Экономическая теория товара и денег. Производство материальных благ и услуг

общество материальный производительный благо

Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что способ материального производства выступает основанием всего многообразия истории: определяет социальную, политическую и духовную жизнь, отношение людей к природе, вплетен в единую человеко-эколого-экономическую систему, выражает логику развития общественного бытия. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношений .

Производительные силы выражают активное отношение людей к природе. Производительная сила общества опирается на естественную силу и включает ее в себя. Понятие "производительные силы" впервые ввели в науку классики английской политической экономии, характеризуя производство как сочетание рабочей силы и орудий труда. В диалектико-материалистическом понимании первой производительной силой является человек, который творит науку и технику и применяет их в процессе общественного производства. Производительные силы и общественные отношения, по утверждению К. Маркса, являются различными сторонами развития общественного индивида . Производительные силы - это система вещественного фактора - средств производства (средств труда и предметов труда) - и личностного фактора производства (обладающего физической силой, трудовыми навыками, производственным опытом, интеллектом и морально-волевыми качествами), в процессе функционирования которых осуществляется обмен веществ между природой и обществом. Материальное производство невозможно без обработки информации.

Человек, не удовлетворенный стихийным формированием веществ, прорывает узкий для него горизонт природы и организует технологический процесс, позволяющий ему к естественным свойствам веществ добавлять искусственные, делая природный материал социально полезным. Прежде чем сформироваться как производительная сила, человек должен стать личностью, пройти школу обучения и воспитания. Поэтому работа педагога, врача, художника, журналиста, актера, всякая деятельность (не только непосредственная материально-производственная), формирующая личность, должна рассматриваться как опосредованная производительная сила. Термин "материальное производство" подразумевает, прежде всего, обработку вещества и производство материальных благ (материю люди обрабатывают, а не производят). Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения: а) собственности; б) распределения; в) обмена (натурального или товарно-денежного); г) потребления.

Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс, вписывающийся в цивилизационную и формационную динамику. Первая революция в производительных силах произошла тогда, когда стали производить не только орудия труда, но и средства существования. Это было в эпоху появления шлифованных каменных орудий (неолитическая, или аграрная, революция). Когда человек изобрел метательное оружие, он извел для употребления в пищу за несколько тысячелетий мамонтов и крупных копытных. В результате возник экологический кризис. На основе неолитической революции человечество преодолело этот кризис. Вся история биосферы пошла по новому руслу: человек начал создавать искусственный кругооборот веществ. Переход к производящей экономике был обусловлен оскудением запасов природы в местах обитания человека и ростом численности населения. (Последнее - причина и одновременно следствие перехода к производящей экономике.) На базе разделения труда и роста его производительности возник прибавочный продукт. Тем самым были созданы материальные предпосылки для систематического обмена, развития торговли, концентрации прибавочного продукта в руках части общества. Прежняя ориентация на коллективный труд и равенство в распределении изжила себя. В коллективные начала внедрялись индивидуальная деятельность и частная собственность. Общество качественно изменилось - стало сложно структурированным, возросли и усложнились потребности, изменилась шкала ценностей, увеличилась нагрузка на биосферу. Итогом изменения экономических условий, общественных отношений было становление эксплуататорского классового общества.

На основе эксплуатации труд стал более напряженным. Возникла материальная база для освобождения от труда в материальном производстве части общества. Произошло отделение умственного труда от физического, создавшее необходимую основу прогресса духовной жизни. Другим видом общественного разделения труда было отделение ремесла от земледелия, города от деревни. Города становились центрами ремесла, торговли, политической и духовной жизни.

Революции в производительных силах связаны с существенными изменениями в технике. Техника - искусственное образование, созданное человеком; инструмент, т.е. средство, орудие для удовлетворения человеческих потребностей; самостоятельная реальность, противостоящая природе и человеку; специфический способ использования сил и энергии природы; явление, не отделимое от технологии. Техника эволюционировала от домашинной, или орудийной (инструментальной), к машинной и автоматической.

