Сценарий "день весны". Сценарий весеннего праздника "весну встречаем"

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Сценарий праздника в начальной школе

Встреча Весны

Подготовила: Митина

Людмила Валерьевна,

учитель начальных классов

Липецк 2015 год

Цель: Познакомить учащихся с тремя встречами весны по народному календарю.

1. Дать понятие о старинном весеннем новом годе.

2. Показать, что любимым украшением весенних праздников является образ птицы.

Дети-ведущие, Весна одеты в народные костюмы. Родители организуют выпечку жаворонков.

Ход праздника.

Учитель:

Сегодня к нам на праздник придёт гостья.

Отгадайте, кто она: «Была белая да седая, пришла зелёная, молодая» (Весна)

Выходят дети в народных костюмах.

1 ведущий

Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет, и елей ветки шевелит.

Ещё природа не проснулась, но сквозь редеющего сна

Весну послышала она и ей невольно улыбнулась. (Ф.Фет)

2 ведущий

Тропами неторёными – что волнами зелёными –

Идёт Весна, идёт; куда ни глянет красная –

Жизнь ясная, согласная вослед за ней растёт. (А.А. Коринфский)

Учитель:

– Весна – утро года. Дни становятся заметно длиннее, а ночи короче.

Март, мартиус, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда.

3 ведущий

– Наши предки назвали этот метод сухый (сухий) – в это время года мало осадков, сухо в лесу.

4 ведущий

Протальником звали его из-за быстрого таяния снегов и появление проталин.

В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и капельником.

5 ведущий

– Ярче свет, выше солнце, длиннее дни в первом весеннем месяце. 21 марта – день весеннего равноденствия. И в этой нарастающей светлыни дня, слух всё чаще улавливает разноголосые «птичьи разговоры». Март – время прилёта птиц – грачевник.

Учитель:

А ещё март – зимобор, наследник февраля, ветронос, берёзозол, водотёк, дорогорушитель, свистун, позимник, весновей, весновка, огородник, излом весны. Вот сколько! Названия-то все радостные: так и слышится в них весёлый говорок весенних ручьёв, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы.

После долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые, и дети ждали тёплую Весну-красну! На Руси по народному обычаю первая встреча весны приходилась на христианский праздник Сретения Господня, 15 февраля.

Это важный погодоуказатель:

Дети:

– На Сретенье небо звёздное – зима не скоро начнёт плакать.

– На Сретенье снежок – весной дожжок.

– На Сретенье капель – урожай на пшеницу.

– На Сретенье впервой весна встречается с зимой.

Учитель:

В стародавние времена, когда человек одушевлял не только всё живое вокруг, но и времена года, зародился обычай в конце зимы звать, кликать весну. Дети сажали фигурки птиц на шесты, подбрасывали вверх и пели песенки – заклички. В них они просили птиц принести ключи – замкнуть зиму и отомкнуть весну.

Дети-ведущие поют заклички:

1.Грачи-кулички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по полям, по лесам разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки, ножки познобила.

Белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,

3.Прощай, саночки, конёчки,
Наши зимние дружочки!
4.Снег и холод прочь уходят,
Весну красную приводят,

5.Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка!
Учитель:

– Когда-то, давным-давно, март был не просто первым весенним месяцем, а первым месяцем нового года.

– Есть особый день в марте – старинное весеннее новогодие.

– Это 14 марта – день святой Евдокии, или Евдокия-Весновка. В этот день погоду на весну и лето загадывают.

Дети-ведущие:

–С Евдокии погоже – всё лето погоже.

–На Евдокию каплет с крыш – тёплое лето.

– Если курочка на Евдокию напьётся, то овечка на Егорья наестся.

Учитель:

– С Евдокии-Весновки в старину ребятишки начинали кликать долгожданную красавицу-весну. Забирались на пригорки, на крыши, чтобы голос далеко летел, и звали: «Ой, весна-весна, что нам вынесла?»

Дети-ведущие:

– Короб житушка, два – пшеничушки,

– Малым детушкам – по яичушку,

– Красным девушкам – по перстенёчку,

– Молодым молодушкам – по детёнышку,

– Старикам да старушкам по внучоночку!

Учитель:

– Давайте-ка, ребята, зиму провожать, а весну закликать. Повторяйте за мной такие слова:
Солнышко, покажись, Красное, снарядись,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!
Сядь на пенек, посвети весь денек!

Выходит Весна с корзиной бумажных цветов

Я – Весна-красна, бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки, на лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход.

Всюду в поле и в лесу людям радость я несу.

Ведущий:

Вот пришла весна, золотые ключи,

Ты замкни, Весна, Зиму лютую,

Отомкни, Весна, тепло летечко.

Ведущие и Весна поют песню и водят хоровод

Выпал вешний денёк, на бугре солнцепёк.

Собирайся, собирайся, народ, в хоровод!

Станем кругом ходить да весну веселить,

Хоровод заведём, запоём:

«Здравствуй, здравствуй, весна!

Прилетела весна впопыхах. Разносила красу, зеленила в лесу, на полях.

