Звуковая культура речи: звуки т, п., к
Цель . Закрепление произношение звука т в словах и фразовой речи;
Задачи:
Обучающие - учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п. к;
Развивающие - упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.
Воспитательные - воспитывать активность и внимательность на занятии, положительное эмоциональное отношение к животным, желание говорить правильно и красиво, умение слушать друг друга.
Методы и приёмы:
Наглядный
Словесный
Материал : игрушки медвежонок и щенок, кусочки ваты для каждого ребенка, мультимедийная презентация, варежка «язычок», большие и маленькие часы.
Предварительная работа
Подготовить демонстрационный материал.
Подвижная игра «Поезд»
Малоподвижные игры «Большие ноги шли по дороге», «Часы»
Ход занятия
Воспитатель: Ребята посмотрите, посмотрите я нашла письмо. Послушайте сто тут пишут: «здравствуйте ребята. Приезжайте к нам в гости в? . Тяпа и Топа. » интересно, а кто это Тяпа и Топа. Поедем? А на чем мы можем поехать? Здорово, давайте на поезде. Посмотрите, кто это нас встречает? Правильно щенок и медвежонок, а зовут их Тяпа и Топа. Давайте поздороваемся.
Воспитатель: У Медвежонок есть весенний ветерок. Давайте подуем на ладошку теплым, еле слышным ветерком. А теперь подул сильный, ветер. А теперь давайте посмотрим, как ветерок сдувает пылинки, положите на ладошку вату и подуйте сначала тихим ветерком, а теперь сильным. Давайте мы с вами расскажем нашу сказку про Язычок. Язычок очень любопытен, и поэтому то и дело выглядывает из домика (показ, а зубы иногда не позволяют непослушному Язычку выглядывать, образуют заборчик (показ: зубы сомкнуты, обнажены) .
"Я хочу посмотреть, – продолжает педагог, – умеют ли ваши зубы строить высокие заборчики". А мы с Топой посмотрим на ваши «заборчики». После выполнения упражнения он дает детям возможность отдохнуть. И Тяпа хочет посмотреть (предлагает еще раз сделать заборчики и разомкнуть зубы, позволив Язычку выглянуть) .
И вот однажды Язычок сидел в своем домике, и стало ему скучно. Он поднял хвостик и стал тихо, стучать хвостиком в верхнюю дверку: «Т-Т-Т-Т» - Покажите, как стучал Язычок. Это новая песенка, которую пел Язычок, сначала он пел ее тихо. Потом Язычок широко открыл свой домик – ротик и начал стучать громче: “Т-Т-Т! ”
Дети поют песенку все вместе и по одному (2–3 ребенка) .
Физкультминутка: Дидактические упражнения «Большие – маленькие ноги, часы»
Воспитатель обращает внимание на медвежонка Топа и щенка Тяпа, поясняет, что медведь ходит топ - топ - топ, топ - топ - топ, а щенок бежит топ, топ, топ, топ, топ, топ, уточняет у детей, как ходит медведь, щенок.
Воспитатель обращает внимание, на большие и маленькие часы, демонстрирует и поясняет, что большие часы ходят так-так-так, так-так-так, а маленькие часики бегут тик-тик-тик, тик-тик-тик, уточняет у детей, как ходят большие и маленькие часы.
Воспитатель: Ребята а вы помните как зовут наших друзей. Давайте вместе повторим. Как мы с ними сегодня поиграли? Какую сказку мы сегодня рассказали Тяпе и Топу? Наш язычок выучил новую песенку? Какую?
Звучит гудок паровоза.
Ребята наш поезд отправляется, и нам надо с вами успеть на него. Давайте попрощаемся и поедем назад в группу.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Активизация словаря : «Перечислю», Щётки», «Щенята».
Структура занятия:
- Вводная часть.
- Основная часть.
- І этап: показ и объяснение артикуляции звука. Многократное повторение изолированного звука воспитателем и детьми.
- II этап: закрепление произношения звука в слогах.
- III этап: закрепление произношения звука во фразовой речи.
Методические приёмы: показ, объяснение, индивидуальное и хоровое повторение, утрированное произношение звука, образное называние звука, образная физкультминутка, вопросы.
- IV этап индивидуальная работа: Собирание картинки с изображением предметов со звуком Щ.
- V предшествующая работа: заранее выучить физминутку с детьми, использовали на других занятиях. Было проведено занятие со звуком С, З.
- VI подготовка воспитателя: при подготовке пользовалась методической литературой:
- Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»
- Максаков А.И., Тумаков Г.А. «Учите играя»
- «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией В.И. Селивёрстова.
- Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Альбом №2.
