Что изменилось? Все. Вы скрывали свои настоящие чувства и эмоции

Подведение итогов прожитой женской жизни

Моей подруге 61, она каждую весну на таблетках. Депрессия начинается весной, а заканчивается в конце лета. В это время она бухтит и бухтит про то, что жизнь - г-но.
Почему в конце лета жизнь у нее удивительным образом налаживается - загадка.
Сейчас, пока жизнь еще не наладилась автоматически, подруга бьется над подведением итогов. Они, конечно, неутешительны (иначе бы не было депрессии). У нее нет детей, что коренным образом отличает ее от меня. У меня есть один «ребенок», который живет своей семьей и является источником моих никогда не преходящих тревог (каждый божий день!). Я бы хотела не иметь этих тревог, но как я посмотрю, альтернативой является сильнейшая депрессия...
Еще у подруги есть строгий спрос с самой себя: «какой след я оставила?» Я-то оставила сына, это уже след, - не прикопаешься. У нее детей нет (как и забот, связанных с ними), карьеру мы обе не сделали. Мы должны были оставить след? След от нас самих, как личностей, а не как самок. Ну не знаю...
У меня этот вопрос не решен, а у нее решен, и ответ на этот вопрос страшен: никакого следа. Это приговор.
Еще мы говорим о любви. Она говорит - я молчу. Что как-то обошли ее страсти-мордасти, а ведь жизнь для того и дана, что б мордасти были... У меня мордасти были, и поэтому я помалкиваю.
У нее есть хороший муж, у меня есть хороший муж, но ее муж как-то лучше - потому что говорит по-русски и любит все русское, хоть и немец. Мой презрительно фыркает по поводу него (за глаза): «он на половину русский». Для нас эта половина дорогого стоит. Вот, казалось бы, утешение.
Но ее муж зарабатывает меньше моего, получается, опять как-то мой очки набрал и подтянулся. А еще у меня есть «ребенок», т.е. в целом снова расклад не в ее пользу...

С ее, депрессивной, точки зрения все вокруг чем-то лучше, чем она. На кого ни глянь - или карьеру сделала, или детей имеет, или даже и то, и другое. Особенно она восхищается женщинами, которые выше ее забрались по социальной лестнице и имеют при этом больше одного ребенка. Те, кто ниже ее по социальной лестнице и имеют никудышных мужей и неудачных детей, вообще не рассматриваются, потому что могут всю депрессию испортить...

Капля камень точит, и я уже тоже начинаю задумываться.

Почему я не сделала карьеру? Это что, так необходимо? Не для того, чтобы кое-чем меряться с другими тетками, а потому что это было бы здорово. Но проблема в том, что я до сих пор не знаю, кем хочу стать, когда вырасту:-))).

Если серьезно, это сейчас - все равно, почему мой баланс к сегодняшнему моменту так невыразителен. Прошлое не изменить.
Но дальше-то что? Смотрю на старших товарищей - им очень больно за бесцельно прожитые годы. Может, у меня есть шанс еще что-то подшаманить в мои 45, чтобы к 61 я не бухтела, как моя подруга.
Но если б мне даже удалось оставить 2 строчки в Британской энциклопедии, не ерунда ли это? Только близорукость человеческая приписывает таким событиям сверхценность, потому что и люди, и Земля, и Британская энциклопедия не вечны под Луной, про Луну и говорить нечего. Всегда есть у человека один день, который он живет, пока этот день не окажется последним. Финита ля комедия.
Я даже не задаюсь такими уважаемыми проблемами, как сохранить мою заначку в 200 евро или, еще лучше, ее приумножить. Я доверяю жизни, что всякому дню довольно его заботы.
И все же... Может быть, я что-то упускаю прямо сейчас?

Филлис пишет:

Моя давняя подруга написала мне о своей старости, и я задумалась: стара ли я? Тело мое иногда говорит: да, стара… но сердце не соглашается!!! И я бы тоже не хотела вернуться в свои молодые годы. По-моему, это ее письмо очень точно подводит итог жизни.

Вот оно, это письмо:

«На днях одно юное существо спросило меня, каково быть старой. Я несколько растерялась, поскольку не считаю себя старой. Увидев мою реакцию, существо страшно смутилось, но я сказала, что вопрос интересный, что я обдумаю его и сообщу свои выводы.

Старость, решила я, это дар. Сегодня я, пожалуй, впервые в жизни стала тем человеком, которым всегда хотела быть. Нет, речь не о моем теле, конечно! Иногда это тело вызывает у меня отчаяние — морщины, мешки под глазами, пятна на коже, отвислый зад. Часто меня шокирует старуха, которая обосновалась в моем зеркале, - но переживаю я недолго.

Я бы никогда не согласилась обменять моих удивительных друзей, мою замечательную жизнь, мою обожаемую семью на меньшее количество седых волос и на плоский подтянутый живот. По мере того как я старею, я стала к себе добрее, менее критичной. Я стала себе другом. Я себя не корю за то, что съела лишнее печеньице, за то, что не убрала постель, за то, что купила эту идиотскую цементную ящерицу, в которой я абсолютно не нуждаюсь, но которая придает такой авангардный оттенок моему саду. Я имею право переедать, не убирать за собой, быть экстравагантной. Я была свидетелем того, как многие - слишком многие - дорогие друзья слишком рано покинули этот мир, еще не поняв, не испытав великую свободу, которую дарует старость.

