Конспект логопедического занятия по теме перелетные птицы. Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи "перелетные птицы"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 комбинированного вида»

Конспект

фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в старшей коррекционной дошкольной группе

по теме: "Перелетные птицы"

Учитель – логопед: Таволжанова О.М.

г.Мценск2011г.

Тема: «Перелётные птицы».

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные:

1.Формировать умение пересказывать небольшой рассказ.

2.Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать.

3. Учить (по плану и образцу) рассказывать о птицах.

4. Расширять словарь по теме «Перелётные птицы».

5. Формировать употребление простых предлогов в, на, под.

6. Закрепить в речи названия первых весенних цветов.

Коррекционно-развивающие:

Развитие длительного вдоха и выдо­ха, речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляци­онной, тонкой и обшей моторики.

Воспитательные :

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

6 цветов крокуса разного цвета, 1 цветок подснежник, 6 конвертов с заданиями, сборник музыки «Звуки природы», предметные картинки перелетных птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (перелетные птицы - грач, кукушка, ласточка, скворец), сюжетные картинки к сказке “Грач, Росток и Гусеница”.

Ход занятия.

I . Организационный этап.

(Дети входят в зал под музыку)

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Поздоровайтесь с ними. А теперь посмотрите на меня, друг на друга, улыбнитесь друг другу. Мы подарили друг другу улыбки, у нас настроение бодрое, веселое.

II . Мотивационно-ориентировочный этап.

А теперь давайте с вами поговорим:

Какое сейчас время года?

По каким признакам вы узнали, что наступила весна?

А помните, мы с вами говорили, ранней весной появляются первые весенние цветы.

Назовите, какой весенний цветок появляется самым первым.

Правильно, подснежник. Посмотрите какой у меня подснежник –

(показываю подснежник)

А почему он так называется?

А ещё, какой после подснежника появляется цветок?

Ребята, давайте представим с вами, что мы пошли в лес за крокусами.

(включается музыка)

Вот мы и пришли в лес, давайте подышим свежим воздухом, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот, а теперь наоборот.

Ребята посмотрите как здесь красиво! Что мы видим?

А какие это цветы, кто догадался? Правильно крокусы. А какие ещё первые весенние цветы вы знаете?

Возьмите по одному цветку и пойдёмте сядем на стульчики.

2). Пальчиковая и дыхательная гимнастика . [ Развитие мелкой моторики, дыхательного аппарата.]

Давайте изобразим, как распускаются цветы.

Все весенние цветки

Распускают лепестки Плавное раскрывание пальцев рук

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. Вдыхаем воздух через нос и выдыхаем через рот

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки, Закрывание пальцев

Тихо засыпают,

Головой качают. Ладошки под щёчку, затем качают головой.

III . Поисково-практический этап.

А эти прекрасные разноцветные цветы приготовили для вас задания. Задания находятся в этих конверта. Посмотрите, они тоже разноцветные.

И сейчас мы с вами поиграем в игру «Конвертики».

Если цветок красного цвета, то мы возьмём конверт красного цвета, а если цветок голубого цвета, то возьмём конверт голубого цвета и т. д. Все поняли? Начнем игру. Но сначала я хочу вам немного помочь. Тема нашей игры «Перелётные птицы».

1. Первый конверт пойдет выбирать Люба.

Люба какого цвета у тебя цветок? Какого цвета конверт ты будешь выбирать?

1 задание – Пересказ сказки по серии сюжетных картин. [Развитие речевого слуха, мышления, через формирование причинно-следственных связей.] Логопед размещает на магнитной доске сюжетные картинки к сказке (рисунок 1).

- Ребята, сейчас мы посмотрим, что за задание в этом конверте.

А задание такое – перескажите сказку.

- Внимательно послушайте сказку.

Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: “Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем”. Попросил Росток: “Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!” Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: “Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет”. Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими семечками.

Понравилась вам сказка? А теперь ответьте на вопросы.

Какое время года наступило?

Что сделала Таня?

Что появилось из земли?

Кто мешал Ростку?

Кого Росток попросил о помощи?

Как помог Грач Ростку?

В кого превратился Росток летом?

Логопед дает образец пересказа сказки по серии сюжетных картин. Далее логопед предлагает детям пересказать сказку, если необходимо, оказывает помощь (одна картинка – один ребенок; один ребенок - все картинки).

Какую пользу приносят перелетные птицы?

2. Второй конверт пойдет выбирать Милана.

Какого цвета конверт ты выбрала?Почему?

2 задание – в этом конверте задание – «Отдохнуть».

1). Физминутка: «Превратись в птичку».

Дети свободно бегают по залу под музыку, а на голове «шапочки - птиц».

2). Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Голодные птенчики” Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы).

Птенчики глотают пищу” Сглатывание слюны.

Клювы разных птиц” Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Птенчики ждут пищу” Сделать из языка “чашечку” и удерживать ее под счет до “шести”.

