Что вывозили купцы из руси. Раздел I

Торговля в Древней Руси с момента основания древнерусской государственности в IX веке и до монгольского нашествия имела большое значение. Особенно выделялась внешняя торговля, она была важной составляющей экономики древнерусских княжеств. Некоторые историки считали её главной опорой экономики Руси того времени . Особенно важную роль она играла в городах. В торговле были заняты различные слои городского населения, она связывала между собой ремесло, сельское хозяйство и промыслы .

Историк Б. А. Рыбаков в истории торговли в Древней Руси выделял два периода: IX-XI вв. и XI-середина XIII вв. .

Внутренняя торговля

В городском населении Руси значительную долю составляли мелкие торговцы и ремесленники. Ремесло в Древней Руси получило значительное развитие, благодаря чему рос внутренний рынок, а торговля выходила на новый уровень. Продукция ремесленников находила сбыт не только внутри страны, но и за её пределами. Рынки, именуемые также «торгами», были развиты не только в городах, но и в каждом относительно крупном населённом пункте. Сюда собирались крестьяне из окрестных мест и обменивали продукты своего труда на железные или медные орудия, утварь и т. д., как правило продукты питания жители деревень меняли на изделия посадских ремесленников. При этом многие из ремесленников имели на рынках постоянные лавки . Для мелких взвешиваний при торговле применялись миниатюрные весы. А для взвешивания тяжелых грузов (7-8 пудов) служили большие весы - безмены, известные по находкам в Старой Рязани , Новгороде и других городах. Концентрация в крупных торговых центрах свинцовых пломб, которыми опечатывали тюки товаров или связывали служившие платежным средством меха, свидетельствует о постоянном росте торговли вплоть до нашествия Батыя .

Между тем городские рынки также были тесно связаны с политической жизнью и управлением. Именно на рыночных площадях делались все официальные объявления. Согласно «Русской Правде », при поимке вора заявитель должен был сообщить об этом именно на рыночной площади. Также на городских рынках народ собирался на вече, особенно в случае, если оно было созвано людьми, находившимися в оппозиции князю. Характерным примером, подтверждающим важность рыночных площадей, служат действия князя Изяслава , который в 1069 году перенёс главный киевский рынок из центра города на холм, поближе к собственному дворцу .

На рынках древнерусских городов покупались и продавались самые разнообразные товары. По мнению М. Н. Тихомирова, значительную роль в формировании перечня предметов торга играла сельская местность . В источниках того времени упоминаются: оружие, кузнечные изделия, металлы, соль, одежда, шапки, меха, полотно, гончарные изделия, древесина, пшеница, рожь, просо, мука, хлеб, мед, воск, благовония, лошади, коровы, овцы, мясо, гуси, утки, дичь и т. д. В небольших городах торговля как правило была в руках местных купцов. При этом особую активность в открытии своих представительств по всей Руси проявляли новгородские купцы .

Стольные княжеские города были также и важнейшими торговыми пунктами, куда направлялись товары из далёких областей Руси. Главными торговыми городами Руси длительное время были находящиеся на пути «из варяг в греки» Новгород , Смоленск , Киев , Олешье . Позднее к ним добавились Тмутаракань , Чернигов , Галич , Полоцк , Владимир-на-Клязьме и др. Торговые пошлины были важной частью княжеских доходов .

Внутренняя торговля в Древней Руси была явлением повседневным и мало привлекала к себе внимание современных ей летописцев. Поэтому сведения о внутреннем обмене неполны и отрывочны. Даже сведения о ценах на продукты питания летописцы сообщали с целью подчеркнуть их высоту .

Внутренняя торговля, успехи которой были теснейшим образом связаны с развитием ремесла и торговли и отделением его от земледелия, переживала своё цветущее время в XI и начале XII вв. В это время на торговых площадях больших городов можно было купить многое. Если мы представим себе «богатого гостя Садко», который скупает все товары Великого Новгорода, то мы должны будем признать, что возможности у него были большие. Он мог на торгу не только попить меду, поесть пирогов, одеться в китайский шелк или во фризское сукно, но мог при желании купить себе сотни рабов, мог тут же на торгу одеть их, вооружить и посадить на коней или в ладьи. Больше того, тут же в Новгороде он мог купить участок земли, купить строительный лес, нанять за деньги «древоделей» и построить хоромы с крепким тыном, внутреннее убранство которых также в значительной степени могло быть куплено на торгу.

Вплоть до XI века, то есть до распада Древней Руси на ряд независимых княжеств, торговля характеризовалась развитием внутреннего товарооборота, вывозом за рубеж продукции отечественных ремесленников и утратой самой торговлей транзитного характера. После начала феодальной раздробленности изменились торговые пути, всё большее внимание русских купцов привлекала Северная Европа. В этот период возникли первые купеческие гильдии на Руси .

Б. А. Рыбаков выделял два типа рынков: сельский и городской. При этом товары с сельского рынка, как правило, поступали в близлежащий город. Продукция городских ремесленников распространялась на 150-400 километров от места её производства, что было значительно больше, нежели у сельских ремесленников. Одновременно иностранные купцы, покупавшие продукцию русских ремесленников, распространяли её в своих странах .

Денежная система

Становление денежного обращения на славянских землях Восточной Европы происходит на рубеже VIII -IX веков , когда началась активная торговля Северной и Восточной Европы со странами Халифата . Восточноевропейские страны, лишённые крупных рудных запасов монетного металла, активно импортировали серебро . В первой трети IX века в Древней Руси получили распространение монеты, которые чеканили в африканских центрах Халифата и которые попадали на Русь кавказским и среднеазиатским торговыми путями. С 830-х годов распространение получают дирхемы азиатской чеканки .

В северных областях на замену дирхемам пришли западноевропейские денарии германской, английской и скандинавской чеканки. Они имели хождение до начала XII века .

Внешняя торговля

Внешняя торговля была тесно связана с системой данничества, получившей особое развитие на Руси в -X веках . Дань взималась деньгами (бель и щеляги - серебряные монеты или гривны - серебряные слитки), а также мехами пушных зверей. Часть её также составляли скот, продукты питания и т. д. Каждый год после сбора дани, который именовался полюдьем , значительная её часть продавалась на внешнем рынке, преимущественно в Византии . При этом в торговлю оказался вовлечённым военный элемент, так как княжеские дружинники сопровождали купеческие караваны, охраняя их от атак кочевников - венгров , печенегов и др. В X веке благодаря ряду военных конфликтов киевские князья создали благоприятные условия для торговли на Чёрном море , в Византии, Хазарском каганате и Волжской Булгарии . В этот период в древнерусской торговле значительную роль играли дружины варягов -викингов, которые в VIII веке проложили торговый путь из Балтийского в Чёрное и Каспийское моря. Он пролегал через Русь и играл крайне важную роль. За один поход варяги могли принять участие в грабительском набеге, торговать или поступить на службу в качестве наёмников. Дружины варягов на Руси получили наименование гостей, впоследствии термин гость стал обозначать заграничного купца . В X веке русские сами организовали торговлю по этому пути, продолжая извлекать прибыль из транзитной торговли .

Б. А. Рыбаков во внешней торговле особенно выделял связи с арабско-персидским миром. Торговля восточных славян с арабами началась еще в VII веке и продолжалась до XI века. Вначале посредником выступал Хазарский каганат. При этом арабские купцы торговали как с теми племенами, которые были в политической зависимости от хазар, так и с сохранявшими независимость. В свою очередь, славяне также посещали арабские страны и Персию, особенно побережье Каспийского моря. В начале XI века торговля с арабами замирает и возобновляется только в следующем веке .

Внешняя торговля древнерусских княжеств была тесно связана с тремя торговыми путями :

  • путь «из варяг в греки» , начинавшийся из Варяжского моря , по озеру Нево , по рекам Волхов и Днепр выходивший в Чёрное море , Балканскую Болгарию и Византию ;
  • Волжский торговый путь , шедший от города Ладога на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию , Персию и Закавказье ;
  • сухопутный путь из Центральной Европы в Киев.

Монгольское нашествие нанесло тяжелейший удар по экономике древнерусских княжеств и привело к резкому сокращению всех видов зарубежных контактов. Международные связи в Восточной Европе были надолго парализованы и возродились уже по другим руслам во время становления централизованного русского государства .