Кому какое дело, если я читаю до четырех часов утра и сплю до полудня? Я сама с собой танцую, слушая замечательные мелодии пятидесятых годов, и, если мне иногда хочется поплакать над ушедшей любовью, что ж, поплачу. Я пройдусь по пляжу в купальнике, который еле удерживает располневшее тело, если захочу, я кинусь в океанскую волну, несмотря на полные жалости взгляды со стороны юных существ, одетых (раздетых?) в бикини. Они тоже состарятся.

Иногда я бываю забывчивой, это правда. Впрочем, не все в жизни достойно запоминания - а о важном я вспомню. Конечно, за эти годы мое сердце было разбито не раз. Как может не разбиться сердце, если ты потерял любимого, или когда страдает ребенок, или даже когда любимую собаку сбивает машина? Но разбитые сердца и есть источник нашей силы, нашего понимания, нашего сострадания. Сердце, которое никогда не было разбито, стерильно и чисто, оно никогда не познает радости несовершенства.

Судьба благословила меня, дав мне дожить до седых волос, до времени, когда мой юный смех навсегда отпечатался глубокими бороздами на моем лице. Ведь сколько же людей никогда не смеялось, сколько умерло раньше, чем смогли покрыться инеем их волосы? Я могу сказать «нет» абсолютно искренне. Я могу сказать «да» абсолютно искренне. По мере того как ты стареешь, все легче быть искренним. Ты меньше заботишься о том, что другие думают о тебе. Я больше не сомневаюсь в себе. Я даже заработала право ошибаться.

8. Итоги человеческой жизни

«Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем ещё, что такое жизнь»

(Конфуций).

«Самое главное в жизни – всё-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости»

(В. Ключевский).

«Лишь не любя, можно отпустить. Лишь видя смерть – научиться жить»

(Р. Роллан).

Многие считают смерть очень неприятной формой бытия, но так считают те, кто прожил жизнь не самым лучшим и должным образом. Другая же категория людей, которые жили осознанной и осмысленной жизнью, эту форму бытия примет должным образом, со спокойствием и умиротворением, что их земная жизнь состоялась, они являлись достойным примером для подражания, почитания и уважения. А это – многого стоит!

К слову, Вольтер писал: «Кто мог бы страшиться смерти и отказываться от неё? Виновный боится её, несчастный – призывает, храбрый – бросает ей вызов и идёт навстречу ей, мудрец, ожидающий её, принимает её без сожаления».

Философ Эзоп писал: «Если тебе не спастись от смерти, умри, по крайней мере, со славой».

Тяжело подводить итоги человеческой жизни. Некоторые скажут, что сделать это может только сам человек. Другие верят, что жизнь измеряется верой; третьи – любовью. Кто-то считает, что жизнь вообще не имеет смысла. Я уверена, что это самое ошибочное и неправильное трактование смысла жизни.

Твою жизнь могут оценить лишь те, кто прожил свою жизнь, условно выражаясь, с твоей помощью. Те, которым ты был полезен, внимателен, предупредителен. Трудно не согласиться с великим Д. Дидро, который считал, что «самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей».

А главное – нашел ли человек радость в жизни, а если нашел, то в чем? Что считал он смыслом жизни, каким ценностям, приоритетам отдавал предпочтение?

Приведу в качестве примера ещё один эпизод из фильма «Кто вы, Джо Блек?».

Я не просто возвращаюсь к этой картине. Многие, наверное, видели её. Но мало кто уловил, осмыслил всю философию, которой наполнена картина.

Здесь царят прекрасные, правильные семейные отношения, и настоящая любовь и глубина чувств героев, которые испытали её, и философия истинной любви, единственно долженствующей быть в отношениях между любящими людьми, между женщиной и мужчиной; размышления молодого человека, рассказывающего, в чём он видит смысл семейной жизни: «Что плохого в том, что я буду заботиться о ней, а она – обо мне?»; философия умирающей от рака женщины в больнице, и даже познание и осмысление человеческой жизни, и в связи с этим перемены в сознании ангела, явившегося на Землю.

Здесь и предательство, и расплата за него. Даже ангел смерти потрясён случившимся. «Яд – это вы, – бросает он в лицо помощнику владельца компании. – Вы манипулировали за спиной человека, который вам доверял, который пометил вас клеймом высшего клана, респектабельности и перспектив. Я имел возможность быть свидетелем всякого рода разновидностей мошенничества, но ваше предательство, исполненное по всем канонам Макиавелли, стало неожиданностью даже для моего богатого жизненного опыта».

И продолжает: «И этот человек до сих пор принимает удары на себя, не раскрывая перед вами моего истинного лица. Если бы он раскрыл тайну моего появления, приподнял завесу, он мог бы облегчить своё тяжёлое положение, но он слишком честный человек, чтобы себе это позволить. Из-за меня он потерял работу, компанию, репутацию…»

Мне представляется, что мало кто так осмысленно смотрел картину и вникал в её суть. Вот такого рода картины должны представляться на суд зрителей и жюри на всемирных фестивалях, а не те, которые пропагандируют насилие, аморальность, греховодные, безнравственные, случайные, порочные отношения и за это получают главные призы. Полный абсурд и падение нравов, и это – мы пропагандируем!

