С января 2018 года микрофинансовые компании (далее - МФК) обязаны создать у себя систему управления рисками в соответствии с требованиями базового стандарта по управлению рисками микрофинансовых организаций утвержденным Банком России от 27 июля 2017 г. Специалисты компании Ю-Питер Консалтинг составили для микрофинансовый компаний практическое пособие и шаблоны документов для исполнения требований базового стандарта:
А. Основные документы по риск-менеджменту микрофинансовой компании:
- Положение об управлении рисками.
- Приказ об утверждении положения об управления рисками.
- Положение о кредитном риске.
- Положение о риске ликвидности
- Положение об операционном риске, с приложением формы сообщения о реализации операционного риска и базы данных событий операционного риска.
- Положение о правовом риске.
- Положение о риск потери репутации (репутационном риске).
- Положение о регуляторном риске.
Б. Реестр и карта рисков микрофинансовой компании:
- Реестр рисков.
- Карта рисков.
- Паспорт кредитного риска (пример заполнения).
- Паспорт операционного риска (пример заполнения).
- Паспорт риска потери деловой репутации (пример заполнения).
- Паспорт стратегического риска (пример заполнения).
- Паспорт рыночного риска (пример заполнения).
- Паспорт правового риска (пример заполнения).
- Паспорт риска ликвидности (пример заполнения).
- Паспорт процентного риска (пример заполнения).
- Паспорт регуляторного риска (пример заполнения).
В каждом паспорте раскрываются внешние и внутренние источники риска (риск-факторы), последствия реализации каждого риска (сценарии развития событий) и оценка их влияния на микрофинансовую деятельность.
В. Обучение работников микрофинансовой компании по программе риск-менеджмента:
- Программа обучения сотрудников микрофинансовой компании по риск-менеджменту.
- Ежегодный план реализации программы обучения сотрудников микрофинансовой компании методам и инструментам управления рисками
- Приказ об утверждении перечня сотрудников, обязанных проходить обучение по риск-менеджменту.
- Свидетельство о прохождении сотрудником микрофинансовой компании обучения по риск-менеджменту.
- Аттестационный лист о результатах проверки знаний сотрудников микрофинансовой компании по риск-менеджменту.
- Тесты для проверки знаний сотрудников микрофинансовой компании в области риск-менеджмента
- Ежегодный план проверки знаний сотрудников микрофинансовой компании в области риск-менеджмента (методы и инструменты управления рисками).
- Учебно-методический материал по риск-менеджменту для работников микрофинансовой компании.
Г. Дополнительные документы
- Приказ о назначении риск-менеджера микрофинансовой компании.
- Положение о подразделении риск-менеджмента.
- Должностная инструкция начальника подразделения риск-менеджмента.
- Должностная инструкция специалиста подразделения риск-менеджмента.
Д. Внутренняя отчетность риск-менеджера о системе управления рисками.
- Положение о системе внутренней отчетности управления рисками микрофинансовой компании.
- План проведения проверок системы управления рисками на календарный год.
- Отчет риск-менеджера по управлению рисками за календарный год.
Е. Дополнительные документы по риск-менеджменту:
- Дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудниками микрофинансовой компании.
- Изменения и дополнения в должностные инструкции сотрудников микрофинансовой компании.
- Изменения и дополнения в положения структурных подразделений микрофинансовой компании.
Стоимость практического пособия 34500 р.
Желаете приобрести отдельные документы из практического пособия? Проходите по ссылке. Выбирайте нужный Вам документ и оплачивайте в один клик. Документы предоставляются в день оплаты на указанную Вами электронную почту.
Образец положения о подразделении риск-менеджмента микрофинансовой компании
Образец положения о кредитном риске микрофинансовой компании
Все документы подготовлены с учетом специфики микрофинансовой деятельности, не являются типовыми шаблонами, скачанными из Интернета или из справочно-правовых систем. Документы разработаны нашими специалистами, которые имеют многолетний опыт юридического сопровождения микрофинансовых организаций. Каждый документ составлен:
- с учетом правового статуса микрофинансовой компании, имеющей сумму задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам менее одного миллиарда рублей по состоянию на 31 декабря предыдущего года, что подразумевает назначение единственного риск-менеджера и отсутствие подразделения по управлению рисками;
- перечисленные документы разработаны для микрофинансовой компании, в которой создано подразделение по риск-менеджменту с количеством работников не менее двух.
- на основании требований Банка России и саморегулируемых организаций в сфере микрофинансовой деятельности;
- на основании российских и зарубежных стандартов по риск-менеджменту:
- Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций (утв. Банком России (Протокол N КФНП-26 от 27 июля 2017 г.)) (согласован Комитетом по стандартам микрофинансовых организаций при Банке России (Протокол N 3 от 19 июля 2017 г.));
- Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты";
- A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBoK);
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 "Менеджмент риска. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 548-ст);
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р МСО 31000-2010 "Менеджмент риска. Принципы и руководство"(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 883-ст);
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 "Менеджмент риска. Методы оценки риска" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 680-ст);
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.21-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст);
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.22-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)»;
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.23-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)».