Очень вкусная пища!” Облизать верхнею губу.

3. Третий конверт пойдёт выбирать Вова.

3 задание – Вспомни, где живут перелётные птицы. Найди жилища ласточки, скворца, иволги. Покажи по образцу.

(употребление простых предлогов в, на, под: Скворец живёт в скворечнике. Ласточка живёт в гнезде под крышей дома.):

4. Четвёртый конверт пойдёт выбирать Алина.

4 задание – Расскажи по картинкам, как появляются птенцы.

Когда птицы выводят птенцов?

Дополни предложения словами:

высиживают, вылупляются, выкармливают, вьют.

Весной птицы гнёзда (что делают?) ... .

Птицы в гнёздах яйца (что делают?) ... .

Из яиц птенцы (что делают?) ... .

Птицы птенцов (что делают?) ... .

5. Пятый конверт пойдёт выбирать Дима.

5 задание – игра «Собери картинку».

Логопед раздает детям картинки. Дети собирают их, а затем логопед беседует.

Кто изображен у тебя на картинке?

Расскажи о своей птицы по схеме.

Так спрашивают у всех детей.

Молодцы. Вот мы выполнили ещё одно задание.

6. У нас с вами остался последний конверт. Лера, принеси нам последний конверт. Какого цвета конверт ты принесла?

6 задание – Расскажи о своей птицы по схеме. Дети работают по схеме. IV . Оценочный этап. - Вот мы и выполнили все задания. О ком мы сегодня говорили? - Назовите перелетных птиц. - А ещё о чём мы с вами говорили? Назовите первые весенние цветы. - Ребята, пойдёмте посмотрим выставку первых весенних цветов.- Настя, покажи подснежник. Дима, покажи мать-и-мачеху и т.д.- Ребята, а подснежник рад за вас, что вы такие молодцы, и он тоже сделал для вас сюрприз. Давайте посмотрим.

Скажем всем гостям, большое спасибо, что пришли. До свидание.

Тема: «Перелетные птицы»

Цели: Уточнять и расширять знания детей о перелетных птицах, их внешних признаках, особенностях поведения осенью. Познакомить с понятиями: «стая», «клин», «вереница». Упражнять в образовании приставочных глаголов, притяжательных прилагательных, подборе антонимов.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитывать умение выслушивать ответы других детей, не перебивая

Оборудование: Презентация «Перелетные птицы», перья, силуэты птиц на магнитах, магнитная доска, контурные изображения птиц, фломастеры, массажная дорожка: дерево, подушки - «кочки», гимнастические дуги, ребристая доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Дефектолог: - О каком времени говорится в этом стихотворении?
- По каким признакам вы догадались?
- Ребята, а вы знаете, как называются птицы, которые улетают от нас осенью в теплые края?

2. Сообщение темы:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Наступила осень, и в жизни птицам начинается самая ответственная пора, они собираются в дальнюю дорогу. А вы хотели бы узнать, как птицы готовятся к отлету? Тогда я предлагаю вам совершить экскурсию в лес. Там, на самой большой поляне открылась специальная школа по подготовке птиц к отлету. Вы хотите там побывать? Тогда отправляемся в дорогу, путь нам предстоит не близкий и очень сложный. Будьте внимательны, запоминайте дорогу.

3. Образование приставочных глаголов по совершаемому действию.

На полу расставлено оборудование: дерево, подушки - "кочки", гимнастические дуги, ребристая доска. Дети и дефектолог идут по массажной дорожке, проговаривая свои действия: дошли, перешли, обошли и т.д.
Дефектолог: По лесной дорожке зашагали ножки -
Шли, мы шли к дереву пришли, его вокруг мы обошли (обойти дерево )
Шли, шли к болоту подошли, смело по кочка его перешли (перешагивание по подушкам - «кочкам» )



По дорожке шли, шли, до горы дошли
Чтобы дольше нам пройти, надо в гору нам войти.
В гору смело мы вошли, вышли, и опять пошли (проходят под гимнастическими дугами )
Вновь преграда на пути, надо реку перейти
Мы на мостик зашли, речку быстро перешли
Долго шли мы по дорожке, как устали наши ножки,
Вижу лес я впереди, надо до него дойти.

Слайд №1,2
Дефектолог - Вот, ребята, мы и добрались с вами до лесной поляны, где открылась летная школа для перелетных птиц. Вот сколько собралось здесь разных птиц. Вы узнали их? Назовите птиц, которых вы видите (Дети перечисляют птиц):
- Я вижу аиста.
- Я вижу журавля… и т.д)
- А как называют этих птиц? (перелетные птицы)

4 . Формирование лексико-грамматических категорий. Слайд №3

Слайд №4.