И даже сомневающиеся и колеблющиеся понимают, что так можно и нужно, разрешено и поощряемо!

Потому разрешите подробнее рассмотреть главную философскую линию фильма. Во-первых, рассуждения человека о настоящей любви и какой она должна быть и который хочет, чтобы его любимая дочь испытала именно сильнейшие и настоящие чувства любви и только потом вышла замуж. Он, который помнит и ценит все моменты, связанные с любимой женщиной, вплоть до таких мелочей, в чём она была одета в день их первой встречи, и вспоминает её каждый день, хотя её уже нет рядом.

Вспомните встречу молодого человека (Брэд Питт) и дочери Билла Переша в кафе, диалог двух близких по духу людей. Молодой человек с увлечением рассказывает о своей работе и считает, что «делать добро – это самое главное в жизни» и он бы хотел этим заниматься всю жизнь, но всё зависит ещё от женщины, на которой он женится. В конце концов он может отказаться от всего ради любимой женщины, которая, возможно, захочет хороший дом, много детей. Потому – каждый сам выбирает себе путь и ничего плохого не видит в том, что он будет заботиться о ней и они должны будут заботиться наилучшим образом друг о друге, на что ему замечают, что в наш век ему трудно будет найти женщину с подобным видением семейной жизни. Но он – просто убеждён, что найдет её.

Интересны откровения трансформировавшегося в человека ангела, который пришел на Землю на определённый срок поучиться жизни, понять, в чём её смысл, и в качестве проводника выбирает не простого, обыденного, малоинтересного человека, а именно Человека, который ему интересен, который имеет превосходство перед другими людьми своим видением жизни, намерениями и делами. «Ты прожил достойную жизнь, и я нашёл её чрезвычайно интересной и полезной. Я воплощаю в жизнь твои слова, твою философию. Похоже, мне понравилось быть человеком, мне очень нравится твоя семья, отношения между членами семьи. Спасибо тебе за твою мудрость и доброту!» – слышим мы откровения ангела.

Очень интересны рассуждения двух людей на грани небытия.

Один из них Билл Переш – который хочет оставить после себя результаты пройденного им жизненного пути. Вторая – тяжелобольная женщина, находящаяся на грани небытия в больнице, которая объясняет ангелу смерти, что, несмотря на то, что он полюбил женщину и чувство его взаимно, он должен покинуть Землю, даже несмотря на то, что здесь он не так одинок и кому-то, как ему кажется, нужен.

«Хорошо, что это случилось с тобой, как будто ты попал на остров и устроил себе праздник. Но правда в том, что это должно прекратиться, если ты задержался здесь достаточно. Забери эту прекрасную картину вместе с собой. Здесь мы тоже одиноки. Но если нам повезло, с нами останутся прекрасные картины, чтобы взять их с собой». Это слова женщины, и даже у этой, казалось бы, простой, бедной и больной женщины есть такие картины и она готова с ними покинуть землю. Вот прекрасная аллегорическая философия жизни.

А порой только и слышишь: «А что хорошего я видел в этой жизни?». А мне кажется, что просто не все заметили всю прелесть бытия. Каждому, любому человеку представляются прекрасные картины, но не многие их замечают, проходят мимо, хотят невозможного, больше, лучше – не прикладывая для этого никаких усилий, и уходят – неудовлетворёнными и даже не оставив памяти просто о хорошем человеке.

Я всегда говорю: «Ищите радость в малом, найдёте в большом», «Не ищите в хорошем плохое, в плохом, на ваш взгляд, – разглядите хорошее».

А вот – картины предательства.

Главный герой фильма Билл Переш собирался провести слияние своей компании – своего детища – с другой. В этом слиянии больше всех был заинтересован его помощник, который по договорённости с другой стороной имел бы от этого большие дивиденды. Ему удалось также убедить всё правление компании в правильности такого слияния, и оставалась самая малость – на заседании правления дать своё единое согласие.

Однако мы знаем, что за день до заседания в жизни Билла Переша произошло нечто неординарное, к нему явился ангел смерти – проводник его в иной мир в образе очаровательного юноши (Брэд Питт). После заседания правления, на котором патрон даёт разумную мотивацию своего отказа на слияние компаний, а ангел, видя, как Билл нервничает, с удивлением выражает свое недоумение, что тот, будучи на краю небытия, беспокоится о таких пустяках.

Билл Переш, осознавший, что значит компания в его жизни, объясняет, что он не желает, чтобы кто-то купил дело всей его жизни. Такой поворот событий не был им запланирован. И сейчас он хочет только одного: уходя, что-то оставить после себя, оставить результаты пройденного пути. Уйти достойно, с чувством гордости, самоотверженной правды.

Хороший пример прозрения, осознания итогов жизни.

Ну, а как произошло разоблачение недостойного и нечистоплотного на руку помощника, мы уже знаем из вышеизложенного и от просмотра кинофильма.

Правда – всегда восторжествует, в какой бы форме она ни была проявлена.

«Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Евангелие от Марка, гл. 4, ст. 22, и от Луки, гл. 8, ст. 17).

