Тест на определение своих основных потребностей. Тест на выявление преобладающих потребностей

Методика предназначена для выявления актуальности базовых потребностей: материальных, потребности в безопасности, в самовыражении (самоактуализации).

Методика допускает индивидуальное и групповое использование. В случае группового обследования число участников не должно превышать 15 человек. Каждому обследуемому должно быть предоставлено отдельное место длявыполнения задания. Длительность заполнения не более 20-25 минут. Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, психолог должен дать разъяснения.

Инструкция : Вам даются 15 утверждений. Сравните эти утверждения попарно между собою. Начинайте сравнивать первое утверждение со вторым, потом первое утверждение с третьим и т.д. Результаты вписывайте в колонку 1 столбца. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя Вы сочтете второе, то в начальную клеточку вписывайте цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то вписывайте цифру 1. И так делайте при каждом сравнении. Далее проделывайте аналогичные операции со вторым утверждением: сравнивайте его сначала с третьим, потом с четвертым и т.д. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк. Каждое сравнение пар делайте после проговаривания «Я хочу…»

"Я хочу..."

    Добиться признания и уважения

    Иметь теплые отношения с людьми

    Обеспечить себе будущее

    Зарабатывать на жизнь

    Иметь хороших собеседников

    Упрочить свое положение

    Развивать свои силы и способности

    Обеспечить себе материальный комфорт

    Повышать уровень мастерства и компетентности

    Избегать неприятностей

    Стремиться к новому и неизведанному

    Обеспечить себе положение влияния

    Покупать хорошие вещи

    Заниматься делом, требующим полной отдачи

    Быть понятым другими.

Бланк ответов

Имя материала: Социология управления: от группы к команде

9.10. тест «иерархия потребностей»

Вам даются 15 утверждений. Сравните эти утверждения попарно между собою. Начинайте сравнивать первое утверждение со вторым, потом первое утверждение с третьим и т. д. Результаты вписывайте в колонку I бланка ответов. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку вписывайте цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то вписывайте цифру 1. И так делайте при каждом сравнении. Далее проделывайте аналогичные операции со вторым утверждением: сравнивайте его сначала с третьим, потом с четвертым и т. д. Результаты вписывайте в колонку бланка ответов. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк. Каждое сравнение пар делайте после проговаривания «Я хочу...»

«Я хочу...»

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечить себе положение влияния.

13. Покупать хорошие веши.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

Когда заполните весь бланк, подсчитайте, сколько раз в бланке встречается каждое утверждение. Полученные суммы впишите в клетки, выделенные жирными линиями. Эти операции дают B£M возможность определить предпочтение по всем утверждениям. Далее подсчитайте суммы баллов по пяти шкалам:

Материальное положение

Подсчитывается сумма по позициям 4, 8, 13

Потребность в безопасности

Подсчитывается сумма по позициям 3, 6, 10

Потребность в межличностных связях

Подсчитывается сумма по позициям 2, 5, 15

Потребности в уважении со стороны

Подсчитывается сумма по позициям 1, 9, 12

Потребность в самореализации

Подсчитывается сумма по позициям 7, 11, 14

Завершающей процедурой будет построение собственного профиля удовлетворенности потребностей по пяти шкалам. Необходимо полученные выше суммы отложить на каждой шкале. На графике указаны три зоны:

полная удовлетворенность - 0 до 13 баллов

частичная удовлетворенность - от 13 до 26 баллов

полная неудовлетворенность - от 26 до 39 баллов

Доминирующая потребность будет обозначаться высшим баллом.

Тест можно использовать для оценки мотивационного климата организации. Для этого по методике случайной выборки оцениваются отобранные совокупности (0,1 - 0,5 \% опрашиваемых, если оценивается климат крупной компании, 3-5\%, если оценивается организация численностью до 1000 человек). Данные оценки должны помочь руководству в деятельности по управлению организацией.

Источник. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. - М.: УЦ «Перспектива», 1997. - С. 177 - 179.

Определите наиболее значимые для вас потребности в соответствие с теорией А.Маслоу. Предлагаемые в тесте утверждения имеют семь вариантов.

При рассмотрении вопросов необходимо выбрать один из наиболее подходящих вариантов ответов, характеризующий Ваше поведение или Ваше отношение к событию, и записать его на листке бумаги в соответствии с номером вопроса.

Варианты ответов на поставленные вопросы:

Полностью согласен +3

Согласен +2

Больше согласен, чем нет +1

Почти не согласен –1

Не согласен –2

Совершенно не согласен –3

1. Заработная плата обычно повышается тому, кто хорошо выполняет работу.

