Атомная подлодка проекта 941 акула. Акула – это подводная лодка, не допустившая начало Третьей мировой войны

Самая большая русская субмарина «Акула» относится к классу тяжелых подводных ракетных крейсеров стратегического назначения. Дата начала работы над ее проектом — декабрь 1972 года.

Первая «Акула» была построена в СССР на «Севмаше» (г. Северодвинск) и спущена на воду 23 сентября 1980 года. С 1981 по 1989 года была введена в строй серия из шести лодок такого типа. Местом их базирования стала акватория бухты Нерпичья на Северном флоте.

Конструкционная специфика корпуса

АПЛ «Акула» проекта 941 имеет весьма легкий общий корпус, внутри которого находятся 5 обитаемых прочных корпусов. Два из них имеют максимальные размеры и являются основными, они расположены по принципу катамарана, в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Столь характерная компоновка определена крупногабаритными размерами боекомплекта.

Оба основных прочных корпуса соединен между собою тремя переходами и разделены на 8 отсеков:

  • реакторный и турбинные отсеки общей длиной 30 м;
  • три носовых отсека длиной 54 м;
  • три прилегающих к главному командному пункту (ГКП) длиной 31 метр.

Остальные три прочных корпуса — это:

  • надежно изолированный носовой корпус торпедного отсека;
  • корпус для размещения ГКП и радиотехнического оборудования;
  • кормовой переходной корпус общей длиной 30 метров.

Отсек главного командного пункта, торпедный отсек, основные корпуса выполнены из титанового сплава, а легкий корпус изготовлен из стали с последующим противогидроакустическим покрытием.

Разработчики субмарины (ЦКБМТ «Рубин») впервые применили в ее компоновке оригинальную схему расположения ракетных шахт. Они находятся впереди рубки в передней части субмарины, между двумя основными главными корпусами.

Силовая установка

Большая силовая энергетическая установка 3-го поколения имеет блочную конструкцию, состоящую из двух эшелонов, расположенных независимо по правому и левому бортам. Каждый блок включает в себя:

  • водно-водяной ядерный реактор мощностью 190 МВт на тепловых нейтронах ОК-650ВВ. Реакторы этого типа оснащены: импульсной аппаратурой контроля за их состоянием, системой безбатарейного расхолаживания (ББР) в случае отключения электропитания;
  • турбину мощностью 50000 л. с;
  • движитель в виде гребного вала с 7-лопастным винтом, диаметр которого равен 5,55 метра, скорость вращения 230 об/мин. Для снижения шума винты установлены в специальные фенестроны (кольцевые обтекатели);
  • четыре паротурбинные энергетические атомные установки БПТУ 514 мощностью 3200 кВт.

Резервные средства движения

  1. Два дизель-генератора типа АСДГ-800 по 800 кВт.
  2. Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея.
  3. Два резервных электродвигателя мощностью 260 кВт.
  4. Подруливающие устройства с поворотными гребными винтами для маневрирования в зажатом положении. Они укомплектованы электрическими двигателями по 750 кВт.

Основное вооружение «Акулы»

Базисное оружие «Акулы» проекта 941 состоит из:

  • баллистического ракетного комплекса Д-19, снаряженного 20 твердотопливными трехступенчатыми межконтинентальными ракетами класса Р-39 «Вариант» (РСМ 52 морского базирования. Дальность стрельбы — 8500 км, боевой элемент разделяющийся с 10 боеголовками по 100 килотонн каждая;
  • ракетного комплекса Д-19У с 20-ю баллистическими ракетами Р-39УТТХ «Барк» межконтинентальной дальности с амортизационной ракетно-стартовой системой. Боевая дальность до 10000 км, имеется уникальная система прохождения через лед.

Старт всего ракетного боекомплекта проекта «Акула» может осуществляться из сухой шахты как в подводном (на глубине не более 55 метров), так и в надводном положении.

Самая большая атомная подлодка России имеет на вооружении шесть торпедных аппаратов (ТА) калибром 533 мм, оснащенных устройствами быстрого заряжания и специальной системой подготовки ТА типа «Гринда». Полный боекомплект состоит из 22 торпед класса «Шквал » (типы САЭТ-60М, СЭТ-65, УСЭТ-80), а также ракет комплексов «Вьюга» и «Водопад». Используют шеститорпедные ТА для стрельбы ракето-торпедами, торпедами и для установки минных полей-заграждений.

Противовоздушная оборона осуществляется ПЗРК (8 единиц) типа Игла-1. Полный боекомплект — 48 зенитных управляемых ракет (ЗУР).

Радиоэлектронное оборудование

На борту подводной субмарины типа «Акула» проекта 941 имеются несколько комплексов с высокоточным оборудованием различного класса.

  1. Боевая информационно-управляющая система типа «Омнибус» служит для: сбора, обработки и отображения информации, расчета эффективности применения того или иного вооружения, целенаправления технических и огневых средств, навигационных и боевых расчетов;
  2. Гидроакустическое оборудование ГАК «Скат-3» МГК-540 состоит из:
    • ГАК «Скат-КС» МГК-500 с 4 антеннами и возможностью одновременного сопровождения 12 целей;
    • гидроакустической станции (ГАС) миноискания «Арфа-М» МГ-519;
    • ГАС измерения кавитации «Винт» МГ-512;
    • ГАС измерения скорости звука «Шкерт» ГИСЗ МГ-553;
    • Эхоледомера «Север» МГ-518.
  3. Радиолокационный комплекс «Радиан» РЛК МРКП-58 со станцией радио-технической разведки МРП-21А.
  4. Навигационный комплекс имеет:
    • спутниковый комплекс «Симфония»;
    • НК класса «Тобол»;
    • навигационный обнаружитель круговой и разводной НОК-1 и НОР-1.

Подлодка оснащена специальными средствами связи, выдвижными перископами, антенными системами.

ТТХ подводного крейсера «Акула»

Основные размеры: наибольшая длина — 173,1 м, ширина — 23,3 м, осадка по кильватеру — 11,2-11,5 м.

Характеристики скоростей полного хода и водоизмещения:

  • полное надводное водоизмещение при скорости 12/13 узлов — 29500 тонн,
  • полное подводное при скорости 25/27 узлов — 49800 тонн.

Глубины погружения:

  • предельная — 500 м,
  • рабочая — 380 м.

Автономность плавания — около полугода. Общая численность экипажа — 163 человека, офицерский и мичманский состав 52/83 соответственно.

Общая масса снаряженного подводного ракетоносца — 50000 тонн.

Самая большая в мире подлодка «Акула» 941 имеет развитое крестообразное оперение кормы и горизонтальные рули (передний убирающийся), размещенные за винтами. Благодаря блочной системе размещения узлов и механизмов, а также резинокордной двухкаскадной пневматической амортизации, атомная субмарина имеет невысокие показатели шума и улучшенную виброизоляцию всех агрегатов.

Видео о подводной лодке Акула (Тайфун)

Стратегическая ракетная подлодка класса «Акула» имеет не только солидные размеры, но и высокий запас прочности и плавучести, что позволяет ей выполнять маневры с проламыванием льда толщиной до 2,5 м. За счет достаточного усовершенствования гидроакустического и навигационного вооружения атомная субмарина может применяться в самых высоких широтах вплоть до Арктики.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Статье требуется доработка наждачкой

Статье требуется доработка по причине: Карточка, вводный абзац, содержание, оформление .