Третья революция в производительных силах, НТР, начавшаяся в 40-50-х годах XX в., знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному. К прежним трем звеньям машины добавляется управляющее устройство. Развитие такого производства связано с совершенствованием ЭВМ, с появлением робототехники, гибких автоматизированных систем. Помимо материало- и энергоемкости возрастает значение наукоемкости производства. Качественное преобразование производительных сил на основе перехода к автоматизированному производству, превращение научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства составляет производственно - технический аспект сущности НТР. Но этого недостаточно: важно также учитывать социально - экономическую и мировоззренческую стороны сущности НТР.

Социально-экономический аспект НТР выражается в гуманизации производства. Технические средства по сложности приближаются к свойствам и природе человека, учитывая его физические, умственные и психологические возможности. Если этого нет, то происходит отчуждение человека от машины. Оно возможно не только в силу социальных причин, но и тогда, когда логика развития техники не опирается на логику развития человека. В таком случае не срабатывает антропоморфный принцип и не обеспечивается целостность труда. Революция в науке и технике должна сопрягаться с культурной, изменяющей человека. Формируется качественно новый тип непрерывно обучающегося и совершенствующегося работника.

Создавая условия для технологической свободы человека, его самовыражения, НТР выступает как величайшее благо. Вместе с тем НТР является большой опасностью для человека при неумелой, неграмотной организации технологических процессов.

Изменения в производительных силах сопровождаются соответствующими процессами в производственных отношениях. Это осуществляется как путем постепенной трансформации одной формы собственности в другую (например, отмена крепостного права в России в 1861 г.), так и революционной ломкой устаревших производственных отношений и заменой их принципиально новыми (пример: буржуазная французская революция 1789-1794 гг. ликвидировала господство феодальной собственности и утвердила буржуазную). Проявляется также обратное активное воздействие производственных отношений на производительные силы. Товарно-денежные отношения отсекают бесполезный и некачественный (по результатам) труд.

Рынок, конечно, не панацея от всех бед. Рынок - средство, но не цель. Он может быть эффективен: а) если согласуется с научно-технологическими преобразованиями; б) при создании равноправных условий развития различных социальных типов хозяйства и форм собственности; в) при наличии массовых социальных сил, заинтересованных во внедрении нового хозяйственного механизма; г) если имеются квалифицированные кадры, способные умело действовать в цивилизованных рыночных условиях хозяйствования, т.е. при синхронизации экономической и культурно-технической революций; д) при соответствующей инфраструктуре товарных и фондовых бирж, информационно-коммерческих центров и т.д.; е) при наличии достаточных экономических условий и правовых регуляторов (демонополизации, разгосударствлении форм собственности, введении в действие антиинфляционных механизмов, способов социальной защиты населения и пр.); ж) при системности и синхронности осуществления рыночных мероприятий.

На основе развития рынка формируется рыночное экономическое мышление, которому присущи такие черты, как инициативность, прагматизм, динамизм, адаптивность, индивидуализм. Усиление в постиндустриальном обществе социальной направленности рынка порождает в экономическом мышлении ориентиры на социальную защиту населения, выполнение государством важных управленческих функций на рынке, что не исключает опору на инициативность и гибкость.

Кроме рыночных, у человечества имеются и иные пути разрешения своих социальных проблем, к примеру создание новых отраслей, целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени. Первоначальная хаотическая основа, присущая запуску рыночных механизмов, не является гарантом выхода на структуры самоорганизации социальной среды. Развитие естественных экономических процессов не отрицает роли порядка, экономической дисциплины и организованности. Рыночная система отношений предполагает открытость экономики, ее органическое вхождение в систему мирохозяйственных связей. В ходе осуществления НТР экономика интернационализируется и вместе с тем производство индивидуализируется, децентрализуется, что позволяет более гибко и быстрее реагировать на изменяющиеся потребности населения и внедрять новшества.

