Тематический тренинг для родителей на тему "влияние родительских директив на формирование личности ребенка". Подготовка к огэ

Тематический тренинг для воспитателей

«Наказывая, подумай зачем»

Цель: помощь педагогам в разрешении возникающих сложных педагогических ситуаций в работе с детьми, связанные с дисциплиной.

Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представление о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, - помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных «нельзя» и «можно»! Чтобы научить этому детей, педагогам самим нужно отлично в этом разбираться. Поэтому педагогам предлагается пройти групповой тест «Можно и нельзя».

Тест «Можно и нельзя».

  • Ребенок болеет
  • Перед сном
  • Сразу после сна
  • Во время еды
  • Во время занятий
  • Во время игры
  • Непосредственно после душевной или физической травмы
  • Ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается
  • Воспитатель находится в плохом настроении

После выполнения теста проводится его обсуждение. Выясняются ситуации, когда можно, а когда нельзя ребенка. В заключение педагогам предлагается отрезать ножницами колонку теста «Наказание можно». Оставшаяся часть в качестве «памятки» может использоваться в работе.

Что же такое дисциплина ? Дисциплина – это система определенных запретов, необходимая ребенку для ощущения защищенности. За «нельзя» взрослых скрывается забота о детях. И дети это чувствуют, их жизнь становится понятной и предсказуемой. Ребенок еще очень мал и многого не знает, вокруг него существует огромный неопознанный мир, таящий в себе много интересного, но и много опасного. Только взрослый с помощью дисциплинарных мер может обеспечить его безопасность, помочь разобраться в этом многогранном мире, его законах и особенностях. И ребенок понимает, что это – забота о нем, что сильный и мудрый взрослый вводит его в новый мир, что он знает больше, больше умеет и поможет ему, малышу, узнать и научиться тому, что умеет сам.

Трудно стать мудрым проводником, а не бездумным надзирателем. Что можно требовать от ребенка 3-7 лет? Первое, что мы должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине, - дать ему почувствовать, что его любят, - вот главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины.

Что происходит если нельзя все ? Тогда ребенок рано или поздно узнает, что тот или иной запрет был неверным. Он начинает думать, что к нему не слишком справедливы. У ребенка возникает непреодолимое и обоснованное желание нарушать такие запреты. Он рассматривает каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться ей, а иногда делает все наоборот.

Что же происходит, когда все можно ? Тогда ребенок думает, что его не предостерегают, все разрешают, а вокруг столько опасного, неприятного! У ребенка может возникнуть повышенная тревожность, неуверенность в себе, он не сможет научиться принимать решения, во все сомневается.

Как построить свои отношения с детьми, чтобы найти золотую середину? Ю.Б. Гиппенрейтор в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» советует составить для себя систему запретов, разделив все «можно» и «нельзя» на цветовые зоны. Зеленая зона – это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению. Желтая – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Эта зона очень важна, т.к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения. Красная зона – действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.

Упражнение «Запрещаем - разрешаем»

В зале, где проводится тренинг, устанавливаются три мольберта, соответствующие зонам запрета.

На мольберты прикрепляются бумажные цветы:

Зеленый символизирует зону «Полная свобода»;

Желтый – зону «Относительная свобода»

Красный – зону «Запрещено»

Участникам предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам.

Полученные варианты анализируются: педагоги и психолог прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.

Важным является то, что список «взрослеет» вместе с ребенком. То, что мы требуем от старшего дошкольника, мы не можем требовать от младшего, он просто не может этого выполнить. А то, что мы требуем от школьника, просто неразумно требовать от школьника . И самое главное – это руководствоваться интересами ребенка и любовью к нему .

Если существую запреты, то неизбежно возникает вопрос о наказаниях , поскольку запреты в силу тех или иных причин могут нарушаться. Вообще смысл наказания должен быть совершенно конкретным: вам нужно эффективно пресечь недопустимое поведение.

Выделим и проанализируем основные формы воздействия на детей .

Под словом «ругать» обычно подразумевается повышение голоса, крик. Что есть крик? Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность. Любой крик – это стресс для нервной системы ребенка, которая является более гибкой и чувствительной, чем у взрослых. В состоянии стресса ребенок не слышит запрета. Он слышит, что его не любят. Выплескивая эмоцию, мы можем рассчитывать только на ответную эмоцию. У ребенка чаще всего ответная реакция – страх, замкнутость, протест, слезы. Крик ничего не дает ребенку. И, как следствие, воспитательного результата быть не может.

А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою очередь, рождает у него манеру разговаривать так же, просто потому, что он к ней привык, либо приводит к неврозу.

Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим.

Другое дело – запреты. Они очень важны для формирования у детей социальных навыков. Запрещать надо, но спокойным, уверенным голосом.

Боясь наказаний, ребенок может начать лгать и обманывать взрослых.

Если сам факт наказания слишком расстраивает детей, они могут забыть, за что их наказывают.

Родители, наказывающие детей, могут стать для них примером. Ребенок, подражая взрослому, тоже станет решать свои проблемы силовым способом.

Упражнение «Какие бывают наказания»

Доска делится на четыре поля, каждое имеет свое название:

«Физическое наказание»

«Изоляция»

«Наказание словом»

«Лишение приятного»

Названия полей скрыты. По ходу обсуждения возможных вариантов наказаний психолог делает записи на доске в соответствующем поле. В конце упражнения названия полей открываются. Обсуждаются наиболее действенные варианты, выявляются преимущества и недостатки того или иного варианта.

Взрослые должны четко осознавать, что вероятность несправедливости при спонтанном наказании чрезмерно велика. Наказывая, подумай зачем!

Надо помнить, что основная цель наказания – научить ребенка правильно поступать под действием собственного внутреннего контроля.

Изоляция – часто применяемый способ, когда ребенок выводится (отделяется) из группы сверстников или из игры на определенный период времени. При этом изоляция должна быть организована. Должно быть специальное место – другая комната, «виноватый» стульчик, находящийся в поле зрения взрослого. Желательно оговорить с детьми заранее время изоляции (пока пересыпается песок в часах, движется стрелка в период конкретной игры). Время, которое проводит ребенок, наблюдая движение стрелки часов, пересыпания песка, становится для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает в способ помощи справиться со своими эмоциями.

У каждого ребенка есть свои предпочтения. Но есть занятия, любимые всеми детьми: просмотр мультфильмов, поездка в гости, в цирк. Очень хорошо, если в группе есть какой-либо ритуал, традиция (помощь воспитателю, кормление рыбок и т.п.) И отказ ребенку, в праве, участвовать в совместном ритуале станет для него сильным переживанием.

Наказание ли это? Конечно же, и довольно ощутимое! И главное, не обидное и не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо. Взрослый просто не дарит им свое время, потому что расстроен или рассержен.

Какой же практический вывод? Нужно иметь запас больших и маленьких праздников , «зону радости». Если нет традиции совместных дел с ребенком, то стоит ее создать. И сделать эти занятия или дела регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не совершит чего-нибудь плохого. Отменяйте их, только если случится проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены.

Лишение приятного – наиболее приемлемый способ регулирования поведения ребенка. Ведь наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохо.

После того как мы проанализировав все возможные наказания, нужно остановиться на очень важном моменте, ответить на главный вопрос. Итак, ? Выделим то, что всегда нужно помнить взрослому, которому хочется наказать ребенка:

Очень важно помочь ребенку исправить ситуацию. Спросить его: «Давай подумаем: как это исправить?»

Упражнение «Разыгрывание ситуаций»

Педагогам предлагается разыграть некоторые ситуации и совместно с педагогом-психологом обсудить возможные варианты решений.

Ситуация 1

Во время обеда ребенок возит по столу чашку, полную сока. Воспитатель делает ему замечание: «Осторожно! Разольешь!» Ребенок делает вид, что не заметил этих слов.

Воспитатель повторно делает замечание: «Не балуйся! Пей сок!» Ребенок молча продолжает свои действия. И длится это до тех пор, пока он наконец не обольет себя и рядом сидящего ребенка липким соком.

Как себя вести, если:

  • Вместо сока ребенок пролил тарелку горячего супа;
  • Эта ситуация произошла непосредственно перед праздничным концертом?

Ситуация 2

Во время тихого часа ребенок не спит. Он мешает спать другим детям, возится, начинает шепотом разговаривать. Воспитатель делает замечание.

Ребенок затихает. Но как только воспитатель выходит из спальни, ребенок тут же вскакивает, садится на кровать к другим детям и мешает им спать.

Как в данном случае поступить воспитателю?

Что делать, если:

  • Ребенок тихо поет сам себе колыбельную песню;
  • Ребенок молча лежит с открытыми глазами?

Ситуация 3

Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает других. Педагог пытается успокоить его. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате.

Как в данном случае поступить воспитателю?

Что делать, если:

  • Ребенок опрокидывает поднос из-за своей неуклюжести;
  • Ребенок демонстративно отшвыривает предложенный раздаточный материал и категорически отказывается выполнять задание?

В конце встречи важно подробно обсудить все основные моменты, необходимость данной работы возможные варианты для продолжения работы. Все участники тренинга получают задание для решения реальных возникающих ситуаций и их анализа.

Памятка педагогам

Как наказывать ребенка, не унижая его

  • Всегда соблюдайте четкую позицию: «Я взрослый»,
  • Учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию,
  • Общайтесь с ребенком «глаза в глаза», на уровне роста ребенка, уверенным голосом,
  • В особых ситуациях необходимо брать ребенка за плечо, руку, останавливая его действия.

Наказание лучше действует, когда:

  • Оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время;
  • После проступка всегда (а не иногда) следует наказание;
  • Наказание сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что должен делать ребенок, чтобы его не наказывали в будущем;
  • У ребенка теплые, любящие отношения с человеком, применяющим наказание.

Как наказывать ребенка, не унижая его

  • Всегда соблюдайте четкую позицию: «Я взрослый»,
  • Учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию,
  • Общайтесь с ребенком «глаза в глаза», на уровне роста ребенка, уверенным голосом,
  • В особых ситуациях необходимо брать ребенка за плечо, руку, останавливая его действия.