Дефектолог: Да, ребята, очень много птиц собралось. Скажите, птицы похожи друг на друга или отличаются? Да, все птицы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Назовите, какие одинаковые части тела есть у всех птиц? Дети по очереди отвечают:

Вы молодцы, все птицы имеют одинаковое строение, но все равно очень отличаются друг от друга. Они бывают крупные и мелки, имеют различную окраску оперенья, даже форма клюва у всех разная Давайте сравним птиц. Например, ласточку и лебедя

Слайд №5. Игра «Скажите наоборот».

Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
У ласточки туловище мелкое, а у лебедя… (крупное).
Ласточка маленькая, а лебедь ….(большой).
У ласточки клюв короткий, а у лебедя … (длинный).
У ласточки лапки тонкие, а у лебедя …(толстые).
У ласточки хвост длинный, а лебедя …(короткий).
У ласточки крылья черные, а лебедя …(белые).

5. Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики

Слайды №6, 7,8,9. (выполнение гимнастики с сочетанием работы языка и рук )
- Посмотрите на ласточку еще раз - клюв у нее маленький вытянутый. Давайте её по приветствуем и улыбнемся ей (артикуляционное упражнение «Улыбка»), а теперь покажите какой у неё клюв (Упражнение «Трубочка»)

. Упражнение «Улыбка - Трубочка» (повторяем упр. 3 раза)
- А вот у лебедя клюв широкий и похож на лопатку.
Клюв у лебедя хорош,
На «лопатку» он похож.

. Упражнение «Лопатка» (повторяем 3 раза)
- Теперь посмотрим на аиста и журавля, какой у них клюв? (длинный острый, похож на иголку)

. Упражнение « Иголочка» (повтор упр.3 раза)
Узкий клюв у птицы нашей
Мы «Иголочку» покажем

. Упражнение « Лопатка - Иголочка» (повтор упр.3 раза)
- И крылья у птиц разные: у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий.
Как «качели» вверх и вниз,
Машут крылья наших птиц

. Упражнение «Качели» (повтор упр. 5 раза)
А у ласточки вот так
Словно часики «тик -так»

. Упражнение «Часики» (повтор упр. 5 раз)

6. Упражнение на дыхание: «Перышко».

Посмотрите, кто-то обронил перышки, наверное, птички летали и перышки потеряли. Давайте мы на них подуем. (Дуем на перышки на выдохе произносим: «Пф-пф…», затем на длительном выдохе « Чье перо улетит дальше»)

7. Гимнастика для глаз: «Журавль». Слайд №10.

А вот и директор летной школы, какой он важный, ходит по поляне и следит за порядком. Давайте и мы вместе с ним посмотри, чем занимаются птицы.

8. Расширение и уточнение словарного запаса по теме.

Ребята, Журавль приглашает нас на свое первое занятие
Слайд №11.
- Скажите, вы знаете, как птицы готовятся к отлету? (собираются в стаи).
Правильно, птицы одного вида собираются в стаи и выбирают себе вожака. Самую отважную и умную птицу. (Аудиозапись голосов птиц)
- Ребята, птицы так расшумелись, уж очень всем хочется стать вожаком, давайте мы им поможем. Посмотрите, перед вами лежат рисунки птиц, но их надо дорисовать и мы сможем узнать, кого птицы выбрали себе вожаками.

Формирование графических навыков. «Обведи и назови»

Будьте внимательны, вам необходимо соединить последовательно все точки на рисунке.
- А перед работой давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Молодцы, какие же птички у вас получились?
- А вы, хотите побывать вожаками своих стай? (Раздаю медальоны с изображением птиц).
- Каждый вожак должен уметь построить своих птичек перед отлетом определенным порядком.

Демонстрация слайдов

№ 12. Это летит журавль. Журавли очень крупные птицы и размах крыльев у них очень большой, поэтому в полете они выстраиваются клином. Вот так.
№ 13. Это летит гусь. Гуси выстраиваются в полете друг за другом - вереницей. Вот так.
№ 14. Это летит ласточка. Ласточка маленькая птичка и одной ей очень трудно преодолеть такой сложный путь,поэтому все маленькие птички перелетают одной большой стайкой. Вот так.
№ 15. Дети повторяют построение птиц
- Давайте и мы с вами попробуем выстроиться:
- клином
- вереницей
- стайкой
Дефектолог:- У вас на столе лежат конвертики, найдите своих птичек и выстроите их нужным порядком. Будьте внимательны.

9. Развитие координации движения в сочетании с текстом.

Молодцы, я вижу, уже все готовы к отлету, и нам осталось посетить последнее занятие по предполетной подготовке.

Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг.
Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе сделаем вот так… Ходьба и маршировка по кругу
Отряхнулись как умеем, Движения по тексту
Вытянем свои мы шеи.
Посмотрели, оглянулись,
Шеи в плечики втянулись.
Встали смирно, подравняйтесь
И за мною повторяйте.
Крылья вверх, не ленись,
Все присели, крылья вниз.
Снова крылья поднимаем,
А потом их опускаем,
Снова дружно все присели,
Очень сильно зашипели: ш-ш-ш…

10. Дидактическая игра «Чей, чья, чьи» Слайд №16.