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
от ____ _____ 2011 года N _____
1. Общие положения
1.1. Положение о системе управления профессиональными рисками (далее - Положение) устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками у работодателя и процедурам управления профессиональными рисками.
1.2. Настоящее Положение распространяется на работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
1.3. Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:
а) политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;
б) планирование работ по управлению профессиональными рисками;
в) процедуры системы управления профессиональными рисками;
г) контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;
д) анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.
1.4. Работодатель должен поддерживать в актуальном состоянии систему управления профессиональными рисками в соответствии с требованиями настоящего Положения.
2. Требования к политике в области управления профессиональными рисками, целям и программам по их достижению
2.1. Политика работодателя в области управления профессиональными рисками должна быть частью политики работодателя в области охраны труда (далее - Политика). Политика должна:
а) соответствовать видам деятельности, характеру и масштабам рисков Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;
б) включать обязательства по предотвращению травм и ухудшения состояния здоровья работников, а также по постоянному улучшению системы управления профессиональными рисками;
в) включать обязательства по обеспечению соответствия применимым к работодателю законодательным и другим нормативным требованиям, относящимся к существующим опасностям, возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников;
Источник, ситуация или действие с потенциальным вредом в виде травмы или ухудшения состояния здоровья либо их сочетания.
г)1
регулярно анализироваться для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии;
д) быть доступной всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней.
2.2. Работодатель должен установить цели в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья для соответствующих видов деятельности и организационной структуры, обеспечить их достижение и актуализацию. При этом цели должны быть, где это практически возможно, измеримыми и согласованными с политикой в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья, включая обязательства предотвращать травмы и ухудшение состояния здоровья работников, обязательства соответствовать законодательным, нормативным и другим требованиям, применимым к деятельности работодателя.
2.3. Устанавливая цели, Работодатель должен учитывать свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.
2.4. Работодатель должен разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии Программы для достижения целей в области управления профессиональными рисками (далее - Программы). Программы должны включать:
а) установление ответственности и полномочий для достижения целей между отдельными специалистами и руководителями;
б) технологические, финансовые и производственные средства для достижения поставленных целей и временные пределы, когда надлежит достигнуть этих целей.
2.5. Цели и программы системы управления профессиональными рисками следует разъяснять работникам на соответствующих уровнях, в том числе при проведении обучения, консультирования и т.п.
2.6. Работодатель должен регулярно проводить анализ выполнения Программ на соответствующих уровнях, и, при необходимости, предпринимать меры по их корректировке.
3. Требования к планированию работ по внедрению системы управления профессиональными рисками
3.1. Работодатель должен планировать деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование должно основываться на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений, а также включать анализ следующей основной исходной информации:
а) данные по организационной структуре, штатной численности, видов деятельности организации, производимых работ на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании;
б) результаты анализа производственного травматизма;
в) результаты анализа профессиональных заболеваний;
г) результаты предварительных и периодических медицинских осмотров;
д) результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков;
3.2. Работодатель должен назначить должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделить его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками должен представлять Работодателю отчет о функционировании системы для анализа ее функционирования и использования в качестве основы для улучшения системы.
3.3. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей и оценки рисков на имеющихся у работодателя рабочих местах, и обеспечить создание групп (команд) по идентификации опасностей и оценки рисков.
Процесс признания того, что опасность существует, и определения ее характеристик.
Процесс оценивания риска, связанного с опасностью, принимающий во внимание полноту всех существующих средств управления и позволяющий решить вопрос о том, является ли риск приемлемым или нет.
3.4. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение в организации внутреннего аудита системы управления профессиональными рисками, и обеспечить создание группы специалистов для проведения на постоянной основе внутреннего аудита и подготовки объективной информации работодателю для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны Работодателя.
Систематический, независимый и документируемый процесс получения "свидетельств аудита" и их объективного оценивания для определения степени соответствия "критериям аудита".
3.5. Работодатель должен установить обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также в зонах выполнения работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.
3.6. Работодатель должен установить обязанности должностного лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.
3.7. Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т.п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.
4. Требования к организации и внедрению процедур системы управления профессиональными рисками
Работодатель в рамках системы управления профессиональными рисками должен обеспечить функционирование следующих процедур:
а) обучения и подготовки персонала;
б) идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;
в) управления профессиональными рисками;
г) документирования системы управления профессиональными рисками;
е) информирования работников и их участия;
д)* подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.
________________
4.1. Требования к процедуре обучения и подготовки персонала
4.1.1. Обучение и (или) подготовка, а также другие планируемые мероприятия должны быть направлены как на достижение соответствия требованиям по компетентности, так и на повышение осведомленности персонала.
Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.