Наказание лучше действует, когда:

  • Оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время;
  • После проступка всегда (а не иногда) следует наказание;
  • Наказание сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что должен делать ребенок, чтобы его не наказывали в будущем;
  • У ребенка теплые, любящие отношения с человеком, применяющим наказание.

Цель: расширение психологической компетентности родителей в области влияния родительских директив на формирование личности ребенка.

Задачи:

  • Познакомить родителей с распространенными видами родительских директив негативно влияющих на личность ребенка;
  • Обучить рефлексивному отношению к использованию директив в собственном общении с ребенком;
  • Закрепить навыки общения с детьми без использования родительских директив с помощью анализа и проигрывания ролевых ситуаций.

Участники: педагог-психолог, родители.

Время: 1 час.

План:

  1. Приветствие.
  2. Дать определение и наиболее популярные виды родительских директив.
  3. Проигрывание ситуаций с альтернативными видами общения.
  4. Рефлексия.

Оформление, оборудование и инвентарь: занятие проводится в просторном помещении, стулья и столы расположены в форме полукруга, чтобы все участники могли слышать и видеть друг друга. На столах лежит цветная бумага в форме прямоугольника и бейджик, ручки, карандаши или фломастеры, клубок ниток. К доске прикрепляется плакат с таблицей “ Влияние родительских директив на формирование личности ребенка” (по Р. Голдуингу и М.Голдуингу, 1976 г.)

Результатом: тематического тренинга, с моей точки зрения, будет являться более осознанное отношение к тем видам влияний, которыми пользуются родители в общении с ребенком и уменьшение директивности педагогического общения, что повлечет за собой повышение уровня самооценки, инициативности, самостоятельности, комуникативности детей, формирование мотивации успеха и достижения, повышение привлекательности процесса обучения и воспитания в целом.

Ход тренинга

Родители сидят за столами, разбившись на группы. Педагог-психолог предлагает им изготовить визитку из цветной бумаги. Цвет выбирается участником по желанию. Используемые цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный. Психолог задает вопрос: “ Как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались, и вы при этой форме обращения чувствовали себя комфортно?”, а участники пишут либо имя, либо имя - отчество, либо уменьшительно-ласкательное имя. Изготовленные визитки прикрепляются к одежде.

Цель: оценить эмоциональное состояние участников в начале занятия, отметить степень готовности к сотрудничеству при помощи цветной методики А. Лутошкина.

Критерии оценки:

а) красный – восторженное настроение;
б) желтый – светлое, приятное;
в) оранжевое – радостное;
г) зеленый – спокойное;
д) фиолетовый – тревожное, напряженное;
е) черное – уныние, полное разочарование, упадок сил.

Родители должны представится и по желанию объяснить другим идею (замысел) своей визитки или почему выбрано именно такое обращение.

Выступление психолога:
Здравствуйте! Сегодня мы поговорим с вами о самом дорогом, что есть у нас, – о наших детях, и как мы родители можем неосознанно повлиять на его дальнейшую жизнь. Тема нашей встречи: “Влияние родительских директив на формирование личности ребенка”.

Под директивами понимают скрытое, косвенное послание (приказание, поучение), не явно сформулированное словами или обозначенное действиями родителей, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством вины перед родителями). При этом истинных причин своей вины ребенок осознать не может, они скрыты. Только исполняя директивы, ребенок чувствует себя “хорошим”.

Директива – это своеобразное “скрытое послание” родителей ребенку, поучение, которое при этом самим родителем не объясняется.

Педагог-психолог выделяет наиболее распространенные родительские директивы, которые негативно влияют на формирование личности ребенка. (Приложение 1 )

Упражнение на проявление используемых родителями директив и обучение альтернативным формам общения.

Родители делятся на подгруппы. Родителям предлагаются карточка с темой, и каждая группа разыгрывают две ситуации, где родители используют родительскую директиву, эту же ситуацию, но уже без директивы. (Приложение 2 )

Рефлексия: от родителя к родителю передается клубочек. Когда он находится в чьих-то руках, он продолжает фразу “Работая с группой, я понял(а), что …”.

Литература

  1. Кузьменкова О.В. Психология семьи и семейного консультирования, Оренбург 2005.
  2. Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей. Модель организации клуба “Молодая семья”, план-программа, занятия, Волгоград 2009.

ПОДГОТОВКА К ОГЭ

ОРФОГРАФИЯ

Вариант 1 (правописание приставок)

1. В каком слове правописание приставки зависит от глухости/звонкости последующего согласного?

Вскрикнуть

Сдержать

Здесь

Подняться

2. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения?

Пр…глушенный

Во…кликнуть

Ра…будить

П…смотреть

3. В каком слове правописание приставки определяется правилом «НЕ (НИ) пишется слитно с местоимениями, употребленными без предлога»?

(не) знакомый

(ни) кто

(не) далеко

Ни (в) ком

4. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?

Встретить

Воздушный

Воспламенять

Поджигать

5. В каком слове правописание приставки определяется ее значением – «приближение»?

Прикрыв

Привычка

Приподняв

Приехать

6. В каком слове правописание приставки зависит от значения?

Сжать

Расходиться

Посмотреть

Прижаться

7. В каком слове правописание приставки определяется ее значением – «неполнота действия»?

Пр…градить

Пр…станище

Пр…открыта

Пр…ходить

8. В каком слове есть неизменяемая на письме приставка?

Среагировать

Возрождение

Разные

Разрушительный

9. В каком слове написание приставки определяется правилом «НЕ пишется слитно с неопределенными и отрицательными местоимениями, употребленными без предлога»?

(не) счастье

(не) чего

(не) медленно

(не) сомненно

10. В каком слове есть приставка, написание которой зависит от ее значения?

Предлагать

Приговаривать

Отдать

Бессердечный

11. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1) ра…жаловать, и…жарить, бе…численный

2) об…ективно, двух…ярусный, сверх…естественно

3) за…нтересовать, от…грать, без…скусный

4) пр…небрежение, пр…пираться, пр…видение

12. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр…тягательный, пр…вивка, пр…коснуться

2) и…коренить, ра…долье, ра…чертить

3) п…дписаться, пр…бабка, с…жаление

4) необ…ятный, прем…ера, меж…языковой

13. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.

1) в…дрогнуть, не…говорчивый

2) пр…старелый, пр…рекаться

3) пр…следовать, пр…чудливый

4) о…пилить, пре…принять

1) пр…чесать, пр…рвать, пр…взойти

2) с…гранность, об…скивать, за…нтересовать

3) п…проще, з…певала, пр…дедушка

4) и…сякший, бе…церемонный, не…говорчивый

15. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.

1) и…гнание, ра…писание

2) пр…ображение, пр…забавный

3) и…полнение, бе…грамотный

4) пре…посылка, о…гадать

Вариант 2 (правописание приставок)

1. В каком слове написание приставки определяется правилом «Приставки пишутся всегда одинаково, независимо от произношения»?

Подстилка

Вспоминать

Взобраться

Испытывать

2. В каком слове правописание приставки определяется тем, что корень начинается с глухой согласной?

Бе…покоить

О…литый

О…делить

По…черкнуть

3. В каком слове написание приставки определяется ее значением – «неполнота действия»?

Пр…ходить

Пр…лететь

Пр…открыть

Пр…одолевать

4. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

По…ходить

О…рубленный

О…талкиваться

Бе…жалостный

5. В каком слове правописание приставки определяется тем, что корень начинается с глухой согласной?

Всплывать

Утонуть

Вытягиваться

Впадающий

6. В каком слове правописание приставки определяется ее значением?

Прилипать

Бесконечные

Облетать

Открывать

7. В каком слове есть неизменяемая на письме приставка?

Ра…говор

Ра…руха

бежать

Ра…полагать

8. В каком слове написание приставки определяется правилом «НЕ пишется слитно с неопределенными и отрицательными местоимениями, употребленными без предлога»?

(не) погода

(не) доумевать

(не) кого

(не) весело

9. В каком слове есть неизменяемая на письме приставка?

Исходить

Скомканный

Расширить

Бесконечный

10. В каком слове правописание приставки определяется ее значением – «неполнота действия»?

Пр…чина

Пр…нести

Пр…молкнуть

Пр…ятный

11. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) пр…морский, пр…остановить

2) и…целить, ра…долье

3) бе…донный, во…певающий

4) пр…обладать, пр…школьный

12. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1) ра…чет, бе…молвный, и…торгать

2) пр…держаться месяц, об…бщить, пр…бабка

3) из…сканный, контр…гра, пред…юньский

4) непр…ступный, пр…вивка, пр…рожденный

13. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) пр…бывать в печали, пр…усадебный

2) бе…предельный, и…бежать

3) во…хищаться, бе…полезный

4) по…вергнуть, о…давать

14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) во…стание, …двинуть, ни…ходящий

2) сверх…ёмкий, раз…езд, двух…этажный

3) непр…кращающийся, пр…образить, пр…способление

4) комп…ютер, батал…он, трех…язычный

15. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1) пред…юльский, раз…гранный, сверх…нтересный

2) бе…граничный, и…целить, ра…думье

3) пр…язык, не…хватный, з…частую

4) пр…глашение, пр…винтить, пр…родный

Вариант 3 (правописание Н/НН в различных частях речи)

1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «НН пишется в прилагательных, образованных от имен существительных с помощью суффикса –ЕНН-«?

Гружё…ые снегом

Величестве…ый

Переполне…ый

Разноше…ый

2. В каком слове написание НН в суффиксе определяется правилом «В полной форме страдательных причастий пишется НН»?

Нравстве…ый

Вое…ый

Вынесе…ый

Совреме…ый

3. В каком слове правописание Н/НН определяется правилом «В краткой форме страдательных причастий пишется одна Н»?

Потеря…ы

Рва…ый

Удивле…о

Естестве…о

4. В каком слове написание Н/НН определяется правилом «В слове пишется столько Н, сколько их было в производящей основе»?

Дли…ая

Смущё…о

Растрога…ый

Разруше…ый

5. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

Единстве…ый

Расположе…ый

Деревя…ый

Сбережё…ый

6. В каком слове написание суффикса определяется правилом «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?

Многочисле…ый

Непосредстве…ый

Охваче..ый

Соломе…ый

7. Какое слово НЕ является исключением?

