Цель: Закрепить знания о перелетных птицах.
Задачи:
образовательные
- уточнение и расширение словаря по теме «Перелётные птицы»;
- закрепление в речи названий перелетных птиц;
- Подбор прилагательных к существительным, согласование в роде;
- Подбор глаголов к существительным, согласование в роде и числе;
- закрепление навыков звукослогового анализа;
- закрепление обобщающего понятия "Перелётные птицы";
развивающие:
- развитие навыков синтеза слов из слогов;
- развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;
- развитие общей и мелкой моторики, координирование речи и движений;
- развитие наглядно - образного восприятия;
воспитательные:
- воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
- воспитание бережного отношения к природе родного края, птицам.
Содержание занятия:
I .Организационный момент.
Здравствуй, сегодня у нас урок логопедии. Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними, поздоровайтесь друг с другом:
Здравствуй, здравствуй,
Не зевай и ладошки мне давай (берут друг друга за руки)
Вместе с солнцем мы встаем (поднимают руки вверх)
Вместе с птицами поём (взмахи руками - крыльями)
С добрым утром! (ритмичные хлопки)
С ясным днём! (шаги на месте)
Вот как славно мы живем! (показать большие пальцы обеих рук).
II .Введение в тему. Ребята, какой у нас год?2017. А каким годом он объявлен Указом президента России?
2017 год объявлен в России — годом экологии.
ЭКОЛО́ГИЯ - наука о том, что нас окружает (леса, реки, горы, животные, птицы) и как мы должны к ним относится. Мы сегодня постараемся больше узнать о представителях окружающей нас среды.
III .Основная часть.
- Сообщение темы и целей занятия.
Послушайте загадку:
Наступает до лета,
Приносит много света,
Под снегом воду
Отпускает на свободу(весна).
Логопед: Какие приметы весны вы знаете?
(картинки с приметами - на слайде)
Ученики : Солнце ярче светит, становится теплее, тает снег, появляются проталины, на реках ломается лед, на деревьях распускаются почки, появляются первые цветы, просыпаются дикие животные леса.
Логопед: Какие звуки мы слышим весной? (аудиофайлы с журчанием ручья, голосами птиц).
Логопед: Какие звуки понравились вам больше всего?
Ученики : Голоса птиц.
Логопед : Ребята, еще одна примета весны - прилет птиц из жарких стран.
Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах, постараемся больше узнать о них. У вас на столах есть картинки птиц: в конце занятия вы покажете мне одну из картинок. Если вам занятие понравилось, вы узнали что - то новое - покажете радостную птичку, если вам было неинтересно, у вас что - то не получилось - покажете грустную птицу. Начнем наше занятие.
Логопед: Как мы уже отметили, весной к нам возвращаются птицы из теплых краев, чтобы вывести здесь птенцов. Ребята! Как вы думаете, почему их назвали перелётными? (ответы учеников).
- Уточнение и расширение словаря.
Давайте посмотрим на слайд и проверим, каких перелетных птиц вы знаете, а каких нет.
На слайдах изображения птиц- скворец, ласточка, жаворонок, журавль, кукушка, лебедь, гусь, утки.
- Слоговой анализ.
Логопед: Я думаю, этих птиц вы видели чаще других. Ой, ребята, беда!
Подул шаловливый весенний ветерок и разбросал слоги в названиях некоторых птиц, нужно это исправить, собрать из слогов слова (на слайде).
- Звукослоговой анализ.
А вот эти птицы вас знакомы? (иволга, чибис, цапля, аист, зяблик, малиновка, стриж, соловей). Выберите одну птицу и сделаем звуковой анализ названия этой птицы.
5. Игра «Четвертый лишний». На карточках изображения четырех птиц, одна из них лишняя. Ученики должны назвать одну птицу и объяснить, почему она лишняя.
6.Дидактическая игра - подобрать признаки к словам - названиям птиц.
