Чем отличается формальное руководство от лидерства. Лидер мотивирует и вдохновляет

Все слышали про наличие лидеров и руководителей в различных социальных сообществах. Но как соотносятся эти термины, разбирается не каждый. Чтобы понять, чем отличается лидер от руководителя, нужно выяснить, что подразумевает каждый из терминов.

Смысл лидерства

Лидер - человек, который, в рамках какого-либо коллектива людей, пользуется признанным авторитетом, влиянием. Социальное влияние лидерства выражается в поддержке остальными членами общества при достижении какой-либо цели.

Лидерство характерно не только для выстраивания общественных отношений людей. Выделение вожаков свойственно и для мира природы. У большинства видов социальных животных происходит выстраивание иерархии, во главе которой стоит вожак. Яркими природными маркерами лидерства являются львы, гиены, волки, некоторые виды обезьян, дельфины.

Вожаки в животном мире получают приоритетный доступ к пищевым ресурсам, праву продолжения рода Взамен лидер поддерживает порядок в группе, защищает от внешних угроз и оберегает свой статус от посягательств конкурентов.

В обществе лидерство имеет похожие критерии. Качественный доступ к возможностям компенсируется ответственностью.

Человеческое лидерство стоит рассматривать как часть иерархической структуры членов какого-либо социума. Иерархия позволяет систематизировать, упорядочить и нормализовать отношения между людьми. Лидер должен направлять всю группу в нужном направлении, предотвращать конфликты, помогать в достижении целей и развитии, поощрять и наказывать. Лидерство позволяет «цементировать» иерархическую структуру, содержать её в порядке, предотвращать от развала и беспорядка.

Лидерство подразделяется на две группы: формальное и не формальное. При формальном лидерстве качества вожака подкреплены занимаемой им должностью. В случае неформального лидерства ключевая позиция занимается за счёт умений, навыков, ресурсов, которые не подкреплены наличием официального статуса руководителя.

Основные теории

В психологии выделяется четыре теории, которые отражают суть лидерства:

  1. Ситуационная. Лидер для решения задач использует один из четырёх стилей поведения в зависимости от ситуации. Выделяются следующие стили, которые определяются характером поведения: директивный (ориентация на задаче, минимум внимания людям), наставнический (сочетание внимания задаче и людям), поддерживающий (ориентация на людей, а не на задачу) и делегирующий (низкая ориентация и на людей, и на задачу).
  2. Функциональная (смотри «Функциональная теория»).
  3. Поведенческая. Лидерство определяется не личностными характеристиками, а характером подхода к группе. Градация типа поведения лидера по отношению к коллективу: от авторитарного до либерального.
  4. Интегральная. Сочетание командного и харизматического подходов при решении задачи.

Смысл руководства

Руководитель - специалист, занимающий должность, функциональные обязанности которой подразумевают контроль, принятие ответственных решений, направление работы подчинённых.

Основные стили

Выделяется несколько стилей руководства коллективом:

  1. Авторитарный. Решения принимает руководитель, система управления сильно централизована. Для членов коллектива определяющими факторами выступают исполнительность, соблюдение правил. Инициатива не приветствуется.
  2. Демократический (распределённый). Решение принимает вся группа.
  3. Либеральный. Руководитель легко делегирует принятие решение членам группы. Стиль способствует росту креативности и инициативности сотрудников.
  4. Нарцисстический. Лидер использует коллектив для решения личных задач в ущерб достижению общих целей.
  5. Токсический. Для мобилизации ресурсов группы лидер осознанно ставит подчинённых в худшие условия.

Конкретный стиль выбирается руководителем исходя из особенностей по следующим критериям:

  • мировоззрение;
  • особенности характера;
  • опыт.

Стили не являются универсальными единицами. Каждый из них оптимален для определённой ситуации, коллектива.

Для достижения цели важно оценивать условия и подбирать оптимальный стиль руководства. Авторитарный стиль подходит для решения экстренных, чрезвычайных задач. Он оптимален в ситуациях, когда квалификация лидера значительно превосходит знания, умения и опыт остальных членов группы.

Демократический стиль оптимален для сплочённых коллективов, в которых уровень компетенции всех членов группы находится на близком уровне.

