Освоение шельфа восточной арктики начинается с хара-тумуса. Роснефть предвкушает «большую нефть» в Арктике

Россия делает новый шаг на пути к лидерству на арктическом шельфе. Роснефть приступила к бурению самой северной скважины в данном регионе добычи. И хотя западный санкционный режим осложняет проект, специалисты уверены, что если не эта, то последующие скважины позволят открыть новые, крайне важные для России нефтяные месторождения.

Роснефть приступила к бурению на Хатанге самой северной разведочной скважины на российском шельфе моря Лаптевых. «Впервые в истории бурение будет проводиться на континентальном шельфе Восточной Арктики», – рассказал сквозь метель глава Роснефти Игорь Сечин в ходе телемоста с президентом Владимиром Путиным.

«Бурение на Хатанге – это важный знак того, что Россия занимается серьезной геологоразведкой арктического шельфа»

По словам Сечина, Роснефть провела подготовку к бурению в рекордно короткие сроки. Была проведена геологоразведка и сейсморазведочные работы. Как результат было выявлено в четыре раза больше перспективных структур, чем предполагалось ранее: 114 против 28. «Рассчитываем, что бурение на Хатангском участке будет не менее успешным, чем в Карском море в 2014 году», – заявил глава Роснефти.

Тогда в Карском море первая же поисковая скважина привела к обнаружению , которое назвали «Победа». В море Лаптевых Сечин надеется повторить успех.

Бурение на шельфе моря Лаптевых будет проводиться с берега, что позволит значительно снизить затраты на строительство скважины. Ее проектная глубина составит до 5 тыс. метров с последующей боковой горизонтальной зарезкой. Такая технология позволяет значительно сэкономить и обеспечить высокий экологический стандарт, уверяет глава Роснефти.

По данным «Интерфакса », прогнозные извлекаемые ресурсы Хатангского участка составляют 58,6 млн тонн по нефти (плюс конденсат) и 116,5 млрд кубометров газа. Хотя ранее назывались более высокие оценки (96,4 млн тонн и 228,2 млрд кубометров).

Роснефть получила Хатангский участок или «медвежий угол» в декабре 2015 года. Хотя изначально он был обещан Лукойлу, но последний тоже не остался не у дел. Лукойл владеет лицензией на сухопутной части Восточно-Таймырского участка. И в ближайшее время Лукойл также обещает начать бурение на Хатанге.

В целом Роснефть будет главным игроком на арктическом шельфе, у нее наибольшее количество соответствующих лицензий в пределах морских акваторий – 53. Еще 41 лицензия у Газпрома, 14 – у Лукойла и 7 – у Новатэка (всего 138 лицензий на добычу углеводородов на конец февраля 2017 года).

В последние пять лет Роснефть вложила 100 млрд рублей в разработку арктического шельфа, но в следующие пять лет (2017–2021 гг.) намерена увеличить инвестиции в 2,5 раза до 250 млрд рублей. По оценкам специалистов, предполагаемые запасы углеводородов в российской Арктике в целом оцениваются в 100 млрд тонн нефтяного эквивалента. Разведанные запасы нефти на арктическом шельфе России составляют 585 млн т, газа – 10,4 трлн кубометров (по категории ABC1+C2).

«Шансы на успех бурения весьма велики. Учитывая спецификацию скважины «Центрально-Ольгинская-1», месторождение может быть обнаружено быстро, хотя вопрос его размеров пока открыт», – говорит Артем Деев из Amarkets.

Если бы Роснефть не была уверена, что ее ждут крупные месторождения, то не вкладывала бы такие средства в разведку, считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. По всем признакам шельф действительно скрывает внушительные запасы. Однако не стоит забывать и о неудачах: например, Shell потратила 7 млрд долларов на разведку в Арктике и была крайне разочарована результатами.

Однако найденное на шельфе Карского моря месторождение «Победа» доказало и Роснефти, и всему миру перспективность российского арктического шельфа. Из-за санкций, например, ExxonMobil пришлось заморозить совместный проект с Роснефтью в Карском море. Это лишило Россию ряда ценных технологий, наработка которых отнимет лишнее время и деньги. Проводить геологоразведку Россия может и сама, а вот промышленное бурение на шельфе – это особые технологии, которые пока недоступны российской промышленности в полной мере.

