Литература современные российские корветы и фрегаты. БПК против фрегатов, или причуды классификаторов

Российский корвет "Стерегущий"

Корвет - тип малых боевых судов, предназначенный для выполнения сторожевых и конвойных функций. Основными задачами такого корабля является обнаружение и борьба с подводными и воздушными силами противника.

Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.

Из вооружения корветы, как правило, несут на борту ракетные или артиллерийские установки калибром до 102 миллиметров, зенитные орудия и бомбометы для сбрасывания глубинных бомб. Изредка корвет может быть оборудован торпедным аппаратом.

Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.

В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.

Эсминец "Сарыч"

Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.

Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.

Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.

Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.

К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.

Фрегат

По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.

Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.

Крейсер

Ракетный крейсер "Москва"

Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.

В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.

Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.

Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.

До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.

Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.

Линкоры

Линкор Российского/Советского флота "Севастополь" выведенный из эксплуатации в 1956 году

Говорить много о линкорах, думаю, не стоит. Эти корабли в середине ХХ века были настоящими морскими монстрами - огромными и тяжеловооруженными, однако Вторая Мировая война показала их несостоятельность и после нее строительством линкоров больше никто не занимался, а оставшиеся потихоньку выводились из эксплуатации.

Авианосцы

Единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов"

Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.

Нельзя сказать, что после Первой мировой войны англичане вообще не задумывались о проблемах войны будущей, однако их разумные идеи воплощались в металл на удивление неспешно. Например, Адмиралтейство выдало заказ на новые сторожевые и конвойные суда лишь после того, как их предшественники пришли почти в полный упадок, исчерпав свой ресурс. В итоге к моменту нападения Гитлера на Польшу «владычица морей» располагала всего шестью небольшими патрульными кораблями типа «Кингфишер», и еще три аналогичных находились в постройке.

И снова война обрушилась на британский флот, как снег на голову. Вновь, как и в Первую мировую, главной проблемой стали германские подводные лодки. Немногочисленные шлюпы и патрульные корабли никак не могли прикрыть все моря и маршруты в водах великой империи. К тому же для массового производства они не подходили. Шлюпы оказались слишком дорогими, а 102-мм спаренных зенитных установок катастрофически не хватало для других, более крупных кораблей. «Кингфишер» же был слишком мал для океанской службы, а производство турбинных механизмов для него требовало хорошо оборудованных заводов и весьма квалифицированных рабочих. И опять ситуация четвертьвековой давности повторилась почти в точности. На сцене снова появились универсальные эскортные суденышки, носящие названия цветов и оттого опять именуемые типом «Флаузр».

Однако за прошедшие 25 лет возможности Британии заметно снизились. Быстро начать массовую постройку противолодочных судов с мало-мальски современными характеристиками уже не удавалось. Пришлось снизить амбиции и использовать в качестве основы для проекта скромный китобоец «Саузерн Прайд», построенный фирмой «Смите Док». Прочный, но неуклюжий корпус (отношение длины к ширине лишь немногим превышало 5:1) удлинили на 10 м, продлили в корму полубак и расширили мостики и рубки, снабдив их легким противопульным бронированием. Для того чтобы военные моряки могли сохранить силы для боя, внутренние помещения снабдили искусственной вентиляцией и нормальным электрическим освещением, чего были лишены их гражданские коллеги. Это странное создание стало родоначальником нового класса кораблей, ностальгически названных корветами по аналогии со вспомогательными парусниками, «мастерами на все руки» времен Нельсона, Джервиса и Худа.

Несмотря на все попытки сделать из гражданского судна военный корабль, его китобойная родословная проглядывала в огромной для столь небольшого корпуса осадке, делавшей «флауэр» уязвимой целью для торпед (недаром практически все погибшие во время войны стали жертвами именно этого оружия). При аварии или повреждении единственной паровой машины охотник превращался в беспомощную мишень, которая была по зубам даже для артиллерии подводной лодки. Короткий широкий корпус предопределил невысокую скорость корвета, из-за чего он плохо подходил для погони за субмаринами, особенно в открытой Атлантике.

17.Корвет «Кенилворт Квел», Англия, 1943 г.

Построен фирмой «Смите Док». Водоизмещение стандартное 1060 т, полное 1610 т. Длина наибольшая 76,81 м, ширина 11,19 м, осадка 4,15 м. Мощность одновальной паровой установки тройного расширения 2750 л.с., скорость 16,5 узла. Вооружение: одно 102-мм орудие, шесть 20-мм автоматов, реактивный бомбомет «Сквид». Всего в 1943-1945 гг. построено 44 единицы.

18.Патрульный корабль «Кингфишер», Англия, 1936 г.

Построен фирмой «Фзйрфилд». Водоизмещение стандартное 520 т, полное 745 т. Длина наибольшая 74,14 м, ширина 8,08 м, осадка 2,44 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 3600 л.с., скорость 20 узлов. Вооружение: одно 102-мм орудие, 50 глубинных бомб. Всего в 1935-1939 гг. построено девять единиц.

19.Корвет «Анчуза», Англия, 1941 г.

Один из серии кораблей типа «Фпауэр». Построен фирмой «Харленд энд Вопьф». Водоизмещение стандартное 950 т, нормальное 1170 т, полное 1320 т. Длина наибольшая 63,5 м, ширина 10,11 м, осадка 4,35 м. Мощность одновальной паровой установки 2750 л.с., скорость 5 узлов. Вооружение: одно 102-мм орудие, 40 глубинных бомб. Всего в 1940-1944 гг. в Англии и Канаде построено 247 единиц.

20.Фрегат «Фал», Англия, 1943 г.