Вот и улетели птицы! Как высоко они поднялись, их уже и трудно рассмотреть! Давайте попробуем угадать, какая птичка, за каким облаком спряталась?
- Какая птица скрылась за синим облаком? Чей хвост виден? (это ласточкин хвост)
- А кто спряталась за розовым облаком? Чей клюв вы видите? (гусиный клюв)
- Чье крыло вы видите за голубым облаком? (журавлиное крыло)
- А кто за серым облаком? Чьи там лапки? (гусиные лапки)
- Все выше и выше поднимаются в небо птицы! Давайте с ними попрощаемся. До свидания, до встречи весной!

11. Подведение итога.

Ну что ребята, птицы улетели и нам пора возвращаться к себе. Скажите, теперь вы узнали, как птицы готовятся к отлету? Что же они делают? (Ответы детей)

Рефлексия «Перышко».
- Ребята, Журавль нам на память оставил перышки, с которыми мы играли, а взять его себе сможет тот, кто расскажет, что понравилось ему в лётной школе.

ПО ТЕМЕ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

(старшая группа компенсирующей направленности)

Учитель-логопед Горбенко Н.В. МДОУ ЦРР – детский сад № 28 г.о. Жуковский

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по данной теме, практическое употребление простого распространенного предложения и предложно-падежных конструкций.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;

коррекционно-развивающие:

развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование мн.ч. им. существительных в им. пад., закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, слоговой анализ слов, звуковой анализ слов с использованием знаковой символики гласных звуков, практическое употребление предлогов «в», «на», «с», «к», «от», «за», «из» в речи, образование названий детенышей птиц с помощью суффикса –онок-, развитие внимания, памяти, мышления, речевого дыхания, общей и мелкой моторики, координация слова и движения;

коррекционно-воспитательные:

воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.

Оборудование: предметные картинки по теме, аудиозапись «Голоса птиц», скворечник, цифры 2 и 5, схемы с условными обозначениями гласных звуков, мяч, игра «Собери птичку» по числу детей.

Ход занятия:

1. Орг. момент. (Создание положительного эмоционального фона занятия). Дети и логопед стоят на ковре. Звучит тихая музыка. Логопед вместе с детьми читают стихотворение и выполняют в такт словам движения.

Слякоть, непогодушка, (подняли руки вверх, помахивания руками)

Тополь пожелтел. (наклоны туловища влево - вправо)

Вдруг на ветке скворушка (руки в стороны)

Песенку запел. (повороты туловища влево - вправо, руки в стороны)

Ветка чуть качается, (руки вверх, имитация дуновения ветра)

Дождик не кончается, (помахивания руками перед собой)

С нами старый скворушка (руки в стороны)

До весны прощается. (прощальные движения руками)

Логопед: А теперь мы с вами отправимся на волшебную полянку. Сделаем глубокий вдох ртом и на выдохе произнесем волшебное слово «ФУУУУХ», растягивая выдох как можно дольше, (упражнение повторяется 3 раза, последний раз с закрытыми глазами), открываем глазки. Ребята, где же мы с вами оказались? (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»).

Дети: В лесу.

Дети садятся на свои места.

2. Беседа о перелетных птицах.

Логопед: Отгадайте, кого же мы с вами встретили в лесу? Вы помните, чьи голоса вы слышали?

Логопед: Да, ребята, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. А что птицы делают осенью?

Дети: Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг.

Логопед: Правильно, ребята. Еще в октябре начинают улетать в теплые края перелетные птицы. Потянулись косяками, вереницами журавли, гуси, чайки. Если перелетные птицы низко к земле летят - к морозной зиме, а если высоко - к теплой. На рябинах пируют пролетные дрозды: поклюют ягодок рябины, отдохнут и улетают дальше на юг. «А когда гусь улетает, снег выпадает» - так народ примечает. А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться. Ребята, ветерок случайно перепутал фотографии всех птиц. Давайте посмотрим, какие из этих птиц останутся у нас зимовать, а какие от нас улетят на юг. Если птицы остаются у нас зимовать, как они называются?

Дети: Зимующие.

Логопед: Птиц, которые улетают на юг, как мы называем?

Дети: Перелетные.

Перед детьми на столе разложены картинки с птицами: ласточка, скворец, сорока, ворона, утка, жаворонок, дятел, журавль, лебедь, кукушка, сова, соловей, дрозд, аист, цапля. Дети по одному выходят к столу и раскладывают на две группы зимующих и перелетных птиц. Картинки с перелетными птицами логопед вывешивает на доску.

Логопед: Кого ты выбрал?

Дети: «Я выбрал ласточку» и т.д.