Вешний воздух, как хмель, и пьянит, веселит, и зовёт в хоровод.

Будем кругом идти, ты весна, заходи в тесный круг.

Улыбнись, озари и цветами весь луг (класс) одари!

Весна стоит в центре хоровода и в конце песни осыпает всех цветами.

Дети становятся друг за другом по одну сторону ручья, обхватывают один другого руками за пояс и поют:

– Разлился родничок, золотой рожок. Ух!

– Разлился ключевой, ледяной, снеговой. Ух!

– По мхам, по болотам, по гнилым колодам. Ух!

При каждом уханье ребята боком перепрыгивают через ручей на другую сторону.

Кто коснётся воды, тот из игры выбывает. Оставшиеся, самые ловкие игроки, припевая «Ух!», прыгают вместе.

Весна:

– Поиграли, а теперь отгадайте мои загадки:

– Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

– Вёрст не считал, по дорогам не езжал, а за морем бывал (Птица, грач)

– Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег.)

– Волшебной палочкой взмахнёт – в лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Учитель:

– А 22 марта весну встречают второй раз. Эта встреча приурочена ко дню весеннего равноденствия, который отмечают 21марта и дню памяти Сорока мучеников. Праздник второй встречи весны называют Сороки.

– В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта, в день Сорока мучеников, из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Сколько проталинок – столько и жаворонков.

– На Руси большой любовью народа всегда пользовался жаворонок. Весной люди с нетерпеньем ждали его прилёта. К этому дню пекли жаворонков из теста. Дети бежали с ними на улицу, в поле, подбрасывали к небу и кричали: «Жаворонок, жаворонок, на тебе зиму, а нам дай лето!»

Есть легенда о том, откуда взялась эта птица. Бог подбросил вверх кусочек земли, который превратился в жаворонка - серенького, невзрачного, как и сама земля, но с прекрасной, неповторимой песней (Звучит фонограмма песни жаворонка).

В старину, с раннего утра, на Сороки матери обычно пекли для ребятишек печенье в виде птичек, “жаворонков”, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, сорок штук. Дети крепили их на прутики, забирались на высокие взгорочки, крыши, заборы и закликали птиц.

Дети-ведущие с бумажными птичками на палочках поют заклички:

1.Жавороночки-невелички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по лесам, по полям разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки-ножки познобила,

белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Жаворонки, прилетите, студёну Зиму унесите,

Красну - Весну принесите: зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И дрова все пожгла, и солому всю пожгла, молоко всё унесла.

3. Жаворонушки! Прилетите к нам да принесите нам,

Жаворонушки! Нам Весну-красну, да красно летеце.

Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,

А воды-то попила, да три колодезя.

4. Жавороночек, принеси весну на своём хвосту.

На сохе, бороне, на ржаной полосе, на овсяном снопе.

5. Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам – лето!
На тебе сани, а нам – телегу!

6.Ой вы жавороночки, жаворонушки

Летите в поле, несите здоровье.

Первое – коровье, второе – овечье

А третье – человечье.

7. Приди Весна – Весна – красна!

Со льном высоким, с корнем глубоким

Хлебом обильным!

Весна раздаёт детям испечённых жаворонков.

Учитель:

–Третьей встречей весны считают день 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В старину в этот день выпускали певчих птиц из клеток на волю. Радуются люди:

–На Благовещение весна зиму поборола.

–На Благовещение дождь – родится рожь.

Учитель:

– Весной обновляется жизнь растений, животных и людей. Именно поэтому с давних пор многие народы России и мира празднуют наступление нового года весной. Наши предки встречали весну 3 раза. А связаны эти встречи с православными праздниками. Любимым украшением весенних праздников стал образ птицы.

Литература

    Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков,

М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил.

2. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Состав. Некрылова А.Ф. – Челябинск,1996.

3. Русский национальный календарь. 2006/Сост. Н.Е. Екимчева, И.О. Иофина. – М: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 368с.

Сценарий праздника «Весенняя капель»

Участники мероприятия : 2 мл., средние группы №1,2,3.

Место проведения: музыкальный зал

Время проведения:

Музыкальный руководитель: Жидкова Н.Ю.

Действующие лица:

Кошка Мурка

Дети под музыку заходят в зал

Ведущий: Дорогие ребята, мы сегодня собрались в этом уютном зале для того, чтобы приветствовать нашу гостью-Весну!

Если снег везде растаял,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла: Весна!

Все готово к празднику,

Так чего ж мы ждем,

Мы стихотворением праздник свой начнём!

1 ребёнок: Улетели все метели,

Убежали холода,

Светит солнышко сильнее –

Нету снега, нету льда.

2 ребёнок: Снова стало солнышко

Землю согревать,

И весна-красавица

К нам пришла опять!

3 ребёнок: Деньки стоят погожие

На праздники похожие

И в небе солнце тёплое

Весёлое и доброе.

4ребенок: Будем вместе мы резвиться,

Песни петь и веселиться.

В солнечный весенний день,

Веселись, кому не лень!

