Солдатские письма.

Великая Отечественная война изменила судьбы всех людей. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. Конвертов не хватало, с фронта приходили письма-треугольники. Каждое из них – это дорогая реликвия и память о человеке, который его написал, потому что душа солдата жила в этих скромных треугольниках.

Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным более 70 лет назад. Во многих российских семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные, как правило, карандашом, листочки с поблекшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Письма с фронта… Они рассказывали о многом. Но главным в них было: решимость отстоять свободу любимой Родины, стремление рассказать о славных ратных делах товарищей – однополчан, глубокая вера в Победу над ненавистными фашистами. Почти всегда в них звучал призыв к труженикам тыла поддержать Красную Армию, удвоить, утроить трудовой накал, делать все для фронта, все для Победы.

Солдатские треугольники приходили не часто, но их ждали в каждом доме, каждой семье, читали детям, соседям, знакомым, зачитывали до дыр. Такие треугольники не заклеивались, а складывались особым способом. Так решались две задачи: нет необходимости в конверте, и предоставлялся легкий доступ для военных цензоров.

Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Обычно это был страничный листик из школьной тетради, либо “двойной”, вырванный из середины тетради. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали “письмо” из куска газеты и “отправляли” отцу на фронт.

Первым делом подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату.

После этого лист разворачивался, и писалось письмо. Текст на листе размещался так, что заполнялись все свободные места, кроме адресной и оборотной треугольных поверхностей листа.

В случае гибели адресата, адресная сторона перечеркивалась “крест-на-крест”, но так, что оставался понятным обратный адрес. Запись о гибели делалась на чистой стороне треугольники. Иногда такое обратное письмо не доходило до адресата, особенно в случаях, если адресат пропал без вести или расстрелян за трусость. А иногда вернувшийся с “крестом” на адресной стороне треугольник заменял “похоронку”.

Если боец попадал в другую часть, госпиталь или лазарет, то на “чистой” стороне писался новый адрес. Такие переадресованные письма никогда не возвращались пославшему адресату, потому что возвращенное письмо приравнивалось к похоронке. Некоторые письма “гуляли” годами и находили солдата через несколько лет после войны.

Прошло время, и письма стали архивными документами, по которым мы можем читать страницы нашей истории. Родственники передавали их в архив с надеждой, что пока память жива – живы будут и их отцы, деды, отдавшие свои жизни за самое святое – Родину.

Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно – комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Из писем Анатолия Бараули родным в Осинники:

Сегодня почти невозможно найти музей или архив, где бы не хранились письма фронтовиков. История Великой Отечественной войны глазами ее участников – важный исторический источник.

В архиве хранятся письма Марка Винского, призванного в 1942 году, отправленные из Новосибирского пехотного училища и по пути следования в западном направлении. Сохранилась и фотография Марка, сделанная во время занятий по военной подготовке.

Из письма Марка Винского:

Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети». Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Из письма Бориса Михайловича Кравченко, преподавателя Осинниковского горного техникума, участника Великой Отечественной войны:

Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики, по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой.

В городском архиве хранятся письма Николая Черноиванова, выпускника школы № 30 (ныне школа № 3).

После окончания 7 классов школы № 30 в Осинниках Николай Черноиванов в течение 1940-1941 года обучался в Воронежском радиотехническом училище, где за один учебный год он прошел учебную программу за 2 класса. Затем вернулся в Осинники и окончил 10 класс. 26.01.1943г. Николай Черноиванов был призван в ряды РККА, а 07.12.1943 года геройски погиб при форсировании Днепра близ деревни Куцеволовка.

В течение ряда лет поисковики школы № 3 вели переписку с родными его сослуживцев, узнали много нового о боевом пути героя. Николай Черноиванов в 1943 году был награжден медалью «За боевые заслуги», на сайте ОБД «Мемориал» размещены наградной лист и приказ о его награждении.

Еще в августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо, посылка… вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги». Не секрет, что немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. В стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи.

Только в первый военный год Государственный комитет обороны принял несколько решений, которые касались продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. В частности, было запрещено использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам.

Непростая была служба у военных почтальонов. В штатном расписании должность почтальона именовалась как экспедитор.

Несли службу в военно-полевой почте и жители нашего города, супруги Раченковы - Поликарп Никанорович и Антонина Петровна.

Раченков Поликарп Никанорович родился 28.02.1912г. в Ивановской области. С первых дней войны был призван на фронт. Воевал пулеметчиком. Но поскольку в свое время окончил почтовую школу, был направлен на Дальний восток в формирующуюся 204 стрелковую дивизию. Был начальником военно-полевой почты дивизии в звании капитана, а супруга, Антонина Петровна, – старшим приемщиком в звании старшины.

Раченкова (Стишенко) Антонина Петровна родилась 13.06.1921г. в Амурской области. Добровольно ушла на фронт с 3 курса педагогического училища. Была отправлена в Хабаровскую почтовую школу, а после ее окончания – в 204 стрелковую дивизию.

Из воспоминаний дочери, Вересовой (Раченковой) Галины Поликарповны, хранящихся в архиве: «По рассказам мамы, за все почтовое имущество (бланки, печати, штемпели), а также за всю имеющуюся на данный момент корреспонденцию они отвечали головой. А ведь были не только письма и газеты, были и посылки, бандероли и, самое главное, некоторые документы тоже доставлялись почтой в пакетах под сургучными печатями. Сургуч, как известно, хрупкий, и печать нельзя было нарушить при любых обстоятельствах. Дан приказ отступать или наступать - и все почтовое имущество грузилось в телегу или сани - по сезону (возили все на лошадях по бездорожью). Машина для доставки корреспонденции у них появилась только за границей.

Из оружия у почтовых работников был только личный пистолет, для самообороны, а фашистская разведка, как и наша, ходила за «языками».

Сегодня почти в каждой семье есть шкатулка, где хранятся фронтовые письма, фотографии и боевые награды. У каждой семьи – своя история. Но объединяет одно – общая причастность к трагическим событиям Великой Отечественной войны. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души. С годами не забываются уроки той войны – горькие и победные. И всякий раз 9 мая – как-то по-особенному торжественно звучат слова: «Подвиг народа бессмертен!»

Текст презентации «Солдатское письмо»

Я пишу вам из прошлого,

Я пишу вам с войны.

Я хочу, чтоб вы помнили,

Чтоб забыть не смогли…

Слайд 1

Сегодня на дворе 2015- й год, и всё дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны.

Мы с вами - внуки и правнуки тех, кто в 1941-1945 годах встал на защиту Родины.

Сегодня мы с вами будем говорить о солдатских письмах. Письма с фронта стали живой историей всех боев и событий, которые происходили в то грозное время. Почта помогала жителям огромной страны не потерять друг друга. Письмам приходилось преодолевать большие препятствия на войне.

Слайд 2

Конвертов не хватало. Потому и родился фронтовой "треугольник". Народ прозвал его солдатским. В небольших треугольниках, весточках без конверта, на казенной бумаге были вера в победу; надежда на то, что враг будет разбит; любовь к родным и близким, к родному дому, что помогло приблизить долгожданный день Победы, а многим - просто выжить в неимоверно трудных условиях.

Слайд 3

Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении. Для этого была создана военная цензура. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались чёрной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Проверено военной цензурой».

Слайд 4

Письма с фронта стали живой историей всех боев и событий, которые происходили в то грозное время. Они ценны еще и тем, что раскрывают душу и характер наших земляков, на долю которых выпало страшное испытание.

Слайд 5

Солдатские треугольники ждали в каждом доме, ведь они были единственными свидетелями тех солдат, которые писали эти письма.

Слайд 6

А сколько писем не дошло до адресата, было разметано взрывами, уничтожено огнём, пропало в бесконечной дороге от передовой до дома!

Слайд 7

В годы Великой Отечественной войны с фронта в тыл было отправлено 2 миллиарда 794 миллиона писем.

Сегодня почти невозможно найти музей или архив, где бы ни хранились письма фронтовиков

Хранит солдатские письма своих выпускников музей истории Барнаульского государственного педагогического колледжа

Слайд 8

Вот что пишет своим родным с фронта 2 сентября 1941 года выпускник (тогда еще - педтехникума) Мясин Василий Семенович:

«Здравствуй Аня, Верочка, Арик!

Шлю привет и от души желаю быть здоровыми и счастливыми. Вчера приехали в Петрозаводск и ночевали. Сейчас собираемся в поход. Желаю успеха. Будьте здоровы и счастливы. Ваш папа целует вас всех миллион раз. Адреса нет, так что не пишите. Целую. В.С. Мясин»

Слайд 9

Это письмо было последним, потому что следом приходит леденящее душу извещение или так называемая «похоронка» о том, что Мясин Василий Семенович в боях за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявил геройство и мужество и погиб 5 сентября 1941года.

Слайд 10

В солдатских треугольниках мы не найдем строк с жалобами на непосильные условия. Наоборот, люди, стоявшие лицом к лицу со смертью, с превосходящим по силе противником, умудрялись поддерживать и подбадривать своих родных, продолжали быть для них опорой. О своих подвигах и боевых наградах авторы писем, как правило, упоминали весьма скромно. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер».

Слайд 11

Выдержки из письма с фронта выпускника 1941 года Барнаульского педтехникума Аринушкина Михаила Никифоровича. Он был призван в армию в Барнауле в 1941году. Окончил полковую школу в Красноярске в 1943 году. Награжден орденом Красной Звезды .

«Здравствуйте дорогая мама, Нина и Дуся!