3. Игра «Назови части тела птицы».

Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.

4. Игра «Сколько птичек улетело? » (цифры 2, 5)

Логопед: Посмотрите внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Необходимо ответить «Сколько птиц улетело? » Ответьте полным предложением.

Дети: «Улетело 2 ласточки, а потом еще 5 ласточек».

Дети: «Улетело 2 лебедя, а потом еще 5 лебедей» и т.д.

5. Игра “Один- много” с перекидыванием мяча.

Дети встают в круг, логопед называет слово-название птицы в ед.ч. им. пад., ребенок называет слово во мн.ч. им пад.


Кукушка – кукушки, журавль - журавли,
скворец - скворцы, соловей - соловьи,

жаворонок – жаворонки, лебедь - лебеди,

утка - утки,
ласточка – ласточки,

дрозд - дрозды, аист – аисты,

цапля – цапли.

6.. Игра “У кого кто ” с перекидыванием мяча.

Логопед: Ребята, а теперь мы должны назвать птенца птицы.
У кукушки – кукушонок

У журавля - журавленок

У скворца - скворчонок
У лебедя - лебеденок

У утки - утенок

У аиста – аистенок

У дрозда – дрозденок

7. Загадки о перелетных птицах.

Логопед: Ребята, послушайте и отгадайте загадки о птицах.

Это старый наш знакомый: Прилетает к нам с теплом, Кто на елке, на суку

Он живёт на крыше дома - Путь проделав длинный. Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку?»
Длинноногий, длинноносый, Лепит домик под окном (кукушка)
Длинношеий, безголосый. Из травы и глины.
Он летает на охоту (ласточка)
За лягушками к болоту.
(аист)

На одной ноге стоит, Хочет – прямо полетит,

В воду пристально глядит, Хочет – в воздухе висит,

Тычет клювом наугад – Камнем падает с высот.

Ищет в речке лягушат. И в полях поет, поет.

(цапля) (жаворонок)

8. Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

Птичек стая.

Пой-ка, подпевай-ка!

Десять птичек – стайка!

Эта птичка – соловей.

Эта птичка – воробей.

Эта птичка совушка –

сонная головушка.

Эта птичка – свиристель.

Эта птичка – коростель,

Эта птичка скворушка –

серенькое перышко.

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,

Ну, а это злой орлан…

Птички, птички, по домам!

(пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети зажимают по одному пальцу сначала правой, затем левой руки. На последние слова имитируют улетающих птиц)

9. Употребление предложно-падежных конструкций.

Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она находится. Отвечаем полными предложениями! Работа с предлогами «в», «на», «с», «за», «к», «от», «из». Логопед перемещает скворца около скворечника, дети употребляют различные предложно-падежные конструкции.

Логопед: Куда залетел скворец?

Дети: «Скворец залетел в скворечник».

Логопед: Откуда вылетел скворец?

Дети: «Скворец вылетел из скворечника».

Логопед: Где сидит скворец?

Дети: «Скворец сидит на скворечнике».

Логопед: Откуда слетел скворец?

Дети: «Скворец слетел со скворечника».

Логопед: Куда спрятался скворец?

Дети: «Скворец спрятался за скворечник».

Логопед: От чего отлетел скворец?

Дети: «Скворец отлетел от скворечника».

Логопед: К чему подлетел скворец?

Дети: «Скворец подлетел к скворечнику».

10. Звуко-слоговой анализ слов с использованием знаковой символики.

Логопед: Ребята, давайте поможем перелетным птицам благополучно долететь в теплые края. Для этого вам нужно прохлопать название птицы по слогам и выделить гласные звуки из слов-названий птиц. Гласные звуки обозначены на доске условными обозначениями. Для каждой птицы мы должны с вами найти нужную схему.

Логопед показывает на доске схемы и произносит названия птиц с утрированным произношением гласных звуков. Дети выделяют гласные звуки из слов-названий птиц и находят на доске нужную схему.

Утка аист дрозд кукушка журавль

11. Игра «Собери птичку».

Логопед: Ребята, и последнее для вас задание. Вы должны будете из различных геометрических фигур собрать птичку (голова туловище

2 крыла хвост)

Самостоятельная работа детей.

12. Подведение итога занятия.

Логопед: Ребята, вот мы с вами и проводили наших птичек в теплые края.

Чем на занятии мы сегодня занимались? Что нового мы с вами узнали? Какие задания вам больше всего понравились?

Валентина Ряднина
«Перелетные птицы. Осень». Конспект подгруппового логопедического занятия

МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «Колокольчик»

6636160 с. Кожевниково Томской области ул. Октябрьская 57 т. 8(38244) 22634

Тема : «Перелетные птицы . Осень »

Конспект подгруппового логопедического занятия

по развитию лексико-грамматического строя

с использованием здоровьесберегающих технологий

в старшей группе для детей с ОНР

–учитель- логопед .

