Индекс транснационализации тнк по отраслям. Критерии транснациональности корпораций

05.12.2012 – На наш взгляд, в Беларуси с целью увеличения притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) необходимо более активно привлекать ведущие транснациональные корпорации мира к работе на внутреннем рынке. По данным Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD), рейтинг 100 крупнейших мировых нефинансовых ТНК по уровню зарубежных активов и индексу транснациональности TNI выглядит следующим образом (см. ).

Десятка крупнейших мировых нефинансовых ТНК по уровню зарубежных активов в 2007 г. выглядит следующим образом (см. рисунок 1): General Electric (энергетика, США) – размер зарубежных активов составил 420,3 млрд. долл.; Vodafone Group Plc (телекоммуникации, Великобритания) – 230,6 млрд. долл.; Royal Dutch/Shell Group (нефтегазовый сектор, Нидерланды/Великобритания) – 196,828 млрд. долл.; British Petroleum Company Plc (нефтегазовый сектор, Великобритания) – 185,323 млрд. долл.; ExxonMobil (нефтегазовый сектор, США) – 174,726 млрд. долл.; Toyota Motor Corporation (автомобилестроение, Япония) – 153,406 млрд. долл.; Total (нефтегазовый сектор, Франция) – 143,814 млрд. долл.; Electricite De France (ЖКХ, Франция) – 128,971 млрд. долл.; Ford Motor Company (автомобилестроение, США) – 127,854 млрд. долл. и E.ON AG (ЖКХ, Германия) – 123,443 млрд. долл.

Рисунок 1. Крупнейшие мировые ТНК по уровню зарубежных активов, млн. долл.

Во второй десятке лидеров ТНК по уровню зарубежных активов компании расположились следующим образом: Arcelor Mittal (металлургия, Люксембург) – 119,491 млрд. долл.; Telefonica SA (телекоммуникации, Испания) – 107,603 млрд. долл.; Volkswagen Group (автомобилестроение, Германия) – 104382 млрд. долл.; ConocoPhillips (нефтегазовый сектор, США) – 103,457 млрд. долл.; Siemens AG (производство электрооборудования, Германия) – 103,055 млрд. долл.; DaimlerChrysler AG (автомобилестроение, Германия/США) – 100,458 млрд. долл.; Chevron Corporation (нефтегазовый сектор, США) – 97,533 млрд. долл.; France Telecom (телекоммуникации, Франция) – 97,011 млрд. долл.; Deutsche Telekom AG (телекоммуникации, Германия) – 96,005 млрд. долл. и Suez (ЖКХ, Франция) – 90,735 млрд. долл.

Индекс транснациональности (Transnationlity Index, TNI ) отражает транснациональность корпорации и рассчитывается как среднее из трех показателей: удельный вес зарубежных активов, удельный вес продаж за рубежом и удельный вес иностранного персонала.

Десятка мировых нефинансовых ТНК по индексу TNI в 2007 г. выглядит следующим образом (см. рисунок 2): Xstrata PLC (добыча полезных ископаемых, Великобритания) – индекс TNI составил 94,1%; Linde AG (химическая промышленность, Германия) – 89,5%; Arcelor Mittal (металлургия, Люксембург) – 89,4%; Pernod Ricard SA (еда и напитки, Франция) – 88,8%; WPP Group Plc (бизнес услуги, Великобритания) – 88,1%; Vodafone Group Plc (телекоммуникации, Великобритания) – 87%; Nestle SA (еда и напитки, Швейцария) – 86,6%; AkzoNobel (фармацевтика, Нидерланды) – 85,2%; Nokia (телекоммуникации, Финляндия) – 84,2% и Thomson Reuters Corporation (информационные услуги, Канада) – 83,8%.

Рисунок 2. Мировые ТНК – лидеры по индексу транснациональности TNI , %

Во второй десятке лидеров ТНК по индексу TNI компании расположились следующим образом: Anglo American (добыча полезных ископаемых, Великобритания) – 83,7%; Astrazeneca Plc (фармацевтика, Великобритания) – 83,2%; Hutchison Whampoa Limited (диверсифицированный холдинг, Гонконг) – 82,7%; Lafarge SA (производство минеральных продуктов, Франция) – 82,6%; Philips Electronics (производство электрооборудования, Нидерланды) – 82,4%; Honda Motor Co Ltd (автомобилестроение, Япония) – 82,3%; Cemex S.A. (производство минеральных продуктов, Мексика) – 82,2%; Inbev SA (еда и напитки, Нидерланды) – 81,9%; Volvo AB (автомобилестроение, Швеция) – 81% и Liberty Global Inc (телекоммуникации, США) – 80,8%.

Кроме того, в списке 100 крупнейших нефинансовых мировых ТНК помимо перечисленных стран присутствуют компании из Италии (Eni Group, Fiat Spa), Австралии (Rio Tinto Plc, BHP Billiton Group), Норвегии (Statoil Asa, Telenor Asa), Южной Кореи (LG Corp., Samsung Electronics Co ., Ltd ), Ирландии (CRH Plc), Малайзии (Petronas — Petroliam Nasional Bhd) и Китая (CITIC Group).

По данным Конференции ООН по торговле и развитию, в 2009 г. общий объем прямых иностранных инвестиций в мире на фоне мирового экономического кризиса сократился сразу на 38,7% до 1040,3 млрд. долл. (в 2008 г. совокупный объем ПИИ составил 1697,4 млрд. долл.).

Причем сокращение притока ПИИ затронуло все группы стран. Так, прямые иностранные инвестиции в развитые страны мира сократились на 41,2% до 565,6 млрд. долл., в развивающиеся страны – на 34,7% до 405,5 млрд. долл., а в страны с переходной экономикой – на 39,4% до 69,3 млрд. долл.

При этом в условиях резкого ухудшения доступа к международным рынкам капитала общий объем трансграничных сделок слияний и поглощений (M&A ) в 2009 г. уменьшился по сравнению с 2008 г. сразу на 66% до 239,9 млрд. долл. В свою очередь, количество новых международных инвестиционных проектов также значительно сократилось, хотя и в несколько меньшей степени (на 23%).

