Когда говорят об объекте исследования той или иной области знания, подразумевают процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения. Это реально существующая действительность, которая может иметь природное или социальное начало. Многие ученые считают, что каждая конкретная наука не изучает объект в целом, а лишь определенную его часть, в которой проявляются его свойства и закономерности определенного типа. Этот тип связи не характерен тем типам связей, которые изучаются другими социальными науками.
Так, «теория социальной работы» – это система взглядов и представлений по использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих в жизни отдельного индивиды, групп, слоев общества в разных социальных ситуациях, под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.
Очевидно, что к типам связей «теории социальной работы» можно отнести такие связи и взаимодействия, как социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация, социальная защита и т.п.
«К объекту исследования данной науки, по нашему мнению, относятся проблемы взаимодействия, взаимовлияния механизмов регуляции социальных процессов на уровне общества, группы, индивида, а также регуляции поведения субъектов жизнедеятельности различной степени общности».
Таким образом, объектом исследования социальной работы как науки, на наш взгляд, является процесс взаимодействий и взаимовлияний механизмов, методов, средств, способствующих реализации жизненных сил человека в трудной жизненной ситуации.
Основание для классификации и виды объектов теории социальной работы. Следует различать объект социальной работы как науки и социальной работы как практики. Во втором случае, объектом социальной работы, следует называть ту сторону исследования, на которую направлено познание или деятельность. В случае с социальной работой – это индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Говоря об объектах практики социальной работы можно выделить несколько критериев классификации:
− степень общности – индивиды, группы, общины, общество;
− признак объединения – организация, профессиональный коллектив, неформальное объединение, класс;
− уровень (характер) решаемых проблем – социально-психологические, организационно-управленческие, правовые и т.д.
Субъект в теории социальной работы – тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды) и частные лица - специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог) или добровольные помощники - волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.
Классификация субъектов в теории социальной работы
1. Организации, учреждения, социальные институты общества. К ним относятся: во-первых, государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня.
во-вторых, социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
в-третьих, администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделения.
2. Общественные, благотворительные организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, частные социальные службы, организации.
3. Люди, занимающиеся практической СР профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы.
4. Преподаватели, и те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.
5. Исследователи СР: научные работники анализируют состояние СР, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области.
Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.
Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане РФ имеют право на социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение в старости.
Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствий с этическими принципами Международной организации труда:
Достоинство личности — право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.
Свобода выбора — каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или окончательным.
Координация помощи — помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный, координированный и последовательный характер.
Индивидуализация помощи — помощь оказывается прежде всего самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение.
Ликвидация разрыва между санитарным и социальным уходом — при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.
Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.
Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.
Функцию социальной защиты и помощи выполняют и следующие учреждения:
— дома-интернаты;
— отделения дневного и ночного пребывания;
— специальные дома для одиноких престарелых;
— больницы и отделения для хронических больных;
— стационары различного типа;
— территориальные центры социального обслуживания;
— отделения социальной помощи на дому;
— геронтологические центры и т.д.
в социальной работе»
Вариант 1
1. Системы социальных служб бывают следующих видов:
г) региональная и местная.
2. К основным целям управления социальной работой можно отнести следующие:
4. Оказание социальной поддержки, оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации - это:
а) социальное обслуживание;
в) социальная реабилитация;
г) социальная реадаптация.
5. Объектами управления в социальной работе являются:
а) социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению;
б) руководящий состав служб и учреждений, формируемые ими органы управления, наделённые управленческими функциями;
в) работники предприятий бюджетной сферы;
г) работники предприятий внебюджетной сферы.
а) жалобы;
б) обращения;
в) ребования;
г) наличия паспорта.
7. Предоставление социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании – это вид обслуживания, который называется:
8. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем:
б) предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;
в) оказания помощи социальными службами в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах;
г) повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения; помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений.
9. Бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания каждый гражданин вправе получить в следующих органах:
а) в ЖЭКе;
б) по месту работы;
г) отделе кадров.
10. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами
а) бесплатно;
б) за плату;
в) бесплатно и за плату;
г) компенсационно.
11. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб предоставляется:
в) гражданам, работающих на частных предприятиях;
г) работникам внебюджетной сферы.
12. К территориальные центрам социальной помощи семье и детям относятся:
в) социально-реабилитационный центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков;
г) дома дневного пребывания.
13. Основными целями территориальных центров социальной помощи семье и детям являются:
а) организацию работы телефона экстренной психологической помощи;
б) реализация права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, развитие и укрепление семьи, как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семьи и детей;
в) мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения;
14. К задачам территориальных центров социальной помощи семье и детям относятся:
а) выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи, определение и предоставление конкретных видов, форм социально-экономических, медико-социальных, психолого–социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
г) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий.
15. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде:
б) предоставления жилья, выплаты денежных средств, предоставления специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов;
в) уборки квартиры, ухода за лежачими больными,
16. Социальное обслуживание осуществляется на основании:
а) жалобы;
б) обращения;
в) все ответы верны.
17. Функции социального приюта для детей и подростков:
а) предоставление временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях; предоставление подросткам на период пребывания в приюте возможности посещать образовательные учреждения; оказание психологической, психо-коррекционной помощи;
в) предоставление постоянного проживания гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе;
в) инвалиды, родители, опекуны и попечители инвалидов, а также граждане, активно работающие в Обществе, достигшие 16 лет;
г) граждане без определенного места жительства и занятий.
19. Основными задачами учреждений социальной помощи для лиц без определённого места жительства являются:
в) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам; оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе;
г) развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семей.
20. Функции Дома ночного пребывания:
в) предоставление бесплатно для ночлега в течение 12 часов койко-места с постельными принадлежностями; обеспечение талоном на одноразовое бесплатное питание; консультативная помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определения в стационарные учреждения социального обслуживания; нуждающимся - первую доврачебную помощь и санитарную обработку;
г) предоставление постоянного проживания гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.
21. Задачами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются:
а) выявление причин социальной дезадаптации несовершеннолетнего; психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленное на усыновление, установление форм и степени их социальной дезадаптации; разработка индивидуальных программ социальной реабилитации подростков;
б) повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения; помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
в) медицинское обслуживание и лечение, проведение медицинской реабилитации и организация консультаций врачей-специалистов, способствующие продлению активного образа жизни, а также госпитализацию нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения;
г) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий.
22. Основная цель центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей:
а) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий;
в) развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семьи и детей;
г) предоставление постоянного проживания престарелым и инвалидам, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
23. Функции органов системы социальной защиты населения на федеральном уровне:
в) предоставления учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
г) развитие и укрепление семьи, как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семей.