Предметы торга

Летописи сохранили достаточно подробные сведения об основных товарах внешней торговли. Историк Б. А. Рыбаков выделял несколько товаров, которые он считал наиболее значимыми во внешней торговле княжеств Древней Руси и которые были предметом экспорта:

  • Рабы (и в особенности более высоко ценившиеся рабыни). Их славяне захватывали в набегах на соседей либо во время междоусобных войн. Традиции работорговли у славян, появившиеся в VI веке , сохранились и в эпоху Древней Руси. Торговля людьми сохранялась вплоть до монгольского нашествия на Русь, хотя и несколько уменьшилась в масштабах к тому времени. Свидетельства об этом сохранились в русских, греческих, арабских, германских, персидских, армянских и еврейских хрониках и летописях. Русские купцы продавали рабов в Константинополе, Преславе-на-Дунае, Булгаре , Итиле , Керчи , Праге , Дербенте , Багдаде , Александрии и т. д.
  • Меха. Б. А. Рыбаков отмечал, что хотя древнерусское хозяйство не было охотничьим, требования князей выплачивать дань пушниной заметно стимулировали добычу мехов. В тех районах Руси, где не было ценных видов пушных зверей, снаряжались экспедиции за мехами. Особенно активно торговали мехами новгородские купцы, добывавшие их в том числе в районах Белого моря и Приуралья (и даже восточнее - в Югре , где меха выменивались на железные изделия у местных народов, ещё пребывавших на стадии неолита) .
  • Воск и мёд . Потребности освещения делали воск очень ценным товаром. Воск продавали кругами и бочками. Взвешивали не менее чем пудами . Сохранилась и специальная русская мера «пуд вощаной», эталоны которой хранились в палатах в Новгороде и Смоленске .
  • Льняные ткани. Предположительно, изделия из льна были частью дани, выплачиваемой крестьянами князьям. Купцы торговали ими в Византии, Хорезме и странах Европы. В Италии среди сортов ткани выделялась «русская ткань» (возможно, впрочем, что такое название носила ткань, попадавшая в Италию через Русь транзитом из Византии и с Востока ).
  • Ювелирные изделия. Предметы работы древнерусских ювелиров очень ценились в Центральной Европе и Восточной Европе. Археологи находят их в Польше , Чехии , Германии и прибалтийских странах. Из Руси они вывозились в основном по двум путям - через Краков в Польшу и Чехию, и через Балтику в приморские славянские города и Германию .

Б. А. Рыбаков также выделял ряд товаров, которые занимали особое место в числе предметов древнерусского импорта:

Также предметами как внешней, так и внутренней торговли были: зерно, вина, иконы, ювелирные украшения, фрукты, изделия из стекла, клыки моржей, драгоценные камни, дамасская сталь, лошади, пенька, канаты, холстина, хмель, сало, говяжий жир, овчины и шкуры, соль, пиво и т. д.

Торговое право и договоры

Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы русских купцов. Особенно заметно это было в договорах с Византией и в «Русской правде» более поздней редакции XII - начала XIII веков , которая предусматривала некоторые меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с войнами и другими обстоятельствами . В IX-X веках русские дружинники были единственными, кто добился права на беспошлинную торговлю в Константинополе .

В период до татаро-монгольского нашествия русское торговое право имело международный аспект. Отношения между русскими и иностранными купцами регулировались рядом международных торговых договоров и соглашений, первым из которых был договор Олега Вещего с Византией. В начале XI века было заключено торговое соглашение между Русью и Волжской Булгарией. Возможно, торговые статьи входили в мирные договоры, заключённые с хазарами в XI-XII веках .

На Руси также существовали купеческие объединения, аналогичные западноевропейским гильдиям и торговым братствам. Как правило, купцы в Древней Руси объединялись для борьбы с княжеской властью, контроля над торговлей в пределах конкретного города, взаимной помощи, защиты купеческих интересов и т. д. Также существовали и празднично-культовые цели: объединение имело своего христианского покровителя, в церкви которого устраивались совместные празднования, хранились товары членов объединения, казна, архив, эталоны весов и т.д. В случае конфликта с князьями купеческие объединения зачастую искали поддержки у городских ремесленников .

В качестве примера таких объединений Б. А. Рыбаков приводит Иванскую общину в Великом Новгороде, возникшую в 1134-1135 годах. Во главе общины стояли пять старост, в число которых входил и тысяцкий

  • Вернадский Г.В. Золотой век Киевской Руси. - М. : Алгоритм, 2012. - 400 с. - ISBN 878-5-699-55146-0.
  • Древняя Русь. Город, замок, село / Рыбаков Б.А.. - Москва: Наука, 1985. - 429 с.
  • История культуры Древней Руси / Греков Б.Д., Артамонов М.И.. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1951. - 483 с.
  • Куза А. В. Малые города Древней Руси. - Москва: Наука, 1989. - 168 с. - ISBN 5-02009473-0 .
  • Тихомиров М.Н. Древнерусские города. - Москва: Государственное издательство политической литературы, 1956. - 477 с.
  • Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. - Ленинград, 1974.

В те далекие времена, когда рыночные отношения носили случайный характер, а межплеменной обмен, обнаружив свои положительные сторо­ны, быстро развивался, предметами обмена были продукты местного хо­зяйства, ремесел, да и все другие монопольные продукты, которые не про­изводились в другом месте.

Ожидая прихода своих партнеров по торговле, купцы строили городи­ща - трех-, четырехугольные площадки, стороны которых были примерно равны 200-300 шагам, огороженные камнями и рвом. В городищах складывали товары, а в случае нападения укрывались от врагов.

Позднее наиболее удобным оказалось устройство пунктов обмена около замка или военной стоянки, так как эти стоянки одновременно являлись и товарными складами. Сюда сводилась вся дань с окрестностей, чтобы потом обмениваться на товары иноземного происхождения. В X в. такими военно-торговыми стоянками князей были Киев и Новгород. В Киеве складывалась дань, собираемая с Южной, а в Новгороде - с Северной Руси.

Вокруг военных лагерей разбивался рынок, который не был постоянным торгом, а походил скорее на периодическую ярмарку, приуроченную к определенным временам года, но особенно к моменту, когда князья ходили в «полюдье», т.е. занимались организованным грабежом.

Одновременно с оптовой внешней торговлей, которую вели «торговые гости» или уполномоченные феодалов, развивалась и розничная внутренняя торговля. Значительное количество горожан превращало мелкую (розничную) торговлю в свое постоянное занятие.

Переход крестьянских повинностей из разряда натуральных в разряд денежных резко изменил как взаимоотношения владельческого и крестьянского хозяйства, так и структуру последнего. Чтобы уплатить денежные повинности, крестьяне должны были реализовать на рынке свои продукты.

«Товарная часть» крестьянского хозяйства состояла из разнообразных продуктов в зависимости от условий местного производства и сбыта. Таковым преимуществом был, например, лен в Псковской и Новгородской областях; хлеб, скот, кожа, сало, масло - в более плодородных южных местностях; продукты огородничества - вблизи городов, а главный продукт землевладельческого производства - хлеб производился не только для собственных нужд, но и для сбыта, притом на весьма отдаленных рынках. По свидетельству имперского посла дипломата Сигизмунда Герберштейна, побывавшего на Руси в 1517 и 1525 гг., в Москву зимой ежедневно привозилось до 700-800 подвод с хлебом, рыбой и другими продуктами, причем хлеб привозился из отда­ленных местностей, расположенных на расстоянии до 1600 миль.

При необеспеченности и низком уровне благосостояния крестьянского хозяйства вообще товарная часть его абсолютно не могла быть сколько-нибудь значительна. Некоторые иностранные наблюдатели (например, Даниель Принц) указывали, что крестьяне Московской Руси в XVI в. жили очень бедно, питались одним ржаным хлебом, а остальные более ценные продукты своего хозяйства продавали па рынке.

Внутренней торговлей на Руси занимались различные слои населения - князья, бояре, духовенство, купцы, а также простые люди.

Представители государственной власти, князья-вотчинники, «волостели» не только вели торговлю, но и пользовались ею для взимания в свою пользу всевозможных поборов и пошлин. Внутренняя торговля облагалась особыми сборами в пользу князя: тамга, мыт, веечее, гостинное и пр., от которых часто освобождались монастыри. Об этих сборах говорят многочисленные договоры и жалованные грамоты, а начиная с XI В. и «Русская правда» (карамзинский список).

К XIV в. торговля как профессиональная деятельность сосредоточилась в руках купцов. Финансировать торговлю начали крупные бояре; в этом отношении среди городов лидировал Новгород, где уже в XIII в. наметились также явления, которые в Москве развились лишь в XV-XVI вв. Во всяком случае, крупные имущественные состояния, нажитые в новгородской торговле, встречаются уже в XIII в.

Чтобы стать полноправным «пошлым», как тогда говорилось (от слова «пошло», т.е. потомственный), купцом в Новгороде, необходимо было вступить в особую организацию купечества, резиденцией которой была Ивановская церковь.

В связи с этим следует обратить внимание на изменение цен, на при­мере цен на хлеб. Такие расчеты за период с середины XVI в. до начала XX в. опубликованы Б.Н. Мироновым в книге «Историк и социология». Индекс цен - показатель общего уровня цен, характеризующий измене­ние цен во времени относительно базового периода, принимается за 100. Если принять за базовый период, т.е. с индексом, равным 100, период 1701 -1710гг., то в 1551 - 1560гг. он составлял 170, в 1651 - 1660гг.- 160, а в 1791 -1800 гг. - 555 и в 1901 -1910 гг. - 1940.

Сопоставление динамики цен в России и Западной Европе показывает, что во второй половине XVI - первой половине XVII в. цены в Европе по­вышались, а в России снижались. Во второй половине XVIII в. в России продолжался стремительный рост цен, в Европе же наблюдалось медлен­ное повышение цен - примерно на 40-80%.

Приведенные сведения показывают, что Россия осталась в стороне от революции цен в Западной Европе, проходившей во второй половине XVI - первой половине XVII в. Зато в XVIII в. в отличие от Европы цены в России повысились в 5-6 раз - примерно настолько, насколько они поднялись на Западе во времена революции цен.

Вступительный взнос определялся в 50 гривен серебром. «А кто хочет в купечество вложиться в Ивановское, дает купцам пошлым вкладу 50 гри­вен… а не вложится кто в купечество, не даст 50 гривен серебра, то не по­шлый купец». Взнос давал право вести торговлю и купеческие дела, быть избираемым на общественные должности и участвовать в самоуправлении.