Соотношений понятий

Наличие в группе и лидера, и руководителя имеет последствия различной значимости. При грамотном выстраивании отношений лидера и руководителя такой союз приведёт к усилению группы, повышению её эффективности, т. к. каждый будет решать свои задачи.

Руководитель решает организационные моменты, а лидер контролирует эмоциональную ситуацию в группе. Отсутствие понимания между лидером и руководителем приведёт к конфликтам, разладу в группе, снижению эффективности при решении задач.

Управленческая решётка

Стили руководства лежат в основе теории управленческой решётки Блейка-Моутона. Теория включает схему, в которую входят 5 стилей руководства. Созданная специалистами в области менеджмента Р. Блейком и Дж. С. Моутоном теория позволяет формировать способы и методы руководства в группах, выбирать оптимальные варианты управления в конкретных коллективах.

Функциональная теория

Британский специалист Джон Эрик Адер предложил функциональную теорию лидерства. Эта модель позволяет лидерство гармонично адаптировать для руководства.

Адер указывал, что руководство - это не процесс управления, а стратегии поведения, направленная на достижение цели. Лидерское поведение в руководстве подразумевает «три круга». Круги соответствуют 3 ключевым составляющим достижения целей:

  • задача;
  • команда;
  • личность.

Круги лидерства Джона Адера:

  1. Главный тип поведения, направленный на достижение целей и решение задач группы. Задача лидера - предлагать различные варианты.
  2. Процедурный тип поведения, направленный на стимулирование работы членов группы. Лидер контролирует обсуждения и направляет их в нужном направлении.
  3. Технический тип поведения, направленный на членов коллектива. Лидер следит за «климатом» в группе, выстраивает взаимодействие в группе.

Функциональная теория акцентирует внимание на процессах управления, а не на личности управленца- лидера. Такой подход позволяет оптимизировать процесс, сэкономить время на анализе личности руководителя, лучше понять характер процессов управления в коллективе.

Может показаться, что лидерство – это то же, что и сам процесс руководства, но если детально рассмотреть ситуацию, это разные вещи. Руководитель отвечает за то, чтобы сотрудники фирмы выполняли все качественно и четко по его распоряжениям. Лидер старается направить сотрудников на работу в ту или иную сферу деятельности. По мнению руководителя, каждый работник предприятия должен быть заинтересованным в успехе, поэтому он обязан работать творчески, порывы должны идти на пользу предприятия. Как показывает практика, 2 модель поведения встречается намного реже, хотя результативность выше.

Определение понятий

В идеале руководитель должен быть лидером, который доверяет своим сотрудникам и старается войти в их положение в любых сложных ситуациях. Лидерство от руководства сильно отличается.

Лидером можно быть, как имея должность руководителя, так и не имея. Часто в этой роли выступают совершенно другие люди. Это может быть формальный статус, не заверенный документально.

Лидер – это тот человек, который пользуется авторитетом.

Его мнения прислушиваются рядовые сотрудники в процессе решения определенных задач. Только лидеру удается очень быстро и качественно реализовать проекты и идеи. Рано или поздно каждый лидер показывает себя не с лучшей стороны, благодаря чему теряет статус. На смену старому лидеру всегда придет новый, который будет направлять штат сотрудников, и ему все будут доверять.

Руководитель – это формальное должностное лицо, которое должно объединять в себе лидерские качества и управлять сотрудниками, но обычно руководители перекладывают обязанности на заместителей.

Это может быть классический вариант – директор фирмы или руководитель большого отдела огромной компании. Такой человек не может уследить за всем, поэтому ему приходится пользоваться помощью других сотрудников. Его главным отличием является легитимность, и это не характерно для лидера.

Можно сделать вывод, что основное отличие начальника от лидера – это занимание руководящей должности и возможность перекладывания своих лидерских функций на плечи других работников.

Основные качества

Отличается лидер от руководителя определенными качествами и характеристиками. Руководителю свойственно следующее:

  • назначается уполномоченными органами и вышестоящими инстанциями, которые даже не имеют возможности оценить работу этого человека;
  • основной обязанностью является выполнение всех обязательств любым способом (даже путем перекладывания функций на других сотрудников);
  • любой руководитель в процессе деятельности применяет традиционные формы и средства работы;
  • не всегда руководитель является любимцем рядовых сотрудников по причине его несправедливости;
  • он обычно принуждает сотрудников делать поручение, даже если это не входит в его обязанности;
  • интересы руководителя обычно не совпадают с интересом штата сотрудников; отвечает за материальную и правовую базу предприятия;
  • каждый руководитель получает должность на основе высоких показателей технических навыков, знания той или иной сферы деятельности и т. д.;
  • отстранен от сотрудников в силу социального положения, он некомфортно себя чувствует в таком обществе, как и они в его присутствии;
  • всегда пользуется высоким положением.