Вспомните картину прощания Билла со своими дочерьми, особенно с любимейшей младшей. Понимая, как тяжело она будет переживать это расставание с любимым отцом, говорит о своей сильной любви к ней, о том, что та наполнила его жизнь большим смыслом и он хочет, чтобы она пообещала ему, что никогда не будет волноваться о нём, что бы ни случилось: «Я ни о чём не жалею, все будет хорошо, и я хочу, чтобы ты чувствовала это», – говорит он на прощание.

Как это ни парадоксально, но многие начинают задумываться над итогами жизни или анализировать свою прожитую жизнь, когда получают неблагоприятные вердикты о состоянии здоровья или чувствуют приближение неминуемого, неизбежного в своей жизни.

Главным героям кинокартины «Пока не сыграли в ящик» остаётся прожить только несколько месяцев, и они только тогда задаются вопросом, чтобы они сделали за это время. Никому не хочется ждать приближения смерти, проводя дни в постели, под сочувствующие взгляды окружающих их людей. Один из них, несостоявшийся историк, который рано обзавёлся семьей и детьми и потому, бросив учёбу, начал работать, вспоминал, что профессор философии давал студентам упражнение под названием «ящик желаний». Студенты должны были расписать, что бы они хотели бы сделать в жизни, пока не «сыграли в ящик». По молодости и амбициозности наш герой Картер писал что-то вроде «заработать миллион» (хорошо, что речь идет о том, чтобы заработать, а не получить задаром), стать президентом. Когда же жить осталось немного, он желал бы помогать людям, подарить им радость, посмотреть чудесные страны, то есть приоритеты изменились.

Другой главный герой фильма, Эдвард Колл, по иронии судьбы – владелец собственной клиники, в которой получил вердикт, и роскошных апартаментов, всю жизнь только делал деньги, деньги и ещё раз деньги, которые не принесли ему ни радости, ни удовлетворения, ни счастья и не сделали его бессмертным.

Хоть он несколько раз был женат, имел дочь и внучку, с которыми много лет не общался, он был совершенно одинок.

Они с Картером, соседом по палате, прожили за последние месяцы больше, чем другие проживают за всю свою жизнь, и даже больше. Благодаря пусть позднему прозрению можно с уверенностью сказать, что в конце жизни они были по-настоящему счастливы и каждый кому-то нужен. Один обрел дочь и внучку, а Картер вернул, казалось, давно потерянную свою любовь к жене. Когда они умерли, глаза их были закрыты, но сердца открыты.

В любой жизненной ситуации от отчаяния, кажущейся безысходности и безвыходности положения есть выход, кроме смерти.

Главное – не сколько живёт человек, а как проживает земную жизнь, в чём видит смысл жизни, к чему стремится, какие качества и черты характера воспитывает в себе, чему отдаёт предпочтение. Правильное понимание смысла жизни и предназначения играет главенствующую роль в жизни каждого, и порой от этого зависит процесс жизнедеятельности человека.

Важнее всего понять, что жизнь имеет смысл, когда вы её любите.

Полюбите жизнь, и она ответит вам взаимностью. Радость существования должна быть жизненным кредо и смыслом жизни каждого человека, несмотря ни на какие обстоятельства и превратности судьбы.

Из книги Хищная власть автора Диденко Борис Андреевич

Из книги МАНИФЕСТ российских педагогов, студентов и школьников о духовно-правовой идеологии, духовном согласии, чести и достоинстве гражданина России автора Азаров Юрий Петрович

6. Идеология как система духовных ценностей Любви, Свободы, Права и Созидательной деятельности, определяющих смысл человеческой жизни Между светским и религиозным толкованием духовности и ее доминантных ценностей нет противоречий. Апостолы Иоанн и Павел утверждали:

Из книги Том 17. Избранные публицистические статьи автора Толстой Лев Николаевич

Глава I Основное противоречие человеческой жизни Живет всякий человек только для того, чтобы ему было хорошо, для своего блага. Не чувствует человек желания себе блага, - он и не чувствует себя живущим. Человек не может себе представить жизни без желания себе блага. Жить

Из книги «Матрица» как философия автора Ирвин Уильям

Глава V Лжеучения фарисеев и книжников не дают ни объяснений смысла настоящей жизни, ни руководства в ней; единственным руководством жизни является инерция жизни, не имеющая разумного объяснения «Жизнь определять нечего: всякий ее знает, вот и все, и давайте жить»,

Из книги Смысл жизни автора Сент-Экзюпери Антуан де

Глава VII Раздвоение сознания происходит от смешения жизни животного с жизнью человеческой Человеку кажется, что пробудившееся в нем разумное сознание разрывает и останавливает его жизнь только потому, что он признает своей жизнью то, что не было, не есть и не могло быть

Из книги Жесть оцинкованная автора gans_spb

Глава XV Отречение от блага животной личности есть закон жизни человеческой Жизнь есть стремление к благу. Стремление к благу есть жизнь. Так понимали, понимают и всегда будут понимать жизнь все люди. И потому жизнь человека есть стремление к человеческому благу, а

Из книги Аристос автора Фаулз Джон Роберт

НИ УТОПИЯ, НИ НИГИЛИЗМ: «МАТРИЦА» О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ КАК О ПОИСКЕ Рационалистические проекты Просвещения направлены на поиски ответов на вопросы о том, что реально, что свойственно человеку и насколько возможны свобода и самопознание. Человек из подполья описывает

Из книги “Гарри Поттер”: Стоп автора Медведева Ирина Яковлевна

Надо придать смысл человеческой жизни Несхожими словами мы выражаем одни и те же стремления. Человеческое достоинство, хлеб для наших братьев. Мы различаемся по способу достижения цели, определяемой логикой наших рассуждений, а не по самой цели. Мы идем на войну друг

Из книги Русский космос: Победы и поражения автора Делягин Михаил Геннадьевич

О ценности человеческой жизни Сколько стоит человеческая жизнь? Ну уж всяко меньше мерседеса!Рассуждая о бренности существования и смысле жизни, я решил посмотреть, для чего же вся цивилизация у нас создавалась и развивалась? Что современные цивилизации ставят во главу

Из книги Манифесты русского идеализма автора Трубецкой Евгений Николаевич

VI Напряженность человеческой реальности 1. В силу нашей способности рассуждать, воображать и предполагать мы существуем - умственно и психически - в мире противоположностей, отрицаний, взаимоисключений. Возможно, существует какая-то иная, абсолютная реальность, где

Из книги Шифропанки: свобода и будущее Интернета автора Ассанж Джулиан

ПУНКТ “Ж”: О ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ Жаль, что нельзя закончить этими элегическими фантазиями. Но что поделаешь? Остался еще один пункт, грозящий нам обильным пополнением армии сатанистов в случае, если христиане будут нападать на “Гарри Поттера”. Там ведь, мол,

Из книги Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь - благая смерть автора Бито Ласло

Природа сбросит ярмо человеческой цивилизации? Понятно, что описываемая комплексная архаизация современного общества неминуемо вступит в весьма жесткое противоречие со сложной и многообразной технологической инфраструктурой, созданной человечеством на прошлом

Из книги автора

2. Принцип единообразия человеческой природы Понятие о единообразии человеческой природы у ближайших предшественников Конта. - Отсутствие точной формулировки принципа единообразия человеческой природы в социологии Конта. - Единообразие человеческого познания. -

Из книги автора

Интернет - это угроза всей человеческой цивилизации Интернет - это угроза всей человеческой цивилизации. Джулиан Ассанж Интернет способствовал революциям по всему миру, однако в данный момент полным ходом идет подавление Сети. В эпоху, когда киберпространство

Из книги автора

Начало человеческой жизни С течением времен понятие начала человеческой жизни менялось не раз (точно так же, как и наше отношение к смерти). По всей вероятности, оно будет меняться и впредь, равно как и критерии, определяющие факт наступления смерти. Так что же считать

Из книги автора

Не ведет ли эвтаназия к обесцениванию человеческой жизни? В наши дни даже сиделки - из тех, кого называют «серийными убийцами» и «черными ангелами», чьи деяния, как правило, неизвестны и недоказуемы, посылающие на смерть неизлечимо больных по своей воле и разумению, -

Танго на железной дороге

в одном действии

Старость – это логичный итог прожитой жизни. Но пока мы молоды, об этом не думаем...Но если бы хоть кто-нибудь сказал, что за все придется платить, мы смогли бы что-нибудь исправить?

Действующие лица:

Анфиса Петровна, 45 лет

Старуха, 95 лет

Олеся, дочь Анфисы Петровны 20 лет

Александр, жених Олеси 20 лет

Маленькая железнодорожная станция, усыпанная осенними листьями. Всего один первый путь. Легкий туман. Непонятно утро или вечер.

АНФИСА ПЕТРОВНА (возвращается с дачи. В руках у нее плетеная большая старая корзина с чем-то тяжелым. Останавливается, шумно выдыхая). Ну, вот и отдышка. 45 лет – а уже бабка…

Откуда-то раздается хрип и пронзительный кашель. Анфиса Петровна оглядывается и видит дряхлую старуху, лет ста с костыльком.

СТАРУХА (разгребает костыльком листья, смотрит на ниъ). Кружатся, как в танце...Дочка, скоро ли электричка?

АНФИСА ПЕТРОВНА (смотрит на часы). В шесть утра, сейчас еще половина шестого

СТАРУХА (кутаясь в лохмотья). А тут всего один путь…и то его почти не видно в тумане...На больших станциях столько – что глаза разбегаются! В жизни также: пока молод – множество вариантов, а потом – и выбора нет. Остается только ответственность (немного помолчав) за выбор.

АНФИСА ПЕТРОВНА(оглядывается по сторонам). И правда туман...И холодно так, будто зима...

СТАРУХА. Дочка, я умираю. Смерть идет за мной…Слышишь ее шаги?

АНФИСА ПЕТРОВНА (прислушивается). Нет, это поезд где-то далеко.

АНФИСА ПЕТРОВНА (взволнованно). Что же это она так?

СТАРУХА (смеется сквозь слезы) Я у нее жениха отбила 50 лет назад. Мне было 45, ей и ее ухажеру по 25.

АНФИСА ПЕТРОВНА (недоверчиво). А как же ваш муж?

СТАРУХА (смахивает слезы, вздыхает). Вдова уже была. Этот мальчик был так хорош. Как новый мерседес. Высокий, мускулистый, синеглазый, загорелый. А улыбка – это что-то невероятное, от нее светло становилось в сердце. Понимаешь, в сердце? Саша его звали. Он великолепно танцевал танго. Вся наша жизнь это танго, просто некоторые об этом не догадываются.