Тема : «Перелетные птицы »

Цель : Развитие лексико-грамматического строя речи у детей на лексической теме «Перелетные птицы »

Задачи :

Коррекционно-обучающиее :

Закреплять знания детей о птицах нашего края ;

Развивать представление детей о причинах перелетов птиц (перелетные , зимующие, кочующие) ;

Формировать умение детей отличать птиц от других животных ;

Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

Развивать и обогащать словарный запас детей;

Формировать грамматически правильную речь у детей.

Коррекционно - развивающие :

Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

Развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление, творческое воображение;

Развивать темп и ритм речи;

Коррекционно - воспитательные :

Формировать положительную установку на участие в занятии ;

Формировать навыки общения, взаимодействия, чувства доброжелательности;

Формировать заботливое отношение к птицам ; желание помогать птицам в трудный для них период.

Закреплять умение бережного отношения ко всему живому, к природе.

Словарная работа : перелетные , зимующие, кочующие, насекомоядные, оседлые

Материалы и оборудования

1. Презентация, мультимедийное оборудование.

2. Зеркало.

3. Птички на ниточках.

4. Перья разной формы, цвета, размера, ножницы, стаканчики с водой;

5 Снежинка, солнышко и карточки с изображением птиц .

5. Птичка- игрушка

Предварительная работа :

Чтение книги Л. Н. Толстого «Умная галка» , беседы по иллюстрациям птиц нашего края и прослушиванием щебета птиц нашего края . Изучение темы «Жилища птиц и животных » .

Планируемые результаты :

Ребенок сформировал длительную воздушную струю.

Развита мелкая моторика.

Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

У ребенка формируется заботливое отношение к птицам ; желание помогать птицам в трудный для них период.

У ребенка закрепляется умение бережного отношения ко всему живому, природе.

У ребенка сформировано отличительные особенности птиц и животных

У ребенка развито представление о причинах перелетов птиц .

У ребенка развита грамматически правильная речь

Этапы Цели Ход занятия Действия детей

I. Организационный момент «Круг радости»

Организовать детей на познавательную деятельность. –Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам . А поможет мне в этом – этот «волшебная птичка» .

–Я приглашаю всех вас в «круг радости» сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки эту «волшебную птичку» .

Желаю счастья и добра всем детям с самого утра.

Кто скажет, что это за птичка? Дети передают друг другу птичку и произносят добрые пожелания

II. Беседа по картине «Осень »

(Слайд 2) Ребята, какое время года изображено на картине?

Вот и наступила осень . Какие изменения произошли в природе?

Почему стало мало птиц ?

Каких птиц вы знаете ?

Куда улетают птицы осенью ?

Как называются птицы , которые улетели на юг?

Каких вы знаете перелетных птиц ?

-Осень Дети : (перечисляют признаки осени ) .

Дети : исчезли насекомые, а птицы , которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Дети : (перечисляют птиц ) .

Дети : на юг.

Дети : перелетные птицы .

Дети : перечисляют…

III. Ш Артикуляционная гимнастика (слайд 3)

Посмотрите на этих птиц , какие они все разные, и размер, и окраска, и даже форма клювов у них разная.

Вот ласточка : клюв у нее маленький вытянутый. Давайте улыбнемся ей и покажем, какой у нее клюв.

А вот у утки и у лебедя клюв широкий и похож на лопатку.

Теперь посмотрим на аиста и журавля, какой у них клюв?

И крылья у птиц разные : у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий. (Покажем нашим язычком, всех птичек)

Дети выполняют упражнение перед зеркалом

«Улыбка – Трубочка» (повторяем упр. 3 раза)

Упражнение «Лопатка»

(повторяем 3 раза) --длинный острый, похож на иголку. Иголочка» (повтор упр. 3 раза)

Упражнение «Качели» (повтор упр. 5 раза)

Упражнение «Часики» (повтор упр. 5 раз)

IV. Дыхательная гимнастика

(слайд 4)

Мы с вами знаем, зачем собрались птицы на этой полянке .

Давайте посмотрим, как же они научились летать (дети берут птиц на ниточках ) . Чтобы ваша птичка полетела надо на нее подуть, но сделать это надо правильно, вдыхаем воздух носом, плечи не поднимаем, легко выдыхаем ротиком и не надуваем щеки. Дети выполняют дыхательную гимнастику

V. самомассаж лица

(слайд 5) Ручки растираем и разогреваем, Потирание ладоней, хлопки.

И лицо теплом своим нежно умываем. Ладонями проводить по лицу сверху – вниз.

Грабельки сгребают все плохие мысли. Граблеобразные движения пальцами от

середины лба к вискам

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Растирать ушные раковины по краю снизу

вверх и наоборот

Их вперёд сгибаем, Нагибание ушных раковин вперед .

Тянем вниз за мочки, Оттягивать уши вниз за мочки.

А потом уходим пальцами на щёчки, Пальцы перебегают на щёки .

Щёчки разминаем, чтобы улыбались, Губки разминаем, чтобы улыбались

Как утята к утке клювики потянем, Вытягивание обеих губ вперёд.

Разомнём их мягко, не задев ногтями, Большими и указательными пальцами

разминаем обе губы.

Уголками губ мы щёчки поднимаем, Средние пальцы рук – в уголках рта и по

очереди поднимать то правый, то левый угол рта

А потом от носа мы к губам стекаем. Спиралевидные движения средних пальцев

рук от крыльев носа к уголки рта по носогубным складкам

Губки пожуем мы, Покусывание верхними зубами нижней губы и наоборот.

Шарики надуем, Надувание щёк и похлопывание по ним так, чтоб губы удерживали воздух.

И губами вправо – влево потанцуем. Указательные пальцы укладываются на губы // друг другу и двигаются навстречу или врозь друг другу.

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит. Кулачком стучать по верхней губе, затем по нижней губе, язык перемещать под губами то вверх то вниз.

Тянем подбородок и его щипаем,

А потом по шейке ручками стекаем. Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большими и остальными пальцами

VI. Вхождение в тему

(слайд 6, 7,8) -С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц , вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой :

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение ?

Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы . Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки.

Они улетают в конце августа.

А почему они так рано улетают, как вы думаете?

Да, эти птицы питаются насекомыми , они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц ? (слайд 8) Дети : о перелетных .

Пропадают многие насекомые

Ласточка, камышевка, скворец, жаворонок, мухоловка.

VII. Сообщение темы и цели занятия . Так о ком мы сегодня поведем речь?

А о каких птицах мы будем говорить ?

О птицах

О перелетных

VIII. Мотивация к познавательной деятельности (слайд 9) А чем же птица отличается от животного? - перья у птицы , а у животного шерсть.

Клюв у птицы , а у животного пасть с зубами

У птицы 2 лапы , а у животного 4

У птиц есть крылья и они почти все летают, а у животных нет и они не летают

IХ. Образование притяжательных прилагательных

(слайд 10)

Поднялись птицы высоко-высоко в небо! (слайд «Небесные прятки» ) Давайте возьмем бинокли и рассмотрим их хорошенько (пальчиковое упражнение «Бинокль» )

Попробуйте угадать, кто спрятался за облаками?

Чей хвост виден за синим облаком?

Какая птица спряталась за розовым облаком?

Чей клюв вы видите?

Чье крыло вы видите за голубым облаком?

А теперь скажите какие из них насекомоядные?

Молодцы! Помашем птицам , до свидания птицы ! До весны!

Дети изображают бинокль и рассматривают облака на слайде 10.

Это хвост ласточки – ласточкин хвост

Это клюв аиста – аистиный клюв

Крыло журавля – журавлиное крыло

Насекомоядная ласточка

Х. Открытие нового

(Слайд 11, 12) В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц (слайд 12)

Высоко летят стаи птиц , с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат : «До свидания, до радостной встречи весной!»

Гусь, утка, лебедь, пеликан

ХI. Развитие внимания

(слайд 12) Игра «Прилетели птицы » ,

(если это не птицы - хлопаем в ладоши )

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Что не правильно?

Воспитатель : А мухи – это кто?

Вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы :

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы :

Голуби, куницы.

А куницы - это кто?

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки (это птицы )

Дети хлопают.

Дети : мухи.

Дети : насекомые

Дети хлопают.

Дети хлопают.

Животные

Дети хлопают.

XII. Физминутка

(Слайд 14) Птичья зарядка Дети выполняют

XIII. Открытие нового

(Слайд 14) А вы знаете как летят птицы . Когда улетают в теплые края?

-Вот смотрите : журавли летят клином- впереди вожак- самый сильный журавль.

Утки, гуси и лебеди летят вереницей.

Ласточки, грачи, скворцы летят стаей.

XIV. Эксперимент Развитие речевого дыхания, внимания

(слайд 16-17)

Ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.

Чем различаются перья?

Каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.

Что случится, если сейчас подует ветерок? Возьмите по 1 перышку и подуйте на него.

Если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Перья защищают птицу от воды и сырости .

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья ?

Для чего им нужны маленькие перышки?

Теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Часто можно встретить очень красивых птиц . (слайд 17)

У большинства птиц ярко окрашены только самцы.

Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

Посмотрите, какие красивые бывают птицы . Дети : цветом, размером, формой.

Дети показывают

Дети дуют на перышки

Дети : перья летят, они легкие.

Дети мокают перо в стакан и смотрят.

Дети : нет, вода скатилась капельками.

Дети : чтобы летать.

Дети : для тепла.

Дети : перья разные по цвету.

Они украшают птиц .

ХV. Физминутка. Игра «Птицелов »

(слайд 18) Играющие выбирают себе названия птиц , крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят , кружатся вокруг птицелова и произносят :

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет !

Птицелов хлопает в ладоши , играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц . Тот, кого он нашел, подражает крику птицы , которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока .

Играющий становится птицеловом .

Правила игры : Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Дети весело играют

XVI. Образование прилагательных

(Слайд 19) - Не все птицы улетают , есть те, которые остаются с нами зимовать.

Как они называются?

Каких вы знаете зимующих птиц ?

Предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы

Перед вами карточки , на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц - к снежинке , а где солнышко – перелетных .

Дети : зимующие, оседлые.

Дети : (перечислят зимующих птиц нашего края ) .

Дети раскладывают карточки

XVII. Экологическое воспитание

(слайд 20) А почему говорят, что зима трудное время для птиц ?

Как можно проявить о них заботу зимой?

Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой ?

Действительно, зима – трудное время для птиц , особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма . Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц , сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки.

И я предлагаю, чтобы и вы с родителями изготовили кормушки для птиц , и мы развесим их на деревья перед вашими окнами , а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам -Птицам холодно , голодно

Хлеб, зерно, сало, семечки

Да, мы поговорим с папой, чтобы вместе с ним сделать кормушку для птиц .

ХIV Рефлексия

(слайд 21) - Каких вы запомнили перелетных птиц ?

Чем птицы отличаются от других животных?

Для чего птицам нужны большие перья ? А маленькие?

Спасибо, вы сегодня хорошо поработали.

Дети : …

Дети : …

Дети : …

ХV Ритуал прощания

«Солнечные лучики» А сейчас встанем все в круг, протянем руки в центр круга, соединим их, тихо постойте с закрытыми глазами и почувствуйте себя теплым солнечным лучиком, который согреет зимой и наших зимующих птичек.

Дети встали в круг, закрыли глаза и тихо постояли.

подготовила учитель - логопед Солдатенко И.В.

Цель: формирование, усвоение знаний, почему перелетные птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза. Развитие лексико-грамматических представлений, совершенствование мелкой моторики и дыхательной гимнастики.

Речевые задачи:

  • — расширять и активизировать словарь существительных.
  • -закреплять умение использовать в речи существительных единственного и множественного числа в И.п. и Р.п.

Познавательные задачи:

  • — закреплять знания детей по теме «Осень».
  • — расширять представления детей по теме «Перелётные птицы».

Воспитательные задачи:

  • — воспитывать интерес к поведению птиц, бережное отношение к ним.

Ход занятия

​ Организационный момент «Осенняя погода».

Воспитатель просит детей рассказать, какие признаки осени они увидели, когда шли в детский сад.

​ Повторение пройденного материала. Игра «Что бывает осенью».

Воспитатель предлагает детям рассказать, что происходит с природой осенью.

— Опадают листья.

— Ветер качает ветви деревьев.

— Люди убирают урожай на полях.

— Птицы улетают на юг.

Воспитатель:

Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (Ответы). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые покидают нас, отправляясь в тёплые страны. Вам всем хорошо известны такие перелётные птицы, как ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Почему эти птицы улетают от нас осенью (ответы детей)?

Давайте вспомним, чем питаются птицы. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червей, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозд — саранчой и кузнечиками. Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

А чем питаются птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы. Почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать, это снегири, клёсты

Клесты и снегири не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Для того чтобы яйцам и птенцам было тепло зимой, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

  1. Физкультминутка.

(Проговаривает и показывает сначала воспитатель, потом – подключаются дети).

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят..

Видно тоже в Африку хотят.

5​. Закрепление лексико-грамматического материала в контексте изучаемой темы.

1.​ Игра «Один - много»:

Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:

Ласточка – ласточки – много ласточек

Соловей – соловьи – много соловьёв

Зяблик – зяблики – много зябликов

Скворец – скворцы – много скворцов

Грач – грачи – много грачей

Журавль – журавли – много журавлей.

  1. Игра “Кто как голос подает”.

Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,

журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

  1. Игра “У кого кто”.

У кукушки – кукушонок, кукушата.

У журавля — журавленок, журавлята.

У скворца — скворчонок, скворчата.

У лебедя — лебеденок, лебедята.

У грача — грачонок, грачата.

У утки — утенок, утята.

У аиста – аистенок, аистята.

У гуся – гусенок, гусята.

6.​ Загадки (отгаданная загадка сопровождается показом картинок):

Послушайте внимательно и отгадайте:

Ты его узнаешь сразу:

Черноклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

(Скворец).

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

Кто эта птица?

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

(Журавль)

7​. Подведение итогов. Обобщение материала.

На этом наше знакомство с птицами на сегодня заканчивается.

Давайте вспомним, какие птицы называются перелётными? Назовите их.

Все хорошо сегодня старались. Молодцы!