Торговля и товарообмен между городом и ближайшим районом проис­ходили обычно на особых рынках, называвшихся торгами и имеющих зна­чение центра общественно-экономической жизни города. Торг, как прави­ло, находился в центре города, близ княжеских хором, разделяясь на ряды по роду товара: суконный, вощинный, щепеный, хлебный и др. Поскольку торговля вначале носила преимущественно меновый характер, то на рынок шел всякий, кто имел какую-либо вещь, которую он хотел сбыть и за ко­торую хотел приобрести какую-нибудь другую вещь.

Согласно «Русской правде» рынок являлся не только местом торговли, но и местом, где разыскивались украденные вещи. «Закликать па торгу», т.е. объявить о розыске пропавшей вещи, было одной из обязательных судебных процедур. Другими словами, внутренние торговые отношения между отдельными городами были настолько незначительны, что такой розыск вещей признавался целесообразным.

Новгород, Смоленск, Киев и многие другие города, имели обширные и многочисленные рынки-базары (в Киеве, например, было 8 особых рын­ков), специализирующиеся па различных товарах, и большое количество иногородних купцов.

В 80-х гг. XVI в. в Великом Новгороде было два гостиных двора и 42 торговых ряда с 1500 лавками, в Пскове - 40 торговых ряда с 1478 лавками, в Серпухове (в 50-х годах)- 250 лавок и амбаров.

По свидетельству Адама Олеария - немецкого ученого и путеше­ственника, побывавшего в России в 30-х гг. XVII в., в Москве существовал специальный рынок «за Белой стеной», где можно было приобрести зара­нее заготовленный сруб дома, который оставалось лишь перевезти на ме­сто и собрать.

Главнейшим пунктом внутренней и внешней торговли являлась, конеч­но, Москва. Сюда стекались продукты охоты, рыболовства и звероловства из Сибири и с севера, изделия из железа с Урала и из Тулы, предметы обихода и роскоши из-за границы. Москва стояла на пересечении новых торговых путей, значительно изменившихся к лучшему сравнительно с пу­тями Киевской и Новгородской Руси. Старый путь на Запад и в Европу через Новгород пролегал через Тверь, Торжок, Новгород, Нарву. Другой Западный путь шел через Смоленск, Витебск, Ригу.

В XVI-XVII вв. все большее значение приобретает Северный путь на Вологду через Сухону, Устюг, Двину на Архангельск - маршрут, открытый англичанами и давший сильный толчок развитию англо-русской торговли.

По размерам торгового оборота на первом месте стояла Москва - около 450 тыс. руб., или около 1/3 оборота всей страны; на втором мес­те - Казань - 140 тысяч рублей, или около 10%; далее Нижний Новго­род- 50 тысяч рублей, Ярославль- 35 тысяч рублей и др.

Всех иностранцев поражали обилие лавок в Москве и других городах и склонность русских к торговле. По наблюдениям Кильбургера (1674г.), в Москве количество лавок было больше, чем в Амстердаме, но лавки эти представляли собой маленькие ларьки, в которых купцу трудно было по­вернуться.

Самой крупной ярмаркой в XVII в. была ярмарка у Холопьего городка в Архангельской губернии, где торг был исключительно меновой - обме­нивались пушниной и ремесленными изделиями. «С этим Холопьим го­родком у историков было много забот», - отмечал исследователь Сергей Марков. До сих пор об этом городке нет никаких точных сведений. В рус­ских летописях он никогда не упоминался, а между тем о нем писали и Сигизмунд Герберштейн и Николай Карамзин, и Тимофей Каменович-Рвовский, и Александр Мусин-Пушкин. Уже в наше время Сергей Марков ездил в город Молочу накануне его затопления водами нового рукотворного моря, видел огромный луг у самого Моложского устья. Туда при Иване III была перенесена ярмарка у Холопьего городка. Вызывает недоумение: за­чем так далеко, за пятьдесят верст от Волги, надо было выбирать место для первой в России ярмарки?

Сигизмунд Герберштейн, описавший Холопий городок, фантазировал, говоря, что новгородские холопы однажды захватили жен своих господ, когда последние находились в походе, а разгневанные мужья выгнали хо­лопов из Новгорода, и те обрели себе защиту в стенах Холопьего городка. Потом там и открылось огромное меновое торжище, куда сходились московиты, шведы, ливонцы, татары и другие приезжие из восточных и северных стран. Тимофей Каменович-Рвовский писал, что Холопий городок давал ежегодно 180 пудов серебра от одних только торговых пошлин.

В начале XVII в. открылась Макарьевская ярмарка под стенами монастыря у Нижнего Новгорода. Сюда приезжали купцы с товарами из Москвы, Архангельска, Великого Новгорода, и здесь велся торг с купцами Во­стока, привозившими свои товары с низовий Волги через Астрахань.

Вплоть до XV в. монополии торговли с Новгородом принадлежала Ганзе. Развитие Московского государства положило конец этой монополии; ганзийский двор в Новгороде был закрыт, имущество купцов разграблено. Хотя в следующем столетии договор с Ганзой и был возобновлен от имени Москов­ского правительства, торговые гости неохотно посещали эту страну, тем бо­лее что Ганза в то время переживала период острого бестоварья. Распад Ганзы сократил до ничтожных размеров торговлю Запада с Россией.

Во второй половине XVI в. английская торговая компания отправила небольшую эскадру для установления непосредственных торговых сноше­ний с Индией и Китаем по Северному морскому пути. Два корабля погиб­ли, а третий (под командой капитана Ченслера) попал в Белое море. С этого времени начались торговые сношения Англии с Россией. Была созда­на специальная компания для этой торговли, получившая монополию с со­гласия английского правительства и ряд привилегий у московского прави­тельства. Англичане имели право беспошлинно торговать во всем Москов­ском государстве, вести торговлю с Востоком - Персией и Бухарой, пост­роить канатный завод в Вологде, добывать под Вологдой железную руду, заводить конторы и подворья по всему государству. Караваны с мехом, пенькой, льном, холстом, железом и хлебом потянулись в Англию. Кроме того, транзитом из Персии англичане вывозили хлопок, шелк, ковры.

В XVII в. в Архангельском порту, через который шла заморская тор­говля, появились суда голландцев, фламандцев, немцев. Особенно успешно развивалась торговля России с Голландией.

Если сравнить экономическое развитие Московского государства той эпохи с развитием западноевропейских стран, Московия была страной в значительной мере отсталой. Впрочем, в конце XVI - начале XVII столе­тия в Московском государстве было много торговых и промышленных го­родов. Села и пригороды, расположенные севернее Москвы, поставляли на рынок большое количество полотна (в особенности славилось ярослав­ское и вологодское полотно); во многих городках было развито кожевенное производство; в Череповецком, Устюжском и Тихвинском уездах добыва­лась железная руда. В Москве насчитывали около 250 различных специ­альностей ремесленников. Оживленная торговля проходила на многих мелких рынках и ярмарках. Таким образом, можно, пожалуй, сравнивать экономическое развитие Московского государства той эпохи с XIII-XIV столетиями в Западной Европе,

Так называемая полная лавка занимала обычно площадь 4-5 сажень, но по большей части преобладали «пол-лавки», «четверть лавки». Впро­чем, некоторые торговцы имели по 1 1 / 2 - 2 и более лавок в одном или разных рядах.

Путешественник Якоб Рейтенфельс (1671 - 1673), описывая торговлю вокруг Кремля и Китай-города в Москве, подчеркивал разнообразие прода­ваемых здесь товаров- шелковые ткани, полотно, серебро, иностранные вина, меха, колокола, топоры, кожа, ковры, сало, сбруя, иконы, хлеб и пр.

В Москве в 1626г. в торговой части (Китай-городе) имелось 827 тор­говых владений типа постоянных лавок и 680 переносных торговых помещений, палаток, скамеек и пр. Торговля одинаковыми товарами сосредоточива­лась обычно в особых рядах - шерстяном, шелковом, соболином, железном и пр.; таких рядов иностранные путешественники насчитывали десятки.

Конечно, нельзя преувеличивать ни размеров и оживленности этого торгового оборота, ни его свободы и организованности. При отсутствии хо­роших сухопутных сообщений и замерзаемости рек торговый капитал часто оборачивался только один раз в год, иногда и того менее. Дороги, непроез­жие из-за топей и лесов, также были опасны по причине грабежей. Кроме того, тяжелым бременем на торговлю ложились всевозможные сборы, та­моженные пошлины, проездные, тамга, мостовщина, мыт и пр.

Уже в XVI в. среди владельцев лавок, например в пушном, соляном, кожевенном и других рядах, встречались не только мелкие торговцы-ре­месленники, но и более крупные купцы, ведущие розничную или даже оп­товую торговлю. Это уже не «ремесленники», а представители капитала. Но, бывало, и крестьянское хозяйство выхолило из рамок местного товаро­оборота и занималось более крупной торговлей. В некоторых городах, на­пример в Устюге, были крестьяне, которые торговали «большие товары», т.е. вели оптовую торговлю, притом на занятый капитал.

Именно из этих бывших «пашенных» крестьян чаше всего выходили торговые и посадские люди, купцы, которые занимались торговлей как профессионалы, часто уже на свой сколоченный капитал.