История

Проект 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) - советские тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПКСН). Разработаны в одном из ведущих советских предприятий в области проектирования подводных лодок, в конструкторском бюро «Рубин», в городе Санкт-Петрбург. Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года. Атомные подводные лодки проекта 941 - самые большие в мире и до сих пор одни из самых мощных.
В декабре 1972 года, было выдано тактико-техническое задание, на проектирование, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

ТК-208 является первой построенной подлодкой данного типа. Она была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года. Ее выход на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском корабля на воду, в носовой части было нанесено изображение акулы. Потом нашивки с акулой начали появляться и на форме экипажа. Хоть проект и был начат позже, чем американский проект, крейсер все равно вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было построено и спущено на воду 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был сделан.
Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС, сообщив: «Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-I». Аналогичная система - «Тайфун» имеется и у нас». Брежнев не просто так назвал «Акулу» «Тайфуном», он сделал это, для того чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение.
Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16000 тонн.
27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты - выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.
В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён одновременный пуск 20 ракет Р-39.

Главный конструктор проекта Сергей Никитич Ковалев

Серге́й Ники́тич Ковалев (15 августа 1919, Петроград - 24 февраля 2011, Санкт-Петербург) - генеральный конструктор советских атомных подводных крейсеров стратегического назначения. Дважды Герой Социалистического Труда (1963, 1974), лауреат Ленинской премии (1965) и Государственной премии СССР, РФ (1978, 2007), кавалер четырёх орденов Ленина (1963, 1970, 1974, 1984), кавалер ордена Октябрьской Революции (1979), действительный член Российской академии наук (1991, АН СССР - с 1981), доктор технических наук.

Биография

Сергей Никитич Ковалёв родился 15 августа 1919 года в городе Петрограде.
В 1937-1942 годах обучался в Ленинградском кораблестроительном институте. Из-за Великой Отечественной Войны закончил обучение в Николаевском кораблестроительном институте.
В 1943 году, после того как закончил институт, был распределен на работу в Центральное конструкторское бюро № 18 (позже стало называться Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). В 1948 году был переведен в СКБ-143 на должность помощника главного конструктора. C 1954 года становится главным конструктором парогазотурбинной лодки проекта 617.
С 1958 года является Главным (впоследствии Генеральным) конструктором атомных подводных лодок и подводных крейсеров стратегического назначения проектов 658, 658М, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ и 941. На «Севмаше» только по проектам Ковалева, было построено 73 подводные лодки. В общей сложности по всем проектам Ковалева было построено 92 подводные лодки.
Сергей Никитич Ковалев умер в Санкт-Петербурге на 92-м году жизни.

Награды

Почетные звания

Ордена и медали

Премии

Конструкция

Энергетическая установка подводных лодок была выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в двух разных, укрепленных корпусах. Реакторы были оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения, а также для контроля состояния реакторов, подлодка была оснащена импульсной аппаратурой. Также при проектировании в ТТЗ был включен пункт об обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).
Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально построен совершенно новый цех № 55, который стал самым большим крытым эллингом в мире. Корабли этого проекта обладают большим запасом плавучести - более 40 %. В полностью погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в конкурирующем КБ «Малахит» - «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лед толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.

Условия экипажа

На «Акулах» членам экипажа обеспечены не просто хорошие, а немыслимо хорошие для подводных лодок условия для проживания. За небывалый комфорт «Акул» прозвали «плавучей гостиницей», а моряки называют «Акулу» «плавучим Хилтоном». При проектировании подлодок проекта 941, по всей видимости, особенно не стремились к экономии веса и габаритов, и команда размещена в обшитых пластиком под дерево 2-местных, 4-местных и 6-местных каютах, с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами.
На «Акуле» имеется и специальный комплекс для отдыха: спортивный зал со шведской стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело–тренажерами и гребными тренажерами, беговыми дорожками. Правда, кое-что из этого не работало уже с самого начала. Есть на нем и четыре душевые, а также целых девять гальюнов, что тоже весьма существенно. Обшитая дубовыми досками сауна, вообще говоря, была рассчитана на пять человек, но если постараться, то в ней могло разместиться и десять. А еще был на лодке небольшой бассейн: 4 метра в длину, два в ширину и два в глубину.

Представители

Название Заводской номер Закладка Спуск на воду Вступление в строй Текущий статус
ТК-208 «Дмитрий Донской» 711 17 июня 1976 23 сентября 1980 12 декабря 1981, 26 июля 2002 (после модернизации) Модернизирован по проекту 941УМ. Переоборудован под новую БРПЛ «Булава».
ТК-202 712 22 апреля 1978 (01 октября 1980) 23 сентября 1982 (24 июня 1982) 28 декабря 1983 В 2005 году разделан на металл при финансовой поддержке США.
ТК-12 «Симбирск» 713 19 апреля 1980 17 декабря 1983 26 декабря 1984, 15 января 1985(в состав СФ) В 1998 году исключён из состава ВМФ. 26 июля 2005 года доставлен в Северодвинск для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместного уменьшения угрозы». Утилизирована
ТК-13 724 23 февраля 1982 (5 января 1984) 30 апреля 1985 26 декабря 1985 (30 декабря 1985) 15 июля 2007 американской стороной подписан контракт на утилизацию. 3 июля 2008 года в док-камере на «Звёздочке» была начата утилизация. В мае 2009 году разделан на металл. В августе 2009 года шестиотсечный блок с реакторами переведен из Северодвинска на Кольский полуостров в губу Сайда для долговременного хранения.
ТК-17 «Архангельск» 725 24 февраля 1985 август 1986 6 ноября 1987 Из-за отсутствия боекомплекта в 2006 году выведен в резерв. Решается вопрос об утилизации.
ТК-20 «Северсталь» 727 6 января 1987 июль 1988 4 сентября 1989 Из-за отсутствия боекомплекта в 2004 году выведен в резерв. Решается вопрос об утилизации.
ТК-210 728 - - - Не закладывался. Готовились корпусные конструкции. Разобраны в 1990 году.

ТК-208 «Дмитрий Донской»

ТК-208 «Дмитрий Донской» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула», вооруженный баллистическими ракетами, предназначен для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника. Модифицирован по проекту 941УМ. Оснащён ракетным комплексом «Булава» с 6 гиперзвуковыми ядерными боеголовками. «Дмитрий Донской» - самый быстрый из всех кораблей серии, он на два узла превысил предыдущий рекорд скорости проекта 941 «Акула»

История корабля

Дата Событие
16 марта 1976
25 июля 1977
29 декабря 1981
9 февраля 1982
Декабрь 1982 Переход из Северодвинска в Западную Лицу
1983-1984 Пробная эксплуатация ракетного комплекса Д-19 в состав которого входит Р-39 (советская твердотопливная баллистическая ракета подводных лодок)
3 декабря 1986 Занесена на Доску победителей социалистического соревнования передовых соединений, кораблей и частей Военно-Морского флота
18 января 1987 Занесена на Доску почета передовых частей и кораблей МО СССР
Август 1988 Испытание по программам «Грунт» и «Россыпь»
20 сентября 1989 Перешла в Северодвинск на «Севмашпредприятие» на капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941У
1991 Сворачивание работ по проекту 941У
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
1996 Возобновление работ по проекту 941УМ
1989-2002 Проведена модернизация по проекту 941УМ
7 октября 2002 Присвоено наименование «Дмитрий Донской»
26 июня 2002 Выход со стапелей
30 июня 2002 Начало швартовых испытаний
26 июля 2002 Повторно введена в состав Северного флота
2008 Проведен ремонт и модернизация на ОАО ПО «Севмаш»
Сентябрь 2013 Сообщалось о планах пусков МБР Р-39 «Булава» с «Дмитрия Донского» для подтверждения технических характеристик ракеты
9 июня 2014-19 июня 2014 Выход с территории ОАО ПО «Севмаш» в море
21 июля 2014 Вернулась на территорию Беломорской Военно-Морской базы после проведения государственных испытаний РПКСН 955 «Борей» и К-551 «Владимир Мономах»
30 Августа 2014 Вместе с ПЛАРК К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» и МПК-7 «Онега» проекта 1124М «Альбатрос» вышел в Белое море

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-208 «Дмитрий Донской»
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 27 узлов (50 км/ч)
Рабочая глубина погружения 320 метров
400 метров
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 165 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка

2 турбины по 45000 л/с

Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ

Основное вооружение

ТК-202

ТК-202 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Второй корабль из этой серии.