В целом снижение притока ПИИ в развитых странах обусловлено сокращением количества и объемов сделок M&A и падением объемов реинвестированного капитала (по причине уменьшения прибыльности бизнеса). Кроме того, многие дочерние компании вернули своим материнским структурам ранее полученные кредиты и займы. Также в условиях мирового финансового кризиса сократились объемы операций частных фондов прямых инвестиций (private-equity funds ).

В свою очередь, приток ПИИ в развивающиеся страны сократился в 2009 г. впервые после непрерывного роста на протяжении последних шести лет. Сжатие корпоративных прибылей и падение спроса, а также более благоприятные перспективы инвестирования в фондовый рынок (по причине ощутимого падения котировок акций) привели к снижению покупок активов со стороны стратегических иностранных инвесторов. Кроме того, ряд инвестиционных планов был пересмотрен в сторону сокращения, а некоторые сделки M&A отменены.

Остается добавить, что в Беларуси крупнейшей сделкой M&A является покупка российским концерном «Газпром » 100% газотранспортного предприятия «Белтрансгаз» за 5 млрд. долл.

Под транснациональной корпорацией понимается крупное объединение, использующее в своей хозяйственной деятельности международный подход и предполагающее формирование и развитие международного производственно-сбытового, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами, представительствами и дочерними компаниями в других странах. Особенностью ТНК является сочетание централизованного руководства с определенной степенью самостоятельности входящих в нее и находящихся в разных странах юридических лиц и структурных подразделений филиалов, представительств, дочерних компаний).

ТНК часто делятся на три больших группы:

  • * Горизонтально интегрированные ТНК - управляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.
  • * Вертикально интегрированные ТНК - управляют подразделениями в определенной стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах.
  • * Раздельные ТНК - управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не объединены.

Индекс транснационализации.

При анализе ТНК используется понятие «индекс транснационалицации». Различают два вида индекса транснационализации:

  • 1. Индекс транснационализации компаний отражает степень вовлеченности той или иной ТНК в производство товаров и услуг за рубежом. Он рассчитывается как сумма трех велечин:
    • · доли активов за рубежом в общем объеме активов ТНК;
    • · доли продаж за рубежом в общем объеме продаж этой ТНК;
    • · доли персонала за рубежом в общей численности прсонала этой корпорации.
    • (I 1 + I 2 + I 3)/3

Где I 1 - зарубежные активы/общие активы

I 1 - занятость за рубежом/общая занятость

I 1 - продажи за рубежом/общие продажи

  • 2. Индекс транснационализации стран оценивает значение иностранных ТНК для той или иной страны. Он рассчитывается как сумма четырех велечин:
    • · доли прямых иностранных инвестиций во всех капитальных вложениях внутри страны;
    • · отношение накопленных в стране прямых иностранных инвестиций к ВВП страны;
    • · доля филиалов иностранных корпораций в производстве ВВП страны;
    • · доля занятых на этих филиалах во всей численности занятых в стране.

Положительные черты функционирования международных корпораций для общемирового экономического развития:

  • 1. ТНК способствуют эффективному распределению различных видов ресурсов (капитала, рабочей силы и так далее) между различными странами и регионами мира;
  • 2. Способствуют оптимальному размещению производства;
  • 3. Стимулируют разработку, внедрение и распространение новых товаров, услуг и технологий;
  • 4. Способствуют усилению конкуренции;
  • 5. Участвуют в расширении международного экономического и технологического сотрудничества.

ТНК в целом ряде случаев включаются в борьбу с коррупцией (в её национальных и международных проявлениях), что делает конкурентную борьбу более справедливой и эффективной.

В основе всех негативных мнений о глобализации лежат опасения об опасности потери суверенитета и снижения безопасности государства, которые заключаются в следующем:

  • 1. Существенная или возможная монополизация локальных рынков.
  • 2. Возможность для ТНК диктовать свои условия не только своим конкурентам, но и целым национальным экономикам, что несет угрозу их национальной безопасности.
  • 3. Перенос экономически грязных производств в наименее развитые принимающие страны
  • 4. Нарастание тенденции к сокращению занятости на предприятиях ТНК. Данная тенденция особенно ярко проявляется в филиалах развитых стран, и происходит это под влиянием глобализации рынка трудовых ресурсов.

Для оценки вовлеченности той или иной компании в производство товаров и услуг за рубежом используется индекс транснациональности , который позволяет сопоставлять размеры хозяйственной деятельности в рамках национальных границ и за их пределами. Индекс транснациональности основан на сопоставлении размеров хозяйственной деятельности компании у себя на родине и за рубежом.

ЮНКТАД рассчитывает этот индекс как среднее арифметическое трех величин: доли активов за рубежом в общем объеме активов компании; доли продаж за рубежом в общем объеме продаж; доли персонала, занятого на зарубежных предприятиях, в общей численности персонала компании. Глобальные компании имеют значительно более высокий индекс транснациональности по сравнению с обычными ТНК. По данным World Investment Report 2010, у 100 ведущих ТНК мира индекс интернациональности в настоящее время приблизился к средней величине в 63%, у входящих в этот список ТНК из стран ЕС он составил в 2008 г. даже 67,6% .

Концентрация высококвалифицированных кадров, научно-технических знаний и опыта, глобальная организация управления позволяют таким компаниям оптимально размещать источники материально-технического снабжения, производства и сбыта. В силу своей транснациональной структуры они могут извлекать выгоду из страновых различий в конъюнктуре рынка, экономической политике, уровне налогов и ввозных пошлин, ставках заработной платы, технических и экологических стандартах и пр. Более того, они способны в определенной степени сглаживать или усиливать эти различия.

Современная экономическая система находится под влиянием процессов транснационализации производства и капитала, движимых ТНК. Растет взаимозависимость стран в силу набирающей ход глобализации, уменьшается национальный суверенитет государств, появляются наднациональные субъекты – глобальные корпорации.

