Корпоративный стиль компании. Цветовая гамма и аксессуары

Фирменный стиль одежды с символикой – это не только отличительная черта организации, но также ее корпоративная культура. Форма, в которой работает сотрудник, обязательно должна быть опрятной. Это основа успеха общения с клиентом. Согласитесь, неряшливый сотрудник в мятой рубашке не вызовет ничего, кроме недоверия и неприязни.

Ношение только некоторых элементов корпоративного стиля одежды еще не является показателем присутствия строгой формы. Во-первых, эти элементы должны быть одинаковыми. Это может быть галстук или значок. Во-вторых, сама форма должна быть выполнена в одной цветовой гамме. Одежда должна быть узнаваемой и четко выделенной из числа всех организаций. При этом элементы корпоративного стиля не всегда должны присутствовать в самой форме. Корпоративная одежда может быть просто дополнена значком с логотипом компании или бейджем с тем же логотипом и именем сотрудника.

Дизайн корпоративного стиля

При разработке фирменной одежды всегда учитываются нормы этикета. Женская униформа должна быть строгого кроя. У нее не должны быть глубокие вырезы или слишком короткие юбки. К выбору цветовой гаммы фирменной одежды необходимо подходить особенно тщательно. Всем известно, что существуют цвета, которые негативно воспринимаются окружающими, и при общении с клиентом могут произвести негативный эффект.

Качество ткани также должно быть соответствующим. Руководителю стоит понимать, что на создание благоприятного имиджа компании необходимы немалые материальные вложения.

Для разработки дизайна фирменной одежды лучше пригласить человека, который специализируется в этой сфере. Он изучит специфику компании и, исходя из этого, сможет разработать эскизы, по которым в дальнейшем будет шиться одежда.

К слову сказать, к относится не только одежда сотрудника, но и его рабочее место и те вещи, которыми он может пользоваться на виду у клиента. Например, заставка на рабочем столе компьютера, рингтон на мобильном телефоне, ежедневник и даже ручка. Впечатление об организации и ее сотрудниках складывается из мелочей в том числе.

Грамотно выбранный корпоративный стиль организации поможет сделать компанию узнаваемой на рынке услуг. А это основа ее успешного развития и, как следствие, формирование большой клиентской базы.

Корпоративный стиль для офисных сотрудников

Некоторые организации не требуют от своих сотрудников ношения определенной униформы. Но при этом существуют определенные строгие правила , несоблюдение которых может понести негативные последствия для сотрудника. В некоторых фирмах в независимости от времени года сотрудницам запрещается оголять плечи. Даже юбку показано носить исключительно с чулками.

Некоторые руководители не вводят униформу, а просто ограничиваются правилом «белый верх-черный низ», что, собственно, тоже дисциплинирует сотрудников. Ограничения чаще касаются не только одежды, но и макияжа, который должен быть неброским, а также прически. Вызывающий цвет волос противопоказан. При этом зачастую разрешается носить скромные аксессуары.

Итак, руководителям и сотрудникам организации следует помнить, что идеальный внешний вид коллектива в целом поднимает организацию на ступень выше. Наличие корпоративного стиля говорит о серьезном отношении к клиенту и заинтересованности в работе.

Вконтакте

Одноклассники

Из этой статьи вы узнаете

  • Что такое корпоративный стиль
  • Из каких элементов состоит корпоративный стиль
  • Как разработать дизайн корпоративного стиля
  • Какие есть программы электронной разработки корпоративного стиля
  • Как используется корпоративный стиль
  • Какие ошибки нельзя допускать при составлении корпоративного стиля
  • Как самому составить корпоративный стиль
  • Какие самые яркие примеры корпоративного стиля существуют

Корпоративный стиль компании - это связующий элемент между организацией и её клиентами, так как он во многом определяет целостность дизайна, направления деятельности и рекламной кампании организации. Корпоративный стиль компании подчёркивает её связь с производимой ею продукцией. Кроме того, он помогает фирме и её товарам отличаться от конкурентов, представляющих на рынке аналогичный товар.

Что отражает корпоративный стиль компании

Корпоративная культура организации является неотъемлемой частью деятельности каждой фирмы, поддерживая сплочённость её коллектива и обеспечивая хорошее отношение к новым сотрудникам. Здесь крайне важно создать уникальный стиль корпоративной культуры, который позволит уже существующему персоналу и новым сотрудникам чувствовать свою значимость для компании, причастность к ней.

Разработка корпоративной культуры, как и разработка корпоративного стиля, требует не только креативных решений, но и расчётливого взгляда на вещи. Это довольно долгий процесс, который подразумевает создание единого коллектива, стремящегося к достижению поставленных задач.

Не стоит забывать о том, что сотрудники компании должны работать в едином тандеме со своим начальством, поддерживая его решения и следуя заданному направлению. Только в этом случае корпоративная культура и разработанный корпоративный стиль принесут свои плоды.

Хорошее руководство должно вести политику поощрения персонала, мотивируя его на эффективный результат, чтобы корпоративная культура всегда держалась на высоте, подчёркивая корпоративный стиль.

Результативное единство предприятия трудно представить без определённых элементов корпоративного стиля. Они придают ему целостность, а также представляют все его компоненты (логотип, торговую марку, слоган, рекламные буклеты, кружки с символикой, визитки и так далее). От этого зависит положение компании на рынке товаров и услуг.

Фирменный стиль – это целостность компонентов корпоративного стиля, визуально определяющая связь между компанией и её продукцией, её деятельностью, а также отличающая фирму от её «соперников».

Корпоративный стиль представляет собой важную деталь в механизме создания торговой марки, а также является компонентом брендинга.