4.1.2. Работодатель должен обеспечить, чтобы любое должностное лицо, участвующее в принятии управленческих решений, которые могут повлиять на профессиональную безопасность и здоровье работников, являлось компетентным на основе соответствующего образования и (или) подготовки, проводимой в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
4.1.3. Работодатель должен специально учитывать требования к компетентности для тех лиц, которые будут выполнять следующие функции:
а) представители работодателя;
б) выполнение идентификации опасностей и оценки рисков;
в) выполнение работ по мониторингу системы управления профессиональными рисками;
Процесс постоянного отслеживания показателей (результатов качественных и количественных измерений и оценок выполнения требований настоящего Положения) с целью получения информации о состоянии условий труда и эффективности работы системы управления профессиональными рисками.
г) организация и проведение внутренних аудитов;
е)* допуск персонала к работам, определенным при оценке профессиональных рисков, как связанные с повышенной опасностью.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
4.1.4. Программы подготовки работников должны учитывать функции, выполняемые сотрудниками с учетом их ответственности и полномочий, а также действия работников внешних организаций. Программы подготовки персонала должны включать в себя обучающий материал по следующим вопросам:
Работники и посетители, не состоящие в трудовых отношениях с Работодателем, на территории которого выполняется работа или другая деятельность.
а) порядок действий при возникновении аварийной ситуации, а также потенциальных последствиях отклонений от установленного технологического процесса;
б) последствия действий сотрудников и их поведения, связанные с профессиональными рисками для здоровья и безопасности;
в) необходимость выполнения обязательств и политики в области охраны труда, принятых работодателем, а также процедур, установленных в рамках системы управления профессиональными рисками;
4.1.5. Работодатель должен обеспечивать повышение осведомленности в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников внешних организаций.
4.2. Требования к процедуре идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков
4.2.1. Процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков должны учитывать:
а) повседневную (стандартную, обычную) и редко выполняемую деятельность работников, а также деятельность работников внешних организаций, имеющих доступ к зоне выполнения работ;
в)* человеческий фактор при выполнении профессиональной деятельности работниками (возможность операционной ошибки, утомление вследствие высокого напряжения, ошибки при часто повторяющихся действиях и др.);
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
г) опасности, выявленные, как вблизи, так и вне зоны выполнения работ, которые способны неблагоприятно повлиять на здоровье и безопасность работников, включая работников внешних организаций;
е)* инфраструктуру, оборудование и материалы, находящиеся в зоне выполнения работ, вне зависимости от того, кем они предоставлены;
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
ж) изменения или предполагаемые изменения видов деятельности и технологических процессов;
з) проекты зоны выполнения работ, технологические процессы, сооружения, машины, технологическое оборудование и организацию работ.
4.2.2. Процедура идентификации опасностей должна обеспечивать выявление, идентификацию и описание всех имеющихся на рабочем месте опасностей с определением потенциального ущерба безопасных условий труда и здоровья. Идентификация опасностей проводится в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
4.2.3. Процедура оценки профессиональных рисков должна:
а) соответствовать сложности оцениваемой деятельности и возможным последствиям;
б) давать результаты в простой и понятной форме, обеспечивающей возможность прослеживаемости, воспроизводимости и использования для управления профессиональными рисками;
в) в случае сомнений в оценке профессионального риска, или когда предварительные оценки указывают на высокий риск, должны рассматриваться варианты оценки профессиональных рисков на основе проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений, при проведении которых должны использоваться методы, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения;
г) при оценивании профессиональных рисков должны рассматриваться все возможные воздействия идентифицированных опасностей на здоровье и безопасность, а также учитываться характер воздействия опасностей по времени.
4.2.4. Оценка профессиональных рисков должна осуществляться посредством сопоставления результатов анализа с критериями приемлемости рисков.
Риск, сниженный до уровня, который может поддерживать организация, учитывая свои правовые обязательства и свою собственную политику в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья.
4.2.5. Работодатель должен выявлять опасности и оценивать профессиональные риски для здоровья и безопасности работников, связанные с осуществляемыми в организации изменениями в системе управления профессиональными рисками или в деятельности Работодателя в целом, до того, как эти изменения будут реализованы, и обеспечить учет таких оценок при выборе средств управления профессиональными рисками, отраженными в п. 4.3 Положения.
4.2.6. Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков должны проводиться совместно Работодателем и Аттестующей организацией, обладающей компетентным в соответствующих методиках и технических приемах идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков персоналом.
4.2.7. Привлечение работников Работодателя к процессу идентификации опасностей следует осуществлять в соответствии с п.4.6 Положения.
4.2.8. Работодатель должен документировать выявленные опасности, результаты оценки уровня профессиональных рисков и поддерживать эту информацию в актуальном состоянии в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
4.3. Требования к процедуре управления профессиональными рисками
4.3.1. Работодатель должен периодически анализировать результаты оценки профессиональных рисков для обоснования принимаемых управленческих решений, касающихся рисков.