Во- первых сообщаю, что я в настоящее время жив, здоров и невредим. Боевой привет из немецкой Германии от Михаила, где и должны мы положить конец войне. Немец сопротивляется, ежечасно переходит в контратаки, бросает на нас всю свою технику, все свои лучшие людские резервы. Но мы их перебарываем, отбиваем и продвигаемся вперед. Могу вам сообщить, что я представлен к награде Орденом за свои боевые дела. Я именно в атаке с немцами убил 9 немцев. В основном сам жив и невредим, как дальше - не знаю. Но будьте спокойны, каким был, думаю - буду таким. Впереди предстоят еще более суровые и жесткие бои. Последние решающие будут такими, которые еще не знал весь мир. Скоро Гитлеру и всей его собачьей своре будет конец и навсегда! Ну дорогая мама, буду жив, а это обязательно, приеду – все расскажу подробнее. А теперь вспоминаю самую ответственную задачу: на меня, на всех здесь находящихся смотрит вся страна, весь мир…»

29.10. 1944г.

Слайд 12

Старшина Аринушкин Михаил Никифорович погиб 18 января 1945 года, похоронен в Восточной Пруссии о чем свидетельствует извещение о смерти. Обидно, ведь как близка была Победа!

Слайд 13

Почти в каждом солдатском письме можно прочесть строки о боевых товарищах, погибших в боях, желании отомстить за них.

Слайд 14

Герой Советского Союза Иван Петрович Яркин - выпускник Барнаульского педагогического техникума.

Драматично звучат строки из письма о подвиге и гибели боевого товарища Ивана Петровича Яркина - выпускника Барнаульского педагогического техникума.

Вот что писали однополчане его матери:

«Здравствуйте, уважаемая Елена Егоровна! Вам пишут письмо бойцы, сержанты, офицеры гвардейцы-танкисты части героя-командира Дубоделова Ивана Михайловича, где служил и боролся с врагами Ваш сын Иван Яркин. Он геройски сражался с врагами нашей Родины - немецко-фашистскими оккупантами, которые хотели поработить нас с Вами, варварски уничтожали наш народ, ни в чем неповинных людей, стариков, женщин и детей. Ваш сын, Елена Егоровна, выполнил честно свой долг перед Родиной. 6 января 1944 года с честью он погиб во время разведки геройской смертью.

Слайд 15

Мы, гвардейцы-танкисты, над телом нашего дорогого друга и товарища, отдавшего свою молодую жизнь за счастье народа, поклялись отомстить кровавым извергам».

Может быть, эти простые люди грамотно и красиво не умели писать, зато воевали превыше всяких похвал. И невольно вспоминаются слова поэта: «Война гуляет по России, а мы такие молодые!». Ивану Яркину было всего двадцать пять лет. И в этом возрасте ему была присвоена высшая степень отличия – звание Героя Советского Союза посмертно.

Слайд 16

Валентина Колесникова, выпускница Славгородского педтехникума (сегодня - педагогического колледжа), жительница села Нижний Кучук Благовещенского района . ( Фото есть) с первых дней войны стремилась попасть в действующую армию и, окончив курсы медсестер, летом 1942 года была отправлена на фронт, воевала в качестве санинструктора. В августе уже получила первое боевое крещение. В каждом бою ее видели на переднем крае, самоотверженно спасающей раненых. Как уже опытного бойца, на передовой ее принимают кандидатом в партию. Спасла жизнь 27 раненым, а когда понадобилось, пошла в атаку. Первая ворвалась в траншею противника. Погибла в рукопашной схватке 3 марта 1943 года. Награждена орденом Отечественной войны 2 степени.

Слайд 17

После гибели у Валентины нашли это письмо:

«Дорогие фронтовые товарищи, милая моя подруга Нина. Если я погибну в этом бою, то после смерти сообщи моей маме, что я, ее дочь, честно выполнила свой долг перед Родиной. Да, мне, конечно, жаль, что так рано кончилась моя жизнь, но за меня отомстят другие. Нина, я была медсестрой. Ведь это самое прекрасное – спасать жизнь человеку, который борется за нее, защищая нашу Родину от коварного врага, борется за наше будущее. Вот и все, что я прошу передать моей маме».

Слайд 18

Никто из бойцов тогда не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали его. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину. Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому

Слайд 19

В 1936 году окончил Славгородский пед техникум Цысь Михаил Григорьевич. По словам однокурсников, это был очень скромный, но общительный и веселый человек, душа любого коллектива.

Последнее письмо было написано им 26 августа 1942 года. Он был в числе тех, кто пал на поле боя на подступах к Сталинграду. Незадолго до гибели вот что писал с поля боя счастливый отец, получивший известие о рождении дочери:

Слайд 20

«Родилась ты в суровое время. Тебе, наверное, придется хлебнуть всего, но вырастишь и поймешь все это…

Сейчас за твою жизнь, за твое благополучие угасает много цветущих жизней. Родятся сейчас тысячи, сотни, а гибнут миллионы и десятки миллионов. И папа твой ничем не гарантирован от несчастного случая. Так знай, дорогая, что он всегда будет думать о тебе, и эта мысль будет воодушевлять его на борьбу, на подвиг. А случится так, что тебе не доведется видеть его, помяни его добрым словом в ряду безымянных защитников. Только нет! Я увижу тебя! Скоро увижу! Буду держать в своих руках и лелеять дитя свое, а когда ты вырастешь, и мы, радостные и счастливые, сядем в свободную минуту, я расскажу тебе обо всем, что видел, что пережил, что понял!».

