Все ли птицы летают. Проект: «все ли птицы летают? почему некоторые птицы не умеют летать?» руководитель: учитель начальных классов мбоу – полужская оош пинчукова елена фёдоровна

Упражнение 1.

Щ...риться от солнца, ч...шка кофе, ч...десное утро, радостное ч...вство, ш...рь полей, моя ж...знь, дощ...тый забор, освещ...ть спорт-площ...дку, мостовая из брусч...тки, поч...ять недоброе, клавиш... рояля; прыжок с параш...том, полезная брош...ра, беспристрастное ж...ри.

Упражнение 2.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы ы или и.

Крепкие мышц..., длинные ресниц..., ваши сверстниц..., строительство гостиниц..., артисты ц...рка, надвигающийся ц...клон, мощная ц...тадель, нефтяная ц...стерна, участвовать в демонстрац...и, получить компенсац...ю, опасная провокац...я, постоянная дезинформац...я; идти на ц...почках, ц...ганский танец, ц...кнуть на шалунов.

Упражнение 3.

Прочитайте, укажите, какие буквы пропущены. Объясните правописание слов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, указывая в скобках родственное слово (или форму слова), обозначая корни и ставя ударение.

Гладкая ш...рстка, узкий ж...лоб, упавшие ж...луди, раствор щ...лочи, мельничный ж...рнов, держаться ч...порно, прочный ш...в, дать пощ...чину, принести беч...вку, совершить подж...г, приобрести по деш...вке.

Упражнение 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы о или ё. Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы, и поставьте ударение.

1. Флаг над каланч...й, огорчиться неудач...й, машина с кирпич...м, угостить калач...м, следить за матч...м, редкий пуш...к, крепкий ореш...к, тесная лавч...нка, увидеть зайч...нка, напряжение перед финиш...м.

2. Зеленый горош...к, боч...нок с водой, жужжание пч...л, неоперившийся галч...нок, камыш...вые заросли, борьба с саранч...й, пилить нож...вкой, зажж...нный факел, удруч...нный вид, ноч...вка в лесу, горяч... спорить, на улице свеж..., главный дириж...р.

3. Покрыться румянц...м, изящное зеркальц..., глян­ц...вая бумага, юная танц...вщица, гарц...вать на скакуне, маж...рный тон, купить ш...рты, прож...рливая рыба, утлы­й ч...лн, ж...лтый крыж...вник, верный расч...т, толч...т сухари, жж...т лицо, паштет из печ...нки.

Упражнение 5.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень.

Тонкая ж_рдочка; деш_вый товар; спелый ж_лудь; длинная беч_вка; завитая ч_лка; красивый ш_лк; ч_рствый хлеб; тяж_лая ноша; ч_рная кош_лка; легкий ч_лн; ж_сткая щ_тка; чугунная реш_тка; кривой ш_в; щ_лкать; ч_порный вельможа; тихий ш_рох; спелый крыж_вник; городские трущ_бы; полуш_пот; ш_ковая терапия; ож_г руку, ож_г руки; ж_нглер; ш_фер; мокрое ш_ссе.

Упражнение 6.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите морфему, в которой пропущена буква. Объясните графически выбор орфограммы.

Образец : шё лк, ручо нка, увлечё н (прич.), си тце вый.

Ж_сткий диван; неровный ш_в; древним летописц_м; окруж_нный лесом; ч_ткий ответ; маж_рное настроение; разж_г огонь; серьезная уч_ба; чуж_го края; плюш_вый медвеж_нок; испеч_шь пирог; любить горяч_; грош_вый выигрыш; пораж_н красотой; скромная прич_ска; жалкая душ_нка; намеренный подж_г; крепкая беч_вка; тяж_лый ож_г; неясный ш_пот; парч_вый халат; забавная собач_нка; вещ_вой меш_к; камыш_вый кот; маленькая шапч_нка; книж_нка; горяч_ спорить; говорил певуч_; ветхая одеж_нка; сбереж_т здоровье; пуч_к травы; ж_лтый крыж_вник; сокращ_нный вариант; теч_т реч_нка; выч_ркивать из списка; знать напереч_т; суш_ные грибы; лиш_нный прав; прож_рливый зверь; новым абзац_м; просить умоляющ_; кумач_вый цвет; короткие ш_рты; свеж_й струей; ч_тное число; новый капюш_н; розовощ_кий малыш; сладкая сгущ_нка, корч_вка леса; прож_ванный хлеб.

Сделайте вывод о выборе орфограммы ё – о в различных морфемах. Подберите антоним к слову маж_рное (настроение); подберите синонимы к слову кумач_вый , расположив их в порядке усиления признака.

Упражнение 7.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Ж_тейский, прич_дливый, брош_ра, кош_лка, ч_каться, щ_голь, ж_ри, обж_ра, ш_рох, ож_г на руке, лезть на рож_н; ц_нк, подж_г дом, ц_тата, беспощ_дный, оч_титься, ц_кнуть, ц_гейка, ш_фровка, друж_к, ц_вилизац_я, холщ_вый, реч_нка, ситц_вый, обнаж_нный, стереж_т, моч_ный, туш_ный, ш_пот, расч_ска, ш_к, ш_рты, лиц_м, деш_вый, щ_лкать, утром свеж_; дикц_я, ц_ркуль, зарниц_, иниц_ативный, ц_низм, панц_рь, смуглолиц_ый, сестриц_н, Цариц_но, девч_нка, свеж_го ветра; больш_го паруса; суш_ный, перч_ная туш_нка; камыш_вый, спорить горяч_; ч_ткий, рассказывал певуч_; ноч_вка в лесу; свинц_вый, внуч_нок, озерц_, птенц_в, туч_й, окруж_нный, бойц_, шалаш_м, луж_й, кольц_вая, плеч_м, вооруж_н, смеш_н, ц_ганка, иллюминац_я, ц_кот, трусц_й, мыш_нок, ж_сткий, сожж_т, груж_ный вагон, раздраж_нный, с блестящ_й, свеч_й, привлеч_нный, приближ_нный, отц_в.

Упражнение 8.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки. Выделите в словах с пропуском морфемы, в которых есть орфограммы «гласные после шипящих в разных частях слова». Какие это виды орфограмм?

I. 1. Очень ч_сто ране_ное ж_вотное заслыш_в ш_рох бр_сает_ся на выстрел охотника. (Л.Толстой) 2. Я (с,з)делал дли_ную прогулку по обрывам над морем и лег в к_мыш_вое кресло на б_лконе. (И.Бунин) 3. В памяти сохр_нился только ш_лест ш_н на ровном ш_ссе р_вномерный гул двигателя – и больше ничего. (Е.Яковлева) 4. Я (не)смела ш_вельнут_ся потому что в этой звенящей пустоте м_лейший ш_рох произв_дил э_фект камнепада в горах. (Е.Яковлева) 5. И в то(же) время ощ_щение н_визны было отч_тливым. 6. Ничего (не)было слышно кроме ш_ршания и ш_пения. (Стругацкие) 7. Он вооруж_лся ж_сткой щ_ткой и пр_нялся ч_стить уткнувшегося в к_рмушку коня. (М.Семенов) 8. А (с)верху на все это смотрела ч_рная ворона и в_ртела головой с т_ж_лым клювом. (В.Ленцов) 9. Опущ_ные глаза (полу)закрыты пуш_стыми ресницами. 10. В г_сти_ной г_рел только т_ршер под больш_м зеленым аб_ж_ром. 11. А ты как (з,с)десь оч_тился спросил он подозрительно пр_щ_рившись. (О.Погорелов) 12. Каждую минуту они останавливались и ч_тко пр_слуш_вались. 13. На заднее колесо своего (полу)гоноч_ного «Спорта» я ставил спец_альную трещ_тку. (В.Пелевин) 14. Ч_ткой линии берега (в)низу (не)было. (В.Пелевин) 15. Д_леко за пляж_м и поселком в_днелась (не)высокая гора дли_ная и пологая. (В.Пелевин) 16. (В)переди была од_нокая белая (пяти)этажка с обвитыми плющ_м б_лконами перед (пяти)этажкой исс_ч_ный ш_пами пыльный пустырь. (В.Пелевин) 17. В середине зала на (не)высокой к_нструкци_ из аж_рных реш_ток была сооруж_на (не)большая круглая площ_дка. 18. Человек то пр_двигался к п_латке ещ_ на верш_к то (на)долго зам_рал в (не)подвижности. (М.Семенов)

II. 1. На тумбочке у большой деревянной кровати св_тился ц_ферблат эл_ктронных часов. (П.Дашкова) 2. Изв_янная из слоновой кости и золота Афродита поп_рала ногой панц_рь огромной черепахи. (Л.Кожевников) 3. Довольно часто у нас проводились медиц_нские проверки – всех нас изучали вдоль и поперек. (В.Пелевин) 4. Постройка походила на ступенчатый ц_линдр из нескольких б_тонных блоков стоящих друг на друге. (В.Пелевин) 5. Он чувствовал как кровь нач_нает ц_ркулировать р_вномерно по всему телу. 6. Герасим открыл один ставень и на ц_почках вышел из комнаты. (И.Тургенев) 7. Вдали тихо шумело море со всех сторон долетал треск ц_кад. (В.Пелевин) 8. Внезапно старик понизил голос чуть не до вкрадчивого ш_пота посмотрел с хитринкой. (П.Проскурин) 9. Ч_тко буд(то) работал с телеграфным ключ_м он трижды ут_пил кнопку звонка. (Д.Жуков) 10. А бедный, пышный мой букет ощ_пан, буд(то) саранч_ю! (С.Надсон) 11. Ни ш_роха не разд_валось глухая тишь была в дому... (В.Тушнова) 12. Его серую внешность чуть разнообразили лишь тонкие ч_рные усики щ_точкой. (С.Зверев) 13. Детишки забились на чуть теплую печку и что(то) ш_потом рассказывали друг другу. (И.Бунин) 14. Ч_гунная реш_тка с двумя обращ_нными друг к другу крылатыми драконами была приоткрыта. (А.Гаранин) 15. Еще в той лампе ф_тилек тобой зажж_н как ж_лтый жалкий м_тылек тр_пещет он... (В.Тушнова) 16. Беспорядочного падения для умелого параш_тиста не может быть ни при каких обстоятельствах; параш_тист полновластный хозяин воздушной стихии. (Г.Титов) 17. Правда лекц_и спец_алистов авиац_онной и космической медиц_ны я слушал без особого внимания считая эту дисц_плину второстепенной. (Г.Титов) 18. К вечеру из соседнего района в_рнулся микро_втобус с грузом пл_катов и брош_р. (С.Зверев) 19. До выезда на ш_ссе ост_вался один поворот. 20. Круглая клумба с м_хнатыми ж_лтыми цветами посреди ш_ссе. Ни дать ни взять лукошко с новорожденными ц_плятами. (Ф.Абрамов) 21. На нем была выг_ревшая шт_рмовка ш_рокий островерхий капюш_н. (В.Мясников) 22. Прибл_жалась реш_тчатая к_ническая башня с колоссальным б_рабаном наверху. (А.Казанцев) 23. (Не)пром_каемый плащ с капюш_ном разв_вался на его (не)уклюжей высокой ф_гуре. (А.Казанцев) 24. Солнце косыми лучами пронизывало чащ_бу. (Е.Федоров)

Тест по теме «Гласные после шипящих и ц ».

1.В каком слове на месте пропуска пишется ы ?

1) ц_фра;2) ц_пки;3) ж_рный;4) серые мыш_.

2. В каком слове на месте пропуска пишется ю ?

1) щ_плый;2) я свищ_;3) ж_ри;4) ч_лки.

3. В каком слове на месте пропуска пишется и ?

1) бледнолиц_й;2) панц_рь;3) сестриц_н;4) кузнец_.

4. В каком слове на месте пропуска пишется о ?

1) ж_лоб;2) печ_нка;3) ц_коль;4) ш_пот.

5. В каком слове на месте пропуска пишется о ?

1) трущ_ба;2) зач_т;3) ж_сткий;4) кош_лка.

6. В каком слове на месте пропуска пишется е ?

1) ж_нглер;2) ш_к;3) прож_рливый;4) заж_г.

7. В каком слове на месте пропуска пишется е ?

1) пш_нка;2) маж_р;3) ц_кот;4) обж_ра.

8. Отметьте слово с орфографической ошибкой:

1) камышовый;2) монтажер;3) ножовка;4) измельчон.

9. Отметьте слово с орфографической ошибкой:

1) холщовый;2) желудь;3) затушевать;4) перчоный.

10.Укажите неверное объяснение орфограммы о-е после шипящих:

1) уш е л – в суффиксе глагола под ударением;
2) кумач о м – в окончании существительного под ударением;
3) холщ о вый – в суффиксе прилагательного под ударением;
4) запряж е нный – в суффиксе страдательного причастия.

ДИКТАНТ
Ч...порный ч...рт в ч...рной ш…лковой одеж...нке си­дел на ж...стком диване и пил деш...вый ж…лудевый кофе, изредка ч... каясь со своим отражением в тяж...лом глянц...витом самоваре, стоящ...м на парч...вой скатер­ти ш...коладного цвета. Ч...рт был больш...й обж...ра и, несмотря на изж...гу и больную печ...нку, объедался крыж...вником со сгущ...нным молоком. Поев и погро­зив своему отражению пальц...м, ч...рт, молодц...вато встряхнув ч...лкой, пустился танц...вать ч...ч...тку. Ц...канье его копыт было столь сильным, что в ц…коль­ном этаже думали, что наверху гарц...вала лошадь. Од­нако ч...рт был не очень искусным танц...ром и, совер­шив один не совсем удачный скач...к, врезался в самовар и обж...г свой пятач...к, покрытый мягкой ш...рсткой. Ож...г был очень тяж...л. Огорченный ч...рт куц...и овц…й бросился к боч...нку с моч…ными ябло­ками и сунул в него обожж...нный пятач...к. «Правду говорят, что небереж...ного Бог не береж...т», - чертыхнулся ч...рт чертовской пословиц...й.

ТЕСТ 1.
1) бесш...вный, 2) беч...вка, 3) борж...ми, 4) ж...рнов, 5) ж...лоб, 6) ж...лчный, 7) ж...нглёр, 8) ж...рдочка, 9) маж...р, 10) ухаж...р, 11) молодож…ны, 12) обж...ра, 13) ож...г руку, 14) пощ...чина, 15) расч...ска, 16) реш...тка, 17) трущ...ба, 18) чащ...ба, 19) ш...колад, 20) ш...рох.

ТЕСТ 2, Отметьте номера слов, в которых пишется Ё.
1) щ...лкать, 2) электросч...тчик, 3) нипоч...м, 4) снабж...нный, 5) уч...ность, 6) отреш...нность, 7) прич...м, 8) туш...нка, 9) ноч...вка, 10) танц...р, 11) облиц...вывать, 12) ч…каться, 13) чеч...тка, 14) перед рубеж...м, 15) сокруш...нно, 16) горяч..., 17) крюш...н, 18) наблюдать за стриж...м, 19) стриж...м мальчонку, 20) холщ...вый.

ТЕСТ 3. Отметьте номера слов, в которых пишется У.
1) брош...ра, 2) ош...пыо, 3) параш...т, 4) щ...чий, 5)ж...ри, 6) сброш...ровать, 7) сощ...ренный, 8) оч...титься.

ТЕСТ 4. Отметьте номера слов, в которых пишется И.
1) ож...вление, 2) ш...ньон, 3) нач...дить, 4) ш...ллинг, 5) ш…мпанзе, 6) щ...вель, 7) ш...фоновый.

ТЕСТ 5. Отметьте номера слов, в которых пишется Ы.
1) иниц...ал, 2) лейкоц...т, 3) на ц...почках, 4)панц...рь, 5) пац...ент, 6) пац...фист, 7) рец...див, 8) ц...клоп, 9) лисиц...н домик, 10) щипц..., 11) яще­риц...н хвост, 12) ц...ган, 13) страниц..., 14) тенденц...я, 15) ц...стерна, 16) ц...трусовые, 17) куц...и хвост, 18) амортизац...ия, 19) ц...тадель, 20) ц...када.

ТЕСТ 6. Отметьте номера слов, в которых пишется И.
1) тромбоц...т, 2) ц...ц, 3) ц...ферблат, 4) эрудиц…я, 5) дикц...я, 6) иниц…алы, 7) иниц…атива, 8) принц...п, 9) скиорц..., 10) сестриц...н, 11) смуглолиц...и, 12) цариц...но, 13) ц...нк, 14) цивилизац…я, 15) ц...нга, 16) ц...линдр, 17) ц...кнуть, 18) ц...пки, 19) ц...рюльник, 20) ц...пленок.

ТЕСТ 7. Отметьте номера слов, в которых пишется О.
1) крыльц..., 2) молодц...ватый, 3) станц...вать, 4) станц...ванный, 5) сториц...ю воздается, 6) ц...клевание, 7) плащ...м, 8) палацц..., 9) ц...котать, 10) глянц...м.


Тест 1

Задание: вставьте пропущенные буквы (о/ё).

1. Дикие пч..лы;
2. Прож..г тряпку
3. Талантливый стаж..р
4. Сильный ож..г
5. Печ..т пирог
6. Хорош.. отдохнул
7. Потухшей свеч..й
8. Больш..й дом
9. Размеж..вывать
10. Вчерашняя ноч..вка
11. Улич..нный в измене
12. Просч..т в решении
13. Резиновым мяч..м
14. Тяж..лая ноша
15. Ч..порный англичанин
16. Хитрый ч..рт
17. Поч..тная грамота
18. Ч..тные числа
19. Плюшевый медвеж..нок
20. Ж..лтый утёнок

Какие птицы НЕ УМЕЮТ летать July 2nd, 2016

Про каких не летающих птиц я знал? Ну вот например Нанду, Эму, африканский страус, пингвин - все их знают. Немного сложнее: есть такая , которая тоже не может летать. Про нее я знал. Да, конечно же - про нее тоже знал.

А теперь еще несколько птиц, которые так же не умеют летать, но для меня они стали новостью.

Вот например...

Баклан

А это Галапагосский нелетающий баклан. Птица из отряда пеликанообразных, семейства баклановых. Баклан, единственная птица из семейства, которая полностью утратила способность к полету. В результате он достигает довольно больших размеров, являясь крупнейшим видом бакланов на Земле. Из-за отсутствия способности летать эти птицы являются легкой добычей для занесенных хищников, таких как собаки, коты, крысы и кабаны. Сегодня существует лишь около 1600 особей этого вида.

Внешне бакланы напоминают уток, отличаются лишь короткими, словно обрубленными крыльями

Так как нелетающий большой баклан не может переплыть с материка до островов (при ловле рыбы он никогда не отплывает более чем на 100 метров от берега), возникает вопрос: откуда он мог взяться? Дарвин предположил, что он произошел от больших бакланов, прилетевших на острова, и постепенно утратил свою способность летать. Теперь мы понимаем, что такие изменения произошли в результате мутации или ошибки генетического копирования. Данная мутация могла бы стать губительной для птиц, но стала выгодной для больших бакланов, обитающих именно на этом острове.3

Эта ситуация напоминает нам историю с нелетающими жуками на ветреных островах. Такие жуки могут выжить там с большей вероятностью, в то время как летающие жуки могут быть унесены ветром далеко за пределы островов. Или, возможно, это просто пример уменьшения влияния естественного отбора - без присутствия хищников на материке и с изобилием пищи в море, потеря умения летать не столь критична, как и потеря зрения пещерными жителями с течением поколений.5 В любом случае, это не пример эволюции; мутация у большого баклана, в результате которой он утратил способность летать - это пример утраты генетической информации. «Эволюция в действии» требует изменений, которые приводят к появлению новой генетической информации.

А вот Тристанский пастушок

В южной части Атлантического океана на острове Неприступном, принадлежащем архипелагу Тристан-да-Кунья. площадью чуть более 10 км обитает самая маленькая нелетающая птица — тристанский пастушок. Этот вид весит обычно около 30 граммов и имеет длину 17 см. Здесь, на Неприступном, птице совсем не угрожают хищники.

Тристанские пастушки распространены по всему острову, однако предпочитают жить небольшими группами на открытых пастбищах и прятаться в папоротниковых кустах. В сезон размножения, с октября по январь, можно увидеть гнездо тристанского пастушка. Оно аккуратно построено из растений и скрыто под плетеным навесом. А чтобы пробраться через густую растительность к своим гнездам, маленькие птички делают своеобразные травяные тоннели длиной до 50 см. Тристанские пастушки питаются насекомыми, но не откажутся и от ягод или семян.


Ранее на Земле обитали ещё более маленькие, чем тристанский пастушок, нелетающие птицы. Так, на острове Стивенс обитали стефенские кустарниковые крапивники. Их место обитания также было свободно от хищников до тех пор, пока там не появился кот смотрителя маяка и погубил весь вид.

Экологи опасаются, что и у тристанского пастушка тоже могут появиться враги, которые истребят его небольшую популяцию. Но сегодня этим птицам угрожают только периодические затопления их гнезд.

Какапо


Эта крупная птица — какапо, или совиный попугай, (Strigops habroptilus) — единственный попугай, который в процессе эволюции разучился летать. Он обитает лишь в юго-западной части Южного острова (Новая Зеландия), где прячется в глухих зарослях леса. Именно там, под корнями деревьев, этот попугай устраивает себе нору. В ней он проводит целый день и лишь после захода солнца выходит оттуда, чтобы отправиться на поиски пищи — растений, семян и ягод.

До открытия Южного острова европейскими поселенцами у совиного попугая не было естественных врагов. И поскольку у птицы не было нужды спасаться от кого-либо, она просто утратила способность к полетам. Сегодня какапо умеет лишь планировать с небольшой высоты (20−25 метров).

В то же время совиные попугаи обитали по соседству с маори, коренными жителями островов Новой Зеландии, которые охотились на них, но отлавливали ровно столько птиц, сколько могли съесть. Тогда какапо был довольно многочисленным видом, но маори начали вырубать участки леса для того, чтобы на освободившейся земле выращивать сладкий картофель «кумара», ямс и таро (клубни этого тропического растения употребляются в пищу). Таким образом они невольно лишали попугаев их места обитания.

Численность совиного попугая постепенно уменьшалась, но в критической опасности птицы оказались с приходом европейских поселенцев, которые привезли с собой кошек, собак, горностаев и крыс. Взрослым какапо удавалось спасаться от новых хищников, однако им было не под силу уберечь свои яйца и птенцов. В итоге, к 50-м годам XX века на острове осталось всего лишь 30 совиных попугаев.

С того момента полностью запретили охоту на какапо и вывоз их из Новой Зеландии. Некоторых особей ученые поместили в заповедники и начали собирать их яйца, чтобы уберечь от хищников. В специально отведенных помещениях яйца какапо подкладывали под кур-наседок, которые высиживали их, как свои собственные. Сегодня уникальная птица занесена в Красную Книгу. Её численность перестала уменьшаться и даже начала понемногу увеличиваться.

Хотя про него я все же вспомнил. Вот тут подробнее про этого попугайчика -

Мало кто об этом знает, но в Австралии тоже есть пышные джунгли. Птицы здесь строят гнёзда в ветвях прямо над землёй и спокойно расхаживают под своими жилищами, наслаждаясь тенью и недавно опавшими тропическими фруктами. Но они не одни здесь.

Где-то среди деревьев прячутся динго, которым вкусных плодов для пропитания недостаточно. Заметив дикую собаку, птицы взлетают, чтобы не стать добычей голодного зверя. Все, за исключением казуара, чьи малюсенькие крылья не способны поднять в воздух его большое тело. Но он и не думает спасаться — он сам нападает на динго. Одного замаха мощной ноги с острыми когтями достаточно, чтобы хищник умчался, поджав хвост от ужаса.

Казуар — птица, которая не умеет летать

Птицы, которые не умеют летать: казуары, пингвины, такахе и многие другие

Какая птица не умеет летать? Казуар — это лишь одна из приблизительно шестидесяти существующих сегодня нелетающих птиц. Этих пернатых можно встретить по всему миру — от африканских саванн до промёрзших берегов Антарктиды. К ним относятся несколько видов уток, все пингвины, скрытные обитатели болот и быстроногие страусы, гигантские эму, крошечные киви, галапагосские бакланы, нанду (крупнейшие птицы Южной Америки, схожи со страусами и эму, но не родственные им). Это типичные представители нелетающих птиц.

Пингвины

Несмотря на то, что мог летать, многие виды пернатых независимо друг от друга отказались от этой способности. Полёт предоставляет невероятные преимущества, особенно в плане защиты от хищников, охоты уже на свою добычу, перемещения на большие расстояния. Но у него есть и довольно высокая цена — он потребляет огромное количество энергии и ограничивает размеры. Птицы, которые не могут летать гораздо эффективнее сберегают энергию, поэтому могут меньше есть или потреблять менее питательную пищу. Такахе, которая живёт в Новой Зеландии, довольствуется нежной горной травой. Ей этого вполне хватает.

Такахе — нелетающая птица в Новой Зеландии

Приземляющая эволюция

Птицы, которые гнездятся или кормятся на земле, чаще чем остальные отказываются от способности летать. Если тот или иной вид не встречает в среде своего обитания угроз или других побуждающих к полёту факторов, он может разучиться подниматься в воздух в течение жизни всего нескольких поколений. Затем начинается более длительный период, длящийся тысячи и миллионы лет, когда их тела перестраиваются, чтобы лучше соответствовать новому шаблону поведения.

Кости, бывшие некогда полыми в целях экономии веса, становятся более плотными. Перья теряют жёсткость, становясь более пушистыми. Крылья постепенно ужимаются, иногда исчезая полностью. Килевидное удлинение на конце грудины, к которому прикрепляются требующиеся для полёта мышцы, также уменьшается или исчезает. Исключением тут являются пингвины, которые смогли перепрофилировать описанную предложением выше часть тела для плавания в ледяных водах нынешнего места своего обитания.

Жизнь на земле. Опасности и их преодоление

Чаще всего способность к полёту теряется после того как тот или иной вид птиц прилетает на остров, на котором нет хищников. Всё то время, которое они не встречают опасности, пернатые процветают, однако, когда она появляется, всё резко меняется в самую худшую сторону. Так, например, если на острове появляются поселенцы, они могут привезти с собой собак и кошек. Крысы проберутся незаметно, в трюмах кораблей. Все эти животные охотятся на нелетающих птиц и вполне способны уничтожить их популяцию под корень.

В той же Новой Зеландии горностаи, завезённые европейскими колонизаторами, представляют огромную угрозу для местных видов нелетающих птиц. Некоторые из этих пернатых исчезли полностью, другие находятся на грани вымирания. По этой причине, несмотря на все преимущества, которые даёт «энергосбережение», у птиц нередко оказывается слишком мало времени, чтобы постараться не повторить судьбу додо — прелестного существа, известного также как маврикийский дронт.

Тем не менее, некоторым нелетающим птицам удалось выжить на обширных участках суши, в условиях постоянного сосуществования с множеством самых опасных хищников нашей планеты. Это гиганты птичьего мира, потерявшие способность взмывать в воздух десятки миллионов лет назад. Их предки появились на Земле приблизительно в то же время, что и первые небольшие млекопитающие. По всей видимости, они эволюционировали параллельно с теми, кто представлял для них угрозу. Большинство этих птиц, в частности, эму и страусы, приобрели в результате внушительные размеры. Вес их тела в сотни раз превышает тот, который способны поднять их крылья. Их ноги стали намного толще и мощнее, а развившиеся бедренные мышцы превратили их в замечательных бегунов.

Многие нелетающие птицы стали использовать ненужные им теперь крылья в других целях. Они засовывают под них головы, чтобы согреться, используют в брачных играх, укрывают ими высиживаемые яйца и даже применяют их как некое подобие руля во время быстрого бега, чтобы оставаться на нужной траектории движения. Летать они, возможно, и не могут, но это не значит, что у них нет крыльев.