«Частично Роснефть смогла решить этот вопрос, но, видимо, доступа ко всему спектру технологий все еще нет. В будущем это может осложнить процесс разработки и добычи или сделать его менее эффективным», – не исключает Деев.

Как бы то ни было, но начало бурения – это сам по себе важный шаг в освоении огромного объема нефтегазовых ресурсов на арктическом шельфе. «Это прямой сигнал крупным нефтегазовым компаниям, таким как Exxon, которые с введением санкций потеряли доступ к очень интересным проектам», – говорит Деев. Этот проект важен в целом для развития Арктики, он может серьезно изменить общемировой и российский ресурсный баланс и, наконец, оказать влияние на российский ВВП в будущем. Потому что российская экономика традиционно привязана к ситуации в нефтегазовой сфере.

Тем более что промышленная добыча на шельфе – это дело не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Сегодня идет процесс подготовки, задел на будущее, без которого невозможно будет через пять-десять лет начать добывать нефть и газ на арктическом шельфе. А к тому времени либо санкции снимут, либо Россия найдет собственные технологии промышленной добычи в таких условиях.

«Если учесть способности и мощности Роснефти, то обойти санкционные запреты вполне реально. Понадобится время и финансы, чтобы разработать адекватное отечественное оборудование для работы на шельфе», – считает Андриевский.

Все это дает шанс России стать лидером в освоении арктического шельфа, тем более что США и Канада запретили бурение в Атлантическом и Северном Ледовитом океане. «Западный мир движется к другим моделям энергопотребления, и труднодобываемые углеводороды в эту модель не входят. Россия в перспективе может разработать уникальные технологии и начать успешную коммерческую добычу арктических месторождений», – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров.

На днях "Роснефть" объявила о результатах бурения первой скважины на шельфе Восточной Арктики, подтвердивших открытие нового перспективного месторождения нефти.

Владимир Путин провел рабочую встречу с председателем правления компании "Роснефть" Игорем Сечиным. Сечин рассказал главе государства о планах по новой стратегии "Роснефти", а также об открытии нового месторождения на шельфе Хатангского залива моря Лаптевых. Фото: Алексей Никольский/ Пресс-служба президента РФ/ ТАСС

Скважина "Центрально-Ольгинская-1", которая входит в состав Хатангского лицензионного участка, расположенного в Хатангском заливе моря Лаптевых на севере Красноярского края, - это "первая ласточка". Эксперты уверены, что весь Арктический шельф, где "Роснефти" принадлежит 28 лицензионных участков, - настоящая золотая жила. По предварительным расчетам, к 2050 году шельф будет обеспечивать от 20 до 30% всей российской нефтедобычи.

Взятые пробы подтверждают ранее разработанную специалистами "Роснефти" геологическую модель, а полученные результаты делают компанию первооткрывателем месторождений в Восточной Арктике. Троекратный отбор керна с глубин 2305-2363 м, который был осуществлен при бурении скважины "Центрально-Ольгинская-1" с берега полуострова Хара-Тумус на шельфе Хатангского залива моря Лаптевых, показал высокое насыщение нефтью с преобладанием легких маслянистых фракций, сообщают представители "Роснефти".

По расчетам, к 2050 году Арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30 процентов всей российской нефтедобычи

О столь значимом открытии глава "Роснефти" Игорь Сечин доложил президенту России Владимиру Путину: "Вы дали команду на начало работы на Хатангском лицензионном участке, мы получили первые результаты этой работы", - сказал Игорь Сечин. И представил Путину образец поднятого керна - образца горной породы.

"Это уникальный керн для наших месторождений, - отметил глава "Роснефти". - По высокой насыщенности углеводородом, который содержится в нем, а также по высоте продуктивного пласта". По итогам предварительного анализа "мы стоим на пороге открытия очень серьезного месторождения", сообщил Сечин.