Этой встрече не суждено было состояться. Уже через полтора часа Михаил Цысь погиб в очередном бою.

Его дочь уйдет из жизни совсем маленькой. Жестоко и несправедливо…

Слайд 21

И это письмо, как и сотни тысяч других писем с фронта, и тогда, в военные и послевоенные годы, и сегодня воспринимается как завещание, как призыв не забывать всё, ими сделанное, и быть достойными павших и всех, кто защищал нашу родину от ненавистного врага.

Несмотря на нечеловеческие испытания, фронтовики всегда оставались людьми! Они так же, как и мы, хотели жить, любить и быть любимыми. Мы являемся правопреемниками их подвига и должны свято хранить память о прошлом.

Слайд 22

Тихонько уходят наши деды и прадеды в мир иной, унося с собой память о прошлом. Остаются солдатские письма – хранители нашей памяти.

Слайд 23

Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях, зачастую передают в музеи на память потомкам.

Они и просты, и порою грустны, В них столько надежды и вечного смысла. Прошу вас: храните солдатские письма. Тревожную память людской доброты!

Слайд 24

Уважаемые студенты, педагоги! Студенческий актив колледжа приглашает всех стать участниками акции «Солдатское письмо»!

Писать письма в армии - не только законное право солдата, но и его святая обязанность.

Когда срок моей службы перевалил за год и время покатилось с горы, попал ко мне в отделение парень. Не больно я был рад такому пополнению, а куда денешься?
Дело в том, что боец по возрасту приближался к тому рубежу, когда угроза выполнения священного долга перед Родиной отходит в область небытия и кошмарных снов. Было ему годов двадцать шесть. В армию он не стремился, но и не косил особо. Как-то сами обстоятельства так складывались. Учился - отсрочка, болел - отсрочка, женился, родил ребенка - опять отсрочка. А второго - то ли не успели, то ли не захотели. И у военкома не нашлось уважительной причины, что б придержать парня до исполнения непризывного возраста. И пошел он осенним призывом в доблестные ракетные войска стратегического назначения.

Парень был спокойный, неглупый, службу тащил исправно, держался особняком из-за разницы в возрасте, деды его особо не гоняли по этой же причине. Вообще в армии к женатым относятся с плохо скрываемым сочувствием. Как к серьезно больным. А ситуация, когда ребенок скоро в школу пойдет, а папа учится портянки мотать. … Заплачет от жалости самый отмороженный дембель.

Высшее образование, другой жизненный опыт и тщательно скрываемая грусть в глазах мешали ему полноценно влиться в солдатскую жизнь. Но и проблем особых с ним не было. До того момента, пока меня не вызвал замполит. Выслушав мою краткую и вполне лояльную характеристику на рядового Егорова "Дык чего, тырщь майор, нормально Егоров служит. Специалист классный. Замечаний нету к нему" замполит сказал: "Из военкомата по месту жительства рядового Егорова пришел запрос. Не пишет рядовой Егоров домой. Жена с мамой волнуются. Поставили военкома на уши. Куда мол, лихоимец, подевал любимого сына и мужа".

Получив чисто формальный *цензура*юль за работу с личным составом, я пошел выполнять приказ. Приобрести в солдатском магазине пачку конвертов, несколько тетрадей, и не реже раза в неделю контролировать отправку рядовым Егоровым письма домой.

"Ну скажи мне, сержант. Ну чего тут писать, а? Красоты уральской природы описывать? Или *цензура*ть, как ефрейтор Кравчук, что я служу в супер-пупер войсках, езжу в наряд на "Волге" и скоро стану генералом? " Вины своей рядовой Егоров не отрицал. Но писать письма упорно не хотел. "Ну не знаю я, чего писать! Глупость это" Пора было употребить власть. Три лычки и год разницы в призыве перевесят любую разницу в возрасте. Поэтому я сказал. Тактично так сказал. Как и положено мудрому младшему командиру. "Паша! " -сказал я. "Не еби мозги! Раз в неделю подходишь ко мне без напоминаний с надписанным конвертом и докладываешь: "Товарищ сержант! Рядовой Егоров к отправке письма на Родину готов! Разрешите отправить? " и бегишь на почту. За каждое "ой, я забыл" наряд вне очереди вместо БД. Чего ты там будешь писать - дело твое. Хоть ничего не пиши. Но что б письмо раз в неделю - было. Понял? " Паша исполнительно покивал головой. "Не поооонял!!! " "Так точно, трищ сржнт! " "Вот так вот! Нюх потеряли, трищ боец? *цензура*те писать письмо номер раз. Время пошло! " С этого момента добросовестный Паша четко выполнял приказ. Раз в неделю подходил, показывал запечатанный и надписанный конверт и отдавал его почтальону. Я успокоился. И зря.