На освещенном луной-прожектором клочке сцены пара танцует танго. На полу стоят фужеры с шампанским, наполненные до краев. На девушке белое короткое платье. На нем брюки, расстегнутая рубаха и галстук.

Вдруг из темноты появляется вторая партнерша в вызывающем красном платье, с декольте и голой спиной. Чиркает спичками, бросает их на пол. Подходит к паре то с одной стороны, то с другой. Кавалер в замешательстве – не знает: кого выбрать.

Партнерша в белом не хочет уступать, тянет танцора к себе, та, что в красном хватает его за галстук, притягивает к себе. Снова чиркает спичкой, он достает сигару, прикуривает…Выдыхает дым прямо в рот даме в красном.

Отверженная берет с пола бокал с шампанским, поворачивается к зрителю спиной, опрокидывает залпом. Гаснет свет. Звук битой посуды. Снова на освещенном луной-прожектором клочке сцены танцуют танго дама в красном и тот же кавалер – под ногами битое стекло. Ноги в крови.

Все в тумане.

СТАРУХА (вытирает платком кровь из носа). Думала, что дочь поймет и простит, у нее вся жизнь впереди была, сама не знала, чего хочет. Нет…не простила. Да и узнала она не сразу про наш роман, а через 10 лет только.

АНФИСА ПЕТРОВНА (изумленно). Все это время вы встречались с ее женихом?

СТАРУХА (с сожалением). Пять лет, потом болеть стала

АНФИСА ПЕТРОВНА. А как же ваша дочь?

СТАРУХА. С Олесей он только встречался неделю, потом бросил, она гадала с кем он изменяет…Я заставила ее сделать аборт, спонсировала ее и отправила ее учиться в другой город, под предлогом смены обстановки, чтобы она нам не мешала. Мы долго не общались…

АНФИСА ПЕТРОВНА. А как узнала про ваш роман?

СТАРУХА. Она стала спиваться, и все чаще твердить, что все не ладится, потому что никого она не любит и якобы Бог наказал ее за аборт, и что Саша до сих пор у нее в сердце. Я и рассказала глупой, что есть такие мужчины, которые делают нашу жизнь ярче. Они как лампочки. Но перегорают…И ничего особого в ее Саше не было. Она сперва не поверила, а потом ушла, не сказав ни слова. (Пауза) Не надо было мне вообще рожать. Помню, смотрела на нее месячную крошку: взгляд бессмысленный, маленькое тельце. Смотрела, понимала, что дочь и ничего не испытывала. Совсем ничего. Думала: может во мне что-то не то? Или она какая-то больная. Понимаешь, такой взгляд у нее был отрешенный. Я тогда по докторам затаскала ее – говорю, проверьте ее на слепоту. Сказали, что все в норме, что маленькая еще. И правда, выросла…

Старуха кашляет. Где-то воет собака или ветер

На заднем фоне появляется женщина в черном, бережно несет младенца и в кладет его в могилу.

СМЕРТЬ (замечает, что на нее смотрят, ласково зрителю). Все вы мои дети.

СТАРУХА. Ты не осуждай меня, дочка. Жилось мне нелегко. Мать меня бросила, отец воспитывал. Помню, я маленькая такая дурочка была, постоянно ждала, что придет мать. Готовилась ко встрече. В 50 лет встреча состоялась – на кладбище около ее могилы.

АНФИСА ПЕТРОВНА. Какое совпадение! Меня тоже воспитывал отец большую часть жизни. С тех пор как они с матерью развелись... Мне тогда было шесть... Вы тоже думаете, что все нам должны, потому что в детстве нас не «долюбили»? И вы привыкли не ждать милости и самой брать все, не задумываясь о последствиях?

СТАРУХА (смотрит задумчиво, будто не услышала вопрос). А у тебя семья есть?

АНФИСА ПЕТРОВНА (дрогнувшим голосом). Семья? Муж умер год назад, он был старше на 30 лет, я его увела из хорошей семьи…(Хрипло, со слезами на глазах) На прошлой неделе 20 летняя дочь убежала из дома – к мальчишке, с которым встретилась на какой-то дискотеке неделю назад, даже не удосужилась познакомить.

СТАРУХА. Ты не злись на них, прости… Тебе лет 45 – вся жизнь еще впереди!

АНФИСА ПЕТРОВНА (размазывает потекшую от слез тушь по лицу). Глядя в зеркало, изо дня в день, я все меньше верю в то, что после сорока лет есть жизнь вообще... Неведомая рука стягивает праздничное платье, а взамен кидает к ногам дешевую куртку и китайские джинсы (Смотрит на себя, достает из кармана грустную маску и надевает ее на лицо). Видите, что мое лицо мрачное, даже когда я улыбаюсь?

СТАРУХА. Ты должна попробовать

АНФИСА ПЕТРОВНА (хохочет в истерике и срывает маску, бросает на землю. Проводит рукой по щекам). Видите эти лапки над губами и морщинки под глазами – гримаса недовольства. В молодости же все было наоборот...(Достает радостную маску, прикладывает к лицу, беззаботным радостным голосом) Можно было грустить, злиться, и лицо оставалось красивым и милым.