Породу, по его словам, достали с глубины 2300 метров. Задача компании - продолжить исследования до 5000 метров, чтобы исследовать нижнепермские залежи. "И сегодня наши геологи говорят, что это будут уникальные месторождения", - сообщил президенту глава "Роснефти". "Это очень серьезная работа, - продолжил Сечин. - Мы доложим Вам о новых результатах, которые будут появляться".

Сейчас разработка ведется на так называемом Хатангском прогибе - одной из самых перспективных нефте- и газоносных областей Восточной Арктики. "Западная часть моря Лаптевых, где "Роснефтью" открыто новое месторождение, - это уникальный по своему потенциалу нефтегазоносный бассейн, - считает директор Института нефтегазовой геологии и литологии, член комиссии по разработке нефтяных и газовых месторождений России Александр Лобусев. - Толщина осадочного чехла там превышает 15 километров. Перспективы - колоссальные".

Эксперты говорят, что Хатангское месторождение может оказаться крупнейшим на шельфе. Кроме того, благодаря провеенному горизонтальному бурению впоследствии можно будет сделать несколько ответвлений и разрабатывать гораздо большую площадь, чем при традиционном вертикальном бурении.

"В море Лаптевых могут быть нефтяные месторождения, в том числе крупные, - считает заведующий кафедрой динамической геологии геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Короновский. - И, по-видимому, скважина "Роснефти" действительно вошла в слои, которые могут быть перспективными. Причем не только в этом месте - там и вокруг может быть много месторождений".

Это же подтверждают и собственные исследования "Роснефти", которая с 2014 года провела в море Лаптевых масштабные геологоразведочные работы.

Благодаря им удалось выявить больше ста нефтегазоносных перспективных структур. По предварительным оценкам, общий ресурсный потенциал моря Лаптевых составляет до 9,5 миллиарда тонн в нефтяном эквиваленте. При современном уровне потребления РФ этого объема хватило бы на 70 лет.

"В море Лаптевых подходит хребет Гаккеля, который рассекает Северный Ледовитый океан, и там есть так называемые рихтовые зоны, то есть глубокие прогибы, ограниченные разломами, - объясняет Николай Короновский. - Геологически они молодые - этим отложениям 60-70 миллионов лет. В них и находятся залежи нефти и газа. Словом, это большое открытие, и оно, безусловно, расширяет наши, российские, перспективы".

"Компания "Роснефть" сделала важнейшее открытие, и оно может стать началом освоения арктической части Восточной Сибири, - уверен Александр Лобусев. - Поздравляю "Роснефть", да и не только ее - страну в целом".

Лицензия на разработку Хатангского участка была получена "Роснефтью" в ноябре 2015 года. В кратчайшие сроки, продиктованные жесткими климатическими ограничениями, была проведена мобилизация и подготовка бурового оборудования.

"Сама процедура бурения скважины "Центрально-Ольгинская-1" очень сложна, но мобилизация работ прошла в очень короткое время. И мы всячески поддерживаем и считаем очень важным проведение как эксплуатационного, так и поисково-разведочного бурения скважин с берега, поскольку бурение с платформ, во-первых, дороже, а во-вторых, несет гораздо больший риск для экосистемы Арктики, - говорит Василий Богоявленский, заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН, член-корреспондент РАН. - "Роснефть" - компания, которая уже неоднократно бурила наклонные скважины с берега; можно сказать, в России она является первопроходцем бурения таких скважин на шельфе (первая подобная скважина была пробурена на шельфе Сахалина). В данном же случае наклонная скважина тоже была пробурена с берега, что снизило экологические риски. Я с радостью присоединяюсь к поздравлению в адрес компании "Роснефти", сделанному министром природных ресурсов и экологии России Сергеем Донским: это действительно очень значимое событие - открыто первое месторождение на шельфе моря Лаптевых. Мы не сомневаемся, что за ним последуют другие открытия".

Президент России распорядился сегодня о начале бурения первой скважины на шельфе Восточной Арктики, что, безусловно, станет новым историческим этапом в освоении углеводородных месторождений РФ. В мировой нефтяной отрасли с российской Арктикой связывают огромные надежды.

Нефтяные пионеры

Масштабы Арктического региона РФ соответствуют масштабам самой большой страны мира. Площадь Арктического шельфа в границах, установленных международными соглашениями, составляет 4,1 миллиона квадратных километров. Для сравнения, общая площадь территории стран, входящих в , - 4,3 миллиона квадратных километров. После выхода Великобритании из ЕС, его площадь станет меньше площади Арктического шельфа России.

Арктический регион России по степени освоения делится на две части: западную и восточную. Они сопоставимы по площади, но Восточная Арктика все же больше. Граница между ними - Енисей и его продолжение в Северном Ледовитом океане.

Западный Арктический регион России освоен намного лучше, чем восточный. Если вдоль побережья Западной Арктики расположены такие города, как Мурманск, Архангельск, Салехард и другие, то в Восточной Арктике есть только Норильск. На восток от Таймыра до самой Чукотки на территории более 3 миллионов квадратных километров, включая острова и шельф, проживает около 2 тысяч человек. Восточная Арктика не освоена и безлюдна, как Антарктида. Здесь находится полюс холода Северного полушария Земли - Оймякон, и освоение этой части планеты по сложности сопоставимо с освоением Луны или Марса. Вам не хватает адреналина и нужна романтика пограничья? Тогда вам в Восточную Арктику! Убежден, что арктический проект может стать национальной идеей России, как когда-то для Великобритании такой идеей стало освоение Вест-Индии, а для США - экспансия пионеров на запад.

Суша Восточной Арктики постепенно осваивается. Добывают алмазы, понемногу восстанавливают и строят опорные базы Северного морского пути (СМП). В ближайшие годы именно СМП будет становым хребтом экономики Восточной Арктики. Но кораблям нужно топливо, а бункеровка судов - это самый выгодный бизнес в нефтяной промышленности. Только после обеспечения СМП и новых городов - баз промышленного производства и обслуживания СМП - из региона можно будет вывозить нефть и газ.

Для освоения Арктики России необходима научная, технологическая и производственная база. Эту базу создает » на базе верфей «Звезда» под Владивостоком и «Росляково» под Мурманском. Однако научно-производственная база - это только средство, а цель «Роснефти» - развитие нефтяного и газового бизнеса.

Лидер освоения шельфа

Из 4,1 миллионов квадратных километров Арктического шельфа России только 2 миллиона квадратных километров сейчас считаются перспективными с точки зрения добычи нефти и газа. На всю эту территорию выданы лицензии на поиск, разведку и разработку нефтегазовых месторождений. Лицензии на 78 процентов этой территории принадлежат «Роснефти».

За 2014-2016 годы методами сейсморазведки «Роснефть» изучила 0,8 миллионов квадратных километров Арктического шельфа. На шельфе Карского моря, в Западной Арктике было открыто новое нефтегазоконденсатное месторождение «Победа». Пришло время Восточной Арктики.

Первым «испытательным полигоном» в Восточной Арктике стало море Лаптевых. На начало сейсморазведочных работ «Роснефти» здесь было выявлено 28 перспективных в смысле нефти и газа структур. Сейчас их количество увеличилось до 114.

Хатангский полигон

Для бурения первой скважины на шельфе Восточной Арктики был выбран Хатангский лицензионный участок, перекрывающий акваторию Хатангского залива моря Лаптевых. Площадь участка - 18 709 квадратных километров, глубина моря - до 32 метров. Это идеальный «лягушатник» для испытания новых технологий и оборудования, предназначенного для разведки и освоения месторождений нефти и газа на Арктическом шельфе.

Промышленная нефтегазоносность района Хатангского залива давно доказана. Однако никаких геологоразведочных работ на нефть и газ на шельфе Хатангского залива никто еще не вел.

Лицензия на Хатангский участок была получена «Роснефтью» в конце 2015 года. В начале 2016-го на побережье Хатангского залива, на полуострове Хара-Тумус была создана круглогодичная научная база «Роснефти». Менее чем за полтора года «Роснефть» провела разведку Хатангского участка и выбрала Центрально-Ольгинскую перспективную структуру для бурения первой поисковой скважины.