Нежда…ый

Негада…ый

Оловя…ый

Обдума…ый

8. В каком слове написание НН/Н определяется тем, что слово является кратким причастием?

Предусмотре…о

Изумлё…о

Восхищё…о

Невероят…о

9. В суффиксе какого слова пишется столько букв Н, сколько их было в производящей основе?

Берестя…ой

Неожида…о

Жасми…овый

Письме…ый

1) некоше…ая трава

2) выуче…ое правило

3) некоше…ая на лугу трава

4) зва..ый ужин

1) слома…ое дерево, вещь це…а

2) лома…ая линия, закопчё…ый котелок

3) медле…ое движение, неезже…ая дорога

4) дикови…ая вещь, деньги получе…ы

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

В закопчё(1)ой кухне, устрое(2)ой в подвальном этаже, освещё(3)ой сверху узкими окнами, всё убра(4)о.

2) 1, 2, 3

13. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна Н.

За низким заборчиком, выложе(1)ым из чугу(2)о-багрового кирпича, было посаже(3)о много жимолости и коротко стриже(4)ого боярышника.

14. В каком ряду в обоих словах пропущено НН?

1) воинстве…ая поза, зва…ый ужин

2) уката…ая дорога, песча…ый пляж

3) выбеле…ая ткань, свежезамороже…ые овощи

4) стекля…ые бусы, пута…ый вопрос

15. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1) тка…ая шёлком салфетка

2) полотня…ая скатерть

3) смышлё…ый мальчик

4) ока отворе…ы

Вариант 4 (правописание Н/НН в различных частях речи)

1. В каком слове правописание Н/НН определяется тем, что слово является катким причастием?

Купле…ый

Осе…ий

Измуче…ы

Незаслуже…ый

2. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В наречиях пишется столько букв Н, сколько и в прилагательных, от которых они образованны»?

Сваре…ый

Прочита…ы

Таинстве…ый

Медле…о

3. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В прилагательных, образованных при помощи суффикса -ЕНН- пишется две буквы Н»?

Естесве…ый

Освещё…ый

Непреме…о

Каме…ый

4. В каком слове правописание НН определяется правилом «В причастии совершенного вида пишется НН»?

Броше…ый

Естестве…ый

Клюкве…ый

Беспочве…ый

5. В каком слове написание Н/НН определяется тем, что слово является кратким причастием?

Предусмотре…о

Изумлё…о

Восхищё…о

Невероят…о

6. Написание суффикса какого слова объясняется тем, что слово является исключением?

Накраше…ы

Оловя…ый

Весе…ий

Мороже…ое

7. В каком слове правописание НН определяется правилом «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ОНН-, -ЕНН-, пишется НН»?

Мгнове…о

Неожида…о

Таинстве. .ый

Раскалё…ый

8. В каком слове написание Н/НН определяется тем, что слово является кратким причастием?

Немедле…о

Открове…ый

Сказа…о

Незамет…о

9. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «НН пишется в прилагательных, образованных от существительных с основой, оканчивающейся на –Н»?

Торжестве…ый

Дли…ый

Станцио…ый

Определё…ый

10. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1) кова…ое железо

2) маринова…ые грибы

3) немощё…ая дорога

4) деревья вывезе…ы

11. В каком ряду в обоих словах пропущено НН?

1) оловя…ый солдатик, сено высуше…о

2) жела…ый подарок, суко…ая скатерть

3) веществе…ое доказательство, яма засыпа…а

4) лимо…ый сок, некоше…ый луг

12. В каком варианте ответа правильно указана (-ы) цифра(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н?

13. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Чисто вымете(1)ая и приукраше(2)ая к празднику улица была пусты(3)а, но красива выдержа(4)ой немного тяжелой красотой.

14. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1)серебря…ые ложки

2) кова…ое железо

3) вырубле…ая просека

4) окно занавеша…о

15. В каком ряду в обоих словах пишется НН?

1) чека…ый шаг, ветре…ая девчонка

2) лекция записа…а, испуга..ый шумом

3) подменё…ые документы, даль тума…а

4) овся…ое печенье, печё…ый в золе картофель

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Вариант 1

1. Замените словосочетание ЧУВСТВО РАДОСТИ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

2. Замените словосочетание СПРОСИТЬ С ВОЗМУЩЕНИЕМ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

3. Замените словосочетание ЖЕЛЕЗНАЯ ОГРАДА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

4. Замените словосочетание ИЗГИБ НА ДОРОГЕ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

5. Замените словосочетание В СМУЩЕНИИ ЗАКРЫЛ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

6. Замените словосочетание СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления.

7. Замените словосочетание ОТЦОВСКОГО ДОМА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

8. Замените словосочетание ЗАРОСЛИ ЧЕРНИКИ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

9. Замените словосочетание ДОКТРОСКИЙ ХАЛАТ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

10. Замените словосочетание БЕЗЗВУЧНО ОБОРВАЛАСЬ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

11. Замените словосочетание СКАЗАЛ С ВОСТОРГОМ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

12. Замените словосочетание ИЗ ВАГОННЫХ ДВЕРЕЙ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

13. Замените словосочетание ОТ ГНЕВА НАРОДА, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Однажды в этом лесу мастера выбирали древесину, чтобы делать музыкальны инструменты для королевского оркестра.