Вторую маску срывает ветер, она пытается ее удержать, но все зря...

СТАРУХА (подходит близко-близко и подносит зеркало). Смотри, что ты с собой делаешь! Чтобы жить – надо любить и уметь прощать.

АНФИСА ПЕТРОВНА (Плачет). А вас-то как зовут?

Приближается поезд, из-за стука колес и ветра слов не разобрать...

Небо чернеет, почти ничего не видно. Появляется бледная незнакомка в черном облачении. Дует на старуху. Несчастная кружится вокруг своей оси, ее одежда разлетается на кусочки.

АНФИСА ПЕТРОВНА (смотрит со стороны, ей страшно). Кажется, я схожу с ума…Мне все это привиделось! (Закрывает глаза руками) Нет ничего этого!

Стук колес.

Рождественская музыка. Красивый дом, во всех окнах горит свет. Большая семья празднует новый год – посереди комнаты елка, кружат хороводы, праздничный стол, смех.

Вдруг свет во всех окнах гаснет. Из темноты доносится похоронный марш

Перрон. Светло и солнечно.

АНФИСА ПЕТРОВНА (с ужасом сама себе). Сон, который я увидела в поезде самый худший. Как сейчас моя мама поживает? Вдруг я ее никогда больше не увижу?

На вокзальном циферблате – 7 утра. Под часами высокая светловолосая девушка с четко очерченными губами и большими удивленными глазами и молодой человек.

ОЛЕСЯ. Мама, прости, что я убежала из дома! Это Александр! Мы летали знакомиться к его родителям в Краснодар.

Загорелый мускулистый парень с обаятельной улыбкой протянул руку, Анфиса Петровна свою, парень нежно берет ее за подушечки пальцев и хочет прижать к своим губам. Женщина отдергивает ладонь, как будто ее током ударило.

Откуда-то доносится танго.

АНФИСА ПЕТРОВНА (смеясь). Молодой человек, возьмите лучше руку моей дочери.

Красавец невозмутимо улыбается.

АЛЕКСАНДР (смущенно). Я люблю вашу дочь. Мы поженимся, сразу как только вы дадите свое благословение.

АНФИСА ПЕТРОВНА (поучительно дочери). За свое счастье надо бороться. Нашла – не отпускай. Утром поедем к бабушке. Заодно и познакомишь ее с будущим мужем.

ОЛЕСЯ. К какой бабушке? Вы же не общались лет 40, с тех пор, как она вас бросила?

АНФИСА ПЕТРОВНА (сквозь зубы). Я сказала– поедем! Она моя мать и твоя бабушка, а ты ее ни разу даже не видела, хоть живем в двух часах езды.

ОЛЕСЯ. Правильно, ты же считала ее нашим врагом.

АНФИСА ПЕТРОВНА. Это неправильно

АНФИСА ПЕТРОВНА (Александру). Молодой человек, нет… Дорогой зять…(причмокнула языком, как будто пробуя слова на вкус) Купите минералки своей будущей тещи, а то мне не очень хорошо.

Александр послушно уходит.

АНФИСА ПЕТРОВНА(Капризно). Как хорошо, что последний стакан будет кому подать…

ОЛЕСЯ. Ну, до последнего еще далеко. Сначала мы разопьем шампанское. На свадьбе. Кстати, у Александра есть разведенный дядя твоего возраста. Живет в Краснодаре. Ты же всегда мечтала жить у моря?

АНФИСА ПЕТРОВНА (внезапно нежно дочери). Если бы я делала что-то плохое, ты бы меня бросила?

ОЛЕСЯ. Мама, что за разговоры? Я буду всегда тебя любить и заботиться.

АНФИСА ПЕТРОВНА (робко). Правда, всегда?

ОЛЕСЯ. Ну, конечно, ведь ты сама лучшая мама на свете.

АНФИСА ПЕТРОВНА (куда-то в пустоту). Если не брать чужое… Какая я была глупая, думала, что это конец, а это лучший возраст для новой жизни.

АНФИСА ПЕТРОВНА (дочери). Я видела сегодня 100 летнюю женщину. Это была я через 50 лет. Ее забрала смерть в ад. Но чтобы все исправить у меня еще целая жизнь. Завтра я начну жить так, будто мне никто ничего не должен, забуду старые обиды и буду всех вокруг любить.

ОЛЕСЯ (трогая лоб матери). Мама! Ты переутомилась. Надо отдохнуть. А то от этих вокзалов с ума можно сойти. Полетишь в Краснодар? Если честно, Сашин дядя уже видел твою фотографию у меня в телефоне, и ты ему понравилась.

Раздается объявление о посадке на следующий рейс.

АНФИСА ПЕТРОВНА (указывает в сторону путей). Смотри, сколько путей и дорог и какое ясное небо на горизонте. Выбирай …

Александр (возвращается с водой).

АНФИСА ПЕТРОВНА (делает глоток). Представлю, что это шампанское! Горько!

Александр берет за талию. Начинается танго.

Отметить "+" все, что уже успелось сделаться.