История корабля

Дата Событие
02 февраля 1977 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
25 июля 1977 Отнесена к подклассу тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения (ТРПКСН)
28 декабря 1983 Вступление в строй Военно-Морского флота СССР
18 января 1984 Включена в состав Северного флота
28 апреля 1986 Попадание в трал рыболовецкого судна
20 сентября 1989-1 октября 1994 Средний ремонт в городе Северодвинск на ФГУП «Звёздочка»
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
28 марта 1995 Выведена из боевого состава Военно-Морского флота и поставлен на отстой в губе Нерпичья, в городе Заозерск
2 августа 1999 Отбуксирована в город Северодвинск
1999-2003 Находилась в городе Северодвинске на ФГГП «Звездочка» в ожидании разделки на металл
2003-2005 Разделана на металл. Реакторные отсеки отбуксированы на отстой в губу Сайда

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-202
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 25 узлов (46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 метров
Предельная глубина погружения 480 метров
Автономность плавания 180 суток
Экипаж 160 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 150 МВт

2 гребных вала по 50 тыс лс на валу
4 паротурбинных АТГ по 3,2МВ
Резервные:
2 дизельгенератора ДГ-750 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ

Основное вооружение

ТК-12 «Симбирск»

ТК-12 «Симбирск» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Третий корабль из этой серии.

История корабля

Дата Событие
19 апреля 1980
21 мая 1981 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
17 декабря 1983 Спущена на воду
22-25 августа 1984 Первый выход в море в рамках заводских ходовых испытаний
13-22 ноября 1984 Государственные испытания с испытанием ракетного комплекса
27 декабря 1984 Вступление в строй Военно-Морского флота СССР
28-29 декабря 1984 Осуществила переход к месту постоянного базирования в губу Нерпичья (Западная Лица)
12-18 июня 1985 Перешла из губы Нерпичья в город Северодвинск на «Севмашпредприятие»
7 августа-3 сентября 1985
4-10 сентября 1985 Испытания отдельных функций навигационного комплекса в акватории Белого моря
21 сентября-9 октября 1985 Выполнена поход в высокоширотные районы
4-31 июля 1986 Проведен межпоходовый ремонт на «Севмашпредприятии»
1-18 августа 1986 Выполнила программу расширенных акустических испытаний
Август-сентябрь 1986 Первый из кораблей этого проекта совершил поход на Северный полюс
1987 Присвоено звание «Отличный корабль»
27 января 1990 Выведена в резерв 1-й категории для предстоящего ремонта
9 февраля 1990 Пришла в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для проведения ремонта
10 апреля 1990 Выведена в резерв 2-й категории из-за проведения операции по перегрузке активных зон реактора
Ноябрь 1991
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
1996 Выведена в резерв. Поставлен на прикол в губе Непричья
2000 Исключена из состава Военно-Морского флота
Ноябрь 2001 Получила неофициальное название «Симбирск»
Июль 2005 Отбуксирована из пункта постоянного базирования в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместное уменьшение угрозы»
Июнь-апрель 2006 С борта корабля утилизировано отработавшее ядерное топливо
2006-2007 Разделана на металл. Реакторные отсеки были загерметизированы, спущен на воду и отбуксирован для длительного хранения в губу Сайда

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-12 «Симбирск»
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 27 узлов (50 км/ч)
Рабочая глубина погружения 320 метров
Предельная глубина погружения 380 метров
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 168 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт

2 турбины по 45 тысяч л.с.
2 гребных вала
4 АТГ по 3,2 МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800
2 дизеля М580

Основное вооружение

ТК-13

ТК-13 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Четвертый корабль из этой серии.

История корабля

Дата Событие
23 февраля 1982 Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН)
19 января 1983 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
30 апреля 1985 Спущена на воду
26 декабря 1985 Подписание приемного акта об вступлении подлодки в строй
15 февраля 1986 Включена в состав Северного флота с постоянным базированием в губе Непричья
Сентябрь 1987 Подлодку посетил Генеральный Секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев
1989 Завоеван приз ГК Военно-Морского флота по ракетной подготовке
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
1997 Выведена из боевого состава Военно-Морского флота
15 июня 2007 Подписан контракт на утилизацию

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-13
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 27 узлов (50 км/ч)
Рабочая глубина погружения 320 метров
Предельная глубина погружения 400 метров
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 165 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт

2 турбины по 45 тыс. л.с.
2 гребных вала
4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-850 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Основное вооружение

ТК-17 «Архангельск»

ТК-17 «Архангельск» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Пятый корабль из этой серии.

История корабля

Дата Событие
9 августа 1983 Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН)
3 марта 1984 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
12 декабря 1986 Спущена на воду
12 декабря 1987 Прибыла в постоянное место базирование в губу Нерпичья (Западная Лица)
19 февраля 1988 Включена в состав Северного флота
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
17 июня 2001 Убыла в город Северодвинск для ремонта
18 ноября 2002 Присвоено наименование «Архангельск»
2002 Окончен ремонт на «Севмашпредприятии»
15-16 февраля 2004 На подлодке в море вышел В. В. Путин с сопровождающими его лицами
26 января 2005 Выведена из состава сил постоянной готовности
Май 2013

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-17 «Архангельск»
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 25 узлов (46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 метров
Предельная глубина погружения 480 метров
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 180 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт

2 турбины по 45 тысяч л.с.
2 гребных вала
4 АТГ по 3,2 МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800
2 дизеля М580
Свинцово-кислотная АБ изд. 440

Основное вооружение

ТК-20 «Северсталь»

ТК-20 «Северсталь» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Шестой корабль из этой серии.

История корабля

Дата Событие
12 января 1985 Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН)
27 августа 1985 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
11 апреля 1989 Спущена на воду
19 декабря 1989 Подписан приемный акт о вступлении в строй
28 февраля 1990 Включена в состав Северного флота
Июнь 1990 Приняла участие в учениях по определению демаскирующих факторов
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
11 октября 1994 Убыла в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для проведения ремонта
3-4 декабря 1997 Заняла первое место на СФ по ракетной подготовке
1998 Заняла первое место на СФ по борьбе за живучесть
20 июня 2000 Приказом Главнокомандующего Военно-Морским флотом присвоено наименование «Северсталь»
2001 По итогам года была объявлена лучшей подлодкой Северного флота
29 апреля 2004 Выведена в резерв
2008 Находилась в резерве до принятия решения об утилизации или перевооружении
Май 2013 Принято решение об утилизации

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-20 «Северсталь»
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 25 узлов (46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 метров
Предельная глубина погружения 480 метров
Автономность плавания 180 суток
Экипаж 160 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 173,1 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт

2 турбины по 45 тысяч л.с.
2 гребных вала
4 АТГ по 3,2 МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800
2 дизеля М580
Свинцово-кислотная АБ изд. 440

Основное вооружение

ТК-210

ТК-210 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Планировалась к закладке в 1986 году на Севмаше под заводским номером 728. Должна была стать седьмым кораблём в серии, однако из-за договора по ОСВ-1 строительство было отменено, а уже готовые корпусные конструкции были разобраны на металл в 1990 году.