Корпоративный стиль определяется как инструмент создания имиджа компании, который выделяет её на фоне остальных организаций.

Основная задача корпоративного стиля – подчеркнуть отличительные черты продукции компании, увеличить её конкурентоспособность, не допустить поддельную продукцию на рынок, а также сделать рекламу компании эффективнее.

Задачи корпоративного стиля:

  1. Создание у потенциального клиента доверия. Применение целостного корпоративного стиля предприятия, представляющего все плюсы торговой марки, обеспечивает надёжность фирмы, что формирует у потребителя доверие к ней на подсознательном уровне.
  2. Усиление респектабельности фирмы. Результативный корпоративный стиль исходит из принципов и основной мысли бренда. Когда они представляются целевой аудитории с помощью рекламной кампании, они создают сильный синергетический отклик, формирующий надёжное и стабильное позиционирование.
  3. Повышение воспринимаемой ценности торговой марки. Грамотно разработанный корпоративный стиль позволяет вашим товарам и услугам выглядеть дороже в оформленных упаковках (с прорисованным логотипом, ярким слоганом и так далее), нежели без них.
  4. Нетрудная для потребителя идентификация продукции. Все элементы корпоративного стиля обязаны содействовать потребителю в выделении ваших товаров и услуг в ряду аналогичных. Нетрудно определить, успешно ли ваш корпоративный стиль отвечает этому требованию: просто скройте от покупателя логотип или название товара и оцените, продолжает ли потребитель узнавать вашу продукцию. Если покупатель не сможет отличить товар от товара-конкурента, необходимо подумать о том, как изменить ситуацию.
  5. Отличие от «соперников». Означает, что ваша продукция должна иметь определенные характеристики, которые будут отличать ее от аналогичных товаров других брендов. Это критерии, заставляющие потребителя обратить внимание именно на ваш товар. Корпоративный стиль помогает выделить их и иные отличительные черты торговой марки.
  6. Создание корпоративной айдентики. Это не только ряд ярких и современных элементов, это сложный, упорядоченный механизм. От её результативности зависит уровень исполнения всех поставленных целей.

Составляющие элементы корпоративного стиля

Корпоративный стиль – это способ создания имиджа фирмы. Существуют такие элементы корпоративного стиля, как:

  • товарный знак;
  • постоянный набор цветовых компонентов;
  • слоган или лозунг фирмы;
  • фирменный блок компании;
  • особый шрифт;
  • иные элементы корпоративного стиля.

Товарный знак

Товарный знак является основным элементом корпоративного стиля. По этому компоненту товар с лёгкостью можно идентифицировать.

Установлено пять особо популярных видов товарного знака:

  • изобразительный (особый графический рисунок или фотоизображение, к примеру, буква «M» компании Макдоналдс);
  • объёмный (к примеру, стеклянная бутылка от Coca-Cola);
  • словесный;
  • звуковой;
  • комбинированный.

Изобразительный вариант товарного знака является уникальным изображением, которое может совмещать и графические знаки, и фотографии. Он отлично презентует корпоративный стиль компании.


Объёмный товарный знак – это определённый предмет, определяющий принадлежность товара к фирме (стаканы, бутылки, флаконы для парфюма, оригинальная форма самой продукции и так далее). Корпоративный стиль должен проявляться во всём!


Словесный вариант товарного знака, как правило, сделан в необычном графическом стиле с особым шрифтом и оригинальной надписью. Графика – это логотип (эмблема), применяемый множеством предприятий (80% всех фирм). Он должен соответствовать корпоративному стилю, который уже существует у компании.


Звуковые товарные знаки используют и фирмы, и радиостанции, и телекомпании. Это очень важный элемент создания корпоративного стиля, так как люди быстро могут запомнить понравившуюся мелодию. К примеру,Nokia – Connecting The World RINGTONE.

В комбинированном товарном знаке применяется смешение разных видов (в особенности словесный и изобразительный). Например, популярные сотовые операторы (Мегафон, МТС и так далее). Дизайн корпоративного стиля может состоять из нескольких видов товарного знака.


Фирме необходимо определиться с грамотной и насыщенной цветовой гаммой, которая будет формировать корпоративный стиль. К примеру, МТС – это красно-белое сочетание цветов, Билайн – насыщенное сочетание чёрного и жёлтого. Рекламные носители этих компаний всегда бросаются в глаза, привлекая клиентов.


Фирменный цвет обязан идентифицировать фирму, её товары и услуги. Это очень важная часть корпоративного стиля. Учёные выяснили, что цвета сильно влияют на восприятие человека и его эмоциональный фон. Например, зелёный цвет успокаивает, и потому стоит отметить, что логотип Сбербанка России оформлен очень удачно. В банковских организациях клиенты должны быть уверены в компании.

Не нужно «перебарщивать» с цветовой гаммой. Для успешного логотипа подойдёт набор из 2-3-х цветов, возможно больше, если требуется.

Необходимо также оценить, как ваша цветовая гамма будет отражаться на электронных носителях, а также на напечатанных экземплярах. Нужно исключить тусклые и блёклые варианты. От этого зависит эффективность корпоративного стиля в целом.

Слоган компании

Слоган (лозунг) – это броская фраза, подчёркивающая главную суть рекламы компании. Необычный лозунг, точно представляющий принципы деятельности компании, становится девизом фирмы, формируя её корпоративный стиль и закрепляясь как её торговый знак.

Лозунг обязан отражать уникальность фирмы, только тогда он может стать важной частью оформления корпоративного стиля. Потребитель должен проявлять к нему интерес. Небольшой и при этом мелодичный слоган хорошо запоминается покупателями и в комбинации с иными элементами корпоративного стиля, способствует проведению целостной политики фирмы.