В южных приграничных городах особенно успешно торговали ратные люди: в Туле, например, им принадлежало 30% всех лавок и только 20% - посадским торговым людям.

Над средней группой профессионального купечества «возвышалось» крупное и именитое купечество - «гости». Звание «гостя» было привиле­гированным, и присваивалось оно за особые заслуги очень немногим ли­цам. В начале XVII в. в Москве их насчитывалось около 30. Но, конечно, в основе этого почетного звания лежала величина торгового капитала.

Главным правилом, впоследствии закрепленным Новоторговым уставом 1667г., было запрещение иностранцам заниматься розничной торговлей с населением. «Всем иностранцам никаких товаров врозь не продавать… и по ярмаркам им и ни в которые города с товарами своими и с деньгами не ездити и приказчиков не посылать». Все сношения можно было вести только через русское купечество.

Внешняя торговля довольно быстро развивалась, преимущественно с немцами, шведами, англичанами. Секретарь шведской королевской коммерц-коллегии Иоганн Филипп составил списки товаров, которые ввозились и вывозились Московией с 1655 -1671 гг. Было вывезено: 10 000 ластов (около 1 миллиона пудов) хлеба, меха на 98 тысяч рублей, кожи на 371 тысячу рублей, около 500 тысяч аршин холста и полотна, сало на 126 тысяч рублей, икра, воск и пр. В списке ввозимых через Архангельск товаров фигурируют: жемчуг, золотые и серебряные изделия, 28 тысяч стоп бумаги, 10 тысяч немецких шляп, 837 тысяч.булавок и иголок, золотые монеты, вино, имбирь, перец, сельдь, оружие, москательные аптекарские товары, сукно.

Вся экономика ввоза и вывоза товара, как отмечают специалисты, основывалась в значительной мере на весьма низких ценах на отпускные товары в Московии и высоких ценах на них за границей и, наоборот, на относительно низких ценах на изделия, привезенные из-за границы, и высоких цепах на них в Москве. Это давало возможность получить боль­шие прибыли как иностранным, так и русским купцам за счет производи­теля, отчасти и потребителя.

Спи­сок ис­поль­зуе­мой ли­те­ра­ту­ры:

  1. Брю Л.П. День­ги, бан­ки, кре­дит­ные функ­ции М. ВШ 1993
  2. Че­пу­рина М.Н. Курс эко­но­ми­че­ской тео­рии Ки­ров 1999
  3. Полетаева Н.И. Экономическая история зарубежных стран Минск 2002
  4. Бу­лато­ва А.С. Эко­но­ми­ка: учеб­ник М. 1995
  5. Рай­сберг В.А. Курс эко­но­ми­ки М. 1997
  6. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики М. 1996
  7. Камаева В.Д. Экономика и бизнес М. 1993
  8. Учебник по основам экономической теории М. 1996
  9. Черняк В.З. Популярная история экономики и бизнеса М. 2002

В. К. Калугин

Как торговали в Древней Руси? //
Калугин, Валерий Константинович. Вселенский базар:
Книга о рынках, базарах и ярмарках, их истории и многообразии. - СПб.: КультИнформПресс, 1998. - С. 73 – 84.

ТОРГОВЛЯ русских купцов в XVI – XVII веках испытывала всяческое стеснение. Стеснял ее царь – правом «первой купли», введением монополий и собственной широкой торговой деятельностью. Стесняли ее царские гости , пользовавшиеся своими привилегиями для притеснения рядовых купцов. Стесняли ее, наконец, иностранцы, продававшие и покупавшие товары, перебивая торговлю у русских купцов. Бороться с царем, «первым торговцем», а также с его гостями рядовые купцы, естественно, не могли. Гораздо легче им было потягаться силой с иностранцами, которые являлись в то же время иноверцами. Здесь на стороне «наших» было и общее недоверие к иноплеменникам (неизжитое до сих пор!), и сочувствие со стороны церкви, а если отечественным торговцам удавалось убедить и высшую власть в том, что образ действия иностранцев наносит ущерб казне, сокращая ее доходы, – тогда поддержка была им обеспечена.

Конечно, государственные интересы не позволяли вовсе отказаться от иноземной торговли в России, в опасении, как бы не вышло «оттого с немецкими государствами у московского государства нелюбья». Таким образом, приходилось соблюдать определенный этикет и избегать крутых мер, «чтоб тем иноземцев заморских не отогнать». Даже лишив англичан права беспошлинной торговли в 1649 году, царь Алексей Михайлович поспешил обиженных успокоить: мол, «в тех пошлинах им убытку не будет, потому что они все те пошлины наложат на свои товары и продадут те свои товары русским торговым людям, и пошлины их будут на русских торговых людях, а не на них, англичанах». Но, с другой стороны, московскому правительству было ясно, что даже при значительных ограничениях иноземцы все же извлекают огромную прибыль из торговли с Россией и слишком в ней заинтересованы, чтобы от этой торговли отказаться. На стороне правительства было и старинное гостиное право, за которое ратовали русские купцы.

В результате возник ряд постановлений, которые, с одной стороны, действия иностранцев как-то ограничивали, но, с другой, осуществлялись далеко не полностью. Порой иноземцы бунтовали против «неудобных» указов, а правительство смотрело на это сквозь пальцы или тут же вносило в указы поправки.

О ЧЕМ шел спор? К примеру, русские купцы протестовали против торговли иностранцами в розницу: так было в Полоцком княжестве еще в 1406 году. Затем потребовали от них еще большего: закупку товаров по мелочам тоже не производить, а в деревню со своей куплей-продажей вообще не соваться! То же происходило и в Московском государстве.

Даже англичане, пользовавшиеся особыми привилегиями, добились для себя «розничных» льгот лишь в грамоте 1567 года. Однако позднее, в привилегии 1584 года, говорилось, что они «нарочно своих товаров и врозвес и в аршин на своем дворе не продают, не меняют, а продают и меняют свои товары местным делом (то есть оптом. – В. К): сукна кипами и поставы и камки и бархаты поставцы, а не в аршин, а всякой весчей товар врозвес, в золотники не продают, а продают местным делом, а вино фряжское продают куфами (бочками. – В. К), а в ведра и в стопы, и в чарки врознь не продают». То же почти дословно повторяется в английских привилегиях и в 1586-м, и в 1614-м, и в 1628-м... Там же можно прочитать об обязанности продавать и менять сукна кипами и поставами, камки (шелковые ткани) и бархаты косяками и поставцами, но не аршинами, весчий товар берковцами, вина иностранные бочками большими...

Что же касается поляков, то им, имевшим доступ во все русские города, однажды вдруг запретили ездить в «царствующую Москву». Видно, припомнили власти полякам 1612 год! Вот и указ от 16 октября 1672 года установил торговым людям «коруны Польской и княжества Литовского... торговать на Москве отнюдь давать не велеть, а торговать им в порубежных городех...» Впрочем, скоро Государь Московский смилостивился: «Великий Государь указал и бояре приговорили: буде впредь из-за литовского рубежа купецкие люди с товары, для своих торговых промыслов, учнут приезжать к Москве, и им торговать до его Великого Государя указу, повольною торговлею, кроме заповедных товаров, табаку и вина».

В Новоторговом уставе 1667 года говорится: «От города Архангельского и из Великого Новгорода и Пскова пропущать к Москве и в иные городы тех иноземцев, у которых будут Великого Государя жалованные грамоты о торгах за красной печатью, прочих же иноземцев к Москве и в иные городы не пропущать, торговать им у города Архангельского и во Пскове».

Однако, повторяю, эти постановления чаще всего отменялись или бездействовали, так что иностранцы не в одних лишь «порубежных городах» владели торговыми подворьями. Тут принцип был строг: иноземные купцы обязывались останавливаться в специально устроенных для того казенных гостиных дворах. Это правило было введено еще при Иване III: «А ставятся гости с товаром и иноземцы и из московские земли и из уделов на гостиных дворех» – и распространялось оно не только на иноземцев, но также и на приезжих русских купцов.

В XVI СТОЛЕТИИ во всяком мало-мальски значительном русском городе непременно имелся гостиный двор, а то и не один. Именно здесь должны были останавливаться, складывать свои товары и торговать приезжие торговцы. Для жилья на гостином дворе строили избы, где гости, за определенную плату с человека в неделю, пользовались ночлегом и столом. Размер платы, а иногда также и обязательный ассортимент кушаний, определялись особыми уставными грамотами. Лишь приезжий торговец, привезший малое количество товара, мог останавливаться, где хотел, во всех прочих случаях за складирование товара в любом другом месте помимо гостиного двора ему грозил довольно большой штраф.

Точно так же городским жителям строго запрещалось принимать на свои дворы приезжих с товарами. Так, в Пскове, наряду с лавками, находящимися в рядах, где торговали только псковичи (даже жителей Псковского уезда среди торгующих в рядах почти не было), имелись гостиные дворы для приезжих торговцев. А именно: «Двор гостин московских гостей приезжих с 69 амбарами», в каждом – по две избы, соединенные сенями, и «двор гостин льняной» с 81-м амбаром. С каждого амбара брали по 4 деньги в неделю – «за тепло и за стряпню и за соль и за капусту и за скатерть и за квас и за утиральники». Судя по регулярно поступавшей плате, оба гостиных двора были постоянно заняты, весь год полны товарами. При этом приезжие купцы платили несравнимо больше, чем местные: 280 денег в год, тогда как ни в одном ряду плата не превышала полтины с лавки, а в некоторых составляла всего 20 денег или в десять раз меньше...

Из городов, ближайших к Москве, в древних документах гостиный двор упоминается в Коломне; в Муроме было три гостиных двора; в описании Можайска читаем: «На посаде и у торга два двора гостиных, на одном дворе хором изба, да мыльня, да 6 амбаров, а на другом дворе хором изба да клеть. А ставятся на тех дворах литовские торговые люди и московских городов приезжие люди...» В Казани «по старой Спасской улице двор гостин... на гостине дворе трои ворота... да на гостине ж дворе амбары... и всех 82 амбара». В Свияжске «на посаде двор гостин». И здесь плата за амбары в гостиных дворах очень высока – приезжему было, очевидно, торговать гораздо менее выгодно, чем местному жителю...

Обязанность всех приезжих (как иностранцев, так и иногородних) останавливаться и торговать исключительно в государевых гостиных дворах сохранилась и впоследствии. Относительно Архангельска издали распоряжение «беречь накрепко, чтоб однолично приезжие люди мимо гостиных дворов нигде не ставились и особных дворов и амбаров, опричь аглинских гостей и галанцев, которым по имянным государевым грамотам велено держать свои дворы и амбары, ни у кого не было». Но и это распоряжение выполнялось плохо, ибо спустя два десятка лет правительство само жаловалось, что «приезжие иноземцы в нынешних годех явные неправды в привозе худых товаров и в покраже пошлин и в своевольных продажах и покупках, мимо гостиных дворов у себя на дворех втайне товары держали, також и в порубежных горо-дех мимо гостиных дворов от себя врозь всяким людям продавали... от чего русские люди в разоренье пришли...»

Но, по-видимому, и приезжие купцы из русских городов не всегда подчинялись требованию «становиться» в гостиных дворах. По крайней мере из Соборного Уложения царя Алексея Михайловича 1649 года известно о «приезжих городовых всяких торговых и тяглях людях», у которых «на Москве дворов своих нет». Они – вопреки приказам – «в лавках торгуют в наемных и своих». Уложение определяет: «И тем людем впредь с товары своими приезжати на гостин двор и торговати на гостине дворе, а в рядех лавок не наймовати».

Как отмечалось выше, для «аглинских» гостей делалось исключение – им «велено было держать свои дворы и амбары». Другим же – «иных земель гостем великих государств, турского султана, папы римского, и цесаря, и короля ишпанского, и короля францовского, и короля литовского» – право держать собственные дворы не было предоставлено.

Однако, как ни внушителен приведенный выше перечень торговых представителей разных национальностей, все же среди них преобладали купцы из тех государств, торговля с которыми для Руси не имела большого значения (за исключением разве что Литвы). Поэтому они здесь появлялись редко. Представителям же стран – постоянных торговых партнеров Руси, осуществлявшим выгодный товарообмен с Западом, московское правительство всячески шло навстречу: так, собственные торговые дворы, кроме англичан, здесь имели голландцы, ганзейцы, датчане, и шведы...

Существование таких «вольных» гостиных дворов, пожалованных иностранным гостям, конечно, изолировало их и от «туземного» населения, и друг от друга – на средневековый лад. Да, средневековой эпохе сие было свойственно, и на Руси подобная «стена» – между «своими» и «чужими» – существовала издавна. Прежде чужеземцы всегда жили замкнуто, в особых слободах: в Архангельске, например, – в Немецкой слободе; в Москве – в Иноземной, в Вологде – в Новинках...

В 1649 году вышло распоряжение:
«...А у кого всяких чинов у русских людей дворы на Москве в Китае и в Белом Земляном городе в загородных слободах: и тех дворов и дворовых мест у русских людей немцам и немкам вдовам не покупати и в заклад не имати... А бу-де кто русские люди учнут немцам... дворовые места прода-вати: и им за то от государя быти в опале...»

И сверх того велено немецкие церкви «сломати и впредь в Китае и в Белом и в Земляном городе на немецких дворех киркам (кирхам. – В. К.) не быти; а быти им за городом за Земляным от церквей Божиих (православных. – В. К.) в дальных местех».

А спустя три года по царскому указу, «Афанасий Иванов сын Нестеров, да дьяки Федор Иванов да Богдан Арефьев отстроили новую иноземную слободу – за Покровскими воротами, за Земляным городом, подле Яузы-реки, где были наперед сего немецкие дворы, при прежних великих госуда-рех до московского разорения и роздали в той немецкой слободе под дворы земли, размеря против наказу», сообразно социальному положению колонистов, «по чинам и по статьям», в частности, «торговым немцам и вдовам примериваяся к прежним их московским дворам». В эту новую Иноземную слободу и были выселены иностранцы...

Впрочем, вскоре они стали снова селиться в черте города, в самой Москве, а в правление царевны Софьи это обратное движение иностранцев в самую Москву выразилось и в появившихся там снова домах купцов, и в том, что иностранцы владели в городе лавками...

И в Архангельске жители в 1664 году жаловались на «торговых иноземцев, которые живут не в своей иноземческой слободе в ряд с посадскими людьми на тяглых местах», хотя никакого тягла они не несут. «И теми своими дворами, – читаем в челобитне, – они, иноземцы, тех земель (голландцы, гамбургцы и др. – В. К.) нашу ввечную мирскую дорогу заперли... и проходу скотишку нашему нет и прохожий мост они разломали и разбросали». «Да с нами ж, – продолжают посадские, – сироты твоими, поставился в ряд иноземец Яков Романов Снип возле наши мясные лавки двумя амбары, да иноземец Вахрамей Иванов поставил за мясными нашими лавками поварню в речную сторону... и тем они... наши мясные лавки заперли». «И мы, государь, сироты твои бедные людишки, – заключают они, – от тех выставочных дворов и анбаров и погребов и поварен в конец погибли, обнищали и обдолжали великими долги».

Так что торговцы-иноземцы не только обзавелись привилегиями на постройку собственных гостиных дворов и частных домов, но не желали жить изолированно, а селились повсюду вперемешку с местным населением.

РАЗЛИЧИЕ между «своими» и «чужими» не менее наглядно выражено в таможенных пошлинах, то есть в торговых и проезжих сборах; последние взимались не с транспортных средств, а с сопровождающих товар лиц. Среди проезжих сборов имелась и «головщина» – подать с души, с головы; плата за человека на возу, ладье. При этом проводилось различие между местными жителями, иногородними и иноземцами. Так, из новгородской таможенной грамоты 1574 года видно, что с первых брали по полуденьге новгородской за голову, со вторых – по деньге, а «с литвина и всякого иноземца» (идет ли он по земле или следует по воде) – вдвое больше. Даже при обложении жителей одного и того же уезда с ближних «головщины» брали меньше, чем с отдаленных...

При привозе товара в город взимались различные пошлины: «явка» (или «сбор») уплачивалась при предъявлении товара в таможне, «гостиное» – взималось с оценки товаров при помещении их в гостиный двор (однако – сверх платы за помещение), «весчее» и «померное» взыскивались с продажи товаров; первое – с товаров, продаваемых на вес, второе – с товаров, отпускаемых мерами (зерновые, горох, греча и т.д.). Как видим, в одних случаях сбор брался с «головы», в других – с товара, но и тут размер сбора все ж зависел от личности торговца. «Явочной» пошлине подлежали обычно только иногородние русские торговцы и иноземцы, и величина ее определялась расстоянием между местом постоянного жительства купца и местом торга. Так, в Орешке, в 1523 году новгородец (именно житель города) подвергался сбору в деньгу московскую, пригородный житель (то есть, проживавший в каком-либо городе в пределах Новгородской земли) – в деньгу новгородскую, прочие иногородние – в 2 деньги, иноземцы – в алтын (три копейки)... В Новгороде брали с ближних и дальних торговцев – и с ореховцев, и с ладожан, и с москвичей, и с приезжих из прочих мест по 4 московские деньги с головы, но иноземцы – «литва, турчане, армяне, опричь немец» – платили по два алтына с человека...

«Гостиное» также взималось только с иногородних и с иностранцев, поскольку только они были обязаны останавливаться на гостиных дворах, из которых им разрешалось торговать: «А с торговых людей Московской земли, с подгородца, и со псковитянина, и с тверитянина, и с рязанца имати явки гостиного по алтыну с человека»... «Анбар-ное» – то есть плату за наем амбара с местных брали либо в меньшем размере, либо не брали вовсе. По поводу взимания «весчего» в Новгородской уставной грамоте 1134 года говорится: «А у гостя им имати у низовского от двух берковска вощаных по гривне серебра да гривенка перцю, у полоцкого и у смоленского по 2 гривны кун, у ново-торжанина по полуторы гривны, а у новгородца по 6 мордок».

Подобная, говоря современным языком, дискриминация сохранилась и с исчезновением уделов, сохранилась и тогда, когда таможенный сбор стал взиматься не с количества товара, а в виде определенного процента от его стоимости. Так, в XVI веке горожане платили деньгу с рубля, иногородние и иноземцы – по 2 деньги...

И, НАКОНЕЦ, наиболее важный из торговых сборов – «тамга», установленный, как предполагают, татарами на покоренных ими русских землях (слово «тамга» в переводе с тюркского означает знак собственности, печать, клеймо, накладываемое на товар; от него происходит и слово «таможня») и взимавшийся с цены товара при продаже его или при привозе на рынок, обусловливался происхождением торговца. Местные жители платили в разных городах от 1/2 деньги до двух денег, притом обычно лишь с привозных товаров; иногородние – от 3 до 7 денег; иноземцы – от 7 до 10. Для последних была учреждена в XVI веке особая «большая тамга»... По данным Белозерских грамот 1498 и 1551 годов, с горожан взимали 1/2 процента, столько же – с жителей области, с иногородних же – 6 процентов. В том же XVI веке по Дмитровской грамоте Василия III, первые уплачивали 1/2 процента, вторые – 2, иногородние и иностранцы – 4. В Весьегонской грамоте находим (соответственно): 3/4 процента и 1 процент, а с иногородних – 2.

В 1653 году царем Алексеем Михайловичем был подписан указ, положивший начало серьезным изменениям в таможенной политике государства:
«Великий Государь, слушав выписки и челобитья и сказок гостей и гостиной, и суконной, и черных сотен, и слобод, и городовых, всяких чинов торговых людей, указал и бояре приговорили: впредь свою государеву таможенную пошлину имати с весчих и невесчих со всяких товаров и с хлеба на Москве и в городех с тутошних жилецких и с приезжих, со всяких чинов людей, рублевую пошлину, с продавцов по 10 денег с рубля, почему который товар ценою на деньги в продаже будет. А которые напредь сего сбирывались на Москве и в городех с весчих и невесчих товаров проезжие, рублевые и. всякие мелкие пошлины и те проезжие и мелкие всякие сборы отставить, и перекупные пошлины с весчих товаров быть по-прежнему».

Таким образом, с установлением рублевой пошлины была отменена лишь часть прежних сборов. Сохранились и действовали те из них, о которых в указе не упоминалось: «мыт», «мостовое», «перевоз»... Последний велено было «имать на больших реках, на Волге и на Оке, в полую воду... с товарные телеги по 10 денег, а с тутошних уездных людей с товарной же телеги... по 6 денег», следовательно, местные жители оплачивали перевоз в пониженном размере. Рублевая пошлина уплачивалась с цены, почему велено было «цены с товаров не убавливать»... и продажную цену «сказывать прямо в правду без всякие хитрости»; в противном случае «товары имати на себя Государя бесповоротно»...

Торговые отношения между людьми возникли в глубокой древности. На Руси они существовали ещё во времена возникновения первых славянских государственных объединений в начале IX века. Ещё во времена князя Олега славяне имели торговые отношения с Византией, подкрепленные соответствующими договорами. Путь “из варяг в греки” проходил по Днепру до Черного моря, далее славяне плыли вдоль берегов до устья Дуная, а оттуда продолжали свой путь до Византии. С собой везли кожи, мёд, рыбу, икру, собольи и горностаевые меха. А в Византии покупали вина, шелковые материи, сафьян, пряности, благовония, золото, жемчужные ожерелья.

С годами русские купцы постепенно расширяли свои торговые отношения и в восточном направлении вплоть до Каспийского моря. В Хазарскую землю русские привозили в основном меха, воск, мёд. В обмен получали драгоценные камни, цепочки, кольца, ткани, вино, овощи, пряности. Особенно большим спросом пользовались арабские монеты, которые служили на Руси меновыми знаками и украшениями.

Ездили славяне и в область рек Волги и Камы, где располагалось Булгарское царство. Его столица город Булгар славился своей торговлей. Оттуда русские купцы вывозили меха, козьи шкуры, рыбу, янтарь, воск, мёд, орехи, рогатый скот, мечи и кольчуги. Приобретенные товары соседних народов в значительной мере сбывались в Западную Европу. Торговые пути на запад шли по Волге, Оке, Днепру, Западной Двине, Неве к Ладожскому озеру.

В 9-10 веках торговые отношения сближали восточных славян с народами Западной Европы, и здесь важную роль в международной торговле имел Новгород. Новгородские купцы регулярно отправлялись на кораблях в Данию и на остров Готланд, где процветала балтийская торговля. В Висби на острове Готланд имелась даже православная церковь, поскольку там постоянно жили русские купцы.

Одновременно развивалась и внутренняя торговля. В 12 веке на Руси было уже почти 300 городов, в которых жили представители разных сословий. Все они нуждались в продуктах питания и хозяйственных товарах. В неплодородные Смоленскую, Псковскую, Полоцкую области хлеб привозили не только пешими, но и водными путями. Зато здесь успешно развивались домашние и кустарные промыслы. Вообще к началу 13 века согласно летописям в Русской земле ремесла находились на довольно значительном уровне. Производили деревянную посуду, сундуки, телеги, колёса, сани, топоры, секиры, ножи, косы, серпы, мечи, щиты, луки, стрелы и многое другое. Все эти изделия сбывали преимущественно на городских и сельских ярмарках. Обычно торги в городах проходили по пятницам, а в селах – несколько раз в году в определенное время. Широко была распространена торговля скотом, лошадьми, гусями, утками, мясом, рыбой, пшеницей, хлебом, солью, овощами орехами, сеном, дровами, бочками, рогожами, горшками, шапками, сукнами, мехами, платьями, оружием, конской сбруей.

Купцы в те времена делились на общины, где были свои староста и свои общинные капиталы. Купцы были в почете у государства, часто они находились в почетных посольствах, принимали участие в торговых переговорах. Вообще в то время торговлей занимались и простой народ, и князья, и духовенство. За продажу своих товаров купец обязан был заплатить пошлину, которая называлась мыто. За переправу через реки взимался перевоз, а за проезд по мостам – мостовщина. За хранение товара в гостиной брали гостиное. С товаров, продаваемых мерою, брали померное, с товаров взвешиваемых – пудовое. Все пошлины не были велики, но всё их суммарное значение было довольно обременительным.

Главным средством сообщения служило судоходство: по рекам совершались и торговое движение, и военные походы. Но значительную часть года, особенно в Северной Руси, реки были покрыты льдом; кроме того, между речными системами залегали так называемые “волоки”, по которым сообщение происходило сухопутьем, то есть перевозили товары и всякие тяжести на колах, или на санях. Самое удобное время для сухопутных обозов, конечно, была зима, когда речки, болота и топи затягивались крепкой корой; во всякое же другое время, особенно весной и осенью, грязи и топи представляли великие препятствия для сообщения. Непроходимые дебри и непроглядные лесные трущобы, обильные хищными зверями, также служили немалым затруднением; в последних легко было заблудиться и погибнуть без вести. Поэтому устройство гатей, мостов, лесных просек и речных переправ на важнейших путях издавна было одной из главных забот правителей и населения. Но и зимой русскому человеку нередко приходилось бороться с жестокими морозами, сильными вьюгами и глубокими снегами. В постоянной борьбе со всеми этими трудностями закалялись энергия и терпение русского народа. Он сумел преодолеть многочисленные естественные препятствия и воспользоваться некоторыми благоприятными условиями, особенно богатой речной сетью, чтобы проникнуть в самые далекие, глухие края Восточной Европы, проторить к ним дороги, завести в них поселения и починки и оживить их своей промышленной и торговой предприимчивостью.
Иловайский Д. И. – «Становление Руси»

В Новгороде процветала международная торговля. По договору новгородцы обязывались охранять и сопровождать иноземных купцов с их товарами до города. Немецкие торговцы имели право свободно ездить по новгородской земле и торговать, где им хочется. Они платили торговые пошлины, которые считали очень низкими и удивлялись великодушию русских людей. Число иноземных купцов в Новгороде доходило до несколько сотен человек, что говорит о значительном размахе торговли. Иностранцы привозили английские, немецкие и польские сукна, красное и белое вино, колокола для церквей, свинцовые и жестяные листы для кровель, медь, олово, а также сафьян, перчатки, пряжу, полотно. Покупали они медь, воск, меха, лен, хмель, кожи, строевой лес.

В Москву в 15 веке приезжало множество европейских купцов из Польши и Германии для покупки мехов. Эта торговля происходила в Гостином дворе - обширном каменном здании, лавки которого поражали иностранцев разнообразием товаров. Каждый торговец, привозивший в Москву товары, обязан был представить их таможенникам, которые регистрировали товары и представляли их на усмотрение государя. Если великий князь хотел купить что-нибудь для себя, то купец не имел права торговать, пока не продаст товары князю.

Продолжалась и торговля с Востоком. На Кавказе торговля проникла даже за Терек. Царь Михаил Федорович принял меры к восстановлению астраханского торга, Алексей Михайлович заключил в 1667 году договор с персидским шахом Аббасом II, в силу которого испанские купцы получили право торговать свободно по всей России с условием уплачивать пошлину со всех товаров, привозимых в Астрахань, Москву и пограничные города.

Со времени освоения Сибири русскими выходцами, она входила в близкие торговые сношения со средней и восточной Азией. Многие сибирские города сделались значительными торговыми центрами. Скоро наши сибирские владения достигли пределов Китая, что привело к возникновению русско-китайской торговли. Первые шаги в этом направлении сделали русские. В 1655 году царскому посланнику Феодору Байкову, отправившемуся из Тобольска в Китай, удалось достичь Пекина. В результате переговоров в 1689 году был заключен торговый трактат о свободной торговле русских в Китае.

Центром торговли в Москве был Китай-Город, в стенах которого в XVII веке располагалось три гостиных двора: Старый, Новый и Персидский. Также были дворы литовский, армянский, греческий, английский. На посольском дворе с русскими вели торговля иностранные купцы, приезжавшие к нам с посольствами. В гостиных дворах торговали только оптом; розничная продажа происходила в рядах, и каждому товару предназначался свой ряд и своё место. На Красной площади находился главный рынок, где можно было закупать всякие предметы домашнего обихода. Было выделено особое место, где женщины продавали изделия своей домашней работы. Рядом с главным рынком находилось до 200 винных погребов. Торги в Москве происходили обыкновенно по средам и пятницам: летом - на большом рынке у церкви Василия Блаженного, а зимою - «на льду». Кроме главного рынка было множество других, главным образом, у пристаней. Были хлебные и сенные торжки, а также лесной рынок, где продавались и готовые срубы - ходовой товар при частых и опустошительных пожарах. На Ивановской площади продавались пленники. Близ города была конная площадь, на которую пригоняли из Астрахани в год до 50000 лошадей.

В 16 веке центром торговли становится Нижний Новгород. Рядом с городом раскинулась знаменитая Макарьевская ярмарка, куда съезжались купцы со многих городов России. Между Нижним Новгородом и Астраханью существовал речной путь, по которому иногда соединялось до 500 торговых судов. Торговое сообщение со Средней Азией происходило по Каспийскому морю. Но плавание здесь было опасным по причине нападения морских разбойников, и поэтому торговля в этих местах развивалась слабо.

Лошади составляли важную отрасль внутренней торговли. Правительство не хотело, чтобы частные лица владели лошадьми, достойными быть в царской конюшне, а потому в городах отбирали для царя лучших лошадей, вознаграждая хозяев. В Сибири торг лошадьми производился свободнее. Хорошую лошадь можно было купить в Новгородской земле за 5 руб.

Скот, мясо и масло продавали только внутри страны. Внешний сбыт его был незначителен, почему скот и мясо были дешевы. В конце XVI века соленое говяжье мясо продавалось в России по 23/4 гривны за пуд. Пуд масла обходился купцу в 26 алтын 4 деньги. Спрос на русские кожи из-за границы был так велик, что Московское государство не в силах было удовлетворить его: торговцы закупали значительные запасы сырых кож в Малороссии и Ливонии.

Озера, моря и реки были обильны рыбой, что можно судить по тогдашним ценам. Бочка переяславских сельдей, в которую входило их 200 штук, стоила 11 алтын 4 деньги; в Астрахани 200 стерлядей можно было купить за 10 алтын; в Москве 20 осетров стоили 8 руб. Товар этот отправлялся в основном в Голландию и Францию. Икра осетровая и белужья отправлялась в Архангельск. Шла она преимущественно в Англию и Нидерланды. Цены на хлеб колебались в зависимости от урожая. В годы царствования Алексея Михайловича пшеница продавалась по 16 алтын 4 деньги за четверть, рожь - по 16 алтын 2 деньги.

Табак в России в то время был запрещен, но всё равно нелегально привозился из-за границы и продавался всем желающим. Лес продавали в основном только в России, за границу шли только мачты. Дубовый стол стоил 10 алтын, сотня ложек – 20 алтын. Смолу покупали иностранцы для корабельных нужд. Стекла производилось в России мало, его закупали в Ливонии и Малороссии. Из Европы привозили зеркала, и по обычаю каждый русский жених считал своей обязанностью подарить невесте зеркальце.

Сукно простого сорта покупали в основном люди сельского класса. Оно продавалось на сельских ярмарках. Тонкие сукна высокого качества привозили из Англии и Голландии и покупали их состоятельные люди.

При Петре I торговые сношения значительно расширились. Для иностранных купцов предусматривались значительные льготы, что способствовало расширению торговых связей между Россией и Западной Европой. Царь пытался ограничить влияние западных купцов и увеличить долю товаров, производимых в России. Покровительство его фабрикантам дошло даже до прикрепления крестьян к фабрикам. Петр задумал послать в Испанию русские корабли для продвижения отечественных товаров. Это было сделано уже при Екатерине I. Корабли, нагруженные салом, пенькою, полотнами, льном, икрою прибыли в испанский порт Кадикс, и здесь весь товар был благополучно распродан. Но в дальнейшем идея не была поддержана властями и сошла на нет. Также не получилось завести устойчивую торговлю с Италией и Францией.

Русская внешняя торговля оставалась в руках голландцев и англичан. В 1734 году между Россией и Англией был заключен договор, согласно которому оба государства имели право свободного плавания и торговли. Аналогичные соглашения были подписаны с Швецией и Пруссией. Развивались торговые отношения и со странами Средней Азии. Екатерина I заключила с Китаем соглашение о свободной торговли между двумя странами. В торговом законодательстве произошли значительные перемены. Были отменены многочисленные пошлины, такие, как мостовая, перевозная и многие другие. Царицы Екатерина II своим указом облегчила торговлю хлебом, мясом, льном, отменив таможенные пошлины.

При Александре I больших успехов достигла наша торговля на Черном море, благодаря выгодному географическому положению Новороссии. Но иностранцы по-прежнему доминировали во внешней торговле. Из всех судов на море только 14 % принадлежало русским, остальные были иностранного происхождения.

Во внутренней торговле годовое производство предметов потребления составляло 9 миллиардов рублей. Около половины всей массы продуктов не поступала на рынки, а потреблялась на местах. Натуральное хозяйство в России тормозило развитие внутреннего рынка и препятствовало развитию торговли.

Русская Правда памятник древнерусского права
- так называется памятник древнего русского права, открытый В. Н. Татищевым в 1738 г. в списке Новгородской летописи, писанном в конце XV в. Татищев списал этот памятник и представил его в Академию Наук, снабдив переводом и примечаниями. Затем был открыт еще целый ряд списков Р. Правды, в новгородских летописях, кормчих книгах, юридических сборниках и др. Теперь их известно более 50. Издана была Р. Правда впервые только в 1767 г., Августом Шлецером, по рукописи Татищева, под заглавием “Правда Русская, данная в XI в. от великих князей Ярослава Владимировича и сына его Изяслава Ярославича”.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

«За недостатком собственной монеты торговля Древней Руси была по преимуществу меновая, в особенности с иноземцами, Значительная часть торговых оборотов совершалась на веру, то есть в кредит; о чем ясно свидетельствует Русская Правда, которая посвящает несколько статей порядку взыскания долгов с несостоятельного торговца. На существование кредита указывает и так называемое “резоимание”, то есть ссуда денег или вещей ради “лихвы”, или роста. Духовенство в своих поучениях сильно восставало против высоких процентов, которыми заимодавцы угнетали своих должников, и грозило первым вечной мукой, особенно тем, которые обращали бедных должников в свои холопы. Но в обществе еще мало развитом, при недостатке безопасности и большом риске проценты неизбежно бывают высоки. Судя по Русской Правде, законными, то есть умеренными, резами считалось до 20% в год; но из нее же мы видим, что иногда резы простирались до 40 и даже до 60%.»

Иловайский Д. И. – «Становление Руси»

Организация гильдейского купечества окончательно оформилась в конце XVIII века. К этому времени торговое сословие уже отличалось от членов гостиной и суконной сотен XVII века своей численностью и мощью. Только в Москве проживало не менее 12 тыс. купцов и членов их семей. В стране работало несколько сотен мануфактур, торговые обороты составляли миллионы рублей. Царский Манифест 1775 года освобождал купцов от ненавистной подушной подати. Теперь они платили ежегодный налог в размере 1% с капитала. Купечество было разделено на три гильдии, куда в зависимости от величины капитала приписывались все купцы, имевшие более 500 рублей. Окончательное оформление купеческого сословия завершилось с изданием в 1785 году Городового положения. По этому закону каждый при условии объявления капитала от 1 до 50 тыс. руб., мог записываться в гильдию (1-я гильдия - от 10 до 50 тыс. рублей; II - от 5 до 10 тыс. руб.; 2-я - от 1 до 5 тыс. руб.). Купцы всех трех гильдий освобождались от натуральной рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдии- от телесного наказания.

Принадлежность к первым двум гильдиям повышала статус купца - они имели право на внутренний оптовый и розничный торг, на устройство заводов и фабрик, освобождались от казенных служб. Причем купцам первой гильдии разрешалось торговать не только в стране, но и за ее пределами, для чего можно было иметь морские суда; членам же 2-й гильдии - только речные. Купцы третьей гильдии могли заниматься только мелким торгом, содержать трактиры, бани, постоялые дворы.

В середине 19 века В России всё большее число крестьян занималось внутренней торговлей, пополняя ряды купечества. Сначала крестьяне продавали только продукты своего производства. Но постепенно наиболее удачливые стали разъезжать по городам и селам и скупать сукна, овчину, пеньку, лён, скот и даже шёлк. Затем на ярмарках они всё это перепродавали с прибылью не только оптом, но и в розницу. Отправляясь в другие селения, эти смелые и ловкие люди скупали у своих собратьев сельскохозяйственные продукты, а потом с лихвой сбывали купцам. В Нижегородской губернии в те годы были уже известны сёла, которые славились своими промыслами. Павловские, лысковские и мурашкинские крестьяне на ярмарках и торгах продавали конскую сбрую, деревянную посуду, слесарные и кузнечные изделия, шапки, обувь. Кроме того, успешно шла торговля разного рода съестными припасами. Некоторые крестьяне, заработав известный капитал, вступали и в крупные торги.