Логопед: Мы с вами посмотрели много картинок птиц и теперь вы сами расскажете о птицах - какие они?
Например, зяблик (какой?) - стройный, нарядный, певчий.
Иволга (какая?) -желтая, яркая, красочная
Лебедь (какой?) - белый, крупный, благородный
Грач(какой?) - черный, важный, с блестящими крыльями
Соловей (какой?) - маленький, незаметный, голосистый .
Кукушка (какая?) - пестрая, хитрая, коварная.
7.Дидактическая игра «Сложные слова».
Логопед: Ребята, если у цапли острый клюв, то это … (остроклювая цапля).
Если у журавля длинные ноги, то это … (длинноногий журавль).
Если у ласточки быстрые крылья, то это … (быстрокрылая ласточка).
Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей)
Физкультминутка «Лебеди».
Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, Качают головой. Прямо, гордо умеют держаться И бесшумно на воду садятся. |
Взмахи руками; Наклон вперед, руки в стороны, Медленно поворачиваем голову вправо - влево Выпрямить туловище, прогнуть спину, руки отвести назад; Сесть на места. |
8.Логопед: Давайте продолжим нашу игру и нам нужно к каждой птице подобрать слова-действия.
Ласточка (что делает?) -летает, щебечет, ловит мошек.
Лебедь (что делает?) - плавает, машет крыльями, летает.
Цапля (что делает?) - стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек.
Мухоловка (что делает?) - сидит на ветке, летает, ловит мух.
Кукушка - летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда.
9. Дидактическая игра «Кто как голос подает».
Логопед : Ребята, мы знаем, что многие птицы очень красиво поют. Но голоса разных птиц звучат по- разному. Давайте вместе разберемся в этом.
На доске - картинка с изображением птицы, у логопеда на столе - карточки со словами. После прослушивания голосов птиц, подобрать карточку и прикрепить к изображению птицы.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».
Запись предложений в тетрадь.
Кукушка - кукует, ласточка - щебечет, скворец - поет,
журавль - курлыкает, утка - крякает, гусь - гогочет.
10. Игра «Кто чем питается?».
Логопед: Ребята! Вы любите птиц? За что вы любите птиц?
Ответы учеников: За то, что они красивые. За пение.
11.Логопед: Знаете ли вы, какую пользу нам приносят птицы? Чем питаются птицы? (ответы учеников).
— Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «Кто чем питается?». Вам помогут картинки. Я буду называть птицу, а вы должны полным предложением сказать, чем они питаются.
Грач питается червяком, журавль питается рыбой, скворец питается жуками, ласточка питается комарами, кукушка — гусеницами, мухоловка питается мухами.
Логопед: — Молодцы! Знаете, чем питаются наши птицы! Они приносят нам огромную пользу, защищают наши леса, сады от вредителей. Как же мы с вами должны относиться к нашим пернатым друзьям? (ответы учеников).
Мы должны сделать для них скворечники, не разорять птичьи гнёзда, не бросать в них камнями.
Логопед : Международный день птиц отмечают ежегодно 1 апреля с 1906 года, когда была подписана «Международная конвенция об охране птиц».
Праздник Жаворонки Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта - в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки , а за ними летят и другие перелетные птицы. По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы.
12. Развитие связной речи.
Логопед: Мы многое узнали о перелетных птицах. Попробуйте рассказать об одной из перелетных птиц. Вам помогут картинки на таблице и опорные слова на слайде.
1.Серый журавль - улетает в августе.2. Прилетает в марте или апреле. 3.Живет в болотистых лесах. 4.Питается ягодами, насекомыми и их личинками. 5.В нашей стране серый журавль охраняется в десятках заповедников и национальных парков, в том числе и в Белозерском заказнике Гафурийского района.
Итог занятия.
Я думаю, вы многое узнали сегодня о птицах, и будете бережно относится к ним не только в год экологии, но и всегда.
Рефлексия. Оцените свое настроение при помощи картинок птиц.