В районе Хатангского залива никто не живет и нет никакой инфраструктуры. Поэтому в период навигации 2016 года, который продолжался немногим более двух месяцев, на место буровых работ было доставлено свыше восьми тысяч тонн грузов. Пришлось завозить абсолютно все, что требуется для жизни и работы в суровых условиях Восточной Арктики: модульный жилой комплекс, буровую установку, топливо, расходные материалы и многое другое. Все это привезли из Архангельска, за 3 600 километров отсюда.

Центрально-Ольгинская структура находится на шельфе Хатангского залива, но скважина Центрально-Ольгинская-1 будет заложена на суше, на берегу полуострова Хара-Тумус. Проектная глубина скважины - до 5000 метров с последующей боковой горизонтальной врезкой, которая пройдет под акваторией моря Лаптевых и вскроет отложения триаса Центрально-Ольгинской структуры, которые могут содержать нефть. По этой технологии «Роснефть», мировой лидер по ее применению, осваивает часть шельфовых месторождений Сахалина.

Освоение Хатангского участка на шельфе Восточной Арктики началось раньше с технически более простого освоения предшельфового Восточно-таймырского участка, лицензию на который получила в конце 2015 года частная . Однако ничего удивительного в этом нет: ведь «Лукойл», как известно, не настроен на реализацию стратегических национальных проектов, предпочитая вкладывать инвестиции в добычные активы за рубежом, а российские месторождения осваивает лишь формально, ставя их себе на баланс и повышая таким образом капитализацию.

В условиях падения цен на нефть все крупнейшие нефтяные компании мира свернули работы на шельфе. В этот сложный период «Роснефть» сохранила и расширила свою инвестиционную программу на шельфе Арктики, что утвердило Россию на позиции мирового лидера по освоению Арктического региона.

Стратегическая задача России на ближайшие годы - завершение обустройства Северного морского пути. Необходимо обеспечить топливом и энергией базы Севморпути и проходящие суда. Затем наступит этап разработки арктических месторождений для экспорта нефти, газа и нефтепродуктов.

Бурение первой скважины на шельфе Восточной Арктики - важный шаг в освоении огромного и пока не тронутого региона России. Возможно, это станет и шагом к осознанию освоения Арктики как национальной идеи России. Ведь это уже было: вспомним Главное управление Северного морского пути и его руководителей и Ивана Дмитриевича Папанина.

На самой северной скважине на российском арктическом шельфе был дан старт бурению. Причем его дал президент России Владимир Путин посредством телемоста с главой нефтяной компании «Роснефть» Игорем Сечиным , который находился на берегу Хатангского залива.

«Впервые в истории бурение будет проводиться на континентальном шельфе Восточной Арктики. Ресурсный потенциал только по морю Лаптевых, по оценке специалистов, составляет 9,5 млрд тонн нефтяного эквивалента — доложил глава “Роснефти” Президенту страны. — По результатам сейсморазведочных работ в море Лаптевых выявлено в четыре раза больше перспективных структур, чем предполагалось ранее: 114 против 28». В компании рассчитывают, что бурение на Хатангском участке будет не менее успешным, чем в Карском море в 2014 году, где была открыта новая Карская нефтегазоносная провинция, что стало тогда главным событием в мировой нефтегазовой отрасли. «Инвестиции в добычу углеводородов в Арктике, создание соответствующей инфраструктуры дадут колоссальный мультипликативный эффект как для развития арктического региона, так и Северного морского пути как важнейшей мировой транспортной артерии», — отметил Игорь Сечин.

Владимир Путин особо отметил важность освоения Арктики государственными компаниями: «У нас на арктическом шельфе в море находится огромное количество еще нераспечатанных запасов. И исходя из огромной ценности и важности этих запасов углеводородного сырья, именно компаниям с преимущественным участием государства разрешено осуществлять соответствующую работу. Эти преимущества компания “Роснефть”, безусловно, должна использовать самым наилучшим образом».