По данным ЮНКТАД, в 2008 г. в мире действовало 82 тыс. ТНК, они контролировали 810 тыс. зарубежных филиалов. Среди них действительно ведущую роль в мировой экономике и процессе глобализации играют не более 2–3 тыс. первоклассных ТНК, в том числе примерно 500 ТНК высшего эшелона и 100– 150 крупнейших транснациональных банков (ТНБ) и финансовых корпораций . Крупнейшие 100 ТНК (менее 0,2% их общего числа) контролируют 12% от совокупного размера зарубежных активов и 16% от совокупного объема зарубежных продаж. В настоящее время более трети мирового объема ВВП и более 75% глобальной торговли находится под контролем пятисот крупнейших ТНК. В 2012 г. около 82 тыс. ТНК и 810 тыс. их зарубежных филиалов обеспечивали занятость 72 млн чел. Объем их продаж составил 26 трлн долл., на предприятиях ТНК было создано 7 трлн долл. добавленной стоимости (около 9% валового внутреннего продукта мира) . 10 ведущих ТНК получают бо́льшие доходы, чем все страны африканского континента. Уже около 10 лет назад под контролем ТНК находилось 80% лицензий и патентов на новые изобретения.

Лидирующие ТНК, особенно те, которые занимают господствующие позиции в высокотехнологичных, устремленных в будущее отраслях (электронная, авиакосмическая, передовые сектора машиностроения, производство новых материалов и др.), определяют лицо современной глобальной экономики и служат "визитной карточкой" для стран происхождения.

Около 80% существующих ТНК происходят из передовых стран, остальные – из развивающихся и стран с переходной экономикой. На 500 ведущих ТНК сегодня приходится свыше 1/3 экспорта обрабатывающей промышленности, 3/4 торговли сырьевыми товарами, 4/5 торговли новыми технологиями. Последнее вполне закономерно, поскольку доля ТНК, охваченных статистикой ЮНКТАД, в глобальных расходах на НИОКР достигает не менее половины, а в мировых коммерческих расходах на эти же цели – как минимум 2/3.

Роль ТНК в мировой торговле, производстве, финансах продолжает непрерывно расти. При этом основные силы сконцентрированы в 100 крупнейших ТНК мира, обладающих огромной экономической властью. Результатом доминирования этих гигантов, их экономической политики становится смещение пропорций мирового производства и сбыта. Таким образом, несколько глобальных корпораций фактически оказывают решающее воздействие на развитие основных отраслей мировой экономики и на характер международного разделения труда.

Вовлекая многие страны, где базируются их зарубежные подразделения, в производственные цепочки, меняя внутрифирменное разделение труда, они как бы накладывают его на традиционно существовавшие связи между странами, трансформируя, а нередко и деформируя их.

Можно определить следующие особенности, выделяющие глобальные ТНК из общей массы компаний, оперирующих на внешних рынках:

  • отрыв от национальной почвы, глобальный характер внутрифирменного планирования, а также операций по снабжению и сбыту, под централизованным частным контролем;
  • использование международного единичного разделения труда в рамках системы технологически взаимосвязанных предприятий в разных странах мира, обменивающихся незавершенной продукцией по некоммерческим, трансфертным ценам;
  • раздел рынков между филиалами и их централизованное технологическое обеспечение .

Анализ деятельности ТНК позволяет выделить несколько их типов.

  • 1. Этноцентрические ТНК создают филиалы за рубежом для обеспечения поставок сырья или рынков сбыта, но зарубежные рынки остаются для них, прежде всего, продолжением их внутреннего рынка.
  • 2. Для полицентрических компаний характерно то, что внешний рынок – это не менее, а часто и более важный сектор их деятельности по сравнению с внутренним рынком. На их зарубежных филиалах производится бо́льшая часть выпускаемой ими продукции.
  • 3. Региоцентрические ТНК особенно популярны в интеграционных группировках. Они ориентируются уже не на рынки отдельных стран, а на целые регионы, например на всю Западную Европу, хотя зарубежные филиалы и в этом случае размещаются в отдельных странах.
  • 4. Геоцентрические компании – это наиболее зрелый тип ТНК, он наиболее характерен для тех ТНК, которые являются как бы децентрализованной федерацией региональных филиалов .

Значительное увеличение зарубежного производства и сбыта крупнейших ТНК привело к высокому уровню мировой транснационализации производства и капитала. Основная цель создания зарубежных дочерних предприятий – захват новых рынков в развитых и развивающихся странах. В целом деятельность ТНК, их экономическая политика направлены на подавление конкуренции со стороны других компаний и занятие доминирующего положения на мировых товарных рынках. С этой точки зрения ТНК являются разрушительной силой для среднего и малого бизнеса, не выдерживающего конкуренции с мировыми гигантами. Особенной чертой ТНК на современном этане является некая двойственность их интересов: с одной стороны, они добиваются большей либерализации торговли и демократизации глобальных экономических отношений, с другой – деятельность ТНК больше похожа на плановую экономику, где устанавливаются внутренние цены, диктуемые стратегией ТНК, а не свободными рыночными механизмами.

Опираясь на свою экономическую мощь и разветвленную сеть зарубежных подразделений, расположенных иногда в десятках стран, ТНК закономерно стремятся и к увеличению своего политического влияния. Истории известны случаи, когда ТНК выделяли большие средства для лоббирования своих интересов, принятия или непринятия определенных законов. Глобальные компании представляют собой особую, глобальную в мировом масштабе власть, сфера которой не знает государственных границ. При этом чем больше элемент многонационального участия в такой компании, тем в большей степени она стремится освободиться от ограничивающего влияния правительств стран, па территории которых распространяется ее деятельность.

Для отнесения корпораций к транснациональным обычно применяют следующие критерии:

  • · число стран, в которых действует корпорация (минимум составляет от двух до шести и более стран);
  • · определенное число стран, в которых размещены производственные мощности корпорации;
  • · определенный размер капитализации, которого достигла корпорация;
  • · минимум доли иностранных операций в доходах или продажах корпорации (как правило, 25%);
  • · владение не менее 25% голосующих акций в трех или более странах;
  • · интернациональный состав персонала и высшего руководства корпорации.

Фирме достаточно иметь хотя бы один из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию транснациональных корпораций. Некоторые крупные компании обладают всеми этими признаками одновременно.

В современном мире грань между транснациональными и обычными корпорациями довольно условна, поскольку по мере развития глобализации экономики происходит интернационализация и рынков сбыта, и производства, и собственности. Из-за того, что исследователи пользуются разными количественными критериями выделения ТНК, в научной литературе называют сильно различающиеся данные о количестве ТНК и масштабов их деятельности. По масштабам деятельности все ТНК делят на крупные и малые. Условным критерием является величина годового оборота: так, в 1980-е к крупным ТНК относили лишь те, которые имели годовой оборот более 1 млрд. долл. Если малые ТНК имеют в среднем по 3-4 зарубежных филиала, то у крупных ТНК их число измеряется десятками и даже сотнями.

Разнообразие ТНК, функционирующих в мире, могут быть классифицированы по ряду признаков. Основные из них: страна происхождения, отраслевая направленность, размер, уровень транснационализации. Практическая значимость классификации ТНК состоит в том, что она позволяет по тому или иному признаку более объективно оценить преимущества и недостатки размещения конкретных корпораций в принимающей стране.

Страна происхождения.

Страна происхождения ТНК определяется по национальности капитала в ее контрольном пакете акций, активах. Как правило, она совпадает с национальностью страны базирования головной компании корпорации. У ТНК развитых стран -- это частный капитал. У ТНК развивающихся стран в структуре капитала определенная (иногда значительная) часть может принадлежать государству. Это связано с тем, что изначально они создавались на базе национализированной иностранной собственности или государственных предприятий. Их целью было не столько проникновение в экономику других стран, сколько создание основы для развития национальной промышленности, подъема экономики страны.

Отраслевая направленность.

Отраслевая направленность ТНК определяется основной сферой ее деятельности. По этому признаку различают сырьевые ТНК, корпорации, действующие в базовых и вторичных отраслях обрабатывающей промышленности, промышленные конгломераты. В настоящее время транснациональные корпорации сохраняют своё положение в базовых отраслях добывающей и обрабатывающей промышленности. Это те сферы деятельности, которые требуют значительных капиталовложений. В 2003 г. в перечне 500 крупнейших транснациональных корпораций мира 256 действовали в таких сферах, как электроника, компьютеры, средства связи, производство продуктов питания, напитков и табачных изделий, фармацевтических и косметических товаров, а также в сфере обслуживания коммерческих услуг, в том числе в системе Интернет.

Транснациональные корпорации выполняют за рубежом различные виды Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ: адаптивные, начиная от базовых вспомогательных процессов и кончая модификацией и совершенствованием импортных технологий; инновационные, связанные с разработкой новых товаров или процессов для местного, регионального и глобального рынков; технологического мониторинга, осуществляемого специально созданным в филиале подразделением (отделом), наблюдающим за развитием технологий на зарубежных рынках и обучающимся у ведущих новаторских предприятий и клиентов. Выбор того или иного типа НИОКР и их отраслевая специализация зависят от того, в каком регионе, на каком уровне развития находится принимающая страна. Например, в юго-восточной Азии преобладают инновационные НИОКР, связанные с компьютерами и электроникой, в Индии -- с сектором услуг (особенно с программным обеспечением), в Бразилии и Мексике -- с производством химикатов и транспортного оборудования.

Для транснациональных корпораций конгломератного типа в целях определения их специализации выделяют так называемую отрасль А, которую Организация Объединенных Наций характеризует как имеющую значительных объем зарубежных активов, наибольшее количество зарубежных продаж и наибольшее число занятых за рубежом. Именно в эту отрасль направляется наибольшее количество инвестиций корпорации, и именно она дает наибольшую прибыль корпорации. Основанием для отнесения той или иной отрасли ТНК в качестве отрасли А служит расчет индекса В -- индекс транснационализации по отдельным отраслям корпорации. Этот индекс рекомендован ЮНКТАД (орган Генеральной ассамблеи ООН).

Расчет индекса транснационализации ведется по следующей формуле:

Применительно к ТНК в целом экономический смысл данного показателя заключается в том, что с его помощью можно определить, какую роль выполняет та или иная ТНК в мировой экономике. Это интегральный показатель, рассчитываемый в процентах. По его величине можно определить и сравнить активность ТНК за рубежом и на внутреннем рынке страны базирования. Как правило, чем выше индекс В, тем более диверсифицирована деятельность ТНК за рубежом. Интересно отметить, что между размером ТНК и уровнем транснационализации нет прямой зависимости. Более того, часто мелкие ТНК более транснациональны. По данным ЮНКТАД в выборочной совокупности 50 мелких и средних ТНК индекс транснационализации составил 50%.

Размер транснациональной корпорации.

Признак классификации, который определяется по методике ЮНКТАД размером их зарубежных активов. Именно этот параметр лежит в основе диверсификации ТНК на крупнейшие, крупные, средние и мелкие. К крупным относят ТНК с активами свыше 10 млрд. долл. Подавляющее большинство в общем числе ТНК (свыше 90%) принадлежит средним и мелким корпорациям. По классификации ООН к таковым относятся компании, имеющие менее 500 сотрудников в стране проживания. На практике же существуют ТНК с общим количеством сотрудников менее 50 человек. Преимуществом малых ТНК является их способность быстрее адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям. Они могут выступать в союзе с крупными ТНК образуя различного рода концерны.

В мировой литературе по организации и управлению проводятся различия между многонациональными, глобальными, международными и собственно транснациональными компаниями. Суть этих различий представлена в таблице.

Таблица 1. Типы и основные характеристики ТНК

Транснациональная корпорация - это комплекс, использующий в своей деятельности международный подход и предполагающий формирование транснационального производственного, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами в других странах.

По организационной структуре транснациональные корпорации, как правило, представляют собой многоотраслевые концерны.

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ, ТНК – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.

В англоязычной литературе по международной экономике для обозначения международных бизнес-организаций часто употребляют также термины «многонациональные фирмы» (multinational firms – MNF) и «многонациональные корпорации» (multinational corporation – MNC), которые используются как синонимы.