Задание на самоподготовку: раскраски с перелетными птицами.
Цель: развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, учить дифференциации носового вдоха и ротового выдох, закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.
Планируемые результаты: знает название перелетных и зимующих птиц, правильно употребляет обобщающие понятие «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; умеет делить слова на слоги и выделять первый и последний звук в слове.
Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, мяч, фишки.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Пальчиковая гимнастика.
Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).
На юг птицы улетели.
Улетела скворушка-
Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все собрались, улетели, (Машут ладошками).
Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).
2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».
Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).
Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).
Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.
Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).
Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).
3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»
Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.
4. Беседа о перелётных птицах.
Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).
Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).
Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)
Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).
5. Игра «Найди звук».
Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.
Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).
Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.
1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.
2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.
3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.
6. Игра «Назови детеныша»
Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.
Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.
У скворца-… (скворчата)
У грача-… (грачата)
У журавля-… (журавлята)
У кукушки-… (кукушата)
У аиста-… (аистята)
У лебедя-… (лебедята).
7. Упражнение «Назови признак»
Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.
Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)
Аист какой?-…(белый, большой, красивый)
Грач какой?-…(чёрный, крупный)
Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)
Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)
Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)
8. Упражнение «Назови какой»
Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
9. Игра «Слова-действия»
Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.
Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).
Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).
Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).
Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).
Грач – (ходит, летает, ищет червяков).
Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).
10. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.
11. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове; вспоминает с детьми вместе, что нового они узнали о птицах.
Задачи:
Коррекционно — образовательные:
- учить образовывать родственные слова;
- учить проводить звукобуквенный анализ слов;
Коррекционно — развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать навыки словообразования;
Коррекционно — воспитательные:
- формировать навык самооценки;
- закрепить знания об окружающей среде и воспитывать заботливое отношение к её жителям;
Ход занятия:
Организационный момент.
Первый вариант:
Логопед: Ребята, посмотрите, какой солнечный и замечательный сегодня день. Какое время года за окном? Подвести детей к правильному ответу на вопрос.
Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.
Работа над дыханием : вдох через нос, длительный выдох через рот…
Второй вариант:
Логопед: Ребята, сегодня на улице, к сожалению, дождь. Но, как известно, у природы нет плохой погоды. Какое время года за окном? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Очень часто от людей можно услышать, что в воздухе пахнет весной. Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.
Работа над дыханием: вдох через нос, длительный выдох через рот…
Педагог загадывает детям загадку:
Снится ночью пауку
Чудо — юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит — плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это … птица.
Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о весне и о перелётных птицах. Каких вы знаете перелётных птиц? Дети называют перелётных птиц.
Игра «Подбери признак».
Ребята, посмотрите внимательно на птиц, скажите, какие части тела есть у птиц. Подвести детей к правильному ответу на вопрос.
1. Логопед: А сейчас давайте названия частей тела птиц разделим на слоги, но прежде вспомним, что такое слоги. Как мы делим слова на слоги? Дети вспоминают и проговаривают правило.
2. Логопед: Посмотрите внимательно на птиц. Чем птицы отличаются друг от друга? Подвести детей к правильному ответу на вопрос.
Дети называют отличительные признаки птиц.
Затем педагог заостряет внимание детей на иллюстрациях, которые находятся на доске. Среди перелётных птиц находится одна зимующая.
Логопед: Ребята, вы ничего странного не замечаете? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Значит, эта птица какая? (Лишняя) Правильно, ведь зимующие птицы давно уже улетели.
Педагог убирает с доски картинку с изображением зимующей птицы.
Гимнастика для глаз.
3. Игра «Четвёртый лишний».
Физминутка (видео).
Логопед: Ребята, какие перелётные птицы прилетают к нам самыми первыми, едва начинает таять снег. А ещё принято считать, что эти птицы самые дружные из всех перелётных. Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Конечно же это грачи.
4. Звукобуквенный анализ слова ГРАЧ.
5. Логопед: Я предлагаю вам составить предложение к готовой схеме . Будьте внимательны.
Дети составляют предложение к схеме. Анализ предложения.
6. Логопед: Иногда, когда мы гуляем на улице или просто наблюдаем за птицами в окно, мы непроизвольно начинаем их считать. Я тоже предлагаю вам посчитать птиц.
Игра «Посчитай — ка».
7. Логические задачки:
Чего больше — крыльев или птиц?
Чего больше — перьев или крыльев?
Чего больше клювов или хвостов?
8. Игра «Исправь предложение»:
Червяк склевал скворца.
Песня спела соловья.
Гусеница съела кукушку.
Птицы высиживают птенцов, а потом откладывают яйца.
Весной перелётные птицы улетают на юг.
Как на белом на снегу
Мёрзнут ласточки в пургу…. Так бывает или нет?
9. Логопед: Скажите, как мы помогаем птицам? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Я хочу, чтобы вы об этом не забывали. Давайте с вами из букв выложим предложение: ПТИЦЫ — НАШИ ДРУЗЬЯ. Пальчиковая гимнастика.
(Звучит музыка П.Чайковского. Времена года. Апрель).
Коллективная работа. Дети договариваясь друг с другом выкладывают предложение.
10. Итог занятия:
— О чём и ком мы сегодня говорили?
— Что вам понравилось больше всего на занятии?
ПО ТЕМЕ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»(старшая группа компенсирующей направленности)
Учитель-логопед Горбенко Н.В. МДОУ ЦРР – детский сад № 28 г.о. Жуковский
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по данной теме, практическое употребление простого распространенного предложения и предложно-падежных конструкций.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;
коррекционно-развивающие:
развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование мн.ч. им. существительных в им. пад., закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, слоговой анализ слов, звуковой анализ слов с использованием знаковой символики гласных звуков, практическое употребление предлогов «в», «на», «с», «к», «от», «за», «из» в речи, образование названий детенышей птиц с помощью суффикса –онок-, развитие внимания, памяти, мышления, речевого дыхания, общей и мелкой моторики, координация слова и движения;
коррекционно-воспитательные:
воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.
Оборудование: предметные картинки по теме, аудиозапись «Голоса птиц», скворечник, цифры 2 и 5, схемы с условными обозначениями гласных звуков, мяч, игра «Собери птичку» по числу детей.
Ход занятия:
1. Орг. момент. (Создание положительного эмоционального фона занятия). Дети и логопед стоят на ковре. Звучит тихая музыка. Логопед вместе с детьми читают стихотворение и выполняют в такт словам движения.
Слякоть, непогодушка, (подняли руки вверх, помахивания руками)
Тополь пожелтел. (наклоны туловища влево - вправо)
Вдруг на ветке скворушка (руки в стороны)
Песенку запел. (повороты туловища влево - вправо, руки в стороны)
Ветка чуть качается, (руки вверх, имитация дуновения ветра)
Дождик не кончается, (помахивания руками перед собой)
С нами старый скворушка (руки в стороны)
До весны прощается. (прощальные движения руками)
Логопед: А теперь мы с вами отправимся на волшебную полянку. Сделаем глубокий вдох ртом и на выдохе произнесем волшебное слово «ФУУУУХ», растягивая выдох как можно дольше, (упражнение повторяется 3 раза, последний раз с закрытыми глазами), открываем глазки. Ребята, где же мы с вами оказались? (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»).
Дети: В лесу.
Дети садятся на свои места.
2. Беседа о перелетных птицах.
Логопед: Отгадайте, кого же мы с вами встретили в лесу? Вы помните, чьи голоса вы слышали?
Логопед: Да, ребята, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. А что птицы делают осенью?
Дети: Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг.
Логопед: Правильно, ребята. Еще в октябре начинают улетать в теплые края перелетные птицы. Потянулись косяками, вереницами журавли, гуси, чайки. Если перелетные птицы низко к земле летят - к морозной зиме, а если высоко - к теплой. На рябинах пируют пролетные дрозды: поклюют ягодок рябины, отдохнут и улетают дальше на юг. «А когда гусь улетает, снег выпадает» - так народ примечает. А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться. Ребята, ветерок случайно перепутал фотографии всех птиц. Давайте посмотрим, какие из этих птиц останутся у нас зимовать, а какие от нас улетят на юг. Если птицы остаются у нас зимовать, как они называются?
Дети: Зимующие.
Логопед: Птиц, которые улетают на юг, как мы называем?
Дети: Перелетные.
Перед детьми на столе разложены картинки с птицами: ласточка, скворец, сорока, ворона, утка, жаворонок, дятел, журавль, лебедь, кукушка, сова, соловей, дрозд, аист, цапля. Дети по одному выходят к столу и раскладывают на две группы зимующих и перелетных птиц. Картинки с перелетными птицами логопед вывешивает на доску.
Логопед: Кого ты выбрал?
Дети: «Я выбрал ласточку» и т.д.
3. Игра «Назови части тела птицы».
Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.
У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.
У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.
4. Игра «Сколько птичек улетело? » (цифры 2, 5)
Логопед: Посмотрите внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Необходимо ответить «Сколько птиц улетело? » Ответьте полным предложением.
Дети: «Улетело 2 ласточки, а потом еще 5 ласточек».
Дети: «Улетело 2 лебедя, а потом еще 5 лебедей» и т.д.
5. Игра “Один- много” с перекидыванием мяча.
Дети встают в круг, логопед называет слово-название птицы в ед.ч. им. пад., ребенок называет слово во мн.ч. им пад.
Кукушка – кукушки, журавль - журавли,
скворец - скворцы, соловей - соловьи,
жаворонок – жаворонки, лебедь - лебеди,
утка - утки,
ласточка – ласточки,
дрозд - дрозды, аист – аисты,
цапля – цапли.
6.. Игра “У кого кто ” с перекидыванием мяча.
Логопед: Ребята, а теперь мы должны назвать птенца птицы.
У кукушки – кукушонок
У журавля - журавленок
У скворца - скворчонок
У лебедя - лебеденок
У утки - утенок
У аиста – аистенок
У дрозда – дрозденок
7. Загадки о перелетных птицах.
Логопед: Ребята, послушайте и отгадайте загадки о птицах.
Это старый наш знакомый: Прилетает к нам с теплом, Кто на елке, на суку
Он живёт на крыше дома - Путь проделав длинный. Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку?»
Длинноногий, длинноносый, Лепит домик под окном (кукушка)
Длинношеий, безголосый. Из травы и глины.
Он летает на охоту (ласточка)
За лягушками к болоту.
(аист)
На одной ноге стоит, Хочет – прямо полетит,
В воду пристально глядит, Хочет – в воздухе висит,
Тычет клювом наугад – Камнем падает с высот.
Ищет в речке лягушат. И в полях поет, поет.
(цапля) (жаворонок)
8. Физминутка. Пальчиковая гимнастика.
Птичек стая.
Пой-ка, подпевай-ка!
Десять птичек – стайка!
Эта птичка – соловей.
Эта птичка – воробей.
Эта птичка совушка –
сонная головушка.
Эта птичка – свиристель.
Эта птичка – коростель,
Эта птичка скворушка –
серенькое перышко.
Это зяблик, это стриж,
Это развеселый чиж,
Ну, а это злой орлан…
Птички, птички, по домам!
(пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети зажимают по одному пальцу сначала правой, затем левой руки. На последние слова имитируют улетающих птиц)
9. Употребление предложно-падежных конструкций.
Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она находится. Отвечаем полными предложениями! Работа с предлогами «в», «на», «с», «за», «к», «от», «из». Логопед перемещает скворца около скворечника, дети употребляют различные предложно-падежные конструкции.
Логопед: Куда залетел скворец?
Дети: «Скворец залетел в скворечник».
Логопед: Откуда вылетел скворец?
Дети: «Скворец вылетел из скворечника».
Логопед: Где сидит скворец?
Дети: «Скворец сидит на скворечнике».
Логопед: Откуда слетел скворец?
Дети: «Скворец слетел со скворечника».
Логопед: Куда спрятался скворец?
Дети: «Скворец спрятался за скворечник».
Логопед: От чего отлетел скворец?
Дети: «Скворец отлетел от скворечника».
Логопед: К чему подлетел скворец?
Дети: «Скворец подлетел к скворечнику».
10. Звуко-слоговой анализ слов с использованием знаковой символики.
Логопед: Ребята, давайте поможем перелетным птицам благополучно долететь в теплые края. Для этого вам нужно прохлопать название птицы по слогам и выделить гласные звуки из слов-названий птиц. Гласные звуки обозначены на доске условными обозначениями. Для каждой птицы мы должны с вами найти нужную схему.
Логопед показывает на доске схемы и произносит названия птиц с утрированным произношением гласных звуков. Дети выделяют гласные звуки из слов-названий птиц и находят на доске нужную схему.
Утка аист дрозд кукушка журавль
11. Игра «Собери птичку».
Логопед: Ребята, и последнее для вас задание. Вы должны будете из различных геометрических фигур собрать птичку (голова туловище
2 крыла хвост)
Самостоятельная работа детей.
12. Подведение итога занятия.
Логопед: Ребята, вот мы с вами и проводили наших птичек в теплые края.
Чем на занятии мы сегодня занимались? Что нового мы с вами узнали? Какие задания вам больше всего понравились?
Конспект занятия (подготовительная логопедическая группа).
Тема: «Звуки Р-Р, Буква «Р». Перелётные птицы».
Задачи:
- Развитие слухового внимания, фонематического анализа и синтеза.
- Активизация словарного запаса по темам: «Весна, перелётные птицы.»
- Образование сравнительной степени прилагательных, сложных слов, антонимов.
- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Материал к занятию:
- Жар- птица, звуковые домики, Цветы; карточки с буквами; яблоки (с обратной стороны-скороговорки для чтения).
Ход занятия:
1. — Дети, у нас сегодня на занятии гость из сказки. Угадайте, как его зовут. Логопед загадывает детям загадку:
Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло в ночи, как днём.
(Жар- птица).
Жар-птица приготовила для вас интересные игры. Хотите поиграть с Жар-птицей? Тогда повторяйте за мной волшебные слова:
Ра — Ра – Ра – начинается игра.
Ро-ро-ро — я держу в руке перо.
Логопед открепляет одно пёрышко от Жар-птицы, прикрепленной на доске. С обратной стороны написано задание: зачеркните две одинаковые буквы.
Дети садятся за столы, на столах лежат карточки. На них написаны буквы: Р. В П. Е Т С Р. Н Т А П. Зачеркнув одинаковые буквы, дети читают слово: « Весна».
2. Логопед открепляет второе пёрышко. На нём написано: Исправь ошибки.
Развитие слухового внимания. Дидактическая игра «Исправь ошибки».
Логопед читает текст:
Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче(длиннее), а ночи длиннее(короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о грачах (скворцах)- сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки), пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники).
Скажите, что происходит весной с солнцем? Солнце светит ярче, пригревает, согревает землю.
Что происходит со снегом — чернеет, тает, появляются ручьи.
Что делают ручьи? Журчат.
Что происходит в природе? Возвращаются птицы.
3. Логопед открепляет третье пёрышко. На нём написано: Сравните начало весны с концом.
Образование сравнительной степени прилагательных.
Дети, как вы думаете, зимой лес красивый? А весной, когда появятся первые листочки, он будет каким? – ещё красивее; кудрявый лес-ещё кудрявее; дремучий лес – ещё дремучее; пение птиц радостное — будет – радостнее; Солнце яркое — будет ярче, пение птиц громкое — будет громче, снег рыхлый — будет рыхлее. Воздух прозрачный — будет прозрачнее. Птицы летят быстро — будут быстрее.
4. На четвёртом перышке написано: Читаем скороговорки — знакомимся со звуками.
Жар-птица очень любит яблоки, она решила угостить и вас. Яблоки необычные, волшебные. Прочитайте, что написано на них. С обратной стороны написаны скороговорки, дети читают их:
а) На соседа, на грача,
Накричал грач сгоряча.
б) Грач кричал, грач горячился.
в) А сосед не огорчился.
г) Скроил скворец сороконожке сороконожкины сапожки.
д) Сошьёт скворец исправно в срок.
е) Все сорок скроенных сапог.
ж) Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.
Проворонила ворона воронёнка.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Какой звук произносится чаще других? Звук «Р» Характеристика звука. (Согласный, звонкий, твёрдый). У звука «Р» есть братик, звук «рь». (Согласный, звонкий, мягкий).
5. На пятом пёрышке написано: Найди звук.
Дидактическая игра «Звуковые домики».
Дети определяют наличие звуков «Р-Рь» в слове (начало, середина, конец слова). Логопед называет слова, дети определяют позицию звуков «Р-Рь» в слове и кладут звоночек в соответствующее окошечко.
Слова: Верба, Стриж, проталина, скворец, грач, жаворонок, скворечник, ручеёк.
6. На шестом пёрышке написано: Поиграй с птичками.
Какие птицы прилетают весной? Назовите.
В названии каких птиц вы услышали звуки «Р — Рь»?
а) Дидактическая игра: «Назови птенца».
- Грач — грачонок-грачата;
- стриж — стрижёнок — стрижата;
- журавль — журавлёнок — журавлята;
- скворец-скворчонок-скворчата.
б) Дидактическая игра «Сложные слова».
- Белая грудь — белогрудая;
- длинные крылья — длиннокрылая;
- короткий хвост — короткохвостая;
- чёрные глаза — чёрноглазая;
- серые глаза — сероглазая;
- громкий голос — громкоголосая;
- пестрые крылья — пёстрокрылая.
7. На седьмом пёрышке написано — превращение.
Дети оказываются на полянке и превращаются в весну. Произносят волшебные слова: Вокруг себя повернись, в Весну превратись. Дети представляют себя доброй и ласковой весной. Они дарят природе подарки: деревьям – листву, лугам – траву и цветы.
Снова нет ручьям покоя — (водят хоровод, идут по кругу).
День и ночь журчат в кустах (останавливаются, изображают волны руками).
Ходит солнце золотое (поднимают руки вверх, делают руками полукруг).
В чистых- чистых небесах. (Дети приседают — встают).
Льёт лучи на лес и луг (делают взмахи руками).
И на все цветы вокруг. (Показывают цветок над головой).
8. На восьмом пёрышке написано: «Найди пару».
На полянке разложены цветы. На них написаны слова. Дети читают слова и находят пару.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Враг — друг, зло — добро, вражда — дружба, печаль — радость, трусость — храбрость, лень — трудолюбие.
9. На девятом пёрышке написано: «Заколдованные птицы».
Из перепутанных букв дети составляют названия птиц.
10. На десятом пёрышке написано: Угадайте, что всего дороже?
Дети называют картинки, выделяют первый звук и составляют слова. Затем они записывают все слова на карточке. Записав все слова, дети читают пословицу: «Дружба и братство дороже богатства.»
11. Итог занятия.
Выходите, дети на лужок,
Встаньте все в кружок.
Солнце, солнце посвети,
Нас ярким лучиком освети.
Дети закрывают глаза и пытаются ощутить тепло, затем берутся за руки и передают тепло своих рук друг другу.
Шабалина Светлана Витальевна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 139,
г. Иркутск