Ведущий: Ребята, а что бы Весна-Красавица поспешила к нам на праздник, давайте про неё споём песню.

Песня «Весна - Красна» (средние группы)

Ведущий: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Ведущий: Правильно, весна, и сегодня мы собрались, чтобы порадоваться приходу долгожданной весны. Порадоваться солнышку, пению птичек. Послушайте, как чудесно может звучать Весна.

(Звучит фонограмма)

Ведущий: А вы знаете, что весной прилетает много разных птиц? К нам прилетают скворцы, грачи, соловьи, ласточки. Птиц нельзя обижать, потому что они маленькие, а еще они приносят большую пользу лесу. Хотите, мы с вами превратимся в птичек?

Дети: Да!

Ведущий: Покружись, покружись,

В птичек малых превратись!

Танец птиц (р.н.п. «Во саду ли в огороде)

В зал заходит Кошка Мурка (мяукает)

Кошка Мурка: Уж я серенькая кошечка всё сидела у окошечка,

В гости к вам я собиралась, очень долго наряжалась!

Кто о птичке здесь поет?

Кто мне спать не дает?

Ведущий: Ах, вот кто спугнул наших птичек! Нельзя, киска, за птичками охотиться - они наши друзья!

Кошка Мурка: Мне так скучно, нечего делать, вот я и охочусь.

Ведущий: Так ты лучше поиграй с птичками.

Игра «Птички и кошка»

Ведущий: Где-то кошка здесь сидит,

Баловаться не велит.

Слышен шелест по углам,

Птички-птички, по домам!

Ведущий: Давайте опять превратимся в ребяток.

Покружись, покружись

И в ребяток превратись!

Кошка Мурка: Так это были не птички, а ребятки? Я так не играю...

Ведущий: Кошка Мурка не сердись. А наши ребята тебе песенку споют.

Песня «Что же вышло?» (2 мл. группа)

Кошка Мурка: Мне очень понравилось у вас, но мне пора до свиданья детвора!

Ведущий: Ребята, что-то наша гостья Весна все не идёт? Видимо, далек её путь? А ну-ка прислушайтесь, что за музыка звучит, кто-то в гости к нам спешит?

(Влетают бабочки)

1Бабочка: Мы бабочки-шалуньи,

Веселые певуньи,

2Бабочка: Порхаем тут и там

По рощам и лесам.

Ведущий: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости прилетел? Это же бабочки!

Сирень густая под окном

Раскрыла лепестки.

Мелькают бабочки кругом,

Проворны и легки!

1Бабочка: Мы крылышки расправим,

Красив на них узор.

Мы кружимся, порхаем,

Какой кругом простор!

2Бабочка: Журчат ручьи в апреле,

Ласкает солнце нас.

К вам на праздник прилетели

И хотим сплясать для вас.

Ведущий: Бабочки- красавицы! Наши ребята приглашают вас потанцевать.

Танец «Весенняя полька» (средние группы)

(Звучит шум начинающегося дождя)

Ведущий: Кажется, дождик собирается!

Вдруг внезапно потемнело,

в небе сильно загремело

Тучки надвигаются,

дождик начинается.

Игра «Солнышко и дождик»

1Бабочка: Полетели мы к другим деткам.

2Бабочка: До свидания друзья!

Ведущий: У весны забот немало.

Лес дремучий солнцем греть.

И в лесу под старой елью

Просыпается медведь.

(Входит Мишка)

Мишка: Ребята, кто меня узнал?

Я – мишка, я без вас скучал!

Зимой сосал в берлоге лапу,

Ни маму не будил, ни папу,

Чтоб аппетит мне нагулять

Всех приглашаю танцевать!

Ведущий: Мишка, здравствуй! Ты молодец, что к нам пришел. У наших ребят сегодня праздник, они Весну-Красавицу ждут в гости. И чтобы нам не заскучать давайте вместе танцевать.

Танец «Приседай» (2 мл. группа)

Ведущий: Мишка, садись на пенёк и поиграй с ребятами.

Игра «Косолапый Мишка»

Ведущий: Мишка по лесу гулял,

Всё ребяток он искал,

Не нашёл их и устал,

На пенёчке задремал.

Стали детки тут плясать,

Стали ножками стучать:

«Мишка - Мишенька, вставай

И ребяток догоняй »

Мишка: До свидания ребята, мне пора.

Ведущий: Пусть тает снег, пусть тает лёд

Весна цветы ребятам шлёт

Из недр весенних кладовых

Букет подснежников живых.

(Вбегают цветы)

1Цветок: Мы по лугу пойдем,

Хоровод заведем,

Приходи, весна,

Приходи, красна.

2Цветок: Мы по лугу пойдем,

Хоровод заведем,

Дождик, лей-поливай,

Всем напиться давай!

Ведущий: Здравствуйте цветочки! А наши ребята песенку про дождик знают и сейчас для вас споют.

Песня «Дождик» (средние группы)

1Цветок: Нас Весна сюда прислала,

Быть к вам в гости обещала

2 Цветок: Вы должны ее позвать,

Вслед за нами повторять.

Цветы: Весна - Красна, иди сюда!

(Все дети хором повторяют)

Входит Весна

Весна: Слышу, слышу вас, ребята,

Я Волшебница Весна,

Я луга, и лес, и поле

Пробудила ото сна,

Чтоб цветочки распускались,

Птички песней заливались!

Здравствуйте, мои друзья,

А вот и я – Весна - Красна!

Ведущий: Здравствуй Весна, ребята тебя очень ждали. Все мы рады теплым денькам, солнышку, птичкам, первым цветочкам.

К нам весна - красна пришла.

и веселье принесла.

Травке зеленеть,

птицам песни петь,

Садам весной цвести,

а нам - скорей расти!

Весна – красна, а что ты нам принесла?

Весна: Дорогие мои ребята, очень я к вам спешила, знаю, как детвора радуется приходу Весны. Вот прислала моих подружек подснежников. Это самые первые цветы. Я их очень люблю. Спасибо что вы меня дождались. А я приготовила вам интересную игру. Становитесь все в кружок.

Игра «Веселый цветок»

Весна: Ребята моим подснежникам надо спешить, скажем им до свидания! Какие хорошие ребята, а загадки вы отгадывать умеете?

Дети: Да!

Весна: Ну, тогда слушайте внимательно, и отгадывайте обязательно.

Тает снежок,

Ожил лужок.

Ночь убывает,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький...(Подснежник)

Рыжая, пушистая

На ёлочке живёт.

Крепкими зубками

Орешки грызёт… (Белка)

Длинный тонкий стебелек,

Сверху - алый огонек.

Не растенье, а маяк -

Это ярко-красный...(Мак)

Весна: Какие вы молодцы, все мои загадки отгадали.

Ведущий: Весна – Красавица, а наши ребята готовились к твоему приходу и хотят песню для тебя спеть.

Весна: С большим удовольствием послушаю.

Песня « День рождение весны»(2 мл. группа)

Весна: Спасибо вам, люди добрые, люди славные!

За ласку вашу, за веселье широкое.

Пусть всё идёт своим чередом. Желаю вам доброго здоровья, большого успеха в делах ваших. Многие вам лета!

Ведущий: Спасибо и тебе, весна, на добром слове. Мы рады встрече с тобой, твоему солнцу, голубому небу, цветам и первым птицам.

Весну красную мы встретили,

Да как праздник прошел не заметили

Хоровод мы заведем

Да по домам скорей пойдем!

Общий хоровод


Жидкова Наталия Юрьевна

Участки подготовки:

– подготовка инсценирования утренника;

– подготовка стихотворений: о весне, «Мы вставали ночью даже…»;

– поиск, разучивание примет и пословиц марта, апреля, мая;

– разучивание загадок о птицах;

– подготовка инсценировки «Лесные звери встречают весну»;

– подготовка инсценированных стихотворений «Подснежник», «Первоцвет».

Оборудование и реквизит:

– вырезанные из цветной бумаги весенние цветы, надувные шары для украшения зала;

– запись пьесы П.И. Чайковского «Песнь жаворонка»;

– призы для награждения учеников-художников;

– запись песни «Скворцы прилетели»;

– запись «Вальса цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Действующие лица:

Ведущий (учитель или ученик, ученица старшего класса);

Чтецы стихотворений о весне (3 учеников 2 класса);

Весна (ученица старшего класса или кто-либо из мам);

Март, Апрель, Май (ученики 2 класса);

Чтецы примет марта (5 учеников 2 класса);

Чтецы примет и пословиц апреля (4 ученика 2 класса);

Чтецы примет и пословиц мая (5 учеников 2 класса);

Чтецы стихотворения «Мы вставали ночью даже…»;

Еж, Белка, Лиса, Волк, Медведь (ученики 2 класса);

Чтецы стихотворения «Подснежник» (2 ученика 2 класса), Подснежник (ученик 2 класса);

Чтец стихотворения «Первоцвет», Первоцвет (ученики 2 класса).

Ход утренника

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по пригоркам шумят.

Какие замечательные стихи! Слова льются, как весенний ручей. Зажурчал наш поэтический ручеек. И он продолжает журчать.

Трое учеников читают стихотворения о весне, найденные и подготовленные самостоятельно (с помощью родителей).

Ведущий. Многие писатели и поэты описывали это время года. А замечательный русский композитор П.И. Чайковский сочинил удивительную по своей красоте весеннюю музыку.

Звучит запись пьесы П.И. Чайковского «Песнь жаворонка». Под звуки музыки входит Весна.

Я – весна-красна.

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки,

Прогоняю с речки лед,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Здравствуйте, дети! Я не могла не прийти на ваш светлый весенний праздник. Вместе со мной пришли и мои сыновья: Март, Апрель, Май (входят весенние месяцы). В природе бывает три весны. Март – весна света, апрель – весна воды, май – весна зеленой травы.

Март. А еще меня называют утром весны. Как день начинается с утра, так и весна начинается с меня, месяца марта. У меня есть свои приметы, их уже давно отметили люди. Может, и вы их знаете?

Ученики называют приметы марта, пословицу о марте.

1-й Чтец. Как в марте зима ни злится, а весне покорится.

2-й Чтец. Синие облака в марте к теплу или к дождю.

3-й Чтец. Из березы течет много сока – к ненастью.

4-й Чтец. Ранний прилет журавлей – ранняя весна.

5-й Чтец. Длинные сосульки – к долгой весне.

Желающие ученики делают свои дополнения.

Апрель. И у меня есть другие имена: снегогон, водолей, соковик.

Ведущий. А знаете ли вы, дети, почему апрель так называют? (Ученики отвечают.)

Апрель. Как и у моего брата, у меня есть свои приметы и пословицы. Сможете их назвать?

1-й Чтец. Апрель с водой – май с травой.

2-й Чтец. Не ломай печей, еще апрель у плечей.

3-й Чтец. Апрель ленивого не любит, проворного приголубит (ученики толкуют смысл каждой пословицы).

4-й Чтец. Весной береза раньше ольхи лист распустит – лето будет сухое, ольха опередит березу – мокрое.

Май. Май – предвестник лета. Я самый теплый, но все еще весенний и порой капризный месяц, могу неожиданно стать холодным, дождливым. Но это не так уж и плохо. Вот о чем говорят мои приметы. (Чтецы произносят приметы мая.)

1-й Чтец. Май холодный – год хлебородный.

2-й Чтец. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.

3-й Чтец. Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.

4-й Чтец. Соловей поет всю ночь – к сухой погоде.

5-й Чтец. Поздно расцвела рябина – к долгой осени.

Весна. Спасибо, ребята, за то, что так хорошо знаете моих сыновей.

Ведущий. Ребята и песню о тебе, Весна, знают.

Исполняется песня «Здравствуй, весна!» (музыка К. Островского, слова О. Высотской).

Весна. Мне очень приятно, что вы радуетесь моему приходу, и я рада встретиться с вами, ребята. Я сразу же обратила внимание на то, какие красивые рисунки вы посвятили мне.

Ведущий обращает внимание присутствующих на стенд с рисунками, комментирует их. Весна вручает призы лучшим художникам.

Весна. Вы слышите, дети? Это поют мои друзья, мои гонцы. На своих крыльях они приносят теплые солнечные дни. А знаете ли вы птиц, которые прилетели к нам на праздник?

Группа детей представляет птиц (загадывает загадки).

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Кто там за плугом носится вскачь? (Грач)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня, и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда –

Соседям яйца оставляет,

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

5-й Чтец (Скворец). Ребята, вы меня узнали? Кто не узнал – разрешите представиться.

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями,

Ну а зовут меня… (скворец).

2-е Чтецов (поочередно).

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад:

Ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Прилетели,

Прилетели,

Прилетели наконец!

Звучит запись песни «Скворцы прилетели» (музыка И. Дунаевского, слова М. Матусовского).

Весна. Я уже знаю, что с моими птицами все в порядке: они прилетают, радуются родному дому и строят гнезда. А как же поживают мои зверюшки?

Проигрывается инсценировка «Лесные звери встречают весну».

Еж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала, одними мышами питалась.

Волк. Да нередко кур подсчитывала в соседней деревне.

Лиса. Да что ты, какие куры? А что ты, кум, такой худой?

Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня,

Увидал обед у пня.

А обед во все лопатки

Припустился от меня.

Вот несчастье, вот беда –

Быстроногая еда!

Лиса (ехидно, обращаясь к Медведю). Миша, расскажи, как ты чуть весну не проспал.

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге,

Спал всю зиму до весны

И конечно, видел сны?

Вдруг проснулся косолапый.

Слышит: каплет, вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода.

Заспешил медведь наружу.

Заливает – не до сна!

Вышел он, и видит: лужа,

Тает снег, пришла весна.

Весна. Ну что ж, и такое бывает. Хорошо, Миша, что ты все-таки проснулся и спасся от воды. А на будущее учти, что весна не ждет, всегда приходит вовремя. (Обращается к Зверям.) Трудные времена для вас прошли, лесные жители. Радуйтесь теплу и Весне!

Но как же поживают мои первые цветы?

Исполняется инсценированное стихотворение «Подснежник».

В шапке белоснежной,

В легком пиджачке

Стоит в лесу подснежник

На босой ноге.

Подснежник.

Подснежник, подснежник,

Проснулся в лесу,

Подснежник, подснежник,

Встречает весну!

Бедненький подснежник,

Спят еще цветы.

Смотри, в такой одежде

Насморк схватишь ты!

Подснежник.

А вот мне не спится.

Разве тут до сна?

Ведь может заблудиться

Без меня весна.

Весна. Спасибо тебе, Подснежник, за твою заботу. А вот еще один весенний цветок.

Исполняется инсценированное стихотворение «Первоцвет».

Первоцвет.

Первоцвет весенний –

Желтенький цветок.

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

Первоцвет весенний –

Ключик от весны.

Не тебе ли снятся

Золотые сны?

Будь же осторожен,

Не сомни его –

Мягкого, пушистого

Друга моего.

Берегите, ребята, моих прекрасных друзей, не мните, не срывайте их, и они отблагодарят вас своей красотой. Ну, а я благодарю вас за стихи и песни, рассказанные и спетые для меня и моих сыновей.

Звучит запись «Вальса цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Весна и весенние Месяцы покидают зал.

Действующие лица:

Дети: Мышка, Лягушка, Заяц, Лиса, Медведь.

Взрослые: Домовёнок, Баба-Яга, Весна.

Дети под весёлую музыку выбегают в зал. Построение.

1 реб . Посмотрите за окно: светом залито оно!

Все от солнца жмурятся. Ведь весна на улице!
2 реб. А у Маши на лице рыжие веснушки –

Это солнечный привет от весны подружки.

3 реб. Если снег повсюду тает, день становится длинней,
Если все зазеленело и в полях звенит ручей,

4 реб. Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла ….
Дети: Весна!

5 реб. Все готово к празднику? Так чего ж мы ждем?
Мы веселой песенкой праздник наш начнем.

«Песенка о весне», Муз А. Понамарёва

Дети садятся на стульчики.

Девочки остаются для танца с птицами у шторы и готовятся к танцевальному номеру.

Вед. Ребята, вы знаете, что весной к нам возвращаются перелетные птицы, которые зимовали в теплых краях. Радуются также весне птицы, которые никуда не улетали, а зимовали здесь.

6 реб. Все проснулось ото сна – в гости к нам идёт весна.
Слышен звонкий гомон птиц: голубей, скворцов, синиц.
7реб. Эй, по белу свету птицы разлетайтесь поскорей

Разнесите вы по свету радость солнцу и весне!

«Танец с птицами» Исп. девочки. Выдвигается теремок .

Вед: А что-то к нам на праздник никак не приходит Весна!

А давайте пойдем в волшебный лес, в нем весной полно чудес.

Вы на минутку закройте глаза и начнутся сейчас чудеса!

(Звучит музыка, выносят макет Теремка. Сказка «Теремок на новый лад» )

Посмотрите, теремок. Слышите, кто-то бежит!

Мышка. Я — маленькая мышка, я по лесу брожу,

Ищу себе домишко. Ищу — не нахожу. Тук-тук! Пустите меня!

Вед. Никто мышке не ответил. Решила она войти в теремок .(Ребенок входит в теремок.)

Лягушка . Речка, мошки! Ква-ква! Теплый дождик, ква-ква!

Я лягушка, я квакушка, поглядите, какова!

Тук-тук-тук! Открывайте дверь!

Мышка. Кто там?

Лягушка . Это я, лягушка-квакушка! Пустите меня в теремок!

Мышка. А что ты умеешь?

Лягушка. Я умею загадки загадывать! Вот слушай.

В лесу выросло, Из леса вынесли,

В руках плачет, а по полю — скачут.

Мышка. Балалайка! Заходи

Вед. Стали они вдвоем в теремке жить. Вдруг слышат, бежит заяц.

Заяц . Тук-тук!

Мышка . Кто там?

Заяц . Я заяц — чуткое ушко, Имя мое — Прыг-скок!

Пустите меня в теремок!

Лягушка. А что ты умеешь?

Заяц. А вот что! Я люблю играть!

Игра «Зайка-зайчишка».

Лягушка. Заходи!

Вед. Вот их в теремке трое стало. Вдруг слышат, кто-то бежит к терему.

Лиса. Я лисичка, я сестричка, Я хожу неслышно.

Рано утром по привычке, На охоту вышла.

Тук-тук! Пустите меня в теремок!

Вед. Выглянула мышка в окошко и спрашивает…

Мышка. А что ты умеешь делать?

Лиса. Я люблю петь!

Песня «Весёлая песенка».Муз. С. Корабейникова.

Лягушка . Заходи!

Вед . Стали они вчетвером жить. Вдруг слышат, сучья трещат, медведь идет.

Медведь . Тук-тук! Пустите меня в теремок!

Мышка . Кто там?

Медведь . Мишка-медведь!

Лягушка. А что ты умеешь?

Медведь Могу песни я петь и играть на ложках!

(песенная импровизация). Я медведь, я медведь, Я умею песни петь!

Все звери: Миша – мишенька — медведь, не умеешь песни петь.

Вед. Давайте, ребята, поможем медведю, сыграем ему на ложках и трещотках.

(Шумовой оркестр. Р.н.п. «Как у наших у ворот»)

Вед. Дети, мы тоже петь и плясать умеем, пойдемте и мы в теремок!

(Ведущая подходит к теремку)

Вед. Тук-тук!

Мышка. Кто там?

Вед. Это мы, ребята! Пустите нас в теремок.

Лягушка. А что вы умеете?

Вед . Мы плясать умеем! Хотите с нами поплясать?

Звери. Да!

Вед. Выходите и попляшите с нами.

«Приокская кадриль».

После танца все дети садятся на стульчики, а из теремка доносится шум (фонограмма)

Вед. Что такое, что за чудеса! В теремке невидимка завелся! Кто же это?

Не котенок, и не мышонок и ведь даже не ребенок….

Домовёнок : (высовывает голову) А маленький домовенок!

Вед: Вот видите, я ведь говорила…

Когда ты слышишь скрипы и шаги спросонок,

Шуршанье, кашель, всхлипы, знай — это домовёнок!

Он в доме самый главный, за все несет ответ

Ворчит на всех домашних и дом хранит от бед!

А мы про Домовёнка песню знаем.

Дети поют песню. Домовёнок . Вбегает взлохмаченный домовёнок. Бежит по кругу, причитает!

Домовёнок: Ох, беда, беда, огорчение! Хозяйство – по миру, убытки не меряны!

Ой-ёй-ёй! Ай-яй-яй! Останавливается в центре зала Сундук!….

Вед: Здравствуй! А ты кто?

Кузька: Здравствуйте! Я — Кузя- домовой. Пригласи меня домой

Я порядок наведу. Не пущу я в дом беду, по хозяйству помогу!

А тут — недоглядел! Пропажа у меня в хозяйстве приключилась, волшебный сундук для Весны-красны пропал! Ой, беда, беда, огорчение! Что делать? (раздаётся шум)

Вед: А это что за шум и тарарам? Кто-то в гости мчится к нам!

Что ж, тихонько посидим, Кто же это, поглядим.

Кузька: Ох, батюшки, ох, матушки! Кажись одна бабуся в гости пожаловала! Прятаться пора! (Мечется, ищет, где бы спрятаться, прячется . Появляется Баба-Яга )

БабаЯга: Чадушко! Бабуся за тобой приехала!

Пропадешь ты тут не евши, не пивши!

Куды ты подевался? Вот найду, догоню и съем! У!

Вед:Ребята, это она Кузю ищет…

БЯ: Что мне делать, как мне быть

Как мне Кузю изловить?

Без него нет счастья, лишь одни напасти

Нужен бабке домовой, чтобы жил всегда со мной!

Вед: Не устала ты сердиться? На людей на добрых злиться?

Ну-ка лучше улыбнись, да по горенке пройдись

Хороша! Ну просто пава! Симпатична и румяна!

Правда, ребята? Давайте Бабе- Яге скажем приятные слова, она и подобреет!

1р. Милая бабуся, бабушка Ягуся!

2р. Мы вам очень, очень рады!

БЯ:Ой, смотри, какое диво! Счастье бабке привалило!

Ах вы, ватрушечки мои мягонькие, кренделечки сахарные, деточки разлюбезные! Я от теплых слов в слезах и добрею на глазах! Кузенька мой золотой, бриллиантовый покажись!

Кузя: Ладно уж, покажусь! (Вылезает) Здравствуй, бабушка Яга, как сегодня ты добра!

БЯ: Здравствуй, ягодка моя сладкая! Золотой мой, Кузенька, медовый!

Красавчик мой писаный! Мне без Кузи было трудно, было трудно, нелегко

И в избе без домовенка прокисало молоко

Только ты домой вернулся! Стало в доме веселей!

Сундучок волшебный Кузин! Открывайся поскорей!

Кузя: Ах, вот кто сундук мой украл? А ты знаешь, что там волшебная флейта для

Весны?

Б.-Я.: Не серчай, ты мой родной, сундучок верну я твой! (Отдаёт)

Кузя: Вот он, сундучок мой заветный!

Сундучок мой, сундучок, позолоченный бочок

Расписная крышка, медная задвижка. Вот она флейта! (Достаёт)

Стоит только в руки взять — Она начнёт сама играть! Весна придёт в гости опять!

Берёт в руки, звучит музыка, входит Весна здоровается.

Весна: Я Весна-красна, Вам тепло принесла.

Вед. Послушай, Весна, какие стихи наши ребята знают.

Чтение стихов по выбору воспитателя. Например,

Реб. Снова солнце светит ярко, весело бегут ручьи,
Словно маленькие дети, разыгрались воробьи.

Реб. Подарила нам Весна Солнца много и тепла!

Улыбок и звонкого пения, Радости и весеннего настроения.

Весна: Давайте в игру играть. Я буду загадывать загадки, а вы будете догадливы в отгадках. (Загадки по выбору.)

Весна. Выходите веселиться: песни петь да плясать!
Вед: Приглашаем на весенний хоровод!

Дети исполняют Весенний хоровод.

Вед. Весной хотим мы отчего-то, смеяться, весело играть!

И потому всех приглашаем плетень красивый заплетать!

Игра «Плетень»

Баба Яга: Праздник наш уже кончаем, что же нам еще сказать?

Разрешите на прощанье всем здоровья пожелать.

Домовёнок. Сил, здоровья набирайтесь и счастливыми вырастайте.

Весна: И мне идти надо! Столько дел успеть сделать ещё надо!

А в подарок вам — моя корзиночка. До свидания, друзья.

Гости уходят. Вед. показывает, что в корзиночке — угощенье.

Праздник кончается. Дети уходят в группу пить чай.

Эй, мальчишки! Эй, девчушки!
Ну-ка навострите ушки,
Открывайте шире глазки -
Пора праздник начинать!

А праздник наш необычный. Мы будем отмечать приход Весны!

Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня прямиком
Шлепает по лужам.

Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.

“Скоро, скоро быть теплу!”-
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.

Л.Аким

Весна – красивое время года. Многие писатели, поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения описанию весенней природы.

Да, весна и сама художник!
Полюбуйся весна наступает,
В ярком золоте день утопает.
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
Вновь весна и небо голубое,
И плывут высоко облака.
И.С.Никитин

Какие красивые стихи вы услышали о весне!

Но что это такое? К нам пришла снежная зима. Она не хочет, чтобы наступала весна, взяла и перепутала весенние месяцы со своими зимними!

Давайте поможем весне найти свои месяцы!

А теперь, расположим их по порядку!

Весна в природе бывает разная: ранняя, середина весны и поздняя..

А какая сейчас весна?

Чем удивляет она в начале? (начинает таять снег)

Чем радует середина и поздняя весна? (бегут ручьи, прилетают перелётные птицы, расцветают цветы, распускаются почки на деревьях)

А какие звуки у весны? (крик птиц, журчание ручья, шелест веток

А чем пахнет весна? (талым снегом, цветами, цветущими деревьями)

Всё правильно, молодцы!

Приходя весна приносит с собой жизнь, движение, что-то новое. Она приносит с собой первые запахи, радует нас своими звуками, красками. И, наверное, самая большая радость – это первые цветы. Верно. Ребята?

Давайте проверим знаете ли вы первые осенние цветы.

Слушайте загадки, кто знает отгадку -поднимайте руки.

Из под снега расцветает.
Раньше всех весну встречает. (подснежник).

Вот звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет! (колокольчик).

Золотой и молодой за неделю стал седой.
А денька через два облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик бывший...... (одуванчик)

На зеленом шнурочке
Белые звоночки. (ландыш).

Ну вот и пришла долгожданная весна. На полянке расцвели разноцветные цветы.

Кто быстрее найдёт все цветы своего цвета? (Вызываются 3 человека. На полу из корзины разбрасываются по 10 цветков трёх цветов: синие, красные, желтые.)

Молодцы, вы хорошо поработали, а теперь отдохнем!

Представьте, что вы подснежники!

Встаньте и повторяйте все движения за мной!

Присели, закрыли глазки.

В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.

Открыли глазки, подняли руки вверх.

Сперва понемножку зелёную выставил ножку...

Медленно поднимаемся, растём...

Потом потянулся из всех своих маленьких сил...

Руки в стороны – потянулись, потянулись...

И тихо спросил: “Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?”
П.С.Соловьева

Руки ставим на пояс.

Вдруг налетел сильный ветер! Дует справа, наклоняемся, дует слева! Дует сзади!

Солнышко зашло за тучи, закрыли глазки, заслонили лицо ладошками.

Ура! Солнышко вышло, открыли глаза, подняли руки вверх, хватаем пальчиками солнечные лучики!

Сели по местам.

А теперь давайте представим себе весну: растаял снег, греет ласковое солнышко, появились первые весенние цветы, природа начинает расцветать всей своей красой....

А чего же нам не хватает, чтобы полностью почувствовать весну?

Правильно, пения птиц!

Давайте проверим, можете ли вы отгадать названия птиц предвестников весны?

Трактор землю пашет плугом, вслед шагают друг за другом,
Чтоб добыть себе харчи, чернокрылые... (грачи)

Есть у леса “телефон”, о гостях трезвонит он –
За чужими смотрит строго белобокая... (сорока)

А теперь задания сложнее, для самых сообразительных:

3. Расставьте буквы по порядку, по номерам и получится название птицы.

К В С Р О Ц Е
2 3 1 5 4 7 6 (СКВОРЕЦ)

4. Отгадай название птицы по первым буквам слов:

Молодцы, всё правильно отгадали!

И мы должны всегда помнить, что природа, как израненная птица, просит нас о помощи.

Подумайте, почему с каждым годом многие растения и животные становятся редкими? (загрязняется воздух, природа, вырубаются леса и т.д.).

Как должен вести себя человек, чтобы не нанести вред природе и своему здоровью?

Мы должны беречь природу! Не уничтожать её, а изучать!

Это очень любопытно наблюдать за животным и растительным миром (показ иллюстраций)

Наблюдения будут удивлять вас своими открытиями!

Вы испытаете гордость, за то, что сами помогли природе! И тогда окружающий мир вам будет приносить только радость!

Вот и подошёл наш праздник к концу.

  • Понравился вам необычный праздник?
  • Какому времени года он был посвящен?
  • Какие весенние месяцы вы знаете?

“Слава!” - крикнем мы весне.
Дружно скажем: “Здравствуй!”
Очень рады мы тебе,
Расцветай и властвуй!