Сравнительная оценка проекта 941 «Акула»

У Военно-Морского флота США на вооружении находится только одна серия стратегических лодок, которые относятся к третьему поколению - «Огайо». Всего подлодок типа «Огайо» было построено 18, из них 4 были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк». Первые атомные подводные лодки этой серии вступали в строй одновременно с советскими «Акулами». За счёт заложенной в «Огайо» возможности последующей модернизации, в том числе и с шахтами, запасом места и со сменными стаканами, на них используется один тип баллистических ракет - Trident II D-5 вместо первоначальных Trident I С-4. По количеству ракет и их числу «Огайо» превосходят и советские «Акулы», и российские «Бореи».

«Огайо», в отличие от проекта 941 «Акула» предназначены для боевых дежурств в открытом океане в тёплых широтах, в том случае, когда «Акулы» часто дежурят в Арктике, находясь при этом на относительном мелководье шельфа и вдобавок под слоем льда, что оказывает существенное влияние на конструкцию лодок. В частности, для «Акул» забортная температура выше +10 °C может послужить причиной существенных механических проблем. У подводников Военно-Морского флота США плавание на мелководье под льдами Арктики считается очень рискованным.

Предшественники «Акул» - подводные лодки проектов 667А, 670, 675 и их модификации, из-за повышенной шумности были прозваны американскими военными «ревущими коровами», районы их боевых дежурств находились у берегов США - в зоне действия мощных противолодочных соединений, к тому же им приходилось преодолевать противолодочный рубеж НАТО между Гренландией, Исландией и Великобританией.
В СССР и России основную часть ядерной триады составляют наземные ракетные войска стратегического назначения.
После принятия в боевой состав Военно-Морского флота СССР подводных лодок стратегического назначения типа «Акула», США согласились с подписанием предложенного им договора ОСВ-2, также США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул» с одновременным продлением срока службы их американских «ровесниц» до 2023-2026 годов.
3-4 декабря 1997 года в Баренцевом море при утилизации ракет по договору СНВ-1 методом отстрела с борта атомных подводных лодок «Акула» произошёл инцидент: в то время, как с борта российского судна за отстрелом наблюдала делегация США, многоцелевая атомная подводная лодка типа «Лос-Анджелес» совершала манёвры около атомной подводной лодкой «Акула», приближаясь на расстояние до 4 км. Лодка Военно-Морского флота США покинула район стрельб после предупредительного подрыва двух глубинных бомб.

К началу 70-х годов главные участники ядерной гонки СССР и США вполне обоснованно сделали ставку на развитие атомного подводного флота, оснащённого межконтинентальными баллистическими ракетами. В результате этого противостояния на свет появилась самая большая в мире подводная лодка.

Противоборствующие стороны приступили к созданию атомных тяжёлых ракетных крейсеров. Американский проект – АПЛ типа «Огайо» предполагал размещение 24 межконтинентальных баллистических ракет. Нашим ответом стала подводная лодка проекта 941, условно названная «Акула», известная больше как «Тайфун».

История создания

Выдающийся советский конструктор С. Н. Ковалёв

Разработка Проекта 941 была поручена коллективу ленинградского ЦКБМТ «Рубин», которым бессменно несколько десятилетий подряд руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалёв. Строительство лодок осуществлялось на северодвинском предприятии «Севмаш». Во всех отношениях это был один самых грандиозных советских военных проектов, до сих потрясающих своими масштабами.


Своим вторым названием — «Тайфун» «Акула» обязана генсеку ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Именно так он представил её делегатам очередного съезда партии и всему остальному миру в 1981 году, что в полной мере отвечало её всесокрушающему потенциалу.

Компоновка и размеры


Особого внимания заслуживают размеры и компоновка ядерного подводного исполина. Под оболочкой лёгкого корпуса находился не совсем обычный «катамаран» из 2-х прочных корпусов, расположенных параллельно. Для торпедного отсека и центрального поста с примыкающим к нему отсеком радиотехнического вооружения были созданы герметичные отсеки капсульного типа.


Все 19 отсеков лодки сообщались между собой. Горизонтальные складывающиеся рули «Акулы» располагались в носовой части лодки. На случай всплытия её из-подо льда было предусмотрено значительное усиление боевой рубки округлой крышкой и специальными подкреплениями.


«Акула» поражает своими исполинскими размерами. Не зря она считается самой большой подводной лодкой в мире: её длина — почти 173 метра соответствует двум футбольным полям. Что касается подводного водоизмещения, то здесь также не обошлось без рекорда – около 50 тыс. тонн, что почти втрое превышает соответствующую характеристику американской «Огайо».

Характеристики

Подводная скорость у главных конкурентов была одинаковой – 25 узлов (чуть более 43 км/ч). Советская ядерная могла нести дежурство в автономном режиме в течение полугода, погружаясь на 400-м глубину и, имея в резерве дополнительно 100 метров.
Сравнительные данные по современным РПЛ СН
Проект 941 Ohio Проект 667БДРМ Vanguard Triomphant Проект 955
Страна Россия США Россия Великобритания Франция Россия
Годы постройки 1976-1989 1976-1997 1981-1992 1986-2001 1989-2009 1996-н.в.
Построено 6 18 7 4 4 2
Водоизмещение, т
надводное
подводное

23200
48000

16746
18750

11740
18200

12640
14335

14720
24000
Число ракет 20 Р-39 24 Trident 16 Р-29РМУ2 16 Trident 16 M45 16 Булава
Забрасываемый вес, кг 2550 2800 2800 2800 н.д. 1150
Дальность, км 8250 7400-11000 8300-11547 7400-11000 6000 8000

Чтобы привести в движение этого монстра, его оснастили двумя 190-мегаваттными ядерными реакторами, которые приводили в действие две турбины мощностью около 50 тыс. л.с. Двигалась лодка, благодаря двум 7-лопастным гребным винтам диаметром более 5,5 метров.

«Экипаж машины боевой» состоял из 160 человек, более трети которого – офицеры. Создатели «Акулы» проявили поистине отеческую заботу о бытовых условиях экипажа. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Матросы и старшины располагались в маломестных кубриках с умывальниками и телевизорами. Во все жилые помещения подавался кондиционированный воздух. В свободное от вахты время члены экипажа могли посетить бассейн, сауну, спортзал или отдохнуть в «живом» уголке.


Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) / крейсерская подводная лодка (по 25.07.1977 г.) / тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (тяжелый РПКСН с 03.06.1996 г.). Разработчик проекта - ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - С.Н.Ковалев, главный наблюдающий от ВМФ - В.Н.Левашов. Предварительная разработка ракетного комплекса Д-19 начата в миасском СКБ-385 в начале 1971 г. Тактико-техническое задание на проектирование ПЛАРБ выдано в декабре 1972 г. Строительство новой серии ПЛАРБ планировалось в качестве ответа на строительство в США серии ракетоносцев типа Ohio. Постановление СМ СССР о проектировании и строительстве пр.941 принято 19 декабря 1973 г. Вероятно, планировалось строительство серии в 12 ПЛАРБ проекта - такая цифра была названа Главкомом ВМФ СССР С.Г.Горшковым на выступлении перед слушателями и преподавателями учебного центра ВМФ №93 в Палдиски летом 1975 г.

