 «Руслан» были построены цеха с длиной пролета до 100 м. Турбовентиляторные двигатели по темпам развития отставали от самолета.


Стендовые прогоны начались за несколько месяцев до запланированного первого взлета Ан-124. Первая опытная машина была готова в конце октября 1982 года. Из-за неготовности силовой установки самолет испытывался в режиме рулежки и коротких пробежек.

Первый полет Ан-124 состоялся в конце декабря под управлением опытных испытателей В.И. Терского и А.В. Галуненко.

Машина продержалась в воздухе около часа, но во время посадки были повреждены элементы шасси из-за возникшего явления «шимми». Дальнейшие полеты выявили склонность двигателей к помпажу. Дефект преследовал Ан-124 на протяжении нескольких лет. В конце 1984 года был готов второй тестовый экземпляр самолета.

Официальное представление «Руслана» состоялось весной 1985 года на ежегодном авиационном салоне, проходившем во Франции (Ле Бурже), а в конце 1986 года самолет прошел государственные испытания, в 87-м поступил в войска.

В 1992 году Ан-124 получил официальный сертификат, разрешавший эксплуатацию в качестве гражданского летательного аппарата. Производство «Русланов» велось в Киеве (построено 17 пригодных к эксплуатации машин Ан-124) и в Ульяновске (собрано 33 самолета).

За годы эксплуатации в авариях было потеряно четыре машины, в том числе разбился второй тестовый экземпляр Ан-124. Самолет упал в ходе испытательных полетов, направленных на получение сертификата гражданского авиалайнера.

Крупнейшей катастрофой с участием Ан-124 стало падение машины с бортовым номером RA-82005 на жилые кварталы в Иркутске. Причиной катастрофы, унесшей жизни 72 человек, стала перегрузка и помпаж двигателей из-за грубых нарушений норм технического обслуживания.

Конструкция

Цельнометаллический фюзеляж самолета Ан-124 выполнен по стандартной для армейских транспортных машин схеме с верхним расположением стреловидного крыла. Хвостовое оперение построено по однокилевой схеме. При изготовлении силового набора фюзеляжа и крыла использованы композитные материалы.

Общий вес материалов в конструкции составляет 5000 кг.

Использование такого решения позволило сократить вес пустой машины на 2000 кг. Силовая конструкция фюзеляжа набрана из поперечных шпангоутов, соединенных продольными стрингерами и лонжеронами. В конструкции использована работающая обшивка, дополнительно повышающая прочность фюзеляжа.

Крыло с углом стреловидности 28⁰ обладает большим удлинением и имеет толстый профиль. Конструкция крыла Ан-124 имеет четыре лонжерона, консоли неразъемные. В состав крыла входят три сегмента – носовой, кессонный и задний. Кессон входит в состав силовой конструкции самолета и имеет продольный и поперечный силовой набор.

Механизация узлов управления состоит из шести секций предкрылков, которые установлены по носовой части крыла на протяжении всего размаха. На задней части каждой консоли расположены внутренний закрылок и дополнительные две секции щелевых закрылков. Рядом с закрылками расположены два элерона и 12 секций тормозных щитков.


Вертикальное оперение самолета Ан-124 состоит из киля и смонтированного на нем руля направления. Руль разделен на верхнюю и нижнюю секции. Киль построен по схеме с двумя лонжеронами и работающей обшивкой. Горизонтальные стабилизаторы выполнены по аналогичной схеме. Рули высоты, размещенные на задней части стабилизатора, состоят из двух элементов – внутреннего и внешнего.

Фюзеляж Ан-124 имеет профиль в виде двух окружностей, пересекающихся в виде цифры «8», внутри оснащен двумя палубами. Радиус верхней окружности составляет 1900 мм, нижней – 3800 мм. Силовой каркас и обшивка соединены при помощи сварки и клея.

Часть элементов фюзеляжа выполнена из углепластика, в частности – створки заднего грузового люка.

Поперечные герметичные переборки разбивают фюзеляж Ан-124 на несколько отсеков. Герметизация защищает подпольные отсеки фюзеляжа от затопления дождевой водой и от попадания агрессивных жидкостей (при перевозке). Фюзеляж оборудован системой дренажных отверстий, предотвращающих застою жидкости и коррозии. Верхняя передняя часть используется для размещения членов экипажа (основного и сменного).

В состав каждого экипажа Ан-124 входит по 6 человек:

  • командир экипажа;
  • помощник командира;
  • штурман;
  • старший бортовой инженер;
  • бортинженер;
  • оператор радиостанции.

Помимо персонала, в отсеке сменного экипажа размещено различное пилотажное оборудование и системы обеспечения жизнедеятельности. Оборудование позволяет вести высадку десанта и доставку грузов в различное время суток при различных метеорологических условиях, а также при противодействии средств ПВО противника.


В состав оборудования Ан-124 входит пилотажный комплекс с прицельным и навигационным блоками, комплекс радиосвязи, специальное оснащение для десантирования.

Кабина пилотов Ан-124 оснащена остеклением, прикрепленным к каркасному переплету кабины. В отсеке сменного экипажа выполнены три круглых застекленных окна, выходящих вбок. Дополнительные окна выполнены в грузовом отсеке. Они предназначены для визуального контроля состояния двигателей и створок грузового отсека.