Лидер же отличается другими характеристиками. Это душа компании любого предприятия, которая искренне волнуется за успех фирмы, даже если не получает от этого выгоды. Он способен вести за собой людей, т. к. они видят в таком человеке идеала руководителя. Среди основных характеристик лидера особое внимание можно уделить следующим:

  • способность располагать к себе людей;
  • общительность и дружелюбие;
  • является примером для подражания многих;
  • выбирается обществом, без документальных согласий и прочих формальностей;
  • работает в интересах сотрудников, но не является слишком снисходительным к ним;
  • не всегда действует по четко разработанному алгоритму, руководствуется своими знаниями и часто творчески подходит к решению проблем;
  • умеет правильно мотивировать работников;
  • лидер всегда обладает преимуществами: он хорошо уведомлен во всех новостях по делам компании, принимает непосредственное участие в делах трудового коллектива, а не просто наблюдает за этим;
  • он ответственный за принятые им решения и может сполна поплатиться за это по желанию пользоваться или нет своими преимуществами;
  • такой человек ведет за собой всех сотрудников, демонстрируя наглядный пример, каким должен быть сознательный работник.

Стили поведения

Нередко на основе стиля поведения и отличают руководителя от лидера. Это поведение обычно определяется индивидуальными качествами человека, поэтому нельзя сказать, что для кого-то из них характерен один стиль, а для другого второй.

Специалисты выделили 3 стиля управления рабочим коллективом: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль управления характерен для руководителей. Это постоянный жесткий контроль выполненных обязанностей сотрудников и их наказание в случае определенных проблем. При авторитарном стиле управления не учитываются индивидуальные качества работника. Он рассматривается как робот, необходимый в фирме для выполнения тех или иных функций. Такой стиль управления продуктивен для компании. Она прибыльна и производительна. Сотрудники, не ощущающие себя нужными, рано или поздно увольняются, тем самым теряется все то, что было заслужено за долгое время.

Демократический стиль, характерен для лидеров. Учитывается мнение даже самых рядовых сотрудников, что крайне важно. Ключевое решение практически во всех вопросах принимается путем общего голосования. Лидер, используя эту стратегию, чувствует себя таким же сотрудником, как другие должностные лица, несмотря на статус. Демократ всегда прислушивается к пожеланиям работников, делает все, чтобы каждому было комфортно работать в такой фирме. Этот стиль является наиболее эффективным. Каждый сотрудник видит, что лидер его понимает, ценит и уважает. Они стараются отплатить ему той же монетой, качественно выполняя свою работу и стремясь к новым вершинам. В коллективе наблюдается дружеская атмосфера, сотрудники хорошо общаются между собой и готовы прийти друг другу на помощь в любую минуту (по вопросам, которые касаются непосредственно работы).

Либеральный стиль характерен для тех руководителей, которые не заинтересованы ни в успехе компании, ни в потребностях сотрудников. Они перекладывают руководящие обязательства на других работников, а сами даже не знают, кто на них работает. Это наиболее провальный стиль управления, который приводит фирму к банкротству.

Выводы

Понятно, чем отличается неформальное руководство от лидерства. Если процесс руководства основывается на использования индивидуальных способностей, то речь идет о неформальном лидерстве. В таком случае лидерские качества замечают сами сотрудники, постепенно превращая обыкновенного человека из своего круга общения в авторитет, пример для подражания в рабочем процессе. Если же влияние происходит со стороны человека, который занимает руководящую должность, но не отличается дружелюбностью к сотрудникам, тогда речь идет о руководстве. Это формальное лидерство, заверенное в документальном порядке.

В жизни редко встречаются эти 2 качества в одном человеке, но такое сочетание можно считать идеальным. Все же, если руководитель не обладает качествами лидера, он обязан работать над этим, чтобы в будущем стать им. В противном случае всегда может появиться неформальный лидер, который «переплюнет» руководителя и займет его должность.