Головная ПЛ серии ТК-208 заложена на ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 17 июня 1976 г. Спущена на воду 23 сентября 1980 г. и принята ВМФ СССР 12 декабря 1981 г. Строительство серии подводных лодок завершено сдачей ВМФ 4 сентября 1989 г. ПЛАРБ ТК-20. Всего построено 6 ПЛАРБ проекта, седьмая лодка проекта - ТК-210 - заложена в 1986 г., но в 1988 г. при готовности 40% строительство остановлено, а в 1990 г. задел разобран на металл. Частичная комплектация и заготовки металла в 1980-е годы велись еще на три ПЛАРБ серии. Т.е. всего по состоянию на начало-середину 1980-х годов планировалась постройка серии в 10 ПЛАРБ, которая позже была сокращена до 6 экземпляров.

После принятия флотом головной ПЛАРБ ТК-208 лодка была подвергнута интенсивной опытной эксплуатации. При поступлении на вооружение ВМФ ПЛАРБ проекта учебная база в центре в Палдиски фактически отсутствовала и создавалась кустарно самими "учениками". Позже в Палдиски был создан тренажер "Ольха", имитировавший 19 отсеков ПЛАРБ пр.941 с действующим ядерным реактором.


Пять из шести построенных ПЛАРБ пр.941 TYPHOON в Западной Лице, 1980-1990-е годы (фото из архива Волка, http://tsushima.su).


В мае 1987 г. согласно Постановлению Совмина СССР утвержден график модернизации ПЛАРБ пр.941 по проекту 941УТТХ:
- ТК-208 (зав.№711) - с октября 1988 г. по декабрь 1994 г.
- ТК-202 (зав.№712) - с октября 1992 г. по декабрь 1997 г.
- ТК-12 (зав.№713) - с 1996 г. по 1999 г.
- ТК-13, ТК-17, ТК-20 - с передачей ВМФ после 2000 г.
Ремонтные работы планировалось вести (средний ремонт) на СРЗ "Звездочка", модернизационные - на ПО "Севмаш".

По состоянию январь 2010 г. кроме головной лодки пр.941 и пр.941У ТК-208 остальные ПЛАРБ не проходили средний ремонт. На конец сентября 2011 г. в строю формально остаются три ПЛАРБ проекта (в т.ч. две лодки в резерве без основного боекомплекта и одна в роли опытовой ПЛАРБ - ТК-208), в СМИ обсуждаются планы Минобороны России по выводу лодок из состава флота в 2014-2019 г.г. 9 февраля 2012 г. главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что две ПЛАРБ проекта - "Севрсталь" и "Архангельск" - в ближайшие годы со своим штатным вооружением - сохраненными ракетами Р-39 - останутся на вооружении ВМФ России, третья лодка проекта - "Юрий Долгорукий" будет использоваться в качестве опытовой ПЛ и в программе испытаний БРПЛ .

По неподтвержденным данным шифр ракетной системы с ПЛАРБ пр.941 "Акула" - "Тайфун". Вероятно, отсюда и западное наименование подводной лодки - TYPHOON.


Конструкция - конструктивная схема подводной лодки - катамаран - определена размерностью боекомплекта - крупногабаритными твердотопливными межконтинентальными ракетами . Лодка выполнена по многокорпусной архитектуре и состоит из легкого корпуса, ограждения выдвижных устройств и 5 прочных корпусов:
- два основных прочных корпуса идут симметрично по большей части длины лодки, имеют переменный диаметр и каждый разделен на 8 отсеков (3 носовых общей длиной 54 м, 3 прилегающих к ГКП общей длиной 31 м, реакторный и турбинный отсеки общей длиной 30 м).
- носовой прочный корпус - для размещения торпедного отсека (один отсек).
- прочный корпус главного командного пункта лодки и радио-технического оборудования (один отсек, длина 30 м).
- кормовой переходный 13-метровый прочный корпус (один отсек).
Ограждение выдвижных устройств выполнено прочным для проламывания льда толщиной до 3 м и более, крыша округлой формы, высота 8.5 м.

Материал прочных корпусов - сталь с использованием титановых сплавов, легкий корпус - сталь. Корпус покрыт резиновым звукопоглощающим покрытием.

На лодке значительно улучшены условия обитания экипажа - офицерский и мичманский состав размещается в 1-, 2- и 4-х местных каютах, матросы и старшины в маломестных кубриках. Есть помещение профилактория с сауной и бассейном.

Средства спасения - по бортам от ограждения выдвижных устройств расположены две всплывающие спасательные камеры - для правого и левого бортов.

Двигательная установка :
- 2 х двухконтурные водо-водяные ядерные реакторы ОК-650ВВ мощностью по 190 МВт (размещены в разных прочных корпусах) - реакторы представляют из себя модернизированные реакторы типа ВМ-4АМ;
- 2 х ПТУ (паро-турбинные установки) с ГТЗА (главными турбо-зубчатыми агрегатами) / турбинами по 45000-50000 л.с. / до 60000 л.с. по др.данным;
- 2 х резервные электродвигатели мощностью по 260 л.с. - подключаются к линии главногого вала с помощью муфт;

Движитель : 2 гребных вала с 7-лопастными винтами фиксированного шага, лопасти прецезионно обработанные, изогнутые.
Диаметр винтов - 5,55 м
Скорость вращения - 0 - 230 об мин

По два дополнительных подруливающих устройства с электродвигателями мощностью по 750 кВт в носу и в корме лодки.


http://gelio.livejournal.com/).


Энергетика :
- 4 х паротурбинных атомных энергетических установки мощностью по 3200 кВт БПТУ-514 (БПТУ-514М на пр.941УТТХ/У);
- 2 х резервных дизельгенератора АСДГ-800 мощностью по 800 кВт;
- Свинцово-кислотная акумуляторная батарея типа "изделие 144"

ТТХ лодки :
Экипаж - 163 чел (в т.ч. 52 офицера и 85 мичманов)

Длина:
- 170 м
- 172,8 м (др. данные)
- 172.6 м (ТК-17)
- 173.1 м (ТК-20)
Ширина - 23,3 м
Осадка по кильватерную линию - 11.2 / 11.5 м

Водоизмещение полное подводное - 48000 / 49800 т (по разным данным)
Водоизмещение надводное - 23200 / 28500 т (по разным данным)

Скорость полного хода подводного - 25-27 уз
Скорость полного хода надводного - 12-13 уз
Дальность плавания - неограничена
Глубина погружения предельная - 500 м
Глубина погружения рабочая - 380 м
Автономность - 120 суток

Вооружение :

пр.941 пр.941У / УТТХ
пр.941У / 09412
Ракетное Ракетный комплекс Д-19 с 20 ПУ БРПЛ Р-39

Ракетный комплекс Д-19У с 20 ПУ БРПЛ Р-39У

Ракетный комплекс Д-19М с 20 ПУ БРПЛ Р-39М (проект)

Ракетный комплекс Д-19УТТХ с 20 ПУ БРПЛ (велось переоборудование ПЛАРБ ТК-208)

Ракетный комплекс Д-30 с 20 ПУ БРПЛ , под испытания ракет "Булава" оборудовано 2 ПУ в носовой части корабля
Торпедное 6 ТА калибра 533 мм с утройством быстрого заряжания и системой подготовки торпедных аппаратов "Гринда"
Боекомплект - 22 торпеды типов , ВА-111 "Шквал" и ракеты комплексов " " и " ".
аналогично аналогично
Прочее 8 х ПЗРК типа "Игла-1", боекомплект - 48 ЗУР
аналогично + комплекс самообороны "Шлагбаум" с 8 х ПУ СГПД МГ-74 "Корунд" аналогично