24. К структурным подразделениям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних относятся:
б) организационно-методическое отделение, отделение психолого-педагогическое помощи гражданам;
в) отделение социальной дезадаптации, отделение реализации программ социальной реабилитации;
г) отделение дневного пребывания; стационарное отделение.
25. Задачи специального дома-интерната для престарелых и инвалидов:
в) выявление причин социальной дезадаптации несовершеннолетнего; психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленное на усыновление, установление форм и степени их социальной дезадаптации; разработка индивидуальных программ социальной реабилитации подростков;
г) оказание медицинской помощи, составление индивидуальных реабилитационных программ, предоставление материальной поддержки и предоставление места временного пребывания лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий.
26. Основными целями Всероссийских обществ по работе с инвалидами являются:
а) развитие и укрепление семьи, как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семей;
в) обеспечение психологической защищенности населения, поддержка и укрепление его психического здоровья, создание благоприятных психолого-социальных и социально-педагогических условий для семейного воспитания детей и их социализации;
г) предоставления учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
27. Членами Всероссийского общества инвалидов могут быть следующие граждане:
б) дети-подростки от 4 – 18 лет, добровольно обратившиеся, подкинутые, заблудившиеся, личность которых не установлена;
в) граждане без определенного места жительства и занятий;
г) дети, утратившие семейные, родственные и другие социальные связи; дети, отказавшиеся жить в интернатном учреждении; дети, оставшиеся без попечения и средств к существованию; дети, подвергшиеся любым формам физического или психического насилия.
28. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами
а) бесплатно;
б) за плату;
в) все ответы верны.
а) организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальная экспертиза, оказание протезно-ортопедической помощи и т.д.;
30. Целью создания специального дома-интерната является:
Вариант 2
1. К основным целям управления социальной работой можно отнести следующие:
а) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить всё, что им положено по закону;
б) предоставление учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
в) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация или реадаптация людей в обществе;
г) мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения.
2. Объектами управления в социальной работе являются:
а) социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению;
б) руководящий состав служб и учреждений, формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями;
в) работники предприятий бюджетной сферы;
г) работники предприятий внебюджетной сферы.
3. Субъектами управления в социальной работе являются:
а) работники предприятий бюджетной сферы;
б) руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделённые управленческими функциями;
в) социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению;
г) работники предприятий внебюджетной сферы.
4. Системы социальных служб бывают следующих видов:
а) ведомственная и межведомственная;
б) государственная и муниципальная;
в) международная и государственная;
г) региональная и местная.
5. Оказание социальной поддержки, оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, – это:
а) социальное обслуживание;
б) оказание материальной помощи;
в) социальная реабилитация;
г) социальная интеграция.
6. Социальное обслуживание осуществляется на основании:
а) жалобы;
б) обращения;
в) требования.
7. Бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания каждый гражданин вправе получить в следующих органах:
а) в ЖЭКе;
б) по месту работы;
в) государственной системе социальных служб;
г) отделе кадров.
8. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде:
а) денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
б) предоставления жилья, оплаты задолженностей, выплаты денежных средств, предоставления специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов;
в) уборки квартиры, ухода за лежачими больными.
9. Предоставление социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, – это вид обслуживания, который называется:
а) социальное обслуживание в стационарных учреждениях;
б) социальное обслуживание на дому;
в) учреждения социального обслуживания дневного пребывания;
г) центр психолого-педагогической помощи населению.
10. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем:
а) предоставления учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
б) предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;
в) оказания помощи социальными службами в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.
11. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами
а) бесплатно;
б) за плату;
в) все ответы верны.
12. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб предоставляется:
а) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
б) работникам бюджетной сферы;
в) гражданам, работающих на частных предприятиях.
13. К территориальным центрам социальной помощи семье и детям относятся:
а) центры психолого-педагогической помощи населению;
б) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
в) социально-реабилитационный центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков.
14. Основными целями территориальных центров социальной помощи семье и детям являются:
а) организация работы телефона экстренной психологической помощи;
б) реализация права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семьи и детей;
в) мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения.
15. К задачам территориальных центров социальной помощи семье и детям относятся:
а) выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи, определение и предоставление конкретных видов, форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающихся в социальной помощи;
б) повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения; помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
в) медицинское обслуживание и лечение, проведение медицинской реабилитации и организация консультаций врачей-специалистов, способствующие продлению активного образа жизни, а также госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения.
16. Задачами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются:
а) выявление причин социальной дезадаптации несовершеннолетнего; психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленное на усыновление, установление форм и степени их социальной дезадаптации; разработка индивидуальных программ социальной реабилитации подростков;
б) повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения; помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
в) медицинское обслуживание и лечение, проведение медицинской реабилитации и организация консультаций врачей-специалистов, способствующие продлению активного образа жизни, а также госпитализацию нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения.
17. К структурным подразделениям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних относятся:
а) отделение социального обслуживания на дому, отделение срочного социального обслуживания, социальная столовая;
б) организационно-методическое отделение, отделение психолого-педагогической помощи гражданам;
в) отделение социальной дезадаптации; отделение реализации программ социальной реабилитации; отделение дневного пребывания; стационарное отделение.
18. Основная цель центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей:
а) развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семьи и детей;
б) обеспечение временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 16 лет, и оказание всесторонней помощи органами опеки и попечительства в их дальнейшем устройстве;
в) постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
19. Функции социального приюта для детей и подростков:
а) предоставление временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях; предоставление подросткам на период пребывания в приюте возможности посещать образовательные учреждения; оказание психологической, психокоррекционной помощи;
б) предоставление временного места пребывания или ночлега; оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи к условиям жизни в обществе;
в) предоставление постоянного проживания гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.
а) граждане без определенного места жительства и занятий;
б) дети-подростки от 4 – 18 лет, добровольно обратившиеся, подкинутые, заблудившиеся, личность которых не установлена; дети, утратившие семейные, родственные и другие социальные связи; дети, отказавшиеся жить в интернатном учреждении; дети, оставшиеся без попечения и средств к существованию; дети, подвергшиеся любым формам физического или психического насилия;
в) инвалиды, родители, опекуны и попечители инвалидов, а также граждане, активно работающие в Обществе, достигшие 16 лет.
21. Основными задачами учреждений социальной помощи для лиц без определенного места жительства являются:
а) оказание медицинской помощи, составление индивидуальных реабилитационных программ, предоставление материальной поддержки и предоставление места временного пребывания лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий;
б) выявление причин социальной дезадаптации несовершеннолетнего; психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленное на усыновление, установление форм и степени их социальной дезадаптации; разработка индивидуальных программ социальной реабилитации подростков;
в) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам; оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.
22. Функции Дома ночного пребывания:
а) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам;
б) развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семей;
в) предоставление бесплатно для ночлега в течение 12 часов койко-места с постельными принадлежностями; обеспечение талоном на одноразовое бесплатное питание; консультативную помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определения в стационарные учреждения социального обслуживания; нуждающимся - первую доврачебную помощь и санитарную обработку.
23. Задачи специального дома-интерната для престарелых и инвалидов:
а) предоставление бесплатно для ночлега в течение 12 часов койко-места с постельными принадлежностями; обеспечение талоном на одноразовое бесплатное питание; консультативная помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определения в стационарные учреждения социального обслуживания; нуждающимся - первую доврачебную помощь и санитарную обработку;
б) осуществление мероприятий по социально-трудовой реабилитации проживающих с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции их в общество; организация ухода и надзора за проживающими, их досуга, оказание им медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;
в) выявление причин социальной дезадаптации несовершеннолетнего; психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленное на усыновление, установление форм и степени их социальной дезадаптации; разработка индивидуальных программ социальной реабилитации подростков.
24. Целью создания специального дома-интерната является:
а) предоставление постоянного проживания гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе;
б) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам;
в) обеспечение психологической защищенности населения, поддержка и укрепление его психического здоровья, создание благоприятных психолого-социальных и социально-педагогических условий для семейного воспитания детей и их социализации.
25. Основными целями Всероссийских обществ по работе с инвалидами являются:
а) развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семей;
б) защита прав и интересов, социальная реабилитация и интеграция, приобщение к труду, образованию, культуре и спорту, развитие общественной активности инвалидов по зрению, содействие удовлетворению их материально-бытовых нужд;
в) обеспечение психологической защищенности населения, поддержка и укрепление его психического здоровья, создание благоприятных психолого-социальных и социально-педагогических условий для семейного воспитания детей и их социализации.
26. Членами Всероссийского общества инвалидов могут быть следующие граждане:
а) инвалиды, родители, опекуны и попечители инвалидов, а также граждане, активно работающие в Обществе, достигшие 16 лет, проживающие на территории Российской Федерации;
б) дети-подростки от 4 – 18 лет, добровольно обратившиеся, подкинутые, заблудившиеся, личность которых не установлена; дети, утратившие семейные, родственные и другие социальные связи; дети, отказавшиеся жить в интернатном учреждении; дети, оставшиеся без попечения и средств к существованию; дети, подвергшиеся любым формам физического или психического насилия;
в) граждане без определенного места жительства и занятий.
27. Социальное обслуживание осуществляется на основании:
а) жалобы;
б) обращения;
в) все ответы верны.
28. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами:
а) бесплатно;
б) за плату;
в) все ответы верны.
29. Функции органов системы социальной защиты населения на региональном уровне:
а) организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальная экспертиза, оказание протезно-ортопедической помощи и т.д.;
б) предоставления учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
в) обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановая и финансово-экономическая деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем.
30. Функции органов системы социальной защиты населения на федеральном уровне:
а) организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальная экспертиза, оказание протезно-ортопедической помощи и т.д.;
б) обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановая и финансово-экономическая деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем;
в) предоставления учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Тестовые задания по дисциплине «Занятость населения и ее регулирование»
Вариант 1
1. Неподходящая работа – это:
б) предполагаемый заработок на данной работе ниже среднего заработка гражданина;
в) нe соответствует желаниям гражданина;
2. Занятыми считаются граждане:
а) неработающие студенты - заочники;
в) ищущие работу;
3. Безработными не могут быть признаны:
а) инвалиды 3 группы;
б) не достигшие 18 лет;
в) пенсионеры по возрасту;
4. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее:
б) 11 дней;
г) 28 дней.
5. Может ли быть предложена, гражданину одна и та же работа?
в) по усмотрению службы занятости;
г) по просьбе гражданина.
в) только для длительно неработающих;
г) по усмотрению гражданина.
7. Распространяется ли законодательство о занятости населения в РФ на постоянно проживающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства:
в) только на Ближнее зарубежье;
г) только на Дальнее зарубежье.
8. Какие бесплатные услуги оказывает безработным служба занятости:
а) патронаж безработных;
б) медицинская помощь;
в) профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и переподготовка по направлению службы занятости;
а) беженцы;
б) вынужденные переселенцы;
в)жены (мужья) военнослужащих;
г) матери-одиночки.
10. Безработица считается застойной, если длится:
а) 3 - 6 месяцев;
б) 6 - 12 месяцев;
в) 12 - 18 месяцев;
г) более 18 месяцев.
11. Доля официально зарегистрированных безработных от численности всей рабочей силы:
а) часть безработицы;
б) уровень безработицы;
в) продолжительность безработицы;
г) степень безработицы.
12. За какой период администрация предприятия (штат более 500 работников) обязана уведомить профсоюзные органы о предстоящем массовом увольнении работников:
а) за 1 месяц;
б) за 3 месяца;
в) за 6 месяцев;
г) за 12 месяцев.
а) бюджетным фондом;
б) внебюджетным фондом;
в) целевым бюджетным фондом;
г) благотворительным фондом.
14. Какие организации имеют право распоряжаться средствами занятости?
б) служба занятости;
в) народный суд;
г) общественные организации.
15. Работа считается подходящей, если:
а) соответствует желаниям и намерениям работника;
б) находится в пределах транспортной доступности рабочего места;
в) заработная плата выше прожиточного минимума;
г) не соответствует полученной специальности.
16. Безработица, возникшая при излишней занятости в отдельных отраслях, называется:
а) текучая;
б) скрытая,
в) застойная;
г) циклическая.
17. Безработица, связанная с перестройкой в экономике, вследствие научно-технического развития, носит название:
а) фрикционная;
б) структурная;
в) циклическая;
г) застойная.
18. Встать на учет в Центр занятости можно в возрасте:
19. Причина безработицы:
а) недостаток рабочих мест;
б) низкая заработная плата рабочих;
в) вредные, опасные условия труда;
г) избыток незанятой рабочей силы.
20. Засчитывается ли период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице в общий трудовой стаж:
в) по усмотрению Центра занятости;
г) по просьбе гражданина.
21. Выплачивается ли пособие по безработице в период отпуска по беременности и родам:
в) только в первые 3 месяца;
г) в течение 6 месяцев.
22. Первые три месяца пособие по безработице начисляется в размере:
г) 25% среднемесячного заработка по последнему месту работы.
23. Может ли пособие по безработице начисляться в размере ниже минимального заработка:
в) в исключительных случаях;
24. В каком году был принят ФЗ «О занятости населения в РФ»?
а) в 1991 году;
б) в 2000 году:
в) в 2002 году;
г) в 2003 году.
25. Доходы фонда занятости формируются за счет:
а) средств, оставшихся от пособия по безработице;
б) добровольные взносы предприятий и граждан;
в) доходы от предпринимательской деятельности фонда;
г) спонсорской помощи.
26. Безработным считается гражданин:
а) пенсионер по старости;
б) зарегистрированный в службе занятости;
в) незарегистрированный в службе занятости;
г) гражданин, проходящий военную службу.
27. Средства фонда занятости, не использованные в отчетном году:
а) переходят на следующий финансовый год;
б) подлежат изъятию;
в) уничтожаются;
г) распределяются между работниками фонда.
28. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации:
а) свободу выбора рода деятельности;
б) высокую оплату труда;
в) занятость в любое время суток;
г) карьерный рост.
29. Могут быть признаны безработными следующие категории граждан:
а) инвалиды 3 группы;
в) пенсионеры по старости;
г) осужденные к лишению свободы.
а) инвалиды;
б) пенсионеры;
г) молодежи.
Вариант 2
1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации безработных осуществляется в следующих случаях:
а) гражданин утратил способность к выполнению работу по прежней квалификации;
б) гражданин дважды отказался от предложенной ему подходящей работы;
г) по усмотрению Центра занятости.
2. Может ли существовать рынок труда, если все трудоспособное население занято?
в) частично;
г) в зависимости от политики занятости государства.
3. Безработица, связанная с подъемами и спадами экономики, называется:
а) фрикционная;
б) циклическая;
в) хроническая;
г) сезонная.
4. Экономически неактивное население - это:
г) лица в возрасте до 18 лет.
5. Лиц, самостоятельно осуществляющих деятельность, приносящую доход, без использования наемных работников, называют:
б) работодатели;
в) наемные работники;
г) частные предприниматели.
6. Работа на том предприятии, в подразделении которого находится трудовая книжка работника, называется его:
а) дополнительной работой;
б) основной работой;
в) главной работой;
г) существенной работой.
7. Качественный состав безработных характеризуется:
а) распределением занятых по сферам и отраслям экономики;
б) продолжительностью периода безработицы;
в) размером пособия по безработице;
г) уровнем образования безработных граждан.
8. Неполная видимая занятость определяется количеством лиц наемного труда, вынужденных работать:
а) меньше установленной законом продолжительности рабочего времени;
б) больше установленной законом продолжительности рабочего времени;
в) то полный, то неполный рабочий день;
г) с несоблюдением техники безопасности.
9. Регулируются ли Трудовым кодексом РФ порядок и условия заключена трудового договора?
в) частично;
г) по усмотрению работодателя.
10. Неподходящая работа – это:
а) работа, связанная с переменой места жительства с согласия гражданина;
б) предполагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина;
в) не соответствует желаниям гражданина;
г) противоречит вероисповеданию гражданина.
11. Биржа труда занимается:
а) социальной защитой безработных;
б)патронажем безработных на дому;
в) оказывает медицинскую помощь безработным;
г) социально-бытовое обслуживание.
12. Государственная политика в области занятости направлена:
а) на обеспечение неравных возможностей граждан по полу, возрасту, социальному положению;
б) на соблюдение добровольности труда;
в) на выплату пособия по безработице;
13. Нуждаются ли в дополнительных гарантиях занятости лица, освобожденные из учреждений, где они исполняли наказание?
в) только те, кто захочет работать;
14. Время пребывания в качестве безработного - это:
а) продолжительность безработицы;
б) срок безработицы;
в) проблемный период;
г) сложный период.
15. Относятся ли лица, проходящие службу в Вооруженных силах, к занятому населению?
в) только в ВВС;
г) только в МВД.
16. Максимальное удовлетворение потребностей общества при минимальных трудозатратах называют:
а) эффективной занятостью:
б) неэффективной занятостью;
в) удовлетворительной занятостью;
г) неудовлетворительной занятостью.
17. Каков размер пособия по безработице для лиц, состоящих на учете в службе занятости, в течение 4-8 месяцев?
а) 75% среднемесячного заработка по последнему месту работы;
б) 60% среднемесячного заработка по последнему месту работы;
в) 45% среднемесячного заработка по последнему месту работы;
18. Законодательство РФ о занятости населения состоит:
а) из ФЗ « О занятости населения в РФ»;
б) из Семейного кодекса;
в) из Уголовного кодекса;
г) из Конституции РФ.
19. Считаются ли граждане, проходящие очный курс обучения в учреждениях высшего профессионального образования, незанятыми?
в) частично занятыми;
г) только на 1 курсе обучения.
20. Имеют ли несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет право на бесплатную консультацию в органах службы занятости?
в) только от 14 до 16 лет;
г) только до 14 лет.
21. Имеют ли профсоюзы право участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения?
в) по желанию;
г) в зависимости от отрасли деятельности.
22. Какие органы предоставляют информацию о численности и профессионально-квалификационной структуре выпускников, нуждающихся в трудоустройстве по запросу органов службы занятости?
а) органы внутренних дел;
б) органы образования;
в) органы социальной защиты;
г) органы здравоохранения.
23. Каков размер пособия по безработице, для лиц, состоящих на учете в службе занятости в течение 9 - 12 месяцев?
а) 75% среднемесячного заработка по последнему месту работы;
б) 60% среднемесячного заработка по последнему месту работы;
в) 45% среднемесячного заработка по последнему месту работы;
г) 30% среднемесячного заработка по последнему месту работы.
24. Может ли быть размер пособия по безработице выше величины прожиточного минимума?
в) в исключительных случаях;
г) по усмотрению службы занятости.
25. Субъектами рынка труда являются:
а) наемные работники;
б) студенты вузов;
в) пенсионеры;
г) волонтеры.
26. Одно из условий специфичности труда как товара:
б) труд одного человека - собственность всего общества;
27. Лица в рабочем возрасте способные физически и психически участвовать в трудовом процессе:
а) взрослое население;
б) активное население;
в) трудоспособное население;
г) способное население.
28. Согласно законодательству РФ границы трудоспособного возраста у женщин составляют:
а) 15-49 лет;
б) 16-50 лет;
в) 16-54 лет;
29. Согласно законодательству РФ, границы трудоспособного возраста у мужчин составляют:
а) 15-60 лет;
б) 16-59 лет;
в) 16-55 лет;
30. Лица, трудоспособного возраста, участвующие в общественном производстве:
в) безработные;
г) незанятые.
Вариант 3
1. Одно из условий функционирования рынка труда:
а) наличие материальных ресурсов;
б) высокая степень мобильности субъектов;
в) наличие большого количества работодателей;
г) наличие высшего образования у граждан.
2. Как называется соглашение между работодателем и работником, закрепляющее права и обязанности и сторон?
а) трудовое соглашение;
б) трудовой договор;
в) контракт;
г) устная договоренность.
3. Назовите основной документ, в котором указаны права и обязанности работника:
а) ФЗ «О занятости населения в РФ»;
б) Конституция РФ;
в) Трудовой кодекс;
г) Уголовный кодекс.
4. Рабочие места являются объектами рынка:
б) рабочих мест;
в) товаров;
5. Предложение труда формируют:
а) незанятые граждане, которые ищут рабочее место;
б) работники промышленных предприятий;
в) работодатели;
г) выпускники учебных заведений.
6. Цели политики на рынке труда:
а) содействие ищущим работу; :
б) материальная помощь;
в) оказание медико-психологической помощи безработным;
г) обеспечение всем гражданам рабочих мест.
7. Одной из основных задач Центра занятости населения является:
а) сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;
б) оказание помощи в написании проектов;
в) патронаж безработных на дому;
г) социально-бытовое обслуживание.
8. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости:
а) с оплатой услуг 100%;
б) с оплатой услуг 50%;
в) бесплатно;
г) с оплатой услуг в зависимости от материального положения граждан.
9. С целью стабилизации положения в области занятости населения государством был принят закон:
а) «Занятость России»;
б) «О занятости населения в РФ»;
в) «О политике занятости»;
г) «Об обеспечении занятости».
10. Общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу - это:
а) временные работы;
б) общественные работы;
в) вынужденные работы;
г) сезонные работы.
11. Субъектами рынка труда являются:
а) наемные работники:
б) студенты вузов;
в) пенсионеры;
г) лица в возрасте до 18 лет.
12. Одно из условий специфичности труда как товара:
а) фиктивный товар, изначально для продажи не предусмотрен;
б) труд одного человека – собственность всего общества;
в) труд не продается за деньги;
г) труд продается за очень большие деньги.
13. Считаются ли граждане, проходящие очный курс обучения в учреждениях высшего профессионального образования, незанятыми?
в) частично занятыми;
г) по усмотрению службы занятости.
14. Имеют ли несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет бесплатную консультацию в органах службы занятости?
в) только от 14 до 16 лет;
г) только до 14 лет.
15. Экономически неактивное население – это:
а) лица получающие пенсии по старости или инвалидности;
б) лица занимающиеся поиском работы;
в) лица, готовые приступить к работе;
г) лица в возрасте до 18 лет.
16. Лиц, самостоятельно осуществляющих деятельность, приносящую доход, без использования наемных работников, называют:
а) лица, работающие на индивидуальной основе;
б) работодатели;
в) наемные работники;
г) частные предприниматели.
17. Профессиональная подготовка, повышение квалификации безработных осуществляется в следующих случаях:
а) гражданин утратил способность к выполнению работы по прежней квалификации;
б) гражданин дважды отказался от предложенной ему подходящей;
в) назначения безработному пенсии по старости;
г) по усмотрению Центра занятости.
18. Не могут быть признаны безработными следующие категории граждан:
а) инвалиды 3 группы;
б) не достигшие 16-летнего возраста;
в) не достигшие 18-летнего возраста;
г) выпускники профессиональных училищ.
а) инвалиды;
б) пенсионеры;
в) беженцы, вынужденные переселенцы;
г) молодежи.
20. Первые три месяца пособие по безработице начисляется в размере:
a) 75% среднемесячного заработка по последнему месту работы;
б) 60% среднемесячного заработка по последнему месту работы;
в) 45% среднемесячного заработка по последнему месту работы;
г) 30% среднемесячного заработка по последнему месту работы.
21. Может ли пособие по безработице начисляться в размере ниже минимального заработка?
в) в исключительных случаях;
г) по усмотрению Центра занятости.
22. Безработица, связанная с перестройкой в экономике, вследствие научно-технического развития, носит название:
а) фрикционная;
б) структурная;
в) циклическая;
г) застойная.
23. Встать на учет в Центр занятости можно в возрасте:
24. Государственный фонд занятости является:
а) бюджетным фондом;
б) внебюджетным фондом;
в) целевым бюджетным фондом;
г) благотворительным фондом.
25. Какие организации имеют право распоряжаться средствами фонда занятости?
а) учреждения социальной защиты;
б) служба занятости;
в) народный суд;
г) общественные организации.
26. Занятыми считаются граждане:
а) ищущие работу;
б) временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском;
в) неработающие студенты заочники;
г) находящиеся на пенсии по старости.
27. Безработными не могут быть признаны:
а) инвалиды 3 группы;
б) не достигшие 18 лет;
в) пенсионеры по возрасту;
г) выпускники профессиональных училищ.
28. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее:
б) 11 дней;
в) 13 дней;
г) 28 дней.
29. Последствием безработицы можно назвать:
а) снижение уровня жизни семьи безработного;
б) повышение качества жизни безработного;
в) улучшение психологического состояния гражданина;
г) улучшение материального положения.
30. Безработица, связанная с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, называется:
а) скрытая,
б) сезонная;
в) летняя;
г) структурная.
Вариант 4
1. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы занятости:
а) через 1 месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными;
б) через 3 месяца со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными;
в) через 6 месяцев со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными;
г) через 9 месяцев со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
а) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
б) условия труда соответствуют правилам и нормам по охране труда;
в) гражданин не согласен работать на данном предприятии;
г) противоречит вероисповеданию гражданина.
3. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена:
а) на развитие материальных ресурсов;
б) на обеспечение неравных возможностей всем гражданам Российской Федерации;
в) на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
г) на обеспечение рабочими местами.
4. Граждане имеют право:
а) на уход на дому;
б) на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости;
в) на получение высшего образования по направлению службы занятости;
г) на бесплатное медицинское обслуживание.
5. Оплачиваемая работа считается подходящей для граждан:
а) впервые ищущих работу;
б) согласившихся повысить квалификацию по имеющейся профессии;
в) состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев;
г) находящихся на пенсии по старости.
6. Государство гарантирует безработным гражданам:
а) профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
б) обязательное предоставление места работы по специальности гражданина;
в) обеспечение социального патронажа;
г) социально-бытовое обслуживание.
7.Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
а)возможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
б) гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии;
в) гражданин является единственным кормильцем в семье;
г) гражданин этого желает.
8. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют:
а) работающие инвалиды:
б) жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
в) граждане, имеющие профессию;
г) молодежь.
9. Государство гарантирует безработным:
а) выплату пособия по безработице, в том числе в период временной трудоспособности безработного;
б) предоставление социальной субсидии;
в) возможность свободного передвижения по стране;
г) обеспечение места работы.
10. Согласно законодательству РФ границы трудоспособного возраста у мужчин составляют:
а) 15-60 лет;
б) 16-59 лет;
в) 16-55 лет;
г) 18-50 лет.
11. Лица трудоспособного возраста, участвующие в общественном производстве:
а) экономически активное население;
б) экономически пассивное население;
в) безработные;
г) незанятые.
12. Встать на учет в Центр занятости можно в возрасте:
13. Государственный фонд занятости является:
а) бюджетным фондом;
б) внебюджетным фондом;
в) целевым бюджетным фондом;
г) благотворительным фондом.
14. Первые три месяца пособие по безработице начисляется в р..
а) 75% среднемесячною заработка но последнему месту работы;
б) 60% среднемесячною заработка но последнему месту работы;
в) 45% среднемесячною
С.с-это структура, выполняющая определенные функции соц. защиты, помощи, поддержки.
Это предприятие или учреждение независимо от формы собственности предоставляющие соц. услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью"по соц. обслуживанию населения без образования юр.-го лица.
Виды соц. служб:
Государственные
Коммерческие
Смешанные
Службы, работающие при благотвор.-ых фондах, религиозных и общественных организациях.
Учр-ния с-мы соц. обсл-я:
Комплексные цетры соц.обсл-я
Территор. Центры помощи семье и детям
Цсо инв. И пожилых
Соц. реабилит центры
Соц. приюты
Центры психол-пед. Помощи нас-ю
Тел. Доверия
Дома-интернаты
Геронтлог. Центры
Кризисные центры.
Сфера деятельности соц. служб:
Оказание мат.-ой помощи и помощи на дому
Постоянное обслуживание в условиях стационара
Предоставление временного приюта
Организация дневного пребывания
Консультативная помощь
Соц. патронаж семей, детей, отдельных граждан
Соц. Реабилитация (несовершеннолет.-х, вернувшихся из мест заключения)
Соц. помощь детям, оставшимся без попечения родителей
Организация торгового обслуживания
Соц.-бытовые и ритуальные услуги.
Гос.-ые с.с. концентрируют свое внимание на следующих категориях:
семья, престарелые, одинокие, пенсионеры, дети и инвалиды. Типичной гос.-ой территориальной с.с. является центр социального обслуживания, структура и масштаб деятельности которого зависят от контингента обслуживаемых. Обычно такой центр включает отделения социальной помощи на дому, отделения дневного пребывания для пенсионеров и инвалидов, отделение срочной соц. помощи.
Виды соц. служб: службы семьи, службы соц.мед., психол.помощи, соц. обесп-я, прав.помощи, сл. Обр-я, зан-ти, соц. служба помощи детям и молодежи.
35.Профилактика как метод в соц. Работе.
Проф.-ка –научнообосн. и своевременно предпринимаемые дей-я, направленные на:а) предотвращ-е возможных физич., психол, социокультур. проблем отд. индивидов или групп б) сохран-е, поддерж-е нормал. уровня жизни и здоровья яюдей; в)содей-е в достижении поставленных целей и раскрытии внутр. потенциала.Проф-кой занимаются не только лечебно-проф. учр-я, но и все соц. орг-ции и учр-я.Очень актуальна в наст. время проф-ка таких соц. патологий как преступ-ть, алк-м, наркомания, токсик-я, т.е. предметом проф-ки явл. дев. повед-е. На ур. деят-ти соц. р-ка сущ. 5 моделей его деят-ти: 1.Информац .Деят-ть направлена на информ-е клиента о возм. негат. посл-ях употр-я или соверш-я девиант. Поступков. Акцент-на запугивании, либо на осознании возм. послед-й в жизни ч-ка. В основе модели-идеи Ж.Пиаже о связи когнит. и морал. развития. 2.Эмоц. модель. Основана на предст-ях о том, что к дев. повед-ю склонны прежде всего люди с недостаточно развитой эмоц. сферой или имеющие какие-л. эмоц. травмы.Недостатки развития эмоц. сферы:неадекв с/о, низкая с/о, неспос-ть к выраж-ю чувств, неразвитость эмпатии.Задача-развитие недостатков. 3.Соц. модель – на форм-ние отклоняющегося соц.пов-я оказывает влияние соц.среда. «Соц. ситуация риска» - хар-ка соц.среды, к-я обладает повышенной вер-тью опр.нарушений. «Защитный фактор» - хар-ка л-ти, к-я может способствовать предупреждению возникновения соц. отклонений. Хар-ки защитного пов-я: коммуникат. кач-ва, адекватн. с/о, уверенность в себе, наличие цели в жизни, навыки преодоления проблем, спос-ти к саморегуляции. Задача-избавиться от ситуации риска и выработать защит. факторы.4.Поведенч. модель – за основу берет идеи бихевиоризма. Причиной совершения девиантн. поступков явл-ся несформ-сть опр. сп-бов пов-я в опр. ситуациях. Лазарус «у ч-ка сущ-ют дефициты пов-я» - отсутствие сп-бов пов-я в конкр. ситуациях. Задача- отрабатывать разные сп-бы повед-я путем многократ. повторения.5. Модель альтернативных видов д-ти – т.е. таких видов д-ти, к-е способны вызывать такие же психич. состояния, что и антиобщественные формы д-ти, но в соц. приемлемой форме. Склонность к риску, поиск острых ощущуний, повышенная поведенч. активность, потр-ть к саморегуляции могут удовлетворяться в альтерн. видах д-ти:прыжки с парашютом, гонки, разл. вида путешествия (на велосипеде, по реке), виды спорта (альпинизм, бокс, соревнования).6.Подход на укрепление зд-я или форм-ние ЗОЖ – информирование + орг-ция образа жизни.
Пр-пы осуществления проф-ки : 1.системный хар-р проф-ки – изменение лич-ти + окружение.2.Учитывает то факт, что предупредить соц.явл-я гораздо проще, чем потом его корректировать.3.Проф-ка ориентирована на решении проблем, к-х м/б еще и нет,т.е. проф-ка тесно связана с тех-ей прогноз-я.
Центр. частью преод-я криз. состояния и опред-я путей выхода из труд. ситуаций,приводящих к дев. повед-ю,явл.профилактич. беседа. Этапы:1.устан-е эмоц. контакта с клиентом,вз/отн-й сопереживающего партнер-ва. 2. Устан-е послед-ти событий, к-рые ведут к кризису 3. снять ощущения безысход-ти 4.Совмест. планир-е деят-ти по преод-ю кризисной ситуации 5. окончат. формир-е плана деят-ти, активная психол. Поддержка.
Вывод: проф-ка явл. 1 из осн. и перспектив. напр-ний деят-ти в СР. Легче, с гораздо меньшими издержками д/об-ва и л-ти, не допустить возм. отклонений в дей-ях или поведении, чем потом бороться с негат. посл-ями.
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Кафедра «Теории и практики социально-гуманитарных технологий»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Разработчик:
ассистент кафедры «Социальной педагогики»
Черевко М.А.
Хабаровск
^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
"ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИОННО - АДМИНИСТРАТИВНОЙ
РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
^ ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:
СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ БЫВАЮТ СЛЕДУЮЩИХ ВИДОВ:
Б) государственная и муниципальная;
В) международная и государственная;
Г) региональная и местная.
^ К ОСНОВНЫМ ЦЕЛЯМ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ МОЖНО ОТНЕСТИ СЛЕДУЮЩИЕ:
Б) предоставление учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам,
В) увеличение степени самостоятельности клиентов, их
способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация или реадаптация людей в обществе;
Г) мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения.
^ СУБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ЯВЛЯЮТСЯ :
Б) руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями;
ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ, ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ, СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ УСЛУГ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ГРАЖДАН,
^ НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ -
Б) оказание материальной помощи;
В) социальная реабилитация;
Г) социальная реадаптация.
^ ОБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ЯВЛЯЮТСЯ:
Б) руководящий состав служб и учреждений, формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями;
В) работники предприятий бюджетной сферы;
Г) работники предприятий внебюджетной сферы.
^ :
Б) обращения;
В) требования;
Г) наличия паспорта.
^ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ, НУЖДАЮЩИМСЯ В ПОСТОЯННОМ ИЛИ ВРЕМЕННОМ НЕСТАЦИОНАРНОМ СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ -
а) социальное обслуживание в стационарных учреждениях;
Б) социальное обслуживание на дому;
В) учреждения социального обслуживания дневного пребывания;
Г) центр психолого-педагогической помощи населению.
^ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ :
оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
Б) предоставления социальных услуг гражданам, частично
или полностью утратившим способность к самообслуживанию
и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечения создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера (питание и уход, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга);
В) оказания помощи социальными службами в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим
в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах;
Г) повышения стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения; помощи гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений.
^ БЕСПЛАТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ВОЗМОЖНОСТЯХ, ВИДАХ, ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН ВПРАВЕ ПОЛУЧИТЬ В СЛЕДУЮЩИХ ОРГАНАХ:
Б) по месту работы;
В) в государственной системе социальных служб;
Г) в отделе кадров.
^ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ :
Б) за плату;
В) бесплатно и за плату;
Г) компенсационно.
^ БЕСПЛАТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ:
Б) работникам бюджетной сферы;
В) гражданам, работающим на частных предприятиях;
Г) работникам внебюджетной сферы.
^ К ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ЦЕНТРАМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ОТНОСЯТСЯ:
Б) стационарные учреждения социального обслуживания
(дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физически
ми недостатками);
В) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков;
Г) дома дневного пребывания.
^ ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ЯВЛЯЮТСЯ:
Б) реализация права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий
жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семьи и детей;
В) мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения;
Г) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий.
^ К ЗАДАЧАМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ОТНОСЯТСЯ:
Б) повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения; помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
медицинской реабилитации и организация консультаций врачей-специалистов, способствующие продлению активного образа жизни, а также госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения;
Г) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий.
^ МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ГРАЖДАНАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В ВИДЕ:
а) денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также
специальных транспортных средств, технических средства реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
Б) предоставления жилья, выплаты денежных средств, предоставления специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов;
В) уборки квартиры, ухода за лежачими больными.
^ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ :
Б) обращения;
В) все ответы верны.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ :
посещать образовательные учреждения; оказание психологической, психокоррекционной помощи;
Б) предоставление временного места пребывания или ночлега; оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи к условиям жизни в обществе;
В) предоставление постоянного проживания гражданам,
частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе;
Г) предоставление учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
^ К КАТЕГОРИЯМ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЛИЦ СОЦИАЛЬНЫМ ПРИЮТОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ОТНОСЯТСЯ:
Б) дети-подростки от 4 до 18 лет, добровольно обратившиеся, подкинутые, заблудившиеся, личность которых не установлена; дети, утратившие семейные, родственные
другие социальные связи; дети, отказавшиеся жить в интернатном учреждении; дети, оставшиеся без попечения и средств к существованию; дети, подвергшиеся любым формам физического или психического насилия;
В) инвалиды, родители, опекуны и попечители инвалидов, а также граждане, активно работающие и достигшие 16 лет;
Г) граждане без определенного места жительства и занятий.
^ ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ЛИЦ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА ЯВЛЯЮТСЯ:
Б) выявление причин социальной дезадаптации несовершеннолетнего; психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленных на усыновление, установление форм и степени их социальной дезадаптации; разработка индивидуальных программ социальной реабилитации подростков;
В) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам; оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из
мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе;
^ ФУНКЦИИ ДОМА НОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ:
Б) развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семей;
В) предоставление бесплатно для ночлега в течение 12 часов койко-места с постельными принадлежностями; обеспечение талоном на одноразовое бесплатное питание; консультативная помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определение в стационарные учреждения социального обслуживания; нуждающимся - первую доврачебную помощь и санитарную обработку;
Г) предоставление постоянного проживания гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.
^ ЗАДАЧАМИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЯВЛЯЮТСЯ:
Б) повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения; помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
В) медицинское обслуживание и лечение, проведение
медицинской реабилитации и организация консультаций врачей-специалистов, способствующие продлению активного образа жизни, а также госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения;
Г) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий.
^ ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ :
ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий;
Б) обеспечение временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 16 лет, и оказание всесторонней помощи органами опеки и попечительства в их дальнейшем устройстве;
В) развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семьи и детей;
Г) предоставление постоянного проживания престарелым и инвалидам, нуждающимся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
^ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ :
Б) обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановая и финансово-экономическая деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем;
В) предоставление учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
Г) развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семей.
^ К СТРУКТУРНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТНОСЯТСЯ:
Б) организационно-методическое отделение, отделение психолого-педагогической помощи гражданам;
В) отделение социальной дезадаптации, отделение реализации программ социальной реабилитации;
Г) отделение дневного пребывания; стационарное отделение.
^ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ:
Б) предоставление учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
В) обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановая и финансово-экономическая деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем.
^ ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА ЯВЛЯЕТСЯ:
частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе;
Б) предоставление временного места пребывания или
ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам;
В) обеспечение психологической защищенности населения, поддержка и укрепление его психического здоровья,
создание благоприятных психолого-социальных и социально-педагогических условий для семейного воспитания детей и их социализации.
^ ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕРА ВСЕХ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:
27. В РАСПОРЯДКЕ ДНЯ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ:
А) количество услуг, предоставляемых одному клиенту;
Б) дни, часы работы учреждения;
В) порядок приема населения;
Г) перечень услуг, предоставляемых отделением;
Д) правила пожарной безопасности;
ДОПОЛНИТЕ:
В СООТВЕТСТВИИ С УСТАВОМ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ __________________________________________
^ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»
Система нормативно-правовых актов, определяющих организационно-административную работу в центрах социального обслуживания.
Система нормативно-правовых актов, регламентирующих организационно-административную деятельность в системе социальной работы.
Система нормативно-правовых актов, составляющих основу организационно-административной работы в органах, учреждениях и организациях образования.
Система нормативно-правовых актов, определяющих организационно-административную работу в органах, учреждениях и организациях здравоохранения.
Система нормативно-правовых актов, регламентирующих организационно-административную работу в органах, учреждениях и организациях армии.
Система нормативно-правовых актов, составляющих основу организационно-административной работы в правоохранительных органах.
Статическое и динамическое содержание организационно-административной работы в системе социальных учреждений и организаций.
Методики развития социальных учреждений в современной практике.
Технологическое содержание организационно-административной работы в системе социальных учреждений и организаций.
Практические методики реализации технологий организационно-административной работы.
Результирующее содержание организационно-административной работы.
Используемые методики для оценки результативности организационно-административной работы.
Опыт кадрового обеспечения организационно-административной деятельности в системе социальной работы.
Практика кадрового обеспечения организационно-административной работы в конкретном социальном учреждении.
Практика повышения квалификации кадров, выполняющих организационно-административную работу, в конкретных социальных учреждениях.
Основные составляющие формирования делового имиджа в процессе организационно-административной работы
Формы и методы оценки делового имиджа руководителей социального учреждения.
Организация информационной системы для изучения передового опыта организационно-административной работы в конкретных социальных учреждениях.
Формы и методы, используемые на практике для распространения передового опыта организационно-административной работы.
Понятие социального обслуживания, его виды, структура.
Социальная служба: понятие, виды, содержание деятельности.
Учреждения и предприятия социального обслуживания
Законодательная основа организации и регулирования социального обслуживания.
Административные органы социальной защиты и их функции.
Территориальные органы социальной защиты и их функции.
Стационарные формы социального обслуживания, их виды и функции.
Центры социальной помощи семье и детям.
Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Социальные приюты (дома временного пребывания, социальные гостиницы).
Специальные дома для одиноких пожилых граждан.
Центр психолого-педагогической помощи населению.
Центр экстренной психологической помощи по телефону.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Социальная помощь лицам без определенного места жительства.
Социальные приюты для детей и подростков.
Структура управления в системе социальных служб, учреждений и организаций.
Нормативные документы, положения, инструкции, методические рекомендации по организации деятельности социальных служб.
Государственная система служб: виды, структура и содержание их деятельности.
Муниципальная система социальных служб и содержание их работы.
Социальные службы ведомств.
Общественные социальные предприятия и организации как социальные службы.
Частные организации и учреждения по оказанию социальной помощи населению.
Учреждения по подготовке кадров для социального обслуживания.
Административные органы власти и их функции.
Органы социальной защиты как исполнительные органы государства.
Виды территориальных органов социальной защиты населения.
^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Какие нормативно-правовые акты составляют законодательную основу организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. Дайте краткую характеристику.
В чем заключаются различия правового статуса социальных служб, учреждений и организаций?
Опишите правовые последствия решения конфликтных ситуаций практике руководителей социальной сферы.
Опишите критерии эффективности организационно – административной деятельности в системе социальных служб, учреждений и организаций.
Охарактеризуйте правовой статус социальных служб, учреждений и организаций.
Проанализируйте уставы, положения, должностные инструкции, используемые в организационно-административной работе социальных учреждений, опишите их структуру и содержание;
Что входит в систему организационных норм учреждения?
Охарактеризуйте режим труда и отдыха в системе социальных служб, учреждений и организаций.
Дайте определение понятию «организационная норма».
Проанализируйте составные элементы системы организационных норм.
Охарактеризуйте основные задачи системы социальной защиты населения в Российской Федерации;
Охарактеризуйте основные направления социального обслуживания
населения.
Опишите организационно-административную структура органов социальной защиты населения на всех уровнях власти.
Проанализируйте функциональные обязанности специалистов по социальной работе в центрах социального обслуживания населения.
Опишите функциональные обязанности специалистов по социальной работе, сущность и содержание оказываемой помощи в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.
Раскройте специфику организационно-административной работы в учреждениях и организациях образования;
Охарактеризуйте законодательную базу, регулирующую право на образование в Российской Федерации;
Опишите структура органов исполнительной власти в области образования;
Охарактеризуйте нормативно-правовые акты, составляющие основу организационно-административной работы в Министерстве образования и науки РФ;
Охарактеризуйте специфику организационно-административной работы в учреждениях и организациях здравоохранения.
Проанализируйте номативно-правовые акты, составляющие основу организационно-административной работы в Министерстве здравоохранения и социального развития России;
Охарактеризуйте специфику организационно-административной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Как, на Ваш взгляд, стиль руководства влияет на организационно-административную работу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В чем проявляются особенности организационно-административной работы в ОВД РФ (Федеральной службы исполнения наказания);
Понятие «кадровое обеспечение». Разновидность кадрового обеспечения.
Организационно – системные основы кадрового обеспечения органов и учреждений социальной защиты населения.
В чем заключаются особенности правильного подбора и расстановки кадров в коллективе.
Каковы проблемы профессионализма кадров, выполняющих организационно-административную работу?
Опишите модель «руководитель, работающий в одной сфере, и перешедший в систему социальной работы».
^ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Практическое задание №1
Разработайте программу развития делового имиджа в учреждениях социальной работы.
Практическое задание №2
Разработайте стратегию кадровой политики (с описанием каждого из этапов), с целью ее реализации в системе социальных служб, учреждений и организаций.
Практическое задание №3
Изучите опыт создания социальных служб в различных регионах России и за рубежом.
Практическое задание №4
Практическое задание №5
Составьте перечень норм обслуживания клиентов социальных служб и социальных учреждений.
Практическое задание №6
Опишите административную работу по всем её составляющим, которую выполняет социальный работник по долгу службы.