Мировоззренческий аспект НТР раскрывает проблему общей стратегии отношения человека к миру. Позиция человека-временщика и конъюнктурщика, озабоченного сиюминутной выгодой, заменяется рачительным хозяйственным отношением к материальным, природным и трудовым ресурсам, к среде обитания и жизнедеятельности человека. Стоит задача не только сохранения, но и улучшения и гуманизации среды, учета долговременных и широкомасштабных последствий использования науки и техники. В свое время великие географические открытия расширили горизонт видения человеком мира. Современное освоение космоса, проникновение в тайны глубин материи, возможность быстрых перемещений в пространстве, интернационализация связей, науки и техники, "стандартов" рынка и демократии, широкая информатизация общества делают стиль мышления человека еще более масштабным, универсальным и вместе с тем профессионально углубленным. Повысилась роль не только специальных профессиональных знаний, но и общей культуры, философской подготовки, знания иностранных языков. Необходимость учета последствий НТР в глобальном плане, с позиций экологических критериев и "человеческих" измерений делает мышление современного человека глобальным, экологическим и гуманистически ориентированным.

Итак, в ходе НТР происходит соединение факторов научно-технического прогресса и социально-политических закономерностей, открывается простор для универсального расцвета личности. В целом современный прогресс общества осуществим на основе достижения гармонии научно-технологической перестройки, культурно-технической подготовленности кадров, гибких экономических методов хозяйствования и социально и экологически ориентированных науки, техники, людей и рынка.

Движение от неолитической к промышленной и научно-технической революции, от традиционного к индустриальному, постиндустриальному и информационно-экологическому обществу в большей степени характеризует динамику народов - лидеров исторического процесса. Это тот вектор, на который равняется все население Земли.

Общественное производство - это процесс создания любых материальных благ, необходимых для существования и нормального функционирования общества. Производство называется общественным, поскольку существует разделение труда между самыми разными членами общества. Всем известно, что любое производство организовывается для удовлетворения определенных потребностей людей. Степень обобществления производственных элементов, которые свидетельствуют об их принадлежности частным лицам или обществу, считается критерием развития общественно-экономической формации данного общества.

Основы общественного производства в мировой политэкономии были заложены несколько столетий назад. Любая деятельность человека, направленная на превращение каких-то в может считаться общественным производством. Основными его фазами являются:

Производство продукции;

Распределение;

Потребление.

В ходе производственной деятельности человека получаются материальные и В процессе распределения готового продукта (предметов потребления и средств производства) происходит их перераспределение между различными субъектами производства. Обменом считается процесс сбыта и приобретения различных благ за другие блага или их денежный эквивалент. Потребление или использование благ бывает личным или производственным.

Общественное производство характеризуется следующими факторами, являющимися его первоосновой:

Труд или осознанная деятельность, которая направлена на удовлетворение общественных и личных потребностей человека в различных духовных и материальных благах;

Средства производства, которые включают в себя (материалы, сырье) и (оборудование, инвентарь, сооружения).

Общественное производство и его структура были предметом изучения самых известных экономистов и философов. В результате такого изучения был сделан вывод, что оно имеет ячеистую структуру. Практически в любой стране трудовые ресурсы, сырьевые базы и потребители рассредоточены по ее территории, поэтому для обеспечения потребностей человека в тех или иных предметах потребления необходимо разделение труда, при котором общественное производство рассредоточено между разными специализированными предприятиями.

Из-за ячеистой структуры данного производства при его функционировании различают два уровня:

Производство как аспект технико-технологического процесса труда, осуществляемый прямо в первичных ячейках производства;

Производство как общественно-экономический и всей страны или нации.

На первом (микроуровне) люди являются непосредственными работниками с определенными трудовыми и производственными отношениями. На втором уровне функционирования общественного производства, называемом «макроуровнем», между субъектами хозяйствования складываются экономические и производственно-хозяйственные отношения.

Общественное производство имеет следующую структуру:

Его образуют самые различные отрасли строительства, промышленности, сельского хозяйства, в основе которых лежит создание материальных благ из природных ресурсов. К нему также относятся обслуживающие потребности людей отрасли: торговля, транспорт, коммунальное хозяйство, предприятия бытового обслуживания;

Нематериальное производство - его образуют такие системы: здравоохранение, образование, наука, искусство, культура, в которых оказываются нематериальные услуги и создаются различные духовные ценности.

Первоначальной основой жизни любого общества является общественное производство. Так, человек, прежде чем создавать произведения искусства, заниматься наукой, политикой или здравоохранением, должен удовлетворить свои самые минимальные потребности: иметь кров, одежду, питание. Именно оно является источником благополучия общества.