Идём, дружище, весну встречать.

Вариант 2

1. Замените словосочетание ПТИЧИЙ ГОМОН, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

2. Замените словосочетание В МОРСКОЙ ДАЛИ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

3. Замените словосочетание НА ЛИСТКАХ БУМАГИ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

4. Замените словосочетание ДЕТСКИХ МЫСЛЕЙ, построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

5. Замените словосочетание НА ОСЕННИХ ПЕРЕЛЁТАХ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

6. Замените словосочетание В СОСЕДСКИЙ ДВОР, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

7. Замените словосочетание В ЦЕНТРЕ ГОРОДА, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

8. Замените словосочетание НА ДЕРЕВЯННОМ ПОМОСТЕ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

9. Замените словосочетание ДЕДУШКИН ШАРФ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления.

10. Замените словосочетание ДУШЕВНУЮ БОЛЬ, построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

11. Замените словосочетание СО ЗЛОСТЬЮ ПОСМОТРЕЛ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

12. Замените словосочетание В ГОДЫ ВОЙНЫ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

13. Замените словосочетание НАД ОБРЫВОМ РЕКИ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

14. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Но я всё-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы.

15. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

С новым и странным чувством я огляделся вокруг.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Вариант 1

1. Какое средство выразительности использовано в предложении?

Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце.

(К. Паустовский)

1) сравнительный оборот

2) эпитет

3) метафора

4) гипербола

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.

1) Несколько дней назад юные защитники природы приметили в лесу дуб, на котором внизу была снята кора.

2) Браконьеры, не окончив пилить первое дерево, положили пилу и топоры, отошли на поляну и сели обедать.

3) По-своему наказав преступников, мальчики теперь боялись, не обвинят ли их в хулиганстве.

4) Не было сомнения, что этот поступок оставит в сердцах след на всю жизнь.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение.

1) Сороки, вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви.

2) Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе.

3) Снег набился в глубокие морщины коры.

4) Там, в ямке, лежал шарик, обёрнутый сопревшими паутинно-тонкими листьями.

4. Укажите предложение, в котором НЕТ эпитета.

1) Всё было собрано, все прощальные слова сказаны, а я ещё стоял в передней, одетый, с ружьём и походным мешком за плечами раздумывал: брать мне с собой Боя, охотничью мою собаку, или не брать.

2) Бой стоял рядом и глядел с тоской и надеждой: как она повернется, жизнь-то, - радостью или горем?

3) Вот он приехал – жестокий, несправедливый и очень любимый человек, и надо бы залаять, прыгнуть к нему на грудь, а может быть, просто лизнуть ему тихонько руку.

4) Но горькую, незаслуженную обиду простить трудно.

1) Этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно.

2) К горлу подкатил ком.

3) От коржей шёл жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.

4) Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика.

6. Какое средство выразительности есть в предложении?

Многолюдный зал мгновенно притих. (В. Короленко)

    фразеологизм

    метонимия

    сравнение

    оксюморон

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть.

2) Да, есть такие книжки, которые надо прочесть именно лет в 12, в 14…

3) Важно то, что я пришла в ужас от мысли, что читаемые мною второсортные книги, поглощая отмеренные человеку для чтения часы, явно меня чего-то лишают.

4) Кто-то и во всю жизнь многих из этих книг так и не увидит и, конечно, не прочтет.

1) Мысленно я проделывал все геройские подвиги казаков-завоевателей, плавал в лёгких байдарках, питался рыбой у чукчей, собирал гагачий пух по скалам.

2) В этом романе, как в электрической батарее, сосредоточилась неиссякаемая, таинственная могучая сила, вызвавшая первое брожение детских мыслей.

3) Мой отец, небогатый заводской священник, страстно любил книги и затрачивал на них последние гроши.

4) Каждая книга пройдет через тысячи рук, прежде чем встать на полочку нашего шкафа.

9. Укажите ряд, в предложениях которого средством выразительности являются синонимы.

1) Мамы давно уже нет…А я всё ещё мысленно говорю…

2) А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя.

3) Случалось, забывал позвонить в назначенный час. Иногда раздражался по пустякам.

4) И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. И болезнь отступает, потому что рядом Она.

10. В каком фрагменте текста нет парцелляции как средства выразительности речи?

1) И вдруг чувствуешь, как тебя с силой ударяет в грудь. Боже мой! И тут она, и сюда проникла!

2) И всё. Ни фамилий. Ни имён.

3) и стоит солдат и железно молчит об этих людях. Безымянных, полегших здесь. И думает. Долго. Вечность.

4) От безымянных – безымянным. В безымянном лес у.

11. Какое средство выразительности есть в предложении?

Синицы не попадались на глаза всё минувшее лето, и даже не было слышно их тонко зинькающего голоса. (Е. Носов)

    гипербола

    фразеологизм

    сравнение

    метонимия

12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Всё тогда было по-другому, и об этом можно теперь только пожалеть.

2) И вдруг появился человек, которого, признаюсь, я не разглядел.

3) Показывая свой товар, он рукой ухватил меня за воротник, как добычу, которая может исчезнуть в потоке.