В нижней передней части фюзеляжа имеется грузовой отсек, приспособленный для размещения военной техники.

Отсек проходит по всей длине фюзеляжа и оснащен грузовыми откидными люками, расположенными в носовой и кормовой части фюзеляжа. Проемы люков оснащены усилителями. Полезный объем отсека составляет 1050 м³. Для погрузки и разгрузки самолет Ан-124 оснащен штатным крановым и швартовочным оборудованием.

В отсеке смонтированы два передвижных крана с грузоподъемностью по 10 тонн. Установки мостового типа, перемещаются по рельсам, установленным вдоль бортов. Дополнительно установлены электрические лебедки, развивающие тяговое усилие до 4500 кг. Оборудование нижней палубы позволяет перевозить единичные грузы массой до 50 тонн.

Участок верхней палубы, расположенный в хвостовой части, предназначен для размещения обслуживающего и сопровождающего персонала. Самолет Ан-124 мог вместить до 22 пассажиров. В большинстве случаев в состав команды для обслуживания входили два оператора, которые работали на штатных мостовых кранах.


Кабина персонала оборудована системой поддержки давления, позволяющей выполнять полеты на высотах до 8000 м без применения кислородных масок.

Шасси оснащено двенадцатью опорами. Из них две расположены спереди, а десять – по бокам фюзеляжа (по пять на сторону). Все стойки имеют по два колеса и оборудованы индивидуальной независимой подвеской и отдельным механизмом уборки.

Передняя опора не имеет тормозных механизмов, оснащена механизмом поворота и позволяет развернуть самолет Ан-124 на полосе шириной 50 метров.

При этом используется ассиметричный режим работы двигателей, позволяющий уменьшить радиус поворота.

Створки шасси Ан-124 для снижения веса изготовлены из композитного материала. Тележки основных стоек оборудованы системой регулировки клиренса, позволяющей снизить наклон рампы и упростить погрузку и разгрузку. Конструктивно самолет предназначен для эксплуатации с взлетных полос длиной более 3000 м, оснащенных бетонным покрытием. На практике машины успешно использовались с грунтовых летных полей.

В состав силовой установки входят четыре турбовентиляторных двигателя модели Д-18Т. Установки были разработаны в Запорожском конструкторском бюро «Прогресс» специально для Ан-124 и еще более крупного транспортного самолета Ан-225.

Двигатель создан по трехвальной схеме и состоит из вентилятора компрессора и двух рабочих роторов (пониженного и высокого давления). Конструкция ТРД обеспечивает высокий коэффициент двухконтурности – до 80%. Двигатели размещены под крылом, на пилонах. В обтекателях шасси смонтированы дополнительные газовые турбины ТА-12.


В мотогондолах самолета Ан-124 располагается система предварительной подготовки воздуха для систем кондиционирования в кабинах, а также для работы антиобледенительной системы. Забор воздуха осуществляется из компрессора, затем он охлаждается и подается к исполнительным механизмам под нормальным давлением.

Гидравлика самолета Ан-124 работает от насосных агрегатов, расположенных на двигателях. Агрегаты состоят из двух отдельных насосов.

Каждая система автономна и может обеспечивать жидкостью все исполнительные механизмы.

От гидравлики работает система рулей для управления самолетом, выпуск и уборка стоек шасси, приводы створок, система торможения и управления колесами, приводы грузовых люков.

Электрическая сеть Ан-124 рассчитана на переменное напряжение 115 и 200 В. Генераторные установки расположены на турбовентиляторных двигателях и имеют суммарную мощность 240 кВА. Запас топлива расположен в кессонах центроплана.


Имеется 13 отдельных топливных баков, разделенных на 4 ступени выработки. Постепенная выработка позволяет сохранить центровку самолета. Вес топлива в баках – до 213 тыс. кг.

Технические характеристики Ан-124

Параметр Значение
Длина фюзеляжа, м 69,1
Диаметр миделя, м 7,68
Длина грузовой палубы, м 43,45
Ширина грузовой палубы, м 6,68
Высота грузового отсека, м 4,4
Размах крыла, м 73,3
Площадь крыла, м² 628
Площадь горизонтального оперения, м² 166,7
Площадь руля высоты, м² 49,75
Колея шасси, м 8
Предельная рулежная масса, кг 398 000
Максимальная взлетная масса, кг 392 000
Максимальная посадочная масса, кг 330 000
Предельная скорость, км/ч 530
Длина разбега (в зависимости от массы), м 1000-2200

Модификации Ан-124

На базе армейского Ан-124 в 1992 году был создан коммерческий вариант с индексом 124-100. Машина прошла цикл сертификационных проверок и была признана соответствующей требованиям.


На основе модели 100 был создан модернизированный вариант под обозначением Ан-124-100М. На самолете применялось пилотажное и навигационное оборудование, произведенное в странах СНГ и в Европе. Оборудование позволило сократить экипаж до четырех человек и повысить безопасность эксплуатации. Для снижения шумности гондолы моторов оборудованы капотами с шумопоглощающими элементами.

Еще одним вариантом стал Ан-124-100М-150, отличающийся увеличенной до 150 000 кг полезной нагрузкой и расширенным радиусом действия. При грузе весом 120 000 кг самолет обладает радиусом действия 5400 км.

Для названия летательного аппарата предлагалось несколько имен, в том числе и «Тарас Бульба». Название «Руслан» было предложено О.К. Антоновым в числе прочих, позаимствованных из греческой мифологии.

В 1985…87 годах на машинах Ан-124 был установлен ряд мировых авиационных рекордов.

В ходе беспосадочного перелета с общей протяженностью 20151 км, проходившего вдоль границ Советского Союза, взлетный вес машины достиг 455 000 кг.

При создании самолета Ан-124 предполагалось размещать на борту десант, состоящий из 440 парашютистов или 880 солдат пехотных подразделений, укомплектованных полным боевым снаряжением. В ходе испытаний использовалось десантирование манекенов.


Тестовые высадки выявили ряд ограничений на высадку людей через хвостовой люк в фюзеляже. Одну из машин оснастили дополнительными дверями в бортах фюзеляжа, предназначенными для десантирования. Такая доработка была осуществлена на одном Ан-124 «Руслан», остальные самолеты дверей не имели.

Перспективы

Выпуск самолетов Ан-124 закончился на заводе в Ульяновске в 2004 году. В Киеве сборка закончилась еще раньше. Всего заводы отгрузили заказчикам 56 машин. Часть машин, состоящих на вооружении российской армии, прошли модернизацию с заменой элементов конструкции планера и радионавигационного оборудования. Доработанные самолеты соответствуют спецификации Ан-124-100М.

Проблемой дальнейшей модернизации явились обострившиеся взаимоотношения между Россией и Украиной.

КБ Антонова, располагающееся в Украине, периодически публикует материалы о планируемом запрете полетов «Русланов» за пределы России при отказе от сервисного обслуживания.

В составе российских вооруженных сил находится 24 самолета Ан-124. Еще 12 машин эксплуатируются в транспортной авиакомпании «Волга-Днепр». В Украине имеются 7 машин. По отдельным данным в Киеве и Триполи находятся по одному самолету из состава гражданского авиафлота Ливии.

По одной машине применяется в авиации Арабских Эмиратов и Азербайджана. Машина используется ООН по принципу аренды. В случае необходимости организация может привлекать для проведения грузоперевозок или спасательных операций до шести самолетов Ан-124 «Руслан».

Видео

Каждое авиационное конструкторское бюро имеет такие проекты, работа над которыми приносит ему чувство превосходства над самим собой. Именно таким детищем и является Ан-124 для работников конструкторского бюро имени Антонова.

Известный на весь мир "Руслан" в свое время произвел фурор среди тяжелых транспортников. Все еще непревзойденный и уникальный самолет Ан-124 продолжает завоевывать сердца всех авиалюбителей. Несмотря на то что украинцы смогли создать множество других отличных моделей, именно "Руслан" остался стоять особняком благодаря отсутствию аналогичных разработок среди других авиагигантов мира.

Общие сведения

Сегодня Ан-124 "Руслан" - это крупнейшая транспортная машина, выпускаемая серийно. Данное транспортное воздушное судно не имеет ни одного аналога в своих габаритных измерениях. Более того, самолет Ан-124 является мировым рекордсменом по тоннажности и по общему километражу полетного маршрута.

Первоначальной целью для создания такого "малыша" было выполнение задач, связанных с военными нуждами. Ведь его разработка шла как раз в период развития холодной войны. Тяжелый дальний транспортный самолет Ан-124 "Руслан" - это настоящее порождение противостояния между Советским Союзом и Соединенными Штатами. В целом борьба по большей части заключалась как раз в авиационной гонке - кто соорудит лучшую летательную машину, кто выстроит лучшую логическую цепочку по проектированию новейшего оборудования и так далее.

Война не означает бег наперевес с "Калашниковым", но она подразумевает, что в любой момент следует быть готовым к наступлению или защите, а обеспечение военных должно происходить в самые кратчайшие сроки. И даже с учетом того, что морским путем или железнодорожным доставка грузов всегда выходила намного дешевле, развитие военно-транспортной авиации стояло на первом месте.

Идеи о новом транспортном самолете

После выпуска крупнейшего турбовинтового самолета Ан-22 в 1965 году американцы вступили в соревнование со своим проектом "Локхид С-5 Галакси", который в итоге получился намного мощнее триумфального советского воздушного транспортника. Тогда руководство ЦК КПСС перед конструкторами поставило задачу создать машину, грузоподъемность которой должна составлять около ста сорока тонн. Такое форсирование событий в первую очередь было связано с престижем государства, а во вторую - с разработкой оптимального функционального самолета для быстроты развертывания армии и ее снабжения.

Украинцы тут же подключились к проекту, благо у них уже имелись необходимые наработки. Однако задача, поставленная перед ними, тоже была несколько неординарной, ведь подобных машин еще никто и никогда не проектировал. Поэтому многие технические вопросы решались буквально с нуля, например, разработка оборудования или работа с самолетными деталями и узлами невероятных для того времени размеров.