4.3.2. При выборе средств управления профессиональными рисками или в случае планирования изменений существующих средств управления должны рассматриваться возможности снижения профессиональных рисков в соответствии со следующей иерархией
:
а) устранение риска;
б) замена одних рисков другими, менее значимыми;
в) применение технических средств снижения уровня риска;
г) применение плакатов и предупреждающих об опасности знаков и (или) административных средств управления рисками;
д) применение средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) персонала.
При применении средств индивидуальной защиты для обеспечения защищенности работника он должен быть информирован о тех рисках, для защиты от которых его может защитить данное СИЗ; при применении СИЗ необходимо обеспечить соответствие их существующим условиям труда на рабочем месте, а также правильное использование и обслуживание СИЗ; при неправильном использовании или обслуживании СИЗ у работника может создаваться ложное чувство защищенности; СИЗ могут создавать неудобства или быть вредными для здоровья или опасными для работы, т.е. являться дополнительным источником риска; СИЗ защищают только данного пользователя, в то время как другие работники, оказывающиеся в этой рабочей зоне, остаются незащищенными.
4.3.3. Для предотвращения угроз профессиональной безопасности в системе управления профессиональными рисками Работодатель должен применять ко всем видам деятельности и производственным процессам, связанными с опасностями, средства оперативного контроля в соответствии со следующей их иерархией:
Повседневная целенаправленная деятельность по предотвращению возникновения и ликвидации опасных ситуаций при выполнении производственных (технологических) процессов и действий.
1) Изменение конструкции оборудования или технологий, направленные на предотвращение возникновения опасности или ее ликвидацию;
2) Применение средств сигнализации (предупреждения) о существовании опасности;
3) Применение организационных и обучающих мер управления;
4) Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).
4.3.4. Средства оперативного контроля применяются к следующим областям:
а) работы повышенной опасности
(использование методик, инструкций или утвержденных методов работы в зонах повышенной опасности; применение необходимого оборудования; предварительная оценка на соответствие требованиям к работам повышенной опасности, обучение и др.);
б) применение опасных материалов
(условия использования опасных материалов, включая информацию по применению аварийного оборудования; ограничения зон, в которых допускается использование опасных материалов; безопасные условия хранения опасных материалов и контроль доступа; условия предоставления доступа к опасным материалам; экранирование опасных материалов и др.);
в) использование оборудования и услуг
(регулярное техническое обслуживание и ремонт оборудования, его проверка и испытание в целях предотвращения условий, угрожающих безопасности; проверка состояния зданий, сооружений, помещений и поддержание в надлежащем состоянии пешеходных путей, управление движением; предоставление, контроль и техническое обслуживание средств индивидуальной защиты; проверка и испытание систем защиты от падений, систем обеспечения электробезопасности, спасательного оборудования, системы блокирующих выключателей, оборудование для обнаружения и тушения пожара, устройства для контроля облучения, системы вентиляции и др., а также погрузочно-разгрузочного оборудования (кранов, погрузчиков, лебедок, и др. подъемного оборудования); проверка полученных товаров, оборудования, услуг, и (периодическая) проверка их характеристик, относящихся к профессиональной безопасности и здоровью работников и др.);
г) работники внешних организаций
(определение критериев выбора подрядчиков; сообщение требований безопасности и охраны труда подрядчикам; оценка и мониторинг профессиональной деятельности подрядчиков в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья; определение требований к посетителям; инструктаж и обучение; предупредительные вывески и наглядные средства предоставления информации; мониторинг поведения посетителей и руководство их работой и др.);
д) общие меры
(поддержание порядка в помещении и техническое обслуживание свободных дорожек для прохода; поддержание тепловой окружающей среды (температура, качество воздуха); поддержание в актуальном состоянии планов действий в аварийных ситуациях; недопустимость злоупотребления наркотиками и алкоголем и т.п.; программы охраны здоровья (программы медицинского обследования и т.п.); программы обучения и повышения осведомленности работников, включая работников внешних организаций, меры контроля допуска и др.
4.3.5. Работодатель должен использовать превентивные меры управления профессиональными рисками (наблюдение за состоянием здоровья работника, осведомление и консультирование об опасностях и профессиональных рисках на рабочих местах, инструктирование и обучение по вопросам системы управления профессиональными рисками и др.) и отдавать им предпочтение.
4.3.6. При реализации средств управления профессиональными рисками мероприятия должны быть направлены на выполнение законодательных, нормативных и других требований, применимых к работодателю.
4.3.7. Для эффективного выполнения мероприятий по управлению профессиональными рисками, работодатель должен использовать, как правило, сочетание различных мер, и не полагаться на одну единственную меру.
4.4. Требования к процедуре подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них
4.4.1. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить:
а) выявление потенциально возможных аварийных ситуаций;
б) реагирование на такие аварийные ситуации (возникшие и тренировочные, в рамках практических занятий).
4.4.2. Работодатель должен реагировать на реально возникшие аварийные ситуации и предупреждать или уменьшать связанные с ними неблагоприятные последствия для обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников. Для этого он должен, где это практически возможно, периодически проводить тренировочные (практические) занятия по обеспечению реагирования на аварийные ситуации, привлекая к этому, по возможности, соответствующие заинтересованные стороны.