На первый взгляд может показаться, что понятия лидерства и руководства довольно схожи, однако при детальном изучении вопроса оказывается, что они имеют довольно много отличий.

Очень редко удается встретить поистине идеального руководителя. Грамотно сочетать в себе качества лидера и руководителя и соблюсти между ними баланс удается лишь немногим, но именно сочетание и баланс этих качеств дает миру самых лучших руководителей.

Попробуем выделить основные различия между руководителем и лидером.

Отличия лидерства и руководства

Если вы занимаете руководящую должность, то, естественно, обладаете преимуществами в завоевании лидерской позиции в коллективе, однако это еще не делает вас настоящим лидером.

  • Направление.

    Руководитель - это тот человек, который задает направление работы другим и несет ответственность за результаты этой работы. Он также вносит порядок и последовательность в действия подчиненных, а свое взаимодействие с ними строит на основании фактов и в рамках установленных целей.
    Лидер же вдохновляет и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение непременно светлого будущего.

  • Цели.

    Руководители зачастую занимают пассивную позицию в отношении целей. Чаще всего они ориентируются на уже установленные кем-либо цели. Лидеры напротив всегда устанавливают цели самостоятельно и используют их для изменения отношения людей к делу.

  • Порядок.

    Руководители склонны к порядку во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними в соответствии ролям и иерархии. предпочитают подбирать в команду людей, которые разделяют их взгляды и идеи, а также склонны использовать эмоции и интуицию. Они не связывают себя и свою роль с определенной организацией, в отличие от руководителей.

  • Контроль.

    Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение. Лидеры же мотивируют и вдохновляют свою команду, закладывая принцип доверия в основу совместной работы.

  • Опыт.

    Руководители склонны принимать решения, основываясь на собственном прошлом опыте и разрешать все возникающие проблемы таким же способом. Лидеры всегда изобретают новые, нестандартные решения и, кроме этого, после решения одной проблемы они нарочно ищут другую, чтобы придумать решение и для нее. Руководители же стараются проблем всячески избегать и предотвращать.

Отличие лидера от руководителя: делаем выводы

Понятия лидера и руководителя принято различать как, соответственно, неформального и формального лидера.

Если процесс влияния на людей происходит через способности, умения и прочие ресурсы, то мы имеем дело с неформальным лидерством. В этом случае влияние исходит из признания другими лидерских качеств и личного превосходства. Если же влияние происходит с позиции занимаемой должности и официального положения в компании, то это лидерство формальное.

Формальный лидер обычно действует в отведенной ему профессиональной области и имеет поддержку в виде официальных полномочий. Неформальный лидер выдвигается вперед за счет своих способностей оказывать влияние на других людей и своих личных и деловых качеств.

В жизни, как правило, очень редко удается встретить идеальное соблюдение этих двух типов лидерства в управлении. Как показывают результаты исследований, большинство хороших руководителей обладают лидерскими качествами, обратная же взаимосвязь наблюдается крайне редко.

Специфика понятий лидерства в социальной психологии хорошо видна при анализе и сравнении двух феноменов - лидерства и руководства. Под лидерством ученые, исследовавшие этот вопрос, обычно имели в виду характеристику психологических отношений, возникающих в группе “По-вертикали”, то есть с точки зрения доминирования и подчинения.

Понятие же руководства относится к организации деятельности группы к процессу управления ею. Наиболее полно различия между этими понятиями отражены в работе Б.Д.Парыгина:

1. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как социальной организации..

2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (ею и является малая группа). Руководство - это элемент макросреды, т.е. оно связано системой общественных отношений.

3. Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается. Но так или иначе, этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленно осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.

4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель - явление более стабильное.

5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых нет в руках лидера.

6. Процесс принятия решений руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.

7. Сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он является лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

В этом различия руководства и лидерства, но есть и общее:

1. Руководство и лидерство - средства координации отношений членов социальной группы.

2. Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе.

3. Руководству, как и лидерству присуща определенная субординация отношений. В первом случае отношения четко определены и закреплены должностными инструкциями, а во втором - отношения никак не очерчены.

Нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководство часто становится лидерством.

Лоутон А. и Роуз Э. считают, что лидеры - это те, кто превращает сослуживцев в людей, сотрудничающих с ним по убеждению.