История места

Хатангский лицензионный участок расположен в хатангском заливе моря Лаптевых на севере Красноярского края. По площади данный участок занимает 18 709 км, глубина моря здесь 32 м.

«Центрально-Ольгинская-1» представляет собой первую скважину, которая будет пробурена под акваторией моря Лаптевых. Бурение ведется с берега полуострова Хара-Тумус. А это, как утверждают эксперты и представители компании, поможет сэкономить на строительстве скважины. По проекту глубина ее должна составить до 5000 метров. Бурение шельфовых скважин с суши — это современная российская технология, впервые примененная «Роснефтью» на Сахалине. Сейчас технологии, которыми обладает «Роснефть, позволяют бурить шельфовые скважины с суши с отходом от вертикали до 15 км. По словам Игоря Сечина, это позволяет экономить значительные средства и минимизировать экологические риски, что особо актуально в условиях Арктики. Работы по бурению проводит собственное сервисное подразделение компании «РН-Бурение».

Стоит учитывать тот факт, что бурение скважины проходит в тяжелых климатических условиях: здесь аномально низкие температуры, вечная мерзлота, отсутствуют дороги и прочая инфраструктура. Ведь даже ближайший населенный пункт от места бурения — село Хатанга — находится в 350 км.

Рядом с полуостровом отсутствуют морские порты, сам же период навигации длится не более 2 месяцев за год. Но за это время подготовка велась активно — за летнюю навигацию в 2016 году из морского порта Архангельск сюда было доставлено свыше 8000 тонн грузов. В том числе, буровая установка, оборудование и различные материалы, необходимые для бурения, горюче-смазочные материалы, спецтехника и даже модульный жилой комплекс.

Перед началом работ компания выполнила весь необходимый комплекс исследований — как геологических, так и геофизических, которые проходили в сложных условиях Арктики.

В рекордные сроки было выполнено бурение параметрической скважины, а также проведена аэрогравимагниторазведка в объеме 20 000 погонных км и сейсморазведка 2D в объеме 83 погонных км. Для реализации проекта будут использоваться и результаты работы первой круглогодичной научной базы компании в Арктическом регионе, которая была открыта в 2016 году в Хатангском заливе.

Освоение шельфа

«Роснефти» сейчас принадлежит 28 лицензионных участков на шельфе Арктики, суммарные ресурсы 34 млрд тонн нефтяного эквивалента.

«Роснефть» активно развивает шельфовые проекты. С 2012 года на освоение арктического шельфа было инвестировано около 100 млрд рублей. И темпов своей работы нефтяной гигант снижать не намерен — объемы инвестиций в ближайшие 5 лет вырастут до 250 млрд рублей. До 2021 года «Роснефть» планирует пробурить 4 поисково-разведочные скважины в Восточной Арктике на шельфе моря Лаптевых и 8 скважин на наиболее перспективных структурах Западной Арктики — в Карском и Баренцевом морях.

Эксперты уже оценили перспективность арктического шельфа — по их данным, он будет обеспечивать 20-30% всей российской нефтедобычи к 2050 году.

По некоторым оценкам, освоение шельфа сформирует от 300 до 400 тысяч высококвалифицированных мест в различных отраслях российской экономики. Это приведет к развитию инноваций и разработке высокотехнологичной продукции. Деятельность компании по освоению шельфа даст мощный импульс для развития всей экономики России, науки, судостроения, машиностроения, металлургии, электроники, авиастроения, развития инфраструктуры.

С целью освоения Арктического шельфа «Роснефть» ведет активную работу по созданию уникальной производственной базы морской техники. Одним из направлений работ по решению этой задачи станет создание на базе ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» промышленного и судостроительного кластера на Дальнем Востоке России, ядром которого будет новая верфь — судостроительной комплекс «Звезда» в городе Большой Камень. В сентябре 2016 года состоялась торжественная церемония запуска первой очереди судостроительного комплекса «Звезда». Основу первой очереди составляют блок корпусных производств и тяжелый достроечный стапель, работы на котором ведутся с опережением ранее утверждённого графика. Проект обладает существенным мультипликативным эффектом, стимулирует развитие смежных отраслей и является одним из ключевых драйверов развития региона. Как подчеркнул на церемонии Владимир Путин: «У нас есть все основания полагать, что новое предприятие по уровню производительности труда будет не только передовым, а по многим показателям будет лучше, чем основные наши конкуренты в мире».

Научная деятельность

В прошлом году «Роснефть» открыла первую круглогодичную научно-опорную базу в Арктическом регионе, которая расположилась в Хатангском заливе моря Лаптевых. Это позволит ученым решать задачи по проведению зимних исследовательских экспедиций в пределах лицензионных участков Компании в море Лаптевых. В течение остального времени года база будет использоваться как научный полигон для апробации новых арктических технологий и материалов, в частности технологий управления ледовой обстановкой. На базе ведется круглогодичный мониторинг метеорологических, актинометрических, гидрологических и ледовых условий Хатангского залива. В составе научного оборудования работает метеостанция — одна из восьми, установленных в регионе в рамках экспедиционных исследований НК «Роснефть». Стоит отметить, что компания по итогам проведенных комплексных экспедиций практически полностью восстановила систему метеонаблюдений в Арктике.

«Роснефть» уже организовала в Арктике 12 научно-исследовательских экспедиций. За это время удалось накопить огромный пласт уникальных научных данных, представляющих особую ценность для всей мировой науки. Столь основательный научный фундамент «Роснефть» готовит для ведения экологически безопасной дальнейшей хозяйственной деятельности на лицензионных участках арктического шельфа.

Компания подходит к вопросу экологической безопасности системно и нацелена, прежде всего, на предотвращение нештатных ситуаций. В компании разработан комплекс мер, направленных на предупреждение экологических угроз в Арктике. НК «Роснефть» совместно с компанией Иннопрактика реализовала проект по созданию микробного препарата для северных морей (препарат разрабатывали ученые МГУ). Специалисты выделили около 100 микроорганизмов, способных при низких, в том числе и отрицательных, температурах разлагать нефть и нефтепродукты.

При реализации шельфовых проектов Компания планирует на постоянной основе проводить оценку состояния окружающей среды в акватории северных морей и на прилегающих территориях. «Роснефть» принимает активное участие в программах по мониторингу и изучению морских млекопитающих и птиц Арктики.

Россия делает новый шаг на пути к лидерству на арктическом шельфе. Роснефть приступила к бурению самой северной скважины в данном регионе добычи. И хотя западный санкционный режим осложняет проект, специалисты уверены, что если не эта, то последующие скважины позволят открыть новые, крайне важные для России нефтяные месторождения.

Роснефть приступила к бурению на Хатанге самой северной разведочной скважины на российском шельфе моря Лаптевых. «Впервые в истории бурение будет проводиться на континентальном шельфе Восточной Арктики», – рассказал сквозь метель глава Роснефти Игорь Сечин в ходе телемоста с президентом Владимиром Путиным.

По словам Сечина, Роснефть провела подготовку к бурению в рекордно короткие сроки. Была проведена геологоразведка и сейсморазведочные работы. Как результат было выявлено в четыре раза больше перспективных структур, чем предполагалось ранее: 114 против 28. «Рассчитываем, что бурение на Хатангском участке будет не менее успешным, чем в Карском море в 2014 году», – заявил глава Роснефти.

Тогда в Карском море первая же поисковая скважина привела к обнаружению нового крупного месторождения нефти и газа, которое назвали «Победа». В море Лаптевых Сечин надеется повторить успех.

Бурение на шельфе моря Лаптевых будет проводиться с берега, что позволит значительно снизить затраты на строительство скважины. Ее проектная глубина составит до 5 тыс. метров с последующей боковой горизонтальной зарезкой. Такая технология позволяет значительно сэкономить и обеспечить высокий экологический стандарт, уверяет глава Роснефти.

По данным «Интерфакса», прогнозные извлекаемые ресурсы Хатангского участка составляют 58,6 млн тонн по нефти (плюс конденсат) и 116,5 млрд кубометров газа. Хотя ранее назывались более высокие оценки (96,4 млн тонн и 228,2 млрд кубометров).