4.4.3. Работодатель должен периодически анализировать и, при необходимости, пересматривать свою подготовку к аварийным ситуациям и реагирования на них, в особенности после периодических тренировочных (практических) занятий, а также после имевших место аварийных ситуаций.
4.5. Требования к процедуре документирования системы управления профессиональными рисками
4.5.1. Работодатель должен поддерживать соответствующую текущему периоду времени документацию системы управления профессиональными рисками, достаточную для обеспечения доказательства того, что данная система внедрена, поддерживается в актуальном состоянии и соответствует требованиям настоящего Положения.
4.5.2. Документация системы управления профессиональными рисками должна включать:
а) политику в области охраны труда и управления профессиональными рисками и цели в области управления профессиональными рисками;
б) документацию выполнения требований настоящего Положения;
4.5.3. Работодатель должен поддерживать документацию в актуальном состоянии путем:
а) утверждения документов на предмет их адекватности до их выпуска;
б) анализа, актуализации (при необходимости) и переутверждения документов;
в) обеспечения идентификации изменений и статуса действующей в настоящий момент редакции документов;
г) обеспечения того, чтобы соответствующие версии (редакции) применимых документов находились в местах их использования;
д) обеспечения сохранности документов в состоянии, позволяющем их прочитать и легко идентифицировать;
е) обеспечения того, чтобы документы, определенные Работодателем как необходимые для планирования и функционирования системы управления профессиональными рисками, могли быть выявлены и использованы;
ж) предотвращения непреднамеренного использования устаревших (вышедших из употребления) документов.
4.5.4. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить учет законодательных, нормативных и других требований по обеспечению безопасных условий труда и здоровья. При этом информация о применимых к работодателю законодательных, нормативных и других требованиях должна постоянно актуализироваться и доводиться до работников и работников внешних организаций и других заинтересованных лиц.
4.6. Требования к процедуре информирования работников и их участия
4.6.1. Для обеспечения эффективной работы системы управления профессиональными рисками, а также использования процессов обмена информацией и консультаций в рамках функционирования системы, Работодатель должен обеспечить:
а) обмен информацией и консультирование в отношении рисков для безопасных условий труда и здоровья между различными уровнями и структурными подразделениями Работодателя, а также с работниками внешних организаций;
б) документирование соответствующих обращений внешних заинтересованных сторон, а также ответа на них.
4.6.2. В рамках информирования работников внешних организаций Работодатель должен определить структуры и назначить ответственных исполнителей, предназначенных для информирования подрядчиков и посетителей о своих требованиях в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья. При этом информация должна соответствовать опасностям и профессиональным рискам, связанным с выполняемой работой и предусматривать уведомление о последствиях невыполнения условий соответствия требованиям безопасности.
4.6.3. Работодатель должен информировать работников внешних организаций об имеющихся средствах оперативного контроля (системы контроля прохода на территорию, наличие нарядно-допускной системы выполнения работ, и т.п.)
4.6.4. Работодателем в рамках информирования работников внешних организаций должен быть установлен порядок, обеспечивающий проведение консультаций на месте выполнения работ.
4.6.5. В отношении работников внешних организаций обмен информацией должен включать как минимум:
а) требования безопасности, относящиеся к посетителям;
б) процедуры эвакуации и реакция на сигналы тревоги;
в) контроль перемещения;
г) контроль доступа и требования по сопровождению;
д) средства индивидуальной защиты, которые необходимо применять (каски, защитные очки и т.п.).
4.6.6. Работодатель должен создать условия для:
а) вовлечения работников в деятельность в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья путем:
б) привлечения их к идентификации опасностей, оценке профессиональных рисков и выбору средств управления профессиональными рисками;
в) привлечения их к проведению анализа несчастных случаев;
Это связанное с работой событие(я), которое привело к травме, ухудшению состояния здоровья или смерти.
г) привлечения их к разработке и анализу политики и целей в области охраны здоровья и безопасности труда;
д) консультирования их по всем изменениям, которые могут повлиять на охрану их здоровья и обеспечение безопасности их труда;
е) привлечения их официальных представителей к рассмотрению вопросов охраны здоровья и безопасности труда;
Работники должны быть информированы о возможностях их участия в деятельности по охране здоровья и безопасности труда, включая информацию о том, кто является их полномочным представителем по вопросам охраны здоровья и безопасности труда.
ж) консультирования работников внешних организаций в случае реализации каких-либо изменений, которые могут повлиять на обстоятельства, влияющие на охрану здоровья их работников и обеспечение безопасности их труда.
4.6.7. Работники обязаны оказывать поддержку политике Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья за счет ответственного выполнения обязательств соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также требования настоящего Положения.
4.6.8. Работники должны правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
4.6.9. Работники должны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
4.6.10. Работники обязаны содействовать наиболее полному выявлению источников опасностей и причин неправильных действий, участвовать в оценке рисков.