Оборудование :
пр.941 пр.941 / ТК-17, ТК-20 пр.941УТТХ пр.941У / 09412
БИУС "Омнибус" / "Омнибус-1" с ЭВМ МВУ-132
"Омнибус-У" с ЭВМ МВУ-132У "Омнибус-У" с ЭВМ МВУ-132У
Гидроакустическое оборудование
- ГАК МГК-500 «Скат-КС» с 4 антеннами, одновременно сопровождается 10-12 целей;
- ГАС миноискания МГ-519 «Арфа-М»;
- ГАС определения кавитации МГ-512 «Винт»;
- ГАС определения скорости звука ГИСЗ МГ-553 «Шкерт»;
- эхоледомер МГ-518 «Север»;
вместо ГАК МГК-500 "Скат-КС" установлен ГАК МГК-501 "Скат-2М"

установлена ГПБА "Пеламида"

вместо ГАК МГК-500 "Скат-КС" установлен ГАК МГК-501 "Скат-2М" ГАК МГК-540 "Скат-3", включает в себя:
- ГАК МГК-501 «Скат-2М» (?)
- ГАС миноискания МГ-519 «Арфа-М» (?)
- ГАС определения кавитации МГ-512 «Винт» (?)
- ГИСЗ МГ-553 «Шкерт» (?)
- эхоледомер МГ-518 «Север» (?)
Радиолокационный комплекс РЛК МРКП-58 «Радиан»
станция радио-технической разведки МРП-21А
РЛК МРКП-59 «Радиан-У» РЛК МРКП-59 «Радиан-У» МРКП-59 «Радиан-У»
станция радио-технической разведки МРП-21А (?)
Навигационный комплекс спутниковый навигационный комплекс «Симфония»

навигационный комплекс «Тобол-941»

навигационный круговой обнаружитель НОК-1

навигационный обнаружитель разводий НОР-1

спутниковый комплекс «Симфония-УТТХ» спутниковый комплекс «Симфония-УТТХ»
навигационный комплекс «Тобол-941» (?)
Комплекс связи "Молния-Л1" / "Молния МС"

две выпускаемые антенны всплывающего типа "Залом", обеспечивают прием сигнала при глубине лодки до 150 м

"Смерч-2" "Смерч-2"
Выдвижные устройства
- перископ "Сигнал-3";

Перископ "Лебедь-21";

Совмещенный антенный пост станции опознавания "свой-чужой" и радиосекстанта;

Антенный пост РЛК "Радиан", совмещен с выдвижной шахтой работы компрессора под водой (РКП);

Антенный пост комплекса радиосвязи;

Совмещенные антенна системы подводной связи и пеленгатор;

Антенный пост системы спутниковой связи и радионавигации;

Антенный пост системы обнаружения радиолокационных сигналов "Залив-П"

Модификации :
- пр.941 - базовая модификация.

- пр.941 / ТК-17, ТК-20 - на ПЛ отсутствуют крылья, защищающие винторулевую группу ото льда, несколько удлиннен легкий корпус. Изменено оборудование. На лодках проведен комплекс мероприятий снижающих первичное акустическое поле лодки и собственные помехи гидроакустическим средствам.

- пр.941УТТХ / пр.941У / пр.09411 - вариант модернизации под ракетный комплекс Д--19УТТХ с 20 ПУ БРПЛ . В ходе модернизации кроме комплекса ракетного вооружения планировалось заменить так же и некоторые комплексы оборудования ПЛ. На лодках проекта устанавливается новая паротурбинная установка БПТУ-514М. В ходе модернизационных работ планировалось продлить срок службы лодок на 25 лет без проведения второго среднего ремонта. Решение о модернизации всех ПЛАРБ проекта принято в мае 1987 г. Срок модернизации планировался до 2005 г. С 20.09.1989 г. на ПО "Севмаш" в средний ремонт с модернизацией по пр.941УТТХ / 941У принята ПЛАРБ ТК-208. В 1991 г. из-за проблем с финансированием работы по переоборудованию ПЛАРБ фактически прекращены. Работы возобновлены в 1996 г., а с 1998 г. велись по пр.941УМ под ракетный компелкс "Булава-М".

- пр.941У / пр.09412 / пр.941УМ - вариант модернизации под ракетый комплекс Д-30 с 20 ПУ БРПЛ . На ПО "Севмаш" с 1998 г. по 26.06.2002 г. переоборудована ПЛАРБ ТК-208, ранее модернизировавшаяся по пр.941У / УТТХ - установлено 2 ПУ для испытаний ракет "Булава" в носовой части корабля, модернизировано оборудование. Швартовые испытания лодки начаты 30.06.2002 г., повторное принятие в опытную эксплуатацию в ВМФ России - 26.07.2002 г. - для испытаний ракетного комплекса "Булава-М".

- Проект транспортной ПЛ-рудовоза - совместно с компанием "Норильский никель" ЦКБ МТ "Рубин" в 1990-е годы рассматривалась возможность конверсионной перестройки ПЛАРБ пр.941 в подводные лодки-рудовозы - для транспортировки руды под водой по Северному морскому пути.

Статус : СССР / Россия


Спутниковая фотография ПЛАРБ пр.941 (ТК-208 или ТК-202) в гавани ПО "Севмаш" в Северодвинске, 10.10.1982 г. Фото выполнено американским спутником видовой разведки KH-9 (http://www.air-defense.net/forum).


- 1992 г. - прекращено серийное производство БРПЛ Р-39 для ракетных комплексов ПЛАРБ пр.941. В середине 1990-х годов планировалось начать серийное производство БРПЛ , но работы над этими ракетами прекращены в 1998 г.

1994 г. - в составе 18-й дивизии подводных лодок Северного флота 5 ПЛАРБ прокта.

2003 г. 11 декабря - бросковый пуск БРПЛ проведен из надводного положения с ПЛАРБ ТК-208 в ходе испытаний лодки.

2004 г. 23 сентября - бросковый пуск БРПЛ проведен из подводного положения с ПЛАРБ ТК-208 в ходе испытаний лодки.

2005 г. январь - из всей группировки ПЛАРБ пр.941 только на вооружении ПЛАРБ ТК-20 остается 10 БРПЛ Р-39.

2010 г. май - главком ВМФ России В.Высоцкий заявил, что резервные ПЛАРБ пр.941 "Архангельск" и "Северсталь" прослужат в ВМФ России до 2019 г. и возможно будут модернизированы.

2011 г. 29 сентября - в СМИ объявлено о решении Министерства обороны России о списании до 2014 г. ПЛАРБ пр.941. Снятые с вооружения ПЛАРБ будут утилизированы.

2011 г. 30 сентября - в СМИ прошло опровержение сообщения от 29.09.2011 г. о снятии с вооружения и утилизации ПЛАРБ пр.941.


Авианосец INS Vikramaditya ВМС Индии и ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр.941УМ на ПО "Севмаш" в Северодвинске, фото - ноябрь 2011 г. (фото из архива nosikot, http://navy-rus.livejournal.com).


- 2011 г. 02 декабря - директор ПО "Севмаш" Андрей Дьячков заявил в СМИ о том, что ПЛАРБ пр.941УМ "Дмитрий Донской", приписанная к Беломорской военно-морской базе (г.Северодвинск), будет использоваться при испытаниях ПЛ новых проектов в качестве опытовой. Судьба ПЛАРБ "Архангельск" и "Северсталь" пока не решена.

2012 г. 09 февраля - главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что две ПЛАРБ проекта - "Севрсталь" и "Архангельск" - в ближайшие годы со своим штатным вооружением - сохраненными ракетами Р-39 - останутся на вооружении ВМФ России, третья лодка проекта - "Юрий Долгорукий" будет использоваться в качестве опытовой ПЛ и в программе испытаний БРПЛ , а так же для обеспечения испытаний других подводных лодок.

2012 г. 30 июля - ПЛАРБ ТК-208 "Дмитрий Донской" находится в плавдоке "Сухона" на территории ПО "Севмаш".


ПЛАРБ ТК-208 "Дмитрий Донской" в плавдоке "Сухона" на территории ПО "Севмаш", 30.07.2012 г. (фото - Олег Кулешов, http://kuleshovoleg.livejournal.com).


- 2013 г. 21 мая - в СМИ со ссылкой на источник в Министерстве обороны появилась информация о том, что утилизация ПЛАРБ "Северсталь" и "Архангельск" будет произведена до 2020 г.


Возвращение в Северодвинск с обеспечения испытаний других подводных лодок ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр.941УМ, 28.06.2013 г. (фото - Олег Кулешов, http://kuleshovoleg.livejournal.com/).


ПЛАРБ ТК-208 "Дмитрий Донской" пр.941УМ у стенки ПО "Севмаш", Северодвинск, октябрь или весна 2014 г. (фото - Слава Степанов, http://gelio.livejournal.com/).


Состав группировки ПЛАРБ пр.941 в составе ВМФ СССР и России (по данным на декабрь 2011 г.):
Год ПЛАРБ БРПЛ Состав ПЛАРБ Примечание
1982 г. 1 20 ТК-208
1984 г. 2 40 ТК-208, ТК-202
18-я дивизия Северного флота, Западная Лица
1985 г. 3 60 ТК-208, ТК-202, ТК-12
18-я дивизия Северного флота, Западная Лица
1986 г. 4 80 ТК-208, ТК-202, ТК-12, ТК-13
18-я дивизия Северного флота, Западная Лица
1988 г. 5 100 ТК-208, ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17
18-я дивизия Северного флота, Западная Лица
1990 г. 5 100 ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17, ТК-20
18-я дивизия Северного флота, Западная Лица, ТК-208 - в среднем ремонте на ПО "Севмаш"
1994 г. 5 100 ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17, ТК-20 18-я дивизия Северного флота, Западная Лица, ТК-208 - в среднем ремонте на ПО "Севмаш"
2005 г. январь 3 10 ТК-208, ТК-17, ТК-20 Боекомплект ПЛАРБ ТК-20 - 10 БРПЛ Р-39
2011 г. 3 0 ТК-208, ТК-17, ТК-20 ТК-208 - опытовая ПЛАРБ, остальные в резерве без БРПЛ

Реестр ПЛАРБ пр.941 (версия на 30.09.2011 г., двойные даты из-за разных данных):


пп
Название Проект NATO Завод.
Завод Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступлен. в строй Дата списания Базирование и примечание
01
ТК-208 "Дмитрий Донской" (с 07.10.2000 г.)
941
941У
TYPHOON 711
Севмаш 17.06.1976

30.06.1976

23.09.1980

27.09.1980

12.12.1981
29.12.1981

26.07.2002 (пр.941У)

Северный флот
2011 г. - входит в состав ВМФ, Северный флот; ПЛАРБ оборудована и используется для испытания БРПЛ .
02 ТК-202 941 TYPHOON 712 Севмаш 22.04.1978 23.09.1982 28.12.1983 2000 г. Северный флот
ПЛАРБ разделана на металл с американским финансированием
03 ТК-12 "Симбирск" 941 TYPHOON 713 Севмаш, ответственный сдатчик Ю.Н.Гречков (ист. - Кантор Б... )
19.04.1980 17.12.1983 26.12.1984
31.08.2005 г.
Северный флот
26.07.2005 г. доставлена в Северодвинск для разделки, разделана на металл с американским финансированием
04 ТК-13 941 TYPHOON 724 Севмаш 23.02.1982
30.04.1985 26.12.1985 1998 г. Северный флот
утилизация ПЛАРБ начата в док-камере СРЗ "Звездочка" в Северодвинске 03.07.2008 г.
05 ТК-17 "Архангельск" 941 TYPHOON 725 Севмаш 09.08.1983

24.02.1985

12.12.1986

август 1986

06.11.1987

15.12.1987

план 2014 г. по одним и 2019 г. по др.данным Северный флот
06 ТК-20 "Северсталь" 941 TYPHOON 727 Севмаш 27.08.1985

06.01.1987

19.12.1989

04.09.1989

план 2014 г. по одним и 2019 г. по др.данным Северный флот
из-за отсутствия боекомплекта в 2006 г. выведена в резерв, 2011 г. - входит в состав ВМФ, в резерве, Северный флот
07 ТК-210 941 TYPHOON 728 Севмаш 1986 г. середина
- - - лодка закладывалась, готовился задел, в 1988 г. строительство прекращено при готовности 40%, задел разобран на металл в 1990 г.

Бортовые номера:

, 2011 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/ , 2011 г.
Щербаков В. Рождение "Тайфуна". // Мир оружия. №4 / 2006 г.
Jane"s fighting ships. 2011 г.
Russian-ships.info. Сайт
Год ТК-208 ТК-202 ТК-12 ТК-13 ТК-17 ТК-20
1990 г. 834 821 840 818 830
1994 г. 824

Класса "Акула" до сих пор является непобежденным рекордом СССР. Находясь в автономном плавании 120 суток, она с легкостью и незамеченно пересекала океаны, ей под силу разломать толстый арктический лед и поразить цели противника, в течение короткого времени выпустив весь боекомплект баллистических ракет. Сегодня найти ей применение не могут, а ее судьба туманна.

Наш ответ

Развернувшаяся между СССР и США, требовала от обеих сторон достойных ответов на обоюдные вызовы. В 70-х годах Соединенные Штаты получили на вооружение корабль с водоизмещением 18,7 тонны. Скорость его составляла 200 узлов, в оснащение входило оборудование, совершавшее подводные пуски ракет с глубины от 15 до 30 метров. В ответ от советской науки и военно-промышленного комплекса руководство страны потребовало создания превосходящей техники.

В декабре 1972 года было выдано тактико-техническое задание на создание подводного крейсера с шифром «Акула» и номером 941. Начало работ стартовало с постановления правительства о начале разработки, проект поручили выполнить ЦКБ «Рубин». Реализация конструкторской мысли произошла в самом крупном эллинге мира - на заводе «Севмаш», закладка состоялась в 1976 году. При строительстве подлодки было сделано несколько технологических прорывов, один из них - агрегатно-модульный способ постройки, что существенно сократило сроки сдачи объекта. Сегодня этот метод применяется повсеместно во всех видах кораблестроения, но подводная лодка класса «Акула» была первой во всем.

В конце сентября 1980 года с верфи Северодвинска был спущен в Белое море первый подводный крейсер «Акула» проекта 941. По морской легенде или были, на носу подлодки, пока ее не спустили на воду, ниже ватерлинии, была нарисована оскалившая зубы акула, хвостом обвивавшая трезубец. После спуска в море рисунок исчез под водой и эмблему никто больше не видел, но народная память, падкая на символику и приметы, сразу дала название крейсеру - «Акула». Все следующие подлодки типа 941 получали то же название, а для членов экипажей была введена собственная символика в виде нашивки на рукаве с изображением акулы. В США крейсеру дали название «Тайфун».