Выделяют следующие основные качественные признаки ТНК :

– особенности реализации: фирма реализует значительную часть своей продукции за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние на мировой рынок;

– особенности размещения производства: в зарубежных странах находятся некоторые ее дочерние предприятия и филиалы;

– особенности прав собственности: собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран.

Фирме достаточно иметь хотя бы один из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию транснациональных корпораций. Некоторые крупные компании обладают всеми этими тремя признаками одновременно.

Наиболее важным считается первый признак. Абсолютным лидером по этому критерию является сейчас швейцарская фирма «Нэстле» («Nestle»), которая экспортирует более 98% своей продукции. Что касается интернационализации производства и собственности, то эти два признака могут и отсутствовать.

В современном мире грань между транснациональными и обычными корпорациями довольно условна, поскольку по мере развития глобализации экономики происходит интернационализация и рынков сбыта, и производства, и собственности. Из-за того, что исследователи пользуются разными количественными критериями выделения ТНК, в научной литературе называют сильно различающиеся данные о количестве ТНК (на начало 2000-х – от 40 тыс. до 65 тыс.) и масштабов их деятельности.

ООН первоначально, с 1960-х, относила к числу ТНК фирмы с годовым оборотом более 100 млн. долл. и с филиалами не менее чем в шести странах. Позже стали применяться менее жесткие критерии. Сейчас ООН считает транснациональными те корпорации, которые обладают следующими формальными признаками:



– они имеют производственные ячейки не менее чем в двух странах;

– они проводят согласованную экономическую политику под централизованным руководством;

– ее производственные ячейки активно взаимодействуют друг с другом – обмениваются ресурсами и ответственностью.

Индекс транснационализации - бывает двух видов. Индекс интернационализации компаний отражает степень вовлеченности той или иной ТНК в производство товаров и услуг за рубежом и рассчитывается как средняя сумма трех величин: доли активов за рубежом в общем объеме активов ТНК, доли продаж за рубежом в общем объеме продаж этой корпорации, доли персонала за рубежом в общей численности персонала этой ТНК. Индекс транснационализации стран оценивает значение иностранных ТНК для той или иной страны и рассчитывается как средняя сумма четырех величин: доля прямых иностранных инвестиций во всех капитальных инвестициях страны, отношение накопленных в стране прямых иностранных инвестиций к ВВП страны, доля выпуска продукции филиалами иностранных корпораций в производстве ВВП страны, доля занятых на этих филиалах во всей численности занятых в стране.



6. ТНК и технологический прогресс (эссе)

Уже давно промчался ураганом по земле научно-технический прогресс, и с каждым днем в мире появляются все новые и новые изобретения, способные облегчить жизнь человечеству. Но так ли это хорошо? Попробуем посмотреть на это с нескольких сторон…, как мне кажется, научный прогресс не всегда благо. Человечество в своем развитии достигло огромных успехов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом.… Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, осознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить машину. Человечество похоже на молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом. Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза.…Не напоминает ли эта картина современного человека? Не успев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на земле. Примеры этому можно отыскать даже в древней мифологии. Есть легенда о ящике Пандоры. В нем говорится о том, как одно необдуманное действие, человеческое любопытство может привести к гибельному финалу.

Научно-технический прогресс развивается так бурно, что мечты даже не успевают за ним. Обычными стали полеты в космос, спутниковая связь, компьютеры, промышленные работы, видеотехника. С помощью их человечество получило практически неограниченные возможности. А что потеряло? Потерь тоже, на мой взгляд, много. Чтение художественных книг заменил бездумный просмотр телевизионных передач, переписка и общение – короткие телефонные разговоры, классическую музыку – набор электронно-металлических звуков. Большинство людей страдают от гиподинамии, так как пользуются услугами машин, лифтов и от разных новейших болезней, связанных с техногенными авариями. Бесспорно, мы уже не можем теперь обойтись без достижений научно-технического прогресса. Но следует заботиться о том, чтобы его влияние было менее вредным для окружающей среды и для человека. Даже очень красивое искусственное никогда не заменит естественного, как кислородная маска или кондиционер – свежего лесного или степного ветра, а компьютерные игры – игры с друзьями в мяч на зеленом поле.

7. Регулирование международного бизнеса: институты и механизмы. (эссе)

Наличие независимых систем государственного регулирования экономики ставит ТНК в заведомо менее выгодные условия по сравнению с компаниями, действующими в одной стране. В такой ситуации глобальным участникам приходится по несколько раз уплачивать одни и те же налоги, получать аналогичные разрешения, сертификаты качества, лицензии и многое другое отдельно в каждой из стран, где они ведут дела. Несогласованность режимов национального регулирования внешнеэкономической деятельности в последнее время стала важным сдерживающим фактором развития международного бизнеса. В конечном итоге от этого страдают страны, привлекающие иностранный капитал, так как они вынуждены предоставлять чрезмерные инвестиционные льготы для компенсации дополнительных издержек ТНК, связанных с дублированием их расходов в нескольких странах. Более эффективным решением целого комплекса проблем, связанных с улучшением инвестиционного климата, является интенсивное развитие межгосударственного регулирования международного бизнеса. Можно выделить три уровня действия инструментов межгосударственного регулирования: глобальный, региональный и двусторонний.
Глобальный уровень представлен, прежде всего, договорами и соглашениями, заключенными в рамках международных экономических организаций (МВФ, ВТО, ОЭСР и т.д.), и отдельными международными конвенциями. Старейшей международной конвенцией, регулирующей деятельность международного бизнеса, является Парижская конвенция об охране промышленной собственности (1883 г., с последующими дополнениями). Это основное международное соглашение в области изобретений, промышленных образцов и товарных знаков. Конвенция обеспечивает взаимное при знание и охрану объектов промышленности, но не является единообразным патентным законом для всех стран-участниц. Она учитывает национальное законодательство, поэтому ТНК вынуждены патентовать изобретения в странах-участницах по отдельности, однако после регистрации патента в одном государстве для фирмы устанавливается льготный срок его защиты до подачи заявок в других странах. Конвенция способствует облегчению патентной охраны промышленного экспорта и закреплению рынка за изделиями, в отношении которых были сделаны заявки и получены патенты. Эта охрана позволяет компаниям других государств не только производить аналогичные изделия в стране, где им обеспечена такая защита, но и вво зить туда подобные изделия.
Другим важным инструментом является Нью-Йоркская конвенция о признании и исполнении решений зарубежных арбитражных судов (1958 г.), облегчающая урегулирование конфликтных ситуаций между участ никами мирохозяйственных связей. Из сравнительно недавно вступивших в силу документов следует отметить Венскую конвенцию о договорах между народной купли-продажи товаров (1988 г.), которая обеспечивает широкую унификацию национальных законодательств, применяющихся к отношениям по договору купли-продажи, когда коммерческие предприятия сторон договора находятся в разных государствах. В 1985 г. появилась Сеульская конвенция о создании международного агентства по страхованию инвестиций. Есть конвенции, регулирующие частные вопросы международного бизнеса, например Женевская конвенция по безопасным контейнерам, облегчающая международные контейнерные перевозки.