4.6.11. Работники должны оказывать содействие проведению анализа несчастных случаев на производстве.
4.6.12. Работники должны знать, кто является их полномочным представителем по вопросам безопасных условий труда и здоровья.
4.6.13. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом случае травмирования, или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания (отравления), а также о выявленном у него профессиональном заболевании.
4.6.14. Работники обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством России.
Работники несут ответственность за соблюдение выполнения порученных им работ (действий), регламентированных процедурами в рамках системы управления профессиональными рисками.
5. Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками
5.1. Работодатель должен обеспечить контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутреннего аудита системы.
5.2. Процедура мониторинга в системе управления профессиональными рисками включает в себя качественные и количественные измерения и оценки состояния выполнения требований настоящего Положения, выполняемые с целью получения информации о состоянии и эффективности работы системы в целом. Мониторинг должен включать в себя следующие основные составляющие:
а) мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков;
б) мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний;
в) мониторинг несоответствий в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;
Невыполнение требования.
г) мониторинг Программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;
д) мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.
5.3. Внутренние аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направлены на определение соответствия требованиям настоящего Положения и оценку результативности системы в целом. Внутренний аудит (проверка) должен проводиться в соответствии с Программой аудита и критериями аудита.
Совокупность политики, процедур или требований, используемых для сопоставления с ними свидетельств аудита.
5.4. В результаты внутреннего аудита (проверки) должны включаться свидетельства аудита (факты) подтверждающие выполнение или невыполнение требований настоящего Положения. Результаты внутреннего аудита должны быть использованы в анализе системы управления профессиональными рисками высшим руководством с целью формирования корректирующих действий по улучшению системы управления профессиональными рисками.
Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.
Действия для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой выявленной нежелательной (негативной) ситуации.
6. Требования к процедуре анализа эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей
6.1. Работодатель должен обеспечить анализ функционирования системы управления профессиональными рисками, входными данными для которого являются результаты мониторинга системы управления профессиональными рисками, аудитов и проверок, а также результатов предыдущего анализа со стороны работодателя и его представителей.
6.2. Результаты анализа системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей должны быть согласованными с обязательством работодателя относительно постоянного улучшения и включать все решения и действия, относящиеся к возможным изменениям политики, целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников, а также всех элементов системы управления профессиональными рисками.
7. Требования к надзору и контролю
7.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем требований настоящего Положения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).
7.2. Контроль за соблюдением работодателями требований Положения в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Минздравсоцразвития России
www.mzsrrf.ru
по состоянию на 28.11.2011
1. Общие положения
1.2. Отдел создается и ликвидируется [наименование высшего органа Банка] по согласованию с руководителем Банка.
1.3. Отдел административно подчиняется начальнику Службы внутреннего контроля Банка.
1.4. Руководство деятельностью Отдела осуществляет начальник отдела, назначаемый на должность приказом руководителя Банка.
1.5. Решения, принимаемые Кредитным комитетом и Комитетом по управлению пассивами и активами Банка, обязательны для исполнения начальником Отдела.
1.6. В своей деятельности Отдел руководствуется законодательными актами Российской Федерации, нормативными актами ЦБ РФ, данным Положением, решениями Кредитного Комитета, Комитета по управлению пассивами и активами, Инвестиционного Комитета и иными локальными нормативными актами.
2. Цели и задачи Отдела
2.1. Основной целью Отдела является максимизация стоимости вложений путем эффективного управления рисками банковской деятельности в установленных [наименование высшего органа Банка] пределах и обеспечение надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабам проводимых Банком операций.
2.2. К задачам Отдела относятся:
2.2.1. своевременное выявление и оценка рыночных рисков, кредитных рисков, рисков контрагентов и рисков ликвидности по всем видам операций Банка, оптимальное распределение ресурсов между всеми видами активных операций Банка и эффективное их использование;
2.2.2. подготовка предложений по установлению и изменению кредитных и рыночных лимитов, лимитов на контрагентов;
2.2.3. устанавливать и изменять при согласовании с Кредитным Комитетом и Комитетом по управлению активами и пассивами кредитные и рыночные лимиты, учитывая факторы подверженности рискам.
2.2.4. мониторинг соблюдения лимитов, утвержденных Кредитным Комитетом, комитетом по управлению активами и пассивами.
2.2.5. предоставление руководству Банка и руководителям подразделений отчетов о текущих открытых позициях и величине риска, отчетов о состоянии лимитов и об их нарушении;
2.2.6. выявление и доведение до сведения руководства случаев превышения лимитов;
2.2.7. координация внедрения новых финансовых инструментов и обеспечение эффективности процесса их разработки;
2.2.8. установление и поддержание информационных потоков внутри Банка по вопросам, относящимся к сфере деятельности Отдела.
3. Структура Отдела
3.1. В состав Отдела входят:
Группа управления рисками контрагентов (далее - Группа Б);
3.2. Группы возглавляются ведущими специалистами, осуществляющими непосредственное руководство всей деятельностью соответствующих групп.