Один из серии кораблей типа «Ривер». Построен фирмой «Смите Док». Водоизмещение стандартное 1360 т, полное 2080 т. Длина наибольшая 91,84 м, ширина 11,18м, осадка 3,73 м. Мощность двухвальной паровой установки тройного расширения 2750 п.с., скорость 16,5 узла. Вооружение: два 102-мм орудия, четыре 20-мм автомата, реактивный бомбомет «Хеджехог». Всего в 1943-1945 гг. в Англии, Канаде и Австралии построена 131 единица.

Правда, при этом «цветы» обладали такими несомненными достоинствами, как дешевизна, простота в производстве, хорошая маневренность и достаточный запас глубинных бомб. Однако места для установки дополнительного вооружения явно недоставало. Максимум того, что удалось сделать, - с 1942 года устанавливать один 40-мм «пом-пом» и пару-другую легких 20-мм «зрликонов», а также «Хеджехог»- первый реактивный противолодочный бомбомет. Последний оказался не слишком эффективным, но в начале и середине войны считался весьма перспективным видом оружия.

Тем временем все более становилось очевидным, что чисто «китобойный» проект исчерпал свои возможности. И тогда главный инженер все той же фирмы «Смите Док» Уильям Рид разработал новый проект. Предложенный им удлиненный еще на 13 м (при сохранении ширины) корпус с протяженным полубаком и заметно приподнятым форштевнем значительно лучше подходил для действий при сильном волнении. Корветы серии «Касл», получившие названия английских, шотландских и ирландских замков, куда больше напоминали военные корабли, чем их предшественники. Главным их достоинством стала установка новейшего противолодочного оружия - реактивного бомбомета «Сквид».

Залп из трех тяжелых глубинных бомб, взрывавшихся на разной глубине, при накрытии оставлял субмарине немного шансов, в отличие от россыпи мелких бомбочек «Хеджехога», к тому же срабатывавших только при прямом попадании. Недаром «Сквид» оставался основным противолодочным оружием англичан еще довольно долго после окончания войны. И чисто внешне «Касл» имел намного более солидный вид - в основном за счет внушительной решетчатой мачты, несущей поисковый радар и пеленгатор.

Однако при всех своих положительных качествах корветы имели лишь ограниченное применение. Для сопровождения трансатлантических конвоев им недоставало дальности, а продолжительная служба в открытом океане сильно изматывала команду. Не зря практически одновременно с созданием «цветочной» серии Адмиралтейство заказало проект более крупного эскортного судна.

Главными условиями стали максимальная дешевизна и унификация с корветами. Последнее достигалось за счет использования тех же паровых машин тройного расширения, но в удвоенном числе. Также вдвое увеличилось и число 102-миллиметровок. В качестве главного противолодочного оружия установили лучшее, что имелось в 1941 году, - все тот же «Хеджехог». Заметно возрос запас обычных глубинных бомб, достигший полутора сотен.

Так появился еще один класс эскортных кораблей, название которого также возвратилось из эпохи парусного флота, - фрегаты. Первая серия получила обозначение «Ривер» («Река»): все ее единицы несли названия рек Великобритании - страны, в общем-то, реками не богатой. Поскольку число судов приближалось к сотне, «овеществленными» в металле оказались даже совсем небольшие речушки.

Весьма удачные первые фрегаты тем не менее все же не полностью удовлетворяли требованиям моряков. Запас топлива оказался недостаточным, и конструкторам пришлось отказаться от трального оборудования, а также перепроектировать кубрики и кладовки. В результате удалось увеличить вместимость нефтяных танков в 1,5 раза- до 650 т, что позволяло не только пересекать Атлантику без дозаправки, но и вести активный поиск и преследование подводных лодок на большой скорости.

К британским «речкам» вскоре прибавились канадские. Простые в производстве, корабли десятками закладывались на верфях заокеанского доминиона. Канадцы не только добросовестно воспроизвели проект, но и усилили вооружение, заменив одноствольную четырехдюймовку на двухорудийную установку, в дополнение к которой на некоторых фрегатах смонтировали еще и 76-мм зенитку. До конца войны в Канаде построили столько же «риверов», что и в самой Великобритании, а заказ на еще 20 пришлось отменить в связи с окончанием военных действий. Всего же доминион сумел поставить почти половину эскортных кораблей, произведенных за войну в Британской империи, причем зачастую с более сильным вооружением и лучшим оборудованием.

Построен фирмой «Каледон». Водоизмещение стандартное 1435 т, полное 2260 т. Длина наибольшая 93,57 м, ширина 11,76 м, осадка 3,76 м. Мощность двухвальной паровой установки тронного расширении 5500 л.с., скорость 19,5 узла. Вооружение: одно 102-мм орудие, четыре 40-мм автомата, два реактивных бомбомета «Сквид». Всего в 1944-1945 гг. построено 28 единиц.

Построен фирмой «Харленд энд Вольф». Водоизмещение стандартное 1585 т, полное 2420 т. Длина наибольшая 93,7 м, ширина 11,76 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной паровой установки тройного расширения 5500 л.с., скорость 19,5 узла. Вооружение: четыре 102-мм орудия, четыре 40-мм автомата, реактивный бомбомет «Хеджехог». Всего в 1944-1948 гг. построена 21 единица.

Относился к серии «Хант-4», построен фирмой «Торннкрофт». Водоизмещение стандартное 1180 т, полное 1590 т. Длина наибольшая 90,2 м, ширина 10,15 м, осадка 2,43 м. Мощность двухвальной турбинной установки 19 000 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: шесть 102-мм универсальных орудий, четыре 40-мм и два 20-мм автомата, два бомбомета и бомбосбрасыватель для глубинных бомб. Всего в 1942 г. построено две единицы: «Брекон» и «Бриссеиден».