Фирменный блок

Это, как правило, два (логотип и эмблема) или более (плюс официальное название, реквизиты компании, разные украшающие элементы и так далее) компонента корпоративного стиля. Текстовая часть блока должна быть читаемой, лаконичной и концептуальной.

Весь перечень важных документов фирмы, её сообщения, бланки, письма, визитные карточки обязаны начинаться именно с фирменного блока. Компоненты блока могут применяться раздельно, но при этом их должен объединять общий корпоративный стиль.

Хорошим примером здесь может являться фирменный блок Beeline, который состоит из товарного символа (круга) с чёрно-жёлтыми линиями и логотипа (названия компании).


Корпоративный или специальный шрифт компании

Любая фирма стремится избрать оригинальный, особый шрифт, непохожий на остальные, тот, который выделит уникальность корпоративного стиля. Но есть несколько типов специальных шрифтов, предназначенных фирм для того или иного направления деятельности.


Чтобы создать корпоративный стиль, фирмы могут применить:

  • шрифты для создания рекламы);
  • шрифты для изготовления товарного знака;
  • шрифты для сайтов (веб-шрифты), которые подстраиваются под все существующие браузеры.

Дополнительные элементы для создания фирменного стиля

Помимо главных компонентов корпоративного стиля, применяются и иные элементы.

  • К примеру, разрабатываются дополнительные логотипы компании, не зарегистрированные в качестве товарного знака.
  • Зачастую используют специальные методы вёрстки с целью более явной идентификации товара.
  • Собственный гимн фирмы или же необычные решения при дизайне офиса (корпоративный деловой стиль).
  • Бывает, что фирма создаёт себе легенду и в качестве логотипа использует её героя. На сегодняшний день это довольно популярный элемент корпоративного стиля, ведь подобный герой сближает фирму с потенциальным клиентом. Прототипом такого героя, как правило, является один из персонажей популярных мультиков. Это может быть и человек, и животное, и мистическое существо.

Все компоненты корпоративного стиля и элементы средств коммуникации, формирующих имидж компании, заносятся в айдентити гайд .

Айдентити гайд (гид по идентификации, corporateidentity) представляет собой буклет, в котором содержатся характеристики элементов корпоративного стиля и рекомендации по применению торгового знака и корпоративного стиля в разных случаях.

Каким требованиям должен отвечать корпоративный стиль компании

  1. Корпоративный стиль должен запоминаться клиенту. Чтобы он был таковым, необходимо создать понятный потребителю товарный знак, которому нужно будет сильно выделяться среди остальных знаков, используемых конкурентами. При создании знака и корпоративного стиля применяются и шрифты, и различные графические компоненты, ведь рисунок запоминается людьми быстрее, чем название фирмы.
  2. Корпоративный стиль обязан быть масштабируемым. Логотип должен быть легко читаем в любом размере (от визитных карточек, где требуется маленький формат, до постеров, где требуются крупные размеры).
  3. Корпоративный стиль должен без труда быть узнаваем среди широкой массы населения. Его компоненты потребитель должен ассоциировать с той или иной конкретной фирмой. Логотип компании должен быть разборчивым и одинаково смотреться на любом виде рекламной продукции и во всех СМИ. Необходимо, чтобы он распознавался и в чёрно-белом формате.

Из чего состоит разработка корпоративного стиля компании

Разработка корпоративного стиля – сложный процесс. Помимо специалистов по дизайну, в нём участвуют и маркетологи, и полиграфисты, и психологи.

Создание логотипа

Создание корпоративного стиля базируется на разработке логотипа. От этого компонента исходит проектирование прочих элементов корпоративного стиля.

Цветовая гамма и тип шрифта, применяемые для логотипа, чаще всего являются основой для остальных компонентов корпоративного стиля компании.

Создание визиток

Визитная карточка – важнейший компонент корпоративного стиля компании. Она должна вызывать у клиента ассоциации с фирмой.

Существует 2 главных вида визиток: деловые и корпоративные.

  1. На деловых визитках напечатаны имя, фамилия и отчество работника, его статус и несколько слов о самой фирме. Их должны носить с собой руководители фирмы, а также персонал, работающий напрямую с клиентом.
  2. Корпоративные визитки не отражают личной информации. Они применяются на различных стендах или же присылаются целевой аудитории по почте. Здесь есть вся необходимая информация о фирме и её контакты.

Разработка фирменных бланков

Такие бланки повышают престиж фирмы и применяются при заключении договоров, создании прайс-листов и так далее. В том или ином случае используется либо стандартный единый бланк, либо его вариации, созданные для особых ситуаций. Они также являются частью корпоративного стиля.

Оформление папок и конвертов

Фирменные конверты формируют первичное представления о фирме. Они применяются при рассылке рекламы и почтовой переписке с партнерами.

Папка представляет собой важнейший носитель основных данных о фирме. Очень важно сделать её функциональной и информативной.

Типография «СловоДело» поможет вам в оформлении и печати элементов корпоративного стиля.

Ошибки при создании корпоративного стиля

На сегодняшний день все больше и больше фирм желают разработать собственный корпоративный стиль и прибегают к услугам сомнительных организаций. Зачастую получается так, что вместо хорошего эффективного продукта, они остаются с продуктом недостойного качества, который оказывается бесполезным. Есть несколько типичных ошибок оформления корпоративного стиля:

  • Применение неправильного шрифта. Шрифт может быть оригинальным и интересным, но его просто может быть невозможно прочесть.
  • Многие начинающие фирмы, которые ещё не имеют опыта в разработке корпоративного стиля, представляют банальные, довольно шаблонные варианты корпоративного стиля. Кроме того, корпоративный стиль должен быть современным, но не стоит «перебарщивать». Основной критерий – это оригинальность.
  • Неграмотно выбранное цветовое оформление. Необходимо знать психологию клиента. Не стоит использовать насыщенные оттенки при разработке корпоративного стиля, если ваша целевая аудитория – 50+. К тому же, цвета должны эффектно смотреться на любом носителе.
  • Разработанный корпоративный стиль не отвечает сфере деятельности компании. Это лишь отстранит от вас потребителя.