Особое значение может приобрести Международная конвенция по борьбе с коррупцией, подписанная в 2003 г. в мексиканском городе Мерида более чем 100 странами (включая Россию, которая ратифицировала ее в 2006 г.). Эта конвенция содержит обязательство объявить взятки, хищения бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов уголовными преступлениями. При этом коррупционные деньги будут возвращаться странам, из которых они вывезены. Раньше немало стран применяли двойные стандарты, считая дачу взяток представителями национальных ТНК за рубежом органичным элементом ведения международного бизнеса в слаборазвитых странах. Тем не менее реализация на практике положений международных конвенций часто весьма затруднена, о чем следует помнить представителям международного бизнеса. Во-первых, далеко не все страны участвуют в них. Обычно после принятия конвенции она вступает в силу в течение нескольких лет после подписания и, как правило, ратификации довольно ограниченным числом стран, хотя дальше она открыта для присоединения других государств. Во-вторых, не всегда страны хотят соблюдать поло жения подписанных конвенций. Так, в соответствии с Вашингтонской конвенцией по разрешению инвестиционных споров между государствами (1965 г.) при Всемирном банке создан Международный центр, куда могут обратиться конфликтующие стороны. Однако многие страны неохотно идут на это, поскольку опасаются ущемления своего суверенитета. Для менеджмента частных компаний это важно учитывать при деятельности в странах; где велика угроза национализации иностранной собственности. В-третьих, сами предприниматели пытаются избежать действия международных конвенций. Например, в 1983 г. была принята Брюссельская конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (вместо аналогичной конвенции от 1950г.). Подписавшие стороны не брали на себя никаких обязательств в том, что касается ставок таможенных пошлин, но хотели избежать нестыковок в номенклатуре товаров для взимания таможенных пошлин и сбора статистических сведений. Однако и сейчас многие ТНК нередко ввозят в страны товары одного класса под видом другого. Региональные инструменты регулирования международного бизнеса принимаются странами - участницами интеграционных группировок. При построении глобальных стратегий менеджмента необходимо знать, что такие инструменты улучшают условия хозяйствования внутри интеграционных группировок (в том числе для ТНК третьих стран, имеющих на территории одного из государств-участников дочернюю фирму), но обычно создают дополнительные протекционистские барьеры на своих внешних границах. Однако помимо обеспечения частичной либерализации среды функционирования международного бизнеса региональные инструменты нацелены на гармонизацию и унификацию правил, существующих в странах - участницах группировки. Это облегчает деятельность ТНК даже при протекционистских барьерах: их приходится преодолевать лишь один раз в какой-нибудь из стран - участниц группировки.

Самая развитая система региональных инструментов регулирования международного бизнеса создана в ЕС, однако подобные документы заключены и в других интеграционных группировках. Наибольшее позитивное влияние на деятельность международного бизнеса оказывают меры, устраняющие барьеры для движения товаров, услуг и капитала внутри интеграционной группировки, а также решения, нацеленные на сближение стандартов, введение единых правил патентования и лицензирования и т.д.
К числу важнейших двусторонних инструментов регулирования международного бизнеса относятся соглашения о ликвидации двойного налогообложения и инвестиционные соглашения. Ликвидация двойного налогообложения оказывает влияние на все виды международного бизнеса, тогда как межгосударственные инвестиционные соглашения затрагивают преимущественно интересы компаний, осуществляющих прямые капиталовложения. Однако в последнее время инвестиционные соглашения заключаются все чаще одновременно с торговыми и другими внешнеэкономическими договорами (часто в одном пакете).

8. ВТО и глобальное регулирование торговли. (эссе)

Всемирная торговая организация - основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ.

ВТО и конкурентоспособность. Продолжает действовать неумолимый закон экономики: благосостояние и авторитет любой страны с каждым днем все больше зависит от ее внешней торговли и при этом едва ли не самый эффективный способ улучшить торговые связи - стать членом Всемирной торговой организации (ВТО).

Сегодня ВТО является главной международной организацией, в рамках которой обсуждаются и разрабатываются все основные вопросы, связанные с режимом международной торговли товарами и услугами, осуществляется контроль за соблюдением правовых норм. Более того, развитие ВТО за первые шесть лет ее деятельности отчетливо показало, что круг ведения ее вопросов расширяется и, очевидно, в ближайшие годы пополнится новыми сложными вопросами: проблемы защиты окружающей среды, связанные с торговлей; внешняя торговля и международное перемещение капиталов, внешняя торговля и обмен передовыми технологиями, внешняя торговля и конкурентная политика, ряд других. Таким образом, ВТО все активнее превращается в универсальную международную организацию по регулированию всех процессов международного обмена товарами, капиталами, услугами, рабочей силой.

Основа деятельности организации ВТО - это своеобразный, многосторонний контракт. Он состоит, по меньшей мере, из 56 основных соглашений (~ 30000 страниц) и является самым крупным в мире договором, регулирующим торговлю практически всеми видами товаров услуг. Заключив его, государство получает гарантии, что его экспортная продукция не будет подвергаться какой-либо дискриминации на рынках других участников в обмен на аналогичные обязательства.