2. Более детальное описание выполняемой работы является полезным, так как работник точно знает, что от него ожидают.

3. Работникам необходимо периодически напоминать, что от их работы зависит конкурентоспособность организации.

4. Руководитель должен уделять большое внимание сохранению физического состояния работников.

5. Руководитель должен затрачивать много усилий для создания благоприятной, дружеской производственной атмосферы среди подчиненных.

6. Индивидуальная способность к более качественному вы­полнению работы имеет большое значение для работника.

7. Обезличенная ответственность часто приводит к притуплению ее восприятия работником.

8. Работники хотят верить, что их профессионализм и знания пригодятся в работе.

9. Для закрепления работников на предприятии важным фактором являются выплаты выходного пособия при увольнении и страховые программы.

10. Почти каждую работу можно сделать более стимулирующей и интересной.

11. Многие работники не готовы признать превосходство другого в том, что они делают.

12. Руководитель может продемонстрировать большой интерес в делах сотрудников путем поддержки внерабочих мероприятий после работы.

13. Гордость за работу - существенное вознаграждение для исполнителя.

15. Взаимоотношения в неформальных группах - необходимое условие хорошей работоспособности коллектива.

16. Персональное стимулирование с помощью премий улучшает качество выполняемой работы.

17. Возможность общаться с высшим руководством значи­ма для работника.

18. Работники заинтересованы в минимальном контроле при составлении программы работы и ее реализации.

19. Безопасность работы важна для работника.

20. По мнению работников, наличие хорошего оборудования - необходимое условие успешной работы.

Ключ к тесту

1. Определите алгебраическую сумму набранных Вами баллов в соответствии с таблицей 1 по видам потребностей.

Потребность «самовыражение » оценивается суммой баллов ответов на вопросы: 10, 11,13,18.

Потребность «уважение » оценивается суммой баллов ответов на вопросы: 6, 8,14,17.

Социальные потребности оцениваются суммой баллов ответов на вопросы: 5, 7,12,15.

Потребность в безопасности оценивается суммой баллов ответов на вопросы: 2, 3,9,19.

Физиологические потребности оцениваются суммой баллов ответов на вопросы: 1,4, 16, 20.

2. Нанесите точки в соответствии с полученными результатами подсчетов (см. пример в табл.1).

3. Соединив точки отрезками прямой линии, получите график потребностей, характерный для Вас.

Таблица 1. График результатов

Физиологи­ческие потребности (1,4,16,20) Потребности в безопас­ности (2,3,9,19) Социальные потребности (5,7,12,15) Уважение (6,8,14,17) Самовыра­жение (10,11, 13, 18)
-12
-10
-8
-6
-4
-2
+2
+4
+6
+8
+10
+ 12

Например, после суммирования ответов Вы получили:

– самовыражение = 7;

– уважение = 6;

– социальные потребности = 1;

– потребности в безопасности = 3;

– физиологические потребности = 7.

График в соответствии с этими результатами представлен в табл. 1.

Полученный график показывает, что для отвечаю­щего наиболее значимыми потребностями являются потребно­сти самовыражения и физиологические (по 7 баллов), а наиме­нее значимыми – социальные. Такой человек нацелен на инди­видуальную интересную для него работу, не очень заинтересо­ван в работе в коллективе.

Вам даются 15 утверждений. Сравните эти утверждения попарно между собою. Начинайте сравнивать первое утверждение со вторым, потом первое утверждение с третьим и т. д. Результаты вписывайте в колонку I бланка ответов. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку вписывайте цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то вписывайте цифру I. И так делайте при каждом сравнении. Далее проделывайте аналогичные операции со вторым утверждением: сравнивайте его сначала с третьим, потом с четвертым и т. д. Результаты вписывайте в колонку бланка ответов. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк. Каждое сравнение пар делайте после проговаривания «Я хочу...»

«Я хочу...»

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечить себе положение влияния.