1. Родиться +
странный вопрос:)
2. Специально порезаться +
отрезала ножницами кусочек кожи с коленки. специально. маленький кусочек. шрама нет, но кровь текла.
3. Напиться до беспамятства. И потом ничего не помнить +
было. и мне совсем не стыдно в этом признаться.
4. Простить своих родителей +
я на них и не обижаюсь особо...
5. Вырастить ребенка -
рано еще
6. Встретить рассвет +
7. Слепить снежную бабу +
8. Прокатиться за рулем. Без прав -
не умею
9. Поверить в Бога +
скорее да, чем нет

10. Выступить на публике со своей самой дикой идеей -
не поняла вопроса:)
11. Заниматься сексом всю ночь +
12. Послать нах учителя/воспитателя/шефа/начальника -
не, я скромная и тихая с начальством:)
13. Разбить зеркало +
14. Подобрать на улице бездомного котёнка -
некуда его поселить
15. Поплакать в одиночестве +
а как же! какая девочка этим не страдала?
16. Промокнуть до нитки под дождем +
17. Купить на последние деньги самое дорогое мороженое +
только это было не мороженое. красивый подсвечник. я была в чужом городе. и осталась с 50 копейками в кармане:) причем умудрилась ни у кого денег не занимать, а так добраться до дома:)
18. Полюбить +
неоднократно
19. Признаться в любви +
неоднократно
20. Написать стих +
неоднократно
21. Написать рассказ +
неоднократно
22. Радикально изменить прическу +
волосы до плеч стригла совсем коротко, "под мальчика". отращивала длинный локон, ходила с короткой стрижкой и локоном... все хочу налысо... но как-то пока не собралась, к тому же муж против:-(
23. Сделать татуировку -
не прусь от этого
24. Погулять в Голливуде -
не интересно. лучше горы, или Венеция, или Тадж-Махал смотреть:)
25. Постоять ночью на крыше -
26. Пролежать сутки под одеялом. Не высовываясь -
сутки? и, извиняюсь, не посещать туалет?.. неее, мой организм так не могёт:)
27. Поцеловать совершенно незнакомого человека -
?!
28. Вываляться в грязи. И в снегу +
обязательно!
29. Попробовать наркотик -
а зачем?
30. Написать на бумаге самое сокровенное +
угу, и бумагу сжечь
31. Пережить злейшего врага -
не знаю таких
32. Украсть +
магнит украла. в первом классе. он в школе за доской висел. маленький такой. я изучала, как он притягивает скрепки и т.п. и решила оставить его себе:)
33. Простить врага +
всем прощаю
34. Посадить дерево, куст -
ну, я садила веточки вербы.. но они были маленькие, и не выросли. не считается.
35. Сказать правду, зная, что причинишь боль +
36. Научиться играть на музыкальном инструменте -
37. Бросить вредную привычку +
пила кофе. много.
пила алкоголь. с маленьких количествах, но каждый день. избавилась.
38. Не спать двое суток +
было. именно двое суток.
после чего начались слуховые галлюцинации!
будто рядом по асфальту тащат железо.. бррр.
39. Получить перелом +
а как же. и перелом, и вывих, и ожог, и вот недавно коленку разрубила до кости - зашивали и долго лечили.
40. Искупаться в фонтане -
не помню такого
41. Проехать автостопом -
42. Прыгнуть с парашютом -
43. Построить дом -
кукольный не считается))
44. Отомстить +
45. Пострелять из огнестрельного оружия -
не, только на военке, да в тире. пневматическая винтовка.
46. Не отпраздновать свой день рожденья -
47. Заняться сексом с незнакомым человеком -
это не ко мне.
48. Показать себя во всей красе +
49. Найти друга по Интернету +
! инет-великая сила.
50. Взять автограф у знаменитости +
51. Побывать в отделении милиции -
52. Стать настоящим панком -
а это еще зачем?
53. Добиться любимого человека +
54. Не бояться никого +
угу, а еще - бояться всего.
55. Засмеяться в лицо опасности -
56. Сказать то, о чём пожалеешь потом +
57. Поругаться с другом +
58. Погулять до 4 утра, когда обещал прийти в 10 вечера -
я всегда говорила что буду утром, если предполагала такие моменты. зачем маме дополнительные переживания?
59. Всегда делать всё по-своему +
примерно так
60. Быть счастливым человеком. +
:)
61. Хранить чужую тайну +
62. Спать на пляже +
ой, это так здорово!
Крым, море, небо, звезды... мы спали на пляже в спальниках (без палатки). одни из лучших дней в моей жизни:)
63. Сбегать на всю ночь из дома/лагеря/и т.д. -
ну я предупреждала, когда я буду...
64. Обмануть ради своей выгоды +
каюсь
65. Наглотаться таблеток -
зачем?
66. Флиртовать почти с каждым -
не, это не я
67. Помогать людям, даже если они этого не заслуживают +
68. Навести на кого-то порчу или приворожить -
зачем?
69. Частенько наведываться в ночные клубы -
не по мне
70. Считать звёзды на небе +
это так здорово!..
71. Привести ночевать друга, ушедшего из дома -
не было таких случаев
72. Переводить старушку через дорогу +
да!! настоящую старушку, мне незнакомую!!
73. Плакать после грустного фильма +
обязательно!
74. Ненавидеть всех -
75. Доверять людям +
76. Делать кому-то больно специально -
77. Целоваться под дождём +
78. Смотреть на город с высоты птичьего полета -
79. Встретить Новый год на улице -