В настоящее время по правилам ВТО осуществляется ~ 95% всей мировой торговли.

ВТО является преемницей действовавшего с 1947 г Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Три основные цели ВТО:

1. Основная задача - содействие безпрепятсвенной международной торговле, недопущение при этом злоупотреблений и отрицательных последствий. Во многих случаях устранение барьеров, препятствующих торговле. Это также означает, что отдельные предприниматели, предприятия, ведомственные организации должны быть хорошо знакомы с нормами международной торговли, и уверены в том, сто эти нормы не изменяться резко и без предупреждения. Иными словами, правила должны быть совершенно ясными, а их применения последовательными.

2. Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются сообществом стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают значительные дебаты и споры. В связи с этим, одна из основных функций ВТО заключается в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах.

3. Третьим важным аспектом работы ВТО является урегулирование споров. Часто стороны, вступающие в переговоры, последуют разнообразные цели. Соглашения и контакты, включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО, часто нуждаются в последующем толковании. Лучше всего решать спорные вопросы в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности. Именно с этой целью в тексты соглашений ВТО, включен пункт о правилах урегулирования споров.

Структура ВТО с точки зрения ее правовой организации очень сложна. Заключительный пакет договоренностей содержит документы, различные по своей правовой и экономической значимости: от договоренностей, имеющих скорее технический характер, регулирующих частные вопросы, до самых сложных многоплановых документов, могущих стать правовой основой мировой торговли товарами и услугами ближайших десятилетий.

Сейчас очень многие ратуют за изменение статуса ВТО. Большинство считает, что изменение "королевского" статуса ВТО должно идти в следующем порядке. Во-первых, если мы хотим избежать того, чтобы национальные интересы оказались на последнем месте, то порядок старшинства между законами ВТО и национальными законами должен быть изменен на обратный. При нынешнем порядке вещей ни одна страна не может ввести торговые санкции, чтобы заставить другую страну следовать ее стандартам, если импортируемый продукт физически такой же, как производимый в этой стране. Невозможен, например, запрет на импорт говядины, получаемой с использованием гормонов, если нет документов, подтверждающих отличие такого продукта от говядины, производимой внутри страны. Исключением является случай, когда существует международное соглашение, подписанное обеими странами. Но такие соглашения очень сложно заключить.

Во-вторых, ВТО, возможно, вышла за пределы своих полномочий, когда начала заниматься вопросами, касающимися прав на интеллектуальную собственность. Права на интеллектуальную собственность помогли превратить науку в бизнес, а бизнес, конечно же, мотивируется прибылью. Можно привести доводы в пользу того, что этот процесс зашел слишком далеко и создает препятствие решению важных для развивающегося мира задач. Сегодня, например, гораздо больше денег тратится на разработку косметики, чем на лечение тропических болезней.

Однако, по словам Д. Сороса «протестующие, желающие "сократить и потопить" ВТО, задушат курицу, несущую золотые яйца. И хотя нам следует решительно отвергнуть эти призывы, мы, тем не менее, должны принять во внимание законную и глубоко прочувствованную обеспокоенность критиков по поводу использования и распределения этих "яиц"»

9. Экономическая природа партнерства государства и международного бизнеса.(эссе)

В современном понимании хозяйственное партнерство государства и международного бизнеса представляет собой институциональный и организационный альянс между государством и частными зарубежными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно значимых проектов. Каждый такой альянс является временным, поскольку создается, как правило, на определенный срок в целях выполнения конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.
Система партнерских отношений между государством и международным бизнесом является одним из основополагающих элементов теории смешанной экономики, партнерства государства и частного сектора вообще (ПГЧС, Public-Privatc-Partnership - РРР), поскольку сложные формы организации и хозяйствования в современных условиях невозможны без участия государства в той или иной степени. Но в то же время институциональная среда, в какой партнерства существуют сейчас, представляет собой относительно новую ступень в развитии партнерских отношений, проявившуюся в период либерализации и призванную сыграть важную роль в совершенствовании рыночных структур и экономики в целом. Хозяйственное партнерство государства и международного бизнеса позволяет привлечь в государственный сектор дополнительный иностранный капитал, ослабить остроту бюджетных проблем, переложить на зарубежный предпринимательский сектор основную часть рисков и одновременно сохранить объекты в государственной собственности. В такой системе происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов - государства в форме его собственности и международного бизнеса в виде частнопредпринимательских принципов хозяйствования, инвестиций, менеджмента, инноваций. По существу, переход к партнерским отношениям в сфере государственной собственности означает частичную приватизацию некоторых определенных законодательством и договором (контрактом) функций государства.
Наиболее активно в настоящее время партнерство государства и международного бизнеса осуществляется в реальном секторе экономики - в отраслях производственной инфраструктуры (в энергетике, железнодорожном транспорте, автодорожном хозяйстве, портах, аэропортах, магистральной транспортировке газа, коммунальном хозяйстве и т.п.). Эти отрасли составляют основу систем жизнеобеспечения экономики и общества.
Развитие процесса партнерских отношений государства и международного бизнеса определяется несколькими основными факторами.
Первый фактор -- приватизация государственных активов в той или иной форме является одним из важнейших элементов концепции либерализации экономики, курс на которую был взят в конце 80 - начале 90-х годов.
Второй фактор - национальные правительства не имеют финансовых ресурсов в объемах, достаточных для модернизации, обслуживания и расширения находящейся у государства собственности.
Третий фактор - частный национальный и международный бизнес в значительно большей степени, чем государство, обладает мобильностью, способностью к нововведениям, инновациям, использованию технических и технологических изменений. Правительство же, в свою очередь, может облегчать условия реализации проекта посредством предоставления земли под возводимые объекты, лицензий и также за счет финансово-экономических рычагов: субсидий, гарантий, других видов поддержки.
Характерными особенностями партнерства государства и международного бизнеса является то, что они:
ограничены во времени. Как правило, партнерство создастся под конкретный объект, который необходимо построить в течение определенного периода времени, а затем осуществлять его эксплуатацию;
ограничены в пространстве, поскольку они конституируются только для конкретных объектов. Это может быть порт, аэропорт, автомобильная дорога или ее участок;
создают конкурентную основу рыночной экономики - за каждый контракт или концессию происходит достаточно серьезная конкурентная борьба, причем как в развитых, так и в развивающихся странах.
Особенность современных партнерств государства и международного бизнеса заключается также в существенном расширении географических границ. Раньше они использовались только в развитых странах, причем в ограниченных размерах. За годы либеральных реформ партнерства государства и международного бизнеса стали важным элементом хозяйствования более чем в 100 странах мира. На практике партнерство проявляется в нескольких формах: государственные контракты, аренда государственного имущества, соглашения о разделе продукции, совместные государственно-частные предприятия, концессии.