Конструкция

Подводная лодка класса «Акула» по конструкции напоминает катамаран - два корпуса, каждый из них имеет диаметр 7,2 метра, расположены параллельно друг другу в горизонтальной плоскости. Герметичный отсек с модулем управления расположен между двумя главными корпусами, в нем находятся пульт управления и радиотехническое вооружение крейсера. Ракетный блок находится в передней части лодки между корпусами. Переходить из одной части лодки в другую было возможно по трем переходам. Весь корпус лодки состоял из 19 водонепроницаемых отсеков.

Проекта 941 («Акула») имеют в конструкции, у основания рубки, две всплывающие эвакуационные камеры вместимостью на весь действующий экипаж. Отсек, в котором разместился центральный пост, расположен ближе к корме крейсера. Титановая обшивка укрывает два центральных корпуса, центральный пост, торпедные помещения, остальная поверхность зашита сталью, на которую нанесено гидроакустическое покрытие, надежно скрывающее лодку от систем слежения.

Передние убирающиеся рули горизонтальной конструкции находятся в носовой части лодки. Верхняя рубка усилена и оснащена крышей округлого строения, способной взламывать прочное ледовое покрытие при всплытии в северных широтах.

Характеристики

На подлодки типа 941 устанавливались энергетические установки третьего поколения (их мощность составляла 100.000 л. с.) блочного типа, размещение было разведено на два блока в прочных корпусах, что уменьшило габариты ЯЭУ. При этом эксплуатационные качества были улучшены.

Но не только этот шаг сделал легендарными подводные лодки класса «Акула». Характеристики ГЭУ включали два водо-водяных ядерных реактора ОК-650 и две турбины парового типа. Все собранное оборудование позволило не только повысить эффективность всей работы подлодки, но существенно снизить вибрацию, а соответственно, улучшить шумоизоляцию корабля. Атомная установка вводилась в действие автоматически при исчезновении электрического питания.

Технические характеристики:

  • Максимальная длина - 172 метра.
  • Максимальная ширина - 23,3 метра.
  • Высота корпуса - 26 метра.
  • Водоизмещение (подводное/надводное) - 48 тыс. т./23,2 тыс.т.
  • Автономность плавания без всплытия - 120 суток.
  • Глубина погружения (максимальная/рабочая) - 480 м/400м.
  • Скорость плавания (надводная / подводная) - 12 узлов/25 узлов.

Вооружение

Основное вооружение - твердотопливные баллистические ракеты «Вариант» (вес в корпусе - 90 т., длина - 17,7 м.). Дальность ракеты составляет 8,3 тыс. километров, боевая часть разделяется на 10 боеголовок, каждая из которых имеет мощность в 100 килотонн в тротиловом эквиваленте и индивидуальную систему наведения.

Старт всего арсенала боекомплекта подлодки может осуществляться единственным залпом с коротким интервалом старта между единицами ракет. Запуск боекомплекта производится из надводного и подводного положения, максимальная глубина на старте составляет 55 метров. Проектные характеристики предусматривали боекомплект в 24 ракеты, впоследствии уменьшенный до 20 единиц.

Особенности

Подводные лодки проекта 941 «Акула» оснащались энергоустановкой, состоящей из двух модулей, разнесенных в разных, надежно укрепленных корпусах. Состояние реакторов отслеживалось импульсной аппаратурой, системой автоматического реагирования при малейшей потере электроснабжения.

При выдаче задания на проектирование одним из обязательных условий было обеспечение безопасности лодки и экипажа, так называемый безопасный радиус, для чего были рассчитаны методом динамической прочности и проверены экспериментальным путем узлы корпуса (два всплывающих модуля, крепление контейнеров, сопряжение корпусов и т. д.).

Подводная лодка класса «Акула» строилась на заводе «Севмаш», где специально для нее был спроектирован и создан самый большой в мире крытый эллинг, или цех № 55. Корабли проекта 941 характеризуются повышенной плавучестью - более 40 %. Чтобы лодка полностью погрузилась, ее балласт должен составлять половину ее водоизмещения, отчего появилось второе название - «водовоз». Решение о подобной конструкции было принято с дальновидным прицелом - проводить ремонт, профилактику будет необходимо на существующих пирсах и ремонтных заводах.

Этот же запас плавучести обеспечивает выживаемость корабля в северных широтах, там, где требуется взламывать толстое ледяное покрытие. Подводные лодки типа «Акула» проекта 941 справлялись с жесткими условиями северного полюса, где толщина льда достигает 2,5 метра с сопутствующими ледяными торосами и наплывами. способность вскрывать ледяную толщу неоднократно демонстрировалась на деле.

Комфорт для экипажа

Экипаж подводного крейсера в основном комплектовался офицерами, мичманами. Старший офицерский состав размещался в двух- и четырехместных каютах оборудованных телевизором, умывальником, системой кондиционирования воздуха, шкафами для одежды, письменными столами и пр.

Матросы и младший офицерский состав получили в распоряжение удобные кубрики. На подводной лодке условия для жизни были более чем комфортными, только корабли этого класса оборудовались залом для спортивных занятий, бассейном, солярием и сауной. Чтобы не слишком отрываться от реальности в длительном походе, был создан живой уголок.

На приколе

За весь период строительства подлодок типа 941 было принято на вооружение ВМФ шесть крейсеров:

  • «Дмитрий Донской» (ТК - 208) . Принята в декабре 1981 года, после модернизации вновь приступила к ведению службы в июле 2002 года.
  • ТК-202. Получила порт приписки и принята на вооружение в декабре 1983 года. В 2005 году лодка была разрезана на металлолом.
  • «Симбирск» (ТК-12). Принята в состав СФ в январе 1985 года. Была утилизирована в 2005 году.
  • ТК-13. Крейсер был принят на службу в декабре 1985 года. В 2009 году корпус был разрезан на металл, часть подлодки (шестиотсечный блок, реакторы) переведены на долгосрочное хранение на Кольский полуостров.
  • «Архангельск» (ТК-17). Дата поступления на флот - ноябрь 1987 года. В связи с отсутствием боекомплекта с 2006 года обсуждается вопрос утилизации.
  • «Северсталь» (ТК-20). Приписана в ряды ВМФ в сентябре 1989 года. В 2004 году вышла в резерв из-за отсутствия боекомплектов, планируется к утилизации.
  • ТК-210. Закладка конструкций корпуса совпала со сломом экономической системы. Лишилась финансирования и была разобрана в 1990 году.

Атомные подлодки класса «Акула» были сведены в одну дивизию, базой для них служит Западная Лица (Мурманская область). Реконструкция бухты Нерпичья была окончена в 1981 году. Для базирования крейсеров типа 941 были оборудованы причальная линия, пирсы со специальными возможностями, построен уникальный кран грузоподъемностью 125 тонн для погрузки ракет (не введен в эксплуатацию).

Современное состояние

На сегодняшний день все имеющиеся в наличии атомные подводные лодки класса «Акула» находятся в порту приписки в законсервированном виде, решается их дальнейшая судьба. Подлодка «Дмитрий Донской» была модернизирована под боевое снаряжение «Булава». По сообщениям в СМИ, в 2016 году планировалось утилизировать недействующие экземпляры. Сообщений о реализации плана не было.

Гигантская подводная лодка проекта 941 «Акула», до сих пор является уникальным вооружением, единственным крейсером, способным нести боевое дежурство в Арктике. Они почти неуязвимы для противолодочных подлодок, находящихся на вооружении США. Также ни один потенциальный противник не имеет технических авиационных средств для обнаружения крейсера под толщей льда.