4) Я знал, что есть такие стихи, но едва ли догадывался, каковы они и зачем они мне здесь нужны.

13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Машина наша едет и едет.

2) Пилила здесь лес бригада леспромхоза, что котлован под будущее море очищает.

3) А берёзка – словно небо сеет сквозь себя.

4) Да ведь будут трактора лес возить, всё равно берёзку сомнут.

14. Какое средство выразительности есть в предложении?

Где ты взял кусочек солнца? (Е. Носов)

    метафора

    оксюморон

    фразеологизм

    литота

15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Я в ту пору всюду таскал за собой книжки, особо я любил фантастику.

2) Мы забрели в заросли черники, которой никогда прежде не встречали.

3) В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша, с красной, как пуговица, завязью.

4) Взвилась серая лёгкая муть, и всё скрылось.

Вариант 2

1. В каком предложении средством выразительности речи является фразеологизм?

1) Раз уж идти, то она возьмёт в театр свой класс.

2) Может, от скуки народ и соберётся.

3) А как проверить, не был ли Шекспир трепачом?

4) Танины ученики умирали со смеху.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.

2) В окне на втором этаже маленькие глазки Шибаева безошибочно обнаружили что-то съестное.

3) Я глядел на Суркова и видел в его озёрных глазах белые разводы, словно огромный каменище плесканули туда.

4) Так вот: я пригляделся, здесь во-о олухи какие…

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Она слегка дрожала, думая об этом, и куталась в докторский халат своей матери, который надела тайком.

3) Они в полном молчании шли к опушке, где, словно веретёна, окутанные пряжей, стояли в дыму остроконечные ели.

4) Над вершиной ближней ели замахала крыльями кедровка и улетела, оставив за собой в тёмном воздухе смутный след.

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.

1) Всё ушло навсегда – хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь.

2) Надо помнить о том, что день и ночь на земле работают реакторы и фазотроны, что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов.

3) Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

4) Нижние ветки берёзы обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы.

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.

1) Над лугами тащились из-за реки, цепляясь за облетевшие вётлы, рыхлые тучи.

2) Изредка заходил сторож при пожарном сарае – Тихон, тощий, рыжий.

3) У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье.

4) Устройство выставок, конкурсов – всё это проходило через её руки.

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности являются антонимы.

1) Бим уже абсолютно точно умел определить – весёлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовёт или прогоняет.

2) Но прав был он лишь отчасти, так как Бим понимал, что сейчас играть с ним не будут, да и слово «дурачок» принимал на свой счёт, и «мальчик» - тоже.

3) Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно радостный, хотя почти и не ощутим.

4) Бим, конечно, сделал вид, что ему тоже вроде бы хорошо, но это только исключительно из уважения к личности, а на самом деле он был немало удивлён.

7. Укажите фрагмент текста, в котором нет парцелляции.

1) Баваклава же радовалась, когда отдавала. Хотя отдавать ей было особенно нечего.

2) Это открытие удивило его. Потому что до сегодняшнего дня он считал Баваклаву тёмной и отсталой.

3) Часы проснулись. Ожили.

4) Она жива! Её жизнь зависит от него, от его сердца.

8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Летний зной ударял теперь прямо в горы, и по горячим токам воздуха медленно поднимались в вышину орлы.

2) Как часто за этот год, столь богатый для Тани событиями, забывала она о друге, которого обещала когда-то ни на кого не менять!

3) И плечи его, облитые солнцем, сверкали, как камни, а на груди, тёмной от загара, выделялись светлые буквы, выведенные очень искусно.

4) И там, в незримой дали, вставала перед ними иная, волшебная страна, простирался светлый край.

9. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метонимия?

1) Раздался непривычно громкий смех.

2) Наступил тихий вечер.

3) И вдруг спальня замолчала.

10. В каком варианте ответа средством выразительности является метафора?

1) В небе, как чёрные стрелы, мелькали ласточки.

2) Перед закатом стены и крыши домов горели золотом.

3) Летели вниз камни, листы железа, стёкла, птичьи гнёзда.

4) Укрывшись под деревом, я ждал конца налёта.

11. В каком предложении средством выразительности речи является эпитет?

1) Это обстоятельство даже помешало ему вовремя научиться грамоте.

2) Мальчик долго ждал этого чуда, но оно почему-то не произошло.

3) В своём саду моряк установил несколько маленьких деревянных пушек и рядом с ним – высокого, тоже деревянного солдата.

4) А вместо кройки он научился виртуозно вырезать из бумаги замысловатые узоры и маленьких танцовщиц, делающих пируэты.

12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.

1) Начались осенние ливни и бури, по ночам тополь скрипел, стонал, бился ветвями о стену, словно просил защиты от непогоды.

2) Он жил всеми своими листьями, тысячами тысяч листьев, подставляя их солнцу, луне, ветру, дождю.

3) Листья струились ручьями, устилая балкон, и некоторые прилипали к стёклам и с ужасом глядели в комнату, чего-то ожидая.

4) И вот сверху я увидел, как дрожь прошла по всему зелёному телу тополя, как он зашатался, мгновение подумал и рухнул на новую улицу.

