Сценарий праздника «Деревенские посиделки. Сценарий мини-спектакля «Деревенские посиделки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №10 с углублённым изучением отдельных предметов»

Конспект внеурочного мероприятия в 1 классе

Деревенские посиделки

Учитель: Куликова Нелли Витальевна

город Елец

Сценарий праздника «Деревенские посиделки» в 1 классе

Цель: создание условий для проявления и развития индивидуальных возможностей обучающихся на основе культурных традиций. Задачи:

    Познакомить детей с традициями русского народа и приобщать к истокам народной культуры, дать первоначальное представление о жанрах устного народного творчества.

    Развивать творческие способности и коммуникативные качества детей.

    Воспитывать чувство патриотизма к Родине и потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование:

Класс украшен в традиционном народном стиле. В углу – русская печь. У печи предметы домашней утвари: кочерга, ухват, чугунки, коромысло, утюги, прялка, керосиновая лампа. Стол накрыт вышитой скатертью. На столе самовар, угощения, старинная посуда и травы для заваривания чая. Дети и ведущий одеты в русские народные костюмы. Для игр: бутафорские иглы и веретёна, нить, коромысла, ведёрки. Музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Звучит русская народная музыка. Выходят ведущий и дети. 1 ребёнок: Здравствуйте, гости дорогие, 2 ребёнок: Гости званые да желанные! 3 ребёнок: Рады видеть вас всех у нас на празднике. 4 ребёнок: Ждёт вас здесь угощение знатное 5 ребёнок: И времяпровождение приятное. Ведущий: Издавна русский народ славился гостеприимством, потому что хозяева дорогих гостей всегда встречали на пороге дома с уважением и любовью, да с низким поклоном, приговаривая: «Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! Пожалуйте, гости дорогие!» Приветствие гостей поклоном. Ведущий: Много у русского народа старинных обычаев и традиций. Пожалуй, самый красивый и интересный из них – деревенские посиделки. Ребёнок: Собирались красны девицы да добры молодцы коротать зимние вечера. Ребёнок: Собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, посоперничать в забавах, поиграть и поесть пирогов да блинов с русским чаем. Ведущий: Посиделки устраивались в избе с просторной горницей и гостеприимной хозяйкой. Ребёнок: На завалинках, в светёлках

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Ребёнок: Веселились и играли,

Игры были хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Ребёнок: При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

МБОУ «СШ№10 с УИОП» г.Ельца

Ведущий: Приглашаю всех в хоровод!

Под музыку дети водят хоровод.

Ребёнок: На посиделки каждый должен был что-то принести: дров для печи или керосина для лампы, сахару или пряников, блинов или пирогов к чаю.

Входят девочки с пирогами и поют.

ПЕСНЯ «Пироги» муз. В.Алексеева, сл. И.Лейме

    Жду подружек дорогих

В гости на неделе.

Я хочу, чтоб вы моих

Пирогов поели.

Пироги, пироги

Пышные, вкусные.

Пироги, пироги

С мясом, с капустою.

    С пирогами будет чай

С мятою и хмелем.

Эй, подружка, не скучай,

Наливай полнее!

    Будем песни распевать,

Стоя на крылечке.

Будем "Барыню" плясать

С выходом от печки.

Ведущий: Проходите, гости дорогие!

Ведущий: Посиделки были праздником для юношей и девушек. Не всегда родители отпускали их. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят – обязательно дадут работу.

Девочка: Девушки пряли пряжу из шерсти, вышивали, вязали кружево.

Мальчик: Юноши тоже не сидели без работы: плели лапти, из дерева вырезали ложки, нарезали гребни для расчёсывания конопли. Мальчики: Парни все здесь - мастера,

Ловко правят все дела.

Девочки: Да и девушки под стать,

Вам не станут уступать.

Ведущий: Давайте это сейчас проверим. Игра «Пряхи»

Выходят две девочки и два мальчика. Они должны смотать нить на веретено. Кто быстрее закончит, тот и победитель.

Игра «Иголка»

Команды выстраиваются шеренгой, друг за другом. Каждой команде выдают бутафорскую иглу и клубок ниток. Игла находится у первого игрока в шеренге, а клубок – у последнего. Последний игрок начинает передавать нить через игроков к первому игроку. Тот просовывает нить в ушко иглы и передает нить назад к последнему игроку. Когда нить доходит до последнего игрока, все участники, взявшись за нить, бегут до стула, огибают его и бегут обратно. Команда, которая прибежит быстрее, побеждает.

Из-за печки выходит Домовой.

Домовой: Веселитесь? А про меня-то забыли?

Ведущий: Домовой, Домовой, угощу тебя халвой.

Домовой: Я – дед хозяйственный такой –

Старый добрый домовой.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться домовой.

МБОУ «СШ№10 с УИОП» г.Ельца

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Ведущий: Домовой живёт за печкой.

Домовой: А знаете ли вы, что самое главное в доме – это печь!

Русской печки нет добрее:

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Спать в тепле ребят уложит.

Ведущий: В русской печи сушили грибы, ягоды, лечили больных от хвори, в ней даже мылись.

Домовой: А сейчас для вас, ребятки

Загадаю вам загадки.

Знаю точно наперёд:

Вы – смекалистый народ!

Первая загадка: Книзу узок, верх широк, не кастрюля … (Чугунок)

Вторая загадка: Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (Ухват)

Третья загадка: Кривой конь лезет в огонь. (Кочерга)

И ещё одна загадка: Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)

Домовой: Молодцы! Разбираетесь в домашнем хозяйстве!.

Ведущий: И тебя похвалим: уж больно нам твои загадки понравились!

А теперь присядь-отдохни, да гостей послушай. Любят гости небылицы рассказывать.

1 ребёнок: Небылицы в лицах

Сидят в теремах - в светлицах,

Щелкают орешки

Да творят насмешки,

2 ребёнок: Лошадь ела кашу,

А мужик – овес.

Лошадь села в сани,

И мужик повез.

3 ребёнок: Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

Куры съели петуха, -

Говорят собаки.

4 ребёнок: Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

5 ребёнок: Сидит ежик на березе -

Новая рубашечка,

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

6 ребёнок: На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Ведущий: Вот такие смешные небылицы придумывали наши бабушки и дедушки.

Ещё на посиделках рассказывали сказки.

Домовой, Домовой, а не расскажешь ли ты нам сказку?

Домовой: Вот ещё! Приходил дед Овёс, он и сказку унёс. В речке щука да елец, вот и сказочке конец. Ведущий: А кто ещё расскажет сказку?

МБОУ «СШ№10 с УИОП» г.Ельца

Ребёнок: Жил-был Егор, у Егора был двор, на дворе стоял кол, на колу висела мочала, начинай сказку сначала.

Ребёнок: Жил-был царь Ватута. И вся сказка тута! Ребёнок: Тётя Арина кашу варила. Егор да Борис из-за каши подрались. Мочала, мочала, начинай сказку сначала! Ребёнок: Жили-были два павлина. Вот и сказке середина! Жили-были два гуся. Вот и сказка вся!

Ведущий: Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали, докучали слишком доверчивых людей. Дразнили долго, пока любители сказок не догадывались, что их разыгрывают. Такие сказки называются докучными.

Домовой: Пора мне возвращаться за печку. Но сначала догадайтесь, у кого в доме Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине –
Огонь да вода? - Правильно, это самовар! Под музыку выходит самовар. Ведущий: Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения. Он занимал почетное место в доме. Недаром говорили в народе - «печка-матушка», да «самовар - батюшка». Самовар: Здравствуйте, гости дорогие!

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром,

У меня горят бока.

Самовар поёт – гудит,

Только с виду я сердит.

К потолку пускаю пар,

Я - красавец самовар.

Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряю ваши лица,

Я своею добротой.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

Весело тут у вас. Вы, наверно, догадались, зачем я пришёл?

Правильно, напоить всех чаем. А знаете ли вы как пользоваться самоваром? (Ответы детей: «В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки или специальный древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху на самовар устанавливали заварной чайник.)

Самовар: Деревенские посиделки заканчивались чаепитием. Чаепитие давно стало традицией русского гостеприимства. Кто знает, что такое чай?

Ребёнок : Чай – это прекрасный полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Ч Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

МБОУ «СШ№10 с УИОП» г.Ельца

И с усталостью поспорит.

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.

Ребёнок: Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней.

Самовар: Чай на Руси появился в 17 веке, но для крестьян он был недоступен, потому что был слишком дорог, да и мало кто знал как его надо заваривать. Поэтому истинно русскими напитками были сбитень, квас, медовуха, взварец, сыть, кисель, морс.
Ведущий: С давних времен на Руси любили и умели вкусно заваривать травяной чай. Для этого использовали особенно душистые, целебные травы. Ребёнок: Очень вкусен чай из трав:

Целебный и полезный.

Витаминов много в нём

Это всем известно!

Кто здоровым хочет быть,

Должен чай из травок пить!
Ведущий: Кто из вас, ребята, знает, из каких растений можно приготовить полезный, бодрящий, целительный напиток? (Ответы детей)

Ведущий: Посмотрите на эти душистые растения и укажите их название.

(Дети угадывают названия трав: чабрец, шиповник, липа, Иван-чай, душица, мята, малина, боярышник.)
Ведущий: Милый друг, не позабудь:
Коль беда случится,
Вполне можно вкусным чаем
С травами лечиться!
Ведущий: А знаете ли вы, как правильно заваривать чай? (Ответы детей) Самовар: Ну, а теперь нужно принести воды для самовара. Ведущий: Кто быстрее принесёт воды для самовара?

Игра «Коромысло» Игроки делятся на 2 команды: команда девочек и команда мальчиков и становятся в затылок друг другу. По сигналу игроки, стоящие первыми, должны положить коромысло с вёдрами на плечо, добежать до стула, стоящего напротив, поставить вёдра, вернуться назад, передать коромысло следующему игроку. Тот должен добежать до стула, повесить вёдра на коромысло и вернуться назад и т.д. Команда, которая прибежит быстрее, побеждает. Самовар: Воды для самовара принесли – пора и чай пить! Приглашаю всех гостей к столу отведать наших пирогов с чаем!
Чаепитие. Самовар? Пришло время попрощаться с хозяевами. 1 ребёнок: Счастья вам, хозяин с хозяюшкой! 2 ребёнок : Большого здоровья! 3 ребёнок: С новым вас урожаем! 4 ребёнок: : Большого вам приплода у скотины! 5 ребёнок: С хорошими блинами! 6 ребёнок: На новое вам лето! 7 ребёнок: На красное вам лето! 8 ребёнок: Куда конь хвостом, туда и жито кустом! 9 ребёнок: Куда коза рогом, туда и сено стогом!

Все: Где труд, там и счастье! Спасибо! До свидания!

МБОУ «СШ№10 с УИОП» г.Ельца

МОУ «ЦО Тайдаковский» Ясногорского района Тульской области.

Внеклассное мероприятие

«Деревенские посиделки»

Сценарий фольклорного праздника.

Составила: Квачко З. С.

учитель начальных классов.

2015г.

Деревенские посиделки. Сценарий фольклорного праздника.

Цели:

Формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании духовных ценностей, традиций народной культуры;

Прививать желание знать и изучать русский фольклор;

Воспитывать у детей любовь и уважение к народному творчеству, народным традициям;

Воспитывать понимание истории культуры русских обычаев и традиций, пробуждать в сердцах младших школьников чувство любви к отечеству.

Звучит русская народная музыка

Ведущий: Россия, Россия, края дорогие, Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют просторы родные Раздольные русские песни поют

В старину долгими зимними вечерами собирались люди в большой избе, пряли, вязали, вышивали, плели корзины и при этом обязательно пели частушки, рассказывали побасенки, сказки. Так веселее было работать да и быстрее проходил вечер. Молодые люди на этих вечерах, которые назывались посиделками, учились мудрости.

Посиделки, посадки, посидухи, посидинушки…

В. Даль описывал посиделки так: «…Сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен»

1. На завалинках, в светёлке Иль на брёвнышках каких Собирались посиделки Пожилых и молодых.

2.При лучине ли сидели Иль под светлый небосвод Говорили, песни пели И водили хоровод.

3.А играли как? В горелки! Ах, горелки хороши! Словом эти посиделки Были праздником души.

4.Наш досуг порою мелок, И, чего там говорить, Скучно жить без посиделок, Их бы надо возродить!

5. Нам зачинать досталась роль, Не путайте с нагрузками. Мы принесли вам хлеб и соль На посиделки русские.

6. Жива традиция, жива! От поколенья старшего Важны обряды и слова Из прошлого из нашего.

7. И потому принять изволь Тот, кто пришёл на посиделки, На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб, и соль!

8. Если вы в «своей тарелке» И пришли к нам не на час, Предлагаем посиделки Провести вот здесь, сейчас.

9. Отдых – это не безделки – Время игр и новостей, Начинаем посиделки! Открываем посиделки! Для друзей и для гостей.

Две девочки приветствуют гостей.

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Веселья вам да радости!

Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

У нас для каждого найдётся тёплое местечко и приветливое словечко.

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому - правду, кому – песенку.

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Ну так сядем рядком Поговорим ладком.

Небылицы в лицах Сидят в теремах, Щелкают орешки Да говорят насмешки. Хотите знать какие? А вот такие…

Два ученика ведут диалог:

Что ваши девчата делают?

Шьют да поют.

А матушки?

Порют да плачут.

Девочка и мальчик:

Сынок, сходи за водицей на речку.

Живот болит.

Сынок, иди кашу есть.

Ну, что ж, коли мать зовёт, надо идти.

Два мальчика:

Что везёшь?

Сено.

Какое же это сено?

А коль видишь, что же спрашиваешь?

Девочка и мальчик:

Фома, что из леса не идёшь?

Медведя поймал.

Так веди его сюда!

Да он не идёт.

Ну так сам иди.

Да он меня не пускает.

Девочка и мальчик:

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Зашить можно?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Два мальчика:

Тюха, есть хочешь?

Нет, я перекусил.

А что перекусил?

Да съел краюшку хлеба.

А ты бы её в горшок со сметаной макал.

Да в горшок не влезла.

Вбегают соседки:

Соседки: Вы слыхали? Про пожар слыхали? Ой, что было!-

Хозяйка:- Ой, соседушка, не спешите, отдохните, толком все нам расскажите.

1оседка: У Иванова двора загорелася вода. Всем селом пожар тушили, а огонь не затушили.

2 соседка: Пришел дедушка Фома, расседая борода. Он народ прогнал в овин, затушил пожар один.

1 соседка: Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал. Только слышно стороной, затушил он бородой.

Стук в дверь. Входят мальчики.

Мальчик: Расступись, честной народ, не пыли дорожка, Добры молодцы идут - погулять немножко.

Мальчик: А что я видел сейчас!

Мальчики: Что?

Мальчик: Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота

Все: Вот это да!

Мальчик: Выбегала палка С мальчиком в руках, А за ним тулупчик С бабой на плечах

Все: Не может быть!

Мальчик:

Крыши испугались, Сели на ворон, Лошадь подгоняла Мужика кнутом.

Все: Ой-ой-ой!

Мальчик: Лошадь ела кашу, А мужик – овес. Лошадь села в сани И мужик повез.

Все: Небылицы, небывальщины1

Ведущий: Да, вот такие небылицы, потешки,прибаутки – эти небольшие смешные, забавные рассказики, которыми смешили, потешали, веселили. В них всё может быть, даже то, чего никогда не бывает.

А кто не знает русских пословиц, поговорок. А кто создал их? Конечно, русский народ. Родились они давным –давно, когда топор за богатство считался. Они передавались от отцов к детям. Короткие и простые мысли так сложены, что запоминаются сами собой.

Вот послушайте и постарайтесь их продолжить.

Сегодня гуляшки, завтра гуляшки – останешься …без рубашки.

Лодырь да бездельник – им праздник… и в понедельник.

Добрый сын – отцу радость, а худой…печаль.

Птица рада весне, а дитя…- матери.

Человек от лени болеет, а от труда…здоровеет.

У лодыря Егорки всегда найдутся …отговорки.

Хочешь есть калачи - …не сиди на печи.

Ведущий: А теперь давайте рассядемся удобнее и споём русскую народную песню. Раньше в деревенской избе за рукоделием девушки запевали протяжные песни, которые помогали им выдерживать нужный ритм для работы. Да и работа с песней продвигалась с песней веселее.

Девочка:

Всё народ честной, А он народ непростой, Он на многое горазд И сейчас гости дорогие, Мы споем для вас.

Исполняется песня:

Ведущий: А теперь пора и к играм перейти. Вспомним народные игры в которые играли ваши прабабушки и прадедушки.. Но прежде, чем играть, становились в круг, выбирали водящего. А вот кто станет водящим, нам поможет узнать считалка.

Заяц белый, Куда бегал? - В лес дубовый. - Что там делал? - Лыки драл - Куда клал? - Под колоду. - Кто украл? - Родион. - Выйди вон.

Проводятся русские народные игры «Колечко», «Золотые ворота»

Ведущий: Как было сказано, что на посиделки девушки и молодые парни собирались не только для работы, но и послушать забавные шутки, сказки. Вот и послушайте одна сказочку.

Инсценирование сказки «Волк и Лиса».

В. – Лизавета, здравствуй!

Л. – Как дела,зубастый?.

В. – Ничего идут дела, Голова пока цела.

Л. – Где ты был?

В. – На рынке.

Л. –Что купил?

В. – Свининки.

Л. – Сколько взяли?

В.. – Шерсти клок Ободрали правый бок, Хвост отгрызли в драке.

Л. – Кто отгрыз?

В. – Собаки. Ну а ты-то где бродила?

Л. –Рыбку в проруби ловила Только хвостик опустила. Видишь, сколько наловила.

В. – Рыбки тоже я хочу.

Л. – Так поймай, я научу Ты ступай дружок к реке. Сядь в укромном уголке Хвост свой в прорубь опусти И всё время повторяй: «Ловись, рыбка, и большая и маленькая»

В, - Ну, спасибо, Лисавета, Помоги ты мне советом Где тут прорубь. Покажи.

Л. – (Показывает) Не забудь. Слова скажи.

Ведущий: Ой, посмотрите, пока мы здесь веселились, выросла чудо

ромашка! Это цветок не простой, это ромашка –

скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать

скороговорку 3 раза.

Кто – то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

От топота копыт пыль по полю летит.

Прокоп украл укроп.

Носит Сеня в сени сено.

Спать на сене будет Сеня.

Вставай, Архип, петух охрип!

У осы не усы, не усищи, а усики.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Ведущий: Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается.

Появляется Домовёнок.

Домовёнок. Ой! Дети? Быть этого не может. Это, я,наверное, сплю. Ребята, это сон или нет?.

Дети: Нет, не сон.

Домовёнок: А мне всё равно не верится. Такое счастье! А ну-ка ущипните меня. Ой, и правда не сплю. А раз мы встретились, то надо первым делом сделать это… которое… Вот склероз проклятый! Триста лет назад привязался, ещё когда Баба Яга была маленькой Ёжкой, так до сих пор и не отвяжется.

Дети: Надо поздороваться!

Домовёнок: Здравствуйте, дети! Не забыли ли вы меня?

Дети: Нет, не забыли!

Домовёнок: А как у вас здесь весело! Почему вас так много сегодня собралось здесь?

Ведущий: Посиделки у нас здесь. Праздник!

Домовёнок: Праздники я люблю больше всего на свете. Знаете, почему? Потому что песни люблю. Вот у меня есть одна любимая. Фу ты, забыл… Ой, что же я сосем забыл? Что в этом доме я хозяин, а вы - мои гости. Значит, я вас должен развлекать! Хотите, загадки загадаю? Сейчас, сейчас…(Ищет что-то на печке и не находит. Плачет.) Наверное, Баба Яга утащила. Загадки-то вот тут в чугунке у меня лежали.

Ведущий: А вот мы сейчас позовём эту Бабу Ягу, пусть она нам отдаст наши загадки. Да, ребята?

Дети: Баба Яга!

Баба Яга: Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Батюшки! Домовёночек! Уже двести лет почитай не виделись

Домовёнок: Ау меня гости дорогие – добры молодцы да красны девицы.

Детки сильные да умелые, смышлёные да ласковые. А уж обходительные! Посмотрите, какие они дружно здороваются.

Баба Яга: (делает реверанс). Здорово люд честной, развесёлый. Фамилий, имён и отчеств не имеем, а обзываемся просто – Баба Яга.

Дети: Здравствуйте, Баба Яга!

Баба Яга: А чавойта вы меня кричать вздумали?

Домовёнок: Печаль-кручина меня гнетёт, беда у нас, несправедливость вышла.

Баба Яга: Да ты толком, толком. Всё по порядочку разобъясни. Как следоват.

Домовёнок: И расскажу всё доподлинно, откуда беда к нам пришла, это ведь ты у меня чугунок со сказками-загадками взяла.

Баба Яга: Чаво нет, того нет! Ты напраслину на меня наговариваешь.

Домовёнок: У меня свидетель есть.

Баба Яга: Погодь домовой. Свидетель, говоришь? И кто же?

Домовёнок: Кот у меня есть, он по ночам не спит, всё видел.

Баба Яга: Ха! Да и где же это видано, чтобы кот в свидетелях числился? Это лжнсвидетель.

Домовёнок: Сознавайся, Баба Яга, а то ребята готовы мне помочь. Мы тебя свяжем и в печке зажарим. Али забыла, как Ваня посадил тебя в печь?

Баба Яга: Вижу я, ребята вы неслабые, значит со мной потягаться хотите? Только знайте меня ещё никто не побеждал. Я даже Змея Горыныча перехитрила.

Домовёнок: А ты не стращай, не стращай. Ребчта очень хотят с тобой посостязаться.

Баба Яга: А ты не стращай, не стращай. Ребята очень хотят стобой посостязаться.

Баба Яга: А хорошие ли они артисты? Ну смотрите, если мне не понравится – сидеть вашим головам на шесте!

Домовёнок: Да не пугай. Лучше открывай пошире глаза, ставь ушки на макушку.

Исполняются Частушки

1.Эх, топни, нога, Топни, правенькая, Я плясать пойду, Хоть и маленькая,

2.Я плясать пойду По соломушке, Раздайся народ По сторонушке!

3.Я стояла босиком, Осмотрела все кругом. Оглянулася назад – Сапоги мои лежат.

4. Не хотела я плясать. Стояла и стеснялася А гармошка заиграла Я не удержалася. .

5.Сидит ежик на березе Белая рубашка, На головке – сапожок, На ноге - фуражка.

6.На горе стоит телега, Слезы капают с дуги. Под горой стоит корова, Надевает сапоги

7.Балалаечка-гудок Свое дело знает, Она в Ваниных руках Хорошо играет.

8.Если б Маша не глазела В скважину замочную, Тона лбу бы не имела Шишку крупноблочную.

9.Если б не было воды, Не было б и кружки, Если б не было девчат, Кто бы пел частушки?

Баба Яга: Эх, вы ? Да кто же частушек не слышал?

Домовёнок: Зазря ты раньше времени радуешься. Мы всё умеем. Можем частушки исполнить, можем и хоровод водить Верно, ребята?

Исполняется танец.

Домовёнок: Ох, спасибо вам, ребятушки, друзья мои верные! Так что Баба Яга, все твои испытания мы прошли. Отдавай чугунок с загадками!

Баба Яга: Ну, что ты, Домовушечка, раскипятился? Ах, какие вы все славные, аж даже за душу схватило. Я тоже хочу с вами дружить. Будете со мной водиться?

Домовёнок: Мы со злюками не дружим. Вот исправишься, тогда посмотрим. Правда,ребята?

Баба Яга: Да, я исправлюсь. Тьфу ты, я уж вот и хороша совсем, исправленная. А вот и чугунок с загадками, бери!

Домовёнок: Оставим Бабу Ягу на посиделках.

Дети: Пусть остаётся!

Домовёнок: А теперь будем отгадывать загадки.

Дети берут из чугунка загадки, читают их и отгадывают.

Ведущий: Каждый праздник когда- нибудь заканчивается. Подходит к концу и наш праздник.

В небе будто от побелки Засветился млечный путь Отшумели посиделки В нашей праздничной светёлке, Где пришлось нам отдохнуть.

Посиделки, вечеринки Звёзды в праздничной выси. Это русские картинки Нашей жизни на Руси.

Дни общения – счастья вехи, Посиделкам каждый рад. Делу время, а потехе Рады люди как-никак.

Мы делились новостями, Мы старались вас развлечь, Мы прощаемся с гостями, Говоря: «До новых встреч!».

Сотова Наталья Алексеевна
Сценарий мини-спектакля «Деревенские посиделки»

Денис : Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

Дамир : На Руси все наши предки,

Чтобы время скоротать,

Собирали посиделки ,

Поиграть и поболтать.

Народ посмотреть

И себя показать,

Хороводы водить,

Песни-нескладушки петь,

Весёлые потешки-небылицы сказывать,

Загадки хитроумные загадывать.

Денис : Хотели бы вы на таких посиделках побывать , да всё своими глазами увидеть? Ну тогда закрывайте глаза и считайте до 5.

Дамир : Оказались мы с вами в русской деревянной избе . А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.

(Хозяйка хлопочет у печи, дочка вышивает)

Хозяйка : Дом вести – не головой трясти, всё надо припасти. Акуля, Акуля, что шьёшь не от туля?

Дочка (Настя Самострелова) : Да, я матушка, еще пороть буду.

Хозяйка : Поспешишь-людей насмешишь.

Дочка : Знаю, матушка, знаю. Семь раз отмерь, один раз отрежь!

Хозяин : Домом жить – обо всём надо тужить (Плетёт лапти, учит сына Федюшку)

Дамир : Родители трудолюбивы – и дети в этом доме неленивы.

Сын : Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть.

Хозяин : А что такое рифмы?

Сын : А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи как твоего отца звали?

Хозяин : Моего папашу Кузьмой звали.

Сын : Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!

Хозяин : Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Сын : Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят. А как твово дедушку звали?

Хозяин : Иван

Сын : Твой дедушка Иван

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает –

Твово дедушку ругает.

Хозяин : Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? (сердито)

Ты зачем такие пустяки прибираешь?

Сын : Так это же для рифмы, тятенька.

Хозяин : Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?

Сын : Федя

Хозяин : Если ты Федя, то поймал в лесу медведя.

На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!

Хозяйка : Будет вам ругаться, да ссорится, лучше загадку отгадайте.

Не сеяно, не пахано, не веяно, не молочено, водой смочено, камнем придавлено, на зиму припрятано. (Достаёт солёные огурчики)

Дочка : И я загадку знаю.

Пришёл Филипп, на нём сто лип. Он мал и короток, обежал городок, прижался в уголок (веник)

Стук в дверь. Выбегает соседка.

Соседка : Вы слыхали? Про пожар слыхали? Ой, что было!

Хозяйка : Ой, соседушка, не спеши, отдохни, толком всё нам расскажи.

Соседка : У Иванова двора загорелася вода.

Всем селом пожар тушили, а огонь не затушили,

Пришел дедушка Фома, расседая борода,

Он народ погнал в овин, затушил пожар один.

Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал.

Только слышно стороной, затушил он бородой!

Хозяин : Ой, за вашим языком не поспеешь босиком.

Хозяйка : Всех речей не переслушаешь! Оставайся, соседка, у нас гости сегодня будут.

Соседка : Сегодня гуляшки, завтра гуляшки, останешься без рубашки (садится на лавку) .

Раздаётся стук, шум за дверью

Хозяйка : Добрые гости всегда в пору!

Дочка (выглядывает за дверь) : Ах, тара, тара-ра-ра! Идут девки со двора!

Девочки заходят, кланяются и хором : Мир вашему дому!

Олеся Молькова : Пришли мы песни петь. да плясать, да себя показать.

Катя Чухманова : Хозяюшка, а что ты нам сегодня делать дашь?

Хозяйка : Красным молодушкам дам вышить белый ленок.

Раздаёт пяльцы, звучит песня «Со вьюном я хожу»

Дамир : Сидят девушки, вышивают, себя песней забавляют, каждая мастерица – трудится, не ленится.

Денис : Расступись, чесной народ, не пыли дорожка, добры молодцы идут – погулять немножко.

Шутят, рассаживаются (Саша, Стас, Богдан, Ваня)

Богдан : Мороз не велик, а стоять не велит.

Саша : Молодо-зелено – погулять велено.

Стас : Эй, девчоночки-беляночки, где вы набелилися?

Девочки : Мы вчера коров доили, молоком умылися.

Хозяйка : Ну что ж, пришла пора – отложи дела.

Делу время – а потехе час!

Ваня : Эх, возмём мы в руки ложки, разыграемся немножко.

Игра на ложках

Дамир : Мы не пишем, не читаем,

А частушки напеваем.

Приходите в гости к нам,

Мы ещё и спляшем вам!

Частушки : (Стас, Коля, Саша)

1. Шире, улица раздайся,

Мы с ребятами идём,

И весёлые частушки

От души сейчас споём.

2. Вы послушайте девчата,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасётся,

В бане парится медведь

3. Если б не было воды,

Не было бы кружки,

Если б не было девчат,

Кому нам петь частушки.

4. Ты играй повеселее,

балалайка – три струны,

Подпевайте, кто умеет,

Не стесняйтесь, плясуны.

5. Ох, плясал я в три ноги,

Потерял я сапоги,

Оглянулся да назад

Сапоги мои лежат.

6. Мы частушки пели вам

Больше чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите,

Вам ведь делать нечего.

Денис : Не красна изба углами, а красна пирогами.

Хозяин : Всё что есть в печи – всё на стол мечи!

Хозяйка : Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточку пою.

Вот чай, чай, чай…Гость хозяюшку встречай! Прибауткой отвечай!

Дочка : Чай пить- приятно жить!

Соседка : Попьёшь чайку – позабудешь про тоску!

Отец : Чай не пьёшь – какая сила? Чай попил- совсем ослаб!

Сын : От чая лиха не бывает.

Хозяйка : Как Марфуша для Петра наварила, напекла, 92 блина, 53 пирога. Вот сколько пирогов! Хватит на всех едоков!

Хозяин : Хозяюшку нашу потешьте,

Блинков, пирогов поеште.

Соседка : Мы люди не гордые – нету хлеба – подавай пироги!

Хозяйка : Ну хватит вам болтать, пора пляску начинать.

(Олеся М., Катя, Ангелина, Стас, Коля, Денис)

Дамир : Ну, гости, дорогие, пора и честь знать. Хозяину с хозяюшкой пора отдыхать.

1 гость : Стол «спасибом» красится,

Спасибо, вам, хозяин с хозяюшкой.

2 гость : Пироги у вас хорошие, сердца у вас приветливые.

3 гость : Спасибо, этому дому, пойдём к другому.

Песня «В хороводе были мы» (поют все под + или a cappella)

Денис : Вот и шуткам, прибауткам конец,

Дамир : А кто был здесь, да слушал нас – молодец!

Публикации по теме:

Сценарий развлечения «Деревенские посиделки» Сцена ярко украшена. На заднем плане нарисованы печка и яркие красочные фигурки игрушек: всевозможные матрёшки и уточки, так же солнце.

Сценарий спектакля «Свекольный переполох» Авторская разработка «Свекольный переполох» Предварительная работа: Слушание сказки. Обсуждение с детьми образов сказочных персонажей,.

Тема «Деревенские посиделки» Цель: Закрепление знаний, полученных на занятиях в занимательной игровой форме. Активизация и обогащение воспитательных.

Конспект развлечения в старшей группе «Деревенские посиделки. Устное народное творчество» Программные педагогические задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать.

Казенное учреждение Омской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»

Сценарий детского фольклорного праздника

«Деревенские посиделки»

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:

Чебаненко. О.А.


Цели:
1. Познакомить детей с русским устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством,
2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям,
3.Развивать внимание, память.

Группа ярко украшена. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения, расписная посуда, дымковские игрушки. Возле стен стоят скамейки, на которых сидят дети. Дети одеты в русские народные костюмы.
(Девочки вяжут на спицах, вышивают на пяльцах платочки, в углу стоит прялка. Мальчики плетут пояса.)

Иван Т.Ф.: "Здравствуйте ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие. Ребята, посмотрите, как изменилась наша гостиная. Словно мы попали в деревенский домик, деревянную избу, не хватает только большой русской печки, такой как в сказке «По щучьему велению». Такие печки были в каждой русской избе.

Марья О.А.: Вдоль стен стояли лавки, на которых сидели, а иногда даже спали. В каждой избе была прялка, на которой пряли женщины шерстяные нитки. Из этих ниток вязали носки, варежки и другие вещи. А вот и свечка на столе стоит. Ребята как вы думаете, зачем нужны были свечки? (Дети отвечают) .

Иван Т.Ф.: Правильно, раньше не было света, поэтому народ пользовался свечками. А еще раньше, ребята не было телевизоров, магнитофонов, и молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. Вот и у нас сегодня будут деревенские посиделки.


Звучит русская народная песня «Русская зима».

Ребенок 1.

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках, каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Ребенок 2.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Ребенок 3.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Ребенок 4.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Ребенок 5.

Отдых-это не безделки-

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Все вместе:

Для друзей и для гостей.


Марья О.А.: "Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем - пождем, праздник не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило
?"


Один из гостей:
"Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?"


Иван Т.Ф.: "В тесноте - не в обиде. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому-правду, кому-песенку.".

Ну-ка сядем рядком,

Да поговорим ладком.

Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,

Щелкают орешки

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот какие…

(Дети исполняют шутливый диалог-небылицу:)


Девочка: - Федул, что губы надул?
Мальчик: - Кафтан прожег.
Девочка: - Можно зашить.
Мальчик: - Иглы нет.
Девочка: - А велика ли дыра?
Мальчик: - Да один ворот остался.

Марья О.А.: "Ребята, сейчас мы слушали небылицу в лицах. Какое слово незнакомое для вас прозвучало? (Ответы детей ) Правильно - это слово «кафтан». Кафтан - это длинная мужская одежда, которую носили в старину. Давайте вместе повторим это слово «кафтан», и запомним его.

Иван Т.Ф.: Поговорим еще о таких незнакомых старинных словах:

Рубель. Предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время, укатывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора.

Марья О.А.: Ложки. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт.

Иван Т.Ф.: Трещотка представляет собой как бы связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент используется в быстрых плясовых песнях для четкого ритма.

Марья О.А.: Деревянная коробочка - очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый, кленовый брусок. Звук извлекают барабанными палочками. Коробочкой подчеркивают стук каблучков в танцах.

Иван Т.Ф.: А мы продолжаем слушать небылицы в лицах".

Девочка: - Фома, что из леса не идешь?
Мальчик: - Да медведя поймал!
Девочка: - Так веди сюда!
Мальчик: - Да он не идет!
Девочка: - Так сам иди!
Мальчик: - Да он не пускает!

Девочка: - Сынок, сходи за водицей на речку!
Мальчик: - Брюхо болит!
Девочка: - Сынок, иди кашу есть!
Мальчик: - Что ж, раз мать велит - надо идти.

Марья О.А.: А сейчас наши девушки и парни споют для вас русскую народную песню «Посею лебеду на берегу».

Все дети поют песню: «Посею лебеду на берегу»:

Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,
Пошлю казака по воду,
Ни воды нет ни казаченьки,
Ни воды не ни молоденького.

Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Марья О.А.: А мы продолжаем слушать небылицы в лицах.


Мальчик 1: - Что ваши девчата делают?
Мальчик 2: - Шьют да поют!
Мальчик 1: - А матушки?
Мальчик 2: - Порют да плачут.

Мальчик 1: - Фома, у тебя в избе тепло?
Мальчик 2: - Тепло. На печи да в шубе согреться можно.

Иван Т.Ф.: "Сейчас мы поиграем в народную игру «Бояре»!"

Парни приглашают девочек в круг на игру. Проводится русская народная игра "Бояре":
(Запевают девочки)

Девочки:
"Бояре, да вы зачем пришли,
Молодые, да вы зачем пришли?"
Парни:
"Княгини, да мы невесту выбирать,
Молодые, да мы невесту выбирать."
Девочки:
"Бояре, а какая вам мила,
Молодые, а какая вам мила?"
Парни:
"Княгини, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила."
Девочки:
"В нашем полку убыло, убыло"
(2 раза.)
Парни:
"В нашем полку прибыло, прибыло."
(2 раза.)

Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону мальчиков.

Марья О.А.: А сейчас наши девчушки-веселушки исполнят для вас частушки:

Девочка 1: - Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

Девочка 2: - Мой дружочек, ох хороший,

Да росточком очень мал.

Проводил меня до дому…

Я чихнула – он упал!

Девочка 3: – Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.

Девочка 4: – Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.

Девочка 5: – А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.

Девочка 1: – По деревне я пошла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.

Девочка 2: – Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.

Девочка 3: – Балалаечка – гудок
Свое дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.

Девочка 4: – Сидит ежик на березе-
Белая рубашка.
На головке- сапожок,
На ноге- фуражка.

Девочка 5: – Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Марья О.А.: А после такого веселья пора узнать, чем же заняты были люди вечерами.

(Две девочки заняты делом, одна вяжет, другая вышивает.)

1 девочка:
"Лодырь да бездельник- им праздник и в понедельник".
2 девочка:
"Ныне гуляшки и завтра гуляшки- находишься и без рубашки."

Иван Т.Ф.: "Ребята, а почему можно остаться без рубашки, как вы думаете? (Ответы детей ) В старину рубашку крестьянину негде было купить. Поэтому рубашки сначала выращивали в поле- сеяли лен, обрабатывали его, затем ткали ткань и из нее уже шили рубашки. А если все время гулять- работать некогда будет, можно остаться и без рубашки."

Мальчик:
– Акуля, что шьешь не оттуля?
1 девочка:
– А я, батюшка, еще пороть буду.

Марья О.А.: "Дорогие гости не хотите ли конфеточек покушать, да песенки послушать?"(угощает гостей конфетами).


Сейчас наши самые маленькие ребята познакомят вас с несколькими песнями-закличками.

Ребенок 1: Дождик, дождик, лей, лей, лей

На меня и на людей!

Поливай мои бобы,

В лесу ягоды грибы!

Ребенок 2: Радуга – дуга!

Перебей дождя,

Дай нам солнышко,

Красно ведрышко.

Ребенок 3: Гром, гром!

Не бей в наш дом.

А бей в колоду,

В холодную воду.

Ребенок 4: Радуга-дуга!

Не давай дождя!

Давай солнышко,

Под оконышко.

Ребенок 5: Ветер-ветерцо!

Не дуй в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтобы идти было в силу.

Марья О.А.: Подошло время увидеть, как же наши девушки-красавицы умеют танцевать, себя женихам показать.


(Девочки исполняют песню-хоровод «Во поле береза стояла».
Слова и музыка народные. Девочки одеты в платья похожие на русских красавиц –берез.)

– Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.

– Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли заломати.

– Как пойду я в лес погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.

– Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.

– Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.


Марья О.А.: После такой красоты никто не устоит.


Иван Т.Ф.: "А мы тоже не лаптем щи хлебаем! А ну, ребята, нашу любимую!"

Звучит песня «Ах вы сени мои сени», мальчики и девочки исполняют танец.

Две девочки:
1: – На улице две курицы
2: С петухом дерутся.
1: – Две девицы-красавицы
2: Смотрят и смеются:
1: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха
2: Как нам жалко петуха!

Иван Т.Ф.: "А ну хватит вам болтать, пора пляску начинать!"

Марья О.А.: "Ну пляску или нет, а поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша…»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре, у которого завязаны глаза и поют:

Дети вместе: – Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.

Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

Дети вместе: – Свои руки положи,
Имя правильно скажи.

По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.


Иван Т.Ф.: А теперь мы немного посоревнуемся, для начала разделимся на две команды. И посмотрим, чья же победит? Первый конкурс нашей эстафеты называется:

«Собери Матрешку.»

Марья О.А.: Для этого нам нужно будет одеть нашу маленькую матрешку: надеть платьице, повязать платочек, фартук, накрасить щечки помадой и дать в руки цветок. И тогда наша матрешка будет готова, а кто победит покажет конкурс.

Иван Т.Ф.: Нарядить матрешку мы нарядили, но и самим надо немного подкрепиться, чтобы хватило сил для соревнований. Итак, следующий конкурс:

«Рогалик.»

Марья О.А.: Каждой команде выдается по рогалику. Первый игрок по сигналу откусывает рогалик, передает следующему и так далее, пока рогалик не исчезнет. Но главное условие: каждый участник из команды должен попробовать его. Итак, начали.

Иван Т.Ф.: Вот мы и подкрепились, чтобы мозги хорошо шевелились. Переходим к следующему конкурсу, где нужно хорошо поработать головой. Конкурс называется:

«Предметы быта.»

Марья О.А.: На столе лежат картинки предметов быта русской избы и современной квартиры. Одна из команд будет собирать предметы интерьера русской избы, а вторая современной квартиры. А в этом нам поможет жеребьевка. Маленький цветочек обустраивает избу, а большой – квартиру. Готовы, тогда начнем.

Иван Т.Ф.: А сейчас для вашего внимания я предлагаю разгадать загадки.

Марья О.А.: Только одно условие: будем взаимно - вежливы и не перебивать друг друга.

Т.Ф.: Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук. )

О.А.: Сидит красная девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь .)

Т.Ф.: Лежит меж грядок,

Зелен и сладок. (Огурец. )

О.А.: Как на нашей грядке

Выросли ребятишки -

Сочные да круглые,

Вот такие крупные.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидор. )

Т.Ф.: Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком лежат

Круглые ребятки

Треснул домик гладкий,

Ускакали кто куда

Круглые ребятки. (Горох .)

О.А.: Сто одежек и все без застежек. (Капуста. )

Т.Ф.: И зелен, и густ

На грядке вырос куст,

Покопай немножко:

Под кустом... (Картошка. )

О.А.: Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Кругла, крупна,

Сладка на вкус,

Узнали, кто я? (Свекла. )

Т.Ф.: Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко,

Что же это? (Репка. )

О.А.: Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз .)

Т.Ф.: Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Смородина. )

О.А.: На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки,

Собираем огоньки. (Земляника. )

Т.Ф.: Сидит рядом с нами,

Смотрит черными глазами

Черна, сладка, мала

И всем нам мила. (Черника. )

О.А.: Красненькая матрешка.

Беленькое сердечко. (Малина. )


Марья О.А.: "Кум-куманек, где же ты живешь?
Что куманек, ко мне в гости не идешь?"

Иван Т.Ф.: "Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эх, чай, чай, чай!
Уж ты кумушка, встречай!"

(Самовар ставится на заранее приготовленный столик)

Марья О.А.: "Не красна изба углами,
А красна пирогами!"

Иван Т.Ф.: "Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!"

Марья О.А.: "Жаль расставаться, но праздник кончается. Повеселились мы от души. Спасибо вам, порадовали вы нас, только играми да плясками сыт не будешь. Приглашаем всех отведать наших угощений."

Иван Т.Ф.: Приглашаем всех к столу. С пылу, с жару к нашему самовару!


Здравствуйте. Меня зовут Буркова Ольга Михайловна. Вашему вниманию мы представляем сегодня проект фольклорного праздника «Деревенские посиделки» в рамках реализации программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению, кружок «Истоки».

Согласно ФГОС второго поколения - духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Современное воспитание опирается на постулат: «Нет, и не может быть школы… без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству».

Так как основой для успешной учебной деятельности согласно ФГОС является технология системно-деятельностного подхода, то и для формирования личностных качеств учеников следует использовать эту же технологию , где ученик выступает не в роли пассивного слушателя, а в роли непосредственного участника самого процесса. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя их в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.

В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров- умельцев.

Программа «Истоки» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Также работа по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Музыка», «Технология», «Изобразительное искусство», программы внеурочной деятельности школьников «Подвижные игры», через взаимодействие с родителями.

Цель проекта : воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения фольклора.

В процессе работы над проектом, при проведении представленного проекта решали следующие задачи:

Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями фольклора.

Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.

Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров фольклора.

Для успешной реализации задач определили направления , по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:

Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, потешки, приговоры, легенды)

Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки, праздники)

Изучение игрового фольклора.

В процессе подготовки проекта прошла большая предшествующая работа с детьми, родителями. Собран фольклорный материал: сказки, песни, хороводы, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры. С детьми проводились беседы, игры, разучивание фольклорных произведений.

Результат работы представлен фольклорным праздником «Деревенские посиделки».

Представленный проект рекомендую использовать учителям, музыкальным руководителям в организации работы по фольклору.

Итак, мы представляем вам наш проект «Деревенские посиделки». Помогать нам будет преподаватель музыкальной школы (баянист).

Дорогие гости,

Будьте как дома!

Наш уют домашний

Каждому виден.

В тесноте, быть может,

Да не в обиде.

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Хозяйка прибирает «в избе», ставит самовар, пороги. Поёт песню «ПИРОГИ», на проигрыше входят девушки и начинают подпевать хозяйке.

ПИРОГИ
музыка Виталия Алексеева
слова Инги Лейме

Текст песни

Жду подружек дорогих
В гости на неделе.
Я хочу, чтоб вы моих
Пирогов поели.

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

С пирогами будет чай
С мятою и хмелем.
Эй, подружка, не скучай,
Наливай полнее!

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Будем песни распевать,
Стоя на крылечке.
Будем "Барыню" плясать
С выходом от печки.

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Мы о вкусных пирогах
Спели вам частушки.
Ах, спасибо, что пришли,
Душеньки-подружки!

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Хоз.

Рада видеть вас у себя в гостях.

Давно вас поджидаю.

Праздник большой, праздник радостный начинается,

что по старинному обычаю посиделками называется.

Под русскую народную песню «Светит месяц» выходят мальчики, подыгрывая на своих инструментах.

Мальчик: Стоит Фома

Посреди двора,

Супротив терема высокого,

Супротив крыльца широкого.

Нетёсан терем,

Нетёсан, только хорошо окрашен.

Мальчик: Дома ли Марья, дома ли Дарья,

Дома ли душенька Настюшенька?

Девочки: (все вместе из теремка) Мы туточки! (Под музыку из-за теремка выходят девочки).

Мальчики:

1-й.

Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка!

Добры молодцы идут погулять немножко!

2-й.

Хлебу да соли долог век!

Хозяюшке более того!

3-й.

Живи, изба, здорово, живи богато!

Чтобы было тепло, чтобы было светло,

Чтобы своё водилось и нам хватило!

4-й.

А девицам-красавицам мы принесли подарки:

Пряники печатные, конфеты сахарные.

(Отдают угощение девочкам и садятся на лавки)

Хоз.

Спасибо на добром слове. А откуда вы пришли?

1-й.

Мы пришли из деревни Веселухино! Там песни и пляски круглый год. А стоит наша деревня посреди двух дорог: кто не пройдёт, всяк рассмеётся, кто не проедет - всякий спляшет и споёт.

Хоз.

Вот вы какие весёлые! А с чем вы к нам пришли на посиделки?

2-й.

А пришли мы с весёлой песней «Во кузнице» (после исполнения, рассаживаются по местам).

Девочка: Припасли мы для вас забавушки

На всякий вкус -

Кому сказку, кому правду,

Кому песенку.

Девочка: Небылицы в лицах,

Сидят в теремах-светлицах,

Щёлкают орешки

Да говорят насмешки.

Дети поочередно выходят и инсценируют потешки:

Два мальчика поочерёдно:

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Да один ворот остался!

Девочка и мальчик:

Сын, сходи за водой.

Да живот болит.

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать зовёт, надо идти!

Две девочки:

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются:

- «Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Как нам жалко петуха».

- «Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Как нам жалко петуха».

Два мальчика:

Фома, что из лесу не идёшь?

Да медведя поймал.

Так веди его сюда.

Да он не идёт.

Ну, так сам иди.

Так он и меня не пускает.

Девочка.

А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!

Два мальчика.

Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!

Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"

Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!

Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.

Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!

Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.

Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.

Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!

Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.

Да ведь это налим!
- Hет, не налим.

Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает

Выходят девочка и мальчик.

Девочка: А ну хватит вам болтать,

Время пляску начинать.

Мальчик: Обойди хоть всю планету

Лучше русской пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Девочка: Раздайся, народ!

Меня пляска берёт!

Пойду, попляшу,

На людей погляжу!

«Как у наших у ворот» (танец)

Девочка: Вдоль улицы во конец

Шёл удалый молодец.

Мальчик: То был Ваня - удалец!

Удалец - молодец!

Девочка: Шла собака через мост

Четыре лапы - пятый хвост,

А шестое брюхо.

Выходи, Ванюха!

Мальчик: Эй, девчата-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Девочки исполняют частушки.

Начинаю я припевку

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтобы песня лучше пелась,

Надо пляской помогать.

Не смотрите на меня -

Глазки поломаете.

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

У меня коса большая,

Ленточка коротенька.

Про меня не думай, парень,

Я ещё молоденька!

Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот.

Заплету я русу косу.

Пусть завидует народ!

Частушки поют мальчики.

На окошке два цветочка -

Голубой да аленький,

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Я плясал на три ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся назад -

Сапоги мои лежат.

Ёлки-долги, ёлки-долги,

Ёлки да осиночки.

На поляне девки пляшут,

Скрипают ботиночки.

Вновь поёт девочка.

За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам,

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

После исполнения частушек проводится игра «Как у дяди Трифона».

Как у дяди Трифона
Было семеро детей.

Было семеро детей - было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели,
Разом делали вот так:
Все: "Как?"
"Трифон": "А вот так!" (один показывает какое-то движение танцевальное, все повторяют под наигрыш).

Девочка: Напекли мы для гостей

Много разных сладостей!

Все: Тары - бары - растабары,

Выпьем чай из самовара!

Поочерёдно: - С сухарями!

С кренделями!

С бубликами вкусными,

С сушками, ватрушками!

Все: Тары - бары - растабары,

Посидим у самовара!

Чаю сладкого попьём,

Нашу песенку споём!

Инсценировка русской народной песни «Блины» .

(На последнем куплете песни девочка проходит по залу и угощает гостей блинами.)

Девочка:

Не красна изба углами,

А красна пирогами!

Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла:

Два корыта киселя,

Девяносто два блина.

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте.

Нас добрым словом вспоминайте!

Общий поклон. Праздник заканчивается чаепитием.