Следующим, кого заинтересовала переписка Егорова с родными, был начальник ОСО майор Лысенко. Не секрет, что исходящая почта в режимных частях хоть выборочно, но проверяется. Может, и не выборочно. Не знаю.

Так же не является военной тайной, что особист в армии призван следить за режимом секретности и ловить шпиенов и предателей. Но как-то странно особисты их ловят. Деда Петя из ближайшей деревни знает секретов про режимную часть гораздо больше самого особиста. И за пузырь с удовольствием расскажет их любому, кто согласится слушать. Однако деда Петя особиста не интересует. А интересуют его письма рядового Егорова. Вызывают жуткие подозрения. Чем? А тем, что строго раз в неделю рядовой Егоров отправляет домой чистый лист бумаги в клеточку. Оба-на!

Тщательная проверка установила, что никаких тайных символов или скрытого текста чистые листы не содержат. И конверты - тоже. Так в чем же фишка?
- интересуется майор Лысенко. Где засада? И какой смысл, кроме злого умысла, в этих письмах без содержания?

Я как мог объяснил происхождение странных писем. Особисту это объяснение не больно понравилось, потому что в нем напрочь отсутствовали шпионы, предатели и злостные нарушители режима секретности. Однако, подумав, он обвинил рядового Егорова в пособничестве вражеской пропаганде. В том смысле, что письмо солдата не должно быть пустым, как бланк анонимки. Куда каждый желающий может вписать все, что угодно. Любые гнусные домыслы, порочащие нашу славную армию. "А потом про этот случай раструбят по БиБиСи" - процитировал он без всякого копирайта, продемонстрировав свои широкие взгляды. Вообщем, завершил он беседу *цензура*юлем в сопровождении стандартной фразы. "Этттто неприемлемо! " *цензура*юль на этот раз получил не только я. Командир группы капитан Езепчук на вечерней поверке после традиционного вступления "Товарищи солдаты! Вы опустились ниже канализации! " долго и с глубоким чувством рассказывал, что он думает по поводу меня, рядового Егорова, его мамы, жены, бабушки, особиста Лысенко, и того военкома, которому пришло в башку призвать рядового Егорова на его капитанскую голову. Этот жуткий винегрет он закончил фразой "Письмо солдата - это лицо армии! А у нас что получается? Открывает мама письмо Егорова, а там - *цензура*! " Капитан Езепчук не подозревал, насколько он прав.

Рядовой Егоров получил очередную взъебку. Теперь перед отправкой письма я проверял конверт на просвет на наличие там рукописного текста. Все вроде успокоилось.

Пока командир части не получил на свое имя письмо от мамы рядового Егорова. Где та слезно просила объяснить, что происходит с ее сыном и что творится в нашей доблестной армии. Почему два месяца вместо писем от любимого сына она получала пустые листы, а потом вообще стал приходить какой-то бред? И в качестве примера прилагала одно из полученных писем. Именно по этому письму, красный как рак, командир части, в просторечии "Барин", молотил со всей дури кулаком и орал: "Это что? Что это, я вас спрашиваю? "

На тетрадном листе в клетку в уголке мелко-мелко было написано: "** мая 1985г. Здравствуй мама. У меня все хорошо" А дальше крупным каллиграфическим почерком шло: "Тема: Работа В. И. Ленина "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" Диктатура пролетариата есть самая свирепая, самая острая, самая беспощадная война нового класса…" Было от чего обалдеть маме. Что делал этот гад? Он вырывал листы из своей тетради конспектов по политзанятиям и посылал домой. Лишь бы не писать.

Получили по полной программе все. Мне был обещан дембель в новогоднюю ночь и звание ефрейтора вместо старшего сержанта. Ситуация становилась угрожающей. Надо было принимать кардинальные меры. Теперь каждое воскресенье, когда вся казарма таращилась на самую популярную солдатскую передачу того времени под названием "Аэробика", из ленинской комнаты можно было услышать примерно следующее.
- Так! Ну что, солдат Егоров, готов? Поехали! "Здравствуйте, дорогие мои мама, жена Лена и сыночек Рома"
- Слышь, сержант! Может не надо вот этого… "дорогие" Они тогда точно не поверят, что я сам писал.
- Ладно. Значит так. "Здравствуйте мама, Лена и Рома! " Написал? "Пишет вам…"
- "…командир отделения сержант Иванов"
- Щас получишь! Умник! "Пишет вам ваш сын, муж и оте…" Ладно, ладно. "Пишет вам Павел. У меня все хорошо" Написал? "Вчера я получил новое обмундирование…"
- Ну это-то зачем писать?
- Давай-давай! Значит пишешь на полстраницы про обмундирование. Как получал, как клеймил, как погоны пришивал. Потом про погоду наври чего нибудь. Чего я тебя учить должен, а? У кого из нас высшее образование?
- У меня…
- Вот и давай. А я пока пойду аэробику посмотрю. А то мне скоро вместо баб будет сниться твоя мама с капитаном Езепчуком. Через полчаса приду, проверю. И что б не меньше трех страниц! Понял?