10 советов, как самостоятельно справиться с разработкой корпоративного стиля

1) Начните с создания плана действий

Чтобы приступить к разработке айдентики, необходимо установить перечень параметров, которые помогут определить корпоративный стиль.

2) Используйте бриф

Необходимо тщательно изучить бриф. Это поможет разработать подходящую айдентику.

3) Сделайте своё исследование

Вникните в историю, функции и оригинальность бренда. Взгляните на корпоративные стили «соперников» и черпайте вдохновение.

4) Определите свои ожидания

Можете отметить главные критерии. Они помогут вам пойти дальше и осознать свою цель.

5) Не бросайте все силы на логотип

Весь корпоративный стиль строится вокруг логотипа. Но не концентрируйте своё внимание исключительно на нем. Охватите все элементы корпоративного стиля, стараясь разработать единую айдентику: от крупных до самых мелких компонентов.

6) Изучите конкурентов

Обратите внимание на то, что уже было разработано, и двигайтесь в новом направлении. Обратите внимание на цветовые гаммы, формы и форматы.

7) Уделяйте внимание потребителю

Не имеет значения, что вы профи, ведь потребитель, безусловно, разбирается в продукте больше. Не старайтесь усложнять разработку корпоративного стиля, который может не вызвать положительного отзыва у покупателя.

8) Освойте самообладание

Попытайтесь создать небольшое число элементов, шрифтов и цветов. Множество вариантов может вас запутать. Отберите наилучшие решения для корпоративного стиля. Не забывайте, что простота тоже может быть оригинальна.

9) Сделайте акцент на изюминке бренда

Любой бренд имеет свои уникальные черты. Их бывает трудно найти, но они всегда присутствуют. Найдите и отразите их при разработке корпоративного стиля.

10) Помните о целевой аудитории.

Вы разрабатываете корпоративный стиль, то есть «визитную карточку» фирмы. Если не придется по душе потребителю, то имидж компании может серьезно пострадать.

Вдохновляющие примеры визиток и корпоративного стиля

На сегодняшний день крайне необходим грамотно разработанный корпоративный стиль. Хороший и правильный корпоративный стиль способен и идентифицировать фирму, и эффективно выделиться из ряда конкурентных аналогов, и обеспечить вам доверие клиентов.

Подборка различных дизайнов визиток и фирменного стиля в целом



Вконтакте

В наше время корпоративный дизайн это не роскошь и не прихоть, а то, что позволяет делать деньги «из воздуха» - из образов, из узнаваемости. Клиенты часто обращаются к нам, чтобы заказать корпоративный стиль , и при этом не особенно отдают себе отчет в том, что такое корпоративный стиль и зачем он нужен. Все достаточно просто - представьте себе любой известный бренд - Coca-Cola, Google, Nike и т.д. Когда произносится каждое из этих названий, у вас в голове возникает соответствующий ассоциативный ряд. Каждый из этих брендов имеет узнаваемый логотип, индивидуальный шрифт и т.д. Будучи солидными и узнаваемыми компаниями, вышеупомянутые производители имеют такие же солидные и узнаваемые бренды, которые вызывают доверие. Более того, иногда сам бренд стоит больше, чем вся компания с ее материальными активами и основными фондами. Звучит неожиданно, правда?

Таким образом, разработка фирменного стиля является первостепенной задачей любой компании, которая эффективно работает и стремится к успеху. И профессиональный брендинг имеет огромное значение, ведь от него зависит не только то, как будет выглядеть фирменный знак вашей компании, но и то, как ваша компания будет восприниматься потенциальными потребителями, партнерами, клиентами, инвесторами - словом, всеми теми, от кого зависит успешность и прибыльность вашего бизнеса. Разработка фирменного стиля необходима компании, так как:

  • позволяет с минимальными затратами создать себе имидж, который затем годами будет работать на компанию без каких-либо дополнительных расходов;
  • повышать конкурентоспособность;
  • формировать высокий уровень внутрикорпоративной культуры (желание поддерживать престиж компании, гордость за принадлежность к ее работе).

В разработку корпоративного стиля входит:

  • создание логотипа
  • дизайн буклетов , каталогов, листовок, брошюр , листовок , календарей и прочий дизайн полиграфии
  • разработка визитных карточек
  • выбор корпоративных цветов
  • создание уникального шрифта
  • разработка системы верстки
  • и т.д. и т.п.

Достаточно один раз заказать разработку фирменного стиля, и затем все работы по созданию полиграфической продукции, презентационных роликов и проч., будут основывать на нем, и согласовываться с его требованиями. Так, дизайн каталогов и буклетов будет разрабатываться постоянно, ежегодно компания будет выпускать журналы и создавать фирменные календари , и каждый раз дизайн журнала или календаря будет различаться. Но он всегда будет вписываться в рамки, установленные разработанным корпоративным стилем.