10. Формы партнерства государства и международного бизнеса.(эссе)

В экономической литературе существует достаточно много классификаций форм и видов партнерства государства и бизнеса в хозяйственной сфере. В качестве критериев отнесения к той или иной структурной группе обычно выступают: отношения собственности (владение, пользование, распоряжение), степень и формы участия государства в проектах и зависимости бизнеса от государства, в первую очередь в вопросах финансирования и разделения рисков, и др.
Контракты на оказание от имени правительства услуг в сфере социальной или производственной инфраструктуры предполагают получение зарубежной частной компанией как партнером государства компенсации в виде доли дохода, прибыли или платежей. При этом компания, заключающая контракт, не несет рисков финансирования, поскольку стоимость контракта выплачивается государством. Но в то же время риск низких доходов может возникать.
Характерной особенностью государственных контрактов является их административная форма, а также то, что права собственности на предмет контрактных отношений не передаются государством зарубежному предпринимателю. Вся деятельность в рамках контракта (строительство, закупка материалов и т.д.) осуществляется на средства государства и регламентируется условиями контрактного договора, сметами расходов и другими документами. Подрядчик государства не имеет права произвольного распоряжения полученными из бюджета средствами. Соответственно с этим все риски несет государство.
Аренда государственной собственности предполагает передачу на определенных условиях зарубежной компании государственного или муниципального имущества (земли, оборудования, помещения и т.п.) во временное пользование за определенную плату на основе арендного договора.
Лизинг - форма, близкая к аренде, российское законодательство трактует как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Соглашения о разделе продукции (СРП) являются самостоятельной формой партнерских отношений государства и частного сектора, близкой, но не относящейся к традиционной концессии. Согласно российскому законодательству СРП является таким договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору - субъекту предпринимательской деятельности - на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела.
Имеются типы СРП, согласно которым партнер государства несет все риски. Например, по сервисному контракту с риском государство поручает частной компании на се собственный риск исследовать и (или) разведать месторождение. В случае открытия месторождения компания компенсирует понесенные издержки и получает прибыль. При отрицательном результате изыскательских работ государство не возмещает ей понесенные издержки.
Другой тип сервисного контракта (без риска) - это, по существу, подрядный договор, который государство заключает с частной компанией. В договоре определяются типы работ, которые ведет компания, сроки их выполнения, порядок возмещения затрат и поощрения и т.д. Этот тип контракта близок к обычному государственному контракту, за одним исключением. Если при обычном государственном контракте оплата произведенных частной компанией работ осуществляется из бюджета, то согласно сервисному контракту компенсация издержек производства и начисление прибыли происходят за счет продажи полученной продукции. Таким образом, ни обычные административные контракты, ни сервисные контракты, ни соглашения о СРП не могут быть отнесены к концессиям. Они представляют собой самостоятельные типы отношений партнерства.
Участие зарубежных компаний в капитале общественного (государственного и муниципального) предприятия может выступать в виде акционирования (корпоратизации) или создания совместных предприятий при долевом участии сторон. Предпринимательская деятельность в акционерных обществах осуществляется на средства акционеров, в качестве которых могут выступать и субъекты государства. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется долей в акционерном капитале. Чем ниже доля иностранных частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения. Риски распределяются пропорционально доле в капитале.
Наиболее развитую и институционально сложную форму партнерства государства и международного бизнеса представляет собой концессия.
Концессия -это система отношений между, с одной стороны, государством или муниципальным образованием (концедентом) и, с другой стороны, юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав по владению, пользованию, а при определенных условиях и распоряжению государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые являются исключительным правом государства или муниципального образования.
Концессии имеют ряд преимуществ в сравнении с другими формами хозяйственного партнерства государства и международного бизнеса. В концессиях частный сектор обладает большей степенью самостоятельности и свободы в принятии инвестиционных, административно-хозяйственных и иных решений. Границы свободы концессионера закрепляются в концессионном договоре. Подписывая этот договор, концессионер соглашается на условия, выдвигаемые государством. Степень самостоятельности концессионера, как правило, не изменяется в худшую для него сторону в течение всего срока концессии. Кроме того, за закрепленные в договоре рамки разделения сфер, прав и обязанностей не могут выйти без существенных последствий для себя ни концедент, ни концессионер.
Вместе с тем концессиям как форме хозяйствования присущи и недостатки, которые не характерны для других форм партнерства. В основном они связаны с тем, что концессии имеют продолжительные сроки, а следовательно, закрепленные в договоре положения могут быть изменены только по соглашению сторон или решению суда. Фиксирование системы отношений государства и бизнеса на длительную перспективу, детерминированность - многих заложенных в концессионный договор положений приводят к отсутствию гибкости и динамичности, характерной для современной экономики.
Другой недостаток концессий заключается в том, что объекты производственной инфраструктуры имеют продолжительные сроки окупаемости и возврата инвестиций. Сложность проведения финансово-экономических расчетов на длительные сроки по такого рода объектам вызывает неточности и даже ошибки, что приводит к дополнительным рискам невыполнения условий концессий.
В целом можно сделать вывод, что каждая из форм партнерства имеет свои преимущества и недостатки, определяющие области их наиболее целесообразного использования в системе экономических отношений государства и международного бизнеса.