Теперь раз в неделю рядовой Егоров под мою диктовку писал письмо домой. Инициатива сия не осталась незамеченной. Приказом командира части, во избежание в дальнейшем подобных недоразумений, все молодые солдаты полка, один час в неделю, под чутким руководством ответственного сержанта из числа старослужащих, должны были писать письма на родину.

В день увольнения в запас я проходил мимо ленинской комнаты. Оттуда, хорошо поставленным командирским голосом доносилось.
- Значит так! Товарищи молодые солдаты! В простонародьи - щеглы! Ручки, бумага, конверты - у всех есть? Молодцы! Итак. Все мы знаем, как наших писем ждут дома. Как волнуются и переживают за нас наши близкие. Поэтому! Взяли ручку в правую руку и пишем. "Здравствуй дорогая мама! " Ты, воин, почему не пишешь? Ах, ты детдомовский! Нету родственников? Ну а до армии чем занимался? Вооот! Работал. Где? На заводе. Кто у тебя там главный был? Мастер. Как звали? Виктор Степанович. Вот ты и пиши: "Уважаемый Виктор Степанович! " А за адрес - не переживай. Адрес мы выясним.

Я зашел.
- Смиррррнооо!!! Товарищ гвардии стрший сержант! Группа молодых бойцов проводит занятия по написанию писем на родину! Ответственный - младший сержант Егоров!
- Вольно!

Мы попрощались. Уходя, я слышал из-за двери.
- Вот, воины! На примере простившегося с нами товарища старшего сержанта мы видим: дембель - не иллюзия! Он неизбежен! И любой чижик может легко подсчитать, сколько ему осталось написать писем домой. Мне, конечно, - поменьше…. Итак, на чем мы остановились? "Здравствуйте, дорогие мама и папа! Пишет вам ваш сын - гвардии рядовой…

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки»

Солдатские письма

Номинация сценарий

Выполнила воспитатель:

Миронова Лариса Николаевна

Пояснительная записка

Цели: ознакомление детей с военными письмами, с работой почты во время

Великой Отечественной войны.

Задачи: 1. Ознакомить с солдатскими письмами.

2. Способствовать патриотическому воспитанию.

3. Формировать чувство самоотверженности, долга, совести.

Область применения: использовать во внеклассных мероприятиях в 3-4 классах.

Ожидаемые результаты: получение новых знаний, возникновение чувства гордости за свою страну, своих прадедов.

Перечень литературы: 1. из личного архива Мироновой Ларисы Николаевны, Рямовой Татьяны Николаевны.

2. Из Яйского районного архива.

Форма реализации: путешествие в мини-музей

Методы реализации: наглядный, беседа-рассуждение

Тематическое содержание: Дети перенесутся в годы Великой Отечественной войны. Узнают о чувствах солдат, о работе почты в годы войны. Осознают какой ценой далась победа советскому народу. Перед мероприятием разучивают стихи.

Литература для детей: 1. Твардовский А. «Письма…»

2. А. Сидельников «Солдатское письмо»

3. Г. Серебряков «Прошу вас, храните солдатские письма…»

Обучающие овладеют знаниями о чувствах солдат во время войны, о солдатской почте.

Овладеют умениями складывать треугольные письма, сопережевать солдатам.

Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр для прослушивания песни «Журавли», стенд с солдатскими письмами.

В годы Великой Отечественной войны более 9 тысяч жителей Яйского района надели солдатские шинели.

Число погибших и пропавших без вести составляет 5589 человек.

Вернулись домой с полей сражения 2410 человек

Закончилась Великая Отечественная война. Многие не вернулись с фронта. Но голос павших донесли до нас, их письма. Простые, маленькие солдатские треугольники с лиловым штампом – «Проверено цензурой». Простые эти письма писались в перерыве между боями, в госпиталях, на передовой. Те, кому они были адресованы, знали их наизусть, хранили долгие годы.Письма в доме солдата были самой дорогой реликвией, памятью, часто единственной о дорогом человеке.

Без знания фронтовых писем наше знание о войне было бы неполным, письма эти уникальные документы времени. Знакомясь с ними, мы видим войну глазами участников событий в момент происходящего такой какой она была на самом деле.

В отделе архивной работы администрации Яйского муниципального района хранятся эти реликвии, многие из авторов этих писем не вернулись с войны, но память о них хранят их потомки.

Сейчас мы совершим путешествие в прошлое. С письмами бойцов окажемся в1943-1944 годах.

«Письма с фронта»

Звучит песня «Журавли»

Ученик 1: «Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волненьем читали,

Знали их наизусть.

Эти письма, поныне

Не теряют, не жгут,

Как большую святыню

Сыновьям берегут.»