Мы не только разрабатываем корпоративный стиль, но и проводим ребрединг. Спустя годы работы на рынке, компания может счесть, что ее корпоративный стиль больше не отвечает целям и задачам компании, а также не соответствует духу времени. В этом случае разрабатывается новый стиль, который (в зависимости от пожеланий заказчика, а также проведенного маркетингового исследования рынка) может основываться на предыдущем (пример - бутылки Кока-Кола, которые за время своего существования менялись около десятка раз, каждый раз становясь все современнее, но каждый новый вариант всегда был довольно сильно похож на старый) или быть совершенно другим (пример - ребрединг МТС). Работая над созданием нового стиля мы стараемся максимально учитывать все пожелания заказчика, соотнося их с маркетинговыми исследованиями, стилями конкурирующих компаний и духом времени. И результат такого профессионального подхода всегда оказывается на высоте.

Всего можно выделить четыре главных составляющих фирменного стиля - логотип, знак, корпоративные цвета и характерное шрифтовое оформление.

Ключевым элементом корпоративного стиля является логотип. Чаще всего он представляет собой название фирмы или торговой марки, выраженное в оригинальной, запоминающейся форме. Как правило, все остальные элементы фирменного стиля создаются уже на основе готового логотипа.

Наиболее простым и с точки зрения разработки, и с точки зрения восприятия, является шрифтовой логотип. Это просто текст (краткое или полное название фирмы, иногда с дополнительной информацией - например, о роде деятельности), индивидуальное своеобразие которому придает выбор шрифтового оформления. Такие логотипы были популярны в 19-м веке, но в течение двадцатого столетия их сильно потеснили два других вида.

Символьный логотип не содержит текста. Он не несет в себе названия компании или бренда, а лишь дает намек на него либо на главные направления деятельности. Удачный подбор символов гарантирует оригинальность - однако для того, чтобы связать эти символы с конкретной фирмой, требуются дополнительные усилия в области имиджевой рекламы.

Одним из самых ярких примеров общеизвестных символьных логотипов является знак компании Nike.

Очевидные недостатки шрифтовых и символьных логотипов устраняются путем их слияния. В наше время наиболее распространены смешанные или синтетические логотипы, в дизайне которых одинаково важны и текст и символика.

Классический образец синтетического логотипа более ста лет назад был создан для американской автомобилестротельной компании Ford. Для восприятия образа играет свою роль и овальная форма поля, на котором помещено название, и пропорции между овалом и текстом, и цвет фона и шрифта.

С другой стороны, логотип корпорации «Coca-Cola», который по вычурности оформления может посоревноваться с «фордовским» следует, скорее, отнести к шрифтовым. Он содержит только каллиграфически написанный текст, который может быть размещен на любом фоне и в самом разном обрамлении.

Общая стилистика логотипа в значительной мере связана с родом деятельности фирмы либо характером продукции, которую она производит или продает. Так, агрессивный стиль уместен в продаже спорттоваров, автомобилей, товаров для мужчин. Солидность и элегантность - для банков, производственных и оптовых компаний. Бьющая через край оригинальность - для творческих мероприятий и объектов (например, ночных клубов). Экзотические мотивы - для туристических фирм и торговли сувенирами. А для детских и домашних товаров лучше всего подойдет мягкий и нежный стиль, который зовут также «леденцовым».

Сегодня типичная структура синтетического логотипа включает в себя текст и фирменный знак. При этом знак может использоваться отдельно от логотипа.

Фирменный знак может быть простым и одинаковым для разных рекламных носителей - в этом случае внешний вид знака не зависит от его размера, от способа нанесения и от основы, на которую он наносится, хотя возможны некоторые особенности, связанные, например, с технологиями печати (интерьерная или ).

Более сложный знак требует разной степени прорисовки в зависимости от размера, а также от характера рекламного носителя. В качестве примера можно привести корпоративный знак Википедии, который, в зависимости от размера, имеет разную степень детализации изображенных символов.

Прочная ассоциация между фирменным знаком и логотипом возникает в сознании сама собой - но только если знак является частью синтетического логотипа. Иногда разработчики корпоративного стиля поступают иначе и рисуют логотип отдельно, а знак - отдельно. В этом случае их нужно специально увязывать различными средствами рекламы, систематически напоминая целевой аудитории, что оба элемента корпоративного стиля принадлежат одной фирме.

На логотип можно ориентироваться и при определении фирменных цветов. Если предполагается использовать логотип в одной неизменной гамме - то, скорее всего, корпоративными будут именно те цвета, которые в нем представлены. А если предполагается добавить еще какой-то фирменный цвет, то он должен хорошо сочетаться с оттенками логотипа.

Можно подойти и с другой стороны. Например, если привычные цвета, которые прочно ассоциируются с фирмой, уже существуют, а логотип создается новый. Целесообразно будет обыграть в его дизайне именно эти цвета.

По мнению специалистов рекламного агентства "ВЕК", корпоративные цвета - далеко не обязательный элемент фирменного стиля. Но следует помнить, что цветовые ассоциации в памяти человека очень прочны. Недаром уже упомянутая выше «Кока-Кола» так долго хранит верность красному цвету. Он помогает любителям этого напитка издали с первого взгляда безошибочно опознавать места, где он продается, и сами банки и бутылки.

Вне зависимости от наличия или отсутствия фирменной цветовой гаммы, при разработке логотипа и знака необходимо учитывать, что его наверняка придется использовать не только в цветном, но и в монохромном исполнении. Это значит, что нужно обязательно проверить, хорошо ли они смотрятся в черно-белой и одноцветной палитре. А возможно, и создать отдельные варианты специально для монохрома.

Шрифтовое оформление и в наружной рекламе, и в разработке дизайна визиток, фирменных бланков, корпоративной прессы также должно опираться на шрифты логотипа (за исключением тех случаев, когда они слишком оригинальны или вычурны). Здесь, впрочем, нет каких-либо строгих ограничений и речь идет, скорее, о совпадении шрифтов по группам.

Например, если в логотипе использован шрифт без засечек (типа Arial) - то и в сопутствующих текстах лучше использовать шрифты без засечек. И соответственно, наоборот, если логотип основан на гарнитуре с засечками типа Times.

Но даже после того, как созданы все необходимые графические образы, лежащие в основе корпоративного стиля, работа над ним не заканчивается.

Дело в том, что логотипы, знаки и тексты в дальнейшем придется наносить на самые разные рекламные носители - от бумаги и прозрачной пленки до грубой баннерной сетки и тонкой ткани развевающихся флагов. Основой для изображения может быть пластиковая или металлическая поверхность , сложные криволинейные поверхности сувенирной продукции и простой асфальт под ногами.

По опыту специалистов рекламного агентства "ВЕК", для того, чтобы избежать искажения с таким трудом созданной корпоративной графики, требуется разработать рекомендации по ее нанесению на самые разные типы основы и с использованием любых доступных технологий (включая электронные - в середине 2010-х очень важно, как будет выглядеть логотип на интернет-сайте и на динамической вывеске из светодиодных панелей). Только после этого работу над фирменным стилем можно считать по-настоящему завершенной.

Что такое корпоративный стиль?

В теории рекламы существуют два понятия – "корпоративная реклама" (corporate advertising) и "реклама корпоративной идентичности" (corporate identity advertising). Причём второе понятие – составная часть первого. В терминологии наших Рекламистов "корпоративная реклама" получила крайне неудачный русский эквивалент – "имиджевая реклама", а "корпоративная идентичность" – более точный и ёмкий "корпоративный (или фирменный) стиль".

Под Корпоративной Рекламой подразумевается широкий спектр нетоварной рекламы, имеющий целью улучшение деловой репутации и повышение степени известности фирмы, товара, услуги. Из этого определения очевидно, что Корпоративная Реклама тесно связана с Public Relations, поскольку имеет ту же цель – формирование благоприятной деловой репутации и известности на рынке.

Под Корпоративным (Фирменным) Стилем (КС) подразумевается набор цветовых, графических, словесных, типографских, дизайнерских, аудиальных постоянных элементов – КОНСТАНТ, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров/услуг, а также всей исходящей от фирмы информации, её внутреннего и внешнего оформления.

Для чего необходим корпоративный стиль и какие функции он выполняет?

КС – это основа всей коммуникационной политики фирмы, одно из основных средств борьбы за покупателя. Только на основе единого КС возможно создание "фирменного" товара, т.е. работа на рынке в соответствии с концепцией "brand name". Без выразительного графического и словесного единства реклама, упаковка товара просто обречены на незапоминаемость или неидентифицируемость потенциальным покупателем.

Основные функции КС:

Создание "фирменного" имиджа.

Грамотно разработанный Корпоративный Стиль, удачно выбранная Торговая Марка способствуют идентификации товаров/услуг с фирмой-производителем. Иными словами, помогают выделить товары/услуги именно этого производителя из общей массы аналогичных товаров/услуг Конкурентов.

Доверие и уважение.

КС свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на Покупателя/Потребителя. Очень важным моментом является вызывание положительных эмоций и/или впечатлений, которые доставили Потребителю уже ранее приобретённые товары/услуги данной фирмы/ТМ. (SONY, PHILIPS, IBM).

Корпоративная культура.

У КС (а в это понятие входит сувенирная продукция с фирменной символикой, единая форма одежды, "корпоративная легенда", гимн фирмы и т.п.) кроме внешней направленности на покупателя, есть и внутренняя направленность – собственный персонал. Её назначение – формирование единой "корпоративной" культуры, чувства причастности к общему делу. Не случайно, к примеру, на некоторых японских предприятиях рабочий день начинается с коллективного пения Гимна фирмы. А одежда сотрудников компании "Coka Cola" содержит фирменную бело-красную гамму. Весьма эффективный способ повышения производительности труда – наличие в интерьере фирмы элементов КС. Даже незначительные "фирменные предметы" типа блокнота, ручки или флажка на столе оказывают благотворное влияние на персонал.

Сохранение стилевого единства.

при использовании других Инструментов Маркетинга: прямой рекламы, Public Relations, выставок (ярмарок), стимулирования сбыта и прямого маркетинга.

Расширение границ деятельности фирмы - принятие ореола фирмы другими.

Основные группы корпоративного стиля

деловая документация фирмы

(бланки, конверты, визитные карточки, счёты на оплату, товаросопроводительная документация);

печатная продукция

(листовки, проспекты, каталоги, плакаты, календари, типовые оригинал-макеты для прессы);

сувенирная продукция

(ручки, блокноты, часы, значки, флаги, чашки, одежда);

фирменная спецодежда

(костюмы, майки, комбинезоны, головные уборы);

оформление фирменного транспорта

(легковые и грузовые автомобили);

(оформление интерьеров офиса, выставочных экспозиций, торговых залов, витрин);

маркировка и дизайн упаковки.

Основа КС – константы – постоянные элементы, способствующие идентификации товара покупателем.

Главные константы корпоративного стиля и требования к ним

торговая марка (логотип);

фирменный блок;

набор шрифтов;

фирменные цвета;

графические символы (сигнатуры и пиктограммы);

Фирменный шрифт должен соответствовать товару и характеру деятельности фирмы, воспроизводимость и читаемость, особенно если шрифт будет использоваться на упаковке или для маркировки товара. Шрифт может быть "мужским" или "женским", "лёгким" или "тяжёлым", "грубым" или "элегантным" и т.д. (компьютерный шрифт - сегменты как в электронных часах, джинсовый шрифт - Lee).

Фирменный цвет является своеобразной характеристикой товара/услуги. При выборе цвета необходимо учитывать психологию покупателей и потребителей, а также этнические особенности его восприятия (символика цвета в различных национальных культурах). В цветах человек улавливает стойкие ассоциации: голубой, бирюзовый вода, море; серебристый - авиация; зелёный - трава, деревья; красно-белый - "Coka Cola". При удачном выборе фирменный цвет как бы превращается во второй товарный знак. Примеры: Kodak & Fuji, Coka Cola & Pepsi Cola, Сбербанк Украины.

Фирменный блок. Это понятие включает в себя часто употребляемое сочетание нескольких элементов КС: полное наименование фирмы, ТМ, почтовые и банковские реквизиты. Иногда Фирменный блок включает в себя Рекламный Девиз. Например, старый блок adidas - лилия и надпись.

Торговая марка (товарный знак, логотип) – "центр фирменной цветографии" – это зарегистрированное в установленном законодательством порядке некое слово или изображение, звуковые позывные или оригинальная форма, призванные однозначно идентифицировать данный товар или фирму в сознании покупателя/потребителя. Прообразом торговой марки можно считать личное клеймо средневекового ремесленника. Широкое распространение получили во второй половине ХІХ века, когда начало развиваться массовое промышленное производство, а предприниматели стали воспринимать торговую марку как объект особой правовой охраны.

Главное требование к ТМ – её "сила". Критерий весьма субъективный и выражается он прежде всего в рекламоспособности марки, т.е. её возможности хорошо запомниться и однозначно идентифицироваться у покупателя/потребителя с определённым товаром/услугой. (Подробности ниже).

Торговая марка как главный элемент корпоративного стиля

Типы Торговых Марок:

словесные;

изобразительные;

комбинированные;

звуковые;

объёмные.

Звуковые ТМ не получили широкого распространения в мировой практике (лишь как позывные радиостанций и телеканалов). Пример: позывные радиостанции "Маяк" - мелодия песни "Подмосковные вечера".

Изобразительные ТМ представляют собой оригинальный рисунок, эмблему. Пример: Олимпиада - 80.

Объёмные ТМ - зарегистрированные ТМ в объёмном изображении. Пример: бутылка "Coka Cola", флакон духов "Dali".

Комбинированные ТМ используются достаточно часто. Наиболее употребляемые сочетания: словесный-звуковой; словесный-изобразительный; словесный-изобразительный-звуковой и т.п. Пример: комбинация логотипа и скульптуры "Рабочий и крестьянка" - киностудия "Мосфильм".

Словесные ТМ составляют основную массу используемых в рекламе (около 80%). Это можно объяснить тем, что они обладают наибольшей запоминаемостью за счёт одновременного воздействия семантической (смысловой) и фонетической (звуковой) составляющих. А словесная ТМ, выполненная фирменным шрифтом в фирменных цветах (на жаргоне рекламистов – логотип) вообще превращается в постоянный знаковый символ фирмы, способный объединить в восприятии покупателя/потребителя весь спектр её товаров/услуг. Каналы распространения: пресса, радио, ТВ.

Что необходимо помнить при выборе словесных ТМ?

Предпочтительны открытые слоги с гласными в середине.

Не более 3-х согласных подряд.

Потенциальная охраноспособность (7 организаций "Русское Золото" в Москве).

Осторожно с именами и фамилиями (торговый дом "Иван Петров").

Угроза ТМ перейти в родовое наименование товара (термос, нейлон, аспирин, граммофон, памперс и т.д.)

ТМ нельзя использовать во множественном числе, в форме прилагательного или глагола, склонять по падежам (ксероксы, ксерокопировать, копировать на ксероксе).

Словесная ТМ должна быть всегда рядом с родовым наименованием товаров, для которых она зарегистрирована (минеральная вода "Лужанская").

Желательно максимально выделить словесную ТМ при любом появлении в текстах (цвет, шрифт, заглавные буквы, кавычки и т.п.).

Необходимо использовать изображение ТМ в виде, соответствующем регистрации, и расположить его на максимально свободном от каких-либо других графических элементов поле.

Расположение ТМ на упаковке товара: лёгкая воспроизводимость, отсутствие мелких деталей.

Продумать цвет, композицию, расположение для создания единого запоминающегося образа – "pack message" – информационное послание упаковки глазу покупателя.

Учёт национальной психологии (Америка: автомобиль - член семьи, поэтому ТМ должна иметь ещё и имя – "Форд-Таурус", "Форд-Скорпио"; Швеция: достаточно только ТМ и номера модели – "Вольво - 750", Украина: "Жигуль-копейка", "Запорожец ушастый").

Некоторые секреты разработки торговых марок

В качестве примера можно привести Проект разработки ТМ, осуществлённый летом 1998 г. компанией "Ell Grafo". Научный Руководитель Проекта: Алексей ЕФАНОВ. Креативный Директор: Игорь СТЕЛЬМАХ. Руководитель Социологической Группы: Ольга ЛЕБЕДЕВА.

Цель описываемого Проекта – разработка Торговой Марки (ТМ) для сети продовольственных магазинов. Естественно, что такая работа состоит из многих составляющих: собственно поиск названий, определение типа графического начертания этих названий и цветового решения, выбор одного (или двух-трёх) названий из предложенных образцов, доработка графического начертания выбранного названия (названий), окончательный выбор, создание документации по КС, иллюстраций и рекомендаций по их применению.

Работа началась с составления Технического Задания (ТЗ). В ТЗ необходимо было чётко сформулировать основные требования к ТМ:

назначение ТМ;

целевая аудитория;

предпочтения по цветовой гамме (холодная - тёплая);

количество букв, смысловые ассоциации;

учёт национального менталитета (психологии);

возможные варианты использования;

будет ли ТМ использоваться в других цветах, различных размерах и т.д. и т.п.

В описываемом Проекте Исполнитель разделил работу на 4 этапа.

1-й этап – "Нулевой цикл". На этом этапе необходимо придумать несколько названий с учётом специфики и назначения ТМ. В течение нескольких дней сотрудники находились в состоянии "лингвистического поиска" названий. К условленному сроку Исполнитель предоставил около 200 возможных названий ТМ. В течение определённого времени Заказчик изучал предоставленные материалы. После чего для дальнейшей работы было выбрано несколько названий из предоставленного списка, а также несколько новых названий, предложенных самим Заказчиком. Теперь можно переходить ко второму этапу работы.

2-й этап – "Графическое начертание выбранных названий. Тестирование названий с помощью Фокус-Групп". Теперь необходимо выбранные названия облечь в какую-то графическую оболочку, т.е. каждому названию нужно подобрать свой шрифт, свою символику, по возможности сделать лигатуру, выбрать цветовую гамму. Конечно, талантливые художники могут это сделать на высоком уровне, но будет ли совпадать видение Художника с видением Покупателя или Потребителя? Во избежание досадных недоразумений, профессионалы используют методы тестирования готовой продукции на самих Потребителях.

Так, к примеру, перед выпуском нового сока, предприятие-изготовитель выпускает небольшую пробную партию и предлагает её попробовать детишкам, молодым мамам или пожилым людям (в зависимости от того, для кого сок предназначен). И вот люди, вдоволь напившись сока, высказывают своё мнение по поводу вкуса этого напитка, цвета, запаха, вида упаковки и т.п. После проведения серии таких испытаний, производитель чётко представляет какой товар он выпустил на рынок и что о нём думают Потребители. В ходе анализа полученной информации можно принимать решения о дальнейшем выпуске продукции, о снятии её с производст-ва, об изменении вкуса, запаха и т.д.

После того, как Заказчик выбрал несколько понравившихся ему названий будущей ТМ, Исполнитель провёл серию испытаний этих названий.

Как проводилось тестирование

Все выбранные названия были выписаны на листы бумаги с различным написанием: все строчные буквы, все заглавные буквы, только первая заглавная. А также с различными типами шрифтовых начертаний двух основных типов: Рубленный (Брусковый) шрифт и Классический шрифт (типа "Антиква").

Всего предлагалось к оценке 21 название. Выбор названий происходил поэтапно: на первом этапе предлагалось оценить 7 названий и выбрать поочерёдно из них те, которые на взгляд Информантов не подходят названию ТМ (это связано с тем, что люди более точно дифференцируют негативную сторону объекта и более размыто – позитивные впечатления). В результате отбора на первом этапе у каждого Информанта оставалось 2 названия, которые отвечают его критериям оценки. На следующем этапе предлагалось к оценке еще 7 названий, и повторялась та же процедура отбора. При этом Информанты, объясняя причины своего выбора, строили ассоциативные ряды на данное слово-название. Третий этап выбора названий из 7 предложенных – аналогичен двум первым.

После небольшого перерыва после проведения 3 этапов у каждого Информанта из предложенных 21 на-званий было оставлено не более 6 названий. В свою очередь, эти 6 названий были проранжированы Информантами с точки зрения 2 критериев: "нравится/не нравится" и "приемлемо/не приемлемо" как название для ТМ. Были построены ассоциативные ряды к данным названиям.

По окончанию тестирования из 21 осталось 5 названий, которые затем будут предоставлены Заказчику. Полученные результаты Заказчик может использовать по своему усмотрению.

Теперь можно переходить к 3-му этапу Проекта.

3-этап – "Окончательная доработка выбранного названия".

На этом этапе Разработчики занимались доработкой графического начертания одного из окончательно выбранных названий ТМ. Художниками-дизайнерами были разработаны: цветовые решения названия, визуального и графического образов. Из всего этого складывается Проект, главным звеном которого является чертёж знака ТМ на масштабно-координатной сетке. Остановимся на этом подробнее, ввиду важности для дальнейшего изложения и понимания.

В отечественной практике часто бывают случаи, когда Торговую Марку или Логотип приходится сканировать либо с визитной карточки, либо с картонной упаковки самого товара. В результате само изображение получается сильно искажённым по сравнению с оригиналом. Подобное приводит к тому, что в разных изданиях один и тот же знак выглядит по-разному. В результате Потребитель получает рассогласование визуального образа ТМ в своём сознании.

(Часто подобными подражаниями пользуются пираты, подделывая свой некачественный товар под известную ТМ. Кому из нас не доводилось видеть на базарах спортивные костюмы "abubas" или телефоны "Parasonic", очень похожие на настоящие).

Для уважающей себя и свою продукцию Фирмы это "не есть хорошо". Тщательно построенный чертёж позволяет увеличивать или уменьшать изображение с минимальными искажениями. В этом случае название ТМ может одинаково качественно переноситься и на визитную карточку, и на большой щит на стене здания, и на газетную страницу.

Теперь можно переходить к завершающему, 4-му этапу.

4-й этап – "Подготовка документации и сдача Проекта".

Заключительный этап включает в себя: подготовку всей технической и конструкторской документации, оригиналы для регистрации названия ТМ в органах Госпатента, запись всех графических и цветовых решений на компакт-диск (CD-ROM), рекомендации к использованию Теперь Заказчик может уверенно себя чувствовать: его фирменные (корпоративные) константы зафиксированы на электронном носителе и без труда могут быть воспроизведены на любом персональном компьютере в любой стране.

Работа завершена на "отлично". Претензий друг к другу нет.

Не это ли предел мечтаний каждого Заказчика и Исполнителя?

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://reklama.rezultat.com