Материалы к занятию : чудесный мешок, Петрушка, картинки(пила, дед, медведь, щука), зеркало. Предметы со звуком Щ: плащ, ящик; цыплята-2.
Ход занятия
(Дети садятся полукругом)
Воспитатель: Сегодня вы познакомитесь с новой песенкой язычка, но сначала послушайте сказку «Что случилось с Мишей»
«Жил однажды в лесу добрый медведь, а звали его Миша. Недалеко от леса стояла избушка, в которой жил старенький и тоже очень добрый дед. Захотелось однажды Мише сходить к домику, увидеть, как дед живёт. Вот собрался он и пошёл. Подошёл к домику, постучал, никто не отвечает. Зашёл во двор, слышит, раздаётся песенка, да не совсем обычная – щ-щ-щ-щ-. Подошёл Миша, смотрит, а это дед пилит доски, а пила поёт – щ-щ-щ-щ.(показ картики-символа). Понравилась Мише песенка, и он решил помочь дедушке, и вот заработали вместе – щ-щ-щ-.
А язычок услышал эту песенку и давай тоже её петь – щ-щ-щ-«.
Пусть и ваши язычки выучат песенку пилы. Чтобы правильно спеть, язычок сделайте широким, как чашечку, поднимите кверху, пустите ветерок, рот откройте. Вот так(показ).
А теперь эту песенку послушаем у….(воспитатель подходит, индивидуально показывает выполнение упражнения детьми, используя зеркальце).
Ребята, я знаю другие песенки, в которых слышится песенка – Щ-Щ-Щ-. Споём их:
Щи-щи-щи – мы варили щи.
Ща-ща-ща – ходит Юля без плаща.
Щу-щу-щу – я Марата ищу.
Ащ-ащ-ащ – вот тебе и плащ.
Ща-ща-ща – вот и нет плаща (индивидуальное, хоровое повторение)
Появляется Петрушка, приносит чудесный мешочек, в нём 3 щётки, ящик, плащ, щука.
Петрушка : Здравствуйте, ребята. Вот услышал я, что вы очень смеялись и решил к вам зайти. А принёс вам сегодня мешочек. А что в нём сейчас покажу(достаёт 3 щётки)
- Что это? (Щётка)
- Что это? (Щётка)
- Что это? (Щётка)
А теперь поиграем с ними. (физминутка)
«Я вам быстро перечислю,
Что я каждой щёткой чищу:
Этой щёткой- чищу зубы,
Все три щётки мне нужны.
Петрушка . А в мешочке ещё что-то есть.
Воспитатель. Иди,(имя ребёнка), достань из мешочка и скажи, что это.
Что это, (имя ребёнка)? (ящик)
Песенка пилы слышится в слове. Я-щ-щ-щик.
Давайте ещё достанем из мешочка и назовём их вместе.
Воспитатель : Петрушка сейчас хочет незаметно взять эти вещи, но он не хочет, чтобы вы видели. Вы сейчас закроете глаза, а когда я скажу, откроете их.
(Воспитатель убирает один из предметов, дети с глазами.Дети открывают глаза и называют предмет, которого не стало).
Воспитатель : Чего не стало? (не стало ящика)
Когда несколько человек подтвердят, что взят именно этот предмет, воспитатель спрашивает:
Зачем, для чего эта щётка нужна Петрушке?
Постепенно воспитатель убирает все предметы, а дети угадывают, для чего они нужны. Воспитатель следит, чтобы дети были внимательны, правильно определили взятые предметы и чётко произносили слова.
Воспитатель : А сейчас Петрушка, будь внимателен, послушай как правильно ребята умеют слышать песенку щ-щ-щ. Я скажу слово. Если в нём услышат песенку – щ, хлопнут в ладоши, а если нет, то будут тихо сидеть. Итак, лампа, щука, веник, щётка, клещи, поезд, кубики, ящик, платье, кукла, плащ, щенок.
Воспитатель исправляет, помогает произносить.
Воспитатель : Я знаю стихотворение про 2-х щенков.
«Два щенка щека к щеке
Щиплют щётки в уголке»
Кто хочет рассказать так, чтобы песенка –щ-щ- была слышна? (спросить 2 детей, затем мальчиков, девочек и хором).
Воспитатель : Молодцы!
С какой песенкой вы сегодня познакомились?
Мне сегодня понравилось, как ребята отвечали на вопросы, помогали мне, были внимательны, поэтому научились новой песенке. Занятие окончено.
Конспект ООД по звуковой культуре речи в старшей группе «Волшебный мир звуков (з-с)»
Программное содержание . Учить дифференцировать звуки С – З; развивать фонематический слух. Упражнять в отчетливом произнесении заданных звуков; продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук. Упражнять в отчетливом произнесении слов и фраз; воспитывать интерес к художественному слову. Воспитывать культуру общения, развивать память, речь, внимательность.
Словарная работа. Звук, чистоговорки, замок
Предварительная работа. Заучивание стихотворений, скороговорок с данными звуками, речевые упражнения «Угадай песенку», «Произнеси правильно».
Ход ООД:
Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же как и в сказках, много разных царств –государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:
1. Всю ночь летает Мышей добывает.
Станет светло,
Спать летит в дупло (сова).
Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?
Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука С.
Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком С, живет еще один звук, а какой, угадайте.
2. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы. (заяц) .
Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц?. Правильно. Зайка –хозяин звука З в волшебном царстве.
Вы уже догадались в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С».
А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.
Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите знать? Оказывается злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки З и С пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда появятся снова в царстве пропавшие звуки и мы с вами увидим в каком замке живут эти звуки.
Ребята, а чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А зайка и сова будут нам помогать.
1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите.
А теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С? (Воды из крана). Повторите.
А теперь я закрою рот листом бумаги и буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран.
Воспитатель произносит звуки: С-З-С-С-З-З. Дети выполняют задание. Открывается один фрагмент замка.
2. Молодцы, вы расколдовали одну часть замка. Которую часть замка мы с вами расколдовали? (первую). Слушайте второе задание. Их будет два, ведь звуков же в нашем царстве два. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень) А осень ранняя или поздняя? А что характерно для поздней осени, что идет вместо осенних дождей? Послушайте задание от Совы. Нужно в стихотворение подставить слова подходящие по смыслу, родственники слову снег. Вы готовы?
Воспитатель читает стихотворение И. Лопухиной «Снегопад».
«Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю… снег.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые… снежинки.
На поселки, на лужок
Все снижается… снежок.
Вот веселье для ребят,
Все сильнее… снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … снежки.
Словно в белый пуховик,
Нарядился… снеговик.
Рядом снежная фигурка –
Это девочка… Снегурка.
На снегу то, посмотри, -
С красной грудкой… снегири.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… снег.
Ребята, какими родственниками слова снег вы встретились в стихотворении?
3. Молодцы, вы расколдовали еще одну часть замка звуков. Которую по счету? (вторую). Ребята, вот сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы назовете, на какой слог оно заканчивается.
Вот летит оса са-са-са
На траве роса –са-са-са
Заплету косу- су-су-су
Я гуляла вчера в лесу су-су-су
Вот идет коза –за-за-за
Не боюсь козы –зы-зы-зы
Вот летит стрекоза –за-за-за
СЫ-СЫ-СЫ-
СУ-СУ-СУ-
ЗА-ЗА-ЗА-
ЗУ-ЗУ-ЗУ-
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-
Вот молодцы вы все задания выполнили правильно и расколдовали еще одну часть замка. Которую по счету? (третью)
Давайте немного разомнемся вместе с Совой, а то у нас впереди еще много заданий.
Физ. минутка «Сова»
«Сова, сова, совиные глаза.
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как слетит! »
4. А теперь послушайте следующее задание: Надо придумать слова, в которых есть звук З или С. Готовы? Девочки придумывают слова со звуком З, а мальчики – со звуком С. За правильный ответ получаете фишку.
Молодцы, ребята. Посмотрите, вы расколдовали еще одну часть замка и наши герои уже повеселели. А которую по счету часть замка вы расколдовали? (четвертую). Но у нас еще не все колдовство исчезло. Вы готовы продолжить?
5. Слушайте следующее задание Зайки. Заяц и Сова набирают к себе жителей. Надо определить, какой звук есть в этом слове З или С и поместить предмет туда, где находится хозяин этого звука. Еще нужно сказать, где находится звук з-с: в начале, в середине или в конце. Будьте внимательны.
Молодцы, вот вы и расколдовали еще одну часть замка Которую по счету? (пятую) .
6. Посмотрите, ребята, зайка уже повеселел и предлагает нам веселое задание. Он очень любит смешинки, а вы любите? Зайка вам будет говорить смешные предложения, а вы их исправляйте и произносите правильно.
Глаза закрыли Зину.
Захар болит у зуба.
Ваза стоит в розах.
Сова: Молодцы, умеете вы правильно строить предложения.
Ой, ребята, вы расколдовали последнюю, какую? Часть замка? (шестую) .
Посмотрите, какое красивое царство – государство у наших звуков. А посмотрите на экран, какой красивый и большой стал замок, это потому, что вы очень хорошо работали и называли все звуки правильно. Чисто и красиво произносили слова с этими звуками.
Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка.