Положение об отделе риск менеджмента. Положение об управлении рисками

С января 2018 года микрофинансовые компании (далее - МФК) обязаны создать у себя систему управления рисками в соответствии с требованиями базового стандарта по управлению рисками микрофинансовых организаций утвержденным Банком России от 27 июля 2017 г. Специалисты компании Ю-Питер Консалтинг составили для микрофинансовый компаний практическое пособие и шаблоны документов для исполнения требований базового стандарта:

А. Основные документы по риск-менеджменту микрофинансовой компании:

  1. Положение об управлении рисками.
  2. Приказ об утверждении положения об управления рисками.
  3. Положение о кредитном риске.
  4. Положение о риске ликвидности
  5. Положение об операционном риске, с приложением формы сообщения о реализации операционного риска и базы данных событий операционного риска.
  6. Положение о правовом риске.
  7. Положение о риск потери репутации (репутационном риске).
  8. Положение о регуляторном риске.

Б. Реестр и карта рисков микрофинансовой компании:

  1. Реестр рисков.
  2. Карта рисков.
  3. Паспорт кредитного риска (пример заполнения).
  4. Паспорт операционного риска (пример заполнения).
  5. Паспорт риска потери деловой репутации (пример заполнения).
  6. Паспорт стратегического риска (пример заполнения).
  7. Паспорт рыночного риска (пример заполнения).
  8. Паспорт правового риска (пример заполнения).
  9. Паспорт риска ликвидности (пример заполнения).
  10. Паспорт процентного риска (пример заполнения).
  11. Паспорт регуляторного риска (пример заполнения).

В каждом паспорте раскрываются внешние и внутренние источники риска (риск-факторы), последствия реализации каждого риска (сценарии развития событий) и оценка их влияния на микрофинансовую деятельность.

В. Обучение работников микрофинансовой компании по программе риск-менеджмента:

  1. Программа обучения сотрудников микрофинансовой компании по риск-менеджменту.
  2. Ежегодный план реализации программы обучения сотрудников микрофинансовой компании методам и инструментам управления рисками
  3. Приказ об утверждении перечня сотрудников, обязанных проходить обучение по риск-менеджменту.
  4. Свидетельство о прохождении сотрудником микрофинансовой компании обучения по риск-менеджменту.
  5. Аттестационный лист о результатах проверки знаний сотрудников микрофинансовой компании по риск-менеджменту.
  6. Тесты для проверки знаний сотрудников микрофинансовой компании в области риск-менеджмента
  7. Ежегодный план проверки знаний сотрудников микрофинансовой компании в области риск-менеджмента (методы и инструменты управления рисками).
  8. Учебно-методический материал по риск-менеджменту для работников микрофинансовой компании.

Г. Дополнительные документы

  1. Приказ о назначении риск-менеджера микрофинансовой компании.
  2. Положение о подразделении риск-менеджмента.
  3. Должностная инструкция начальника подразделения риск-менеджмента.
  4. Должностная инструкция специалиста подразделения риск-менеджмента.

Д. Внутренняя отчетность риск-менеджера о системе управления рисками.

  1. Положение о системе внутренней отчетности управления рисками микрофинансовой компании.
  2. План проведения проверок системы управления рисками на календарный год.
  3. Отчет риск-менеджера по управлению рисками за календарный год.

Е. Дополнительные документы по риск-менеджменту:

  1. Дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудниками микрофинансовой компании.
  2. Изменения и дополнения в должностные инструкции сотрудников микрофинансовой компании.
  3. Изменения и дополнения в положения структурных подразделений микрофинансовой компании.

Стоимость практического пособия 34500 р.

Желаете приобрести отдельные документы из практического пособия? Проходите по ссылке. Выбирайте нужный Вам документ и оплачивайте в один клик. Документы предоставляются в день оплаты на указанную Вами электронную почту.

Образец положения о подразделении риск-менеджмента микрофинансовой компании

Образец положения о кредитном риске микрофинансовой компании

Все документы подготовлены с учетом специфики микрофинансовой деятельности, не являются типовыми шаблонами, скачанными из Интернета или из справочно-правовых систем. Документы разработаны нашими специалистами, которые имеют многолетний опыт юридического сопровождения микрофинансовых организаций. Каждый документ составлен:

  1. с учетом правового статуса микрофинансовой компании, имеющей сумму задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам менее одного миллиарда рублей по состоянию на 31 декабря предыдущего года, что подразумевает назначение единственного риск-менеджера и отсутствие подразделения по управлению рисками;
  2. перечисленные документы разработаны для микрофинансовой компании, в которой создано подразделение по риск-менеджменту с количеством работников не менее двух.
  3. на основании требований Банка России и саморегулируемых организаций в сфере микрофинансовой деятельности;
  4. на основании российских и зарубежных стандартов по риск-менеджменту:
  • Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций (утв. Банком России (Протокол N КФНП-26 от 27 июля 2017 г.)) (согласован Комитетом по стандартам микрофинансовых организаций при Банке России (Протокол N 3 от 19 июля 2017 г.));
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты";
  • A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBoK);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 "Менеджмент риска. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 548-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р МСО 31000-2010 "Менеджмент риска. Принципы и руководство"(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 883-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 "Менеджмент риска. Методы оценки риска" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 680-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.21-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.22-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)»;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.23-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)».

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
от ____ _____ 2011 года N _____

1. Общие положения

1.1. Положение о системе управления профессиональными рисками (далее - Положение) устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками у работодателя и процедурам управления профессиональными рисками.

1.2. Настоящее Положение распространяется на работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

1.3. Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:

а) политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;

б) планирование работ по управлению профессиональными рисками;

в) процедуры системы управления профессиональными рисками;

г) контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;

д) анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.

1.4. Работодатель должен поддерживать в актуальном состоянии систему управления профессиональными рисками в соответствии с требованиями настоящего Положения.

2. Требования к политике в области управления профессиональными рисками, целям и программам по их достижению

2.1. Политика работодателя в области управления профессиональными рисками должна быть частью политики работодателя в области охраны труда (далее - Политика). Политика должна:

а) соответствовать видам деятельности, характеру и масштабам рисков Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

б) включать обязательства по предотвращению травм и ухудшения состояния здоровья работников, а также по постоянному улучшению системы управления профессиональными рисками;

в) включать обязательства по обеспечению соответствия применимым к работодателю законодательным и другим нормативным требованиям, относящимся к существующим опасностям, возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников;

Источник, ситуация или действие с потенциальным вредом в виде травмы или ухудшения состояния здоровья либо их сочетания.


г)1 регулярно анализироваться для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии;

д) быть доступной всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней.

2.2. Работодатель должен установить цели в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья для соответствующих видов деятельности и организационной структуры, обеспечить их достижение и актуализацию. При этом цели должны быть, где это практически возможно, измеримыми и согласованными с политикой в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья, включая обязательства предотвращать травмы и ухудшение состояния здоровья работников, обязательства соответствовать законодательным, нормативным и другим требованиям, применимым к деятельности работодателя.

2.3. Устанавливая цели, Работодатель должен учитывать свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.

2.4. Работодатель должен разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии Программы для достижения целей в области управления профессиональными рисками (далее - Программы). Программы должны включать:

а) установление ответственности и полномочий для достижения целей между отдельными специалистами и руководителями;

б) технологические, финансовые и производственные средства для достижения поставленных целей и временные пределы, когда надлежит достигнуть этих целей.

2.5. Цели и программы системы управления профессиональными рисками следует разъяснять работникам на соответствующих уровнях, в том числе при проведении обучения, консультирования и т.п.

2.6. Работодатель должен регулярно проводить анализ выполнения Программ на соответствующих уровнях, и, при необходимости, предпринимать меры по их корректировке.

3. Требования к планированию работ по внедрению системы управления профессиональными рисками

3.1. Работодатель должен планировать деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование должно основываться на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений, а также включать анализ следующей основной исходной информации:

а) данные по организационной структуре, штатной численности, видов деятельности организации, производимых работ на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании;

б) результаты анализа производственного травматизма;

в) результаты анализа профессиональных заболеваний;

г) результаты предварительных и периодических медицинских осмотров;

д) результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков;

3.2. Работодатель должен назначить должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделить его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками должен представлять Работодателю отчет о функционировании системы для анализа ее функционирования и использования в качестве основы для улучшения системы.

3.3. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей и оценки рисков на имеющихся у работодателя рабочих местах, и обеспечить создание групп (команд) по идентификации опасностей и оценки рисков.

Процесс признания того, что опасность существует, и определения ее характеристик.

Процесс оценивания риска, связанного с опасностью, принимающий во внимание полноту всех существующих средств управления и позволяющий решить вопрос о том, является ли риск приемлемым или нет.

3.4. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение в организации внутреннего аудита системы управления профессиональными рисками, и обеспечить создание группы специалистов для проведения на постоянной основе внутреннего аудита и подготовки объективной информации работодателю для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны Работодателя.

Систематический, независимый и документируемый процесс получения "свидетельств аудита" и их объективного оценивания для определения степени соответствия "критериям аудита".

3.5. Работодатель должен установить обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также в зонах выполнения работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.

3.6. Работодатель должен установить обязанности должностного лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.

3.7. Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т.п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.

4. Требования к организации и внедрению процедур системы управления профессиональными рисками

Работодатель в рамках системы управления профессиональными рисками должен обеспечить функционирование следующих процедур:

а) обучения и подготовки персонала;

б) идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

в) управления профессиональными рисками;

г) документирования системы управления профессиональными рисками;

е) информирования работников и их участия;

д)* подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.

________________



4.1. Требования к процедуре обучения и подготовки персонала

4.1.1. Обучение и (или) подготовка, а также другие планируемые мероприятия должны быть направлены как на достижение соответствия требованиям по компетентности, так и на повышение осведомленности персонала.

Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.

4.1.2. Работодатель должен обеспечить, чтобы любое должностное лицо, участвующее в принятии управленческих решений, которые могут повлиять на профессиональную безопасность и здоровье работников, являлось компетентным на основе соответствующего образования и (или) подготовки, проводимой в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.1.3. Работодатель должен специально учитывать требования к компетентности для тех лиц, которые будут выполнять следующие функции:

а) представители работодателя;

б) выполнение идентификации опасностей и оценки рисков;

в) выполнение работ по мониторингу системы управления профессиональными рисками;

Процесс постоянного отслеживания показателей (результатов качественных и количественных измерений и оценок выполнения требований настоящего Положения) с целью получения информации о состоянии условий труда и эффективности работы системы управления профессиональными рисками.


г) организация и проведение внутренних аудитов;

е)* допуск персонала к работам, определенным при оценке профессиональных рисков, как связанные с повышенной опасностью.

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.1.4. Программы подготовки работников должны учитывать функции, выполняемые сотрудниками с учетом их ответственности и полномочий, а также действия работников внешних организаций. Программы подготовки персонала должны включать в себя обучающий материал по следующим вопросам:

Работники и посетители, не состоящие в трудовых отношениях с Работодателем, на территории которого выполняется работа или другая деятельность.


а) порядок действий при возникновении аварийной ситуации, а также потенциальных последствиях отклонений от установленного технологического процесса;

б) последствия действий сотрудников и их поведения, связанные с профессиональными рисками для здоровья и безопасности;

в) необходимость выполнения обязательств и политики в области охраны труда, принятых работодателем, а также процедур, установленных в рамках системы управления профессиональными рисками;

4.1.5. Работодатель должен обеспечивать повышение осведомленности в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников внешних организаций.

4.2. Требования к процедуре идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков

4.2.1. Процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков должны учитывать:

а) повседневную (стандартную, обычную) и редко выполняемую деятельность работников, а также деятельность работников внешних организаций, имеющих доступ к зоне выполнения работ;

в)* человеческий фактор при выполнении профессиональной деятельности работниками (возможность операционной ошибки, утомление вследствие высокого напряжения, ошибки при часто повторяющихся действиях и др.);

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


г) опасности, выявленные, как вблизи, так и вне зоны выполнения работ, которые способны неблагоприятно повлиять на здоровье и безопасность работников, включая работников внешних организаций;

е)* инфраструктуру, оборудование и материалы, находящиеся в зоне выполнения работ, вне зависимости от того, кем они предоставлены;

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


ж) изменения или предполагаемые изменения видов деятельности и технологических процессов;

з) проекты зоны выполнения работ, технологические процессы, сооружения, машины, технологическое оборудование и организацию работ.

4.2.2. Процедура идентификации опасностей должна обеспечивать выявление, идентификацию и описание всех имеющихся на рабочем месте опасностей с определением потенциального ущерба безопасных условий труда и здоровья. Идентификация опасностей проводится в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.2.3. Процедура оценки профессиональных рисков должна:

а) соответствовать сложности оцениваемой деятельности и возможным последствиям;

б) давать результаты в простой и понятной форме, обеспечивающей возможность прослеживаемости, воспроизводимости и использования для управления профессиональными рисками;

в) в случае сомнений в оценке профессионального риска, или когда предварительные оценки указывают на высокий риск, должны рассматриваться варианты оценки профессиональных рисков на основе проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений, при проведении которых должны использоваться методы, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения;

г) при оценивании профессиональных рисков должны рассматриваться все возможные воздействия идентифицированных опасностей на здоровье и безопасность, а также учитываться характер воздействия опасностей по времени.

4.2.4. Оценка профессиональных рисков должна осуществляться посредством сопоставления результатов анализа с критериями приемлемости рисков.

Риск, сниженный до уровня, который может поддерживать организация, учитывая свои правовые обязательства и свою собственную политику в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья.

4.2.5. Работодатель должен выявлять опасности и оценивать профессиональные риски для здоровья и безопасности работников, связанные с осуществляемыми в организации изменениями в системе управления профессиональными рисками или в деятельности Работодателя в целом, до того, как эти изменения будут реализованы, и обеспечить учет таких оценок при выборе средств управления профессиональными рисками, отраженными в п. 4.3 Положения.

4.2.6. Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков должны проводиться совместно Работодателем и Аттестующей организацией, обладающей компетентным в соответствующих методиках и технических приемах идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков персоналом.

4.2.7. Привлечение работников Работодателя к процессу идентификации опасностей следует осуществлять в соответствии с п.4.6 Положения.

4.2.8. Работодатель должен документировать выявленные опасности, результаты оценки уровня профессиональных рисков и поддерживать эту информацию в актуальном состоянии в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.3. Требования к процедуре управления профессиональными рисками

4.3.1. Работодатель должен периодически анализировать результаты оценки профессиональных рисков для обоснования принимаемых управленческих решений, касающихся рисков.

4.3.2. При выборе средств управления профессиональными рисками или в случае планирования изменений существующих средств управления должны рассматриваться возможности снижения профессиональных рисков в соответствии со следующей иерархией :

а) устранение риска;

б) замена одних рисков другими, менее значимыми;

в) применение технических средств снижения уровня риска;

г) применение плакатов и предупреждающих об опасности знаков и (или) административных средств управления рисками;

д) применение средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) персонала.

При применении средств индивидуальной защиты для обеспечения защищенности работника он должен быть информирован о тех рисках, для защиты от которых его может защитить данное СИЗ; при применении СИЗ необходимо обеспечить соответствие их существующим условиям труда на рабочем месте, а также правильное использование и обслуживание СИЗ; при неправильном использовании или обслуживании СИЗ у работника может создаваться ложное чувство защищенности; СИЗ могут создавать неудобства или быть вредными для здоровья или опасными для работы, т.е. являться дополнительным источником риска; СИЗ защищают только данного пользователя, в то время как другие работники, оказывающиеся в этой рабочей зоне, остаются незащищенными.

4.3.3. Для предотвращения угроз профессиональной безопасности в системе управления профессиональными рисками Работодатель должен применять ко всем видам деятельности и производственным процессам, связанными с опасностями, средства оперативного контроля в соответствии со следующей их иерархией:

Повседневная целенаправленная деятельность по предотвращению возникновения и ликвидации опасных ситуаций при выполнении производственных (технологических) процессов и действий.


1) Изменение конструкции оборудования или технологий, направленные на предотвращение возникновения опасности или ее ликвидацию;

2) Применение средств сигнализации (предупреждения) о существовании опасности;

3) Применение организационных и обучающих мер управления;

4) Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).

4.3.4. Средства оперативного контроля применяются к следующим областям:

а) работы повышенной опасности (использование методик, инструкций или утвержденных методов работы в зонах повышенной опасности; применение необходимого оборудования; предварительная оценка на соответствие требованиям к работам повышенной опасности, обучение и др.);

б) применение опасных материалов (условия использования опасных материалов, включая информацию по применению аварийного оборудования; ограничения зон, в которых допускается использование опасных материалов; безопасные условия хранения опасных материалов и контроль доступа; условия предоставления доступа к опасным материалам; экранирование опасных материалов и др.);

в) использование оборудования и услуг (регулярное техническое обслуживание и ремонт оборудования, его проверка и испытание в целях предотвращения условий, угрожающих безопасности; проверка состояния зданий, сооружений, помещений и поддержание в надлежащем состоянии пешеходных путей, управление движением; предоставление, контроль и техническое обслуживание средств индивидуальной защиты; проверка и испытание систем защиты от падений, систем обеспечения электробезопасности, спасательного оборудования, системы блокирующих выключателей, оборудование для обнаружения и тушения пожара, устройства для контроля облучения, системы вентиляции и др., а также погрузочно-разгрузочного оборудования (кранов, погрузчиков, лебедок, и др. подъемного оборудования); проверка полученных товаров, оборудования, услуг, и (периодическая) проверка их характеристик, относящихся к профессиональной безопасности и здоровью работников и др.);

г) работники внешних организаций (определение критериев выбора подрядчиков; сообщение требований безопасности и охраны труда подрядчикам; оценка и мониторинг профессиональной деятельности подрядчиков в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья; определение требований к посетителям; инструктаж и обучение; предупредительные вывески и наглядные средства предоставления информации; мониторинг поведения посетителей и руководство их работой и др.);

д) общие меры (поддержание порядка в помещении и техническое обслуживание свободных дорожек для прохода; поддержание тепловой окружающей среды (температура, качество воздуха); поддержание в актуальном состоянии планов действий в аварийных ситуациях; недопустимость злоупотребления наркотиками и алкоголем и т.п.; программы охраны здоровья (программы медицинского обследования и т.п.); программы обучения и повышения осведомленности работников, включая работников внешних организаций, меры контроля допуска и др.

4.3.5. Работодатель должен использовать превентивные меры управления профессиональными рисками (наблюдение за состоянием здоровья работника, осведомление и консультирование об опасностях и профессиональных рисках на рабочих местах, инструктирование и обучение по вопросам системы управления профессиональными рисками и др.) и отдавать им предпочтение.

4.3.6. При реализации средств управления профессиональными рисками мероприятия должны быть направлены на выполнение законодательных, нормативных и других требований, применимых к работодателю.

4.3.7. Для эффективного выполнения мероприятий по управлению профессиональными рисками, работодатель должен использовать, как правило, сочетание различных мер, и не полагаться на одну единственную меру.

4.4. Требования к процедуре подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них

4.4.1. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить:

а) выявление потенциально возможных аварийных ситуаций;

б) реагирование на такие аварийные ситуации (возникшие и тренировочные, в рамках практических занятий).

4.4.2. Работодатель должен реагировать на реально возникшие аварийные ситуации и предупреждать или уменьшать связанные с ними неблагоприятные последствия для обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников. Для этого он должен, где это практически возможно, периодически проводить тренировочные (практические) занятия по обеспечению реагирования на аварийные ситуации, привлекая к этому, по возможности, соответствующие заинтересованные стороны.

4.4.3. Работодатель должен периодически анализировать и, при необходимости, пересматривать свою подготовку к аварийным ситуациям и реагирования на них, в особенности после периодических тренировочных (практических) занятий, а также после имевших место аварийных ситуаций.

4.5. Требования к процедуре документирования системы управления профессиональными рисками

4.5.1. Работодатель должен поддерживать соответствующую текущему периоду времени документацию системы управления профессиональными рисками, достаточную для обеспечения доказательства того, что данная система внедрена, поддерживается в актуальном состоянии и соответствует требованиям настоящего Положения.

4.5.2. Документация системы управления профессиональными рисками должна включать:

а) политику в области охраны труда и управления профессиональными рисками и цели в области управления профессиональными рисками;

б) документацию выполнения требований настоящего Положения;

4.5.3. Работодатель должен поддерживать документацию в актуальном состоянии путем:

а) утверждения документов на предмет их адекватности до их выпуска;

б) анализа, актуализации (при необходимости) и переутверждения документов;

в) обеспечения идентификации изменений и статуса действующей в настоящий момент редакции документов;

г) обеспечения того, чтобы соответствующие версии (редакции) применимых документов находились в местах их использования;

д) обеспечения сохранности документов в состоянии, позволяющем их прочитать и легко идентифицировать;

е) обеспечения того, чтобы документы, определенные Работодателем как необходимые для планирования и функционирования системы управления профессиональными рисками, могли быть выявлены и использованы;

ж) предотвращения непреднамеренного использования устаревших (вышедших из употребления) документов.

4.5.4. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить учет законодательных, нормативных и других требований по обеспечению безопасных условий труда и здоровья. При этом информация о применимых к работодателю законодательных, нормативных и других требованиях должна постоянно актуализироваться и доводиться до работников и работников внешних организаций и других заинтересованных лиц.

4.6. Требования к процедуре информирования работников и их участия

4.6.1. Для обеспечения эффективной работы системы управления профессиональными рисками, а также использования процессов обмена информацией и консультаций в рамках функционирования системы, Работодатель должен обеспечить:

а) обмен информацией и консультирование в отношении рисков для безопасных условий труда и здоровья между различными уровнями и структурными подразделениями Работодателя, а также с работниками внешних организаций;

б) документирование соответствующих обращений внешних заинтересованных сторон, а также ответа на них.

4.6.2. В рамках информирования работников внешних организаций Работодатель должен определить структуры и назначить ответственных исполнителей, предназначенных для информирования подрядчиков и посетителей о своих требованиях в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья. При этом информация должна соответствовать опасностям и профессиональным рискам, связанным с выполняемой работой и предусматривать уведомление о последствиях невыполнения условий соответствия требованиям безопасности.

4.6.3. Работодатель должен информировать работников внешних организаций об имеющихся средствах оперативного контроля (системы контроля прохода на территорию, наличие нарядно-допускной системы выполнения работ, и т.п.)

4.6.4. Работодателем в рамках информирования работников внешних организаций должен быть установлен порядок, обеспечивающий проведение консультаций на месте выполнения работ.

4.6.5. В отношении работников внешних организаций обмен информацией должен включать как минимум:

а) требования безопасности, относящиеся к посетителям;

б) процедуры эвакуации и реакция на сигналы тревоги;

в) контроль перемещения;

г) контроль доступа и требования по сопровождению;

д) средства индивидуальной защиты, которые необходимо применять (каски, защитные очки и т.п.).

4.6.6. Работодатель должен создать условия для:

а) вовлечения работников в деятельность в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья путем:

б) привлечения их к идентификации опасностей, оценке профессиональных рисков и выбору средств управления профессиональными рисками;

в) привлечения их к проведению анализа несчастных случаев;

Это связанное с работой событие(я), которое привело к травме, ухудшению состояния здоровья или смерти.


г) привлечения их к разработке и анализу политики и целей в области охраны здоровья и безопасности труда;

д) консультирования их по всем изменениям, которые могут повлиять на охрану их здоровья и обеспечение безопасности их труда;

е) привлечения их официальных представителей к рассмотрению вопросов охраны здоровья и безопасности труда;

Работники должны быть информированы о возможностях их участия в деятельности по охране здоровья и безопасности труда, включая информацию о том, кто является их полномочным представителем по вопросам охраны здоровья и безопасности труда.


ж) консультирования работников внешних организаций в случае реализации каких-либо изменений, которые могут повлиять на обстоятельства, влияющие на охрану здоровья их работников и обеспечение безопасности их труда.

4.6.7. Работники обязаны оказывать поддержку политике Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья за счет ответственного выполнения обязательств соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также требования настоящего Положения.

4.6.8. Работники должны правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

4.6.9. Работники должны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

4.6.10. Работники обязаны содействовать наиболее полному выявлению источников опасностей и причин неправильных действий, участвовать в оценке рисков.

4.6.11. Работники должны оказывать содействие проведению анализа несчастных случаев на производстве.

4.6.12. Работники должны знать, кто является их полномочным представителем по вопросам безопасных условий труда и здоровья.

4.6.13. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом случае травмирования, или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания (отравления), а также о выявленном у него профессиональном заболевании.

4.6.14. Работники обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством России.

Работники несут ответственность за соблюдение выполнения порученных им работ (действий), регламентированных процедурами в рамках системы управления профессиональными рисками.

5. Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками

5.1. Работодатель должен обеспечить контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутреннего аудита системы.

5.2. Процедура мониторинга в системе управления профессиональными рисками включает в себя качественные и количественные измерения и оценки состояния выполнения требований настоящего Положения, выполняемые с целью получения информации о состоянии и эффективности работы системы в целом. Мониторинг должен включать в себя следующие основные составляющие:

а) мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков;

б) мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний;

в) мониторинг несоответствий в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

Невыполнение требования.


г) мониторинг Программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

д) мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.

5.3. Внутренние аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направлены на определение соответствия требованиям настоящего Положения и оценку результативности системы в целом. Внутренний аудит (проверка) должен проводиться в соответствии с Программой аудита и критериями аудита.

Совокупность политики, процедур или требований, используемых для сопоставления с ними свидетельств аудита.

5.4. В результаты внутреннего аудита (проверки) должны включаться свидетельства аудита (факты) подтверждающие выполнение или невыполнение требований настоящего Положения. Результаты внутреннего аудита должны быть использованы в анализе системы управления профессиональными рисками высшим руководством с целью формирования корректирующих действий по улучшению системы управления профессиональными рисками.

Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

Действия для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой выявленной нежелательной (негативной) ситуации.

6. Требования к процедуре анализа эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей

6.1. Работодатель должен обеспечить анализ функционирования системы управления профессиональными рисками, входными данными для которого являются результаты мониторинга системы управления профессиональными рисками, аудитов и проверок, а также результатов предыдущего анализа со стороны работодателя и его представителей.

6.2. Результаты анализа системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей должны быть согласованными с обязательством работодателя относительно постоянного улучшения и включать все решения и действия, относящиеся к возможным изменениям политики, целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников, а также всех элементов системы управления профессиональными рисками.

7. Требования к надзору и контролю

7.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем требований настоящего Положения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

7.2. Контроль за соблюдением работодателями требований Положения в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Минздравсоцразвития России
www.mzsrrf.ru
по состоянию на 28.11.2011

1. Общие положения

1.2. Отдел создается и ликвидируется [наименование высшего органа Банка] по согласованию с руководителем Банка.

1.3. Отдел административно подчиняется начальнику Службы внутреннего контроля Банка.

1.4. Руководство деятельностью Отдела осуществляет начальник отдела, назначаемый на должность приказом руководителя Банка.

1.5. Решения, принимаемые Кредитным комитетом и Комитетом по управлению пассивами и активами Банка, обязательны для исполнения начальником Отдела.

1.6. В своей деятельности Отдел руководствуется законодательными актами Российской Федерации, нормативными актами ЦБ РФ, данным Положением, решениями Кредитного Комитета, Комитета по управлению пассивами и активами, Инвестиционного Комитета и иными локальными нормативными актами.

2. Цели и задачи Отдела

2.1. Основной целью Отдела является максимизация стоимости вложений путем эффективного управления рисками банковской деятельности в установленных [наименование высшего органа Банка] пределах и обеспечение надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабам проводимых Банком операций.

2.2. К задачам Отдела относятся:

2.2.1. своевременное выявление и оценка рыночных рисков, кредитных рисков, рисков контрагентов и рисков ликвидности по всем видам операций Банка, оптимальное распределение ресурсов между всеми видами активных операций Банка и эффективное их использование;

2.2.2. подготовка предложений по установлению и изменению кредитных и рыночных лимитов, лимитов на контрагентов;

2.2.3. устанавливать и изменять при согласовании с Кредитным Комитетом и Комитетом по управлению активами и пассивами кредитные и рыночные лимиты, учитывая факторы подверженности рискам.

2.2.4. мониторинг соблюдения лимитов, утвержденных Кредитным Комитетом, комитетом по управлению активами и пассивами.

2.2.5. предоставление руководству Банка и руководителям подразделений отчетов о текущих открытых позициях и величине риска, отчетов о состоянии лимитов и об их нарушении;

2.2.6. выявление и доведение до сведения руководства случаев превышения лимитов;

2.2.7. координация внедрения новых финансовых инструментов и обеспечение эффективности процесса их разработки;

2.2.8. установление и поддержание информационных потоков внутри Банка по вопросам, относящимся к сфере деятельности Отдела.

3. Структура Отдела

3.1. В состав Отдела входят:

Группа управления рисками контрагентов (далее - Группа Б);

3.2. Группы возглавляются ведущими специалистами, осуществляющими непосредственное руководство всей деятельностью соответствующих групп.

3.3. Ведущие специалисты подчиняются непосредственно начальнику Отдела.

3.4. Ведущие специалисты Отдела организуют работу и обеспечивают постоянный контроль за исполнением возложенных на соответствующие группы задач и функций, несут персональную ответственность за деятельность подчиненных им групп.

3.5. В состав Группы А входят:

Ведущий специалист Группы управления рыночными рисками;

Аналитик Группы управления рыночными рисками;

Специалист Группы управления рыночными рисками;

- [вписать нужное];

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

3.6. В состав Группы Б входят:

Ведущий специалист Группы управления рисками контрагентов;

Аналитик Группы управления рисками контрагентов;

Специалист Группы управления рисками контрагентов;

- [вписать нужное];

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

3.7. В состав Группы В входят:

Ведущий специалист Группы управления кредитными рисками;

Аналитик Группы управления кредитными рисками;

Специалист Группы управления кредитными рисками;

- [вписать нужное];

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

4. Функции групп Отдела

4.1. Функции Группы А:

4.1.1. своевременное выявление и оценка рыночных рисков по всем видам активных операций, возникающих как при проведении операций, так и при изменении стоимости торговых позиций в связи с изменением ситуации на финансовых и фондовых рынках;

4.1.2. перерасчет и мониторинг изменения параметров рыночного риска (котировку ценных бумаг, процентные ставки, валютные курсы, фондовые индексы и другие параметры). Сравнение рассчитанных параметров с фактическими результатами;

4.1.3. моделирование и оценка воздействия изменений параметров рыночного риска на структуру баланса Банка для контроля и управления критическими ситуациями, которые могут иметь нежелательные последствия для Банка. Осуществление совместно с подразделениями Банка оценки способности Банка компенсировать воздействие таких критических ситуаций;

4.1.4. оказание содействия подразделениям Банка по вопросам оптимального размещения ресурсов с учетом подверженности рискам;

4.1.5. оценка и мониторинг доходности активных операций с учетом подверженности рыночным рискам. Независимая оценка сделок на предмет отклонения цены приобретения/продажи от рыночной на момент заключения сделок;

4.1.6. мониторинг соблюдения лимитов по факторам рыночного риска. Выявлять и доводить до сведения Комитета по управлению активами и пассивами, а также руководителей соответствующих подразделений все случаи превышения лимитов;

4.1.7. обеспечение оперативной информацией род разделений о состоянии лимитов и величине риска;

4.1.8. не реже одного раза в год осуществлять пересмотр методологий и моделей, используемых для измерения параметров рыночного риска и степени подверженности риску. Осуществлять разработку и внедрение новых методологий и моделей оценки рыночных рисков;

4.2. Функции Группы Б:

4.2.1. оценка и мониторинг кредитоспособность контрагентов, клиентов и эмитентов бумаг с фиксированной доходностью, имеющих банковские лицензии;

4.2.2. контроль своевременного выполнения контрагентами (клиентами) своих обязательств по сделкам с Банком;

4.2.3. взаимодействие с контрагентами (клиентами) для открытия и (или) увеличения лимитов;

4.2.4. обеспечение оперативной информацией подразделений о состоянии лимитов на контрагентов (клиентов) и величине рисков;

4.2.5. мониторинг соблюдения лимитов на контрагентов (клиентов). Выявлять и доводить до сведения Кредитного Комитета, а также руководителей соответствующих подразделений все случаи превышения лимитов;

4.2.6. осуществлять моделирование невозможности контрагентов (клиентов) выполнить обязательства по отношению к Банку для контроля и управления критическими ситуациями, которые могут иметь нежелательные последствия;

4.2.7. не реже одного раза в год осуществлять пересмотр методологий и моделей, используемых для оценки кредитоспособности контрагентов (клиентов). Осуществлять разработку и внедрение новых методологий и моделей оценки кредитоспособности контрагентов (клиентов).

4.3. Функции Группы В:

4.3.1. своевременная идентификация и оценка рисков при совершении операций, связанных с коммерческим кредитованием (предоставлением кредитов, гарантий, открытие аккредитивов, пролонгация кредитных соглашений), факторингом, проектами корпоративного финансирования и прямых инвестиций;

4.3.2. проведение независимого анализа кредитоспособности заемщиков;

4.3.3. разработка совместно с подразделениями Банка способов минимизации рисков при совершении операций, связанных с коммерческим кредитованием и факторингом;

4.3.4. анализ деятельности страховых организаций в целях выработки рекомендаций по страхованию предметов залога и имущества Банка;

4.3.5. оценка и мониторинг кредитоспособности эмитентов ценных бумаг с фиксированным доходом, не имеющих банковских лицензий;

4.3.6. разработка и совершенствование совместно с подразделениями Банка методологий оценки и способов минимизации рисков Банка при совершении операций, связанных с коммерческим кредитованием и факторингом;

4.3.7. мониторинг соблюдения кредитных лимитов. Выявлять и доводить до сведения Кредитного Комитета, а также руководителей соответствующих подразделений все случаи превышения лимитов;

4.3.8. обеспечение оперативной информацией подразделений о состоянии кредитных лимитов и величине рисков.

5. Полномочия Отдела

5.1. Отдел обладает всеми правами в рамках действующего законодательства и документов, регламентирующих деятельность Банка.

5.2. Отдел имеет право, учитывая факторы подверженности рискам, устанавливать и изменять при согласовании с Кредитным Комитетом и Комитетом по управлению активами и пассивами кредитные и рыночные лимиты, соответствующие максимальным пределам риска, установленным [наименование высшего органа Банка].

5.3. Отдел имеет право давать указания соответствующим подразделениям Банка о приведении позиций в соответствие с установленными лимитами в случае их превышения.

5.4. Отдел имеет право выдавать временные предписания (до решения соответствующего Комитета) о недопущении действий, результатом которых может стать принятие на себя Банком чрезмерных рисков.

5.5. Отдел имеет право оперативно изменять значения лимитов на контрагентов и рыночных лимитов в сторону уменьшения по операциям на денежном и фондовом рынках при возникновении неблагоприятных обстоятельств с обязательным последующим уведомлением Кредитного Комитета и Комитета по управлению активами и пассивами соответственно.

5.6. Для выполнения своих задач и функций Отдел имеет право пользоваться необходимыми для работы компьютерными программами и базами данных, архивными документами, специальными периодическими изданиями.

5.7. Отдел имеет право получать от подразделений Банка документы и информацию, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию отдела.

5.8. Отдел имеет право взаимодействовать с контрагентами (клиентами) для открытия и (или) увеличения лимитов.

6. Ответственность

6.1. Начальник Отдела ответственен за осуществление общего руководства и организацию работы Отдела по выполнению функций, связанных со своевременным выявлением, оценкой и управлением рисками Банка при совершении различных операций, в том числе во всех филиалах, иных подразделениях Банка.

6.2. Начальник Отдела отвечает за разработку и воплощение в жизнь политики Отдела.

6.3. Начальник Отдела несет ответственность за осуществление полного контроля за эффективностью оценки и управления рисками, в том числе во всех филиалах и структурных подразделениях Банка.

6.4. Начальник Отдела отвечает за взаимодействие со структурными подразделениями Банка для обеспечения работоспособности Отдела.

6.5. Начальник Отдела несет ответственность за разработку, внедрение и совершенствование методологий и моделей оценки рисков.

6.6. Начальник Отдела несет ответственность за разработку и развитие системы лимитов, а также системы контроля за установленными лимитами.

6.7. Начальник Отдела несет ответственность за подготовку предложений по установлению и изменению кредитных и рыночных лимитов на контрагентов.

6.8. Начальник Отдела несет ответственность за мониторинг соблюдения лимитов, установленных Кредитным Комитетом и Комитетом по управлению активами и пассивами.

6.9. Начальник Отдела несет ответственность за своевременное предоставление руководству Банка и руководителям подразделений отчетов о состоянии лимитов и об их нарушении.

6.10. Начальник Отдела отвечает за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией, поручениями Начальника Службы Внутреннего Контроля, решениями Кредитного Комитета, Комитета по управлению активами и пассивами, Инвестиционного Комитета и иными организационно-распорядительными документами Банка в соответствии с действующим законодательством РФ.

6.11. Сотрудники Отдела обязаны не допускать разглашения информации, составляющей коммерческую тайну Банка, в том числе хранить тайну по операциям, счетам и вкладам клиентов Банка, за исключением случаев, оговоренных законодательством РФ.

7. Коммуникации

7.1. Отдел предоставляет [наименование высшего органа Банка] информацию о размере риска по активным операциям Банка, обо всех случаях превышения лимитов и лицах, их санкционировавших, обо всех выявленных случаях нарушений сотрудниками внутренних распоряжений, приказов, регламентов.

7.2. Отдел предоставляет Кредитному Комитету и Комитету по управлению активами и пассивами информацию о подверженности действию факторов соответственно кредитного и рыночного рисков, размерах соответствующих лимитов, текущих открытых позициях, превышении лимитов.

7.3. Отдел предоставляет подразделениям Банка информацию о текущих открытых позициях и размерах соответствующих лимитов.

7.4. Сотрудники подразделений Банка должны оказывать сотрудникам Отдела содействие в осуществлении ими своих функций.

7.5. Сотрудники Банка обязаны соблюдать требования в отношении установленных лимитов кредитного и рыночного рисков.

7.6. Сотрудники Банка обязаны прекратить осуществление операций (сделок) в случае выдачи Отделом временных предписаний до решения соответствующего Комитета о недопущении действий, результатом которых может стать принятие на себя чрезмерных рисков.