В государственных учреждениях обычно считается, что намечать цели и брать на себя ответственность - дело политиков, а не государственных служащих. Лидерство на государственной службе - логическая несообразность в условиях демократии. Трудность с децентрализацией ответственности и подотчетностью в государственных учреждениях заключается в том, что по традиции отчета требуют от политика, а не от чиновника. Так что если в этой структуре и осуществляется лидерство, то оно совпадает с ролью и целями политика.

Внутри государственной службы выделяются четыре фактора, влияющие на лидерство:

Компетентность: административный персонал должен быть восприимчив к проблемам, решения которых ждут от него лидеры;

Организация управления: разумная организация горизонтальных связей, столь же важных, как и вертикальных. Следует искать оптимальный компромисс между конфликтующими целями, устранять ситуацию, когда одни органы действуют эффективнее, чем другие;

Тесная связь между бюрократией с одной стороны, лидерством и правительством с другой. Государственные служащие должны быть такими, чтобы на них можно было положиться. Но все зависит от того, какие требования предъявляются государственным служащим: если они завышены, то это деморализует. Сложность заключается в различии между карьерой политика и карьерой государственного служащего. Когда политик приходит “извне”, возникают трения. Воспитание лояльности государственных служащих различными средствами, но не в ущерб инициативности - таково очевидное требование, если лидеры ожидают от бюрократии помощи в достижении своих целей.

Бюрократия должна быть связана с населением, таким образом, трудности в реализации задач сводятся к минимуму.

Следует добавить, что лидеры должны иметь четкое представление о том, что заключается в руководстве, чтобы оказывать на остальных направляющее воздействие.

Еще важный момент, который можно отметить, состоит в том, что руководство должно шире рассматривать работу организации и не забывать, в какой среде функционирует организация. Лидеры всех уровней должны быть осведомлены об общих условиях, в которых протекает их работа.

Многие трудности в государственных учреждениях обусловлены формальной неразберихой, иерархической структурой, в которой развиваются эти взаимоотношения. Эти организации имеют тенденцию управляться приказами и комитетами, которые сами прибегают к директивному стилю руководства. Поэтому, чтобы определить наиболее подходящее руководство, необходимо знать структуру организации. Бесполезно выступать за более демократический стиль руководства, если структура не допускает соучастия и неформального руководства.

Говоря о руководстве, можно привести точку зрения американских исследователей Джонсона, Каста и Розенцвейга, которые определяют его как “основную силу в организациях, которая координирует деятельность подсистем и определяет их взаимосвязь с окружающей средой”. Определяя задачи руководителя, они утверждают, что руководитель должен превратить неорганизованные материальные ресурсы в полезное и эффективное предприятие. Руководством они называют процесс, посредством которого разрозненные ресурсы объединяются в единую систему для достижения поставленной цели. Управляя трудовыми и материальными ресурсами, для достижения целей системы руководитель обеспечивает производство продукции, координирует и интегрирует деятельность других сотрудников .

1. Планирование - включает в себя выбор целей организации, а также определение политики, программ, образа действий и методов их достижения, обеспечивает основу для принятия интегрированных решений.

2. Организация - направлена на объединение людей и материальных, финансовых и других ресурсов в систему таким образом, чтобы совместная деятельность производственного персонала обеспечивала решение задач, стоящих перед организацией. Включает в себя: определение тех видов административной деятельности, которые необходимы для достижения целей предприятия, распределение этих видов деятельности по подразделениям, предоставление прав и установление ответственности за их исполнение.

3. Управление - обеспечивает работу различных подсистем в соответствии с планом. Заключается в контроле деятельности подсистем с последующей коррекцией для обеспечения выполнения плана всей организации.

4. Связь - передача информации между центрами различных подсистем и организаций, обеспечивающими принятие решений и взаимный обмен информацией с внешним миром.

Выполнение каждой функции зависит от выполнения трех остальных. Таким образом, основная задача руководства заключается в интеграции всех четырех функций для обеспечения эффективного достижения общих целей системы.

Существует и несколько иная точка зрения, сводящаяся к тому, что функции руководства следует рассматривать через управленческие процессы - планирование, организацию, руководство людьми, мотивацию, контроль и, соответственно, выделяются следующие функции руководителя:

­ администраторская (прежде всего этап контроля);

­ стратегическая (планирование и прогноз возможных событий в сфере деятельности конкретного руководителя и социальной организации в целом);

­ экспертно - консультативная;

­ представительская;

­ воспитательная;

­ коммуникативно-регулирующая;

­ инновационная;

­ дисциплинарная.

Важную роль в процессе руководства играют планирование и прогнозирование. Планирование - это деятельность руководителя, направленная на предопределение планов на последний период времени, пробуждение к выполнению различных видов деятельности и определение необходимых для этого средств, в результате чего должны быть поставлены определенные цели. Прогнозирование - это деятельность руководителя, направленная на то, чтобы оценить, предвосхитить события и достичь желаемого результата.

Большую роль в планировании и прогнозировании играет политика организации. Политика организации - это деятельность руководителя по эффективному использованию инструкций и предписаний, направленная на экономию времени. Политика организации должна быть сформулирована так, чтобы сократить время в принятии управленческих решений. Умение принимать решения и способность творчески решать проблемы - важнейшие профессиональные качества руководителя, от которого зависит эффективность любой управленческой деятельности.

В управленческом руководстве каждому руководителю, лидеру необходимы также знания и умение коммуникативно-регулирующего общения. Каждый руководитель обязан создавать коммуникации в своем коллективе, чтобы с наименьшими затратами добиться желаемого результата.

Если говорить о коммуникации в управленческих системах, то нужно иметь в виду ее участников - людей, и, с учетом человеческого фактора, коммуникацию необходимо рассматривать особым образом, так как во всех аспектах деятельности, где затрагивается человеческий фактор, начиная с найма на работу и заканчивая уходом на пенсию, потребность в эффективной коммуникации является решающей.

Говоря о коммуникации, нельзя не затронуть проблему мотивации как руководителя, так и подчиненных. Руководитель заинтересован в высокой мотивации своих сотрудников, но не в меньшей степени объектом собственных забот должен являться он сам. Чем выше заинтересованность работника, тем лучше качество его работы.

Выделяют следующие принципы мотивации:

Участия;

Коммуникации;

Признания;

Делегирования;

Взаимности;

Вертикальной нагрузки.

В конечном итоге деятельность руководителя через вдохновение, поощрение заставляет подчиненных выполнять необходимую работу.

Одной из важнейших управленческих задач, а также важным этапом управленческого процесса является контроль. Контроль - это деятельность руководителя по изменению, регулированию и оценке полученных результатов.

Г.Кунц и О.Доннел определяют контроль как сравнение полученных результатов с нормативами.

Существуют следующие требования к контролю:

Постоянность;

Оперативность;

Объективность;

Открытость;

Экономичность.

Важным способом контроля является беседа руководителя с подчиненными. Каждый сотрудник желает установить контакт с начальником. Наличие контроля подчеркивает очевидную значимость контролируемой деятельности.

Контроль тесно связан с другими этапами управленческого процесса и своими результатами способен побуждать руководителя вносить в него необходимые коррективы.

При этом контроль обеспечивает функционирование в организации бесперебойной обратной связи (метод делегирования полномочий) - одного из важнейших условий эффективного руководства.

Руководитель, не умеющий и не желающий пользоваться методом делегирования, не может быть эффективным. Пока он не научится делать работу руками других, над ним постоянно будет висеть угроза развала работы.

Применение делегирования полномочий требует от руководителя определенной готовности:

Передавать право принятия решения другим;

Учитывать мнение других;

Мириться с ошибками других;

Доверять подчиненным;

Найти и использовать средства контроля над действиями подчиненных.

Делегирование (в пределах контроля) это не способ уйти от ответственности, это форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя, но не снимает с него обязанности принимать окончательное решение, той обязанности, которая и делает его руководителем.

В заключение можно отметить, что одним из важных инструментов в руках руководителя является информация, находящаяся в его распоряжении. Используя, передавая информацию и получая ее, руководитель организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию наиболее эффективным способом .

Из выше изложенного можно сделать вывод, что управленческое руководство и лидерство есть сложные и многогранные явления, состоящие из различных элементов. Основными их составляющими являются природа, коммуникации, организация деятельности, от которых в большой степени зависит эффективная работа организации.

Чтобы достаточно точно оценивать ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные задачи, полномочия и качество информации.

Главной задачей руководителя любого уровня является достижение целей организации путем умножения своих интеллектуальных и физических сил на коллективные усилия его подчиненных.

Руководитель, желающий получать все, что можно от подчиненных, как можно более эффективно работать, должен умело пользоваться и владеть лидерством в зависимости от требований и целей организации.

«Он прирожденный лидер» - так говорят и про руководителей больших предприятий, и про стартаперов, и даже про детей. Понятие лидерства охватывает все сферы жизни. А если на место слово «лидер» поставить слово «руководитель» - что изменится и изменится ли что-нибудь?

Лидер и руководитель - понятия отнюдь не тождественные: харизматик, которому все пророчат блестящее будущее топ-менеджера, может занимать весьма скромную должность или вовсе реализовывать свой потенциал вне карьеры. С другой стороны, у руля крупной компании может оказаться тихий интроверт, которого в школе одноклассники называли «ботаном». Почему так получается и есть ли здесь парадокс?

Главные отличия

В отличие от руководителя, прирожденный лидер следует, что называется, своей звезде, своему внутреннему закону. Его стратегическая цель - не в том, чтобы выполнить как можно лучше и эффективнее некие заданные извне показатели, будь то норма прибыли или KPI.

Он может в принципе не оказаться на карьерной лестнице, так как внутренне нацелен на решение других задач.

Американский профессор социальной психологии Уоррен Беннис (Warren Bennis) в книгах «Как становятся лидерами» и «Семь возрастов руководителя» объясняет разницу между лидером и руководителем, а также между их ролями и задачами в обществе подробно и образно.

«Когда люди заявляют, что не могут или не хотят быть лидерами, они обычно имеют в виду руководство другими людьми и публичные выступления, - пишет Беннис. - Но формы лидерства настолько же многообразны, насколько уникальны сами люди».

Среди важных различий Беннис отмечает следующие:

    Руководитель заинтересован в сохранении существующего положения дел, лидер - в развитии.

    Руководитель управляет, лидер - вдохновляет.

    Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.

    Руководитель сосредоточен на системе и структуре, лидер - на людях.

    Руководитель принимает текущее положение дел, лидер бросает ему вызов.

Лидер по сути своей неформален, он является неким социальным феноменом и часто являет собой или создает нечто, чего до него в принципе не существовало. Примеров в истории множество: каждая трансформация общества провоцируется лидерами - яркими индивидуальностями, бросающими вызов существующей системе. Лидер движения суфражисток Эммелин Панкхерст подняла волну, которая принесла британским женщинам избирательное право. Нельсон Мандела всю жизнь действовал так, что итогом стал конец апартеида в ЮАР. Сфера лидерства не ограничивается политикой, она распространяется на всю жизнь. Джордано Бруно, Альберт Эйнштейн, Стив Джобс, Джон Леннон, Федор Достоевский - примеры ярких лидеров: они породили идеи, воззрения, процессы, которых до них в обществе не существовало.

Примеры показывают разницу между лидерством и руководством ярче, чем любые определения. Становится ясно, что, в отличие от лидера, руководитель - формальная характеристика, относящаяся скорее к должности, чем к человеку.

Можно добавить, что если руководитель всю жизнь учится быть хорошим менеджером-управленцем, то основная задача лидера - максимально полно осознать и проявить свою уникальность и в полной мере ее прожить, не считаясь со стереотипами, часто гребя против волны или сильно ее обгоняя.

Подлинный лидер

Кристофер Баан, Фил Лонг и Дана Перлман (Christopher Baan, Phil Long, Dana Pearlman) в книге «Лотос: практическое руководство для подлинного лидерства в поисках устойчивости» описали модель «подлинного лидера». Она основана на материалах исследования десятков успешных лидеров, в том числе того, как их видят окружающие. Авторы используют также глубинные интервью, проведенные с бизнес-лидерами, общественными деятелями и экспертами в сфере устойчивого развития.

Авторы делают акцент на внутренних качествах, а не на способах действия и ситуативных реакциях. Ключевые характеристики лидера - осознавание себя и реальности, искренность с собой и окружающими, умение в нужный момент нажать на кнопку «стоп», чтобы проанализировать свои мысли, чувства и действия; способность к подстройке и развитию; умение увидеть в парадоксах новые возможности, и обязательно - чувство юмора.

Комбинация этих качеств делает лидера тождественным самому себе - без масок и иллюзий относительно мира и себя. Такая подлинность вызывает доверие окружающих, восхищение, стремление учиться у этого человека и идти за ним.

Но вернемся к сопоставлению понятий «лидер» и «руководитель» и их ролей. Может показаться, что лидер - это увлекательно, прогрессивно и почетно, ведь он движет общество вперед; а руководитель тогда - это некий рак и щука, который дает задний ход и упорствует в стагнации. Но такая упрощенная черно-белая картина сильно искажает реальное положение вещей. Как и лидеры, руководители крайне необходимы обществу, просто они решают другие задачи.

Задачи руководителя

В отличие от лидера, задача руководителя - поддержание существующей структуры, следование правилам, планирование и реализация планов. Пока лидер ведет свою группу к далекой звезде, кто-то должен подумать о хлебе насущном и обеспечить лошадей фуражом, а звездолеты - топливом. Этим и занимается руководитель в классическом понимании термина.

По данным ресурса HeadHunter, чаще всего в списке компетенций, необходимых руководителю, называют планирование и организацию (63%), принятие решений и инициирование действий (60%). Осуществление руководства только на третьем месте (49%), далее следуют работа в команде (42%), убеждение и оказание влияния (34%), формулирование стратегий и концепций, ориентация на результат и ожидания клиентов (по 33%). Правда, в последнее время, когда процессы ускоряются и фактор неопределенности усиливается, границы размываются и от руководителя порой ждут большей гибкости и адаптивности, чем это было раньше.

Ицхак Адизес, мировой гуру эффективного управления, не проводит границы между понятиями «лидер» и «руководитель» и считает, что стилей руководства может быть несколько.

Задача представителей разных стилей - научиться распознавать и понимать друг друга, чтобы объединяться для решения общих задач.

Свою типологию стилей Адизес излагает в книге «Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей». Он считает, что каждая организация нуждается в четырех основных видах управленческой деятельности:

    (P)roducing - производство результатов.

    (A)dministrating - администрирование, обеспечивающее эффективность организации.

    (E)ntrepreneuring - предпринимательство, необходимое для осуществления изменений.

    (I)ntegrating - работа с людьми для обеспечения жизнеспособности и эффективности организации.

Из первых букв каждой функции складывается аббревиатура PAEI. Роли распределяются так:

    P-роль - производитель; отвечает на вопрос «что должно быть сделано»; прагматик и «силовик», живущий в настоящем.

    А-роль - организатор; создает правила и регламенты и следит за их соблюдением; анализ, систематизация, выводы.

    Е-роль - предприниматель-стратег: изучает возможности и решает, куда организации развиваться в перспективе.

    I-роль - душа компании; отвечает за создание атмосферы, сплоченность команды как сообщества непохожих; помогает конструктивно проживать конфликты и расти.

По Адизесу, все четыре роли присутствуют в каждом руководителе, но в очень разных пропорциях: как правило, одна из них преобладает, а другие сопутствуют. Так появляются профили руководителя: pAei, paeI, Paei, paEi.

Вопрос в том, где «руководитель» и «лидер» могут встречаться в рамках одной личности, а где окажутся разными людьми, из которых получится удачная команда.

Очевидно, что хороший администратор может быть руководителем, но он не обязательно будет лидером. Если руководитель это осознает, он научится делегировать полномочия тем коллегам, которые в нужный момент проявляют роли P, E и А.

Идея в том, что какого бы типа ни был номинальный руководитель, вряд ли ему удастся охватить все четыре роли без участия других ключевых фигур, а без этого организация не сможет долго оставаться жизнеспособной. И способность руководителя увидеть лидеров другого, дополнительного по отношению к нему самому типа станет гарантией успеха его организации. А это и есть основная задача руководителя: обеспечить жизнеспособность и успех своей компании и каждого ее члена.

И еще кое-что о разнице между лидерством и руководством. Руководитель может быть просто «спущен сверху», и тогда он будет занимать должность и реализовывать ее функции согласно штатному расписанию независимо от своих талантов, умений и личных склонностей. А вы слышали когда-нибудь о назначенном и уполномоченном лидере? То-то и оно.