К 1971 году КБ "Антонов" уже имело чертежи аж двух самолетов Ан-124 "Руслан", по которым представлялись модификации с четырьмя и шестью двигателями. Грузоподъемность у первой модели составляла сто двадцать тонн, а у второй - сто сорок. В 1973 году по нарисованным чертежам создали настоящую модель в реальную величину, и данные размеры поразили всех зрителей, однако для начала серийного выпуска необходимо было улучшить абсолютно все характеристики самолета.

История создания

В итоге для улучшения аэродинамических свойств самолета Ан-124 "Руслан" организовали специальную группу инженеров, они же занимались совершенствованием его прочности и безопасности. Помимо этого предполагалось возможное изменение материалов при создании судов этого типа. В производстве Ан-124 участвовали лучшие специалисты самых развитых советских научных центов, поэтому он явился на свет как венец конструкторского разума СССР. В тот период во всем мире не нашлось подобных технологий, из-за этого самолет был наделен совершенно уникальными характеристиками.

Введение в эксплуатацию Ан-124 произошло в 1982 году. 24 декабря состоялся первый полет экспериментальной модели, а через три года его сначала представили советским СМИ, а после уже сообщили о наличии транспортного кита на авиационную выставку, прошедшую в Париже.

Жизнь после распада СССР

После распада Союза Ан-124 "Руслан", как и следовало ожидать, перестал выпускаться на Украине в связи с финансовой депрессией. А последнее воздушное судно сошло с конвейера Ульяновского авиазавода в 1995 году, но модель была немного модифицированная. Тремя годами ранее самолет преобразовали, убрав все оборудование, использовавшееся десантными войсками. Внутри были изменены радионавигационная система, а пилотская кабина Ан-124 пополнилась приборами с английскими надписями.

Помимо всего был изменен грузовой отсек. Модернизировали изначально установленные на Ан-124 двигатели, так как на них часто поступали жалобы из-за сбоев в их работе. Но с учетом достаточного количества машин на авиационном рынке дальнейший выпуск они не увидели, несмотря на множественные попытки возобновить производство, ведь в данный момент мировой рынок заинтересован в подобной модели воздушного транспортного самолета. Правда, стоимость Ан-124 далеко не низкая и составляет порядка ста миллионов долларов.

Характеристика ВС

Самолет создавался по классической схеме "Антоновых": его крылья расположены достаточно высоко к верхней части фюзеляжа, а на пилонах прикреплены по два двигателя с каждой стороны. Экипаж Ан-124 располагается в кабине, находящейся, как обычно, в носовой части, с одной поправкой - самолет внутри имеет две палубы, и нижняя используется исключительно для перевозки грузов, а верхняя - как раз для работы летного состава.

Также на второй палубе есть места для людей, которые сопровождают груз, их называют бортоператорами, и для дополнительного летного экипажа, в случае если рабочее время основного не проходит по установленным законом документам. Для них предусмотрено восемнадцать кресел. Грузовой отсек разделен на два герметичных люка. Собственно, именно они и являются конструкционной особенностью машины. Внутри отсека имеется погрузочное оборудование, а пол создан из титанового материала и может выдерживать самые сильные нагрузки.

Шасси самолета состоит из двадцати четырех колес, оно имеет несколько стоек, и, несмотря на размеры, Ан-124 может производить посадку даже на грунтовые ВПП. Также с помощью шасси есть возможность изменять самолетный клиренс и угол наклона, таким образом носовая часть опускается, благодаря чему облегчается работа по погрузкам. У шасси имеется уникальная система поворота стоек и функция проседания.

Передний грузовой люк открывается автоматически с использованием специального пульта: сначала расщелкиваются замки "носа", после происходит поднятие самой носовой части. Одновременно устанавливаются вспомогательные опоры, и самолет приседает благодаря выкатыванию вперед передних стоек. Рампа, находящаяся под носовой частью, также открывается, а на нее раскладывается гермотрап.

Внутри грузовой кабины вмещаются четыре вертолета Ми-8, целый вагон поезда, используемый в метро или самолет ССД-100 ("Суперджет") со снятыми крыльями и хвостовым оперением. И самое удивительное, Ан-124 "Руслан" может перевезти ракету-носитель "Ангара".

Штат - восемь человек. В состав экипажа входят: один командир воздушного судна, его помощник второй пилот, штурман, два бортинженера (один - старший, другой - специализирующийся по авиационному оборудованию), один бортрадист и два оператора, занимающиеся погрузками и разгрузками. Управляется самолет с помощью штурвала, который имеет бустерную характеристику. Это значит, что руль может отклоняться только с использованием гидравлики, и если она откажет, то вручную им управлять уже не получится. Именно для этого в системе машины применяется 4-кратное резервирование. Абсолютно вся механика управления включает жесткие тросы и тяги.

Мощный "Руслан" - это первая советская машина, в которой применили автоматику. Она проверяет абсолютно всю внутреннюю работу Ан-124. Более того, приборы автоматически могут определить вес борта и сообщить о критическом режиме перегруза. Самолет оснащен своим личным тягачом, который перевозится на каждом рейсе и используется для буксировки.