13. Покупать хорошие веши.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

Когда заполните весь бланк, подсчитайте, сколько раз в бланке встречается каждое утверждение. Полученные суммы впишите в клетки, выделенные жирными линиями. Эти операции дают вам возможность определить предпочтение по всем утверждениям. Далее подсчитайте суммы баллов по пяти шкалам:

Материальное положение

Подсчитывается сумма по позициям 4, 8, 13

Потребность в безопасности

Подсчитывается сумма по позициям 3, 6, 10

Потребность в межличностных связях

Подсчитывается сумма по позициям 2, 5, 15

Потребности в уважении со стороны

Подсчитывается сумма по позициям 1,9, 12

Потребность в самореализации

Подсчитывается сумма по позициям 7, 11, 14

Завершающей процедурой будет построение собственного профиля удовлетворенности потребностей по пяти шкалам. Необходимо полученные выше суммы отложить на каждой шкале. На графике указаны три зоны:

полная удовлетворенность – 0 до 13 баллов

частичная удовлетворенность – от 13 до 26 баллов

полная неудовлетворенность – от 26 до 39 баллов

Доминирующая потребность будет обозначаться высшим баллом.

Тест можно использовать для оценки мотивационного климата организации. Для этого по методике случайной выборки оцениваются отобранные совокупности (0,1–0,5% опрашиваемых, если оценивается климат крупной компании, 3-5%, если оценивается организация численностью до 1000 человек). Данные оценки должны помочь руководству в деятельности по управлению организацией.

Источник. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. – М.: УЦ «Перспектива», 1997. – С. 177 – 179.

Данный тест позволяет выявить, какие потребности определяют Ваше поведение в первую очередь и, следовательно, какие мотивы для Вас являются ведущими (ответы Да/Нет).

1. Нравятся ли Вам такие ситуации, в которых лично Вы должны находить решения возникающих проблем?

2. Предпочитаете ли Вы задачи средней сложности, предлагающие умеренный, взвешенный риск?

3. Нуждаетесь ли Вы в обратной связи о том, как Вы исполняете свою работу?

4. Тратите ли Вы время на обдумывание того, как улучшить свою работу, как выполнить какую-то важную задачу, как добиться успеха в тех или иных ситуациях?

5. Отдаете ли Вы предпочтение такой работе или таким ситуациям, которые дают возможность социальных взаимодействий, контактов с другими людьми?

6. Часто ли Вы обращаете внимание на то, какие взаимоотношения складываются у Вас с окружающими?

7. Считаете ли Вы, что чувства других людей очень важны?

8. Пытаетесь ли Вы улучшить отношения с людьми, когда возникают какие-то трения?

9. Пытаетесь ли Вы оказывать влияние на других людей и контролировать их?

10. Стараетесь ли Вы в группе занять позицию лидера?

11. Получаете ли Вы удовлетворение, когда Вы убеждаете других людей в чем-то?

12. Считают ли окружающие Вас настойчивым, энергичным и требовательным человеком?

Ключ к тесту:

Ответы "Да" на вопросы 1-4 показывают, в какой степени у Вас выражена потребность в достижении .

Ответы "Да" на вопросы 5-8 показывают, в какой степени у вас проявляется потребность в признании .

Ответы "Да" на вопросы 9-12 показывают, в какой степени у вас проявляется потребность во власти .

После получения результатов теста полезно рассмотреть, как высокий уровень потребности в достижении, в признании и во власти соотносится с основными характеристиками учебы, работы, и какие сферы деятельности позволяют лучше проявить себя людям, имеющим высокий уровень этих потребностей.

Измерение стремления к риску и мотивация достижения цели и успеха (Т.Элерс)

На деятельности в условиях нововведений сказывается такое качество личности, как готовность к риску. Прочитайте и оцените (ответы «да», «нет»), насколько утверждения теста соответствуют тому, что Вы обычно думаете, делаете, переживаете.

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на неопределенное время.

2. Я сильно раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из первых.

5. Когда у меня два дня нет дела, я теряю покой.



6. Я не всегда горю желанием сделать свою работу очень хорошо.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен к людям, чем они ко мне.

9. Иногда я отказываюсь от трудного задания, но потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в больших паузах для отдыха.

11. Усердие – это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.

16. У меня легко вызвать честолюбие.

17. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

18. Когда я работаю, я надеюсь, что другие люди мне помогут.

19. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

20. Нужно полагаться только на самого себя.

21. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.

22. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

23. Я менее честолюбив, чем многие другие.

24. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

25. Когда мне работа нравится, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

26. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

27. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

28. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

29. Когда мне приходится принимать решения, я стараюсь делать это как можно лучше.

30. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

31. Моим успехам в определенной мере я обязан своим коллегам.

32. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

33. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

34. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

35. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

36. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты.

37. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

38. Завидую людям, которые не очень загружены работой.

39. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению в обществе.

40. Когда я уверен, что прав, то для доказательства своей правоты иду на крайние меры.