3.3. Ведущие специалисты подчиняются непосредственно начальнику Отдела.
3.4. Ведущие специалисты Отдела организуют работу и обеспечивают постоянный контроль за исполнением возложенных на соответствующие группы задач и функций, несут персональную ответственность за деятельность подчиненных им групп.
3.5. В состав Группы А входят:
Ведущий специалист Группы управления рыночными рисками;
Аналитик Группы управления рыночными рисками;
Специалист Группы управления рыночными рисками;
- [вписать нужное];
- [вписать нужное];
- [вписать нужное].
3.6. В состав Группы Б входят:
Ведущий специалист Группы управления рисками контрагентов;
Аналитик Группы управления рисками контрагентов;
Специалист Группы управления рисками контрагентов;
- [вписать нужное];
- [вписать нужное];
- [вписать нужное].
3.7. В состав Группы В входят:
Ведущий специалист Группы управления кредитными рисками;
Аналитик Группы управления кредитными рисками;
Специалист Группы управления кредитными рисками;
- [вписать нужное];
- [вписать нужное];
- [вписать нужное].
4. Функции групп Отдела
4.1. Функции Группы А:
4.1.1. своевременное выявление и оценка рыночных рисков по всем видам активных операций, возникающих как при проведении операций, так и при изменении стоимости торговых позиций в связи с изменением ситуации на финансовых и фондовых рынках;
4.1.2. перерасчет и мониторинг изменения параметров рыночного риска (котировку ценных бумаг, процентные ставки, валютные курсы, фондовые индексы и другие параметры). Сравнение рассчитанных параметров с фактическими результатами;
4.1.3. моделирование и оценка воздействия изменений параметров рыночного риска на структуру баланса Банка для контроля и управления критическими ситуациями, которые могут иметь нежелательные последствия для Банка. Осуществление совместно с подразделениями Банка оценки способности Банка компенсировать воздействие таких критических ситуаций;
4.1.4. оказание содействия подразделениям Банка по вопросам оптимального размещения ресурсов с учетом подверженности рискам;
4.1.5. оценка и мониторинг доходности активных операций с учетом подверженности рыночным рискам. Независимая оценка сделок на предмет отклонения цены приобретения/продажи от рыночной на момент заключения сделок;
4.1.6. мониторинг соблюдения лимитов по факторам рыночного риска. Выявлять и доводить до сведения Комитета по управлению активами и пассивами, а также руководителей соответствующих подразделений все случаи превышения лимитов;
4.1.7. обеспечение оперативной информацией род разделений о состоянии лимитов и величине риска;
4.1.8. не реже одного раза в год осуществлять пересмотр методологий и моделей, используемых для измерения параметров рыночного риска и степени подверженности риску. Осуществлять разработку и внедрение новых методологий и моделей оценки рыночных рисков;
4.2. Функции Группы Б:
4.2.1. оценка и мониторинг кредитоспособность контрагентов, клиентов и эмитентов бумаг с фиксированной доходностью, имеющих банковские лицензии;
4.2.2. контроль своевременного выполнения контрагентами (клиентами) своих обязательств по сделкам с Банком;
4.2.3. взаимодействие с контрагентами (клиентами) для открытия и (или) увеличения лимитов;
4.2.4. обеспечение оперативной информацией подразделений о состоянии лимитов на контрагентов (клиентов) и величине рисков;
4.2.5. мониторинг соблюдения лимитов на контрагентов (клиентов). Выявлять и доводить до сведения Кредитного Комитета, а также руководителей соответствующих подразделений все случаи превышения лимитов;
4.2.6. осуществлять моделирование невозможности контрагентов (клиентов) выполнить обязательства по отношению к Банку для контроля и управления критическими ситуациями, которые могут иметь нежелательные последствия;
4.2.7. не реже одного раза в год осуществлять пересмотр методологий и моделей, используемых для оценки кредитоспособности контрагентов (клиентов). Осуществлять разработку и внедрение новых методологий и моделей оценки кредитоспособности контрагентов (клиентов).
4.3. Функции Группы В:
4.3.1. своевременная идентификация и оценка рисков при совершении операций, связанных с коммерческим кредитованием (предоставлением кредитов, гарантий, открытие аккредитивов, пролонгация кредитных соглашений), факторингом, проектами корпоративного финансирования и прямых инвестиций;
4.3.2. проведение независимого анализа кредитоспособности заемщиков;
4.3.3. разработка совместно с подразделениями Банка способов минимизации рисков при совершении операций, связанных с коммерческим кредитованием и факторингом;
4.3.4. анализ деятельности страховых организаций в целях выработки рекомендаций по страхованию предметов залога и имущества Банка;
4.3.5. оценка и мониторинг кредитоспособности эмитентов ценных бумаг с фиксированным доходом, не имеющих банковских лицензий;
4.3.6. разработка и совершенствование совместно с подразделениями Банка методологий оценки и способов минимизации рисков Банка при совершении операций, связанных с коммерческим кредитованием и факторингом;
4.3.7. мониторинг соблюдения кредитных лимитов. Выявлять и доводить до сведения Кредитного Комитета, а также руководителей соответствующих подразделений все случаи превышения лимитов;
4.3.8. обеспечение оперативной информацией подразделений о состоянии кредитных лимитов и величине рисков.