Постоянное воспроизводство материальных благ есть непременное условие существования общества. Прежде чем учиться, заниматься наукой, политикой, искусством, люди должны есть, иметь жилища, одеваться, а для этого постоянно производить необходимые материальные блага. Понятие «способ производства» отражает существование материального производства в исторически конкретных формах (первобытнообщинный, рабовладельческий).

Способ производства материальных благ представляет собой единство двух его сторон; производительных сил и производственных отношений .

Элементами производительных сил выступают, прежде всего, люди (активный субъект труда) Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки.

-Отсюда первой созидающей силой является труд.

Труд в материальном производстве - это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств приспосабливают предметы природы для удовлетворения своих потребностей.

-Второй фактор (вещественный) - средства труда.(материальные вещи, с помощью которых люди создают блага).-Третий фактор (вещественный) - предметы труда . (вещь или совокупность вещей, которые человек видоизменяет с помощью средств труда.)

Чтобы все факторы привести в движение, требуется найти правильные соотношения между всеми вещественными элементами производства и численностью работников. Эту задачу решает технология, определяющая способы переработки природных и иных веществ и получения готовых продуктов. В 20 веке во всем мире особенно остро осознается ограниченность производственных факторов по сравнению со сложившимся и возрастающем уровнем потребностей. Возникает задача: как можно эффективнее использовать производственный потенциал общества, т.е. добиваться наибольшего удовлетворения потребностей при наименьшем и рациональном расходовании ресурсов

Производственные отношения представляют собой отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения и обмена. Экономические связи между людьми многообразны.

выделяется два типа этих связей: отношения собственности (соответствующие им социально- экономические отношения между людьми) и организационно -экономические отношения. Отношения собственности - это связи между большими социальными группами, отдельными коллективами и членами общества по присвоению факторов и результатов производства. Решающее положение в экономике принадлежало в прошлом, и принадлежит сейчас тем, кому достаются предприятия и все. что на них изготавливается. Человек, будучи хозяином, получает прибыль после реализации производственной продукции, наемный же рабочий - только заработную плату Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определенной организации. Данная организация требуется для всякой совместной деятельности людей. При этом решаются организационные задачи: 1) как разделить людей для выполнения отдельных видов работ и объединить всех занятых на предприятии под единым началом для выполнения общей цели; 2) каким способом вести хозяйственную деятельность; 3) кто и как будет управлять производственной деятельностью людей. В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяются на три крупных вида 1) разделение труда и производства

2) организация хозяйственной деятельности в определенных формах. 3) управление экономикой

Основные типы экономических отношений сильно отличаются друг от друга. Так, социально-экономические отношения являются специфическими они свойственны только одной исторической эпохе или одному общественному строю (напр, первобытнообщинному, рабовладельческому) Поэтому они имеют исторически переходящий характер. Социально-экономические отношения меняются в результате перехода от одной конкретной формы собственности к другой. В отличие от этого организационно-экономические связи существуют, как правило, независимо от социально-экономического строя. (в разных общественных устройствах могут успешно применяться одинаковые формы хозяйственной организации (фабрики, комбинаты, предприятия сферы услуг), а также общие достижения научной организации труда и управления.) Рассматривать производительные силы и производственные отношения отдельно друг oт друга можно только условно. В реальной же действительности они существуют как единое целое. Человек является главной фигурой и производительных сил. и производственных отношений. Связь между сторонами производства выражается законом соответствия производственных отношений. Рассматривая данный закон, необходимо учитывать следующее: - производительные силы и производственные отношения выступают как своеобразное содержание и форма способа производства и могут функционировать в единстве; - производительные силы являются наиболее подвижным, революционным элементом и играют определяющую роль в изменении производственных отношений, - производственные отношения обладают относительной самостоятельностью и активностью, предоставляя определенный простор производительным силам, создавая стимулы для развития производства с учетом интересов людей; - взаимодействие производительных сил и производственных отношений носит противоречивый характер. В результате непрерывного развития производительных сил периодически между ними и элементами производственных отношений возникает несоответствие, требующее их замены. Процесс этот может осуществляться либо путем реформ, либо с помощью революционных преобразований.

Способ добывания средств к жизни (пищи, одежды, жилища, орудий производства и т. п.), необходимых для существования людей, для того чтобы общество могло жить и развиваться. Способ производства составляет основу общественного строя и определяет характер этого строя. Каков способ производства, таково и само общество. Каждый новый, высший способ производства означает новую, высшую ступень в истории человечества.

Со времени возникновения человеческого общества существовали и сменили друг друга ряд способов производства: (см.), (см.), (см.) и (см.). В современную историческую эпоху па смену отжившего свой век капиталистического способа производства приходит новый, социалистический способ производства, который уже победил в СССР (см.).

Способ производства имеет две стороны. Одну сторону способа производства составляют (см.) общества. В них выражается отношение человека к предметам и силам природы, используемым для создания жизненно необходимых материальных благ. Другую сторону способа производства составляют (см.), отношения между людьми п процессе общественного материального производства.

Состояние этих отношений даёт ответ на вопрос, в чьём владении находятся средства производства - в распоряжении всего общества или в распоряжении отдельных лиц, групп, классов, которые используют их для эксплуатации других лиц, групп, классов. Марксизм подверг резкой критике представления о том, что способ производства сводится к одним производительным силам, что последние могут якобы существовать без производственных отношений. Такова, например, богдановско-бухарипская концепция, сводящая способ производства к производительным силам, к технологии, а законы развития общества - к «организации» производительных сил.

На деле в способе производства неразрывно связаны две его стороны, не существующие одна без другой. Каждый исторически определённый способ производства есть единство производительных сил и производственных отношений. Но это единство диалектично. Возникая на базе производительных сил, производственные отношения оказывают огромное воздействие на развитие самих производительных сил. Они или тормозят их развитие или способствуют ему. В ходе развития способа производства производственные отношения закономерно отстают от производительных сил, являющихся наиболее подвижным элементом производства.

В силу этого на известной ступени развития способа производства возникает противоречие между двумя его сторонами. "Устаревшие производственные отношения начинают тормозить дальнейшее развитие производительных сил. Противоречие между новым уровнем производительных сил и старыми производственными отношениями может быть преодолено лишь путём замены старых производственных отношений новыми, соответствующими новым производительным силам. Новые производственные отношения являются той главной и решающей силой, которая определяет дальнейшее мощное развитие производительных сил.

Противоречие, конфликт между производительными силами и производственными отношениями в рамках единого способа производства составляет самую глубокую основу социальных революций в антагонистических формациях. При социализме противоречие между двумя сторонами способа производства не превращается в противоположность, не доходит до конфликта. Социалистическое государство и Коммунистическая партия, исходя из объективных экономических законов развития, имеют возможность своевременно преодолевать нарастающие противоречия между старыми производственными отношениями и новыми производительными силами путём приведения производственных отношений в соответствие с новым характером и уровнем производительных сил. (См. также

1. Понятие производства. Материальное и нематериальное производство. Продукт труда, его виды

2. Ресурсы и факторы производства. Ограниченность ресурсов

и проблема выбора. Кривая производственных возможностей.

Альтернативная стоимость.

Для удовлетворения все возрастающих потребностей людей

необходимо наличие определенных ресурсов. Ресурсы это сово-

купность всех необходимых условий, используемых при создании

благ; это возможности, которыми обладает и которые применя-

ет общество в конечном счете для удовлетворения своих потреб-

ностей.

Ресурсы подразделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые ,

воспроизводимые и невоспроизводимые. Среди ресурсов выде-

ляют экономические, рассматриваемые с точки зрения ограничен-

ности и редкости.

Различают природные ресурсы, т. е. данные природой (земля и

ее недра, леса, воды); трудовые (люди с их навыками и способностя-

ми в трудоспособном возрасте); капитальные (средства производ-

ства – средства и предметы труда) (схема 2.4).

Ресурсы, вовлеченные в процесс производства, принимают фор -

му факторов производства. Существует такие факторы произ-

водства , как труд , земля, капитал, предпринимательская спо-

и информация (схема 2.5).

Процесс труда сознательная целесообразная деятельность

человека, направленная на преобразование вещества природы ради

удовлетворения своих потребностей. Понятие «труд» тесно связа-

но с такими понятиями, как «рабочая сила» и «человек». Рабочая

сила – это способность человека к труду, совокупность физических

и интеллектуальных способностей, реализуемых в процессе трудо-

вой деятельности. Человек – носитель рабочей силы. Все эти три

понятия характеризуют труд как фактор производства.

Капитал как фактор производства – это средства производ-

ства , используемые в процессе производства. Они включают пред-

меты и средства труда. Средства труда – это вещь или комплекс

вещей, чем или с помощью чего человек производит блага. Сред-

ства труда включают в себя орудия труда , то, чем человек непосред-

ственно воздействует на предметы труда (машины, оборудование,

инструменты). Второй элемент средств труда – материальные усло-

вия труда (здания, сооружения, дороги, мосты). Третий – емкости

(цистерны, ящики, бочки), используемые для хранения сырья и го-

товой продукции.

Предметы труда – это то, на что направлен труд человека, или

то, из чего производятся блага. Предметы труда включают в себя

предметы труда, данные природой (земля и полезные ископаемые),

и сырье (предметы, подвергшиеся обработке человеком и предна-

значенные для дальнейшей переработки). Сырье, в свою очередь,

делится на готовую продукцию (годную к конечному потреблению

и предназначенную для дальнейшей переработки), и полуфабрика-

ты (предметы труда, для конечного потребления обязательно тре-

бующие доработки). К полуфабрикатам можно отнести макароны,

пельмени, муку, к готовой продукции – молоко, хлеб, яблоки.

Предпринимательская способность – это способность челове-

ка заниматься предпринимательской деятельностью. Предприни-

мательская способность включает в себя такие характерные черты:

идти на риск собственным капиталом; способность соединить во-

едино факторы производства; принимать решения и нести за них

ответственность; всегда быть в творческом поиске.

Потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены.

Огра ниченность ресурсов – проблема, с которой сталкиваются все

субъекты хозяйствования – и бедные, и богатые, и отдельные люди,

и предприятия, и страны. Однако эта проблема имеет относитель-

ный, а не абсолютный характер. Во-первых, в будущем количество

ресурсов может измениться, а во-вторых, какова бы ни была ве-

личина ресурсов, их все равно не хватит, чтобы удовлетворить все

неограниченные потребности человека. В условиях ограниченности

ресурсов субъект всегда стоит перед проблемой выбора. Но, выбрав

один вариант использования ресурса, субъект должен отказаться

от других, альтернативных вариантов его использования. Альтер-

нативная стоимость – это наиболее предпочтительный вариант

использования ограниченного ресурса, от которого пришлось от-

казаться .

Проблема выбора находит свое выражение в кривой производ-

ственных возможностей (КПВ) (схема 2.6). Кривая производствен-

ных возможностей это геометрическое место точек (E, L, M,

F и др.), показывающее множество альтернативных вариантов

максимального производства двух товаров при полном использо-

вании всех ресурсов. Кривая имеет нисходящий вид, т. к. для увели-

чения производства одного товара, при неизменных ресурсах, надо

уменьшить производство другого товара. Кривая имеет выпуклый

вид, т. к. ресурсы полностью не взаимозаменяемы. И при большем

увеличении производства одного товара надо отказываться все от

большего числа другого, т. е. альтернативная стоимость растет.

Точка D на графике показывает желательный, но недостижимый

при данных ресурсах вариант производства двух товаров. Точка С

характеризует вариант неполного использования ресурсов, когда су-

ществует хроническая недогрузка производственных мощностей, без-

работица.

Со временем, когда количество применяемых ресурсов изме-

нится, кривая производственных возможностей может сместиться

влево или вправо. Когда количество ресурсов в стране увеличива-

ется (растет иммиграция, рождаемость, открываются новые залежи

полезных ископаемых), кривая производственных возможно стей

сдвигается вправо, показывая увеличение производства товаров.

В случае сокращения численности применяемых ресурсов в резуль-

тате войн, стихийных бедствий, эпидемий, исчерпанности залежей

полезных ископаемых кривая производственных возможностей

сдвигается влево, что свидетельствует о сокращении объемов про-

изводства.

Для того, чтобы существовать, человек должен постоянно удов-

летворять свои потребности, для чего необходимы определенные

ресурсы. Ресурсы ограничены, их всегда не хватает, чтобы удовлет-

ворить неограниченные потребности людей. Поэтому человек всег-

да стоит перед проблемой выбора. Раскрытию этих вопросов пос-

вящена данная тема.

Потребность – это нужда человека в чем-либо. Потребности

следует отличать от желаний. Существуют классификации потребно-

стей по различным признакам. По степени первоочередности удов-

летворения потребности подразделяют на первичные (в продуктах

питания, одежде, обуви, мебели) и вторичные (в образовании, ме-

дицинском обслуживании, туризме и т. д.). По форме по требности

разделяются на материальные (одежда, обувь, жилище), духовные

(книги, музыка), социальные (в уважении, в труде). По призна-

ку насыщаемости потребности можно разделить на насыщаемые

(в продуктах питания, предметах потребления длительного пользо-

вания) и ненасыщаемые (в туризме, спорте, саморазвитии). С точ-

ки зрения субъекта выделяют потребности индивидуальные (от-

дельного человека), коллективные (группы людей, предприятия)

и общественные (потребности общества в целом в общественных

товарах – музеях, парках, маяках). По направленности потреб-

ности подразделяют на личные (отдельных субъектов в предметах

по требления) и производственные (потребности предприятий в

сред ствах производства), Предметы потребления – это блага, ко-

торые используются физическими лицами для удовлетворения их

личных потребностей (продукты питания, одежда, жилище, пред-

меты по требления длительного пользования). Средства произ-

водства – это совокупность средств труда (машин, оборудования,

с помощью которых происходит производство благ) и предметов

труда (сырья, материалов, из которых производятся блага). Средс-

тва производства потребляют предприятия (фирмы) в процес-

се производства благ. По положению в иерар хической системе

потребности подразделяют на абсолютные, действительные, по-

тенциальные, реальные, фактические. Абсолютные потребности

(высший уровень) представляют собою идеальный, внутренний

побудительный мотив к потреблению. Это общие потребности в

одежде, еде, духовном развитии, пр. Они существуют на протяже-

нии всей истории существования человечества. Действительные

потребности (второй уровень) имеют относительный характер

и от ображают объективную, то есть сознательно осмысленную,

потребность человека в конкретных потребительских благах

(предметах потребления и услугах), необходимых для расширен-

ного воспроизводства рабочей силы и всестороннего развития

личности. Они характе ризуют общие потенциальные возмож-

ности общества. Реальные потребности (третий уровень) могут

быть удовлетворены в каждый данный момент имеющимися воз-

можностями производства и социальными условиями. Платеже-

способные потребности (четвертый уровень) - это те потреб-

ности, которые в рыночных условиях могут быть реально удовлет-

ворены определенными объемами предложения товаров и услуг,

и они обязательно обеспечены денежным покрытием. Фактичес-

кие потребности (самый низкий, пятый уровень) определяют-

ся объемом средств существования, который практически может

обеспечить физическое выживание человека (схема 2.1).

Наиболее распространенной в экономической литературе явля-

ется классификация потребностей по А. Маслоу (схема 2.2). Са-

мые низшие потребности – физиологические. Это базовые потреб-

ности. Потребности более высокого уровня – в безопасности. Эти

два вида потребностей имеют все живые организмы. Потребности

в социальных контактах, в уважении – более высокого уровня, они

присущи только человеку. Потребность в саморазвитии является

наивысшей.

Величина потребностей регулируется всеобщим экономичес-

ким законом возвышения потребностей (схема 2.3). В соответ-

ствии с этим законом величина и структура потребностей опреде-

ляется уровнем развития производительных сил.

Уровень развития производительных сил в свою очередь зависит

от уровня развития человека (его образования, квалификации, куль-

туры) и средств производства.

Величина потребностей также зависит от образования людей,

уровня их доходов, окружения, возраста, пола и т. п.