Надо сказать, что канадцы не слишком строго следовали английским традициям присвоения названий, давая своим кораблям имена и рек, и гор, и городов, и заливов. А вот в Австралии, стране практически лишенной больших рек, нашелся-таки десяток надлежащих названий. Австралийский «Гаскойн» и его систершипы также несли по паре 102-мм зениток, но, в отличие от канадских фрегатов, не в виде спарки, а в двух одиночных установках на носу и в корме.

Вполне удовлетворительным по конструкции «риверам» все же не хватало главного - более мощного противолодочного вооружения. В то время его просто еще не было. Но к концу 1943 года подоспел перспективный «Сквид», и конструкторам пришлось вновь перерабатывать чертежи.

В немного увеличенном корпусе удалось разместить сразу два реактивных бомбомета. Заодно инженеры сумели еще больше упростить саму конструкцию, так что секции корпусов теперь можно было изготавливать на заводах, а затем уже собирать на верфи.

Эта методика, перенятая у американцев, позволяла строить эскортные корабли еще быстрее. Именно благодаря ей большая часть новой серии «Лох», получившей названия озер Великобритании (в силу географии - исключительно шотландских), успела вступить в строй до окончания войны.

Относительно слабым местом новых конвойников оставалась противовоздушная оборона. Их вооружение увеличилось на четырехствольный «пом-пом», уже не слишком котировавшийся в конце войны и недостаточно дальнобойный для прикрытия эскортируемых кораблей. Более полезные для заградительного огня четырехдюймовки все еще были в большом дефиците.

Только к самому концу войны, когда англичане собирались совместно со «старшим партнером» штурмовать острова Японии, было решено создать конвойный корабль с более ярко выраженным «противосамолетным» назначением. В качестве платформы вполне подходил универсальный «озерный» корпус. На нем установили две 102-мм зенитные спарки и такое же количество современных 40-мм двухствольных «бофорсов», дополненных еще двумя или четырьмя одноствольными и несколькими 20-мм «зрликонами». Получился своего рода корабль ПВО (размером с довоенный эсминец!), потерявший большую часть своей противолодочной мощи, представленной теперь только одиночным «Хедже-хогом».

В принципе, состояние дел на океанах в 1945 году вполне позволяло принять такое решение. Главным противником теперь виделись не германские подводники, а японские «камикадзе». Трудно сказать, насколько тип «Бэй» («Залив») смог бы соответствовать ожиданиям: война закончилась, и половина из двух дюжин бывших «озерных» корпусов достраивалась по новому проекту уже после окончания военных действий. Часть из них перестроили в посыльные и спасательные суда еще на стапелях.

На такой, в общем-то, мажорной ноте завершилось развитие английских конвойных сил во время Второй мировой войны. Пусть и не сразу, но удалось создать вполне дееспособные типы специализированных эскортных кораблей и наладить их массовое производство. Однако по сравнению с американцами и усилия, и результаты выглядели достаточно скромными.

Завершая описание военной истории все еще великого тогда имперского флота, следует отметить, что британцы не отказались и от идеи создания эскортных миноносцев. Интересно, что прототипом для проекта стали именно чистые сторожевики - шлюпы типа «Блэк Суон».

Очень амбициозный первоначальный вариант оказался слишком перегруженным для своих 800 т, и из вооружения исключили единственное, что позволило бы будущему кораблю называться миноносцем,- четырехтрубный торпедный аппарат.

Уже в ходе постройки «Хант» первой серии лишился трети артиллерийского вооружения - одной из трех 102-мм зенитных спарок.

На второй серии эскортных миноносцев удалось восстановить статус-кво с артиллерией, увеличив ширину корпуса (и, соответственно, остойчивость) перегруженного корабля. Напротив, на третьей серии вернули в состав вооружения торпедный аппарат, оставив только две артустановки.

Такие шатания от артиллерии к торпедам и обратно весьма характерны для кораблестроительной политики Англии в начале Второй мировой войны. В какой-то степени это объясняется достаточно объективными причинами: в этот период еще не вполне было ясно, как именно будут развиваться дальнейшие события на морях.

Столь же характерно, что наиболее удачный и соответствующий практически всем требованиям эскортный миноносец типа «Хант-4» удалось построить только к середине войны. Здесь необходимо отметить, что в его основу лег проект, разработанный еще в 1938 году и тогда же отвергнутый как недостаточно быстроходный.

Длинный полубак (как у всех фрегатов) обеспечивал хорошую мореходность и большой полезный объем помещений, а вооружение включало и три 102-мм спаренные зенитки, и трехтрубный торпедный аппарат. Однако неизбежной платой за все улучшения стало уменьшение скорости до 25 узлов - она убавилась примерно на два узла по сравнению с предыдущими сериями.

Впрочем, гораздо дороже стоил тот факт, что ко времени вступления в строй двух первых (и единственных) «хантов» острая надобность в них уже отпала.

Почти все проблемы войны на море, в том числе и связанные с эскортированием конвоев и прикрытием десантов, уже удалось решить в основном за счет США - «младшего брата», неожиданно ставшего «старшим».

В. КОФМАН

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Сижу, пишу новую статью и натыкаюсь на любопытный кусок текста, о котором я совсем забыл:

«Если определение авианесущих, десантных и минно-тральных кораблей не вызывает затруднений благодаря ясности их функциональных задач, то выделение класса эскортных и многоцелевых кораблей и его разграничение «снизу» от боевых катеров неизбежно носит субъективный характер . Сейчас в классе эскортных и многоцелевых кораблей выделяются крейсеры, эскадренные миноносцы, фрегаты и корветы , и границы между этими подклассами крайне неопределенны . Широко известна условная классификация изданий Jane ’s Fighting Ship , считающих боевыми катерами единицы со стандартным водоизмещением до 400 т, корветами - от 400 до 1200 т, фрегатами от 1200 до 4000 т, а всё что выше - эскадренными миноносцами и крейсерами (раньше крейсерами в Jane ’s Fighting Ship полагали корабли стандартным водоизмещениемболее 5000 т). Однако даже эта классификация утрачивает своё значение в связи с тенденцией к росту водоизмещения надводных боевых кораблей и катеров, а самое главное - сплошь и рядом противоречит национальным классификациям большинства флотов мира ».