Роснефть получила Хатангский участок или «медвежий угол» в декабре 2015 года. Хотя изначально он был обещан Лукойлу, но последний тоже не остался не у дел. Лукойл владеет лицензией на сухопутной части Восточно-Таймырского участка. И в ближайшее время Лукойл также обещает начать бурение на Хатанге.

В целом Роснефть будет главным игроком на арктическом шельфе, у нее наибольшее количество соответствующих лицензий в пределах морских акваторий – 53. Еще 41 лицензия у Газпрома, 14 – у Лукойла и 7 – у Новатэка (всего 138 лицензий на добычу углеводородов на конец февраля 2017 года).

В последние пять лет Роснефть вложила 100 млрд рублей в разработку арктического шельфа, но в следующие пять лет (2017–2021 гг.) намерена увеличить инвестиции в 2,5 раза до 250 млрд рублей. По оценкам специалистов, предполагаемые запасы углеводородов в российской Арктике в целом оцениваются в 100 млрд тонн нефтяного эквивалента. Разведанные запасы нефти на арктическом шельфе России составляют 585 млн т, газа – 10,4 трлн кубометров (по категории ABC1+C2).

«Шансы на успех бурения весьма велики. Учитывая спецификацию скважины «Центрально-Ольгинская-1», месторождение может быть обнаружено быстро, хотя вопрос его размеров пока открыт» , – говорит Артем Деев из Amarkets.

Если бы Роснефть не была уверена, что ее ждут крупные месторождения, то не вкладывала бы такие средства в разведку, считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. По всем признакам шельф действительно скрывает внушительные запасы. Однако не стоит забывать и о неудачах: например, Shell потратила 7 млрд долларов на разведку в Арктике и была крайне разочарована результатами.

Однако найденное на шельфе Карского моря месторождение «Победа» доказало и Роснефти, и всему миру перспективность российского арктического шельфа. Из-за санкций, например, ExxonMobil пришлось заморозить совместный проект с Роснефтью в Карском море. Это лишило Россию ряда ценных технологий, наработка которых отнимет лишнее время и деньги. Проводить геологоразведку Россия может и сама, а вот промышленное бурение на шельфе – это особые технологии, которые пока недоступны российской промышленности в полной мере.

«Частично Роснефть смогла решить этот вопрос, но, видимо, доступа ко всему спектру технологий все еще нет. В будущем это может осложнить процесс разработки и добычи или сделать его менее эффективным», – не исключает Деев.

Как бы то ни было, но начало бурения – это сам по себе важный шаг в освоении огромного объема нефтегазовых ресурсов на арктическом шельфе. «Это прямой сигнал крупным нефтегазовым компаниям, таким как Exxon, которые с введением санкций потеряли доступ к очень интересным проектам» , – говорит Деев. Этот проект важен в целом для развития Арктики, он может серьезно изменить общемировой и российский ресурсный баланс и, наконец, оказать влияние на российский ВВП в будущем. Потому что российская экономика традиционно привязана к ситуации в нефтегазовой сфере.

Тем более что промышленная добыча на шельфе – это дело не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Сегодня идет процесс подготовки, задел на будущее, без которого невозможно будет через пять-десять лет начать добывать нефть и газ на арктическом шельфе. А к тому времени либо санкции снимут, либо Россия найдет собственные технологии промышленной добычи в таких условиях.

«Если учесть способности и мощности Роснефти, то обойти санкционные запреты вполне реально. Понадобится время и финансы, чтобы разработать адекватное отечественное оборудование для работы на шельфе» , – считает Андриевский.

Все это дает шанс России стать лидером в освоении арктического шельфа, тем более что США и Канада запретили бурение в Атлантическом и Северном Ледовитом океане. «Западный мир движется к другим моделям энергопотребления, и труднодобываемые углеводороды в эту модель не входят. Россия в перспективе может разработать уникальные технологии и начать успешную коммерческую добычу арктических месторождений» , – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров.