Шелкография своими руками. Фотоэмульсионная печать изображений Изготовление фотоэмульсии в домашних условиях


Сейчас я расскажу об эксперименте. Заключался он в печати без использования фотоэмульсии. Сразу сообщаю что эксперимент получился удачным лишь на половину, даже на 1/3.
Итак, вместо фотоэмульсии я использовал самоклеящуюся пленку avery 700. Изображение вырезано на режущем плоттере и выбрано из «центра». Нанесена монтажная пленка, а также было распечатано изображение принтером на обычной офисной бумаге, для совмещения изображений.


Одел футболку на столешницу, на неё расположил изображение, напечатанное на принтере (в том месте где будет печать) и закрепил его с помощью молярного скотча. Далее опустил трафаретную рамку, и наклеил в соответствующем месте пленку с изображением короны. Эту же процедуру проделал на другой рамке, с надписью «король детского садика».



Во время печати, краска продавливалась довольно тяжело, приходилось прилагать большое усилие, чтобы продавить краску через сетку. Тем не менее корона получилась на твердую 5. С надписью всё гораздо хуже. В отдельных участках краска попала под самоклеящуюся пленку, и получились «бугры». Сделал 7 отпечатков, на каждом корона была на отлично, а надпись с буграми, в одних и тех же местах.


В заключении хочу сказать, что возможно пленка просто не до конца приклеилась. Да и выждать надо было пару дней пока клей хорошо схватится, а не печатать сразу. А плёнка довольно плотно сидела на раме, когда я пытался её оторвать. В принципе без фотоэмульсии печатать можно, но не известно сколько оттисков выдержит плёнка.

Трафарет при помощи самоклеящейся пленки.

Я решил использовать немного иной путь, но тут нам без фотоэмульсии не обойтись.
Изображение, вырезанное из самоклеящейся пленки, послужит заменой прозрачной пленке, для засвета (экспонирования).
Как и ранее распечатываем изображение на принтере, оно нам нужно для совмещения (чтобы не скривилось изображение при печати). Далее вырезаем корону и надпись на режущем плоттере, но теперь это нужно сделать в зеркальном отображении. Наносим на раму для шелкографии фотоэмульсию и высушиваем. Я воспользовался строительным феном, чтобы ускорить процесс, но не подносите слишком близко, иначе прожжёте сетку.
Одеваем на столешницу (кстати тут можно почитать ) футболку, сверху ровно кладем изображение на принтере и закрепляем его малярным скотчем. Устанавливаем раму в зажим (лапу).


Убираем подложку с самоклеящейся пленки, и размещаем корону к короне. Далее просто опускаем раму, и изображение приклеивается. Проделываем тоже самое с надписью.



Убираем монтажку, и идём засвечивать изображения. После засвета отдираем самоклейку с рамы и смываем не засвеченную область. Ну вот и всё, трафаретная рамка для шелкографии готова.


Король детского садика как напечатать на футболке

Для этого нам понадобится:
Желатин где-то 2 куб.см. Бихромат аммония (NH4)2Cr2O7 в простонародье "хромпик" Ярко оранжевый порошок. Раньше можно было найти в фотосалонах, или школах в хим. кабинете. Еще нужна вода. Желатин в гранулах, берем что покрупнее и потемнее, кладем в стеклянный 200 гр.стакан и наливаем холодной воды, наполовину. Теперь оставим стакан в покое на пару часов. Желатин за это время должен разбухнуть.
А в это время приготовим "соус": "Хромпик" растворим в стакане с водой (50 гр.) до получения насыщенного раствора. Следующий этап: нужно полностью растворить желатин в воде. Для этого мы сделаем водяную баню. В кастрюлю нальем воду, и поместим в нее же стакан с нашим желатином. И начнем подогревать все время помешивая. Желатин растворяется и у нас получается густой кисель. Теперь полученное варево и наш ярко оранжевый "соус" необходимо тщательно перемешать. Только делать это нужно уже в темном помещении при красной лампе (наше зелье чувствительно к свету).
Готовую эмульсию хранить в темноте не более недели. А лучше использовать сразу.
Наносим зелье на рамку, как и обычную эмульсию - ракель кюветой. Только в темноте при красной лампе. Процесс засветки такой же.
Например, время засветки для галогенновой лампы мощностью в 1 Квт будет 3 минуты. Расстояние от лампы до рамки 45 см.
Вымывается матрица слабо теплой водой.
После печати, чтобы смыть ненужную матрицу и отчистить сито для следующей применяют раствор каустической соды.

"навороченный" рецепт,
эмульсия может хранится более долгое время
Желатин 50 г.
Бихромат аммония (NH4)2CR2O7 в простонародье "хромпик" 6 г.
Амиак 10% 20мл
Лимонная кислота 3 г.
Вода 80-100 г.
Для увеличения срока службы желатиновой матрицы, можно ее задубить водным раствором формалина.
Для начинающих можно в рекомендациях добавить, что матрицы должны сохнуть естественным образом. Принудительная сушка недопустима, особенно когда несколько цветов (может перекосить изображение так, что потом не удастся добиться совмещения)
Для увеличения срока годности желатиновой эмульсии можно добавить спирт примерно грамм 30-50 на литр воды (кол-во воды при замачивании желатина уменьшить).
Спирт также разбивает пузырьки воздуха которые иногда образуются в эмульсии.
Эмульсия во влажном состоянии довольно хорошо переносит свет, поэтому можно работы по нанесению эмульсии, ее приготовлению и прочих делах производить при нормальном освещении, после сушки только при спец. освещении.
Следует помнить, что не полностью вымытый хромпик при проявке матрицы может значительно снизить срок ее службы, наблюдается эффект растрескивания эмульсии (земля в пустыне), то есть при полностью вымытом хромпике эмульсия более эластичная.
При работе с мелкими деталями мы добавляли в эмульсию немного цинковых белил, это делало эмульсию менее прозрачной, что позволяло более качественно вести визуальный контроль промывки матрицы.
Эмульсию можно наносить ракель-кюветой, а можно и одежной щеткой из натуральной щетины, наноситься в три захода (наружный, внутренний, наружный) каждый раз полностью высушивается.
После нанесения эмульсии щетку нужно тщательно отмыть, а то задубиться от света и станет "колом".

Почему важно оптимальное время экспозиции?

Качественная трафаретная печать напрямую зависит от правильного времени экспонирования при изготовлении трафарета. 99% дефектов в готовом трафарете вызваны недоэкспонированием:

Потеря мелких деталей во время смывки

Большое количество микроотверстий (pinholes)

Преждевременное разрушение трафарета во время печати или очистки от краски

Трудная или невозможная регенерация трафарета

Что является оптимальной экспозицией?

В Обычные диазо (diazo) и диазофотополимерные (dual-cure) фотоэмульсии необходимо добавлять светочувствительный компонент -diazo sensitizer, который поглощает синий и ультрафиолетовый свет. Во время экспонирования это вещество распадается при этом трафарет "сшивается". Это происходит по всей толщине трафарета. Помните, что слой эмульсии находящийся на сетке со стороны источника света, засветится быстрее, а слою, находящемуся с другой стороны сетки требуется еще некоторое время.

В отличие от diazo эмульсий, однокомпонентные эмульсии на базе чистого фотополимера (pure-photopolymer) уже содержат поглощающие свет ингредиенты, которые и вызывают "сшивание" трафарета. Хотя такие фотоэмульсии быстрее экспонируются, чем diazo-содержащие, все равно, необходимо дополнительное время для засветки более глубоких слоев (с обратной стороны сетки).

Помните об этом всегда, так как именно недоэкспонированная эмульсия с обратной стороны сетки, снижает долговечность трафарета.

Как известно, многие специально делают недоэкспонированные трафареты, поскольку этот путь гарантирует высокую резолюцию при высокодетальной печати - это обычная практика. Этим приемом часто пользуются при неблагоприятных условиях, например, используя эмульсии с низкой резолюцией на белых сетках. Сегодня, благодаря качественным эмульсиям и окрашенной сетке можно получить трафарет с разрешением, большим, чем смогут обеспечить краски, которые будут через него печатаны. Таким образом, пока вы будете использовать высококачественные материалы в изготовлении трафарета, резолюция не будет фактором в выборе времени экспозиции.

Что оказывает влияние на оптимальную экспозицию?

Если спросите 100 трафаретчиков перечислить факторы, влияющие на время экспозиции, ответы будут практически одинаковыми. Но если вы попросите перечислить эти факторы в порядке важности, вероятно, вы получите 100 различных вариантов.

В основном, нужно учитывать шесть факторов (перечислены в порядке важности):

Интенсивность света

Расстояние от лампы до трафарета

Толщина сетки

Цвет сетки

Толщина слоя эмульсии

Тип эмульсии

Как я смогу быстро и точно определить оптимальное время экспозиции?

В то время как существуют несколько способов для определения экспозиции (в том числе и "по изменению цвета"), появился новый метод, который отсекает долгие и менее точные способы. Измеряя интенсивность излучения в узком спектральном диапазоне (актиничный свет), к которому фотоэмульсии наиболее чувствительны, можно предсказать, какая будет требуемая выдержка.

Устройство, использующееся в этом методе - цифровой радиометр. Производители светочувствительных материалов, на основе проведенных испытаний, предоставляют данные, об уровне излучения необходимом для правильной экспозиции.

Выгоды от вторичной экспозиции трафарета (пост-экспозиция).

Пост-экспозиция может быть полезной техникой для увеличения стойкости трафарета. Преимущества, полученные от этого способа, зависят от типа эмульсии.

Диазо (diazo) эмульсии.

Когда диазо эмульсия недоэкспонирована, проявленный и высушенный трафарет сохраняет желтоватый оттенок от неиспользованного диазо-сенситайзера (на этом основан способ определения экспозиции "по изменению цвета"). Этот, частично экспонированный диазо не вымывается из трафарета во время проявки, поскольку уже связан с полимеризованными участками. После сушки, можно дополнительно экспонировать трафарет, при этом диазо обесцветится, улучшается "сшивка" и улучшается стойкость к растворителям и воде. Однако следует помнить, что в зависимости от начальной степени недоэкспонирования, трафарет, хотя и будет химически "сшит" может не быть прочным, и могут появиться микроотверстия в отличие от трафарета, который сразу правильно экспонирован. Нет абсолютно никакого смысла в пост-экспонировании правильно засвеченного трафарета, так как весь diazo уже использован.

Диазофотополимерные (dual-cure) эмульсии.

При недоэкспозиции, ситуация такая же как и с diazo эмульсиями, то есть пост-экспозиция позволит "сшить" трафарет и улучшить стойкость к растворителям и воде. Однако, разница заключается в том, что даже правильно экспонированная dual-cure эмульсия может получить выгоду от пост-экспозиции. Причина - вторая (дополнительная) система "сшивания", которая делает эмульсию "двойной" и полимеризация продолжается даже после того, как весь diazo использован. Это обычно улучшает только стойкость к растворителям и может облегчать регенерацию трафарета.

Фотополимерные эмульсии (однокомпонентные)

Такие фотоэмульсии получают наибольшую пользу от пост-экспозиции. В отличие от диазо, который может быть использован на все 100% при достаточно долгой засветке, молекулы фотополимера могут оказаться очень "упрямы". Только часть их вступает в реакцию очень быстро, и отвечают за короткое время экспозиции фотополимерных эмульсий. Остальная часть молекул остается невыровненными и "сшиваются" с трудом. В этом случае, увеличение времени экспозиции ухудшит резолюцию и детализацию, при некотором улучшении стойкости. Однако, потенциал неиспользованного фотополимера может быть использован с помощью пост-экспозиции, так как во время проявки (смывки) при увлажнении трафарета некоторые из непрореагирующих молекул выравниваются и становятся доступны для "сшивания" при пост-экспозиции. Таким образом, улучшается стойкость к растворителям и воде.

По материалам SAATI Americas

Вам понадобится

  • Цифровой фотоаппарат (не нужен, если вы сами неплохо рисуете), сканер, принтер и компьютер, трафаретная пленка, вода, краска для шелкографии.

Инструкция

через несколько минут пленку нужно поместить в воду, ополоснуть, а частички лишнего покрытия удалить мягкой кистью. Затем досушить влажный негатив под УФ-лампой или на . Негатив готов, теперь можно перенести изображение (надпись) непосредственно на само изделие.

Далее разместите изделие на любой пластиковой панели и приложите готовый негатив к . Негатив плотно прижмите к изделию и нанесите специальной пластиковой лопаточкой любую краску, подходящую для шелкографии. Негатив, если его промыть водой, снова готов к использованию. Используя шелкографию, можно наносить логотип на практически любую сувенирную продукцию.

Видео по теме

Обратите внимание

Возможно, первая печать получится не совсем ровной, но не нужно отчаиваться, если первый блин комом.

Полезный совет

Рамка должна быть изготовлена из твердого дерева, которое не будет крутиться от постоянного пребывания в воде. Лучший размер рамки – 40х50см или 40х60см. Углы рамки должны быть ровные, чтобы рисунок был натянут на рамку правильно и без перекоса. Сетку нужно натянуть на рамку так, чтобы она потом не продавливалась пальцами;

Светочувствительная эмульсия имеет свойство портиться, если не использовать ее в течение полугода. Если хранить эмульсию в темном и холодном месте (например, в нижнем ящике холодильника), то это продлит срок ее годности;

Лампа должна быть мощностью 500 Вт, иметь зеркальный отражатель в корпусе (подойдут лампы, которые подсвечивают бигборды).

Печать изображений на ткани позволяет превратить обычную одежду в неповторимые вещи. Этим можно воспользоваться при подготовке оригинального подарка. Также печать на ткани позволяет нанести на простую футболку выбранную фотографию или картинку.

Вам понадобится

  • -картинка;
  • -принтер;
  • -термотрансферная бумага;
  • -ножницы;
  • -ткань;
  • -утюг;
  • -калька.

Инструкция

Фото с компьютера необходимо будет только перенести на термобумагу, затем прогладить утюгом .

Что потребуется для перевода изображения на поверхность футболки

Для того чтобы реализовать задуманное, необходимо установить на свой компьютер одну из программ, при помощи которой можно будет отредактировать фото. Еще понадобится струйный цветной принтер, а также наиболее подходящее фото в цифровом формате.

Также вам потребуется приобрести однотонную футболку. Расцветка вещи должна быть такой, чтобы на таком фоне фото выглядело наиболее удачно и даже выгодно.

В специализированном магазине вы можете приобрести специальную бумагу LomondTermoTransfer. Для переноса изображения на ткань понадобится любая совершенно плоская поверхность, например, гладильная доска, а также утюг с наиболее подходящим режимом температур.

Пошаговая инструкция создания изображения на футболке

Для начала следует в графическом редакторе перевернуть выбранное фото зеркальным методом. Очень важно, чтобы изображение после редактирования получилось достаточно резким, так как , перенесенная на ткань, будет выглядеть немного размытой. После этого на цветном принтере фото следует так, чтобы на термобумаге получилось обратное изображение.

Перед тем как воспользоваться термобумагой, рекомендуется очень внимательно ознакомиться с инструкцией. Обязательно проследите за тем, чтобы термобумага была загружена в принтер правильной стороной. Далее остается следовать только инструкциям на упаковке термобумаги.

Лист, приложенный к поверхности футболки, необходимо прогладить горячим утюгом. Защитный слой удалять сразу же нельзя, так как бумага должна обязательно полностью остыть.

Для того чтобы вещь с изображением длительное время сохраняла свой первоначальный вид, за ней следует правильно ухаживать. Во-первых, необходимо перед стиркой выворачивать изделие наизнанку. А во-вторых, футболку стирать необходимо не в горячей, а слегка теплой воде.

Источники:

  • Что вам нужно, чтобы сделать изображение на футболке в домашних условиях
  • Как делать изображения на футболках в домашних условиях

Трафаретная печать или шелкография в домашних условиях - это способ нанесения рисунка на разные поверхности методом продавливания краски через специальную сетку. Технология предусматривает перенос изображений на ткани, канцтовары, посуду, полиэтиленовые пакеты и пр. Никаких сверхсложных манипуляций и дорого оборудования не нужно.

Делать шелкографию дома выгодно, потому что это:

  • ручная работа (всегда актуальная и ценная);
  • нет ограничений в видах изображений;
  • яркость и красочность рисунка;
  • широкий выбор материалов - бумага, пластик, ткань;
  • низкая себестоимость;
  • простота технологии;
  • компактность - не нужны отдельное помещение и громоздкое оборудование.

Приспособления для шелкографии занимают минимум места

Сетка для шелкографии

Качество шелкографии зависит от печатной формы, а именно - от ее основы (сетки). Она бывает:

  • Полиэфирной. Используется при печати водными, пластизольными, сольвентными красками. Отличается и вид плетения: холщовые (1:1 - одна нить к другой) и саржевые (2:1 или 2:2). Первые используются чаще.
  • Стальной. Применяется исключительно при работе с термопластичными красками.

Сетки бывают белыми и окрашенными в желтый цвет. Последние обеспечивают максимальную четкость рисунка с подробной детализацией.

Белые и желтые сетки для шелкографии

Обратите внимание на линиатуру. Она присутствует в маркировке. К примеру, маркировка на сетке «№120-34» означает, что размер линиатуры - 120 линий на сантиметр, а 34 - это диаметр нити. Чем выше первый параметр, тем тоньше сетка.

Сетчатое полотно делят на категории в зависимости толщины нитей. Каждая категория обозначается своей буквой (стоит рядом с номером: S, М, Т, HD - от легкой до самой тяжелой). Полотно с толстой нитью прочнее, его натягивают с большим усилием. Толщина нити влияет на то, какое количество краски пройдет через сетку.

При работе с толстым полотном края рисунка теряют четкость. Могут появиться зазубрины. Выбирайте тонкие сетки для мелких изображений.

Рама для шелкографии

Трафаретные рамы используются не только в типографиях, но и в домашних условиях. К ним предъявляют такие требования:

  • многократность использования - в целях удешевления печати;
  • химическая устойчивость - при смывке и нанесении фоточувствительного слоя и краски неизбежен контакт с рамой;
  • жесткость - рамы изготавливают из жесткого, устойчивого к скручиванию и деформации изгиба материала;
  • небольшой вес - рама должна быть легкой, мобильной.

Самые простые трафаретные рамы для шелкографии делают своими руками из прямослойного дерева. Они легкие, дешевые, но чувствительные к воздействию влаги.

Альтернатива - алюминий. Он недорогой, легкий, позволяет достичь необходимого натяжения. Рама из алюминия не подвержена химическому воздействию реагентов, которые используются в шелкографии, подходит для многократного использования, сохраняет геометрию.

Готовые к использованию деревянные рамы

Трафарет без экспонирования и эмульсии

Еще один способ изготовления трафаретов для шелкографии - с применением термопресса. Его разработали американцы. Будет нужен лазерный принтер. Начинайте с распечатки нужного изображения на обычной ксероксной или офсетной бумаге . Печатайте в черно-белом цвете.

Теперь кладите распечатку лицевой стороной на подготовленную трансферную бумагу и отправляйте в термопресс. Потребуется 20 сек. при температуре 110 ०С - изображение с распечатки перенесется на трансферную бумагу .

Ее надо разместить на рамке лицевой стороной вниз и снова положить в термопресс. Этот этап длится полминуты. Рабочая температура - 180 ०С. Трафарет готов.

Так выглядит термопресс

Нанесение рисунка на ткань

Понадобится сетка, рама и краска. При наличии художественного таланта рисунок создают с помощью кисточки, при отсутствии - на компьютере. Новичкам в шелкографии рекомендуем начинать с крупных сплошных изображений, то есть без мелких деталей и сложной геометрии.

Шаг 1. Выбор изображения. Рисунок при трафаретной печати дома может быть любым: логотип, картинка, надпись. Его рисуют или находят в интернете и затем распечатывают на принтере.

Шаг 2. Можно взять готовую рамку с сеткой или натянуть ее самостоятельно, закрепив края строительным степлером. Нужно дополнительно проклеить их бумажной лентой или изолентой - краска не будет растекаться.

Шаг 3. Рамку покрывают фотоэмульсией. Это состав, чувствительный к свету, - потребуется темное помещение. Его наносят сверху вниз, тщательно прорабатывая каждый участок. Рамке дают время высохнуть в горизонтальном положении - примерно 1-3 часа (время зависит от толщины слоя).

Шаг 4. Подсохшую сетку накрывают лоскутом темной ткани. Это защита от засветки. Рамку с сеткой размещают на подставке, лицевой стороной по направлению к источнику света.

Шаг 5. Следующий этап шелкографии на дому - подготовка образца для оттиска. Берут изображение так, как нужно перенести на изделие, переворачивают и размещают на рамке.

Шаг 6. Теперь понадобится прозрачное стекло - с его помощью рисунок прижимают к сетке. Можно включить свет. Для сетки 60х60 см потребуется в среднем 35 минут с лампой 150 Вт, удаленной от изображения на 45 см. После этого на трафарете появляется едва заметный отпечаток.

Шаг 7. Трафаретный рисунок должен быть светонепроницаемым. Чтобы убедиться в этом, посмотрите на него, направив на источник света. Если лучи проникают через картинку, качество будет хромать. Потребуется распечатать еще одну копию и наложить на первую. Другой вариант - закрасить образец маркером.

Шаг 8. Теперь нужно промыть рамку теплой водой. По мере вымывания фотоэмульсии оттиск будет становиться все более выраженным - трафарет готов.

Шаг 9. Подготовленный трафарет кладут на изделие. Рамка с сеткой внешней стороной должна соприкасаться с рабочей поверхностью. Если это ткань, для удобства под низ подкладывают что-то твердое и ровное.

На трафарет выкладывают краску и равномерно распределяют ее при помощи резинового скребка. Чем сильнее надавливать на скребок, тем четче будет рисунок. Нужно учитывать, что высохнув, краска приобретет более темный оттенок.

Шаг 10. Готовое изделие высушивают. Для закрепления изображения ткань проглаживают утюгом.

Краска не должна разрушать материал трафарета. Выбирайте ту, что сохнет не быстрее, чем идет печатный процесс.

Картинка получается яркой и полноцветной

Процесс шелкографии по ткани показан на видео:

Итоги

  • Шелкография на ткани возможна в домашних условиях: она проста и малозатратна.
  • Технологию используют при создании уникальных футболок, сувениров, ручек, подушек, кружек.
  • Трафарет можно создать своими руками, что нужно: ткань, сетка, рама и краска.
  • Современные технологии позволяют создавать трафареты без эмульсии и экспонирования.