Сравнение себя с другими людьми психология. Профили в социальных сетях

Фото: Vladimir Nikulin/Rusmediabank.ru

Когда человек чувствует себя неуверенно, ему кажется, что у других и внешность привлекательнее, и дети умнее, и отпуск интереснее, и дома уютнее. Как избавиться от таких негативных мыслей?

Если постоянно зацикливаться на сравнении с другими, человек будет ощущать себя угнетенно, даже, когда его положение выигрышнее относительно многих. Есть несколько простых советов, чтобы избавиться от привычки сравнивать.

1. Прекратить жить в социальных сетях
Общение в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер и прочих соцсетях – занятие увлекательное, но небезопасное. Поскольку здесь каждый демонстрирует только лучшие качества, остальные только и делают, что сравнивают свои достижения с лучшими результатами. Это влечет за собой ревность и задетое самолюбие. Психологи советуют отписаться от людей, которые часто вызывают чувство зависти и дискомфорта. А главное – нужно больше !

2. Избавиться от синдрома упущенной выгоды
Около 50% людей жалеют об упущенных возможностях, которыми воспользовались их друзья, и чувствуют себя из-за этого несчастными. Лучше выкинуть эти мысли из головы и делать то, что нравится в настоящем: найти хобби, заняться спортом, вступить в клуб по интересам или путешествовать. Желательно реже обращать внимание на уведомления на телефоне. Когда человек получает удовольствие от того, чем занимается, он меньше беспокоится о том, как идут дела у кого-то другого.

3. Не копаться в прошлом
Сравнивать себя с другими вредно, но не менее вредно сравнивать свою прошлую жизнь с настоящей. Люди частенько смотрят в зеркало, критикуя свою настоящую внешность по сравнению с той, которая была у них в юности. Им не дают покоя мысли о том, какими беззаботными были времена, когда дети были малышами, а не подростками. Но вместо ностальгии лучше сосредоточиться на том опыте, который человек получает на протяжение всего жизненного пути, и на том, как правильно его использовать в настоящем.

4. Не беспокоиться о своей самооценке
Современный социум часто трактует понятие о чувстве собственного достоинства немного в искаженной форме. Некоторые психологи навязывают мнение о том, что - важнейшая проблема, которая заключается в сравнении. В результате человек начинает чаще переживать: а не хуже ли он, чем остальные? Из-за чего развиваются настоящие проблемы, связанные с психологией личности. Вместо постоянных сравнений с другими лучше сосредоточиться на своих хороших делах и достижениях, быть уверенным в выбранном направлении и самосовершенствоваться.

5. Искать гармонию с настоящим
Психологи рекомендуют «подружить» свое внутреннее «я» со своим телом и окружающей средой, чтобы достигнуть гармонии и уверенности в себе. Мысли о другой жизни и окружении требуют выхода из фактического состояния, однако выход из настоящего часто приводит к сожалению. Возможность находиться здесь и сейчас, радоваться своим мыслям, чувствам и обстоятельствам - главный жизненный навык.

6. Сконцентрироваться на общих чертах
Человек сравнивает с другими свои лучшие или худшие качества. Но внутреннее удовлетворение наступает тогда, когда находится нечто общее между разными людьми. Все люди испытывают боль, страдания и переживают неудачи. Это объединят людей, в отличие от их достижений, успеха и статуса.

7. Полюбить в себе ребенка
Люди часто злятся на себя и критикуют. Но с этим чувством надо бороться, придерживаясь разумного эгоизма, любви и уважения к себе. Можно попробовать относится к своей личности, как к собственному ребенку или лучшему другу - это вдохновляет и открывает возможности для новых .

8. Не судить других
Поскольку сравнивание себя с успешными людьми угнетает, многие пытаются сравнить себя с неудачниками. Но проблема в том, что при осуждении других, человек подсознательно понимает, что его тоже кто-то точно так же судит и критикует. Сопоставление себя с успешными людьми может мотивировать и подталкивать к новым свершениям, но при этом развивать комплексы и неудовлетворенность. В любом случае привычка сравнивать – с худшими или лучшими – часто пустая трата времени.

9. Научиться быть благодарным
Хороший способ прекратить сравнивать - сосредоточиться на всем хорошем, что есть на данный момент. Рекомендуется составить список всего, за что можно поблагодарить судьбу: это могут быть родные, близкие, личные качества, чувства, мысли и материальные блага. Если делать это ежедневно, желание сравнивать себя с окружающими полностью исчезнет.

10. Мотивировать себя на успех
Сравнение себя с окружающими не должно носить исключительно негативный подтекст. По-сути, эти сравнения должны вдохновлять на позитивные изменения. Человек должен понять, чего в его жизни не хватает и что надо сделать, чтобы получить желаемое. К примеру, переживания из-за отсутствия определенных знаний должны подтолкнуть к .

11. Не следить за сплетнями в СМИ

Людям нравится узнавать подробности из жизни знаменитостей. Но, читая подобные новости и видя, какой роскошный образ жизни ведут звезды, на душе могут неприятно заскрести кошки. Тем более что фото этих звезд безупречно откорректированы в фото-редакторах. Действительно, жизнь многих знаменитостей шикарна и интересна: у них отличные друзья, прекрасные спутники жизни и много талантов. Но все это – лишь одна из сторон их красивой сказки и часть сценического образа: действия, происходящие за кулисами и личные проблемы, звезды вряд ли захотят выставлять напоказ.

Как перестать сравнивать себя с другими – этот вопрос часто задают люди неуверенные, вначале своего профессионального или творческого пути. Однозначного ответа нет, но есть то, что можно обозначить уникальностью и индивидуальностью каждого человека, и если начать смотреть в себя, а не на других, потребность в сравнении отпадет.

Почему люди сравнивают себя с другими?

Все познается в сравнении – об этом говорили еще древнейшие мыслители, и в этом много разумного. Сравнение себя с другими людьми – современная психология объясняет этот феномен тем, что у любого явления в обществе существует некий эталон, идеал, или стандарт «как должно быть». Родители с самого младенчества взращивают в ребенке те качества и свойства, которые приветствуются в данном социуме, а если их чадо не справляется, то на него обрушивается масса и сравнения не в его пользу. Мы сравниваем себя с другими, потому что:

  • хочется быть причастным к другим;
  • соответствовать ожиданиям;
  • быть лучшим в своем ремесле, профессии, творческом самовыражении;

Почему нельзя сравнивать себя с другими?

Нужно ли сравнивать себя с другими? Это малоэффективно и всегда не в пользу сравнивающего - даже если человек добился серьезных результатов, внутренний критик всегда найдет, чем быть недовольным. Единственный правильный вариант: сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашними стремиться реализовать в себе качества, которые хочется развить. Что происходит если мужчина или женщина, по каким-то своим причинам начинают сравнивать себя с другими:

  • происходит снижение ;
  • горькое разочарование в себе;
  • самобичевание и самоуничижение;
  • обесценивание своих результатов деятельности;
  • уходит радость, на ее месте возникает постоянное напряжение, что «я не соответствую».

Ребенок сравнивает себя с другими

Детство – благодатная почва для засевания в маленьком человеке позитивной или негативной «Я» - концепции, задача родителя помочь ребенку стать самодостаточным и автономным по мере взросления. Как не сравнивать себя с другими – даже в любящих и благополучных семьях, родители могут заметить, что в какой-то момент их дети начинают сравнивать себя с другими детьми, это могут быть сравнения по внешним параметрам, по тому, как у другого ребенка что-то лучше получается и это не может не огорчать. Как ребенку перестать сравнивать себя с другими детьми, рекомендации психологов:

  • родителям самим нужно перестать сравнивать себя и своего ребенка с кем-то;
  • объяснить ребенку, что каждый приходит в эту жизнь развивать свои таланты и умения и в этом есть неповторимость и уникальность;
  • рассказать своему ребенку, какие хорошие качества в нем есть, что он замечателен таким, какой он есть, и эти его лучшие стороны можно и нужно развивать.

Как научиться не сравнивать себя с другими?

Другие люди могут являться для нас эталонами, вызывая восхищение, на них хочется равняться, и важным ключевым моментом здесь может быть не сравнение, а понимание того, что этот другой человек смог стать тем, кем кто он стал, и возникает к тому, что он один такой, уникальная, харизматичная личность – другой такой нет. Как перестать сравнивать себя с другими людьми:

  • постараться вспомнить первые случаи, когда начало происходить сравнение с другими не в пользу себя, обнаружить чувства, которые возникли при этом (подавленность, злость, уныние), прожить эти чувства и отпустить их, они не имеют к реальности и к вам как личности никакого отношения;
  • стать лучшей версией себя – это единственный правильный вариант развития личности;
  • посмотреть на себя любящими глазами и начать повышать самооценку – это нелегкий процесс, но он является неотъемлемой частью перестать жить с оглядкой и сравнивать себя с другими;
  • сравнение порождает зависть – а это деструктивное чувство, правильным будет сделать для себя вывод: этот человек смог добиться успеха, значит и я могу быть успешным в своем стремлении;
  • такие чувства, как доброта и благодарность к себе и другим, к тому что жизнь, какая она есть происходит сейчас и можно начать быть собой прямо здесь и сейчас – помогают личности стать собой.

Как перестать себя сравнивать с другими девушками?

Подростковый возраст – сложное время для многих девушек, гормональная перестройка организма, становление взрослой фигуры, привлекательности для противоположного пола. «Что делать, если я постоянно сравниваю себя с другими девушками?» - этот вопрос частенько звучит на разных форумах и в соцсетях. Психологи на то, как перестать сравнивать себя с другими девушками отвечают следующими рекомендациями:

  • природа любит разнообразие – если все будут высокими, худыми и белокурыми, то это будет грустным явлением, девушка с веснушками, не менее прекрасна, чем та, что без них;
  • всегда в окружении будут те, кто умнее, красивее, сексуальнее и те, кто менее красивы, умны и прочее – но это лишь фокус внимания, а где внимание там и энергия, поэтому нужно сосредоточиться на своих уникальных качествах и сделать их своей изюминкой, только вам присущей;
  • принять и полюбить себя, и из этих чувств уже можно менять в себе то, что не нравиться.

Сравнения себя с бывшей мужа

«Сравниваю себя с другими женщинами своего мужчины / мужа, как быть?» – Такие сравнения могут надолго выбивать женщину из колеи, не давая насладиться существующими отношениями. В такой ситуации могут помочь советы:

  1. У всех есть свое прошлое и это – правда, но правда и в том, что сегодня вы вместе, он сделал свой выбор.
  2. С каждым человеком чувства проживаются иначе.
  3. Важно понять, в чем идет сравнение: внешность, способы ведения совместного быта, личностных качеств, и перестать ставить себя на ее место, она – это она.
  4. Повышать собственную самооценку и быть интересной для себя самой, тогда и муж если он сравнивает, перестанет это делать, ведь самодостаточная женщина – очень привлекательна для мужчин.

Отраженная оценка

Мы также получаем знания о себе, наблюдая за реакциями других людей на наши действия. Еще в начале XX в. Ч. Кули развил концепцию "зеркального Я" , утверждая, что люди воспринимают себя на основе того, как другие воспринимают их и реагируют на них. Наши восприятия того, как другие реагируют на нас, называются отраженными оценками.

В ходе забавного эксперимента, демонстрирующего значение отраженной оценки, Болдуин, Каррелл и Лопес (Baldwin, Carrell & Lopez, 1990) набрали студентов-католиков, которым показывали фотографию нахмуренного Папы Римского или другого, незнакомого им человека. Позже студентов просили оценить некоторые из присущих им самим личных качеств. Ревностные католики, которым была показана фотография нахмурившегося Папы Римского, оценивали себя более строго, чем студенты, увидевшие ту же фотографию, но не являвшиеся строгими приверженцами католицизма, или те католики, которым демонстрировалась фотография незнакомого им человека. Очевидно то, что всего лишь фотографии с изображением нахмурившегося Папы было достаточно, чтобы поколебать образ собственного «Я» у этих студентов!

Обратная связь

Маргарет Мид (Mead, 1934) убедительно доказала, что Я-концепция возникает в результате взаимодействия с другими людьми. По Мид, наша Я-концепция основана в первую очередь на социальном опыте и контролируется ценностями и ожиданиями той культуры, в которой мы живем. Мид также полагала, что развитие Я-концепции в большой степени связано с языком, так как культурные ценности, как правило, транслируются посредством языка.

Еще в детстве, совершая те или иные действия, мы получаем сигналы обратной связи от других. Возьмем, например, ситуации, когда родители постоянно хвалят своего ребенка за хорошую игру на пианино или имеют обыкновение восторженно высказываться о качестве его рисунков, отмечая и в одном, и в другом случае большие способности. По данным исследований, имеется сильная связь между тем, что родители думают о способностях своих детей, и детской Я-концепцией по этим параметрам.



В целом можно сказать, что существует очевидная связь между тем, что родители думают о способностях своих детей, и собственными Я-концепциями детей относительно тех же самых характеристик (Felson, Reed, 1986).

В поздний период детства и в ранней юности большее значение приобретает реакция сверстников.


Исследования показывают, что в целом люди отдают предпочтение объективной обратной связи как источнику знания о своих личностных качествах (Festin-ger, 1954). Объективная обратная связь оценивается как менее искаженная и более справедливая, чем личное мнение. Но мнение других людей также принимаются в расчет. В частности, когда это мнение разделяют многие люди, мы можем прийти к убеждению, что оно справедливо.

Самовосприятие

Люди делают определенные выводы о своих личных качествах, наблюдая и за своим собственным поведением. Так, в процессе нашей жизнедеятельности мы отмечаем, что постоянно предпочитаем одни виды активности другим, одну пищу - другой, одних людей - другим. Регулярность этих наблюдений также дает нам некоторое знание о своем Я.

Люди формируют суждения о своих личностных качествах в том числе и на основе своего собственного поведения. Это означает, что, наблюдая за собой, мы видим, как сами постоянно отдаем предпочтение определенным формам поведения, определенным блюдам или определенным людям. На основании наблюдения за этими регулярными повторениями мы можем обрести знание о собственном «Я».

Информация, получаемая из окружающей обстановки

Окружающая действительность также предоставляет нам информацию о наших личностных качествах. В частности, сильное влияние на Я-концепцию оказывают те факторы, которые делают нас особенными. Например, Мак-Гир и его коллеги (McGuire, McGuire, 1982; McGuire, Padawer-Singer, 1976) попросили студентов «рассказать о себе» и выявили, что они часто упоминают об аспектах собственного «Я», каким-либо образом их выделяющих. Например, мальчик с большей вероятностью скажет о своей принадлежности к мужскому полу, если он - единственный мальчик в семье, но ни одна из трех его сестер с той же вероятностью не упомянет о своей принадлежности к женскому полу.

Мы склонны сообщать о самих себе факты, которые делают нас отличными от других в определенной ситуации.

Сравнение с другими людьми

Порой нам хочется оценить себя по какому-то отдельному параметру, но в нашем распоряжении нет соответствующей информации. Например, если вы хотите знать, хороший ли вы танцор, есть способ это проверить. Можно проконсультироваться у эксперта, ну а если его нет в вашем распоряжении? Можно спросить у знакомых, насколько хорошо вы танцуете, но, допустим, вы стесняетесь сделать это. Тогда мы оцениваем наши личные качества, сравнивая себя с другими людьми. На основе самонаблюдения и наблюдения за действиями других танцующих мы можем составить определенное впечатление о себе как танцоре. Этот процесс называется социальным сравнением.


Социальная идентичность

Когда людей просят рассказать о себе, например, задают им вопрос: "Кто вы?", то в ответах они нередко относят себя к той или иной группе, категории, общности. В подобных случаях речь идет о социальной идентичности индивида. Это важная часть Я-концепции, которая основана на его принадлежности к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. В качестве примеров можно назвать семью, какую-либо организацию, религиозную или этническую группу, любое другое сообщество, укрепляющее значимые аспекты собственного Я.

Социальная идентичность - «часть Я-концепции человека, которая определяется принадлежностью к социальной группе (или группам) в сочетании с ценностью и эмоциональной значимостью, сопутствующими данной принадлежности» (Tajfel, 1981, р. 248; см. также Turner et al., 1994).

В детстве группы, к которым принадлежит человек, являются частью социализации. Мы рождаемся в определенной семье, определенной этнической группе и иногда - в определенной религиозной группе. По мере того как мы становимся старше, атрибуции, обладающие для нас наибольшей ценностью, приводят нас к выбору тех социальных групп, которые отражают и усиливают эти ценности. Я-концепция и социальная идентичность взаимно определяют и формируют друг друга (см. Bettencourt, Dorr, 1997; Luhtanen, Crocker, 1992).

Социальная идентичность может приводить к формированию стереотипа собственного «Я». Этот стереотип включает восприятие самого себя как члена определенной группы, а также поведение в соответствии с данной социальной идентичностью (Turner, Hogg, Oakes, Reicher & Wetherell, 1987). Иногда это означает, что люди принимают негативные, так же как и позитивные, атрибуции той группы, с которой они себя идентифицируют.

Например, преподаватель может думать о себе как об умном , но также как и о рассеянном человеке. Когда негативные стороны социальной идентичности являются отличительными или пугающими, люди с наибольшей вероятностью идентифицируют себя с ее положительными аспектами, т. е. они формируют стереотип собственного «Я» только на основании положительных параметров (Biernat, Vescio & Green, 1996).

Люди не только относят себя к определенным группам, но также рассматривают других как членов тех же самых групп или как членов других групп. Отсюда идет подразделение остальных людей на категории "мы" и "они".

"Мы " - это люди, принадлежащие к группам, членство в которых является важным для нас .

"Они " - это все остальные , это чужаки, не относящиеся к "нашим" группам.

Группы, входящие для нас к категорию "мы", составляют часть нашей социальной идентичности.

В ходе повседневной жизни индивид обычно сравнивает свои личные достижения в какой-либо сфере с достижениями других. При этом люди также сравнивают успехи "своих" групп с успехами групп "чужих".

Когда кто-то из "своих" добивается крупного успеха, то все остальные члены этой общности, даже не игравшие никакой роли в этом успехе, также испытывают чувство гордости и даже личного удовлетворения достижением некоторых из нас.

Например, после первого в истории человечества полета в космос, который был совершен Ю. Гагариным, многие советские люди искренне гордились успехом своей страны. Известно также, какой эмоциональный подъем испытывают люди в стране, национальная сборная которой выигрывает Кубок мира по футболу.

Такое явление, когда люди греются в лучах чужой славы , способствует повышению индивидуальной самооценки , потому что социальная идентичность этих людей в данной сфере составляет интегральную часть их Я-концепции. Люди очень стремятся к тому, чтобы косвенным образом разделить успех членов "своей" группы, особенно после личных неудач . Вот почему правительства некоторых стран склонны порой затевать "маленькую победоносную войну", чтобы отвлечь своих граждан от их тяжелого экономического положения.


Люди охотно разделяют успехи членов "своей" группы. Что же происходит, когда те, с кем мы идентифицируем себя, терпят неудачу? Здесь отмечаются два типа реакций (Franzoi, 1996).

Во-первых, поскольку люди имеют тенденцию переоценивать качество выполнения какой-либо деятельности членами "своей" группы по сравнению с "чужими", то часто для них наступает время признать неудачу вполне обоснованной.

Во-вторых, в случаях когда поражение настигает членов "своей" группы, этому находится оправдание .

Например, как в спорте после проигрыша "своей" команды болельщики часто оправдывают это неблагоприятными ситуационными факторами, например, ошибками судьи или его несправедливостью. Защищая "свою" команду, болельщики защищают свою самооценку.

Особой разновидностью социальной идентичности является этническая идентичность - индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой.

Этническая идентичность составляет часть Я-концепции человека и имеет отношение к его принадлежности к определенной этнической группе.

Формирование чувства собственного «Я» может привести к возникновению определенных вопросов у членов группы меньшинства. В юности и раннем периоде взрослой жизни, когда люди формируют чувство собственного «Я», согласование этнического происхождения с основной культурой может оказаться сложным для американцев африканского и азиатского происхождения, коренных американцев, выходцев из Латинской Америки и членов других этнических меньшинств (Sellers, Rowley, Chavous, Shelton & Smith, 1997; Spencer, Markstrom-Adams, 1990).

Этот процесс значительно усложняется, будучи связанным с изменениями, например когда ученик переходит в другую школу или поступает в колледж (Ethier, Deaux, 1994).

В обзоре исследования, посвященного этнической идентичности, Финни (Phin-пеу, 1991) указывает на то, что сильная этническая идентичность обычно связана с высокой степенью самоуважения, но только в тех случаях, когда сопровождается положительной основной ориентацией. Для людей, обладающих сильной этнической идентичностью без какой-либо адаптации к основной культуре, вопрос самоуважения может стать более проблематичным.

Результаты еще одного исследования позволяют предположить, что люди способны преуспеть в рамках двух культур, не теряя при этом культурной идентичности и не оказываясь перед необходимостью предпочтения одной культуры другой. Это понятие бикультурной компетентности было связано с успешным функционированием как в родной для человека культуре, так и в культуре для него новой (LaFromboise et al, 1993).

Поскольку этническая самоидентификация является важным компонентом Я-концепции, следует отметить те признаки, которые воспринимаются индивидами как главные при определении национальности человека. Данные отечественных исследований (Старовойтова, 1978; Сикевич, 1994) показывают, что этническая самоидентификация достаточно вариабильна и обусловлена определенными факторами.

1) Место проживания на своей этнической территории или в иноэтнической среде. Если в первом случае больший вес придается происхождению (национальность родителей), то во втором случае яснее осознается этнокультурная общность.

2) Возраст. Молодежь в большей мере ориентирована на выбор национальности "по желанию самого человека" и меньше - на происхождение.

3) Уровень образования . Сростом образования возрастает ориентация на выбор национальности "по желанию", а не определение ее по происхождению. Характерно также, что если лица с низким уровнем образования обращают внимание на явные черты этнического сходства и различия (язык, внешность), то более образованные люди выделяют неявные, но существенные черты (характер и особенности поведения).

Раньше я думала, что самостоятельность - это способность заработать на жизнь и отпуск, пожарить яичницу, не спалив дом, и вовремя приходить в офис. Оказалось, куда важнее перестать себя сравнивать с Ниной Барановой.

Баранова и Козлова

Сравнения так и просятся, правда? Вот и напросились. Уже с первого класса у нас с Ниной началась дружба-соперничество. Кто ровнее пишет крючочки? Кто чище моет доску? Кто получил больше звездочек за работу в классе? Мы обе были отличницами и обе претендовали на руку и сердце нашей первой учительницы, Людмилы Илларионовны.

«Сегодня я больше люблю Баранову, она аккуратно вела «Дневник наблюдений», - непедагогично отмечала Людмила Илларионовна, и на прогулку Нина шла за руку с учительницей, а остальные - всего лишь с одноклассниками, парами.

Нина и Антонина

Надо сказать, Баранова от этого соцсоревнования получала удовольствие, а я страдала. Я вообще не люблю конкуренцию. В школе ненавидела бег наперегонки, конкурсы чтецов и торжественные линейки, на которых одних при всех хвалили, а других ругали. И до сих пор не езжу на тимбилдинги с соревновательным уклоном, не смотрю Олимпиаду, а чемпионат мира по футболу все-таки смотрю, но в случае пенальти выхожу в другую комнату - нервы не выдерживают. От адреналина мне физически плохо. От Людмилы Илларионовны стало невыносимо морально. И я ушла в другую, новаторскую школу, где никто детей прилюдно не отчитывал и не сталкивал лбами.

Но с Барановой по привычке конкурирую до сих пор. Захожу периодически на «Одноклассники» - только чтобы посмотреть, как у нее дела. Судя по фотографиям в леопардовых штанах, наклеенных ресницах и наращенных прядях, Нина сделала ставку на красоту. Тут мне за ней не угнаться - успокаиваюсь я и иду заниматься своими делами. Но вскоре темная сила снова тянет меня на «Одноклассники»…

Блондинка и кролик

Говорят, я еще легко отделалась. Подумаешь, Баранова - единственная официальная конкурентка за столько лет. Другим приходится куда тяжелее. Тем, например, кого родители все детство с кем-то сравнивали. Мои мама и отчим такое не практиковали. Мы с сестрой Ж. в принципе, конечно, знали, что она лучше считает и рисует, а я хорошо пишу и запоминаю даты, но использовали эту информацию лишь для помощи друг другу: она мне зимний пейзаж на ИЗО, я ей - сочинение про Андрея Болконского под дубом. Все. Зато мне с завидной регулярностью встречались девушки, которые стремились завести со мной дружбу-конкуренцию - в школах, в университете, да и на всех работах.

Я сопротивлялась и держала нейтралитет, они обижались или настаивали. И каждый раз мне было интересно, откуда это в них взялось и можно ли им как-то помочь. Все девушки, кстати, были неплохие. Симпатичные, умные, талантливые, востребованные. Но во время откровенных разговоров, на которые мне удавалось их вывести, они говорили, например, следующее: «Мне важно, чтобы меня хвалили, иначе я просто не получаю удовольствие от работы».

Или: «Когда я читаю в Facebook о чьих-то достижениях, у меня моментально портится настроение, даже если у самой все хорошо. Я похудела на 3 кг, но она-то - на 5!» А вот еще: «Мама до сих пор рассказывает мне о соседкиной дочке Ирочке, которая то замуж выйдет, то квартиру купит, то разведется, отсудив у мужа квартиру, и всегда она супергениальная и, конечно же, лучше меня! А мне 30 лет, я кандидат наук, мать близняшек, и муж у меня просто чудесный, но разве ей что-то докажешь?»

Наконец, слышала я и такое: «Сегодня купила совершенно ненужного мне ангорского кролика, только чтобы он не достался красивой худой блондинке, которая тоже на него засматривалась. Сижу на кухне, чихаю, ненавижу себя».

Зачем людям все эти чужие кролики, а? Разве они решат проблему? По‑моему, с таким отношением к себе надо обращаться к психологу.

Самость и Юнг

Я и обратилась - к своему любимому психологу-консультанту Нелли Якимовой. «Замечать различия - наша естественная черта, - успокаивает специалист, - даже маленькие дети видят разницу. Мама большая - я маленькая, папа ведет машину - я в ней еду, и так далее. В сравнениях такого рода нет ничего плохого. Наоборот, они помогают малышу постепенно осознать себя, свои возможности и ограничения. Вредными сравнения становятся, когда они несут оценку: „Катя слушается бабушку, а ты хулиганка“, „Маша отличница, а ты… Эх!“ - и тому подобное. Даже если сравнение оказывается в твою пользу, результат один: ты усваиваешь, что есть некая шкала, на которой нужно занять как можно более почетное место, иначе тебя не будут любить».

Страшно, правда?

Такие установки просто так не исчезают. Приходится чуть ли не всю жизнь слушать критикующие голоса в голове и стараться, стараться: cравнивать, самосовершенствоваться, выбиваться из сил… А людей все больше, и они сложа руки не сидят: кто золотую медаль получит, а кто - «Оскара». И всегда найдется тот, кто тебя в чем-то обойдет. В итоге ты вечно раздражена, обижена, разочарована и только и делаешь, что пытаешься стать кем-то другим и ни в коем случае не собой. Как же остановиться? Как вернуть миру настоящую и уникальную себя, наверняка ему очень полезную?

Карл Густав Юнг был убежден в том, что универсальные качества и способности в каждом человеке складываются в единственную и неповторимую картину. Это то, что делает нас нами. Нельзя найти людей с одинаковой психологической структурой, как и с идентичными отпечатками пальцев. Процесс постепенного осознания собственной уникальности Юнг назвал сложным словом «индивидуация». Это, по сути, путь к себе, движение по которому - естественный процесс.

Но на этом пути нам могут встречаться препятствия. Сначала в виде ожиданий, требований и стереотипов, которые мы постепенно заменяем на собственные желания и ценности. Затем нам предстоит подружиться со своей Тенью - теми качествами и чертами характера, которые мы в себе не принимаем. Их нужно признать, «присвоить», и они перестанут мешать. После этого придется еще встретиться со своим Анимусом (мужчинам - с Анимой) - образом души в обличии мужского (женского) начала. И только тогда, преодолев последнее искушение посчитать себя Мудрецом, который все постиг и все знает, можно прийти к осознанию своей Самости - основы личности и уникальности.

Как писал Юнг, «самость - это цель нашей жизни, так как она и есть наиболее полное выражение пророческого сочетания, которое мы называем индивидуальностью».

Кафе и шкафы

Понятно, что путь к себе не прост, но начинать-то его надо. С чего же? «Важно узнавать себя, устанавливать контакт с собой и потихоньку освобождаться от родительских посланий и навязанных обществом стереотипов», - подсказывает психолог. При хорошем контакте с собой эти установки потихоньку сами отпадут, как шелуха. А для налаживания контакта лучше всего подходит самонаблюдение. Нужно изучать себя, отслеживать свои чувства, мысли, желания, телесные ощущения, не пытаясь их контролировать, критиковать или менять. Чтобы облегчить задачу, попробуй регулярно задавать себе вопросы. Что я сейчас делаю? Что я чувствую в данный момент?

Какие ощущения возникают в теле? О чем я в настоящий момент думаю? Чего я хочу в этот миг? Что для меня важно? Думаю ли я продолжать то, что делаю, или есть потребность что-то изменить?

Следующий шаг возвращения себя самой себе - понять, что тебе нравится, что ты любишь. Начни с простого. Например, предоставляй себе как можно более широкий выбор и каждый раз задавайся вопросом, чего ты хочешь, пусть даже заказывая еду в кафе или заглядывая в шкаф с одеждой. Отмечай, как именно ты делаешь выбор, что тебе помогает и мешает, как меняются в процессе чувства. Когда научишься заказывать гречку вместо «Цезаря» и носить классические брюки вместо модных «бойфрендов», можно переходить к более сложному выбору, вплоть до экзистенциального.

И вот однажды ты будешь готова спросить: «В чем же моя миссия в этом мире?» - и честно ответить, не вспомнив о блондинке с кроликом и стаде Барановых. Ведь главный психологический парадокс в том, что измениться можно, только приняв себя такой, какая ты есть. А значит, узнавая себя, мы становимся лучше. Не лучше других, а просто лучше - ведь разница уже понятна?

«Очень мало нужно, чтобы сделать жизнь счастливой; это все внутри нас, в нашем образе мышления». Марк Аврелий.

«Давайте будем благодарны людям, которые делают нас счастливыми. Они очаровательные садоводы, которые позволяют нашей душе расцвести». Марсель Пруст.

Обстоятельства, безусловно, могут сделать жизнь несчастной. Но часть - большая часть - несчастий приходит из нашего собственного мышления, поведения и привычек.

1. Стремление к совершенству.

Должна ли жизнь быть идеальной, чтобы вы ощутили истинное счастье?

Вы должны вести себя идеально и получать лишь отличные результаты, чтобы быть счастливым?

Тогда счастье не легко будет найти. Стремление к совершенству приводит к понижению самооценки и само линчеванию, хотя, быть может, вы уже достигли отличных результатов на своем поприще. Что бы вы не делали, все идет не так как надо (но это лишь в вашем сознании). На самом деле, все может складываться наилучшим образом для вас.

Как преодолеть эту привычку:

Три вещи, которые помогли мне преодолеть перфекционизм и, наконец, расслабиться:

Делайте хорошо, но не идеально. Стремясь к совершенству человек, как правило, бросает проект на пол пути. Он использует несовершенство в качестве предлога. «Я не могу сделать идеально, значит не будут делать и вовсе». Вместо этого идите до конца и вы увидите, насколько хорошо со всем справляетесь.

Дедлайн. Для каждой своей задачи я устанавливал дедлайн. Потому что около года назад, когда я работал над своей второй электронной книгой, я понял, что просто работая над ней без крайних сроков сдачи, я ничего не достигну. Так что мне пришлось установить крайний срок. Дедлайн дал мне пинок под зад, и это, как правило, хороший способ, который избавит вас от необходимости отполировывать свою работу до совершенства, которого не так-то просто достигнуть.

Осознайте, как скажутся на вас мифы о совершенстве. Это стало очень веской причиной для меня отказаться от перфекционизм и я напоминаю себе об этом каждый раз, когда в голове всплывают мысли о достижении совершенства.

Весь мир вокруг только и говорит о совершенстве, как это просто и замечательно. Но в реальной жизни оно вступает в противоречие с реальностью и, как правило, вызывают много страданий и стресса внутри вас и в окружающих людях. Это может нанести вред или, возможно, приведет вас к концу отношений, увольнению и т.д. только потому, что ваши ожидания не были оправданы.

2. Жизнь в море негативных голосов.

Мы не склонны к одиночеству. Те, с кем мы общаемся, что мы читаем и слушаем, оказывает на нас, на наши чувства и мышление, колоссальное влияние.

Но быть счастливым становиться гораздо сложнее, когда вы начинаете прислушиваться к негативу. Это голоса, которые говорят вам, что жизнь в значительной степени всегда несчастна, опасная и наполнена страхом и ограничениями. Голоса, которые наблюдают за жизнь с негативной точки зрения.

Как преодолеть эту привычку:

Замените негативнее голоса положительными. Это окажет мощнейшее влияние, фактически откроет вам новый мир.
Проводите больше времени с положительными людьми, читайте интересные книги и слушайте веселую музыку. В общем делайте все, что заставляет вас смеяться.

Вы можете начать с малого. Например, каждое утро читать какой-нибудь вдохновляющий блог или слушать интересную аудио-книгу, вместо того, чтобы смотреть новости по телевизору или читать газету.

3. Вы зациклились на прошлом или будущем.

Проводя большую часть своего времени в прошлом и вновь переживая старые болезненные воспоминания, конфликты, упущенные возможности и так далее, вы вредите себе в настоящем.

Проводя большую часть своего времени в будущем, и представляя, как все может пойти не так в работе, в ваших отношениях и с вашим здоровьем, вы строите ужасающие сценарии у себя в голове, которые и приводят к соответствующему результату. Не вы не живете настоящим, вы теряете из виду множество моментов, которые способны привнести в вашу жизнь настоящее счастье.

Как преодолеть эту привычку:
Почти невозможно не думать о прошлом или будущем. И это, конечно, важно планировать на завтра и на следующий год и пытаться извлекать уроки из вашего прошлого.
Но зацикливание редко помогает.

Поэтому постарайтесь сосредоточиться на этом конкретном моменте, на сегодняшнем дне . Просто будьте здесь и сейчас.

Я сосредотачиваюсь на том, что я делаю в полном объеме, не дрейфуя между настоящим и будущем или настоящим и прошлым.
Если я чувствую, что мои мысли улетучиваются в другое измерение, я делаю несколько глубоких вдохов, возвращая себя к реальной жизни.

4. Сравнение себя и своей жизни с другими людьми.

Чрезвычайно разрушительной привычкой является сравнение себя с другими людьми. Вы сравниваете автомобили, дома, работу, обувь, количество денег, отношения, социальную популярность и так далее. И, в конце концов, вы втаптываете свою самооценку в грязь, что вызывает массу негативных чувств.

Как преодолеть эту привычку:
Замените эту разрушающую привычку двумя другими:
Сравните себя с самим собой. Это значит, что вместо того, чтобы сравнивать себя с другими людьми, начните сравниваться себя настоящего с собой прошлым. Сравните, чего вы добились и достигли за определенный промежуток времени, как усовершенствовали себя внешне, свой статус и т.д. Зачем зацикливаться на других людях, когда можно сосредоточиться на себе.
Будьте добры. По моему опыту, то, как вы себя ведете по отношению к другим людям, оказывает огромный эффект на то, как вы относитесь к себе самому. Чем больше вы критикуете других людей, чем больше вы склонны к самокритике (часто почти автоматически). Будьте добрее к другим людям, помогайте им, и вы, как правило, станете более добрым и полезным для себя.

5. Сосредоточение на негативе

Видя негативные аспекты во всех ситуациях, в которых вы находитесь, и сосредотачиваясь на них, вы делаете себя несчастным. К тому же, портите настроение все вокруг вас.

Как преодолеть эту привычку:
Преодоление этой привычки может оказаться сложнее, чем кажется. Единственное, что мне помогло, это избавиться от своего перфекционизма. Вы начнете признавать, что любая ситуация имеет две стороны медали, сои плюсы и минусы. Вы начнете принимать вещи такими, какие они есть. Таким образом, вы сможете отпустить, эмоционально и психически, все, что является отрицательным для вашей жизни, вместо того, чтобы делать из мухи слона.
К этому вопросу можно подойти и с конструктивной точки зрения. Спросите себя:
Могу ли превратить негатив в положительные аспекты?
Могу ли я решить эту проблему?
Если да, то все отлично, зачем переживать. Если нет, то зачем расстраиваться, ведь нельзя ничего изменить, потому нужно двигаться вперед и жить дальше.

6. Ограничение жизнь, потому как вы верите, что мир вращается вокруг вас.

Если вы думаете, что мир вращается вокруг вас и переживаете из-за того, что люди говорят о вас, то вы ставите свою жизнь в огромные непреодолимые рамки. Как?
Застенчивость и закрытость от окружающего мира не позволяют вам полноценно развиваться. Люди не всегда желают вам зла, есть та категория, которая искренне о вас заботится и переживает.

Как преодолеть эту привычку:
Поймите, людей, зачастую, не сильно заботят ваши действия. У них есть масса собственных дел, о которых они переживают. Быть может из-за этого вы ощутите свою роль менее значимой, но это откроет двери в новый мир сознания и понимания действительности, это поможет вам расширить свои рамки. Фокусируйтесь на окружающем мире. Вместо того, чтобы думать о себе и о том, как люди могут воспринимать вас, сосредоточьтесь на них самих. Прислушайтесь к ним и помогите. Это поможет вам поднять свою самооценку и отойти от сосредоточения на собственной персоне.

7. Усложнение жизни.

Жизнь может быть довольно сложной. Она может создавать напряжение и недовольство. Но многое из этого часто создается нами. Да, мир может становится все более сложным, но это не значит, что мы не можем создать новые привычки, которые помогут упростить нашу жизнь.

Как преодолеть эту привычку:

Есть множество аспектов, которыми человек усложняет себе жизнь.
Человек разрывается между кучей задания в повседневной жизни. Поставьте перед собой лишь несколько заданий и сделайте их качество в течение дня, вместо того, что хвататься за все, не доводя до конца.
Наличие слишком большого количества вещей. Я заменил эту привычку тем, что регулярно спрашиваю себя: я использовал это в прошлом году? Если нет, то отдам эту вещь или выброшу.
Усложнение отношений с другими людьми . Читать мысли трудно. Таким образом, начните задавать вопросы и общаться. Это поможет вам свести к минимуму ненужные конфликты, недоразумения, и негатив, сохранив ваши нервы и энергию.

Интернет. Зайдя в соц. сеть, человек теряется там на несколько часов, как минимум. Потому возьми за привычку, проверить все, что считаете необходимым в кратчайшее время и выйти оттуда.