С годами скупая и реализуя товары, крестьяне скапливали крупные суммы денег, нередко догоняя доходы профессиональных купцов. Обладая такими капиталами, они спокойно ездили на крупные ярмарки, возили товары в далёкие сибирские города, передвигаясь как пешим, так и водным путём. Многие крестьяне нередко посылали своих приказчиков закупать товар даже иностранного производства такого, как голландские сукна, шёлковые ткани и краски.

Крестьяне-купцы смело осваивали глухие сибирские местности. Они без страха уверенно продвигались вглубь страны всё дальше от дома по таёжным дорогам, доходя даже до Иркутска и Якутска. В тех местах они закупали меха соболей, лисиц, бобров, песцов, белок и горностаев. Затем возвращались в свои родные пенаты и продавали всё это богатство в огромных количествах, богатея на каждой сделке год от года. Помимо увеличения капиталов важное значение приобретала репутация такого купца. Крупным крестьянам-коммерсантам на ярмарках в гостиных дворах всегда предоставляли лучшие торговые места.

Известны своим торговым размахом заволжские крестьяне, которые не имея пахотной земли, занимались купеческим промыслом. Они строили лодки и даже большие суда, на которых вместе с товарами совершали торговые поездки по Волге от Астрахани до Санкт-Петербурга. Некоторые наиболее ловкие и удачливые даже вывозили хлеб, мёд, воск, масло, само, мясо, кожи за пределы России. Бывало, что от имени купцов крестьяне сбывали отечественные и продавали иноземные товары по всей России.

Так что крестьяне не ограничивались только торговлей российских сельхозпродуктов и изделий кустарных промыслов, но также совершали такие торговые операции, как доставка русских товаров к портам и экспорт их за границу, хотя по законам им это было делать запрещено.

После отмены крепостного права крестьяне всё больше и больше стали заниматься торговым промыслом и участвовать в различного рода финансовых сделках.

С началом развития капитализма в России в среде купечества появились фабриканты-предприниматели. Почти половину этого числа представляли купеческие династии, связанные с царским двором. Они пользовались привилегиями и поддержкой государства, имели в своих руках оборотные средства и доходы от государственных подрядов и могли основывать производства на труде крепостных и приписных крестьян.

Роль русского купечества в развитие торговых связей России огромна. Русская промышленность создавалась не государством, а частными лицами и не дворянского происхождения. Фабрики и заводы построены и оборудованы русским купечеством. Сама промышленность России выросла из торговли. Купеческое слово часто заменяло всякие договора и соглашения, ему верили на 100%. Мелкая и крупная торговля обеспечивала бесперебойное снабжение населения городов и селений продуктами и товарами повседневного спроса. По городам расхаживали мелкие торговцы, предлагая населению всевозможные товары как продуктовые, так и промышленные. А знаменитые торговые ярмарки Нижнего Новгорода, Казани, Москвы собирали несметное количество мелких, средних и крупных предпринимателей, которые выставляли на продажу многочисленные товары. на любой вкус.

а) рыба, соль, пушнина, кожа, мед, льняное полотно;

б) благовония и пряности, бисер, вино;

в) оружие, кони, драгоценные камни, ткани.

3. Укажите основные виды хозяйственной деятельности славян:

а) садоводство и виноделие;

б) земледелие скотоводство;

в). охота и собирательство.

4. В IX в. восточные славяне были:

а) язычники;

б) христиане;

в) мусульмане.

Как называется теория происхождения русского государства?

а) Варяжская;

б) Норманнская;

в) Индоевропейская.

В каком году Киев стал центром единого древнерусского государства?

Как называлось собрание свободных людей – членов общины у восточных славян?

8. Одной из причин русско-византийской войны 941 – 944 гг. была:

а) невыплата дани Византией;

б) запрет русским князем на торговлю в Византии;

в) отмена льгот для русских торговцев.

Назовите славянской племя, которое не желало платить Киеву дань и постоянно восставало против князя Игоря.

а) поляне;

б) древляне;

в) кривичи.

В каком году княгиня Ольга приняла крещение?

Почему Святослава называют “Александром Македонским” Восточной Европы?

а) Из-за постоянного конфликта с Византией;

б) Из-за его походов и присоединенных земель;

в) Из-за необычной дипломатии Святослава.

Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял?

а) Строительство форпостов с системой светового оповещения;

б) Создание пограничных дружин;

в) Строительство рвов вокруг русских городов.

Назовите одну из причин, по которой Владимир выбрал христианство для объединения русских земель?

а) Ни к чему не обязывало;

б) Могло очистить душу, дать возможность для возрождения и обновления личности, надежду; на счастливую жизнь в вечности.

Что такое вира?

а) выкуп, даваемый женихами семье невесты;

б) судебный поединок;

в) судебная пошлина за убийство или увечье, нанесенное человеку.

Какое событие XI века показывает рост международного авторитета Руси.

а) Выплата контрибуции Византией;

б) Завоевание русскими Константинополя;

в) Брак Византийской принцессы и сына Ярослава.

Назовите первого монаха Печерского монастыря?

а) Илларион;

б) Антоний;

в) Феодосий.

17. Княжеский домен – это:

а) Земли принадлежащие дружинникам князя;

б) Комплекс земель, населенных людьми, принадлежащих непосредственно главе государства;

в) Церковные земли.

Какие задачи выполняли города в период образования государства, развития Руси?


а) Место сбора войск для отражения врага;

б) Центры торговли и ремесла;

в) Центры объединения земледельцев.

19. Десятина – это:

а) десятая часть княжеских доходов в пользу церкви;

б) название церковных земель;

в) денежная единица на Руси.

Какое решение было принято князьями на любечском съезде в 1097 году?

а) Все русские княжества должны объединяться в единое государство с центром в Киеве;

б) За каждым князем сохраняются земли их отцов;

в) Сильные князья могут завладеть другими княжествами.

Какое событие произошло в 1111 году?

а) Восстание крестьян;

б) Крестовый поход против половцев;

в) Русско-Византийская война.

22. К середине XII века Русь раскололась на:

а) 10 княжеств;

б) 12 княжеств;

в) 15 княжеств.

1. Кому принадлежит следующая характеристика: “Не обладая физической силой, будучи хромым, он был смелым воином и бесстрашно вел войско в бой. Родившись в языческой среде, он стал истинным христианином. Показал себя человеком исключительно разносторонним. Остался в истории как крупный градостроитель. В честь побед над врагами он выстроил “Золотые ворота”.

2. Перечислите основные категории населения периода “военной демократии”. Расположите их в порядке убывания богатства и власти.

3. Определите о ком, писал греческий историк: “Правосудие у них было запечатлено в умах, а не в законах…они ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабства… превосходные войны… Величайшее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках под водой”.

4. Определите о ком, идет речь: “Сельские усадьбы и городские дворы светской и духовной знати были полны этими людьми, которые исполняли многие работы по дому и в поле. Но все же они отличались от рабов в античном мире. Они имели кое-какие права. Их убийство каралось законом”.

5. Кому предназначено следующее обращение? “Князь! Нет тебе в том греха: они ведь всегда, дав клятву, разоряют землю Русскую и кровь христианскую проливают беспрестанно?”

6. Определите о ком, идет речь: “Во время сбора дани в 945 году воины этого князя творили над древлянами насилие. Собрав дань, князь отправил основную часть дружины и обоза “ восвояси, а сам, оставшись со своей “малой дружиной, решил еще побродить по древлянским землям в поисках добычи. Древляне во главе со своим князем Малом восстали и перебили дружину. Сам обидчик был схвачен и казнен лютой смертью: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем их отпустили”.

7. Чья следующая характеристика? “С первых шагов своего княжения она проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Она отомстила древлянам за смерть своего мужа. И установила для местного населения нормы уплаты дани и места, куда дань должна была свозиться. Умирая, княжна завещала не справлять на её могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обычаю”.

8. Кому принадлежат следующие слова: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага: из греческой земли – золото, поволоки (драгоценные камни), вина, различные плоды из Чехии, из Венгрии – серебро и кони, а из Руси же – мех и воск, мед и рабы”.

Эталон ответов

На тест 1 ВАРИАНТ

1-а; 2-б; 3-в; 4-а; 5-б; 6-в; 7-б; 8-а; 9-б; 10-в; 11-в; 12-а; 13-в; 14-б; 15-в; 16-в; 17-в; 18-а; 19-б; 20-б; 21-в; 22-б.

На вопросы

Владимир Мономах.

Все – зависимые, несвободные люди.

Ярослав Мудрый.

Ярославу Мудрому.

Договор между Византией и Русью в 911 году.

Все они – городская аристократия.

Эталон ответов

На тест 2 ВАРИАНТ

1-б; 2-а; 3-б; 4-а; 5-б; 6-а; 7-в; 8-в; 9-б; 10-а; 11-б; 12-а; 13-б; 14-в; 15-в; 16-а; 17-б; 19-а; 20-б; 21-б; 22-в.

На вопросы

Ярослав Мудрый.

Князь – дружина – мужи – челядь – слуги – холопы – рабы.

О древних славянах.

Владимиру Мономаху.

Князь Игорь.

Княгиня Ольга.