«Основным типом боевого корабля (эскортного/многоцелевого) дальней морской зоны становится многоцелевой большой фрегат /эскадренный миноносец, а ближней морской зоны - многоцелевой корвет/малый фрегат ».

Источник: Рыбас А. Л., Барабанов М.С. Макиенко А.В., Пухов Р.Н., Военно-техническое сотрудничество России с зарубежными государствами,под редакцией Рыбаса А. Л., Москва, Наука, 2008, 470 с. Процитированные отрывки - Барабанов М.С., сс. 297-298.

Спасибо за внимание.

Современные корветы и фрегаты. Чем они отличаются от других российских кораблей крейсеров, сторожевиков и т. п.

  1. Классификация кораблей дело довольно мутное. Корабли товар штучный, а живут они долго, за время их жизни могут смениться несколько концепций применения флота. Поэтому ситуация с классификацией, образно говоря, такая на три корабля пять систем их классификации:=).

    Так вот, у нас с нашими западными партнрами/противниками разные концепции применения флота, поэтому классификации кораблей разные.

    У американцев главная ударная сила флота палубная авиация, поэтому центральное место занимает авианосец, а все остальные корабли играют при нм подчиннную роль авианосного эскорта (противолодочная и противовоздушная оборона соединения) , и отличаются только размерами и боевыми возможностями. Отсюда принятая на западе однородная классификация по водоизмещению: корвет (до 2000 т) фрегат (35 тыс. т.) эсминец (более 6000 тыс. т) . Цифры указаны приблизительные.

    В СССР и России главной ударной силой флота были и остаются крылатые ракеты. Отсюда две пареллельные линейки кораблей: ударные корабли (ракетный крейсер большой ракетный корабль малый ракетный корабль ракетный катер) и эскортные корабли (большой противолодочный корабль сторожевой корабль малый противолодочный корабль) .

    Если сопоставить западную и нашу классификации, то получится примерно такое соответствие:

    эсминец = большой противолодочный корабль
    фрегат = сторожевой корабль
    корвет = малый противолодочный корабль

    Соответствия нашим ударным кораблям в западной классификации нет, поскольку такие корабли на западе просто не строятся.

    С некоторых пор в нашем флоте появилась тенденция сближения с западной классификацией. Первой ласточкой были корабли проекта 956 (1980 г.) , которые классифицировались как эсминцы. Они задумывались как универсальные корабли, сочетавшие в себе в равной степени противолодочные, противовоздушные и противокорабельные возможности, а также средства поддержки десантных операций, что требовало изменения классификации. Однако универсального корабля не получилось. Получился ракетный крейсер с монструозной артиллерией, уникальными противокорабельными ракетами, хорошей ПВО и откровенно дохлой ПЛО.

    Однако идея создания универсального корабля не умерла. В 2008 г. в состав российского флота вошл корвет Стерегущий (проект 20380, водоизмещение 1900 т) , который можно считать первым российским по-настоящему универсальным кораблм. Уже заложен фрегат Адмирал Горшков (проект 22350, 4500 т) , разрабатывается универсальный эсминец проекта 21956.

    В общем, мы постепенно переходим на западную классификацию. Во многом это связано также и с перспективами постройки кораблей на экспорт. И вс же, думаю, наши корветы/фрегаты/эсминцы не полностью впишутся в западную классификацию, поскольку будут обладать более сильным противокорабельным вооружением. В первую очередь это относится к сверхзвуковым противокорабельным ракетам, которых на западе вообще не выпускают.

    P.S. Про корветы, фрегаты и сторожевики вроде вс сказал. Небольшое уточнение по крейсерам, поскольку они фигурируют в вопросе.

    В настоящее время крейсер как класс кораблей умер. На западе в 197080-е годы, когда крейсера были многочисленны, ракетным крейсером называли эскортный корабль водоизмещением более 7 000 т. В общем, то, что раньше на западе называли крейсером, сейчас называют эсминцем. Соответственно, тогдашние эсминцы это нынешние фрегаты, а тогдашние фрегаты нынешние корветы. Такая забавная сдвижка в классификации произошла в 1980-х гг. Сейчас в США есть корабли, которые формально классифицируются как крейсера (корабли типа Тикондерога) , но фактически они ничем не отличаются от эсминцев.

ФРЕГАТЫ ПРОЕКТА 22350

29 октября 2010 года на воду был спущен головной фрегат нового проекта 22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" - первый российский крупный боевой корабль, спроектированный, заложенный и спущенный на воду после распада СССР.

Вот и Россия втянулась в гонку современных военно-морских вооружений, вслед за подводными лодками проектов 955, 885 и 667 различных классов начали появляться надводные корабли. Кораблестроительная программа ВМФ России постепенно начинает раскручиваться - в постройке и в планах находится уже достаточно большое число кораблей и лодок для того, чтобы представить себе облик российского флота через 10-20 лет. Давно российский флот не пополнялся новыми надводными кораблями основных классов, в том числе спроектированных и построенных в XXI веке. В дополнении к корвету класса «Стерегущий» проекта 20380 ВМФ России вскоре, в 2011 году, усилится первым фрегатом «Адмирал Горшков» проекта 22350 российской постройки.

корвет “ Стерегущий “

После 15-летнего перерыва он стал первым российским кораблем дальней морской зоны. До этого корабли подобного назначения и класса стоились еще в Советском Союзе или уже в «новое» российское время, но только для инозаказчика (проект 11356 для ВМС Индии).
Здесь важным является то, что это многоцелевой надводный корабль. Разместить все необходимое для таких кораблей вооружение на корвете проекта 20380 просто не удалось. Еще в советское время предпринимались неоднократные попытки создать многоцелевой надводный корабль, способный решать такие боевые задачи как противовоздушная оборонная, борьба с подводными лодками и надводными кораблями потенциального противника. Еще во второй половине 1960-х годов Северным ПКБ был выполнен проект 61К многоцелевого корабля (проекты 61А и 61бис - так же варианты на эту тему), позже этим же бюро выполнялись проекты 11560 и 11990 «Анчар» (водоизмещение до 12000 т, ЗРК «Ураган», РК «Оникс», ПЛРК «Водопад») многоцелевых кораблей класса эсминец-крейсер. По окончании серии проекта 956 намечается строительство эсминца проекта 11000 с газотурбинной установкой, практически в том же корпусе, с ЗРК типа «Ураган», ПКР «Оникс», КР «Калибр», ПЛРК, вертолетом. Но все они так и остались не воплощенными в металл проектами.
Из построенных, пожалуй, БПК «Адмирал Чабаненко» проекта 11551 можно назвать многоцелевым - универсальным кораблем, на нем есть мощные средства обнаружения и борьбы с подводными лодками (ПЛРК, вертолеты), ударный ракетный комплекс «Москит», только средства ПВО (ЗРК «Кинжал») оказались не достаточными для коллективной обороны соединения кораблей, прикрытия десантных отрядов и морских конвоев от воздушных налетов.

БПК “ Адмирал Чебаненко “

Но цены вопроса оказалась такой, что все вооружение удалось разместить на корабле водоизмещением в 9000 т, построен один корабль, да и появился он на закате былой мощи ВМФ России, а должен был продолжить серию БПК типа «Удалой» проекта 1155.
Есть еще один такой пример создания многоцелевого корабля, это ракетный крейсер проекта 11442 «Фрунзе», здесь намного лучше решен вопрос коллективной противовоздушной обороны - ЗРК С-300Ф с дальностью стрельбы до 100 км. Однако водоизмещение корабля составило уже 24000 т, фактически «ракетный линкор» - главный калибр КР «Гранит» большой дальности. И понятно, что таких кораблей много не построишь, вместе с головным «Кировым» проекта 1144 было построено четыре крейсера.

АРКР “ Адмирал Нахимов “

Однако технический прогресс принес свои плоды, происходит унификация ракетного оружия по системам управления и старта, резко повышается скорострельность систем, их точность попадания, и как результат эффективность. В начале XXI века в России появились перспективные ракетные системы типа “Калибр-НКЭ» с противокорабельными ракетами 3М54Э, противолодочными ракетами 92РЭ и крылатыми ракетами 3М14Э для стрельбы по береговым целям, и типа «Яхонт» со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами, к тому же были созданы универсальные пусковые установки для их запуска и единые корабельные системы управления этими ракетными системами.
К тому же сейчас уже есть ЗРК типа «Риф-М» и «Штиль» с очень эффективными ЗУР (9М96 и 3М317МЭ соответственно) средней дальности и скорострельными пусковыми установками вертикального старта. Все это позволило создать фрегат проекта 22350 с водоизмещением всего в 4500 т. Сейчас многоцелевыми фрегатами и эсминцами в мире ни кого уже не удивишь, в США созданы крейсера «Арли Барк», в Англии ЭМ тип 45, в других странах НАТО многоцелевые фрегаты и т.д.
В тоже время, как известно специалистам, все современные фрегаты и эсминцы НАТО оснащаются европейским вариантом ЗРК «Иджис» - типа NAAWS c УВП Mk41 для ЗУР «Стандарт» и ESSM, или ЗРК PAAMS c ЗУР «Астер» тоже с вертикальным стартом, что в совокупности с новейшими системами управления комплексов и ракет позволяет значительно расширить возможности самих ЗРК.

Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" в доке перед спуском

Фрегат (большой сторожевой корабль) проекта 22350 разработан Северным проектно-конструкторским бюро (Генеральный директор В.И. Спиридопуло, Генеральный конструктор В.Е. Юхнин, Главный конструктор проекта - П.М. Шрайко), Главный наблюдающий ВМФ - А.В. Юхнин.

Так будет выглядеть фрегат после постройки

1 февраля 2006 года для Военно-Морского флота России на Судостроительном заводе «Северная верфь» (Генеральный директор А.С.Бузаков) состоялась закладка головного фрегата «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» по проекту 22350 (Главный строитель - А.В.Ушаков).
Фрегат проекта 22350 предназначен для ведения боевых действий в дальней и ближней морской зонах, а также для участия в решении задач в океанской зоне. Водоизмещение корабля составляет ок. 4500 т, длина наибольшая - около 130 м, ширина наибольшая - более 16м. Дальность плавания - более 4000 миль, мореходность без ограничений. На корабле кроме артиллерийского и ракетного вооружения обеспечивается базирование вертолета.


Спуск фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков"

В конструкции корабля «высокий процент новизны» - не менее 30% новых технологий и разработок. В частности, часть элементов корпуса и надстройки будет выполнена по технологии невидимости «стелс». Корабль настолько секретный, что даже его внешний вид известен только конструкторам и судостроителям.

у

универсальный карабельный комплекс УКСК

Спущенный на воду фрегат проекта 22350 будет нести комплекс вооружения, состоящий из противокорабельных крылатых ракет, 130-миллиметровой артиллерийской установки, противолодочного ракетного комплекса и зенитного ракетного комплекса средней дальности. Основным ударным комплексом будет являться новый универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14У1 (УКСК). Применение УКСК делает боевой корабль многоцелевым, а его боевое назначение можно будет изменять на базе путем простой замены боезапаса, на другой тип ракет. Новый зенитный ракетный комплекс типа «Риф-М» (иногда в прессе именуется как «Полимент-Редут»), будет максимально унифицирован с разрабатываемым сейчас мобильным сухопутным комплексом «Витязь». На корабле установлена новая РЛС с четырьмя антенными фазированными решетками.
Как отмечалось ранее, для малых сторожевых кораблей класса «корвет» с водоизмещением от 1000 до 3000 т МНИИРЭ «Альтаир» создается перспективная малогабаритная система, построенную на базе сокращенной комплектации ЗРК «Риф-М» с использованием только зенитных ракет типа 9М96Е с активной головкой самонаведения и бортовой инерциальной системой наведения, которые обладают высокими динамическими характеристиками, необходимыми для перехвата современных целей, и высокой вероятностью поражения воздушных целей.

В настоящее время на корабле установлено основное механическое оборудование и системы, обеспечивающие безопасный спуск на воду и достройку на плаву. В том числе дизель-газотурбинная установка, редукторные агрегаты, гребные валы и винты, механизмы, обеспечивающие электроэнергетику. Техническая готовность корабля составляет 40 проц.
Достройка заказа будет вестись на плаву. На ходовые испытания головной фрегат проекта 22350 должен выйти осенью 2011 года, а сдача флоту согласно контракта должна произойти до конца 2011 года.
ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" 26 ноября 2009 г. заложило первый серийный фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Касатонов" (зав. № 922) для ВМФ России. По словам генерального директора "Северной верфи" Андрея Фомичева, "это будет многоцелевой корабль дальней морской зоны". Фомичев также отметил, что спуск на воду фрегата запланирован в 2011 г., сдача - в 2012 г.
Ожидается, что головной корабль "Адмирал флота Советского Союза Горшков" будет принят в состав Балтийского флота, а всего ВМФ России заинтересован в приобретении по разным оценкам от 10 до 30 кораблей этого проекта, которые должны стать основным типом корабля океанской зоны.
Однако уже после начала строительства новых фрегатов стало ясно, что обновление флота за счет этих сложных и дорогостоящих кораблей рискует затянуться, в результате чего было принято решение ускорить процесс, заложив параллельно с новыми фрегатами серию кораблей проекта 11356, уже освоенных отечественной промышленностью на экспортных заказах для Индии.
Фактически одновременно со спуском фрегата проекта 22350 на выставке "Евронаваль-2010" ОСК был представлен экспортный вариант новейшего российского фрегата проекта 22356. Спроектированный в Северном ПКБ многоцелевой корабль проекта 22356 предназначен для решения широкого круга задач в океанской зоне.

Фрегат проекта 22356 с ЗРК «Штиль-1» на «Евронаваль-2010»

Водоизмещение фрегата составляет 4550 тонн, длина 135,0 м, ширина 16,4 м, осадка 4,4 м. Комбинированная дизель-электрическая главная энергетическая установка обеспечивает кораблю скорость полного хода 29,5 узлов, дальность плавания экономической скоростью составляет 4500 миль, автономность - 30 суток.
Главное ударное вооружение фрегата составляет интегрированная ракетная система "Калибр-НКЭ" и комплекс с ПКР "Яхонт" (до 16 ракет 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1, 3М-14ТЭ или "Яхонт").
Оборону корабля от воздушного противника будут обеспечивать комплексы ПВО "Риф-М" (32 ракеты) или "Штиль-1" (36 ракет). Артиллерийское вооружение представлено одной 130-мм артиллерийской установкой, двумя 30-мм стрельбовыми модулями комплекса ПВО ближнего рубежа, а также двумя крупнокалиберными пулеметами на тумбовых установках.

Зенитная ракета 9М317МЭ

Для ракет 9М317МЭ в екатеринбургском НПП «Старт» создана модульная пусковая установка 3С90Э.1, которая состоит из трех пусковых модулей (каждый на 12 ЗУР в транспортно-пусковых контейнерах).

Несмотря на то, что говорить о крупных кораблях ВМФ России сегодня говорить наверно преждевременно, следует отметить, что на базе ЗРК «Риф-М», который стал более совершенной модификацией комплекса С-300Ф (корабельный вариант «сухопутного» С-300П), МНИИРЭ «Альтаир» разрабатывает интегрированную систему зенитных огневых средств, предназначенную для установки на кораблях классов «крейсер» и «эсминец». Этот комплекс предназначен для обороны ордера кораблей и их соединений от одновременного налета современных и перспективных средств воздушного нападения. Он обеспечивает одновременное обстрел до 6-8 целей и наведение на них 12-16 ЗУР на дальность до 120 км.


Борьбу с подводным противником обеспечивают до 8 ракет ПЛО 91РТЭ2 (за счет уменьшения боезапаса ударных ракет комплекса "Калибр-НКЭ"), а также малогабаритный торпедный противолодочный комплекс "Пакет-Э/НК".


Фрегат проекта 22356 с ЗРК «Риф-М»

Радиотехническое вооружение представлено РЛС обнаружения воздушных и надводных целей "Фрегат-М2ЭМ", освещения дальней надводной обстановки "Минерал-МЭ", гидроакустическим комплексом ""Заря-МЭ-03", ГАС "Виньетка-ЭМ", оптико-электронным комплексом освещения обстановки МТК-201МЭ. Комплексную работу всех боевых и радиоэлектронных средств корабля обеспечивает БИУС "Сигма-Э22356".


Оптико-электронный комплекс освещения обстановки МТК-201МЭ

Средства радиоэлектронной разведки и подавления представлены комплексами РЭП ТК-25Э и выстреливаемых помех КТ-308-05. На корабле обеспечивается постоянное базирование одного вертолета типа Ка-28.
Вслед за фрегатами должна прийти очередь кораблей первого ранга. Уже известно, что в России завершаются работы по созданию проекта эсминца нового поколения. Этот корабль, водоизмещением около 10.000 тонн также предполагается оснащать едиными для всего надводного флота универсальными пусковыми установками, стандартной боевой информационно-управляющей системой и прочим стандартизированным оборудованием. Это трио - корвет, фрегат, эсминец нового поколения должны составить основу мощи надводного флота в ближайшие 20-30 лет.

Предложение по экспортному эсминцу проекта 21956

На Судостроительном заводе "Северная верфь" в Санкт-Петербурге 1 февраля 2012 г. состоялась торжественная церемония закладки нового фрегата "Адмирал Головко" (типа "Адмирал Горшков") проекта 22350 и первого головного корвета "Гремящий" проекта 20385 для Военно-Морского Флота России. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил официальный представитель ВМФ.
"Уникальность события в том, что в один день закладывается сразу два боевых надводных корабля", - подчеркнул он.
Как отметил представитель флота, для Военно-Морского Флота предусматривается строительство и прием в боевой состав серии надводных кораблей класса "фрегат" и кораблей класса "корвет". "Это позволит эффективно выполнять задачи в дальней и ближней морских зонах", - сказал он.
Строительство таких фрегатов предусмотрено программой вооружения на 2011-2020 годы. За данный период предполагается передать заказчику 10 кораблей.
Основным оружием корабля проекта 22350 будет ракетный комплекс "Калибр" с универсальной 16-контейнерной вертикальной пусковой установкой (УВПУ) 3С-14 с возможностью размещения крылатых ракет морского базирования, противокорабельных ракет и противолодочных управляемых ракет. ПВО корабля будет обеспечиваться ЗРК "Полимент-Редут" и зенитным ракетно- артиллерийским комплексом "Кортик". ЗРК "Полимент-Редут" имеет одну 32-зарядную вертикальную пусковую установку, а ЗРАК "Кортик" состоит из двух боевых модулей (2х4 ПУ ЗУР с боекомплектом из 32 ракет и 2х6 30-мм автоматических пушки). Артиллерия корабля предсставлена одной автоматической пушкой А-192. Также на корабле будет располагаться палубный вертолет Ка-27. (ИТАР-ТАСС)
Фрегат проекта 22350 "Адмирал Касатонов" будет передан Военно-морскому флоту России в 2014 году, головной корабль этого проекта "Адмирал Горшков" - в 2012, сообщил в среду в Санкт-Петербурге главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий.
"Адмирал Касатонов" - это корабль 2014 года. Надеемся, что головной корабль "Адмирал Горшков" будет передан флоту уже в этом году", - отметил главком.
По его словам, однозначно можно утверждать, что в этом году корабль выйдет на государственные испытания. Он подчеркнул, что в настоящее время есть определенные проблемы, связанные с принятием на вооружение этого корабля.
"Однако они не носят системный характер, поэтому надеемся, что в 2012 году корабль будет принят на вооружение", - сказал Высоцкий.
Он подчеркнул, что планирует передачу первых трех фрегатов этого типа на Северный флот, так как они являются кораблями дальней морской зоны. "Однако это мое личное мнение, окончательное решение о направлении кораблей на флот будет приниматься позднее", - сказал главком.
Он также сообщил, что в настоящее время ведутся большие работы по проектированию перспективного эсминца. По словам главкома, водоизмещение этого корабля будет в два раза превышать водоизмещение ныне существующих крейсеров ВМС США. У него будет совсем другая энергетическая установка, сказал Высоцкий.
Ранее он сообщал, что корабли типа эсминец могут оснащаться атомной энергетической установкой. Главком отметил, что корабли такого типа - это очень сложные проекты, требующие больших работ в конструкторских бюро и в будущем больших финансовых вложений. "Это перспектива, над которой мы работаем сейчас", - сказал он.

Первый крупный корабль ВМФ из углепластика выйдет на ходовые испытания в Баренцево море не позднее конца ноября, это фрегат "Адмирал Горшков", головной корабль проекта 22350, источник в главкомате ВМФ сообщил "Известиям", что по окончании испытаний корабль войдет в 14-ю бригаду противолодочных кораблей Северного флота, фрегат создан по технологии "стелс": вся внешняя надстройка состоит из композитных материалов, которые поглощают или частично проводят через себя радиоволны, и это обеспечивает невидимость от радаров.
Мнения по кораблю разделились. Флотские офицеры говорят, что углепластик неприменим из-за слабости по сравнению с корабельной сталью, и сомневаются, что надстройка не разрушится в климатических условиях Севера, где сильные ветра, низкие температуры и частые штормы. Кроме того, при запусках противокорабельных и зенитных ракет надстройка подвергается сильному тепловому воздействию.
На "Северной верфи" считают наоборот, что углепластик превосходит сталь по физическим параметрам. Там пояснили "Известиям", что проводившиеся испытания надстройки и ее отдельных элементов показали высокую прочность и устойчивость к температурным воздействиям.
"Горшков" первым получил не только надстройку "стелс", но и новейшую дизель-газотурбинную двигательную установку. Она экономична, обеспечивает лучшие разгонные характеристики. Еще фрегат имеет много современной элетроники, которой нет на действующих кораблях. В этом его сила и одновременно слабость, так как нет подготовленных специалистов. Представитель главкомата ВМФ и ряд офицеров Северного флота говорят, что сформировать экипаж без длительной подготовки на суше невозможно.

Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков», который достраивается в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе «Северная верфь», перед заводскими ходовыми испытаниями оснастят новейшим комплексом ПВО «Полимент-Рудут», сообщил «Интерфаксу» представитель ВМФ.
«Первый выход «Адмирала Горшкова» на заводские ходовые испытания запланирован в начале октября. В акватории Финского залива фрегат испытает главную энергетическую установку, навигационное оборудование и комплекс связи. Затем корабль перейдет в Балтийск. В Баренцевом море «Горшков» отработает пуски из своих противокорабельных, противолодочных и противовоздушных комплексов», - сказал собеседник агентства.
По словам представителя ВМФ, перед ходовыми испытаниями на корабле должны установить ячейки вертикального запуска ЗРК «Полимент-Редут» с 128-ю зенитными ракетами 9М96Е.
Представитель ВМФ напомнил, что корабль заселен экипажем в апреле, швартовые испытания корабля начались в мае, а государственные испытания должны состояться до конца декабря. Кроме того, «Адмирал Горшков» 3 июля будет представлен на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге.
Многоцелевой фрегат проекта 22350 предназначен для ведения боевых действий в дальней и ближней морской зонах, а также для участия в решении задач в океанской зоне. Водоизмещение корабля составляет около 4500 т, длина наибольшая - около 130 м, ширина наибольшая - более 16м. Дальность плавания - более 4000 миль, мореходность - без ограничений. Корабли проекта вооружены 16 ракетами противокорабельным комплексом «Оникс» семейства «Калибр-НКЭ». На фрегатах проекта будут установлены 4 модуля ЗРК «Полимент-Редут» по 8 ячеек в каждом (всего 32 ячейки).
Фрегат разработан в Северном проектно-конструкторском бюро. Его стоимость составляет до 400 миллионов долларов
В соответствии с заключенными контрактами «Северная верфь» должна до 2020 года построить и передать ВМФ 6 фрегатов проекта 22350.
Военно-промышленный курьер
Зенитный ракетный комплекс-РЕДУТ» («РЕДУТ»)


Современные боевые корабли ВМФ России пока оснащаются украинскими силовыми установками производства государственного предприятия Научно-производственный комплекс газотурбостроения (ГП НПКГ) "ЗОРЯ"-"МАШПРОЕКТ", которое находится в Николаеве. Как сообщил корр.АРМС-ТАСС на "Дне инноваций министерства обороны России" заместитель начальника управления маркетинга "ЗОРЯ"- МАШПРОЕКТ" Анатолий Сташок, предприятие выполняет серию контрактов по поставкам главных энергетических установок (ГЭУ) для новейших российских фрегатов типа "Адмирал Горшков" (проект 22350) и фрегатов проекта 11356.
Изготовлены и поставлены на судостроительный завод "Северная верфь" через российскую компанию "Турборус", две установки М56 мощностью 60 тысяч л.с. для новых российских фрегатов проекта 22350 "Адмирал Горшков" и "Адмирал Касатонов". Завершается изготовление установки для третьего фрегата этого проекта "Адмирал Головко".
Что касается силовой установки для фрегатов проекта 22350, то она производится совместно Украиной и Россией, поскольку российские предприятия находятся на этапе освоения ее производства. "ЗОРЯ"- "МАШПРОЕКТ" производит, в частности, только газогенератор и редуктор этой установки, тогда как российские предприятия изготавливают турбину и систему автоматического управления.
Как сообщили в НПО "Сатурн", в перспективе новые корабли ВМФ РФ и Погранслужбы ФСБ предполагается оснащать энергетическими установками нового поколения только отечественного производства разработки рыбинских двигателестроителей.

14 НОЯБРЯ 2013 ГОДА НА СЕВЕРНАЯ ВЕРФИ ЗАЛОЖАТ НОВЫЙ ФРЕГАТ И ПЕРВЫЙ СЕРИЙНЫЙ РАЗВЕДЧИК
14 ноября 2013 года в день празднования 101-й годовщины со дня создания ОАО СЗ «Северная верфь» на предприятии состоится закладка двух кораблей: 3-го серийного фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Исаков» и первого серийного среднего разведывательного корабля проекта 18280 «Иван Хурс» для Военно-Морского флота России.
В настоящее время головной корабль проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (проектант судна — ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро») проходит швартовные испытания, а первый и второй серийные фрегаты этого проекта «Адмирал флота Касатонов» и «Адмирал флота Головко» строятся по графику на стапелях завода. У ОАО «Северная верфь» с Минобороны заключен контракт на строительство 6 фрегатов этой серии. В целом же в течение ближайших 15-20 лет потребность российского ВМФ в кораблях этого типа составит до 20 единиц.
Корабль назван в честь адмирала флота Советского Союза Ивана Степановича Исакова (22.08.1894 — 11.10.1967), занимавшего высшие командные должности в Главкомате ВМФ СССР и внесшего выдающийся вклад в строительство и развитие военно-морского флота страны.

Средний разведывательный корабль «Иван Хурс» (проектант судна — ОАО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг») — первый серийный корабль этого проекта для военно-морского флота России, который будет значительно превосходить аналогичные корабли предыдущих поколений по своим тактико-техническим характеристикам.

“ Иван Хурст “

Головное судно связи «Юрий Иванов» было спущено на воду на ОАО «Северная верфь» 30 сентября 2013 года.

спуск “ Юрия Иванова “

Разведывательные корабли проекта 18280 обладают высокими мореходными качествами, высоким уровнем автоматизации и интеграции систем. Эти корабли способны решать самый широкий спектр поставленных командованием задач. По сравнению со своими предшественниками, у судов связи проекта 18280 значительно улучшены экономичность и эксплуатационные характеристики корабельной энергетики, внедрена широкая автоматизация процессов управления системами связи и радионаблюдения, техническими средствами корабля.
Судно связи названо в честь вице-адмирала Ивана Кузьмича Хурса (29.09.1922 — 28.12.2002), внесшего выдающийся вклад в создание и развитие постоянно действующей разведки ВМФ.