Технические особенности

Технические характеристики Ан-124 "Руслан" достаточно впечатляющие. Так, размах крыла составляет целых 73,3 метра (ширина Красной площади близка к данной цифре). Длина всего корпуса равняется 69 метрам, а высота - почти 21 метру (это семиэтажный дом).

Грузоподъемность Ан-124 разнится в зависимости от категорий: нормальная взлетная масса составляет 392 тысячи килограммов, а максимальная взлетная масса - 405 тысяч килограммов. Вес пустого самолета намного меньше - 173 тысячи килограммов. Отсюда следует, что максимальный тоннаж приемки равен 232 тысячам килограммов, или 232 тоннам. Это немыслимая цифра! Однако полезной нагрузкой считается 120 -150 тонн.

Самолет оснащен четырьмя двигателями марки Д-18Т. Тяга каждого двигателя на взлетном режиме составляет более 23 тонн, то есть общая масса выльется в 12 500 лошадиных сил. Заправка топливных баков может продолжаться и полчаса, и целые сутки. Количество машин-заправщиков иногда доходит до сорока штук. Максимальная масса заправляемого топлива - 212 тонн, при этом расход топлива на Ан-124 при загрузке под завязку составляет 12 тонн в час, но до момента занятия эшелона - 17 тонн в час. Заправка происходит через четыре горловины. Они находятся на главных стойках шасси в гондолах, и две дополнительные имеются в верхней части крыла слева и справа по борту.

Максимальная скорость, которую развивает "Руслан", - 865 км в час, а крейсерская скорость немного меньше - 750 км в час. Расстояние, преодолеваемое с нагрузкой, - 4500 км, а перегоночное - 16 500 км. Вообще по всем своим характеристикам "Руслан" уступает только единственному экземпляру детища конструкторского бюро имени Антонова - Ан-225, или "Мрия". В отличие от Ан-124, грузоподъемность Ан-225 составляет 225 тонн, а длина грузового отсека всего на десять метров больше, чем у младшего собрата. Но дело в том, что "Мрия" был создан в единичном экземпляре, он является самолетом специального назначения, а "Руслан" был собран на двух заводах в количестве 56 штук.

Имеющиеся модификации

Всего существует четыре модификации самолета Ан-124:

  • Базовый вариант.
  • Гражданский вариант (Ан-124-100).
  • Улучшенная гражданская модель с дополнениями в системе авионики и увеличением массы полезного груза до ста пятидесяти тонн (Ан-124-100М). Используется по сей день.
  • Усовершенствованная модель, требующая наличия трех членов летного экипажа (Ан-124-102).

Впервые самолет был использован для грузовых перевозок в 1985 году при доставке карьерного самосвала в город Полярный из Владивостока. Машина весила 152 тонны, поэтому процесс прошел в два рейса с дозаправкой.

Компании-эксплуатанты

К 1991 году всего было выпущено тридцать восемь "Русланов" согласно госзаказу Военно-воздушных сил. России досталось тридцать три из них, и это было слишком много для выполнения работы, поэтому часть самолетов отдали на хранение. Однако авиационное руководство хорошо понимало перспективы выхода на международный рынок на коммерческой основе, поэтому в августе 1990 года в России создали авиаорганизацию под названием "Волга-Днепр", главными акционерами которой выступили Ульяновский авиапромышленный комплекс имени Устинова, конструкторское бюро "Прогресс" в Запорожье и непосредственно само киевское конструкторское бюро имени Антонова.

А уже в 1991 году совместно с англичанами зарегистрировали объединение компаний "Волга-Днепр" и Heavy-Lift Cargo Airlines. Целью создания общего предприятия было международное продвижение услуг грузоперевозок на Ан-124. Техническим директором определили Виктора Толмачева.

Однако через некоторое время "Волга-Днепр" заимела конкурента в лице украинской компании "Авиалинии Антонова" с единственным "Мрия". Ведь основной заказчик в лице России после развала Союза отвалился, а транспортный бизнес развивать надо было.

Помимо всего прочего, компания "Полет", 224-й отряд Министерства обороны и "Аэрофлот" тоже стали эксплуатировать Ан-124. Сколько в России компаний его использовали? По изначальным подсчетам - четыре, без учета международной корпорации.

Но самым удивительным фактом эксплуатации "Русланов" стало подписание договора российско-украинской компании с НАТО в 2006 году в Лейпциге. Согласно договору альянс получал доступ к двадцати бортам "Русланов", причем два из них должны были базироваться в Лейпциге на постоянной основе.

Первоначально бумаги были подписаны на три года с дальнейшей пролонгацией, которую альянс использовал в полной мере, так как американская модель А400М, предполагавшая заменить украинские грузовики, все еще не была выпущена. НАТО использовала не только Ан-124, но и "Мрия", а также Ил-76. Плюс "Русланами" пользовалась и Франция во время операции в Мали (2013 год).

На сегодня "Волга-Днепр" обладает двенадцатью самолетами, и это крупнейший в мире оператор Ан-124. Плюс благодаря международным грузоперевозкам компания может отлично стоять на ногах, ведь в среднем чартерный рейс обходится нанимателю в семьсот тысяч долларов. География полетов пестрит разнообразием: грузы доставляются в 190 стран мира, более чем в 1300 аэропортов. Ежегодно "Волга-Днепр" выполняет тысячу двести рейсов. Некоторые заказы со стороны космической отрасли расписаны на несколько лет вперед, ведь ни один самолет не может перевозить масштабные и габаритные грузы, кроме Ан-124.

Необычные грузы

У компании есть и свой список необычных заказов. Так, например, однажды перевозились гигантские кольца в пятьдесят тонн весом, предназначенные для добычи золота. Но в момент загрузки расстояние между фюзеляжем и краем кольца составляло всего 77 миллиметров, а это критическая точка.

В 1989 году "Руслан" перевозил аппаратуру (140 тонн) для первого концерта на территории СССР группы "Пинк Флойд".

В 1992 году из ОАЭ в Швейцарию было перевезено двести тридцать миллионов фунтов стерлингов в золоте (52 тонны).

В 1993 году для концерта Майкла Джексона в Россию было привезено 310 тонн музыкального оборудования и сценических приспособлений. Тогда использовалось три борта.

В 1997 году из столицы Великобритании в Тунис Ан-124 за один приход перевез сто тонн оборудования для съемок фильма "Звездные войны".

А в 1998 году из Праги в индонезийский зоопарк перевезли шестьдесят восемь животных, включая гиппопотама, четырех жирафов, крокодилов, зебру и так далее.

Катастрофы

Всего в жизни грузовика было 4 серьезные авиакатастрофы. Первая случилась еще в 1992 году, когда самолет разбился во время второго испытательного полета. Причиной катастрофы оказалось разрушение носового обтекателя (РЛЭ), а после и всей носовой части. Обломки, полетевшие назад, попали в два правых двигателя и стали причиной их остановки. Самолет рухнул в лесу около Киева. Выживших не осталось, погибли все восемь испытателей.

Следующая катастрофа произошла в 1993 году. Во время захода на посадку в аэропорту иранского города Кермана самолет врезался в гору. По установленным данным, произошла ошибка в работе экипажа.

1996 год омрачил историю существования Ан-124 в итальянском Турине. Самолет был в аренде у "Аэрофлота" и прилетел для выполнения личного заказа, поступившего от султана Брунея, по перевозке легковых автомобилей. В день прибытия шел дождь и погода оставляла желать лучшего, а полоса общей длиной в 3300 метров была на ремонте, точнее ее последние девятьсот метров. Но экипаж данную информацию не получил.

При подлете к ВПП командир совершил ошибку, переставив РУДы на нулевую отметку, а реверс поставил в исходное положение. Соответственно, с первой попытки посадить самолет не удалось, и, пролетев тысячу метров от остатка ВПП, не касаясь ее шасси, командир увел самолет на второй круг. Но из четырех двигателей взлетный режим был установлен только на третьем, и из-за отсутствия необходимой тяги Ан-124 начал терять высоту. Зацепив шасси крышу дома, он рухнул на землю.

От падения произошло разрушение фюзеляжа, было уничтожено два дома и убито двое итальянских граждан. Из экипажа выжили сам командир и бортинжинер, получив тяжелейшие травмы, пятнадцать членов компании отделались легкими ранениями, и двое летчиков, в прошлом летавших на военных самолетах, погибли.

Последняя - самая ужасная катастрофа. Она произошла в Иркутске зимой 1997 года, когда, уйдя в крутой крен, самолет врезался в жилой дом. Тогда трагедия унесла семьдесят две жизни. Точная причина кружения так и не была выяснена, но известно, что в момент подлета к домам "Руслан" пытались отвести от жилых зданий, однако он уже был неуправляем.

Борт был загружен под завязку не только грузом, который состоял из двух истребителей Су-27, но и топливом. Военные самолеты были заказаны вьетнамскими ВВС и направлялись в аэропорт Камрани. После взлета, извергая пламя, глохнет третий двигатель. Однако полет решили продолжать. Но на высоте всего двадцать два метра глохнет второй и следом первый. В этот момент экипаж пытается связаться с диспетчером и сообщить о случившейся обстановке, но связь прерывается.

Один-единственный рабочий двигатель вывел Ан-124 в левый крен, тем самым задев крылом небольшой деревянный дом, отчего его развернуло и выбросило на кирпичную хрущевку. Падая, он успел другим крылом зацепить и рядом стоящий детский дом. В полете самолет успел провести всего тридцать пять секунд.

Хвост самолета врезался в другую постройку. Вся местность крушения была объята пламенем, ведь из баков мгновенно вылился керосин, моментально вспыхнув. Так как оба черных ящика были в самом эпицентре ужасного пожара, то восстановить переговоры не удалось. Следствие так и не смогло выяснить, что явилось причиной выключения трех двигателей, но некоторые говорят о возможном перегрузе и конструктивных недоработках самих двигателей модели Д-18Т, собранных украинцами.

Ан-124 «Руслан» (по классификации НАТО «Кондор») – это по-настоящему уникальный серийный транспортный самолет, который не имеет аналогов по габаритам грузовой кабины и грузоподъемности. Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 был разработан в ОКБ О.К.Антонова и на сегодняшний день является самым большим из серийных военно-транспортных самолетов в мире .

АН-124 «Руслан» предназначен для перевозки на большие расстояния штатной боевой и обслуживающей техники воздушно-десантной или мотострелковой дивизии (бригады), парашютного десантирования боевой техники (с экипажами и расчетами) и грузов, а также перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов народно-хозяйственного назначения.

Опытный образец «Руслана» впервые поднялся в воздух 21 декабря 1982 года в Киеве. Самолет поднял в воздух экипаж в составе восьми летчиков-испытателей В.И.Терского (командир корабля) и А.В.Галуненко, а также бортинженеров В.М.Воротникова и А.М.Шулещенко, штурмана А.П.Поддубного, бортрадиста М.А.Тупчиенко, ведущих инженеров по испытаниям B.C.Михайлова и М.Г.Харченко. Серийное производство самолета было развёрнуто на Ульяновском АПК АО «Авиастар» и КиАПО.

Ан-124 «Руслан» вернул Советскому Союзу мировое лидерство в тяжелой транспортной авиации, лишив пальмы первенства американский Lockheed C-5 Galaxy . В 1985 году на советском самолете Ан-124 удалось установить 21 мировой рекорд, среди которых был рекорд по грузоподъемности (поднял 171.219 кг на высоту 10.750 м).

В 1985 году «Руслан» был впервые показан на французском авиасалоне в Париже. В следующем году эксплуатацию самолета начал «Аэрофлот». В основном он выполнял рейсы на авиалиниях Сибири, перевозя грузы очень больших размеров, предназначенные для промышленных разработок нефти и газа. На вооружение военно-транспортной авиации СССР самолет встал в январе 1987 года.

По состоянию на 1998 год было выпущено 54 летных экземпляра, а также один планер для осуществления статических испытаний. В настоящее время Ан-124 используется 2-мя полками ВТА России (25 самолетов) , а также 6-ю частными авиакомпаниями России и Украины.

Производство самолетов может вновь начаться в самое ближайшее время. До 2020 года Минобороны России планирует приобрести до 10 самолетов Ан-124 «Руслан» , еще около 60 самолетов готовы купить частные авиакомпании. В любом случае, украинские и российские компании смогут получить прибыль от возобновления производства, только при наличии твердых заказов более чем на 30 машин. В настоящее время данный самолет является одним из самых востребованных на рынке грузовых авиаперевозок, что позволяет надеяться на возобновление его выпуска.

В это трудно было бы поверить, но военно-транспортный самолет, созданный в СССР, сегодня выполняет полеты в интересах НАТО. На днях авиакомпании России и Украины в снова выиграли тендер на выполнение стратегических авиаперевозок для НАТО в рамках реализации программы SALIS. Совместная заявка на участие в тендере НАТО была подана 4 апреля 2012 года российской группой компаний «Волга-Днепр» и украинским госпредприятием «Антонов». Вниманию тендерного комитета были представлены возможности объединенного парка тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124-100, а также их модификаций.

Таким образом, самолеты Ан-124 «Руслан» продолжат осуществлять транспортировку грузов в интересах НАТО. Украинско-российский альянс ранее уже выполнял перевозки в интересах 18 стран-участниц данной программы. С марта 2006 года до момента подачи заявки на участие в тендере самолеты Ан-124 произвели более 2100 полетов, доставив более 120 тысяч тонн грузов как гражданского, так и военного назначения в различные страны. Нынешний контракт будет действовать до 31 декабря 2012 года.

Описание конструкции

Фюзеляж грузового самолета Ан-124 «Руслан» обладает двумя палубами, которые для удобства обслуживания и эксплуатации разделены на специализированные герметичные отсеки. Грузовой отсек предназначен для перевозки грузов и техники. Верхняя передняя палуба предназначена для размещения основного и сменного экипажа (по 7 чел.), а также оборудования.

Верхняя задняя палуба используется для размещения сопровождающих грузы и технику лиц. Носовая и задняя части фюзеляжа (носовая часть откидывающаяся) оборудованы грузовыми люками, которые позволяют достаточно оперативно производить погрузку и выгрузку даже нестандартных грузов с двух направлений по выбору.

Грузовой отсек «Руслана» герметичный с наддувом, его длина составляет 36,5 метров (без рампы – 26,5 метров), ширина отсека – 6,4 метра, высота – 4,4 метра, объем более 1000 куб. метров.
Он обеспечивает перевозку грузов общей массой до 120 тонн, парашютное десантирование грузов общей массой до 100 тонн на специальных платформах, а также техники и грузов, исключающих использование платформ.

Пол грузового отсека изготовлен из титанового сплава и допускает погрузку всех видов несамоходной и самоходной техники как колесной, так и гусеничной с нагрузкой на ось до 12 (10) тонн при размещении в один (два) ряд . Роликовое оборудование позволяет осуществлять выгрузку и погрузку монолитных грузов массой до 50 тонн. Применение наддува позволяет перевозить в самолете до 88 пассажиров на высоте до 8000 метров, не используя кислородного оборудования.

Многоколесное шасси «Руслана» (24 колеса) с системой приседания позволяет самолету менять стояночный клиренс , а также угол наклона фюзеляжа для уменьшения угла наклона рамп и облегчения процесса погрузочно-разгрузочных работ. Каждая основная опора шасси включает в себя 5 независимых двухколесных стоек, передняя опора состоит из двух стоек по 2 колеса.