13. Укажите предложение, в котором нет сравнения.

1) Огромный, похожий на водолаза-ньюфаундленда сеттер понравился мне с первого взгляда.

2) Кот Агапыч зашипел и заворчал на собаку, как тигр, делая вид, что вот сейчас он не выдержит, бросится и вцепится в собачью морду.

3) Он тосковал и мучился, как человек.

4) Честно говоря, я не думал, что хозяин собаки приедет за ней: так, обычно не делают при купле и продаже.

14. Укажите предложение, в котором нет метафоры.

1) Но это не значит, что ослабли связующие нас нити.

2) Мы знали, что это будет последняя наша встреча, и молчали.

3) Тень вечности скользнула над нашим столом.

4) Он прошёл до конца весь беспримерный путь русского солдата.

15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является градация.

1) Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, всё лицо разбил, рука выскочила в плече.

2) В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

3) А нравственность… она состоит из конкретных вещей – из определённых чувств, свойств, понятий.

4) Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Вариант 1

Из путаного рассказа стало ясно следующее.

Тучу передёргивало вспышками молний.

Он продолжал водить Анну Васильевну по своему мирку.

Вероятно, лёд у берега был крепче.

Мой отец, небогатый заводской священник, страстно любил книги и затрачивал на них последние гроши.

Я вынул из-за пазухи книгу, почти безразличную мне, и стал думать над ней.

И это веление заставило Васю вскочить с кровати и быстро натянуть одежду.

Однажды мы с Васькой поехали за грибами.

- Скажите ему, Татьяна Николаевна!

Над вершиной ближней ели замахала крыльями кедровка и улетела, оставив за собою в тёмном воздухе смутный след.

Ни здесь, ни там не может она его найти.

Никто никак не среагировал на эти слова.

Козыреву протянули листок.

- Дядя, может, у вас есть сухарик?

Мать учила его кроить и шить.

Вариант 2

1. Выпишите грамматическую основу предложения.

Вот где, по-моему, следует искать жизненный источник странного, казалось бы, явления – военной лирики невоевавших поколений.

2. Выпишите грамматическую основу предложения.

Надо поспеть за нею, ничего не упустить в её чародействе.

3. Выпишите грамматическую основу предложения.

Летом в густой зелени трудно высмотреть подходящее дерево.

4. Выпишите грамматическую основу предложения.

Всегда был ему по душе этот старинный русский город.

5. Выпишите грамматическую основу предложения.

Многочисленная публика собралась в Киеве слушать оригинального музыканта.

6. Выпишите грамматическую основу предложения.

Я был ему нужен всегда и сегодня тоже.

7. Выпишите грамматическую основу предложения.

У писателя Александра Степановича Грина был с тихом Старом Крыму невзрачный пёсик-дворняга Тобик.

8. Выпишите грамматическую основу предложения.

- А можно мне съесть это последнее зёрнышко?

9. Выпишите грамматическую основу предложения.

Было это примерно в семь часов вечера.

10. Выпишите грамматическую основу предложения.

Потом познакомимся поближе, а сейчас начинаем урок.

11. Выпишите грамматическую основу предложения.

Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба.

12. Выпишите грамматическую основу предложения.

После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тёти Оли.

13. Выпишите грамматическую основу предложения.

В борьбе за существование порою не выбирают средств.

14. Выпишите грамматическую основу предложения.

На картине мне нравились только два ангелочка внизу.

15. Выпишите грамматическую основу предложения.

- Ты не веришь мне, Кусачка?

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки выпускников к ЕГЭ по обществознанию.
Книга содержит материалы для организации повторения, систематизации и обобщения содержания предмета за курс средней школы:
актуальный теоретический материал по всем основным разделам курса обществознания, в том числе наиболее сложные вопросы философии, социологии, экономики, политологии и правоведения:
7 тематических блоков, включающих по 5 вариантов тренировочных работ, составленных в формате ЕГЭ, а также подборку заданий высокого уровня сложности (по каждому типу заданий части 2);
эталоны ответов ко всем заданиям.
Пособие может быть использовано старшеклассниками и абитуриентами для самостоятельной работы. Структура, объём, содержание тренировочных вариантов позволяют использовать их на уроках для отработки основных умений, проверяемых на ЕГЭ, а также для осуществления текущего контроля знаний обучающихся.

Примеры.
Выберите верные суждения, характеризующие человека как индивида, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Человек активно участвует в общественной жизни.
2) Художник самореализуется в творчестве.
3) Молодой человек обладает крепким физическим и психическим здоровьем.
4) Для человека с флегматическим типом темперамента характерна спокойная и уравновешенная реакция на события и явления действительности.
5) Студент активно участвует в работе научно-исследовательского общества университета.

Ученик работает над рефератом на тему «Отличия деятельности человека от поведения животных». Какие специфические особенности деятельности человека должны быть обязательно рассмотрены учеником? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обусловленность природно-климатическими особенностями проживания (обитания)
2) осуществление в результате ранжирования многочисленных потребностей
3) движущей силой активности являются в первую очередь инстинкты
4) творческий характер
5) создание предметов, не существующих в природе
6) обусловленность генетической программой

Следующие учебники и книги.