Большим испытанием для нашего народа была вторая Мировая война. О том, что переживали они, чувствовали, с какими огорчениями, заботами и радостями встречались,- «говорят» нам письма военного времени. Письма от родных и близких назывались «треугольниками»; они посылались без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес – город, улицу, номер дома, фамилию и имя того, кому предназначено письмо. Затем проводили черту, под чертой писали номер военной части и фамилию отправителя. На обратной стороне – ставили печать, если письмо проходило через почту. Иногда письма проверяли и тогда ставили печать – проверено. Их складывали из любой, оказавшейся под руками бумаги, вплоть до газетной. Но могли они быть сложены и из специальной почтовой бумаги.

Давайте попробуем сложить письма «треугольники». (воспитатель показывает)

С какой радостью встречали «треугольники» от родных и близких в каждом доме, каждой семье! Почти все письма начинаются с обращения к родным и близким:

Воспитатель: 1. Вы обратили внимание, как наши герои обращаются в письмах к своим родным, женам?

(Клавочка, Мария Прокопьевна, дорогая Марина Дмитриевна. Чувствуется, что письма написаны с любовью, нежностью. Бойцы желают родным здоровья, благополучия. Интересуются как живут соседи, передают им свой горячий привет)

2. Мужья ушли на фронт, оставив своих жён и малолетних детей. Что их беспокоит?

(Как родные управляются без него с хозяйством.

Как с кормами для скотины;

Скатали ли пимы – валенки;

Как учатся дети;

Почему долго нет письма от них.

Отец должен знать всё о том, как живёт семья без хозяина и кормильца.

3. Какой отцовский наказ дают они своим детям?

Слушаться маму;

Помогать во всём матери.

4. Мало писал солдат о своих тяготах «жив, здоров, воюю помаленьку…» Как вы думаете почему?

(не хотел огорчать он своим письмом родных и близких)

Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет, листовок.

Их писали днём в окопах, пользуясь передышками между кровавыми боями, ночью в холодных землянках, когда, несмотря на усталость, никак не удавалось уснуть и перед глазами всплывали родные любимые лица…

Ученик 2: «Письма с фронта вобрали и судьбу и любовь,

В письмах вера солдата в наши мирные дни

Хоть и были когда-то так далёки они…»

Письма ждали и на фронте. Какое же счастье для бойца, получить на фронте весточку из дома, полевой треугольник, в котором привет от родных сердец, любовь, радость и тепло родного дома. Письма согревали бойца в холодном окопе, солдат, поднимавшихся в атаку, защищали от смерти.

Солдат бросал письмо в почтовый ящик, сооружённый из подручных средств и укреплённый в удобном месте. Почтальон части ежедневно выбирал конверты, «треугольники», открытки, секретки и относил на полевую почтовую станцию, там все послания обрабатывались календарными штемпелями и закладывались в мешки, которые транспортом части отправлялись на базу полевой почты. Оттуда корреспонденция, рассортированная по направлениям, передавалась на ВПСП. Дальнейший путь проходил обычным маршрутом в почтовых вагонах. Послания в действующую армию и на флоты из местных почтовых отделений направлялись на ближайший ВПСП. (Военно-почтовый сортировочный пункт)

Его работники сортировали отправления по станциям и переправляли их на армейские базы или фронтовые сортировочные пункты.

Доставка корреспонденции с полевых почтовых станций на передовые подразделения, на корабли, как правило, требовала большого мужества. Нередко путь почтальона к блиндажам и окопам составлял десятки километров и проходил под пулями врага.

«Солдатское письмо»

«Казалось, что в лицо дышало пекло,

Когда в раздумье сидя допоздна,

Я гладил строчки, пахнувшие пеплом,

Пробитого осколками письма.

Его писали раненной рукою

На дружески подставленной спине.

Мне виделись за каждою строкою

Глаза солдат, погибших на войне.

Мы вместо них,

Мы не имеем права

Забыть ни лица их, ни имена.

Всем павшим за Отчизну – честь и слава!

Да будет трижды проклята война! (А. Сидельников)

Ученик 3:

Прошу вас , храните солдатские письма.

Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла,

Прошу вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!

Годы уходят, но память о войне жива.

Пока мы помним с вами наших защитников,

Значит, есть у всех душа и сердце.

А письма в треугольниках солдатских!

Они для нас до сей поры полны

И мужества, и доброты, и ласки,

И грозного дыхания войны. (Г. Серебряков)

Приложение

Из письма Логинова Николая Яковлевича 01.02.1944г.

«Здравствуй, дорогая Клавочка!

С пламенным, сердечным приветом к тебе твой Николай.

Клава, сегодня я получил от тебя письмишко, за которое сердечно благодарю и спешу дать ответ.

Клавочка, моя жизнь протекает на новом месте хорошо, но очень скучновато, я на это нисколько не обижаюсь, так как я сам это сделал. Ты прекрасно сама знаешь, что я держался на том месте только из-за тебя, конечно может быть ты мне тогда не верила что я говорил. Но притом, ты знаешь, что я сказал оно так и должно быть.

Сравнительно с той жизнью большое изменение произошло, не так давно я был почти гражданским человеком, жил так, как мне хотелось. Но теперь приходится думать обо всём, если я этого не сделал, то может было бы хуже. Я успокаиваю себя этим, а может это не долго продлится.

Скоро должны начаться боевые дела и тогда время совсем будет свободного ничего. Но на письма как- нибудь выберу время, только был бы жив.

На этом заканчиваю писать своё небольшое письмишко.

Привет маме, папе, Стёпе, Васе и сестре Насте. Ну, до скорой встречи.

Это письмо моего дедушки Коли для бабушки Клавы. О их любви я написала стихотворение:

«Война и любовь»

Конечно, я не видела войны

И знаю я о ней лишь по наслышке.

Но не хотела б слышать я в окне бомбёжки, стоны, выстрелы и вспышки.

Мне много со слезами на глазах,

Рассказывала бабушка Клавдия.

Как перевязывала раненных солдат, бинты стирала, в тыл врага ходила.

Как встретила солдата своего.

Ей было 19 лет всего,

А он чуть-чуть постарше

И всё бы было хорошо, но их любовь война убила.

Он каждый день садился в самолёт

И улетал рискуя жизнью.

А Клавочка ждала его, надеясь вновь любимого увидеть.

Пропал он без вести в бою

И не вернулся больше к Клаве.

О, сколько в годы той войны

Девчонок без любви осталось.

Как трудно жить им на земле

Не видеть лиц своих любимых.

Так пусть же войн не повторится!

Чтобы любовь могла продлиться!

Из письма Никитина Александра Герасимовича дедушки воспитателя Рямовой Татьяны Николаевны.

«Добрый день, весёлый вечер. Здравствуй, дорогая моя жена Мария Прокопьевна и здравствуйте, дорогие мои дети: Вася, Рая, Зоя. Посылаю, дорогая, горячий привет и по низкому поклону дорогим детям. Крепко жму ваши руки, крепко целую и обнимаю. Сообщаю, я нахожусь на Волховском фронте. Здоровье моё ничего, выполняю разные работы, харчи ничего. Дорогая береги своё здоровье и детей, ещё увидимся.

Мой адрес: полевая почта 217 часть 26, пишите на этот адрес письма. Пока всё, живите пока одни. Дорогая моя, соскучился я по вас, но ничего, как- нибудь переживать надо. Маня, если принимают, то пошли посылочек бумаги, курить и писать карандаш, масла немного, пол литра мёда, крахмала, табаку.

Вася, Рая, Зоя берегите своё здоровье, слушайтесь маму, не простывайте, берегите всё, что есть дома.

Ну пока всё, дорогая моя. Остаюсь жив и здоров и вам того желаю. Пишите свои новости.

25. 01. 1943 г.

«Я сейчас воюю вовсю. Не одну сотню фашистов убил на своей грозной машине. За что и представлен к правительственной награде. Сейчас у нас проходят жаркие бои. Я научился воевать и побеждать».

Из письма Жихарева Василия Дмитриевича

«Письма, письма, письма с фронта -треугольники войны.

В них приветы, беспокойства: все ль здоровы, не больны?

Всем приветы, всем поклоны, поимённо всей родне. Всем: и кто остался дома, и кто нынче на войне».

Письмо Котлярова Николая Севастьяновича, 1901 г. рождения.

«2 декабря. Добрый день или вечер, дорогая Марина Дмитриевна и мои дети Нюра, Володя, Миша, Катя и Алечка. Посылаю я вам свой любящий привет. И крепко целую я вас мои детки. Милая Марина спешу сообщить вам мои родные, что я пока нахожусь жив и здоров. А также желаю я вам всем всего хорошего в жизни вашей, всего хорошего и скорого успеха в делах ваших. Затем передайте привет от меня Афанасию К. и сестре Насте С., а также племянницам и племянникам. Посылаю привет Лалиным и Маруси К. И желаю я вам всего хорошего в жизни вашей. Прошу я вас передать от меня привет Ласкому Ивану. Посылаю я соседу Степану Соколову и его семье свой любящий привет. Затем посылаю низкий поклон Ксении К. и дочке Валентине Ф.

Затем сообщаю вам, дорогая Марина Дмитриевна, что я стою на поле боя под Москвой. В бою не был, скоро пойдём в бой. Ждём приказа. Поминать всех нельзя. Час прожил, говори: «Слава богу».

Пиши Марина мне ответ поскорей. Я от вас ни одного письма не получил за три месяца. Я написал 3 письма. Возможно, вы не получили. Жду ответа.

Адрес мой. ППС №364-257 с/п -1.м.р.»

Котляров Николай Севостьянович

Логинов Николай Яковлевич

(мой дедушка пропал без вести)

Баранова Клавдия Ивановна

(моя бабушка)

Письма моего дедушки Логинова Николая Яковлевича