Система управления поворотом передних стоек шасси позволяет многотонной машине провести разворот на ВПП шириной до 50 метров при применении тяги двигателей. Для полного использования всех боевых возможностей самолета ему необходима взлетно-посадочная полоса длиной более 3000 метров, но при необходимости машины может совершать полеты даже с грунтовых ВПП.

Силовая установка «Руслана» включает в себя 4 турбореактивных двигателя Д-18Т конструкции В.А.Лотарева (ЗМКБ «Прогресс»), мощностью по 23.400 кгс каждый . При достаточно большой мощности данные двигатели отличаются сравнительно малой массой, а также умеренным расходом топлива и невысокой шумностью. Максимальная масса топлива на самолете ограничивается его взлетной массой и составляет 213.740 кг.

Бортовое оборудование военно-транспортного самолета Ан-124 предназначено для осуществления транспортно-десантных задач и вождения самолета в дневных и ночных условиях, в простых и сложных метеоусловиях, длительном отрыве от аэродрома основного базирования, а также при противодействии со стороны противника. В состав оборудования «Руслана» включается автоматизированный комплекс средств связи (ТИП-15), пилотажно-навигационный прицельный комплекс (ПНПК-124) и комплекс десантно-транспортного оборудования.

Пилотажно-навигационный прицельный комплекс (ПНПК-124) состоит из радиолокационных станций (РЛС) обзора земной поверхности и переднего обзора, системы автономной навигации, авиационного радиокомпаса (АРК), оптико-телевизионного визира, высотно-скоростных параметров, ближней («Омега») и дальней («Лоран») навигации, аппаратуры вождения самолета в боевых порядках, астронавигационной системы и систему государственного опознавания самолета. Всего в системах управления судном использовалось 34 отдельных компьютера.

Модификации

Ан-124-100 – является гражданская модификацией самолета Ан-124, была сертифицирована в 1992 году.

Ан-124-100М – модифицированная версия самолета с экипажем из 4 человек и зарубежной авионикой. Самолет не имеет мировых аналогов по максимальной грузоподъемности (100-120 тонн), дальности полета и габаритам грузовой кабины. В ряде случаев может совершать полеты с максимальной коммерческой нагрузкой до 150 тонн. В этом случае решение о полете принимается после анализа характеристик аэродромов взлета и посадки, наличия запасных аэродромов, а также метеоусловий вдоль всей трассы перелета.

В настоящее время Ан-124-100М эксплуатируется 6 авиакомпаниями из Украины и России. Стоимость данного самолета оценивается примерно в 70-100 млн. долларов. В 2000 году на самолетах авиакомпании «Волга-Днепр» была произведена модернизация авионики (установлены система коммерческой спутниковой связи SAT-906 фирмы Collins, система предупреждения столкновений самолетов в воздухе TCAS-II, а также инерциальная навигационная система на кольцевых лазерных гироскопах LTN-101 производства фирмы Litton).

Грузоподъемность бортовых кранов была доведена до 30 тонн, а экипаж уменьшен до четырех человек. Гондолы двигателей были оснащены звукопоглощающими элементами, что позволило самолету соответствовать международным требованиям по шумности звука

Ан-124-102 – модификация, обладающая новым информационно-управляющим полем кабины экипажа в составе 3 человек.

В настоящее время «Руслан» прочно занял свое место в достаточно небольшом списке самолетов, которые не просто хорошо проявили себя на рынке авиаперевозок, но и сами создали новый сектор на данном рынке. В первые 5 лет с начала коммерческой эксплуатации «Русланов» среднегодовой рост авиаперевозок уникальных грузов составлял 26%. Число только компаний из США, которые прибегали к услугам АН-124-100, удваивалось каждые 4 года. Все это было свидетельством огромного коммерческого успеха воздушного судна в мировом масштабе.

В истории отечественной авиации подобных примеров было очень мало. По мнению специалистов, в настоящее время Ан-124 «Руслан» переживает только свою юность, самолет без проблем сможет проработать еще порядка 40-50 лет.

Тактико-технические характеристик Ан-124 :
Размеры:
— размах крыла максимальный – 73,3 м,
— длина – 69,1 м,
— высота – 20,78 м.
Площадь крыла – 628,5 кв.м.
Масса самолета:
— пустого – 173.000 кг
— нормальная взлетная – 392.000 кг
— максимальная взлетная – 405.000 кг
Массовая отдача — 58%
Тип двигателя – 4 ТРДД Д-18Т «Прогресс», тяга – 4х229,47 кН.
Тяговооружённость — 0,41
Назначенный ресурс – 6.000 часов;
Расход топлива – 12.600 кг/час (при максимальной коммерческой загрузке);
Максимальная скорость – 865 км/ч;
Крейсерская скорость – 750-800 км/ч;
Практическая дальность полета (с максимальной загрузкой): 4500 км;
Перегоночная дальность: 16.500 км.
Практический потолок: 9.500 км.
Экипаж – 6 человек
Полезная нагрузка: 120.000 – 150.000 кг груза или 88 пассажиров (до 350 посадочных мест в трюмах).