5. Полномочия Отдела
5.1. Отдел обладает всеми правами в рамках действующего законодательства и документов, регламентирующих деятельность Банка.
5.2. Отдел имеет право, учитывая факторы подверженности рискам, устанавливать и изменять при согласовании с Кредитным Комитетом и Комитетом по управлению активами и пассивами кредитные и рыночные лимиты, соответствующие максимальным пределам риска, установленным [наименование высшего органа Банка].
5.3. Отдел имеет право давать указания соответствующим подразделениям Банка о приведении позиций в соответствие с установленными лимитами в случае их превышения.
5.4. Отдел имеет право выдавать временные предписания (до решения соответствующего Комитета) о недопущении действий, результатом которых может стать принятие на себя Банком чрезмерных рисков.
5.5. Отдел имеет право оперативно изменять значения лимитов на контрагентов и рыночных лимитов в сторону уменьшения по операциям на денежном и фондовом рынках при возникновении неблагоприятных обстоятельств с обязательным последующим уведомлением Кредитного Комитета и Комитета по управлению активами и пассивами соответственно.
5.6. Для выполнения своих задач и функций Отдел имеет право пользоваться необходимыми для работы компьютерными программами и базами данных, архивными документами, специальными периодическими изданиями.
5.7. Отдел имеет право получать от подразделений Банка документы и информацию, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию отдела.
5.8. Отдел имеет право взаимодействовать с контрагентами (клиентами) для открытия и (или) увеличения лимитов.
6. Ответственность
6.1. Начальник Отдела ответственен за осуществление общего руководства и организацию работы Отдела по выполнению функций, связанных со своевременным выявлением, оценкой и управлением рисками Банка при совершении различных операций, в том числе во всех филиалах, иных подразделениях Банка.
6.2. Начальник Отдела отвечает за разработку и воплощение в жизнь политики Отдела.
6.3. Начальник Отдела несет ответственность за осуществление полного контроля за эффективностью оценки и управления рисками, в том числе во всех филиалах и структурных подразделениях Банка.
6.4. Начальник Отдела отвечает за взаимодействие со структурными подразделениями Банка для обеспечения работоспособности Отдела.
6.5. Начальник Отдела несет ответственность за разработку, внедрение и совершенствование методологий и моделей оценки рисков.
6.6. Начальник Отдела несет ответственность за разработку и развитие системы лимитов, а также системы контроля за установленными лимитами.
6.7. Начальник Отдела несет ответственность за подготовку предложений по установлению и изменению кредитных и рыночных лимитов на контрагентов.
6.8. Начальник Отдела несет ответственность за мониторинг соблюдения лимитов, установленных Кредитным Комитетом и Комитетом по управлению активами и пассивами.
6.9. Начальник Отдела несет ответственность за своевременное предоставление руководству Банка и руководителям подразделений отчетов о состоянии лимитов и об их нарушении.
6.10. Начальник Отдела отвечает за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией, поручениями Начальника Службы Внутреннего Контроля, решениями Кредитного Комитета, Комитета по управлению активами и пассивами, Инвестиционного Комитета и иными организационно-распорядительными документами Банка в соответствии с действующим законодательством РФ.
6.11. Сотрудники Отдела обязаны не допускать разглашения информации, составляющей коммерческую тайну Банка, в том числе хранить тайну по операциям, счетам и вкладам клиентов Банка, за исключением случаев, оговоренных законодательством РФ.
7. Коммуникации
7.1. Отдел предоставляет [наименование высшего органа Банка] информацию о размере риска по активным операциям Банка, обо всех случаях превышения лимитов и лицах, их санкционировавших, обо всех выявленных случаях нарушений сотрудниками внутренних распоряжений, приказов, регламентов.
7.2. Отдел предоставляет Кредитному Комитету и Комитету по управлению активами и пассивами информацию о подверженности действию факторов соответственно кредитного и рыночного рисков, размерах соответствующих лимитов, текущих открытых позициях, превышении лимитов.
7.3. Отдел предоставляет подразделениям Банка информацию о текущих открытых позициях и размерах соответствующих лимитов.
7.4. Сотрудники подразделений Банка должны оказывать сотрудникам Отдела содействие в осуществлении ими своих функций.
7.5. Сотрудники Банка обязаны соблюдать требования в отношении установленных лимитов кредитного и рыночного рисков.
7.6. Сотрудники Банка обязаны прекратить осуществление операций (сделок) в случае выдачи Отделом временных предписаний до решения соответствующего Комитета о недопущении действий, результатом которых может стать принятие на себя чрезмерных рисков.